Культура и "второе рождение" человека. Второе рождение Приход в физический мир

Страница 1

Бог создал людей, говорят американцы, с разными физическими возможностями, но господин Кольт всех уравнял. И вправду, огнестрельное оружие позволяет побеждать противника при любой физической подготовке. А в наши дни эта мысль получила новое звучание. Бог создал людей с разными интеллектуальными способностями, говорят сегодня американцы, но компьютер всех уравнял. Конечно, в этих ироничных высказываниях заключена лишь доля правды. Ведь уравнивая людей в одном отношении, технические изобретения создают почву для новых различий между ними. И стрелки, для которых не важна физическая сила, различаются меткостью, ловкостью, быстротой реакции.

Новая культурная реальность предъявляет к человеку новые требования. И при этом способности и умение человека, как правило, не извлекаются из генетического кода, как советовали делать "космисты", а формируются культурно-исторически, т.е. в процессе создания и овладения произведениями рук человеческих.

Именно такой путь формирования человека имел в виду немецкий просветитель И. Гердер, когда говорил о "втором рождении" человека, которое возможно через приобщение к миру культуры. Ученых интересует набор исходных органических потребностей и задатков, с которыми младенец выходит из утробы матери. Но это физическое рождение индивида должно обязательно перейти в его культурное "второе рождение" в качестве полноценного человека и личности. Человек, в отличие от животного, рождается как бы дважды. Первый раз в качестве физического существа только благодаря родителям, а второй раз как духовное существо - благодаря семье, школе и всему миру культуры.

Но человек отличается от животного не только своими высшими духовными способностями. Даже то, что роднит его с животным, он делает не так, как животное, а именно - в культурной форме. Так человек способен контролировать и культивировать важнейшие физиологические процессы в своем организме. Возьмем, к примеру, дыхание, которое у живых существ осуществляется спонтанно, то есть безотчетно, само собой. На первый взгляд, то же самое мы видим и у человека. Но только на первый взгляд, потому что дыхание человека можно прямо или косвенно формировать, регулировать и контролировать. Вспомним об индийских йогах, которые ещё в древности научились управлять своим дыханием, воздействуя таким образом на весь организм. Вспомним об античных стоиках, которые считали, что душа находится в легких и ввели практику самоубийств через сознательную задержку дыхания. Таким образом, по мнению стоиков, их душа напрямую соединялась с Богом.

Что касается наших дней, то контроль за дыханием осуществляют спортсмены. Через управление дыханием пытаются лечить различные болезни. Кроме того, существует множество лекарств, с помощью которых человек не прямо и непосредственно, то есть усилием воли, а опосредовано с помощью химических веществ влияет на этот важный физиологический процесс. Умный врач всегда учитывает своеобразие человеческой физиологии, которая зависит от культурных факторов. Ведь многие нарушения в нашем организме возникают в результате неприятностей социального характера и их переживания человеком. Болезни пищеварения, возникшие не из-за плохого питания, а на "нервной почве", - пример того, что физиология человека не может подчиняться чисто природным законам. Природный закон здесь трансформирован и действует под влиянием культурной реальности.

Это интересно:

Голубой период
Начало "голубого периода " принято связывать со второй поездкой художника в Париж. Действительно, он возвращается к рождеству 1901 года в Барселону с завершенными и начатыми полотнами, написанными в совершенно иной манере,чем...

Социально-политическое развитие в эпоху эллинизма
Характерной чертой такого развития было то, что на второй план отступили национальные проблемы. Александр Македонский стремился сгладить этнические особенности, устраивал праздник массового обручения знатных македонян с персиянками, предп...

Фрейдомарксизм Э. Фромма
Учение Эриха Фромма (1900-1980) возникло на основе синтеза фрейдистских, марксистских и экзистенциалистских идей. Свои взгляды Фромм характеризовал как "радикальный гуманизм", "диалектический гуманизм", "гуманисти...

Многие люди и сегодня спрашивают вместе с Никодимом, когда они слышат о рождении от Бога: как это может быть? Рождение от Бога - основание для Божьего действия в нас, почва для усыновления, для которого мы избраны в Иисусе Христе прежде создания мира. Оно - тесные врата, ведущие в Царство Небесное.

Рождение от Бога, или второе рождение, - великое переживание благодати Божьей. Через него человек освобождается от прошлого. Через рождение свыше открывается нам Божественное будущее.

Рождение свыше приносит нам прощение грехов, спасение от порабощения страстями, внутренний мир с Богом, запечатление Святым Духом и сознательное общение с Богом Отцом, Иеговой, и Сыном Божьим.

Рождение свыше - это прежде всего внутреннее переживание, через которое душа вступает в сознательное общение с Богом на почве совершенного Богом спасения. Следовательно, второе рождение бесконечно больше, чем просто признавать за правду Божественные истины, потому что дело не в знании, но в обновлении жизни, в переживании, которое имеет основополагающее значение. Его можно сравнить только с физическим рождением. Можно все признавать, что Бог сделал для спасения человека, можно восхищаться свидетельством Св. Писания о новой жизни, можно соглашаться с необходимостью рождения свыше, и все же самому оставаться без вечной жизни.

Всякое начало в Божьем органическом творении окутано тайной. Природа покрыла эту тайну покрывалом, которое никто не может приоткрыть. Так сокрыты и первые начала Божественной жизни в человеке, хотя иногда можно установить, как рано уже действовала на нас многоразличная благодать Божья, влекущая нас ко Христу. Все же, кто пережил рождение свыше, тот знает, что он получил новую жизнь. Человек порывает с прежней жизнью во грехе и находит радость общения с Богом и с детьми Божьими. Такой человек может засвидетельствовать словами слепорожденного: "Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу" (Иоан.9:25).

Пусть творческое дело в нас, через которое мы стали новой тварью, нельзя объяснить, но все же мы знаем, что "древнее прошло, теперь все новое".

Много лет тому назад покойный слуга Божий д-р Бедекер спросил одного старшего брата, сидевшего с ним в большом собрании за кафедрой: "Брат, скажи, откуда ты знаешь, что ты рожден свыше?" Брат растерялся и не знал что ответить. И так как он продолжал молчать, то доктор Бедекер обратился с этим же вопросом ко второму брату. Но и этот брат молчал и не знал что ответить. Не получив ответа, брат Бедекер произнес: "Ну, брат, скажи же: потому что я живу!"

Там, где есть жизнь, было и рождение!

Кто живет в общении с Богом, тот нашел путь к Нему. Кто вдыхает небесную атмосферу, тот должен иметь и соответствующие органы для этого. В общении со Христом чувствует себя хорошо только тот, кто нашел в Нем своего Спасителя.

Разумеется, мы не всегда можем определить путь, на котором Бог открыл нам Сына Своего как нашего Спасителя, но мы знаем, что Его благодать не была для нас напрасной.

Рождение свыше - не человеческое дело, но дело Божье. Только в том случае, когда на почву попадает семя, почва может произвести новую органическую жизнь. Виноградная лоза не вырастет, если не посадить саженца. Самая плодородная почва сама по себе не может произвести пшеницу, если семя пшеницы не будет брошено в почву. То же происходит и с новой духовной жизнью. Душевный человек такой, какой он есть по природе, никогда не может из самого себя произвести Божественную жизнь. Все усилия достигнуть этого своими силами обречены на неуспех. Нет смысла ставить перед человеком требования, которых он не в состоянии выполнить. Жить новой жизнью может только тот, кто получил эту Божественную жизнь через рождение свыше.

Душевный человек через физическое рождение получил органы только для физической жизни, а не для вечной. Кто старается служить Богу, не получив рождения свыше, тот испытывает состояние, описанное ап. Павлом: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7:19). Павел стал новой тварью после того, как благоволил Бог в нем открыть Сына Своего (Гал.1:15-16). Хотя он был перед законом человеком непорочным и в своей ревности служить Богу превосходил своих сверстников, но все это ему не давало новой жизни. Новая жизнь не рождается в нас через дела закона или через исполнение религиозных обрядов. Бог вмешался в его жизнь и открыл ему ту новую жизнь, о которой он позднее свидетельствовал: "Не я живу, но живет во мне Христос".

Рождение свыше не является плодом нашего старания, в том числе наших молитв и исповедания грехов. Это делает только Бог, входя в нашу жизнь через животворящее Слово и рождая в нас новую жизнь.

Не человек ищет Бога, но Бог ищет человека. И это вмешательство Бога в нашу жизнь произошло на почве великого Божьего милосердия.

Рождение свыше - это также не помилование и исправление ветхого человека, но суд над ветхим человеком. Через рождение свыше открывается нам та новая жизнь, которая возможна только во Христе. Павел пишет о тех, кто во Христе: "Древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17). Жизнь вне Христа была осуждена на кресте, чтобы в Воскресшем мы могли получить новую жизнь.

Как мы через физическое рождение получили органическое единство и соединение с первым человеком, с Адамом, так и на основании рождения свыше мы получили духовное единство с Иисусом Христом, со вторым Адамом и первенцем из мертвых. На почве суда над первым Адамом мы получили жизнь воскресения второго Адама. Поэтому мы имеем с Ним один Дух и являемся членами Его тела.

Итак, многие души жаждут освященной жизни, освобождения от греховных уз, ищут силу Духа Святого и плодов в служении путем самоусовершенствования. Но ответ Христа Никодиму показывает ясно, что без рождения от Бога никто не может увидеть Царствия Божьего, а именно: праведности, мира и радости во Святом Духе. Тем более, никто, таким образом, не может жить жизнью во Христе, сокрытой в Боге.

Освященный характер и чувства - это не продукт душевного человека. Рожденное от плоти и есть плоть, а новая жизнь есть жизнь от Духа Святого.

Что отличает душевного человека от духовного? Разница не в развитии, но в рождении.

Жизнь, рожденная от Бога, протекает новым руслом, практикует общение с Богом и носит Его образ. Кто постиг эту истину, тот уже не возлагает надежды на ветхого человека, который никогда освящения осуществить не может. Человек уже не рассчитывает на свое исправление, но считается со своей беспомощностью и отводит ветхому человеку подобающее ему место - на кресте, "зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (Рим.6:6).

Несмотря на эту истину, с нами часто бывает так, как однажды случилось с Авраамом, когда у него родился Измаил. Он все еще верил, что Измаил пригодится для Божьих планов и войдет в историю как носитель Божественных обетований. Однако однажды Бог сказал Аврааму, что не Измаил, но Исаак должен быть наследником! (Быт.21:10).

Это же действительно и в отношении нашего ветхого человека. С рождением духовного человека он не имеет право на существование. Исходя из этого, Апостол Павел свидетельствует: "И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия" (Гал.2:20).

Апостол Павел был распят для мира и мир для него. Право жить в нем имел только второй Адам, Христос. Во Христе и для нас сокрыты все источники благословений и гарантии новой жизни, для которой мы рождены по великому милосердию Бога.

Рождение свыше - это добровольное отречение от старой жизни и посвящение самого себя для новой жизни.

Новая жизнь не навязывается силой никому, ибо Бог не хочет никого порабощать, но желает дать человеку свободу. Если же человеку все еще не опротивела старая жизнь и если внешнее исполнение религиозных обрядов его удовлетворяет, если чувство виновности и банкротство собственных сил не стало невыносимым бременем, то для такого человека новая жизнь во Христе будет чужда. Человек ее не ищет, и она не навязывается ему.

Но кто жаждет праведности, кому обрядовая религия не утолила сокровенной жажды в Боге, тому откроется новая жизнь во всей ее полноте и силе. Поэтому Христос сказал также: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лук.19:10). Не пресыщенному, не гордому, не самоправеднику открывается Царство Божье, но нищим духом, труждающимся и обремененным, мытарям и грешникам. Иной из таких, попавшийся разбойникам, полуживым у дороги мог еще слышать голос Небесного Самарянина: "Проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание... и сказал тебе: "...живи!" (Иез.16:6).

Нет и не может быть рождения свыше без глубокого сознания вины, без сокрушения сердца, без основательного покаяния, без перемены образа мышления, без добровольного отречения от греха и пороков, которыми человек связан, без прощения грехов, без сознательного посвящения самого себя Богу.

Рождение свыше - Божье оригинальное явление. Жизнь не производит копий, но рождает по своему образу. Как бы Иисус Христос ни отображался в жизни учеников, но никогда один ученик не может быть подобен другому. Какими родственными ни были бы их черты, все же каждая из них - оригинальное творение новой жизни.

Как мало был похож Павел на Петра, даже после своей встречи со Христом у ворот Дамаска! И как не похожи были пути темничного стража в Филиппах с жизнью продавщицы пурпура, с Лидией! Как сильно разнился путь искания Спасителя Мартином Лютером от пути, на котором Блаженный Августин нашел спасение своей души и мир с Богом! Представим перед нашим духовным взором сонм личностей, знакомых нам из Священного Писания и из истории, которые жили, трудились - и каждый из них был оригинальным. Чем глубже мы это постигнем, тем больше будем способны показать путь к жизни ищущим и унывающим душам. Иисус Христос есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только чрез Иисуса Христа, - так говорит Писание.

Действие Иисуса Христа есть решающий фактор в спасении грешника. Мы должны быть очень осторожными и не стараться формировать эту новую жизнь в другом человеке по норме, в которой мы были воспитаны. Это было бы насилием над новой жизнью, рожденной Богом в душе ближнего нашего. Немало есть и сегодня людей, которые вместо того, чтобы взять за руку слепого и привести его к великому пророку из Назарета, стараются этих несчастных успокаивать, когда они в своей нужде начинают взывать к Господу.

"Многие заставляли его молчать..." (Map.10:48), когда искал слепой помощи у Иисуса Христа, проходящего мимо. Конечно, ему не было надобности так громко кричать, но он не мог в своей слепоте определить расстояния, как далеко был от него Иисус из Назарета. Слепорожденному было не так важно, каким способом приблизиться к Спасителю, у него было одно только желание - встретить Иисуса Христа. Поэтому он сделал все, что мог только сделать, кричал еще громче: "Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!" Иисус Христос исцелил его, сделал его зрячим.

Взывай также и ты, мой брат, до тех пор, пока и тебе Он откроет очи. Взывая до тех пор, пока твоя душа не найдет исцеления и покой в Боге. Твое рождение свыше, твой путь к жизни, должны все снова и снова отражать чудную и многообразную силу Спасителя и свидетельствовать о том, что Бог может сделать. Пусть другие критически остановятся около этого пути, которым ты шел в твоих исканиях, твоя же жизнь да свидетельствует о великом деле Божьем, которое вывело тебя из смерти в жизнь.

Путь — это процесс перехода от сладких суеверий к реальным результатам.

Знай, что ты делаешь, и умей это объяснить.

Помни, философствование - пища для ленивых».

Р. Попов «Пять бесед в Москве»

Приход в физический мир

Приход Души в материальный Мир в очередной инкарнации мы называем рождением человека. И все благие пожелания в этот день - здоровья, счастья, успехов и т. п. — связаны с его развитием как земного существа. Иначе и быть не может: мы передаём другим лишь то, чем заполнено наше сознание. А ценности в нём пока определяются отождествлением с физическим телом и с личностным образом себя.

В 12-14лет - «переходный возраст», когда ребёнок бурно развивается как биологическое создание с программой продолжения рода, заложенной в нас Природой. «Найду ли я для этого партнёра?» Это тот подсознательный страх, который определяет трудности данного периода. И в это непростое для себя время подросток особенно нуждается в понимании, терпении и поддержке.

Приблизительно в 19-21 год в человеке, опять без его ведома(!) включается программа его развития, как социального существа. Это поиски своего места в обществе (специальность, работа, способ зарабатывания денег, материальный статус, круг друзей и т. д.).

В 38-42 года, у кого раньше, у кого - позже, у многих начинается серьёзный жизненный спад. Он выражается в виде участившихся болезней, неудач, несчастных случаев, депрессии, состояния опустошённости и безысходности. На что направить энергию сейчас, когда задачи двух предыдущих этапов, успешно или нет, но в основном, решены? На детей, внуков, хобби, путешествия? Хорошо, если они есть и хоть в какой-то мере заполняют жизнь. Но они не выводят из тупика серой обыденности. А природа больше ни к чему не «подталкивает»: следующая ступень нашего развития — познание себя как Божественного существа, происходит только осознанно.

Из кризиса этого периода выводит только обретение нового смысла жизни. И он открывается на духовном пути.

Второе рождение человека

Если погрузиться в Пустоту внутри себя, в ней можно растворить то, что связано с нашим ложным «я». И в какой-то момент в нас пробуждается Божественная Сущность, которая словно вырывается из тисков физического тела. Мы возвращаемся в своё Настоящее Я. Вневременное и внепространственное, вечное и бесконечное.

Оно открывает дорогу к воссоединению со своей Душой. И это наше второе рождение. Начинается другая жизнь — наполненная Приятием и Любовью.

Но нам нужно время, чтобы закрепиться в новых частотах и идентифицировать себя с Сущностью. Поэтому наше внутреннее самоощущение ещё неустойчивое: мы отождествляемся с мыслями и эмоциями, когда на нас давят житейские проблемы, энергетические взлёты перемежаются с падениями, и мы как сознание, словно маятник, качаемся между частотами личности и Сущности.

Воспитание себя

С Душой нельзя соединиться по собственному желанию. Это Она решает, насколько мы зрелы как единицы сознания Единого, и может ли Она допустить нас к себе. И один из критериев этого - Приятие. Только на его фоне возможна безусловная Любовь, на которой Душа проявляет и изливает себя. Абсолютное и безоговорочное Приятие, с намеренным уходом от суждений, своих точек зрения и ярлыков; от расовых, национальных и религиозных противостояний; от всяческого сопротивления Тому, Что Есть. Когда сознание достигает этого уровня, Душа открывается, и нам становятся доступны все оттенки Любви, которой нельзя не делиться. Той Любви, которая и есть Дарение.

Что вызывает у меня протест, так как не соответствует моим представлениям и концепциям?

Как я отношусь к другим народам, религиям, людям из иных социально-психологических кругов?

Какие убеждения мешают мне перейти на частоту Приятия и пребывать в ней?

Ответ на эти вопросы и есть конкретная сегодняшняя задача. И её решение придаёт духовному движению ясность, целенаправленность и строгую избирательность в выборе гуру, в посещении курсов, семинаров и вебинаров, которые так щедро предлагаются нам сегодня.

К подъёму высоких вибраций, которые мы можем не только воспринять, но и удержать, мы движемся постепенно: наша энергетика и физиология должны быть к ним подготовлены. Торопливость здесь - не просто от эго. Она опасна. Доверимся мудрому Духу, и не будем давить на Пространство, чтобы «поспешив - людей не насмешить».

Но! Если Космос дарит нам высокие состояния, или во время медитаций мы их переживаем, их надо в себе поддерживать. Как? Вниманием к своему внутреннему миру.

  1. Отслеживая и очищая мысли и воззрения. Не подавляя, а трансформируя негативные эмоции, подходящим для себя способом.
  2. В состоянии спокойствия и осознанности, направляя внимание в духовный центр, углубляясь до точки Света, расширять её в ощущениях(!) до пространства.
  3. Стараться жить на своей Космической частоте Любви.

Это нетрудно, если постоянно высказывать намерение: «Я перехожу на частоту своей монады», и, прислушиваясь к этим ощущениям, как можно чаще возвращаться к ним.

Это и есть самовоспоминание, пробуждение или возвращение к себе.

Воспитание и развитие себя предполагает также умение входить в энергетический резонанс со всем, что нам встречается - с человеком, цветком, автором любого произведения, ведь всё без исключения имеет свою неповторимую вибрацию. Но это не значит, что на неё надо переходить. Мы остаёмся центром своей Вселенной. Но живём в проникновении и отзывчивости. И всё будто озаряется Светом безмолвного понимания и яснознания, единением и сопереживанием: мы ощущаем печаль и радость других существ как часть себя, и одновременно не теряем чувство принадлежности Общему Дому, в котором мы все находимся.

Трансформация через свою монаду

Как мы обычно поступаем, если знаем за собой некие качества, которые хотим преодолеть, так как считаем их негативными, например, критиканство, жадность или расточительство, агрессивность или неуверенность? Мы, прежде всего, начинаем рефлексировать их проявление, и, по возможности, смягчаем их остроту. Это помогает? Не очень. Потому что пока в МОНАДЕ не активизировано желанное качество, мы, в лучшем случае, действуем на волевом импульсе. А он недолгий и ненадёжный.

А нам важно не только обуздать то, что вошло в плоть и кровь и стало привычным. Часто эти черты связаны с родовыми и кармическими задачами, и если их не разрешить, вряд ли что-то изменится в жизни. Только если ложность растворится, мы перейдём на другую частоту, и у нас возникнут новые реакции, ведущие к иным отношениям с собой, с людьми, с Жизнью.

Если хочется возродить в себе какое-то качество, активизируйте желанную энергию ИЗ МОНАДЫ на энергии Любви.

(Монада - это ядро-Дух и индивидуальный узор Души с первозданными

Божественными качествами, которые «закрыты» нашей ложностью и не могут по-настоящему проявиться).

После этого уже нетрудно следовать совету буддистского мудреца: «Имитируй хорошую привычку в течение 40 дней, и Бог сделает её частью твоей природы».

Это один из путей очищения монады и постепенного возвращения к гармоничности своего Естества.

Третье рождение

Мир - Целое. Я - его крупица. И в какой-то момент, неожиданно происходит слияние с этим Целым. Это столь глубокое растворение, что исчезает даже ощущение себя как Существа. Душа, словно радуясь нашей готовности, подводит нас к Духу. И если Он (!) открывается, мы соединяемся с Бытиём. Мы становимся самой Прозрачностью. Нас охватывает Умиротворение и Благоговение.

Это наше третье рождение.

Ничего не оценивается. Неинтересными становятся мудрствования и суждения, хотя они принимаются как часть существующего. Все предметы оживают. Мир распахивается в своей величественной Красоте.

Всё очень гармонично и спокойно до безмятежности. Несмотря на происходящие вокруг конфликты и катаклизмы, возникает чувство, что мы живём в Царстве Божьем. И оно — Источник бесконечной Любви.

Любовь к себе, к близким, к тому, что дорого, становится просто всеохватывающей Любовью. Ею нельзя управлять. Ей можно лишь безоговорочно сдаться. Только чистая Душа способна на это.

Люди воспринимаются непредвзято и целостно: не в окрасе их поступков или превалирующих черт, а во всём многоцветье, как существа, в которых есть все существующие в Мире позитивные и негативные качества.

К обстоятельствам нет отношения «нравится — не нравится, хорошо — плохо»: есть То, Что Есть. Жизнь открывает смысл происходящего, и особую ценность обретает загадочное слово Осознанность. Она волшебным образом растворяет старые воззрения, упрямую категоричность ментальных суждений, и всё будто по-другому освещается, раскрывая смысл происходящего.

Видно, как всё организовано Духом, как Он ведёт нас по Жизни, как ДАРИТ свою непрестанную заботу в виде скрытого позитива, скрытого за явным негативом. Это и есть безусловная Любовь Творца к нам. И если Её ОТДАВАТЬ, она наполняет Божественной Благодатью.

Дух и Душа, Осознанность и Любовь становятся одним Целым.

Общение с Мастером

Если нам встречается человек, непрерывно (!) излучающий Свет и Любовь, значит, перед нами Мастер, осознавший в своём Третьем Рождении единство с Богом. И он живёт на этой частоте, ничего не манифестируя и не утверждая. Его нельзя ничем соблазнить: он чист Душой. Ему не надо много говорить, философствовать, объяснять и, тем более, поучать. Он может отвечать на вопросы, может молчать. Но если собеседник находится с ним в резонансе, он «поднимается» до сияния осознанности, и с ним происходят метаморфозы. Поэтому «ищущие» так стремились стать их учениками и находиться рядом с ними.

Мастера есть и среди нас. Они разные: одни преобразовывают Светом своей Любви, другие - целостностью своего Разума, третьи - глубиной Проникновения. Но их объединяет одно: исцеляя тьму и невежество, они ведут людей к Пробуждению.

Пусть этот уровень сегодня доступен немногим, но завтра он может стать нормой жизни. Дарите Любовь, просто так, без цели, без ожиданий, без условий, и «стучащему, да откроется».

Важнейшей характеристикой культуры будет тот факт, что, несомненно, культура — это коллективное общение. В связи с этим можно привести весьма меткое суждение немецкого философа М. Хайдеггера: философия — это вопрошание, а культура — это взаимовопрошание, это диалог. Выше мы приводили также известное выражение русского писателя М. М. Пришвина: “Культура — это связь людей, а цивилизация — связь вещей”. И в том, и в другом случае отмечена социальная функция культуры.

Всем знакомо понятие “национальная культура”, оно включает в себя национальную историю, литературу, традиции. Политическая культура, экономическая культура - тоже вполне правомерные понятия. Одно из определений культуры таково: культура — это самосозидание человеческого рода. Действительно именно в культуре человек выступает как создатель и одновременно как создание культуры. Культура — это область творчества. Изучая различные науки, люди знакомятся с мировой культурой человечества. Они размышляют над творческой деятельностью человечества по преобразованию, использованию природных сил.

Важно и то, что культура — это область свободного творчества. По существу, во все времена культура была альтернативой по отношению к устоявшейся традиции. В XV в.— по отношению к религии. В наше время, возможно,— по отношению к науке. Культура во все времена была силой освобождения от любого фанатизма: религиозного или политического, национального или научно-технократического.

Рассмотрим этимологический смысл понятия. Содержание категории “культура”: возделывание; образование; духовное творчество; достаточный уровень качества материальных и духовных ценностей. В переводе с латинского языка “культура” — возделывание, обработка, уход, улучшение. Первоначально это слово означало ничто иное, как обработку почвы, ее возделывание, земледельческий труд. Такова этимология (т.е. происхождение) понятия культуры.

Можно привести несколько общепринятых определений понятия культуры.

Первое: значение культуры в широком и узком смыслах. В широком смысле слова культура — это все, что создано человеческим обществом, физическим и умственным трудом людей. В более узком смысле слова — это идейное и нравственное состояние общества, несомненно, связанное с его материальными условиями жизни. Это духовный уровень общества, который отражен и в его быте, и идеологии, и в образовании и воспитании, и в достижениях науки, искусства, литературы.

Второе определение: культура есть степень совершенства, достигнутая в овладении той или иной отраслью знания или деятельности (культура труда, культура речи и т. п.).

Третье определение: культура как сельскохозяйственная деятельность, разведение новых пород скота, возделывание, обработка, культивирование почвы и т.п.

Четвертое определение связано с научно-исследовательской практикой человека: культура микроорганизмов (выращивание т.н. культур, микроорганизмов с научно-исследовательской целью). Наконец, сходное с ним определение связано так же с экспериментально-научной деятельностью человека: культура тканей (выращивание тканей животного или растительного организма в искусственных питательных средах; применяется как экспериментальный метод в биологии и медицине).

Культура — это опредмеченная трудовая деятельность людей. С появлением такого рода деятельности в истории человечества возникла особая реальность — сфера культуры, а в ней — новые связи и отношения. Какие? Внеприродные отношения, общественные и даже трансцендентные (с Богом, Космосом и т. п.). Возникновение культуры — процесс столь же объективный, сколь и возникновение природы.

Рассмотрим некоторые, наиболее известные в научной мысли научные определения культуры.

И.-Г. Гегель рассматривал всю совокупную культуру человечества как его “вторую природу”, которая возникла независимо от индивидов. Под этой второй природой понималась культура, формирующаяся объективно. Человек и социальная группа становятся важнейшими субъектами культуры.

Немецкий мыслитель эпохи Просвещения И. Г. Гердер (1744—1803), которого вполне можно считать основоположником науки о культуре, культурологии, в произведении “Идея к философии истории человечества” определил культуру как “уровень человечности” и “второе рождение человека”. Он писал: “Если бы человек все извлекал из себя самого и развивал это без связи с внешними предметами, то правда, была бы возможна история человека, но не людей, не всего рода человеческого. Но наш специфический характер заключается именно в том, что, рожденные почти без инстинктов, мы только путем упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность, как к совершенствованию, так и к порче и разложению... Мы можем при желании дать этому второму рождению человека, проходящему сквозь его жизнь; название, связанное с обработкой земли,— “культура”, либо с образом света — “просвещение”.

Известный философ и культуролог прошлого века Ф. Ницше (1844-1900) в произведении “О пользе и вреде истории для жизни” определил главную черту культуры так: это "культура—решимость”.

Он писал: “Наша современная культура... имеет характер чего-то неживого... и не может вовсе считаться настоящей культурой; она не идет дальше некоторого знания о культуре... она не претворяется в культуру—решимость”. В объяснении прошлого культуры, рекомендует мыслитель, вы должны исходить из того, что составляет высшую силу современности. И если вы интересуетесь биографиями, то читайте не тех, о которых писали: “Имярек и его эпоха”, но только тех, о которых говорили: “Борец против своего времени”. “Старайтесь насытить ваши души Плутархом и имейте мужество верить в самих себя, веря в его героев. Сотня таких воспитанных не в духе времени, т. е. достигших зрелости и привычных к героическому, людей может заставить замолчать навеки все крикливое лжеобразование нашей эпохи”. Далее Ницше привел свое известное заключение о том, что “цель человечества не может лежать в конце его, а только в его совершеннейших экземплярах”.

Эту мысль Ницше подтверждал ссылкой на А. Шопенгауэра (1788-1860). В произведении “Новые паралипомены” Шопенгауэр остроумно заметил следующее. В истории культуры “один великан окликает другого через пустынные промежутки времени, и эти беседы исполинов духа продолжаются, не нарушаемые резвой суетой шумного поколения карликов, которые копошатся у их ног. Задача истории заключается в том, чтобы служить посредницей между ними и этим путем снова и снова способствовать созданию великого и давать ему силы”.

Таким образом, Ницше отделял подлинную культуру от ее копии, простой внешней декорации, и в определении культуры он подчеркивал основные ценности “настоящей культуры” . И, как мы видели, Ницше придавал огромное значение нормализующей миссии культуры (преодоление хаоса и на личностном уровне, в том числе).

Но самое известное и часто цитируемое определение культуры, данное Ницше, является, пожалуй, наиболее точным: «Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над миром хаоса»

Теперь остановимся на наиболее важных, с нашей точки зрения, определениях культуры в современном культурологическом анализе.

Оригинальное определение понятия культуры дал американский исследователь Дж. Фейблман (1904-1998) в книге “Теория человеческой культуры” (Нью-Йорк, 1968): “Культура... не обозначает ни исключительно социальное развитие, ни интеллектуальную сторону цивилизации, эта великая дефиниция включает в себя систему ценностей именно человеческого общества”. Культура, как видим, определена здесь как система ценностей человеческого общества. Это аксиологическое (т.е. ценностное) определение культуры.

Согласно Фейблману, культура есть прикладная онтология (онтология — это учение о сущности бытия). Культуру Фейблман понимал как, в основном, прикладную науку о сущности человеческого бытия. Фейблман придавал культуре важнейшее значение. Он полагал, что в ней мы находим отражение человеческого бытия. Сущность же бытия человека проявляется, в свою очередь, в неком синтезе этоса (т.е. характера народа) и эйдоса (т.е. его здравого смысла). Культура - это отражение эмоционально-нравственных и рационально-логических факторов бытия людей. Таково одно из определений культуры, принадлежащих современному американскому культурному антропологу Дж.Фейблману.

В произведении голландского мыслителя-культуролога Й. Хейзинги (1872-1945) “Homo Ludens” представлена концепция культуры как игры. Человек культуры — это “человек играющий”. Культурный человек - это человек, соблюдающий своеобразные правила “социальной игры”. Имеются в виду различного рода договоренности экономические, юридические, политические, эстетические, религиозные. Нарушение правил означает выход за пределы "игры" и за пределы культуры, поворот к антикультуре (примером являются войны) . Это игровое определение культуры. Подробнее о нем мы поговорим отдельно.

Итак, вот наиболее характерные определения понятия культуры. В.Библер: Культура — это общение разных форм понимания, разных исторических типов этого понимания. И.Гердер: Культура — это “уровень человечности” и “второе рождение человека”. Дж. Фейблман: Культура — это система ценностей человеческого общества.

Как ни различаются эти взгляды между собой, их объединяет одно: все они обосновывают преимущественно ценностный подход к понятию культуры.

При этом, известный философ-логик ХХ в. Л. Витгенштейн (1889-1951), например, подчеркивал объективную значимость подобной ценности и ее независимость от сиюминутного бытия: “Если есть ценность, имеющая ценность, то она должна лежать вне всего происходящего и вне Такого (Sо-Sein) Ибо все происходящее и Такое — случайно” . Что это значит? Культура (народа, эпохи, региона) отличается своими ценностями (нравственными, политическими религиозными). И каждая культура давала человеку вполне определенный ответ на вопрос о том, что ценно в этом мире. Это взгляд на культуру логика. Он тоже имеет аксиологический смысл.

Другой мыслитель, современный американский культуролог и антрополог Л. Уайт (1900-1975), определил культуру как "символат". Он полагал, что символы - порождение особой способности мышления человека. В культуре, считал Л.Уайт, проявляется способность человека, отличающая его от животных. Это способность придавать предметам, явлениям, действиям символическое значение. Культура и есть такая способность человека к символизированию. Предметы, созданные таким образом, есть символаты .

Л.Уайт исследовал проблемы культурной эволюции на этнографическом материале, в частности, на примере изучения американских индейцев пуэбло. Его основные труды: «Эволюция культуры», 1959; «Наука о культуре», 1949; «Концепция культурных систем», 1975 и др. Эволюционист, он ввел термин «культурология». Символаты, писал он, есть культура. А наука о символатах есть культурология. Статью с таким названием Уайт опубликовал в Нью-Йорке, в журнале «Наука», в 1958 г. Так появился термин «культурология» и вошел в науку ХХ в.

Свою точку зрения Уайт объяснял так: символов, или символатов, нет в природе, они порождаются человеческой мыслью. Например, выражение «святая вода» - символат. Воде, имеющей какие-то особые (целебные) свойства, люди придают сакральный смысл. И такая вода становится для них священной. Культурология - наука о таких культурных символах, с помощью которых человек придает природе символмческий смысл.

Австрийский культуролог К. Лоренц (1903-1989) принадлежал к этологическому направлению в культурологии. Он определял культуру как модификацию норм поведения человека, делающего его отличным от животного. Рассматривая поведение человека с точки зрения животного существа (как «слабое животное»), Лоренц определял культуру как своеобразный ритуал, модель человеческого поведения, иерархию норм и традиций, влияющих на снижение агрессивности. Культура для него - это фактор жизнеспособности человека-животного. Его определение культуры: культура - модификация человеческого поведения. Основные труды К.Лоренца: «Агрессия» и «Оборотная сторона зеркала».

Французский мыслитель, социолог и этнограф, теоретик структурализма и создатель структурной антропологии Л. Леви-Строс провел исследование первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его исследования получили мировую известность и оказали большое влияние на философию культуры. Свой метод исследования он назвал структурализмом.

Первый труд Леви-Строса - «Элементарные структуры родства» был написан в 1949 г., а его основная работа - «Структурная антропология» в 1958г. Другие работы ученого: «Мышление дикарей» (1962), «Путь масок» (1979), «Первобытное мышление» (1994).

Итак, в современном научном представлении о культуре можно обозначить в качестве основных определений - аксиологическое (Фейблман), символическое (Уайт), структулогическое (Леви-Строс), этологическое (Лоренц) определения культуры. Общим в этих определениях будет представление о культуре как системе ценностей (религиозных, нравственных, правовых и т.п.). Культура позволяет сформировать свои особые ценностные категории и взгляды на жизнь и человеческую деятельность, отличающую человека от животного.


Второе рождение

ОСВОБОДИТЕ СВОЮ ДРЕМЛЮЩУЮ ЭНЕРГИЮ, ЧТОБЫ:

- верно принимать важные решения

- решать возникающие проблемы

- достигать поставленных целей

- удачно завершать начатые дела

- жить полнокровно и в изобилии

Лос-Анджелес - Днепропетровск 1998

От издателя

Предлагаемая Вашему вниманию книга Джоэл Мари и Чампиона Курта Тойч получила огромный резонанс во всем мире и стала бестселлером в США, Испании, Индии, Голландии и других странах. В Японии книга выдержала 29 изданий, что является рекордом для англоязычных книг в этой стране. В России книга впервые вышла в свет в мае 1994 года под названием "Второе рождение или искусство познать и изменить себя"

Авторы книги доктор физики и психологии Чампион К.Тойч (1921 г.р.) и его супруга Джоэл Мари Тойч "(1915 1992 г.г.) более 30 лет являются исключительно успешными консультантами отдельных людей, семей больших и малых компаний в США и других странах. Используя собственный метод, разработанный на стыке психологии, генетики, физики и названный IDЕАL индивидуализированное директивное объясняющее вербальное воздействие (iпdividuаlizеd diгесtivееxрlапаtогy -асtiоп lоg), они добились блестящих результатов при решении как личностных, так и семейных, и деловых проблем разного рода. В настоящее время на счету Академии IDЕАL метода, основанной супругами Тойч в Лос-Анджелесе, более ста тысяч клиентов. Среди них лидеры бизнеса, сферы развлечений и спорта, торговли и образования, политики и юриспруденции, и даже Президенты США.

Основываясь на предположении, что основные психологические черты и модели поведения передаются генетически и переходят из поколения в поколение, Джоэл Мари и Чампион Тойч выдвинули теорию поведения, которую называют "психогенетика" или "гено-физика человека", и предложили метод ее практического использования в консультировании. Основные положения этой концепции и сам метод обсуждались и демонстрировались на международных симпозиумах, в клиниках и университетах многих стран: в UСLА, одном из наиболее престижных университетов США, в университетах Берлина и Мюнхена, в Институте Зигмунда Фрейда (Германия), в Гартнавельском королевском госпитале в Глазго (Шотландия), в университетах Израиля и других стран. Статьи супругов Тойч по виктимологии и стрессу публиковались в международных научных и медицинских журналах. Доктор Тойч является членом международных обществ и организаций, в том числе Ассоциации гуманистической психологии и Ассоциации психологии межличностных отношений, он - Советник Национальной Федерации США по борьбе с раковыми заболеваниями и бессменный Президент Академии IDЕАL метода (АTIM). Практикуя и сейчас то, что он называет "качественным переобучением личности", доктор Тойч прежде всего помогает людям обрести уверенность в себе, преодолеть малоэффективные или нежелательные паттерны (модели) поведения, избавиться от наследственного генетического "гнёта", а также решить или указать пути решения других проблем. Полемизируя с таким авторитетом, как Зигмунд Фрейд, доктор Тойч говорит: "Бесполезно решать конкретный вопрос или ситуацию они будут проигрываться снова и снова в биографии "жертвы" и даже ее потомков, определяя историю семьи до тех пор, пока не будут найдены истоки и наследственные корни этого конфликта или нежелательного поведенческого паттерна, передающегося из поколения в поколение. Наша работа - это работа детектива: сбор данных, их сопоставление и глубокий, скрупулезный, деликатный анализ. Далее начинается индивидуальная работа по изменению, требующая от клиента понимания и систематической сознательно направляемой деятельности".

Поскольку доктор Тойч проникает в самую суть того, с чего именно следует начинать, его первый консультативный сеанс, как правило, очень продуктивен и создает исключительно сильное впечатление. "За 2 часа у доктора Тойча я узнал больше, чем за 14 лет психотерапии" восторженно писал Дэвид с., первый вице-президент транснациональной компьютерной компании. Затем, через определенное время, доктор Тойч про водит несколько одночасовых сеансов, которых обычно достаточно, чтобы добиться существенного прогресса в делах клиента. Изменения, которых люди добиваются с помощью IDЕАL- метода, как правило, носят революционный характер: меняются взгляды на себя и на других, а чаще на жизнь в целом. Они дают самому человеку, его друзьям и партнерам по бизнесу, родным и близким новые плодотворные взаимоотношения, успешную и счастливую жизнь. Именно поэтому американская пресса часто называет доктора Тойча "инструктором успеха". Даже одна консультация доктора Тойча или просто участие в семинаре и общение с ним дают мощный заряд энергии и оптимизма каждому участнику и могут кардинально изменить Вашу жизнь. Его авторские семинары пользуются огромной популярностью в США, Японии, Германии и других странах, а с 1993 г. и в России.

Россию доктор Тойч впервые посетил в мае 1993 года, уже после кончины Джоэл Мари. Тогда он провел свой первый семинар для российских специалистов, работающих с людьми: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов и социальных работников, а также выступил с лекциями в MГУ им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском университете. Заинтересованность, проявленная слушателями и участниками семинара, а также глубокая симпатия к России, которую доктор Тойч несет в себе с мая 1945 года, когда после встречи союзнических войск он впервые познакомился с "русскими" в качестве офицера воздушной разведки США, привели доктора Тойча к идее разработать специальную программу для специалистов из стран СHГ и Прибалтики. Реализация такой программы началась с сентября 1993 года. За прошедшее время доктор Тойч провел в России и на Украине шесть обучающих семинаров для профессионалов, желающих изучить основы психогенетики и овладеть IDЕАL- методом, чтобы получить сертификат АTIM на право его использования в консультативной практике. Семинары вызвали большой интерес, в них участвует более 300 человек из разных регионов России, Украины, Казахстана, Литвы и Латвии. Первая группа специалистов завершила свою учебу осенью 1995 года и сдала квалификационный экзамен в Академии IDЕАL- метода в Лос-Анджелесе.

В будущем доктор Тойч планирует провести в России и других странах СHГ новую серию семинаров, предназначенных широкому кругу людей, под рубрикой "Здоровье – семья - карьера. Менталитет успеха", а также начать реализацию специально разработанной программы "Менталитет бизнеса" для бизнесменов и предпринимателей. Авторские семинары доктора Тойча запланированы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Днепропетровске, Уфе, Екатеринбурге, Новокузнецке, Алма-Ате и других городах. Учебные и образовательные программы доктора Тойча в Украине организует и проводит Международный Исследовательский Центр Человека "САНРЭЙДНЕПРО", созданный в 1997 году. "САНРЭЙДНЕПРО" обладает эксклюзивными правами на перевод и издание работ доктора Тойча в Украине.

В своих книгах и повседневной работе доктор Тойч верен своей главной посылке, что "добро естественно, а все остальное - противоестественно" для человека, он несет это добро в себе и щедро отдает его другим людям. Предлагаемая Вам книга несет огромный заряд оптимизма, мудрости и веры в возможность каждого человека сделать свою жизнь счастливой. Именно поэтому прямой перевод ее английского названия - "Отсюда - к большему счастью, или как изменить вашу жизнь навсегда".

Международный Исследовательский Центр Человека «САНРЭЙ ДНЕПРО») Днепропетровск, июль) 1998 г

Никто не может претендовать на единоличное авторство своей работы. Автор пользуется достижениями всех своих предшественников - тех, кто учил его, вдохновлял и сотрудничал с ним. Моя любимая жена и учитель Джоэл Мари Тойч "разбудила" меня и подвела к пониманию и практическому применению большинства уникальных идей, которые содержатся в этой книге. Я глу6око благодарен ей, как моему соавтору. Именно она внесла в нашу методологию то, что радикально выделяет ее из всех прочих методологий: глубокое понимание динамики ССВ (супер - сенсорного восприятия), понимание генограммы как способа описания наследственной основы интерпретации жизни и поведения, и понимания духа не как религиозной, но как научной реальности. Ее самоотверженность и личное участие в консультационной практике обеспечили получение результатов, положивших начало Революции Сознания и других наших разработок, служащая для блага всех людей.