Папуа-новая гвинея названа самой опасной страной для туристов. Необычное племя в Папуа — Новая Гвинея (13 фото)

  • Оглавление раздела: Народы Земли
  • Читать: Куру-куру или хохочущая смерть - болезнь людоедов

Папуасы Новой Гвинеи

Основные орудия труда, которыми пользуются на протяжении многих веков папуасы - топор, донган и нож. Топор обычно изготовляется из агата, кремния или раковины тридакны. Донган - это острая заточенная кость, которую постоянно носят на руке, заткнув за браслет. Донган используют для срезания и нарезания плодов и других целей. Для этих же целей, а также для резки мяса, папуасы используют изготовленные из бамбука ножи. Бамбуковый нож режет значительно лучше донгана, он и прочнее его.

Оружие, используемое папуасами для разных целе довольно разнообразно. Так хагда - это двухметровое метательное копье, изготавливаемое из твердого тяжелого дерева. Другое, более легкое копье сервару изготавливается с бамбуковым наконечником, и украшено перьями и мехом. При попадании в жертву наконечник отламывается и остается в ране. Еще одно метательное копье юр, имеет на конце не один, а несколько острых наконечников.

Изготавливаемые папуасами луки араль, бывают до 2 м длиной. Применяемая с луком стрела араль-ге имеет 1 м в длину и заканчивается деревянным наконечником. Более опасна стрела палом, с широким бамбуковым наконечником. Стрела саран используется специально при охоте на рыбу. Есть у папуасов также различные палицы и щиты.

Раньше, одежда папуасов состояла из пояса, у мужчин красного цвета, а у женщин она была в красную и черную полосу. Браслеты носили на руке (сагю) и на ногах (самба-сагю). Кроме этого украшали тело продетыми в отверстия предметами, кекее (в носу) и буль (во рту). Из вещей использовались мешки, ямби и гун - маленькие, для табака и мелких предметов, их носили на шее, и большой мешок на плече. У женщин были свои, женские мешки (нангели-ге). Пояса и сумки изготовляются из луба или волокон разных деревьев, названий которых в русском языке нет (тауви, маль-сель, яван-сель). Из волокон дерева нуг-сель делают веревки, а из дерева бу-сель - якорные канаты. Смола дерева гутур используется, как клей.

Пища папуасов в основе растительная, но употрбляются также свинина, мясо собак, кур, крыс, ящериц, жуки, моллюски, рыбы. Все плоды, как правило, пекут или варят, в том числе и бананы. Плод хлебного дерева не в почете, но едят.

В целом, набор растительных продуктов довольно разнообразен: мунки - кокосы, мога - бананы, деп - сахарный тростник, могар - бобы, кенгар - орехи, баум - саго, кеу - напиток типа кавы, а также употребляютяс такие плоды как аян, бау, дегароль, аусь, не имеющих русских названий.

У папуасов распространены фольклор, песни, танцы, имеются и передаваемые от поколения к поколению мифы и предания. Практически все праздники папуасов называются ай, куда допускаются только мужчины. Самый крупный праздник у папуасов - синг-синг. Песни (пение называется мун) и танцы у папуасов очень просты, а мелодия у разных песен варьирует очень незначительно. Музыкальные инструменты изготавливаются папуасами из различных подручных материалов.

Музыкальный инструмент ай-кабраль представляет собой полый бамбуковый ствол, примерно 2-х метровой длины, в который дуют, кричат, воют. Из скорлупы кокосового ореха делают мунки-ай: в орехе проделывают два отверстия, в одно дуют, а другое при этом затыкают. Из корня делается и труба халь-ай, используется аналогично мунки-ай. Орлан-ай представляет собой ручку со шнурками с висящими на на них пустыми скорлупами орехов, которые при встряхивании издают характерные звуки. Есть у папуасов и барабан окам.

У папуасов хорошо развита резьба по дереву, они делают очень сложные орнаменты, которыми украшают оружие и прочие предметы.

Традиционные верования папуасов близки австралийским и меланезийским. У маринд-аним бытует культ, близкий австралийскому, это тотемизм. Дема - тотемический предок. Мифы в основном рассказывают о подвигах полуживотных-полулюдей. У них распространен тайный культ Майо, связанный с инициациями. У других папуасов культы уже отличаются, в основном это - вера в различную магию, вредоносную, лечебную, хозяйственную. Термин «оним» означает колдовство и яд, и всякое лечебное снадобье. Оним считается причиной всех болезней, бед и смерти. и его боятся. Часто виновниками бед считают соседнее племя.

Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары - изображения предков (стилизованные человеческие фигуры), в районе залива Астролябии, где бывал Миклухо-Маклай, они называются телумы.

Особенно ее центр — один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков...

ДО СИХ ПОР В КАМЕННОМ ВЕКЕ

На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный — английский — язык. С ними много лет работали миссионеры.

Однако в центре страны что-то вроде резервации — кочующие племена, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта... Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима. Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.

Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре — что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей — каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.

В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок — самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание — одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.

БЕЛЫЕ — ВЫХОДЦЫ С ТОГО СВЕТА?

Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай.

Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.

Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями... Но Миклухо-Маклай никакие отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть. Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.

Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг? Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Таморус — «русский человек», или Караантамо — «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.

Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства — если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.

Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси — обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией. Сюда кладут ракушки и священные камни вуса — обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.

Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.

И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.

ПАВШИМ В БОЮ — СЛАВА!

Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.

Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.

Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал. Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие — возможность вернуться с того света, как его жена.

Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук — отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.

После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.

Загробный мир в представлении папуасов — это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ

В Папуа — Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.

Каннибализм для папуасов — вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.

Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу не прожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).

Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха. Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное — жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.

Министерство образования Российской Федерации

Орловский Государственный Университет

Реферат

по дисциплине: «Культурология»

по теме: «Культура аборигенов Австралии и

папуасов Новой Гвинеи»

Выполнила:

студентка 1 курса, 3 группы

Меланезия, или Чёрные острова, - это Новая Гвинея, Соломоновы острова, Новые Гебри­ды,архипелаг Бисмарка, Новая Кале­дония, Фиджи, острова Санта - Крус, Банкс и множество иных, более мел­ких клочков суши. Их коренное насе­ление состоит из двух больших групп - меланезийцев и папуасов.

Меланезийцы живут на побережье Новой Гвинеи, а папуасы - во внут­ренних частяхдругих больших остро­вов. Внешне они необычайно похожи, зато различаются по языкам. Хотя меланезийские языки входят в боль­шую малайско-полинезийскую семью, люди, на них говорящие, не могут общаться между собой. А папуасские языки не только не родственны ника­ким иным языкам мира, но очень ча­сто даже друг другу.

Кроме меланезийских и папуас­ских народов в малодоступных гор­ных районах Новой Гвинеи и на многих больших островах живут малорослые пигмейские племена.Однако и их языки изучены пока недостаточ­но.

Житель Папуа - Новой Гвинеи в ритуальном облачении колдуна.

В восточной части острова Новая Гвинея, на архипелаге Бисмарка и северной части Соломоновых ост­ровов расположено государство Папуа - Новая Гвинея. В XVI в. эти земли были открыты португальцами. С 1884 г. территорией владели Вели­кобритания и Германия, а в начале XX в. она контролировалась Австра­лией. Хотя в 1975 г. страна стала независимой, она входит в Содружество и формальной главой государ­ства является королева Великобрита­нии. В стране добывают медь, золото и цинк. Выращивают кофе, какао и кокосовую пальму.

Папуа - Новую Гвинею часто называют «раем для этнографов, но адом для любого правительства». Это выражение было придумано еще колониальными чиновниками, однако оно не менее справедливо и для наших дней. Почему «рай» - понятно: мало найдётся на Земле мест с таким разнообразием язы­ков, обычаев и культур. С одной стороны - чиновники, бизнесме­ны, рабочие столичного города Порт-Морсби, носящие европей­скую одежду и получившие образо­вание. С другой - не вышедшие из каменного века горные племена, ведущие войну друг с другом и не понимающие языка людей из со­седней долины. Они могут радуш­но встретить приезжего учёного, но убить человека из ближайшей де­ревни. Поэтому для правительства это «ад», ведь ему приходится «впрягать в повозку» государст­венного устройства не только «вола и трепетную лань», но еще «лебедя, рака да щуку» в придачу.

Правительство страны попыта­лось укрепить в сознании папуасов и меланезийцев то, что они принад­лежат к одному народу - найми Папуа - Новой Гвинеи. Для этого нужен прежде всего общий язык, ведь количество языков в стране ни­кем не подсчитано. В сущности, общий язык имелся, к тому же по­нятный во всей Меланезии. В Па­пуа - Новой Гвинее его называют «ток-писин». Он возник из англий­ских слов и меланезийской грамма­тики среди завербованных на план­тации батраков из разных племён, которым нужно было между собой общаться. Англичане этот язык на­зывали «пиджин-инглиш» (от англ. pigeon - «голубь»); произношение папуасов и меланезийцев напоми­нало им воркование голубей. Очень быстро язык распространился, дос­тигнув самых отдалённых горных деревень: его приносили вернувши­еся с заработков мужчины или бро­дячие торговцы. Почти все слова в нём английские. Хотя территорией Папуа долго владели немцы, от их языка осталось лишь два слова (одно из них «пасмалауф» - «за­ткнись»).

Если по-английски «вы» - «ю», а «мне» - «ми» (в ток-писин это означает «я»), то сочетание «ю-ми» («ты-я») даёт местоимение «мы». «Кам» - «прийти», «кам - кам» - «пришёл»; «лук» - «смотреть», а «лук-лук-лук» - «смотреть очень долго». Наиболее распространён­ным словом является «фела» (от англ, «парень»); так обращались плантаторы к батракам.

В сущности, ничего странного в языке ток-писин нет: возникли же французский и румынский, испан­ский и португальский из принесён­ной римскими колонизаторами латы­ни, которую покорённые народы изменяли на свой лад! Надо только развить язык, чтобы издавать газеты, говорить по радио и т. д. Поэтому ток-писин преподают во всех школах Папуа - Новой Гвинеи. А главный лозунг страны - «Ю-ми ван-пела пипал!» («Мы один народ!»).

Интересно то, что папуасы и ме­ланезийцы не только считают ток-писин своим языком, но и знают, что есть ещё другой английский, на­стоящий. Его называют «ток-плес-билонг-Сидни» - «сиднейский язык». Ведь Сидней - ближайший крупный город, населённый белыми. Поэтому тот, кто хочет получить об­разование, должен владеть «сид­нейским языком».

Известный путешественник Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков: они разжевывали плоды, отжимали их сок в скорлупу кокосовых орехов и через несколько дней получали брагу.

Сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на лесных расчистках папуасами Новой Гвинеи в большинстве своем плодовые или клубневые растения, и в отличие от зерновых культур их нельзя хранить долго. Поэтому общину всегда подстерегает опасность голода.

Существуют некоторые принципы взаимоотношений между людьми. Этнографы, отдавшие годы изучению обществ с примитивной экономикой, неоднократно подчеркивали, что людям здесь далеко не чужда романтическая любовь. В то время как основные принципы семейного устройства не регламентированы сколько-нибудь жесткими правилами и допускают широкую свободу выбора,

сравнительно малозначимые, на наш взгляд, детали поведения женщины находятся под строжайшим контролем традиций и обычаев. В основном речь идет о предписаниях негативного характера. У папуасов Новой Гвинеи женщина не имеет права входить в мужской дом, играющий роль деревенского клуба, участвовать в праздничных трапезах, прикасаться к возбуждающему напитку кеу. Ей не только не разрешено присутствовать при игре мужчин на музыкальных инструментах, но настоятельно рекомендуется стремглав убегать прочь при одних только звуках музыки. Жена не может есть из той же посуды, что и ее муж, а во время еды ей, как и детям, обычно достается то, что похуже. В обязанности женщины входит доставлять овощи и плоды с огорода, чистить их, приносить дрова и воду, разводить огонь. На муже лежит приготовление пищи и распределение ее между присутствующими, причем лучшие куски он берет себе и предлагает гостям.

Жизнь первобытного человека неразрывно связана с охотой. Поэтому, прежде всего магические операции относятся к ней. Так называемая «промысловая магия» сохранилась у современных отсталых народов. Папуасы Новой Гвинеи при охоте на морского зверя помещают в острие гарпуна маленькое жалящее насекомое для того, чтобы его свойства придали остроту гарпуну.

В Папуа – Новой Гвинее религиозные воззрения всегда играли и продолжают играть важную роль. Анимистические верования глубоко укоренились в сознании многих людей так же, как и вера в магическое действие колдовства, которое служит средством регулирования общественных отношений. С середины 19 в. активизировалась деятельность христианских миссионеров, благодаря чему в настоящее время примерно 3/5 населения, по крайней мере, номинально, числятся протестантами и около 1/3 – католиками. Вплоть до Второй мировой войны лечением и образованием меланезийского населения занимались в основном миссионеры. Самые крупные протестантские конфессии – лютеранская и Объединенная церковь Папуа – Новой Гвинеи и Соломоновых Островов. За последние 20 лет значительных успехов добились новые евангелические общины, в частности, одна из крупнейших пятидесятнических организаций – Ассамблеи Бога.

Население страны по этническим и лингвистическим критериям всегда делилось на множество групп, часто весьма незначительных по численности. Отдельную группу образуют папуасские племена на южном побережье Новой Гвинеи.

Папуасы живут в столь недоступных и опасных местах, что их образ жизни практически не изменился за последние несколько сотен лет.

Папуасы верят в своих языческих богов, но с приходом ночи появляются и злые духи, которых они крайне боятся. Они точно следуют обычаям своих предков во время охоты, праздников, войны или свадьбы. Например, племя Дани Дугум считает, что их древние предки были птицами, и "птичья" тематика присутствует в их танцах и экзотической нательной раскраске. Некоторые традиции туземцев Папуа могут показаться нам шокирующими, например: они мумифицируют своих вождей и разговаривают с мумией в дни самых тяжелых испытаний; туземные колдуны заклинаниями вызывают и прекращают дожди.

Большинство папуасов-мужчин (а мальчишки лет по 8-16 практически все) ходят постоянно с луком и стрелами, а также с большим ножом (с его помощью быстро выстругивают новые стрелы), и стреляют по всему, что движется (птица ли, зверь ли). Реакция у папуасов просто великолепная.
Многие папуасы-мужчины ходят абсолютно голыми, но с трубочками, привязанными спереди.

Папуа - Новая Гвинея , особенно ее центр - один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков. На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный - английский - язык. С ними много лет работали миссионеры. Однако в центре страны что-то вроде резервации - кочующие племен а, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима. Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают. Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре - что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей - каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов. В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок - самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание - одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь. БЕЛЫЕ-ВЫХОДЦЫ С ТОГО СВЕТА? Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.
Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями… Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть. Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили. Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?

Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус - «русский человек», или Караан-тамо - «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь. Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека. ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства - если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника. Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси - обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.

Сюда кладут ракушки и священные камни вуса - обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых. Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного. И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно. ПАВШИМ В БОЮ - СЛАВА! Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам. Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой. Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.

Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие - возможность вернуться с того света, как его жена. Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук - отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная. После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину. Загробный мир в представлении папуасов - это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ В Папуа - Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела. Каннибализм для папуасов - вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою. Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека). Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха. Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное - жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах. Сергей БОРОДИН

Новая Гвинея " (Ириан)- самый большой остров на Тихом океане. Его площадь равна 785 тыс. км 2 , длина - 2400 км, ширина - 700 км.

Природные условия

Вдоль всего острова проходит громадный горный хребет. На юго-восточном краю острова горы понижаются и затем исчезают под водой.

Вершины потонувших гор образуют о-ва Д’Антркасто и архипелаг Луизиада. Внутренние районы Новой Гвинеи гористы. Там и сям нагорье прорезано небольшими долинами рек. Во многих местах горы доходят до самого берега. Так обстоит дело, например, на полуострове Юон, близ залива Мак-Клюр. Здесь берег крутой, обрывистый, изрезан множеством глубоких, тесных ущелий, по которым текут горные ручьи. Долины заросли травой аланг-аланг (или кунаи), высотой в человеческий рост, и небольшими группами деревьев. Иногда в тех же районах, перед горами, подступающими к морю, лежит наносная песчаная низменность. Здесь обычно располагаются деревни прибрежных папуасов. Берег залива Астролябия и к северу от него - холмистый. На холмах - леса и рощи кокосовых пальм. «Между первыми холмами и морем,-пишет Н. Н. Мик- лухо-Маклай, - тянется невысокая береговая полоса. Лес же в некоторых местах спускается до самого моря, так что нижние ветви больших деревьев находятся в воде» 1 . Юго-западный берег низменный, болотистый. Эго - единственная большая низменность на всем острове.

Климат острова тропический, жаркий в течение всего года: средняя температура зимой (июнь - август) 25°, летом (декабрь - февраль) 26°. В горах температура несколько ниже, в среднем около 18°. Но ночи всюду холодные, иногда температура падает до нуля. Осадки чрезвычайно обильны (до 5000 мм), в некоторых районах насчитывается до трехсот дождливых дней в году. На юге осадков меньше, и на южном берегу даже есть участки, где ясно выражен засушливый период (с июля по декабрь).

Растительность острова крайне разнообразна. Только на южном берегу, где бывают засушливые сезоны, флора беднее: это - растительность саванн (эквалипты, акации, трава аланг-аланг), в болотистых местах на берегах встречаются заросли мангровов, казуарины (листья последней напоминают перья казуара). Об остальных районах можно только сказать, что растительность в них (если высота не больше 900 м над ур. моря) тропическая. Из дикорастущих характерны панданус, саговая пальма, пальма нипа. Культивируются кокосовая, саговая и арековая пальмы, в некоторых местах - хлебное дерево.

Животный мир беден высшими млекопитающими (есть только дикая свинья) и богат сумчатыми: древесный кенгуру, валляби, бандикут, опоссум, летучая белка; из пресмыкающихся - новогвинейская черепаха (Carretohelys), ящерицы, змеи, из них некоторые виды ядовиты. У берегов Новой Гвинеи из морских млекопитающих водится дюгонь.

Птичий мир богат (около двухсот видов): казуар (крупная бегающая птица с неразвитыми крыльями), райские птицы, голуби, цапли, кукушки, попугаи какаду и многие другие. Океан богат рыбами.

Много членистоногих. Некоторые из них крайне надоедливы для людей, а некоторые разносят болезни (москиты, комары, муравьи, песчаные мухи, лесные вши, многоножки, скорпионы). Нет такого района, где имелись бы все эти виды, но нет также района, где бы их вовсе пебыло. Условия быта, создаваемые их обилием, видны из следующего примера: «Дом, в котором мы обедали, - пишет исследователь Уолластон, - наполнялся мухами в тот же момент, как в него приносили пищу; поэтому мы радовались тому, чтав нашем доме жили пауки; один наш старый приятель - наук, живший под столом, выползал во время обеда и получал свою долю мух; со временем он стал настолько ручным, что брал живую муху из наших пальцев» 1 .

История открытия и колонизация

Остров Новая Гвинея был открыт португальцем Георгом де Менезесом в 1526 г. Свое название остров получил в 1545 г. Так назвал его Ортис де Рете из- за сходства папуасов с жителями африканской Гвинеи. В XVI в. Новую Гвинею считали северной частью австралийского материка, но в 1606 г. Торрес установил, что это - остров.

Затем на протяжении более чем 250 лет европейцы почти не вспоминали о существовании этого острова. Правда, голландцы в 1828 г. основали на западном берегу колонию, но через восемь лет все колонисты вымерли. С 1828 г. западная часть острова считалась голландским владением, но здесь не было ни одного голландца и лишь случайно сюда заходили голландские военные корабли.

В 1884 г. северо-восточная часть Новой Гвинеи была захвачена Герма- нией, юго-восточная - Англией. Эта юго-восточная часть - нынешняя Территория Папуа - находилась вначале под управлением квинслендских властей, а с 1906 г. - под управлением Австралии. Береговые племена (дорэй, монумбо, бонгу, кате, маринд-аним) и племена юго-восточного полуострова (роро,коита,мекео) соприкоснулись с белыми колонизаторами. Племена внутренних районов острова остались и частью до сих пор остаются вне «сферы влияния» колонизаторов. Впрочем, даже некоторые береговые племена, о которых принято говорить, как о «пришедших в соприкосновение с европейской культурой», в большинстве имеют об этой «европейской культуре» очень слабое представление.

После первой мировой войны германская часть Новой Гвинеи отошла в качестве «мандатной» территории к Австралии. После второй мировой войны она превратилась в «подопечную» территорию под тем же управлением. Центр администрации находился в г. Рабаул (о-в Новая Британия).

В 1948 г. Территория Папуа и подопечная территория были объединены австралийским правительством в так называемый административный союз с центром в г. Морсби. Объединенная территория имеет свой законодательный совет, но власть его невелика, ибо на любое его решение администратор, назначаемый Австралией, может наложить вето. Сам состав совета - скорее насмешка над самоуправлением: из его 29 членов 17 назначены непосредственно администратором, из остальных 12 «неофициальных» членов трое представляют миссии, трое - плантаторов и горнопромышленников, трое избираются остальным населением европейского происхождения и, наконец, трое представляют папуасов и меланезийцев, но они не избираются, а тоже назначаются администратором. Администратор имеет диктаторские права. Что касается участия аборигенного населения в управлении своей страной, то оно фактически сведено к нулю. В совете - 25 лиц европейского происхождения и три аборигена. Десять тысяч человек европейского происхождения выбирают трех членов совета, а два миллиона папуасов и меланезийцев никого не выбирают, имеют только трех назначенных сверху «представителей».

Западная часть Новой Гвинеи, десятки лет называвшаяся Голландской, теперь, после образования Индонезийской республики, тяготеет к последней, хотя политическое положение ее еще не совсем определилось. Она называется теперь Западный Ириан.

Англо-австралийская колониальная администрация делит официально всю подведомственную ей часть Новой Гвинеи на пять зон, по степени своей реальной власти: 1) местности под полным управлением колониальной администрации (главным образом прибрежные); 2) местности под «частичным контролем»; 3) местности «под влиянием» администрации; 4) «неконтролируемые»; 5) «неизвестные ареалы». В четвертую и пятую зоны - внутренние области острова - колониальные чиновники и вообще лица европейского происхождения не осмеливаются проникать, а в «неизвестные ареалы» опасаются посылать даже вооруженные отряды.

В 1938 г. открыто около 60 тыс. папуасов в долине р. Балим (на северных склонах Снежных гор). Ряд племен был открыт в 1942 - 1943 гг., во время военных действий на Новой Гвинее. Есть сведения о племенах, открытых в 1945 г. Нет сомнения, что в центральных горных районах Новой Гвинеи, особенно в Зацадном Ириане, и сейчас живут племена, до сих пор еще не видевшие европейца.

Коренное население

Название «папуас» происходит от малайского слова папува (курчавый). Так называют малайцы жителей Новой Гвинеи за их мелковолнистые густые волосы, образующие одну сплошную массу.

Термин «папуас» получил в науке и другие значения. Антропологи говорят о папуасском антропологическом типе, языковеды - о папуасских языках.

Папуасский антропологический тип и папуасские языки охватывают, однако, не все население Новой Гвинеи, а лишь его часть, а также и часть населения других островов Меланезии (внутренних районов больших островов).

Всего коренных жителей Новой Гвинеи насчитывается сейчас более 2 млн. Точной переписи населения Новой Гвинеи нет, к тому же ряд районов этого огромного острова еще не исследован. Данные о численности населения имеют поэтому сугубо приблизительный характер, хотя цифры, на первый взгляд, создают представление о точности до одного человека.

Так, по данным 1947 г., в центральном горном районе северо-восточной Новой Гвинеи насчитывалось 295 769 чел. В действительности переписью охвачено 95 769 чел., численность остального населения приблизительно оценена в 200 тыс. В итоге и получилась эта «точная»

цифра - 295 769. В районе р. Сепик, по тем же данным, численность населения составляет 232 550. Из них переписью охвачено 147 550, а остаток населения оценен приблизительно в 85 тыс. Для района Маданг имеется «точная» цифра - 82 386, то же и для района Моробе - 125 575.

Таким образом, общая численность населения в северо-восточной части Новой Гвинеи, т. е. в «подопечной территории», составляет около 950 тыс. 1

Население Территории Папуа исчисляется приблизительно в 400 тыс. и население территории Западного Ириана (б. Голландской Новой Гвинеи) - в 700 тыс.

Хозяйство папуасов в конце XIX в.

Папуасы населяют Новую Гвинею с очень давних времен, вероятно, многие тысячи лет. Первые насельники стояли, вероятно, на очень низкой ступени развития. Здесь, на Новой Гвинее, они проделали большой исторический путь культурного роста. Во второй половине XIX в., когда на Новой Гвииее жил Миклухо-Маклай, папуасы умели обрабатывать землю, возводить прочные деревянные постройки, изготовлять глиняную посуду, имели лук и стрелы. В прибрежных районах был широко развит обмен продуктами земледелия, рыболовства и гончарства.

Новая Гвинея была в XIX в. и остается в настоящее время страной примитивного земледелия. В настоящее время папуасам известны следу- щие земледельческие культуры. Во внутренних районах разводят преимущественно батат (сладкий картофель) и сахарный тростник, на побережье - таро, ямс, бобы, бананы; в долинах больших рек (Раму, Сепик, Флай и др.) выращивают саговые пальмы. Урожаи здесь снимают круглый год.

В лесистых районах способ обработки земли основан на подсечной системе Он остается почти таким же, что и при Миклухо-Маклае.

Та же ручная техника практикуется и на плантациях колонизаторов, где заставляют папуасов работать. Труд их нисколько не берегут. В годы второй мировой войны, когда на Новой Гвинее находились американские и австралийские войска, сюда завезено было несколько тракторов. Папуасы научились обрабатывать ими землю. Урожай шел на удовлетворение потребностей армии. После окончания военных операций тракторы с Новой Гвинеи исчезли. Папуасы требуют, чтобы их вновь ввезли. Они организовали «общества прогресса в земледелии», собирают средства на покупку тракторов и плугов. Плантаторы, однако, препятствуют этому движению. Рабочая сила на Новой Гвинее так дешева, что им даже на крупных плантациях невыгодно вводить механизацию работ.

Там, где земли недостаточно, на маленьких островах, расположенных вблизи Новой Гвинеи, папуасы занимаются различными ремеслами, например изготовлением глиняных горшков, лодок и т. д. В обмен на эти изделия они получают от жителей прибрежных деревень таро, ямс, бананы.

На берегах Кораллового и Арафурского морей, в районе залива Астролябия, у устьев рек Сепик и Раму и в некоторых других прибрежных местностях большую роль играет рыболовство. На побережье и соседних островах есть деревни, где жители занимаются только ловлей рыбы и почти вовсе не возделывают землю. Они получают плоды и овощи от других племен в обмен на рыбу и черепашье мясо.

Как в XIX в., так и теперь, за исключением прибрежных районов, основными орудиями труда у папуасов служат каменный топор, костяные скребки и острые осколки раковин. При их помощи папуасы строят хижины и лодки, изготовляют свои лопатки, копья, луки и стрелы, посуду и утварь.