«Что такое классное руководство? Однозначно лишний геморрой. Классный руководитель - архитектор классного коллектива

Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. Они были обязаны вникать во все жизненные события вверенных им ученических коллективов, следить за взаимоотношениями в них, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагогу надлежало служить примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

В советской школе должность классного руководителя была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В настоящее время институт классного руководства существенно изменился, поскольку имеется несколько типов классного руководства: а) учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; б) освобожденный классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции; в) классный куратор (попечитель), которому поручено наблюдение за какой-либо работой; г) тьютор (защитник, покровитель, опекун), осуществляющий контроль в условиях, когда учащиеся берут на себя ряд организаторских функций педагога.

Основными функциями классного руководителя являются:

Воспитательная (социальная защита ребенка);

Организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности класса и школы, формирование личности и коллектива, изучение учащихся);

Координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса – педагогами, учащимися, родителями, общественностью);

Управленческая (контроль за динамикой развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).

Приоритетной среди них является функция социальной защиты ребенка, под которой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства. Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка. Работа классного руководителя в данном направлении – это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги. Выполняя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, ограждать ребенка от возможных проблем и трудностей.

Объектом социальной защиты и социальных гарантий являются все дети независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Однако особенно важно выполнение данной функции по отношению к детям, оказавшимся в особо трудном положении: детям из многодетных семей, детям-инвалидам, сиротам, беженцам и т. п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.

Главное назначение организаторской функции – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга. Важна на этом уровне функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения во внутренний мир детей, понимания их переживаний и мотивов поведения. В этих целях он изучает школьников не только на уроке, но и во внеурочное время, при посещении семей учеников, во время экскурсий и походов.

Координирующая функция классного руководителя проявляется прежде всего в том, что он осуществляет воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса (микропедколлективом класса). С одной стороны, он использует информацию, которую получает о детях от учителей, а с другой – обогащает представления педагогов о ребенке, предлагая им свою информацию, которая поможет отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Классный руководитель является связующим звеном между учителями и родителями ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками. Особое внимание классный руководитель должен уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива и отдельных учеников, а также с требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающей единство действий и способствующей выработке единых подходов к воспитанию, является педагогический консилиум, на котором формируется всесторонний взгляд на ребенка.

В рамках управленческой функции классный руководитель осуществляет диагностику, целеполагание, планирование, контроль и коррекцию воспитательной деятельности. Реализация диагностической функции предполагает выявление исходного уровня воспитанности учащихся и постоянное отслеживание изменений. Она направлена на исследование и анализ индивидуальности ребенка, поиск причин неэффективности результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива. Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя.

Основная цель функции контроля и коррекции – обеспечение постоянного развития воспитательной системы класса. Реализация функции контроля предполагает выявление как положительных результатов, так и причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля проводится коррекция работы классного руководителя либо с классом в целом, либо с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя – это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя. В воспитательной системе школы классный руководитель выступает как административное лицо, наделенное соответствующими правами и обязанностями, а именно:

– получать информацию о психическом и физическом здоровье каждого ребенка;

– контролировать успеваемость каждого ученика;

– контролировать посещаемость детьми учебных занятий;

– координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога, социального педагога);

– организовывать воспитательную работу с учащимися класса: проводить «малые педсоветы», педагогические консилиумы, тематические мероприятия и т. п.;

– выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

– приглашать в школу родителей (или лиц, их заменяющих), для решения вопросов, связанных с воспитанием и обучением учащихся, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях;

– получать помощь от педагогического коллектива школы;

– определять индивидуальный режим работы с детьми исходя из конкретной ситуации;

– отказываться от поручений, лежащих за границами содержания его работы;

– вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности;

– организовывать учебно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

– оказывать помощь ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

– устанавливать контакт с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

В классах одной параллели могут быть совершенно разные дети. Одни - весёлые, дружные и активные, другие - грустные, безразличные и инертные. Первые ходят в школу с радостью, вторые - только потому, что «мама с папой велели». Мать двух дочерей Мария Королёва уверена, что всё дело - в классном руководителе. И только он может сделать так, чтобы ребёнок бежал в школу с радостью.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Терпеть не могу разговоры в духе: «Вот раньше были и учителя настоящие, и дети хорошие, и школы правильные. Не то, что теперь!». Люди остались прежними. Изменилось время, скорость, окружение, но вряд ли люди. А в таком консервативном месте, как школа, вообще все изменения как в замедленной съёмке (да простят меня учителя). К чему это предисловие? Сейчас расскажу.

Про «классных» классных руководителей

Жизнь большого и маленького ребёнка даже в самом лучшем казённом учреждении во многом зависит от взрослого, который рядом. Назовём его классным руководителем. Они всегда и у всех были разными. Мне повезло, моей младшей дочке спустя почти 30 лет - тоже. А вот старшей - увы.

Не буду пускаться в воспоминания, хотя есть что вспомнить: и поездки, и вечеринки, и походы в кино, и просто ощущение защищенности какой-то. Когда, например, живот болит или на колготках дырка, или урок не выучил. Во всех случаях мы бежали в кабинет классного руководителя и находили помощь и участие. Впрочем, о настоящем.

Моя лучшая подруга - учитель английского языка c классным руководством. За 20 лет работы в школе она ни разу не отказалась от него, хотя у неё на то есть объективная причина: трое собственных детей.

В школе ребёнок всегда так или иначе зависит от классного руководителя

Что такое классное руководство? Это однозначно дополнительный геморрой. Во многих школах России учителя до сих пор живут под гнётом тонны бумаг (за МКАДом уж точно). Плюс основные функции: подготовка и проведение уроков, внеурочка, надомники, заполнение бумаг и прочей отчётности, педсоветы, аттестации на разряд, проверка тетрадей и тому подобное. Всё это отнимает невероятное количество энергии. На общение с детьми вне уроков и вне школы нет ни времени, ни сил (желание - дело индивидувльное).

К вышеперечисленному попробуйте добавить должностные обязанности классного руководителя. Их формальный перечень подскажет гугл, я же не первый год наблюдаю неформальную жизнь подруги, которая уже давно не делится на школьную и личную. Было бы странно, если бы желающие взять класс и получать за свой каторжный труд 10% от зарплаты стояли в очереди.

Что отличает хорошего классного руководителя

Его видно в мелочах. Даже в том, как он кормит детей в столовой. Ведь это целое дело - довести, раздать порции, лишние поделить, бесплатные талончики отдать «вечно голодным».

Хороший классный руководитель даже при плохом директоре хороший. Будто он не часть той рыбы, которая гниёт с головы

Он - доверенное лицо учеников, причём даже тех, кто этого не осознаёт, и чьи родители уверены, что их ребёнок самодостаточен, силён и в помощи не нуждается.

Хорошего классного руководителя не пугает, что «конца рабочего дня» не существует. Родители звонят по любому вопросу и вечером, и утром, и в выходные. А сам он обзванивает учеников, чтобы те вовремя были дома. Клянусь, моя подруга так делает!

Рабочий день классного руководителя не заканчивается с выходом за порог школы

Он несёт ответственность за успеваемость класса (существуют всякие внутришкольные и внешние рейтинги), за жизнь в школе и вне школы. Например, если ребёнок нарушил комендантский час, классного руководителя вызывают «на ковёр», делают выговор, а могут и материально наказать. Потому что «плохо провёл беседу» (родители-то тут при чём?).

Отдельное «удовольствие» - походы в неблагополучные семьи и разговоры с часто нетрезвыми родителями.

А ещё нужно разглядеть в каждом ребёнке талант и дать возможность его проявить, создать в классе благоприятную дружественную атмосферу, поддержать робких и не допустить травлю ни в каком виде. В общем, чисто педагогическая история. И человеческая. Поездки, вечеринки, походы - это по желанию. Но у хороших классных это желание по умолчанию. И спасибо, что они такие!

Про «не классных» руководителей

Не все, кто согласился взять класс, стал классным руководителем. Это правда. У многих эта нагрузка сводится к заполнению бумажных форм и звонкам родителям с бесконечными жалобами. Как в случае с моей старшей дочкой. Её учительница звонила лишь для того, чтобы сказать, что ребёнок на полминуты опоздал на дежурство или урок. Это бесило. Ну просто потому, что кроме опозданий и жалоб её в детях вообще ничего не интересовало. В любых конфликтах она умудрялась принять такую сторону, чтобы быть против всех учеников сразу. Дети её ненавидели, и у нас даже не было выпускного.

Некоторые классные руководители работают «для галочки», выполняя норму нагрузки

Старшая всегда завидовала сестре, которая с классом объездила все музеи, фабрики и города не только Московской области. А ещё походы - это отдельная тема! Стоит ли говорить, что даже при самом плохом раскладе (контрольная или нелюбимый урок) младшая бежит в школу, а старшая, слава богу, уже убежала из неё?

Отличительная черта всех плохих классных руководителей - абсолютное незнание детской и подростковой психологии

Отсюда вечное желание поставить ребёнка перед всем классом и ругать его за что-нибудь. А за что - найдётся всегда.

Можно ли выжить в школе с не классным классным? Ну моя дочь выжила же. Вопрос - с какими потерями она из неё ушла. И с какими воспоминаниями. Так что раньше или сейчас - не важно. Всё зависит только от того, на своём ли месте человек.

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

Д.И. Писарев

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. В учительской среде с давних пор в ходу ироническая поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого как классное руководство». Отношение учителей к классному руководству бывает разным: одни считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, без нее невозможно представить современную школу, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно в классе организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором взаимодействия остается классный руководитель.

Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации – это педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс.

На средней и старшей ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе.

Должность классного руководителя введена также в средних специальных учебных заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции классного руководителя осуществляет воспитатель.

С 1989 года в некоторых школах России начала вводиться должность освобожденного классного руководителя (воспитателя).

Классный руководитель работает на полную учительскую ставку. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день отнюдь не нормирован, но недельная занятость педагога воспитательной учебной работой может быть согласована администрацией школы и классными воспитателями. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждается в особой индивидуальной педагогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.


В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя, становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Не могут быть единообразными воспитательные задачи и формы работы классного руководителя. Они определяются запросами, интересами, потребностями, возможностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений, выстраивая отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализация ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

В соответствии с концепцией Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х. Шакуров относит к группе целевых.

Традиционно среди педагогических функций доминирующее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми, приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Социальная защита как функция классного руководителя – это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ними могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем – это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении: детей из многодетных семей, детей-инвалидов, сирот, беженцев и остальных, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.

В широком смысле слова – это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности, но приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Таким образом, функция воспитания и социальной защиты ребенка является стержнем, вокруг которого строится система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся, прежде всего, организаторские.

Главное назначение классного руководителя – поддержание положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни школьников, школы, микросреды, региона. Акцент делается не столько на организации учащихся, сколько на помощь им в самоорганизации.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников.

В процессе работы с классом представляется важным реализовать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения является не самоцелью, а средством достижения поставленных перед коллективом целей.

Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.

Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика может стать средством развития личности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля классного руководителя (воспитателя) в этом процессе будет изменяться.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Цели воспитательной работы во многом определяют содержание планов классного руководителя. Планирование воспитательной работы – это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности.

Назначение плана – упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя (воспитателя) с коллективом класса. Планировать следует то, что ведет к цели.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.

На их основании можно выделить 2 группы критериев эффективности его работы: первая группа – результативные критерии, отражающие насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные критерии показывают тот уровень, которого достигают воспитанники педагога в своем развитии.

Процессуальные же показатели раскрывают то, как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.

Эффективен тот труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях.

Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей – тех средств воспитательной деятельности и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов.

Основные понятия

Классный руководитель, классный воспитатель, функции классного руководителя, социальная защита ребенка, критерии эффективности деятельности классного руководителя.

Вопросы для самопроверки

1. Почему современная школа не может существовать без института классных руководителей?

2. Каково назначение классного руководителя? Какие функции он выполняет?

3. Какие виды классного руководства практикуются в школах России?

4. По каким критериям можно судить об эффективности деятельности классного руководителя?

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с основными направлениями деятельности классного руководителя, разработанными по итогам экспериментальной работы временного творческого коллектива «Классный воспитатель» (под рук. О.С. Газмана).

Основные направления

деятельности классного руководителя.

Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских кампаний;

Загородные экскурсии и походы;

Консультации специалистов по итогам диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций;

Индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.

Обеспечение руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся: их самообразованием;

Совместная работа с учителями предметниками, зам. директора по соблюдению учебной дисциплины;

Посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся;

Организация консультативной помощи по предметам;

Включение учащихся в исследовательскую работу.

Организация работы по нравственному развитию учащихся;

Овладение правилами функционирования в урбанизированной среде;

Обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.

Обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу школьников;

Создание условий для культурного досуга, использование клубных форм общения по интересам;

Отработка методики внешних связей.

Изучение условий воспитания детей в семье;

Организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье;

Оказание помощи семье и тактическое корректирование процесса семейного воспитания.

Чем вы можете дополнить и конкретизировать приведенные направления? Вы можете разработать и предложить свой вариант.

Что такое план работы классного руководителя? В чем его назначение?

Какие существуют принципы и требования к планированию?

Какие формы плана работы классного руководителя вы можете предложить сокурсникам?

План, проект, целевая программа, сценарий – каково соотношение этих понятий?

Как соотносятся планы работы школы и планы классного руководителя?

3. Составьте план воспитательной работы с классом на четверть, подготовьте его защиту перед сокурсниками.

4. Подготовьте презентацию журнала «Классный руководитель».

5. Используйте методику «Хороший педагог» для определения особенностей деятельности классного руководителя.

Возможные темы рефератов, курсовых работ.

1. Взаимодействие классного руководителя и учителей-предметников.

2. Профессиональное мастерство классного руководителя.

3. Диагностическая деятельность классного руководителя.

4. Особенности взаимодействия классного руководителя с семьей школьника.

5. Воспитательная работа в классе.

6. Индивидуальный стиль работы классного руководителя.

Методика «Хороший педагог»

Инструкция. Проранжируйте перечисленные ниже качества (№ 1 – наиболее значимо, № 10 – наименее значимо).

1. Взаимодействует с родителями своих учеников и дает родителям возможность участвовать в жизни школы.

2. Способен поддерживать дисциплину и порядок.

3. Делится с учениками рассказами о своих успехах и неуспехах.

4. Много занимается, чтобы знать все о своем предмете (о методах и формах работы классного руководителя).

5. Открыто признается, если делает ошибки или не знает чего-то.

6. Интересуется жизнью учеников, расспрашивает их о доме и стремится помочь, если это возможно.

7. Заставляет учеников много работать, чтобы внеклассная воспитательная работа была на высоте.

8. Доброжелателен с коллегами, стремится помочь им.

9. Использует много дополнительного материала, различные методы воспитания, чтобы детям жилось интересно.

10. Помогает ученикам стать независимыми и самим организовывать свое обучение.

Начинающий классный руководитель как приоритетные выделяет пункты 2, 4, 9.

«Общительный учитель» на первые места ставит пункты 6, 8, 1.

Классный руководитель, для которого важнее собственное «я» и собственный успех отдает предпочтение пунктам 2,7,9.

Классный руководитель, ориентирующийся на развитие самостоятельности детей, выделяет пункты 10 и 6. У учителя-маски на последних местах будут пункты 3,5,6,8.

Над чем заставляют задуматься полученные результаты? Обсудите это в группе сокурсников.

Литература

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный проект в современной школе. – М., 1998.

2. Классному руководителю. – М., 1989.

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

4. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – М., 1999.

5. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 1999.

Глава III. Воспитательные возможности детских объединений.

Отдельный человек слаб,

как, покинутый Робинзон,

лишь в сообществе с другими

он может сделать многое.

А. Шопенгауэр

1. Новые подходы к созданию детских объединений .

Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии, предусматривает совокупность прав детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выражение собственного мнения, выбор религии, а также свободу ассоциаций и мирных собраний. В связи с этим дети объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в деятельности, общении, самоутверждении, базой для реализации которых нередко становятся проблемы общественные.

В зависимости от формы бытия выделяются различные детские общественные формирования: организации, объединения и конкретные движения. Их общим основанием становится добровольное объединение детей на основе общности интересов, а общим сущностным признаком – совместная социально направленная деятельность.

К категории детских общественных объединений относятся такие, которые создаются по инициативе и на основе свободного волеизъявлении детей и взрослых и не являются непосредственным разделением государственного учреждения, но могут функционировать на его базе и при его поддержке; осуществляют социально-творческую деятельность; не ставят своей (уставной) целью полученные прибыли и распределение ее между членами объединения.

Цель деятельности любого детского объединения можно рассматривать в двух аспектах с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Добровольное объединение возможно лишь тогда, когда дети видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности.

Педагогическая ценность детских объединений проявляются, прежде всего, в целях, связанных с воспитанием и развитием школьников. Выделяют следующие педагогические функции, присущие детским объединениям: развивающую – обеспечение гражданского, нравственного становления личности ребенка, развитие его социального творчества, умений взаимодействовать с людьми, выдвигать значимые для всех и каждого цели; ориентированную – обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, политических ценностей; компенсаторную – создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является для устранения дефицита общения и соучастия.

Детские общественные объединения располагают большими, чем другие общности, возможностями для интенсивного формирования умения сочетать личные, групповые интересы людей, входящих в объединение, умения самоутверждаться через сотрудничество со сверстниками взрослыми.

Полноценная реализация вышеназванных функций обеспечивает развитие личности в детском общественном объединении, обусловливает удовлетворенность детей пребыванием в нем, а стало быть, принятие целей, нравственных норм, ролей, которые они осваивают, став членом объединения.

Воспитательная ценность детского объединения заключается в том, что оно в отличие от школы способствует осознанию подростками, с одной стороны, себя, своих возможностей, своей тождественности или различия с другими людьми; с другой стороны – ценностного отношения к социальному творчеству. При правильной педагогической инструментовке деятельность в объединении ведет подростка от самопознания к самореализации в социальной среде.

В современной ситуации, когда у школьников проявляются возможность выбора, наиболее привлекательными для них являются те объединения, которые не только дают им чувство социальной, психологической защищенности, но и создают условия для духовного и физического развития, помогают разобраться в происходящем вокруг, дают простор для самореализации. Об этом убедительно свидетельствуют данные исследования, проведенного в 1991 – 1995гг., оно охватило более 5 тысяч детей и взрослых из разных регионов.

59% опрошенных детей и подростков хотят состоять в организациях сверстников – единомышленников. Данное желание характерно в одинаковой степени для всех – независимо от возраста.

Участие в работе детской организации детям нужно, прежде всего, для того, чтобы интересно проводить свободное время (47%), лучше подготовиться к взрослой жизни (31%). Четверть опрошенных считают, что детская организация может защитить права и интересы ребят перед учителями и дирекцией школы.

Долгое время детская организация существовала на базе школы, теперь же за сохранение такого порядка высказалась лишь треть. В современных условиях ее базой 38,5% предлагают определить внешкольные учреждения и 34% место жительства. Интерес представляют такие данные: 65,5% взрослых считают, что отношения в детской организации не должны основываться на диктате какой-либо идеологии. 73,6% ребят разного возраста выражает мнение о том, что детская организация должна помочь им найти свое место в жизни. На вопрос, какими должны быть отношения детей и взрослых в детском объединении, 61% взрослых и 61% детей ответили, что они должны строиться на основе дружбы и взаимопомощи.

На основании проведенного исследования его авторы приходят к выводу, что современные детские организации и объединения призваны решать следующие задачи:

Формировать индивидуальные способности и задатки детей;

Защищать права и интересы детей в школе и обществе;

Решать проблемы организации досуга детей;

Готовить детей к новым экономическим отношениям, создавать реальные условия для того, чтобы дети могли зарабатывать деньги.

Выполнить эти задачи и реализовать свои социальные функции детские организации и объединения могут при существенной поддержке государства. Только в этом случае они смогут выступить в качестве субъекта социальной защиты ребенка, создать условия для его саморазвития, самозащиты, адаптации его потребностей к реальностям окружающего мира.

2. Типы детских объединений .

В различных типах детских объединений деятельность может отличаться по: а) направленности, содержанию, формам; б) уровню сформированности; в) мере включенности в нее детей и взрослых; г) пространству и времени осуществления; д) степени превалирования личных, групповых и общественных интересов.

Детские общественные объединения можно выделить и по их организационным формам, количественному и качественному составу, субъекту создания, общественному статусу.

Общественные формирования (понятие «формирование» используется как обобщенное, включающее в себя все виды детских организаций, объединений, движений) дифференцируется по ряду параметров: по целям и направленности содержания деятельности – патриотические, экологические, пионерские, скаутские и др.; по масштабам и границам жизнедеятельности – объединения, действующие на уровне России (СПО, РДО и др.), на республиканском (РПДПО), на межрегиональном (Ассоциация клубов начинающих журналистов), на районом (Союз несовершеннолетних граждан), на уровне микрорайона; по степени организационного оформления – зарегистрированные на разном уровне организации; детские группы, примыкающие ко взрослым движениям; разнообразные профильные структуры; по национальному составу – еврейская детская организация «Баним – Бант» и др.; по отношению к религии – Московское православное молодежное движение и др.

Детское движение сегодня свободно от диктата тех или иных политических сил. Большинство объединений создаются и развиваются на демократической, общегуманистической основе. В условиях разобщенности общества такое существование наиболее благоприятно для покоя и безопасности детей.

В зависимости от путей включения детей в социальные отношения и удовлетворения их интересов детские общественные объединения можно классифицировать следующим образом:

1. Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение потребностей детей, освоение ими знаний, умений, навыков и включение в социальную практику. К этой группе относятся школы и клубы, первоначально созданные только с целью обучения, но впоследствии переросшие в творческие коллективы, действующие на пользу окружающим, сохранившие при этом и свое первоначальное предназначение, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям. Дети имеют право и возможности выбора и самого объединения, и руководителя взрослого. Позиция взрослого во многом схожа с учительской: он организатор, управленец и технолог разнообразной деятельности. Он наделен правом ставить задачи, требовать их выполнения, корректировать и оценивать индивидуальную работу. Дети в подобных объединениях участвуют в управлении деятельностью в той мере, в которой позволит взрослый.

2. Детские организации – особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Такие объединения предлагают детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между детьми и взрослыми. Сюда относятся национальные организации, религиозные детские объединения, пионерские и скаутские организации. Таким объединениям противопоказана «повелительная» позиция взрослого. Самодеятельность наиболее ярко отражает суть детской организации, ее развитие является ведущей педагогической целью самоуправление, самостоятельность, права членов организации представляют для подростков особую ценность. Организаторская активность подростков возрастает, когда нормами становятся: коллективное выдвижение целей, регулярная сменность выборных органов, гибкая и подвижная система временных советов, инициативных групп; целенаправленное сотрудничество взрослых и детей, помогающее освоить «шаги» коллективной деятельности.

3. Объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности и через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. Благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность создают отношения между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых. Клубный тип объединения отличается большой вариативностью выбора. Сюда относятся так называемые «профильные» объединения: военно-патриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, милосерднические, юнкоровские, этнокультурные и др. Как правило, такие объединения действуют на базе каких-либо взрослых формирований или в тесной связи с ними. Здесь нет строго заданной программы. В клубном типе объединений возможно действительное самоуправление или соуправление, хотя взрослый и находится в позиции организатора. Воспитательная ценность клубной деятельности связана с тем, что она допускает более свободное общение детей, свободное объединение в группы по интересам, большую самостоятельность.

4. Спонтанно образующиеся детские объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость – необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями.

Каждый из названных типов детских объединений может действовать и как временный детский коллектив: отряд в детском лагере, экспедиция, команда для похода и др. Сохраняя все характерные особенности, эти детские коллективы отличаются еще и высоким темпом развития внутриколлективных процессов, особенностью межличностного взаимодействия, что позволяет довольно быстро получить определенные воспитательные результаты.

Несколько советов

молодому классному руководителю

СОВЕТ №1 .

Изучите списочный состав класса. Если вам дали 5-й класс, подойдите к учителю, который учил этих ре5бят с самого начала их поступления в школу. Поинтересуйтесь, как учились дети, есть ли проблемы у некоторых с поведением, кто входил в актив класса, на кого из родителей можно «опереться» при проведении различных мероприятий, постарайтесь узнать как можно больше информации, которая помогает спланировать воспитательную работу в классе. В среднем и старшем звене эту информацию можно спросить у преподавателей-предметников или заместителя директора по воспитательной работе.

СОВЕТ №2.

Не забывайте, что воспитание начинается в семье. По словам В.А Сухомлинского, «в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Основа взаимодействия классного руководителя и семьи – заинтересованность обеих сторон в развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. Поэтому основные функции классного руководителя во взаимодействии с семьей следующие:

Ознакомить родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса школы,

Систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей,

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми,

Обеспечение сотрудничества родителей и педагогов для решения актуальных проблем в обучении и воспитании детей

СОВЕТ №3.

Свою работу начинайте с диагностики семьи. Это необходимо для выявления проблем в воспитании ребенка, изучения жилищно-бытовых условий, в которых он находится, выработки единого взгляда педагогов и родителей на воспитание и развитие детей.

Если вы запланировали посещение семьи учащегося, заранее договоритесь с родителями о своем приходе. Будьте корректны, тактичны, выдержаны в общении, тон должен быть дружелюбным и спокойным. В разговоре ни в коем случае не поучайте родителей, можете только советовать или рекомендовать. Отправляясь на встречу, продумайте заранее вопросы или основные пункты беседы. Хорошо, если во время разговора в квартире находятся все члены семьи, так вы сможете познакомиться со всеми сразу в зависимости от того, о чем вы говорите с родителями, ребенок может находиться, либо с вами, либо под каким-либо предлогом в другой комнате. Не затягивайте свой визит, помните о правилах хорошего тона. После посещения обязательно зафиксируйте основные выводы, сделанные вами.

СОВЕТ №4.

СОВЕТ №5.

Никогда не жалуйтесь родителям на их детей, требуя принятия соответствующих мер.

СОВЕТ №6.

Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми, первое родительское собрание.

СОВЕТ №7.

Отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тому, кому это особенно необходимо.

СОВЕТ №8.

Все замечания делайте в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков.

СОВЕТ №9.

Формула успешной деятельности классного руководителя: Любовь→Доверие→Понимание→Поддержка.

СОВЕТ №10.

Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «Сомнение – не в пользу мудрых», - говорил Сократ.

СОВЕТ №11.

С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Вспомните мудрое изречение Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив - будь им!»

СОВЕТ №12.

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:

Сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

Написать характеристику класс (если вы взяли классное руководство только в этом году, то постарайтесь это сделать в течение 1 семестра();

Определить цели, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Продумайте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

* учебные дела;

* участие вы общешкольных мероприятиях;

* дела класс;

* работа с родителями;

* индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию: классный журнал;

План воспитательной работы с классным коллективом;

Тетрадь классного руководителя в любой форме;

Дневники учащихся;

Личные дела учащихся;

Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

Папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

  1. кабинет, закрепленный за вашим классом;
  2. помещение, прикрепленное для генеральной уборки;
  3. прикрепленный пришкольный участок;
  4. дни дежурства по школе;
  5. график дежурства по классу;
  6. список учащихся на получение справки для покупки проездного билета;
  7. список многодетных и социально незащищенных семей с указанием домашнего адреса, телефона (социальный паспорт класса);
  8. сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
  9. распределение общественных поручений;
  10. список учителей-предметников, работающих в классе;
  11. расписание занятий класса;
  12. расписание по личной учебной нагрузке;
  13. состав родительского комитета;
  14. цепочка для срочного оповещения учащихся;
  15. дни рождения учеников по месяцам;
  16. дела, которые требуют предварительной подготовки;
  17. акции, в которых может принять участие класс.

СОВЕТ №13.

В зависимости от целей родительских собраний их можно классифицировать по видам и формам проведения:

Виды родительских собраний:

* общие (классные или по параллелям) – проводятся для решения организационных вопросов жизнедеятельности;

* дифференцированные (специально приглашенная группа родителей) – определяются по запросам родителей в целях решения назревших проблем;

* целевые собрания, определяющие структуру соуправления и связанные с проведением экспертизы (обычно в начале каждого учебного года).

Формы проведения собраний:

Информационно-консультативные,

Дискуссионные,- тематические,

- «круглый стол», творческая встреча и т.д.

В подготовке и проведении собрания рекомендуется учесть следующие моменты:

1. Не забудьте заранее предупредить родителей о теме, дате и времени проведения родительского собрания, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, чтобы в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, последние заранее сообщили об этом, написав записку. Явка на собрание – знак уважения к школе, учителю.

2. Если вы только стали кл. руководителем и не знакомы с родителями, подготовьте для них бейджик с именем, отчеством и фамилией, так будет легче общаться во время собрания. Чтобы создать непринужденную обстановку, можно поставить столы и стулья по кругу, создать так называемый «круглый стол»: все хорошо видят и слышат друг друга.

3. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или родители. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

К собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки и т.д.).

Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

4. Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным и обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Выступление может содержать и анализ отрицательных явлений, если таковые имеют место в классе, тогда классному руководителю необходимо включать реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано мнение и неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что родители слабоуспевающего ученика перестают посещать собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители могут получить от учителя здесь же, на собрании в письменном виде. Например, каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя.

5. Классный руководитель может практиковать лекции-выступления родителей, педагогов, юристов, медиков, затем здесь можно организовать обсуждение возникшей проблемы, обменяться опытом семейного воспитания. По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех родителей.

6. Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании. На родительском собрании следует обязательно поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь школе в проведении других мероприятий.

7. Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах школы.

8. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, с конкретным планом работы на семестр. Договоритесь об оказании с их стороны помощи в организации и проведении классных и школьных мероприятий, пригласите к участию в данных мероприятиях.

10 Расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста; о том, в какие дни проходят дополнительные занятия по отдельным предметам.

11. Обязательно скажите родителям о требованиях к внешнему виду учащихся, о наличии у них сменной обуви, о ведении дневников.

12. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек (это минимум). Объявите заранее о днях индивидуальных консультаций для родителей, дав график по месяцам. Обязательно запланируйте встречу с теми родителями, которые не пришли на собрание.

13. Пригласите на собрание учителей, преподающих в вашем классе, чтобы они рассказали о своих требованиях к предмету, дали соответствующие рекомендации для родителей.

СОВЕТ №14.

Начало каждого года – это часто и переход детей на новый «возрастной этап». Родители могут не знать психологических особенностей детей этого возраста. Поэтому пригласите школьного психолога, который предупредит родителей о возможных осложнениях в поведении детей, сможет дать квалифицированную консультацию по ряду проблем, возникающих в процессе воспитания.

В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В анкетах родители пишут о том, какие вопросы их волнуют, какую информацию хотели бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.

СОВЕТ №15.

Для получения обратной связи от родителей используйте методику «Незаконченное предложение». Отзыв о встрече они заполняют в конце родительского собрания.

Я узнал, что…

Новым для меня стало…

Я убедился, что …

Меня не смогли убедить в том, что …

Я возмущен тем, что…

СОВЕТ №16.

Чтобы создать непринужденную обстановку перед началом собрания, во время заполнения каких-либо анкет может звучать легкая спокойная музыка. Как правило, родители приходят в школу после трудового дня, усталые, а звучащая музыка поможет создать благоприятный эмоциональный фон. Хорошо, если вы совместно с ребятами подготовите выставку о проведенных мероприятиях в классе «День знаний», «День именинника», «Рыцарский турнир» и т.д. Экскурсии тоже могут быть отражены в классной летописи. Видеоматериалы более расширят представление о вашей работе. Позиционируйте свою профессиональную деятельность! Это позволит установить быстрый контакт с родителями. А такие формы взаимодействия позволяют привлечь их к активному участию в мероприятиях класса, больше жить интересами своих детей.

СОВЕТ №17.

И еще: не надо думать, что родители чем-то обязаны школе. У родителей свой круг обязанностей и дел. Тем не менее, с каждым из них, даже если родитель избегает контактов с педагогами или просто не в состоянии активно участвовать в школьной жизни, надо пытаться построить партнерские отношения только потому, что его ребенок или дети ходят в эту школу. Именно такая установка и создает психологические предпосылки для сотрудничества.

СОВЕТ №18 .

Помните: классный руководитель ответствен за воспитание душ своих учеников. О силе человеческого слова писал М.Пришвин: «В каждой душе живут слово, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной». Звезды зажигают звезды. И воспитать в ученике яркую незаурядную личность может только такая же личность.


Хоть опыт и приходит с годами, есть немало способов овладеть некоторыми педагогическими премудростями уже в начале профессионального пути. По признанию самих учителей, одного только стажа недостаточно, чтобы наладить необходимый контакт с учеником. Каждое новое поколение хоть немного, но отличается от предыдущего. И учитель, даже самый опытный и заслуженный, может испытывать трудности в отношениях с детьми. Наверное, это тоже миссия педагога – быть «своим» в мире ребёнка.

Молодой классный руководитель

Обычно начинающие классные очень волнуются, переживают, ведь помимо детей мерить оценивающим взглядом их будут и родители. Такой категории классных руководителей стоит прибегнуть к ряду простых, но действенных советов:

  • Законспектируйте план своего знакомства с классом, с родителями. Из-за волнения итак могут возникнуть неловкие паузы, подсказка должна быть под рукой.
  • Не пытайтесь сразу заигрывать с ребятами. Они могут принять это за вашу слабость, которая является отличным поводом отсутствия авторитета и подчинения. Вы должны быть дружелюбны, открыты, но при этом же строги. Дети очень хорошо это чувствуют. Сразу определите ту дистанцию, которая поможет вам руководить классом, а не выстраивать более-менее беспроблемные отношения. Но и в строгости не переусердствуете. Класс вас будет просто бояться и, мягко скажем, недолюбливать.
  • Оговорите правила ваших взаимоотношений. Дети любого школьного возраста остаются детьми и любят играть в ролевые игры. Им всё ещё нужны правила игры. Дайте ребятам понять, как вы видите уважительные доверительные отношения. С первой встречи они должны осознать, что вы идёте с ними на реальный контакт.
  • Ваши первые встречи не должны состоять из одних формальностей. Обязательно проявляйте интерес ко всем и каждому. Их много и каждый хочет заявить о себе. Да и вам будет проще понять, что представляет из себя каждый ваш ученик.
  • Ведите дневник. Для молодого классного руководителя это реальная возможность контролировать процесс. В начале работы вам тяжело будет держать в голове огромное количество информации, ведь у каждого ученика будут какие-то текущие учебные вопросы. Часто молодой педагог даже не представляет себе, как широко понимаются его обязанности. Он должен знать о состоянии учёбы ребёнка, о его поведении, взаимоотношениях с классом и учителями, обстановкой в семье и т.д.

Как заслужить авторитет у класса?

Ребята не должны видеть ваше равнодушие ни в каком его проявлении. Кредит доверия будет исчерпан в ту же секунду. Даже если у вас нет времени для решения возникшей проблемы, ребёнок должен видеть вашу готовность помочь.

Конечно, не стоит выделять «любимчиков». Вы должны сохранять разумный нейтралитет. Старайтесь стимулировать детскую активность примерами других ребят, но делайте это тонко. Каждый ребёнок должен видеть чей-то успех, чьи-то достижения как реальную цель для себя.

Одна из ваших главных задач – сплочение коллектива. В ваших силах объединить даже класс, состоящий из маленьких группировок. Самый верный способ – коллективная победа. Ничто так не объединяет, как общий дух радости, удовлетворения, значимого достижения. Для начала этого могут быть школьные конкурсы и мероприятия, которых немало в плане воспитательной работы. Затем вы можете воспользоваться благами современного общества: немало интересных конкурсов или проектов проводится в Интернете. Ребятам интересно выйти за рамки своей школы, сделать что-то новое и яркое, а значит, отличиться. Увидев вашу инициативу, дети отметят для себя, что вы действительно их друг и помощник.

Старайтесь следить за изменениями в жизни каждого ученика. Не стесняйтесь поздравлять ребят с семейными праздниками, отслеживайте их внешкольные успехи. Ребят трогает такое внимание, к тому же не все получают его в достатке от занятых родителей.

Портрет современного классного руководителя

Первое условие – современный классный не должен стоять на месте. И самообразования это касается прежде всего. Вы должны иметь представления о психологических особенностях возраста ребят вашего класса. В вас они должны видеть интеллигентного и грамотного человека. Поймите, они дети своего сверхтехнологичного времени. Они больше общаются в Интернете, имеют больше доступа к всевозможной информации, а это может иметь как положительный, так и отрицательный отклик. Замечательно, если и в вас они будут видеть человека современного. На классных часах поднимайте темы, которые важны для них сегодня. Будьте откровенны и ищите ответного отзыва. Будьте тактичны и деликатны, цените неповторимость личности каждого ребёнка.

Устраивайте совместные просмотры актуальных фильмов, обсуждайте вместе с ними. Направляйте их на взаимодействие с младшими школьниками, поощряйте шефство.

Действуйте в одной цепи с родителями. Ваши воспитательные старания должны быть объединены одной целью и двигаться в одном направлении. Приобщайте родителей к общеклассным делам. И даже если сначала это будет нелегко, такой опыт чрезвычайно полезен.

Ну и, конечно, любите детей. Без этого условия вряд ли можно быть хорошим классным руководителем.