Основные и производные цвета в живописи. §4 Основные, составные и дополнительные цвета. В тени появляются оттенки противоположные на цветовом спектре локальному цвету предмета

Основы живописи [Учебник для уч. 5-8 кл.] Сокольникова Наталья Михайловна

§4 Основные, составные и дополнительные цвета

Как вы помните из курса начальной школы, цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это – красный, желтый и синий цвета. На ил. 47 они расположены в центре цветового круга и образуют треугольник.

Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. На нашем примере они находятся также в треугольниках, но дальше от центра. Это: оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.

64. Основные цвета

Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

65. Дополнительные цвета

Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого, фиолетового и других цветов.

Если, например, красный будет близок к синему, то и дополнительным у такого красного будет желто-зеленый.

Мы познакомились с цветовым кругом из 12 цветов, а можно составить такой круг из 24 цветов (ил. 66). Подобный цветовой круг позволяет точнее определить оттенки дополнительных цветов, их пары.

66. Цветовой круг (24 цвета)

Назовите все оттенки этого цветового круга.

Из книги Убийство Михаила Лермонтова автора Баландин Рудольф Константинович

НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЕРСИИ Есть предположение, что у Мартынова по отношению к Лермонтову присутствовал «комплекс Сальери» (пушкинского, смертельно завидовавшего Моцарту). Не исключено, что Лермонтов подтрунивал над тайной любовницей Мартынова, что и вызвало

автора Лихт Ганс

3. Дополнительные сведения Мы можем вкратце рассказать о дальнейшей жизни супружеской пары. Отныне женщина проводила свои дни в гинеконитисе, под которым подразумеваются все те помещения, что составляли царство женщины. Теперь только спальня и обеденная комната

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги Цивилизации Древнего Востока автора Москати Сабатино

Из книги Основы живописи [Учебник для уч. 5-8 кл.] автора Сокольникова Наталья Михайловна

Из книги Цвет и Контраст. Технология и творческий выбор автора Железняков Валентин Николаевич

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

§5 Основные характеристики цвета У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и

Из книги Наблюдая за русскими. Скрытые правила поведения автора Жельвис Владимир Ильич

Некоторые дополнительные замечания Мы знаем, что предметный цвет можно передать цветовоспроизводящей системой без искажений (а точнее, без «валеров», как сказал бы живописец), используя только малый участок характеристической кривой, потому что каждый цвет передается

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Совершенное знание теории цвета для художника очень важно. Филипп Страуб (Philip Straub) расскажет о простых принципах цвета.

При правильном использовании, через цвета можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Правильное применение цветов – одно из важнейших условий успешного рисунка. Знания о применении цвета не передаются по наследству, этому учатся. Существуют правила, которые необходимо соблюдать, и такие, которыми можно пренебречь, но каждый художник, стремящийся достичь успеха в своем деле должен начинать с фундамента, т.е. с теории цвета.

Существует огромное количество доступных научных материалов; однако, большинство из них далеки от художников. Я не буду заострять внимание на лишнем, и сразу перейду к самому важному в теории цвета. Мы обратимся к разным существующим ныне цветовым схемам, поговорим о том, как использовать цвет в композиции, как работать с цветом так, чтобы задержать на картине взгляд зрителя, и о том, как балансировать цвета на рисунке. Итак, приступим…

1. Три свойства цвета
Прежде чем углубиться в теорию цвета, необходимо понять ее базовые принципы. Давайте обратимся к, так называемым, трем свойствам цвета. Эти свойства представляют собой общий язык теории цвета и всегда должны быть в уме художника.
- Оттенок – наименование того или иного цвета (например, красный, синий, желтый).
- Насыщенность – это бледность или затемненность оттенка (цвета).
- Интенсивность определяет яркость или тусклость оттенка (цвета). Чистые оттенки – высокоинтенсивные. Тусклые оттенки - соответственно, обладают низкой интенсивностью.
Эти три свойства цвета будут зависеть от многих вещей, но в основном – от света на вашей картине.

2. Цветовой Круг
Цветовой круг, основанный на красном, желтом и синем цветах – традиционная форма цветовой схемы в области искусства. Первая цветовая диаграмма была создана Сэром Исааком Ньютоном, в 1666 году. С тех пор, ученые и деятели искусства изучали и предлагали свои варианты данного принципа. До сих пор не стихают споры о том, какая система лучше и достовернее. В действительности же, любой цветовой круг, обладающий логически выстроенной системой чистых оттенков, имеет место быть.

3. Базовые цвета
Существует три базовых цвета: красный, желтый и синий. Это три пигментных цвета, которые не могут быть смешаны или получены путем смешивания других цветов. Все другие цвета получены из этих трех оттенков.

4. Цвета второй группы
К таким цветам относятся зеленый, оранжевый и фиолетовый. Эти цвета получены путем смешивания базовых цветов. Цвета первой и второй группы вместе образуют шестерку самых ярких цветов спектра. Смешивая каждый цвет с соседним, мы получим еще шесть цветов – цвета третьей группы.

5. Цвета третьей группы
К этой группе относятся желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый. Эти цвета получены путем смешивания одного базового и одного вторичного цвета.

6. Баланс цвета
Вы не можете рисовать, используя только один или даже все базовые цвета. Нужно достичь баланса в вашей цветовой композиции. Добавьте несколько цветов третьей группы, или немного серого, чтобы картина не была такой ненатурально яркой. Если вы не будете держать это в уме, то, не смотря даже на то, какая у вас хорошая композиция и дизайн, вам не удастся зацепить взгляд зрителя. В природе, например, вы никогда не встретите чистые базовые или вторичные цвета в избытке; наоборот, все цвета сбалансированы, это и создает нашу реальность. Задача художника заключается в том, чтобы знать, когда и как изменить эту реальность или подчеркнуть ее, чтобы сделать ее более красивой, более драматичной или более пугающей, в зависимости от цели автора.

Обратите внимание, как едина палитра цветов на этой картине. Цвета брались не наугад, а подбирались очень тщательно, чтобы подчеркнуть настроение пейзажа. Если вы знаете теорию цвета, то также должны знать что синий цвет действует на людей успокаивающе, поэтому выбор данной палитры очевиден.

Нажмите, чтобы посмотреть картинку в полном размере и 100% качестве.

7. Подбор цветов
Обдумайте свою цветовую схему и убедитесь, что она подходит вашему рисунку. Когда вы задумываете настроение и атмосферу, представьте сразу то, каким будет конечный результат. Ведь когда вы рисуется картину силы и разрушения, вы же не выберете радужные цвета?
Картинка выше показывает очень сильную комбинацию насыщенности и цвета, которые вместе создают настроение, которое непременно почувствует зритель. Здесь я использовал много цветов третьей группы, и совсем чуть-чуть базовых (на глазах и позвоночнике), чтобы провести взгляд зрителя к главному центру картины (лицо и глаза героя).

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

8. Однотонность (Монохромность)
В однотонной цветовой схеме используется один цвет с вариациями светлых и насыщенных оттенков. Работа в монохроме – быстрый и простой способ добавить цвета и жизни в ваше учение о насыщенности. Это самый простой метод для новичков при работе с цветом, не портя при этом качество и идею. Мне кажется, большинство картин с мощной эмоциональной нагрузкой выполнено именно в этой технике. Минус такого подхода заключается в недостатке блеска и контраста.

9. Родственные цвета
В схеме родственных цветов используются цвета, которые находятся в непосредственной близости по отношению к соседним цветам. Один цвет является доминирующим, остальные используются для обогащения палитры. Схема родственных цветов аналогична системе монохромности, но предлагает больше нюансов. На мой взгляд, этот подход намного лучше, чем схема однотонных цветов, да и создавать такую палитру проще.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

10. Дополнительные цвета
Дополнительные цвета – это цвета, стоящие друг против друга на цветовом колесе. Это лучше видно на примере, когда против теплого цвета ставится холодный; например, красный и зелено-синий.
При работе с такой схемой, нужно выбрать один доминирующий цвет, а затем – дополнительный цвет для акцентов. Один из наиболее традиционных методов применения данной цветовой схемы: использовать один цвет как фон, а его дополнительный цвет – для выделения основных элементов картины. С помощью этой техники вы получите доминирование одного цвета вместе с яркими цветовыми контрастами.
Трудность здесь заключается в следующем: несмотря на то, что этот подход дает высококонтрастную и эффектную картинку, работать с такой схемой намного сложнее, чем с родственными или однотонными цветовыми схемами. Просто следите за тем, чтобы правильно балансировать используемые цвета.
Раздвоенная схема дополнительных цветов – вариация стандартной схемы дополнительного цвета. Сюда входит один цвет и два соседних относительно его дополнительного (стоящего напротив) цвета. Этим мы добиваемся еще большего контраста, не увеличивая контраст схемы дополнительного цвета.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

11. Третичные и четвертичные цвета
Третичная цветовая схема включает в себя три равноудаленных цвета. Эта схема пользуется большой популярностью у художников, т.к. она дает очень сильный визуальный контраст, сохраняя гармонию и сочность красок. Третичная схема не так контрастна, как схема дополнительных цветов, но выглядит более гармоничной и сбалансированной.
Четвертичная (двойная дополнительная) схема – самая богатая из всех представленных, потому что она включает себя четыре цвета, объединенных в две пары дополнительных цветов. Эту схему очень нелегко гармонизировать; при использовании всех четырех цветов, картина может показаться несбалансированной, поэтому следует выбрать доминирующий цвет или смягчать краски.

12. Цвет и окружающая его среда
Цвет любого предмета, существующего в нашем мире, находится под воздействием мира, в котором он находится. Любой предмет имеет свой определенный цвет, или, другими словами, цвет, который ничем не изменен извне. Все цвета, как мы их видим, так или иначе, находятся под воздействием окружающей среды. Теплый свет, падающий на предмет теплого цвета, просто усиливает его теплоту, тогда как тот же теплый свет, падая на предмет холодного цвета, будет наоборот, уменьшать этот эффект теплоты. Существуют некие константы, которые мы можем использовать в свое художественное благо.

13. Немного серого
Когда вы работаете с цветовой схемой, осознанно подходите к температуре и температурам всех элементов на вашей картине. Большинство широких цветовых пространств, таких как небо, должны быть сбавлены на пару тонов, чтобы не подавлять оставшееся пространство. Чем больше пространство, тем мягче и менее насыщенным должен быть цвет. Избегайте базовых цветов на заднем фоне, т.к. они будут выбиваться из общей картины.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

И снова вы видите картину, диктующую выбор цветов палитры. Обратите внимание, на картине нет никаких базовых (первичных) цветов, особенно на небе. Цвета очень спокойные. В основном, я располагаю дополнительные и противостоящие цвета рядом, создавая тем самым драматичную атмосферу (известная как фокусная точка).

14. Цвет в тени
Цвет тени никак не может быть таким же, как натуральный цвет предмета. Без добавления дополнительного цвета, тень была бы такой же, как и фоновый цвет предмета, только чуть темнее. Цвет тени имеет пониженную интенсивность и насыщенность – все это благодаря добавленному дополнительному цвету. Цвет тени не может быть чище или ярче, когда хотя бы схожий цвет отражается в нем, увеличивая его яркость.

15. Цвет на свету
Все цвета становятся источником отраженного цвета, когда находятся на свету, и будут отражаться сами в меньшем свете. Вся интенсивность цветов должна проявляться в светлых или полутонах. Однако, самый яркий цвет не обязательно должен быть там, где падает свет. Если на месте самого яркого света, падающего на предмет, образуется почти белое пятно, то ваш самый яркий цвет будет состоять из полутонов.

16. Фокусная точка
Как правило, яркие цвета используются вокруг фокусной точки или главного предмета. Все ли знают, что такое фокусная точка? И знаете ли вы действительно как ее применять? Это один из самых сильных эффектов, используемых художниками для привлечения взгляда зрителя к главной зоне на рисунке. Крайне важно, чтобы на картине так же присутствовала спокойная зона, герой, который стремится в центр внимания. Конечно, на картине может быть несколько героев, предметов или фокусных точек, но чем больше таких деталей вы добавляете, тем сложнее будет картина для восприятия. Большинство удачных картин имеет одну фокусную точку и несколько других спокойных мест для балансировки.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

На этом рисунке, который я назвал «Рождественский Город» (Christmas Town) обратите внимание на то, как я выделил контраст в центре города, тем самым, обращая взор зрителя именно на этот участок картины. В этом центре присутствует не только повышенный контраст цвета, но также и насыщенность цветов.

17. Снова баланс цвета. Люди.
Известный иллюстратор Эндрю Лумис (Andrew Loomis) однажды сказал: «Цвет – как банковский счет. Если зайти глубоко, скоро ничего не останется». Это значит, что некоторые из самых прекрасных творений, когда-либо созданных художниками, используют ограниченную цветовую палитру. Важно понять, что цвет в спектре – это белый свет, разделенный на элементы. Предметы обладают цветом только потому, что их поверхность принимает свет и отражает все другие цвета спектра. Если бы в свете не было цвета, он бы вообще не воспринимался человеческим глазом.
Без хорошего эскиза, конечно, цвет малозначим, но все дело в тесной связи между твердой линейной композицией и цветом, которая делает хорошую картину произведением искусства!

В гостях. Абрам Архипов.

Синопсис

Так как картина имеет статус одного из ведущих объектов «визуального» искусства, в значительной степени на создание настроения и глубины влияет использование цвета, который может произвести чрезвычайно мощный эффект на зрителя и оживить полотно. А началось все еще с доисторической пещерной живописи, в которой впервые были задействованы примитивные пигменты.

Влияние цвета

Цветовые эффекты могут проявляться чисто оптически (привлечение взгляда зрителя), эмоционально (при использовании спокойных холодных цветов или ярких и стимулирующих чувства пигментов) или эстетически (сопоставление гармоничных цветов в композициях). Освещенность и насыщенность цветов зависят от правильного использования мастером устоявшихся теорий. Кроме того, влияние цвета корректируется в зависимости от окружения. Например, серый, окруженный синим, создает прохладное ощущение, в то время как в соседстве с желтым демонстрирует теплоту. Окончательная комбинация и общий диапазон тонов, использованных в картине иногда называется тональным ключом , который у многих мастеров является достаточно своеобразным или даже уникальным, что можно использовать в цветовом анализе произведений искусств.

Портрет четы Арнольфини Ван Эйка, значимой фигуры для масляной живописи

Акварель, гуашь

Работы гуашь Лю Йи

Акрил

Акриловая картина создается полностью синтетическими материалами на основе полимерной акриловой смолы. В простейшей комбинации эта краска представляет собой смесь пигмента, эмульсии акрилового полимера (пластика), смол (в качестве связующего вещества) и воды. За счет испарения воды (и некоторых растворителей) такая краска достаточно быстро сохнет, формируя прочную пленку.

Разница

Акриловая краска, благодаря своему составу, после быстрого высыхания незначительно меняет цвет. Акварель и гуашь после сравнительно небольшой сушки несколько изменяют цвет, в отличие от масляной краски, которая не изменяет цвет на протяжении продолжительного высыхания. Кроме того, после нанесения одного слоя на масло можно добавить еще краски, чтобы создать богатые и насыщенные цвета. В целом, изобретение масляной живописи (15-й век, Европа) стало значительным шагом в развитии цветовой насыщенности и яркости изображения.

Цветовые пигменты

Пигменты и красители - ингредиенты, придающие цвет краскам. Основное отличие между красителем и пигментом - их способность растворяться в воде. Пигменты должны быть тщательно измельчены и смешаны в растворе, в то время как красители обладают более высоким показателем растворимости. Большинство пигментов добывается из металлов и растений, хотя некоторые из них получают из фрагментов и частей животных и рыб, обугленных деревьев или костей.

Каменный век

Художники каменного века опирались на пигменты, полученные из земли. Добытые элементы, например, глина и уголь, давали желтые, коричневые и различные оттенки красного цвета.

В Египте

Цветовая схема, полученная в древности египетскими художниками, представляла собой оттенки голубого, лимонно-желтого, зеленого, красно-оранжевого и других цветов.

Греция и Рим

Античные картины характеризовались достаточно широким диапазонам цветов, который продолжал расширяться с добавлением оттенков красного, пурпурного, индиго и прочих цветов.

Эпоха Возрождения

19-й век

По сути, 19-й век - начало современного искусства и период массового изменения направлений и паттернов живописи. В это время художники имели доступ к более дешевым и надежным синтетическим краскам. Для импрессионистов подобные новшества помогали передать идеи «мимолетного момента». В дальнейшем субъективность восприятия экспрессионистов также поддерживалась новыми цветами.

Впечатление. Восходящее солнце. Клод Моне.

Заключение

Важно помнить, что до 18-го века художники были сильно ограничены в выборе цветов, однако они так или иначе играли неотъемлемую роль в передаче настроения и атмосферы картины. После 19-го века художники вовсе начали использовать яркие пигменты как отдельную форму самовыражения, акцентируя внимание именно на них.

Цвет в живописи обновлено: Октябрь 5, 2017 автором: Глеб

Три основных цвета

Первое, что нужно уяснить себе - это что в живописи есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания других. Эти цвета - желтый, красный и синий - известны как основные (базовые) цвета. Именно они образуют середину (основу) цветового круга.

Если смешать два основных цвета, получится так называемый «дополнительный» (или вторичный) цвет. Красный и синий при смешении дают фиолетовый, красный и желтый - оранжевый, и, наконец, синий и желтый дают зеленый. Конкретный оттенок дополнительного цвета зависит от того, какой именно желтый, синий и красный вы используете и в каких пропорциях их смешиваете. Если смешать основной цвет с дополнительным, вы получите третичный цвет.

Черный и белый также нельзя получить путем смешивания, но они относятся к группе монохромных цветов и не участвуют в смешивании цветов хроматических.

Холодные и теплые цвета

Каждый цвет «склоняется» к одному или другому. Это не всегда бросается в глаза, иногда теплота или холодность цвета едва различимы. Но холодные следует отличать от теплых, поскольку при смешивании эти свойства оказывают серьезное влияние на результат.

Среди основных желтый и красный относятся к теплым, а синий - к холодным цветам. Кроме того, если проводить сравнения среди видов одного цвета, можно обнаружить, что среди красных, желтых и синих есть оттенки теплее и холоднее. Правда, это уместно только в рамках сравнения: желтый никогда не будет по-настоящему холодным, а лишь холоднее другого желтого - в ином случае это уже не желтый, а какой-то другой цвет.

Если мысленно двигаться по цветовому кругу, то становится видно, что каждый цвет имеет относительную «температуру». При движении от холодного «полюса» к теплому «температура» цвета растет, а при движении в обратную сторону - от теплого к холодному - эта «температура» падает.

Различие между теплыми и холодными оттенками очень важно понимать и улавливать. Благодаря этому знанию станет возможно верно передать время суток - солнечный день или голубоватые сумерки, нужное настроение и атмосферу - печальную или радостную, и т.д. Кроме того, это поможет художгнику грамотно играть на контрасте теплого и холодного, что также имеет весьма впечатляющий эффект при правильном применении.
На сегодня все, в следующий раз продолжим нашу беседу о теории цвета. Удачи в живописи!

ОСНОВНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА

Цели: дать понятие об основных и составных цветах; познакомить с цветовым кругом; учить составлять составные цвета путем смешения двух основных; развивать зрительное восприятие цвета, внимательность; содействовать воспитанию аккуратности.

Оборудование: таблица «Цветовой круг», образец педагогического рисунка, картины с изображением радуги.

Словарь: основные и составные цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я.

Учитель. У меня рассыпались буквы и слоги, из которых я хотел сложить название принадлежностей для рисования, необходимых для урока. Помогите мне сложить эти два слова.

(Краски, кисть.)

4. С м а ч и в а н и е к р а с о к.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Каждый предмет имеет свой собственный, присущий ему цвет. Например, спелые лимоны – желтые, апельсины – оранжевые, огурец – зеленый. Казалось бы, все тут ясно. Но не торопитесь, у цвета очень много секретов. Недаром существует специальная наука – цветоведение, занимающаяся проблемами изучения цвета. Вот и мы начнем постепенно постигать эти тайны, для того чтобы рисунки наши были не только красочными, но и передавали реальный цвет предмета правдоподобно.

III. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Великому английскому ученому Исааку Ньютону однажды пришла в голову мысль пропустить узкий солнечный луч через трехгранную стеклянную призму. Когда он это сделал, то увидел, что на расположенном позади нее экране появился последовательный ряд красивых цветов. Вы дома тоже не однажды это видели. Например, когда на грани красивой хрустальной вазы попадает лучик солнца, мы видим тогда красный, желтый и прочие цвета. А еще есть одно природное явление, когда множество людей одновременно видят такую же красоту.

Как оно называется? (Ответы учащихся.)

Правильно, это радуга. Лучи солнца, проходя через капельки дождя, точно так же, как и в призме, разделяются на семь цветов. Помните какие? (Ответы учащихся.)

А можете ли вы их расположить в том же порядке, что в радуге? (Ответы учащихся.)

Есть одна волшебная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова обозначает цвет, а место слова во фразе указывает на его место в последовательности цветов.

Знание закономерности расположения цветов очень важно, в этом вы убедитесь позже. Чтобы с этой шкалой было удобно работать, все цвета изобразили в виде ц в е т о в о г о к р у г а, добавив к уже известным еще и пурпурный цвет, который отсутствует в радуге, но имеется в природе.

Но есть три цвета, которые называются чистыми, или о с н о в н ы м и. Это – красный, желтый, синий.

Смешение трех основных цветов дает белый цвет, а смешение двух из них дает смеси цветов. Это вовсе не означает, что если вы возьмете красную, желтую и синюю акварельные краски, смешаете их, то у вас получится белый. Нет, такое превращение возможно только при смешении окрашенных в основные цвета лучей света. Попробуйте поэкспериментировать дома, направляя в одну точку лучи, которые можно пропустить предварительно через цветные стекла.

Если мы смешаем два основных цвета, то получим так называемые составные цвета . Например, смешав желтую и красную краску, мы получим оранжевую, смешав синюю и красную – фиолетовую.

IV. Дидактические игры.

1. У з н а й с о с т а в н о й и о с н о в н о й ц в е т а.

Учитель показывает карточку, окрашенную в какой-либо цвет, а учащиеся либо делают хлопок в ладоши, если цвет относится к основному, либо сидят молча, если цвет относится к составным.

2. П р о в е р и м, н а с к о л ь к о в ы в н и м а т е л ь н ы.

На доске выложены по порядку карточки, окрашенные в цвета радуги. Когда учащиеся закрывают глаза, учитель или переставляет карточки, или меняет их местами. Учащиеся должны восстановить последовательность.

3. К т о б ы с т р е е?

Учитель показывает две карточки, окрашенные в разные основные цвета, например синий и красный. Учащиеся должны поднять карточку, окрашенную в составной цвет, в данном случае – фиолетовый. Темп игры постепенно ускоряется.

V. Практическая работа.

З а д а н и е 1. Выполнить упражнения по смешению основных цветов для получения составных.

З а д а н и е 2. Нарисовать цветовой круг по образцу.

Внутренний круг – основные цвета.

Внешний круг – составные цвета.

З а д а н и е 3. Нарисовать, как вы себе представляете цветик-семицветик из одноименной сказки.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы сидели, рисовали

И немножечко устали.

Встали, руки развели,

Вверх подняли, потянулись,

Опустили и нагнулись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно снова рисовать.

VI. Итог урока.

1. С о б е р и с л о в а и з р а с с ы п а н н ы х б у к в.

(Основной цвет.) 2. П р о ч т и с л о в о.

Что бывает оранжевым?

(Апельсин.)

3. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.

Некоторым из вас могло показаться странным, что мы целый урок посвятили цвету. Но это только начало. У нас возникнет еще много вопросов.

Н а п р и м е р:

Какие цвета хорошо сочетаются между собой?

Почему одни цвета словно выпирают из рисунка, а другие как будто сливаются с соседними цветами?

Так что впереди у нас еще много открытий. Главное сейчас – тренировать свое зрение, чтобы вы могли отличать оттенки одного и того же цвета или разные тона, полученные смешением основных и составных цветов. Только тогда вы сможете правильно передавать в своих рисунках цветовые отношения.

4. В ы с т а в л е н и е о ц е н о к.