Храмы эпохи птолемеев. Архитектура Египта. Эллинистический период (IV — I вв. до н. э.). Изобразительные искусства Позднего периода

Эпоха Птолемеев

Птолемей был первым из династии правителей, которая будет носить его имя. Птолемей I объявил себя фараоном Египта, хотя и он сам, и его преемники сохраняли верность македонским традициям. Затем он взял себе титул Птолемея I Сотера, то есть Спасителя. Именно он перенес столицу из Мемфиса в Александрию. Этот город стал важнейшим культурным центром. Здесь по инициативе Птолемея были заложены библиотека и музей, сюда как в центр интеллектуальной жизни средиземноморского мира стремились поэты и ученые.

Династия Птолемеев правила Египтом следующие 300 лет. 15 фараонов, бравших себе имя Птолемей, отличались жестокостью. В борьбе за власть они не жалели ни братьев и сестер, ни отцов и матерей, ни сыновей и дочерей. Несмотря на кровосмесительные браки, нравственную деградацию и физическое вырождение Птолемеев, в период их правления были построены грандиозные сооружения, такие как Фаросский маяк и гигантская библиотека, в которой, как считалось, хранилась б?льшая часть великих произведений литературы цивилизованного мира. Они вмешивались в дела Греции и вели торговлю с Римом. Последней царицей эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев стала Клеопатра VII Филопатор – честолюбивая и талантливая женщина.

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Птолемеев „канон" Как разгадать таинственные движения планет? Почему эти блуждающие светила то обгоняют звезды, то вдруг останавливаются, то начинают пятиться, словно рисуют причудливые завитушки на небесном своде? Птолемей полагал, что планета обращается вокруг Земли

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Египтяне [От древней цивилизации до наших дней] автора Азимов Айзек

Глава 10 Египет Птолемеев Первый из ПтолемеевЕгипет процветал под управлением Клеомена и временно превратился в тихую заводь, пока Александр покорял Персидскую империю, выиграв два больших сражения, бесчисленное количество малых и в конце концов стал ее правителем.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

31. Эпоха Судей Израильских, описанная в Библии, это – эпоха инквизиции XV–XVI веков Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее сюжетов мы, следуя сдвигам на глобальной хронологической карте А.Т. Фоменко, отождествили с

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

4. Внешняя политика Птолемеев Огромная держава Птолемеев, включавшая значительную часть Восточного Средиземноморья, оказалась в центре почти всех военно-политических противоречий своего времени. Основными противниками Птолемеев выступали прежде всего Селевкиды,

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Эпоха Птолемеев: 332–30 гг. до н. э Осенью 333 г. до н. э. Александр Великий, царь Македонии, завоевал Египет. Это вторжение стало началом эллинистического периода в стране. Александр не встретил сопротивления персидских гарнизонов на границе, и египтяне приветствовали его

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

3. Египет под властью Птолемеев (328…200 г. до Р. X.)Через год после Димитрия умер царь египетский Птолемей I Лаг, то есть сын Лага. Он носил название Сотера, то есть избавителя. Родосцы даровали ему этот почетный титул в благодарность за защиту города от Димитрия Полиоркета,

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Государство Птолемеев Благодаря многочисленным греческим и демотическим папирусам, которые сохранились до нашего времени, о социально-политическом устройстве эллинистического Египта известно гораздо больше по сравнению с остальными эллинистическими монархиями.

автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

9. Эпоха судей израильских, описанная в библейской Книге Судей, это - эпоха инквизиции XV–XVI веков В результате наших исследований вырисовывается следующая интересная картина. Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее

автора Адес Гарри

Глава 6. Александр и династия Птолемеев 332-30 годы до

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Начало династии Птолемеев (305–221 гг. до н. э.) Как будто мало было славы знаменитых александрийских памятников и святилищ, чтобы вызвать зависть соперников! Птолемей II учредил праздник, который отмечали раз в четыре года, его назвали Птолемейя и посвятили отцу царя и

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор Михайлович

Эпоха Наполеоновских войн или эпоха 1812 года? Ход мировой истории в первой четверти ХIХ в. во многом определяли события, происходившие на европейском континенте. Этот важный отрезок времени начала столетия, наполненный калейдоскопическим изобилием событий, принято

Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова Юлия

Династия Птолемеев Птолемей I не собирался ограничить свои владения землей Египта, так же как не намеревались делать это прежние египетские правители – фараоны. Он презирал существующие границы и завоевал Киренаику, восточную часть современной Ливии, Южную Сирию, Кипр и

Последним фараоном-строителем периода Нового царства был Рамзес III, основатель XX династии. В его время Египту пришлось с напряжением всех сил отражать вторжение своих старинных врагов-ливийцев и одновременно давать отпор нашествию «народов моря» - племен различных областей Средиземноморья, вторгшихся в Дельту. Оба эти события в области политической истории Египта были тем более грозными, что и изнутри силы Египта были надорваны все более нараставшими классовыми противоречиями.

Уже в конце XIX династии по Египту прошла волна восстаний рабов и царская власть временно попала в руки сирийца, может быть, одного из придворных рабов. Привлекая в ряды египетских войск наемников — ливийцев, фараоны в их лице сами вводили в Египет врагов, закрепляя их положение раздачей земель в Дельте.

В начале Нового царства фиванское жречество деятельно поддерживало фараонов. К концу Нового царства эта сила переросла царскую власть, окончательно подчинив ее себе. Начиная с XIX династии, высшая административная власть находилась фактически в руках верховного жреца бога Амона.

Огромным значением жречества можно объяснить и то, что строительная деятельность XIX и XX династий была направлена преимущественно на постройку храмов. После смерти Рамзеса III царская власть в Фивах перешла в руки жреца Амона Хрихора, основателя XXI династии. Одновременно с воцарением Хрихора в Фивах один из потомков Рамессидов захватил власть в городе Танисе (в Дельте), и Египет временно снова распался на Верхний и Нижний.

После сравнительно недолгого правления XXI династии власть в Египте захватила династия ливийцев (XXII-XXIV династии). Одновременно в Нубии, некогда египетской провинции Напате, возникло новое, Эфиопское государство с династией также ливийского происхождения. В недавнее время американские раскопки в Нубии обнаружили погребения этих южных ливийцев, овладевших Египтом в 722 г. до н. э. и положивших начало XXV эфиопской династии, с которой начинается так называемый Поздний период Египта.

Найденные здесь захоронения с их надгробиями в форме пирамид и богатым инвентарем показали, как далеко проникло в Нубию влияние Египта. Но техника и ряд деталей рельефов открытых здесь, говорят об их местном суданском происхождении.

При эфиопской династии Египту пришлось пережить ассирийское завоевание, Ашурбанипал, царь Ашура, проник в Верхний Египет и так разорил и разрушил Фивы, что эта столица впоследствии уже не могла оправиться.

Новый расцвет Египта наступил на короткое время, когда фараон Псамметих I, основатель XXVI династии, захватил власть в свои руки с помощью наемников — ионян и карийцев, избрав своей резиденцией Город Саис в Дельте. Оживленная деятельность этих фараонов XXVI, так наз. Саисской, династии ярко проявилась в попытке связать каналом Средиземное море с Красным и в далекой экспедиции вокруг Африки, предпринятой финикийским флотом по указанию фараона Нехо II. Но и Саисские фараоны для укрепления своей власти должны были привлечь опять-таки наемников, вслед за которыми потянулись в Египет финикийские и греческие купцы.

Эти чужестранцы на территории своих концессий основывали города и поселения. Так возник Навкратис - греческий город в Египте. Оживленная торговая жизнь, развитие ремесел и промышленности, проникновение новых технических приемов (например выдувания стекла), наконец, проникновение иных форм организации труда изменники и самый характер социальных отношений. Все эти новые условия привели Египет к формам рабовладельческого общества античного типа.

Одним из характернейших явлений Позднего Египта является демократизация письма - дальнейшее упрощение иероглифов и возникновение так наз. демотического (народного) письма, что было необходимо в связи с развитием торговли и деловых операций. Иероглифы в позднее время становились все менее понятными даже и грамотному жречеству и сохранили по преимуществу значение декоративного средства для обработки больших плоскостей храмовых отен или стволов массивных колонн.

В 525 г. до н. э. Египет был завоеван персами. В 332 г. до н. э. Александр Македонский, разрушив царство Ахеменидов, захватил Египет. После его смерти страна продолжала еще жить самостоятельной политической жизнью, но уже под властью царей македонской династии Птолемеев, потомков одного из военачальников Александра Македонского. В культурном отношении страна подверглась греческому влиянию.

Строительство Позднего времени

В Позднее время монументальное строительство не прекращалось, а в Саисский период (663-525 до н. э.) наступил даже его новый расцвет. В связи с общим экономическим состоянием страны приходилось, однако, отказываться от сооружений грандиозных размеров. В Позднее время зачастую довольствовались дополнительными пристройками к уже существовавшим святилищам.

Материалы и строительная техника оставались по существу теми же, что и раньше. Наряду с наклонной плоскостью пользовались деревянными лесами, а для подъема тяжестей применяли блок. С точки зрения развития архитектурных форм и проявления новых влияний Позднее время является периодом меньше всего изученным, что не дает возможности ни установить разницу между искусством времени ливийской и эфиопской династий, ни проследить процесс постепенного нарастания греческого влияния в египетском искусстве.

В архитектуре Саисского времени, как и в других искусствах, видна попытка вернуться к традициям наиболее блестящих предшествующих периодов. Лучшие сооружения архитектуры прежних времен еще существовали и были доступны обозрению. Недавние раскопки установили, что ансамбль пирамиды Джосера еще не быт разрушен в Позднее время; известно и то, что XXVI династия усиленно занималась реставрацией монументальных сооружений предыдущих эпох.

Основные типы сооружений: жилой дом и хозяйственные постройки, - поскольку они нам известны, - не отличались ничем от аналогичных построек Нового царства.

В области заупокойного культа наряду с использованием старых могил можно заметить стремление к созданию такого типа их, который мог бы предохранить погребение от разграбления. Этот новый тип возник в Гизе и в Саккара, где вследствии песчаных заносов трудно было использоватъ для погребения древние мастаба. В Гизе и в Саккара вырубали в скале глубокую (25-30 м) шахту. Дно ее коротким коридором соединяли с погребальной камерой, которая в свою очередь устраивалась на дне другой, очень широкой шахты, идущей параллельно первой. В камере, обложенной кирпичом, помещался базальтовый саркофаг, вставленный в массивный блок известняка. Кирпичной кладкой наглухо заделывали вход в погребальную камеру из коридора и засыпали обе шахты песком и щебнем. Если грабители пытались проникнуть в погребальную камеру через первую, более узкую шахту, и через коридор, то при попытке их разрушить кирпичную стенку, песок из широкой погребальной шахты неудержимым потоком заполнял коридор.

При Птолемеях храмовое строительство пережило новый подъем. Стремясь к укреплению своей власти, Птолемеи, так же как впоследствии римские императоры, вписывали свои имена в картуши и всемерно поддерживали культ египетских богов, сооружая в честь их храмы. Наиболее известными и наиболее типичными из них являются храм Гора, бога солнца, в Эдфу, храм богини Хатор в Дендера и постройки на острове Филе, около Ассуана.

Храм Гора в Эдфу . Основная часть храма Гора, святилище и гипостильный зал, были начаты постройкой в 237 г. до н. э. Птолемеем III и закончены при Птолемее IV в 212 г. Дальнейшее строительство временно прекратилось, и до 147 г. производились только работы по украшению храма рельефами и надписями. Храм был полностью покрыт изображениями, включая и его наружные стены. Птолемей IX пристроил к храму большой, украшенный рельефами передний зал, закончив его в 122 г. Его преемники - Птолемеи X, XI и XII - окружили храм внешней стеной, закрыв его наружные рельефы, добавили колоннаду двора и большой пилон. Только в 57 г. до н. э., при Птолемее XIII, были закончены последние отделочные работы (табл. 58-62).

Несмотря на долгий срок строительства (почти двести лет), храм Гора обладает цельностью композиции и, благодаря своей сохранности, получил широкую известность. Он выдержан в классически строгих формах с соблюдением характерных для египетского храма основных черт планировки. Влияние эллинистической культуры сказалось лишь на деталях.

Пилон . Обычный в Новом царстве прием сосредоточения всего богатства и сложности архитектуры внутри сооружения (в противовес архитектуре Древнего царства) применен и здесь. Пилон как бы является фасадом храма и вместе с тем тяжелой преградой, изолирующей внутренние пространства храма. Тема силы и величавой торжественности великолепно выражена в его облике теми же приемами, какие применялись в Новом царстве. Обычный наклон стен подчеркивает устойчивость их огромных масс. Даже передняя плоскость портала наклонена (табл. 59, фиг. 1). Колоссальность размера пилона оттеняется узостью его обводного валика и относительно небольшим карнизом, венчающим его (около 1:15 высоты).

Таблица 60. Храм Гора в Эдфу.

Понижение портала подчеркивает величину боковых массивов пилона. Обработка этих связанных между собой элементов решается противоположными приемами. Относительно меньшая величина портала подчеркнута увеличенным размером карниза (около 1,0:6,3 высоты). Меньшей форме соответствует более крупная деталь. Портал ближе к размерам человеческого тела и все-таки очень велик по сравнению с ним, его пропорции грузны.

Архитектору удалось объединить две самостоятельные боковые башни пилона сильным выделением центрального входа (порталом) и приближением к нему ниш от четырех мачт для установки флагов. Расположение рельефов на стене подчинено той же тенденции. Ритм фигур учащается к середине. Кроме того, построчные членения рельефов уменьшаются кверху. Контраст геометризированных статических объемов и динамического распределения подчиненных декорирующих элементов создает острую композиционную схему.

Рельефы пилона . Рельефы играют значительную роль в общем облике сооружения как по своему построению, так и по тематике. Содержанием изображений служит та же тема силы и власти. В нижнем ряду на фараона Птолемея XIII смотрят бог Гор с головой сокола и богиня Хатор. В верхних, меньших по высоте, ярусах изображено приношение даров. Как и раньше, в Новом царстве различные величины фигур дают полную шкалу переходных размеров, связывающую реальные размеры человеческого тела с громадной массой пилона. Внутри пилона проходят лестницы на крышу здания.

Форма этого пилона не отличается от питонов Нового царства, но в другие элементы храма внесены некоторые новшества.

Изолирующая стена . Наиболее характерной особенностью храма в Эдфу является стена, окружавшая его со всех сторон, начиная от переднего пилона. Узкий коридор между внешней оградой и наружной стеной храма был доступен только для тех, кто имел право входа во внутренние помещения храма. Таким образом, рельефы, украшавшие наружную стену храма и внутреннюю поверхность окружавшей храм стены, оставались невидимыми для посетителей двора (табл. 59, фиг. 3).

Двор . Двор храма Гора сильно отличается от храмовых дворов предыдущего периода, например от храма Хонсу в Карнаке.

Двор храма Хонсу (XII в. до н. э.) окружен непрерывной колоннадой. Ограда храма является продолжением его стен. Антаблемент на колоннах, поставленных в два ряда, примыкает торцами к пилонам. Часть колоннады, примыкающая к стене гипостильного зала, имеет слегка поднятый уровень пола, что создает перспективное уменьшение размеров в глубину. Это - начало выделения переднего зала. Антаблемент не меняет высоты; изменяется лишь высота колонн вследствие различных уровней площадок, на которых они стоят.

Совсем другая картина наблюдается в Эдфу. Здание храма стоит здесь внутри ограды, не примыкая к ней. Комплекс храма разделился на самостоятельные части. Цельного перистиля уже нет. Наибольшее значение приобрел фасад храма - входной зал. Он имеет повышенную высоту колонн и осевое: симметричное расположение. Боковые колоннады двора, состоящие из 32 колонн, получили подчиненное значение. Они ниже колонн переднего зала. Образуя в плане два угла, колоннады подходят к храму своими длинными сторонами и неожиданно обрываются по краям. Форма двора стала более сложной и одновременно менее цельной. Спокойная статическая схема перистильного двора заменилась динамической напряженной схемой с резко выделенной продольной средней осью. Способ выделения центра симметрии на задней стороне пилонов интересен тем, что портал и дверь, разрывающее колоннаду двора, сделаны значительно большей величины, чем сама колоннада (табл. 58, фиг. 4).

Колонны не подчинены строгому канону. Архитектор оперирует ими достаточно произвольно. Все колонны, в результате общего подъема уровня двора по направлению к храму, имеют меняющуюся высоту ствола, но высота капители и антаблемента при этом не изменяется (высота антаблемента составляет около
 1/5 всей высоты ордера). Кроме того, форма caмих капителей все время варьируется. Почти все капители двора храма Эдфу различны, но повторяют одна другую на противоположных симметричных половинах двора.

Входной зал . Основным, наиболее сложно разработанным элементом храма Позднего времени является монументальный входной зал. Внимание, прежде уделяемое закрытому гипостильному залу, перешло на предшествующую ему часть храма, которая была видна всем молящимся, находившимся во дворе (табл. 59, фиг. 2; табл. 60 и 61).

Количество рядов колонн в переднем зале увеличилось. Один или два ряда колонн времени Нового царства заменились тройным (а затем в Дендера - четверным) рядом очень высоких колонн, значительно превышающих высоту стоящего сзади гипостильного зала. Глубокий портик переднего зала главенствует над относительно низкой и неглубокой колоннадой двора.

Фасад входного зада разработан очень богато. Его стены имеют обычный уклон. Боковые плоскости фасада сливаются без расчленения с архитравом колоннады. Весь фасад обведен тонким валиком. Интерколумнии забраны массивными, сильно выдвинутыми стенками, образуя одно целое по всей передней плоскости. Фасад трактуется как большой пилон с вырезанным проемом. Колонны подпирают стену, ослабленную этим проемом; верхняя часть ничем не выделена. Венчающий карниз здания с обычной египетской выкружкой, несколько возвышаясь над уровнем плоской крыши, образует вокруг нее парапет (крыша в Позднее время использовалась для целей культа).

В спокойный силуэт вписана сложная динамическая архитектурная схема. Колонны стоят очень тесно. Интерколумний немногим больше диаметра колонны. В то же время средний пролет широко раздвинут, подчеркивая направление главной продольной оси симметрии. Все время меняющиеся, но симметрично повторяемые относительно центральной оси капители колонн вносят разнообразие и некоторое беспокойство в ряд вертикалей. Ясность и простота Нового царства уже не отвечали вкусам Позднего времени.

Высокая преграда между наружными колоннами египетских храмов вносит существенные изменения в трактовку открытых колоннад на фасадах храмов, разрабатываемую в параллельно развивающихся культурах Греции и Рима. Она превращает открытый, общественно полезный портик в замкнутое, изолированное пространство.

Несмотря на то, что преграда между колоннами является только заполнением между ними, она сдвинута вперед, заподлицо с передней линией колонн и, получив грузное завершение, кажется массивной.

Центральный пролет оставлен свободным. Он оформлен введением большого разорванного портала (мотив, вызывающий в памяти аналогичные приемы эллинистической архитектуры). Этот портал играет весьма существенную роль в решении центрального узла фасада. Он дает масштаб двери, определяет на фасаде величину человека. Высота преграждающей стены равна высоте проема и значительно больше человеческого роста. Одновременно отверстие портала оставляет видимой всю колоннаду, что придает цельность всей композиции. Сквозь открытый высокий проем виден богато украшенный интерьер входного зала. Балки перекрытия и потолок в нем сплошь покрыты рельефами.

Форма стволов восемнадцати высоких колонн входного зала более однообразна, чем раньше. Все колонны круглые, гладкие, без ребер - по типу, установившемуся в конце Нового царства. Все капители имеют открытую чашечку цветка. Изменения сводятся только к различию декоративной обработки открытой чаши (табл. 62).

Потеряна строгость в выборе места применения различных типов колонн. Прежний прием размещения закрытых бутонов в полутемной низкой части гипостильного зала, а раскрытых чашечек цветов в светлом» повышенном нефе - заменился случайным размещением разнообразных типов, капителей в одном ряду.

Все это вместо прежней суровости и силы создает впечатление некоторой интимности, несмотря на подчеркнутую монументальность форм.

На противоположной входу стене переднего зала создан, — путем незначительного утолщения стены, декоративный пилон. Его высота рвна высоте колонн зала. Над ним остается небольшой кусок свободной стены. Потолок и балки несколько выше опираются на стены, как обычно в египетской архитектуре, без карнизов. Изображенный пилон поэтому не играет никакой тектонической роли. Он является пережитком пилона; ранее иногда прикрывавшего базиликальный разрез гипостильного зала. Для Позднего Египта этот прием стал обычным.

Гипостильный зал . Гипостильный зал гораздо скромнее предшествующего ему переднего зала. Он имеет всего двенадцать колонн, более низких, чем колонны переднего зала, и размещенных в три ряда. Как входной зал так и гипостильный освещались верхним светом через отверстия в крыше.

Святилище . Расположение помещений святилища сильно отличается от схемы, существовавшей во времена Нового царства. Ранее зал священной ладьи имел колонны и две двери, расположенные в противоположных стенах по главной оси здания. В Эдфу этот зал превратился в небольшое замкнутое помещение, имеющее лишь один вход спереди. Изображение божества помещалось теперь не в священной ладье, а в небольшом каменном наосе, расположенном у задней стены зала и замыкавшем перспективу храма. Характерно для Позднего времени, что крыша такого наоса увенчивалась пирамидкой.

Помещение наоса окружено коридором, за который, в узаконенном для Позднего времени порядке, располагался ряд покоев дружественных богов. По оси храма позади наоса размещался зал статуй, получивший значение собственно святилища. Сложный и дробный план задней части храма раннего времени выкристаллизовался в Эдфу в простую и очень четкую схему, гораздо более ясную, чем в эпоху Нового царства.

Подражание древним образцам. На внутренней стороне ограды храма в Эдфу, построенной в птолемеевское время, сохранилась надпись, в которой говорится, что фараон расширил храм пристройкой колоннады, пилонов и ограды, «следуя при этом книге об устройстве храма Гора, которую, сочинил жрец Имхотеп Великий, сын бога Пта». ПоД книгой, вероятно, следует понимать древнюю постройку Имхотепа, оказавшую влияние на последующую архитектуру, так как в поздних текстах (Архитектор Хнумибре, живший в V столетии до н. э., оставил в Вади — Xаммате надпись, содержащую перечень 22 его предков, последовательно занимавших должность главного царского архитектора. О Рахотепе, первом из 22 предков Хнумибре, надписи говорит, что «голос его доходит до заведующего строительными работами севера и юга, начальника столицы и визиря, верховного жреца-чтеца царя Верхнего и Нижнего Египта, до Имхотепа, сына Канофера, заведующего строительными работами севера и югa». Баллод. Очерки по истории древнеегипетского искусства) неоднократно упоминается о какой-то божественной книге Имхотепа, откровении для архитекторов, «снизошедшем севернее Мемфиса с небес».

Такая ссылка на стене храма Позднего времени очень характерна, так как показывает вполне сознательное стремление к подражанию древним освященным традициям и образцам, что сильно ослабляло влияние эллинистической Греции.

Храм Хатор в Дендера . Искусство Позднего времени характеризуется наличием первоклассных мастеров, сумевших по-иному применить старые формы. Одним из примеров этого может служить храм богини Хатор в Дендера; в основу его был положен план храма Хеопса, еще существовавшего в греко-римское время, как явствует из строительной надписи в храме Хатор.

Таблица 63. Храм Хатор в Дендера (117 г. до н. э.- 98 г. н. э.). 1. План (а - входной, зал, б - гипостильный зал, в - святилище). — 2. Фасад входного зала. — 3. Поперечный разрез (по материалам наполеоновской экспедиции в Египет). - 4. Интерьер входного зала. - 5. Колонна гипостильного зала. — 6. Колонна портика.

Храм в Дендера остался незаконченным; пилон и следующий за ним открытый двор, обычные для архитектурного ансамбля Нового царства, здесь отсутствуют. Фасад храма сохраняет типичную для египетской архитектуры всех времен наклонную линию стен, выкружку карниза и под ней валик, окаймлявший фасады также и по вертикали, проходя по углам здания (табл. 63, фиг. 2 и табл. 64, фиг. 2). Плоскую крышу входного зала, открытого в сторону двора, поддерживали 24 колонны с круглыми гранитными базами и стволами из песчаника (табл. 63, фиг. 4 и табл. 64, фиг. 1). Капители колонн с четырех сторон украшены рельефными изображениями головы Хатор, богини с лицом женщины и ушами коровы, и увенчаны кубами, оформленными в виде систров, музыкальных инструментов, употреблявшихся в культе Хатор. Между этой «хаторической» капителью и архитравом находится очень тонкая, едва видимая снизу, абака.

Хаторическая колонна . Хаторические капители были уже применены в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. Разница только в том, что капители Среднего царства и XVIII династии, будучи двухсторонними, производят впечатление незаконченных, что было правильно учтено строителями храма в Дендера, превратившими их в четырехсторонние.

Интерколумнии переднего ряда входного зала были, как и в храме в Эдфу, забраны до половины высоты каменными плитами с рельефными изображениями. Средний проход вел через малый колонный зал и два преддверия к темному культовому помещению, где, вероятно, хранилась священная ладья богини.

Плоская крыша храма была приспособлена для устройства на ней храмовых мистерий; сохранились остатки надстроек, для которых она служила платформой (табл. 63, фиг. 3). Следует отметить также включение в состав этого храма подземных тайников.

Дом рождения бога . Характерным для этого храма, как и для ряда других храмов Позднего времени, являлось введение в ансамбль его «маммизи» («дома рождения бога», в данном случае Хатор) - небольшой часовни, стоявшей на высокой платформе с открытым двором перед ней.

Храм в Ком-Омбо . Особое место в архитектуре Позднего Египта занимает храм в Ком-Омбо, строившийся и украшавшийся рельефами в течение II и I вв. до н. э. Его особенностью является совмещение в одном храме двух культов, благодаря чему храм разделился на две параллельные части: южная (правая часть) посвящена богу Собеку, священным животным которого считался крокодил, а северная (левая) - богу Гору. Каждому культу соответствовали свое святилище и прямой проход через все помещение к нему. Поэтому на общей оси храма находится не дверь, как обычно, а столб, к которому примыкают две равноценные двери (табл. 65, фиг. 1).

Пилон, сквозь который вели два входа во двор, очень слабо развит и почти не выделяется из внешней стены, окружающей весь храм. Аналогично храму Гора в Эдфу, передний открытый двор был окружен с трех сторон колоннадой, сохранившейся теперь лишь наполовину (табл. 65, фиг. 1а, и фиг. 2). Середину двора занимал алтарь.

Высокий входной зал имел три ряда колонн с богато украшенными капителями (табл. 65, фиг. 16). Нижняя часть колонн забрана толстой стеной, покрытой рельефными изображениями (табл. 65, фиг. 3). Вследствие параллельности двух культов входной зал имеет два входных портала, а на оси фасада стоит колонна.

Далее следует гипостильный зал с десятью колоннами внутри, по пяти в каждом ряду (табл. 65, фиг. 1в и фиг. 4). Средние пролеты между колоннами и здесь шире крайних. Далее следуют три неглубоких зала и наконец, два стоящих рядом святилища, окруженных рядом небольших камер (табл. 65, фиг. 1г).

Основная часть храма окружена внутренним обходом и стеной, за которой следует еще один внешний обход с новой стеной. Количество и значение внешних стен, окружающих храм, еще более возрастает по сравнению с храмом в Эдфу.

Капители храма в Ком-Омбо отличаются большим разнообразием; заметны следы эллинистического влияния.

Храм в Эснэ . Храм в Эснэ посвящен богу Хчум, изображавшемуся с бараньей головой, и был построен в птолемеевское время. На его стенах есть изображение Птолемея VI (Филометора - II в. до н. э.). Фасад этого храма напоминает входной зал храма в Эдфу. Это большой пилон (размером 3 м X 15 м) с проемом в середине, где шесть колонн подпирают архитрав с обычным египетским карнизом. Входной зал (размером 38 м X 16,5 м) включает в себя 24 колонны с богато украшенными капителями. Колонны достигают высоты 11,3 м (табл. 66).

Задние части храма плохо сохранились. Наиболее интересным элементом в храме являются сложные капители, похожие по своему облику на капители храма в Ком-Омбо (табл. 67).

Таблица 68. Остров Филес (Птолемеевская эпоха, III - I вв. до н. э.) I. Общий вид острова.- 2. Пилон храма Изиды, слева - «маммизи».- 3. Киоск.- 4. Ордер «маммизи».- 5. План острова (а - предхрамовая площадь, б - «маммизи» - «дом рождения бога», в - храм Изиды, г - киоск Августа, д - храм Хатор, е - храм императора Августа, к - лестница и входные ворота города). - 6. Продольный разрез по 1-1 (справа храм Изиды, в центре «маммизи», слева первый пилон и напало галлереи предхрамовой площади).

Архитектурный комплекс на о. Филе . Греко-римские влияния. Появление новых принципов в творчестве Египта сказалось не столько в основных архитектурных формах, сколько в декоративных приемах. Отметим, во-первых, видоизменение, которое претерпела колонна, вернее, ее капитель. Оставаясь растительной, она представлена всеми тремя типами, созданными древностью: пальмообразной, папирусообразной и лотосообразной. Однако формы капители все более усложнялись (табл. 62, фиг. 1,2, 3,4 и табл. 67). Разные типы сливались между собою, комбинировались. Листья, цветы, бутоны, травы, виноград, гроздья фиников образовывали пышные букеты. Большие гладкие поверхности папирусообразных капителей, напоминающие гигантские венчик колокольчика, теперь расчленялись пучками бутонов и листьев. Богатство капители еще более подчеркивалось пестротой расцветки: зеленый, желтый, красный, синий цвета были умело использованы и создавали гармоничное впечатление. Возможно, что в этой чрезвычайной пышности египетских капителей греко-римского времени сказалось влияние такой же декоративной классической акантовой капители.

Наиболее совершенной формы так наз. композитная капитель достигла в гипостильном зале храма Изиды на острове Филе (южная граница Египта), в храме, являющемся одним из наиболее ярких образцов архитектуры греко-римского времени. Строители храмов Филе сумели сочетать архитектурный ансамбль с окружающим пейзажем острова, заросшего пальмовыми рощами и омываемого водами Нила, образующего здесь свои первые пороги (табл. 68, фиг. 1 и 5). Необычайная красота храмов Филе и самого острова привлекала к себе внимание путешественников, начиная с греко-римского времени. В начале XIX в. на шей эры постройки Филе неоднократно зарисовывались художниками, сохранившими, таким образом, их облик и для нас. Постройка большой Ассуанской плотины, задерживающей воды Нила, привела к тому, что большую часть года остров находится теперь под водою, и лучшие его постройки обречены на неизбежную гибель.

Центральным сооружением острова, выстроенным в III в. до н. э., был небольшой храм Изиды, состоявший из обычных для египетского храма помещений (табл. 68, фиг. 2 и 6). Перед ним находится двор с большим пилоном спереди. Боковые стороны двора ограничены самостоятельными постройками, среди которых слева от входа находится «дом рождения» Изиды, изящное сооружение типа периптера, где колонны на углах заменены отрезками стен (табл. 68, фиг. 4 и табл. 69, фиг. 1, 2 и 3). Перед большим! пилоном находится площадь, окруженная колоннадой с весьма разнообразными капителями. Особенностью всего этого комплекса является неправильная форма дворов и входной площади, следующих за изгибом берега реки. Некоторые части комплекса симметричны и правильны по форме, общая компановка их живописна. Остров Филе играл в поздний период египетской истории ту же роль, которую играл в свое время Карнак. Почти каждый властитель строил какое-либо сооружение на этом острове, ставшем в начале нашей эры как бы архитектурным музеем. Кроме основного комплекса храма Изиды, представляют интерес неоконченная часовня, построенная императорам Августом (табл. 68, фиг. 3 и табл. 69, фиг. 6), и ряд малых храмов.

Изобразительные искусства Позднего периода

Искусство Позднего времени характерно своей архаизирующей манерой. Здесь повторяются формы, приближающиеся к искусству Тель-эль-Амарны с его изяществом и манерностью, или экспрессивные, слегка обобщенные фигуры, напоминающие скульптуру Среднего царства. Среди сохранившихся скульптур ряд изображений достигает высокого мастерства. К таким принадлежат: угрюмая старческая голова Ментуемхата (табл. 70, фиг. 1) и властная голова жреца (табл. 70, фиг. 2), выделяющиеся яркостью своего образа.

Большим распространением пользовался также тип так наз. «кубической» статуи, очень характерный для всего египетского искусства своей обобщенностью и геометричностью. Некоторые из этих изображений достигали большой силы и выразительности (табл. 70, фиг. 3).

Позднеегипетский декоративный рельеф на стенах и опорах значительно отличается по своему характеру от более раннего рельефа. Эта разница особенно ощутима на рельефах храмов в Дендера и Филе. Здесь мы встречаем полный отказ от плоскостности, двух мерности. Рельеф стремился Передать уже объемные формы и сам стал пластической формой. Отражая эллинистические греко-римские влияния, он (разорвал свою тысячелетнюю связь с графикой. Изображения рельефов и росписи храмов носили религиозно-культовый характер. Роспись чаще всего изображала небесные светила и божества, связанные с ними. Все эти изображения, сравнительно очень мелкие, расписанные яркими красками, покрывали стены и стволы колонн Переплетаясь со строками и столбцами иероглифов, утерявших уже свое старое основное значение письма к превратившихся в декоративный элемент.

Таблица 71. Скульптура Позднего времени. 1. Голова знатного чиновника, из храма Мут в Карнаке (XXV династия, 0,46 м; каирский музей).- 2. Голова жреца из зеленого шифера (Саисский период, VII - VI вв. до н. э.; высота 0,22 м; эфиопский период, VII в. до н. э.; гранит, высота (Берлин, Египетский музей). - 3. Сидящая фигура (XXVI династия, около 570 г. до н. э., Париж, Лувр).- 4. Статуя жреца
(черный базальт; высота 0,68 м; Париж).-5. Бронзовая статуя бога Гора (XXX династия, около 350 г. до н. э., Париж, Лувр).

Высокой художественностью и изумительной техникой восковой живописи отличаются фаюмские портреты, принадлежащие к эпохе римского владычества (I-III вв. н. э.). До нашего времени они дошли в большом количестве уложенными в саркофаги поверх бальзамированного тела. Однако в них сильно сказывается эллинистическое влияние, и их нельзя считать характерными для искусства Египта.

Архитектура Позднего Египта не создала грандиозных памятников, но, использовав все старые приемы и канонические древние правила, привела их к ясной и более логичной, чем ранее, схеме. Храмы птолемеевской эпохи были показателем нового яркого расцвета архитектуры.

Введение христианства и начавшееся гонение на языческие культы привели к варварскому уничтожению многих памятников и положили конец всякому дальнейшему развитию как египетского искусства вообще, так и основного ведущего вида его - архитектуры.

Всеобщая история архитектуры / Академия архитектуры СССР. - Москва: Издательство Академии архитектуры СССР, 1944-1949.

И Асуаном, на правом берегу Нила, расположен небольшой город Эдфу. Сейчас это - исторический памятник, в древности - город в Верхнем Египте, именовавшийся Бехдет. Эдфу - его нынешнее арабизированное название.

История

В додинастическую эпоху город был центром культа солнца. В дальнейшем здесь получил дальнейшее развитие культ бога Птаха (земли), создавшего небо и пустившего по нему светило. Бог солнца изображался в виде крылатого диска. Позднее солнце напрямую стало отождествляться с Гором, изображавшимся то соколом, у которого правый глаз - светило, то в виде крылатого солнца, как в древнейшие времена.

В Древнем Египте город Бехдет почитался как место, откуда бог Гор вышел, чтобы поразить своих врагов - порождение тьмы.

Бехдет стал центром культа бога Гора, что отразилось и в названии II верхнеегипетского нома (района), в котором город располагался - Тесу-Гор, или Престол Гора. Греки, в чьем представлении этот бог являлся тем же, кем для них был Аполлон, именовали город Великим Аполлинополем (Apollonopolis Magna).

В те времена Бехдет был важным сельскохозяйственным центром, здесь выращивали пшеницу на поливных землях в долине реки , шла торговля зерном, отсюда отправлялись караваны. Он кормил соседние регионы, а в политическом отношении играл важную роль как близкий сосед Нубии.

Но славу городу принес храм бога Гора, построенный в правление династии царей Птолемеев, когда Египет вступил в эпоху эллинизма.

Благодаря в том числе массивности конструкции и удаленности от крупных городов эта колоссальная постройка - вторая по размерам в стране после храма Амона-Ра в Карнаке, на месте древнеегипетских Фив - оказалась одним из наиболее сохранившихся египетских культовых сооружений.

Птолемеевский храм Гора поставили примерно в километре к западу от Нила, на месте снесенного более старого, эпохи фараона Рамсеса III (XII в. до н. э.), который, в свою очередь, был сооружен на месте еще более древнего храма времен Тутмоса ІІІ (XV в. до н. э.). Надписи на внешней западной стене и на ограде рассказывают историю строительства. Сооружение храма началось при царе Птолемее III Эвергете в 237 г. до н. э. Свои нынешние очертания постройка приобрела к 212 г. до н. э. В 142 г. до н. э., при Птолемее XVIII, статую Гора торжественно внесли в храм: эта церемония была равнозначна его освящению. В дальнейшем с юга пристроили два зала с колоннами, гипостильный двор и внушительных размеров пилон с обитыми золотом вратами. Закончили строительство почти два века спустя после закладки - в 57 г. до н. э., при Птолемее XII Неосе Дионисе.

Четыре века в храме шли службы, но после 391 г., когда римский император Феодосии I Великий повелел начать разрушение языческих строений, он был заброшен. Еще до этого фанатики-христиане уничтожили лики богов на стенах, правда, пощадив непонятные им надписи.

В наше время постройка выглядит величественно. Но в 1860 г., когда на него обратил внимание французский египтолог Огюст Мариет (1821-1881 гг.), храм Гора находился в крайне запущенном состоянии. Он был наполовину погребен под песками, а на его крыше расположились дома феллахов.

В середине XIX в. Мариет не без труда получил от египетских властей монопольное право на археологические исследования в стране, в том числе и храма в Эдфу. Под руководством выдающегося ученого храм расчистили, а находившуюся на его крыше деревню переселили в другое место. Расчищены были также остатки старых жилых кварталов и древнеегипетский некрополь.

Культовое сооружение в плане представляет большой прямоугольник. Строители во всем следовали классическим канонам древнеегипетской архитектуры, выстраивавшей храм по оси: пришедший сюда должен пройти последовательно несколько залов, не отклоняясь от прямой линии, прежде чем попасть в святилище.

В эпоху Древнего Египта в храм допускались лишь посвященные: великие жрецы - слуги бога и фараон, приравненный к богу.

Храм начинается массивным входным пилоном - башнеобразным сооружением в форме усеченной пирамиды, вторым по размеру среди всех храмов Египта. Когда храм служил своей основной цели, между двумя башнями стояли высокие деревянные ворота с золотыми плитами. Со всех сторон пилон покрыт надписями и резными изображениями. Вот царь Птолемей XIII Неос Дионис приносит символическую жертву Гору и его супруге Хахор. Вот он молится местным божествам, а за царем и царицей следует процессия посланцев из разных стран, пришедших с дарами в храм.

За пилоном находится открытый двор с 32 колоннами, в котором стоит трехметровое, из черного гранита, изваяние Гора в виде сокола, в двойной короне, олицетворяющей царскую власть. Двор вымощен плитами от еще более древнего сооружения эпохи фараона Джехути Сехемра Сементау (около 1650 г. до н. э.).

Рельефы и надписи на внутренней части западной стены рассказывают о победе Гора - сына Осириса и Исиды. Здесь же - знаменитая сцена битвы Хора и Сета, где Хор поражает гарпуном Сета, изображенного в виде гиппопотама. Внутренняя часть северной стены покрыта текстами гимнов Гору. Посетители храма пели их, проходя по двору.

Из двора попадают в Первый гипостильный 18-колонный зал, или пронаос, с изображением сцен жертвоприношений на стенах. Справа от входа размещалась библиотека - на стену нанесен каталог свитков папируса, включавший сочинения по мифологии, астрономии, географии и строительству. Слева находилось пространство, где царь возносил молитвы. При этом, как полагалось, он смотрел на потолок, покрытый астрономическими и астрологическими символами.

Второй гипостильный 12-колонный зал меньшего размера именуется процессионным. В данном случае под процессом понимался ритуал изготовления мазей и бальзамов. То есть это была лаборатория с нанесенными на стены рецептами благовонных составов.

Отсюда проходят сначала в зал Нила, затем - в зал приношений с жертвенником и только потом - прямо в святилище. Вдоль его стен, отделенные узким коридором, находятся десять часовен разных божеств.

В центре стоит церемониальная лодка - символ судна, на котором Гор перемещался по Нилу. В святилище сохранился уже упомянутый наос - центральная часть старого храма, высеченная из цельного блока, с картушами фараона Нектанеба I, правившего в 380-362 гг. до н. э.

Некоторые надписи на стенах храма дают представление о нем и организации его деятельности. Они объясняют символическое значение пропорций и размеров архитектурных деталей сооружения со ссылками на мифологические сюжеты и труды Имхотепа - выдающегося зодчего периода Древнего царства. Тут и отчет о строительстве, и календарь, снабженный списком, и дарственные записи, оставленные избранными посетителями, и распорядок проведения культовых мероприятий. Среди последних - обязательное ежегодное почитание Цикла Гора: проход по Нилу из храма Хатхор в Дендере и обратно судов с изображением богини Хатхор, богов и богинь Осириса и Исиды, Шу и Тефнут.

Самая главная религиозная церемония совершалась в храме ежегодно на двадцать первый день второго месяца сезона зимы, 21 мехира, в первой половине января. Она заключалась в диалогах, которые вели фараон и жрецы в масках Исиды и Тота.

Общая информация

Местонахождение : Ю.-В. Египта.
Административное местонахождение : район Эдфу, мухафаза Асуан.
Построен : 237-57 гг. до н. э.
Язык : египетский диалект арабского языка.
Этнический состав : египтяне.
Религия : ислам (суннизм).
Денежная единица : египетский фунт.
Аэропорт : международный Каир.

Цифры

Общая площадь : 10 823 м 2 .
Размеры храма : длина - 137 м, ширина - 79 м, высота пилонов - 36 м.
Внутренний двор : длина - 47,25 м, ширина - 42 м.
Высота над уровнем моря : 86 м.
Население (г. Эдфу) : 133 772 чел. (2012 г.).
Удаленность : 115 км к югу от Луксора, 105 км к северу от Асуана.

Климат и погода

Тропический сухой. Очень жаркое лето. Теплая зима.
Средняя температура января : +15,5°С.
Средняя температура июля : +32,1°С.
Среднегодовое количество осадков : выпадают редко.
Относительная влажность воздуха : 25%.

Достопримечательности

Храм Гора (III-I вв. до н. э.)

  • Большой двор

    Первый гипостильный зал

  • Библиотека

    Второй гипостильный зал

    Сокровищница

    Залы: Центральный, Нила, Благовоний, Приношений, Нового года, Тканей, Божественного трона, Запада, Победы

    Святая святых

    Гробница Осириса

    Часовни: Мина, Осириса, Хонсу, Хатхор, Ра, трона

Прочие постройки

    Некрополь (3 тыс. до н. э.)

    Остатки храма (эпоха Рамсеса III, около 1185-1153 гг. до н. э.)

    Руины маммисия (эпоха Птолемея III Эвергета, 246-221 гг. до н. э.)

  • Остатки жилых кварталов

Любопытные факты

    После падения Древнего царства страна вступила в эпоху раздробленности, именуемую Первым переходным периодом. Из опасения быть захваченным соседями Бехтеду пришлось строить оборонительные сооружения. Делать это надо было очень быстро, на капитальное строительство времени практически не было. Археологические раскопки показали, что город нашел интересное решение проблемы. Пожертвовав частью некрополя, горожане превратили некоторые погребения-мастабы в укрепления, соединив их стеной.

    В 1893 г. профессор Московского университета и историк искусств Иван Цветаев (1847-1913 гг.) выступил с инициативой создания Музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Церемония закладки состоялась в 1898 г., здание было закончено в общих чертах в 1904 г. В поисках образца при оформлении Египетского зала музея профессор Цветаев, уже его директор, отправился в Египет, чтобы познакомиться с древней архитектурой. Впоследствии он писал, что именно в храме Гора в Эдфу нашел форму зала, «как нельзя лучше подходящего к нашим размерам».

    Французский египтолог Огюст Мариет, начавший раскопки храма в Эдфу, фактически спас древние ценности для Египта. Получив исключительное право от властей на археологические исследования в стране, он сделал массу ценных находок, стал основателем и первым руководителем Египетского музея в Каире. Он же добился уголовного преследования грабителей раскопов и запрета на деятельность археологов-любителей. В страну поехали туристы, а египетские власти в благодарность удостоили Мариета титула паши и бея. Его увлеченность Древним Египтом выразилась еще и в том, что именно он подсказал Джузеппе Верди мысль о создании оперы на древнеегипетскую тему, а итальянский композитор написал «Аиду». Согласно завещанию Мариета, его похоронили в саркофаге во дворе основанного им музея.

    Среди надписей на стенах храма есть и очень своеобразные. В сцене победы фараона, поражающего врагов священной булавой, символизирующей силу Хора, правитель обращается к богу: «Бык, антилопа, водоплавающая птица и все нечистые животные горят на твоем алтаре, и ты пьешь ритуально очищенное вино и пиво». Другая надпись предостерегает служителей храма: «Не творите здесь беззакония; не входите в храм, будучи нечисты; не говорите лжи в этом святилище; не жаждите благ; не говорите пустых слов; не нарушайте справедливости; не делайте различий между богатым и бедным; не портите точности весов; не раскрывайте храмовых тайн; не гневите богов; воздержитесь от нечистых мыслей. Пребывать на божественной службе более почетно, чем обладать всеми земными богатствами».
    Я Утро в храме начиналось с того, что фараон - или верховный жрец от его имени - разбивал глиняную печать, закрывавшую врата, и отодвигал засов. Статую бога одевали и кормили, сопровождая действия чтением ритуальных текстов. По окончании обряда врата наоса закрывались, и жрец отступал, стирая следы своих ног.

    Маммисий - небольшая постройка в храмовом комплексе для содержания рожениц и недавно родивших женщин. На рельефах изображены сцены рождения Харсомтуса - сына Гора и кормления его Хатхор Дендерской.

    Ниломер - сооружение для измерения уровня Нила, довольно большое, сложенное из камня и напоминающее колодец с лестницей.

Является самым большим собранием иероглифических текстов греко-римского времени, и третьим по величине после и . Согласно мифу, храм в Эдфу построен на месте великой битвы между Хором и Сетом.

Мифы и факты

Хор (Гор) - бог неба и солнца в облике сокола, его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Сын божественной пары Исиды и Осириса, подросший Хор отомстил за убийство своего отца, Осириса, его братом Сетом в битве в Эдфу. Сет был изгнан, и Хор вступил на престол. Таким образом, в Древнем Египте Хор считался прообразом всех фараонов, а сами фараоны его земным воплощением.

Храм Хора основан в эпоху Птолемеев с 237 до 57 г. до н.э. После Римской империи храм был заброшен, а язычество объявлено вне закона. Песчаные ветры засыпали со временем древнее сооружение, и сверху строились другие дома, пока его не раскопал Огюст Мариетт, сотрудник Лувра (), в 1860 году. Песок, охранявший памятник на протяжении многих веков, очень хорошо сохранил его.

Что посмотреть

Первая структура - пилон - большое сооружение над главными воротами высотой 36 м. Резьба на стенах массивных башен-близнецов является почти зеркальным отражением друг друга с традиционными сценами великих побед фараонов. Вверху видны канавки для мачты флагов, которые развевались у входа. Две статуи сокола Хора стоят перед главными воротами.

Барельеф внутреннего двора с колоннадой показывает важный ежегодный праздник, в котором культовую статую Хатхор доставляли на барже в Эдфу для встречи с ее супругом Хором.

Перед главным фасадом храма стоит знаменитая статуя Хора из черного гранита в виде сокола с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. Внутри большого гипостильного зала 18 высоких резных колонн поддерживают потолок, украшенный астрономическими цифрами, представляющими небо.

Если у вас есть фонарик, вы можете рассмотреть две интересных палаты с южной стороны: "Дом Утра" слева, где священники одевались для ритуалов, и "Дом книги" справа, где сохранились священные тексты и рельефы с изображением Сешат, богини письма. Рядом находились лаборатории, где на стенах начертаны рецепты благовоний и мазей, а в противоположной части - казна, где хранилось золото, драгоценные камни и ценные ритуальные предметы.

Далее идет фестивальный зал - самая старая часть храма Хора, построенная в 237-212 гг. до н.э. Во время фестивалей этот зал украшали фаянсом, цветами и травами, воздух насыщали ароматом ладана и мирры. Через проход справа доставляли возлияния, фрукты и животных для жертвоприношения.

Проход в западной стене ведет в коридор с рельефами победы Хора над Сетом. Они изображают мистерии, которые выполнялись в ритуальных сценах фестиваля, где Сет принимает образ бегемота и скрывается под лодку брата. В конце игры священники разрезали и съедали торт в виде бегемота.

В 332 г. до н. э. армия Александра Македонского вступила в Египет. Египтяне, тяготившиеся властью персов, пропустили войско Александра без сопротивления. Персидский сатрап сдался новому завоевателю без боя и передал ему крепость в Мемфисе, войско и государственную казну. Египетское жречество всячески приветствовало Александра и объявило его «сыном Ра, любящим Амона».

В дельте Нила, между морем и озером Мареоти, Александр построил новый город, названный по имени основателя Александрией. Город имел регулярный план. В конце IV в. Александрия стала крупнейшим торговым и культурным центром греко-восточного мира.

Большое строительство велось в Египте и после смерти Александра, при его преемниках - царях македонской династии Птолемеях.

Стремясь к укреплению своей власти на покоренной территории, Птолемеи (323-30 гг. до н. э.) всемерно поддерживали культ египетских богов и сооружали в их честь храмы. В архитектуре этих храмов возрождались традиции древнего искусства Египта.



119. Эдфу. Храм Гора. Пилон, план, двор с видом на входной зал: а - пилон; б - двор; в - входной зал перед гипостильным залом; г - гипостильный зал; д - святилище
120. Эдфу. Храм Гора. Фрагмент двора и вид сверху
121. Эдфу. Храм Гора. Святилище и статуя бога Гора

Наиболее прославленный храм эллинистического Египта - храм Гора в Эдфу (рис. 119).

Строительство храма было начато в 237 г. до н. э. Подобно храмам Нового царства, все помещения храма Гора - пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни - расположены симметрично по одной оси. Храм Гора строился около 200 лет. Сооружение основной части храма - святилища и гипостильного зала - закончилось при Птолемее IV в 212 г. до н. э. Дальнейшее строительство было временно прекращено, и до 147 г. до н. э. производились только работы по украшению храма рельефами и надписями, покрывшими все его наружные и внутренние стены. Птолемей IX пристроил к храму большой, украшенный рельефами передний зал, закончив его в 122 г. до н. э. Его преемники, Птолемеи X, XI и XII, окружили храм внешней стеной, закрыв при этом его наружные рельефы, добавили колоннаду двора и большой пилон. Только в 57 г. до н. э., при Птолемее XIII, закончились последние отделочные работы. Несмотря на долгий срок строительства, храм Гора обладает цельностью композиции.

Пилон храма Гора очень массивен: его высота 35 м при ширине 76 м. Боковые стены пилона слегка наклонны, что еще сильнее подчеркивает устойчивость и массивность сооружения. Пилон храма состоит из двух самостоятельных башен, соединенных друг с другом широким карнизом, проходящим над входом. В центре карниза помещен солнечный диск, фланкированный с двух сторон изображениями змей. Справа и слева от входа находятся по две прямоугольных в сечении ниши со специальными креплениями для мачт и флагов. Рельефы, покрывающие всю поверхность пилона, расположены симметрично, причем рельефы правой башни повторяют рельефы левой. В нижнем ряду обеих башен изображены фараон Птолемей XIII, занесший меч над поверженными врагами, бог Гор и богиня Гатор. Над ними помещены сцены приношения даров. Рельефы храма Гора, подобно древнеегипетским рельефам, сохраняют разномасштабность. Фигуры фараонов и богов во много раз превосходят по величине все остальные персонажи.

Уже со времени Нового царства поверхность пилонов покрывалась гигантского размера композициями, выполненными в технике углубленного рельефа. В эпоху эллинизма эти рельефы приобретают еще большую сочность, контуры становятся глубже и, тем самым, усиливается пластичность. Этой особенностью отличаются все эллинистические рельефы. Пластичность поражает нас в композициях храма Гора в Эдфу и в особенности в прекрасном храме Исиды на острове Филе.

За пилоном тянется двор, обнесенный с трех сторон колоннадой, состоящей из 32 колонн (рис. 120). Колонны эти не были одинаковы по своему внешнему виду. Почти все капители колонн двора храма в Эдфу различны, но повторяют одна другую на противоположных, симметричных половинах двора. В глубине двора стоит огромная, высеченная из камня статуя самого бога Гора в образе величественного сокола.

За двором расположен входной зал, архитектуре которого было уделено особое внимание. По сравнению с храмами Нового царства во входном зале храма Гора увеличилось число рядов колонн. Вместо обычных для предшествующего периода одного - двух рядов колонн здесь их три ряда. Выходящий во двор фасад входного зала разработан очень богато. Он трактован как пилон, на оси которого находится вход в зал. Стены пилона, имеющие боковой наклон, обведены тонким валиком. 18 колонн входного зала имеют гладкие круглые стволы и капители в виде открытой чашечки цветка.

На противоположной входу стене входного зала создан путем незначительного утолщения стены декоративный пилон. За расположенным в центре пилона входом находится гипостильный зал. Этот зал гораздо скромнее предшествующего ему входного зала. У него всего 12 колонн, более низких, чем колонны входного и переднего залов; колонны размещены в три ряда. Как входной зал, так и гипостильный освещались верхним светом через отверстие в крыше.

Проход, расположенный в центре гипостильного зала, вел в святилище (рис. 121). Оно состояло из центрального прямоугольного в плане помещения и окружавших его с трех сторон небольших комнат, служивших святилищами дружественным Гору богам. Возле задней стены центрального помещения стоит высеченный из темно-серого базальта наос со статуей божества. Крышу наоса увеличивала небольшая пирамидка.

Различные архитектурные формы, утратив свое первоначальное значение, получили в храме эллинистического Египта чисто декоративное применение.

Наиболее характерная особенность храма Гора в Эдфу, отличающая его от храмов Нового царства, - наличие стены, возведенной вокруг храма параллельно стене, окружающей помещения входного и гипостильного залов и святилища. Вторая стена скрывала от посетителей рельефы, расположенные на наружной стене храма, и делала храм еще более недоступным для большинства посетителей.

Храм Гора в Эдфу известен очень важной надписью, высеченной на внутренней стороне ограды храма. В ней сообщается, что фараон расширил храм пристройкой колоннады, пилонов и ограды, следуя при этом книге об устройстве храма Гора, которую сочинил жрец Имхотеп Великий - «Великий сын бога Пта». Эта надпись свидетельствует о том, что существовали, как полагают, специальные письменные руководства для зодчих, передаваемые из поколения в поколение. Изучая эти руководства, мастер осваивал основные традиции и принципы египетского искусства. Характерно при этом, что подобные правила писались, в большинстве случаев, в эпоху эллинизма, т. е. в то позднее время, когда многие традиции уже забылись и мастеру требовалось постоянно обращаться к их изучению.




122. Дендера. Храм Гатор. Фасад входного зала (реконструкция), фрагмент потолка интерьера входного зала, план: а - входной зал; б - гипостильный зал; в - святилище

123. Дендера. Храм Гатор. Венчающий карниз фасада, орнаментация ствола колонны входного зала

Искусство эллинистического Египта характеризуется наличием первоклассных мастеров, сумевших по-новому применить старые формы. Одним из примеров этого может служить храм Гатор в Дендере (I в. до н. э.-I в. н э.; рис. 122).

В основу храма Гатор, как явствует из строительной надписи, высеченной на стене храма, положен храм Хеопса.

Хотя строительство храма велось очень долго, он остался незавершенным: двор и пилон не были построены. Входной зал храма имеет 24 колонны, увенчанные капителями с изображением головы Гатор. Гаторическая капитель ведет свое происхождение от архитектуры Среднего царства. От этого времени сохранились пилястры, увенчанные изображением женской головы с ушами коровы. В Новом царстве, в храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, были применены колонны, на капителях которых с двух противоположных сторон была высечена голова Гатор. Гаторические капители в Дендере украшены головой Гатор с четырех сторон, что придает им законченный вид. Голову богини венчает музыкальный инструмент - систр; богиня Гатор считалась покровительницей музыки и игры на систре.

Промежутки между колоннами до половины высоты забраны каменными плитами, украшенными рельефами, которые в отличие от рельефов Древнего Египта более объемны; фигуры людей и богов хорошо моделированы, пластичны, линии контуров - мягкие и плавные (рис. 123).

К входному залу примыкает гипостильный зал, колонны которого украшены пальмовидными, лотосовидными и гаторическими капителями. За гипостильным залом размещаются святилище богини и молельни.

Крыша храма была приспособлена для устройства на ней храмовых мистерий: сохранились остатки надстроек, для которых она служила платформой.

Храм Гатор в Дендере - одно из самых замечательных сооружений эллинистического Египта, получившее широкую известность.




124. Ком-Омбо. Общий вид, входной зал и план: а - открытый двор; б - входной зал; в - гипостильный зал; г - святилище 125. Ком-Омбо. Деталь портала, рельефы на стенах

126. Ком-Омбо. Колонны гипостильного зала и двора

Важное место в архитектуре эллинистического Египта занимает храм в Ком-Омбо , строительство которого было осуществлено во II и I вв. до н. э. (рис. 124). Его особенность заключается в совмещении в одном храме двух культов, в соответствии с чем храм разделен на две параллельные части: южная (правая) часть посвящена богу Собеку, священным животным которого считался крокодил, а северная (левая) - богу Гору. Каждому культу соответствует свое святилище, к которому ведет проход от двух входов, расположенных на главном портале храма. В результате вместо главного прохода, размещенного по центральной оси, храм имеет два параллельных прохода, расположенных по сторонам от нее.

Пилон, сквозь который вели два входа во двор, очень слабо развит и почти не выделяется из внешней стены, окружающей весь храм. Аналогично храму Гора в Эдфу передний двор был окружен с трех сторон колоннадой, сохранившейся теперь лишь наполовину. Середину двора занимал алтарь.

Высокий входной зал имеет три ряда колонн с богато украшенными капителями. Нижняя часть колонн забрана толстой стеной, покрытой рельефными изображениями (рис. 125). Как и другие помещения, входной зал имеет два входных портала; на оси фасада стоит колонна.

Далее следует гипостильный зал с десятью колоннами внутри, по пяти в каждом поперечном ряду. Средние пролеты между колоннами, соответствующие каждому из входов, подобно тому, как это имело место в храмах с одним входом, шире крайних. За гипостильным залом следуют три неглубоких зала и, наконец, два стоящих рядом святилища, вокруг которых расположены небольшие помещения.

Основная часть храма окружена внутренним обходом и стеной, за которой следует еще один внешний обход с новой стеной. Количество и значение внешних стен, окружающих храм, возросло здесь по сравнению с храмом в Эдфу.

Капители храма в Ком-Омбо отличаются большим разнообразием; в них заметны черты эллинистической архитектуры (рис. 126).

Храм в Эснэ , посвященный богу Хнуму, который изображался с бараньей головой, был построен в птолемеевское время (рис. 127). На его стенах есть изображение Птолемея VI (Филопатора, II в. до н. э.). Фасад этого храма напоминает входной зал храма в Эдфу. Это большой пилон (размерами 3 x 15 м) с проемом в середине; на фасаде шесть колонн поддерживают архитрав с обычным египетским карнизом.

Входной зал с 24 колоннами, богато украшенными капителями, занимает площадь 16,5 x 38 м. Колонны достигают высоты в 11,3 м.

Задние части храма плохо сохранились. Наиболее интересный элемент архитектуры храма - сложные капители, похожие на капители храма в Ком-Омбо.

Появление новых принципов в зодчестве Египта сказалось не столько в основных архитектурных формах, сколько в декоративных приемах. Очень разнообразные по своему оформлению капители значительно отличаются от капителей Древнего Египта. В эллинистической архитектуре сохраняются все типы ранних капителей - папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные, но формы их все более усложняются. Разные типы сливаются между собой, комбинируются в различных сочетаниях. Листья, цветы, бутоны, травы, виноград, гроздья фиников образуют пышные букеты. Большие гладкие поверхности папирусообразных капителей, напоминавшие прежде гигантские венчики колокольчика, теперь расчленяются пучками бутонов и листьев. Богатство капителей еще более подчеркивается пестротой расцветки: зеленый, желтый, красный, синий цвета умело используются и создают гармоничное впечатление. Возможно, что в этой чрезвычайной пышности египетских капителей греко-римского времени сказалось влияние такой же декоративной классической акантовой капители.



127. Эснэ. Храм Хнума. Фрагмент фасада храма, рельеф на стенке между колоннами входного зала, капители колонн входного зала 128. Остров Филе. Общий вид, пилон храма Исиды, композитная капитель, план «Дома рождения», киоск



Наиболее прославленный памятник эллинистического Египта - храм Исиды на острове Филе (южная граница Египта; рис. 128). В яркой зелени пальмовой рощи, окруженное водами великой реки, стоит прекрасное здание, сложенное из точно пригнанных каменных квадров и украшенное стройными колоннами с резными капителями, нависающими карнизами и сочными, живописными рельефами. Необычайной красотой отличаются рельефы на пилонах храма Исиды, в особенности фигуры самой богини на внутренних плоскостях пилонов, обращенных во двор. Эти изысканные, полные грации фигуры свидетельствуют о позднем этапе развития искусства, проникнутом большой утонченностью, и в то же время они несут в себе традиции древнего искусства, но по-новому осмысленные.

За пилонами располагается двор. По сторонам его размещаются самостоятельные постройки, среди которых слева от входа находится «Дом рождения» Исиды - изящное помещение типа периптера, где колонны на углах заменены отрезками стен. Перед большим пилоном находится площадь, окруженная колоннадой с весьма разнообразными капителями. Особенностью всего этого комплекса является неправильная форма дворов и входной площади, обусловленная изгибом реки. Некоторые части комплекса симметричны и имеют правильную форму, общая компоновка их живописна.

Остров Филе играл в эллинистическом римском Египте ту же роль, которую в свое время играл Карнак. Почти каждый властитель строил какое-либо сооружение на: этом острове, ставшем в начале нашей эры как бы архитектурным музеем. Помимо основного комплекса - храма Исиды - представляют интерес незаконченная часовня, построенная императором Августом, и ряд малых храмов.

Глава «Архитектура Египта. Архитектура эллинистического периода (332-30 гг. до н. э.)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Авторы: Н.Д. Флиттнер, С.И. Ходжаш; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970