Интегрированные музыкальные занятия в доу. Открытое интегрированное музыкальное занятие по фгос для старшего дошкольного возраста «цветочная страна. Пальчиковая гимнастика «Цветы»

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского сада

Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы дружим с музыкой", позволяет выявить у детей данного возраста уровень развития у них музыкальных способностей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность.
занятие рекомендуется проводить в конце учебного года как итоговое.
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.

Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально- игровую и коммуникативную деятельность с использованием музыкально-игровых движений, музыкально-дидактических игр и игре на детских музыкальных инструментах; вызвать у детей положительные эмоции от встречи с музыкой.

Задачи:
- формировать у детей певческие навыки: соблюдать точность интонирования поступенного и скачкообразного движения мелодии; в четкой дикции; в ритмических особенностях песни;
- формировать понятие о музыкальном термине «трио» (авторская разработка);
- развивать тембровый и динамический слух; умение слышать изменения характера и темпа в музыке;
- развивать умение самостоятельно подбирать музыкальные инструменты и соотносить их с характером музыки;
- развивать внимание в процессе слушания музыки;
- развивать стремление самостоятельно выполнять музыкально- ритмические движения;
- воспитывать внимание, быстроту реакции, выдержку;
- воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность;
- воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

Материалы и оборудование : музыкальные инструменты (бубен, барабан, ложки, ксилофон, колокольчик, бубенцы); «волшебные башмачки»; «волшебный металлофон»; атрибуты к костюму Феи Музыки; иллюстрации к « Сказке о трёх девочках О»; магнитная доска; подарок - сюрприз; музыкальный центр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель : Дорогие ребята! Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом песенкой (поёт, дети подпевают, выполняя движения по тексту):
Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,
И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
А сейчас предлагаю вам поздороваться этой песенкой с гостями.

Дети пропевают последние слова приветствия: - Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!

Музыкальный руководитель: Как сразу стало светло в зале от ваших улыбок и от солнышка, которое заглянуло к нам в окошко и зовёт нас с собой на прогулку. Пойдёмте, погуляем. Но ходить по дорожке мы будем не простым шагом, а хороводным:
Дети по дорожке гуляют,
Хороводный шаг выполняют.
Носочки тянут, мягко ступают,
Друг другу на пятки не наступают. (авторская разработка).

Дети, свободно ходят по залу и выполняют хороводный шаг вместе с педагогом, а затем самостоятельно под р.н.м. (по выбору педагога).

Музыкальный руководитель : А теперь мы будем так гулять:
Шаг с поскоком выполнять.
Будем на каждой ножке
Прыгать понемножку. (авторская разработка).

Дети выполняют поскоки под весёлую польку (по выбору педагога).


Музыкальный руководитель: А сейчас поучимся держать равновесие. Посмотрите (говорит слова, одновременно выполняя движение):
Камень дети положили (русский поклон),
Ножкой сильно придавили.
Нужно камень приподнять
И немножко подержать.
Ах, какой тяжёлый камень:
Еле-еле поднимаем (медленно поднимают ногу):
1,2,3,4… (держит ногу на весу),
На дорожку положили (опускает ногу).

Дети выполняют это упражнение 2 раза попеременно каждой ногой.

Музыкальный руководитель: Нужно ножкам отдохнуть-
Мы послушаем чуть-чуть.
Дети проходят на стульчики.

Музыкальный руководитель : Ребята! Весеннему солнышку и теплу рады не только люди, но и лесные жители: мишка, зайка и мышонок. Собрались они на лесной полянке и решили поиграть на музыкальных инструментах. Как вы думаете, на каком музыкальном инструменте будет играть мишка? (на бубне и барабане); зайчик? (на ложках и ксилофоне); мышонок? (на колокольчике).
(после каждого ответа, дети играют каждый на своём инструменте).

С детьми проводится музыкально- дидактическая игра «Зверюшки-музыканты».
(музыкальный руководитель играет мелодию в разных регистрах сначала отдельно, а затем совмещая их: низкий-высокий, а дети отбивают ритм на тех инструментах, в каком регистре звучит данная мелодия).

Затем с детьми проводится музыкально-дидактическая игра «Будь внимательным».
(дети движениями показывают темп, настроение, динамику мелодии):

А) темп: медленный- «рыба плавает»;
быстрый - «рыба прячется» (за стульчик).

Б) настроение: весело- притопывают, руки «полочкой»;
грустно- гладят свою шею.

В) динамика: громко- хлопают;
тихо- «щёлкают» пальцами.

Музыкальный руководитель хвалит того ребёнка, который был самым внимательным и награждает его « волшебными башмачками»: предлагает ребёнку надеть их себе на руки и исполнить различные танцевальные движения руками у себя на коленях. Остальные дети руками повторяют движения за этим ребёнком.

Музыкальный руководитель: А сейчас я хочу рассказать вам о волшебном сне, который недавно мне приснился… Иду я с работы и так сильно устала, что решила сесть на скамеечку-отдохнуть, да и заснула. И снится мне, что подходит ко мне добрая Фея… (воспитатель в шляпке, шарфе, с «волшебной» палочкой).

Музыкальный руководитель (просыпаясь): Ой, а Вы кто?
Фея (воспитатель): Я- добрая Фея Музыки. Своими волшебными музыкальными звуками я делаю нашу Землю сказочно- красивой, наполняю её светом и теплотой…
Музыкальный руководитель : Добрая Фея, а не могли бы Вы мне помочь и сделать так, чтобы мои дети хорошо пели?
Фея: Но ваши ребята и так умеют неплохо петь. Но чтобы их голосочки звенели ещё звонче и веселее, им поможет в этом вот этот музыкальный инструмент, а мелодия, сыгранная на нём, будет ключиком к тем песням, которые они будут петь (отдаёт металлофон музыкальному руководителю; музыкальный руководитель «просыпается»).
Музыкальный руководитель : Вот такой сон мне приснился. А вот и «волшебный» музыкальный инструмент, который должен помочь вашим голосочкам петь так, как будто звенят хрустальные бубенчики. Но прежде, я должна вам напомнить, что наш язычок должен быть остреньким, как карандашик, чтобы мы могли чётко пропевать слова (обводит пальцем свой язык), а также ваш ротик должен быть круглым, чтобы петь культурным красивым звуком (обводит круглый рот пальцем).
Дети повторяют за педагогом движения.

Музыкальный руководитель : А теперь можно распеть наши голосочки: какой песенкой- отгадайте.(играет на металлофоне песенку «Бубенчики» Е. Тиличеевой. Дети отгадывают).
Жили-были три весёлых бубенчика: Динь, Дан, Дон. И у каждого из них была своя песенка. Бубенчик Динь пел самым тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь» звенела его песенка (играет «си 1» на металлофоне). Средний бубенчик Дан тоже пел свою песенку средним голоском (играет «соль 1» на металлофоне). А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому (играет «ми 1» на металлофоне).

Дети исполняют распевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой всей группой, показывая рукой высоту звука (Н. Ветлугина, Музыкальный букварь, М.: Музыка, 1985).
Музыкальный руководитель: А сейчас, с помощью нашего «волшебного» металлофона, я вам буду загадывать музыкальные загадки. Кто песенку отгадает- тот её и исполняет.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки».
(музыкальный руководитель наигрывает на металлофоне мелодии знакомых детям песен; дети их отгадывают и исполняют сольно, дуэтом, группами по одному куплету).

Музыкальный руководитель: А теперь у нас небольшая музыкальная пауза. Пусть наши голосочки пока отдохнут, а я вам расскажу одну историю о трёх сестрёнках каждую из которых звали «О» (свой рассказ педагог сопровождает показом иллюстраций) Авторская разработка.
В волшебной музыкальной стране жили три девочки, три сестрёнки, очень похожие друг на друга и звали их: маленькая О, средняя О и старшая О. Они очень любили петь и каждый новый день у них всегда начинался с песенки.
Вот и сегодня первый солнечный лучик заглянул в спаленку маленькой О и, согревая её своим теплом, замер на её щёчке. Маленькая О открыла глазки, улыбнулась лучику, спрыгнула с кроватки, надев башмачки, выбежала на крылечко. О-о-о.! Как хорошо было кругом, что она сразу запела песенку своим высоким голосочком.
А в это время солнечный лучик уже заглянул в спаленку к средней девочке О. Она сладко потянулась, но, услышав знакомую песенку, надела туфельки и быстро побежала на голосок своей младшей сестрички. Ох,
Как красиво было кругом! И они вдвоём стали петь свою весёлую песенку.
Лучик в это время заглянул в окошечко к старшей О, пощекотал
её носик. Она чихнула и проснулась: «Ох, как долго я спала.А ведь мои сестрички уже ждут меня. Я слышу их весёлую песенку!
Спрыгнув с кроватки, она побежала к своим сестрёнкам. Ох!!! Кругом летали бабочки, а в листве деревьев весело щебетали птички. И три сестрёнки, три О, взявшись за ручки, напевая свою любимую песенку, побежали купаться к весёлому звонкому ручейку. И их песенку было слышно далеко-далеко-о-о-о-…
Когда песню исполняют три человека, то такое исполнение называется «трио».Кто хочет втроём спеть один куплет песенки о весне?

Трое детей исполняют 1 куплет песни «Пришла весна» Е. Тиличеевой.
Далее разучивается следующий куплет этой же песни.

Музыкальный руководитель : А теперь я всех ребяток
Попрошу в кружочек встать
И весёлый, быстрый танец
Приглашаю станцевать!

Дети исполняют танец «Весёлые дети»(С.И. Бекина;Музыка и движение.; М.: Просвещение, 1983).

Музыкальный руководитель: Приглашаю детвору
На весёлую игру:
Я за всеми наблюдаю-
Самых ловких выбираю!

С детьми проводится игра « Чей кружок быстрее соберётся?» (С.И. Бекина; Музыка и движение.; М.: Просвещение, 1983).

Музыкальный руководитель : Ребята! Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами снова побывали в мире волшебных звуков. Музыка помогала нам петь, танцевать, играть. От этого наши движения становились более красивыми, изящными, грациозными, а голосочки звонкими и чистыми, такими же прекрасными, как и волшебные музыкальные звуки вот этого музыкального инструмента. И мне бы хотелось, чтобы вы всегда дружили с музыкой, потому что « если дружат музыка и дети, ничего прекрасней нет на свете!».
Музыкальный руководитель дарит детям на группу набор музыкальных инструментов.

Дети прощаются и под музыку «Вальса» выходят из зала.

Конспект открытого занятия (НОД) в подготовительной к школе группе "Музыкальная шкатулка Домовёнка Кузи"

Программное содержание:
Обучающие задачи:
- продолжать учить слышать кульминацию в связи с развитием музыкального образа;
- продолжать учить определять жанр, характер музыки, средства музыкальной выразительности.
- продолжать формировать певческие навыки; учить подпевать незнакомую песню легко, и непринуждённо.

Развивающие задачи:
- развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и содержание которой связаны с миром сказки, фантазии, волшебства;
- развивать воображение детей путем восприятия музыки, характеризующей сказочный персонаж (Баба Яга);
- развивать чувство ритма, звуковысотный и ладотональный слух;
- развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений.

Воспитательные задачи:
- прививать любовь к музыке и литературе.

Методическое обеспечение:
- фонограмма музыкальных произведений «Баба Яга» П. И. Чайковского, гармошка – оригами, картинки – веселый и грустный человечек.
- шкатулка, книжка – сюрприз для детей, кукла Бабы Яги, мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:
Подготовка к занятию с детьми самого педагога (учитывая обстоятельства, так как занятие будет проходить на территории чужого детского сада).
Ход занятия
Музыкальный руководитель в роли Домовёнка Кузи:
(заходит под музыку, исполняет танцевальные движения)

Вы меня узнали? Я Домовёнок Кузя! Я очень рад вас видеть. Дети, я знаю одно очень весёлое приветствие… Хотите я вас научу? Я сейчас буду петь, и показывать движение. Вы движения повторяйте со мной… Так вам будет легче запомнить слова песенки!

Музыка…
Я здороваюсь везде: дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!

По окончании… Звучит загадочная музыка…
Кузя - Мне сегодня как никогда нужна ваша помощь. Дело в том, что я потерял свою шкатулку, а она у меня не простая, а музыкальная. Поможете мне её отыскать?
Ответы детей.
Тогда скорее становитесь за мной, мы идём на поиски…
На мультимедиа появляется картинка леса…. Дети под музыку идут за Кузей.
(напоминаю детям как идти, смотреть по сторонам внимательно, идём сначала игриво, затем имитируем полёт, затем имитируем перескакивание через кочку, лёгкий бег, и снова обычный шаг. Когда шагаем, напоминаю, как держим спину и голову).
Останавливаемся. (звучит волшебная музыка)
Кузя – дети, а куда это мы с вами попали?
Ответы детей.
Точно мы с вами в лесу.
Звучит волшебная музыка…
Кузя обращает внимание на шкатулку.
Кузя – ура, дети, мой волшебная шкатулка нашлась! Хотите узнать что там, что нам приготовила волшебная шкатулка?
Ну, не будем терять время, а поскорее посмотрим, что же там лежит. (Открыть – музыка) .
Шкатулка наша тайнами
И песнями полна,
Секреты музыкальные
Откроет нам она.
Ты, шкатулка, открывайся,
Открывайся поскорей.
Постарайся, постарайся,
Чтобы стало веселей.
Достаем гармошку (оригами) из цветной бумаги.
Кузя: Посмотрите, что это?
Ответы детей. (после ответов детей включается фонограмма песни Крокодила Гены)
Вспомните, кто любил играть на гармошке?
Ответы детей: (Крокодил Гена).
Конечно, Крокодил Гена. Но наша гармошка необычная. Давайте с вами пофантазируем во что может превратиться эта гармошка в зависимости от того, музыка какого танца будет звучать. Если будет звучать полька – гармошка превратится в юбочку, покажите, мазурка – веер, плясовая – гармошка, а когда вы услышите вальс – в нашем зале появится много разноцветных бабочек. Будьте внимательны, итак – начинаем.
Музыкально – дидактическая игра «Гармошка – говорушка».
Кузя - Молодцы, с первым заданием справились, посмотрим, что же еще лежит в шкатулке.
Звучит волшебная музыка…
Шкатулка открывается. Кузя достаёт картинки веселого и грустного человечков.
Кто это Кто это, ребята?
Ответы детей: (Братья - мажор и минор).
Самое интересное впереди…
Давайте представим, что жители нашего сказочного города решили устроить праздник. Все собрались на главной площади города и пригласили братьев. Люди пели, шутили, играли, а затем попросили братьев исполнить танец. Задумались мажор и минор…
Как же мы сможем танцевать? Ведь мажор любит веселиться, а минор – мечтать. А как вы думаете возможно ли это?
Ответы детей:
Кузя – а давайте помирим братьев, и покажем, как в одной пьесе, в одном танце – могут дружить и минор и мажор?!
Я предлагаю вам сейчас поиграть… Когда будет звучать грустная и медленная музыка – становитесь в пары и тихо, медленно и красиво кружитесь. А когда музыка будет звучать быстро и весело – вы разъединитесь и будите танцевать по одному, весело и задорно, сами придумывая для себя движения. Согласны? Тогда начинаем
(МУЗЫКА)
Музыкально-дидактическая игра на развитие ладотонального слуха.

Кузя - молодцы дети, отлично поиграли!
А давайте немного отдохнём?
Физминутка
Самомассаж
Улыбнись мне скорее!
(Разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу)
И сегодня весь день ("Пружинка")
Будет веселее. (Поднимают ручки вверх)
Мы погладим лобик, носик и щечки
(Выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
(Наклоны головы к правому и левому плечу поочередно)
Разотрем ладошки сильнее, сильнее!
(Движения по тексту)
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
(Разводят руки в стороны)
Звучит музыка
Кузя – давайте заглянем и узнаем, что ещё имеется в моей шкатулке?
Кузя - А сейчас – внимание, вновь открываем шкатулку. (Звучит тревожная музыка…Достать сверток, не разворачивая и не показывая предмет.)
Кузя спрашивает детей что это может быть…
Ответы детей.
Кузя – ребята, время для раздумий у нас нет, и я предлагаю вам прослушать пьесу…
Пока вы её будите слушать – придумайте ей название, кто сможет? В это время звучит пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга»
По окончании…
Кузя разговаривает с детьми о пьесе, выясняет о характере и настроении пьесы, спрашивает к какому сказочному герою может принадлежать эта музыка… (если дети испытывают затруднения – можно загадать загадку…)
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет!
(Баба Яга)
Ответы детей.
Кузя – правильно, это музыка Бабы Яги. Она такая хитрая и вредная иногда бывает. Вот в сказке где я живу - Баба Яга тоже встречается.
Кузя – давайте поговорим о музыке?
Ответы детей.
М. Р. Молодцы, в самом начале Б.Я. идет прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Б. Я. что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, Б.Я. несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает.
Кузя - Ну-ка, посмотрим что же это и помогла ли музыка нам отгадать эту сложную загадку. (Показать игрушку)
Кузя - Действительно, это Баба Яга. Хорошо, что она игрушечная, а ненастоящая.
Молодцы дети, вы очень точно описали героя сказки, под музыку которую прослушали.
Видите ребята, в сказках живут не только добрые герои, но и злые, например такие как Баба Яга.. . Но все мы любим сказки за то, что в сказках всегда добро побеждает зло.
Кузя - Давайте посмотрим, остались ли предметы в шкатулке. Ребята, а шкатулка-то пуста, но сказочную музыку подарила нам она. Мы с вами и фантазировали, и рассуждали о музыке, танцевали. И всё это волшебство подарила нам музыка.
А сейчас я хочу спеть вам песню.
Песня «Чудо – сказки»
Сл. и муз. Т.З. Прописновой
(исполняет Кузя – музыкальный руководитель)
Кузя - Вот какая у меня замечательная волшебная шкатулка с музыкальными загадками и играми.
Кузя – дети, вы мне очень понравились, а так как я сказочный герой – значит могу творить чудеса, и на память о себе хочу вам что-то подарить… Но мне нужен один самый смелый из вас, кто бы мне помог сотворить чудо – волшебство!
(выходит ребёнок, Кузя даёт ребёнку волшебную палочку, и ребёнок вместе с Кузей произносит волшебные слова)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем колдовать
Раз, два, три, что в шкатулке – посмотри! (звучит волшебная музыка)
Дети заглядывают в шкатулку, а там книга со сказками.
Кузя – это вам друзья!
(звучит фонограмма Бой часов).
Дети, вам пора возвращаться в садик. Хотите я вас отвезу на весёлом паровозике?
Дети встают друг за другом паровозом и возвращаются на стулья. (предлагаю детям подпевать).
Можно спросить детей о том, что им больше всего запомнилось и понравилось.
Кузя прощается с детьми(звучит музыка) и уходит!

Интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан


СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ

(ММО- музыкальных руководителей.)

Музыкальный руководитель:

Асабина Р.В.

2016год

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Занятие в дошкольном образовательном учреждении является специально организованной формой обучения. В отличие от школьного урока оно строится на основе игры / подвижной, сюжетной, дидактической/, а также других специфических для дошкольников видов деятельности: изобретательной, конструктивной и.т.д.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются интегрированные тематические занятия. Многие педагоги задают вопрос: в чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Как часто следует их проводить в дошкольном образовательном учреждении? Современная дошкольная педагогика дает следующие определения понятий «комплексные занятия» и « интегрированные занятия».

В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала / поэтического, музыкального, игрового, познавательного/ к одной теме. Например, подводя итоги наблюдений за природой в весенние месяцы, мы проводим комплексное занятие « Весна». В содержание этого занятия мы включаем все , что дети узнали, выучили, запомнили за последние три месяца: и про капели, про весенние ручейки, прилет птиц, первые подснежники, и про почки на деревьях. Дети поют песни, читают стихи про все это…., слушают музыку, играют в подвижные игры, и вся их исполнительская деятельность посвящена одному времени года – весне. В содержание занятия вокруг темы «Весна» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.

Совсем другое дело, когда в основе содержания занятия – тема или образ одной тональности. Если речь идет об осени, то тема должна быть определена точнее. Например, осенью мы проводили интегрированное занятие «Художница - Осень », зимой « Зимняя сказка », весной «Подснежник и капелька», где весь репертуар - и стихи, и песни, и музыка для слушания –соответствовали именно этой теме и были направлены на достижение главной цели этих занятий – учить детей чувствовать характер музыки и ее цветовую гамму.

В результате интеграции у детей складывается более емкое, многогранное представление об окружающем мире.

Разрабатывая цикл интегрированных занятий на учебный год, мы должны учитывать, что в основу берется интегративно-тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Поэтому, нужно определить для себя приоритетное направление , позволяющее целенаправленно, систематически и планомерно строить свою работу по данному разделу. Например, «основная нить» интегрированных занятий – музыка времен года – цвет – настроение человека. Вместе с воспитателем нужно постараться дать детям возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Знания о природе объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения искусства отражают явления природы в художественных образах.

Интегрированные занятия, которые готовит музыкальный руководитель и воспитатель решают прежде всего задачи эстетического развития / на данных занятиях музыки и изобразительной деятельности/, познавательного развития и социально-нравственного.

Для решения задач эстетического развития можно включить при разработке занятия высокохудожественные образцы литературных /стихи русских и современных поэтов/ и музыкальных произведений /народную, детскую, классическую музыку различных эпох/, стараться использовать качественные репродукции произведений изобразительного искусства. Все это создает условия для эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка, выход на творчески продуктивную деятельность. Например, прослушав и проанализировав музыку «Осенние дорожки» О.Поляковой, дети старались передать настроение музыки в творческом движении, исполняя танцевальную импровизацию «Осенние дорожки ». Ребята самостоятельно выбрали атрибут, который на их взгляд наиболее полно позволит раскрыть образ осеннего листочка. Свободно импровизируя, они старались передать характер музыки в необычных движениях и в конце задания создали из платков, шарфиков, ленточек « Удивительный осенний коврик. Коллективная деятельность способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка.

Для активизации внимания детей, желания услышать музыку, понять ее, в чем-то продуктивном выразить свои впечатления, можно использовать разные педагогические приемы : игровые, словесные, наглядные, практические. Например, зимнее интегрированное занятие «Путешествие в царство Снежной Королевы». Цель: Развитие художественно - творческих способностей через интеграцию образовательных направлений. Ребята слушали фрагменты произведений П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», «Вальс снежинок» М. Минкова, из цикла « Времена года» А. Вивальди , которые являются шедеврами мировой классики. Слушание музыки дополнялось выразительным чтением отрывков мировой художественной литературы, а именно произведениями А.С.Пушкина . Поддерживая быстрый темп занятия, не оставляющий места однообразию и скуке, и на основе уже полученных впечатлений, дети исполнили танцевальную импровизацию «Снежинки» . После чего, они рисовали снежинки на зеркалах зубной пастой для Снежной Королевы. Здесь происходит настрой детей на необычность занятия в тоже время, решающих определенные педагогические задачи - развитие мелкой моторики, умения согласовывать движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями. : Такой прием, вызывает у детей новый всплеск положительных эмоций, доставляет им радость от непосредственного общения с персонажем и настраивает их на дальнейшую продуктивную деятельность, возможность проявить свою инициативу, самостоятельность, творчество.

Как показывает практика, участие нескольких педагогов в занятии снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия. Поэтому, каждое интегрированное занятие предполагает активное участие музыкального руководителя, воспитателя и, если в штате предусмотрен, педагога дополнительного образования соответствующего профиля. Составляя циклы занятий, следует хорошо продумать с какого занятия лучше начать тот или иной цикл. Например, мы провели музыкальное интегрированное занятие с использованием татарского языка в старшей группе «Весеннее настроение». Данное занятие способствует творческой реализации полученные впечатления, навыки и умения в дальнейшей художественно-эстетической деятельности. Следуя принципу межпредметной связи , тема предстоящего интегрированного музыкального занятия изучалась в одни и те же дни на музыкальных и других художественно – эстетических занятиях. Воспитатели, используя различные формы взаимодействия с детьми, проводили большую предварительную работу – беседы, пояснения, познавательные рассказы, посещение музея, заучивание стихотворений татарских поэтов, пословиц и загадок, использовали татарскую музыку в игровой, самостоятельной творческой деятельности детей, на занятиях художественно-эстетического цикла и т.д. В ходе таких занятий происходит взаимосвязь восприятия музыки с активной познавательной деятельностью. Перед итоговым интегрированным занятием, которое проходит в музыкальном зале, воспитатели настраивают детей на его «необычность», важность, создавая таким образом атмосферу радости и увлеченности происходящим. Главное - необходимо дать детям возможность воплотить свое эмоциональное состояние в изобразительной и музыкальной творческой деятельности.

Учитывая, что «интегрированное музыкальное занятие более сложное по насыщенности, требующее серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, оно проводится 1 раз в квартал» /С.И.Мерзлякова – доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО/. Во избежание переутомления детей, при разработке занятия я сочетаю задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами. Хочется обратить особое внимание на использование информационно-коммуникационных технологий при разработке и проведении не только открытых интегрированных занятий, но и при организации педагогического процесса в целом. Применение презентаций, мультимедийного оборудования, безусловно, усиливают впечатления детей, делают учебный материал еще более интересным, увлекательным и запоминающимся.

И в заключении хочется сказать, что интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.


Конспект открытого занятия

В старшей группе

«Прогулка по осеннему лесу»

Музыкальный руководитель:

Храмова Е.С.

Первая квалификационная

Конспект открытого музыкального занятия в соответствии с ФГОС

Тема: «Прогулка в осеннем лесу»

Возрастная группа: старшая группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Средства реализации содержания занятия:

· наглядные – презентация к занятию (изображение осени, картины художников по теме «Охота», портреты композиторов, карточки с ритмическим рисунком); шумовые (ударные) музыкальные инструменты.

· словесные - Рассказ о пьесе «Времена года» П.И. Чайковского «Охота», ответы детей, (литературные) – стихотворение А.С. Пушкина "Пора, пора! Рога трубят...»;

· практические и здоровьесберегающие (музыкальные): – (упражнения) попевка «Приветствие»; (восприятие музыки) прослушивание и изображение действия пьесы «Времена года П.И. Чайковского «Охота»; (игра) - здоровьесберегающие упражнение «Подуй на листочек», «Моторчик»; (пение) «Осенние песенки» (слова и музыка О.П. Григорьевой), (музыкально-ритмические движения) танец «Осенний листопад» под фонограмму песни «Листопад».

· оборудование – ИКТ: интерактивная доска, музыкальный центр, компьютер; детские музыкальные инструменты.

· раздаточные - осенний листик, листья для танца, детские музыкальные инструменты.

Интеграция направления развития: художественно - эстетического развития (музыка) с познавательным, речевым, физическим направлениями.

Цель: Закрепить знания о времени года осень, развивать интерес к музыкальному искусству и творческие способности детей через слушание музыки и исполнение музыкального репертуара (пение, музыкальное движение, игра в оркестре).

Задачи:

Развивающая:

Развитие творческих способностей детей в музыкально-исполнительской деятельности (озвучивание образов песни);

Развить способность детей выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов;

Развивать способность детей передавать образное содержание музыкального произведения в свободном творческом движении;

Развить дыхательный и речевой аппарат ребёнка...

Образовательная:

Продолжить разучивать танец «Листопад»: перестроение из 4 маленьких кругов в один большой круг;

Закрепить активный словарь по теме осень;

Закрепить знания детей о композиторе П.И.Чайковском;

Находить взаимосвязь музыкальных произведений с произведениями живописцев и поэтов.

Воспитывающая:

- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Используемые технологий: ИКТ, ТРИЗ, здоровьесберегающие.

Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты)

- слушание пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского - «Охота»;

Рассматривание художественных картин: Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале», Сверчкова Николая Егоровича «Охота в Ропше», Кудрявцева Ивана Ивановича «Охотник с лисой».

Разучивание дидактических игр по формированию чувства ритма, (работа с интерактивной доской);

Разучивание 1 части танца с листочками под песню «Листопад»,

Разучивание песни «Осенние песенки» (работа над дикцией, интонированием мелодии).

Планируемый результат:

Любознательный, активный · Музыкальная активность, речевая активность.
Эмоционально - отзывчивый · чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки; · проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками · умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы; · умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; · умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи · умение узнавать знакомые произведения, классифицировать их, знать музыкальные инструменты, исполнять песни хором, танцевать коллективные танцы, владеть знаниями о ритмическом рисунке; · умение самостоятельно делать выводы;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности · умение сосредоточенно действовать в течение 20 – 35 мин.;

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Ход занятия:

Зал украшен по осеннему, на интерактивной доске слайд №1 «Осенний лес».

Большинство современных семей не придают важности роли искусства. А ведь даже самые простые наблюдения и обсуждения помогают раскрыться чувственной стороне детской души. Дети к четырехлетнему возрасту в большинстве своем теряют детскую непосредственную эмоциональность. Они начинают стесняться в проявлении эмоций, высказывании своего мнения.

Эстетическое восприятие окружающего мира, чуткое отношение к красоте и совершенству природы, умение детей создавать свою красоту - вот цель нашего творческого проекта «Знакомим детей с искусством». Различные мероприятия, проводимые с детьми с младшей по подготовительную группы помогают детям обогатить свой жизненный опыт. Представленное открытое занятие является частью работы с родителями. Проводимые совместные занятия, собрания, участие в городских конкурсах - всё это знакомит участников со способами воспитания в условиях семьи.

Данный конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. Представлена интеграция направлений программы художественно-эстетического и познавательно-речевого развития. Занятие рассчитано на начало учебного года. Уровень развития детей выше среднего.

Занятие поделено на две части - о первом месяце осени и о втором. Аналогично распределение обучающей деятельности в двух частях музыкального зала. Изостудии в дошкольном учреждении нет, поэтому всю предшествующую работу, связанную с изотворчеством, проводит педагог группы.

Составляющие занятия взаимозаменяемы, вариативны, удобны для применения в разработке конспектов о разных временах года. Показать свои знания дети могут в составлении рассказа по моделям и выполнении движений на ориентировку в пространстве по схемам. Быть активным участником в узнавании произведений музыкального, поэтического и художественного искусства. Предоставляется возможность проявить эмоции и творчество в рисовании, пении, при мелодекламации стихов. Могут попробовать свои силы в качестве юных композиторов, придумывая музыку на текст любой поговорки о времени года.

Цель занятия : обогащение представлений детей об изобразительных возможностях музыки посредством сопоставления произведений искусства.

Программные задачи :

Музыкальные

1. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, добиваться чистоты интонирования окончания припева.

2. Донести до сознания детей эмоциональную окраску музыки выразительными средствами поэзии, живописи и ритмопластики.

3. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, умение свободно ориентироваться в пространстве.

Речевые

1. Обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества осенних примет в природе.

2. Формировать умение рассказывать по моделям о явлениях природы.

3. Развивать слухо-моторную координацию и внимание.

Общие

1. Прививать детям чувство гармонии и совершенства творений великих классиков.

2. Формировать эстетическое восприятие с помощью синтеза искусств.

Предшествующая работа :

1. Наблюдения за изменениями в природе, прогулки - поиск на территории детского сада (изменение окраски листьев, поиск разных видов деревьев), рассматривание в вазе веточек с листьями и плодами деревьев с территории, недоступной детям, закрепление знаний через дидактические игры.

2. Разучивание песни о золотой осени, слушание произведений Чайковского, современников на тему осени.

3. Разучивание стихов о золотой осени, хмурой осени, поговорки о сентябре.

4. Аппликация и рисование на индивидуальных листах.

5. Совместное с детьми создание книги осени (гербарий).

Место проведения: музыкальный зал.