Последние дни помпеи картина. Последний день Помпеи. Описание картины Брюллова


После демонстрации картины Николай I наградил Брюллова лавровым венком,
после чего художника стали называли «Карл Великий»
Фрагмент картины Карла Брюллова (1799-1852) «Последний день Помпеи» (1830-1833)

Карл Брюллов так увлёкся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи, а позже тщательно работал над картиной: вместо трёх лет, указанных в заказе юного мецената Анатолия Демидова, художник писал картину целых шесть лет. О подражании Рафаэлю, сюжетных параллелях с «Медным всадником», гастролях работы по Европе и моде на трагедию Помпеи среди людей искусства.



Перед тем, как начать смотреть фотографии, которые сын сделал в Помпеях, стоит разобраться, как дело было.
Извержение Везувия 24-25 августа в 79 году нашей эры стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. В тот последний день нескольких прибрежных городов погибло порядка 5 тысяч человек. Даже сейчас у современного человека слово «гибель» тут же ассоциативно потребует слова «Помпеи», а фраза: «У меня вчера была просто гибель Помпеи» понятна и метафорически укажет на масштаб неприятностей, пусть то прорвало фановую трубу и затопило соседей.
Нам эта история особенно хорошо известна по картине Карла Брюллова, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Картина эта запоминается, эдакий блокбастер, понятно, что во времена, когда не было кино, она производила неизгладимое впечатление на зрителей




В 1834 году состоялась «презентация» картины в Петербурге. Поэт Евгений Боратынский написал строки: « Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!» Картина поразила Пушкина и Гоголя. Гоголь ухватил в своей вдохновенной статье, посвященной картине, секрет её популярности: « Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество» И впрямь, гениальное произведение понятно всем, и в тоже время человек более развитый откроет в нем еще иные плоскости другого уровня.
Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины.

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332).


Это краткий пересказ картины, многофигурной и сложной композиционно, совсем не маленькое полотно, в те времена оно было даже самой большой картиной, что уже поражало современников: масштаб картины, соотнесенный с масштабом бедствия.
Наша память не может впитать всё, её возможности не безграничны, такую картину можно рассматривать не единожды и каждый раз что-то увидеть еще. Что же выделил и запомнил Пушкин? Исследователь его творчества Юрий Лотман выделил три главные мысли «восстание стихии — статуи приходят в движение — народ (люди) как жертва бедствия». И сделал вполне разумный вывод: Пушкин только что закончил своего «Медного всадника» и увидел то, что ему было в тот момент близко. И впрямь похожий сюжет: стихия (наводнение) бушует, памятник оживает, испуганный Евгений бежит от стихии и памятника.
Лотман пишет еще и о направлении взгляда Пушкина: « Сопоставление текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали из правого верхнего угла в левый нижний. Это соотвествует основной композиционной оси картины. Исследователь диагональных композиций, художник и теоретик искусства Н. Тарабукин писал: «Содержанием картины,построенной композиционно по этой диагонали, нередко является то или другое демонстрационное шествие». И далее: «Зритель картины в данном случае занимает место как бы среди толпы, изображенной на полотне».
Действительно, нас необыкновенно захватывает происходящее, Брюллову удалось сделать зрителя сопричастным событиям максимально. Есть «эффект присутствия».
Карл Брюллов закончил Академию Художеств в 1823 году с золотой медалью. По традиции золотые медалисты уезжали в Италию на стажировку. Там Брюллов посещает мастерскую итальянского художника и в течение 4х лет копирует «Афинскую школу» Рафаэля, причем в натуральную величину все 50 фигур. В это в время Брюллова посещает писатель Стендаль. Несомненно, что Брюллов многому научился у Рафаэля, умению организовывать большой холст. В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской. Она стала первой заказчицей картины. Однако права на картины выкупает шестнадцатилетний Анатолий Николаевич Демидов, владелец уральских горнорудных заводов, богач и меценат. Чистого годового дохода он имел два миллиона рублей. Николай Демидов, отец, недавно скончавшийся, был русским посланником и спонсировал во Флоренции раскопки в Форуме и Капитолии. Демидов в дальнейшем подарит картину Николаю Первому, а тот передарит Академии Художеств, откуда она попадет в Русский музей. Демидов подписал с Брюлловым контракт на определенный срок и пытался подогнать художника, однако тот задумал грандиозный замысел и в общей сложности работа над картиной заняла 6 лет.
Брюллов делает много эскизов и собирает материал.



1/2

Брюллов так увлекся, что сам участвовал в раскопках. Надо сказать, что раскопки начались формально 22 октября 1738 года по указу неаполитанского короля Карла Третьего, их проводил инженер из Андалусии Роке Хоакин де Алькубьерре с 12 ю рабочими и это были первые в истории археологические системные раскопки, когда делались подробные записи всего, что найдено, до этого в основном были пиратские методы, когда выхватывались драгоценные предметы, а остальное могло быть варварски уничтожено. К тому времени, как появился Брюллов, Геркуланум и Помпеи стали уже не только местом раскопок, но и местом паломничества туристов. Кроме этого Брюллов вдохновился оперой Паччини «Последний день Помпеи», которую он видел в Италии. Известно, что он одевал натурщиков в костюмы к спектаклю. Гоголь, кстати, сравнивал картину с оперой, видимо почуствовал «театральность» мизансцены. Ей точно не хватает музыкального сопровождения в духе «Кармины Бураны».

Итак, после долгого эскизирования, Брюллов написал картину и уже в Италии она вызвала колоссальный интерес. Демидов решил везти её в Париж на Салон, где она тоже получила золотую медаль. Кроме этого она экспонировалась в Милане и Лондоне. В Лондоне картину увидел писатель Эдвард Бульвер-Литтон, позже написавший под впечатлением от полотна свой роман «Последние дни Помпеи». Любопытно сравнить два момента трактовки сюжета. У Брюллова мы видим ясно все действие, где-то рядом пожар и дым, но на первом плане отчетливое изображение действующих лиц.Когда уже началась паника и массовое бегство, город был в изрядном дыму от пепла, у художника камнепад изображен мелким питерским дождичком и камушками, разбросанными по тротуару. Люди скорее бегут от пожара. На деле город был уже окутан смогом, невозможно было дышать, в романе у Бульвер-Литтона героев, влюбленную пару, спасает рабыня, слепая от рождения. Поскольку она слепа, то легко находит дорогу впотьмах. Герои спасаются и принимают христианство.
Были ли христиане в Помпеях? В то время они были гонимы и неизвестно дошла ли новая вера до провинциального курорта. Однако Брюллов тоже противопоставляет языческой вере и гибели язычников веру христианскую. В левом углу картины мы видим группу из старика с крестом на шее и женщин, под его защитой. Старик обратил взгляд в небеса, к своему Богу, возможно он его спасет.



Картина знакома мне с детства, когда-то, еще в художественной школе мы разбирали её целый урок, именно на примере «Последнего дня Помпеи» педагог рассказывала про основные живописные приемы, которые использовал художник. Действительно, она может служить учебником по живописи, если её разбирать внимательно. Художник использует цветовые и световые контрасты, умело объединяет группы людей. Хотя современники-художники прозвали её «яичницей» из-за ярких красок, в основном яркого композиционного центра, мы понимаем, что Италия с её яркими природными красками не могла не повлиять. Брюллов считается основателем «итальянского жанра» в русской живописи.



Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. К тому времени стали заливать пустоты гипсом и получили вполне реальные фигуры погибших жителей.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма.

Если разглядывать картину, то можно выделить несколько групп и отдельных персонажей, каждый со своей историей. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

На картине присутствует сам художник, его автопортрет узнаваем, здесь он молод, ему около 30 лет, на голове он выносит самое нужное и дорогое — ящик с красками. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.
Девушка рядом несет светильник.



Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои.



Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями.




Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего.



Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего, известного естествоиспытателя, и собственных злоключениях.
Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение, и поэтому отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. Плиний Старший был тогда адмиралом местного флота, должность, которую он получил за свои научные заслуги была легкой. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи, из её виллы спастись можно было только морем. Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе. Затем корабли в дыму с трудом нашли дорогу до Стабии, там Плиний переночевал, но на следующий день погиб, надышавшись отравленного серой воздуха.
Гай Плиний, оставшийся в Мизене, я 30 километрах от Помпей, был вынужден спасаться бегством, поскольку бедствие дошло и до них с матерью.
Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.




Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. К счастью, они спасаются.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Извержение он видел издали:
«Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало; что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Я думаю, что его выбросило током воздуха, но потом ток ослабел и облако от собственной тяжести стало расходиться в ширину; местами оно было яркого-белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху».
Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Виной — соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

Именно это особенно повлияло на гибель городов, ветер понес взвесь из выброшенных частиц в сторону юго-востока, как раз на города Геркуланум, Помпеи, Стабию и несколько других мелких вилл и селений. В течение суток они оказались под многометровым слоем пепла, но перед этим много людей погибло от камнепада, сгорело заживо, умерло от удушья. Легкое потряхивание не подсказало о приближающейся катастрофе, даже, когда уже с неба посыпались камни, многие предпочли молиться богам и прятаться в домах, где потом оказались замурованы заживо слоем пепла.

Гай Плиний, переживший всё это в облегченном варианте в Мезиме описывает случившееся: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут. Решено, наконец, уходить из города; за нами идет толпа людей, потерявших голову и предпочитающих чужое решение своему; с перепугу это кажется разумным; нас давят и толкают в этом скопище уходящих. Выйдя за город, мы останавливаемся. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили! Повозки, которым было приказано нас сопровождать, на совершенно ровном месте кидало в разные стороны; несмотря на подложенные камни, они не могли устоять на одном и том же месте. Мы видели, как море отходит назад; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Берег явно продвигался вперед; много морских животных застряло в сухом песке. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими».

Муки тех, у кого взрывался мозг от жары, легкие становились цементом и распадались зубы и кости, мы и представить не можем.

Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си, или вкратце на такой вот инсталляции:



Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.



А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок..

Средневековые христиане считали Везувий кратчайшей дорогой в ад. И недаром: от его извержений не раз гибли люди и города. Но самое известное извержение Везувия случилось 24 августа 79 года нашей эры. И стало последним днем древнеримского города Помпеи.

Мы знаем о нем со слов римского политического деятеля и писателя Гая Плиния Цецилия Секунда, более известного в истории, как Плиний Младший. В письмах к историку Публию Корнелию Тациту он описывал извержение:

Облако по своей форме походило на пинию: вверх поднимался как бы ствол, и от него во все стороны расходились как бы ветви. Местами оно было яркого белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху.

Но мало кто в мире читает "Письма к Тациту". И все же об извержении Везувия в 79 году знает всякий, кто учился в школе. Помогло… искусство.

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон...


Картину, описанную Пушкиным, видел каждый и не однажды - в Государственном Русском музее или на репродукциях. Это, по словам Гоголя, "светлое воскресение живописи" - "Последний день Помпеи". Александр Брюллов побывал на раскопках засыпанного пеплом города и с разрешения неаполитанского короля сделал зарисовки и обмеры. И подсказал брату Карлу сюжет.

А другие рассказывают, что величественную панораму Везувия Карл Павлович Брюллов увидел с полуострова Сорренто. И загорелся идеей написать его извержение. Русский художник и историк искусства Александр Бенуа считал иначе: замысел картины родился у Брюллова под влиянием одноименной оперы итальянского композитора Джованни Пачини. Не забудем и о заказчике, тем более, что это прославленный князь Сан-Донато из русского рода Демидовых - меценат, исследователь и благотворитель.

Но как бы то ни было, благодаря Карлу Брюллову с поддержкой Анатолия Демидова, мы воочию видим трагедию Помпеи - небольшого, но богатого южного курорта с двумя театрами и тридцатью пятью борделями. Трагедию беспечности танцующих на вулкане: в 62 году сильные подземные толчки предупредили Помпеи о скорой катастрофе. Но горожане остались глухи, и восстановили разрушенный город.

Природа бездумия не простила. 24 августа 79 года в обычный летний солнечный день Везувий заговорил. И говорил почти сутки, покрыв многометровой толщей пепла улицы, дома со всей обстановкой и две тысячи человек из двадцатитысячного населения города. Остальные спаслись бегством: этот бег от смерти и изобразил Брюллов.

Слом судеб обнажает характеры. Заботливые сыновья выносят из ада немощного отца. Мать закрывает собой детей. Отчаявшийся юноша, собравшись с последними силами, не выпускает из рук драгоценный груз - невесту. А красавец на белом коне спешит прочь в одиночестве: скорее, скорее спасти себя, любимого. Везувий беспощадно демонстрирует людям не только свое нутро, но и их собственное. Тридцатилетний Карл Брюллов это отлично понял. И показал нам.

"И был "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день", - ликовал поэт Евгений Баратынский. Воистину так: картину триумфально встретили в Риме, где он ее писал, и затем в России, а сэр Вальтер Скотт несколько высокопарно назвал картину "необычной, эпической".

И был успех. И картины, и мастера. А осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и триумф Карла Брюллова достиг своей высшей точки. Имя русского мастера сразу стало известным на всем италийском полуострове — с одного его конца до другого. В итальянских газетах и журналах печатались восторженные отзывы о "Последнем дне Помпеи" и его авторе. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Поэты посвящали ему стихи. Во время переездов на границах итальянских княжеств от него не требовали предъявления паспорта — считалось, что каждый итальянец обязан знать его в лицо.


Российского художника пушкинской эпохи знают как портретиста и последнего романтика живописи, причем не влюбленного в жизнь и красоту, а скорее, как переживающего трагический конфликт. Примечательно, что небольшие по размеру акварели в период его жизни в Неаполе привозились аристократами из поездок как декоративный и развлекательный сувенир.

Сильное влияние на творчество мастера оказала жизнь в Италии, и путешествие по городам Греции, а так же дружба с А. С. Пушкиным. Последняя кардинальным образом сказалась на видении мира выпускника Академии художеств – на первое место в его работах выходит судьба всего человечества.

Как нельзя ярче эту идею отражает картина «Последний день Помпеи» , имеющая в своей основе реальные исторические факты.

Город неподалеку от современного Неаполя погиб при извержении вулкана Везувия. Об этом говорят еще манускрипты древних историков, в частности, Плиния младшего. Он рассказывает, что Помпея славилась на всю Италию мягким климатом, лечебным воздухом и божественной природой. Патриции стоили тут виллы, императоры и полководцы приезжали на отдых, превращая город в древний вариант Рублевки. Достоверно известны, что тут был театр, водопровод и римские бани. 24 августа 79 года н. э. люди услышали оглушительный грохот и увидели, как из недр Везувия начали вырываться столпы огня, пепла и камней. Катастрофе днем ранее предшествовало землетрясение, так что большинство из людей успело покинуть город. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Страшная трагедия наступила за считанные секунды – дома рушились на голову жителей, а метровые слои вулканических осадков покрывали всех без исключения. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Именно такой момент изображен на холсте К. Брюллова, который вживую увидел улицы древнего города, даже под слоем окаменевшего пепла оставшимися такими, какими они были до извержения. Художник долгое время собирал материалы, несколько раз бывал в Помпее, осматривал дома, ходил по улицам, делал эскизы отпечатков тел людей, погибших под слоем горячего пепла. Многие фигуры изображены на картине в тех самых позах – мать с детьми, женщина, упавшая с колесницы и молодая пара.

Писалось произведение 3 года – с 1830 по 1833. Мастер настолько проникся трагедией человеческой цивилизации, что его несколько раз в полуобморочном состоянии выносили из мастерской. Что интересно, в картине связаны темы разрушения и человеческого самопожертвования. Первый момент вы увидите в огне, охватившем город, падающих статуях, взбесившейся лошади и убитой женщине, которая упала с колесницы. Контраст достигается бегущими горожанами, которым до нее нет дела.

Примечательно, что мастер изобразил не толпу в привычном понимании этого слова, а людей, каждый из которых рассказывает свою историю.

Матери, прижимающие своих детей, которые не совсем понимают что происходит, хотят укрыть их от этой катастрофы. Сыновья, выносящие на руках своего отца, безумно смотрящего в небо и закрывающего рукой глаза от пепла, стараются спасти его ценой своей жизни. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого. Христианский пастырь в красных одеждах, не выпускающий из рук кадила, бесстрашно и ужасающе спокойно смотрит на падающие статуи языческих богов, словно видит в этом Божью кару. Поражает образ жреца, который, прихватив из храма золотую чашу и артефакты, покидает город, трусливо оглядываясь по сторонам. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.

Один из них на заднем плане – автопортрет самого Брюллова. Он прижимает к себе наиценнейшее – ящик с красками. Обратите внимание на его взгляд, в нем нет страха смерти, есть лишь восхищение открывшимся зрелищем. Мастер будто остановился и запоминает смертельно прекрасный момент.

Что примечательно, на полотне нет главного героя, есть лишь мир, разделенный стихией на две части. Действующие лица расходятся на авансцене, открывая двери вулканическому аду, а молодая женщина в золотом платье, лежащая на земле – символ гибели утонченной культуры Помпеи.

Брюллов умел работать светотенью, моделируя объемные и живые образы. Важную роль здесь играют одежда и драпировки. Одеяния изображены насыщенными цветами – красным, оранжевым, зеленым, цвета охры, голубым и синим. Контрастирует с ними мертвенно-бледная кожа, которую освещают зарева молний.

Продолжает идею разделения картины свет. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Молнии вспыхивают желтым, даже лимонным, холодным цветом, превращая горожан в живые мраморные статуи, а кроваво-красная лава потоком накрывает мирный рай. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Черные облака пыли, из которых льется не спасительный дождь, а губительный пепел, будто говорят, что спастись не сможет никто. Доминирующий цвет на картине – красный. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Вспышки молний освещают лишь передний план.

«Последний день Помпеи» страшна и прекрасна. Она показывает, насколько человек бессилен перед разъяренной природой. Поражает талант художника, сумевшего передать всю хрупкость человеческой жизни. Картина беззвучно кричит о том, что нет в мире ничего важнее человеческой трагедии. Тридцатиметровый монументальный холст открывает каждому те страницы истории, повторения которых не желает никто. … Из 20 тысяч жителей Помпеи в тот день на улицах города погибло 2000 человек. Сколько их осталось захороненными под обломками домов – неизвестно и по сегодняшний день.

Вы еще не знаете сколько стоит зимний отдых в горном алтае ? В таком случае рекомендую обратиться к туристическому агентству, который представлен по адресу http://altaiatour.ru

Публикации раздела Музеи

Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова

23 декабря 1799 года родился Карл Брюллов. Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр - архитектором. Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» - главное произведение своей жизни. «Культура.РФ» вспомнила, как создавалось это полотно.

Карл Брюллов. Автопортрет. 1836

История создания

Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.

Сюжет повествует о древнеримской трагедии - гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.

В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году - исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.

Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом» , - писал художник.

Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину» . Моделями для персонажей стали итальянцы - потомки древних жителей Помпеи.

На стыке классицизма и романтизма

В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.

Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма - как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.

В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней - художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

Ближе к зрителю - семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней - христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю - жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту (на ней венок из роз), потерявшую сознание. На первом плане - два сына несут своего старика отца на руках. А рядом с ними - юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь» .

В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике - символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти - в лучших традициях романтизма.

В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света - горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.

Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.

Триумфальное шествие картины

Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет - с 1827 по 1833 год.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане - и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.

В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.

Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с графом Владимиром Давыдовым в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.«Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею» , - пишет современник и свидетель того успеха, равного которому ни один русский художник не знал.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже , где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей .

Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.

Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день! -

написал о картине поэт Евгений Боратынский.

Александр Пушкин также посвятил ей стихи:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили» , - Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.

Российский историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

А Николай Гоголь посвятил картине большую статью, написав: «Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы» .

Сюжет

На полотне — одно из мощнейших в истории человечества извержений вулкана. В 79 году Везувий, молчавший до этого так долго, что его давно считали потухшим, внезапно «проснулся» и заставил навсегда заснуть все живое в округе.

Известно, что Брюллов читал воспоминания Плиния Младшего, который был свидетелем событий в Мизене, уцелевшей во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и … давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли… Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке… Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».

Помпеи сегодня

Сокрушительный удар по городам произошел через 18−20 часов после начала извержения — у людей было достаточно времени, чтобы спастись. Однако не все были благоразумны. И хотя установить точное число погибших не удалось, счет идет на тысячи. Среди них — в основном рабы, которых хозяева оставляли стеречь имущество, а также пожилые и больные, которые не успели покинуть. Были и те, кто надеялся переждать стихию дома. Собственно, они до сих пор находятся там.

В детстве Брюллов оглох на одно ухо после пощечины отца

На полотне люди в панике, стихия не пощадит ни богача, ни бедняка. И что примечательно — для написания людей разных сословий Брюллов использовал одну модель. Речь о Юлии Самойловой, ее лицо встречается на полотне четыре раза: женщина с кувшином на голове в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина в центре; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины; женщина, закрывающая детей, и спасающая вместе с мужем. Лица для остальных героев художник искал на римских улицах.

Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину; но господин Брюллов пренебрег сим средством. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», — писали тогда в газетах.

Контекст

К моменту, когда Брюллов решил написать гибель Помпеев, его считали талантливым, но пока еще подающим надежды. Для утверждения в статусе мастера нужна была серьезная работа.

В то время в Италии тема Помпеев была популярной. Во-первых, очень активно велись раскопки, во-вторых, — произошла еще пара извержений Везувия. Это не могло не отразиться в культуре: на сценах многих итальянских театров с успехом шла опера Паччини «L"Ultimo giorno di Pompeia». Несомненно, что художник видел ее и, может быть, не один раз.


Идея написать гибель города пришла в самих Помпеях, которые Брюллов посетил в 1827 году по инициативе своего брата — архитектора Александра. На сбор материала ушло 6 лет. Художник был щепетилен в деталях. Так, вещи, выпавшие из шкатулки, украшения и другие различные предметы на картине скопированы с тех, что нашли археологи во время раскопок.

Акварели Брюллова были самым популярным сувениром из Италии

Несколько слов скажем о Юлии Самойловой, лицо которой, как уже говорилось выше, четырежды встречается на полотне. Для картины Брюллов искал итальянские типажи. И хотя Самойлова была русской, внешность ее отвечала представлениям Брюллова о том, как должны выглядеть итальянки.


«Портрет Ю. П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». Брюллов, 1832—1834

Они познакомились в Италии в 1827 году. Брюллов там перенимал опыт старших мастеров и искал вдохновение, а Самойлова прожигала жизнь. В России она уже успела развестись, детей у нее не было, и за чересчур бурную богемную жизнь Николай I попросил ее уехать подальше от двора.

Когда работа над картиной была завершена и итальянская публика увидела полотно, начался бум на Брюллова. Это был успех! Каждый при встрече с художником считал за честь поздороваться; при его появлении в театрах все вставали, а у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много людей, чтобы приветствовать его. С самой эпохи Возрождения ни один художник не был в Италии объектом такого поклонения, как Карл Брюллов.

На родине живописца также ждал триумф. Общая эйфория по поводу картины становится понятной после прочтения строк Баратынского:

Принес он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день.

Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Впервые за границу он отправился после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге, чтобы совершенствовать мастерство. А где, как ни в Италии этим заниматься?! Первое время Брюллов в основном писал итальянских аристократов, а также акварели со сценками из жизни. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов. Такие акварели в основном воспевали Италию с её прекрасной природой и представляли итальянцев народом, генетически сохранившем античную красоту своих предков.


Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит). 1827

Брюллов писал одновременно с Делакруа и Энгром. Это было время, когда в живописи на первый план выходит тема судьбы огромных человеческих масс. Поэтому неудивительно, что для своего программного полотна Брюллов выбрал историю о гибели Помпеев.

Брюллов подорвал здоровье при росписи Исаакиевского собора

Картина произвела на Николая I такое сильное впечатление, что он потребовал, чтобы Брюллов вернулся на родину и занял место профессора Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, Брюллов познакомился и задружился с Пушкиным, Глинкой, Крыловым.


Фрески Брюллова в Исаакиевском соборе

Последние годы художник провел в Италии, пытаясь спасти здоровье, подорванное при росписи Исаакиевского собора. Часы долгой тяжёлой работы в сыром недостроенном соборе плохо сказались на сердце и обострили ревматизма.