Художественная литература как искусство слова, художественный образ. Литература как вид искусства, ее роды и жанры

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение (лат. littera — буква). Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств , в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей, «фигуративной» разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Последние принято называть экспрессивными , в них запечатлевается общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия посредством телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура.

Литература по родам

Э?пос (др.-греч. ?πος — «слово», «повествование») — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпические произведения описывают внешнюю по отношению к автору объективную действительность. Описание персонажей сконцентрировано на их поведении и поступках, а не на внутреннем мире, как в лирике. Романы-жизнеописания, очень популярные в 19 веке, относятся к эпическим произведениям. Примерами могут служить Война и Мир Льва Толстого, Красное и Чёрное Стендаля, Сага о Форсайтах Голсуорси и многие другие. Название жанр получил от народных поэм-песен, сложенных в древности, также называемых эпосом.

Эпические жанры: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея, художественный очерк.

Лирика — род литературы, который основывается на обращении к сфере внутреннего — к состояниям человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям, переживаниям. Даже если в произведениях присутствует повествовательный элемент, лирическее произведение всегда субъективно и сконцентрировано на герое. Характеристиками лирического произведения являются «сжатость», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность» («точечность», «современность»). Большинство лирических произведений относится к поэзии.

Лирические жанры: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма, мадригал, эклога, эпитафия.

Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму. В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре.

Драматические жанры: драма, комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль, фарс, мелодрама.

Типы текста по структуре

Проза

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.

Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с глубокой подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский«Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).

В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.

Поэзия

В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.

Художественные методы и направления

  • Барокко — направление, характеризующееся сочетанием реалистических описаний с их аллегорическим изображением. Широко использовались символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
  • Классицизм — направление, основным предметом творчества которого был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер).
  • Сентиментализм — направление, делающее упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении, отличается склонностью к идеализации и морализаторству.
  • Романтизм — многоплановое направление, характеризующееся интересом к возвышенному, фольклору, мистике, путешествиям, стихиям, теме добра и зла.
  • Реализм — направление в литературе, наиболее правдиво и беспристрастно описывающее реальный мир, сосредоточенное на описании близких к реальным судеб, обстоятельств и событий.
  • Натурализм — поздняя стадия развития реализма в литературе конца XIX-начала XX века. Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в документ о состоянии общества в определённом месте и времени. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей — тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением.
  • Символизм — направление, в котором символ становится основным элементом. Символизм характеризует экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний. Символисты использовали недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
  • Авангардизм — многозначный термин, характеризующий антитрадиционный по форме способ выражения.
  • Модернизм — совокупность течений в литературе первой половины 20 века. Связан с такими понятиями, как поток сознания, потерянное поколение.
  • Социалистический реализм — направление в литературе Советского Союза и стран Соцсодружества, носившее пропагандистский характер и поддерживавшееся властью с целью идеологического воспитания народа и построения коммунизма. Прекратил своё существование после падения Коммунистического режима и отмены цензуры.
  • Постмодернизм — направление в литературе, основанное на игре со смыслами, иронии, нестандартном построении текстов, смешении жанров и стилей, вовлечении читателя в процесс творчества.

Художественный образ

Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике ), специалисты выявляют три аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).

Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы:

  1. индексальный знак (знак-индекс ) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни);
  2. знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул;
  3. иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы — схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства).

Таким образом, понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых — в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых — при обращении к формам поведения действующих лиц.

Художественный вымысел

Художественный вымысел на ранних этапах становления искусства, как правило, не осознавался: архаическое сознание не разграничивало правды исторической и художественной. Но уже в народных сказках, которые никогда не выдают себя за зеркало действительности, осознанный вымысел достаточно ярко выражен. Суждение о художественном вымысле мы находим в «Поэтике» Аристотеля (гл. 9-историк рассказывает о случившемся, поэт — о возможном, о том, что могло бы произойти), а также в работах философов эпохи эллинизма.

На протяжении ряда столетий вымысел выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Чаще всего это были традиционные персонажи и сюжеты, которые каждый раз как-то трансформировались (так дело обстояло, в частности, в драматургии Возрождения и классицизма, широко использовавшей античные и средневековые сюжеты).

Гораздо более, чем это бывало раньше, вымысел проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху романтизма, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия.

В послеромантические эпохи художественный вымысел несколько сузил свою сферу. Полету воображения писатели XIX в. часто предпочитали прямое наблюдение над жизнью: персонажи и сюжеты были приближены к их прототипам . По словам Н.С. Лескова, настоящий писатель — это «записчик», а не выдумщик: «Где литератор перестает записчиком и делается выдумщиком, там исчезает между ним и обществом всякая связь». Напомним и известное суждение Достоевского о том, что пристальный глаз способен в самом обыденном факте обнаружить «глубину, какой нет у Шекспира». Русская классическая литература была более литературой домысла», чем вымысла как такового. В начале XX в. вымысел порой расценивался как нечто устаревшее, отвергался во имя воссоздания реального факта, документально подтверждаемого. Эта крайность оспаривалась. Литература нашего столетия — как и ранее — широко опирается и на вымысел, и на невымышленные события и лица. При этом отказ от вымысла во имя следования правде факта, в ряде случаев оправданный и плодотворный, вряд ли может стать магистралью художественного творчества: без опоры на вымышленные образы искусство и, в частности литература непредставимы.

Понятие художественного вымысла проясняет границы (порой весьма расплывчатые) между произведениями, притязающими на то, чтобы быть искусством, и документально-информационными. Если документальные тексты (словесные и визуальные) с «порога» исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве художественных охотно его допускают (даже в тех случаях, когда авторы ограничиваются воссозданием действительных фактов, событий, лиц). Сообщения в текстах художественных находятся как бы по ту сторону истины и лжи. При этом феномен художественности может возникать и при восприятии текста, созданного с установкой на документальность: «… для этого достаточно сказать, что нас не интересует истинность данной истории, что мы читаем ее, «как если бы она была плодом <…> сочинительства».

При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).

Литература как искусство слова

Художественная литература — явление многоплановое. В ее составе выделимы две основные стороны. Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше. Вторая — собственно речевые конструкции, словесные структуры. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное).

Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности; и, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Литература, иначе говоря, способна воссоздать речевую деятельность людей, и это особенно резко отличает ее от всех иных видов искусства. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М.М. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» — это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».

Литература и синтетические искусства

Художественная литература принадлежит к числу так называемых простых, илиодносоставных искусств, опирающихся на один материальный носитель образности (здесь это — письменное слово). Вместе с тем она тесными узами связана с искусствамисинтетическими (многосоставными), соединяющими в себе несколько разных носителей образности (таковы архитектурные ансамбли, «вбирающие» в себя скульптуру и живопись; театр и киноискусство в их ведущих разновидностях); вокальная музыка и т. п.

Исторически ранние синтезы являли собой «сочетание ритмованных, орхестических (танцевальных. — В.Х.) движений с песней-музыкой и элементами слова». Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Синкретическое творчество, на основе которого, как показал А.Н. Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма), имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией. В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих. Все были и сотворцами, и участниками-исполнителями совершаемого действа. Хороводное «предыскусство» для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным). По Платону, «петь и плясать должны решительно все, все государство целиком и притом всегда разнообразно, непрестанно и восторженно».

По мере упрочения художественного творчества как такового все большую роль обретали искусства односоставные. Безраздельное господство синтетических произведений не удовлетворило человечество, так как оно не создавало предпосылок для свободного и широкого проявления индивидуально-творческого импульса художника: каждый отдельный вид искусства в составе синтетических произведений оставался стесненным в своих возможностях. Не удивительно поэтому, что многовековая история культуры сопряжена с неуклонной дифференциацией форм художественной деятельности.

Вместе с тем в XIX в. и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч. Иванов, А.Н. Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам. Так, Вагнер в книге «Опера и драма» расценивал отход от исторических ранних синтезов как грехопадение художества и ратовал за возвращение к ним. Он говорил об огромной разнице между «отдельными видами искусства», эгоистически разъединенными, ограниченными в своей обращенности лишь к воображению, — и «истинным искусством», адресованным «к чувственному организму во всей его полноте» и соединяющим в себе различные виды искусства.

Но подобные попытки радикальной перестройки художественного творчества успехом не увенчались: односоставные искусства остались неоспоримой ценностью художественной культуры и ее доминантой. В начале нашего века не без оснований говорилось, что «синтетические искания <…> выводят за границы не только отдельных искусств, но и искусства вообще».

Литература имеет две формы бытования: она существует и как односоставное искусство (в виде произведений читаемых), и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств. В наибольшей мере это относится к драматическим произведениям, которые по своей сути предназначены для театра. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Да и сами книги нередко предстают как синтетические художественные произведения: в их составе значимы и написание букв (особенно в старых рукописных текстах, и орнаменты, и иллюстрации. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств.

Литература и средства массовой коммуникации

В разные эпохи предпочтение отдавалось различным видам искусства. В античности наиболее влиятельна была скульптура; в составе эстетики Возрождения и XVII в. доминировал опыт живописи, которую теоретики обычно предпочитали поэзии; в русле этой традиции — трактат раннего французского просветителя Ж.-Б. Дюбо, полагавшего, что «власть Живописи над людьми более сильна, чем власть Поэзии».

Впоследствии (в XVIII, еще более — в XIX в.) на авансцену искусства выдвинулась литература, соответственно произошел сдвиг и в теории. Лессинг в своем «Лаокооне» в противовес традиционной точке зрения акцентировал преимущества поэзии перед живописью и скульптурой. По мысли Канта, «из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия ». С еще большей энергией возвышал словесное искусство над всеми иными В.Г. Белинский, утверждающий, что поэзия есть «высший род искусства», что она «заключает в себе все элементы других искусств» и потому «представляет собою всю целость искусства».

В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка. Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов. Именно музыка, по убеждению А.Н. Скрябина и его единомышленников, призвана сосредоточить вокруг себя все иные искусства, а в конечном счете — преобразить мир. Знаменательны слова А.А. Блока (1909): «Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего <…> Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира <…> Поэзия исчерпаема <…> так как ее атомы несовершенны — менее подвижны. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке».

XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана.

В связи с этим появились концепции, которые применительно к первой половине столетия правомерно называть «киноцентристскими», а ко второй — «телецентристскими». Известный своими резкими, во многом парадоксальными суждениями теоретик телевидения М. Маклюэн (Канада) в своих книгах 60-х годов утверждал, что в XX в. произошла вторая коммуникативная революция (первой было изобретение печатного станка): благодаря телевидению, обладающему беспрецедентной информативной силой, возникает «мир всеобщей сиюминутности», и наша планета превращается в своего рода огромную деревню. Главное же, телевидение обретает небывалый идеологический авторитет: телеэкран властно навязывает зрительской массе тот или иной взгляд на реальность.

В противовес крайностям традиционного литературоцентризма и современного телецентризма правомерно сказать, что художественная словесность в наше время является первым среди равных друг другу искусств.

В своих лучших образцах литературное творчество органически соединяет верность принципам художественности не только с широким познанием и глубоким осмыслением жизни, но и с прямым присутствием обобщений автора. Мыслители XX в. утверждают, что поэзия относится к другим искусствам, как метафизика к науке, что она, будучи средоточием межличностного понимания, близка философии. При этом литература характеризуется как «материализация самосознания» и «память духа о себе самом». Выполнение литературой внехудожественных функций оказывается особенно существенным в моменты и периоды, когда социальные условия и политический строй неблагоприятны для общества. «У народа, лишенного общественной свободы, — писал А.И. Герцен, — литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».

Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов.




Познавательные перспективы литературы: С помощью слова реальность постигается не только с чувственной, но и с умственной, мыслительной стороны; С помощью слова литература вызывает читателя на самостоятельный диалог, спор с автором; Художественная литература представляет собой искусство воспроизведения человеческого голоса, несущего эмоционально окрашенную мысль


Роберт Рождественск ий Я в глазах твоих утону - Можно? Ведь в глазах твоих утонуть - счастье! Подойду и скажу- Здравствуй! Я люблю тебя очень- Сложно? Нет не сложно это,а трудно. Очень трудно любить- Веришь? Подойду я к обрыву крутому Падать буду- Поймать успеешь? Ну,а если уеду- Напишешь? Только мне без тебя трудно! Я хочу быть с тобою- Слышишь? Ни минуту,ни месяц,а долго Очень долго,всю жизнь- Понимаешь? Значит вместе всегда- Хочешь? Я ответа боюсь- Знаешь? Ты ответь мне,но только глазами. Ты ответь мне глазами- Любишь? Если да,то тебе обещаю, Что ты самым счастливым будешь. Если нет,то тебя умоляю Не кори своим взглядом,не надо, Не тяни за собою в омут, Но меня ты чуть-чуть помни Я любить тебя буду- Можно? Даже если нельзя...Буду! И всегдя я приду на помощь, Если будет тебе трудно!


Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменности исполнительские формы словесности не исчезли (фольклор), однако основные линии ее развития обрели неисполнительский характер.


Литература один из видов искусства, такой же, как скульптура или хореография Слово выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основа ее образности. Вначале было слово... Так Библия говорит о сотворении Вселенной. Художественный мир, создаваемый литературой, возникает именно по этой формуле.


Строительный материал скульптуры, живописи, кино глина, краска, кинопленка предварительно социально обработан, «очеловечен». Строительный материал литературы слово Гегель называл слово самым пластичным материалом, непосредственно принадлежащим духу. Слово в литературном произведении гибко, подвижно, изменчиво и определенно в своем смысле. Оно трепещет в руке поэта, как только что пойманная рыба. Слово вербальный знак.


И ещё спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она "моя"? И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят. Поцелуй названья не имеет, Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи рдеют, Лепестками тая на губах. От любви не требуют поруки, С нею знают радость и беду. "Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали чёрную чадру Я спросил сегодня у менялы, Что даёт за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное "люблю"? Я спросил сегодня у менялы, Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое "поцелуй"? С. А. Есенин


Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства. Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ; Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения; Пушкин в «Медном всаднике» скульптурный образ Фальконе.


В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить




Жанры литературы: Структурные Роман Повесть Поэма Стихотворение Трагедия Комедия Мелодрама Водевиль Тематические Исторический роман Психологический роман Приключенческий роман Функциональные Ода Эпиграмма


Роды и виды литературы с аристотельских времен считались главными стилевыми факторами: Эпос Лирика Драма Эссе Жанры Эпический Драматический Трагический Лирический Стили


Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк»), литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе подразумевает свободу творчества и выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссе может носить историко-биографический, литературно- критический, философский, научно-популярный, беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. В отношении объёма и функции эссе граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой с философским трактатом.


Формы эссе письмо слово открытое письмо речь очерк Адресаты читатели аудитория друг собеседник человек, с которым спорят


Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. А.Эльяшевич


ЛЮБОВЬ То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя... Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке. 24 ноября 1911, Царское Село А.Ахматова


Задание: Написать эссе. Примерные темы литературно- публицистического эссе: «Говорят, что любовь - это дар божий. Так ли это?» «Тот, кто и никогда не искал ни дружбы, ни любви, в тысячу раз беднее того, кто их обеих утратил» (Жан Поль) «Любовь- это желание жить» (М.Горький) «Любить глубоко-это значит забыть о себе» (Ж.Ж Руссо) «Самое большое счастье в жизни-это уверенность,что тебя любят» (В.Гюго). «Любовь придаёт благородство даже и тем,которым природа отказала в нём» (В.Шекспир).


Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в стекло ударит вьюга, когда припомнишь, как давно не согревали мы друг друга. И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты трех человек у автомата. И будет, как назло, ползти трамвай, метро, не знаю что там. И вьюга заметет пути на дальних подступах к воротам... А в доме будет грусть и тишь, хрип счетчика и шорох книжки, когда ты в двери постучишь, взбежав наверх без передышки. За это можно все отдать, и до того я в это верю, что трудно мне тебя не ждать, весь день не отходя от двери Вероника Тушнова


Художественн ый образ в литературе


Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. Художественный образ – это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ и есть не что иное, как знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур


« Вечные образы» художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа; Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство; Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI начало XVII в.), нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека


Основные средства художественной выразительности ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Примеры: Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)


СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) Основные средства художественной выразительности


МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) Сходство может проявляться: По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); По цвету (золотой медальон – золотые кудри); По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) По другим признакам… В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.


Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя


Вопросы Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова? Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека? Как литература помогла вашему собственному духовному развитию? Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?


Придумать и записать Придумать и записать в тетрадях художественный текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры. Придумать и записать Придумать и записать эпитеты к слову облака; сравнения к слову солнце; метафору к выражению ветер дует)


Вывод: Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческое. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души


Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. А.Ахматова Презентация подготовлена для урока МХК в 9 классе по программе Г.И. Даниловой учителем ИЗО и МХК Петровой Оксаной Викторовной МБОУ Тогучинского района Горновская СОШ

наука язык речь литература

Художественная литература - вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Основное понятие литературы - это образ; при помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи в многообразии их прошлого, настоящего и будущего: перипетии античности мы узнаем в трагедиях Софокла и Еврипида, эпохи Возрождения - у Шекспира и Лопе де Вега; в романах Л. Толстого и И. Тургенева сталкиваемся с морально-нравственными исканиями дворян начала XIX в.

Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература - это искусство, искусство слова.

Особую эмоциональную реакцию в душе человека вызывает поэзия. Поэзия объемна и многогранна в отношении тематического плана: поэзия не значит «стихи о любви», это произведения на разные темы - интимные, философские, военные и др. Читателя не оставляют равнодушным искренние и исповедальные строки А. Ахматовой, М. Цветаевой, бессмертные слова А. Твардовского, философские размышления Б. Пастернака и О. Мандельштама и др.

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества - песни, сказки, героического эпоса и др. Во многих произведениях можно встретить отголоски «истоков» литературы - вспомните произведения Лескова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина и др.

Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, замечательная картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» - нет: он доносит дыхание эпохи в деталях быта и человеческих отношений.

Первоосновой драматического театра является именно художественная литература. Национальные театры создавались на основе произведений Шекспира, Островского, Гоголя, Чехова, Ибсена, Шоу и др. Литературный текст послужил созданию оперного искусства: величайшие гении Чайковский и Мусоргский при создании своих опер обращались пушкинским текстам («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов»).

На основе текста - сценария - создаются фильмы. Многие из них являются экранизациями художественных произведений («Мастер и Маргарита» и «Идиот» В. Бортко, «Война и мир» С. Бондарчука).

Художественная литература тесно связана с обществом, с его движением к гуманистическому идеалу. Литература является средоточием общественно-исторического опыта и опыта личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.

Литература в обществе выполняет несколько функций: познавательную (изучение окружающего мира), эстетическую (воспитание чувства прекрасного), эвристическую («открытие мира»), коммуникативную (диалог «автор-читатель») и др.

Как видим, литература заслуженно названа лидером среди других видов искусства в силу своей значимости для развития, как отдельного человека, так и всего человечества - и в конкретную эпоху, и в глобальном смысле.

Цель: дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Материал к уроку:

  • А.П. Чехов “Дома”.
  • В.В.Вересаев “Состязание”.
  • Р.Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”.
  • Музыкальный ряд:
  • ♪ И. Крутой. Музыка из к/ф “Долгая дорога в дюнах”.
  • ♪ Г. Свиридов. “Время, вперед!”.
  • ♪ Бетховен “Лунная соната”.

Зрительный ряд:

  • Слайды на тему “МЫ”(Слайды можно взять у автора).
  • “Портрет Джиневры де Бенчи” Леонардо да Винчи.

Конспект урока

Эпиграф:

  • "Прекрасное пробуждает доброе". Д.С. Лихачев.
  • Прекрасное пленяет навсегда.
    К нему не остываешь. Никогда
    Ему не впасть в ничтожество…
    С.Наровчатов.

Пролог: <♪ Звучит инструментальная композиция И.Крутого из к/ф “Долгая дорога в дюнах”>.

− Огромная Вселенная. В ней дуют космические ветры, бушуют космические вьюги, века в ней пролетают как один день. В этой огромной холодной Вселенной есть голубая планета с названием Земля. Здесь шумят леса, текут реки. Зима сменяет осень, а вслед за весной всегда приходит лето. И вслед за днем наступает ночь, а вслед за ночью неизменно наступает день.

На этой огромной голубой планете есть один день. В этот день на свет появился ты. И любящие женские глаза роняли слезы счастья. А сердце материнское тебе пожелало доброго пути. И материнские руки благословили твои первые шаги по этой земле. И загадали звезду с твоим именем. И в ту же секунду в небе зажглась новая звезда. Твоя звезда. Она светит тебе всю жизнь, даже если ты об этом не знаешь. Это звезда твоей любви, твоего счастья, твоей жизни. Ты не выбирал её. Она дана тебе от рождения, как жизнь. А все остальное в своей жизни ты выбираешь сам. Это твое право. Право человека. И если ты выберешь правильный путь, то твоя звезда осветит его. И только от тебя зависит, не погаснет ли она раньше времени.

Пусть твоя звезда горит долго, ты можешь и должен сделать это!

Постановка проблемы:

<♪ Г. Свиридов “Время, вперед!”; слайдовый ряд “МЫ”>

XXI век. Начало столетия. Мы живем в веке, когда один диктатор угрожает: "Я утоплю вас в крови!". Когда другой политик обещает: "Я подниму Россию с колен!"

А где-то там, в сибирской глуши, районный детский врач выписывает рецепт. Он выписывает рецепт… на яблоко, на молоко. Так было. Так есть. Так будет?!

XXI век называют веком науки и техники. Прогресс создаёт иллюзию, что именно наука и техника, уровень их развития, стали мерилом человеческих ценностей. Так ли это? А каково наше отношение к культуре? Искусству? Литературе?

Разработка I. Ввод.

Да, книги уходят из жизни современных школьников. И страшно представить осуществление той ситуации, которая смоделирована в фантастической антиутопии американского писателя Рея Дугласа Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”. В этой антиутопии изображен город, в котором чтение и хранение книг является страшным преступлением. Там уже давно уничтожены все книги. И теперь, если у кого-то находят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни. Там нельзя сохранить книги, не погибнув самому. Пожарные в этом городе существуют не для того, чтобы тушить пожары. А для того, чтобы сжигать книги и дома, в которых они найдены. Герой романа Гай Монтег – пожарный. Десять лет он добросовестно и даже с удовольствием выполнял свою страшную работу. Но вот однажды во время дежурства он приехал в дом старой женщины, которая. Не желая расставаться со своими книгами, сгорела вместе с ними. С того дня все изменилось в жизни Монтега. Его стал мучить вопрос: что же написано в этих книгах. Если из-за них люди идут на смерть? И чтобы получить ответ, он начинает читать…

Экспресс-анкета:

  1. С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
  • с теми, кто спокойно обходится без книг;
  • с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
  • с теми, кто уничтожал книги.
  1. Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер?

(Обработка результатов экспресс-анкеты и подведение итогов).

Разработка 1I. Литература как вид искусства.

Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства.

Словарь литературоведческих терминов:

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

(Запись определений в словарик)

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Разработка III. “Литература – учебник жизни”.

Но слова в человеческой речи и в художественной литературе не живут порознь. Их объединяет и согласует мысль, идея произведения и одушевляет человеческая речь. Простое привычное человеческое слово. Но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас чувствовать, мыслить, сопереживать.

У Антона Павловича Чехова есть рассказ: он называется “Дома”. Вот его краткое содержание: “Евгению Павловичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из письменного стола отца.

− Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.
− Я на тебя сердит, и больше тебя не люблю, - оборвал приветствие мальчика отец. – Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?
− Да, я раз курил, это верно.
− Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, - сказал прокурор. – Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!
− Ах, да-а, - вспомнил Сережа. И глаза его улыбнулись. – Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, о вреде табака, о том, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.

Евгений Петрович мучительно думал о том, что ещё сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать.

И Евгению Петровичу казалась странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступил дурно. Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил: """" Папа, расскажи сказку".

Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.

Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый, престарый царь… Жил он в стеклянном дворце, который сиял и сверкал на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться…

У старого царя был единственный сын и наследник царства, мальчик, такой же маленький, как и ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет.

Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.

Сережа напряженно слушал. Его глаз подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я больше курить…”

Беседа с учащимися:

− Что произошло? Почему в рассказе А.П. Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем вся логика фактов и убеждений?

Релаксация

− А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно…(звучит инструментальная музыка “Водопад”).

“Прочь тревоги и заботы. Погрузитесь в раздумья: музыка и звуки волшебницы природы унесут вас к сверкающему горному потоку. Нигде не найдете такого спокойствия и безмятежности – только здесь, близ прохладных, чистых вод., легко сбегающих по зеленому бархату замшелых камней. Берега потока устланы многоцветным ковром ярчайших цветов, а легкое дыхание ветерка разносит их восхитительные ароматы. В листве высоких деревьев распевают разнообразнейшие птицы. Вы лежите на берегу, глядя в небо, где проплывают пышные облака самых разных очертаний. Это чудное мгновенье может повториться лишь Сверкающей Порой Весны…”.

– Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У.вас хорошее настроение. Итак, вы готовы слушать дальше.

Разработка IV. “Мир спасет красота”

Что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде? -

ответ на эти вопросы - в рассказе В.Вересаева “Состязание”.

Пересказ учителя с выборочным чтением конца рассказа на фоне музыки <♪ Бетховен “Лунная соната”> и репродукции картины Леонардо да Винчи.

Вывод:

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Эпилог.

<♪ Инструментальная музыка>

Ты входишь в жизнь, как в двери мастерской.
В твоем распоряжении отныне
Прекрасный мир прекрасного, людской
Трагедией построенный в пустыне.
И на тебе горит его тавро
Ответственности, действия и слова.
В нем многое из нового старо,
И старое – значительно и ново.
Входи в него хозяином смелей!
Он ждет тебя и требует ответа.
Согрей его трагедией своей,
Прибавь ему ещё любви света!

− Сегодня на уроке вы приоткрыли художественный мир литературы, услышали произведения великих писателей, ощутили любовное внимание и уважение к живой жизни и человеку, природе, миру в целом.