Музей истории искусств в вене. Музей истории искусства в вене Вена художественный музей картинная галерея

Великие сокровища Габсбургов стали основой многих музеев Вены, каждый из которых поражает воображение не только выдающимися коллекциями, но и архитектурой зданий, в которых они находятся. В год культурного туризма Россия–Австрия ARTANDHOUSES составил свой гид по самым значительным художественным собраниям австрийской столицы.

Kunsthistorisches Museum

Великая коллекция искусства, собранная Габсбургами, представлена здесь во всем своем многообразии. Музей условно делится на три части. В правом крыле второго этажа выставлены римские, греческие и египетские древности и скульптура; в левом, в так называемой Кунсткамере, - предметы декоративно-прикладного искусства XIII–XIX веков со всего света (самый знаменитый среди них - золотая «Сальера» ). Самый просторный третий этаж музейного здания занимает собрание старых мастеров, делающее музей, наряду с Лувром и Эрмитажем, одним из главных в мире. Гордость этой части коллекции - крупнейшие подборки произведений Питера Брейгеля Старшего, Дюрера, Рембрандта и других художников.



Albertina

Крупнейшее в мире собрание графики старых мастеров, импрессионистов и модернистов, было основано в XVIII веке Альбертом Саксен-Тешенским, зятем Марии Терезии. Благодаря его превосходному вкусу здесь собрана коллекция рисунков Леонардо и Микеланджело, Дюрера и Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, и Босха. Собрание пополняется и сейчас, причем не только графическими работами, но и живописными произведениями современных художников, которые регулярно выставляются. С момента открытия после глобальной реконструкции в 2003 году Albertina прославилась еще и сборными выставками-блокбастерами, продюсером которых выступает сам музей. В последние годы здесь проходили мощные ретроспективы и Тициана, Рафаэля и Ренуара, Брейгеля и Дюрера.


Leopold Museum

Музей, созданный на основе коллекции врача-офтальмолога Рудольфа Леопольда, расположен в знаменитом музейном кластере в бывших королевских конюшнях в самом центре Вены. Его можно считать музеем австрийского искусства XX века - именно на нем был фокус коллекционера. И именно это искусство, как и его первые имена - Густав Климт и , составляют основное ядро собрания. В постоянной экспозиции, которая ротируется два раза в год, также выставлены шедевры Оскара Кокошки, Коломана Мозера и других местных художников. Здесь также регулярно устраивают разнообразные выставки актуального искусства, как австрийского, так и международного.


MUMOK

Вторая по значимости (и по посещаемости) институция в музейном кластере MuseumsQuartier. Этот музей современного искусства известен и под вторым своим названием - Музей Людвига . Петер Людвиг, знаменитый шоколадный магнат из Кельна, рассеял свою легендарную коллекцию по всему миру (часть ее он подарил и Русскому музею в Петербурге), но, кажется, Вене досталось больше всех. Здесь не держат постоянной экспозиции, а каждые полгода придумывают новую выставочную концепцию для огромного собрания мирового искусства XX–XXI веков, от и Дали до Уорхола, Марии Лассниг и венских акционистов. Наряду с собственной коллекцией, MUMOK показывает одновременно и две-три временные выставки актуальных художников.


Kunsthalle Wien

Этот огромный выставочный зал - третья экспозиционная площадка в MuseumsQuartier и, пожалуй, самая радикальная. Здесь проводят экспериментальные выставки современных художников из разных стран, исследуют субкультуры мировых столиц, устраивают фестивали перформанса и концерты альтернативной музыки. В Kunsthalle состоялись, например, монографические показы таких художников, как Камиль Энро, Изы Генцкен, Ли Бауэри и других.



Belvedere

Этот дворцовый комплекс называют венским Версалем или венским Петергофом. Он, как и его французский и русский собратья, был построен во времена барокко в качестве летней резиденции, обладает фантастическим парком с фонтанами и связан с королевскими историями, от принца Евгения Савойского до императрицы Марии Терезии. Сегодня это главное хранилище исторического искусства Австрии, от Средневековья до сецессиона. Со всего света сюда стекаются туристы, чтобы полюбоваться «Поцелуем» и «Юдифью» Густава Климта, «Объятиями» Эгона Шиле и смешными бюстами работы Франца Ксавера Мессершмидта. Ансамбль комплекса поделен на Верхний Бельведер и Нижний . В торжественном Верхнем как раз и демонстрируются сокровища австрийского искусства, а в Нижнем проходят временные выставки. В последние годы классический музей стал уделять внимание и , так что не удивляйтесь, если в холле, экспозиции или парке увидите работы Джеффа Кунса, или .




21er Haus

Этот музей современного искусства входит в объединение «Бельведер» - вот почему масштабные проекты 21er Haus могут находить продолжение в парках дворца, а иногда и внутри барочных стен. Здание музея - бывший павильон Австрии, построенный архитектором Карлом Шванцером для Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году. Авангардное строение с отсылками к конструктивизму уничтожить было бы преступно, и австрийцы перенесли его по окончании выставки в район железнодорожного вокзала, тогда бывшего почти окраиной Вены. Сегодня в этом фантастической красоты пространстве проводят масштабные выставки и ретроспективы современных художников, а также экспозиции стрит-арта в прилегающем саду.


MAK

Музей прикладного искусства в Вене - один из лучших в мире в своей категории. Здесь знают, как нескучно подать публике такие невеселые экспонаты, как столы, стулья и посуду. Во многом это заслуга его бывшего многолетнего директора Петера Ноевера, больше помешанного не на дизайне, а, скорее, на современном искусстве. Для оформления музейных залов он пригласил актуальных художников, буквально сложивших многочисленные экспонаты декоративно-прикладного искусства и мебели XIX–XX веков в захватывающие тотальные инсталляции. По ним, бесспорно, изучать историю мирового дизайна этого периода куда как интереснее.


Academy of Fine Arts Vienna

Венская академия изящных искусств - так же, как и венецианская, собрание старых мастеров. В ее основе - коллекция графа Ламберга-Шпринзенштайна: в 1822 году он пожертвовал более 800 картин этой учебной институции. В течение последующих двухсот лет собрание расширялось за счет других даров и сегодня увеличилось почти вдвое. Поднявшись на несколько этажей действующего учебного заведения, вы лицом к лицу столкнетесь с шедеврами Рубенса, Босха, Лукаса Кранаха Старшего, Тициана, малых голландцев и других авторов.


Palais Liechtenstein, Garden Palace

Роскошный барочный дворец на рубеже XVII–XVIII веков числился лишь летней резиденцией князей Лихтенштейнских на окраине Вены, а сегодня находится практически в ее центре - всего в нескольких остановках трамвая от Музея истории искусств. До недавнего времени он работал как музей, но сегодня попасть туда можно по предварительной записи, и есть ради чего. Во дворце с гигантским бальным залом, расписанным фресками Иоганна Михаэля Ротмайера, выставлены шедевры княжеской коллекции, которая пополняется и сегодня: от Боттичелли и Квентина Массейса до крупнейшего собрания Рубенса и европейского декоративно-прикладного искусства.



Palais Liechtenstein, City Palace

В 2013 году для публики был открыт и второй княжеский дворец в Вене - Городской, в котором большое семейство останавливается и сегодня. Зрителям (также по предварительной записи) доступны самые пышные залы здания, спроектированного Доменико Мартинелли в сотрудничестве со швейцарцем Габриэлем де Габриэли в начале XVIII века. Интерьеры оформлены мощными драпировками, огромными бронзовыми люстрами с подвесками из горного хрусталя, мягкими диванами с ткаными подушками с узорами эпохи рококо, повторяющимися в позолоченных элементах зеркальных и картинных рам, потолочной и настенной лепнины, покрытых тройным слоем сусального золота. На двух доступных этажах выставлена богатая коллекция бидермейера с работами главных представителей стиля - Фердинанда Вальдмюллера, Карла Шпицвега, Морица фон Швинда и других художников, а также мебель, посуда и графика той эпохи.

Hofburg

Один из крупнейших дворцовых комплексов мира, строительство которого продолжалось с XIII по XX век, до 1918 года был жилищем Габсбургов, а сегодня раздроблен на несколько музейных институций и резиденцию президента Австрии. Самые известные музеи в составе Хофбурга - Музей Сисси, Императорские апартаменты и Сокровищница привлекают туристов прежде всего собраниями артефактов из жизни легендарной династии и коллекцией декоративно-прикладного искусства разных веков и стран. Среди хайлайтс - корона, копье и меч правителей Священной Римской империи, один из самых крупных изумрудов в мире, мебель и декор XVI–XIX веков.

Schönbrunn

Летняя императорская резиденция много раз перестраивалась, пока Мария Терезия не решила обосноваться в ней основательно и не приказала перекроить ее в пышном барочном стиле с отсылками к парижскому Версалю. Собственно, мастерство немецких, итальянских, французских и английских краснодеревщиков, стекольщиков и других придворных ремесленников XVIII века сегодня можно видеть во всем великолепии в сорока комнатах дворца, открытых для посетителей. Плюс огромный парк с садовой итальянской скульптурой и самый первый в мире зоопарк, по аллеям которого гулял еще юный Моцарт.


Wien Museum Karlsplatz

Как и любой музей города, это музей всего. Тысячи исторических экспонатов включают топографические карты и модели города, домашнюю утварь и мебель, живопись и скульптуру и многие другие вещи, характеризующих быт и нравы горожан, начиная с первых поселений здесь в период неолита. Особая гордость музея - собственная коллекция великих имен австрийской и немецкой живописи - Густава Климта, Эгона Шиле, Фердинанда Вальдмюллера и других.



Bank Austria Kunstforum

Этот крупнейший выставочный зал расположен в здании архитектора-постмодерниста Густава Пайхля в центре Вены и, как следует из названия, принадлежит главному австрийскому банку. Последний использует его вовсе не для демонстрации собственных коллекций искусства, а для показа ретроспектив мировых классиков XIX–XX веков. Среди масштабных выставок последних лет здесь экспозиции , Айвазовского, Пикассо и многих других.


Weltmuseum

Открывшийся в конце октября занимает целое крыло в императорской резиденции Хофбург в центре Вены. Он - новая реинкарнация этнографического музея, известного своими коллекциями археологических древностей и минералов со всего света, включая, например, находки экспедиций Джеймса Кука. Здесь хранятся уникальные вещи ацтеков, прикладное искусство - дерево, бронза, слоновая кость - разных веков и континентов.

Secession

Невероятной красоты белый дом с золотистым куполом, будто сплетенным из ветвей деревьев, - квинтэссенция венского модерна, выставочный павильон, получивший название Дом сецессиона . Он был воздвигнут в 1897–1898 годах по инициативе художников известным архитектором Йозефом Ольбрихом и с момента создания использовался для показа работ художников ар-нуво. Главная достопримечательность внутри - «Бетховенский фриз» Густава Климта, написанный в самом начале XX века. Сегодня здесь также проходят выставки, в основном современных художников из разных стран.

Если вам не по душе творения Эрнста Фукса, одного из родоначальников Венской школы фантастического реализма, арт-движения в послевоенной Австрии, то в его музее нужно побывать хотя бы потому, что он расположен в знаменитом доме, построенном Отто Вагнером. Архитектурная жемчужина ар-нуво, или югендстиля, была воздвигнута прославленным зодчим для своей семьи в 1888 году и декорирована по всем канонам стиля известными мастерами эпохи.


KUNST HAUS WIEN - Museum Hundertwasser

«Венский дом искусств» был открыт в 1991 году австрийским художником и архитектором Фриденсрайхом Хундертвассером. По сути, основатель посвятил пространство самому себе: на двух этажах выставлены его многочисленные причудливые работы, замешанные на экспрессионизме, сюрреализме и фантастических строениях Гауди. Также здесь проходят временные выставки современных художников, а неподалеку находится и знаменитый - асимметричный и цветастый - жилой дом, спроектированный Хундертвассером и ставший одним из символов Вены.


Hofmobilendepot

Музей мебели работает с 1924 года и представляет выдающиеся образцы едва ли не всех стилей и направлений, от готики до модерна. В его основе - императорская коллекция, представленная здесь и отдельными вещами, и целыми комнатами, как, например, апартаменты любимой австрийцами принцессы Сисси или так называемый Египетский кабинет, ампирный шедевр, принадлежавший императрице Марии Людовике.

Нравится

Содержание статьи

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА В ВЕНЕ (Kunsthistorisches Museum) – принадлежит к числу крупнейших музеев мира, в собрании которого хранятся прославленные шедевры западноевропейского искусства, был открыт 17 октября 1891. В настоящее время является собственностью государства, находится под его охраной, в ведении Министерства культуры.

Проект музея разрабатывали архитекторы Карл Хазенауер и Готфрид Земпер . Здание музея – одно из зданий-близнецов, входящих в музейный ансамбль, построенный в 1871–1891. Музей истории искусства и Музей естественной истории стоят по двум сторонам сквера, в центре которого расположен величественный монумент императрицы Марии-Терезии работы Цумбуша.

Главное здание музея включает 91 зал, где находятся собрание восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры, нумизматический кабинет, а также всемирно-известная картинная галерея.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

Художественное собрание Музея истории искусства первоначально было частной коллекцией австрийского Императорского Дома. Императоры, короли, эрцгерцоги из династии Габсбургов собирали произведения искусства, начиная с 15 в.

Основополагающим вкладом в процесс формирования современного музея явилась деятельность эрцгерцога Фердинанда II (1529–1595), штатгальтера (губернатора) Богемии в 1547–1563 и правителя альпийских земель в 1564–1595, скомплектовавшего свою коллекцию в замке Амбрас по истинно музейным меркам. Впоследствии лучшие вещи из этого собрания были увезены в Вену.

Император Рудольф II (1552–1612) устроил в пражском Граде, куда он перенес столицу империи, картинную галерею и Кунсткамеру. Более всего Рудольф II восхищался произведениями Альбрехта Дюрера и Питера Брейгеля Старшего , составляющими сейчас гордость венского музея. Позже самые значительные вещи были перевезены в Вену, которая стала столицей империи австрийских Габсбургов, включавшей почти всю Центральную и Южную Европу в 16–17 вв., в том числе и Южные Нидерланды.

Основателем венского музея считают эрцгерцога Леопольда-Вильгельма (1614–1662). С 1647 по 1656 эрцгерцог был штатгальтером (губернатором) Южных Нидерландов. В Брюсселе, который в то время являлся центром торговли произведениями искусства, он приобретал живописные ценности. Из Англии после падения Карла I были привезены для аукциона обширные коллекции английской аристократии (герцога Бекингема, графа Эрандела), а также часть картин из собрания короля Карла I, которые были куплены Леопольдом-Вильгельмом. За короткий срок им была создана лучшая в Европе картинная галерея. В его коллекции были полотна Джорджоне , Тициана , Веронезе , Андреа Мантеньи , Тинторетто , Яна ван Эйка , Питера Пауля Рубенса , Якоба Йорданса.

Во время правления императрицы Марии-Терезии (1717–1780) было решено усовершенствовать картинную галерею: следуя идеям просвещения, художественные сокровища открыли для публики, и произвели новую систематизацию собрания. Для этого из всех принадлежавших императрице дворцов, резиденций, замков были привезены самые значительные в художественном отношении произведения искусства. Впервые в основу экспозиции был положен исторический принцип: картины были сгруппированы по национальным школам и развешаны в хронологическом порядке.

Императорские собрания были доступны публике и до официального открытия Музея истории искусства, но были рассеяны по разным местам. Императорская картинная галерея прежде находилась в замке Верхний Бельведер, собрание египетского, восточного, греческого и римского искусства, предметы эпохи Ренессанса из золота, бронзы и слоновой кости, а также произведения эпохи барокко – в замке Нижний Бельведер. Многие шедевры декоративного искусства, в том числе династические регалии и фамильные драгоценности Габсбургов, хранились в сокровищнице Хофбурга, императорского дворца. В нескольких залах Хофбурга выставлялись монеты и медали, а также коллекции минералов, раковин и других чудес природы, которые сейчас вошли в состав Музея естественной истории (Naturhistorisches Museum).

Еще до официального открытия Музея истории искусства императором Францем Иосифом (1830–1916) в 1891, различные его отделы были заново классифицированы и стали доступны для посетителей. Первой среди них была оружейная палата (Leibstrammer), мемориал австрийской военной славы, с доспехами и вооружением. Ныне военная коллекция (Waffen-Samlung) выставлена в Придворном, Охотничьем и Оружейном залах замка Нойебург, являющегося флигелем старого замка Хофбург. В Хофбурге же, в свою очередь, открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции. Эти собрания, так же как и собрания в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука, хотя и разрознены, но составляют единое целое достояние Музея истории искусства.

В 1918 венский музей, как и все габсбургские коллекции, был экспроприирован и стал государственным достоянием.

Здание музея сильно пострадало во время второй мировой войны, но памятники большей частью были вывезены и спрятаны в 1939. В 1959 музей был снова открыт для посетителей.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Наиболее значительной частью коллекции Музея является картинная галерея. Она считается четвертой по величине в мире и включает в себя живописные полотна исключительной ценности западноевропейских художников 14–18 вв.

Раздел нидерландского искусства

15–16 вв. включает в себя произведения корифеев живописи Северного Возрождения – Яна ван Эйка (ок.1390–1441), Рогира ван дер Вейдена (1399 или 1400–1464), Гуго ван дер Гуса (ок.1440–1482), Питера Брейгеля Старшего (1525/1530–1569).

Ян ван Эйк : Кардинал Никколо Альбергати (ок.1431), Ювелир Ян де Леу (Лееува ) (1436).

Рогиру ван дер Вейдену принадлежит алтарный Триптих с распятием (ок.1440-1445), а Гуго ван дер Гусу – диптих Первородный грех и Оплакивание Христа (1475).

Огромную ценность представляет собой самое крупное в мире собрание картин Питера Брейгеля Старшего – половина всего сохранившегося наследия нидерландского художника 16 в. (15 работ). Наиболее значительные произведения живописца – пейзажи, первоначально входившие в цикл Времена года из шести картин (1565): Возвращение охотников (Зима ), Пасмурный день (Канун весны) , Возвращение стада (Осень ), а также две композиции на сельскую тему: Крестьянская свадьба и Крестьянский танец (ок.1568).

Фламандская живопись

в музее представлена коллекцией произведений Питера Пауля Рубенса (1577–1640), Якоба Йорданса (1599–1641), Антониса ван Дейка (1599–1641). Питер Пауль Рубенс : Алтарь Св. Ильдефонсо (1630–1632), Портрет Елены Фоурмен , обычно называемый Шубка (ок. 1638), Автопортрет (ок. 1639).

Якоб Йорданс: Праздник бобового короля (ок. 1638).

Антонис ван Дейк: Принц Рупрехт (с датским догом) , Принц Карл Людвиг Пфальцский (1631/1632), Портрет воина в золоченых латах (ок. 1624) и др.

Раздел голландской живописи

в музее невелик, но насыщен подлинными шедеврами Франса Хальса (1580/85–1666), Рембранта ван Рейна (1606–1669), Яна Вермеера Дельфтского (1632–1675), Герарда Терборха (1617–1681).

Франс Хальс: Мужской портрет (ок. 1654).

Герард Терборха: Дама, чистящая яблоко (1661).

Рембрант Харменс ван Рейн: Портрет матери художника (1639), Большой автопортрет (1652), Малый автопортрет (ок. 1657) и Портрет читающего Титуса (ок. 1656).

Позднюю картину Яна Вермеера Дельфтского В мастерской художника (ок. 1665) часто называют Аллегория живописи .

Раздел немецкого искусства

насыщен шедеврами эпохи Возрождения: Альбрехта Дюрера (1471–1528), Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553), Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543) и других.

Из восьми работ Альбрехта Дюрера следует выделить: Портрет императора Максимилиана I (1519), Мария с младенцем (1512) и одну из главных работ художника – алтарный образ Поклонение всех святых Троице (1511).

Лукас Кранах Старший: Охота на оленей Курфюрста Фридриха Мудрого (1529), Юдифь с головой Олоферна (ок. 1530).

Ганс Гольбейн Младший: Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии (1536), Портрет молодого купца (1541).

Итальянская коллекция славится обилием имен и шедевров эпохи Возрождения, 17–18 вв.: Андреа Мантенья (1431–1506), Рафаэль Санти (1483–1520), Джорджоне (ок. 1477–1510), Тициан (Тициано Вечеллио) (ок. 1490–1576), Паоло Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Микеланжело Меризи да Караваджо (1571–1610) и других.

Андреа Мантенья: Св. Себастьян (ок. 1460).

Рафаэль Санти: Мадонна в зелени (1505).

Среди нескольких картин Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) центральное место занимает картина Три философа (ок. 1508).

Тициан: алтарный образ Се человек (1543), Портрет Якопо де Страда (1567–1568).

Паоло Веронезе: Лукреция (1580).

Тинторетто (Якобо Робусти): Сусанна и старцы (ок. 1560).

Караваджо (Микеланджело Меризи): Мадонна с четками (ок. 1607) и Давид с головой Голиафа (ок. 1606).

Коллекция испанской живописи.

Главным украшением являются работы Диего де Сильва Веласкеса (1599–1660). Придворный живописец испанских королей писал многочисленные портреты короля, его детей, придворных: Портрет инфанты Маргариты -Терезии (1659), Портрет короля Филиппа IV (1652–1653).

ОТДЕЛ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Египетское собрание венского музея – не только одно из самых больших в мире, но и одно из старейших. В Вену начали стекаться произведения древнеегипетского искусства еще до общеевропейского интереса к Египту, который возник после военного похода Наполеона в 1798. Самый древний экспонат был приобретен еще в 16 в., а к первой четверти 19 в. коллекция насчитывала почти 4000 предметов. В 20 в. основные поступления происходили за счет археологических исследований австрийских ученых, в особенности, в некрополе пирамиды Хеопса в 1912–1929. Венская коллекция имеет огромное значение, благодаря прекрасным образцам скульптуры всех периодов истории Древнего Египта . Это глубоко реалистичные портреты фараонов, скульптуры, знакомящие нас с важными сановниками, и скрупулезные изображения животных. В залах собрание рельефов, архитектурных фрагментов, статуэток из камня, бронзы, дерева и других материалов, саркофагов и предметов погребального обряда, папирусов, скарабеев, амулетов, украшений.

Музейные залы, в которых расположилась эта коллекция, переносят нас в мир Древнего Египта не только из-за богатейшего собрания, но и благодаря декоративно-отделочным работам, которые блестяще имитируют внутреннее убранство храмов той эпохи. Архитекторы использовали три подлинные колонны из гранита (ок. 1420 до н.э.), а также декорировали залы росписями, которые повторяют фрески погребальных камер.

ОТДЕЛ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА

Античная коллекция включает себя греческие, этрусские и римские ценности, а также сокровища эпохи Великого переселения народов раннего Средневековья, найденные при археологических раскопках. С 16 в. собирались монеты, медали, резные камни. В 18 в. были объединены разрозненные коллекции, разбросанные по территории огромной Империи Габсбургов, а археологические экспедиции 19 в. значительно обогатили этот раздел музея предметами скульптуры и архитектуры.

Жемчужиной отдела античности является серия уникальных камей. Камея Птолемеев (274–270 до н.э.), выполненная из девятислойного оникса – шедевр эллинистической глиптики изображает портреты супружеской четы династии Птолемеев. Гемма Августа (конец 1 в. до н.э.) – двухслойный оникс римской работы поражает своей многофигурной композицией. Часто ювелиры последующих эпох использовали произведения своих предшественников: итальянские мастера 16 в. украсили драгоценной оправой античную камею Орел (27 до н.э.).

Скульптура представлена статуями, выполненными из мрамора, бронзы: Голова Аристотеля (4 в.до н.э.), Саркофаг амазонок (4 в.до н.э.), найденный в 16 в. на Кипре.

Интересна большая коллекция золотых и серебряных вещей эпохи Великого переселения народов, найденных в 18–20 вв. в Европе: украшения тончайшей работы, декорированные драгоценными камнями, разнообразные вазы и кубки.

КУНСТКАМЕРА

Экспозиция этого отдела продолжает коллекцию искусства раннего Средневековья, охватывает весь период европейского Средневековья, Возрождения, эпохи барокко, рококо – вплоть до начала 19 в. Ядро этого отдела сформировано в 16–17 вв. Группа наиболее значительных экспонатов происходит из казны немецких королей и императоров Средневековья, т.н. «императорской сокровищницы». Предметы из этой «золотой кладовой» ярко выражают религиозную направленность средневекового искусства, одновременно продолжая многие традиции античного мира, Древнего Востока, Германии: Кувшин в форме грифона (12 в.). Музей обладает двумя превосходными образцами средневекового искусства: Мадонна из Крумау (ок. 1400), Мадонна скульптора Рименсшнайдера (ок. 1500). Прикладное искусство в этом разделе – это разнообразные чаши, кубки, часы, выполненные из хрусталя, золота, драгоценных камней и жемчуга вычурных, роскошных форм. Наиболее известный экспонат – Солонка Бенвенуто Челлини (1500–1572), изготовленная автором (1540–1543) из золота, частично покрытого эмалью, эбенового дерева для французского короля Франциска I. В кунсткамере выставлены шпалеры тончайшей работы, вытканные из шерсти и шелка в первой половине 18 в. Поражают изяществом, изысканностью и виртуозностью исполнения небольшие по размерам статуэтки и сложнейшие скульптурные композиции из слоновой кости 17 в.

в нынешнем году празднует юбилей — 125 лет со дня открытия, и преподносит великолепный подарок: оцифрованные и выложенные в открытом доступе более 10 тысяч изображений экспонатов. Тициан и Караваджо, Тинторетто и Арчимбольдо, Босх и Ян ван Эйк — наслаждаемся прекрасными произведениями искусства.

Джузеппе Арчимбольдо, «Лето». 1563

Теперь вы можете создавать собственные подборки любимых картин, подбирать экспонаты для наглядности обучения истории искусств, размещать их в соцсетях, а то и просто «залипать» в электронной библиотеке Музея , разглядывая великолепные картины во всех подробностях.

Учтите, что основной язык сайта языках представлены лишь общие сведения о музее. Простое «пролистывание» превью 10 000 работ утомляет, к тому же полотна и скульптуры идут вперемешку. Поэтому для удобной навигации рекомендуем заполнять строку поиска — вносить имя интересующего художника на латинице. Так, нас заинтересовал Арчимбольдо, и поиск по слову Arcimboldo выдал превью всех его работ из коллекции, включая те полотна, которые только приписывают мастеру. Иллюстрация выше — деталь одной из картин мастера. И это далеко не предел детализации!

Мадонна в зелени (Мадонна на лугу или Бельведерская мадонна)
Рафаэль Санти
1505, 113×88 см

Музей истории искусств считается один из крупнейших в мире и стоит по своей значимости и богатствам коллекций в одном ряду с Эрмитажем и Лувром. В главном здании музея — 91 зал, где представлены собрания восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры. Но сердце музея — всемирно известная картинная галерея, в которой особое внимание уделено искусству эпохи Возрождения и барокко. Сотни и сотни шедевров: Дюрер, Рубенс, Рафаэль, Веласкес, а также самая богатая коллекция произведений Питера Брейгеля.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу
1565, 117×162 см

Деталь работы Квентина Массейса с сайта музея .

Питер Пауль Рубенс. Шубка. Портрет Елены Фоурмен (1636/1638)

Деталь одной из картин Рубенса из собрания венского музея

Джорджоне. Три философа
1504, 125.5×146.2 см

Драгоценные полотна и экспонаты собирались Габсбургами с XV века. Однако наступил момент, когда вдумчиво и изысканно составленные коллекции австрийского императорского двора перестали помещаться не только в Хофбурге, городской резиденции императора, но и в прочих зданиях, принадлежащих австрийской короне. В 1860-х вопрос о новых музеях стал активно обсуждаться, и Император Франц Иосиф I, привыкший получать все самое лучшее, приглашает известного архитектора Готфрида Земпера спроектировать новый комплекс для новой улицы Рингштрассе. Планируется не только расширить территорию города за счет Императорского форума — такое название Земпер дал своему архитектурному проекту, — но и выстроить отдельные музейные здания для императорских коллекций.

Ян Вермеер. Аллегория живописи
1660-е, 120×100 см

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии
1536, 40×65 см

Огромный комплекс, задуманный автором зданий Дрезденской оперы и Дрезденской же картинной галереи, был воплощен лишь частично, но император Франц Иосиф I все-таки получил вожделенные музеи, куда и были перевезены богатые коллекции австрийского двора. Пространства музея пропитаны Ренессансом: от огромного полотна Михая Мункачи «Апофеоз Ренессанса», украшающего потолок над главной лестницей, до прекрасных фресок, выполненных Густавом Климтом, его младшим братом Эрнстом и другом Францем фон Мачу.

Питер Пауль Рубенс. Голова Медузы
1618, 69×118 см

Музей истории искусств — одна из жемчужин Музейного квартала австрийской столицы. Вернее, это две жемчужины: на площади Марии Терезии расположились целых два роскошных и практически похожих с виду здания, выстроенные в духе Ренессанса. Во втором здании расположен Музей естествознания, где разместилась огромная коллекция природных экспонатов, собранных семьей Габсбургов. Среди сокровищ 39 его залов — коллекция насекомых Игнаца Шинера, скелет диплодока, почти полный составной скелет Стеллеровой коровы и другие ископаемые и редкие находки.

Питер Пауль Рубенс. Четыре части света (Четыре реки рая)
1615, 208×283 см

Если перейти через площадь, то мы попадем в сокровищницу произведений искусства, основу которой заложил австрийский эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614—1662). Будучи наместником Фландрии, эрцгерцог регулярно навещал знаменитый Брюссельский художественный рынок. За короткий срок Леопольд Вильгельм создал значительную художественную коллекцию, подобранную с большим вкусом и пониманием. Покидая Фландрию, эрцгерцог увез в Вену свои сокровища — картины голландских, итальянских, фламандских, немецких мастеров. Это собрание пополнялось веками. В 1918 году оба музея — истории искусств и естествознания, как и все коллекции Габсбургов, — были экспроприированы и стали собственностью государства.

Якопо Тинторетто. Купающаяся Сусанна
194×147 см

Сейчас Музей истории искусств состоит из нескольких экспозиций. Так, военная коллекция императоров выставлена в залах Нойбург (во флигеле замка Хофбург). Там же открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции. Отдельные собрания — в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука.

Безусловно, выложенная оцифрованная коллекция венского Музея истории искусств — большой вклад его сотрудников в популяризацию искусства. Однако ничто не может сравниться с посещением роскошных залов, где можно не только насладиться воочию произведениями искусства, но и ощутить прикосновение подлинной Истории. Музей — огромный, так что если будете в Вене, запланируйте отдельный день на его посещение.

Музей истории искусств находится в самом центре прекрасной столицы Австрии на площади Марии Терезы, и является одним из архитектурных элементов ансамбля Maria Theresien-Platz, который включает также Музей Естествознания, замечательный парк и памятник императрице. Авторство этого потрясающего проекта принадлежит архитектору Земперу.

Помимо залов с археологическими находками, античными памятниками и художественными произведениями, музей истории искусств включает и картинную галерею, которая имеет статус мирового значения.


Предметы искусства, которые сейчас находятся в Вене и являются национальным достоянием, начали собирать еще в 15 веке Габсбурги в Императорском доме Австрии. Особенно значительный вклад был сделан Фердинандом II, формировавшем свои коллекции в замке Амбрас. Также неоценимую лепту внес Рудольф II, ведь он в Пражском граде открыл галерею и Кунсткамеру, самые известные экспонаты которых позже были перевезены в Вену. Знаменитые произведения Дюрера и Брейгеля находятся сейчас в венском музее истории искусств именно благодаря Рудольфу.


Основателем же самого музея называют Леопольда-Вильгельма, галерея которого считается одной из самых содержательных и обширных.

Венский художественный музей был открыт в 1889 году и успешно функционировал вплоть до Второй Мировой войны. Тогда само здание достаточно сильно пострадало, но практически все ценности удалось спасти, так как они были заранее вывезены и спрятаны. Вновь доступным для публики музей стал в 1959 году.


Осмотр всех экспонатов может занять не один день. В основном корпусе музея насчитывается 91 зал. Ниже представлены основные коллекции, которые там размещены:

1. Египетская и Ближневосточная коллекция

Тут собрано более чем 17 тыс. предметов, датируемых от 3500 г. до н.э.
Коллекция разделена на 4 части:
  • погребальный культ
  • история культуры
  • скульптура и рельеф
  • развитие письменности

2. Коллекция Греческого и Римского искусства

Насчитывает более 2500 предметов, и охватывает период 3 тысячелетия, начиная с Бронзового века и заканчивая ранним Средневековьем. Разделена тематически на три части:
  • уникальные античные камеи
  • сокровищница
  • коллекция ваз

3. Картинная галерея

Является ключевой в здании музея, начинает свою историю еще в доме Габсбургов и включает огромное количество мировых шедевров. Условно произведения можно разделить на такие периоды:
  • Венецианская живопись 16-го века
  • Фламандская живопись 17-го века
  • Ранняя нидерландская живопись
  • Живопись немецкого Ренессанса

4. Кунсткамера

Является колыбелью музея. Открыта вновь 1-го марта 2013 года после 10 лет реставрационных работ. В 20 залах собрано более 2000 поистине потрясающих и уникальных экспонатов.

5. Коллекция монет

Входит в пятерку наибольших коллекций монет в мире. Насчитывает около 700 тысяч предметов за период трех тысячелетий, и включает в себя купюры помимо монет, а также разнообразные предметы, которые служили бартером до изобретения денег.

6. Библиотека

Насчитывает 256 тыс. единиц, 36 тыс. из которых имеют историческое значение.

7. Коллекция исторических музыкальных инструментов

Уникальная коллекция инструментов периода Ренессанса и Барокко, а также инструменты многих известных музыкантов. Многие из них можно не только посмотреть, но и послушать.

8. Коллекция оружия и доспехов

Лучшая документированная, и одна из самых полных и обширных коллекций в западном мире. Те, кто интересуются данной тематикой точно оценят.

Он принадлежит к редкой разновидности музеев, раскрывающих высочайшие художественные достижения человечества с древнейших времён. В России к такому типу можно отнести и музей им. Пушкина. Искусство Древнего Египта, Греции, Рима здесь объединено с коллекцией картин голландских, итальянских, фламандских, немецких мастеров времён Средневековья и эпохи Возрождения. Примечательно и само здание музея, открытое в 1891 году в паре с музеем-«близнецом», в котором работает музей естественной истории.

1. Здания для обоих музеев поистине огромные. Хотя в каждом из них всего по два этажа, выглядят они очень внушительно.

2. Между музеями раскинулась площадь Марии Терезии с памятником оной в окружении уже закрывшейся рождественской ярмарки (на дворе было 4 января, зеленела травка, на кустах недавно подстригли свежие листочки).

3. При входе в музей сразу попадаем в вестибюль, украшенный пышной росписью под лепнину.

4. Быстро преодолев все формальности, такие как покупка билетов и сдача вещей в гардероб, выходим на главную лестницу. На площадке лестницы стоит скульптура Антонио Канова «Тесей, убивающий Кентавра».

5. Имперские львы.

6.

7. Стены украшены вензелями Франца Иосифа и Елизаветы, при которых был построен музей.

8. Новый год.

9. Плафон над парадной лестницей.

10. Его украшает огромное полотно «Апофеоз Возрождения» венгерского художника Михая Мункачи.

11. С лестницы попадаем в верхний, ещё более пышный вестибюль под огромным куполом.

12. Сейчас его занимает кафе, в центре колодец, смотрящий в нижний вестибюль.

13. Боковые коридоры не уступают в великолепии залам.

14. Росписи сводов напомнили мне Эрмитаж.

15. Второй этаж музея полностью отдан живописи.

16. Анфилада больших залов по периметру окружена рядом более мелких.

17. Картины часто висят во много рядов, подписей к ним нет. Зато есть аудиогид на русском.

18. В залах попадаются и скульптуры, но нечасто.

19. Демокрито Гандольфи, «Яков и Рахиль у колодца».

20. Цезарь.

Северная Италия долгое время входила в состав Австрийской Империи, поэтому в музее скопилось огромное количество произведений почти всех художественных стилей Италии — раннее и Высокое Возрождение, маньеризм, барокко, караваджизм, мастера ведуты XVIII века и др. Нагие тела пышных южных красавиц не могли не попасть в этот пост.

21. Корреджо, «Ио и Юпитер» (1530).

22. Тинторетто, «Сусанна и старейшины» (1555).

23. Дирк де Квад ван Равестин, «Отдых Венеры».

24. Пармиджанино, «Амур, изготовляющий лук». Одному купидону, кажется, поплохело.

25. Андреа дель Сарто на картине «Архангел Рафаэль с Тобиасом» люди удались куда лучше собачки)

26. Европейское Средневековье невозможно представить без картин на религиозные темы. Триптих Рогира ван дер Вейдена на тему распятия.

27. Когда рама почти равна по значимости картине, получается алтарь. Он принадлежит кисти Альбрехта Дюрера и называется «Поклонение святой Троице» или «Алтарь Ландауэра» (1511).

28. Себастьяно Майнарди, «Дева Кормящая / Млекопитательница».

29. Питер Пауль Рубенс, «Чудеса святого Франциска Ксавьера».

30. Ученик Леонардо да Винчи Андреа Соларио, «Саломея с главой Иоанна Крестителя».

31. У Бернардино Луини в том же сюжете Саломея выглядит почему-то более весёлой.

32. Немало картин посвящено теме Страшного суда, как это полотно фламандца Франса Флориса.

33. Ад на картине Давида Рейкарта Третьего.

34. Лука Джордано, «Архангел Михаил свергает восстающих ангелов».

35. А это не Страшный суд, а «Чудеса святого Игнатия Лойолы» Рубенса.

36. На многих картинах прослеживается тема смерти физической, а не духовной. Черепа на картине Антонио де Переда «Аллегория тщеславия».

37. Мария фон Остервейк, «Суета сует» (1668). Череп изображён на натюрморте, чтобы усилить ощущение бренности человеческой жизни рядом с букетами цветов.

38. Гвидо Каньяччи. «Смерть Клеопатры» (1658).

39. Также забавно наблюдать на полотнах различных гадов и борьбу с ними. Например, противостояние тигра с крокодилом на большой аллегории Рубенса «Четыре континента и четыре великих реки».

40. Известная библейская сцена «Святой Георгий, поражающий дракона» кисти Леонхарда Бека.

41. Рафаэль, «Святая Маргарита» (и «змеекот»).

42. «Отрубленная голова Медузы» Рубенса.

43. Оставим эпоху Возрождения и на время перейдём к более спокойным поздним сюжетам. Давид Тенирс Младший, «Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее». Забавна европейская традиция использовать картины вместо обоев.

44. Самюэл Диркс ван Хогстратен, почти все картины которого изображают человека в окне.

45. Лоренцо Лотто, «Мужской портрет».

46. Бернардо Беллотто, вид Вены в XVIII веке.

47. Дворец Шённбрунн.

48. Уже много лет здесь работает художница, делающая копии картин. Её почти всегда можно встретить в залах. Бамбуковая палка служит ей опорой для выписывания мелких деталей.

49. Тут можно насладиться забавой начала XX века - стереофотографиями.

50. Дальше я покажу картины, которые были мне знакомы до посещения музея. Это «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино (1524).

51. Питер Брейгель Старший, «Вавилонская башня» (1563) - наверное, самая известная картина в этом музее.

52. Стройку приехал проинспектировать царь Нимрод — легендарный завоеватель Вавилона во II тысячелетии до н.э.

53. Его же «Крестьянский танец» (1568).

54. «Битва Масленицы и Поста» (1559).

55. Картина изображает праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста.

56. «Охотники на снегу» (1565).

57. Маленький, но отдельный зал отведён под знаменитые картины Арчимбольдо.

58. «Зима» из серии «Времена года».

59. «Вода» из серии «Стихии».

60. Верхушка головы крупнее.

61. «Огонь» из серии «Стихии».

62. «Лето» из серии «Времена года».

63. Казалось бы, что делать в художественном музее слепым? Но и об них дотошные австрияки побеспокоились.

64. Вот портрет шута кисти Жана Фуке.

65. А вот его вариант для незрячих.

66. Закончив на этом с живописью, спустимся на первый этаж для продолжения осмотра.

67. Здесь собрана неплохая коллекция различных предметов австрийского искусства.

68. Скульптура, украшения, разные мелочи - всё здесь.

69. Из-за трудностей идентификации, подписей над фото, увы, не будет.

70.

71.

72.

73.

74. Голландский молитвенный орех из самшита - иконостас в кармане.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85. Наконец, мы дошли до экспозиции античного искусства. Наиболее великолепен Египетский зал, где потолок подпирают оригинальные гранитные колонны, вывезенные из Египта.

86. Разные изображения бога мудрости и знаний Тота, VI век до н.э.

87. Куча всякой мелочёвки, как на каирском рынке.

88. Египтяне поймали НЁХ и теперь разделывают его.

89. Сушёные нильские крокодильчики.

90. Внешний слой погребальной «матрёшки».

91. Куча саркофагов.

92.

93. Коллекция греческих ваз V-VI веков до н.э.

94.

95. После захвата Египта Римской Империей египтяне стали прикладывать к мумиям портреты погребённых, выполненные в эллинском стиле. Эта женщина с ожерельем жила в 161-192 годах н.э.

96. Мозаика из древнеримской виллы, изображающая лабиринт Минотавра, перенесена целиком из Зальцбурга.

97. Изразцовый лев с ворот богини Иштар в Вавилоне (604-562 гг. до н.э.). Целиком ворота находятся в Пергамском музее Берлина.

98. В целом венский художественный музей оставляет неизгладимо положительное впечатление. Нельзя не отметить, с какой тщательностью сделана индивидуальная подсветка экспонатов в отделе древней скульптуры.