Ф шопен полонез прощай история создания. Фредерик шопен и его чувственная музыка. год: фортепианные концерты

Как и мазурка, полонез является национальным польским жанром. В отличие от мазурки, происхождение полонеза связано не с народной, а с аристократической средой, это старинное церемониальное шествие польской знати, очень торжественного, парадного характера. С мазуркой же полонез роднит чувство патриотизма. Через полонез композитор прославлял свою родину, вспоминая об ее былом величии и мечтая о будущей, свободной Польше. Первые полонезы Шопен написал еще в детстве, они опубликованы посмертно.

Шопеновские полонезы можно условно разделить на 2 группы, в связи с их содержанием:

1 – более традиционные. Это именно танцы-шествия (№ 3 и № 6).

2 – полонезы трагедийные или героико-драматические. Их содержание впрямую связано с общественно-политическими событиями в Польше.

При разнообразии содержания всœе зрелые полонезы Шопена обладают рядом общих черт:

  1. Маршевость в ритме, несмотря на трехдольность.
  2. Стремление к монументальности. Шопеновские полонезы среди других его жанров занимают промежуточное положение между миниатюрами и крупными формами.
  3. Виртуозный концертный стиль – сложная фактура, яркие гармонические краски, огромный регистровый диапазон (использование всœей фортепианной клавиатуры).
  4. Необычайно яркая картинность образов – музыка легко вызывает определœенные зрительные ассоциации. По отношению к полонезам особенно справедливы слова Сен-Санса: ʼʼМузыка Шопена - ϶ᴛᴏ всœегда картинаʼʼ.
  5. Яркие контрасты. Полонез – жанр, предполагающий многотемность. Его композиция, как правило, опирается на сложную 3-х частную форму.
  6. Эпико-величавый тон, патриотическое настроение. Для Шопена полонез - ϶ᴛᴏ жанр, неотделимый от национальной истории. Подобно мазурке, его можно считать символом Польши, но претворенном не в бытовом или лирическом, а в эпическом плане.

Полонез A-dur (№ 3). Из всœех зрелых полонезов он наиболее прост по содержанию. Это триумфальный победный марш. На всœем протяжении сохраняется светлая мажорная краска (даже отклонения совершаются исключительно в мажорные тональности). От начала и до конца не умолкает чеканный полонезный ритм. Основная тема основана на фанфарных, призывных мотивах, имеет ликующий характер.
Размещено на реф.рф
Она звучит в сильной, яркой динамике, в мощной, аккордовой фактуре. Форма сл. 3х-ч, но образный контраст отсутствует: музыка трио (D-dur) отличается таким же праздничным настроением. Сохраняется и фанфарность, и четкость ритма, и аккордовый склад. Реприза точная.

Полонез es-moll №2 (ор.26 № 1). Это одно из самых трагических сочинœений Шопена, созданное после поражения варшавского восстания. В его музыке, насыщенной мрачной тревогой и взрывами драматизма отразились переживания передовых деятелœей польской эмиграции о судьбах родины. Особая психологизация содержания определила выбор тональности, наиболее мрачной из миноров. Настороженный, беспокойный характер устанавливается сразу же, с первых звуков вступительной темы, звучащей в низком регистре. Она представляет собой прерываемый частыми паузами диалог коротких унисонных интонаций (хроматическое опевание опорного тона) и затаенно-угрожающей аккордовой пульсации в остинатном полонезном ритме. Мрачный тональный колорит сочетается с огромной динамичностью всœех тем полонеза. Характерно их затаенное, ʼʼтихоеʼʼ начало и стремительное продвижение к кульминациям. В первой – вступительной – теме полонеза накопление энергии, переход от pp к fff происходит на протяжении всœего лишь 10 тактов. Эта вспышка, однако, моментально гаснет: следует резкий спад звучности, теряется полонезный ритм и начитается основная тема. Именно она становится эмоциональным стержнем всœего произведения, неоднократно повторяясь на протяжении сложной 3х частной формы. Вступительная тема предшествует основной постоянно, повторяясь вместе с ней. Основная тема полонеза звучит страдальчески-возбужденно, нервно-взвинченно, с трагическим надломом и тоской. В интонационно-ритмическом отношении она представляет собой разработку первой интонации вступления, сильно хроматизированную. Подобно начальной теме, она предельно динамична. Быстрое нагнетание динамики, напряженное восходящее секвентное развитие приводит к кульминации, которая воспринимается как взрыв гнева и отчаяния. Вторая тема I части (с) играет роль отстранения, отхода от трагических переживаний. Поначалу издалека (sotto voce, staccato) доносятся твердые маршевые ритмы, подобные сигналам военных труб. Тема тоже динамична: опять стремительное нарастание приводит к кульминационному ʼʼвзрывуʼʼ, но его характер иной - ϶ᴛᴏ подъем мужественной энергии, решимости. Дух борьбы, которым проникнута I часть полонеза, наполняет и 2-ю часть – трио – хотя она выдержана в спокойных, мягких тонах. Музыка воспринимается как картинно-изобразительный образ, в стаккатных маршевых интонациях слышатся отзвуки польских революционных песен. Тема трио строится как диалог: маршевым интонация отвечают спокойные звуки хорала. При этом в данном отрешенном хорале по-прежнему ощущается полонезная четкость. В целом трио частично перекликается с серединой I части. Основное настроение полонеза определяется первыми двумя темами, которые повторяются без существенных изменений 5 раз. И в данном заключен глубокий психологический смысл – невозможность отрешиться от трагических переживаний. Последние звуки полонеза превращаются в патетически-скорбный речитатив, он звучит как печальное резюме (послесловие).

Величайший польский композитор

Фредерик Шопен родился на заре XIX века, он успел застать конец империи Наполеона Бонапарта и годы великих держав, последовавшие за ней. Местом рождения великого композитора стала Польша – страна, которой на тот момент не было на карте.

Первые пять лет своей жизни Шопен был гражданином одной из стран, склонивших голову перед Великим Императором, затем российским подданным, наконец – он стал человеком мира. Музыка Шопена, придерживающаяся стилистики романтизма, отличается чувственностью и глубиной.

Композитор, в семь лет ставший лучшим пианистом своей страны, также отличается высочайшим техническим совершенством своих работ. В то же время тонкая натура Фредерика наполняла его композиции удивительной эмоциональной глубиной. Каждый видел в музыке маэстро что-то близкое, личное.

Фредерик Шопен рос в окружении музыки, и его отец и его мать умели и любили играть на музыкальных инструментах. Можно сказать, у юного гения была богатая почва для роста. Сестры Шопена, их было три, тоже отличались талантами, если не в музыке, то в литературе.

Отец композитора был французом, мать – польской аристократкой. Фредерик довольно рано был замечен высокими фигурами – ему покровительствовали князья старейших польских фамилий. Войдя в высокий свет, Фредерик быстро завоевал расположение – его приятная, гармоничная внешность, отличные манеры, начитанность и яркий талант быстро нашли своих почитателей среди лучших людей Европы. Шопеном восхищались другие композиторы, музыканты, писатели, журналисты, аристократы и философы, везде у него находились друзья и поклонники.

Шопена почитали за честь принимать в самом высшем обществе

Чувственность произведений Шопена связывают с особенностями его натуры, множеством переживаний, выпавших на долю композитора, – скорбью и радостью, грустью, тревогой, восторгом. Польский музыкант, навсегда покинувший родную Варшаву в 1830 году, не мог смириться с несвободой родной страны – эти переживания вылились в заимствование народных мотивов Польши и славянской музыки для его произведений.

Революции и потрясения на родине приводили Шопена к стремлению отразить эти события в музыке, как-то запечатлеть звуками боль и гордость своего народа. Патриотические и эмоциональные потрясения выразились в написании Шопеном четырех фортепьянных баллад, которые в его исполнении заимствовали мотивы польских легенд, он также придал поэтический блеск и трагическую глубину мазуркам и полонезам – танцам, почитаемым поляками. Для мазурки и полонеза Шопен сделал то же, что Штраус, работая с вальсами.

Отдельное значение в жизни Шопена имеют вальсы, которые некоторые исследователи даже склонны именовать лирическим дневником композитора. Детство, юность, первая любовь и переживания зрелого возраста, путешествия, поиск себя, новые знакомства – вальсы Шопена в музыке воплощали всю его жизнь, эмоции и переживания, которые были свойственны, с одной стороны, только самому Фредерику, с другой же – почти каждому человеку.

Потому неудивительно, что наибольшее количество вальсов Шопен сочинил на Майорке, где находился с роковой любовью всей своей жизни – авантюристкой и писательницей Жорж Санд. Будто писатель в прозе, посредством нотных записей и звуков Шопен отразил все перипетии десятилетних отношений со своей возлюбленной в вальсах.

Внешность Шопена почитали феноменальной

Как детский композитор Фредерик Шопен известен своими тонкими, нежными, совершенными поэтическими этюдами, фантазиями, экспромтами. Отдельное значение для польской молодежи имеет часто потом звучавшая для детей в тех или иных формах «Большая фантазия на детские темы».

Не менее важна удивительная в своем сокровенном звучании «Колыбельная». Если музыка Моцарта, как известно, способна развивать ум, восприятие прекрасного, музыкальные таланты, то музыка Шопена имела другое значение – она заставляла чувствовать.

Эмоциональная глубина, способность вызывать глубокое, теплое чувство в душе человека, нежная и ностальгическая музыка Шопена важна для детей не менее, чем легкая и светлая маэстро Амадея. Именно потому композиции гения пиано Фредерика так часто используются для детских спектаклей, постановок сказок, в мультипликации при создании лирической, романтической атмосферы.

Если поучителен, а способен дать ощущение взаимосвязи сказки и реального мира, то Шопен учит чувствовать, незримо касаться чего-то тонкого, личного, сокровенного в звуках музыкальных инструментов.

По той же причине многие виртуозные пианисты составляют свой репертуар преимущественно из чувственных и совершенных работ Шопена. Так, из глубин XIX века величайший преподаватель продолжает нести свою науку благодарным ученикам.

Блеск и мощь полонеза

Истинно польским танцем - танцем аристократии - стал полонез. Европа назвала самый парадный, самый торжественный и великолепный из всех церемониальных танцев «полонезом» (фр. polonais - польский). Полонез открывал государственные приёмы, великосветские свадьбы, королевские рауты.

Есть версия, что прототипом полонеза стало свадебное шествие, исполнявшееся в Познани. По другой версии - первым полонез исполнил король Польши Генри III. Дело было во французском городе Анжу, где публика была покорена величием и царственным благородством нового короля.

Со временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. Полонезом открывали придворные балы. Длинной вереницей шествовали красиво одетые танцоры, изящно приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.

Кроме придворного существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.

Вспомните, какие величественные полонезы писал великий сын польского народа Фредерик Шопен. В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и лирические, и драматичные, и бравурные, похожие на рыцарские.

Особой известностью пользуется Полонез ля мажор (ор. 40 № 1). Он овеян духом рыцарской доблести. Это торжественное сочинение ярко подтверждает, что свои полонезы, так же как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них танцевали. Это яркие концертные пьесы.

Вот что рассказывает об этой музыке композитор : «Энергические ритмы полонезов Шопена заставляют трепетать... самых бесчувственных и безучастных. Здесь собраны наиболее благородные, исконные чувства древней Польши... Перед нашим умственным взором в полонезах как бы встают образы древних поляков, какими рисуют их летописи: крепкого сложения, ясного ума... необузданной храбрости в сочетании с рыцарством, не покидавшим сынов Польши ни на поле сражения, ни накануне, ни на следующий день после битвы».

Рассказывают, что ... В годы Великой Отечественной войны, когда наши воины освобождали Варшаву, одним из первых было отбито у фашистов здание радиоцентра. И тогда на весь город по радио стали исполнять этот величественный полонез Шопена. Под эту музыку шёл бой за столицу родины, подарившей миру великого гения – Фридерика Шопена.

А как популярен знаменитый полонез М. Огиньского!

В XIX веке полонез всё чаще появляется как инструментальная миниатюра, не предназначенная для танца. Около 20 «полонезов не для танца» написал польский дипломат и композитор-любитель Михал Клеофас Огиньский. Его ля-минорный лирический Полонез для фортепиано получил мировую известность.

Полонез был сочинён как отклик на события в Польше 1794 года. Тогда в Варшаве разгорелось народное восстание против войск царской России. После его подавления Огиньский навсегда покинул родную Польшу. Отсюда и название произведения – «Прощание с родиной».

Поначалу это, скорее, не полонез, а «воспоминание о полонезе». В напевной, выразительной грустной мелодии первого раздела нет танцевальной чёткости полонеза, лишь характерная ритмическая фигурка во втором такте напоминает об этом жанре. Вообще эта мелодия удивительна по широте дыхания, необыкновенной напевности.

Но не только польские композиторы в своём творчестве использовали ритм этого танца. Блистательный полонез открывает сцену польского бала в опере «Жизнь за царя». Высокомерные поляки, уверенные в своей непобедимости, предвкушают скорую победу над Россией.

Полонез часто танцевали и на балах в России, поэтому ввёл его в сцену бала из оперы «Евгений Онегин».

Вопросы и задания:

  1. Что в переводе с польского означает слово «полонез»?
  2. Обратите внимание на характерный ритм полонеза. Прохлопайте его.
  3. Что определяет уверенный, победный характер полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»?
  4. Сравните характеры полонезов М. Глинки и М. Огиньского. Похожи они или заметно отличаются?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя», mp3;
Огиньский. Полонез «Прощание с Родиной», mp3;
Чайковский. Полонез из оперы «Евгений Онегин», mp3;
Шопен. Полонез A-dur, Op.40 No.1, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Фредерик Франсуа Шопен - великий польский пианист и композитор. Он родился в маленьком местечке Желязова Воля 1 марта 1810 года. Родители постарались дать талантливому ребенку хорошее музыкальное образование. Шестилетний Фредерик начинает заниматься музыкой с преподавателем Войцехом Живным. Ярко выраженные способности к игре на фортепиано и написанию музыки сделали из мальчика любимца великосветских салонов Варшавы.

Проба пера - полонез B-dur (1817)

Узнав о том, что юный Фредерик сочинил полонез, князь Радзивилл посодействовал тому, чтобы сочинение напечатали в газете. Под нотами была заметка о том, что композитору всего семь лет. Детские произведения Шопена, список которых начался с полонеза, находились под сильным влиянием популярных в это время польских композиторов - Михаила Огинского (Michała Kleofasa Ogińskiego) и Марии Шимановской (Marii Szymanowskiej).

За свою творческую жизнь Ф. Шопен сочинил 16 полонезов. Но только семь из них он признавал достойными публичного исполнения. Девять произведений, которые были созданы в ранний период, при жизни композитора не публиковались. Первые три полонеза, написанные в период 1817-1821 гг., стали отправной точкой становления композиторского дарования юного музыканта.

Почти все полонезы Ф. Шопена были сольными фортепианными произведениями. Но встречались исключения. В «Большом Полонезе Es-dur» фортепиано сопровождал оркестр. Для фортепиано и виолончели композитор сочинил «Полонез c-dur».

Новый преподаватель

В 1822 году Войцех Живный вынужден был признать, что как музыкант он больше ничего не может дать юному Шопену. Ученик превзошел своего учителя, и растроганный преподаватель попрощался с талантливым ребенком. Принимая участие в его судьбе, Живный написал знаменитому варшавскому композитору и педагогу Йозефу Эльснеру. В жизни Шопена начался новый период.

Первая мазурка

Лето 1824 года Фредерик провел в местечке Шафарня, где располагалось имение семьи его школьного товарища. Здесь он впервые соприкоснулся с народным музыкальным творчеством. Мазовецкий и еврейский фольклор глубоко проник в душу начинающего музыканта. Навеянные им впечатления нашли свое отражение в Мазурке a-moll. Она получила известность под названием «Еврейская».

Мазурки, как и другие произведения Шопена, список которых постоянно увеличивался, соединяли в себе различные музыкальные течения. Тональность и форма мелодии гармонично вытекают из интонации народного пения (мазурка в национальной польской традиции была танцем, сопровождаемым пением). В них сочетаются элементы деревенского фольклора и городской салонной музыки. Еще одна особенность мазурок Шопена - сочетание различных танцев и оригинальная обработка народных мелодий. Цикл мазурок имеет свойственные фольклорному творчеству интонации и объединяет характерные для народной музыки элементы с авторским способом построения музыкальной фразы.

Мазурки - многочисленные и самые известные произведения Шопена. Список их пополнялся на протяжении всей творческой карьеры композитора. Всего за период с 1825 по 1849 год Шопен создал 58 мазурок. Его творческое наследие породило интерес, который композиторы стали проявлять к этому танцу. Многие польские сочинители пробовали работать в этом жанре, но так и не смогли полностью освободиться от очарования музыки Шопена.

Становление артиста

В 1829 году началась концертная деятельность Фредерика Шопена. Он с успехом гастролирует в Кракове и Вене.

Музыкальная Австрия была покорена молодым польским виртуозом. В 1830 году Шопен покидает родину и переезжает во Францию.

Первый концерт в Париже сделал Шопена знаменитым. Музыканту было всего 22 года. Он редко выступал в концертных залах. Зато был частым гостем светских салонов французской аристократии и польской диаспоры Франции. Это позволило молодому польскому пианисту приобрести множество знатных и богатых поклонников среди французской аристократии. Популярность польского пианиста возрастала. Вскоре в Париже все знали это имя - Фредерик Шопен. Произведения, список и порядок исполнения которых был неизвестен заранее даже самому исполнителю - Шопен очень любил экспромты - вызывали бурю оваций у потрясенной публики.

1830 год: фортепианные концерты

В 1830 году композитор заканчивает сочинение «Концерта f-moll». 21 марта состоялось его премьерное исполнение в Национальном театре в Варшаве. Спустя несколько месяцев произошло публичное исполнение еще одного произведения, концерта e-moll.

Фортепианные концерты Шопена - это трогательная романтика. Они имеют одинаковую трехчастную форму. Первая часть - это соната с двойной экспозицией. Сначала звучит оркестр, а после него сольную роль принимает партия рояля. Вторая часть в виде ноктюрна - трогательного и меланхоличного. Заключительные части двух концертов - это рондо. В них отчетливо слышатся мелодии мазурки, куявяка и краковяка - популярных Последний танец очень нравился Шопену, который часто использовал его в своих сочинениях.

Многие знаменитые музыканты обращались к его творчеству и исполняли произведения Шопена. Список - названия фортепианных концертов и других произведений - это признак высочайшего исполнительского профессионализма и хорошего музыкального вкуса.

1835 год. Первое исполнение Andante spianato

Написать концертное произведение с интродукцией (вступлением) Фредерик Шопен задумал давно. Он начал работу с сочинения «Полонеза», оставив на более позднее время написание вступления. В письмах композитор писал, что сам «Полонез» был создан на рубеже 1830-1831 гг. И лишь спустя пять лет была написана интродукция, и сочинение приобрело законченный вид.

Andante spianato написано для фортепиано в тональности g-dur и размере 6/8. Ноктюрновый характер интродукции оттеняет собой начало «Полонеза», в котором звучит героический мотив. Во время сольных выступлений Шопен часто включал Andante spianato как отдельное концертное произведение.

26 апреля в Варшавской Консерватории Шопен исполняет «Andante spianato и Большой Полонез Es-dur». Первое исполнение с оркестром происходило при аншлаге и имело грандиозный успех. Произведение было издано в 1836 году и посвящалось баронессе Д’Эсте. Копилка шедевров, в которой хранились известные произведения Шопена, список которых уже насчитывал более 150 сочинений, пополнилась еще одним бессмертным творением.

Три сонаты (1827-1844)

Сонатный цикл Фредерика Шопена сложился из произведений, написанных в различные периоды творчества. «Соната c-moll» создана в 1827-1828 годах. Сам Шопен называл ее «грехом молодости». Как и многие другие ранние произведения, она была опубликована после его смерти. Первое издание датировано 1851 г.

«Соната b-moll» — образец монументально драматичного, но в то же время лирического произведения. Шопена, список композиций которого уже был значительным, увлекла сложная музыкальная форма. Сначала появился на свет «Траурный марш». Его рукопись датирована 28 ноября 1837 года. Полностью соната была написана к 1839 году. Отдельные ее части относятся к музыке, характерной для эпохи романтизма. Первая часть - это баллада, а заключительная имеет характер этюда. Однако именно «Траурный марш», трагический и глубокий, стал кульминацией всего произведения. В 1844 году было написано еще одно произведение в сонатной форме, «Соната h-moll».

Последние годы

В 1837 году Шопен перенес первый приступ туберкулеза. Болезнь преследовала его все оставшиеся годы. Путешествие на Мальорку, которое он совершил вместе с не принесло облегчения. Но это был плодотворный творческий период. Именно на Мальорке Шопен написал цикл из 24 прелюдий. Возвращение в Париж и разрыв с Ж. Санд губительно сказались на ослабленном здоровье композитора.

1848 год - путешествие в Лондон. Это была последняя гастрольная поездка. Напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали здоровье великого музыканта.

В октябре 1849 года в возрасте 39 лет Фредерик Франсуа Шопен скончался. На похороны в Париж приехали сотни почитателей его таланта. Согласно последней воле Шопена, сердце великого музыканта было доставлено в Польшу. Его замуровали в колонне костела Святого Креста в Варшаве.

Произведения Ф. Шопена, список которых составляет более 200 сочинений, и в наши дни часто звучит в концертных программах многих прославленных пианистов. Телевидение и радиостанции всего мира имеют в своих репертуарных листах произведения Шопена. Список - на русском или любом другом языке - есть в свободном доступе.

Истоки полонезов Шопена восходят к танцу, издавна бытующему в городских кругах Польши. Но серьезность содержания, сила образного обобщения придают этому жанру смысл, далеко превосходящий его прямое назначение. Танец становится своеобразным символом Польши, ее истории, ее народа.

Если в мазурках тема родины и ее образы запечатлены композитором в жанровом или лирическом плане, то та же тема, взятая в историческом, эпико-героическом аспекте, получила воплощение в монументальных формах полонеза.

Необычность творческой задачи требовала для каждого полонеза особого внутреннего наполнения и изобретательности. Действительно, каждый из них - это новый поворот темы: эпико-трагедийный, героико-воинственный, празднично-торжественный или такой, где драматизм современных событий воскрешает образы героического прошлого, где на триумфально-батальные картины истории падает сумрачная тень авторских лирических размышлений.

Любой из полонезов, созданных в зрелый период творчества, уникален, приковывает внимание емкостью музыкальных образов, монументальностью и размахом эстрадно-виртуозного стиля, оркестральным характером звучности.

Масштабность этих пьес рождает усложненная трактовка простых танцевальных форм. Наиболее частый случай - это разного рода варианты широко раздвинутой сложной трехчастной формы. Жанровой приметой всех произведений такого рода является трехдольность размера и присущая полонезу ритмическая формула:

Шопен пользуется ею очень свободно; бывает, что она даже не попадает в ритмический «чертеж» некоторых эпизодов и присутствует в скрытом виде, но упругость этого ритма, поступательность его движения всегда сохраняется.

Полонез A-dur, ор. 40 № 1

Он овеян духом рыцарской доблести. Рельефность музыкальных образов соответствует «гранитной» монолитности формы.

Чеканный ритм, массивная фактура с гордо устремленным вверх мелодическим голосом, немногие яркие детали, вроде «приседающей» унисонной фигуры, сменяющей грузно передвигающиеся аккорды - все это вызывает в воображении внушительную картину парадно-торжественного шествия:

Победные трубные фанфары в средней части усиливают рыцарственный характер музыки:

Полонез As-dur ор. 53 , родственный A-dur’номy по своему внутреннему строю, радужно-блестящим оттенкам звуковой палитры, интересен многоплановостью описываемых событий: здесь и блистательные победы, и напряжение битвы, и печаль воспоминаний.

Иной ракурс темы, иные стороны героики показаны в полонезах es-moll и fis-moll.

Полонез es-moll, op. 26 № 1

С точки зрения фортепианного стиля он более скромен, нежели развернутые эпопеи полонезов As-dur или fis-moll , блещущих богатством красок крупных виртуозных произведений. Однако по внутренней силе музыкальных образов, рельефности их очертаний es-moll’ный полонез не уступает лучшим творениям этого рода. Образы действительности преломлены в нем сквозь призму трагического восприятия, а резкость контрастов усугубляет драматизм сопоставлений и психологических состояний.

Мрачная настороженность первых же прерываемых частыми паузами фраз, быстро нарастающая до своей кульминационной вершины сила звучания сразу устанавливают атмосферу тревожных предчувствий, предвидений опасности:

К начальному драматическому эпизоду примыкает второй - лирически страстный, как бы пронизанный мучительно напряженным током мелодического высказывания. При всей контрастности эпизодов их объединяет нервно-подвижной пульс, тональность es-moll, «говорящие» интонации и, в особенности, мелодический оборот «опевания» с обостренными полутоновыми тяготениями. По существу мелодия второго эпизода - не что иное как сложно разработанный вариант мелодического зерна первой темы:

На новом тематическом материале и на новой ладотональной основе (Des-dur) звучит серединное построение первой части сложной трехчастной формы, в которой изложен весь полонез. Образное содержание этого построения значительно отличается от окружающих его. Выдержанный на всем протяжении ритм полонеза незаметно перерождается здесь в средство, иллюстрирующее некую батальную, героически-воинственную картину: приближающиеся ряды конницы или боевую схватку, а, может быть, и рыцарский турнир... В данном контексте ритмическая формула вызывает иллюзию барабанной дроби, тяжелого топота коней или звонких ударов мечей:

Однако тревожный драматизм репризы, точно воспроизводящей первое построение в es-moll, бросает трагический отсвет на описание этой картины.

В центре полонеза (средняя часть сложной трехчастной формы) - новый эпизод в H-dur. Плагальность некоторых оборотов, сопоставление аккордов I и III ступеней мажорного лада вносит оттенок хоральности, возвышенной просветленности. Но полонезный ритм, усложненный вклинивающейся в него пунктирной фигурой, исподволь разрушает тишину этого благостного настроения, подготавливая наступление общей репризы:

Небольшая связка, соединяющая среднюю часть полонеза с репризой, - своеобразное резюме, первый печальный вывод. Прерываемая паузами, повторяется несколько раз короткая фраза, построенная на выделенной выразительной нисходящей интонации задержания, которая опирается на остро неустойчивую гармонию. Заключает связку медленный, сумрачно-раздумчивый ход к тихо истаивающей доминанте. После такого перехода реприза воспринимается как трагическая реминисценция образов первой части, а драматическая патетика завершающих полонез фраз речитативного склада - как своего рода авторское послесловие:

С несравненно большим драматическим размахом развертывает Шопен героическую эпопею в полонезе fis-moll . Но идейно-образное содержание и сама концепция их близко соприкасается. Впрочем, это относится не только к двум названным полонезам, но и к большой категории крупных, капитальных сочинений Шопена, в которых типичное для романтического искусства противопоставление прошлого и настоящего, мечты и действительности модифицируется в противопоставление всеобъемлющего образа Родины, включающего и личное, и общее, - враждебным силам современной жизни.