Что такое эпитеты и какие они бывают (на примерах из литературы). Словарь литературоведческих терминов Что такое постоянный эпитет, что означает и как правильно пишется
Мало кому из современных людей, не связанных с миром искусства, знаком такой литературоведческий термин, как постоянные эпитеты, примеры таких выражений редко встретишь в разговорной речи людей.
Однако такие особые эпитеты существуют, и это дает нам возможность поговорить о них. Рассмотрим вопросы возникновения данных выражений, их бытование и научное изучение.
Определение явления
Для начала дадим определение данному литературоведческому явлению. Если мы зададимся вопросом о том, что такое эпитеты, определение и примеры данного термина, то узнаем, что эпитет является одним из средств создания образности художественного текста. Поэтому его называют образным сравнением.
Постоянный эпитет носит устойчивый характер и проявляет себя в традиционной образности.
Поэтому эта группа находит свое яркое воплощение в первую очередь в фольклорных текстах различных народов, проживающих на земле.
Научное понимание проблемы
Доказано, что постоянные эпитеты в наибольшей мере свойственны устному народному творчеству. Главное их отличие от других видов эпитетов - это устойчивый характер.
Такая традиция продолжена и в литературном творчестве, тесно связанном с фольклорным материалом, каковым, например, является опыт художественной словесности народа. Изначально в культуре не было большого разнообразия цвета. Понимание мира и человека у народа строилось на двух цветах - белом и черном. Используемые прозаиками постоянные эпитеты «белый» и «черный» отражали символическую составляющую народного мировоззрения. В мифологическом представлении традиционных народов белый цвет относится к божествам Верхнего мира, а черный - к божествам Нижнего мира. По данным мифологии, в Верхнем мире обитают добрые существа, а в Нижнем - злые. Поэтому каждому из них нужен разный цвет.
Отсюда рождаются постоянные эпитеты, примеры которых мы приведем ниже.
Таким образом, белый - значит добрый, божественный, а значит, оберегающий. В литературе образы с эпитетом «черный» чаще всего связаны с динамикой - событийной или описательной. Подобное значение эпитета «черный» наблюдаем и в русской классике. «Черные лица» - архетип скорби, горя. «Светлое лицо» - образ радости.
Видео по теме
Постоянный эпитет: примеры, виды, определение, использование в литературе
Эпитеты имеют разное видовое содержание. Однако по отношению друг к другу они находятся в антонимической связи, как прилагательные «белый» и «черный».
Рассмотрим другие значения эпитета «белый», не связанные с представлением о языческом пантеоне. В повести Е. Айпина «У гаснущего очага» дан образ Белого царя: «Я живо представил себе Белого царя. У него бело-золотистая, как Солнце перед зимней непогодой, корона-шапка на голове. Белые, наверное, от седины, волосы. Белая борода. Белая шуба будто бы из шкур белого оленя. Белые варежки из белого камуса. Белые унты-кисы тоже из белого камуса. Белый царь во всем белом. На то он и Белый. А белый цвет - цвет жизни».
Как же проявляют себя в данном тексте постоянные эпитеты, примеры которых мы только что увидели в тексте?
В данном случае белый цвет - это воплощение жизни, природной энергии, животворных сил. Именно в этом смысле белому противопоставлен красный в рассказе Е. Айпина «Божье послание», в котором идет речь о Липецком, воевавшем на стороне белых. Он не признает своей вины и говорит: «Нет, люди останутся. Но не красные, а останутся просто люди с верою, люди с Богом…»
Эпитеты с негативным и позитивным семантическим смыслом
Постоянные эпитеты, примеры которых мы видим в этом произведении, часто включают в себя цветовые характеристики как наиболее архетипический способ познания мира.
Красный цвет для произведений фольклора народов севера (например хантов) не может нести жизнь, начало какого-либо позитивного движения, он всегда - начало конца. В этом контексте понятен вопрос, который в рассказе Е. Айпина «Русский лекарь» задает Иосиф Сардаков: «Если на мою землю, в мой дом приходит красный с винтовкой, с пулеметом, с пушкой, что я должен делать?»
Как видим, эпитет «красный» несет отрицательный оттенок, и употребляется он применительно к недобрым, злым людям.
Напротив, в произведениях русского фольклора «красный» является постоянным эпитетом с позитивным семантическим значением.
Итоги изучения эпитетов с постоянным значением
Какой же вывод можно сделать, изучая такое явление, как постоянный эпитет, примеры которого легко найти в произведениях устного народного творчества?
Вывод следующий: архетипические постоянные эпитеты («черный», «красный», «белый» и т. д.) отражают в произведениях фольклора вовсе не социальную принадлежность, а поступки и намерения по отношению к окружающим. Итак, постоянные эпитеты в литературе, как и в фольклоре, несут в себе качественные признаки, которыми наделяет народ определенные объекты и предметы, они становятся общепризнанными архетипами.
Так рождается постоянный эпитет, примеры которого мы и рассмотрели в настоящей статье.
Мало кому из современных людей, не связанных с миром искусства, знаком такой литературоведческий термин, как постоянные эпитеты, примеры таких выражений редко встретишь в разговорной речи людей.
Однако такие особые эпитеты существуют, и это дает нам возможность поговорить о них. Рассмотрим вопросы возникновения данных выражений, их бытование и научное изучение.
Определение явления
Для начала дадим определение данному литературоведческому явлению. Если мы зададимся вопросом о том, что такое эпитеты, определение и примеры данного термина, то узнаем, что эпитет является одним из средств создания образности художественного текста. Поэтому его называют образным сравнением.
Постоянный эпитет носит устойчивый характер и проявляет себя в традиционной образности.
Поэтому эта группа находит свое яркое воплощение в первую очередь в фольклорных текстах различных народов, проживающих на земле.
Научное понимание проблемы
Доказано, что постоянные эпитеты в наибольшей мере свойственны устному народному творчеству. Главное их отличие от других видов эпитетов - это устойчивый характер.
Такая традиция продолжена и в литературном творчестве, тесно связанном с фольклорным материалом, каковым, например, является опыт художественной словесности народа. Изначально в культуре не было большого разнообразия цвета. Понимание мира и человека у народа строилось на двух цветах - белом и черном. Используемые прозаиками постоянные эпитеты «белый» и «черный» отражали символическую составляющую народного мировоззрения. В мифологическом представлении традиционных народов белый цвет относится к божествам Верхнего мира, а черный - к божествам Нижнего мира. По данным мифологии, в Верхнем мире обитают добрые существа, а в Нижнем - злые. Поэтому каждому из них нужен разный цвет.
Отсюда рождаются постоянные эпитеты, примеры которых мы приведем ниже.
Таким образом, белый - значит добрый, божественный, а значит, оберегающий. В литературе образы с эпитетом «черный» чаще всего связаны с динамикой - событийной или описательной. Подобное значение эпитета «черный» наблюдаем и в русской классике. «Черные лица» - архетип скорби, горя. «Светлое лицо» - образ радости.
Постоянный эпитет: примеры, виды, определение, использование в литературе
Эпитеты имеют разное видовое содержание. Однако по отношению друг к другу они находятся в антонимической связи, как прилагательные «белый» и «черный».
Рассмотрим другие значения эпитета «белый», не связанные с представлением о языческом пантеоне. В повести Е. Айпина «У гаснущего очага» дан образ Белого царя: «Я живо представил себе Белого царя. У него бело-золотистая, как Солнце перед зимней непогодой, корона-шапка на голове. Белые, наверное, от седины, волосы. Белая борода. Белая шуба будто бы из шкур белого оленя. Белые варежки из белого камуса. Белые унты-кисы тоже из белого камуса. Белый царь во всем белом. На то он и Белый. А белый цвет - цвет жизни».
Как же проявляют себя в данном тексте постоянные эпитеты, примеры которых мы только что увидели в тексте?
В данном случае белый цвет - это воплощение жизни, природной энергии, животворных сил. Именно в этом смысле белому противопоставлен красный в рассказе Е. Айпина «Божье послание», в котором идет речь о Липецком, воевавшем на стороне белых. Он не признает своей вины и говорит: «Нет, люди останутся. Но не красные, а останутся просто люди с верою, люди с Богом…»
Эпитеты с негативным и позитивным семантическим смыслом
Постоянные эпитеты, примеры которых мы видим в этом произведении, часто включают в себя цветовые характеристики как наиболее архетипический способ познания мира.
Красный цвет для произведений фольклора народов севера (например хантов) не может нести жизнь, начало какого-либо позитивного движения, он всегда - начало конца. В этом контексте понятен вопрос, который в рассказе Е. Айпина «Русский лекарь» задает Иосиф Сардаков: «Если на мою землю, в мой дом приходит красный с винтовкой, с пулеметом, с пушкой, что я должен делать?»
Как видим, эпитет «красный» несет отрицательный оттенок, и употребляется он применительно к недобрым, злым людям.
Напротив, в произведениях русского фольклора «красный» является постоянным эпитетом с позитивным семантическим значением.
Итоги изучения эпитетов с постоянным значением
Какой же вывод можно сделать, изучая такое явление, как постоянный эпитет, примеры которого легко найти в произведениях устного народного творчества?
Вывод следующий: архетипические постоянные эпитеты («черный», «красный», «белый» и т. д.) отражают в произведениях фольклора вовсе не социальную принадлежность, а поступки и намерения по отношению к окружающим. Итак, постоянные эпитеты в литературе, как и в фольклоре, несут в себе качественные признаки, которыми наделяет народ определенные объекты и предметы, они становятся общепризнанными архетипами.
Так рождается постоянный эпитет, примеры которого мы и рассмотрели в настоящей статье.
Значение ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ в Словаре литературоведческих терминов
ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ
Вид тропа: определение, устойчиво сочетающееся с определяемым словом и образующее в сочетании с ним образно-поэтическое выражение: "сине море", "добрый молодец", "красна девица", "каленая стрела", "сахарные уста", "горючие слезы", "широкая степь", "белый снег", "темная ночка", "длинная дорога" и т. п. П. э. - средство художественной выразительности преимущественно в устной народной поэзии.
Словарь литературоведческих терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ПОСТОЯННЫЙ в Словаре воровского жаргона:
- отбывающий сpок наказания в одном и том же ИТУ … - ПОСТОЯННЫЙ
ЭФФЕКТ МАСШТАБА - ситуация, когда величина долгосрочных средних издержек не зависит от объема … - ПОСТОЯННЫЙ в Словаре экономических терминов:
НЕЙТРАЛИТЕТ - международно-правовой статус государства, в соответствии с которым оно обязуется в случае войны не вступать в нее на стороне … - ЭПИТЕТ в Словаре литературоведческих терминов:
- (от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной … - ЭПИТЕТ в Большом энциклопедическом словаре:
(греч. epitheton букв. - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную … - ЭПИТЕТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(греч. epitheton, буквально - приложенное), художественное определение, один из тропов. Выражается преимущественно именем прилагательным ("сладостный напев"), но также наречием … - ЭПИТЕТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(греч. epiJetoV - наложенный, приложенный) - термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность. Содержание этого термина недостаточно … - ЭПИТЕТ в Современном энциклопедическом словаре:
- ЭПИТЕТ
(греческое epitheton, буквально - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную … - ЭПИТЕТ в Энциклопедическом словарике:
а, м. Разновидность тропа: образное, художественное определение. Выразительный э. Нелестный э. (перен.: неодобрительная характеристика … - ЭПИТЕТ в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, напр. синее море, зяаты кудри). Нелестный э. … - ПОСТОЯННЫЙ в Энциклопедическом словаре:
, -ая, -ое; -янен, -янна. 1. полк. ф. Не прекращающийся, неизменный и одинаковый во все время; всегдашний. Жить в постоянном … - ЭПИТЕТ
ЭП́ИТЕТ (греч. epitheton, букв. - приложенное), троп, образное определение (выраженное преим. прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнит. … - ПОСТОЯННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ПОСТО́ЯННЫЙ ТОК, электрич. ток, не изменяющийся во … - ПОСТОЯННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ПОСТО́ЯННЫЙ СОВЕТ ОБЪЕДИНЁННЫХ ДВОРЯНСКИХ ОБЩЕСТВ, см. Объединённое дворянство … - ПОСТОЯННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ПОСТО́ЯННЫЙ МАГНИТ, изделие определ. формы (напр., в виде подковы, полосы, стержня) из предварительно намагниченного материала, способного сохранять значит. магн. индукцию … - ПОСТОЯННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ПОСТО́ЯННЫЙ КАПИТАЛ, часть авансированного капитала, затрачиваемая на покупку машин, оборудования, зданий, сооружений, топлива, сырья, вспомогат. … - ЭПИТЕТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(греч. ???????? ? наложенный, приложенный) ? термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность. Содержание этого термина недостаточно … - ЭПИТЕТ
эпи"тет, эпи"теты, эпи"тета, эпи"тетов, эпи"тету, эпи"тетам, эпи"тет, эпи"теты, эпи"тетом, эпи"тетами, эпи"тете, … - ПОСТОЯННЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
постоя"нный, постоя"нная, постоя"нное, постоя"нные, постоя"нного, постоя"нной, постоя"нного, постоя"нных, постоя"нному, постоя"нной, постоя"нному, постоя"нным, постоя"нный, постоя"нную, постоя"нное, постоя"нные, постоя"нного, постоя"нную, постоя"нное, постоя"нных, … - ЭПИТЕТ в Словаре эпитетов:
Банальный, бесцветный, бранный, броский, верный, витиеватый, восторженный, выпуклый, выразительный, вычурный, громкий, емкий, живописный, заезженный, замысловатый, затасканный, затейливый, избитый, изысканный, изящный, … - ЭПИТЕТ в Словаре лингвистических терминов:
(от греч. epitheton — приложение). Художественное, образное определение, вид тропа. Веселый ветер, мертвая тишина, седая, старина, черная тоска. При расширительном … - ЭПИТЕТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-а, м. 1) лит. Слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-л. его свойства, качества или признаки. Пушкин разумел под … - ПОСТОЯННЫЙ в Тезаурусе русской деловой лексики:
1. Syn: неизменный, неизменяемый, неизменяющийся, стабильный (публ.), константный (кн.) Ant: изменчивый, изменяемый, переменный 2. Syn: однородный, униформный, равномерный Ant: неоднородный, … - ЭПИТЕТ в Новом словаре иностранных слов:
(гр. epitheton букв. приложение) разновидность тропа, образное определение, напр. : слепая любовь, туманная … - ЭПИТЕТ в Словаре иностранных выражений:
[гр. epitheton букв. приложение] разновидность тропа, образное определение, напр.: слепая любовь, туманная луна. эпитимия - см. … - ПОСТОЯННЫЙ в Тезаурусе русского языка:
1. Syn: неизменный, неизменяемый, неизменяющийся, стабильный (публ.), константный (кн.) Ant: изменчивый, изменяемый, переменный 2. Syn: однородный, … - ЭПИТЕТ
см. … - ПОСТОЯННЫЙ в Словаре синонимов Абрамова:
неизменный, неизменчивый, нерушимый, несменяемый, всегдашний, одинаковый, ровный; выдержанный, незыблемый, непоколебимый, безостановочный, беспрестанный, непрерывный, беспрерывный, неослабный, неустанный, неутомимый, неусыпный; ежедневный, повседневный; … - ЭПИТЕТ
определение, … - ПОСТОЯННЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
безвыходный, безостановочный, безотлучный, безустанный, бесконечный, беспрерывный, беспрестанный, беспросыпный, бессменный, верный, вечный, всегдашний, выдержанный, долговременный, ежедневный, завсегдашний, заклятый, кадровый, константный, круглогодичный, … - ЭПИТЕТ
м. 1) Образное, художественное определение как простейшая форма поэтического тропа. 2) перен. Слово, выражение, которым характеризуют кого-л., что-л. (обычно с … - ПОСТОЯННЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
прил. 1) Непрекращающийся, неменяющийся, неизменный. 2) а) Рассчитанный на долгое время; не временный. б) Всегдашний, обычный. в) Исконный, коренной. 3) … - ПОСТОЯННЫЙ в Словаре русского языка Лопатина:
посто`янный; кр. ф. -`янен, … - ЭПИТЕТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
эпитет, … - ЭПИТЕТ в Орфографическом словаре:
эп`итет, … - ПОСТОЯННЫЙ в Орфографическом словаре:
посто`янный; кр. ф. -`янен, … - ЭПИТЕТ
В поэтике: образное, художественное определение Постоянный э. (в народной словесности, напр. синее море, златы кудри). Нелестный э. (перен. : о … - ПОСТОЯННЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
не прекращающийся, неизменный и одинаковый во все время; всегдашний Жить в постоянном труде. П. посетитель театра. Постоянная величина и постоянная … - ЭПИТЕТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(греч. epitheton, букв. - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную … - ЭПИТЕТ
эпитета, м. (греч. epitheton, букв. приложенное). Одно из изобразительных поэтических средств - определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности … - ПОСТОЯННЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
постоянная, постоянное; постоянен, постоянна, постоянно. 1. только полн. формы. Непрерывный, не прекращающийся, неизменно и одинаково действующий, не меняющийся. Постоянные ветры. … - ЭПИТЕТ
эпитет м. 1) Образное, художественное определение как простейшая форма поэтического тропа. 2) перен. Слово, выражение, которым характеризуют кого-л., что-л. (обычно … - ПОСТОЯННЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
постоянный прил. 1) Непрекращающийся, неменяющийся, неизменный. 2) а) Рассчитанный на долгое время; не временный. б) Всегдашний, обычный. в) Исконный, коренной. … - ЭПИТЕТ
м. 1. Образное, художественное определение как простейшая форма поэтического тропа. 2. перен. Слово, выражение, которым характеризуют кого-либо, что-либо (обычно с … - ПОСТОЯННЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
прил. 1. Непрекращающийся, неменяющийся, неизменный. 2. Рассчитанный на долгое время; не временный. отт. Всегдашний, обычный. отт. Исконный, коренной. 3. Твердый … - ЭПИТЕТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
м. 1. Образное определение, дающее выразительную характеристику предмета; разновидность тропа (в литературоведении) . 2. перен. Слово, выражение, которым …
Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Это статья посвящена одному из самых распространенных приемов в литературе, который любой текст делает более ярким и интересным. Речь об эпитетах.
Сегодня вы узнаете ответы на вопросы:
- - что это такое
- - какие части речи могут выступать в качестве эпитетов
- - на какие виды они подразделяются
- - и, конечно же, увидите просто море примеров эпитетов из литературы и поэзии.
Что такое эпитет - примеры и определение
Всегда стоит начинать с определения термина, как мне кажется:
Но чтобы лучше объяснить, что это такое, лучше всего сразу привести пример. Вот известное стихотворение Афанасия Фета:
В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.
Видите шесть выделенных слов? А теперь представьте себе, как бы выглядело то же четверостишие, но без них:
В вечер такой,
В этом дыханье весны
Не поминай мне, о друг мой,
Ты о любви нашей.
Суть послания не сильно изменилась. Все так же автор грустит о прошедших чувствах. Но ощущения, согласитесь, у нас уже другие. И картина в целом не столь яркая, и глубина чувств уже не та. А все потому, что из текста убраны те самые эпитеты.
Именно эпитеты делают каждый из образов более полным :
- вечер ЗОЛОТИСТЫЙ И ЯСНЫЙ – перед глазами сразу возникает картина заката, а на небе ни облачка;
- весна ВСЕПОБЕДНАЯ – начало чего-то нового, перемены к лучшему, знак того, что старые разочарования скоро останутся в прошлом;
- друг ПРЕКРАСНЫЙ – подчеркивание, что автор сохранил доброе отношение к той, кому адресовано послание;
- любовь РОБКАЯ и БЕДНАЯ – понимание, что чувства изначально были обречены на провал в силу каких-то причин, и это делает отношения еще более печальными.
И вот теперь, после такого разбора, надеюсь, определение «эпитета» прозвучит более понятно.
Эпитет - это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску, усиливать их смысл, подчеркивать образность . Но самое главное – делать предложение более красивым.
Конструкции эпитетов
Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные , с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:
- глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
- черная тоска – максимально печальное состояние;
- сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
- жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
- стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.
Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа .
Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.
Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается красота момента восхода солнца.
Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия :
Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)
Или существительные . Пример:
Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)
Или местоимения , с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:
А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)
Или и причастные обороты. Пример:
Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)
ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)
Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения , за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.
Виды эпитетов - украшающие, постоянные, авторские
Несмотря на общие цели все эпитеты можно условно разделить на несколько категорий:
- украшающие (их еще называют общеязыковыми);
- постоянные (народно-поэтические);
- авторские (индивидуальные).
Украшающие эпитеты – это самая большая группа. Сюда относятся любые комбинации, которые описывают характеристики чего-либо. Многие из выражений можно встретить не только в литературных произведениях, мы регулярно используем их в повседневной жизни:
ГРОБОВОЕ молчание, ЛАСКОВОЕ море, СВИНЦОВЫЕ тучи, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ветер, ТРЕСКУЧИЙ мороз, ГЕНИАЛЬНОЕ решение, ВЕСЕЛЕНЬКАЯ расцветка и многие другие.
К категории постоянных эпитетов относятся словосочетания, которые спустя долгие годы прочно закрепились в сознании людей. Они даже стали частью нашей речи, и по отдельности слова уже не произносятся (или крайне редко):
ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, ЧИСТОЕ поле, ЯСНЫЙ месяц, ЗОЛОТАЯ осень, БЕЛЫ рученьки, ДРЕМУЧИЙ лес, НЕСМЕТНЫЕ богатства и так далее.
Кстати, если заметили, многие из постоянных эпитетов сразу же – или с песнями. Именно поэтому второе их название – народно-поэтические.
МАРМЕЛАДНОЕ настроение. (Чехов)
ПРОЗРАЧНОЙ лести ОЖЕРЕЛЬЯ, ЧЕТКИ мудрости ЗЛАТОЙ. (Пушкин)
Лицо ТЫСЯЧЕГЛАЗОВОГО треста. (Маяковский)
ЧУРБАННОЕ равнодушие. (Писарев)
Значение эпитетов для литературы и языка в целом
Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и ). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным , и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.
Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».
В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт
посмотреть еще ролики можно перейдя на");">
![](https://i2.wp.com/ktonanovenkogo.ru/wp-content/uploads/video/image/priroda-iavlenie.jpg)
Вам может быть интересно
Оксюморон - что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона)
Что такое интерпретация и какие вещи можно интерпретировать
Appbonus - заработок на скачивании и установке мобильных приложений на Андроид и iOs
Вербально или невербально - что это и какой вид общения важнее
Что такое лирика
Что нужно знать об ОСАГО - зачем нужна страховка, расчет ее стоимости (калькулятор) и проверка полиса по номеру в РСА
один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее в предмете какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак (дороженька столбовая, девица красная, молодец добрый, море синее, поле чистое, тучи черные). Такие П. э. (см. эпитет) были средством типизации. Причем слово, употребленное с П. э., приобретает новое качество, значение, отличающееся по смыслу от каждого из слов порознь. Сочетание красна девица означает «красивая девушка, ничем особенным от других не отличающаяся: ни красивее, ни умнее, ни богаче других». Если древнему сказителю, певцу нужно было характеризовать особые свойства его персонажей, он искал эпитет индивидуализирующего характера. Князь Владимир, задумавший жениться, хочет найти невесту, достойную его княжеского звания, и создает образ идеальной, с его точки зрения, девушки: Как бы та девица была станом статна, станом бы статна и умом сверш-на, ее белое лицо, как бы белой снег... Роль П. э. в фольклоре огромна. Они - одно из главных средств художественной выразительности былин и песен, сказаний и легенд. Одни П. э. широко употребляются во всех видах фольклора: добрый молодец, поле чистое, море синее, леса темные, луга зеленые. Другие встречаются преимущественно в тех или иных жанрах народной поэзии, выполняя при этом специфические идейно-художественные функции. Например, в сказках широко употребительны П. э. фантастического характера: золотой дворец, хрустальный мост, подземное царство, жар-птица, ковер-самолет. В былинах П. э. служат важным средством в создании образов богатырей, описании их доспехов и обстановки сражений: могучий богатырь, добрый конь, калена стрела, палица булатная. В отличие от эпических жанров фольклора, где П. э. выполняют главным образом описательно-изобразительную роль, в народной лирике функция П. э. преимущественно выразительная, эмоционально-оценочная. Например, в традиционных лирических песнях часто встречаются такие эмоционально-оценочные Э.: родная матушка, родной батюшка, любезный дружок, душа-девица, бедная головушка, слезы горючие. Специфичны П. э. частушек: веселая тальянка, дорогой забава, милая дроля, отчаянная головушка. П. э. встречается в эпической поэзии разных народов. Так, для «Илиады» Гомера характерны П. э.: тучегонитель Зевс, розовопер-стая Эос, среброногая Фетида. Лит.: Эпитет в русском народном творчестве. - М., 1980; Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. - М., 1981; см. также лит. к статье Эпитет. Л.Е. Ту мина