История создания "евгения онегина", анализ произведения. Особенности композиции Социально-экономическая обстановка в стране

Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о композиции романа.

Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот желанный и единственный. Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном отражении». С одной стороны следует сюжетная линия, связанная с героем - Онегиным, а с другой стороны - с героиней - Татьяной.

Давайте понаблюдаем вместе:

«Первый виток» - Онегин «Второй виток» - Татьяна
знакомство читателя с Онегиным: происхождение и детство героя, воспитание, образование,образ жизни; отъезд Онегина из деревни;
описание кабинета Онегина в Петербурге; описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна;
переезд в деревню, что связано с двумя при-чинами (болезнь и смерть дядюшки, хандра героя, его неудовлетворенность тем образом жизни, который он ведет в Петербурге); болезнь Татьяны и отъезд семьи Лариных в Москву;
«реформаторская» деятельность в деревне; замужество Татьяны;
знакомство и дружба с Ленским, встреча с Татьяной; встреча Онегина и Татьяны в светском салоне;
письмо Татьяны к Онегину; письмо Онегина к Татьяне;
объяснение в саду между Онегиным и Татьяной (отповедь, проповедь, исповедь?); объяснение Онегина и Татьяны в ее доме (отповедь, проповедь, исповедь?).
сон Татьяны;
именины Татьяны;
дуэль между Онегиным и Ленским. Этим эпизодом заканчивается первый виток в развитии событий в романе. Далее события как бы повторяются, но на другом уровне (см. «Второй виток»). Обратите внимание, что некоторые эпизоды полностью повторяются. Это неслучайно. Такой прием позволяет автору показать своих героев в той же ситуации, но только другими, изменившимися.

Два письма

Обратим внимание, что:
. оба письма написаны под влиянием сильного чувства героев.
. каждый герой, открывая свои чувства, надеется на понимание со стороны своего возлюбленного, поэтому каждое слово в письме искренно.
Проведем сравнение текста писем:
Письмо Татьяны Письмо Онегина
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразил.
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день, и ночь до новой встречи.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть...вот блаженство!
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Но так быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Хронология:

Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает отповедь девушке.

Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж.

Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, еще не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.

Два объяснения

Свой роман Пушкин создавал не один год, периодически публикуя отдельные главы. На первый взгляд, кажется, что повествование носит хаотичный характер. Критики тех лет считали произведение лишенным целостности. Сам автор не скрывает, что в его сочинении отсутствует план, поэтому неизбежны противоречия. Свое произведение он определяет как собрание пестрых глав.

Приглядевшись к роману внимательнее, становится понятно, что это глубоко целостное произведение, характеризующееся стройностью и завершенностью.

Роман имеет простой до банальности сюжет. В нем прослеживаются две линии взаимоотношений главного героя Онегина: с Татьяной и с Ленским. Произведение не имеет привычной развязки. Автор не подводит героя ни к гибели, ни к женитьбе. Он покидает его в тяжелую минуту. Отсутствие финала превращает сюжет в реальную историю. Недосказанность является одним из приемов Пушкина, согласно которому пустота имеет глубокое значение и не может быть выражена словами.

Для построения композиции романа Пушкин избрал метод симметрии, согласно которому герои должны поменять позиции, занимаемые ими в произведении. Татьяна встречается с Евгением, вспыхивает неразделенная любовь, сопровождаемая страданиями. Автор следит за переживаниями героини, сочувствует ей. Вслед за суровым разговором с Онегиным случается дуэль с Ленским, ставшая развязкой одного направления сюжета и позволившая развиться новому.

При следующей встрече Татьяны с Евгением он меняется с ней местами, и все прошедшее повторяется. Но теперь автор переживает все с Онегиным. Такой кольцевой прием дает возможность еще раз оглянуться назад, что оставляет от прочитанного ощущение согласованности.

Кольцевая композиция показывает кризис души героя. Он сумел измениться, посмотрев на мир глазами Татьяны. В последней главе он выходит из затворничества почти поэтом, читающим «духовными глазами».

Возврат в прошлое дает возможность наблюдать за эволюцией Татьяны, ее взрослением и обретением непоколебимой выдержки. При этом не меняется бедность ее характера. Новая Татьяна по-прежнему не понимает Евгения. В прошлом она ассоциировала любимого с литературными образами, которым он не соответствовал. Теперь же Татьяна не верит правдивости и важности его переживаний.

Очевидно, что произведение построено на сочетании непосредственности изложения, пестроты образов, естественности продолжения темы и необыкновенной гармонии, сделавшей роман завершенным. Автор приблизил свое произведение к жизни, сделав его таким же неповторимым и оригинальным.

Вариант 2

Произведение представляет собой форму в виде свободного романа, центральной фигурой которого является рассказчик, выстраивающий взаимоотношения героев, а также беседующий с читателями, приглашенными на роль непосредственных свидетелей происходящих событий.

Жанром произведения поэт выбирает роман в стихах, позволяющий раскрыть динамичность развития характеров героев, что невозможно в романтической поэме, где герой представляется в статичном состоянии.

Роман написан в виде полностью оформленного, целостного, замкнутого, законченного художественного произведения, выраженного в композиционной структуре, сочетающей лирическое и эпическое литературные начала.

Композиционным стержнем произведения является яркий стихотворный вид романа, а также использование авторского образа. Применение стихотворной формы в романе определяет особенности сюжетной линии и композиционной структуры, сочетающей конструктивные принципы прозы и поэзии. В романе поэт использует свое новое изобретение в виде онегинской строфы, являющейся видоизменением сонетной структуры, представляющей четырехстопный ямб четырнадцати строк в особенной схеме рифм: перекрестной, парной и опоясывающей.

Отличительной особенностью композиционной структуры произведения является ее симметричность, проявленная в центральном событии романа, сне главной героини, а также территориальная замкнутость, выраженная началом действий в Санкт-Петербурге и окончанием в том же месте.

Сюжетная линия романа представлена в двух выражениях: любовной линии и линии дружбы, при этом любовный сюжет является зеркальным, поскольку в финале произведения главная героиня Татьяна меняется ролью мучающегося от безответной любви человека с основным персонажем Онегиным. Использование зеркально-перевернутой симметрии усиливается автором с помощью демонстрации намеренных текстовых совпадений и соразмерности частей, составляющих архитектурные точности рисунков романа и выполняющих четкие выразительные функции.

В целях более глубокого раскрытия композиции романа поэт использует художественный прием в форме пейзажных зарисовок, позволяющих продемонстрировать характерность героев, яркость их переживаний, а также противоположное отношение Онегина и Татьяны к различным общественным и природным явлениям. На всем протяжении повествования перед читателями раскрываются проявления всех времен года: печальный летний шум, обнаженные осенние леса, морозная зима, распускающаяся весна.

В стихотворном романе прослеживается органическая целостность и единство, наполняющие его реальным жизненным содержанием. В образах основных персонажей произведения представляются обобщенные, типизированные характеры, позволяющие поэту выстроить фабулу, используя взаимоотношения главных действующих лиц Онегина и Татьяна, Ольги и Ленского.

Композиционными единицами произведения являются восемь глав, в каждой из которых описано новое сюжетное событие, при этом в первой главе излагается экспозиция, рассказывающая об Онегине, во второй начинается завязка взаимоотношений Онегина и Ленского, третья глава посвящена чувствам Татьяны к Онегину, четвертая и пятая главы описывают основные события, а с шестой возрастает кульминационный момент, приводящий в последующих седьмой и восьмой главах к финалу сюжетных линий между Онегиным и Ленским и, соответственно, Онегиным и Татьяной.

Яркой особенностью романа является применение автором архитектоники в виде пропущенных строф, которые означают переходные места в повествовании, не влияющие на сюжетную линию произведения.

Своеобразная композиционная структура романа, выраженная в стихотворной свободе и гибкости, придает произведению авторскую гениальность в повествовательном материале, а пестрота собранья глав несет неповторимую свежесть и ощущение прикосновения к возвышенному и прекрасному.

Фабула и особенности произведения

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика героев комедии Горе от ума Грибоедова

    Александр Андреевич Чацкий – молодой мужчина дворянин, который придерживается новых, более современных взглядов и понятий. Он идет против старого и всех столетних традиций

  • Образ и характеристика Поручик в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение

    В небольшой по объему рассказ «Солнечный удар» И. А. Бунин вводит лишь двух героев. Благодаря их отношениям автор рассматривает их любовную историю знакомства с печальным концом как одно их проявлений этого высокого чувства.

  • Сочинение по картине Щербакова Русь Подмосковная (описание)

    Картина русского живописца Щербакова «Русь подмосковная» - одна из самых известных его работ. Она является, простой и в то же время точно отражает дух своего народа.

  • Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены

    Одним из главных персонажей романа "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова является Григорий Александрович Печорин. Произведение построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть характер данного героя.

  • Образ и характеристика Маруси в повести В дурном обществе Короленко сочинение

    Когда я читала рассказ Короленко В дурном обществе, то очень тронуло описание несчастной девочки Маруси. Маруся - это несчастный четырехлетний ребенок, не знающий материнской ласки, не имеющий теплой постели, вечно страдающий от голода

История создания. «Евгений Онегин», первый русский реалистический роман, - самое значительное произведение Пушкина, которое имеет длительную историю создания, охватывающую несколько периодов творчества поэта. По подсчетам самого Пушкина, работа над романом продолжалась в течение 7 лет, 4 месяцев, 17 дней - с мая 1823 г. до 26 сентября 1830 г., а в 1831 г. было написано еще «Письмо Онегина к Татьяне». Публикация произведения осуществлялась по мере его создания: сначала-выходили- отдельные главы, й лишь в 1833 году вышло первое полное издание. Вплоть до этого времени Пушкин не прекращал вносить определенные коррективы в текст. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Завершая работу над последней главой романа в 1830 году, Пушкин набросал его черновой план, который выглядит так:

Часть первая. Предисловие. 1-я песнь. Хандра (Кишинев, Одесса, 1823); 2-я песнь. Поэт (Одесса, 1824); 3-я песнь. Барышня (Одесса, Михайловское, 1824).

Часть вторая. 4-я песнь. Деревня (Михайловское, 1825); 5-я песнь. Именины (Михайловское, 1825, 1826); 6-я песнь. Поединок (Михайловское, 1826).

Часть третья. 7-я песнь. Москва (Михайловское, Петербург, 1827, 1828); 8-я песнь. Странствие (Москва, Павловск, Болдино, 1829); 9-я песнь. Большой свет (Болдино, 1830).

В окончательном варианте Пушкину пришлось внести в план определенные коррективы: по цензурным соображениям он исключил 8 главу - «Странствие». Теперь она публикуется как приложение к роману - «Отрывки из путешествия Онегина», а заключительная 9 глава - «Большой свет»- стала, соответственно, восьмой. В таком виде в 1833 году роман вышел в свет отдельным изданием.

Кроме того, есть предположение о существовании 10 главы, которая была написана в Болдинскую осень 1830 года, но 19 октября сожжена поэтом , так как была посвящена изображению эпохи наполеоновских войн и зарождения декабризма и содержала ряд опасных политических намеков. Сохранились незначительные фрагменты этой главы (16 строф), зашифрованные Пушкиным. Ключ к шифру был найден лишь в начале XX века пушкинистом НО. Морозовым, а затем другие исследователи дополнили расшифрованный текст. Но до сих пор не утихают споры о правомерности утверждения, что эти фрагменты действительно представляют собой части несохранившейся 10 главы романа.

Направление и жанр. «Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман, причем, что существенно, не прозаический, а роман в стихах. Для Пушкина принципиально важным при создании этого произведения был выбор художественного метода - не романтического, а реалистического.

Начиная работу над романом в период южной ссылки, когда в творчестве поэта господствует романтизм, Пушкин вскоре убеждается в том, что особенности романтического метода не дают возможности решить поставленную задачу. Хотя в жанровом отношении поэт в определенной мере ориентируется на романтическую поэму Байрона «Дон Жуан», он отказывается от односторонности романтической точки зрения.

Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, на широком фоне картины современной ему жизни, раскрыть истоки создаваемых характеров, показать их внутреннюю логику и взаимосвязь с условиями, в которые они попадают. Все это привело к созданию подлинно типических характеров, которые проявляют себя в типических обстоятельствах, что отличает именно реалистические произведения.

Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов XIX века, поднимает важнейшие проблемы эпохи и стремится объяснить различные социальные явления. Поэт не просто описывает события из жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхождение его апатии и скуки, причины его поступков. При этом события разворачиваются на столь детально и тщательно выписанном материальном фоне, что «Евгения Онегина» можно назвать и социально-бытовым романом.

Важно при этом и то, что Пушкин подвергает внимательному анализу не только внешние обстоятельства жизни героев, но и их внутренний мир. На многих страницах он достигает необычайного психологического мастерства, что дает возможность глубже понять его персонажей. Вот почему «Евгения Онегина» можно с полным правом назвать и психологическим романом.

Его герой меняется под действием жизненных обстоятельств и становится способным на настоящие, серьезные чувства. И пусть счастье обходит его стороной, так часто бывает в реальной жизни, но он любит, он переживает - вот почему образ Онегина (не условно-романтического, а настоящего, живого героя) так поразил современников Пушкина. Многие в себе и в своих знакомых находили его черты, как и черты других персонажей романа - Татьяны, Ленского, Ольги, - настолько верным было изображение типичных людей той эпохи.

В то же время в «Евгении Онегине» есть и черты любовного романа с традиционным для той эпохи любовным сюжетом. Герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него. По неким причинам герой либо не может ее любить - все заканчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, и, хотя вначале обстоятельства им мешают быть вместе, все заканчивается хорошо. Примечательно, что Пушкин лишает такую историю романтического оттенка и дает совсем иное решение. Несмотря на все изменения, которые произошли в жизни героев и привели к возникновению взаимного чувства, они в силу обстоятельств не могут оказаться вместе и вынуждены расстаться. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность.

Но новаторство романа заключается не только в его реалистичности. Еще в начале работы над ним Пушкин в письме П.А. Вяземскому отмечал: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя. Вот почему «Евгения Онегина» принято относить к лиро-эпическим произведениям, в которых сочетаются особенности, присущие эпосу и лирике. Действительно, в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира - мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях.

Роман Пушкина написан онегинской строфой , в основу которой был положен сонет. Но 14-тистрочный четырёхстопный пушкинский ямб имел иную рифменную схему- абаб ввгг деед жж :

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя?»

Композиция романа. Основным приемом в построении романа является зеркальная симметрия (или кольцевая композиция). Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе. Сначала Татьяна и Евгений встречаются, Татьяна влюбляется в него, страдает из-за неразделенной любви, автор сопереживает ей и мысленно сопутствует своей героине. При встрече Онегин читает ей “проповедь”. Затем происходит дуэль между Онегиным и Ленским – событие, композиционной ролью которого является развязка личной сюжетной линии и определение развития любовной интриги. При встрече Татьяна и Онегина в Петербурге он оказывается на ее месте, и все события повторяются в той же последовательности, только автор находится рядом с Онегиным. Эта так называемая кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создает впечатление от романа как от гармоничного, законченного целого.

Также существенной особенностью композиции является наличие лирических отступлений в романе. С их помощью создается образ лирического героя, что делает роман лироэпическим.

Герои романа . Главный герой, по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин . В начале романа ему 18 лет. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,

Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил”.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными.
Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней”, имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.
Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился- и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.
“Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать (“труд упорный ему был тошен”). Онегин “читал, читал, а все без толку”. На этом, правда, наш герой не останавливается. В своём имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, “чтоб только время проводить”, Онегин снова погружается в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основание написать: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.
Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.
Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.
В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”, - пишет В. Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:

Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!

В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.

Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.
В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.

Они сойтись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень...

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.
В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.
А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.

Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина - представляет собой яркий тип русской женщины пушкинской эпохи. Недаром в числе прототипов этой героини упоминают жен декабристов М. Волконскую, Н. Фонвизину.
Сам выбор имени «Татьяна», не освещенного литературной традицией, связан с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин подчеркивает самобытность своей героини не только выбором имени, но и ее странным положением в родной семье: «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой».
На формирование характера Татьяны оказали влияние две стихии: книжная, связанная с французскими любовными романами, и народно-национальная традиция. «Русская душою» Татьяна любит обычаи «милой старины», ее с детства пленяют страшные рассказы.
Многое сближает эту героиню с Онегиным: она одинока в обществе - он нелюдим; ее мечтательность и странность - его самобытность. И Онегин, и Татьяна резко выделяются на фоне своей среды.
Но не «младой повеса», а именно Татьяна становится воплощением авторского идеала. Внутренняя жизнь героини обусловлена не светской праздностью, а влиянием вольной природы. Татьяну воспитала не гувернантка, а простая русская крестьянка.
Патриархальный уклад жизни «простого русского семейства» Лариных тесно связан с традиционными народными обрядами и обычаями: здесь и блины на масленицу, и подблюдные песни, и круглые качели.
Поэтика народных гаданий воплощена в знаменитом сне Татьяны. Он как бы предопределяет судьбу девушки, предвещая и ссору двух друзей, и гибель Ленского, и скорое замужество.
Наделенная пылким воображением и мечтательной душой, Татьяна с первого взгляда узнала в Онегине тот идеал, представление о котором она составила по сентиментальным романам. Возможно, девушка интуитивно почувствовала сходство между Онегиным и собой и поняла, что они созданы друг для друга.
То, что Татьяна первой написала любовное письмо, объясняется ее простотой, доверчивостью, незнанием обмана. А отповедь Онегина, на мой взгляд, не только не охладила чувства Татьяны, но усилила их: «Нет, пуще страстью безотрадной Татьяна бедная горит».
Онегин продолжает жить в ее воображении. Даже когда он уехал из деревни, Татьяна, посещая господский дом, живо ощущает присутствие своего избранника, Здесь все напоминает о нем: и забытый на бильярде кий, «и стол с померкшею лампадой, и груда книг», и лорда Байрона портрет, и чугунная статуэтка Наполеона. Чтение книг Онегина помогает девушке понять внутренний мир Евгения, задуматься о его истинной сущности: «Уж не пародия ли он?»
По мнению В.Г. Белинского, «Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму». Мне кажется, она перестала идеализировать «своего героя», ее страсть к Онегину немного утихла, она решает «устраивать свою жизнь» без Евгения.
Вскоре Татьяну решают отправить в Москву - «на ярмарку невест». И тут автор в полной мере раскрывает нам русскую душу своей героини: она трогательно прощается с «веселой природой» и «милым, тихим светом». Татьяне душно в Москве, она стремится в мыслях «к жизни полевой», а «пустой свет» вызывает ее резкое неприятие:
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно,
Они клевещут даже скучно…
Неслучайно, выйдя замуж и став княгиней, Татьяна сохранила естественность и простоту, столь выгодно отличавшие ее от светских дам.
Встретив Татьяну на рауте, Онегин был поражен переменой, происшедшей с ней: вместо «девочки несмелой, влюбленной, бедной и простой» явилась «равнодушная княгиня», «величавая, небрежная законодательница зал».
Но внутренне Татьяна осталась такой же внутренне чистой и нравственной, как и в юности. Именно поэтому она, несмотря на свое чувство в Онегину, отказывает ему: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна».
Такой финал по логике характера Татьяны закономерен. Цельная по натуре, верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не может построить свое счастье на бесчестии мужа.
Автор дорожит своей героиней, он неоднократно признается в любви к своему «милому идеалу». В поединке долга и чувства, разума и страсти Татьяна одерживает нравственную победу. И как ни парадоксально звучат слова Кюхельбекера: «Поэт в 8-ой главе похож сам на Татьяну», в них заключен большой смысл, ибо любимая героиня - не только идеал женщины, но скорее идеал человеческий, такой, каким хотел его видеть Пушкин.

9 класс Урок 1

РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ РОМАНА.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ЗАМЫСЕЛ И КОМПОЗИЦИЯ.
«ОНЕГИНСКАЯ» СТРОФА

Цели: дать общую характеристику романа, объяснить понятие «онегинская» строфа; познакомить с мнениями критиков о романе.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

1) Роман, «…в котором отразился век…».

Мы подошли к вершинному поэтическому созданию Пушкина – роману в стихах «Евгений Онегин».

Удивил ли вас жанр «Евгения Онегина»? С овременники по привычке называли его поэмой. Но для Пушкина «Онегин» – роман! Не догадываетесь, почему?

Но что такое «роман»? З аметьте: примечателен он не столько объемом, сколько… Может быть, кто-то продолжит?

Нет ли истоков романа… в лирике? Роман – это прежде всего глубочайшее и всестороннее проникновение в «я» героя, в его характер, сокровенные тайны личности – то, что именуется психологизмом.

Поэзия подошла вплотную к созданию романа. Мы привыкли к роману прозаическому, но, оказывается, ему предшествовал стихотворный. Оказывается, проза намного сложнее!

2) Искусство строфы.

В письме к П.А. Вяземскому, строкой которого открывается I глава, Пушкин, едва приступив к «Онегину», сообщал: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Что это значит? Труден ли роман для писателя?.. Или для читателя? Как вы отнеслись к предстоящему чтению? Боялись? Думали, что будет скучно, утомительно? И в самом деле, на протяжении всего повествования – восьми глав! – один и тот же размер. Определите его. Да, это 4-стопный ямб.

Казалось бы, какое однообразие ритма, интонации. Но в действительности поразительно многообразно, непохоже звучат строки романа. Вот загадка пушкинских стихов! Как построены главы? Они написаны строфами. Легко ли создать столь пространную (14 строк!) строфу, получившую имя «онегинской»? Пока ни один поэт не смог ее повторить. В чем ее тайна? Почему она придает такую живость и гибкость, динамику и выразительность стихотворному повествованию, и пушкинский 4-стопный ямб звучит столь многообразно?

2. Чтение статьи «В творческой лаборатории» в хрестоматии, с. 242.

3. Изучение стилистики романа.

1) Чтение и анализ I главы.

– Прочитаем первую главу еще раз.

Чтение текста учителем или подготовленным учеником со слов «Не мысля гордый свет забавить…».

– Как озаглавили бы вы эти строки? «Вступление»? «Пролог»? «Зачин»? В какой-то мере все это справедливо. Но тогда к чему это обращение: «Хотел бы я тебе представить / З алог достойнее тебя …»: Ч то значит здесь местоимение 2-го лица? Нет, это не обычный «пролог», не «зачин», а посвящение !

Встречались ли вы с произведениями, которые автор кому-либо посвятил, и понятно ли вам, как вошел в литературу обычай посвящения ? Почему Пушкин «кому-то» посвятил «Онегина»? Д а, поэт объясняет это сразу же: «Вниманье дружбы возлюбя», а как умел Пушкин дружить (может быть, как никто другой!), хорошо известно. Но вот вопрос: кто удостоился этой чести – быть «адресатом» пушкинского романа? Дельвиг, Кюхельбекер, Жуковский, Вяземский? Перечень всех друзей Пушкина был бы очень обширен. Но вот что интересно: поэт не называет имени того, кому роман посвящен. Почему? Может быть, для Пушкина посвящение было «залогом дружбы», не относящимся к конкретному лицу?

Чем же роман был для Пушкина, как он писал (стремился писать!) его главы? И почему «собранье пестрых глав» в «посвящении» растянулось на несколько строк?

Кого почувствовали, услышали, открыли вы в первой главе? Только ли героя романа? Нет, мы чувствуем и слышим Автора, его присутствие в романе. Зачастую исповедь поэта оттесняет героя.

Согласны ли вы с великим русским критиком В. Г. Белинским, пожалуй, самым проницательным читателем, заметившим, что «Евгений Онегин» – «самое задушевное создание Пушкина», «любимое дитя его фантазии»?

2) Этот «странный» Онегин.

– Почему поэт избрал для I строфы монолог героя?

– Представьте на месте Онегина кого-либо из его сверстников, Молчалина например… Как бы он чувствовал себя по дороге к умирающему дяде?

– Онегин и его «окружение»: как запечатлел их поэт?

– Как меняется пушкинское повествование в строках об отношении «света» к Онегину?

– Что таится в ключевом слове «педант», да еще с союзом «но»?

– Статичен ли образ Онегина в I главе, или же герой романа меняется?

Да, с ним что-то странное происходит, но что же? Почему «денди» Онегин, безукоризненный светский юноша, становится… неузнаваемым?

– Какими словами вы передали бы «сочувствие» автора Онегину в I главе? («Но был ли счастлив мой Евгений?..»)

– В чем лексическое своеобразие I главы? Какими словами она пестрит? (Гомер, Феокрит, Ювенал, Адам Смит.)

Давайте вместе с героиней романа Татьяной рискнем отправиться в кабинет Онегина (увы, в отсутствие хозяина).

Чтение XIX, XXII строф седьмой главы.

– Сопоставьте строфы I и VII глав. Открылся ли вам мир Онегина?

– Одинок ли Онегин в пушкинских строках? Почему рядом с ним то и дело появляется Автор?

– А в каких «отношениях» находятся Автор и его герой? Сопоставьте их.

– Как написаны «онегинские строфы» и авторская исповедь?

Представьте: в романе не было бы строф, которые мы называем «лирическими», нам «легче» было бы следить за чувствами и занятиями Онегина, ничто не отвлекало бы от сюжета… Выиграл бы роман?

«Посвящение» – это своеобразный ключ к поэтическому миру романа, его прочтению. Мы отмечаем лиризм и иронию I главы, ее диалогизм, непринужденный разговор автора с читателем о герое и о себе. И читатель становится невольным «собеседником» поэта, понимает, что Онегин – характер трагический, чувствует надломленность героя в пронзительности психологических деталей («Томясь душевной пустотой…») и прерывистости стихотворного повествования («Читал, читал, а все без толку…»). Мы поражаемся гармонии, идеальности пушкинского «я», звучащего в пылкости признаний, простодушии лиризма, ритмико-интонационном и синтаксическом единстве строфы («Волшебный край. Там в стары годы…», «Блистательна, полувоздушна…», «Я помню море пред грозою…»).

4. Работа с материалами учебника.

– С опоставьте взгляды Белинского и Писарева на роман (полемика связана с образом Онегина). Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь лирическим героем романа, показывает свое духовное родство с Онегиным?

II. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); задание по рядам: «Мое представление о: 1) Ленском; 2) Татьяне; 3) Онегине».

9 класс Урок 2

ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ОСНОВНАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯИ ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ.

Цели: познакомить с системой образов романа, особенностями сюжета; обучать работе с текстом.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

1. Беседа.

– Какова роль несюжетных и второстепенных персонажей?

– Что позволяет автору объединить их всех в одном романе? (Онегин, по имени которого назван роман, – главный, центральный персонаж. Это безусловно, но он, словно магнит, притягивает других, казалось бы второстепенных, героев, которые помогают раскрыть характер «духовной жаждою» томимого Евгения. Все эти судьбы и характеры создали уникальный образ – образ русского общества I четверти XIX в.)

2. Выступления учащихся с цитированием (домашнее задание по рядам).

II. Работа по теме урока.

Драматические судьбы героев романа – отражение судеб лучших людей пушкинского времени.

– незримо присутствует всегда и везде;

– принимает участие в судьбе героев;

– делится с читателями своими мыслями и чувствами;

– рассуждает о нравах и морали общества.

1. Разбор центральных образов романа.

1) Ленский.

– Почему столь значительны строки о приезде Ленского? Какова его роль в романе?

– Зачем Пушкин вводит в роман Владимира Ленского?

– Ленский – поэт. Как подал нам Пушкин творчество юноши-поэта?

– Попробуйте определить жанр «стихов Ленского».

– Почему автор романа вначале иронически отзывается не только о творчестве Ленского, но и о романтизме вообще: «Так он писал темно и вяло, что романтизмом мы зовем…» (ведь еще недавно Пушкин сам был правоверным романтиком!), а затем отказывает стихам Ленского в романтизме, попутно иронизируя над наивным представлением своих современников о романтической поэзии («Хоть романтизма тут нимало / Н е вижу я; да что нам в том?»)?

2) Онегин – проблемный герой, «герой времени».

– Личность его сформировалась в петербургской светской среде. В I главе мы из предыстории уже узнали основные социальные факторы, обусловившие характер Онегина: принятое в те годы воспитание детей из высших слоев дворянства, обучение «чему-нибудь и как-нибудь», первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение 8 лет.

В ранней юности Онегин – «добрый малый, как вы да я, как целый свет».

Характер его показан в движении, в развитии. Уже в I главе мы видим перелом в его судьбе: он смог отказаться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни».

– Вспомните затворничество Онегина: его необъявленный конфликт с высшим светом в I главе и с обществом деревенских помещиков – во II–VI главах.

– Найдите слова, которыми вы сказали бы об Онегине и Ленском, сопоставляя их, и составьте словарик антонимов:

Онегин Ленский

… …

… …

– Кто выигрывает от антитезы: Онегин – Ленский? Какими видятся нам Ленский и Онегин в дружбе? Испытания дружбой Онегин не выдержал. Причина – его неспособность «жить чувством».

Вот так описывает Пушкин его состояние перед дуэлью:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь…

На именинах Татьяны он также показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Лишь после убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений».

– А как проявил себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной?

Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в том, что он не ответил на любовь Татьяны. Но как человек благородный и душевно тонкий, он сумел увидеть во «влюбленной деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Однако смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека. И в любви он слушается не голоса своего сердца, а голоса рассудка, не верит в любовь, не способен пока полюбить (с. 168 хрестоматии).

И только трагедия (смерть Ленского) смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.

– Каково значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге?

Это новый этап в духовном развитии героя: он преобразился, впервые испытав настоящее чувство, но оно обернулось для него любовной драмой; теперь уже Татьяна не может (не нарушив супружеского долга) ответить на его запоздалую любовь.

Теперь его разум побежден, он любит, «ума не внемля строгим пеням». Он «чуть с ума не своротил или не сделался поэтом…»

Именно любовью и дружбой, по мнению Пушкина, испытывается человек, именно они раскрывают богатство души или ее опустошенность.

3) «Татьяны милый идеал…».

– Нужны ли в романе сестры Ларины? Как входят в роман героини?

– Почему они производят столь контрастное впечатление? Причем каждая из них может расположить к себе, полюбиться читателю или, напротив, в чем-то покоробить…

– Почему для одних Ольга «мила», иные же не могли отделаться от иронической улыбки, читая о ней?

– В чем, может быть, с особенной резкостью сказалось отношение поэта к Ольге?

– Необходима ли Ольга в романе?

– Как входит в роман Татьяна?

– В каком признании выражено отношение Пушкина к Татьяне? К чему это извинение: « Простите мне : я так люблю…»? В какой строке отзовется эта пушкинская влюбленность в героиню романа?

– «Татьяны милый идеал…». Действительно ли идеален образ Татьяны?

– Почему строки, посвященные Татьяне, так завораживают? Можно ли их переложить на музыку?

– П. И. Чайковский, создавая оперу «Евгений Онегин», первоначально намеревался назвать ее именем героини романа – «Татьяна Ларина», обозначив жанр своего произведения как «лирические сцены»; оправдано ли это?

– Татьяна поразила и даже отпугнула своею «странностью» современников. А вас?

– Каков же мир Татьяны? Как дорисовывает его поэт в последних главах романа? Случайно ли «снится чудный сон Татьяне»? Почему этот сон так страшен? Перечитаем третью строфу V главы:

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут…

– К чему это отступление?

– Вспомните «московские» страницы седьмой главы: случайно ли Татьяна оказывается в Москве, только ли «ярмарка невест» объясняет ее появление в первопрестольной? И почему именно на этих страницах мы слышим: «Москва! Как много в этом звуке…»?

– А какие страницы, посвященные любимой героине поэта, особенно пленительны?

Чтение наизусть «Письма Татьяны» подготовленным учеником.

– Что самое удивительное в нем?

– Меняются ли интонация, смысл пушкинского романа после признания Татьяны?

– В чем трагизм образа Татьяны?

В одиночестве героини и обреченности ее романтической любви. Письмо Татьяны – это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение «идеальности» героини.

– А «Письмо Онегина»? Какие его строки потрясли вас особенно?

– Сравните два письма: какое из них трагичнее, поэтически сильнее?

– Апофеоз образа Татьяны (с. 171–174 учебника). Как передал поэт перемены в ней? Как вы их объясните?

– Что же – Татьяна, «законодательница зал», подчинилась «свету»?

– Почему так потрясает монолог «А мне, Онегин, пышность эта…» (с. 173, строфа XLVI). Почему так трогают, остаются в памяти эти строки?

Образ Татьяны – вершина психологического реализма пушкинской поэзии. А сам роман начинает собой историю русского реалистического романа.

2. Составление опорной схемы.

3. Разбор особенностей сюжета романа.

I особенность:

II особенность

III особенность:

Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);

2) вопрос 17 (с. 249) – устно (об иллюстрациях к роману);

3) подготовиться к итоговому тесту по творчеству А. С. Пушкина.


«Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции

«Что касается до моих занятий, я Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, - настоящего героя времени, зараженного «болезнью века» - скукой. Но в то же время автор не просто стремился показать характерные черты скуки, он хотел узнать ее источник, то есть откуда она происходит. Понимая, что жанр романтической поэмы предполагает статичный характер героя, Пушкин сознательно отказывается от нее в пользу романа - жанра, в рамках которого можно показать динамику развития характера героя.

Пушкин строит композицию «свободного романа», в центре которого - фигура автора, организующего отношения не только с героями, но и с читателями. Роман написан в форме беседы автора с читателем, отсюда создается впечатление, что он будто бы пишется на глазах читателя, делая последнего непосредственным участником всех событий.

Жанр «Евгения Онегина» - роман в стихах - предполагает наличие двух художественных начал - лирического и эпического. Первое связано с миром автора и его личными переживаниями и проявляется в лирических отступлениях; второе предполагает объективность повествования и отстраненность автора от описываемых в романе событий и представляет собой мир эпических героев.

В прозаическом романе главное - герой и то, что с ним происходит. А в стихотворном произведении композиционный стержень - сама стихотворная форма и образ автора. В «Евгении Онегине», как в романе в стихах, происходит сочетание конструктивных принципов прозы (деформация звучания ролью значения) и поэзии (деформация значения ролью звучания).

Стихотворная форма определила в «Евгении Онегине» и композицию, и особенности сюжета. Особый вид строфы - онегинская строфа - был изобретен Пушкиным специально для этого произведения. Она представляет собой слегка видоизмененную структуру сонета: четырнадцать строк четырехстопного ямба с определенной рифменной схемой. В первом катрене (четверостишии) рифма перекрестная, во втором - парная, а в третьем - опоясывающая. Схематически это выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначается женская рифма, то есть ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов, а строчными - мужская, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов).

Говоря о композиции произведения, важно отметить два момента. Во- первых, она симметрична (центр ее - сон Татьяны в пятой главе), а во-вторых, замкнута (действие началось весной 1820 года в Санкт-Петербурге и там же закончилось спустя пять лет). В романе две сюжетные линии - линия дружбы и любовная линия, причем вторая зеркальна: в третьей главе Татьяна пишет Онегину письмо и понимает, что ее чувства не взаимны, а в восьмой они меняются ролями.

Также для понимания композиции произведения важны пейзажные зарисовки, с помощью которых автор помогает читателю глубже вникнуть в суть переживаний своих героев и подчеркивает особенности их характеров. Например, контраст между Онегиным и Татьяной отчетливее виден на примере отношения героев к деревенской природе.