«Город и Дом — центральные образы романа. Дом Турбинных. Дом турбиных

Образ дома в романе «Белая гвардия»
Действие романа «Белая гвардия» происходит в страшную эпоху гражданской войны. По всей стране царит хаос. Ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне. Постоянно слышны приближающиеся к городу выстрелы. Где человек может обрести покой, если вокруг происходит подобный ужас? Для семьи Турбиных островком надежды стал их дом.
Здесь по-прежнему стоят на столе розы, а к женщине относятся, как к божеству. Семья Турбиных живет по законам долга и чести, которые издавна соблюдались в старой России. Порядочность и верность своим идеалам стали в этой семье настоящим культом. Здесь умеют бережно относиться к друзьям и родным, ценить своих близких.
Все Турбины – люди высокой культуры. Они слушают «Фауста» и читают Достоевского. Впрочем, даже мелкие подробности подчеркивают тревожное состояние всех вокруг. Пианино давно замолкло, а Алексей Турбин читает «Бесов». Если вспомнить, что этот роман повествует о революционерах, то можно сказать, что выбор книги не случаен.
С первых страниц читатель видит, как Турбины мужественно переживают смерть матери. Уже тогда становится понятно, что жизнь непоправимо изменилась. Продолжают идти часы, стоит изразцовая печка, вся семья из последних сил старается сохранить в доме уют. Пока им это удается, но надолго ли?
Сбежал из города муж Елены, но он всегда был несколько чужим в этой семье. Не хватало в нем стойкости, честности, отваги. Гораздо ближе Турбиным по духу оказались друзья Алексея: Мышлаевский, Шервинский, Карась. Для них в доме всегда находилось место. Они знали обо всех горестях и радостях этой удивительной семьи.
Роман Булгакова насыщен мелкими бытовыми деталями. То, что в более поздней советской литературе презрительно называли мещанством, в «Белой гвардии» описано с поразительной теплотой и трогательностью. Читатель знает все подробности прежнего уклада жизни в доме Турбиных. Они выполняют последнюю волю матери, которая завещала дружно жить. Именно взаимовыручка внутри семьи помогает героям преодолеть все невзгоды.
Мир, находящийся за кремовыми шторами этого дома, постепенно погружается в неразбериху войны, теряет прежние краски. Здесь же продолжают читать и искренне улыбаться друг другу, смело глядя в лицо наступающей опасности. Теплоту, царящую в это семье, мгновенно ощутил приехавший Лариосик. Он изо всех сил стремится быть полезным, чтобы остаться в столь притягательном доме Турбиных. Поначалу его воспринимают, как нелепого чужака, но вскоре он становится своим. Примечательно, что Лариосику стали доверять довольно быстро, а вот Тальберг оставался чужаком, прожив здесь несколько лет. Почему так получилось? Думается, что все дело в искренности. Лариосик сердцем принял те правила, по которым живет семья Турбиных, а для Тальберга они всегда оставались пустым звуком.
В своем романе Булгаков нередко использует противопоставления и контрасты. Он показывает читателю унылую квартиру инженера Лисовича, чтобы уют и теплота Турбинского дома чувствовались еще острее. В доме Василисы не поют песен. Сюда не приходят друзья. Здесь царит страх, а не любовь. Лисович готов на любое предательство лишь бы спасти свою шкуру. У этого человека нет ничего святого.
Повсюду царит паника. Лишь дом Турбиных остается маяком, обещающим спокойствие. Сюда стремятся самые разные люди. Что же столь притягательное и волшебное есть в этом доме? Ответ прост – здесь живет настоящая любовь. Стремление сберечь свою семью и друзей, не отступив от принципов чести и долга, можно назвать одной из важнейших нравственных идей романа «Белая гвардия».

Урок – мастерская в 11 классе

«М.А.Булгаков. Образ Дома в романе «Белая гвардия».

Цели урока:

    показать в развитии образ Дома в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия», его философскую глубину и ёмкость;

    закрепить знания, умения и навыки по анализу художественного произведения;

    формировать у учащихся навыки внимательного, вдумчивого чтения;

    развивать творческие способности, воображение, умение работать самостоятельно;

    воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы.

Оборудование:

1) Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия».

    Карточки с заданиями для групп.

    На доске – высказывания Песталоцци (швейцарского педагога), Байрона, М.Ю.Лермонтова.

Человек, как и птица, не ищет нового гнезда если ему хорошо в старом.

Песталоцци.

Где любят нас – лишь там очаг любимый.

Байрон.

Поверь мне – счастье только там.

Где любят нас, где верят нам!

М.Ю.Лермонтов.

Ход урока.

I. В. Ребята, как вы считаете, что нужно человеку (вам) для счастья? Запишите.

О. – любовь - любимая работа - понимание

- семья - друзья - Родина и т.д.

родной дом

В. Что из перечисленного вами можно включить в понятие «Дом»? У. Сколько же смыслов в этом маленьком слове – Дом! Это олицетворение Родины, семейного очага, где всё согрето любовью, где нас понимают и всегда примут. Тема Дома – традиционная для русской литературы. Особенно тревожно звучит она в литературе ХХ в.

В. Кто из русских писателей XIX века считал, что именно семья, дом – источник жизни, и своих любимых героев наградил этим счастьем? Назовите поэта начала ХХ века, в творчестве которого звучит тема дома?

О . Л.Н.Толстой считал, что дом, семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир, гармонию. Тема дома звучит и во многих стихотворениях С.А.Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная,..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая..», «Письмо матери» и др.

У. Образу Дома, практически отсутствующему в советской прозе 20-х годов, отведено одно из основных мест в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».

II. «Погружение в текст». Класс работает в парах, имея право выбрать одно из заданий. Ребята перечитывают текст, выписывают отдельные слова, словосочетания и предложения, обсуждают.

а) Опишите дом Турбиных, отмечая детали, подчеркивающие стабильность бытия в этом семействе. (гл.1,2)

б) Расскажите о жителях этого Дома. (гл.1,2,3)

в) Как выглядит дом Лисовичей? (гл.3,15). Можно ли его назвать домом с большой буквы? Почему?

г) Какова судьба Дома в вихре войны? (гл.1,2, 3, 19,20).

д) Прочитайте сон Алексея Турбина о мортире (гл.12). Что он символизирует?

III . Заслушивание ответов. Общее обсуждение.

Красота и спокойствие – главные составляющие атмосферы турбинского Дома, наверное, поэтому он так притягателен для окружающих. За окнами свирепствует буран революции, а здесь тепло и уютно. Вот черные часы в столовой. Вот «мебель старого красного бархата», « кровати с блестящими шишечками», «бронзовая лампа под абажуром»..

Проходишь по комнатам и вдыхаешь «таинственный» запах «старинного шоколада», ощущаешь жар печки с голландскими изразцами. Печь эта – центр жилища, здесь отогреваются телом и душой. На поверхности печи - надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и друзьями Турбиных. Здесь - и шутливые послания, и признания в любви, и грозные пророчества, и слова с глубоким смыслом – все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время.

Ревностно оберегают красоту и домашний уют, тепло семейного очага обитатели Дома по Алексеевскому спуску. Несмотря на тревогу, скатерть «бела и крахмальна», на столе чашки с нежными цветами.. На окнах всегда спокойные «кремовые шторы», на рояле открытые ноты бессмертного «Фауста», на столах цветы, «утверждающие красоту и прочность жизни».

Жизнь в этом Доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. Изо всех сил упорствует, не хочет сдаваться революции твердыня турбинского Дома. Ни уличная стрельба, ни известие о гибели царской семьи не могут первое время заставить его старожилов поверить в реальность грозной стихии. Холодное мертвенное дыхание вьюжной эпохи (и в прямом, и в переносном смысле) впервые коснулось обитателей этого островка уюта и тепла с приходом Мышлаевского. Затем бегство Тальберга. Только тут домочадцы почувствовали неотвратимость приближающейся катастрофы. Вдруг пришло осознание того, что «трещина в вазе турбинской жизни» образовалась не сейчас, а гораздо раньше, и все то время, пока они упорно, отказывались взглянуть правде в глаза, живительная влага, «добрая вода» «уходила через нее незаметно», и теперь, оказывается, сосуд почти пуст. Умирающая мать оставила детям духовное завещание: «Живите дружно..», «а им придется мучиться и умирать», «жизнь-то им перебило на самом рассвете».

Хозяйкой и душой этого Дома является Елена Турбина-Тальберг, «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. «Светлая королева»-мать передала Елене свое душевное тепло, поэтому там, в огромном и тревожном Городе, гремят пушки, а здесь всегда уютно и тепло.

Отсюда «крысьей побежкой» уходит бесчестный и двуличный Тальберг, а друзья Турбиных залечивают в нем свои израненные тела и души. Этот уютный Дом дает приют и симпатичному чудаку Лариосику. И даже приспособленец и трус Лисович, по прозвищу Василиса, ненавидящий своих соседей, именно в нем ищет защиты.

Но «кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Шаг за шагом хаос осваивает жизненное пространство Дома, внося разлад в «содружество людей и вещей». В Доме властвует война. Вот ее «знаки»: запах йода, спирта, эфира, браунинг в коробке за окном, раненый Алексей Турбин. Сдернут с лампы абажур, на столе нет роз, полинявший Еленин капор, подобно барометру, указывает, что прошлого не вернуть, а настоящее безотрадно.

Образ мортиры, которая мерещится раненому Алексею, мортиры, заполнившей все пространство квартиры, являет собой символ того разрушения, которому война подвергает Дом.

Много пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918/19 г. Но, несмотря на невзгоды, в финале романа в их Доме за общей трапезой собираются все. Слышится смех и музыка. Дом выстоял, и это главное.

У . Дом по Алексеевскому спуску, в котором писатель поселил героев «Белой гвардии»,- это дом его детства. И коль побывал мысленно у Турбиных, можешь твердо сказать, что побывал у Булгаковых. В том самом доме, где проходили детство и студенческая юность будущего писателя, и те полтора года, которые провел он в Киеве в разгар Гражданской войны. «Семья Булгаковых,- рассказывал гимназический однокашник писателя К.Паустовский,- была хорошо известна в Киеве - огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение». Здесь неизменно прочно царили теплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности.

IV. Попробуйте нарисовать модель мира. Какое место в нем занимает Дом?

(Марс и Венера - Мир – Город - Дом)

Модель мироздания

Марс Венера

ВОЙНА РЕВОЛЮЦИЯ


ХАОС РАЗРУХА

В центре – Дом Турбиных, «тихая гавань», противостоящая всем ветрам и бурям.

В. Почему М.А. Булгаков так много внимания уделяет образу Дома? Что этим утверждает автор?
О. Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе – Дом, Родину, Семью. Автор утверждает, что человек – не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Для полнокровной, здоровой жизни необходимо каждому любить свою Семью, свой Дом.

У. Автор «Белой гвардии» был далек от тех, кто в 20-е годы призывал «отречься от старого мира», «разрушить до основания». Наоборот, через весь роман проходит тема сбережения духовных, нравственных, культурных традиций, которая воплощена в образе Дома, автор поэтизирует все лучшее, что было в прошлом. В порушенной революцией жизни было счастливое детство Булгакова и его героев, прекрасные книги, музыка, культура, были добрые человеческие отношения и, главное, были высокие нравственные принципы, согласно которым даже «честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете».

V. Сделаем вывод в четырех строках:

1) тема; -уютный; ДОМ - греет;

2) описание темы в - большой; - помогает ;

словах- признаках (какой); - дружный; - защищает;

3) описание действия в - теплый и т.д. - укрывает и т.д .

4) одно слово или словосоче- тание, которое обобщает - ПРИЮТ;

сказанное. - КРЕПОСТЬ;

- НАЧАЛО НАЧАЛ;

- ОСНОВА ОСНОВ и т.д.

VI. Подведение итогов. Самоанализ . Цель - проанализировать свои чувства, мысли, ощущения

1) О чем заставил задуматься вас наш сегодняшний разговор?

2) Комфортно чувствовали ли вы себя на уроке?

3) Что нового открыли в себе?

У. Мастерская дала возможность заглянуть в себя, в свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным. Дом охраняет человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Он дает тепло, уют, покой. Спасает от холода, дождя, ветра. В нем мы спим, едим, работаем, нянчим детей, молимся Богу, поем песни, рассказываем сказки.. Дом – это целый мир. Очень важно иметь свой Дом, без него человек не может быть счастлив. Знаете пословицы о Доме? (Дома и стены помогают. Мой дом – моя крепость. В гостях хорошо, а дома лучше. Своя хатка – родная матка. Семья в куче – не страшна и туча.)

Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г. о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г. по февраль 1919 г. Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь. В центре внимания автора семья Турбиных, проживающих в Городе на Алексеевском спуске, символизирующая те духовные, нравственные идеалы, которые в этих условиях сохранить очень непросто.

Что же представляет дом Турбиных, каковы его традиции, какова атмосфера в доме, не только влияющая на взаимоотношения самых Турбиных и близких им людей, но и на их мысли, чувства, переживания и решения?

После смерти матери в семье остаются два брата – Алексей, доктор, шестнадцатилетний юнкер Николай и сестра Елена. Автор заставляет читателя задуматься о том, разрушится ли этот дом, исчезнут ли его устои, как рухнула Россия после отречения императора. И художник с большой любовью и теплотой описывает турбинский дом как островок домашнего тепла, уюта, согласия и понимания вопреки бушевавшим вокруг него страшным, кровавым событиям, чтобы показать, во имя чего должен жить человек и какие ценности для него важны.

Гражданская война завертела, смяла и покорежила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, зеленную лампу над столом, мерный ход часов, голландскую изразцовую печь, цветы, музыку и книги.

Ларион, житомирский кузен Турбиных, очень верно заметил, что в этом уютном доме войны не чувствуется, потому что здесь живут милые, интеллигентные люди, заботящиеся друг о друге, старающиеся сохранить мирные традиции своего дома. И становится понятно, почему к этому дому так тянутся и Мышлаевский, и Студзинский, и Малышев, и Най-Турс. Излучает теплоту рыжеволосая Елена с головой, «похожей на вычищенную театральную корону», Николка с вечным «вихром», нависшим на правую бровь, и постаревший с 25 октября 1917 года Алексей.

Бешеный ураган революции не сумел нарушить добрых отношений этих искренних и честных людей, презирающих трусость, ложь и корысть.

По словам Николки, «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Поэтому нам понятны метания Алексея в наступившие времена бесчестия и обмана, когда необходимо было решать, как жить дальше, что и кого защищать, с кем идти. Писатель передает искренние переживания своих героев в связи со сменой власти в Городе. На вечеринке Турбиных решается тот же вопрос: принимать или не принимать большевиков. И Турбины, и Мышлаевский, и Студзинский, и даже Лариосик колеблются, предполагают, тем более что на горизонте появляется новая сила в лице Петлюры. Они видят, что любой захват власти (будь то немцы, белые, большевики или петлюровцы) приводит к разрушению мирной жизни, семьи, дома, к гибели людей. Поэтому герои разочаровываются в своих руководителях. Решая проблему новой жизни, они не отказываются от истины, которая выше всего временного, они заставляют поверить в существование непреходящих нравственных ценностей. Ведь сумели Турбины принять и обогреть своей добротой и сочувствием Лариосика, смог Николка позаботиться о Най-Турсах, заслужить их благодарность. В этих людях есть ответственность за других. И в соответствии с истиной их добро оплачивается добром: незнакомая женщина, рискуя собственной жизнью, спасает Алексея Турбина. Зато с каким презрением относится Булгаков к Тальбергу, мужу Елены, за беспринципность и бесхарактерность: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести». С какой нескрываемый ненавистью пишет о тех командирах, которые перед приходом Петлюры в город бросили армию, состоящую, кстати, из юнкеров, мальчиков-кадетов и студентов. Были и такие… Но были и полковник Малышев, Мышлаевский и Най-Турс. Дворяне, воспитанные на кодексе чести. С большим мастерством написана сцена, когда полковник Малышев узнает о бегстве гетмана, о предательстве командования. Узнает, и первое, что он делает, это распускает свой дивизион. Мгновенная реакция юнкеров – «измена». Малышева пытаются арестовать, и звучит вопрос (один из основных в романе): «Кого желаете защищать?» Настоящая человеческая драма раскрывается в этом маленьком эпизоде. Юнкера плачут. Плачут не только мальчики, которым не дали пострелять. Плачет «белая гвардия». Здесь трагедия личности, которую переживают все истинные интеллигенты в романе, и война для белых офицеров становится своеобразным чистилищем. Кто бежит? Гетман, Тальберг, командование, бросившее гвардию. Кто остается? Турбины «с вечно раскрытой партитурой «Фауста», Мышлаевский, Шервинский. Остаются лучшие. Они не могут расстаться со своей Родиной, со своим народом. А Родина для них, прежде всего, – дом, где царит добро, любовь, покой и уют.

Сколько человечности, простоты и мудрости в заключительных строках романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Мы исчезнем, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Звезды, по Булгакову, – это истина, это те нравственные ценности, к пониманию и сохранению которых должны стремиться люди. Дом будет сохранен, когда будут сохранены его традиции, когда не будет войны, которая разрушает эти традиции, потому что не может быть оправданной войны, так как она не только уносит жизни людей, но и уничтожает то, во имя чего человек рождается: продолжение рода, создание дома, семьи и созидания.

    Е. Мустангова: «В центре творчества Булгакова - роман “Белая гвардия”... Лишь в этом романе обычно насмешливый и язвительный Булгаков превращается в мягкого лирика. Все главы и места, связанные с Турбиными, выдержаны в тоне немного снисходительного любования...

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова...

    Роман «Белая гвардия» впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью - в Париже: том первый- 1927 год, том второй - 1929 год. «Белая гвардия» - во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве...

  1. Новое!

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале "Россия" были напечатаны две первые части романа Михаила...

В основу романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени: гражданская война на Украине. Здесь Многое автобиографично: Город - любимый Киев, адрес - Дом № 13 по Алексеевскому спуску (в действительности Булгаковы жили в доме 13 по Андреевскому спуску, где сейчас музей М.А. Булгакова). Автобиографична и атмосфера семьи Турбиных, большой и дружной, но переживающей тяжелые времена.

Турбины любят свой дом, уютный и теплый. Вся его обстановка словно одухотворена связанными с ней воспоминаниями. Изразцовая печка в столовой - символ тепла домашнего очага - «грела й растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку». У пышущей жаром печи читался «Саардамский плотник», «часы играли тавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях». Вещи представляют ценность не сами по себе, а из-за того, что с ними связано: часы -- память об умершем отце, «лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом», говорят о духовном мире взрослеющих детей, бронзовая лампа под абажуром дает представление о тепле и уюте вечерних сумерек." Страшные испытания коснулись и семьи Турбиных- умерла мать, завещавшая детям, жить дружно. И разрушения времени не могли не отразиться на привычном быте: праздничный сервиз матери пошел на каждый день, скудно угощение к чаю. Изразцовая печь покрыта «историческими записями» и рисунками на злободневные темы: революция, наступление Иетлюры, выражение политических симпатий и антипатий. «Тревожно в Городе, туманно, плохо...» И хотя скатерть «по-прежнему бела и крахмальна», потому что Елена не может иначе, и цветы утверждают «красоту и прочность жизни», чувствуется, что прежний уют хрупок и непрочен, что в любую минуту коварный враг «может разбить снежный прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками».

Детям трудно без матери, они невольно ощущают возможность краха привычного доброго мира. «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а “Капитанскую дочку” сожгут в печи». Турбины дорожат своим домом, они хранят его традиции, взаимоотношения, сложившиеся в семье. Здесь братья люнбят и опекают сестру, ради нее согласны терпеть ее мужа, которого они сами не до любл ивают, утешают Елену, когда она волнуется из-за мужа. Здесь всегда рады друзьям: как к себе домой приходит к Турбиным обмороженный Мышлаевский после- неудачной обороны на подступах к Городу, и его действительно принимают как желанного гостя. Сюда приходят Шервинский, ухаживающий за Еленой, и Карась, гимназический друг и сослуживец Мышлаевского. Приехавший из Житомира Лариосик поначалу сам не понимает, почему ему так нравится в жилище у Турбиных, но ему здесь так нравится, что он чувствует, как «оживает душой». Внешний мир за кремовыми шторами «грязен, кровав и бессмыслен», и «израненные души ищут покоя вот тленно за такими кремовыми шторами». Такое объяснение Лариосика наглядно доказывает, что все друзья Турбиных ценят в их доме прежде всего теплоту дружеских отношений, обстановку доверия, взаимопомощи, сердечность хозяев. Даже Василиса- квартирный" хозяин, жадный и трусоватый, в минуту опасности приходит к Турбиным за защитой и поддержкой.

Итак, дом Турбиных - это не просто жилище, «моя крепость», о которой мечтает Василиса, ограбленный в собственной квартире. Это не просто уют и тепло домашнего очага - это особая атмосфера любви и взаимопонимания. В жестоком и тревожном мире это островок добра, надежное, защищенное от опасностей место, где можно поверить в то, что все наконец будет хорошо и счастливо.

Но развитие ситуации приводит к расширению романного пространства: дом сменяется площадью, площадь – космосом. Дом, Город и Космос представляют собой три пространственных и смысловых центра, к которым тяготеет действие.

Дом Турбиных – это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного бархата, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, наконец, знаменитые кремовые шторы... Быт, ставший в наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности булгаковский роман противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям, которые якобы только и могут избавить человека от сиротства и отчуждения.

Но дом Турбиных – это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель.

Упоминание в «Белой гвардии» имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитации из Лермонтова, Достоевского, И. Бунина, Д. Мережковского, философа С. Н. Булгакова, появляющиеся на страницах романа образы Саардамского Плотника, тишайшего царя Алексея Михайловича. Александра Первого, звучащая на страницах романа музыка великих композиторов выступают как символы культурного уклада, сформировавшего главное достояние персонажей – их психологический облик: нравственное здоровье, цельность, искренность, доброжелательность, верность, способность любить друг друга и совершать во имя любви чудеса, как это делает Елена, буквально, воскрешающая Алексея.

Турбины чувствуют связь не только друг с другом, но и с русской государственностью, с историей. Заданное эпиграфом сопоставление с «Капитанской дочкой» подчеркивает, что – обыкновенная дворянская семья. Такой акцент столь же принципиален для Булгакова, сколь он был принципиален для Пушкина, избравшего в качестве героев исторического романа Гриневых и Мироновых. Речь идет о тех, на ком держалась русская государственность, потому что ни Гриневы, ни Турбины не были частными людьми. Над Турбиными реет в вышине фигура крестителя Руси; в старой гимназии Алексей , видя на картине Александра Первого на коне перед войсками, спрашивает себя: неужели это было? В доме Турбиных Капитанская Дочка и Наташа Ростова напоминают об испытаниях русской государственности.

Турбины даны автором в тот момент, когда семью постигает утрата (смерть матери), когда в Дом вторгаются чуждые ему начала хаоса, разлада. Символическим воплощением их становится новый лик Города. Город предстает в романе в двух временных координатах – прошлом и настоящем. В прошлом он не враждебен Дому. Город, с его садами, крутыми улочками, днепровскими кручами. Владимирской горкой со статуей святого Владимира, сохраняя неповторимый облик Киева, праматери русских городов, выступает в романе как символ русской государственности, которую грозят уничтожить волны скоропадщины, петлюровщины, «корявый мужичонков гнев».

Введение в текст цитаты из рассказа Бунина « » побуждает сопоставить Город, носящийся в океане народного гнева, с апокалиптическим образом корабля цивилизации, на палубе которой пляшут пассажиры, не помня о лежащем в трюме цинковом гробу и не видя смеющегося Дьявола на скале, наблюдающего человеческую комедию.

На улицах льется кровь, чернеет снег, в трюме Города-корабля складываются безымянные мертвые тела. Гибнет государственность, гибнет христианская культура.

Под пером Булгакова вселенский катаклизм превращается в эксцентрическое зрелище, центральная сцена которого – пародийно поданное богослужение в православном соборе, с дьяволом в рясе на колокольне. Апокалиптические мотивы звучат то трагически, то принимают комический тон; так, сцена с кражей у Василисы часов-глобуса травестирует евангельское «и времени больше не будет».

Семья Турбиных, два брата и сестра, в каждом из которых по-своему преломляются родовые черты, пытаются решить вопрос, как жить. Опорой семьи в романе является Елена, воплощение женственности, уюта, преданности, которая тщетно пытается сохранить прежний нравственный уклад дома. На ее фоне старший брат, Алексей Турбин, на долю которого падает основной груз смятения и растерянности, выглядит человеком, которому с трудом дается определенная линия поведения. Восемнадцатилетний Николка, в отличие от него, куда более активно ищет свое место в событиях, способен к активным самостоятельным действиям.

Самое страшное в положении Турбиных – утрата ими их социальной роли, утрата незыблемой системы оценок, затрудняющая для них решение проблемы чести. Турбины понимают честь как прямое следование своему долгу, как следование своим монархическим идеалам, присяге на верность царю и отечеству. Но канула империя, служить которой было делом долга и чести русского офицера, нет армии, нет оружия, нет идеи.

У Толстого судьбу отечества решали отдельные человеческие поступки, которые складывались в событие, поворачивавшее историю. У Булгакова Турбин не подает руки Тальбергу, Най-Турс спасает юнкеров от бессмысленной смерти, Николка Турбин отдает долг памяти Най-Турсу, предав его тело земле. Но эти нравственные поступки ровным счетом ничего не меняют в общем раскладе сил, не спасают Город от гибели. История смеется над Турбиным, обретая вид «кошмара в брюках в крупную клетку»: «Голым профилем на ежа не сядешь!.. Святая – страна деревянная, нищая и... опасная, а русскому человеку честь – только лишнее бремя».

История у Булгакова толкает человека на путь релятивизма, трусости, двурушничества. Но могут ли принять такой путь автор и его любимые герои? Каким, по Булгакову, может быть нравственное поведение в ситуации, оборачивающейся к человеку сатанинским лицом? Ответ на этот вопрос связан с верой Булгакова в существование высшей инстанции, для которой не пропадают нравственные усилия людей, чьей энергией может свершиться чудо – такое, как спасение Алексея Турбина. Булгаков дает возможность ощутить предел отчаяния героев, разверзшуюся перед ними бездну, откуда чудом любви возможен исход: воскресение Алексея Турбина, движение его души от ненависти к любви. Герои Булгакова расстаются со старыми мечтаниями, но не намерены увлечься созданием очередного мифа о стране социальной справедливости. Сохранить себя как культурную силу, хранить русскую культуру – вот путь, который они выбирают, обнаруживая волю к продолжению истории, как обнаруживает ее создавший их писатель.

Обратившись к национально-исторической проблематике, М. Булгаков в «Белой гвардии», используя интертекстуальные связи, сопровождая сюжетный план развитием многозначных лейтмотивов, создает философский роман, рассматривающий как основу поведения человека в ситуации предельной концентрации исторического зла.

Если домашнее задание на тему: » Дом Турбиных оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Сочинение по произведению на тему: «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» Дружно... живите. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков - писатель
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое