Иуда головлев. "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде" (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы"). Сочинение на тему Иудушка

Головлев Порфирий Владимирович (Иудушка) — один из главных героев романа «Господа Головлевы». Отдельные черты его характера — елейное многословие, лицемерие, таимая до времени алчность — ранее были намечены в образах Фурначева («Смерть Пазухина», 1857), Яшеньки (героя одноименной повести, 1859), Сенички и Митеньки (рассказ «Семейное счастье», 1863). Как эпизодическое лицо фигурировал в очерке «Непочтительный Коронат» из цикла «Благонамеренные речи», куда первоначально входили главы будущего романа. Прототипами Иудушки в определенной мере послужили отец писателя Е. В. Салтыков и в особенности старший брат Дмитрий Евграфович по прозвищу Иудушка. «Ужели, наконец, не противно это лицемерие, эта вечная маска, надевши которую этот человек одною рукою Богу молится, а другою делает всякие кляузы?» — писал Салтыков матери, О. М. Салтыковой, незадолго до начала работы над романом, 22 апреля 1873 г.

Порфирий Владимирович — средний сын Владимира Михайловича и Арины Петровны Головлевых. Накануне его рождения юродивый Порфиша-блаженненький на вопрос матери, кого ей Бог даст, «пробормотал: — Петушок, петушок! востер ноготок! Петух кричит, наседке грозит; наседка — кудах-тах-тах, да поздно будет!». Еще в детстве герой был прозван братом Степаном Иудушкой, кровопивушкой и откровенным мальчиком (то есть наушником). Был любимцем матери, несмотря на возникавшие у нее иногда подозрения на его счет, и сумел добиться, чтобы она лишила Степана наследства, а ему выделила лучшую часть имения — Головлево. В дальнейшем, сохраняя личину крайней почтительности, «петушок» выжил «наседку», а после смерти брата Павла унаследовал и его Дубровино, став одним из богатейших помещиков в округе.

Однако здесь, на вершине преуспеяния, обнаруживается, по выражению автора, «пустоутробие» Иудушки из романа «Господа Головлевы», обретшего «полную свободу от каких-либо нравственных ограничений», лишенного естественных человеческих чувств, привязанностей и во всем соблюдающего лишь формальность. Примечательна сама его речь, изобилующая приторными и лживыми заверениями в добрых чувствах и намерениях, умиленными восклицаниями и уменьшительно-ласкательными словечками: «Лежи себе хорошохонько... я водички подам... и лампадочку поправлю, маслица деревянненького подолью». Мнимый святоша, он всего лишь «отлично изучил технику молитвенного стояния», но дух и суть христианства ему глубоко чужды. Призывая близких жить и поступать «по-родственному», он безжалостно обирает их, отказывает в помощи даже собственным детям, фактически становясь виновником их гибели. Разглагольствуя о морали, сожительствует с экономкой Евпраксеюшкой, а ребенка от нее спроваживает в воспитательный дом; делает недвусмысленное гнусное предложение племяннице, кощунственно ссылаясь при этом на «веление свыше».

На тридцатилетней службе в петербургском департаменте Порфирий Владимирович «приобрел все привычки и вожделения закоренелого чиновника, не допускающего, чтоб хотя одна минута его жизни оставалась свободна от переливания из пустого в порожнее». Его деятельность после отставки по-прежнему имела лишь «внешние формы усидчивого, непосильного труда» (таково было заведение «очень сложной отчетности»). И это стремление довольствоваться формой, минуя существо дела, постепенно уводило «прочь от действительной жизни на мягкое ложе призраков», удовлетворявших его «болезненную жажду стяжаний» и доходивших до бреда наяву (разговор с воображаемым мужиком Фокой) и «какой-то неистовой фантастической оргии» цифр мифических доходов и картин ловких финансовых и хозяйственных операций. «Запой праздномыслия» в конце концов сменился настоящим запоем, когда возвратившаяся в Головлево после краха своей артистической карьеры Аннинька стала донимать дядю напоминаниями обо всех «головлевских умертвиях и увечиях», виновником которых он оказался.

При всей беспощадности к герою автор показывает мучительность и трагизм происходящего в его душе «пробуждения одичалой совести», страшного прозрения итогов жизни, осознания полнейшего одиночества. Иудушка впервые чувствует и чужую боль («Бедная ты! бедная ты моя!»), и свою вину перед всеми. В смятении и запоздалом раскаянии он, полуодетый, отправляется зимней ночью на материнскую могилу и по дороге замерзает. В его образе, написанном в отличие от героев многих других щедринских произведений в строго реалистической манере, отразились не только черты, типичные для пореформенного русского дворянства (неумение приспособиться к изменившимся обстоятельствам, упования на возврат «старого доброго времени», фантастические проекты обогащения), но далеко выходящие за пределы конкретной социальной среды и эпохи. Так, в одних мемуарах о Крымской войне 1854—1855 гг. говорилось, что «император Николай... вел ее на бумаге. Бумага говорила ему о составе армии и распорядительности командующих, бумага платила продовольствие и жалованье. Эта бумажная система вытеснила действительную». Образ получил самое широкое хождение в последующей отечественной публицистике разных направлений — от Вл. С. Соловьева (см его статью «Порфирий Головлев о свободе и вере») до В. И. Ленина, также прибегавшего в полемике к использованию фигуры щедринского героя.

Роман “Господа Головлевы” занимает выдающееся место среди произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. В основу сюжета легла трагическая история помещичьего головлевского рода.

В романе представлены три поколения Головлевых. Каждое из них отличается тремя характерными чертами: “праздностью, непригодностью к какому бы то ни было делу и запоем”. Особое место в произведении занимает фигура Порфирия Головлева, представителя второго поколения этой семьи.

Под влиянием деспотичной матери у Порфирия довольно рано стали формироваться

Некоторые черты характера, помогающие ему выжить в условиях материнской тирании. Он был кроток, ласков, почтителен. Единственный из всех детей он понял, что ласковым видом можно смягчить даже суровый нрав маменьки. Он не упускал момента, чтобы подластиться к матери, однако сама Арина Петровна с подозрительностью относилась к заискиваниям сына. Под показной покорностью и смиренностью она чувствовала какую-то опасность для себя, да и “пристально устремленный на нее взгляд казался ей загадочным”.

Для Порфирия не прошли даром усвоенные в детстве маменькины уроки, которая всю свою жизнь посвятила приумножению

Хозяйства. В начале романа Иудушка, еще не “вымороченный” человек, все делает для того, чтобы лишить своего брата наследства. Ластясь к матери и выражая свою почтительность, он, якобы заботясь о “милом дружке маменьке”, уговаривает ее не отдавать старшему сыну, или Степке-балбесу, как звала его мать, деревеньку из отцовского наследства.

Во второй главе описываются события, которые происходят через десять лет. Из величавой и самодержавной хозяйки Арина Петровна превращается в приживалку в доме младшего сына. Полновластным владельцем Головлева становится Иудушка. В своем именье он живет, как местный царек, муча домашних необоснованными подозрениями и изливая на них потоки пустых, ничего не значащих фраз. Скупость Иудушки настолько возросла, что даже домашних он держал чуть ли не впроголодь.

Бездушность и деспотизм Иудушки приводят к тому, что он косвенно или прямо становится виновником многих смертей в головлевском доме. Его почти не трогает смерть детей, Владимира и Петра. Он спокойно переносит дурные вести, оправдывая свою жесткость божьим разумением – “бог дал, бог взял”. Однако и сам Иудушка несчастлив. Стремясь хоть как-то избежать одиночества, он берет в дом Евпраксеюшку, которая по своему недоразвитию способна долгие вечера слушать его разглагольствования. Довольно спокойно воспринимает Иудушка и смерть матери, печалясь только о том, что уж больно много она отложила опекунских денег. Он пеняет ей на то, что больно рано она преставилась, не помогла ему решить дело с Евпраксеюшкой.

Сила Иудушки заключалась в его изворотливости и в дальновидной хитрости хищника.

Пустословие и бездушность Иудушки приводят к тому, что даже неразвитая Евпраксеюшка начинает ненавидеть барина. Он лишил ее материнства, отправив прижитого с ней сына в воспитательный дом. Женщина пускается во все тяжкие, лишь бы ощутить себя живой и молодой. Она отказывается общаться с Иудушкой, хотя вынуждена жить в его доме. Он опускается, перестает следить за собой и занимается единственно тем, что предается мечтам о том, как все больше и больше прибавляется у него богатства. Он приходит к разрыву с действительностью, становится живым трупом.

Возможно, Иудушка и жил бы так до тех пор, пока не умер, однако из этого состояния вывел его приезд племянницы, бывшей актрисы провинциального театра. Несмотря на то, что обесчеловечивание Иудушки протекает на протяжении довольно долгого времени, искра совести еще осталась в этом человеке. Агония раскаяния охватывает Порфирия, он вдруг чувствует свою виновность перед теми, с кем ему пришлось столкнуться в жизни. Из всех Головлевых только у Иудушки прозрение приносит столько боли и стыда. В результате Порфирия Головлева находят замерзшим в нескольких шагах от дороги, ведущей к погосту, на котором похоронена Арина Петровна.

Трагической развязкой романа Салтыков-Щедрин показал читателям свою веру в изначально добрую природу человека. Он считал, что даже в опустившейся и неприятной личности всегда остается доля человеческого, поэтому не может не быть надежды на пробуждение в конечном итоге совести и стыда.

(No Ratings Yet)



  1. Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”, написанный в 1875-1880 гг., можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за утраты человеческих связей между людьми. Особенно это касается Порфирия Владимирыча Головлева....
  2. Эволюция фетовского стиля. АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892) А. А. Фет пришел в литературу в 1840-е годы – время для русской лирики трагическое. В 1837 г. не стало Пушкина; в 1839-м...
  3. Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, “милый идеал” автора, образ настолько значимый в романе, что, безусловно, во многом правы те, кто считает: роман надо было назвать ее именем. Пушкинская Татьяна...
  4. Еще одним важным для понимания проблематики произведения является Образ Максима Максимовича. Это не молодой, бывалый штабс-капитан: “На вид ему было лет 50, смуглое лицо выдавало его уже давнее знакомство с...
  5. Одним из центральных протагонистов романа Гофмана “Крошка Цахес” выступает Студент Бальтазар. В отличие от других персонажей, Образ Бальтазара более позитивный и мечтательный. Молодой человек противопоставляется обществу обывателей введено, обывателей, один...
  6. Олицетворением всего русского, доброго и круглого называет в романе автор Платона Каратаева. Этот крестьянин, оторванный от своей привычной среды, – образец “естественного” человека, воплощение народной нравственности. Он живет в гармонии...
  7. Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.8. Подвижность барочного образа Одной из характерных черт барокко является подвижность. Барокко важно было передать не просто предмет изображения, четко сформировать образ человеческих размышлений,...
  8. Русская литература 2-й половины XIX века “Выморочные” герои М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин известен читателям прежде всего как писатель, высмеивающий все недостатки действительности, бичующий людские пороки. Такие его произведения,...
  9. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ПЛАТОНА КАРАТАЕВА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на...
  10. В письме к Сталину Булгаков называл себя “мистическим писателем”. Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно...
  11. Каков символический смысл калмыцкой сказки в раскрытии образа Пугачева (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)? В начале рассуждения оцените значение вставных элементов в структуре повествования различных произведений (“Повесть о...
  12. В каких еще произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чем их сходство и различие с пушкинским произведением? Формируя развернутое рассуждение, оцените значение фольклорных мотивов в...
  13. ИЗ КНИГИ “АНАТОМИЯ РОМАНА” “Преступление и наказание” прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психологический роман, отчасти даже и...
  14. Порфирий Петрович – едва ли не самый любопытный персонаж в романе. Он по должности и по имени (порфира – пурпурное одеяние из царского гардероба, знак власти императорской) является носителем законности,...
  15. Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова...
  16. В каких еще произведениях русской классики рассказывается о горе матери, потерявшей сына-воина? В начале своего размышления укажите, что горе родителей, потерявших сына-воина, становится одним из главных мотивов русской литературы начиная...
  17. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в...
  18. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ДОСТОЕВСКОГО Для литературно-критической мысли творчество Достоевского распалось на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философских построений, защищаемых его героями. Среди них далеко не на первом месте фигурируют и...
  19. Автор повествует о сложнейшем времени в истории России на переломе эпох. Множество страданий пришло на Донскую землю. Рушился привычный уклад жизни, ломались судьбы, гибли целые семьи в горниле гражданской войны....
  20. Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после...
  21. Каждый из нас в самые сложные периоды своей жизни мысленно обращается к самому близкому и дорогому человеку к матери. Некрасов, не отличающийся сентиментальностью, также прошел этот путь, хотя о матери...
  22. С раннего детства Цветаева была буквально одержима книгами. Как только будущая поэтесса научилась читать, она открыла для себя удивительный и большой мир. Первое время маленькая Марина с огромным энтузиазмом бралась...
  23. Тема гражданской войны в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Тема гражданской войны появилась в русской литературе в 20-е годы XX века. Осмысление этого явления шло в двух направлениях. Одни... Что такое самолюбие? Хорошо ли это – любить самого себя? И должен ли человек вообще себя любить? Любить себя – значит ощущать свою ценность, понимать, что ты неповторимая индивидуальность, защищать...
  24. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЖЕЙМС ОЛДРИДЖ (РОД. в 1918г.) Родился в Австралии, в Сванхилле (штат Виктория), в семье английского литератора. Четырнадцатилетним мальчиком поступил рассыльным в редакцию одной из мельбурнских газет, одновременно продолжая...
Эволюция образа Иудушки Головлева

Александр Ивановский

В поздних киноведческих работах можно прочесть, что фильм «Иудушка Головлев» был, мол, беднее романа, поскольку режиссер смог разработать лишь одну сюжетную линию, и вообще в картине удачна чуть ли не одна работа - Гардина. Фильм действительно беднее романа,- констатировать это можно, но в упрек ставить бесполезно. Бесполезно потому уже, что ни у нас, ни за рубежом еще не было фильма, сделанного на основе романа социально значимого и психологически сложного, который бы «не обеднял...». И поверим Достоевскому, что такого фильма, который во всем был бы равен экранизируемому роману, и быть не может.
Достоевский говорит в письме к Оболенской, что инсценировка романа может быть успешной, «... если вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь один какой-нибудь эпизод для переработки в драму... или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет». Очевидно, подобного рода соображениями руководствовался и Ивановский, экранизируя роман Салтыкова-Щедрина: сохранив «первоначальную мысль», он переработал в драму важнейший «эпизод» книги - историю Иудушки. Рассказ Ивановского о поисках им исполнителя на роль Иудушки убедительно свидетельствует, что с самого начала фильм был задуман как история одного характера, как монодрама. Поэтому автор и обращался поочередно к И. Москвину, М. Тарханову, И. Певцову - у любого из этих великих актеров образ Иудушки был бы достаточно выразителен. (Тарханов, впрочем, очень удачно выступил в роли купца Дерунова.) Но разные причины помешали этим актерам принять предложение режиссера, и роль досталась Гардину. Успех Гардина, бесспорно, был не случайностью, а закономерностью, объясняемой не только талантом исполнителя, но и определенной чуткостью и точностью режиссерского замысла. Кстати, это ничуть не умаляет заслуги актера.
Гардин, следуя в основном толкованию образа, данного литературными критиками еще в прошлом веке, подчеркивает в Иудушке черты, характерные для вырождавшегося русского дворянства. «Голубая кровь», если она и была, давно уже выцвела, высокие понятия о чести и человеческом достоинстве утрачены, осталась мертвечина, мерзость. Эта драма целого сословия конкретна и своеобразна у Гардина. Не стоит проводить параллели между описаниями у Салтыкова-Щедрина и игрой Гардина, при всех совпадениях Иудушка из фильма по-иному гадок и страшен.
Впечатляют даже фотографии Иудушки - Гардина. При повторных же просмотрах фильма неизменно поражает актерское мастерство. Крупные планы лица, «словно маслом подернутого», глаза - пустые, мутные, опасные, как у гадюки, невозможно забыть. Иудушка - Гардин отнюдь не был единственной блестящей ролью в фильме. {} М. Тарханов, Н. Корчагина-Александровская, И. Зарубина создали интереснейшие, надолго запоминающиеся образы «темного царства». Удачным оказался и выбор молодых, одаренных и достаточно опытных актрис Т. Булах и Н. Латониной на роли Анненьки и Любиньки - двух странных и жалких созданий, одновременно являющихся и продуктом этого «царства» и его жертвами.

Ромил Соболев

«20 режиссерских биографий», Издательство «Искусство», Москва 1971 год (стр.124-125)

Галерея сатирических персонажей, созданная талантливым писателем М. Е. Салтыковым Щедриным, удивляет многообразием представленных в ней типов. Это образы и чванливых господ, и капризных помещиков-самодуров, и уверенных в своей безнаказанности представителей власти.

Одним из наиболее ярких образов сатирика стал Иудушка Головлев, герой романа "Господа Головлевы". Семья Головлевых, головлевская усадьба, где разворачиваются события романа - это собирательный образ, обобщивший характерные черты быта, нравов, психологии помещиков, всего уклада их жиз-ни накануне отмены крепостного права.

Порфирий Владимирович Головлев — один из чле-нов многочисленного семейства, один из «извергов» как называла мать - Арина Петровна - своих сыно-вей. «Порфирий Владимирович известен был в семей-стве под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», - эта исчерпывающая ха-рактеристика дана автором уже в первой главе рома-на. Эпизоды, в которых описывается детство Иудуш-ки, показывают нам, как формировался характер это-го лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился «весь послушание и преданность». «Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозритель-ностью относилась к этим сыновним заискиваниям» подсознательно угадывая в них коварный умысел. Но все же, не устояв перед лживым обаянием, искала для Порфиши «лучшего куска на блюде». Притворство, как один из способов достижения желаемого, стало основополагающей чертой характера Иудушки. Если в детстве показная «сыновняя преданность» помогала ему добывать «лучшие куски», то впоследствии он по-лучил за это «лучшую часть» при разделе имения. Иу-душка стал сначала полновластным хозяином поме-стья Головлевых, затем — имения брата Павла. За-владев всеми богатствами матери, он обрек эту ранее грозную и властную женщину на одинокую смерть в заброшенном доме.

Унаследованные от Арины Петровны черты бессер-дечного стяжательства, в Порфирий представлены в высшей степени своего развития. Если его мать не-смотря на всю черствость ее души, иногда все-таки озаряло чувство жалости к сыновьям, внучкам-сиро-там, то сын ее Порфирий был «неспособен не только на привязанность, но и на простое жаленье». Он без всяких угрызений совести обрек на гибель всех своих сыновей — Владимира, Петра и младенца Володьку

Поведение и внешний облик Иудушки могут вве-сти в заблуждение любого: «Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью». Глаза его «источали чарующий яд», а голос, «словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека» Ли-цемерная сущность Кровопивушки, сравниваемого писателем с пауком, распознается далеко не сразу Все его близкие - мать, братья, племянницы, сыно-вья, все, кто с ним соприкасался, чувствовали опас-ность, исходящую от этого человека, скрытую за его добродушным « празднословием ».

Своей подлостью, гнусностью поступков Иудушка не может вызывать ничего, кроме омерзения. Своими речами этот кровопивец, по словам одного крестьяни-на, может «сгноить человека». Каждое из его слов «десять значений имеет».

Непременный атрибут иудушкиного пустосло-вия — разного рода афоризмы, послвицы, религиоз-ные изречения: «все мы под богом ходим», «что бог в премудрости своей устроил, так нам с тобой переделы-вать не приходится», «всякому человеку свой предел от бога положен» и так далее. Эти фразы Порфирий Владимирович призывает на помощь всякий раз, ко-гда хочет совершить нечто гадкое, преступающее нор-мы морали. Так, просившие у Иудушки помощи сы-новья всегда получали вместо нее готовую сентенцию-«бог непокорных детей наказывает», «сам напутал — сам и выпутывайся», которые принимались как «ка-мень, поданный голодному человеку». В итоге — Вла-димир покончил с собой, Петенька, попавший под суд за растрату казенных денег, умер по дороге в ссылку Злодейства, совершаемые Иудушкой «потихонеч-ку, полегонечку», выглядели как самые обычные дела. И всегда он выходил из воды сухим.

Эта ничтожная во всех отношениях личность гос-подствует над окружающими, губит их, опираясь на крепостническую мораль, на закон, на религию, ис-кренне считая себя поборником правды.

Раскрывая образ Иудушки — «кровопивца», за-щищенного догматами религии и законами власти, Щедрин обличал социальные, политические и нрав-ственные принципы крепостнического общества. По-казав в последней главе романа «пробуждение одича-лой совести» Иудушки, Щедрин предупреждает со-временников о том, что иногда это может случиться слишком поздно.