Карл брюллов интересные факты из жизни. Брюллов карл биография. Встреча с Самойловой Ю. П., новая поездка в Италию

Б рюллов - единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора. За «Последний день Помпеи» его назвали «первой кистью государства». Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора площадью 800 квадратных метров.

Карл Брюллов. Автопортрет (фрагмент). 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов. Нарцисс, смотрящийся в воду (фрагмент). 1819. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Тропинин. Портрет Карла Брюллова (фрагмент). 1836. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1822 году Карл Брюллов вместе с братом Александром отправился в Рим. Дорога в итальянскую столицу заняла почти год. По пути они останавливались в разных городах и изучали европейскую живопись и культуру.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент). 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов. Всадница (фрагмент). 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Карл Брюллов. Смерть Инессы де Кастро (фрагмент). 1834. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Рим Брюллов прибыл в мае 1823 года. Там он сразу взялся за парадные и камерные портреты. Брюллов писал акварелью, маслом, работал в технике простого рисунка и сепии. Кроме портретов Брюллов пробовал писать жанровые картины.

В 1823 году он написал «Итальянское утро» и отправил его в Россию. Полотно понравилось меценатам Общества поощрения художников, и те подарили картину Александре Федоровне, супруге императора Николая I . Император пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и поручил написать парную картину. Так возникла вторая композиция - «Итальянский полдень».

В Италии Брюллов познакомился с русской аристократкой Юлией Самойловой. Она была наследницей рода Скавронских, Пален, Литто и Висконти - богатейших домов Российской империи и Италии, покровительствовала русским и итальянским деятелям искусств. Оказывала поддержку и Брюллову, долгое время их связывали личные отношения. Самойлова познакомила художника с многими представителями высшего общества в Риме, от них Брюллов получал заказы на дорогостоящие парадные портреты. По заказу Юлии Самойловой он написал картину «Всадница», которую тепло встретили итальянские критики. Позировали Брюллову падчерицы Самойловой - Джованина и Амацилия Пачини.

В 1827 году Брюллов начал работу над одним из своих масштабных произведений - «Последний день Помпеи». Он посетил развалины города Помпеи, погибшего при извержении Везувия в 79 году до н.э, осмотрел раскопки, сделал наброски. Брюллов работал над своей монументальной картиной почти шесть лет. В 1833 году «Последний день Помпеи» был выставлен в Риме, в мастерской художника. Посмотреть картину приезжали многие известные в те годы люди, среди которых был писатель Вальтер Скотт. Флорентийская Академия художеств присвоила художнику за это полотно звание профессора первой степени. Картину выставляли на Парижском салоне в Лувре, после чего отправили в Петербург. Император Николай I, увидев ее, предложил Брюллову вернуться в Россию и пригласил художника на личную встречу для вручения лаврового венка.

На родине картина выставлялась в Императорском Эрмитаже , затем в Академии художеств. Ее смогли увидеть не только представители русской знати, но и купцы, крупные ремесленники, мастеровые.

Чудные моменты пережил я, писавши эту картину! И как теперь вижу стоящего перед нею маститого старца Камуччини. Спустя несколько дней после того, как весь Рим стекался смотреть мою картину, пришел он ко мне в мастерскую [на] Виа Сан Клавдио и, постояв несколько минут перед картиной, обнял меня и сказал: «Обними меня, Колосс!»

Карл Брюллов

Вдохновленный успехом, в 1834 году Брюллов принялся за новую работу на историческую тему - «Смерть Инессы де Кастро». Работу над этим масштабным полотном - два на три метра - художник завершил в рекордный срок: всего за 17 дней. Однако картину, посвященную фаворитке португальского короля, в Европе встретили холодно, а критики назвали Брюллова мастером «исторических анекдотов».

Художник прожил в Италии 12 лет. За это время он создал около 120 портретов итальянской интеллигенции, а также художников, скульпторов, писателей, отдыхающих в Италии членов императорской семьи и русской знати. Написал несколько автопортретов для Галереи Уффици во Флоренции.

Карл Брюллов. Юлия Самойлова с воспитанницей (Маскарад) (фрагмент). 1839. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов. Процессия слепых в Барселоне (фрагмент). 1850. Собрание музеев замка Сфорца, Милан, Италия

Карл Брюллов. Портрет Алексея Толстого (фрагмент). 1836. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1835 году художник отправился в Грецию и Малую Азию с экспедицией мецената Владимира Орлова-Давыдова. Там он написал серию портретов повстанцев, их предводителя Теодора Колокотрони, несколько пейзажей. Рисовал в основном акварелью и сепией.

В дороге Брюллов простудился, был вынужден оставить экспедицию и в конце 1835 года прибыл в Москву . Здесь знатные московские дома устраивали вечера и приемы в его честь.

На одном из таких вечеров Брюллов познакомился с портретистом Василием Тропининым и поэтом Александром Пушкиным . В письме жене Пушкин писал: «Мне очень хочется привести Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый и готов на все».

В 1836 году Брюллову было присвоено звание младшего профессора Академии художеств. В Академии он руководил классом исторической живописи. Среди его учеников были Павел Чистяков , Павел Федотов , Тарас Шевченко.

Многие молодые люди с талантом считают за счастье проводить время в кругу аристократов, а попадут в этот круг - пропадут. В аристократический круг иногда полезно заглядывать чтобы понять, что в нем не жизнь, а пустота, что он помеха для деятельности. Берите в этом отношении пример с меня: живите вечно студентами. Это единственный путь что-нибудь сделать.

Карл Брюллов

В конце 1830-х - начале 1840-х годов Брюллов подготовил несколько образов для лютеранских и православных храмов, работал в жанре портрета: писал Василия Жуковского , Ивана Крылова , Алексея Толстого, создал портрет прибывшей в Петербург графини Самойловой с воспитанницей Амацилией Пачини. Эта картина стала известна под названием «Маскарад».

В 1840 году император предложил Брюллову написать картину «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Глава государства распорядился назначить группу историков в помощь художнику, снарядить экспедицию к месту исторического события и часто спрашивал Брюллова о будущем полотне. Чрезмерная опека и давление привели к обратному результату. Брюллов потерял интерес к картине, повернул недописанный холст к стене и больше к работе над ним не возвращался.

Как жаль, что государь вытребовал Брюллова в Петербург! Заняв место в нашей Академии художеств, Брюллов попал в придворно-чиновнический круг, то есть именно в ту среду, в которой он по своему характеру, по своему воспитанию и привычке не умел и не мог жить... Он чувствовал себя несчастным, когда ему приходилось работать в присутствии царской фамилии.

Михаил Железнов, художник, ученик Брюллова

В 1843 году Брюллов начал расписывать плафон купола только что построенного Исаакиевского собора. Площадь сферического плафона составляла более 800 квадратных метров. Стоя на лесах, художник шутил: Штукатурка была еще сырой, плохо ложился грунт, отслаивалась краска. Некоторые изображения приходилось перерисовывать. В помещении было влажно, прохладно и гуляли сквозняки. К тому же в самом храме тесали мрамор и гранит и в воздухе стояла мелкая пыль. Брюллов серьезно заболел и был вынужден просить об освобождении от работ. По эскизам Брюллова роспись купола заканчивал художник Петр Басин.

В апреле 1849 года Карл Брюллов отправился на лечение за границу - на остров Мадейра, а затем в Италию, где и провел последние годы. Он познакомился с итальянским революционером Анджело Титтони и до конца жизни был под покровительством его семьи. Под влиянием Титтони Брюллов начал писать картины с современными сюжетами. Так появились первые реалистические работы - полотно «Процессия слепых в Барселоне», серия сепий «Лаццарони на берегу моря».

Карл Брюллов умер в Манциане, недалеко от Рима. Похоронен на римском протестантском кладбище Монте-Тестаччо.

Карл Брюллов. Бахчисарайский фонтан (фрагмент). 1849. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Карл Брюллов. Портрет Ивана Крылова (фрагмент). 1839. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Карл Брюллов. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году (фрагмент). 1839. Государственная Третьяковская галерея, Москва

1. Некоторые картины Брюллова дописывали его ученики. Так произошло и с самым известным портретом баснописца - изображением Ивана Крылова. Этот портрет был написан за один сеанс. Художник написал все, за исключением левой руки поэта, которая должна была свисать со спинки кресла. Крылов тогда сетовал, что Брюллов не закончит портрет и до его смерти. Так и произошло. Чтобы закончить портрет, художник попросил сделать гипсовый слепок с руки уже умершего баснописца. Руку дорисовывал ученик Брюллова - Фаддей Горецкий.

2. Иногда художник брался дописывать чужие работы. Однажды Брюллов был в гостях у известного в те годы аквалериста Петра Соколова. Тот только что закончил голову графа Владимира Апраксина на портрете. Увидев прекрасно исполненное лицо, Брюллов восхитился, но заметил, что линия шеи и туловище пририсованы к голове неудачно. В эту ночь художник не смог уснуть и заявился к Соколовым рано утром: пока хозяин дома был в своей спальне, он сам закончил портрет графа.

3. Первый эскиз к «Осаде Пскова» Брюллов написал во время одного из вечеров в гостях у графа Федора Толстого. Он нанес несколько чернильных клякс на бумагу и пальцем вырисовывал схему будущего полотна: «Вот здесь будет в стене пролом, и в этом проломе будет самая жаркая схватка. Я через него пропущу луч солнца, который раздробится мелкими отблесками по шишакам, панцирям, мечам и топорам. Этот распавшийся свет усилит беспорядок и движение сечи».

4. Несмотря на похвалу и высокие почести, которые оказывал художнику император, Брюллов не написал ни одного портрета членов монаршей семьи, однако дарил великим княгиням и князьям свои работы. Например, Александре Николаевне он передал рисунок главного придела Казанского собора , а Марии Николаевне - картину «Бахчисарайский фонтан».

5. На картине «Последний день Помпеи» Брюллов несколько раз изобразил свою возлюбленную - Юлию Самойлову - в образе двух матерей на переднем плане, а также девушки в розовой тунике, а уже за ней - собственный портрет.

Карл Петрович Брюллов - выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

Биография Карла Брюллова

В семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев.

Между тем он рос слабым и тщедушным ребенком, семь лет практически не вставал с постели и был истощен золотухой настолько, что «стал предметом отвращения для своих родителей».

Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств,в стенах которой он провел 12 лет.

Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства. В1819 г. Карл поселяется в мастерской брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана. Его дни заполнены рисованием заказных портретов. Так совпало, что заказчикам П.Кикину и А.Дмитриеву-Мамонову понравились портреты, выполненные Брюлло, и что именно они, эти заказчики, потом вошли в совет Общества поощрения художников.
Создав по их просьбе картины «Эдип и Антигона»(Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (местонахождение неизвестно), Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию (подробнее) на четыре года, для себя и брата. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» - теперь они стали Брюлловы.

С легкой душой уезжал Карл из дома летом 1822 г., но он тогда не мог знать, что вернется в Россию только через 13 лет и не увидит больше ни родителей, ни младших братьев.

В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством.
Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры ни в чем. Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений.

Брюллов честно пытался «отработать» свое пенсионерство, начиная по заказам Общества поощрения художников картины на античные и библейские сюжеты. Но эти темы не были ему близки. На этих полотнах он «нарабатывал» колорит, создавал свои характерные приемы, изучал обнаженную модель и не завершил их. По-настоящему Брюллов работал только над созданием жанровых сцен из итальянской жизни. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил.
И такую же статную, уверенную и независимую женщину встретил Карл в 1827 г. на одном из приемов.

Графиня Юлия Павловна Самойлова стала для него художественным идеалом, ближайшим другом и единственной любовью. Ее красота была равна идущей из сердца доброте. Брюллов с упоением писал ее портреты.

Вместе с Самойловой Карл отправляется осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным - знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия.

Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.

Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.

Творчество Карла Павловича Брюллова

«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», - говорил Карл Павлович Брюллов.

Раннее творчество. Брюллов в Италии

Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, Брюллов учился в Академии художеств (1809 — 1821) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и работал там в 1823-35. Впечатления «полуденного края», его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии.

Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернера и др.) - произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами. Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины-итога, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи.

«Последний день Помпеи» производит фурор - как на родине мастера, так и за рубежом.

В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее «полным, всемирным созданием», где «все отразилось», - отразилось в образе «сильных кризисов, чувствуемых целой массой». Политический заряд «Помпеи» чутко ощутил и А. И. Герцен («Новая фаза русской литературы», 1864).

Восточные мотивы

Другие большие исторические замыслы Брюллова, с помощью которых он мечтал повторить успех «Помпеи», остаются неосуществленными или осуществленными лишь частично. В 1835, по пути из Италии на родину, он создает зарисовки Восточного Средиземноморья, сочетающие мечтательный лиризм с тонкой археологической и бытовой наблюдательностью. Позже восточные мотивы оживают в картине «Бахчисарайский фонтан» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина, 1849, Музей А. С. Пушкина, г. Пушкин) и примыкающих к ней набросках на гаремную тему.

Брюллов в России

Торжественно встреченный на родине как первый художник России, он, побуждаемый императором Николаем I, обращается к русскому прошлому.

Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836-37, Третьяковская галерея) не стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Художник с увлечением берется за монументально-декоративные проекты; антично-мифологические мотивы обретают полнокровную жизненность в эскизах росписей Пулковской обсерватории, прежде всего, в композиции «Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом» (Третьяковская галерея). Этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора (1843-48) проникнуты внутренней силой и величием, однако и здесь, как в Пулкове, конечные результаты (исполненные при участии П. В. Басина и других) оказываются значительно холоднее исходного замысла. Гораздо задушевнее многие малые вещи Брюллова, например, акварели к произведениям Александра Дюма-отца и других авторов (в том числе к «Арапу Петра Великого» А. С. Пушкина, 1847-49, Третьяковская галерея), - их иронический лад предвосхищает стилистику «Мира искусства».

Осада Пскова Стефаном Баторием Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом

Портреты

Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно.

Он по-прежнему пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», около 1842, Русский музей). Иное, созерцательно-спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей («Поэт Н. В. Кукольник», 1836; «Скульптор И. П. Витали», около 1837, оба - в Третьяковской галерее; «В. А. Жуковский», 1837-38, Киевский музей Т. Г. Шевченко; «И. А. Крылов», 1839, «А. Н. Струговщиков», 1840, оба - в Третьяковской галерее). К данному циклу примыкает и «Автопортрет» (1848, Третьяковская галерея), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья.

Графиня Ю.П.Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А.Паччини Поэт Н.В.Кукольник Автопортрет

С 1849 Брюллов, слабея от болезни, живет на о. Мадейра, а с 1850 - в Италии. И в последний период своей жизни мастер создает экспрессивные, полные тонкой духовной грации портреты («Археолог М. Ланчи», 1851, Третьяковская галерея; неоконченная картина «Дж. Титтони в образе Жанны д`Арк», 1852, частное собрание, Рим), согретые поэтичным юмором зарисовки народного быта.

Влияние

Будучи профессором Академии художеств в 1836-49, Брюллов оказал большое воздействие на русское изо-искусство и как педагог.

Однако непосредственные представители брюлловской школы (Я. Ф. Капков, П. Н. Орлов, А. В. Тыранов, Ф. А. Моллер и др.), сами по себе интересные мастера жанровой и религиозной картины, а также портрета, в целом лишь продолжали стилистику учителя, ничем существенным последнюю не обогатив. К романтической школе Брюллова примыкал как художник и Т. Г. Шевченко, который тоже был его учеником.

О «Последнем дне Помпеи»:

1. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

2. На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, с которой молодого художника связывали романтические отношения. Именно вместе с нею они путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

3. В России того времени полотно Брюллова воспринималось как совершенно новаторское. Но оно принесло свою долю славу российской живописи. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

4. Заказчиком и спонсором написания работы был знаменитый меценат Анатолий Демидов, который затем подарил картину Николаю I. Некоторое время она выставлялась как руководство для начинающих живописцев в Академии художеств.

5. Вместе с картиной Брюллова в русскую историческую живопись впервые вошел народ. Раньше простых горожан на картинах не изображали. И хотя этот народ был показан довольно идеализированно, без какой бы то ни было социальной характеристики, значение сделанного Брюлловым начинания нельзя не оценить.

6. В первоначальных набросках к картине встречалась фигура грабителя, снимающего драгоценности с упавшей женщины. Однако в окончательном варианте Брюллов убрал его. Первый план картины заняли несколько групп, каждая из которых стала олицетворением великодушия. Отрицательные персонажи не нарушили возвышенный трагический строй картины. Зло, причиняемое людям, воплотилось лишь в разбушевавшейся стихии.

7. Новизна брюлловского замысла заключалась в том, что он использовал два крайне контрастных источника света: горячие красные лучи в глубине и холодные, зеленовато-голубоватые на переднем плане. Он поставил перед собою трудно выполнимую задачу, однако с удивительной смелостью добивался ее решения. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни.

«Мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла наконец в живопись, и сверх того проникнулась какой-то тайной музыкой», — писал Н. Гоголь.

Еще факты:

  • До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».
  • Художник был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок.
  • Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.
  • Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов по просьбе Жуковского написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова.
  • Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.
  • Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В. А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста.
  • Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.
  • «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа Брюллова — стала одной из первых картин, купленных П.М. Третьяковым для своей коллекции.

Библиография

  • Голдовский Григорий, Петрова Евгения. Carl Brullov / На русском и английском языках. - СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 1999. - 198 с. - ISBN 5-93332-011-0, 3-930775-80-8.
  • Карл Павлович Брюллов. - М.: Издательство «Дирек-Медиа», 2010. - Т. 23. - 48 с. - (Великие художники). - ISBN 978-5-87107-196-0.
  • Bryullov Karl (1799-1852) - brief biography // Russian Paintings Gallery (англ.)
  • Бочаров И., Глушакова Ю. Миланские адреса // Итальянская Пушкиниана / Рецензент В. В. Кунин. - М.: Современник, 1991. - С. 54, 69-71. - ISBN 5-270-00630-8.
  • Т. Шевченко. Автобиография
  • Елена Бехтиева. О первом памятнике русскому художнику в Португалии // «Русское искусство», №1, 2014

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artsait.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852) - великий Карл - так еще при жизни величали современники живописца. Его имя ставилось в один ряд с именами лучших портретистов Фландрии. А император Николай I пришел в такое восхищение от одной из его работ, что пожаловал ему перстень с бриллиантом.

Французские корни

В семье Брюлло была наследной: прадед, дед, отец - все состояли в цехе художников. Отец, академик и преподаватель, был первым учителем своих детей. Матушка будущего живописца имела девичью фамилию Шрёдер, происходя из обрусевшей немецкой семьи.

Годы учебы (1809 - 1821)

Двенадцать лет учился в Академии его в эти годы, благодаря уникальному таланту и серьезной домашней учебе, складывалась более чем благополучно: он резко выделялся среди однокашников. Образование базировалось на принципах классицизма. Последовательность обучения, ныне утерянная, была незыблема. К рисованию живой натуры приходили после ряда длительных этапов обучения: копирования оригиналов (натюрмортов и фигурных композиций), рисования с гипсовых слепков, потом - манекенов в драпировках «под людей».

Карл постоянно шел впереди своих сверстников. Юноша искренне любил классицизм, в котором реальное подчинялось идеальному, где не было места волнениям и суете мира. Но живая жизнь с ее политическими страстями и красота живой натуры вторгалась в мир идеалиста. И в своей первой картине «Нарцисс» (1819) он вышел за условные рамки, которые были заданы Академией. А за конкурсную картину, которую он выполнил, соблюдая все каноны, Брюллов получил золотую медаль.

Поездка в Италию

Недавно созданное Общество поощрения художников отправляет двух братьев, Карла и Александра, в Рим. Перед вами портрет Александра Брюллова в те годы.

Он был не только красив, но обладал большими способностями к рисованию и архитектуре. В Петербурге им построено здание и не только. Этот первый визит в страну, где вся атмосфера пропитана искусством и красотой, навсегда войдет в душу братьев. В это время по разрешению императора их фамилия русифицируется и теперь становится не Брюлло, а Брюллов. А пока, по дороге, Карл Брюллов, биография которого дарит ему встречи с готическим искусством и творчеством Тициана, поражается и восхищается ими. Но исподволь идеи романтизма, с которым русские еще не знакомы, начинают его волновать.

Флоренция и, наконец, Рим совершенно ошеломили и пленили начинающего художника. Более всего он восторгается Рафаэлем и Леонардо, но также и замечает, что в стране неспокойно. В ней зреет освободительное движение. Свобода - вот что влечет весь народ страны. Ни одну картину в это время Брюллов не может довести до конца - в голове никак не укладывается в стройную систему все, что он видит. Но зато делает около 120 портретов. Все его модели без исключения красивы. Например, «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824).

Уже в этой ранней работе виден и блестящий дар колориста, и мастерство, которое дала ему Академия. Этот интимный с которой художник дружил, сразу вызывает симпатию. В эти годы, став популярным живописцем, получая много заказов, Карл Брюллов, биография которого делает новый поворот, порывает с Обществом поощрения художников и начинает писать самостоятельные работы. Он свободен в выборе тем, он может создать новое произведение и продать его. Брюллов стал независимым человеком.

Парадный портрет (1832)

Это парный портрет-картина, который изображает Джованнину и Амацилию Паччини. Он известен как картина «Всадница». Итальянцы сразу заговорили о молодом русском живописце. Восторженные итальянские критики расхваливали в картине все - виртуозность, с которой она написана, нежную и богатую палитру. Их поразила естественная грация движений и поз, пластическая завершенность. Многие из них считали, что картина «Всадница» отмечена гениальностью.

Движения модели на вороном коне стремительны, но они уравновешены и торжественны благодаря композиционному построению. Фигура Джованнины, уверенно сидящей в дамском седле, находится в центре внимания художника, который покорен ее царственным величием, умением управиться с норовистым конем, который не может прийти в себя после прогулки и встает на дыбы. Вороной атласный конь и белая пышная воздушная юбка модели, которая ложится изящными складками, контрастны. Нежен и смел колорит одежды Джованнины и Амалиции, которая на балкончике с восхищением встречает грациозную всадницу.

Весь мир прекрасен под кистью мастера. Маленькая Амалиция призвана оттенить уверенность управления конем и спокойствие сестры. Амалиция смотрит на великолепную амазонку доверчиво, нежно, изумленно. Две маленькие собачки также встречают юную прелестную всадницу. На мохнатом песике ошейник с надписью «Самойлова», написанной латиницей. Очарование юности, ее отважную нежность и уверенность видим мы на этом портрете. Невозможно не поместить рядом портрет заказщицы Ю. Самойловой, которая всегда вдохновляла живописца.

Он поразителен и достоин наивысших похвал мастерства Брюллова.

Историческая картина

Параллельно с созданием небольших итальянских пейзажей Брюллов Карл, произведения которого сочетали в себе элементы классицизма, реализма и барокко, задумывает еще в 1827 году большое, грандиозное историческое полотно и в 1830 году приступает к его выполнению. Дело в том, художник посетил раскопки в Помпее. Он был ошеломлен той степенью, в которой сохранились остатки древнего города. Помпеи были живы, не хватало только торговцев в лавках, жителей, которые ходят по своим делам по улицам, отдыхают дома или сидят в кабачках.

Замысел картины «Последний день Помпеи» Брюллов Карл вынашивал три года. В это время он много читал письма очевидцев. Эстетика романтизма, которой теперь был наполнен художник, требовала достоверности. В некоторой степени на него повлияла и дружба с композитором Паччини, который написал оперу «Последний день Помпеи». Брюллов Карл слышал ее, и она тоже представила ему пищу для размышлений и фантазии. Кроме того, он, обожествлявший Рафаэля, вдохновлялся его многофигурными фресками в Ватикане. Пластика его персонажей, ритмика организации движения и разнообразная жестикуляция - это школа Рафаэля. Однако колорит, который он будет использовать, живописец подчерпнет в богатстве цвета Тициана. Он вырабатывает особый женский тип - сильный, крепкий, страстный и необыкновенно красивый. Его музой была графиня Ю. Самойлова, чей облик на картине он напишет три раза.

День катастрофы

Величие рокового мига отражено на полотне. Страшен этот последний черно-алый день.

Он весь охвачен пламенем пожаров, сыплющимся черным пеплом, грохотом зданий, которые рушатся, криками о помощи несчастных мечущихся людей, которым их боги не послали защиты. Да сами их боги падают, не выдерживая гнева земли и разбушевавшегося вулкана. На переднем плане мать обнимает двух дочерей и с ужасом видит, что защиты больше ждать неоткуда. Боги их рухнули. Рядом сыновья несут престарелого отца, а юноша поддерживает упавшую невесту. Дальше испуганный конь совершенно не хочет слушать своего всадника. Все находится в бурном движении. Лишь художник спокоен. Он хочет навсегда запомнить эти краски и движения. Творец - свидетель, в памяти которого останется кровавый конец этой ночи.

Фигуры просто скульптурны. Еще никто не верит, что это их последние роковые минуты. Но всеблагие боги призвали их на это высокое, жуткое зрелище. Люди выпьют полную чашу страданий, которые им послали. Брюллов облек в классическую форму переживания, которые испытывают люди на картине. Все оттенки их чувств, которые выразил художник - это уже чистый романтизм.

Успех в Италии был необычайно велик. А Париж не оценил этого произведения, но Россия с триумфом встретила это полотно. На него откликнулись и А. Пушкин и Е. Баратынский. Гоголь, Жуковский, Лермонтов, Белинский, Кюхельбекер - все высоко оценивают это произведение. И на выставку пошел народ - горожане, мастеровые, ремесленники, купцы. А император Николай I на личной аудиенции, которая состоится позже, увенчает голову живописца венком из лавра.

Возвращение на родину

После создания величественного полотна по требованию императора Николая I художник Карл Брюллов, посетив Грецию, Константинопль и Москву, вернулся в Петербург. Но дорогой он заболел, и возвращение растянулась почти на три года. В пути живописец много работал. Так он написал в 1835 году портрет вице-адмирала В.А. Корнилова, будущего героя Крымской войны.

Брюллов умел чувствовать характер своих моделей. Сейчас он интуитивно выбрал героическую личность. Так или иначе, в Москве он уже был в 1835 году. Там состоялось его личное знакомство с А.С. Пушкиным и В.А. Тропининым, нашим выдающимся портретистом, который вышел из крепостных. Два художника оценили таланты друг друга и крепко подружились.

В Петербурге (1836 - 1849)

В это время он преподавал в Академии и писал много портретов. Нам по его работам знакомы Н.В. Кукольник, В.А. Жуковский, И.А. Крылов - это все современники Карла Брюллова. Их портреты напишет художник. Сделает иллюстрацию к "Светлане" В.А. Жуковского. Больших исторических полотен не создаст больше Брюллов Карл. Произведения и достижения последнего периода жизни лежат в области портрета. Нестор Кукольник - человек, которого художник любил и считал своим близким другом, даже на портрете проявит свои не лучшие качества, так глубоко художник сумеет заглянуть в его внутренний мир.

Его модель соткана из противоречивости и рефлексий. Романтик Брюллов перенес на полотно атмосферу сомнений и разочарований - дух времени. Жизнеутверждающего праздничного Брюллова не стало. На портрете мы видим то, что сложно передать словами, это противоречивость, которая заложена в самом характере Кукольника. В нем и застенчивость, и развязность, и некоторый цинизм. Модель смотрит прямо на зрителя, но фигура согнута под тяжестью безвременья. От жизни его отгораживает стена. Композиция спокойна, лишь играющий рефлексами свет вносит динамику и напряженность.

Женитьба

В 1838 году Карл Павлович Брюллов познакомился и через год женился на Эмилии Тимм. Уже через месяц совместная жизнь супругов оказалась невозможной. Последовал длительный бракоразводный процесс. Карл Брюллов, биография которого так резко колебалась, был отвергнут обществом. Утешением для него стала встреча с которая приехала из Италии по делам, связанным с наследством. Для себя он пишет ее парадный портрет.

И вновь он видит идеал Женщины, достойной места на пьедестале. Карл Павлович Брюллов вновь, оживая, воспевает прекрасного человека. Мощь духа графини проявляется и во внешней монументальности колонн и драпировок, самой литой фигуры Самойловой, которая предстает перед зрителем, как прекрасная античная скульптура. Художник вновь видит перед собой красоту и духовную силу. В мире маскарада Самойлова сбросила маску и явила миру свободную личность.

Карл Брюллов: автопортрет (1848)

Работая над росписями Исаакиевского собора, который еще строился, Брюллов тяжело заболел. Он получил ревматизм, который дал осложнения на сердце. Ему был предписан постельный режим и полный покой. Общение сократилось до минимума - его посещали только врачи.

И вот уже немолодой художник, ему скоро пятьдесят, после болезни, когда он отлежал в одиночестве более полугода, смотрит на себя в зеркало с горьким разочарованием. Он слаб, об этом говорит его расслабленная поза, рука, на которой вздулись вены, висит недвижимо. Но покоя здесь нет. На картине подводится итог жизни. Брови сведены, складки и морщины между ними показывают обостренную работу мысли. Политические изменения, которые затронули страну, им пропущены, и художник, как думается ему, идет не по той дороге. Он безгранично устал, этот благородный и возвышенный человек. Высока сила его духа, которую он вынужден смирять. Все разочарования отражены в автопортрете. Он видел в зеркале не только себя, но все свое поколение.

Творчество Карла Брюллова

Последние годы жизни (1849 - 1852) по рекомендациям врачей Брюллов проведет за границей. Он лечится на острове Мадейра, затем переезжает в Италию. Он живет в семье соратника Гарибальди. Идеи борьбы за свободу подхвачены художником. Он снова, несмотря на сердечную недостаточность, много работает. Академические каноны отодвигаются в сторону. Воодушевление, которое охватило страну, проявляется в портрете Джульетты Титтони, которая изображена в латах. Это итальянская Жанна Д´Арк.

Художник создает галерею образов борющейся Италии. К нему вернулась вера в себя и свои силы. Но он не может знать, как мало ему отпущено времени. Пройдя длинный путь увлечения академизмом в юности, перейдя к романтическому восприятию мира и радостному воспеванию Красоты, а в поздние годы приблизившись к реализму, Карл Брюллов, кратко говоря, сделав для русского искусства необычайно много, особенно в области портрета, не успел раскрыть весь свой творческий потенциал.

Ему отказало сердце, и он скончался ночью в удушье. Русский гений похоронен в Италии, в маленьком местечке под Римом, на протестантском кладбище. В этот 1852 год Россия потеряла В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, лучшего ученика Брюллова П. Федотова.

По мере возможности в статье дано описание картин Карла Брюллова. Его творения говорят с нами ярким доступным языком. Войдите в мир, созданный живописцем, и вас заворожит любовь и красота, которую прославлял мастер.

Карл Павлович Брюллов - известный живописец, рисовальщик, акварелист, живший в первой половине 19 века. Творчество его внесло свежесть жизненности, романтики, увлечения красотой окружающего мира в живопись современного ему академического классицизма. Мировую славу этому художнику принесла его работа "Последний день Помпеи".

В нашей статье представлена биография Карла Брюллова. Кратко рассказать об этом художнике недостаточно. Безусловно, Карл Павлович заслуживает подробного рассмотрения его жизни и творчества. Этому и посвящена представленная ниже биография Карла Брюллова.

Происхождение и детство художника

Брюллов Карл Павлович появился на свет в Петербурге 23 декабря 1799 г. Отец его, Павел Иванович, - академик орнаментальной скульптуры. В связи с этим неудивительно, что все семеро детей в семье имели художественные способности. Более того, пятеро сыновей - Иван, Павел, Александр, Федор и Карл - стали художниками. Наибольшая слава, однако, выпала на долю последнего.

В детстве Карл отличался болезненностью. отмечена тем, что в течение семи лет он почти не вставал с постели. Карл Павлович страдал золотухой. Очень рано проявились у мальчика большие способности к живописи. Павел Иванович занимался со своим сыном с детства. Как педагог он был очень строг. Отец Карла мог даже оставить без завтрака больного сына только за то, что он не выполнил задание по рисованию.

Обучение в Академии художеств, первые работы

Когда Карлу исполнилось 10 лет, он был принят в Мальчик с самого начала обучения выделялся среди сверстников серьезной подготовкой, которую он получил под руководством отца, а также ярким талантом. Карл Павлович страстно любил рисовать. Ради этого он иногда даже имитировал приступы золотухи, отправлялся в лазарет и там писал портреты друзей.

Преподавателями мальчика в Академии были А. Егоров, А. Иванов, В. Шебуев и др. Работа "Нарцисс, смотрящийся в воду" стала первым признанным его произведением. В основе ее сюжета - греческий миф о красивом юноше, который был пленен собственным отражением в воде. В 1819 году за эту работу Брюллов был удостоен золотой медали второй степени. А спустя два года за картину под названием "Явление Аврааму трех ангелов" ему была вручена Большая золотая медаль.

Жизнь с братом

Карл Павлович в 1819 году поселился у своего брата Александра в мастерской. Брат его был помощником Монферрана на строительстве знаменитого Исаакиевского собора. Брюллов в это время зарабатывал себе на жизнь созданием портретов на заказ. В числе его заказчиков были люди, которые позже вошли в Совет Общества поощрения художников. Карл Павлович по их просьбе создал "Раскаяние Полиника" и "Эдипа и Антигону". За это ему была предоставлена возможность совершения четырехлетней пенсионерской поездки в Италию вместе со своим братом.

Поездка в Рим, работы итальянского периода

Биография Карла Брюллова продолжается тем, что он вместе с Александром в 1822 г. отправился в Рим. Здесь братья изучали искусство мастеров, относящихся к эпохе Возрождения. Карл Павлович много времени отдавал обучению, однако и его была достаточно насыщена. За время, проведенное в Италии, художник написал множество различных произведений. В работах "Итальянский полдень" (на фото выше) и "Итальянское утро", которые были созданы для отчета отправившего его за границу Общества поощрения художников, автор обратился к будничным сценам сбора винограда и утреннего умывания, а не к мифологическим или историческим сюжетам. Картину "Итальянское утро" оценил сам Николай I. Он подарил эту работу императрице.

Карл Брюллов в итальянский период своего творчества сосредоточился на портретной живописи. Среди его произведений нужно отметить созданный около 1832 года портрет графини Ю. Самойловой с арапчонком, в 1828 году - музыканта М. Виельгорского, в 1832 году - Джованины Паччини (знаменитая "Всадница", на фото выше), а также автопортрет, написанием которого около 1834 года была отмечена биография Карла Брюллова. Интересные факты о художнике и его выдающиеся произведения многочисленны, в чем вы убедитесь, прочитав до конца эту статью.

Возвращение в Россию

Вернувшись в Россию, художник создал в Москве несколько работ, имеющих более интимный характер. Среди них следует назвать портреты А. Толстого, А. Погорельского, а также И. Витали за работой. Несколько позже, живя уже в Петербурге, Карл Павлович создал портреты И. Крылова (в 1841 году) и В. Жуковского (в 1838 году). Примечательно, что последнюю работу он выполнил специально для лотереи, которая была организована для сбора средств для выкупа Т. Г. Шевченко из крепостной зависимости.

Встреча с Самойловой Ю. П., новая поездка в Италию

На одном из приемов, состоявшихся в 1827 году, художник познакомился с Павловной. Эта графиня стала для Карла Павловича любовью, ближайшим другом и художественным идеалом. Вместе с ней художник отправился в Италию на развалины городов Геркуланума и Помпеи, которые погибли в 79 г. н. э. из-за извержения вулкана. Брюллов, вдохновившись описанием этой трагедии римского автора который был ее очевидцем, понял, что это событие станет темой его следующего произведения. Художник в течение трех лет собирал материал на раскопках и в археологических музеях. Он стремился к тому, чтобы каждый предмет, представленный на его полотне, соответствовал той эпохе.

"Последний день Помпеи"

Шесть лет продолжалась работа над картиной под названием "Последний день Помпеи". В процессе ее создания автор сделал множество набросков, эскизов и этюдов, а также несколько раз изменял композицию. Когда картина была представлена публике (произошло это в 1833 году), она вызвала настоящий взрыв восторга. До этого ни одна из работ, относящихся к русской школе живописи, не была удостоена такой большой европейской славы. На выставках в Париже и Милане в 1834 году ее успех был потрясающим. Брюллов в Италии стал почетным членом сразу нескольких академий искусств, а во французской столице он был удостоен Золотой медали.

Чем же можно объяснить такой успех этой картины? Не только удачным сюжетом, который соответствовал романтическому сознанию представителей той далекой эпохи, но и тем, как автор разделил на локальные группы толпу гибнущих людей. Каждая из этих групп иллюстрирует определенный аффект - алчности, отчаяния, самопожертвования, любви. Сила стихии, которая представлена на картине, губит без разбора все вокруг, врывается в гармонию бытия. У современников художника она вызывала мысли о неосуществившихся надеждах, о кризисе иллюзий. Это полотно принесло его создателю всемирную славу. Анатолий Демидов, заказчик картины, подарил ее Николаю I.

Экспедиция и ее плоды

Брюллову сложно было создать что-то, превосходящее это полотно. После его написания он впал в Карл Павлович одновременно принялся за несколько работ, однако не закончил ни одну из них. В мае 1835 г. художник отправился в экспедицию В. П. Орлова-Давыдова, которая направлялась в Турцию и Грецию. На бриге "Фемистокл" он приехал из Афин в Константинополь. Командиром этого корабля был В. А. Корнилов. Его портрет, созданный в 1835 году (на фото выше), является одной из лучших акварелей, которыми отмечена биография Карла Брюллова. Творчество его под впечатлением от экспедиции впоследствии пополнилось целой серией акварелей, картин и графических рисунков. Среди них следует отметить работы 1835 года "Раненый грек" и "Турок, садящийся на коня"; "Турчанку" (на фото ниже), созданную в период с 1837 по 1839 год; картины 1849 года "Бахчисарайский фонтан", "Сладкие воды в Константинополе" и "Гавань в Константинополе".

Торжественный прием в Одессе

Брюллов осенью 1835 г. вынужден был возвратиться в Россию по приказу царя. Первым из русских городов, куда он прибыл, была Одесса. Жители города устроили художнику торжественный прием. М. С. Воронцов, генерал-губернатор Одессы, принялся хлопотать о том, чтобы срок его пребывания в этом городе был увеличен. Однако сам художник не хотел задерживаться в этих краях.

Как Брюллов отстаивал свою независимость

25 декабря Брюллов прибыл в Москву. Знакомство с А. С. Пушкиным стало важным событием его биографии. После его прибытия в Петербург государь потребовал от Карла Павловича, чтобы тот писал портреты членов императорской фамилии. Однако он всякий раз находил причины, чтобы не выполнить работу. Придворные поражались дерзости, с какой художник относился к высокопоставленным лицам. Брюллов отстаивал творческую независимость, он сумел заставить всех уважать себя.

Преподавательская деятельность и новые работы

Карл Брюллов, биография и творчество которого были к тому времени известны многим, в 1836 году стал работать в Петербургской Академии художеств профессором, где учил молодых художников. Он создал целую "брюлловскую школу", в которую входили его последователи. Многие известные мастера, такие как Т. Шевченко, П. Федотов и др., выросли под влиянием Карла Павловича. К периоду работы в Академии относится также создание около 80 новых портретов. К числу самых известных произведений Брюллова 30-х годов относятся портреты В. А. Перовского, сестер Шишмаревых (на фото выше), Кукольников, певицы А. Я. Петровой. Кроме того, Брюлов участвовал в росписи Исаккиевского собора.

События в личной жизни художника

Следует отметить, что во второй половине 1830-х был очень одинок в личной жизни Карл Павлович Брюллов. Биография его отмечена чувством к женщине по имени Юлия Самойлова, о которой мы уже рассказывали. Однако в то время она была за границей. Карл Павлович в возрасте сорока лет познакомился с Эмилией Тимм, одаренной пианисткой. Отцом этой девушки был рижский бургомистр. У Эмилии, нужно сказать, было непростое прошлое. Она честно призналась художнику в связи со своим родным отцом. Однако жалость и любовь ослепили художника. Он понадеялся на то, что чувства преодолеют все. Так была отмечена венчанием с Эмилией биография Карла Брюллова. Личная жизнь его, однако, оказалась непростой. Спустя 2 месяца, пережив притязания отца своей избранницы и общественный скандал, он расстался с Эмилией. Графиня Самойлова вскоре вернулась в Россию. В 1841 году художник создал ее парадный портрет.

Последние годы жизни

В 1847 году ревматизм, тяжелая простуда и больное сердце приковали живописца к постели на 7 лет. Однако и в это время он продолжал работать. Примечателен его "Автопортрет", относящийся к 1848 г. (представлен в начале статьи).

По совету врачей в апреле 1849 г. Брюллов навсегда покинул Россию. Однако лечение на о. Мадейра не принесло ему облегчения. Художник создал несколько портретов. Самым известным среди них является изображение М. Ланчи, относящееся к 1851 году. Тем не менее Карл Павлович не получал удовлетворения от работы. Весной следующего года он переехал в Марчиано под Римом. Биография Карла Брюллова оканчивается 23 июня 1852 г. Именно тогда умер художник. Его мастерская была наполнена набросками с изображением сцен из итальянской народной жизни.

Карл Брюллов, краткая биография которого была нами изложена, является одним из величайших русских художников. Работы его известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Теперь вы знаете, чем примечательна такого художника, как Брюллов Карл Павлович, биография. История жизни его, согласитесь, весьма интересна.

Карл Павлович Брюллов - знаменитый русский художник, автор бессмертного полотна «Последний день Помпеи», виртуозный мастер портрета.

Происхождение

Будущий художник родился 23 декабря 1799 г. в в семье академика искусств. История его семейства во многом примечательна. Существовала легенда о том, что Брюлло жили во Франции, но будучи протестантами, после отмены Нантского эдикта в конце ХIX века были изгнаны из страны. Беглецы были вынуждены осесть в Германии в городе Люненбург. Именно из Германии в поисках лучшей доли в прибыл родной прадед Карла Брюллова - Георг Брюлло. Отец Карла - Павел (Пауль) Иванович Брюлло (1760-1833), был искусным резчиком по дереву, мастером живописной миниатюры, он преподавал скульптуру в петербургской Академии художеств. Мама - Мария Ивановна Шредер, также происходила из семьи, имеющей немецкие корни. У Карла было три брата и две сестры. Старший брат Александр впоследствии стал знаменитым архитектором. Александр Брюллов, благодаря выдающимся успехам в архитектуре, был удостоен потомственного дворянского звания. У Александра было много детей, которые и продолжили род Брюлловых. Сам знаменитый живописец, законных детей не имел.

Детство, юность

Карл был довольно болезненным ребенком. Тем не менее, с самого раннего детства он, руководимый отцом, усердно изучал искусство живописи. Осенью 1809 г. вместе со старшим братом Александром юного художника зачислили в Императорскую академию художеств. Брюллов учился за казённый счёт. В самом начале обучения Карл обратил на себя внимание учителей. Талантливый, любознательный мальчик, он заметно выделялся среди однокашников. Соученики неоднократно обращались к Карлу с просьбой подправить их экзаменационные работы, юноша помогал за небольшую плату. Одним из учителей Карла был замечательный русский художник Андрей Иванович Иванов. Талантливый педагог, Иванов сразу оценил недюжинный талант юноши и во многом помогал Брюллову. В 1830 г. Андрей Иванович Иванов попал в монаршую немилость и был уволен из академии. Брюллов, тогда уже знаменитый художник, недавно возвратившийся из-за границы, за достижения на ниве искусства получил в награду лавровый венок, который он тут же, прилюдно, в знак величайшего его уважения перед учителем, возложил на голову Иванова.

В 1821 г. Брюллов с отличием окончил академию искусств. Уже во время обучения в академии художнику удалось создать три значимые картины. Первым было полотно «Гений искусства», оно признано соответствующим всем канонам академизма и рекомендовано к копированию. Вторым значимым творением Брюллова стала картина «Нарцисс смотрящий в воду», картина настолько понравилась его педагогу, Андрею Ивановичу Иванову, что он выкупил её для своей собственной коллекции. В наше время картину можно видеть в Санкт-Петербурге, в Русском музее. Третье полотно - выпускная работа, картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за это произведение искусства Брюллов удостоился золотой медали по классу исторической живописи.

Итальянский период

Карл Брюллов, золотой медалист академии, имел право на пенсионерскую поездку за границу, однако по причине ссоры с директором академии А. Н. Олениным поездка не состоялась. Но судьба оказалась благосклонна к молодому таланту. Как раз в те годы в Петербурге было образовано меценатское общество поощрения художников (ОПХ). Члены общества обратили своё внимание на Брюллова. Молодому художнику, ещё в академические годы успевшему зарекомендовать себя самым положительным образом, было предложено нарисовать несколько тестовых работ. В случае успешного выполнения оных, было обещано оплатить заграничную поездку. Брюллов с энтузиазмом взялся за дело. Из-под его кисти вышли две замечательные картины «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полинека». Авторитетное жюри осталось весьма довольно качеством этих произведений искусства. Однако Брюллову было поставлено дополнительное условие поездки: он был обязан представлять эпистолярные отчёты о путешествии, а также высылать новые работы. Художник согласился.

Вскоре после этого, 16 августа 1822 г., Карл Брюллов вместе со старшим братом Александром отправился в увлекательную заграничную поездку. Маршрут их путешествия был таков: Рига - - Берлин - Дрезден - Мюнхен - Венеция - Падуя - Верона - Мантуя - Болонья - Рим. Разумеется, конечным этапом вояжа являлось посещение Италии с целью изучения богатейшего искусства этой страны. В Италию стремились все люди искусства: художники, скульпторы, поэты, архитекторы, эта восхитительная древняя страна как магнитом притягивала творческих людей. Весной 1823 г. Братья Брюлло прибыли в Рим. Сразу по прибытии художник получил задание от ОПХ - сделать копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», эта была последняя работа Брюллова, выполненная в статусе ученика. Художник, очарованный природой Италии, с головой окунулся в работу. Сам воздух благословенной всеми богами Италии способствовал самому продуктивному творчеству.

В Италии Брюллов, доселе писавший картины, в основном, на религиозные и исторические темы, увлёкся жанровой живописью. Художник с живейшим увлечением писал всё то, что видел вокруг себя. Полотно «Итальянское утро» стало первым ошеломляющим успехом. Картина была отправлена в Санкт-Петербург и преподнесена императору . Увидев картину, русский венценосец пришёл в полный восторг. На полотне, буквально пропитанном солнцем Италии, была изображена умывающаяся девушка, юная и прекрасная в своей очаровательной невинности. Брюллову был пожалован бриллиантовый перстень, а также было передано царское пожелание получить парную картину. Следствием этого явилось создание картины «Итальянский полдень». Увы, картина не понравилась ни ОПХ, ни императору, и оскорблённый автор разорвал отношения с ОПХ. Таким образом, художник лишил себя финансовой поддержки из России. Но на тот момент художник уже в ней и не так нуждался. Карл Брюллов успел зарекомендовать себя в Италии как очень хороший портретист. Заказы от итальянской знати сыпались, как из рога изобилия, не отставали и русские вельможи. Многие портреты мастера являли собой удачный симбиоз художественных направлений: строгий классицизм переплетался с роскошным барокко, и в тоже время объективный реализм мог уживаться с элементами вычурности. Художник становился модным и покупаемым. С 1827 г., Брюллов увлёкся созданием небольших акварелей, изображающих сценки из итальянской жизни. Акварели с удовольствием раскупались приезжими аристократами. Все акварели были выполнены в лёгком, воздушном стиле, прежде всего в них воспевалась непревзойдённая красота итальянской природы и её замечательных жителей, потомков древних этрусков и гордых римлян.

Италия - страна, овеянная легендами великого и ужасного прошлого. Территория, где происходили грандиозные исторические события, самым непосредственным образом повлиявшие на всё мироустройство планеты Земля. В 1828 г. произошло извержение вулкана Везувий. К счастью, оно не было столь разрушительным, как в античные времена, однако это событие всколыхнуло память о страшной катастрофе седых времён, об извержении, в мгновение ока стёршем с лица земли прекрасный город Помпеи. Богатый и большой город был полностью похоронен под гигантскими слоями лавы и пепла. В начале XIX века в Италии наблюдался расцвет интереса к археологическим раскопкам, поискам артефактов и изучению античной истории.

Под влиянием тогдашней моды известный русский меценат Анатолий Николаевич Демидов, потомок знаменитого русских промышленников рода, заказал Брюллову полотно на эту тематику. В 1830 г. Карл Брюллов приступил к работе над большим историческим полотном под названием «Последний день Помпеи». Написанию картины предшествовала кропотливое исследование, проведённое художником. Он работал в архивах, изучал все доступные литературные источники, выезжал на натуру, побывал на раскопках древних городов Помпеи и Геркуланум. Всей силой своего таланта он попытался проникнуть сквозь толщу времён, подобный дар даётся лишь избранным, и Брюллов был одним из немногих, кому это удалось. Достаточно, посмотреть на картину и замереть в ужасе и восхищении. Эта работа - самая знаменитая картина Карла Брюллова, она стала его визитной карточкой. Сразу после написания картина прославила себя и своего создателя. Она была выставлена в Лувре и удостоилась первой премии на Парижском салоне. В дальнейшем владелец картины Демидов привёз полотно в Россию и преподнёс этот шедевр в дар российскому императору Николаю I. Изначально полотно находилось в Эрмитаже, далее было подарено Академии художеств, теперь же картину можно увидеть в Русском музее. В наше время для обывателя название картины и фамилия художника звучат как синонимы.

Будучи в Италии, Карл Брюллов познакомился с графиней Самойловой, знатной аристократкой, последней из рода Скавронских, родственницей . Юлия Самойлова - наследница баснословного состояния, взбалмошная особа, светская дама, известная своим эпатажным поведением. Ко времени их знакомства Самойлова даже успела побывать в роли любовницы императора . К слову сказать, и император Николай I не смог избежать той же участи.

Художник, своим лицом напоминавший Аполлона, а своей страстностью - извергающийся огнем Везувий, сразу, с первого взгляда завоевал сердце сумасбродной красавицы. Друзья называли Брюллова не иначе, как «Карл Великий», за ним давно и прочно закрепилась слава отчаянного сердцееда. Между молодыми людьми вспыхнул страстный роман, который продлился несколько лет. Брюллов и Самойлова стали не только любовниками, но и лучшими друзьями. Их отношения были настолько доверительными, что по возвращении в Россию Самойлова попросила, чтобы именно брат Брюллова, Александр, выступил в роли архитектора её нового загородного особняка. Юлия Самойлова была музой и натурщицей для многих картин Карла Брюллова. Например, в картине «Последний день Помпеи» черты Юлии можно увидеть сразу у нескольких женских персонажей, а в одном из мужских мы узнаём и самого художника. В тот период художник создал великолепную картину «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком», в данный момент полотно находится в США в частной коллекции.

За то время, которое Карл Брюллов пребывал в Италии, он стал знаменитым и уважаемым художником. Поклонниками его таланта являлись многие именитые деятели искусства. Вальтер Скотт, Анри Стендаль, Ференц Лист и многие другие искренне восхищались картинами Брюллова. Император Николай I, восхищённый картиной «Последний день Помпеи», передал распоряжение о возвращении Брюллова на родину. Однако перед отбытием в Россию художник решил принять предложение своего друга, графа Давыдова, и совершить путешествие по Малой Азии и Греции. Но, увы, в самом начале путешествия Брюллов заболел лихорадкой. Вылечившись, он отправился в Россию, его путь лежал через Константинополь, там художника нашёл новый царский приказ о немедленном возвращении, а также назначение на звание младшего профессора Академии художеств.

Возвращение в Россию

В 1836 г. Брюллов вернулся на родину. Возвращение в Россию было триумфальным. В Академии художеств был устроен торжественный приём в честь славного живописца. Спустя короткое время появился Высочайший указ, в котором было дано царское соизволение: братьям Брюлло, Александру и Карлу, впредь именоваться по-русски Брюлловы, остальные же представители рода продолжали зваться Брюлло.

В Академии новоиспечённому профессору было предложено возглавить исторический класс и написать большую картину, посвящённую одному из знаменательных событий русской истории. Тему для картины утвердил совет Академии и лично Государь Император. Таким полотном должна было стать полотно «Осада польским королём Стефаном Баторием в 1581 г.», за написание картины художнику было обещано звание старшего профессора. Подготовка к созданию картины проходила самым кропотливым образом. Брюллов вместе с художником-археологом Федором Солнцевым выезжали в Псков, делали зарисовки с натуры, но, увы, невзирая на тщательнейшие приготовления, картина так и осталась лишь проектом.

В тот же год Брюллов познакомился с . Встреча состоялась в . Пушкин, премного слышавший о знаменитом художнике, явился к нему на квартиру с целью личного знакомства. Одногодки, они с первой же встречи прекрасно поладили друг с другом. Брюллов очень понравился Пушкину. Их дружба продолжилась в Петербурге. Пушкин неоднократно приходил в Академию в мастерскую художника, где они обсуждали сюжеты будущих картин. Поэт, недавно выпустивший в свет «Историю » и «Капитанская дочку», был сильно увлечён исторической тематикой. Он предложил Брюллову написать картину, посвящённую подвигам . Увы, их дружба не продолжалась долго, 10 февраля 1837 г. Пушкина не стало, убит на дуэли.

После возращения на родину в личной жизни Брюллова произошли серьёзные катаклизмы. Много лет у художника продолжался роман с графиней Самойловой. Однако в 1838 г. пылкий художник без памяти влюбился в 18-летнюю девушку, дочь рижского градоначальника, Эмилию Тимм. 27 января 1839 г. состоялась свадьба, но спустя всего лишь месяц произошёл внезапный разрыв. Есть отрывочные сведения о причине, послужившей к их расставанию. Некоторые исследователи утверждают, что юная Эмилия Тимм имела порочную связь с кем-то из своих ближайших родственников. Доподлинно известно, что после разрыва мнение петербургского света было не на стороне художника. Глубоко уязвлённый Брюллов вновь находит утешение в объятиях давней любовницы, графини Самойловой, которая совсем недавно вернулась из Италии. После скандала молодая жена вместе с родителями уехала в Ригу. Бракоразводный процесс продлился до 1841 г.

Тем времен художественная карьера Брюллова продолжала идти в гору, слава художника росла. Самые знатные и знаменитые люди жаждали иметь портреты кисти Карла Брюллова. Сам гениальный Пушкин уговаривал художника нарисовать портрет его жены Натальи Гончаровой, считавшейся тогда первой красавицей Петербурга. Но у Брюллова было правило, он брался за портреты только интересных ему моделей, Наталья Николаевна при всей её красоте, как модель его не привлекала. Даже сам император Николай I был вынужден ждать, когда у художника появится настроение, чтобы дорисовать его портрет. Широко известны портреты замечательных друзей Брюллова: баснописца , драматурга Кукольника, скульптора Витали и многих других. Круг общения художника был необычайно широк и разнообразен, что неудивительно, поскольку сам Карл Брюллов являлся личностью уникальной. Друзья Карла восхищались его образованностью, широтой его взглядов, оригинальностью мышления. Он умел воспламенять сердца людей силой своего романтического воображения, под обаяние его потрясающего темперамента попадали люди любых возрастов. Но в тоже время художник мыслил ясно, чётко и логично. Брюллов был умён, талантлив, красив и обаятелен, он прекрасно разбирался в политике и истории, был блестящим психологом. Художник состоял в масонской ложе «Избранного Михаила». Знаменитые его современники - Пушкин, отзывались о нём в самых восторженных тонах.

Последние годы

В 1843-1847 гг. Брюллов, наряду с лучшими художниками России, принимал участие в художественной росписи Исаакиевского и Казанского собора, также им была расписана Лютеранская церковь на Невском проспекте. Брюллов с большим энтузиазмом работал над этими проектами. Однако в начале 1849 г. художник, с детства не отличавшийся крепким здоровьем, занедужил. На это раз застарелый ревматизм дал осложнение на сердце. Брюллов был вынужден просить отставить его от работ. Промозглый климат Северной Пальмиры вовсе не способствовал хорошему самочувствию, состояние здоровья Брюллова ухудшалось. Врачи настаивали на срочном лечении за границей.

27 апреля 1849 г. с целью поправки здоровья Брюллов уехал на португальский остров Мадейра. На Мадейре художник продолжил активно работать. Находясь на острове, он в основном исполнял акварельные портреты друзей и знакомых. С 1850 г. Брюллов переехал в свою любимую Италию. В этом же году он совершил поездку в Испанию, дабы насладиться созерцанием полотен Диего Веласкеса и Франциско де Гойя. После испанской поездки Брюллов уже окончательно возвращается в Италию. Там Брюллов познакомился и подружился с А. Титтони - соратником Гарибальди, в его доме художник и провёл оставшиеся годы своей жизни. Все последние его работы остались в частной коллекции семьи Титтони.

Карл Павлович Брюллов умер 11(23) июня 1852 г. в местечке Манциана, недалеко от Рима. Причина смерти - удушье. Художник похоронен в Риме на протестантском кладбище.

Наследие

Карл Брюллов усердием и талантом своим при жизни достиг мировой славы. Он был равно почитаем и узнаваем, как в России, так и в Европе. Художник был обласкан сильными мира сего, он являлся почётным членом Пармской, Миланской, Римской академии искусств. Живописец был выдающимся мастером парадного и камерного портрета. Творчество Карла Брюллова не укладывается в рамках какого-либо одного художественного направления. В произведении «Последний день Помпеи» академическая форма органично сливается с атмосферой романтического трагизма. Брюллов считается представителем и академизма, и русского романтизма. Он оказал огромное влияние на развитие русской художественной школы. Творчество Брюллова имело множество и подражателей, и продолжателей. На знаменитом , установленном в 1862 г. в , Брюллов воплощён в одной из 16-ти статуй, величайших деятелей русского искусства.

Дмитрий Сытов


Имеет отношение к населенным пунктам:

В 1836 г. по приказу Николая I посетили Псков в сопровождении художника-археолога Ф. Г. Солнцева, изучал в городе сохранившиеся древности и сделал натурные зарисовки для картины «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (картина осталась незаконченной).