Культура западной европы 13 14 век. Культура Западной Европы в XI - XIV вв. Женщина: прекрасная дама и Богоматерь

Ответ оставил Гость

В Деяниях Апостолов есть место, где описывается встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах: «Что это за новое учение, проповедуемое тобою?» - спросили они. – «И став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17: 22-23). Как Ветхий Завет был «детоводителем ко Христу», так и античная философия с ее морально-нравственными аспектами, отношением к мирозданию, материальному и идеальному началам была своеобразной подготовкой к восприятию христианского учения. Некоторые античные философы, например, Платон, Сократ, Зенон считались предтечами христианских богословов. В Архангельском соборе Московского Кремля они изображены с нимбами наряду с Отцами Церкви и Великими Святыми.Рождение Средневековой культуры, чудовищной и прекрасной одновременно, проходило в процессе крушения Средиземноморского эллинистического мира, столкновениях умирающей античности и варварского язычества. Это было время войн, политической неопределенности, упадка культуры. Начало Средневековья – V в. К этому времени были сформулированы основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские догматы на церковных соборах. Это время, когда жили Николай чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Блаженный Августин, Бонавентура, Боэций – великие святители и философы христианства (Отцы церкви).В 395 г. – со смертью императора Феодосия Великого (379-395) произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную. Восточная империя продолжала жить самостоятельно (после падения Западной в 476 г.) и у не началась своя, ранневизантийская история. Византия продлила жизнь античной культуры до 1453 г., когда сама была завоевана турками.Рассмотрим средневековую культуру Западной Европы.Неуверенность в материальной обеспеченности людей Средневековья сопровождалась духовной неуверенностью, неуверенностью в будущей жизни, поскольку блаженство никому не было гарантировано. Ментальность, эмоции, поведение западноевропейского человека формировались в первую очередь в связи с потребностью в самоуспокоении. Отсюда – особое значение авторитетов. Высший авторитет – Писание, Отцы Церкви. К авторитетам прибегали в той мере, в какой они не противоречили собственным воззрениям. «У авторитета нос из воска, и форму его можно изменить в любую сторону», - крылатая фраза, принадлежащая известному теологу кон. XII в. Алену Лилльскому. Церковь спешила осудить новшества, которые рассматривались как грех. Изобретать считалось безнравственным. Средневековая этика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй, неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров (exempla) и составляют средневековую нравоучительную литературу. К доказательству авторитетом прибавлялось доказательство чудом. Средневекового человека привлекало все, что было необычно, сверхъестественно и ненормально. Наука же более охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудесное, например, затмения, землетрясения.

Средневековая культура достигает своего расцвета в XI–XV вв. Она становится чрезвычайно многослойной, отражая высокую степень стратификации самого общества: в ней выделяются рыцарский и городской пласты, субкультуры городской молодежи, женщин, маргинальных групп. В то же время все общество сохраняет тесную связь с народной культурной традицией.

Важной чертой мировоззрения людей этой поры, независимо от их социальной принадлежности, становится утвердившаяся в умах христианская вера, пронизывающая все сферы духовной жизни и творчества. Мировосприятию классического Средневековья в целом свойственно стремление к синтезу, отношение к миру как универсуму, задуманному и осуществленному по единому плану Творца, в котором в гармоничном соотношении пребывают Бог, природа и человек. Это было время напряженных философских дискуссий о природе Божества и сущности мира. Поскольку эти проблемы оставались центральными, философия практически ограничивалась рамками теологии, однако и в этих рамках было достаточно места для свободного развития мысли, в особенности в XI–XIII вв., когда средневековая схоластика (букв, «школьная наука») была еще динамично развивающейся дисциплиной. Она пользовалась античным инструментарием, опираясь на законы рационального мышления и систему логических доказательств даже тогда, когда речь шла о теологических истинах. В XII в. эта тенденция усилилась благодаря распространению аристотелизма и неоплатонизма, пришедших с арабского Востока. Самые острые дискуссии этого времени разворачивались вокруг проблемы соотношения общего – универсалий и частного – акциденций. Научный мир разделился на реалистов – тех, кто полагал, что общие понятия и категории реально существуют вне конкретных вещей и проявлений, – и номиналистов, считавших, что универсалии – лишь «имена», термины, выработанные нашим сознанием для обозначения единичных появлений и предметов. В обоих лагерях было немало одаренных мыслителей – реалисты Гийом из Шампо и Ансельм Кентерберийский, номиналисты – Беренгар Турский и Пьер Абеляр, один из самых независимых философов своего времени, «французский Сократ», учивший, что надо сомневаться во всем, и утверждавший, что божественные истины можно исследовать с позиций разума, «понимать, чтобы верить».

В XIII в. стремление к обобщению философских и естественнонаучных знаний порождает такие выдающиеся фигуры ученых-энциклопедистов, как Альберт Великий и Фома Аквинский, автор «Суммы теологии». Однако в XIV в. схоластика превращается во все более официозную и умозрительную науку.

Неоценимый вклад в развитие средневековой культуры внесли города. В городе формировалась специфическая атмосфера, в которой ценились образованность, владение языками, активность и предприимчивость; здесь возникало новое отношение ко времени, более динамичный ритм жизни. Городское сословие было носителем этических идеалов, вступавших в противоречие с аскетической религиозной моралью.



Если в эпоху раннего Средневековья центрами интеллектуальной жизни были монастыри, то теперь они переместились в города, где возникал постоянный спрос на образование, действовало множество школ и частных преподавателей-магистров. В XII в. в городах возникают университеты, представлявшие собой пользовавшиеся автономией корпорации студентов и преподавателей, выбиравших ректора. Как правило, университеты объединяли студентов разных национальностей, которые не испытывали затруднений в общении благодаря общему языку ученых – латыни, тем не менее они образовывали землячества – нации. Большинство студентов были клириками и готовились к духовной карьере.

Учебный план любого университета предполагал овладение семью свободными искусствами – грамматикой, риторикой, диалектикой, арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией. После этого можно было продолжить обучение на одном из факультетов высшей ступени – теологии, права и медицины.

Старейшими в Европе были университеты Парижа, Болоньи, Оксфорда, Монпелье, Виченцы, Падуи, Кембриджа, Саламанки. Постепенно наметилась их специализация: в Болонье были сильны традиции преподавания права, в Сорбонне (Париж) и Оксфорде – теологии, в Саламанке – медицины.

В студенческой среде зарождались специфические формы творчества – латинская поэзия вагантов – бродячих школяров, прославлявших, наряду со знаниями, радости жизни и мирские удовольствия.

Собственно городская литература также носила отчетливо выраженный светский характер. Здравый смысл, ирония, симпатии и антипатии горожан отражались в сатирических стихах и баснях (шванки в Германии, фаблио – во Франции). В них высмеивались социальные пороки рыцарства и духовенства, невежество крестьян, но не оставлялись без внимания и недостатки самих горожан – плутовство и стяжательство. Городская сатира облекалась и в форму эпоса: чрезвычайной популярностью пользовался «Роман о Лисе», в котором под видом животных были выведены современные социальные типы – Лис-горожанин, Волк-рыцарь, Медведь-крупный феодал. С другой стороны, городской роман мог быть облечен в аллегорическую форму, подобно знаменитому «Роману о Розе» Жана де Мена. На городской почве развивалась и лирическая поэзия, и реалистическая прозаическая новелла.

Средневековые города часто становились ареной праздников, процессий, игр, спортивных состязаний. В XII–XIII вв. одним из излюбленных развлечений становится театр. Театральные зрелища зародились в церкви как часть литургической драмы. Первоначально это были мистерии и миракли – спектакли на библейские сюжеты, посвященные чудесам святых. Позднее между их актами стали вторгаться светские «интерлюдии», разросшиеся до самостоятельных постановок и превратившиеся в забавные фарсы и реалистические сценки из жизни.

В эпоху классического Средневековья пышно расцветает элитарная рыцарская культура, сформировавшаяся в XI–XIII вв., в период феодальных распрей, войн, крестовых походов, когда рыцарство достигло пика своего социального значения. Этический идеал рыцаря по-прежнему включал в себя моральные ценности германского воина – доблесть, презрение к смерти, верность сеньору, щедрость, однако существенным дополнением к ним становится христианская идея: в теории рыцарь воспринимается воином Христовым, носителем высших добродетелей, чьи подвиги освящены благородными целями. На практике эти декларируемые качества уживались с высокомерием, обостренным чувством чести, эгоизмом и жестокостью. Новым компонентом рыцарской этики стало и понятие куртуазности, включавшее галантность, умение изящно выражаться, поддерживать занимательную беседу, танцевать и ухаживать за дамами. Важнейшим элементом куртуазного поведения было поклонение Прекрасной Даме. Идеалы куртуазии сложились в XI–XIII вв. на юге Франции в Провансе, при небольших, но изысканных дворах, где в отсутствие суверена, уходившего в походы, часто властвовала его супруга. Провансальские поэты – трубадуры – в своей лирической поэзии прославляли радости жизни, наслаждения и любовь как одну из высших ценностей. Они исповедовали новое отношение к женщине, свободное от женофобии, свойственной аскетическому религиозному идеалу Средневековья.

Другим популярным жанром рыцарской литературы стал рыцарский роман – авторское произведение с занимательной фабулой. Сюжеты для них черпались из германского и кельтского фольклора, античной литературы, восточных сказок. На севере Франции сложилась своя традиция рыцарского романа – так называемый бретонский цикл, посвященный подвигам легендарного короля Артура и рыцарей Круглого стола, зачинателем которого был Кретьен де Труа. В течение нескольких столетий тематика и образы героев этих романов определяли символику куртуазных развлечений, главное место среди которых занимали рыцарские турниры – спортивные состязания в честь Прекрасной Дамы, с их пышным геральдическим оформлением и театрализованными выездами участников. По-прежнему популярными у разных слоев общества оставались эпические поэмы, предназначавшиеся не для чтения, а для устного исполнения на пирах трубадурами или профессиональными актерами и музыкантами – жонглерами. В это время были записаны многие старинные эпические сказания, подвергшиеся при этом значительной переработке («Песнь о Нибелунгах»), создавались и относительно новые циклы – «Песнь о Сиде», посвященная эпохе Реконкисты, «Песнь о Гильоме Оранжском», графе Тулузском. В отличие от рыцарских романов, им была свойственна историческая достоверность. Самым популярным эпосом классического Средневековья была «Песнь о Роланде», повествующая о гибели арьергарда армии Карла Великого в Ронсевальском ущелье.

В народной культуре наряду с христианскими представлениями, прочно укоренившимися в массовом сознании, но подчас остававшимися наивными и не во всем согласовывавшимися с официальной церковной доктриной, уживались старинные языческие верования, суеверия и обычаи (гадания, почитание воды и огня, поклонение майскому дереву). Особенно ярко этот симбиоз проявлялся в праздниках, приуроченных к сельскохозяйственному циклу. В это время торжествовала смеховая традиция, позволявшая избавиться от психологического напряжения и забыть о социальной иерархии. Это стремление выливалось в пародирование всего и вся, «праздники дураков» или «беспорядка», ряжение, осмеяние сакрального, нарушение официальных запретов. Такие развлечения, как правило, предшествовали церковным праздникам – Рождеству или Пасхе. Перед долгим пасхальным постом в средневековых городах устраивался карнавал – прощание с жирной пищей, сопровождавшееся театральными зрелищами, играми, потешными боями толстого Карнавала с тощим Постом, танцами, масками, выездами на площади «кораблей дураков». Завершался праздник сожжением чучела Карнавала. Карнавальное действо было высшим проявлением праздничной народной культуры.

Подъем материальной культуры, расцвет городских ремесел, строительной техники и мастерства инженеров, каменщиков, резчиков и художников привел к расцвету архитектуры и искусства в XIII–XV вв. В период зрелого Средневековья произошла быстрая трансформация архитектуры, скульптуры и живописи от романского стиля, доминировавшего в X–XI вв., к готическому (XII–XV вв.). Готические постройки, в особенности величественные кафедральные соборы, были синтезом всего лучшего, чего достигла средневековая цивилизация к этому времени, – духовных устремлений, технического совершенства и художественного гения.

В 14 -15 веках средневековая Европа переживала период глобальных перемен и трансформаций. Основные игроки на политической арене – Англия, Франция, Испания, Бургундия, политикой и войнами закрепляли свой суверенитет.

14 век. В самом начале века происходят отдельные незначительные изменения на политической карте Западной Европы, которые обозначают расстановку сил на континенте перед 100 - летней войной. Наследник английского трона Эдуард получил титул «принц Уэльский», что означало окончательное упразднение независимости этой британской страны.

Ради усиления своей независимости Шотландия пошла на подписание союзного договора с Францией повлиявшее на ход мировой истории (соглашение в Карбейле, 1326). В 1305 и 1337 в Италии были подтверждены франко-кастильские дружественные отношения, представители кантонов Ури, Швиц, Унтервальден подписали союзный договор, который стал реальным шагом на пути становления швейцарской государственности.

В 1326 Арагон захватил Сардинию. В 1337 Англия начала войну с Францией (т. н. 100-летняя война, 1337-1453). Конфликт развивался весьма активно, и в результате успешных боевых операций до 1360 года под английский контроль перешел весь юго-запад Франции. Одновременно это означало, что английские владения получили общую границу с Кастилией, что в свою очередь втянуло её и остальные Пиренейские страны в сферу англо-французских конфликтов.

После ряда внешнеполитических комбинаций в 1381 оформились два союза: франко-кастильский и англо-португальский. Их противостояние вылилось в ряд битв, в которых Португалия отстояла свои права на независимость перед Испанией (тогда ещё Кастилией).

В самом конце века произошло династическое объединение трех скандинавских стран - Кальмарская уния (1397). Единственным королем Швеции, Норвегии и Дании стал Эрик Померанский, внучатый племянник Маргариты Датской, которая при этом сохраняла властные полномочия вплоть до своей смерти в 1412 году. 15 век.

В 1453 закончилась 100-летняя война. В результате Франция вернула себе почти все территории - под английским контролем оставался только Кале. Но противостояние двух стран не завершилось. В 1475 г. Англия высадила во Франции большой военный десант. При этом она опиралась на союз с Бургундией. Но французский король Людовик 9 сумел заключить с Эдуардом 4 мирный договор в Пекеньи (1475) после чего английская армия покинула Францию.

В 1477 после смерти герцога Бургундского Карла смелого его страна была разделена на две части. Бургундские земли в Нидерландах получила его дочь Мария (позднее они были принесены как приданое ее мужу Максимилиану Габсбургу, будущему императору Священной Римской империи). Французские земли Бургундии оккупировала французская армия. На территории Пиренейского полуострова пограничные и династические португало - кастильские конфликты были в основном урегулированы серией договоров (1403, 1411, 1431). В 1479 в результате династического брака королевы Кастилии Изабеллы и короля Арагона Фердинанда возникла новая западноевропейская страна - королевство Испания.

В 1492 эта страна разгромила Гранадский халифат и присоединила к себе его территории. Тем ни менее трения между Португалией и Кастилией, не исчезли окончательно и со временем, португало - кастильское противостояние трансформировалось в португальско-испанское. На этот раз конфликт начался из-за новых земель, открытых мореплавателями обеих стран. Сначала он был урегулирован дипломатическим соглашением которое разделило мир по горизонтали - граница между заморскими владениями Пиренейский королевств была определена по параллели Канарских островов, однако позже данные соглашения, по ряду причин, потеряли силу.

В период с 14 по 15 век, церковь постепенно начинает утрачивать своё былое господство во всей жизни духовного общества среди народа. Этому поспособствовало распространение среди ересей, значительный упадок схоластики, а также потеря всех ведущих позиций в области образования народа. Постепенно все университеты стали избавляться от влияния на них папы. Важнейшим этапом развития культурного достояния в эти года было то, что вся литература выходила на национальном языке. Сферы, в которых раньше применяли латинские буквы, постепенно стала сужаться всё сильнее и сильнее. Начали создаваться предпосылки для того, чтобы создать культурные достояния нации. В эти года, стало значительно преобладать изобразительное искусство, а также изготовление скульптур. Это можно было просмотреть в тонких и практически незаметных деталях изготовления. В отличии от земель Италии, где в начале 14 века, уже начала проявляться эпоха возрождения. В других странах, культурное достояние представляло собой явление переходного типа от 14 к 15 веку. Многие историки стали называть этот период – Предвозраждение.

В период времени с 14 по 15 век, значительно возросло развитие различного производства. Это было обусловлено тем, что постоянно требовались всё более образованные люди. По всей Европе, постепенно стали открываться сотни новых университетов. Более распространёнными считались те науки, которые пригодятся человеку в повседневной жизни. Это была математика, знание медицины а также юриспруденции.

Стало стремительно расти стремление к изучению алхимии, которая стала связывать все свои интригующие опыты с повседневными нуждами человека. В основном врачи благодаря алхимии готовили лекарственные препарата от многих болезней. Стали постепенно разрабатывать всё более новые системы опытов, а также стали совершенствовать некоторое оборудование для опытов. Были сконструированы печи химического воздействия, а также некий перегонный куб. Учёные постепенно поняли, как можно получить соду, или даже калий или натрий, которые весьма едкие вещества.

Среди всей численности, как студентов, так и магистров, стали проглядываться простые крестьяне или некоторые горожане. Благодаря тому, что грамотность стремительно стала возрастать в своей популярности, стал повышаться и спрос на книги. Каждый университет пытался создать библиотеку как можно больше. Благодаря этим усилиям, к концу 14 века, во многих библиотеках находилось до двух тысяч различных томов. Стали распространяться и частные библиотеки. Для того, чтобы обеспечить каждого грамотного жителя книгами, было принято решение о их переписи в специальных мастерских, которые были оборудованы специально для этой работы. Самым крупным событием во всей жизни культурной Европы стало то, что человек по фамилии Гуттенберг изобрёл устройство, которое позволяло печатать книги. Эта технология очень быстро распространилась по всем европейским городам и странам. Благодаря книгопечатанию, каждый человек, мог получить необходимую информацию за маленькие деньги и в кротчайшие сроки.

В конце 14 века, философское развитие было от знаменовано тем, что стал стремительно подниматься номинализм. Уильям Оккам, был одним из самых крупных его представителей. Он получил своё образование в стенах Оксфорда. Оккам положил конец бесчисленным литературным спорам о существовании бога. Он доказал, что существование бога – это только предмет веры, а ни в коем случае не философии.

Культура Западной Европы В Развитое И Позднее Средневековье

Культура Западной Европы в Развитое и Позднее Средневековье

В 10 веке начались всякие междоусобицы, войны, политические упадки государства. Это привело к упадку той культуры, которая была создана во время Каролингского Возрождения. В 11 веке – начало 12 средневековая культура обретет свои классические формы.

Теология стала высшей формой идеологии, она охватила все слои феодального общества. И уже ни один человек не мог отрицать присутствие Бога. Также 11 век-это век рождения схоластики (от лат. ШКОЛА), широкого интеллектуального движения. Её философия заключалась в трех основных направлениях: реализм, номинализм, концептуализм.

12 век. Его называют веком средневекового гуманизма. Происходит рост интереса к античному наследию, возникает светская литература, зарождается особая индивидуальная культура поднимающихся городов. То есть происходит процесс поиска человеческой личности. Что касается греко-римского наследия, на латынь в то время начали переводиться сочинения Аристотеля, Евклида, Гиппократа, Галена. Учение Аристотеля завоевало моментально научный авторитет в Италии, Англии, Франции, Испании. Но против него начали выступать парижские теологи, но в 13 веке церковь стала бессильной, и её нужно было ассимилировать аристотелевское движение. Выполнение этой задачи стал разрабатывать Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский (1125-1274). Он пытался объединить католическую теологию и аристотелизм. Учение Фомы церковь встретила настороженно, некоторые его положения были осуждены. Но с конца 13 века томизм становится официальным принципом католической церкви.

Что касается школ, в 11 веке система образования совершенствуется. Школы подразделяются на монастырские, кафедральные, приходские. Обучение в школах велось на латинском языке, а в 14 веке обучение стало вестись на родных языках.

В 12-13 вв. Западная Европа переживает культурный и экономический подъем. Развитие городов, знакомство с культурой Востока, расширение кругозора. А кафедральные школы в крупнейших городах постепенно стали превращаться в университеты. В конце 12в. первый универ создается в Болонье. К 15 веку в Европе насчитывалось около 60 универов. Университет обладал юридической, административной и финансовой автономией. Подразделялся на факультеты. Крупнейшим университетом был Парижский. Но и студенты стремились в Испанию и в Италию за образованием.

С развитием школ и университетов вводится большой спрос на книгу. В раннем средневековье книга считалась роскошью. А с 12 века она становится более дешевой. В 14 веке начинает широко применяться бумага. Также в 12-14 веках появляются библиотеки.

В 12 веке наметился прогресс в области естественных наук. Роджер Бэкон, который достиг значительных результатов в области физики, оптики, химии. Также его продолжатели Уильям Оккам, Николай Отрекур, Буридан и Николай Орезмский, которые внесли вклад в развитие физики, механики, астрономии. Также этот период славится алхимиками, которые все были заняты поисками философского камня. Значительно обогатились знания в области географии. Братья Вивальди, Марко Поло, который описал свое путешествие в Китай и Азию в «Книге», которая разошлась по всей Европе на нескольких языках.

Одной из самых ярких сторон культурной жизни Средневековья была рыцарская культура, достигшая расцвета в 11-14 вв. В конце 11 в. появляются поэты-рыцари, трубадуры. В 12 веке поэзия становится очень популярной среди европейской словесности.

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Стремление выработать новое мировоззрение становится массовым и приобретает форму идейного и культурного движения – деятельность самых разных людей. Это и есть Возрождение. В Италии оно началось в XIV в. и будет протекать 3 века. В других странах – в XVI в. Возрождение – идейное и культурное движение, которое началось в России в XIV в. в условиях перехода от феодализма к капитализму, а в XVI в. оно приобрело общеевропейский размах. Наличие Возрождения – одна из характеристик эпохи Позднего Средневековья. Потому эпоха Возрождения – тот исторический период, когда в той или иной стране развивалось культурное Возрождение. В условиях культурной эпохи Возрождения сознание европейцев оказалось под сильным влиянием нового мировоззрения. Это новое мировоззрение развивалось и складывалось в умах представителей демократичной городской интеллигенции, среди которых были и ученые, и любители и ценители искусства, но помимо сходного происхождения этих людей сближала такая черта: они были начитанными людьми, сосредоточившими свое внимание на небогословских знаниях (это были естественные науки (о природе), точные (математика), гуманитарные (филология, история)). В средние века все науки небогословского характера назывались одним понятием – гуманитарные ("человеческий"). Богословие – всё о Боге, гуманитария – всё о человеке. Представители светской интеллигенции стали называть себя гуманистами. Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой -стремление к правдивому отражению реальности.

Искусство Возрождения делится на четыре этапа:

1. Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века);

2. Раннее Возрождение (XV век);

3. Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века);

4. Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).

Негативные факторы:

Около 1300 г. период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315-1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными монголо-татарским нашествием и Столетней войной.

24. Становление гуманизма в Италии.

Ранний гуманизм. Программа новой культуры.

Отдельные элементы гуманистической мысли были уже в творчестве Данте (см. гл. 21), хотя в целом его мировоззрение оставалось в рамках средневековых традиций. Подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы стал Франческо Петрарка (1304-1374). Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни - в Италии. Автор лирических стихотворений на вольгаре (складывавшемся национальном языке), героической латинской поэмы «Африка», «Буколической песни», «Стихотворных посланий», Петрарка в 1341 г. был увенчан в Риме лавровым венком как величайший поэт Италии. Его «Книга песен» («Канцоньере») отразила тончайшие оттенки индивидуального чувства, любви поэта к Лауре, все богатство его души. Высокие художественные достоинства, новаторство поэзии Петрарки придали ей классический характер уже при его жизни; влияние его творчества на дальнейшее развитие литературы Возрождения было огромным. Гуманистические идеи Петрарка развивал и в латинских прозаических сочинениях - диалоге «Моя тайна», трактатах, многочисленных письмах. Он стал глашатаем новой культуры, обращенной к проблемам человека и опирающейся прежде всего на наследие древних. Ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки. Подъем культуры после «тысячелетнего варварства» он связывал с углубленным изучением древней поэзии и философии, с переориентацией знания на преимущественное развитие гуманитарных дисциплин, особенно этики, с духовной свободой и нравственным самосовершенствованием личности через приобщение к историческому опыту человечества. Одним из центральных в его этике было понятие humanitas (досл. - человеческая природа, духовная культура). Оно стало основой построения новой культуры, давшей мощный толчок развитию гуманитарных знаний - studia humanitatis, отсюда и утвердившийся в XIX в. термин «гуманизм». Петрарке была свойственна и некоторая двойственность, противоречивость: еще сильна была власть христианской догматики, средневековых стереотипов мышления. Утверждение светских начал в его мировоззрении, осмысление права человека на радость земной жизни - наслаждение красотой окружающего мира, любовь к женщине, стремление к славе - становились итогом длительной внутренней борьбы, особенно ярко отразившейся в диалоге «Моя тайна», где сталкивались две позиции: христиански-аскетическая и мирская, две культуры - средневековая и ренессансная.
Петрарка бросил вызов схоластике: он критиковал ее структуру, недостаточное внимание к проблемам человека, подчиненность теологии, осуждал ее метод, основанный на формальной логике. Он возвеличивал филологию, науку о слове, в которой отражается суть вещей, высоко ценил риторику и поэзию как наставницу в нравственном совершенствовании человека. Программа становления новой культуры в главных чертах была намечена Петраркой. Ее разработку завершили его друзья и последователи - Боккаччо и Салюта™, творчеством которого кончается к началу XV в. этап раннего гуманизма в Италии.
Жизнь Джованни Боккаччо (1313-1375), происходившего из купеческой семьи, была связана с Флоренцией и Неаполем. Автор написанных на вольгаре поэтических и прозаических сочинений - «Фьезоланские нимфы», «Декамерон» и других, он стал подлинным новатором в создании ренессансной новеллы. Книга новелл «Декамерон» имела огромный успех у современников и была переведена на многие языки. В новеллах, где прослеживается влияние народной городской литературы, нашли художественное выражение гуманистические идеи: представления о человеке, чье достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в нравственном совершенстве и доблестных деяниях, чья чувственная природа не должна быть подавляема аскетизмом церковной морали, чей ум, сметливость, мужество - именно эти качества придают ценность личности - помогают выстоять в жизненных невзгодах. Смелая светская концепция человека, реалистическое изображение общественных нравов, высмеивание лицемерия и ханжества монашества навлекли на него гнев церкви. Боккаччо предлагали сжечь книгу, отречься от нее, но он остался верен своим принципам. Боккаччо был известен современникам и как ученый-филолог. Его «Генеалогия языческих богов» - свод античных мифов - раскрывает идейное богатство художественной мысли древних, утверждает высокое достоинство поэзии: Боккаччо поднимает ее значение до уровня теологии, видя в обеих единую истину, лишь выраженную в разных формах. Эта реабилитация языческой мудрости в противовес официальной позиции церкви была важным шагом в становлении светской культуры Возрождения.

Возвеличение античной поэзии, понимаемой широко, как и всякое художественное творчество, - характерная черта раннего гуманизма от Петрарки до Салютати.
Колюччо Салютати (1331-1406) принадлежал к рыцарскому роду, получил юридическое образование в Болонье, с 1375 г. и до конца дней занимал должность канцелера Флорентийской республики. Он стал известным гуманистом, продолжив начинания Петрарки и Боккаччо, с которыми его связывали дружеские отношения. В трактатах, многочисленных письмах, речах Салютати развивал программу ренессансной культуры, понимая ее как воплощение общечеловеческого опыта и мудрости. Он выдвигал на первый план новый комплекс гуманитарных дисциплин (studia humanitatis), включавший филологию, риторику, поэтику, историю, педагогику, этику, подчеркивал их важную роль в формировании высоконравственного и образованного человека. Он давал теоретическое обоснование значения каждой из этих дисциплин, особенно подчеркивая воспитательные функции истории и этики, отстаивал гуманистическую позицию в оценке античной философии и литературы, вступал в острую полемику по этим принципиальным вопросам со схоластами и теологами, обвинявшими его в ереси. Особое внимание Салютати уделял вопросам этики - внутреннего стержня гуманитарных знаний, в его концепции главным был тезис о том, что земная жизнь дана в удел людям и их собственная задача - построить ее согласно природным законам добра и справедливости. Отсюда и нравственная норма - не «подвиги» аскетизма, а творческая активность во имя блага всех людей.
Гражданский гуманизм.

В первой половине XV в. гуманизм превращается в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция (она сохраняет лидерство до конца столетия), Милан, Венеция, Неаполь, позже Феррара, Мантуя, Болонья. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманистов приглашают в университеты для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Им охотно предоставляют должности канцлеров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка - гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда, приобщенная к новой образованности. Быстро набирают силу и авторитет гуманитарные дисциплины. Широкое хождение получают рукописи античных авторов с комментариями гуманистов и их собственные сочинения. Происходит и идейная дифференциация гуманизма, в нем намечаются различные направления. Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм, идеи которого развивали преимущественно флорентийские гуманисты - Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, а затем их младший современник Аламанно Ринуччини. Этому направлению был свойствен интерес к социально-политической проблематике, которая рассматривалась в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Принципы республиканизма, свободы, равенства и справедливости, служения обществу и патриотизма, характерные для гражданского гуманизма, вырастали на почве флорентийской действительности - в условиях пополанской демократии, которую во второй половине XV в. сменила тирания Медичи.
Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бруни (1370 или 1374-1444), ученик Салютати, так же, как и он, канцлер Флорентийской республики. Прекрасный знаток древних языков, он переводил с греческого на латинский сочинения Аристотеля, написал ряд работ на моральные и педагогические темы, а также обширную, построенную на документах «Историю флорентийского народа», заложившую основы ренессансной историографии. Выражая настроения пополанства, Бруни отстаивал идеалы республиканизма - гражданские свободы, в том числе право избирать и быть избранным в магистратуры, равенство всех перед законом (он решительно осуждал олигархические поползновения магнатов), справедливость как моральную норму, которой в первую очередь должны руководствоваться магистраты. Эти принципы зафиксированы в конституции Флорентийской республики, но гуманист ясно осознает разрыв между ними и реальной действительностью. Путь к их воплощению в жизнь он видит в воспитании граждан в духе патриотизма, высокой социальной активности, подчинения личной выгоды общим интересам. Эта светская этико-политическая концепция получает развитие в творчестве младшего современника Бруни - Пальмиери.
Маттео Пальмиери (1406-1475) родился в семье аптекарей, получил образование в университете Флоренции и гуманистическом кружке, многие годы занимался политической деятельностью. Как гуманист прославился обширным сочинением «О гражданской жизни», поэмой «Град жизни» (оба произведения написаны на вольгаре), историческими работами («История Флоренции» и др.), публичными речами. В духе идей гражданского гуманизма он выдвинул толкование понятия «справедливость». Считая подлинным ее носителем народ (полноправных граждан), он настаивал на том, чтобы законы соответствовали интересам большинства. Политический идеал Пальмиери - пополанская республика, где власть принадлежит не только верхушке, но и средним слоям общества. Главным в воспитании добродетели он полагал обязательный для всех труд, оправдывал стремление к богатству, но допускал лишь честные методы накопительства. Цель педагогики он видел в воспитании идеального гражданина - образованного, активного в хозяйственной и политической жизни, патриота, верного долгу перед отечеством. В поэме «Град жизни» (она была осуждена церковью как еретическая) высказал мысль о несправедливости частной собственности, порождающей социальное неравенство и пороки.
Аламанно Ринуччини (1426-1499), выходец из знатной купеческой семьи Флоренции, многие годы отдал государственной службе, но был отстранен от нее в 1475 г. после конфликта с Лоренцо Медичи, фактическим правителем республики. В своих сочинениях («Диалог о свободе», «Речь на похоронах Маттео Пальмиери», «Исторические записки») отстаивал принципы гражданского гуманизма в условиях тирании Медичи, сводившей на нет республиканские свободы Флоренции. Политическую свободу Ринуччини возводил в ранг высшей моральной категории - без нее невозможно подлинное счастье людей, их нравственное совершенство, гражданская активность. В качестве протеста против тирании он допускал уход от политической деятельности и даже вооруженный заговор, оправдывая неудавшийся заговор Пацци против Медичи 1478 г.
Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало воздействие на политическую атмосферу Флоренции.

Лоренцо Валла и его этическая концепция.

Деятельность одного из выдающихся итальянских гуманистов XV в. Лоренцо Валлы (1407-1457) была тесно связана с университетом Павии, где он преподавал риторику, с Неаполем - многие годы он служил секретарем у короля Альфонса Арагонского, и с Римом, где он провел последний период жизни в должности секретаря папской курии. Его творческое наследие обширно и многообразно: труды по филологии, истории, философии, этике («Об истинном и ложном благе», «О наслаждении»), антицерковные сочинения («Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина» и «О монашеском обете». Продолжая гуманистическую критику схоластики за ее формально-логический метод познания, Валла противопоставил ей филологию, помогающую постичь истину, ибо слово - носитель исторического и культурного опыта человечества. Всесторонняя гуманитарная образованность помогла Валле доказать подложность так называемого «Константинова дара», в котором обосновывались притязания папства на светскую власть. Гуманист выступил с обличением римского престола в многочисленных преступлениях, совершенных за долгие столетия его господства в христианском мире. Резкой критике подверг он и институт монашества, считая христианскую аскезу противной природе человека. Все это вызвало гнев римского духовенства: в 1444 г. Валлу привлекли к суду инквизиции, но его спасло заступничество неаполитанского короля.
Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Считая их независимыми сферами духовной жизни, он ограничивал прерогативы церкви только верой. Светская культура, отражающая и направляющая мирскую жизнь, по мнению гуманиста, реабилитирует чувственную сторону человеческой природы, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Такая позиция не противоречит, по его убеждению, основам христианской веры: ведь бог присутствует в сотворенном им мире, поэтому и любовь ко всему естественному означает любовь к творцу. На основе пантеистической посылки Валла строит этическую концепцию наслаждения как высшего блага. Отталкиваясь от учения Эпикура, он осуждает аскетическую мораль, особенно крайние ее проявления (монашеское отшельничество, умерщвление плоти), обосновывает право человека на все радости земного бытия: именно для этого ему даны чувственные способности - слух, зрение, обоняние и т. д. Гуманист уравнивает «дух» и «плоть», чувственные наслаждения и наслаждения разума. Более того, он утверждает: человеку полезно все - как природное, так и созданное им самим, что дарует ему радость и блаженство, - и видит в этом знак божественного благоволения. Стараясь не отступать от основ христианства, Валла создал этическую концепцию, во многом с ним расходящуюся. Эпикурейское направление в гуманизме, которому учение Валлы придало особую силу, нашло последователей во второй половине XV в. в кружке римских гуманистов (Помпонио Лето, Каллимах и др.), создавших культ наслаждения.
Учение о человеке Леона Баттиста Альберти.

Иное направление в итальянском гуманизме XV в. составило творчество Леона Баттиста Альберти (1404-1472) - выдающегося мыслителя и писателя, теоретика искусства и архитектора. Выходец из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании, Леон Баттиста окончил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в Римскую курию, где провел более 30 лет. Ему принадлежали труды по этике («О семье», «Домострой»), архитектуре («О зодчестве»), картографии и математике. Его литературное дарование с особой силой проявилось в цикле басен и аллегорий («Застольные беседы», «Мом, или О государе»). Как архитектор-практик Альберти создал несколько проектов, заложивших основы ренессансного стиля в архитектуре XV в.
В новом комплексе гуманитарных дисциплин Альберти более всего привлекали этика, эстетика и педагогика. Этика для него - «наука жизни», необходимая в воспитательных целях, поскольку способна ответить на выдвигаемые жизнью вопросы - об отношении к богатству, о роли добродетелей в достижении счастья, о противостоянии Фортуне. Свои сочинения на морально-дидактические темы гуманист не случайно пишет на вольгаре - он предназначает их для многочисленных читателей.
У Альберти гуманистическая концепция человека основана на философии древних - Платона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки, других мыслителей. Ее главный тезис - гармония как непреложный закон бытия. Это и гармонически устроенный космос, порождающий гармоническую связь человека и природы, индивида и общества, внутреннюю гармонию личности. Включенность в мир природы подчиняет человека закону необходимости, что создает противовес капризам Фортуны - слепого случая, способного разрушить его счастье, лишить благосостояния и даже жизни. Для противоборства с Фортуной человек должен находить силы и в себе самом - они даны ему от рождения. Все потенциальные способности человека Альберти объединяет емким понятием virtu (итал., дословно - доблесть, способность). Воспитание и образование призваны развить в человеке естественные свойства натуры - способность познавать мир и обращать себе на пользу добытые знания, волю к активной, деятельной жизни, стремление к добру. Человек по натуре творец, его высшее призвание быть устроителем своего земного бытия. Разум и знания, добродетель и творческий труд - вот силы, помогающие бороться с превратностями судьбы и ведущие к счастью. А оно - в гармонии личных и общественных интересов, в душевном равновесии, в земной славе, венчающей истинное творчество и добрые дела. Этика Альберти носила последовательно светский характер, она была полностью отделена от теологической проблематики. Гуманист утверждал идеал активной гражданской жизни - именно в ней человек может раскрыть природные свойства своей натуры.
Одной из важных форм гражданской активности Альберти считал хозяйственную деятельность, а она неизбежно связана с накопительством. Он оправдывал стремление к обогащению, если оно не порождает чрезмерной страсти к стяжательству, - ведь она может лишить человека душевного равновесия. В отношении к богатству он призывает руководствоваться разумной мерой, видеть в нем не самоцель, а средство служения обществу. Богатство не должно лишать человека нравственного совершенства, наоборот, оно может стать средством для воспитания добродетели - щедрости, великодушия и т. д. В педагогических идеях Альберти овладение знаниями и обязательный труд играют ведущую роль. Он возлагает на семью, в которой видит основную социальную ячейку, обязанность воспитывать подрастающее поколение в духе новых принципов. Интересы семьи он считает самодовлеющими: можно отказаться от государственной деятельности и сосредоточиться на хозяйственных делах, если это принесет пользу семье, и это не нарушит ее гармонии с обществом, поскольку благосостояние целого зависит от благосостояния его частей. Акцент на семье, заботах о ее процветании отличает этическую позицию Альберти от идей гражданского гуманизма, с которым его роднит нравственный идеал активной жизни в обществе.

25. Англия и Франция в годы Столетней войны. Освободительная борьба во Франции. Проблема личности Жанны д¢ Арк .

Столетняя война (начальный период).

Вконце 30-х годов XIV в. началась Столетняя война Франции с Англией (1337-1453), которая явилась заключительным и самым тяжелым этапом давнего конфликта между двумя государствами. Развернувшаяся на территории

Франции, с длительной оккупацией страны англичанами, она привела к убыли населения, сокращению производства и торговли. Одним из очагов противоречий, вызвавших военный конфликт, была территория бывшей Аквитании, особенно ее западной части - Гиени, объекта притязаний английского короля. Экономически эта область была тесно связана с Англией, получая оттуда шерсть для сукноделия. Из Гиени в Англию шли вина, соль, сталь и красящие вещества. Знать и рыцарство Гиени, стремясь сохранить политическую независимость, предпочитали номинальную власть Англии реальной власти французского короля. Для французского королевства борьба за южные провинции и ликвидацию английского владычества в них была одновременно войной за объединение французского государства. Вторым, тоже давним очагом противоречий явилась богатая Фландрия, которая стала объектом агрессии уже для обеих воюющих сторон.

Столетняя война началась и проходила под знаком династических притязаний английской монархии. В 1328 г. умер последний из сыновей Филиппа IV, не оставив наследника. Эдуард III, которому, в качестве внука Филиппа IV по женской линии представилась удобная возможность объединить обе короны, заявил о своих правах на французский престол. Во Франции, однако, сослались на правовую норму, которая исключала возможность передачи короны по женской линии. Основанием для нее послужила статья «Салической правды», отказывавшая женщине в праве получения земельного наследства. Корона была передана представителю боковой ветви Капетингов - Филиппу VI Валуа (1328-1350). Тогда Эдуард III решил добиться своих прав с помощью оружия.

Этот военный конфликт стал крупнейшей войной европейского масштаба, втянувшей через систему союзнических связей такие политические силы и страны, как Империя, Фландрия, Арагон и Португалия - на стороне Англии; Кастилия, Шотландия и папство - на стороне Франции. В этой войне, тесно связанной с внутренним развитием стран-участниц, решался вопрос о территориальном размежевании ряда государств и политических образований - Франции и Англии, Англии и Шотландии, Франции и Фландрии, Кастилии и Арагона. Для Англии он вырос в проблему образования универсального государства, включавшего разные народы; для Франции - в проблему существования ее как самостоятельного государства.

Война началась в 1337 г. успешными операциями англичан на севере. Они победили на море в 1340 г. (битва при Слейсе у берегов Фландрии). Поворотное значение для первого этапа войны имела победа англичан на суше в 1346 г. в битве при Креси в Пикардии, одном из наиболее знаменитых сражений средневековья. Это позволило им взять в 1347 г. Кале - важный стратегический порт, куда экспортировалась шерсть из Англии. Он был взят после Бургундии во влиятельную европейскую державу. Существенно расширилась ее территория, создавались органы центральной и местной власти, включая сословно-представительные. Получив титул «Великого герцога Запада», Филипп Добрый стал стремиться и к королевскому венцу. Однако Бургундия в своем новом облике была слабым политическим объединением разных областей и городов, тяготеющих к автономии. Герцогская власть носила характер не столько публично-правовой, сколько сеньориальной власти. Тем не менее, Бургундское герцогство представляло существенное препятствие для объединения французских земель, а союз с англичанами способствовал его успехам.

В результате англичане добились заключения мира на тяжелейших для Франции условиях. По договору в Труа 1420 г. при жизни Карла VI правителем Франции становился английский король Генрих V; затем престол должен был перейти к сыну английского короля и французской принцессы, дочери Карла VI - будущему Генриху VI. Дофин Карл, сын Карла VI, был отстранен от наследования. Франция, таким образом, утрачивала независимость, становясь частью объединенного англо-французского королевства. В 1422 г. Генрих V внезапно умер в полном расцвете сил; спустя несколько месяцев эта же участь постигла и Карла VI. Англия и герцог Бургундский признали королем обоих государств десятимесячного Генриха VI, за которого стал править его дядя герцог Бедфорд. Однако дофин Карл, невзирая на условия мира, провозгласил себя королем Франции Карлом VII (1422-1461) и начал борьбу за трон. Его власть признали некоторые провинции, расположенные в центре страны, на юге (Лангедок), юго-востоке (Дофине) и юго-западе (Пуату). Не уступая по размерам областям, занятым англичанами, эти земли, однако, были менее плодородными и населенными. Они не составляли компактной территории, окруженные и разорванные владениями англичан и герцога Бургундского.

Для Франции начался новый этап войны - борьба за независимость, в которой на карту был поставлен вопрос о самостоятельном существовании французского государства. Этот поворот в войне определился уже к концу ее первого этапа, завершившегося подписанием мира в Бретиньи в 1360 г., однако только теперь он обрел выраженные формы.

Существенным фактором в дальнейшем развитии событий была политика англичан на завоеванных землях, которые рассматривались ими как средство обогащения. Генрих V начал раздавать их в собственность английским баронам и рыцарям. Порты Нормандии заселялись англичанами. Подобная политика, усиливая английскую экспансию, одновременно рождала ответное сопротивление французского населения, ненависть к завоевателям, вызванную репрессиями англичан и грабежами их наемников.

Присоединение Лотарингии, Франш-Конте, Руссильона и Савойи растянулось до середины XIX в. Однако к концу XV в. в основных чертах процесс объединения страны был завершен. Он был подкреплен постепенным слиянием двух народностей. В XIV-XV вв. в Северной Франции на основе парижского диалекта сложился единый язык. Он заложил основы формирования общефранцузского языка, хотя в ряде областей продолжали существовать местные диалекты (провансальский и кельтский языки юга и Бретани).

В политическом развитии Франция уверенно шла к новой форме государственности - абсолютной монархии. Показателем этого служило свертывание в конце XV в. практики сословного представительства. Генеральные штаты фактически бездействовали. Последние в XV в. Генеральные штаты были созваны в 1484 г., они бесславно попытались в условиях малолетства Карла VIII усилить свое политическое влияние. Для провинциальных и местных штатов спад выразился главным образом в лишении их прежней автономии и подчинении центральной власти. Причиной упадка сословно-представительной системы явились осуществленные монархией реформы - налоговая и военная, которые ослабили ее зависимость от сословий. Кроме того, к концу XV в. произошли заметные сдвиги в положении сословий и их отношении к центральной власти. Создание постоянной армии, в частности, закрепило приверженность дворянства к военной службе, оплачиваемой государством, его безучастность к хозяйственной деятельности. Это не способствовало его сближению с городским сословием. Налоговая исключительность духовенства и дворянства, сложившаяся к середине XV в., также усилила раскол привилегированных сословий с податным третьим сословием, к которому принадлежали горожане и крестьянство.

В XVI век Франция вступила крупнейшим из централизованных государств Западной Европы, с развитыми сельской экономикой, ремеслом и торговлей, духовной и материальной культурой.

Главная загвоздка в разборе личности Жанны Д’Арк состоит в нескольких моментах. Во-первых, события, в которых непосредственно участвовала Орлеанская Дева, датируются 15-ым веком. Т.е. это в прямом смысле слова «дела давно минувших дней, Предания старины глубокой» . Все, что мы можем знать о Деве – письменные источники, различные описания Жанны людьми, якобы бывшими с ней знакомыми. Как она выглядела, мы тоже точно знать не можем. Все портреты Жанны скорее плод воображения художников. Если верить историческим свидетельствам, Орлеанская Дева не раз говорила, что никогда не позировала перед художниками для того, чтобы ее рисовали.На основании всего этого можно найти исторические исследования в духе «А существовала ли вообще Жанна Д’Арк?» или «Реальная история Жанны Д’Арк» , во многих из которых девушке приписываются невероятные вещи вплоть до королевского происхождения и обвинений в тайной борьбе за престол.Во-вторых, еще одна проблема, которая, так или иначе встает перед нами – обрастание образа Жанны различными легендами. Орлеанская Дева настолько прочно вошла в сознание христиан, что отделить Жанну настоящую от Жанны канонизированной кажется практически невозможным. Вторая отличается от первой размытостью образа и стиранием всякой индивидуальности. Канонизированная Жанна по описаниям ничем не отличается от иных святых, т.к. ей приписываются типичные христианские добродетели, черты и деяния.

26. Турки-сельджуки, их завоевания в Азии. Падение Византийской империи.

Древние тюрки были прекрасно обученными и вооруженными воинами, и в степи им не было равных. Весьма своеобразна была и их государственная организация, на вершине которой находился глава племенного объединения каган, или хан. Война была главным занятием тюроВ VIII в. азиатские тюрки распространились по всей Средней Азии, в Северном Туркестане и в районе Семиречья. Здесь они приняли новую веру - ислам.
С конца X в. начала править тюркская династия Сельджукидов, которая подчинила своей власти весь юг Средней Азии и Западный Иран, выполняя функцию защиты мусульман от варваров-язычников. В 1055 г. был взят Багдад и создана империя «Великих сельджуков». С именем одного из султанов этой державы, Али Арслана, связано начало нового этапа в истории Малой Азии.