М. Зощенко. Рассказы для детей. план-конспект урока (5 класс) на тему. "Возвращение" М.Зощенко (обзорный урок по литературе) Урок по рассказу зощенко любовь

Михаил Михайлович Зощенко. Урок внеклассного чтения. Рассказы: «Глупая история», «Самое главное», «Не надо врать». Урок-соревнование. Работа в малых группах. В презентации викторина по произведениям М.М. Зощенко. УМК любой. 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «М.М. Зощенко. Рассказы для детей»

Тип урока: комбинированный с ИКТ.

Предмет : литературное чтение.

Класс : 5 (VII вид обучения, УМК «Школа России»)

Дата проведения : 5.12. 2014 года.

Учитель: Тиховская Екатерина Борисовна

Цель : обобщить знания учащихся о творчестве М. Зощенко.

Задачи урока:

  1. Коррекционно – образовательные.

- расширить представление учащихся о творчестве писателя;

Учить определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения;

- формировать умение пересказывать большие по объёму произведения;

- учить оценивать события, героев произведения.

2. Коррекционно – развивающие.

- развивать монологическую речь учащихся;

- развивать умение понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям;

- развивать умения выделять общие и существенные признаки, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.

3. Коррекционно – воспитательные.

- воспитывать взаимоуважение (умение работать в группе, брать на себя ответственность за других, умение оказывать и принимать помощь);

- воспитывать положительную мотивацию к предмету, любовь к чтению;

- воспитывать нравственные качества на основе анализа поведения героев;

Оборудование: Портрет писателя, выставка книг, тексты произведений, жетоны, доска, магниты, таблички: рассказчик, знаток, художник-оформитель, экран, проектор, компьютер, презентация.

Предварительная подготовка.

Дети разделились на группы .

Каждой группой был выбран рассказ для прочтения и разбора.

На самоподготовке группа читала рассказ, делая необходимые пометки в тексте, вместе составляли план пересказа.

Дома каждый участник готовил пересказ и иллюстрации.

Перед уроком ребята выбирали, кто будет пересказывать произведение на уроке, кто выполнять роль художника-оформителя, кто отстаивать честь знатока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по группам.

Команды объявляют о том, как они распределили роли.

(около каждого ребенка ставится соответствующая табличка)

  1. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве нашего земляка М.М. Зощенко. (слайды 2,3)

Михаил Михайлович умел подмечать в нашей жизни комическое. Незаурядный талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, подлинную неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться. Михаил Зощенко просто хотел научить своих юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Писатель создал целые циклы рассказов, адресованных детям:

«Умные животные», «Смешные рассказы», «Рассказы о войне», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве». (слайды 4-5 - выставка книг)

Сегодня на уроке вы представите нам некоторые из его рассказов.

  1. Конкурс рассказчиков.

Ученик, который представляет в группе рассказчика, пересказывает текст. Его товарищи, если есть необходимость, дополняют, уточняют.

После каждого пересказа беседа по смысловому содержанию.

В беседе участвуют все дети.

О чем этот рассказ?

Чему он учит?

Какой вывод можно сделать?

Кто из героев понравился больше?

Есть ли у других групп вопросы к выступавшим?

Подведение итогов.

Чей пересказ был интереснее?

Какие приемы для этого использовал рассказчик?

Команда получает жетоны:

0 жетонов, если не ответили.

  1. Конкурс художников .

«Художник-оформитель» представляет иллюстрации к произведению, которые рисовали все участники группы, дает пояснения, к какому фрагменту рассказа они относятся.

По ходу его выступления оформляется выставка.

Подведение итогов.

Чьи иллюстрации более полно передают содержание рассказа?

Какие приемы для этого использовали «художники»?

(обязательно отметить детей, которые заранее договорились о том, кто что будет рисовать)

Команда получает жетоны:

2 жетона, если ответ правильный, полный.

1 жетон, если ответ дан с помощью команды.

0 жетонов, если не ответили.

  1. Конкурс знатоков.

В начале урока каждой команде дается карточка с вопросами по содержанию. «Знатоки» готовятся к ответам.

Перед началом третьего конкурса, дается время, если «знатоку» необходимо посоветоваться с командой.

Затем «знатоки» отвечают на вопросы викторины.

М.М. Зощенко. «Глупая история».

1. Сколько лет было заболевшему Пете?

  • два года
  • пять лет
  • четыре года
  • три года

2. От чего, по мнению папы, «заболел» Петя?

  • от мороженого
  • от лимонада
  • от конфет
  • от лени

3. Кого посоветовали позвать, чтобы осмотреть Петю?

  • инженера
  • профессора
  • учителя
  • соседского мальчика

4. Кто догадался, почему падал Петя?

  • Коля
  • Ваня
  • мама
  • папа

5.Найдите в тексте, как доктор назвал мальчика Колю.

  • учёный
  • профессор
  • учёный профессор
  • учёный карапуз

6.Как ты думаешь, почему это произошло с Петей?

М.М. Зощенко. «Самое главное».

1.Как звали трусливого мальчика?

  • Толик
  • Санька
  • Андрюша
  • Серёжа

2.Что часто говорила мама сыну?

  • «все любят храбрых»
  • «все любят трусливых»
  • «все любят хороших»
  • «все любят послушных»

3. Что сделала собака, когда Андрей ударил её?

  • укусила его
  • убежала в дом
  • громко залаяла
  • разорвала ему штаны

4.Где купались ребята?

  • в реке
  • в озере
  • в пруду
  • в море

5.Найди в тексте отрывок, в котором выражена главная мысль произведения.

М.М. Зощенко. «Не надо врать».

1.Сколько лет было главному герою, когда он поступил в гимназию?

  • шесть лет
  • семь лет
  • восемь лет
  • десять лет

2.Какую оценку получил Минька за стихотворение?

  • единицу
  • двойку
  • тройку
  • пятёрку

3.Где потерял мальчик свой первый дневник?

  • в саду
  • в сквере
  • в парке
  • в школе

4. Как нашёлся дневник?

  • его нашла милиция
  • его нашла собака
  • его нашла женщина
  • его нашёл папа

5. Найди в тексте, что говорит папа Миньке, когда вскрылся обман?

6. Почему рассказ так назван? или Как бы ты озаглавил этот рассказ?

Подведение итогов. (слайды 6-8)

Команда получает жетоны:

2 жетона, если ответ правильный, полный.

1 жетон, если ответ дан с помощью команды.

0 жетонов, если не ответили.

  1. Подведение итогов.

- Что объединяет все прослушанные сегодня рассказы?

О чем писал в своих рассказах Михаил Зощенко?

Чему он хотел научить своих читателей?

Подсчет жетонов.

Заполнение итоговой таблицы.

(слайд 9)

  1. Эмоциональный отклик.

Что понравилось?

Что было сложно?

Кто был незаменим в каждой группе?

Какое настроение осталось от урока? Заполнение таблицы. (слайд 10)

  1. Домашнее задание.

Подготовить пересказ произведения М.Зощенко «Ёлка»

М.М. Зощенко. «Самое главное». 1. Как звали трусливого мальчика? Толик Санька Андрюша Серёжа 2. Мама часто говорила сыну, что все любят …..? трусливых послушных храбрых хороших 3. Что сделала собака, когда Андрей ударил её? укусила его порвала штаны громко залаяла убежала 4. Где купались ребята? в реке в море в озере в пруду 5. Какова главная мысль произведения? надо слушаться всегда надо быть смелым всему надо учиться 6.Как бы ты озаглавил это произведение?

М.М. Зощенко. «Не надо врать». 1. Сколько лет было главному герою, когда он поступил в гимназию? десять шесть семь восемь 2. Какую оценку получил Минька за стихотворение? пятёрку двойку единицу тройку 3. Где потерял мальчик свой первый дневник? в саду в парке в школе в сквере 4. Кто нашёл пропавший дневник? женщина милиция собака папа 5. Что сказал папа, когда узнал об обмане? тайное становится явным ты молодец враньё всегда обнаружится 6.Как бы ты озаглавил это произведение?

Рассказчик Художник-оформитель Знатоки Группа поддержки «Глупая история». «Самое главное». «Не надо врать».

Вова К. Миша Даня П. Слава Стас Дима Б. Даня И. Валя Даша Коля Вова И. Егор Дима Р. Серёжа Екатерина Борисовна

Книги для детей: 0_2c913_72380ce8_L.jpeg 01-11544.jp 01-12671.jp 05506bdef63874a51df4 48322.jpg 51209.jpg 77392_big.j 107870----.j 383116.jpg 791944060. 1320753984_mihail-zoschenko-veselaya-igra.jpg 4607031762479.jpg 9785170596935.jpg 9785170696154.jpg 9785488008434.jpg bc0db4f8ac62.jpg fd05f2b08e6d6d524555d6c5754.jpg img_257436.jpg Scan10310.jpg М. М. Зощенко 0_59e3_18807e9_L.jpg 0009-009-1895-1958.jpg 0073-022.jpg 66111_or.jpg 47327477_Mihail_Zoscenko.jpg i_003.png памятник - d117820174ee.jpg музей-квартира - zoshenko02.jpg


План – конспект открытого урока по чтению на тему:
«Самое главное» М. Зощенко

учитель 1 квалификационной категории

ГБОУ СОШ № 000

Тема: Михаил Зощенко. «Самое главное».

Цель урока : анализ художественного произведения М. Зощенко «Самое главное».

Задачи урока.

1. Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа;

2. Метапредметные:

Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста;

- регулятивные; учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формировать навыки самоконтроля – взаимоконтроля;

Коммуникативные: умение интегрироваться в малую группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; учиться владеть монологической и диалогической формами речи; отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.

3. Личностные: формирование способности оценивать содержание художественного рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей;

Оборудование: портрет М. Зощенко, выставка его книг; Толковый словарь; раздаточные листы на парту; карточка с заданиями; интерактивная доска;

1.Организация детей на урок.

У нас гости, поздоровайтесь.

Проверьте готовность к уроку: учебник, дневник, пенал, раздаточные листы.
Какое задание готовили к уроку? (Должны были прочитать рассказ М. Зощенко «Самое главное).

Проверим домашнее задание.

Соотнесите иллюстрацию с пунктом плана в соответствии с сюжетом рассказа (работа в парах) (Прил.1)

Проверьте ваши результаты (ответы на доске)

Дайте оценку своей работе, опираясь на критерии оценивания. (Критерии на доске)

2.Сообщение темы урока. Постановка цели.

Продолжим работу над произведением.

Какие задачи на урок должны (можем) поставить?

Будем анализировать

Выделять главную мысль

Определять тему

3. Работа с текстом.

Откройте учебник на стр. 122.

Свои ответы подтвердите цитатами из текста .

Каким был мальчик Андрюша?

От чего грустила мама Андрюши?

А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше?

Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация?

Может ли такое произойти и с вами? Как этого избежать?

Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать?

Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать?

Как Андрюша плыл в лодке? (не хватало знаний и умений грести)

Как вы относитесь к Андрюше? Чтобы вы ему посоветовали?

А понял ли Андрюша, что самое главное, чтобы быть сильным и храбрым?

(я буду всему учиться)

Какими словами можно выразить главную мысль произведения?

Выполните задание на карточке.

(Пара выбирает тот уровень, который сможет выполнить) (прил.2)

Уровень 1

Какие пословицы наиболее полно отражают главную мысль рассказа. Подчеркни .

Уровень 2

Вместо точек вставьте нужные слова.

Кто выбрал первый уровень? Проверим. (Учащиеся зачитывают свои ответы, верно выбранные пословицы выносятся на доску).

Кто выполнял задание 2 уровня? Прочитайте полученные предложения.

Давайте сделаем вывод: тот, кто учится, значит - много знает и может применить свои знания в разных жизненных ситуациях.

Вернемся к пословицам. Объясните одну из пословиц, доказывая своим опытом, что с вами случилось и как знания вам помогли.

4.Физкультминутка (стоя).
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ножке).
По тропинке побежим,
До лужайки добежим (бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём (ходьба на месте)

5. - Найдите в тексте момент, когда Андрюша вышел во двор к мальчишкам, и прочитайте отрывок по ролям.

Учащиеся читают по ролям отрывок из текста.

6. Творческая работа

Составьте синквейн: с ключевым словом “Андрюша”.

Опорная схема для составления синквейна

7. Игра «ИДЕАЛ» (работа в группах).

Давайте сделаем доброе дело: поможем Андрюше Рыженькому исправить ситуацию.

Вспомните, в чем заключалась причина неудач Андрюши?

И нтересно, в чем проблема? (Как поступить герою, чтобы стать храбрым, сильным и умным .)

Д авайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

Е сть ли какое-либо хорошее решение?

А теперь сделаем выбор!

Л юбопытно, как осуществить это на практике?

Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра? (Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие).

7. Рефлексия

Подведём итог урока. Подсчитайте в карте самооценки полученные вами баллы. По шкале отметок, оцените свою работу на уроке.

8-9 баллов – отметка «5»

6-7 баллов – отметка «4»

4-5 баллов – «3»

8. Домашнее задание

1. Рассказать ситуацию от лица Андрюши.

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку (по желанию)

Приложение 1

Критерии оценивания анализа текста

(нужное подчеркнуть)

№ задания

ФИО учащихся, работающих в паре

Иванов И.

Сидоров В.

2

3 балла

2 балла

1 балл – я сам не смог справиться;

3 балла – я выдвигал идеи, у меня не было затруднений;

2 балла – я только слушал высказывания других;

1 балл – я сам не смог справиться;

3

3 балла

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

синквейн

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

Конспект урока литературного чтения

по теме: М.Зощенко «Самое главное».

Смысл рассказа.

(4 класс, УМК «Перспектива»)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формирование умения целостно воспринимать образ-персонаж в

рассказе, как элемент, служащий для раскрытия идеи.

Задачи урока:

1. Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа.

    познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста;

    регулятивные: учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формировать навыки само – взаимоконтроля;

    коммуникативные: уметь интегрироваться в малую группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; учиться владеть монологической и диалогической формами речи; отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;

Личностные: формировать способность оценивать содержание художественного рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.

Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, учебник.

Ход урока

1.Организационный момент. Психологическая подготовка.

У нас сегодня присутствуют гости. Давайте настроимся на серьёзную работу. Закройте глаза и тихо повторите за мной:

Я мобилизую все силы.

Я буду активно работать на уроке.

Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. Какое у вас сейчас настроение? Я рада, что оно у вас отличное. Надеюсь, урок пройдёт успешно.

2. Речевая разминка.

- Прочитайте «жужжащим» способом стихотворение.

Научись на свой поступок

посмотреть со стороны,

Будут сразу и удачи,

и неверности видны!

И тогда свои ошибки

ты не станешь повторять,

А разумным и культурным

человеком сможешь стать!

Сколько предложений в стихотворении? Что можете рассказать о первом? О втором?

3. Актуализация знаний, антиципация чтения.

1) -Как вы понимаете смыслэтого стихотворения? Объясните его строки.

Сегодня мы будем работать над рассказом М. Зощенко. Прочитайте его название, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Какие задачи мы должны будем решить на уроке?

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: какого человека вы считаете храбрым? А всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? Этот же вопрос я вам задам в конце урока. А сейчас за работу!

2) - Дома вам предлагалось вспомнить факты биографии Михаила Михайловича Зощенко. Что же вы о нём знаете? (детская презентация )

Какое произведение писателя мы изучали ранее? («Не надо врать».)

4. Работа по теме урока.

Я предлагаю вам не просто познакомиться с рассказом в учебнике, а воспользоваться просмотром диафильма. Читать вы будете цепочкой по 1 кадру.

Представьте, что мы с вами переместились в 70-е годы 20 века…Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки…

Чтение рассказа.

Какие чувства вы испытали при чтении?

Физкульминутка.

5. Продолжение работы по теме урока.

1) - Открываем учебник на стр. 122. Где возможно, свои ответы подтверждайте цитатами из текста.

В каком эпизоде раскрывается смысл рассказа?

Каким был мальчик Андрюша?

Почему грустила мама Андрюши?

А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше?

Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация? Может ли такое произойти и с нами? Как этого избежать?

Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать?

Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать?

Как Андрюша плыл в лодке?

Как вы относитесь к Андрюше? Что бы вы ему посоветовали?

А понял ли Андрюша, что самое главное?

2) - На уроках литературного чтения мы с вами нередко обращаемся к народной мудрости. Работая в парах, подчеркните те пословицы, которые наиболее полно отражают главную мысль рассказа Зощенко.(Приложение 1 )


Давайте сделаем вывод: тот, кто учится, много знает и может применить свои знания в разных жизненных ситуациях .

3) - Продолжаем работать в парах. Обсудите друг с другом, какие качества характера вы цените в людях: смелость, силу, доброту, гордость, находчивость, скромность, застенчивость, храбрость, силу воли, мягкость, доброжелательность? Что для вас является самым главным и почему?

4) - Дома вы будете работать над пересказом этого произведения. Предлагаю каждому ряду организовать одну группу. Каждая группа постарается составить картинный план рассказа. Затем представитель группы, быстрее всех справившейся с заданием, составит план на доске, а остальные выскажут своё мнение. (Приложение 2)

5. Домашнее задание.

Подготовить творческий пересказ от лица Андрюши.

6. Рефлексия.

Заполните лист самооценки. (Приложение 3 )

Кому из своих товарищей вы бы поставили за урок «отлично»?

7. Подведение итогов урока.

Так всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным?

А умный человек всегда ли бывает храбрым и сильным?

Актуален ли рассказ Зощенко в наше время?

Помогали ли вам знания в трудной ситуации?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Лист самооценки

Ф.И. учени___ _________________________________________

1. На уроке я работал(а)

пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен (довольна)

не доволен (не довольна)

3. Урок для меня показался

коротким

4. За урок я

не устал(а)

5. Материал урока мне был

интересен

не понятен

бесполезен

6. Домашнее задание мне кажется

интересным

Технологическая карта урока.

Предмет: Литература.

Теория литературы. (По произведениям М. Зощенко)

Класс: 6

Учитель: Шмидт Л.Н.

Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся».

Цели урока:

1.Образовательные - расширить знания учащихся по теории литературы, познакомить с понятиями сатира и юмор, формировать умения находить данные понятия в тексте;

2.Развивающие - развивать интерес к художественной литературе, формировать коммуникативные навыки через развитие речи учащихся, совершенствовать степень владения нормами литературного языка.

3.Воспитательные – формировать толерантное отношение к людям; развивать чувство товарищества, доброты.

Тип урока : изучение нового материала.

Технология : Личностно – ориентированное обучение и воспитание.

Формы работы : фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

Методы обучения словесные: беседа, объяснение;

наглядные методы: иллюстрированный и демонстрационный;

практические: карточки, работа с текстом.

Репродуктивный, частично – поисковый.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал : карточки, текст.

Основные понятия : юмор, сатира, гипербола

Краткое описание замысла занятия:

Урок построен на приемах личностно – ориентированного обучения с игровыми элементами.

    Организационно – мотивационный момент – приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок, объяснение темы урока, цели. Работа с эпиграфом.

    Работа по теме урока (усвоение новых знаний сатира, юмор; выясняем, что же вызывает смех?)

    Закрепление понятий: 1. Рассказ «Галоша и мороженое» - инсценировка учащимися, фронтальная беседа. 2. Рассказ «Стакан» - работа с карточками, текстом, фронтальная беседа. 3.Рассказ «Кочерга» - знакомство с сюжетом произведения. Работа с формой слова. (Смешными могут быть не только слова, но и неправильные формы слова.)

    Подведение итогов – почему смех помог миру уцелеть?

    Рефлексия. Оценочные листы.

Ход урока

    Орг. момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

    Позвольте мне объявить о цели своего визита и зачитать свое официальное обращение к вам, ученикам 6 класса. Но что это? Что за шутки шутить изволите? Ну-ка, посмотрите, не закатились ли под парты имена прилагательные? Ну, да я ищу прилагательные! Наверное, в дороге высыпались из моего текста. Как же выйти из этого положения?.. Может, вы мне поможете?

(Цель: Заставить засмеяться от неожиданного, от несоответствия прилагательного существительному).

Я, Шмидт Лидия Николаевна (красивая, веселая) _________________________

Учительница вкусной Большебаяновской школы прибыла в ваш умный класс с целью дать храбрый урок словесности. Я рада приветствовать (небесных) ________________ гостей и счастлива видеть (синие)______________ лица учеников. У меня (трусливое)____________________ настроение, а потому не замедлю объявить, что тема нашего урока: «Мир уцелел, потому что смеялся».

А почему вы, ребята смеялись? Что вызвало ваш смех? Как же называется прием, который вас так рассмешил? Итак, наша цель:

Постарайтесь рассмеяться

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни, но в 6 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.

    Работа по теме урока.

Сегодняшний урок по теории литературы, но литературы комической - предваряет изучение курса 6 класса. Вы уже познакомились с произведением Зощенко «Галоша». Что на ваш взгляд было смешным в произведении? А в чем сила смеха? Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока? (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше).

    Какие произведения вызывают наш смех? (юмористические, сатирические)

    Что такое юмор, сатира? Обратимся к записи на доске.

В чем природа комического? Почему возникает смех? Одну причину несоответствие - мы уже назвали. Поищем еще.

Что я вижу? Вижу стол.

Странно: он и пуст и гол.

Не оборудован урок –

Это главный мой упрек.

(Из-за двери втаскиваю чемодан)

    А теперь почему вам смешно?

Значит смех вызвали …

НЕОЖИДАННОСТЬ!

НЕСООТВЕТСТВИЕ!

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ.

    А прием преувеличения в литературе мы как называем?

(Гипербола)

    Закрепление понятий.

Вот вам первая загадка:

Что внутри там – горько, сладко?

Или вовсе несъедобно?

Кто ответит мне подробно?

(дети фантазируют).

Открываем чемодан:

Галоша! Кочерга! Стакан!

Ну, на что это похоже?

Кочерга, стакан, галоша…

И зачем же на урок

Их учитель приволок?

    Да это не просто предметы – это герои рассказов Зощенко. Уверена, мы с вами справимся и с художественным текстом. Сегодня мы вспомним произведение автора, с которыми вы уже познакомились на уроках литературы в 5 классе. Как звали великих путешественников, вместе с которыми мы от души смеялись? (Леля, Минька).

    Я попрошу двух ребят инсценировать отрывок из рассказа «Галоши и мороженое». Тем более и галоша у нас есть!

«И вот однажды летом мы с Лелей гуляли в нашем саду. И Леля нашла в кустах галошу. Обыкновенную резиновую галошу… Вот Леля нашла эту галошу и для потехи надела ее на палку. И ходит по саду, машет этой палкой над головой».

    Как вы думаете, здесь мы встречаемся с юмором или сатирой?

    А над чем смеемся?

    Да, сама ситуация смешная и ассоциации, которые она вызывает. Машут над головой знаменем, флажком, а здесь - галоша!

(Показываю ребятам стакан)

    Знаком ли вам этот предмет? Представьте, что вы пригласили в гости друга, он во время чаепития случайно разбил стакан. Как вы поступите? Как поступит он?

    Мне очень по душе ваша искренность, находчивость, доброжелательность. Совершенно иначе поступают герои рассказа Зощенко. Слушаем рассказ «Стакан», анализируем ситуацию, наблюдаем за речью героев (Предварительно поясняю: деверь – брат мужа).

    Читаю рассказ.

    Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ что не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка. К каким произведениям вы бы его отнесли к юмористическим или сатирическим? Что же высмеивает писатель? (Мелочность людей, Такой пустяк стал причиной ссоры).

    А как они говорят, какие слова употребляют? Культуры никакой!

    А как вы думаете, ребята, в жизни такое могло случиться? Зачем же писателю потребовалось такое преувеличение или, как мы говорим гипербола?

    Верно, чтобы высмеять человеческие пороки. Художник выбрал такую ситуацию и так ее подал, чтобы мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение людей. Чем больше мы смеемся над грубостью, невежеством героев, тем … продолжите мою фразу!

    Верно, ребята, молодцы! Вы отметили, что смех осуждения вызвала речь, язык героев. Что можно о них сказать?

    (Слова у них грубые, они их неверно употребляют)

    Примеры можете привести? Запомнились такие слова?

    Да у героев Зощенко речь часто неправильная, лексика грубая. Разве писатель не знал хороших слов?

    И снова вы правы. Это еще один литературный прием – сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех над бескультурьем.

    Теперь представьте, что вы переводчики. Ваша задача «перевести» подчеркнутые в карточках слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля. При этом постараемся передать язык героев Зощенко.

(Работа с карточками)

    Предложенное слово азартно обсуждается, отвергается или принимается. Радуемся, когда наши находки совпадают с авторским текстом.

С огорчением убеждаемся, что современная лексика не оставила бы писателя без работы и сегодня, в чем мы убедились выполняя это задание.

По утверждению Д. Свифта, как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку. Вот мы и судим: то есть оцениваем человека и в данном случае осуждаем. Герои Зощенко безобразны и потому смешны. А мы уже убедились: чем больше люди смеются над грубым и глупым героем, тем менее захотят быть на него похожими.

Смешными могут быть не только слова, но и неправильные формы слов. Это прием успешно применен Зощенко в рассказе «Кочерга».

Суть этого рассказа в том, что в одном учреждении истопник нечаянно обжег кочергой руку служащей, На строгий выговор директора ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, Вот если б на каждую печь иметь по кочерге, то не пришлось бы с единственной кочергой ходить от печки к печке и травмировать служащих. Эта простая мысль понравилась директору, и он стал диктовать машинистке требование на склад: «в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче..» тут директор осекся.

    Как бы вы закончили коварное слово?

Директор прямо спросил истопника, что ему нужно. «Сами знаете что», -угрюмо ответил истопник. «Пять кочерыжек». Самое смешное в этой истории то, что вскоре бумажка со склада была возвращена с резолюцией: «Отказать за неимением на складе кочерыжек» (Правильный вариант - кочерег).

Но вернемся к рассказу « Стакан». Мы уже обнаружили с вами умелое, талантливое использование писателем несколько приемов, вызывающих комический эффект. А вот об одном забыли. Никто не подскажет?

- Моляр скончался, а вдова пикничок на 40 день устроила.

    Какая ты умница, конечно же, несуразица: повод печальный, а устраивается пикничок, т.е. веселое развлекательное сборище. Вещи эти несовместные. Одно отрицает другое. О чем же мы говорим, о каком приеме? А он единственный раз употреблен: Напрягите-ка память?

    Повод ссоры пустяшный, а дело дошло до суда. Герой грозит обидчикам не больше, не меньше – трибуналом.

    Еще очень смешна антитеза: «ничего я на это не ответил, только говорю…»

    Подведение итогов урока.

    Спасибо! Мы сегодня много посмеялись. Почему смех помог миру уцелеть? Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «Смех исправляет нервы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.

Урока время истекло…

Я вам ребята благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

5. Рефлексия. Раздаю оценочные листы.

Приложение к уроку. (Карточки)

разбили?

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

А деверь больше других возмущается.

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

Народу пришло .

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

Об сахарницу, об ручку, я прибор и стукнул; Никак, батюшка, стаканчик разбили?

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

А деверь больше других возмущается.

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

Народу пришло .

Современное прочтение рассказов М. Зощенко. Урок литературы в 11 классе « Смех - великое дело

Цели урока:

    доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;

    показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко;

    совершенствовать умения анализа литературного произведения;

    вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к культуре вообще.

Ход урока.

О, смех великое дело!

Ничего более не боится человек так,

как смеха… Боясь смеха, человек

удержится от того, от чего бы не удержала его

никакая сила.

Н.В. Гоголь

    Слово учителя. Работа с эпиграфом, определение проблемы и задач урока.

Ребята! Готовясь к нашему уроку, вы прочитали очень много рассказов Зощенко. Перечислите их. Как вы поняли, над кем и над чем смеётся писатель? Современны ли рассказы Зощенко?

2 . (Подготовленный ученик делает сообщение, где акцентирует внимание на проблематику рассказов Зощенко).

Ученик:

Значительное место в творчестве Зощенко занимают рассказы, в которых писатель непосредственно откликается на реальные события дня. Наиболее известные среди них: «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Нервные люди», «Монтёр».

Проблематика рассказов:

1. «Аристократка»

После революции старое, привычное забыто и отвергнуто, а по-новому жить ещё не научились.

2. «Баня»

3. «Беспокойный старичок »

4. «История болезни»

Высмеивается низкий уровень медицинского обслуживания.

5. «Слабая тара»

Критика взяточников, которых наплодила разросшаяся административно-командная система.

6. «Качество продукции»

Процветающая на производстве халтура и нехватка товаров первой необходимости вынуждают людей «бросаться» на «заграничную продукцию».

Вывод: Значение творчества Зощенко трудно переоценить - его смех остается актуальным и в современное нам время, потому что людские и общественные пороки, к сожалению, все еще остаются неискоренимыми.

3. Слово учителя:

- Творчество Михаила Зощенко самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по- своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивши х нарицательное понятие «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.Писатель жил в уникальной стране, и его нравственное, гражданское формирование как сатирика пришлось на послереволюционное время.(Годы жизни писателя написаны на доске 1895-1958).

--Мы знаем : писатель и эпоха неделимы. Ребята, напомните, в какое время жил Зощенко? Что происходило в стране? Счастлив ли был советский человек?

Ученик: (Революции, Гр. война, становление молодой республики)

Верно:

В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве.

Выставка, которая перед вами отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Художники и скульпторы стремились запечатлеть на полотне или в камне историческое время - время становления молодой республики. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.

Ребята! Прослушайте несколько строф из песни “Широка страна моя родная» композитора Дунаевского, автор текста Лебедев- Кумач.. Определите ключевые слова и запишите их в тетради.

(человек счастлив, хозяин, молодым везде у нас дорога, старикам почёт, вольно дышит человек, никто не умеет лучше нас смеяться и любить…)

А все ли было так гладко?

Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите. К какому выводу вы пришли?

Бросается в глаза несоответствие эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко. (Перед вами шаржи на портрет писателя, Вы знаете, что Зощенко – автор юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был другим: внешне, как страна, могучий и сильный, а внутренне –больной и опустошенный.)

4. Эпоха М.Зощенко. Сообщение подготовленного ученика

Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.

Историческая справка 1 .

“…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?”

И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали.

В журнале "Звезда" за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений.

Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко Приключения обезьяны представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами. Предоставление страниц "Звезды" таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции "Звезда" хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как Перед восходом солнца, оценка которой, как и оценка всего литературного "творчества" Зощенко, была дана на страницах журнала "Большевик"...

Из Постановления оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" 14 августа 1946 года

Историческая справка 2.

В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.

А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.

5. Работа с терминами. Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю. Запись в тетрадь.

Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

6. Анализ рассказов М.Зощенко.

А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить:

над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

Итак, рассказ небольшой, около 150 строк.

Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость .

Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей.)

Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко.

(Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве переживания героя. Это тоже прием Зощенко. Записываем простота сюжета .

От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе?

Я, братцы мои, не люблю баб…” Записываем – сказовая манера .

Комментарий учителя:

Язык рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всё самое характерное, яркое из простого языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы зощенковских рассказов. Тогда- то и стал он литературным языком – неповторимым сказом народного писателя Зощенко.)

А почему в шляпках? Прочтите весь абзац. (Классовый признак – аристократка ).

Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.

Что можно сказать о таком герое?

(Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек.

(Одним словом, мещанин – человек с мелкими интересами, узким кругозором).

Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов .)

Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить?

(Шпанская мода, показатель материального благосостояния).

Что это за прием? (Деталь ).

Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем нагнетание деталей .

Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры зачитать).

Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем речь героя .

Итак, намечена экспозиция . Что это такое?

Какое слово явно неуместно? Почему?

Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.

О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов .

Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней?

(Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства” ).

Почему? Кто же он?

(Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).

Смешно? Грустно!

Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему?

Чем нравится ей герой? Докажите.

Почему ей хочется в театр?

Как герой получает билет?

(член ком. ячейки)

Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.

Прервемся. Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте, с этим настроением.

Какой вывод можно сделать? Почему нам смешно?

В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываем – стиль автора.

Прозвучало предупреждение: “Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)

Что отвечает она? (Мерси).

Что это за слово?

Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?

- “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите.

- Наступает кульминация .

Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.

Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак.

А что думает герой о ней? Докажите.

Наступила развязка. Что это такое?

Запишите, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?

Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства. Несмотря на конфуз с деньгами, рассказчик прочитывает даме мораль с позиций пролетариата:» Не в деньгах счастье».Хотя из фабулы рассказа вытекает, казалось бы обратное.

А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.

Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха?

Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора).

Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе?

VI. Слово учителя.

Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.

Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны.

Зощенко был заклеймён как «пошляк»,
«хулиган» и «подонок русской литературы». Его имя стало ругательством.
Творчество Зощенко многие, да и сам писатель, сравнивали с творчеством
Гоголя. Нет, Зощенко не равнял себя с Гоголем. Он сравнивал с его судьбой свою… Как то, размышляя об этом, Зощенко занёс в свою записную книжку:
«Гоголь ожидал, что его не поймут. Но то, что случилось, превзошло все его ожидания». Эту запись можно вполне отнести и к самому Зощенко.

Но Зощенко не забыт. Как бы не клеймили его позором те же советские писатели середины века, Зощенко до сих пор читают и любят, его рассказы актуальны и по сей день, может быть только не в такой степени, как раньше.
В чём-то, даже, по-моему, значимость любого писателя определяет время. А то, что Зощенко не забыли и его рассказы до сих пор читают наши современные юмористы-сатирики, такие как Жванецкий и Задорнов, говорит о многом.

VII. Домашнее задание (по выбору):

    проанализируйте любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор;

    напишите рецензию на любой рассказ М.Зощенко.