«Петя и волк» Сергея Прокофьева. Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк Нарисовать иллюстрацию к петя и волк
10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.
1. Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст - тоже авторства Сергея Прокофьева.
2. Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку - флейту, утку - гобой, кошку - кларнет, волка - три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.
3. «Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения - работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.
«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Сергей Прокофьев
4. Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.
5. «Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов - только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.
6. Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.
7. Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра - нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился - прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.
8. Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.
9. Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина - оперный режиссер Наталия Сац. В списке - оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.
«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я - словами, он - музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой - познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».
Наталия Сац
10. 2004 год - премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав - экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, - сделать музыку понятной для детей.
другие презентации на тему «Симфоническая сказка «Петя и Волк»»
«Волшебник Изумрудного города» - Ничего вкусного на земле не осталось! Рамина. 14. За что Гингема ненавидела людей? «Ненавижу я их… Таинственный волшебник, «Web-сайту» помоги! Нарисуйте рисунки к сказке. Трость. 25. Что случилось с Гингемой? С кем водятся волшебники? Проект. Разве только червячком, да паучком полакомишься!..» Где жила Элли?
«Сумчатый волк и тилацин» - Животные держались поодиночке или парами, иногда семейными группами. Сумчатый волк. Считается единственным представителем отдельного семейства. Образ жизни. Cумчатый волк (тасманский волк, тилацин). С 1888 по 1909 правительство острова выдавало премии за каждого убитого зверя. В конце XIX нач. После выхода из сумки малыши находились с матерью еще около 9 месяцев.
«Изумрудный город» - Первое издание книги. Родной город Элли? Чего больше всего боялся Страшила? Стелла – добрая волшебница Розовой страны. Бастинда – злая волшебница Фиолетовой страны. В шляпе В мозгах В башмаках В платке. Виллины. 6 книга «Тайна заброшенного замка». (1891 – 1977). «Баррамба, маррамба, тарики, варики, купорос, шафорос, барики, шарики».
«Волков Волшебник изумрудного города» - Стелла – добрая волшебница Розовой страны. Гингема – злая волшебница Голубой страны. Бастинда – злая волшебница Фиолетовой страны. В 1939 году «Волшебник Изумрудного города» вышел в «Детиздате». 3 книга «Семь подземных королей». (1891 – 1977). Героев сказки «Волшебник Изумрудного города» ждут новые увлекательные приключения.
«Урок Сказка» - По всему известна свету Луковиц семья: Чиполлуча, Чиполлетто, Чиполлочьо, Чиполлото И, конечно, я! Урок обобщения. Ждёт вас впереди весёлая викторина. Паутины вьётся нить. Прекрасно вот и собрали всех героев вместе!!! Сколько мне лет? Пауки, дураки, ну-ка, догоните! Обобщающий урок по разделу: «Сказочные человечки».
«Инструменты симфонического оркестра» - Доли- особый барабан народностей Кавказа и Ближнего Востока. Быстро ударяясь друг о друга, издают стрекотанье. Единственные из семьи барабанов исполняют гулкие звуки точной высоты. Немецкое Waldhorn - лесной рог. Остальные пальцы, оставаясь свободными, выстукивали на деревянных раковинах замысловатые ритмы.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_1.jpg)
Маршрутный лист
Сюжет сказки
Музыкальные характеристики героев
Герой
Инструмент
1___________________________2___________________________3___________________________4___________________________5___________________________
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_2.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_3.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_4.jpg)
Симфоническая сказка
«Петя и Волк»
Сергей Сергеевич Прокофьев
Симфоническая - значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_5.jpg)
Ранним утром пионер Петя
выходит на большую зелёную лужайку.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_6.jpg)
На высоком дереве сидит его знакомая Птичка , которая, заметив Петю, слетает вниз.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_7.jpg)
В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с Птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или Птичке, которая плавать не умеет.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_8.jpg)
За ними наблюдает
Кошка , готовая поймать одну
из них, однако Птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а Утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_9.jpg)
Выходит Петин дедушка . Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_10.jpg)
Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но Волк настигает её и проглатывает.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_11.jpg)
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит Птичку отвлечь Волка, и, когда тот пытается её поймать,
накидывает Волку на хвост петлю.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_12.jpg)
Из леса выходят Охотники , которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка
и отвести его в зоопарк.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_13.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_14.jpg)
Пионер Петя - главный герой сказки. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты - скрипки, альты и виолончели , которые называются струнной группой.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_15.jpg)
Роль Петиного дедушки исполняет фагот :
уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_16.jpg)
Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво. И, конечно, лучше всего было поручить роль Птички флейте.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_17.jpg)
Отрывистые, приглушенные звуки кларнета , напоминают вкрадчивое мурлыканье Кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких
бархатных лапок.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_18.jpg)
Исполнитель роли Утки - гобой. Дело в том, что у этого инструмента некоторые ноты напоминают утиное кряканье. Гобой прекрасно изображает в оркестре самодовольное кряканье глупой Утки.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_19.jpg)
Роль Волка исполняют три валторны . Оказывается, что если несколько валторн в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изображает злого и страшного Волка.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_20.jpg)
Охотники смелые, храбрые
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_21.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_22.jpg)
СИНКВЕЙН
- Тема: ПЕТЯ, ПТИЧКА, ДЕДУШКА, ВОЛК
- Два прилагательных, раскрывающих характерные признаки героя.
- Три глагола, раскрывающие действия героя.
- Фраза, раскрывающая суть произведения.
- Вывод, отражающий ваше личное отношение к герою.
НАПРИМЕР:
- Петя.
- Справедливый, отважный.
- Гуляет, спасает, ловит.
- Смелый мальчик, не боится волка.
- Герой.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_23.jpg)
Рефлексия
Спасибо за урок!
Татьяна Мартынова
Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк»
(1 слайд) Вашему вниманию предоставляется интерактивное пособие по слушанию симфонической сказки для детей «Петя и волк » .
Замечательный русский композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку , в которой он знакомит детей с инструментами симфонического оркестра. Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует определенное действующее лицо, так легче почувствовать выразительные возможности каждого инструмента . Хочется отметить, что композитор нашел тембры музыкальных инструментов , которые похожи на голоса его героев. В сказке музыка передает не только тембр голоса, но и изображает движение , манеру походки. Передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш , но характеры этих маршей разные.
(2 слайд) Вы видите мальчика-это пионер Петя . Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая. С этой мелодии начинается сказка . Характер у него смелый, находчивый и добрый. Петю изображают струнные инструменты .
Тема Пети веселая, его походка подпрыгивающая, легкая, быстрая.
(3 слайд) Птичка – хлопотливая, юркая, верткая. Мелодия птички быстрая, проворная, то легкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта . Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Мелодия флейты-птички звучит всегда, когда речь идет о птичке. Птичка порхает быстро, беззаботно и весело.
(4 слайд) Утка – ее мелодия медленная, неторопливая. Утка ходит вперевалочку, неуклюже. Музыка изображает эту походку неторопливо, важно, мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусоватый голос и изображает кряканье утки очень похоже. Мелодия утки звучит всегда, когда о ней упоминается в сказке . Утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Трехдольный размер подчеркивает неуклюжесть, изображает припадание в походке утки то на одну, то на другую ногу.
(5 слайд) Кошка, мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими , вкрадчивыми, осторожными, отрывистыми звуками с внезапными акцентами. Кошка незаметно крадется на своих бархатных лапках и всегда на - чеку. Остановки в мелодии (шагнет-осмотрится) подчеркивает ее осторожный характер. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.
(6 слайд) Старого дедушку изображает строгая , неторопливая, ворчливая мелодия, ходит дедушка с трудом. И музыка медленная , передает его тяжелую поступь, голос у дедушки низкий. Мелодию его играет фагот : самый низкий деревянный духовой инструмент . Тема дедушки - это тоже марш, но тяжелый, сердитый, суровый, медленный.
(7 слайд) Волка изображают три валторны . Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная , но волк дал поймать себя , да как - за хвост, и кому – безоружному мальчику и смелой птичке. Это делает его в сказке не таким уж страшным, а скорее неудачливым и смешным. Тема волка тоже немного похожа на марш : она передает его грозные шаги.
(8 слайд) У каждого героя сказки есть своя мелодия , которая звучит всегда, когда он появляется, такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Сейчас звучит лейтмотивы Кошки, Утки и Волка .
(9 слайд) А теперь прозвучат лейтмотивы Пети, Волка и птички , характер мелодии меняется в связи с сюжетом сказки , но он всегда узнаваем.
(10 слайд) Охотники изображаются в сказке глуповатыми (они шли по следам волка и палили почем зря из ружей, их изображают ударные инструменты – литавры , барабаны. Охотники тоже появляются в сказке под марш , но марш этот шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий. Охотники идут молодцеватой походкой, то осторожно, то выставляя напоказ свою храбрость, которую они так и не успели продемонстрировать. В мелодии слышатся игривые украшения, а в аккомпанементе – прыгающие, разбросанные аккорды. В конце марша охотников раздается их угрожающая и никчемная пальба.
(11 слайд) Заканчивается сказка торжественным шествием всех героев.
(12 слайд) Волк в зоопарке не такой страшный, а скорее неудачливый и смешной.
(13 слайд) Таким образом, в игровой форме с помощью музыкальной сказки можно познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.
Публикации по теме:
Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк» Конспект досуга, посвящённого 125- летию С. С. Прокофьева, для детей подготовительной группы на тему: «Инструменты симфонического оркестра.
Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Цель. Продолжать.
Конспект открытой НОД по музыке «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк» Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»Ход занятия. Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном.
Конспект занятия самостоятельной музыкальной деятельности «Знакомство с музыкальными инструментами» (первая младшая группа) Самостоятельная музыкальная деятельность в 1 младшей группе «Знакомство с музыкальными инструментами». Цели: Знакомство детей с музыкальными.
НОД. Тема: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк». Цель: Познакомить детей с разнообразием.
Окружающий мир. Конспект НОД в средней группе: "Знакомство с музыкальными инструментами". Интегрированное занятие с элементами лепки (техника.