Понятия культурная революция в работах большевистских лидеров. Начало культурной революции. Есть у революции начало…

1. Философия. Не менее яростным было "наступление" большевизма на "философском фронте". Осенью 1922 г. из Советской России в Германию без суда и следствия были высланы десятки ученых, профессоров. Среди них - известные философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, социолог П. А. Сорокин, историк А. А. Кизеветтер и многие другие - всего около 160 человек.

Власть сочла, что их деятельность - не более чем "литературное прикрытие белогвардейской организации". Отбором кандидатов на высылку занимался лично Ленин. В каком-то смысле это был гуманный шаг: все-таки они остались живы и могли творить, хотя и на чужбине.

Сталин не оставил своим идейным противникам и этого шанса. В 30-х гг. это были "механицисты" (И. А. Боричевский, А. И. Варьяш, В. Н. Сарабьянов, А. К. Тимирязев) и "диалектики" во главе с А. М. Дебориным. Те и другие пытались развить марксизм применительно к идеологии большевизма.

"Механицисты", склонявшиеся к позитивизму, цитировали Маркса: "Там, где прекращается спекуляция... начинается реальная положительная наука... Исчезают фразы о сознании, их место должно занять реальное знание. Когда начинают изображать действительность, теряет свои гагзоп сРе"Ьге самостоятельная философия" . Они полагали, что отрицание философии вполне адекватно умонастроению основателя марксизма.

Их оппоненты - "диалектики", в свою очередь, находили опору для своих философских изысканий в тезисе Энгельса о том, что "из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика" .

Ни один из этих подходов не устраивал Сталина. Принять позицию "механицистов" означало, что большевизм вообще отвергает философию, а следовательно, оставляет поле идеологической борьбы. По существу к такому же результату приводила и линия "диалектиков", сводивших философию к гносеологии и теории познания, т. е. отрывавших ее от политики. Поэтому Сталин распорядился не только "остановить механицистов", но и "перекопать навоз" деборинской группы. Постановление ЦК ВКП(б) «О журнале "Под знаменем марксизма"» от 25 января 1931 г. официально легализовало "борьбу на два фронта": уцелеть тогда удалось немногим участникам философской дискуссии.

Чтобы пресечь всякое свободомыслие в философской сфере, Сталин в 1938 г. утвердил собственную схему диалектического и исторического материализма, которая на целые десятилетия стала краеугольным камнем партийной идеологии.

2. Вопрос об интеллигенции. С целью ограждения марксизма от идейной критики в начале 20-х гг. были ликвидированы также гуманитарные факультеты в русских университетах . Их открыли заново только в 1934 г. За прошедшее время сложилось прямо-таки катастрофическое положение в историко-филологических науках:

  • была ликвидирована подготовка высококвалифицированных университетских кадров,
  • закрыты специализации по лексике, фонетике, морфологии, синтаксису русского языка, по русской литературе, фольклору,
  • не появилось ни одного фундаментального учебника по истории русской и советской литературы.

Отрицательное отношение к прошлому привело к извращению и схематизму в освещении русского исторического процесса.

"В настоящем своем виде, - отмечалось даже в официальных документах, - наши государственные университеты не только не являются подлинными социалистическими очагами науки, нередко они стоят значительно ниже обычных институтов и западноевропейских и американских университетов" .

Вместо упраздненных факультетов создаются многочисленные "комвузы" и "партшколы", которые в соответствии с программой большевистских властей начинают "вырабатывать", "штамповать как на фабрике" новые кадры социалистической интеллигенции, чтобы они были "натренированы идеологически на определенный манер ". Интеллигентов же старой, дореволюционной формации объявляют "бревном, препятствием на пути развития по той простой причине, что они не понимали всего исторического масштаба происходивших событий" .

Конечно, власть не могла обойтись без помощи интеллигентов-специалистов. Они нужны были в армии, на производстве, в сфере управления и образования. Но даже самые лояльные из них постоянно находились под угрозой репрессий, ибо, несмотря ни на что, признавались "в достаточной степени сволочью ", которая не верила ни в какое построение социализма и только и мечтала о том, как бы спустить большевиков "на демократическо-капиталистические рельсы" .

Подобные подозрения в общем-то имели свой резон. И дело, разумеется, не в "контрреволюционности" интеллигенции. Обладая научными знаниями, она объективно сознавала бесперспективность "социалистического выбора" и всей своей профессиональной деятельностью пыталась ослабить разрушительные действия большевистской утопии .

Фактически это ставило ее вне рядов "строителей коммунизма". По сути русская интеллигенция исподволь готовила события 1991 г., приведшие к развалу СССР.

3. Наука. Недоверие к интеллигенции негативно отразилось и в подходе к науке. Идеологи большевизма, уверовав в абсолютную истинность материализма, не допускали и мысли, что наука может развиваться помимо всякой философской ориентации. Для них существовали только два критерия оценки научного знания -

  1. материалистический и
  2. идеалистический.

Ученый может легко уклониться в идеализм (или в "поповщину", как говорил Ленин), если он сознательно не стоит на позициях материализма. Задача партии - помочь ему сделаться настоящим материалистом; при этом совершенно не принималась во внимание научная сторона дела.

От такой партийной опеки русские ученые бежали без оглядки. Русский научный центр в Белграде установил наличие в эмиграции в 1930 г. около 500 ученых, в том числе более 150 бывших профессоров российских университетов и высших школ.

Среди них были выдающиеся фигуры:

  • микробиолог С. Н. Виноградский, с 1922 г. живший во Франции и в течение тридцати лет возглавлявший там агробактериологическую лабораторию в Пастеровском институте;
  • палеоэколог, член Петербургской Академии наук Н. И. Андрусов;
  • почвовед В. К. Агафонов, автор работ по изучению почв и растительности Франции, Маньчжурии и Северо-Восточного Китая;
  • К. Н. Давыдов, автор капитальных трудов по сравнительной эмбриологии, и т. д.

Невосполнимой потерей для России стал отъезд за границу ученых в области точных и технических наук:

  • химиков В. Н. Ипатьева, А. Е. Чичибабина и А. А. Титова,
  • авиаконструктора И. И. Сикорского, кораблестроителя В. И. Юркевича,
  • астронома Н.М. Стойко,
  • специалиста по электронной физике, одного из создателей телевидения В. К. Зворыкина,
  • крупнейшего ученого-механика С. П. Тимошенко и др.

Власть периодически устраивала "чистки" научных рядов. Жертвами партийной бдительности в большинстве своем становились представители гуманитарных наук и наук о "живом" - биологии, физиологии, психологии и т. д. В массе своей невежественные, оторванные от реального процесса развития научного знания, большевики страшились любого, даже малейшего изменения в той "картине мира", которую они восприняли от Энгельса и Ленина. Им казалось, что все нужное для сохранения их идеологии открыто и исследовано, а все новое - это только почва для антипартийных "уклонов" и заблуждений. И уж, конечно, не могло быть и речи о сближении этого нового с философией марксизма.

Достаточно остановиться на двух моментах - насаждении

  • "павловщины" в физиологии и
  • "лысенковщины" в агробиологической науке.

Довоенные годы ознаменовались небывалым бумом в области изучения проблем физиологии и психологии. Наряду с павловской школой, считавшейся твердыней материализма, развивается ряд новых направлений, таких как бихевиоризм В. М. Боровского, "культурническая" психология Л. С. Выготского и А. Р. Лурии, "реактология" К. Н. Корнилова и др. Сторонники традиционной физиологии усмотрели в этом рост сопротивления идеологии марксизма-ленинизма и потребовали "разгрома буржуазно-идеалистических теорий" .

Война 1941-1945 гг. на время ослабила напряжение в физиологической науке, но с приходом мирных дней все возобновилось с прежней силой.

В 1948 г. была созвана специальная сессия Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой учение И. П. Павлова провозглашается единственным надежным противовесом всей западной науке, "отравленной чуждой советским людям идеологией и политикой". Кроме того, оно принципиально противопоставляется всей предшествующей истории физиологии и психологии. "Нужно признать, - отмечалось в материалах сессии, - неправильной ту точку зрения, что Павлов якобы дал только дополнение к физиологии или что он создал еще одну главу этой науки.

Правильнее будет, если мы всю физиологию разделим на два этапа - этап допавловский и этап павловский. Так же можно разделить и историю психологии. Психология допавловская построена на идеалистическом мировоззрении, психология павловская - по существу своему материалистическая. Это разделение по этапам касается и таких наук, как морфология, особенно морфология нервной системы" .

Вряд ли сам великий физиолог согласился бы с такой оценкой его учения. Он прекрасно понимал, что даже при самых глубоких проникновениях в природу человека всегда "остаются физиологические подробности, требующие дальнейших разъяснений их механизма". И еще не факт, что эти разъяснения будут в пользу именно материализма.

Канонизация "павловщины" привела к стагнации русской физиологии: имевшая в начале своего развития двух лауреатов Нобелевской премии - самого Павлова и Мечникова, она с тех пор не поднималась уже выше среднего уровня.

Негативные последствия для развития другой биологической науки в СССР - генетики - имело и утверждение "лысенковского режима" в агробиологии.

Своим взлетом Т. Д. Лысенко всецело был обязан поддержке Сталина: последнему нравилось, что "яровизатор", как называл себя сам Лысенко, прежде всего мыслит в понятиях противоположности, существующей между "социалистической" и "буржуазной" наукой.

Не отвергая на словах селекционную теорию наследственности, Лысенко вместе с тем выступил за "построение нашей генетико-селекционной теории на основе материалистических принципов развития, действительно отражающих... диалектику наследования". Это приводило к отказу от главного постулата научной генетики, а именно от признания передачи свойств или признаков организма от предков к потомкам.

Для Лысенко первостепенным фактором служили отношения организма с окружающей средой. Наследственность он определял как "свойство живого тела требовать определенных условий для своей жизни, своего развития и определенно реагировать на те или иные условия" . Это звучало материалистически, но не выдерживало критики с точки зрения законов творца генетики - Г. Менделя.

И не только Менделя. Взгляды Лысенко противоречили логике дарвинизма, сочетавшего естественный отбор с видовой наследственностью. Сталинский "яровизатор" останавливался лишь на первой стороне теории английского натуралиста.

Генетики, объединившиеся вокруг академика Н. И. Вавилова, бывшего тогда директором Всесоюзного Института растениеводства, пытались как-то обезопасить свою науку от "невежества" Лысенко, но тщетно. Лысенко был в силе и мог делать все, что хотел. Будучи президентом ВАСХНИЛ, он созвал 25 мая 1939 г. заседание президиума Академии, посвященное изобличению "генетиков-идеалистов". Вавилов решил дать бой. В докладе ученого звучала похвала генетике, подчеркивалось ее родство с дарвинизмом, со всей мировой биологической наукой.

Тогда один из лысенковцев недовольно спросил: "А нельзя ли вам поучиться у Маркса... Марксизм - единственная наука. Ведь дарвинизм только часть, а ведь настоящую теорию познания мира дали Маркс, Энгельс, Ленин. И вот, когда я слышу разговоры, относящиеся к дарвинизму, и ничего не слышу о марксизме, то ведь может получиться так, что с одной стороны все кажется правильно, а если посмотреть с другой стороны, то окажется совсем другое". Лысенковец намекал на то, что если генетика связана с дарвинизмом, то и дарвинизм следует пересмотреть идеологически.

Вавилов воспротивился такому "навешиванию ярлыков", но тут последовал "оргвывод" Лысенко: "Вы мне не подчиняетесь идейно, а раз не подчиняетесь вы, не подчиняется и ВИР (т. е. вавиловс-кий институт. - А. 3.)... Я говорю сейчас, что нам нужно принять какие-то меры, так нельзя, так дальше работать нельзя" .

Вскоре великий ученый был арестован и приговорен к смертной (!) казни. Погиб он в 1941 или 1942 г. в саратовской пересыльной тюрьме.

Окончательно генетика была добита на упоминавшейся выше сессии ВАСХНИЛ 1948 г.

4. Суды чести. Участь генетики и физиологии разделили и другие науки - политэкономия, языкознание, эргономика, теория литературы и т. д. Казалось, власть мстила науке за свою необразованность , оторванность от мировой культуры, насаждая "единомыслие" и "упрощенство".

Все должны были быть только "марксистами-ленинцами";
всякая иная идеологическая позиция либо подводилась под "статью",
либо подлежала "суду чести".

Последнее новшество появилось в 1947 г. по прямому указанию Сталина и было призвано, в дополнение к официальным судам, осуществлять "общественный" контроль за умонастроением и поведением интеллигенции. "Суды чести" проводились в государственных учреждениях, институтах, трудовых коллективах. Они, по словам одного из тогдашних партийных чинов, "заряжали" работников умственного труда "огромной большевистской страстью", вызывали у всех "рвение, искреннее стремление покончить со старыми приемами, навыками в научной, публицистической и организаторской работе" .

Так насаждалась "сталинократия" - система произвола властей и рабского бессилия общества.

По такой же схеме создавался и послевоенный социалистический лагерь, представлявшийся новым шагом на пути построения коммунизма -"светлого будущего всего человечества". Методы "культурной революции" в странах "народной демократии" полностью копировали советский образец.

5. Гулаговские ученые. Но, конечно, не одним террором держалась советская система. Большевики всячески поддерживали развитие научно-технических знаний, создавали разветвленную систему профессионально-технической подготовки.

Лозунг "овладеть техникой" был одним из главных мотивов довоенных пятилеток. Сталин часто повторял его. Первая речь на эту тему была адресована им молодежи весной 1928 г., когда началась индустриализация страны. "Пора большевикам самим стать специалистами. Техника в период реконструкции решает все", - говорил он, выступая перед хозяйственниками 4 февраля 1931 г. Был определен и срок реализации этой задачи: "Максимум в десять лет мы должны пробежать то расстояние, на которое мы отстали от передовых стран капитализма" .

Сперва избиение кадров, а потом война помешали осуществлению этого замысла. Победа стоила десятки миллионов жертв. Власть это восприняла как дополнительный аргумент в пользу развития новых технологий. Способ же достижения цели остался прежний - гулаговский. В "энкеведевских" лагерях создаются закрытые лаборатории и КБ, которые впоследствии разрастаются в мощные научные центры, обслуживающие на условиях секретности и анонимности советский ВПК - военно-промышленный комплекс.

Там начинали "ученую карьеру" многие светила официальной науки - создатели атомных и водородных бомб, специалисты в области ракетостроения и космонавтики, авиаконструкторы, военные химики и биологи, т. е. все те, кто обеспечивал "конкурентоспособность" СССР в "холодной войне" с мировым капитализмом.

Война эта была безобразно проиграна, а секретные научно-технические монстры быстро развалились один за другим. Попытки адаптировать их к гражданской жизни успеха не имели.

Таким образом, даже "выдающиеся достижения" советской науки оставались в кругу партийных интересов. Они фактически не оказывали влияния на преобразование и совершенствование общественных отношений, культуры. Народ как был, так и оставался беден, производство сковывалось путами устаревших технологий и управления, образование с каждым годом утрачивало связь с общими тенденциями развития современного знания и все более превращалось в простое средство идеологического воспитания молодежи.

6. Школа. О материальном положении советской школы не приходится и говорить. В августе 1930 г. в СССР вводится обязательное начальное обучение детей в возрасте 8-10 лет. С конца 40-х и до конца 50-х гг. осуществляется переход на семилетнее, или неполное среднее образование. В 1958 г. вместо семилетнего вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование молодежи. Наконец, в 70-х гг. намечается программа перехода на полное среднее образование, которая в основном реализуется к 1985 г.

Вместе с тем финансирование школы, на первых порах вполне удовлетворительное, все более переходило на "остаточный принцип". Так, если до начала 60-х гг. на школу выделялось до 20 % государственного бюджета Российской Федерации, то затем расходы на школу начинают устойчиво сокращаться и достигают 7,3% в 1975 г. и 5,2% в 1985 г. Можно сказать, что введение всеобщего среднего образования по сути дела не было обеспечено соответствующими финансовыми условиями, материальной базой. Отставание средней школы сказывалось и на качестве подготовки специалистов в вузах.

Словом, вся политическая система СССР, ядром которой была коммунистическая партия, как это ни парадоксально, работала на самоуничтожение. Несмотря на то, что русский народ, воодушевленный победой над фашизмом, оказал "доверие советскому правительству" , власть нисколько не изменила своей сущности . Страшась любого проявления нелояльности к себе, она вновь раскрутила маховик репрессий и преследований. Этого народ простить больше не мог и, отвернувшись от режима, предоставил его собственной участи. Время довершило падение тоталитарной системы.

Культурная революция в СССР проходила в годы первой и второй пятилетки. Важнейшей и самой первой ее задачей являлось устранение неграмотности среди населения. Грамотных на 1926 год среди жителей от девяти лет и старше было порядка 51,1%. В некоторых народностях образованное население составляло очень незначительный процент. Так, у казахов их было порядка 9,1%, у киргизов - 5,8%, якутов - 7,2%, туркмен - 2,7%, таджиков - 3%.

Культурная революция в России началась с призыва Коммунистической партии ликвидировать неграмотность. Движение по устранению необразованности развернулось в стране достаточно широко. Лозунг партии призывал грамотных обучать неграмотных. Таким образом, общее количество людей, принимавших участие в движении по всей стране, к 1930 году составляло порядка миллиона. Культурная революция в СССР к 1932 году захватила более тридцати миллионов человек.

Для устранения неграмотности раз и навсегда необходимо было приостановить поток необразованных из среды поколения подрастающего. Таким образом, в стране было введено обязательное всеобщее обучение.

Кроме устранения неграмотности, нововведение выполняло важную хозяйственно-политическую роль. Ленин указывал на то, что необразованный человек находится за пределами политики. Неграмотные, по его мнению, не способны овладевать техникой и принимать осознанное участие в формировании социалистического строя.

Культурная революция в СССР в 1930-1931 годах ознаменовалась введением бесплатного четырехлетнего начального обучения для детей от восьми до одиннадцати лет. В рабочих поселках, фабрично-заводских районах, промышленных городах для детей, окончивших четырехлетнюю школу, ввели последующее бесплатное семилетнее образование.

Таким образом, к завершению первой пятилетки обязательное всеобщее обучение было осуществлено практически на всей территории страны.

Культурная революция в СССР на протяжении первых двух пятилеток ознаменовалась широкомасштабным повсеместным школьным строительством. Так, в 1929-32 годах было возведено порядка тринадцати тысяч школ, рассчитанных на 3,8 миллиона учащихся, в период с 1933 по 1937 года - более восемнадцати тысяч школ. Количество людей, получавших среднее и высшее образование, было увеличено к 37-му году до 29,6 миллионов.

Кроме огромных успехов в формировании школьного образования, были созданы сотни новых техникумов и институтов педагогического профиля в РСФСР и прочих республиках. На протяжении первой пятилетки стремительно разрастающаяся сеть средних и высших учебных заведений позволила подготовить более четырех сотен, а в период второй пятилетки - более миллиона специалистов-педагогов среднего и высшего звена.

На протяжении первых двух пятилеток значительные успехи отмечались в развитии советской науки. Поставленные в планах задачи сельскохозяйственного значения требовали формирования самых тесных связей с производством и практикой строительства социализма. В то время известность и признание получили работы таких деятелей, как И. В. Мичурина, К. Э. Циолковского, И. П. Павлова, А. Е. Ферсмана, В. А. Обручева, А. П. Карпинского, Н. Д. Зелинского и прочих ученых.

На протяжении первой и второй пятилетки были открыты и начали развиваться филиалы Академии наук СССР на Дальнем Востоке, Урале, в Узбекской, Туркменской, Казахской, Таджикской, Армянской, Азербайджанской, Грузинской союзных республиках.

Культурная революция СССР воспитала новую, вышедшую из крестьянской и рабочей среды интеллигенцию. Этот новый класс был тесно связан и предан народу, верно служил ему. Интеллигенция того времени оказала значительную помощь Коммунистической партии и всему государству в формировании социалистического общества.

За годы первой и второй пятилеток в СССР была осуществлена культурная революция. Важнейшая задача культурного строительства в период первой пятилетки состояла в ликвидации неграмотности. В 1926 г. в СССР среди населения в возрасте от 9 лет и старше было только 51,1 % грамотных, а среди отдельных национальностей грамотные составляли незначительную часть: у казахов - 9,1 %, якутов - 7,2, киргизов - 5,8, таджиков - 3, туркмен - 2,7 %.

По призыву Коммунистической партии по всей стране с новой силой развернулось массовое движение за ли­квидацию неграмотности под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». В это движение были вовлечены сотни тысяч людей. Общее число лиц, принимавших участие в ликвидации неграмотности, в 1930 г. по всей стране составляло около 1 млн. человек. В 1930 - 1932 гг. различными школами ликвидации неграмотности было охвачено свыше 30 млн. человек.

Для того, чтобы раз и навсегда покончить с неграмотностью населения, необходимо было приостановить поток неграмотных из среды подрастающего поколения, введя в стране всеобщее обязательное обучение.

Всеобщее обязательное обучение имело огромное хозяйственно-политическое значение. В.И.Ленин указывал, что неграмотный человек стоит вне политики, он не может овладеть техникой и сознательно принимать участие в строительстве социалистического общества.

Согласно решениям партии и правительства всеоб­щее бесплатное обучение в объеме 4-летней начальной школы (для детей 8, 9, 10 и 11 лет) стало осуществляться с 1930/31 учебного года. В промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках с 1930/31 г. вводилось обязательное 7-летнее обучение для детей, окончивших 4-летнюю школу. К концу первой пятилетки всеобщее обязательное обучение в основ­ном было осуществлено на всей территории СССР.

В годы двух первых пятилеток по всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. В 1929 - 1932 гг. было построено 13 тыс. новых школ на 3,8 млн. ученических мест, а в 1933 - 1937 гг. - 18778 школ.

Введение всеобщего начального обучения и большие масштабы школьного строительства дали возможность увеличить число учащихся в начальных и средних школах в 1937 г. до 29,6 млн. человек (а в 1914 г. - 8 млн. человек). Огромные успехи были достигнуты в развитии школьного образования в союзных республиках. Например, число учащихся в Таджикской ССР к 1938 г. выросло по сравнению с 1914 г. в 682 раза. Были созданы сотни новых педагогических институтов и техникумов в РСФСР и других республиках. Рост сети высших и средних учебных заведений дал возмож­ность подготовить в течение первой пятилетки свыше 400 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, а за вторую пятилетку - около 1 млн. человек.

Значительных успехов в годы первой и второй пятилеток добилась советская наука. Задачи хозяйственного строительства, поставленные в пятилетних планах, потребовали от ученых установления самой тесной связи с производством, с практикой социалистического строительства. Работы И.П.Павлова, И.В.Мичурина, А.Е.Ферсмана, Н.Д.Зелинского, К.Э.Циолковского, А.П.Карпинского, В.А.Обручева и других получили мировое признание и известность. В период двух первых пятилеток были созданы и развернули работу Академия наук Белорусской ССР, а также филиалы Академии наук СССР на Урале, Дальнем Востоке, в Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской союзных республиках.

В Советской стране возникла новая интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян, тесно связанная с народом, беспредельно преданная и верно служащая ему. Она оказала огромную помощь Коммунистической партии и правительству в строительстве социалистического общества. Что же касается старых специалистов, то абсолютное большинство их окончательно перешло на сторону Советской власти.

4. «Культурная революция» в СССР

культурная революция в СССР - совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры». Термин «культурная революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»:

«Культурная революция - это …целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы»

Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс - на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.

Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.

Культурная революция с одной стороны предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя - «социалистической интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой стороны - в системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия - Реальное училище - Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Таким образом, такие школьные предметы, как: логика, богословие, латинский и греческий языки, и другие гуманитарные предметы - из системы народного образования были удалены.

В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты определенные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70 %; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн чел.; до начала 1940-х гг. наблюдался расцвет науки и искусства, с 1960-х - рассвет советской космонавтики, высшие спортивные достижения, процветание сельской промышленности и многое другое. В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Главной задачей культурной революции была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства. В области литературы и искусства, в средствах массовой информации основным художественным методом стал социалистический реализм.

Культурная жизнь в СССР в 1920-1930-е годы.

В культуре 1920-1930-х гг. можно выделить три направления:

1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками .

3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

Культурная революция - изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В.И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

Цели культурной революции:

1. Перевоспитание народных масс - утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят дек-рет Совнаркома «О ликвида-ции неграмотности ». В 1923 г. учреждено обще-ство «Долой не-грамот-ность » во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым . От-крылись тысячи изб-читален, где обу-чались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.

Наука. Власть стреми-лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко-номического потенциала Советского государства. Под руко-водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома-лии, раз-ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде-мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль-нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра-кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн-дер . С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо-ложник самолётостроения Н.Е. Жу-ковский . В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент - Н.И. Вавилов ).

Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли-генции участ-вовать в политической жизни, влиять на об-щественное созна-ние. В 1921 г. упразднили автономию высших учеб-ных заведений. Про-фессоров и препо-давателей, не разде-лявших коммунистические убеж-дения, увольняли.


В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв . Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв.

В 1922 г. был создан специальный цензурный коми-тет - Главлит , осуществлявший контроль за «враждеб-ными вы-падами» против по-литики правящей партии. Затем создан Главрепет-ком - комитет по контролю репертуаров театров.

В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого на двух «философских паро-ходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид-ных учёных и деятелей культуры - философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул-гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Со-рокин (он учился в Ивановском крае, - впоследствии - крупнейший социолог США).

В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «анти-советских и антиху-дожественных книг». В их число попали даже произве-дения античного философа Пла-тона и Л.Н. Толстого . К сер. 1920-х гг. были закрыты ча-стные книгоизда-тельства и журналы.

Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово-рочно пре-данной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, - заявлял Н.И. Бухарин. - И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты-вать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступитель-ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни-вер-ситеты (к 1927 г. - 148, в дорево-люционное время - 95). Например, в 1918 г. был открыт политехниче-ский институт в Иваново-Возне-сенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие фа-культеты (раб-факи ) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне-го образования. К 1925 г. выпускники рабфа-ков со-ставляли половину студентов. Вы-ходцам из бур-жуазно-дворянских и интеллигентских «соци-ально чуждых» слоёв доступ к высшему об-разованию был затруднён.

Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.

Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту-пеней (1-я ступень - че-тыре года, 2-я - пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи-стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти-рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще-ствове-дение.

Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921-1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер-ков-ные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Возникла борьба между «староцерковниками» (пат-риарх Тихон ) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский ). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат-риаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр , но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо-лит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро-полит Иосиф . Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

Литература и искусство в 1920-е гг. Продолжали публиковать свои произве-дения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ах-ма-това, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вах-тангов, К.С. Станиславский , В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали вы-ставки последователи «Мира искус-ства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художни-ков (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др. ). Рево-люция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока , С.А. Есенина. Большую актив-ность проявляли представители левомодернистских течений - футуризма, кубизма, кон-структивизма - в живописи, театре, архитек-туре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

Возникает множество новых литературных груп-п и организаций:

Группа «Серапионовы братья » (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Фе-дин и др.) искала новые художест-венные формы отражения послереволюционной жизни страны;

Группа «Перевал » (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.

Возникли литературно-художествен-ные объединения пролетарско-большевистской коммунистичес-кой ориентации:

- Пролеткульт (1917-1932 г.) - формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский , Демьян Бедный );

Литературная группа «Кузница » (1920-1931 гг.), вошла в РАПП;

- Российская ассоциация пролетарских писа-телей (РАПП), (1925-1932 гг.) используя лозунг «партийности литературы» боролась с другими группами. Издавала журнал «На посту» ;

Группа ЛЕФ «Левый фронт искусств » (1922-1929 гг.) - поэты В.В. Маяковский , Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ».

Эти группы подвергли травле бес-партийных деятелей культуры, называя их «внутренними эмигран-тами» за укло-нение от воспевания «героики револю-ционных свершений». Критико-вались также «попут-чики» - литера-торы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие «ко-ле-бания» (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).