Художественные галереи как субъект художественного рынка. О программе Рынок искусства: системная интерактивность

Направление: 50.04.03 "История искусств"

Где читается: Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ Москва.

Разрабатывая в 2012 году программу, мы исходили из того, что российский художественный рынок арт-рынок испытывает дефицит в специалистах, обладающих глубокими знаниями, как в области истории искусства, так и арт-рынка. В то же время научно-исследовательские отделы музеев и галерей испытывают потребность в профессионалах не только прекрасно владеющих навыками исследования, но и знающих тонкости управления в сфере искусств и выставочного процесса.

Соединение теории и практики стало основной задачей нашей программы. Поэтому читаются как ведущими профессорами и доцентами НИУ ВШЭ, так и экспертами-практиками из музеев и галерей Москвы. Одной из важнейших составляющих в структуре обучения является учебная практика, которую студенты проходят в отделах музеев, в галереях и в реставрационных мастерских наших партнеров.

Кроме того, адаптационный курс по истории искусства и архитектуре, читаемый в первом семестре позволяет продолжить образование в области истории искусства и арт-рынка не только искусствоведам, но и специалистам, получившим образование в других сферах.

Цикл базовых дисциплин программы обеспечивает фундаментальную подготовку по двум основным направлениям программы:

— история и теория искусства («Теория и история культуры»; «История европейской цивилизации. XVІ - XX века»; научно-исследовательский семинар “Анализ и атрибуция памятников художественной культуры»)

— функционирование художественного рынка («Реставрация и хранения художественных ценностей»,«Выставочная деятельность: музеи, галереи, биеннале», «Основы управления в сфере искусства»).

Вариативный блок дисциплин программы направлен на углублённое изучение различных дисциплин исходя уже из профессиональных интересов студентов магистерской программы. Он включает в себя как историко-теоретические, такие как «Русское искусство в контексте культуры», «Проблемы историографии искусства стран Востока», «Искусство ориентализма», так и курсы, раскрывающие специальные аспекты работы арт-рынка, такие как «Правовые основы художественного рынка», «Экспертиза произведений изобразительного искусства».

Так как для будущего эксперта чрезвычайно важно видеть предметы и произведения искусства своими глазами, научиться “читать” вещь, то многие семинарские занятия проходят не только в аудиториях,

Но наши студенты не только слушают лекции и участвуют в дискуссиях на семинарах, у них есть возможность участвовать в научных и практических проектах, ведущихся под руководством преподавателей НИУ ВШЭ. Приобрести опыт работы и попробовать себя в «полевых условиях» музейной или галерей работы позволяет .

Профессорско-преподавательский состав

Дисциплины программы читают : Н.В. Александрова, А.В. Воеводский, А.В. Гусева, Ю.В. Ерохина, С.Я. Карп, Л.К. Масиель Санчес, О.В. Нефедова, М.Н. Никогосян, С.В. Польской, Н.В. Проказина, О.Е. Русинова, Е.Б. Шарнова, Л.А. Черная.

Кроме того, программа предполагает участие в учебном процессе приглашенных исследователей, хранителей музейных фондов, сотрудников и руководителей художественных галерей и аукционных домов, арт-менеджеров, реставраторов и художественных критиков.

Выпускники

Более подробную информацию о стажировках на факультете можно найти

Новое исследование портала Artprice.com, базирующееся на анализе результатов аукционных торгов с июля 2015 по июнь 2016 года, посвящено рынку современного искусства. «Артгид» предлагает вашему вниманию его основные тезисы и, конечно же, оптимистичные выводы. Спойлер: имя самого успешного современного российского художника вам, скорее всего, ничего не скажет.

Константин Разумов. Одалиска с зеркалом. Первая половина 2010-х. Холст, масло. Источник: gargantya.dreamwidth.org. Согласно оценке Artprice.com, Константин Разумов является самым успешным современным российским художником по итогам открытых аукционных торгов в 2015–2016 году, занимая 297 место: за 43 его картины было выручено $475 634, самая дорогая из них стоила $22 478.

Портал Artprice выпустил очередной ежегодный обзор состояния рынка современного искусства с июля 2015 по июнь 2016 года, основанный на анализе аукционных продаж за этот период. С 2000 года объем рынка современного искусства вырос в 14 раз. Этот рост был обусловлен легкостью доступа к рынку и дематериализацией продаж, когда интернет становится основным средством поиска и обмена информации. Не менее 95% участников рынка участвуют в сделках с помощью мобильных устройств. Среди других факторов, влияющих на развитие рынка современного искусства, не последним является финансиализация (по определению некоторых исследователей, это «процесс трансформации финансового капитала в фиктивный и виртуальный капитал и его отделение от реальной, производственной сферы». — Артгид ). Этот аспект сочетается с массовым увеличением количества покупателей произведений искусства (с 500 тыс. в послевоенный период до 70 млн в 2015 году), значительным снижением их среднего возраста и географическим расширением рынка в Азию, Азиатско-Тихоокеанский регион, Южную Африку, Индию, Ближний Восток и Латинскую Америку. Еще одной движущей силой развития рынка современного искусства стала мировая музейная индустрия: каждый год в мире открывается около 700 новых музеев, что делает музейную индустрию экономической реальностью XXI века. Эти институции также выходят на арт-рынок в поисках работ высочайшего художественного и исторического качества и значения. В настоящее время рынок современного искусства привлекателен и для вложения капитала: для работ стоимостью выше $20 тыс. средняя величина прироста стоимости вложенного капитала составляет около 9%. Развитие рынка современного искусства также привело к социологической эволюции: клише «Великий художник — это мертвый художник» уже забыто. В современной «глобальной деревне» художник расширяет глубину и диапазон наших связей с миром. Эта роль удовлетворяют постоянную потребность по мере нашего движения в сторону виртуализации, которая, несомненно, приведет к смене парадигмы в не таком уж отдаленном будущем.

Общее состояние рынка современного искусства

Объем аукционного рынка за рассматриваемый период составил $1,5 млрд (в соответствующий период прошлого года — $2,1 млрд), то есть рынок сократился более чем на четверть, но долгосрочный тренд развития остается по-прежнему положительным (рост на 1370% с 2000 года). После четырех лет непрерывного роста оборот в сегменте современного искусства начал резко сокращаться в первой половине 2015 года, и падение во второй половине года стало продолжением этой тенденции. Общее падение рынка за 2015 год составило 39%. После выдающихся результатов 2013-2014 года коррекция на рынке современного искусства стала неизбежной. Коллекционеры современного искусства стали более осторожными. В то время как на рынке искусства модернизма в ноябре 2015 года работой Амедео Модильяни «Лежащая обнаженная» — $170 млн, продажи современного искусства продолжали падать и во втором полугодии 2015 года. Первыми сокращение спроса почувствовали новые работы (созданные не позднее, чем за три года до даты продажи): их средняя цена упала с $28 тыс. до $20 тыс. В начале 2016 года рынок современного искусства начал показывать признаки выздоровления: в первом полугодии он упал на 14%, что меньше, чем падение арт-рынка в целом. Рынок современного искусства адаптировался к новым условиям: аукционы перестали гнаться за новыми рекордами и сосредоточили свое внимание работах из нижней части high-end сегмента и работах средней цены. Это сразу сказалось на структуре продаж — 6% проданных лотов составили работы стоимостью выше $50 тыс., в соответствующий период прошлого года таких работ было 8% — и это позволило добиться стабилизации цен. Ограниченное предложение работ high-end сегмента, тем не менее, не помешало качественным работам установить новые аукционные рекорды. Картина Жана-Мишеля Баскиа «Без названия» на нью-йоркских торгах Christie’s Юсаку Маэдзава за $57,3 млн.

Другой показатель стабильности рынка — доля непроданных лотов, «опасный уровень» которой оценивается в 37%. В настоящее время уровень непроданных лотов Christie’s и Phillips ниже 30%, в то время как у Sotheby’s — 34%. В разгар кризиса эта доля составляла 50%. С другой стороны, доля непроданных лотов меньше 20% указывает на спекулятивный характер торгов. Таким образом, можно констатировать, что рынок современного искусства в настоящее время находится в периоде долгосрочной стабильности.

Современное искусство (художники, рожденные после 1945 года) в настоящее время является вторым по объему сегментом арт-рынка после послевоенного искусства (художники, рожденные между 1920 и 1944 годом). Работы ведущих современных художников продаются по таким же ценам, как и работы ведущих художников предыдущих периодов. Такой сдвиг произошел за два последних десятилетия, в XX веке это казалось совершенно невозможным.

География рынка современного искусства

В то время как китайский арт-рынок проходит фазу глубокой реорганизации, совокупная доля США и Великобритании возросла на 5%, и на них приходится 65% мирового аукционного рынка современного искусства, а четверть всех продаж работ современных художников проходит через Лондон и Нью-Йорк. США в настоящее время являются самым сильным рынком современного искусства, на них приходится 38% мирового рынка — это $582 млн, причем почти 95% этой суммы генерируется в Нью-Йорке. За прошедший год оборот, приходящийся на США в этом сегменте рынка, сократился на 24%, но они по-прежнему остаются лидером. На долю Великобритании приходится четверть мирового рынка современного искусства, она сократилась на 10%, до $399 млн, но это на $40 млн больше, чем в Китае, который потерял свое второе место в сегменте современного искусства, но остался бесспорным лидером мирового арт-рынка в целом. Китайский рынок переживает глубокую реструктуризацию с 2014 года. Внимание китайских коллекционеров переключилось на «исторические» произведения искусства, что привело к падению китайского рынка современного искусства на 47% и к двукратному уменьшению объема сделок. Китайские коллекционеры переориентировались на «большие имена», такие как Клод Моне или Винсент Ван Гог. В то же время китайский рынок современного искусства за последние шесть лет вырос на 470%. Кроме того, значительное влияние на него оказало принятие китайским правительством драконовских мер и нормативных актов, призванных искоренить практику неоплаченных (ложных) ставок.

Европейский рынок современного искусства в целом был не слишком подвержен замедлению, а в некоторых городах даже вырос: в Вене ($7,3 млн), Амстердаме ($4,9 млн), Берлине ($4,2 млн), Брюсселе ($3,2 млн) и Милане ($1,6 млн). Это в основном связано с особо престижными торгами, в которых укзанные города имеют значительный вес. При этом рынок современного искусства Германии сократился на 19%, до $17,6 млн, а доля непроданных лотов на немецких аукционных торгах увеличилась с 44% до 55%. Рынок современного искусства Франции, удерживающей четвертое место с оборотом рынка в $41,4 млн, сократился на 6,8%, что кажется совершенно естественным в нынешних рыночных условиях. Объемы сделок во Франции оставались высокими, а стране удалось сохранить свои позиции в high-end сегменте рынка.

Анализ рыночного рейтинга топ-500 современных художников показывает сильное национальное представительство стран с высокой долей в мировом арт-рынке. На 99 американцев и 187 китайцев приходится почти 60% от топ-500. В то же время в топ-10 представлены пять американцев и всего лишь один китаец. В топ-500 представлены лишь 36 британцев, но большая часть из них находится в верхней части списка: Питер Дойг (5), Деймиан Херст (14), Энтони Гормли (31). Германия представлена 31 художником, в том числе Ансельмом Кифером, Гюнтером Фёргом, Мартином Киппенбергером, Нео Раухом и другими. К сожалению, лучшие работы современных немецких художников продаются на аукционах в Лондоне и Нью-Йорке, что отрицательно сказывается на немецком рынке. В общей сложности на долю этих четырех стран приходится 70% участников топ-500. Россия представлена в рейтинге пятью художниками: Константином Разумовым (297), Георгием Гурьяновым (333), Павлом Пепперштейном (443), Валерием Кошляковым (460) и Тимуром Новиковым (475).

Ведущие аукционные дома снижают обороты

Несмотря на снижение продаж на 19%, Christie’s по-прежнему остается ведущим аукционным домом по торгам современным искусством, с годовым оборотом в $545 млн. Его исторический конкурент, Sotheby’s, меньше пострадал от сокращения рынка, его потери составили всего 2%, на двух этих операторов приходится 61% мирового аукционного рынка современного искусства. Phillips показал стабильный оборот и закрепился на третьем месте в мировом рейтинге, но по объемам продаж он пока значительно уступает лидерам. С целью обеспечения ценовой стабильности в условиях ослабления рынка Sotheby’s и Christie’s ограничили продажу самых дорогих работ, которые попадают на торги, как правило, с существенными ценовыми гарантиями, что и привело к падению оборота Christie’s и Sotheby’s.

В контексте борьбы между США и Китаем за доминирование на арт-рынке значительное внимание крцпнейшего пакета акций Sotheby’s в размере 13,5%, это имеет особое значение в связи с тем, что 24% акций Taikang Life Insurance принадлежит китайскому аукционному дому China Guardian. Так, начались разговоры о попытках приобретения китайским Poly Auction британского аукционного дома Bonhams.

Структура рынка современного искусства

За прошедший год на аукционном рынке современного искусства было продано 55 тыс. работ, что в 4,7 раз больше, чем в 2000 году. Такое расширение рынка позволило увеличить аукционный оборот за тот же период на 1370%. Росту цен способствуют глобализация, онлайн-продажи, а также увеличение спроса, вызванного тем, что все больше людей заинтересовано в приобретении произведений искусства. Росту спроса способствует ряд новых для арт-рынка факторов: гораздо более легкий доступ к достоверной информации и организация онлайновых аукционов и продаж (95% участников торгов используют мобильные устройства), финансиализация рынка, увеличение числа покупателей (с 500 тыс. после Второй мировой войны до 70 млн в 2015 году), более низкий средний возраст покупателей, расширение рынка современного искусства на страны Азии, Индию, Южную Африку, Ближний Восток и Латинскую Америку. Christie’s утверждает, что число их интернет-клиентов возросло на 96%. Еще одной движущей силой арт-рынка стала музейная индустрия (в год появляется до 700 новых музеев), которая привела к значительному росту спроса со стороны музейных институций, причем росту спроса на произведения искусства высочайшего качества.

Мировой аукционный рекорд на произведение современного искусства за последние десять лет вырос в десять раз, однако наиболее впечатляющие результаты в этом сегменте рынка приходятся на долю всего трех художников: Джеффа Кунса, Жана-Мишеля Баскиа и Питера Дойга. Первый раз картина современного художника превысила рубеж в $1 млн в 1998 году, когда работа Баскиа была продана за $3,3 млн, в 2014 году (это пока наивысший результат) за сумму выше $1 млн на аукционах было продано 307 работ современных художников. В первой половине 2016 года более чем за $1 млн было продано 115 лотов.

Было бы неверным сводить весь рынок современного искусства только к работам из самого дорогого сегмента: рынок современного искусства достиг зрелости, и на нем представлены все ценовые категории. Наибольшее количество продаж (69%) происходит в сегменте работ стоимостью ниже $5 тыс.

Наибольшая доля рынка современного искусства приходится на продажу живописи, оборот которой составляет более $1 млрд, или две трети мирового рынка современного искусства. Именно живопись составляет львиную долю high end сегмента рынка — на нее приходится 173 лота стоимостью выше $1 млн, в то время как на все остальные виды визуального искусства приходится лишь 38 подобных результатов. Тем не менее наибольшая в количественном отношении часть из 28 тыс. проданных картин (60%) приходится на лоты стоимостью ниже $5 тыс., покупатели которых скорее руководствовались желанием новых открытий, чем спекулятивными мотивами. В любом случае количество аукционных сделок с живописью за прошлый год выросло на 15%.

На втором месте после живописи идет скульптура, на которую приходится $225 млн. В это сумму входят две работы Джеффа Кунса, проданные более чем за $15 млн каждая. Но настоящий сюрприз преподнес Маурицио Каттелан, чья работа «Он» была продана 8 мая 2016 года на нью-йоркском аукционе Christie’s за $17,2 млн, . Но все это исключения — большинство скульптурных работ продается по ценам ниже $50 тыс.

На рынке графики можно приобрести недорогие работы известных художников. Бо́льшая часть лотов (60%) в этом сегменте уходит по цене ниже $5 тыс. К примеру, графику Трейси Эмин или Вима Дельвуа можно купить менее, чем за $10 тыс., а иногда и вдвое дешевле. Однако в случае резкого роста цен на работы какого-либо художника этот рост затрагивает и его графические работы, которые могут продаваться и по ценам выше $100 тыс.

В отсутствии значительных продаж работ фотографов Андреаса Гурски или Синди Шерман в число топ-100 аукционных результатов прошлого года вошли лишь снимки Ричарда Принса. Три его фотографии были проданы более чем за $1 млн каждая на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 10 мая 2016 года. 15 фотографий Синди Шерман в прошлом году были проданы дороже $100 тыс. каждая, большинство же ее работ собрали от $5 тыс. до $20 тыс. В целом в фотосегменте рынка не было установлено значимых аукционных рекордов, что не отражает текущего состояния рынка, количество проданных лотов на котором выросло за год на 10%.

Среди художников, на долю которых приходится наибольшее количество проданных лотов на рынке принтов, выделяются Такаси Мураками, Кит Хэринг и Деймиан Херст. Наибольшая доля проданных принтов принадлежит Такаси Мураками, 86% проданных лотов которого составляют принты. Мураками, кроме того, является успешным рыночным художником и в других сегментах арт-рынка, входя в число топ-100 художников по годовому аукционному обороту.

Художники и рынок современного искусства

Хотя на рынке постоянно появляются работы новых современных художников, его текущее состояние по-прежнему определяют наиболее известные имена. Три самых успешных художника на вторичном рынке современного искусства — Жан-Мишель Баскиа, Джефф Кунс и Кристофер Вул (эта троица остается неизменной в течение последних пяти лет) — генерируют почти 19% от общего рыночного оборота, в то время как на долю 4268 новичков на рынке приходится лишь 2,3% оборота рынка современного искусства. Эта тенденция стала более заметной в прошлом году, когда значительное число коллекционеров перенесли свое внимание с новых художников на более известные имена.

В прошлом году на аукционном рынке дебютировали работы 4268 новых современных художников, присоединившихся к работам уже присутствовавших на нем 8248 художников. В то время как работы большинства новичков не смогли преодолеть планку в $5500, некоторым удалось шагнуть сразу в топ-500, среди них — Сюй Цзинь, Барри Болл и Элла Круглянская.

Все более заметную роль на рынке современного искусства начинают играть художники, родившиеся после 1980 года. При поддержке крупных галерей их работам удается достичь уровня цен, непредставимого еще пять лет назад. Неустойчивое рыночное положение этих молодых художников делает их работы особо чувствительными к перепадам рыночной конъюнктуры. Среди наиболее заметных художников, родившихся поле 1980 года, — Тауба Ауэрбах, Оскар Мурильо и Алекс Израэль. Несколько художников обратили на себя внимание за последние 12 месяцев и сразу шагнули в рейтинг топ-500, это бельгийско-американский художник Харольд Анкарт и американцы Петра Кортрайт и Мэт Басс. Наибольшим спросом работы молодых художников пользуются на аукционах в Лондоне и Нью-Йорке.

Среди художников, добившихся наибольшего рыночного прогресса, выделяется румын Адрьян Гение, чье успешное участие в Венецианской биеннале 2015 года выдвинуло его на передний план современной арт-сцены и повлияло на резкий рост его продаж. Его недавний рекорд был установлен на аукционе Sotheby’s в Лондоне 10 февраля 2016 года и составляет $4,5 млн, что позволило ему переместиться с 62 на 15 место в рейтинге топ-500. Американский художник Марк Брэдфорд также продемонстрировал значительный рыночный прогресс, его работа была продана на лондонском аукционе Phillips за $5,8 млн, а всего за год его произведения собрали на аукционах более $16 млн. Свои аукционные результаты также значительно улучшили Ёсимото Нара, Рудольф Стингел и Ансельм Кифер.

Инвестиции на рынке современного искусства

На рынке современного искусства продаются произведения художников, чья аукционная репутация еще окончательно не установилась и подвержена колебаниям, что делает этот сегмент менее устойчивым, чем другие сегменты арт-рынка. В то же время эти же самые особенности делают его наиболее привлекательным для рискованных инвестиций. Ценовые взрывы, как правило, зависят от двух взаимодополняющих явлений: появления новых художников и перехода известных художников в категорию икон арт-рынка. Риск рыночных спадов и периодических корректировок цен не замедляет роста числа коллекционеров современного искусства. В то время как центральные банки практикуют отрицательные процентные ставки, уничтожающие сбережения, арт-рынок демонстрирует рост оборота в сегменте современного искусств на 1370% за 16 лет. Средняя стоимость произведения современного искусства за этот же период увеличилась на 115%, что дает среднегодовой доход в 4,9%, а для работ, приобретаемых за суммы выше $20 тыс., даже 9% в год. За последние годы цены на работы ведущих современных художников достигли высот ранее доступных только великим шедеврам прошлого. Хотя они и не приобрели ауру, свойственную старым мастерам, звезды современного искусства получают дополнительную выгоду от использования СМИ.

Рост цен на произведения современного искусства хорошо иллюстрирует рыночная история картины Ричарда Принса «Две шутки леопарда» (1989). Проданная в мае 1993 на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $26,5 тыс., через 13 лет она была продана в 13 раз дороже. Конечно, никто бы не смог предугадать место, которое займет Ричард Принс в истории современного искусства, индекс цен на его работы начали подсчитывать только 2003 году. Другим значительным фактором, влияющим на уровень цен, является смерть художника. Внезапная кончина может приводить к росту интереса и взрывному увеличению стоимости работ, как это произошло с произведениями Гюнтера Фёрга, скончавшегося в декабре 2013 года. В 2012 году, за год до смерти художника, его картина «Без названия» (1987) была продана за $26 тыс., в июне 2016 года та же работа принесла $438 тыс. В наши дни больше чем когда-либо ранее на аукционную стоимость работ влияют любые новости о художнике. Это связано с тем, что при формировании спроса принимается во внимание вся доступная информация, которая иногда очень существенно влияет на ценовую структуру аукционных работ.

Необычайный рост рентабельности работ одних художников неизбежно уравновешивается коррекцией цен на работы других. При этом происходит «справедливое» возвращение к уровню цен, соответствующих нынешнему состоянию арт-рынка. Так, например, картина Джейкоба Кассея «Без названия» (2010), проданная в мае 2014 года за $125 тыс., в ноябре 2015 года смогла получить лишь $50 тыс. на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Причем иммунитетом к ценовой коррекции не обладают и звезды современного искусства: объект Джеффа Кунса «Товарный вагон Jim Beam» (1986) в 2008 году незадолго до ипотечного кризиса был продан за $2 млн, а в том же ноябре 2015 года смог собрать только $845 тыс.

К счастью, рынок современного искусства остается выгодным вложением средств в средне- и долгосрочной перспективе. Несмотря на корректировки, рынок сохраняет жизнеспособность, а рост оборота на 1370% за последние 16 лет говорит сам за себя. Впервые в этом столетии рост цен на произведения современного искусства был прерван в 2008 году в связи с финансовым кризисом, и потребовалось 2-3 года на восстановление рынка. В то время как на рынке периодически случаются крупные ценовые рекорды, 99% сделок осуществляется ниже порога в $400 тыс. Когда коллекционер покупает произведение современного искусства, он ясно осознает, что не может знать, какое место уготовано художнику в истории искусства. Тем не менее за последние 15 лет хорошо диверсифицированный портфель современного искусства генерирует средний годовой доход около 5,6%, что значительно выше 2,3% доходности на арт-рынке в целом.

(англ. art market, нем. Kunstmarkt). Арт-рынок - система культурных и экономических отношений, определяющих конкретную денежную стоимость произведений искусства; сфера товарного обмена.
В художественно-экономическом отношении художественный рынок подразумевает сферу предложения и спроса на произведения искусства и специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка (например, экспертиза).
Xудожественный рынок можно рассматривать в мировом масштабе (мировой художественный рынок), в масштабе страны (национальный художественный рынок) и ее отдельных регионов. Cвои особенности ценообразования присущи местным художественным рынкам, скажем, московскому, петербургскому, парижскому. Существуют особые центры, где происходят регулярные продажи (Лондон, Токио, Киев).
Xудожественный рынок не существует независимо от мировой экономики. Его тенденции, взлеты и падения определяются динамикой региональной и мировой экономики. Подъем производства способствует подъему художественного рынка и наоборот.
Ориентирами при ценообразовании на художественном рынке являются прецеденты продаж произведений конкретных авторов, цены, устанавливаемые, как правило, на аукционах или других публичных продажах. Мировые цены имеют универсальное значение только на произведения художников, признанных классиками мирового искусства и высоко ценимых повсеместно (например, Леонардо да Винчи, Винсент ван Гог, К. С. Малевич, М. 3. Шагал). Во всех случаях цены на те или иные произведения определяются модой и конъюнктурой региональных рынков. Так, популярность и высокие цены в России на картины В. М. Васнецова или В. И. Сурикова лишь косвенно могут влиять на стоимость этих картин в Западной Европе.
По объемам продаж ведущими международными рынками искусства считаются лондонский и нью-йоркский. Различаются художественные рынки современного и несовременного искусства (т. е. антиквариата и старого искусства), «белый» и «черный» рынки (т. е. торговля произведениями искусства официально, через галереи и магазины с оформлением сделки, и неофициально, путем совершения сделки частным образом, без соответствующей регистрации).
Существуют рынки искусства, интересующего преимущественно музеи или ориентированного на частных собирателей. Организационная структура художественного рынка определяется специализированными фирмами по торговле, рекламе, пропаганде и экспертизе произведений искусства (аукционы, галереи, салоны, магазины, ярмарки, дилерские агентства и пр.).

Случайные ссылки:
Лисели - дополнительные паруса в форме...
Маврский - 1) Свойственный мавру, харак...
Акриловые краски - синтетические краски...

Художественный рынок – социально-экономический и культурно-исторический феномен и механизм, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства, способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. Художественный рынок выполняет информационные, посреднические, ценообразующие, стимулирующие и регулирующие, а также художественно-эстетические функции.Социально-культурными предпосылками возникновения художественного рынка послужили различные факторы: политические, экономические и в том числе просветительские. Художественный рынок, являясь мощным, многофункциональным явлением, прошел несколько крупных этапов становления, среди которых стоит выделить самые существенные.

Одним из первых этапов стоит отметить буржуазную революцию, которая способствовала формированию рыночной экономики. Важную роль сыграла и протестантская этика раннего капитализма. С появлением рынка искусства статус художника стал во многом определялся торгами, то есть показателем, состоящим из цены на работу и количества проданных работ. Стали быстро развиваться национальные художественные рынки в Голландии, Германии и США.Точная дата возникновения художественного рынка – 21 июня 1693 года, когда в Банкетном доме в поместье Уайтхолл Лордом Мелфордом был организован большой аукцион по продаже произведений искусства. В первой половине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британской аристократии.

В середине XIX века формируется матрица художественного рынка (создается структура: дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама); появляются коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты.

Расширение художественного рынка начинается со второй половины XIX века, происходит разделение художественного рынка на две сферы – сферу продаж мастеров прошлого и сферу продаж современных авторов. Изменился класс потребителей дорогостоящего искусства (аристократия и богатые представители буржуазии). Новая волна подъема художественного рынка начинается на рубеже ХХ – ХХI веков: это виртуализация рынка, появление новых видов искусства, виртуальные аукционные системы, определяются центры мирового художественного рынка – Лондон, Нью-Йорк, Токио.

Различают следующие виды художественных рынков:

· мировой,

· национальный,

· региональный.

Каждому из видов художественного рынка присущи свои особенности ценообразования, процедуры покупки и продажи произведений искусства и актуальности данного товара на конкретном рынке. Художественный рынок не существует отдельно от мирового финансового рынка. Все волнения и изменения мировой и локальной экономики так же откликаются и на художественном рынке. Каждый из художественных рынков, будь то мировой или региональный, имеет свою инфраструктуру. В условиях современного художественного рынка инфраструктура играет роль связующего звена между двумя главными элементами рынка– между художником, производителем художественных ценностей, и покупателем.

Мировой художественный рынок на сегодняшний день является наиболее привлекательной отраслью для инвестиции, тем самым он выступает как выгодная область для предпринимательства. Художественный рынок более стабилен, чем тот же рынок ценных бумаг, который постоянно колеблется при различных социальных и экономических потрясениях. Всё больше богатых людей начинают инвестировать именно в произведения искусства.

Художественный рынок – сложное многоуровневое явление, в нем интегрируются большое количество субъектов, которые осуществляют все процессы его актуализации. Основными субъектами художественного рынка являются производители (художники) и потребители (публика). Между главными субъектами в разное культурно-историческое время существовала группа посредников, которые к сегодняшнему дню максимально дифференцировались. Важнейшим условием успешного функционирования художественного рынка является формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное продвижение художественных продуктов от художника к публике. Не сегодняшний день в мире сложилась сложная и многоуровневая инфраструктура художественного рынка. Ключевыми фигурами художественного рынка являются производители художественного продукта и его потребители. Между двумя этими главными группами инфраструктуры располагается ряд посредников. Современный рынок отличается от рынка начала капиталистических отношений тем, что значительным образом разрослась его вспомогательно-сопутствующая и организационно-посредническая часть, которая включает:

§ информационные организации;

§ организации юридическо-правового сопровождения;

§ коммерчески-посреднические организации;

§ консалтингово-посреднические организации;

§ финансовые структуры.

Производители художественного продукта – главные персоны художественного рынка, так как результаты их деятельности и являются предметом купли-продажи. В изобразительном искусстве творец персонифицирован, но и здесь могут появляться коллективные исполнители, творческие объединения. В качестве потребителя художественного продукта могут выступать отдельные представители общественности: почитатели и знатоки искусства, инвесторы, коллекционеры, представители государства, общественных объединений, бизнес-структур, музеи, организации и предприятия. К коммерчески-посредническим организациям относятся галереи, ярмарки, аукционные дома, дилеры. Консалтингово-посреднические услуги в рамках художественного рынка оказывают организации, занимающиеся экспертизой художественных произведений, их регистрацией, оценкой, страхованием, охраной, логистикой, аудитом. Блок юридических услуг оказывают организации, занимающиеся правовым сопровождением купли-продажи предметов искусства, формированием договорных отношений, оказывающих услуги по судебному представительству и адвокатуре, вопросам наследования и различных других правовых аспектов, возникающих в ходе оборота художественных ценностей. Финансовые организации, в частности банки, оказывают профильные услуги и сопутствуют развитию и функционированию художественного рынка.

Важную роль призваны исполнять и контролирующие организации: различные ассоциации, союзы, фонды, следящие за неправомерными действиями субъектов художественного рынка, налоговые и таможенные органы и прочие организации. Цивилизованный художественный рынок не может осуществлять свою деятельность вне информационных организаций, самых различных СМИ, которые способствуют прозрачности и открытости данного рынка. Это профильные и непрофильные печатные и электронные издания, в которых обнародуются мнения экспертного сообщества – критиков и искусствоведов; это деятельность отделов по связям с общественностью различных организаций, которые делают достоянием общественного мнения информацию, характеризующую деятельность практически всех субъектов инфраструктуры художественного рынка.

Чтобы раскрыть сущность художественного рынка необходимо рассмотреть его основные функции.

Информационная функция художественного рынка . В широком смысле – это информирование общества о творчестве художника, это – информационное поле, которое складывается вокруг художника, а именно: совокупность упоминаний о художнике в художественной критике, биографических текстах и жизнеописаниях, церковных, исторических документах. В современных условиях особую роль занимают профессиональные печатные и электронные СМИ. Расширению информационного поля способствуют наличие каталогов, монографий о творчестве художника, которые являются традиционными формами оповещения заинтересованных лиц. Информационная функция – это одна из самых древних его функций.

Посредническая функция художественного рынка .Посредничество – содействие заключению сделок между сторонами. В художественном бизнесе посредничество – это содействие заключению сделок между художником или владельцем художественного произведения и покупателем (первичный и вторичный рынок). Это может осуществляться в «открытую», то есть на основе договорных отношений или неофициально, по частной договоренности.

В качестве посредника может выступать как частное лицо, так и специально созданная для этого фирма. В мире бизнеса традиционными посредниками являются дилеры, галереи, аукционы, художественные салоны. Посредник может сводить покупателя с продавцом напрямую или совершать сделку по поручению одной или обеих сторон, соблюдая при этом и свои коммерческие интересы. В качестве оплаты своего труда посредник получает комиссионное вознаграждение, т. е. определенный процент от суммы, которую выплачивает либо одна из сторон, либо обе. Художественный рынок призван свести на одной площадке художественный продукт и его потребителя, способствуя удовлетворению потребностей обеих сторон: художника и публики.

Ценообразующая функция художественного рынка .Проблема ценообразования в искусстве одна из самых сложных. Здесь работают как общие законы ценообразования, так и частные, вырабатываемые именно в пространстве художественного рынка. В силу доминирования в искусстве эстетических ценностей непрагматического характера часто возникают споры о том, что искусство не должно рассматриваться как товар. Поэтому одни считают, что искусство и деньги не совместимы, а другие придерживаются позиции, что искусству присущи как непрагматические, так и прагматические ценности, которые в силу объективных причин вынуждены сосуществовать друг с другом.

Художественное произведение – это результат таланта и творческих способностей художника, овеществленные в уникальной материальной форме. В этом заключается не только его духовная, но и материальная ценность. В данной связи рождается особая отрасль художественного предпринимательства, с точки зрения которого художественные произведения рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Возникает вопрос материальной оценки произведения искусства. Факторы, влияющие на ценообразование:

§ возраст произведения;

§ жанр, в котором выполнена работа;

§ наличие работ мастера в ведущих музейных коллекциях и галереях;

§ общепризнанный класс мастера;

§ оценка критиков;

§ принадлежность художника к определенной эпохе;

§ провенанс картины (от англ. provenance - происхождение, источник).

§ размер картины;

§ техника, в которой выполнена работа;

§ уровень новаторства, так как новизна – главный и основной критерий творчества;

§ участие в международных проектах;

§ частота проведения персональных выставок;

Таким образом, на ценообразование в изобразительном искусстве воздействует совокупность объективных и субъективных факторов. К сказанному следует добавить, что существуют механизмы, которые способны значительно увеличить стоимость художественного произведения с помощью ряда маркетинговых технологий, связанных, например, с технологией брендинга, когда первоначальная цена работы может увеличиваться во много раз.

Регулирующая функция художественного рынка .Рынок должен регулировать спрос и предложение. Известно, что доля людей, постоянно интересующихся искусством достаточно мала. Потребности, которые искусство удовлетворяет, не являются витальными и экзистенциальными, человек может прожить и без них. Круг людей, которые формируют спрос на искусство, достаточно узок. Но искусство, выполняя свои социальные задачи, часто выступает в роли фиксатора и транслятора различных актуальных состояний общества, следовательно, спрос на произведения искусства может существенно варьироваться в зависимости от состояния самого искусства.

Регулирующая функция художественного рынка также подразумевает законодательство разных стран. В странах, где законодательство и налогообложение в области искусства неблагоприятны для коллекционеров, импорт и экспорт произведений искусства будут существенно отличаться от тех стран, в которых налоговая система этому способствует.

Стимулирующая функция художественного рынка . Рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. Здесь важным элементом является конкуренция, соперничество участников данного процесса за рынок сбыта. Это подразумевает соперничество художников за внимание и признание у публики. Следствием признания является увеличение числа заказов, рост продаж произведений искусства. Тем не менее, экономические свободы содействуют прогрессивному развитию общества, но они в большей степени стимулируют коммерческую конкуренцию, а не художественную. Коммерческая ценность искусства на рынке преобладает над его духовной ценностью. Качество искусства в результате такого рода конкуренции в целом страдает. Рынок всегда стремится к получению выгоды, следовательно, ориентируется на большинство, что неизбежно ведет к снижению качества художественного продукта, его омассовлению. Тем не менее, именно рыночные механизмы должны использоваться для нахождения компромисса в пользу поддержки истинного искусства.

По мере развития художественного рынка все более значительную роль в его деятельности начинают играть такие формы финансирования искусства предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, как спонсорство, меценатство, благотворительность, патронаж, пожертвования. Как правило, меценат является бескорыстным покровителем и финансирует культурные начинания, спонсор выступает как инвестор проектов, получая часть имиджевой рекламы, либо доходы от прибыли после реализации культурных проектов.

Тема 8


Похожая информация.


480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бадинова Татьяна Владимировна. Этапы становления художественного рынка в культуре России: Дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01: Санкт-Петербург, 2004 191 c. РГБ ОД, 61:04-24/72

Введение

Глава I. Художественный рынок как предмет культурологического исследования 13

1. Художественный рынок как явление культуры 13

2. Особенности обращения произведений искусства в художественном рынке 31

3. Эволюция рынка произведений искусства в художественной культуре 42

Глава II. Функционирование произведений изобразительного искусства как фактор становления художественного рынка в России 53

1. Рынок изобразительного искусства в России с начала XVIII века до 1917 года 53

2. Советский период в развитии художественного рынка 112

3. Российский художественный рынок на современном этапе 128

4. Изобразительное искусство России на международном художественном рынке 137

Заключение 153

Справочная литература 159

Аукционные каталоги 160

Архивные материалы 162

Литература 163

Список принятых сокращений 180

Введение к работе

Актуальность исследования. Художественный рынок- сложное и многогранное социокультурное явление, существенно и разносторонне влияющее на художественную жизнь современного общества. Изменения, произошедшие в России, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собой активную коммерциализацию искусства, формирования новой модели художественного сознания общества, взаимодействие бизнеса и культуры. Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься объективной реальностью, оказывающей существенное влияние, как на развитие современного искусства, так и на творческие процессы и личность художника.

Одновременно с развитием внутреннего товарного обращения художественных предметов значительно возросла доля отечественного искусства на международном художественном рынке. Увеличилось количество работ мастеров отечественной школы, участвующих на зарубежных аукционах и выставках, представленных в художественных галереях. Очевиден рост популярности русского искусства и, как следствие, увеличение рыночной стоимости работ российских мастеров.

Возрастание роли рыночных отношений в культуре стимулировало потребность в изучении товарного обращения художественных произведений. В исследовательской литературе появляются работы, посвященные отдельным аспектам данной проблемы. Однако большая часть вопросов еще не стала предметом научного анализа, до сих пор нет полной картины исторического развития художественного рынка в России. Изучение истории этого феномена, определение основных этапов его становления и развития позволят систематизировать материалы, связанные с товарным обращением художественных произведений, использовать их для подготовки аналитиков и экспертов художественного рынка, а также значительно расширить представление об истории российской культуры. Теоретическая неразработаи-

иость и практическая значимость проблемы определили актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема художественного рынка имеет комплексный характер, ее отдельные аспекты рассмотрены в рамках различных научных дисциплин. Одним из основных является социологический подход, заявленный в работах Г.В. Плеханова, В.М. Фриче, В. Гаузенштейна, в котором искусство рассматривалось в связи с экономикой, в контексте марксисткой идеи, утверждавшей его зависимость от соотношения производительных сил и производственных отношений.

Социально-психологические и социологические аспекты функционирования произведений искусства и культурных ценностей, их теоретическое и эмпирическое изучение предпринято в конкретных социологических исследованиях искусства. Государственный институт искусствознания, начиная с середины 1970-х годов, регулярно проводил социологический анализ восприятия публикой различных видов искусства. Результаты этих исследований нашли отражение в трудах В.Ю. Борева, В.М. Петрова, Н.М. Зоркой, Г.Г. Дадамяна, В. Ладмяэ и др. С точки зрения общесоциологических закономерностей функционирования исследовалась художественная культура в работах Ю.Н. Даыдова, Ю.В. Перова, А.Н. Сохора, К.Б. Соколова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Н.А. Хренова.

Вопросы функционирования искусства в условиях рыночной экономики привлекли внимание ученых-социологов в связи с экономическими реформами конца 1980-х годов. Разрабатываются основы экономики искусства и культуры, теоретические концепции хозяйственного механизма культурной деятельности (Р.С. Гринберг, B.C. Жидков, В.М. Петров, А.Я. Рубинштейн, Л.И. Якобсон, СВ. Шишкин и др.). Выходят специальные научные издания, посвященные этой проблеме, в которых рассматривается комплексное воздействие системы социальных, политических и экономических факторов на процессы социального функционирования искусства: «Искусство и рынок» (М., 1996), фундаментальное четырехтомное исследование коллектива ученых Государственного института искусствознания «Художественная

жизнь современного общества» (СПб., т. 1, 1996; т. 2, 1997; т. 3, 1998; т. 4, 2001).

В историческом искусствознании аспект художественного рынка прослеживается в работах, посвященных художественной жизни Росси и деятельности различных творческих объединений, жизни и творчеству отдельных мастеров (И.Э. Грабарь, В.П. Лапшин, Г.Г. Поспелов, Д.В. Сарабьянов, Г.Ю. Стернин, А.Д. Чегодаев, A.M. Эфрос и др.). Наиболее полно указанная проблема рассмотрена в работе В.П. Лапшина «Художественный рынок в России конца ХГХ - начала XX века», (1996).

В трудах российских историков И.Е. Забелина, В.О. Ключевского, П.П. Пекарского, СМ. Соловьева, содержатся важные сведения, относящиеся к быту и традициям допетровской Руси, которые широко использованы в данной исследовательской работе.

Вопросы коллекционирования произведений искусства, с которыми тесно связана история российского художественного рынка, рассматривались в начале XX века А.Н. Бенуа, Н.Н. Врангелем, А.В. Праховым, а также современными учеными К.А. Акинша, СО. Андросовым, В.Ф. Левинсон Лессингом, СА. Овсянниковой, Л.Ю. Савинской, А.И. Фроловым, и др. В трудах, посвященных художественному собирательству, содержится чрезвычайно важный для данного исследования фактический материал о ценах на произведения искусства, исторические сведения о процессе и местах их приобретений.

В мемуарах и переписке коллекционеров, художников и их современников также содержится важная информация по истории художественного рынка, исследование которой дает богатый фактологический материал (А.Н. Бенуа, А.П. Боткина, И.Э. Грабарь, В.П. Комарденков, К.А. Коровин, СК. Маковский, М.В. Нестеров, А.А. Сидоров, Ф.И. Шаляпин, С. Щербатов, П.И. Щукин и др.).

В трудах, посвященных российскому меценатству, отражена значительная роль коммерции и экономических факторов в развитии русской культуры. Важный исторический и теоретический материал, раскрывающий

мотивацию меценатства, отражен в работах ХГХ- начала XX веков (В.О. Ключевский, Ю.А. Бахрушин, П.А. Бурышкин). В современном российском обществе тема благотворительности приобрела особую актуальность и исследовалась в трудах А.А. Аронова, А.Н. Боханова, П.В. Власова, Н.Г. Думовой, Е.П. Хорькова и др.

Проблемы взаимосвязи бизнеса и культуры, возможности применения маркетинга, фандрейзинга в сфере искусства, долгосрочного прогнозирования развития художественной культуры, относящиеся к экономике социально-культурной сферы, изучались в работах В.М. Петрова, Ю.А. Помпеева, Ф.Ф. Рыбакова, Г.Л. Тульчинского и др.

Вопросы соотношения эстетической ценности и экономической стоимости произведений искусства, актуальные для рассматриваемой темы, не получили достаточной разработки в отечественной науке. Частично эта проблематика рассматривалась в трудах классиков экономической науки: Д. Ри-кардо, А. Смита. Основные положения теории трудовой стоимости (К. Маркс) и теории предельной полезности (Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, К. Менгер) актуальны для исследования функционирования произведений искусства как товара в системе рыночных отношений.

В трудах западных ученых также рассматривались вопросы функционирования и восприятия произведений искусства. В конце ХГХ века Т. Веб-лен (Т. Veblen) ввел в социологическую теорию термин «демонстративное потребление», относящийся и к художественной продукции. Изменение характера произведений искусства, утрату ими «ауры» под влиянием технического прогресса, а также изменение способа их восприятия исследовал В. Беньямин (W. Benjamin). Начиная с 1950-х годов, ряд работ зарубежных ученых посвящался анализу статуса художника в обществе (А. Хаузер (А. Hauser), его материальному положению, процессам обособления и интеграции художественных профессий (Р. Кениг, А. Зильберманн (R. Konig, A. Sil-bermann), анализу сферы художественных профессий и рынка (Ж.-Кл. Пас-серон (J.-C. Passeron), П.-М. Менгер (Menger Р.-М.). Социально-психологический анализ современного общества потребления, наполненного

«симулякрами», свидетельствующими о дефиците подлинности в постмодернистской культуре, предпринят в трудах Ж. Бодрийяра (G. Baudrillard).

Исследования французского социолога П. Бурдье (P. Bourdieu), автора понятия «символический капитал», представляют особый интерес для изучения художественного рынка, в связи с раскрытием понятия «поле культурного производства» и анализом процесса «художественного потребления» в современной культуре.

Источники исследования. Основополагающее значение имеют документальные источники, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА): фонд Российской академии художеств (фонд 789), в котором находятся документы, относящиеся к истории Академии художеств, финансовые документы (фонд 789, оп. 1, ч. П, 1831 г., ед. хр. 1433), материалы об участии Академии в выставках в России и за рубежом (фонд 789, оп. 10, 1876 г., ед. хр. 225. ч. I.), отчеты о продаж художественных произведений с Международной выставки в Риме (фонд 789, оп. 13, 1909, ед. хр. 221, кн. № 1); личный фонд графов Толстых (фонд 696, оп. 1) в котором имеются письма Ф.Г. Беренштама к графу Д.И. Толстому о работе русского отдела на Международной художественной выставку в Риме (1911)- (фонд 696, оп. 1,1910-1911 гг., ед. хр. 115).

Для исследования использовались документы Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб): материалы о работе Оценочно-антикварной комиссии (фонд 36, оп. 1, дело 49), материалы о деятельности Отдела музеев (ф. 36, оп. 1, дело 345).

В данной работе изучались материалы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб): финансовая отчетность и переписка Общества поощрения художников (фонд 448, оп. 1, дело 40), а так же в фондах рукописного отдела Российской национальной библиотеки: подборка публикаций и заметок о российских аукционах и выставках XIX века; рецензии и критические статьи об участии русского отдела на Всемирных и Международных выставках (1878-1892) в архиве Н.П. Собко (фонд 708, ед. хр. 737).

Интересные наблюдения и факты из культурной жизни Петербурга и Москвы, касающиеся коммерческого функционирования искусства, содержится в очерках-путеводителях и историко-краеведческой литературе (И.Г. Георги (1794), М.И. Пыляева (1888, 1889, 1891), В. Курбатова (1913), Л.В. Успенского (1990), Д.А. Засосова, В.И. Пызина (1991), П.Я. Канн (1994) и др.)

Богатый фактический материал, посвященный российскому и зарубежному художественным рынкам XIX - начала XX веков содержится в периодических литературно - художественных изданиях: «Отечественные записки» (1820-1884), «Живая старина» (1890-1916), «Мир искусства» (1898-1904), «Золотое руно» (1906-1909), «Старые годы» (1907-1916), «Аполлон» (1909-1918), «Среди коллекционеров» (1921-1924). К этому же периоду относится работа П.Н. Столпянского «Старый Петербург. Торговля художественными произведениями в ХУШ веке» (1913), в которой приведено описание различных форм продажи произведений изобразительного искусства и скульптуры. В современных российских периодических изданиях помещаются публикации о товарном обращении произведений искусства («Пинакотека», «Коллекционер», «Наше наследие», «Новый мир искусства», «Русский антиквар», «Антик» и др.).

Материал, касающийся практики зарубежного художественного рынка, содержится в специальных справочных изданиях для арт-дилеров и коллекционеров («Newsletter, «Preview», «Index» и т. д.), статьях в периодических изданиях («Art», «Artforum», «Art in America», «Flash Art», «Capital», «Art Business Today» и др. В работе использованы каталоги зарубежных («Sotheby"s», «Christie"s») и отечественных («Альфа-Арт», «Гелос», «Четыре искусства») аукционных домов. Учтен практический опыт художественных галерей («Арт-Коллегия», «Палитра», «Борей»), антикварных магазинов Москвы («Метрополь», «Купина», «Золотой ларец») и Санкт-Петербурга («Гармония», «Пантелеймоновский», «Рапсодия», «Ренессанс», «Русская старина», «Серебрянный век»).

Объект исследования - художественная культура России XVIH - XX веков.

Предмет исследования - формирование рынка произведений изобразительного искусства в культуре России XVIII - XX веков.

Цель исследования: изучение этапов развития и функционирования художественного рынка произведений изобразительного искусства в России XVIII- XX веков.

В соответствии с поставленной целью в исследовании определяются следующие задачи:

рассмотреть художественный рынок как явление культуры;

проанализировать особенности обращения произведений искусства как товара в художественном рынке.

рассмотреть эволюцию рынка произведений искусства в художественной жизни;

определить и исследовать основные этапы становления и развития художественного рынка изобразительного искусства в России;

проанализировать значение художественного рынка в популяризации отечественной культуры за рубежом на материалах участия произведений российских художников на международных выставках и аукционах;

Основная гипотеза исследования. Художественный рынок в России, начиная с ХУШ века, становится одним из основных способов распространения художественных ценностей в обществе и может быть рассмотрен как составная часть российской художественной культуры.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Специфика и сложность объекта и предмета исследования, а так же новизна проблемы определили необходимость применения междисциплинарного и системного подходов, который позволяет рассмотреть художественный рынок как сложное и многогранное социокультурное явление. В основе исследования лежит принцип историзма и сравнительно- исторический метод, которые позволяют осуществить комплексный культурологический анализ истории становления и развития рынка произведений изобразительного искусства в России.

Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных философов, культурологов, отражающие системный подход в изучении культуры как целостного явления (Т.А. Апинян, С.Н. Артановский, А.Ф. Еремеев, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, СТ. Махлина, В.В. Селиванов, Н.Н. Суворов, А.Я. Флиер, В.А. Щученко и др.).

Научно-теоретической базой для рассмотрения художественного рынка как явления культуры послужили исследования социальной жизни искусства в трудах западных философов и социологов, таких как В. Беньямин (W. Benjamin), С. Берман (S.N. Behrman), Ж. Бодрийяр (G. Baudrillard), П. Бурдье (P. Bourdieu), Т. Веблен (Т. Veblen), А. Гелен (A. Gehlen), К. Маркс (К. Marx). В проведенном диссертационном исследовании для выявления специфики художественного произведения как товара используются идеи представителей «институгациональной» теории искусства, представленные в работах Т. Бинкли (Т. Binkley), Д. Дики (G. Dickie), П. Зиффа (P. Ziff), Ш. Лало (Ch. Lalo).

Научная новизна:

определены основные этапы становления и развития художественного рынка произведений изобразительного искусства в России в контексте сменяющихся исторических эпох: дореволюционный этап (с начала XVIII века до 1917 года); советский этап; современный этап; даны их общие характеристики и особенности;

прослежена динамика развития художественного рынка на первом этапе его становления: от единичных случаев реализации художественного товара в начале XVIII века до создания к 1917 году сложной, разветвленной структуры, включающей в себя: выставки-продажи, художественные и антикварные магазины, аукционы; выявлено возрастание роли коммерческих отношений в культуре России, однако не ставшими доминирующими на данном этапе;

определены особенности функционирования художественного рынка в советское время, заключающиеся в наличии централизованной системы заказа и распределения художественной продукции, а также неофициального товарообо-

рота произведений искусства; отмечено, что традиции художественного коллекционирования в этот период российской культуре не прервались;

исследовано состояние российского художественного рынка на современном этапе, выявлены основные проблемы: несовершенство законодательства, незрелость правовой базы экспертизы, отсутствие доступного хронологического собрания каталогов, отсутствие активного спроса на произведения искусства; определена перспектива развития: интеграция российского рынка в международный художественный рынок;

выявлена роль художественного рынка в популяризации отечественной культуры за рубежом на материалах участия произведений российских художников на международных выставках и аукционах;

введены в научный оборот новые документальные источники о финансовых результатах участия произведений российских художников на зарубежных выставках, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА): фонд 789, оп. 1, ч. П, 1831 г., ед. хр. 1433;. Документы о состоянии антикварной торговли в послереволюционный период, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб): фонд 36, оп. 1, дело 49; ф. 36, оп. 1, дело 345. Документы из переписки Общества поощрения художников, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб): фонд 448, оп. 1, дело 40.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Пути распространения художественных ценностей в обществе
включают следующие варианты: а) заказной путь, осуществляемый по схеме
«заказ - исполнение», характерный для традиционных, докапиталистических
обществ; б) рыночный путь распространения художественных ценностей в
обществе, где в качестве товара выступают предметно воплощенные худо
жественные ценности.

2. В современной социокультурной ситуации художественный рынок
регулирует распространение художественных ценностей в обществе, а также
является своеобразным фильтром, состоящим из многочисленных посредни-

ческих организаций (галереи, выставки-продажи, аукционы, художественные ярмарки, специализированная пресса, каталоги, художественная критика и пр.), сквозь который искусство доходит до потребителя.

    Художественный рынок в России, начиная с XVIII века, становится составной частью культуры, наиболее значимым его фактором является развитие частного коллекционирования произведений искусства.

    Начиная со второй половины ХГХ века, русское искусство включается в международный товарооборот художественных произведений, при этом художественный рынок становится одним из путей популяризации достижений российской культуры.

    Частное коллекционирование в советский период не прерывалось; наряду с официальными формами приобретения художественных ценностей, активно функционировал неофициальный товарооборот произведений искусства.

    Современный российский художественный рынок находится на новом этапе развития, который характеризуется активным формированием новой структуры товарного обращения художественных произведений, ориентацией на модель международного художественного рынка.

Практическая значимость исследования. Материалы, положения, выводы данной научной работы могут быть использованы в лекционном курсе по истории культуры России, по истории художественного рынка в России, а также при подготовке экспертов и специалистов по товарному обращению художественных произведений.

Апробация работы. Идеи и материалы диссертации положены в основу курса лекций «История развития художественного рынка в России» в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств (1999- 2003 гг.), а также докладывались на научных конференциях («Проблемы культуры и искусства»- 1999, 2000, 2001 гг.). По теме диссертации опубликовано шесть статей.

link1 Художественный рынок как явление культуры link1 .

В данном исследовании основополагающим является определение художественной культуры как развитой системы, имеющей чрезвычайно сложную структуру, функционирование которой осуществляется в три последовательных этапа: создание художественных ценностей (художественное производство), их распространение с помощью специальных институтов и этапа освоения художественных ценностей (художественное потребление)1. Многочисленные компоненты художественной культуры в процессе ее функционирования образуют несколько крупных «подсистем». По мнению исследователя культуры К.Б. Соколова «Первая подсистема - производство художественных ценностей и ее субъекты: профессиональные и самодеятельные художники... Вторая подсистема - художественное потребление и его субъекты: зрители, читатели, слушатели... Третья подсистема - „посредническая" между художественным производством и потреблением, между субъектами производства и потребления... Четвертая подсистема- научное руководство развитием художественно культуры...»2 Очевидно, что объект данного диссертационного исследования органично входит в третью, «посредническую», подсистему художественной культуры.

Попытаемся дать определение, что такое художественный рынок. Это система товарного обращения произведений искусства, предметов, пред- . ставляющих историческую ценность, различных древностей и редкостей. Однако, перечень вещей, относящихся к художественному товару, в современной культуре стал намного шире. Трудно отнести к какому-либо из вышеперечисленных понятий таксофонные карточки, бутылочные пробки, пу 1 Художественная культура: Понятия,термины. - говицы, наперстки, флаконы из-под духов, личные вещи знаменитых людей и т. д. Кроме того, существует также и рынок исполнительских видов искусств, который остается за рамками данного исследования. В представленной работе речь идет об интеллектуальном продукте, имеющем материальное (вещное) воплощение. Следовательно, для выявления специфики художественного рынка, необходимо рассмотреть, что является художественным товаром.

Когда мы говорим о художественном рынке, в первую очередь, нам представляются торговые операции именно с произведениями искусства. Оценивая то или иное произведение искусства, говорят о его художественной ценности. Но художественность - понятие относительное. Она не является неотъемлемым качеством предмета как плотность или температура, а представляет собой суждение субъекта об объекте. Исследуя природу ценностей вообще и художественную ценность в частности, М.С. Каган отмечает, что «...художественная реальность, которую мы переживаем... является вымышленной, иллюзорной и претворенной художником действительностью, а не подлинным ее „наличным бытием"»3. Своеобразие художественной ценности ученый видит в «...ценности самого этого претворения, то есть целостного эстетически-анестетически осмысленного преобразования бытия»4. Всесторонне изучая понятие ценности, М.С. Каган указывает на «иерархическое строение системы ценностей, в котором на ее вершину выдвигается то один вид ценности, то другой»5.

Социолог К. Манхейм связывает иерархическую ценностную структуру с тем, что в силу своей духовной конституции человек не только думает, но и переживает иерархически6. Он отмечает, что «С этой иерархической структурой жизни теснейшим образом связано то обстоятельство, что... самый последний элемент, стоящий выше всех других, получающий по этой иерархической шкале наивысшую оценку, должен как бы сам гарантировать свое качество»7. Причем, данная оценка зависит «от существующего на тот момент коллективного сознания и только через его посредство может восприниматься как нечто бесспорное»8.

Следовательно, понятие художественности исторически и социокультурно изменчиво, так как нерасторжимо связано с общепринятой иерархической шкалой ценностей, существующей в данном обществе и в данное время - «у ренессансных мастеров оно было не таким как у средневековых, у мастеров барокко иным, чем у классицистов, у модернистов другим, чем у реалистов - и т. д.»9 По мнению М.С. Кагана «Смена различных исторических этапов в развитии культуры приводит к смене ценностных доминант и соответственно к постоянной реструктуризации аксиосферы»10.

Того же мнения придерживается философ А. Банфи. Исследуя проблему отношений между искусством и обществом, он отмечает, что «Нет сомнения, что всякое общество, а зачастую каждая отдельная социальная прослойка имеет не только свою собственную шкалу пространственных и временных ценностей, но и собственные предпочтения в области живописи и музыки»11.

Общеизвестно, насколько враждебно было воспринято появление импрессионистических картин в середине 1860-х годов официальными академическими кругами Франции, а в творчестве художников-авангардистов официальное советское искусствоведение в период 1930-х- 1970-х годов не видело художественной ценности. История культуры изобилует подобными примерами, относящимися к разным эпохам, подтверждая неустойчивую и вечно меняющуюся оценку произведений искусства.

Историю художественного рынка невозможно изучать без истории собирательства и коллекционирования. Началом собирательства, а точнее накопления, художественных ценностей в России можно считать собрания царской казны, подарков от иностранных посольств, которые, начиная с XVI века хранились в Оружейной палате, а также сокровищ, находящихся в монастырских церковных ризницах. В основном, это были предметы, выполненные из золота и серебра, а также ювелирные изделия, которые можно рассматривать как первые собрания предметов прикладного искусства. Иначе обстоит дело в отношении живописи и других видов изобразительного искусства. Самобытность русской культурной жизни, обособленность от Европы, неприятие в быту всего иностранного не способствовали появлению западноевропейской живописи в России. Первые и единичные картины работы западноевропейских художников впервые привозятся в Москву в XVI веке Например, портрет Софии Палеолог, присланный папой Павлом II Ио-анігу Ш, портреты невест, заказывавшиеся Иваном Грозным118.

В XVII веке ко Двору приглашались иностранные живописцы. В 1642 году в качестве придворного художника работал Иван (Ганс) Детерсон, затем его место занял поляк Станислав Лопуцкий. В 1667 году был Данило Данилович Вухтерс «писавший живописное письмо самым мудрым мастерством», затем армянин Богдан Солтанов. В 1679 году приглашен немец Иван Андреевич Вальтер119.

Необходимо отметить, что жизнь иноземцев в Московской Руси, в том числе и художников, была нелегкой. Платили им мало, а народ воспринимал их как чужаков, «нехристей», иноверцев. Итальянский путешественник Гуа-ниньи, посетивший Москву в 1560 году, оставил следующие воспоминания: «встретил в Москве опытных мастеров-иноземцев. Труд их, даже искуснейший, оплачивается очень скудно. Едва хватает на хлеб и воду»12 . Больше всего не везло врачам. Так, в XVI веке иностранного медика Антона Немчи-на зарезали, так как он не вылечил сына знатного боярина, царского лекаря Элизэ Бомеля, которого лаского называли «дохтур Елисей», публично сожгли, по обвинению в намерении кого-то отравить121. Часто иностранные «специалисты» предпочитали носить русскую одежду, чтобы не выделяться из толпы, так как рисковали попросту быть битыми. В своих домах иногда они вешали православные иконы, хотя были католиками или протестантами, так как без этого мало кто осмелился бы переступить порог их дома. Селились иностранцы в специально отведенных местах - немецких слободах.

В XVII веке Россия более тесно стала сближаться с западными государствами. Появилось больше иноземцев. Но отношение к ним по-прежнему было враждебное. Например, при пожаре, случившемся в Москве в Немецкой слободе, стрельцы, вбежавшие в дом живописца Ганса Детерсона и увидевшие старый человеческий череп, связали художника и обвинили в колдовстве. Живописца спас случайно оказавшийся рядом более просвещенный россиянин, объяснив стрельцам, что череп предназначен не для колдовства, а для «рисования» . Негативное отношение к иноземцем наблюдалось и в начале XVIII века. Так, один из воспитателей царевича Алексея, молодой немецкий офицер, вернувшись к себе на родину, выпустил брошюру: «О гнусных поступках Мсковитян с иностранцами»124, где описывались различные происшествия, чинимые над иностранными подданными.

В XVII веке иностранные гравюры в Москве уже не были редкостью. Их называли «фряжские листы». Гравюрами украшали стены царских покоев и боярских палат. Некоторые комнаты кремлевских дворцов целиком оклеивались этими листами, часто гравюры помещались в рамы. Например, при царе Федоре Алексеевиче гравюрами были оклеены стены в его деревянных хоромах и в комнатах царевен, а в комнатах царевича Алексея Алексеевича висело «пятьдесят рампов с листами фряжскими»125. В XVII веке при московском дворе уже составляют небольшие собрания «немецких потешных листов» (еще одно название гравюр) и «потешных книг» или «книг с кунштами». Их использовали в учебных целях в качестве наглядного пособия. Так, в 1632- 1636 годах потешные листы покупались для обучения малолетнего царевича Алексея Михайловича и его сестры Ирины. В 1682 году было приобретено 100 фряжских листов для обучения Петра Алексеевича.

Согласно исследованиям историка И.Е. Забелина, в конце XVII века царские покои были украшены и живописными работами, хотя и немногочисленными. Портретная живопись была наиболее распространена и размещалась, в основном, в постельных хоромах, но имелась и в других помещениях дворца. Известно, что в 1678 году И. Безмин писал «государственную особу», в том же году И. Салтанов- «персону царя Алексея во успении», кроме того, роспись по полотну «Распятие да образ царя Алексея, персону царицы Марьи Ильиничны и персону царевича Алексея Алексеевича в пред-стоянии у распятия». Сохранились сведения, что «в 1682 г. в казне покойного царя Федора Алексеевича хранились три персоны: царя Алексея Михайловича, царевича Алексея Алексеевича, писанныя на полотне, и портрет царицы Марии Ильиничны, писанная на доске», а в 1681 году в хоромах Федора Алексеевича были персоны королей польского и французского127.

Кроме царских имелись и частные собрания, как правило, у приближенных царя, выполнявших различные дипломатические поручения и более приобщенных к европейской культуре. Почти единственным источником информации о быте того времени служат описи, составленные по различным случаям. Например, из описи имущества князя Василия Васильевича Голи-цина (1643-1714) в его московском доме в Охотном ряду, можно узнать из каких предметов состояла обстановка дома богатого и знатного вельможи конца XVII века. Дом князя, построенный в начале 1680-х годов, поражал современников своей архитектурой и внутренним убранством. «В его обширном московском доме,- писал историк В.О. Ключевский,- все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены большими зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иноземных государей, немецкие географические карты в золоченых рамах; на потолках нарисована была планетная система, множество ча-сов и термометров художественной работы довершали убранство комнат» . Обратим внимание только на произведения изобразительного искусства. В большой столовой палате висели портреты русских царей, в тяжелых дубовых рамах портреты патриархов Никона, Иоакима, изображения иноземных королей. «Три персоны королевских, писаны на полотнах, в черных рамах. Персона Польского короля на коне. В двух рамах персоны Польского короля и королевы его» . Там же находились два портрета самого хозяина и четыре гравюры, все в богатых золоченых рамах. Потолок был затянут «лев-кашенными подволоками», на которых изображены «круг солнца, боги небесные... и планеты». Стены спальни украшали многочисленные гравюры, были портреты и картины. Например, «Два ангела, между ними младенцы, писаны на полотне», или «личина человечья, писана на полотне» . Такое многообразие произведений изобразительного искусства в доме князя позволяет говорить о наличии собрания гравюр и живописных работ. Они не рассматривались как произведения искусства, а использовались в качестве дорогих, красивых и «диковинных» вещей для украшения интерьера

Российский художественный рынок на современном этапе

Самую консервативную сферу советской культуры - художественный рынок- перестройка затронула в последнюю очередь, зато последовавшие изменения оказались самыми радикальными. В обществе начался небывалый всплеск интереса к искусству вообще, и к антиквариату, в частности. Количество антикварных магазинов с каждым годом стремительно увеличивается. В Москве в 2000 г. их было более 50, в Санкт-Петербурге- около 40. Можно утверждать, что центр художественного рынка переместился в Москву. Об этом говорят и крупные аукционные фирмы, специализирующиеся на продаже произведений искусства, также появившиеся в последнее время в Москве.

Многие художественные критики называют конкретное событие, после которого начался бурный рост художественного рынка- знаменитый аукцион, проведенный крупнейшей в мире аукционной фирмой «Sotheby s» в Москве летом 1988 г. На торги прибыли коллекционеры и арт-дилеры из многих стран. Аукционная коллекция состояла из двух частей. Первая- 18 работ художников русского авангарда (А. Родченко, В. Степанова, А. Древнії), вторая часть включала более ста работ 34 современных российских художников. Многое на этом аукционе было впервые. Впервые российские зрители могли наблюдать как проводится профессиональный аукцион, впервые стало очевидно, что продажа произведений искусства - чрезвычайно выгодное дело. Так, картина малоизвестного в то время художника Гриши Бру-скина была куплена анонимным покупателем за огромную сумму 242 тысячи фунтов стерлингов. Торги вел директор-распорядитель Европейского отделения фирмы «Sotheby s»- Симон де Пюри. Перед аукционом состоялся двухдневный просмотр картин, который посетило приблизительно 11 тыс. человек. Вход был ограничен, просмотр проводился строго по пригласительным билетам. На аукцион приехали иностранные коллекционеры, представители зарубежных музеев, любители искусства.

Результаты торгов превзошли все ожидания - было продано картин на сумму приблизительно 2 миллиона 81 тысяча фунтов стерлингов. Только 6 картин не нашли покупателя. Очевидно, что этот аукцион носил рекламный характер. Это подтверждается участием в нем знаменитостей. Известный певец Элтон Джон купил два полотна работы Светланы и Игоря Копыстян-ских, владелец «Sotheby s» А. Таубман купил за 22 тысячи фунтов стерлингов картину И. Кабакова «Ответы экспериментальной группы» и подарил будущему музею современного искусства в нашей стране.

Доход от этого аукциона составил 1 миллион долларов. По решению Министерства культуры СССР на всю эту сумму за рубежом были куплены письма А.С. Пушкина. Успех проведенного аукциона позволил надеяться на дальнейшее расширение связей и контактов российского антикварного рынка с крупнейшими аукционными домами. Планировалось проведение ряда совместных торгов уже не на территории России. Но уже следующий аукцион, намечавшийся к проведению в Лондоне, был сорван. Всероссийским художественно-промышленным объединением им Е.В. Вучетича совместно с фирмой «Sotheby s» был определен для него состав коллекции. Антикварный раздел состоял в основном из не уникальных работ заявленных художников. Они имели аналоги и реплики как в музейных коллекциях, так и в частных собраниях. Более того, часть этих экспонатов ранее представлялась для закупок в музеи, но была отклонена. Коллекцию изучала комиссия из 20 ведущих искусствоведов, представителей музеев и Советского фонда культуры и пришла к выводу, что вывоз данного собрания за границу для участия в аукционе не нанесет ущерба музейному фонду страны. Но аукцион так и не состоялся, поскольку экспонаты не получили разрешения на вывоз, так как в соответствии с законом Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 года (№ 4804-1) в России запрещен вывоз за рубеж предметов старого искусства старше 100 лет.

При содействии другого всемирно известного аукционного дома «Christie s» в 1995 г. в Москве планировалось провести «Русский антиквариат». Аукцион готовился под контролем Третьяковской галереи. Основная цель аукциона, помимо финансовой,- попытка создания цивилизованного антикварного рынка. К просмотру вещей официально были приглашены органы МВД. Часть лотов была заявлена как возможная к вывозу, что само по себе являлось большим сдвигом в аукционной деятельности. Но и он был практически сорван по причине несовершенства существующего российского законодательства: за два часа до проведения аукциона администрацией было получено письмо, согласно которому, работы, разрешенные для вывоза, снимались с продажи. Аукцион был «перевернут», все лоты пошли кувырком. Фирма «Christie s» также получила отрицательный опыт работы на российском антикварном рынке.

Из московских аукционных антикварных фирм выделяются две - «Альфа-Арт» и «Гелос». Антикварное объединение «Гелос», основанное ВІ988 году как реставрационные мастерские, представляет собой большое комплексное предприятие, включающее в свою структуру подразделения, занимающиеся оценкой, экспертизой, реставрацией, торговлей, аукционами. Это одна из немногих антикварных фирм, имеющая сеть филиалов в городах России и СНГ. Экспертиза осуществляется специалистами объединения «Гелос», Музеев Московского Кремля, ВХНРЦ им. Н.Э. Грабаря, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и др. В декабре

Художественная жизнь современного общества. Т. 4. Кн. 2. - С. 343. 1992 г. объединением был создан Музей старины- первый негосударственный музей в России. «Гелос» с 1995 года проводит новую аукционную политику - еженедельные дилерские торги, где торговать своими вещами могут частные арт-дилеры (комиссионный сбор для дилера - 5%. В случае, если торг заканчивается на его собственном предложении, он должен выплатить фирме 1% от поднятой им суммы). В антикварное объединение «Гелос» входят: выставочно-торговый комплекс, аукционный зал, музей, бизнес-клуб, создан клуб любителей старины. «Гелос» обладает самой обширной в стране библиотекой по антиквариату. В феврале 1998 года на торгах аукционного дома в Москве была продана картина В. Кандинского «Портрет жены художника» за максимально высокую цену на российском художественном рынке - более 1 миллиона долларов США.

Аукционный дом «Альфа-Арт», до 1995 года являлся самой крупной и наиболее стабильно работающей антикварной фирмой в России. Он был создан в 1991 году при поддержке «Альфа-Банка». За время работы было проведено 28 аукционов русской живописи и произведений ДПИ. В 1994 году организована галерея «Альфа-Арт», в экспозиции которой насчитывается примерно 1000 картин и предметов. Каждый аукцион сопровождался иллюстрированным каталогом, в 1993 году был издан один сводный каталог. В качестве экспертов аукционного дома выступают сотрудники Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи. Максимальная цена продавшегося предмета на аукционах этой фирмы- 104 тысячи американских долларов. (Картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье»). С 1995 года аукционный дом не проводит публичных торгов и занимается только галерейной формой продажи. В «Альфа-Арт» комиссионные сборы составляли 35% плюс еще 2% от стоимости вещи за ее хранение, «Гелос» берет 10%, а хранение - бесплатно.

Отечественный художественный рынок с каждым годом становится все более активным и разнообразным. В России существует «Клуб коллекционеров России», «Союз антикваров России», «Ассоциация антикваров

Санкт-Петербурга» и др. В Москве регулярно проводятся ярмарки современного искусства, с ноября 1996 года ежегодно открывается «Российский Антикварный салон». Летом 1999 года проходил «Первый Антикварный салон» в Санкт-Петербурге. Выходят новые периодические издания, освещающие проблемы рынка искусства. Назовем некоторые: «Наше наследие», (рубрика «Коллекционеры»), «Творчество» (рубрика «Искусство и рынок»), информативно-аналитический бюллетень «Ведута-Антиквариат», справочник «Арт-Медиа. Художественный рынок», в 1995 г. журнал «Коллекционер», «Пинакотека», газета «Антикварная торговля», журнал «Art-Престиж», «Антик» и т. д.