Гранатовый браслет тест. Куприн "Гранатовый браслет": жанр произведения. соотнесения разных предметов, выделенный в

Проверочная работа по повести Куприна «Гранатовый браслет»

1. Каким свойством обладал гранатовый браслет?

2. Кому не понравился подарок Желтова?

3. Кто рассказывает о любви Желтова?

4. Название поэмы (по словам рассказчика).

6. С чем сравнила Вера гранатовый браслет?

7. Что слушала Вера по завещанию Желтова?

8. На что похоже предсмертное письмо Желтова?

9. Кого напомнило мертвое лицо Желтова?

10. Перечислите темы «Гранатового браслета»?

11. Кто все же признает любовь Желтова и говорит, что Желтов «вовсе не был сумасшедшим»?

12. Духовный обет Желтова.

13. Откуда у Желтова браслет?

1. Женщинам давал дар предвидения, отгонял мрачные мысли, а мужчин защищал от насильственной смерти.
2. Мужу и брату Веры.

4. «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист»

5. «безумец», «ненормальный парень», «маниак»

6. «живыми огнями», «точно кровь»

7. Вторую симфонию Бетховина

8. На молитву.

9. Пушкина иНаполеона.

10. Высокой и безответной любви. Тема срциального неравенства.

12. «молчать и гибнуть»

13. Фамильная ценность.

Одно из самых известных произведений Александра Куприна - «Гранатовый браслет». К какому жанру относится история о безответной любви скромного чиновника Желткова? Чаще это произведение называют рассказом. Но в нём присутствуют и черты, характерные для повести. Определить жанр «Гранатового браслета», оказывается, непросто.

Для того чтобы сделать это, следует вспомнить содержание произведения Куприна, а также рассмотреть особенности и рассказа, и повести.

Что такое рассказ?

Под этим литературным термином понимают сочинение малой прозы. Синоним к этому слову — «новелла». Рассказами обычно называли свои произведения русские писатели. Новелла — понятие, присущее больше зарубежной литературе. Существенной разницы между ними нет. И в первом, и во втором случае речь идет о произведении небольшого объёма, в котором встречается всего несколько героев. Важная особенность — наличие только одной сюжетной линии.

Структура такого произведения довольно проста: завязка, кульминация, развязка. В русской литературе XIX века повестью часто называли то, что сегодня принято именовать рассказом. Яркий пример — всем известные произведения Пушкина. Писатель создал несколько рассказов, сюжет которых ему якобы поведал некий Белкин, и назвал их повестями. В каждом из этих произведений персонажей немного и всего по одной сюжетной линии. Так почему же Пушкин не назвал свой сборник «Рассказы Белкина»? Дело в том, что литературная терминология XIX века несколько отличается от современной.

А вот жанровая принадлежность произведений Чехова сомнений не вызывает. События в рассказах этого писателя вращаются вокруг каких-либо, на первый взгляд, мелких происшествий, позволяющих героям взглянуть на свою жизнь иначе. Лишних персонажей в произведениях Чехова нет. Рассказы его четки, лаконичны. То же самое можно сказать и о прозе более поздних авторов — Леонида Андреева, Ивана Бунина.

Что такое повесть?

Произведение этого жанра занимает промежуточную позицию между рассказом и романом. В зарубежной литературе понятие "повесть" отсутствует. Английские и французские авторы создавали либо новеллы, либо романы.

В Древней Руси повестью называли любое прозаическое произведение. Со временем термин приобрел более узкое значение. До середины XIX века под ним понимали сочинение небольшого размера, но большего, нежели рассказ. Героев в повести обычно значительно меньше, чем в эпопее «Война и мир», но больше, чем в чеховском «Бумажнике». Все же современные литературоведы порой затрудняются определить жанр того или иного произведения, написанного более 200 лет назад.

В повести события вращаются вокруг главного героя. Действия происходят в небольшой период времени. То есть если в произведении рассказано о том, как герой появился на свет, окончил школу, университет, сделал успешную карьеру, а затем, ближе к семидесятилетию, благополучно скончался в своей постели, то это роман, но никак не повесть.

Если показан всего один день из жизни персонажа, а в сюжете присутствуют два-три действующих лица, это рассказ. Пожалуй, самым четким определением повести будет следующее: «произведение, которое нельзя назвать ни романом, ни рассказом». Каков жанр «Гранатового браслета»? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним содержание.

«Гранатовый браслет»

Произведение к жанру рассказа с уверенностью можно отнести, если в нём идёт речь о двух-трех персонажах. Здесь героев больше.

Вера Шеина замужем за добрым и благовоспитанным человеком. Ей нет никакого дела до телеграфиста, который регулярно пишет ей любовные письма. Более того, она и лица его никогда не видела. Равнодушие Веры сменяется чувством тревоги, а затем жалостью и сожалением после того, как она получает в подарок от телеграфиста гранатовый браслет.

Жанр этого произведения можно было бы определить с легкостью, если бы Куприн исключил из повествования таких персонажей, как генерал Аносов, брат и сестра Веры. Но эти герои не просто присутствуют в сюжете. Они, а в особенности генерал, играют определенную роль.

Вспомним несколько историй, включённых Куприным в «Гранатовый браслет». Жанр произведения можно определить в процессе его художественного анализа. А для этого следует снова обратиться к содержанию.

Безумная любовь

Офицер влюбился в жену полкового командира. Эта женщина не отличалась привлекательностью, к тому же была морфинисткой. Но любовь зла… Роман длился недолго. Опытной женщине молодой возлюбленный вскоре надоел.

Гарнизонная жизнь скучна и однообразна. Жене военного, видимо, захотелось скрасить будни острыми ощущениями, и она потребовала от прежнего возлюбленного доказательств любви. А именно броситься под поезд. Он не погиб, но остался на всю жизнь инвалидом.

Любовный треугольник

Еще об одном случае из гарнизонной жизни повествует другая история, включенная в «Гранатовый браслет». Жанр ее можно было бы с легкостью определить, если б она представляла собой отдельное произведение. Это был бы классический рассказ.

Жена отважного офицера, весьма уважаемого солдатами, влюбилась в поручика. Завязался страстный роман. Изменница отнюдь не скрывала своих чувств. Более того, муж был хорошо осведомлён о ее отношениях с любовником. Когда же полк отправили на войну, она пригрозила ему разводом в случае, если что-то случится с поручиком. Мужчина ходил на саперные работы вместо любовника своей супруги. Проверял сторожевые посты за него по ночам. Делал всё, чтобы сохранить здоровье и жизнь своему сопернику.

Генерал

Эти истории приведены неслучайно. Их поведал Вере генерал Аносов - один из наиболее ярких персонажей «Гранатового браслета». Жанр этого произведения не вызывал бы сомнения, если бы в нём не было этого колоритного героя. В таком случае это был бы рассказ. Но генерал отвлекает читателя от основной сюжетной линии. Помимо вышеприведённых историй, Вере он также рассказывает о некоторых фактах из своей биографии. Кроме того, Куприн уделил внимание и другим второстепенным героям (например, сестре Веры Шеиной). Структура произведения от этого стала более сложной, сюжет глубоким и интересным.

Истории, рассказанные Аносовым, производят впечатление на главную героиню. А его рассуждения о любви заставляют взглянуть княгиню иначе на чувства безликого телеграфиста.

К какому жанру относится «Гранатовый браслет»?

Выше было сказано о том, что в литературе раньше не было четкого разделения между такими понятиями, как рассказ и повесть. Но так было лишь в начале XIX века. Произведение, о котором речь идёт в этой статье, Куприн написал в 1910 году. К тому времени уже сформировались понятия, которыми пользуются современные литературоведы.

Писатель определил свое произведение как повесть. Называть «Гранатовый браслет» рассказом неправильно. Впрочем, ошибка эта простительная. Как сказал не без доли иронии один известный литературный критик, отличить рассказ от повести в совершенстве не умеет никто, но на эту тему любят спорить студенты-филологи.

Предложения

1. К какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?

2. Узнайте героя по описанию.

«...пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных Миниатюрах».

3. Узнайте героя по описанию.

«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости».

4. Узнайте героя по описанию.

«Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами».

5. Кому принадлежат слова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость»?

6. Кому принадлежат слова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»?

7. Как называется прием, используемый в приведенном ниже отрывке?

«Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине - стол, накрытый цветной малороссийской скатертью».

8. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

9. Как называется приём сопоставления, соотнесения разных предметов, выделенный в приведённом ниже отрывке?

«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. "ТОЧНО КРОВЬ!" - подумала с неожиданной тревогой Вера.»

Составитель: О.С. Дятлова, учитель русского языка и литературы МКОУ Новоярковской СОШ Барабинского района Новосибирской области

Тест на знание содержания повести А.Куприна «Гранатовый браслет»

11 класс

1) Начало описываемых событий происходит на побережье

А. Балтийского моря

Б. Чёрного моря

В. Азовского моря

Г. Каспийского моря

2) Главную героиню повести зовут

А. Анна Николаевна Фриессе

Б. Вера Николаевна Шеина

В. Жени Рейтер

Г. Людмила Львовна Дурасова

А. Анна Николаевна Фриессе

Б. Вера Николаевна Шеина

В. Жени Рейтер

Г. Людмила Львовна Дурасова

4) Определите по описанию героиню: «..унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница

А. Анна Николаевна Фриессе

Б. Вера Николаевна Шеина

В. Жени Рейтер

Г. Людмила Львовна Дурасова

5) Мужа княгини Веры зовут

А. генерал Аносов

Б. Николай Николаевич

В. Густав Иванович

Г. Василий Львович

6) Мужа Анны Николаевны зовут

А. генерал Аносов

Б. Николай Николаевич

В. Густав Иванович

Г. Василий Львович

7) Найдите продолжение фразы: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в …»

А. в такую же страстную ненависть

Б. непреодолимое отвращение

В. чувство прочной, верной, истинной дружбы

Г. любовь спокойную, вдумчивую, верную

8) Своего мужа Анна Николаевна

А. страстно ненавидела

Б. безумно любила

В. просто боготворила

Г. терпеть не могла

9) Выберите, что общего было между сёстрами Верой Николаевной и Анной Николаевной:

А. были очень красивыми

Б. любили флиртовать с мужчинами

В. были не верны своим мужьям

Г. были верны своим мужьям

Д. любили азартные игры

А. день рождения

Б. именины

В. новоселье

Г. день ангела

11) Больше всего княгиня Вера любила

12) Подругу княгини Шеиной звали

А. Анна Николаевна

Б. Вера Николаевна

В. Жени Рейтер

Г. Людмила Львовна

13) Гранатовый браслет княгиня Вера получила в подарок от

Б. любовника

В. поклонника

14) В браслете среди красных гранатов находился один гранат

А. лилового цвета

Б. иссиня-чёрного цвета

В. чёрного цвета

Г. зелёного цвета

15) Желтков подписал своё письмо

А. Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Г.С.Ж.

Б. Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Желтков.

В. С любовью и уважением к Вам. Ваш Г.С.Ж.

Г. С любовью и уважением к Вам. Ваш Желтков.

16) Когда княгиня Вера получила письмо, она…

А. порвала его

Б. тотчас его спрятала

В. сожгла его

Г. показала письмо мужу

17) Этот человек говорил Вере: «.. может быть, твой жизненный путь, …, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

А. брат Николай

Б. генерал Аносов

В. подруга

Г. сестра Анна

А. брат Николай

Б. муж Веры

В. генерал Аносов

Г. гусар Бахтинский

19) Желтков по роду деятельности был

А. губернским предводителем дворянства

Б. помощником прокурора

В. маленьким чиновником

Г. комендантом города

20) В конце описываемых событий Желтков

А. переезжает в другой город

Б. убивает себя

В. попадает в полицию

Г. вызван на дуэль мужем Веры

21) В прощальном письме Вере Желтков просит вспоминать его под музыку

А. Глинки

Б. Чайковского

В. Мусоргского

Г. Бетховена

22) Дальнейшая судьба браслета: он был

А. перепродан

Б. выброшен в море

В. уничтожен

Г. повешен на икону

23) При прощании с Желтковым Вера

А. поцеловала его в лоб

Б. поцеловала его в щёку

В. поцеловала его в губы

Г. дала ему пощёчину

Д. обняла его

24) Кому принадлежит высказывание: « «Гранатовый браслет» - один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви»?

А. Толстому А.К.

Б. Горькому М.

В. Шолохову М.

Г. Паустовскому К.Г.

Оценивание

Каждый правильный ответ оцениваем 1 баллом. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за тест – 27. Правильные ответы:

Количество баллов

Татьяна Шеханова

Татьяна Сергеевна ШЕХАНОВА - преподаватель московского лицея № 1536, член Союза писателей России, Союза журналистов России.

«Гранатовый браслет» в вопросах и ответах

В связи с сокращениями часов на литературу многие учителя жалуются на нехватку времени, особенно в старших классах. Возникают ножницы между требованиями стандарта и реальной ситуацией, в которой часто приходится даже не проходить, а “пробегать” произведение.

Одним из способов нейтрализации этих ножниц является разгрузка программы старших классов (особенно выпускного) за счёт перераспределения материала. Часть произведений вполне можно перенести в 8–9-й классы: они доступны подросткам по возрасту и могут быть объединены в смысловые блоки с традиционно изучаемыми в этих классах произведениями.

Так можно поступить, например, с «Гранатовым браслетом» А.И. Куприна, который удачно встраивается в линию с «Ромео и Джульеттой», рыцарскими балладами, повестями Тургенева, рассказами Бунина, любовной лирикой разных времён.

В помощь словесникам, которые решатся на такой ход, печатаем десять вопросов и ответов по повести «Гранатовый браслет», которые помогут им провести “инвентаризацию” сведений перед тем как планировать урок, а также послужат опорными линиями для урока.

1. Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они? Почему вы так решили?

2. Расскажите о князе Шеине, Николае Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная карьера, прочное положение в обществе. Счастливы ли эти герои?

3. В чём смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чём причины несчастья во всех трёх историях?

4. Почему именно генерал Аносов чувствует прежде всех иной масштаб переживаний и духовной жизни Желткова?

5. Что “не так” делают, говоря словами Веры, Николай Николаевич, Василий Львович и она сама? Что “так” делает один Желтков?

6. Как меняется Желтков за “семь лет безнадёжной и вежливой любви”? Расскажите о “трёх шагах” Желткова в последней попытке объясниться - с Шеиным, с Верой и, наконец, со всеми (своим уходом).

7. Как соотносятся образы генерала Аносова и мелкого чиновника Желткова, ни разу не встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона - “великих страдальцев”?

8. В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Largo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённой с темой истинной любви и истинной жизни?

9. Проанализируйте мотивы розы, письма, символику детали (браслет - дар Желткова, серьги - дар Шеина), жеста, цифр. В чём их роль в повести?

10. Как можно истолковать финал повести?

1. Сёстры Вера и Анна, с одной стороны, похожи: обе замужем, у обеих влиятельные мужья, обе любят быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С другой стороны, они являются антиподами: это проявляется и в их портретах (английская породистость Веры и татарская порода, “грациозная некрасивость” Анны), и в их мироощущении (Вера следует светским обычаям, Анна своевольна и дерзка, но до определённой границы: “под глубоким декольте носит власяницу”), и в их семейной жизни (Вера не ведает, что не любит мужа, потому что не знает любви, а Анна отдаёт себе отчёт в нелюбви к мужу, но, согласившись на брак, терпит его). В последнем - в несчастной жизни в браке - обе сходны. Вера как бы “потеряна” в привычной жизни, не заметна её красота, стёрта её исключительность (для всех и для неё самой), а Анна “презирает” мужа-глупца и награждена детьми вроде бы хорошенькими, но с “мучнистыми” лицами.

2. Князь Шеин уважаем в обществе, о чём говорит его положение, внешне благополучен (средств не хватает, но это удаётся скрывать; о “недостаточности” любви в семье он не подозревает). Николай Николаевич горд своим чином, должностью, деятелен и внешне также благополучен; однако одинок, что примечательно. Одинок и генерал Аносов, один из самых обаятельных героев повести. Отважный солдат, он на старости лет остаётся без семейного очага. Это главное несчастье всех троих героев.

3. “Девочки” по сравнению с древним генералом Аносовым, Вера и Аня расспрашивают его о любви. Трижды отвечает на это генерал. Две притчи - о том, что есть “не любовь, а какая-то кислятина” (подделка, заблуждение), а одна - история собственной жизни - об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.

4. В отличие от Веры, Василия Львовича, Николая Николаевича и даже Анны с её чуткостью (“море пахнет арбузом”, “в лунном свете есть розовый цвет”), генерал разделяет подлинность чувства “телеграфиста” и принятую в свете “усреднённость”, стёртость, ритуальность отношений между людьми. Любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и поле брани. В опошленном в устах князя Шеина рассказе о “похождениях телеграфиста” Аносов слышит знакомые именно ему, старому солдату, ноты доблести духовной.

5. Подарок мелкого чиновника Желткова княгине Шеиной не обрадовал её и привёл в беспокойство всё семейство, включая её брата Николая Николаевича, помощника прокурора. Всё это приводит к трагической развязке. Что же сделали не так (по определению Веры) князь Шеин и Николай Николаевич? Они попытались пресечь чувство любви Желткова к княгине Вере, поставив ничтожного, по их мнению, чиновника “на место”. За тем они и идут к нему. Шеин пассивен, он “влеком” Николаем Николаевичем как вещественное доказательство виновности Желткова, который посягнул на Веру. Она замужем , и муж - подтверждение тому. Шеин безмолвен и безволен, его попытки перебить безапелляционные речи Николая Николаевича вялы. Вот в чём его не так . Николай Николаевич угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности, то есть действует, предполагая, что Желтков может устрашиться и послушно прекратить любить княгиню Веру, не подозревая, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. В этом - не так Николая Николаевича. Вера же, не сумевшая принять дар любви (и, как его проявление, дар браслета), тоже поступает не так , поскольку живёт не по своим, а по чужим, установленным когда-то и кем-то правилам, не чувствуя себя. Опомнится она лишь после известия о смерти Желткова и прощания с ним (дважды - с телом и с душой).

6. Кто же такой Желтков? Недаром сначала мы видим пародийное воспроизведение его странного поведения: в рамки приличий оно не укладывается. Шеин пародийно интерпретирует письма и действия Г.Ж. Для этого есть основания: раннее письмо Желткова очень отличается от позднего, а пылкие, неловкие поступки влюблённого юноши - от деяний поистине любящего зрелого человека . Налицо рост личности, и именно высокое чувство определяет этот рост, о чём говорит лексика, строй предложений, система аргументов “позднего” Желткова. Через пародийное портретирование мы, читатели, продираемся, как через досадную преграду, к истинному облику личности Желткова. Портрет и речь героя растут с ним. Автор учит нас видеть не место на социальной лестнице, а самого человека. Предостерегает от того, чтобы, раз уверившись в несовершенстве человека, мы не переставали видеть перспективу его развития, не отказывали ему в возможности совершенствоваться, а себе - в возможности видеть его самосовершенствование. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, с Верой и, наконец, со всем миром. Шеину Желтков говорит о любви, которой нельзя противостоять. Но обещает, что больше не потревожит его. Вере - она отказывается выслушать Желткова - говорит о том же, но уже посмертно (в письме). И, наконец, его последним объяснением с миром и со всеми, кто может слышать , является бетховенская соната № 2 - о жизни, о смерти и о любви.

7. Желткова так и не услышали при жизни, как в полной мере при жизни не услышали до конца и Пушкина, и Наполеона - “великих страдальцев”. Куприн именно здесь, после смерти Желткова, открыто вводит романтический мотив отторженности и непонятости героя , возвышая его над обыденной жизнью. Недаром смог расслышать это в глумящихся речах Шеина и особенно Николая Николаевича только генерал Аносов, знающий цену жизни, смерти и любви. Очень важно, что светская беседа не сбивает генерала с толку, он расспрашивает Веру - и в ответ на её встречные вопросы даёт определение истинной любви, которой не был удостоен сам, но о которой много размышлял. Аносов и Желтков не встречаются, но генерал распознаёт в нём героя, не сравнимого по масштабу с князем Шеиным, по слухам о нём.

8. Эпиграф и настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена - величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Овеянная ими, она учит тому же - не мельчить, не суетиться, а мыслить и чувствовать по-настоящему, соразмерно себе самому. Музыка внятно рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой. Эта щедрость и милосердие проясняют Веру самой себе . Такой она и останется. Это главный дар Желткова, который когда-то в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой. Так быстро всё объяснить человеку могут только три вещи - любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом - особый смысл музыкальной темы, дающей - от эпиграфа к последней сцене - исключительную завершённость произведению.

9. Напряжённо работает система деталей и символов в повести. Роза - символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний - посмертно). Символичны дары князя Шеина (серьги с жемчугом - два разъединённых предмета, украшенные символом скорби и слёз) и Желткова (гранатовый браслет с зелёным гранатом посредине; браслет, замкнутый в кольцо, - воплощение гармонии, гранат, по преданию, приносил своему обладателю радость и веселье, а зелёный гранат сообщал, как справедливо предупреждает сам Желтков, дар прозрения). Символичны жесты героев, особенно антиподов - Николая Николаевича и Желткова - при объяснении друг с другом.

10. Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что купринская тема романтической любви необычайно глубока и притягательна. Проста она обманчиво. На самом деле за её прозрачностью - глубина и размах. Недаром в художественном пространстве повести возникают такие могучие образы-символы, как Пушкин, Наполеон, Бетховен. Ещё один образ неназванно, неуловимо присутствует здесь - князь Мышкин (портрет, речь в сцене объяснения Желткова с Шеиным и Николаем Николаевичем напоминают нам о нём), персонаж Достоевского. Недаром Куприн говорит устами генерала Аносова, что любовь - это “великая трагедия”. Однако, несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и сильной. В этом особенности купринского подхода к теме.

Можно предложить ученикам после беседы по «Гранатовому браслету» поработать с небольшим текстом «Портрет княгини Веры». Сначала необходимо вставить в него пропущенные буквы и знаки препинания (особенно хорошо отрабатывать здесь тему «Однородные и неоднородные определения»), а затем написать по нему изложение. Для более сильных учеников можно предложить продолжить наблюдения, сделанные в тексте, сравнив этот портрет Веры с тем, который мы встречаем в финале повести.

Портрет княгини Веры

Героиня повести «Гранатовый браслет» княгиня Вера появляет..ся на фоне осен..их цветов: “…она ходила по саду и осторожно ср..зала ножницами цветы к обеден..ому столу. Клумбы опустели и имели бе..порядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а так(же) левкой - наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях пахнувших капустой розовые кусты ещё давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие редкие точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры распростр..няя в чутком воздухе осен..ий травянистый грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и ч..резмерного материнства тихо осыпали на землю бесчислен..ые семена будущей жизни”. Героини кажется ещё и нет - перед нами описание цветов, которые она ср..зает. Присмотримся к нему внимательнее: из всех цветов выделен..ы и помещен..ы в центр фрагмента георгины, пионы и астры - союз “зато” противопост..вляет их левкоям и розам цветущим не так “пышно” “холодно” и “высокомерно”, слово “остальные” в начале следу..щего предложения опять выделяет их из ряда - уже по признаку бесплодности . Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, им были ведомы любовь и радость материнства, осень для них - не только пора ум..рания, но и время начала “буду..щей жизни”.

“Человеческие” мотивы в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. На этой же странице читаем: “…Вера пошла в мать красавицу англичанку своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом… ” Выделен..ые нами определения связывают в сознании.. читателя Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них - создаётся впеч..тление, что она одна из них. Так образ героини.. вошедш..й в пору своей осени встраивает..ся в более широкий пейзажный контекст, который обогаща..т этот образ дополнительными смыслами.