"Опаленные огнем войны": Мемориалы жертвам Холокоста

30 октября 2017 года в Москве откроется монумент, посвящённый жертвам репрессий. Автор проекта - Георгий Франгулян . Монумент установлен на проспекте Сахарова. " Стена скорби" - название памятника.

Предыстория

В 1961 году, на очередном съезде партии, Никита Хрущёв поднял вопрос о развенчании культа личности Сталина. Тогда впервые рассмотрели идею о создании памятника жертвам репрессий. Но дальше разговоров дело не продвинулось. Более того, Хрущёв предлагал отдать дань памяти " верным ленинцам" - партийцам, расстрелянным в годы сталинизма. Когда же завершилась эпоха так называемой оттепели, идея о создании памятника и вовсе была забыта. Вспомнили о ней в конце восьмидесятых.

и другие памятники

В перестроечные годы тема о жертвах репрессии стала довольна обсуждаемой. Для установки памятника наступили самые что ни на есть подходящие времена. Монумент, открытый на Лубянке, называется " Соловецкий камень" . Он изготовлен из гранита, привезённого с территории бывшего лагеря. Торжественное открытие состоялось 30 октября в 1990 году. Там, где в 30-е годы проходили массовые расстрелы, впоследствии были установлены скульптурные композиции, стены памяти, часовни, Один из них - " Маска скорби" - находится в Магадане. Мемориальная табличка с надписью " Последний адрес" установлена во многих городах России.

Подготовка к созданию "Стены скорби"

С начала девяностых в стране открыто было множество памятников. В чём необходимость создавать еще один? Дело в том, что во многих странах, входивших в состав СССР, существуют уже на протяжении нескольких десятилетий монументы, посвященные жертвам сталинской репрессии. В Москве лишь закладной камень. По размерам и композиции этот памятник не передаёт трагедии и горя, которое пришлось пережить тысячам советских семей.

Вопрос об установке " Стены скорби" не раз поднимал Владимир Федотов - председатель Совета по развитию общества и правам человека. В октябре 2014 года президенту России представили проект монумента. В конце декабря была достигнута договоренность относительно места установки памятника.

Конкурс

Когда речь идёт о создании подобного монумента, автора будущего проекта выбирают на протяжении нескольких месяцев. В феврале 2015 года стартовал конкурс. Только один из его участников должен был стать автором памятника. Предполагалось, что некоторые проекты могут быть использованы в других городах России.

Всего жюри конкурса рассмотрело более трехсот вариантов. Для выбора подходящего проекта организовали выставку, которая продолжалась около месяца. Победителем стал Георгий Франгулян . Памятник жертвам репрессии называться мог бы иначе. " Стена скорби" - название монумента, созданного Франгуляном . Второе место в конкурсе занял Сергей Муратов с проектом " Призма" . Третье - Елена Бочарова (" Разорванные судьбы" ).

Мемориал будет установлен на пересечении Садово-Спасской улицы и проспекта Сахарова. " Стена скорби" , по мнению участников жюри, наиболее отвечает духу мрачной сталинской эпохи , кроме того, имеет весьма емкое , говорящее название. Возведение памятника осуществляется не только на средства государства, и за счёт народных пожертвований.

Описание памятника "Стена скорби" в Москве

Довольно внушительных размеров. До открытия он будет храниться в сквере рядом с проспектом Сахарова. Высота памятника составляет 6 метров. Длина 35 метров. В создании " Стены скорби" использовано 80 тонн бронзы. Монумент представляет собой двухсторонний барельеф, на котором изображены человеческие фигуры. Изображения есть и плоские, и объёмные.

На фото " Стены Скорби" , представленном выше, можно видеть человеческие фигуры. Их здесь около шестисот. На тяжеловесной стене, композиция которой основана на игре с объемами , имеются довольно большие просветы, выполненные в форме человеческого силуэта. Через них можно пройти. Это своеобразный художественный замысел люди имеют возможность почувствовать себя на месте жертв всесильной и беспощадной системы.

Стена скорби в Москве - это не просто памятник. Это предостережение, которое позволит потомкам осознать печальные последствия авторитаризма, хрупкость человеческой жизни. Возможно, подобная скульптурная композиция оградит представителей будущего поколения от повторения ошибок прошлого. На " Стене скорби" выбито лишь одно-единственное слово. Но это слово здесь присутствует на 22 языках. По краям стены многократно выгравировано "П омни" .

" Стена скорби" находится в сквере, который обрамлен гранитными камнями. Перед рельефом расположено несколько прожекторов, установленных на гранитных столбах. Дорога к памятнику вымощена камнями. Это необычный строительный материал. Дорога к " Стене скорби" вымощена камнями, привезёнными из лагерей, мест массовых расстрелов, а также населенных пунктов, жители которых подверглись принудительной депортации: Иркутска, Ухты, Воркуты, Хабаровского края, Башкирии и других регионов России.

Рядом с монументом находится здание Согаза . По мнению скульптора, эта постройка символизирует власть и неповоротливость. В некотором роде она является частью монумента. Она создает подходящий, мрачноватый фон для стены, символизирующей десятки тысяч человеческих жертв.

Историческая справка

О том, сколько человек погибло в годы репрессий, даже сегодня точных сведений нет. Массовые аресты начались в конце 20-х годов и закончились лишь после смерти Сталина. Самым страшным был период 1937- 1938 годов. Тогда к расстрелу приговорили около 30 тысяч человек.

К жертвам репрессий относятся не только те, что были осуждены по политической статье и приговорены к смертной казни. В лагеря отправляли жен , мужей, родственников арестованных. Дети до 15 лет подлежали размещению в городах вдали от Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Тифлиса.

Ганна Руденко

Туфли на набережной, бетонные блоки, менора из проволоки и стеклянные трубы — в память о погибших евреях

Сегодня в Израиле живет 6 миллионов евреев — и столько же (а, скорее всего, еще больше) европейцев с еврейскими корнями было уничтожено в годы Холокоста. События тех лет стали трагедией не только для иудейской общины, но и для всего мира в целом. В память о погибших созданы сотни фильмов, книг, памятников, выставок, инсталляций, которые напоминают о кровавом безумии, которое никогда не должно повториться.

Редакция JewsihNews.com.ua составила подборку 10 монументов жертвам Холокоста, от которых щемит в груди.


Авторство этой мемориальной композиции принадлежит Кеннету Трейстеру. Проект вызвал волну критики — считалось, что огромная рука будет смотреться «гротескно» и «грубо вмешается в городской пейзаж», но инициативная группа утверждала, что в этом и заключается вся суть проекта. Мемориал спасли.

В 1987-89 гг. по макету был отлит бронзовый памятник — устремленная к небу гигантская рука, по которой карабкаются сотни человеческих фигур. В основании монумента — розовый камень, который был привезен из Иерусалима специально для этой композиции. Открытие памятника состоялось 4 февраля 1990 года. Рядом с ним установлена мемориальная стена, на которой выбиты имена тысяч погибших.

2. Обувь на берегу (Будапешт, Венгрия)


Этот необычный памятник жертвам Холокоста расположен на берегу Дуная, в Пеште (одной из двух частей Будапешта). Вдоль набережной, в 300 метрах от Парламента, стоят 60 пар старомодной бронзовой обуви — мужской, женской, детской. Идея памятника возникла у Кена Тогая, а ее воплощением занялся скульптор Дьюла Пауэр.

Эти ботинки, боты и туфли напоминают о страшных событиях — в 1944-45 гг. венгерская нацистская партия «Скрещенные стрелы» проводила здесь массовые казни евреев. Их расстреливали прямо на берегу, а тела сбрасывали в воду. Перед казнью евреев заставляли разбуться — обувь стоила немалых денег, и ее запросто можно было продать на черном рынке. Приговоренных зачастую связывали по несколько человек — их ставили на самый край набережной, но пулю пускали только в одного. Обмякшее тело застреленного нарушало равновесие группы, все падали в воду и тонули.

Памятник погибшим евреям был установлен 16 апреля 2005 года.

3. Плиты, плиты (Берлин, Германия)


Идея «Мемориала памяти убитых евреев Европы» родилась у берлинской публицистки Лее Рош, а реализацией занимался скульптор-деконструктивист Питер Айзенман. Несмотря на весь аскетизм, мемориал поражает грандиозностью — на огромном поле рядами стоят 2 711 безликих серых блоков разной высоты, образуя неживой лес.

Строительство мемориала было начато в 2003 году после того, как были готовы блоки. С этими плитами из бетона связана неприятная история: в их производстве участвовал химический концерн Дегусса (предоставлял анти-граффити покрытие), а дочернее предприятие концерна — Дагеш — во времена Третьего рейха производило газ, которым в концлагерях травили евреев. Возведение монумента приостановили, но после обсуждений было принято решение продолжить начатое. Мемориал открылся в 2005 году.

4. Стул за 1000 евреев (Краков, Польша)


Памятник жертвам гетто в районе Подгорже в Кракове был открыт 8 декабря 2005 года. В скульптурную композицию вошли 33 железных стула высотой 1,4 метра на территории бывшего гетто и 37 стульев пониже высотой 1,2 метра — их установили по периметру этой площади и на трамвайных остановках.

Любой из ожидающих автобус может сесть на этот стул — точно так же, как любой в то жуткое время мог стать жертвой нацистов. Каждый стул — это память о 1000 евреях из краковского гетто.


Этот мемориал был спроектирован Стэнли Сайтовицем, а открытие необычного монумента состоялось в 1995 году. В память о шести миллионах погибших евреях было установлено шесть стеклянных труб, каждая из которых также символизирует шесть главных концентрационных лагерей — Майданек, Хелмно, Собибор, Треблинку, Белжец и Аушвиц-Биркенау.

На стекле башень выгравировано 6 миллионов лагерных номеров. Большинство евреев, попавших в лагеря смерти, не выжили — некоторые из них были захоронены в общих могилах, а некоторые сожжены в печах. Через стеклянные башни проходит «дым» — пар, который вырывается из металлических решеток у основания колонн, символизирует серый дым крематориев.

6. Яма (Минск, Беларусь)


Это один из первых памятников, установленных жертвам Холокоста. Первая часть мемориала «Яма» — площадка, вручную выложенная камнями — была открыта в 1947 на месте, где в 1942-м нацисты расстреляли 5 000 евреев.

Вторая часть — скульптурная группа людей, которые спускаются по лестнице — была установлена в 2000 году. Худые бронзовые фигуры, составляющие композицию «Последний путь», будто стекают вдоль ступенек к яме, где их ждет смерть.

7. За колючей проволокой (Сан-Франциско, США)


Авторство и реализация этой мемориальной композиции, которая была установлена в 1984 году в Линкольн-Парке, принадлежит Джорджу Сегалу. Бетонные фигуры — одна у проволоки, куча тел поодаль — символизируют выживших и погибших жертв нацистской жестокости. На одного оставшегося в живых был десяток тех, кого смерть не пощадила.

Посетители парка могут заходить за проволоку и даже ложиться рядом с белыми фигурами.

8. Лес (Рига, Латвия)


В конце 1941-го года нацисты решили ликвидировать евреев рижского гетто. За две акции расстрелов (30 ноября и 8 декабря) в Румбульском лесу было уничтожено около 25 тысяч человек — как рижских евреев, так и тех, кто был депортирован сюда из Германии. Среди убитых было огромное количество детей. Через три года это место станет могилой для сотен еврейских мужчин из концлагеря «Кайзервальд».

Мемориал из камней и толстой металлической проволоки на площадке в форме звезды Давида был возведен по проекту архитектора Сергея Рыжа 29 ноября 2002 года. На камнях выбиты имена тех, кто был здесь расстрелян.

Во время открытия мемориала Путин заявил, что репрессии нельзя ни забыть, ни оправдать «никакими высшими так называемыми благами народа».

«Каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения, миллионы людей объявлялись врагами народа, были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем или лагерей и ссылок», - цитирует президента агентство ТАСС.

Президент вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и мэром Москвы Сергеем Собяниным возложили цветы к монументу. После выступлений, с которых началась церемония, была объявлена минута молчания, затем хор исполнил траурную композицию, передает "Эхо Москвы" .

Мемориал «Стена скорби» подготовил скульптор Георгий Франгулян, идея его установки прорабатывалась с 2014 года. В сентябре 2015 года Путин поручил возвести мемориал на пересечении Садового кольца и проспекта Академика Сахарова.

"НИ" опросили известных политологов с одним вопросом: нет ли противоречия между открытием памятника жертвам политрепрессий и многолетним возвеличиванием Сталина в нынешней России?

Марк Урнов, председатель Российского фонда аналитических программ "Экспертиза":

Противоречие начитается с государственной символики: посмотрите, гимн – советский, флаг и двуглавый орёл – имперские. Когда общество находится в переходном состоянии, неизбежны противоречия. Слава богу, стала пробиваться антисталинская позиция. Сразу изменить мировоззрение невозможно. В народе глубоко сидит авторитарный комплекс, многие видят в Сталине символ порядка и «крепкой руки». И в элитах существуют как просталинистские, так и антисталинистские настроения. Разногласия элит отражаются и в СМИ, и в общественном мнении. Я наблюдаю с огорчением за одними настроениями и с надежной – за другими. Государство с противоречивыми элитами и действует противоречиво.

Сергей Марков, политолог:

Всё нормально. Никаких противоречий я не вижу. Это – разные вещи. Сталин популярен среди населения. Люди хотят и требуют сильное государство. Вот сейчас смотрю сюжет: семья, ребёнок заболел. Взяли долг под квартиру. Долг вернули, квартиру отбирают мошенники. Государство бездействует. Грабёж со стороны бизнеса – государство бездействует. Низкие зарплаты у бюджетников, развалили медицину, образование и науку. Этим вызвана популярность Сталина, но это не означает призыва к репрессиям. В обществе неприятие репрессий, недопущение социальных классов к управлению. У нас – свобода слова, конкурентные выборы. Это говорит о том, что общество открыто и динамично развивается. Но страна в состоянии перегрузки – распался СССР, в девяностые разрушили инфраструктуру, внешняя агрессия со стороны Запада, на Украине – террористический режим. Перегрузки ведут к разлому: за Сталина – против Сталина. Поэтому требуют чётких решений. Без перегрузок разлом был бы менее жёстким.

Аббас Галлямов, политолог:

Власть пытается показать, что она преодолевает расколы прошлого и примиряет прежде непримиримых противников. Спрос на такую стратегию предъявляет подавляющее большинство граждан. Стоит обратить внимание на то, что монумент посвящён памяти «жертв политических репрессий». В названии не упоминается Сталин. Словно репрессии были сами по себе, а Сталин сам по себе. Избегая упоминания имени вождя народов в контексте репрессий, власть пытается по максимуму удовлетворить всех одновременно: и жертвы уважить, и поклонников «творчества» Сталина не обидеть.

Юлий Нисневич, профессор департамента политической науки НИУ-ВШЭ, доктор политический наук:

У нас существует пропагандистский штамп: Сталин – это «сильная рука», «эффективный менеджер». Но, одно дело острая пропаганда, другое – власть, которая признаёт: «перегибы были, но вещь полезная». Помните, у католиков была индульгенция, в православных храмах на стенах таблички с именами жертвователей (в основном – местных бандюков) – тоже, своего рода – индульгенция. Памятник жертвам репрессий для власти – попытка отмыться. Должно быть расследование, публичный процесс. А так – памятник поставили, вроде как признали «перегибы». Надо всю систему осудить!

Что касается заявления диссидентов, посыл мне понятен. Он такой, я бы сказал, идеалистическо-правозащитный. Но я не могу с ними согласиться. Установка памятника очень важна, репрессии не уходят из повестки дня, есть материальное (в хорошем смысле этого слова) подтверждение, признание того, что было. Это очень важно! Отказываться ставить памятник неправильно. Его появление на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца – огромный прорыв по отношению к тем событиям. Вчера была акция у Соловецкого камня «Возвращение имён». Она проходила уже в одиннадцатый раз. Исходя из логики заявления диссидентов – и этого делать не надо. Получается, если что-то делает власть – заведомо не хорошо. Это уже перебор. Любая идея очень важна – и таблички «Последнего адреса», и «Возвращение имён», и памятник жертвам репрессий. Слава богу, что это произошло. Конечно, они играют, чтобы получить индульгенцию. Классический вариант: вместо того, чтобы исследовать проблему, устроить публичный суд, серьёзно осудить режим Сталина, теперь можно сказать – «чО пристаёте?». Памятник жертвам репрессий установлен в центре Москвы.

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

«Страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти. Тем более невозможно ничем оправдать: никакими высшими так называемыми благами народа, — заявил президент Владимир Путин на церемонии открытия памятника «Стена скорби», посвященного жертвам политических репрессий в СССР. — Когда речь идет о репрессиях, о гибели и страданиях миллионов людей, то достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять: никаких оправданий этим преступлениям быть не может».

Открытие памятника — тридцатиметрового двустороннего бронзового барельефа работы скульптора Георгия Франгуляна — прошло в День памяти жертв политических репрессий. Кроме политиков, правозащитников, историков, деятелей культуры и священнослужителей на открытие памятника пришли сами жертвы незаконных репрессий и их дети — всего несколько очень пожилых человек.

В своем выступлении Путин заявил, что последствия репрессий ощущаются до сих пор, им подверглись целые сословия и народы, рабочие, крестьяне, инженеры, военачальники, священники, государственные служащие, учёные и деятели культуры. «Репрессии не щадили ни талант, ни заслуги перед Родиной, ни искреннюю преданность ей. Каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения», — заявил он и добавил, что сама память, четкость и однозначность позиции в отношении этих мрачных событий «служит мощным предостережением к их повторению».

В конце выступления Путин процитировал слова также пришедшей на открытие Натальи Солженицыной: «Знать, помнить, осудить и только потом простить». После чего президент заявил, что нельзя призывать к сведению счетов и «снова подталкивать общество к опасной черте противостояния». Имя Сталина президент в своем выступлении не произнес — также как и кого-либо из виновников политических репрессий.


Патриарх Московской и всея Руси Кирилл, член Совета Федерации Владимир Лукин и президент России Владимир Путин. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

В свою очередь патриарх Московской и всея Руси Кирилл заявил на открытии, что «памятники нужны для исцеления человека». «Приходя сюда, вспоминая трагические события нашей истории, люди не должны чувствовать уныние и отчаяние, они должны думать о своих потомках и о том, какую страну и какую историю они оставят в наследство», — сказал патриарх.

Последним на открытии выступил член Совета Федерации, председатель Фонда памяти жертв политических репрессий Владимир Лукин.

После минуты молчания и возложения цветов к монументу он был открыт для посетителей. Напомним: памятник находится на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца.

прямая речь

Фото: РИА Новости
«Искалеченные судьбы взывают к нашей памяти с мемориальной стены»

Выступление члена Совета Федерации Владимира Лукина на открытии памятника жертвам политических репрессий

— Человек слаб… И в эти минуты я не могу не думать о судьбе своей семьи. Особенно двух женщин. Обе — мои бабушки.

У одной из них, кроме моей мамы, было еще три сына. Старший был зверски убит в одной из стычек гражданской войны. Жизнь второго оборвалась здесь недалеко, в Коммунарке. Он попал в один из расстрельных списков 1937 года, подписанных пятью тогдашними членами ПБ Компартии, во главе лично со Сталиным. Третий, несмотря на бронь, которая выдавалась крупным ученым, вступил в ряды ополченцев и погиб, защищая Москву осенью 1941 года. Три сына — три смерти.

Младшая дочь — моя мать — была арестована в том же 1937 году, сразу после моего рождения. Ее пытали, как и моего отца. Но им повезло: в 1938 году, после падения Ежова, их освободили, и они оба успели принять участие в обороне Москвы. Отец был комиссаром 7-ой Бауманской ополченческой дивизии, памятник бойцам которой, как многие из вас знают, стоит на 242-м км Минского шоссе.

А его младший брат вынужден был после ареста моего отца отречься от него, чтобы спасти себя и остатки семьи.

Представьте себе чувства моей второй бабушки, сыновья которой не пожали друг другу руки никогда, даже на ее могиле.

И семей с такой или близкой судьбой было в нашей стране тысячи, сотни тысяч, если не миллионы. Сосчитать уже не возможно.

Это они, их искалеченные судьбы взывают к нашей памяти, нашей совести с мемориальной стены.

ХХ век для нашей страны — век великих побед, но и великих трагедий. О самой главной великой победе наше общество, молодое поколение знает достаточно хорошо, хотя и здесь есть свои пробелы.

О главной великой трагедии — массовых репрессиях, страшном терроре, связанном с революцией, гражданской войной, сталинской тоталитарной диктатурой, молодое поколение знает мало.

А это плохо. Невежество — это не аргумент, говорил Спиноза. Из невежества мудрых уроков извлечь нельзя.

Некоторые наши граждане считают, что ворошить кровавое прошлое — непатриотично. Убежден, что такое мнение ошибочно.

Родина и Истина — это понятия равновеликие. Нельзя любить Родину, не любя Истину. Не отличая добро от зла, правду от неправды, изуверство от человечности. Суверенное право на жизнь, безопасность, свободу и личное счастье человека не менее важны, чем любой суверенитет. Замечательно, что наша нынешняя Конституция начинается именно с этого нормативного положения.

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек», — сказал поэт.

Только свободный человек может быть подлинным патриотом!

Нынешние и будущие поколения наших граждан должны, во-первых, знать об этой страшной драме. Нежелание знать — это интеллектуальная трусость, тяжкий моральный грех. И большая опасность. Ведь сокрытие истины — верный путь к рецидивам трагедии.

Во-вторых, важно помнить о том, что случилось со страной в ХХ столетии. Помнить о жертвах массового государственного террора — лучший способ избавиться от иллюзий о том, что все сложные проблемы страны можно решить быстро и резко — как любили говорить в то время — лихой «кавалеристской атакой».

В-третьих, надо ясно, решительно и необратимо осудить деяния тех, кто раскрутил «красное колесо» массового террора. Им нет и не может быть оправданий. Даже с учетом того, что в этом кровавом карнавале во след своим жертвам исчезали и их палачи.

И, наконец, в-четвертых, — и это самое трудное — нам нужно постараться простить участников этой страшной исторической драмы.

Конечно, простить не их ужасные деяния, а приведшие к ним их трагические ошибки, их самообманы, их утопические фантазии.

По-моему, простить — означает, прежде всего, постараться изгнать из собственных душ атмосферу ненависти и нетерпимости ко всему иному, ко всему «не своему», ко всему «непонятному».

Избавиться от сладкой, но ядовитой иллюзии собственной уникальной правоты и непогрешимости.

Мы не можем изменить прошлое. Не можем сделать вид, что его вовсе не было. Но мы можем, помня о прошлом, постараться подавить вирусы озлобления и ненависти в самом себе.

И тем самым перекрыть доступ в настоящее и будущее кровавым страстям прошлого.

Память о страшной трагедии, которая произошла на нашей земле в ХХ столетии, должна стать частью нашей исторической памяти. Мы, наследники жертв массовых репрессий, благодарны всем тем, кто внес вклад в создание Монумента памяти.

Добрый день, друзья. Сегодня мы расскажем об одном из самых необычных памятников не только в Германии, но и в мире. Мемориал жертвам холокоста в Берлине находится в центре города. Гуляя по городу, вы наверняка увидите его. Здесь нет скорбящих фигур или гигантской скульптуры, символизирующей что-то определённое. Но вы его сразу узнаете. Мемориал — огромное поле, на котором рядами стоят обелиски. Разной высоты, ровные серые бетонные блоки. Памятник вызывает очень сильные чувства.

Когда мы с Галей пошли к этому памятнику, то знали, что увидим 2 тысячи бетонных плит. Мы видели фотографии мемориала и примерно представляли, как это выглядит. Но то, что мы почувствовали нас поразило.

Мы вошли в памятник и сначала не поняли, что же тут смотреть. Всё безлико, серо. Столбы стоят рядами, образуя аллеи и пересечения. В любом месте можно свернуть и оказаться на такой же серой безмолвной аллее.

Мы бродили по этому лабиринту и постепенно в нас появлялось такое количество ассоциаций... С мёртвым лесом, где сотни деревьев и ни одной ветки, на которой появится живой лист или плод, с застывшим городом, где вместо людей безымянные, безликие столбы, с огромным блоком, в котором кто-то прорезал ровные ходы, но сколько здесь ни ходи, — увидишь только ровные серые стены.

Иногда плиты очень высокие и тогда видны кусочки неба.

Иногда плиты низкие и тогда перед нами бетонной волной поднималась земля. Ощущение безысходности становилось особенно острым, когда в конце аллеи виднелись живые деревья.

Была зима. Деревья стояли голые и замёрзшие, но всё равно, в них чувствовалась жизнь. Спящая, ожидающая своего часа, но жизнь. А в бетонном лесу, по которому мы бродим, её не будет никогда.

Мемориал вызывает разные чувства у всех, кто его видел. Но одно общее — памятник жертвам холокоста производит мощное впечатление.

Под этим бетонным лабиринтом находится музей и информационный центр, благодаря которому многие люди уже нашли и до сих пор продолжают находить сведения о своих родственниках.

Рядом находятся еще два небольших мемориала жертвам нацистского режима.

Между серыми плитами

«Холокост — массовое уничтожение нацистами европейских евреев в годы Второй мировой войны».

Памятник жертвам Холокоста — одно из самых посещаемых туристами мест в Берлине. Он расположен в самом центре города: рядом с и зеленым парком .

Художник деконструктивист Питер Айзенманан создал очень необычный памятник, с виду совершенно бессмысленный. Массивные гладкие плиты, есть большие и маленькие. Какие-то чуть выше остальных, а иногда вы не видите разницы. Прогуливаясь по этому лабиринту из серых камней, не сразу понимаешь куда ты попал и зачем все это.

Столбов, а точнее блоков 2271. Без имен, фамилий, без даты жизни и причины смерти. Это огромное поле смерти. «Бессмысленность и безутешность» - так назвал свою мемориальную композицию Айзенман.

Это Denkmal für die ermordeten Juden Europas, мемориал жертвам Холокоста, самым бессмысленным, безутешным и страшным смертям современной истории.

Решение еврейского вопроса

Нацизм начал интересовать А. Гитлера ещё в 1919 году. Придя к власти он начал планомерно внедрять теорию «расовой неполноценности».

Почему эта теория стала так популярна в Германии? Уничтожение неполноценных наций (евреев, цыган; русские, белорусы и украинцы тоже подпадали под это определение) продемонстрировало бы один из законов эволюции Дарвина - выживает сильнейший.

Сильные особи подавляют слабых. Так представлялось Гитлеру торжество арийской расы. Страх — сильное чувство и опасное. Он порождает ненависть.

Почему у Гитлера это сильное чувство вызывали евреи и цыгане?

Сначала он, а потом и другие начали верить, что евреи вносят «порчу» в тело белой арийской расы. Немецкие ученые наперебой доказывали ущербность евреев, находили какие-то мутировавшие гены, которые могли бы подкосить или вовсе уничтожить арийскую расу.

Как итог - они должны были быть уничтожены прежде всего.

Почему в нацистской Германии возник вопрос о неполноценных нациях? Как в XX веке людям пришло в голову полностью несколько народов? Как у них хватило решимости начать осуществлять эту дикую идею, планомерно уничтожая тысячи и тысячи людей, создавая газовые камеры и автоматические машины расстрела?

Как целый народ оказался под влиянием фанатика и нездорового психически человека?

На эти вопросы науке ещё предстоит ответить. Мы же с вами можем только принимать личное решение. Отвечать за то, что мы думаем и какие поступки совершаем.

Готов ли я называть уродами или расово неполноценными людей, чем-то не похожих на меня?

Память о том, к чему может привести расовая ненависть должна быть сохранена.

Возможно такие памятники заставят задуматься, изменить свои установки, понять что-то такое, о чём раньше мы и не думали.

История памятника

Памятник открыт в 2005 году, но задумка родилась у журналистки Леи Рошель еще в 1988 году. На выбор места и проекта, на сбор средств ушло 10 лет.

Поддержку оказал известный историк Эберхард Йекель. Позднее, начинание поддержали многие общественные деятели Германии.

В конкурсе участвовало 528 проектов. Каждый из них - попытка выразить языком искусства трагизм Холокоста.

Проект Айзенмана победил. И в 2005 году прошло торжественное открытие мемориала.

Замысел художника — дать каждому почувствовать ощущения человека, попавшего в ситуацию, когда бежать некуда, искать надежды негде, и никто не поможет тебе. Ты в лабиринте. За каждым поворотом которого может ждать смерть.

Особенность памятника

Все плиты сделаны из прочного бетона с добавкой особого состава. Им не страшна вода и краска.

Конечно, не обходится без актов вандализма — на обелисках рисуют граффити. Работники мемориала не обращают на это внимания. Все надписи и рисунки смоет первым же дождем. Все пройдет, остается только мрачное напоминание о назначении этих плит.

Строительство мемориала вызывало противоречивую реакцию у многих людей. Даже представители еврейской диаспоры сочли этот памятник не самым лучшим выражением скорби. Их мнение так и осталось неоднозначным.

Многих жителей Берлина смущало, что это огромное поле-кладбище расположено в самом центре. Офисы и жилые дома выходят на него окнами. Да, впечатление от комплекса очень волнующее, даже страшное. Но не всем хочется ежедневно видеть из окна эту человеческую трагедию.

6 залов

Под самим мемориалом находится информационный центр и 6 залов музея Холокоста.

Здесь родственники погибших могут запросить доступную информацию. Многим удалось найти хоть крупицы сведений о своих родных, месте их смерти.

По данным инфоцентра примерное число погибших — 6 миллионов человек.

В залах музея подлинные экспонаты: записки, дневники, фотографии жертв. Тут же находятся некоторые личные вещи, которые удалось найти и сохранить.

Здесь же вся история гонений на евреев.

Самый страшный здесь, наверное, «зал семей». Это подлинные истории 15 еврейских семей во время Второй Мировой: гонения, утраты, постоянный страх.

Рядом с местом, где сейчас мемориал, находится бункер Гитлера и проходила часть .

Время работы

Информационный центр открыт с 10 до 19-00.

Мемориал находится под открытым небом. Прийти туда можно в любое время.

Официальный сайт: www.stiftung-denkmal.de

Экскурсии: аудиогид стоит 4 евро, есть русский язык.

Как добраться

  • На метро по линиям U2, S1-S2, S25-S26 до станции Potsdamer Platz.
  • На автобусе. Вам подходят 100, 200, или еще номера 347, М41 до остановки Potsdamer Platz или Brandenburger Tor.
    Адрес: Cora-Berliner-Straße 1

Где остановиться в Берлине

Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле Adam , район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине

Мемориал жертвам холокоста на карте

Мемориал жертвам Холокоста огромный и внушительный. Но, ведь не только евреи стали «неполноценной расой» и подверглись массовый убийствам.

По данным, это число превышает полмиллиона человек.

Вблизи здания находится небольшой, но очень трогательный мемориал цыганам, которые погибли в этот же период — Memorial to the Sinti and Roma Victims of National Socialism.

Выглядит памятник погибшим цыганам так: круглый бассейн с треугольным постаментом в середине.

На него каждый день кладутся живые цветы.

По краю бассейна выложены строки из Сантино Спинелли, цыганского писателя.

Рядом находится несколько информационных стендов.

Друзья, спасибо что читаете нас. Мы уже запланировали новые увлекательнее путешествия, которыми обязательно поделимся с вами. Подписывайтесь на обновления, получайте новые статьи прямо на почту. До новых встреч!