Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Им андрея рублева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — единственный государственный специализированный музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени.

Музей расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор — ныне древнейший храм Москвы. Музей имеет богатую коллекцию иконописи XII — начала XX веков. В 2017 году музей отмечает 70-летие со дня своего основания.

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. Его первым директором стал крупный организатор музейного строительства Д.И. Арсенишвили (1905–1963), первым научным сотрудником — выдающийся знаток творчества прп. Андрея Рублева Н.А. Демина (1904–1990).

К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации.


Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства. Собирательская деятельность и реставрационные работы продолжаются до настоящего времени и являются неотъемлемой частью повседневной музейной жизни.

Ныне экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. В Настоятельском корпусе размещается выставочный зал.

Режим работы:

  • понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00;
  • пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00;
  • среда — выходной.

Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.


Стоимость билетов:

Постоянная экспозиция

Временные выставки

На временные выставки билеты продаются отдельно, стоимость может меняться в зависимости от выставки.

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ ЦАРЬ КОНСТАНТИН И ЦАРИЦА ЕЛЕНА Около 1853 года. Москва Дерево, масло; 125 x 89 см КП 2825 Верхний Спасский храм церкви Покрова в Филях Флавий Валерий Аврелий Константин (между 270-275 - 337) – римский император, известный как Константин Великий. Почитается Церковью как равноапостольный благодаря принятому в 313 году Миланскому эдикту, легализовавшему христианство в Римской империи. Это произошло после победы Константина над войсками Максенция в 312 году, накануне которой, по преданию, император увидел в небе Крест с надписью: «Сим Победишь». В 325 году он инициировал созыв Никейского собора, на котором была осуждена арианская ересь. Крещение император принял накануне смерти. О жизни матери императора Константина, равноапостольной царице Елене (250-е – 330-е годы) известно, в основном, из сочинения Евсевия Кесарийского «Жизнь блаженного василевса Константина». В христианство Елена обратилась в возрасте около 60 лет и в конце жизни предприняла паломничество в Иерусалим, где по ее воле были проведены успешные поиски Голгофы, пещеры погребения Христа и Креста Распятия. Крест был найден вместе с четырьмя гвоздями и табличкой с краткой надписью: «Иисус Назарянин царь иудейский». Царица Елена установила почитание обретенных реликвий и возвела над пещерой Гроба Господня храм в честь Воскресения Христова. Равноапостольные Константин и Елена традиционно изображаются вместе по сторонам от большого Креста. Икона, находящаяся в западном притворе верхнего храма церкви Покрова в Филях, была исполнена около 1853 года, когда в интерьере проводились работы по переустройству убранства притворов на средства купца И.П. Гладилина.

Комментариев 1

Классов 132

В 1922 году массовые изъятия церковных ценностей в храмах и монастырях Москвы проходили в рамках объявленной борьбы с массовым голодом. В Андрониковом монастыре конфискации начались 22 марта - с раки, стоявшей в Спасском соборе с мощами первых игуменов, св. Андроника и Саввы, было сорвано серебра весом более 7 пудов (более 114 кг). В апреле снимались серебряные ризы с икон, 625 бриллиантов, 125 алмазов, изъяты 2 серебряных креста с жемчугом весом более 6 фунтов (более 2700 г). Вскоре после закрытия монастыря все остальные ценности были разграблены, разрознены, вывезены. Музей имени Андрея Рублева создавался в 1947 году без единого экспоната - ни одной иконы, рукописи, древнего памятника в Андрониковом монастыре не было, некрополь был разорен, а Спасский собор нуждался в срочных противоаварийных работах и реставрации. На фото начала XX века - интерьер Спасского собора и вид на раку с мощами первых игуменов, стоявшую в приделе.

Комментариев 1

Классов 84

Сегодня наш музей принял участие в акции #МузейноеЕдинство в Facebook. Одна из наших публикаций была посвящена наиболее значимому списку Казанской - Московской Казанской иконе Богоматери. Представляем ее вашему вниманию. МОСКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ. В 1611 г. под Москву, занятую поляками, из Казани с казанским ополчением был принесен список Явленной Казанской иконы, а не она сама. Этот важный вывод сделан историками на основании летописных свидетельств. С принесенной из Казани иконой в тяжелом бою с гетманом А. Ходкевичем ополчением городов Нижней Волги и казаками был взят Новодевичий монастырь, после чего этот образ стал почитаться чудотворным. Согласно тексту «Сказания о приходе чюдотворнаго образа Пречистыя Богородицы Казанския под царствующий град Москву, егда восхитиша его богоотступники и разорители православныя веры литовскиа люди», икона была принесена в Москву 22 июля 1611 г. и поставлена в каменной церкви Благовещения в селе Воронцове (ныне ул. Воронцово Поле). В конце августа- начале сентября 1611 г. в Москве построили Казанский деревянный храм, куда перенесли икону. В связи с тяжелой обстановкой под Москвой она пробыла здесь до начала зимы, после чего с казанским протопопом ее отправили в Ярославль. Весной 1612 г. в Ярославль пришло ополчение Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского и уже прославившаяся чудотворениями икона была взята в полки, а в Казань, с казанским протопопом и частью казанского ополчения, отправили украшенный окладом ее список. Московская Казанская икона стала полковой. 22 октября 1612 г именно с ней приступом был взят Китай-город, вскоре поляки сдали Кремль. 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал днем освобождения России от интервентов. В первый воскресный день после освобождения Кремля полки русских воинов сошлись у Лобного места на площади, называемой «Пожар» (так раньше называли Красную площадь), где произошла встреча двух чудотворных икон Божией Матери - Казанской и Владимирской, вынесенной из Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля архиепископом Арсением Елассонским. После освобождения столицы Московская Казанская икона стояла в приходской Введенской церкви князя Пожарского, до 1617 г. здесь был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, где царь Михаил Феодорович слушал обедню. В 1625 г. по повелению царя и по благословению патриарха Филарета чудотворная икона была украшена «многою утварию» князем Пожарским по данному им обету. В 1632 г. в Москве построили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери «у стены» Китай-города, между Ильинскими и Никольскими воротами. Она приравнивалась по статусу к кремлевским соборам. В 1634 году этот храм сгорел, и во время строительства на этом месте каменного собора находилась во Введенском «Златоверхом» храме Китай-города. После освящения 16 октября 1636 г. каменного Казанского собора на Красной площади в Москве икона находилась здесь. Ее называли «Казанской, что на «Пожаре»». Московская Казанская икона относилась к концу XVI или началу XVII в. Сохранилась фотография иконы без оклада. На фотографии икона имеет вид после поновлений ХVII-ХVIII вв., о которых свидетельствуют 2 надписи на нижнем поле. Поновитель иконы государев иконописец Михаил Милютин (Малютин) был одним из наиболее даровитых учеников Симона Ушакова. Ему поручались работы по реставрации древних икон. В 1812 г. икона была вынесена из Казанского собора и спасена, но уже без драгоценного оклада, снятого французами. К 22 октября 1824 г. на средства московских купцов Д. Лепёшкина и Н. Тихомирова для Московской Казанской иконы был создан новый оклад, который в 1850-1853 гг. получил дополнительные украшения и венцы. В это же время икону поместили в серебряный киот (стоимостью 2735 р. серебром) с фигурами парящих ангелов на дверцах-створах и с херувимами наверху. В 1918 г. Московская Казанская икона в драгоценном окладе была украдена из Казанского собора, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Наиболее близким сохранившимся списком Московской Казанской иконы является самая почитаемая ныне в Москве Казанская икона в кафедральном Богоявленском Елоховском соборе, происходящая, как принято считать, из Казанского собора на Красной площади. Икона написана на рубеже XVII и XVIII вв. в традиции «живоподобия». На нижнем поле Казанской иконы под окладом надпись: «Истинное изображенiе и мра чдотворной Казанской иконы Богоматери что въ Казанскомъ московскомъ собор». Сравнение Московской Казанской иконы и «Елоховской» без окладов говорит о том, что это разные иконы. Фото с сайта pravenc.ru

Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации. Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства.

В коллекции музея более 5 тысяч икон, в том числе работы Дионисия, а также литургические предметы, рукописные книги и фрески.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный в России специальный музей, посвященный русской художественной культуре средневековья. Музей расположен в стенах Спасо-Андроникова монастыря, где жил, работал и был погребен великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев.

На территории монастыря сохранился древнейший в Москве каменный храм - Спасский собор, возведенный при жизни Андрея Рублева в первой четверти XV века.

Музей предлагает посетителям разнообразные обзорные и тематические экскурсии, а также специальные программы для детей и взрослых. Высококвалифицированные специалисты музея проводят экспертизу произведений древнерусского искусства.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева June 25th, 2014

Этот московский музей имеет весьма длинное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и находится на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря.
Монастырь был основан в 1357 году митрополитом Алексием и назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. На территории обители сохранилась древнейшая на территории Москвы церковь - Спасский собор, его возвели в 1420-х годах.
Здесь работал величайший русский иконописец Андрей Рублев, в монастыре он и скончался и был похоронен в 1427 или в 1430 году.



Святые ворота Спасо-Андроникова монастыря.

Древнейшая церковь на территории Москвы - Спасский собор, его возвели в начале 15 века. Правда в 1959-1960 гг. собор был реконструирован - кокошники и глава были достроены реставраторами. Есть основания полагать, что барабан они сделали слишком узким, возможно изначальный верх собора был более массивным.

Архитектурный ансамбль монастыря - Спасский собор и церковь Архангела Михаила (1691 - 1739 гг.)

Спасский собор расписывали Андрей Рублев и Даниил Черный, оба они были иноками Андроникова монастыря, но к сожалению, от их фресок почти ничего не осталось. Как не осталось ничего от их могил, хотя известно, что оба живописца были захоронены на территории монастыря.

В 1691 году женой Петра I Евдокией Лопухиной была заложена новая церковь - Архангела Михаила. Церковь была пристроена к старой трапезной палате, возведенной еще в 1504 -1506 гг. В итоге получился древнерусский небоскреб в нарышкинском стиле, правда несколько аскетичный, так как Лопухина так и не смогла закончить храм, попав в царскую немилость в 1698 году, церковь достроили уже после ее смерти. Сооружение имеет несколько этажей, первый ярус стал усыпальницей рода Лопухиных, а церковь помещалась наверху. Сейчас в здании находится постоянная экспозиция музея.

Трапезная палата Андроникова монастыря (1504-1506 гг.) Вид снаружи, со стороны реки Яузы. Одно из древнейших подобных сооружений в Москве.

Братский корпус начала 18 века и часть крепостной ограды монастыря.

На фото ниже, остатки некрополя. Первые захоронения на территории монастыря относятся еще к 14 веку, здесь хоронили воинов погибших на Куликовом поле.
Когда-то Спасо-Андроников некрополь не уступал кладбищу Донского монастыря по количеству надгробий и богатству их оформления. Здесь нашли свое последнее пристанище представители многих русских аристократических семей - Загряжские, Замятины, Головины, Салтыковы, Трубецкие, Нарышкины, Строгановы, Волконские, Баратынские, Демидовы и т.д.

С 17 века Спасо-Андроников монастырь стал фамильной усыпальницей дворянского рода Лопухиных.Здесь покоятся родители и братья царицы Евдокии Федоровны, первой супруги Петра I - в общей сложности более 40 человек.

Но в 20 веке, при большевиках, кладбище было уничтожено. Некоторые остатки надгробий и саркофагов сложены около монастырской стены.

Несколько моих фотографий экспонатов музея.

Богоматерь Одигитрия. Первая треть 16 в. Москва

Спас Вседержитель (фрагмент), древнейшая икона в собрании музея середины 13 века из села Гавшинка, Ярославская область.

Положение во гроб. Около 1497 года, из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Св. Георгий (фрагмент), конец 15 - начало 16 века. Из Пятницкой г. Дмитрова Московской области.

Спас Нерукотворный, московская школа, 2-я пол. 14 в.

Святитель Николай Мирликийский с явлением Богоматери Преп. Сергию Радонежскому (вверху слева) и избранными святыми.

Святые (фрагмент иконы Святитель Николай Мирликийский).

Поклонный крест с распятием Христовым. Белый камень, в общем, русский хачкар. Конец 15 - начало 16 века. Из села Толмачи Бежецкого района Тверской области.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов из композиции Распятие Христово. Первая половина 19 века. Дерево.

Мученик сотник Лонгин и апостол Иоанн Богослов из композиции Распятие Христово. Первая половина 19 века. Дерево.

Николай Чудотворец (Можайский). Конец 17 века.

Преподобный Нил Столобенский, 2-я пол. 19 в., Тверская губерния.

Николай Чудотворец. Конец 17 - начало 18 века, Архангельская область.

Великомученица Параскева Пятница. Конец 17 - начало 18 века.

Антоний Великий, фреска (фрагмент), Афон (?), 16 (?) в.

Фреска 1654 г., Троицкий собор Макарьевского монастыря, г. Калязин.

Апостол Петр. Чудов монастырь в Москве 1633- 1634 гг.

Неизвестная святая. Можайск, Лужецкий монастырь.

Богоматерь Неопалимая Купина (фрагмент), 17 в., из Троицкого Макарьева монастыря в г. Калязине.



Богоматерь Неопалимая Купина (фрагмент).

Сретение (фрагмент). 2-я пол. 17 в., Поволжье, из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.

Обрезание (фрагмент). 2-я пол. 17 в., Поволжье, из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.

Первая половина 17 века, Поволжье, из церкви Рождества Богородицы села Дрюцково Тверской области.

Рождество Богоматери (фрагмент).

Рождество Богоматери (фрагмент).

Рождество Богоматери (фрагмент).

Святая Троица.1-я пол. 17 в., мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе, из иконостаса Богоявленской церкви с.Семеновское Московской области.

Архангел Гавриил (часть триптиха) Святая Троица.1-я пол. 17 в., мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе, из иконостаса Богоявленской церкви с.Семеновское Московской области.



Рождество Богородицы (фрагмент). Конец 16 века, Москва. Из собора Рождества Богородицы в Муроме.

Беседа Преподобного Варлаама и (Будды Гаутамы) царевича индийского Иоасафа. 17 век, Русский Север.

Преподобный Кирилл Белозерский (Александр Свирский?) Середина 16 века, Вологда (?)

Икона в окладе "Богоматерь Семиезерская" (фрагмент), 17 век.

Другие мои посты, посвященные России.