Причины девиантного поведения в психологии. Девиантное поведение человека: основные формы и их причины

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Синонимами термина «девиантное поведение» являются - «отклоняющееся поведение», «девиация», «аддиктивное поведение» (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2002).

В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств - от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений. Широкое толкование этого термина выражается в противоположных тенденциях - под «девиантным поведением» понимают:

  • - систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон);
  • - социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Я.И. Ги- линский);
  • - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг).

Сложность проблемы определения понятия «Девиантное поведение подростка» состоит в том, что наряду с этим термином в науке и практике употребляются другие - иногда как синонимы, иногда - для демонстрации нюансов: поведение деликвентное, аддиктивное, дезадаптив- ное, асоциальное, антисоциальное, неадекватное, трудное, деструктивное, акцентуированное поведение и др.

С другой стороны, парадоксальность феномена деви- антного поведения заключается и в противоположных способах его реализации - позитивных («одаренных»), которые служат развитию общества, и в негативных проявлениях, разрушающих общественные нормы, ценности и идеалы, о границах, проявления которых судить очень трудно.

В разных науках, изучающих проблемы отклоняющегося поведения, описываются разнообразные варианты его трансляции, которые характеризуются как патологические. Для одних - это суицид, промискуитет, проституция, разные формы аддикций, сексуальные инверсии; для других - преступление, социальная дезадаптация, антисоциальное, деликвентное и асоциальное поведение; для третьих - психические расстройства. Также рассматриваются особенные варианты трудного поведения в подростковом возрасте - это ситуационно-личностные реакции, свойственные преимущественно подросткам и характерологические трудности этого периода.

Понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» связано с понятием норма. В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Ученые П.Б. Ганнушкин, Л.С. Выготский, В.Т. Кондрашенко справедливо отмечают, что не существует точных границ между нормальным и ненормальным поведением.

Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д.

Поведение человека детерминировано интраперсональными (установки, мотивация, потребности, деятельность) и интерперсональными особенностями. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические и социальные, но необходимы и возрастные критерии нормы. Представители гуманистической психологии, изучая проблему девиантного поведения индивида, призывают учитывать и индивидуальные нормы. Индивидуальная норма есть «то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития» и «принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий» .

Норма поведения - понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний выработаны собственные понятия о норме. Например, в медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - послушный и успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений, в психологии - отсутствие аномалий .

Необходимо учитывать, как отмечает Ю.А. Клейберг , целый ряд факторов: ситуативность, фактор времени, рассогласование нормативных структур различных социальных систем, распространенность.

Согласимся с А.Ю. Егоровым, С.А. Игумновым в том, что девиантное поведение имеет имплицитный и эксплицитный характер реализации, может быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Поэтому в области «девиантной психологии» нельзя добиться полной объективности, так как само понятие «девиантный» и «норма» является продуктом субъективного оценочного суждения.

Таким образом, указанные определения имеют односторонний характер понимания рассматриваемого явления, который учитывает только особенности общественных нормативов. Хотя, опираясь на понятие поведения, как «взаимодействие живого существа с окружающей средой, опосредованное его внешней и внутренней активностью», можно констатировать, что индивид является субъектом по отношению к общественным нормам . Оценить поведение как отдельный процесс недостаточно, следует изучать носителя этого процесса - личность. Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних психических условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Изучив научную литературу по проблеме девиантного поведения подростков, мы нашли два определения, которые характеризуют отклоняющееся поведение подростков. Первое (А.А. Северный, Н.М. Иовчук), при объяснении отклоняющегося поведения рассматривает это как «взаимодействие ребенка с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам» . Второе (В.Е. Каган) - придерживается традиционного понимания де- виантного поведения, как отклоняющегося от каких-либо норм; однако требует осторожности при заключении о девиантном поведении подростка, ибо: 1) суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития, и сами являются активными трансляторами девиантных форм; 2) критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются .

Основным критерием соответствия нормам и ожиданиям становится покорность взрослым. Л.Б. Шнейдер соглашается с В.Е. Каганом и утверждает, что на практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослым поведением. «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный...», - писал Януш Корчак. Ребенок для взрослого должен быть (курсив И.Н.) удобен, он (взрослый) последовательно шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований» . Известно также, что в человеческих сообществах взрывы де- виантного поведения сопровождают кризисные периоды и являются их четкими индикаторами, причем первыми и сильнее реагируют наиболее социально зависимые группы и индивиды, неспособные самостоятельно обеспечить свое существование.

Дж.К. Коулмен предупреждает и считает необходимым отказаться от стереотипного отношения обыденного сознания к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. В глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т. е. вольно или невольно, формируется некий «соционормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность.

О. Кернберг предлагает подвергать дифференциальному анализу девиантное поведение подростков. Он предостерегает от двух крайних нежелательных позиций при работе с подростками: слишком беспристрастной оценки пубертатна, когда отклонения в поведении подростка считаются нормой и, соответственно, любые проявления подростковости оцениваются как приемлемые; и чрезмерно пристрастного отношения к подростку, когда в каждый его поступок привносится элемент патологии.

Психологи, педагоги, психиатры, социологи (М. Рат- тер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Бердяев, А.Б. Добрович, А.Е. Личко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович) подчеркивали, что эмоциональные расстройства, нарушения поведения в подростковом возрасте являются вариантом нормального поведения. Это - неотъемлемая часть процесса развития.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного . Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

Современные исследователи в области педагогики и профилактики девиантного поведения выделяют следующие объекты зависимостей: психоактивные (ПАВ) вещества (легальные и нелегальные наркотики); алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); пища; игры; секс; религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами мы выделим следующие формы зависимого поведения у современной молодежи, требующие незамедлительной педагогической профилактики в современных школах. Это так называемые химические зависимости: курение; токсикомания; наркозависимость; лекарственная зависимость; алкогольная зависимость.

Особенностью девиантного поведения, проявляющегося у старшеклассников, является то, что оно не только наносит реальный ущерб самой личности молодого человека или окружающим его людям, но и временные рамки этого ущерба составляют намного меньший срок, чем у людей более старшего возраста, с уже сформировавшейся психологией и взглядами на жизнь. Для молодого человека это приводит к дестабилизации существующего порядка, причинению морального ущерба, физическому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни молодого человека, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим юношей или девушкой и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение молодого человека является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным.

Из определения «девиантного поведения» следует, что такое поведение выражается в нарушении моральных и правовых норм, следовательно, помимо термина «девиантное поведение» еще одним ключевым понятием в нашей работе является «норма».

По мнению Ю.А. Клейберг, в целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним из видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Норма является ключевым понятием для изучения любых девиаций. Поскольку отклоняющееся поведение -- это поведение, отклоняющееся от социальных норм, следовательно, последние также рассматриваются в нашем исследовании.

Согласно Г.И. Колесниковой, социальная норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее часных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальной роли, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют личность старшеклассника.

Выделяют следующие виды социальных норм: правовые; нравственные; этические.

Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нарушений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния.

Нравственные и этические нормы Г.И. Колесникова раскрывает как нормы, отражающиеся на языковом уровне и обусловленные социальными и культурными особенностями.

Существует мнение, что девиантное поведение несовершеннолетних - это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. П.Б. Ганнушкин подразумевает в поведенческой патологии следующие признаки: склонность к дезадаптации; тотальность; стабильность.

Склонность к дезадаптации. Наличие в поведении молодого человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, направленную «от себя» и влияющую на межличностные отношения, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностных отношениях молодого человека выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, соцально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» выражается у подростка низкой самооценкой, неприятием каких-либо своих качеств и как следствие неудовлетворенностью собой.

Тотальность. Предполагает проявление девиантного поведения молодого человека в большинстве сфер его деятельности.

Стабильность. Девиантное поведение не сиюминутно, а пролонгировано во времени.

По мнению исследователей, с точки зрения социально-нормативного критерия, ведущим показателем нормальности поведения молодого человека является уровень его социальной адаптации. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями и особенностями индивида, а также правилами и требованиями окружающей его социальной среды.

Подростковый возраст представляет фактор риска для развития девиантного поведения. В этом возрасте отклоняющееся поведение объясняется следующими индивидуально - психологическими особенностями: незавершенностью процесса формирования личности, отсутствием собственных механизмов преодоления трудностей, недостаточностью осознанного и повышенного полового влечения, импульсивностью, низким самоконтролем, неумением ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемостью, бескомпромиссностью, отсутствием жизненного опыта и практических умений, импульсивным характером реагирования на фрустрирующую ситуацию. Подросток не успевает осознать происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность, недоверие к людям, повышенная конфликтность, склонность к депрессиям, искаженное представление о себе, неудачи сопровождаются жестоким, агрессивным поведением по отношению к окружающему миру. Депривация потребностей в подростковом возрасте ярко выражена и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно

Таким образом, подростковые индивидуально-психологические свойства могут быть катализаторами развития отклоняющегося поведения, но они не фатальны. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что генезисом девиантного поведения подростков является интеграция объективных и субъективных факторов, которые приводят к формированию устойчивых психологических свойств, детерминирующих совершение безнравственных поступков.

Актуален анализ философских, социологических и психологических ответов на вопросы. Является ли отклонение в поведении признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания? Что характеризует «изнутри» подростков с отклоняющимся поведением? Когда и почему особенности личности превышают «порог допустимого», вызывая поведенческие расстройства?

Под девиантным поведением подростка, мы понимаем, импульсивную или преднамеренно повторяющуюся реакцию (от позднелат. re - против и action - действие) подростка на интеракцию с различными условиями среды, с одной стороны, обусловленную определенным социально-историческим, культурно-территориальным уровнем развития, с другой стороны, его интраперсональными особенностями.

Таким образом, все, что относится к девиантному поведению неоднозначно, чтобы девиантное поведение можно было принять в качестве педагогического или психологического понятия. Практически это означает, что термин девиантное поведение может и должен использоваться психологией/педагогикой лишь в трансдисциплинарном диалоге; самой же педагогике/психологии релевантно (целесообразно) объединять в своих определениях факт нарушения с указанием на причины и социальные проявления этого нарушения, разделяя при этом, собственно социально или психологически детерминированное поведение.

Понятие девиантного поведения рассматривается на стыке наук. Deviatio с латыни означает «отклонение». Таким образом, посредством данного понятия характеризуют отклоняющееся поведение, в результате или в процессе которого нарушаются нормы культуры и общества.

На первый взгляд, вопрос «Девиантное поведение – это благо или зло?» имеет однозначный ответ: зло. Только разве гении, творцы, религиозные деятели – норма? Нет, и их поведение тоже часто можно охарактеризовать как отклоняющееся, что и выявляется обычно при их изучении, в опросах. Я. И. Гилинский, внесший значительный вклад в изучение девиантности, поддерживает точку зрения, что существует и позитивное значение девиантного поведения для общества – повышение уровня организованности системы, устранение устаревших стандартов.

Дабы не потеряться в терминах, используем более или менее приемлемое определение, которое ограничивает понятие настолько, что препятствует расширению его до всех отклонений от нормы, но и не сужает до патологий. Девиантным поведением называют отклоняющееся от норм общества поведение личности или группы, которое может препятствовать удовлетворению от жизни или вызывать трудности в выполнении необходимых задач у самого человека или других людей, поэтому осуждается или даже преследуется в целях изменения или искоренения.

Социальные факторы

Теории девиантного поведения пытаются прояснить, какое же поведение может быть названо девиантным и почему люди принимают в нем участие. Социологический подход рассматривает влияние общества на динамику девиантного поведения. Наиболее известные социологические теории:

1. Структурная теория деформации

Причина девиантного поведения в напряженности между культурными целями и недостатком средств, которые имеются для достижения этих целей.

2. Теория ярлыков, стигмы

Девиантное поведение – продукт социального контроля, так как девиация находится не в самом действии, а лишь в реакции на него.

Навешивание ярлыка «девианта» ведет к дальнейшему повторению и распространению как ответ на реакцию социума, то есть человек начинает сам себя определять в качестве девианта и поступать в границах этой роли. Е. Лемерт ввел в употребление термин «вторичная девиантность», который отражает этот процесс.

Для того чтобы избежать проблемы вторичной девиантности, А. Шур предлагал декриминализовать «преступления без жертв». Еще одно средство для предотвращения негативного влияния стигматизации часто рассматривалось социологами – не предавать огласке дела несовершеннолетних до приговора, ввести более щадящие наказания для них. Девиантное поведение подростков не должно перечеркивать всю их последующую жизнь, учитывая, что они вообще более расположены к отклонению от нормы в поведении.

3. Дифференцированная ассоциация

Основная идея – научение девиантному поведению происходит в группах, в которых человек проводит время. Если человек ассоциирует себя с личностью или группой, которая руководствуется принципами и методами, отрицающими общественные нормы, он и сам начинает их отрицать. Такие причины часто формируют девиантное поведение подростков, так как ценность мнения группы для них высока.

Индивидуальные факторы, развитие

В психологии тоже пытаются дать ответ на то, каковы причины девиантного поведения. Выделилась целая область – психология девиантного поведения, которая изучает психические состояния, реакции человека, отклоняющиеся от норм общества, а также закономерности развития, приводящие к ним, и способы повышения качества жизни девианта.

Психология девиантного поведения включает в себя и достижения клинической психологии, и взгляды, практики и методы психиатрии. Это объясняется тем, что отклонение может быть следствием как возникшего у личности конфликта внутри или вовне, так и серьезных психических расстройств.

Приведенные ниже психологические теории помогут разглядеть факторы, приведшие к формированию отклонения. Фундаментальные положения каждой из них: индивид несет за свои поступки полную ответственность, преступления и девиации есть следствие дисфункции психических процессов.

1. Психоаналитическая теория

Зигмунд Фрейд полагал, что все люди имеют агрессивные порывы, которые подавляются культурой в процессе социализации. Проблемы в ходе социализации ведут к тому, что человек направляет свою либо внутрь, либо вовне.

2. Когнитивная теория развития

Базируется на том, что в процессе развития человек проходит через три стадии формирования моральных норм. Детальное изучение стадий проведено Кольбергом.

Первый уровень – страх наказания и желание его избежать, а также ожидание выгоды от выполнения норм. Второй – желание соответствовать близкому окружению, поддержание установленного порядка. Вторая стадия связана с тем, что человек хочет признания, власти и упорядоченности.

А третья стадия, соответствующая нравственной зрелости, – формирование собственных нравственных принципов. В поступках люди, находящиеся на этом этапе, руководствуются не принципами наказания, поощрения, власти, признания, а самоценной правильностью отдельно взятого поступка.

Застревание на какой-либо стадии может вести к девиациям. Интересным следствием теории является то, что на третьей стадии человек вполне может вести себя словно девиант, протестуя против тех норм и правил, которые не являются справедливыми.

3. Теория обучения

Перенимание паттернов взаимодействия. В социальной ситуации часто происходит наблюдение за тем, как девиантное поведение принимается группой и даже прославляется. Желая получить вознаграждение, похвалу, известность, человек начинает копировать определенный образ действий.

Кроме вознаграждения есть и фактор отсутствия наказания. Когда тот, за кем наблюдают, делает, что хочет, и получает то, чего желает, отвергая нормы, но не неся за это никакого наказания, другие повторяют за ним.

Согласно этой теории, исправление достигается через устранение поощрений, аннулирование награды. Человек не находит подкрепления и в скором времени уходит с пути нарушения общественных норм.

Структура и формы

Девиантное поведение личности отстоит далеко от нормы и представления о гармоничном развитии (плохо развиты адаптивность, самоконтроль, обучаемость). Так как существует множество особенностей контакта между личностью и средой, исследователи выделили классификации, виды и типы девиантного поведения.

Обобщающая классификация девиантного поведения дана Е. В. Змановской, которая выделяет несколько групп. По ее мнению, девиантное поведение может быть:

  • Антисоциальным. Этот тип характеризуется противоречием правовым нормам, действия человека нарушают общественный порядок.
  • Асоциальным. Человек не учитывает морально-нравственные нормы, что вредит его связям с другими людьми.
  • Направленным на разрушение себя. Люди с этой формой нарушения, как правило, ведут себя так, что наносят вред собственному здоровью.

При этом отклоняющееся поведение можно разделить на виды в зависимости от того, как именно выражается отклонение. Основные виды девиантного поведения содержат следующие отклонения:

  • Дисциплинарные.
  • Преступные или нарушающие законодательство.
  • Действия, обусловленные психическими заболеваниями.

Формы проявления девиантного поведения могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми, постоянными или временными, структурированными (расписанными по ролям в группе) и нет, спонтанными или запланированными, эгоистическими или альтруистическими, нарушающими границы личного пространства других людей или ведущими к саморазрушению личности девианта.

Чаще всего наблюдаются, конечно, эгоистические девиации. Краткий промежуток отклонений от норм характерен для периодов нахождения человека в группах, которые считают это поведение правильным. Направленность на удовлетворение своих желаний, получение какой-то выгоды, власти, славы или признания другими – основные мотивы девиантного поведения. Конкретные клинические формы:

  • Агрессия вовне или внутрь.
  • Наркотическая зависимость.
  • Пищевые расстройства.
  • Девиантное сексуальное поведение.
  • Сверхценные увлечения.
  • Коммуникативные девиации.
  • Безнравственность, аморальность.
  • Неэстетичное поведение.

Борьба, уход или игнорирование

По тому, как происходит взаимодействие индивида с окружающей средой, можно определить основной способ взаимодействия с реальностью у девианта. В связи с определенным характером конфликта со средой объясняется наличие формы девиации, которая органично отражает конфликт. В. Д. Менделевич выделяет четыре таких способа:

  • Противодействие.
  • Болезненное противостояние.
  • Уход.
  • Игнорирование.

На их основе рассматривают несколько специфических типов отклонений. По вопросу отношения некоторых из них к девиантности до сих пор открыты дискуссии.

1. Делинквентный

Девиантное и делинквентное поведение порой смешивают, хотя последнее скорее относится к противоправным действиям, а первое туда не попадает, но они оба относятся к отклонениям от норм. При этом делинквентное не равно криминальному. Делинквентному присущ так называемый неосознаваемый характер последствий, именно поэтому делинквенты и совершают правонарушения.

Противоправные деяния ими совершаются стихийно. Такое бывает у легкомысленных людей, склонных к . Часто злой умысел отсутствует, подростки развлекаются и балуются, что в конце концов приводит к печальным последствиям. Термин может с полным правом употребляться в тех случаях, когда налицо преступное действие, а намерения у него были невинными (по определению Е. Анчел).

2. Аддиктивный

Аддиктивный тип характеризуется уходом от реальности с помощью веществ или видов деятельности, для того чтобы поддерживать интенсивные эмоции. Эти люди воспринимают жизнь «серой и скучной», им тяжело дается методичный каждодневный труд, они не переносят рутинных обязанностей, хотя с другой стороны, показывают отличные результаты в кризисных ситуациях.

Характерной чертой является низкая самооценка, компенсирующаяся внешним подчеркиванием превосходства. Стремятся лгать и обвинять других, легко заводят контакты, но боятся строить из них что-то крепкое и брать на себя ответственность, стереотипны, зависимы и тревожны.

3. Патохарактерологический

Особенности девиантного поведения патохарактерологического типа обусловлены патологическими изменениями характера: расстройства личности, явные характера. В выборе люди, относящиеся к этому типу, часто руководствуются не реалистичными мотивами, а преувеличенными патологией стремлениями: жаждой признания, власти, доминирования. Происходит постоянная переоценка возможностей, наблюдается большая страсть к манипуляциям, восприятие окружающих людей, словно пешек на доске.

4. Психопатологический

У этого типа проблемы с поведением обусловлены симптомами психопатологий. Под ними подразумеваются галлюцинации, иллюзии, нарушения мышления и воли и др.

5. Основанный на гиперспособностях

Характеристика девиантного поведения, основанного на гиперспособностях, затруднена тем, что такой тип обычно бывает у одаренных людей, и отклонения от нормы у них зависят от тех способностей, которые развились сильно. Человек может быть неспособен правильно понимать окружающих, справляться с повседневными делами и др.

Признаки и лечение

Склонность к девиантному поведению образуют как условия в семье, так и индивидуальные особенности. У детей до 5 лет девиантное поведение не диагностируют. Существенные признаки девиантного поведения, которые приводит Википедия, не противоречащие позиции В. Д. Менделевича, таковы:

  • Отклонение от моральных/культурных норм.
  • Осуждение обществом.
  • Вред себе или другим.
  • Не представлено единичным эпизодом (периодично, серийно или постоянно).
  • Развитие социальной дезадаптации.

Особняком от всего этого стоит девиантное поведение молодежи. По сути, оно обусловлено изменениями в мозгу, которые происходят в подростковый период. Префронтальная кора, отвечающая за самоконтроль, логические умозаключения, выбор наиболее рационального способа действий, развивается медленнее тех частей мозга, в которых сосредоточены страх и возбуждение. Поэтому подростки часто отличаются повышенной тревожностью и склонностью к риску.

Успешная коррекция девиантного поведения подростков достигается через метод когнитивно-поведенческой терапии, помогающей выработать адекватные реакции на стимулы среды путем переучивания (стимул есть, негативной реакции нет – мозг в конце концов запоминает и выстраивает новую модель реакции), в совокупности с легким медицинским вмешательством (седативные препараты, антидепрессанты). Другие методы – , – позволят глубже проработать проблемы: конфликты в семье, травмы, признаки социофобии и т.д.

Профилактика девиантного поведения подростков в связи с полученными данными должна быть сосредоточена на советах и обсуждениях. Родители, психолог или значимый взрослый берут на себя функцию префронтальной коры и помогают отличить верное от неверного, ни в коем случае не допуская давления. Диагностика девиантного поведения подростков должна учитывать проявления делинквентного, агрессивного, суицидального и зависимого поведения.

Девиантное поведение детей может быть объяснено либо рано начавшимся периодом полового созревания, либо проблемами в семье, школе или со здоровьем. Ребенок, словно барометр, реагирует на любые изменения в значимых для него группах.

Коррекция девиантного поведения бывает сконцентрирована как на процессе психотерапии для гармонизации внутреннего состояния личности, так и на приеме медицинских препаратов, если источник коренится в психопатологиях. Большинство проблем в жизни человека либо решаются быстро, либо могут быть существенно упрощены, либо нуждаются в наблюдении специалистов для повышения качества жизни. Главное – не бояться обращаться за помощью, так как девиантное поведение может привести не просто к осложнению отношений с близкими, но и к разрушению личности. Автор: Екатерина Волкова

Девиантным поведение считается, если это противоречит общепринятым социальным нормам, законодательно установленным или сложившимся исторически в определённом обществе и периоде. Чтобы понять, что такое девиантное поведение, нужно дать определение социальной нормы. Под социальной нормой подразумеваются пределы допустимого как позволенного, с одной стороны, так и обязательного, с другой, в действиях человека или общности людей, гарантирующее сохранение структуры общества.

Отклонения от нормы можно условно разделить на позитивные и негативные. Под позитивными отклонениями понимаются поступки или деятельность, направленная на борьбу с изжившими себя общественными стандартами. Негативные отклонения от социальных норм характеризуются как деструктивные, приводящие к разрушительным последствиям.

Социология даёт определение девиантному поведению как асоциальному, представляющему социальную и физическую опасность для индивида в определённой социальной среде, к которой он принадлежит. Психиатрия называет девиацией действия, единичные поступки и высказывания, противоречащие нормам и производимые человеком в рамках психопатологии . Психология понимает под девиантным поведением отклонения от морально-этических и нравственных норм и социальных норм, а также причинение вреда себе или окружающим.

Причины

Около 40% людей, демонстрирующих признаки девиантного поведения, являются нарушителями общественного порядка и совершают противоправные действия , нанося ощутимый вред окружающим. У половины этих людей имеются отклонения психопатического порядка.

Дети младшего и подросткового возраста демонстрируют деликвентное поведение по причине недостатка внимания со стороны взрослых либо, наоборот, стремятся избежать гиперопеки, вырваться из-под надзора. Этим объясняются побеги из дома. Также девиантное поведение подростков может быть вызвано непониманием и разногласиями в контактах со сверстниками, насмешками с их стороны. В некоторых случаях дети просто испытывают непонятную скуку, ими движет желание сменить обстановку.

Причинами девиантного поведения у детей и подростков являются:

  • жизнь в неполной семье;
  • изъяны воспитания;
  • патологические изменения характера;
  • чрезмерно выраженные определённые черты характера.

Все эти причины также могут приводить к развитию раннего алкоголизма и наркомании. Психология считает, что причины, по которым дети и подростки пробуют алкоголь и наркотики, - это любопытство, желание освоиться в коллективе, а также стремление изменить сознание.

Формы и типы девиантного поведения

Девиантное поведение - это относительное, а не абсолютное понятие , так как поверяется исключительно нормами определённой общественной группы. Например, появившаяся на российских улицах женщина с обнажённой грудью, стопроцентно будет отправлена либо в опорный пункт полиции, либо прямиком в специализированное учреждение в поднадзорную палату. Тогда как в отдалённых районах Африки ни у кого удивления не вызовет. В более широком смысле можно говорить о следующих девиантных отклонениях: алкоголизм, пристрастие к наркотикам, проституция, криминальное поведение, суицид.

Можно выделить следующие типы девиации:

  • делинквентнотсь;
  • аддикция;
  • специфика характера;
  • психопатология.

Делинквентность - это крайние формы поведенческих отклонений, характеризующееся совершением уголовно наказуемых деяний. Причиной этого выступает психологическая незрелость. В отличие от криминальных наклонностей, поступки делинквентного подростка продиктованы желанием похулиганить на фоне некорректного воспитания, непослушания и отрицания авторитетов.

Аддиктивный тип поведения является одной из форм деструкции. Такие люди ищут выхода из реалий собственной жизни путём искусственного изменения сознания или сосредоточением на какой-либо деятельности. Такие проявления свойственны людям с заниженной самооценкой, болезненно зависимым от чего-либо. Их характеризует склонность обвинять других, постоянная, часто ненужная, ложь.

Отклонения в характере чаще всего сформированы неправильным воспитанием , излишним потаканием детским капризам. Эти люди склонны к доминированию, не терпят возражений, упрямы и обидчивы, у них психология ребёнка, инфантилизм.

Психопатологический тип выходит за рамки нормы и должен корректироваться медицинскими специалистами. Одним из подвидов этого типа является склонность к саморазрушению: приём наркотиков и алкоголя, суицидальные наклонности.

Формы девиантного поведения подростков

Одним из отклонений является гиперкинетическое расстройство поведения . В отсутствие диагностированных психических патологий, это вариант нормы. Причины девиантного поведения это определённые особенности характера. Гиперкинетические расстройства проявляются как невнимательность, несобранность, повышенную активность, чрезмерную возбудимость. Такие дети не могут сосредоточиться и довести до конца начатое дело. Их характеризует неадекватная негативная самооценка, а также неумение держать дистанцию с людьми старшего возраста.

Некоторые случаи проявлений девиантного поведения ограничены семейным кругом. В этих случаях никак нельзя говорить о психопатических отклонениях, так как подросток третирует исключительно родных. Девиации заключаются в воровстве, жестокости по отношению к домашним, агрессивным поведением.

Следующими характеристиками девиантного поведения являются социализированное и несоциализированное расстройства . В первом случае подростки демонстрируют неприятие и агрессию в отношении старших, но проявляют общительность в коллективе сверстников, состоят в какой-либо группе. Группа может состоять как из асоциальных личностей, так из детей, не проявляющих признаков девиации. Таким подросткам свойственно расстройства поведения и психоэмоциональной сферы на фоне депрессивных состояний. Нарушения проявляются как сильное немотивированное беспокойство, страх за свою жизнь и здоровье, утрата интереса к жизни, навязчивые страхи, обречённость.

Несоциализированные поведенческие расстройства также проявляются агрессией и антисоциальными действиями . Однако такие дети в группах не состоят и, как правило, чувствуют себя одинокими и непонятыми либо намеренно разрушают имеющиеся связи, не желают поддерживать отношения. Такие дети демонстрируют жестокость, не признают авторитеты, не соглашаются со старшими. По отношению к ровесникам подросток проявляет драчливость, немотивированную агрессию и гнев, никого не слушает. Может проявлять склонность к деструкции, разрушению, физическому насилию.

Одной из форм девиации подростков является делинквентное поведение . Оно характеризуется поступками против правил, но не ограниченными законодательно. Это может быть издевательство над младшими, вандализм, мелкие кражи и угоны, вымогательство, мелкое хулиганство.

Отдельно нужно сказать о девиациях в сексуальной сфере подростка. В период полового созревания сексуальные желания уже есть, а что делать подростку никто не объяснил. Тогда и возникают отклонения в интимном поведении . Оно может выражаться нездоровым интересом к своим и чужим половым органам, вуайеризмом, эксгибиционизмом. Повзрослев, подросток перестаёт проявлять признаки отклонений в поведении.

В некоторых случаях дурные наклонности успевают перерасти в привычки, которые остаются у взрослого человека или переходят в патологическую форму. Одним из видов девиаций в половой сфере считаются подростковые однополые связи. Часто такое поведение продиктовано ситуацией или условиями, в которых находится подросток.

Коррекция признаков девиантного поведения находится в ведении специалистов психологии, так как педагогических методов недостаточно. Количество случаев девиации у подростков возрастает, и это повод задуматься. Сейчас в нашем обществе проявления девиантного поведения являются острой социальной проблемой. Родители часто не уделяют достаточно времени воспитанию детей, да и просто общению с ними. Педагоги всё больше относятся к подросткам и их проблемам формально.

Для борьбы с ростом случаев девиантного поведения профилактика должна проводиться в двух направлениях . Во-первых, в рамках общей профилактики необходимо вовлекать детей в социальные процессы, протекающие в учебных заведениях, формировать сознание принадлежности к коллективу, ответственность. Во-вторых, профилактика состоит в выявлении подростков, нуждающихся в индивидуальном подходе, анализе психологии и причин отклонений, ведении коррекционной работы с таким ребёнком.

Девиантное поведение подразделяют на две большие группы - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и, особенно, правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями.

По С.А. Беличевой можно представить следующую классификацию социальных отклонений в девиантном поведении :

Корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, мошенничество);

Агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбления, хулиганство, побои, убийство, изнасилования);

Социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от учебы, от работы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид) .

Как мы уже знаем, в настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция.

Девиации включают в себя различные формы отклоняющегося поведения - это тип поведения, выходящий за пределы индивидуальных вариаций, считающихся «нормальными», принятыми, допустимыми в обществе. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы, трудовой деятельности, систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм, ранняя наркотизация и связанные с нею асоциальные действия, антиобщественные действия сексуального характера, попытки суицида .

Деликвентное поведение характеризуется, как повторяющиеся асоциальные проступки подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Деликвентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Аддиктивное поведение - выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс употребления того или иного вещества (субстанции), изменяющего психологическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности, принимает так же размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли противодействию аддикции.

Антисоциальное поведение - основной чертой такого поведения является совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственное игнорирование законов и прав других людей.

Криминальное поведение - определяется, как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.

Суицидальное поведение - выражается в повышенном риске совершить самоубийство.

Конформистское поведение - характеризуется отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженностью к официальным точкам зрения, приспособленчеством, некритичным следованием указаниям лиц, обладающих властью.

Фанатическое поведение - выражается в слепой приверженности какой-либо идеи, доктрине, нетерпимости к любым другим взглядам, что может сопровождаться действиями насильственного характера; нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются, как враждебные или заслуживающие презрения.

Нарцистическое поведение - наиболее существенные особенности этого поведения - это концепция грандиозности, которая проявляется в фантазиях и действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания.

Аутистическое поведение - характеризуется затруднениями социальных контактов, оторванностью от действительности, погруженностью в сферу мечтаний.

Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Те, кто не сумел состояться в жизни.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Наркомания.

Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней .

Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков - жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер. Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в «любом месте». Большинство наркоманов отчетливо осознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки.

Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры - медицинские, правовые и др.

Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

Для многих стран мира, различающихся друг от друга по своему общественно - политическому устройству, этническому составу населения, уровню развития культуры, проблема самоубийства превратилась одну из медико - социальных проблем, требующих для своего решения разработки и реализации целого ряда мероприятий. Самоубийство находится в ряду первых причин смертности трудоспособного населения, покушение на самоубийство зачастую влечет за собой необратимые нарушения здоровья, инвализацию, оно приводит к временной или постоянной утрате трудоспособности. Экономический ущерб для страны складывается из потерь людских ресурсов - основной производительной силы общества, затрат на содержание суицидентов в больнице, выплаты больничных листов, пособий по инвалидности.

Причины суицида многообразны и коренятся не только в социально - экономической и нравственной организации общества, а, прежде всего в личностных деформациях субъекта и психотравмирующей обстановке, окружающей его. В нашей стране и за рубежом для предупреждения суицида созданы специальные суицидологические службы, «телефоны доверия», центры кризисной психотерапии .

Наличие неблагоприятного социального окружения - обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:

Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативности отношений;

Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношениям к успеваемости, фактора жизненных перспектив;

Взаимоотношения со сверстниками - общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).

Проституция.

Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставлять публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция не тождественна ни корыстным супружеским отношениям, ни внебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях. Проституция начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, развитием моногамии, появлением городов. Примечательно, что даже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая если не полезность, то, во всяком случае, неизбежность существования проституции .

Уровень проституции резко вырос с развитием капиталистических отношений, что вызвало серьезное общественное беспокойство. В последней трети ХIХ в. были разработаны методы регламентации (способы медико-полицейского надзора) с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной. И все же с начала 20-х годов ХХ в. происходит заметное сокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этой тенденции, по мнению исследователей, были улучшение экономического положения женщины, ее нравственная эмансипация. Большинство молодых людей перестали пользоваться услугами проституток, их клиентами остались преимущественно мужчины старших возрастных групп .

Результаты исследований стали публиковаться в открытой печати совсем недавно. Они показали, что по сравнению с 20-ми годами существенно изменилась социальная база проституции. В то время на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. Основная масса проституток рекрутировалась из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток - учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны, репрессии в принципе малоэффективны в борьбе с проституцией. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

Алкоголизм.

Алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементов социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов связано с пьянством. За 5 лет количество подростков, употребляющих алкоголь увеличилось в 7 раз.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий составляет большую сложность. Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшения потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение .

Выше перечисленные формы девиаций являются социальной патологией, они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

Видам преступления (уголовные, административные) и аморальных проступков (пьянство, проституция),

Уровню или масштабности отклонения (индивидуальное, массовое),

Внутренней структуре отклонения (принадлежность к группе, половозрастные особенности),

Ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид).

Также можно различать два идеальных типа отклонений :

1. Индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

2. Групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Таким образом, подводя итог характеристике различных видов девиантного поведения, надо особо подчеркнуть, что эти виды всего лишь определенное представление некоторого момента или стадии девиации и не смогут полностью отразить ее реальные характеристики, динамику; а также девиантное поведение всегда детерминируется многообразием причин, обстоятельств, которые в каждой конкретной ситуации глубоко индивидуальны и специфичны.

Подростковый период принято называть трудным. Люди часто используют понятие «трудный подросток». Молодые парни и девушки отличаются своим девиантным поведением, которого не скрывают. Каковы причины проявления всех признаков неконтролируемого поведения? Также рассмотрим формы, классификацию и профилактику такого поведения.

Подростковый возраст еще называют «переходным» (и не зря). Именно в этот период ребенок перестает безусловно слушаться родителей и начинает выражать свое мнение, отстаивать собственные интересы. Родителям трудно перестроиться и принять тот факт, что их ребенок повзрослел. Теперь ему нужно не указывать, а договариваться, учитывая, что его собственные мысли и идеи могут быть абсурдными и далекими от реальности.

Девиантное поведение, которое проявляется у подростков, можно назвать попыткой ребенка отстоять свою позицию. Поскольку дети являются более искренними в своих проявлениях, то и их поведение является эмоциональным и ярким. Они пока только пробуют собственные силы в полной мере, которые раньше подавлялись запретами родителей. Теперь они хотят раскрыть крылья и полететь, как взрослые. Естественно, что поначалу у них все будет получаться плохо.

Девиантное поведение часто носит разрушительный характер, когда подростки начинают употреблять наркотики, прогуливать уроки, драться с другими детьми и даже нарушать закон. Это тоже является способом проявления себя. Чем меньше родители могут справиться с собственным ребенком, тем больше становится очевидной необходимость обращения к психологу..

Что такое девиантное поведение?

Что такое девиантное поведение? Под ним понимается совершение поступков, которые противоречат нормам морали, этики и общепринятых законов. Когда человек совершает поступок, противоречащий устоям и стандартам, его стараются пресечь различными способами, например, лечением, изоляцией, исправлением или наказанием.

Девиантное поведение не считается болезнью, поскольку человек в любой момент может прекратить совершать плохие поступки. У него есть множество определений:

  • Девиантное поведение – угроза для физического и социального выживания человека в обществе или коллективе. Социология подразумевает нарушение усвоения человеком социальных норм и нравственных ценностей.
  • Девиантное поведение в медицине носит форму отклонения в морально-нравственном поведении, когда человек поступает или говорит на фоне нервно-психической патологии, пограничного состояния и психического здоровья.
  • Девиантное поведение в психологии является отклонением от общепринятых и нравственных норм, когда человек наносит ущерб себе, окружающим, общественному благополучию.

Социальная норма, на которую ориентируются люди при оценке поступков подростков и окружающих, является сводом правил и устоев, что делать допустимо. Все, что выходит за данные рамки, называется девиантным. Соответственно, можно различить:

  1. Положительную девиацию, когда человек разрушает общественные устои ради созидания, творчества, прогресса социума.
  2. Негативную девиацию, когда совершаются дезорганизующие, дисфункциональные поступки, разрушающие.

Девиантное поведение часто проявляется тогда, когда социально допустимые цели не соответствуют реальным возможностям. Человек вынужден прибегать к аморальным, незаконным, плохим поступкам, чтобы достичь своей цели. Ярким примером может стать желание достичь богатства. Поскольку не всем людям предоставляется работа, которая бы высоко оплачивалась, многие идут на различные девиантные поступки:

  • Совершают преступные действия, например, воруют деньги.
  • Работают в сфере интимных услуг.
  • Связываются с криминальными лицами и пр.

Другой яркой формой девиантного поведения является протест, непринятие, неповиновение общественным устоям. Человек открыто и демонстративно борется с тем, что принято в обществе.

Девиантное поведение является результатом нежелания или неумения человека и его требованиям. В некоторых ситуациях его можно назвать попыткой отыскать новые способы достижения счастливой жизни, где свобода и желания человека реализовываются.

Девиантное поведение подростков

Говоря о плохом поведении, часто упоминается поведение подростков, которые ярко проявляют все формы девиации. Невозможно говорить о том, что девиантное поведение является следствием одной причины. У каждой группы подростков имеются свои мотивы, которые побудили их действовать в противовес общественным устоям.

Современное общество отличается своей меркантильностью. Единственной ценностью являются деньги. Подростки ищут способы легкого их получения, отмечая, что учеба и труд являются слишком трудоемкими и неблагодарными. Это обусловлено экономическим положением в стране, а также теми денежными проблемами, которые ребенок наблюдает в своей семье. Желания подростка намного сильнее общественных запретов, поэтому здесь пробуются любые способы достижения целей.

Подростковое поведение продиктовано желаниями («Я хочу») и стремлением получить одобрение от важных людей. Авторитетами в данном случае являются друзья или люди, с которых подросток берет пример. В редких случаях авторитетами являются родители. Подросток желает жить в свое удовольствие, вот почему он позволяет себе совершать поступки, которые могут быть одобрены в его кругу друзей. Данная тенденция начинает снижаться после 18 лет.

Ребенку еще трудно не поддаваться чужому влиянию. Его проявления являются самыми яркими и искренними. Часто он идет против общественных правил, чтобы привлечь к себе внимание. Девиантное поведение подростков бывает:

  • Делинквентным противоправным.
  • Антисоциальным.
  • Антидисциплинарным.
  • Аутоагрессивным: нанесение себе вреда, мысли о самоубийстве.

Девиантное поведение продиктовано тремя факторами:

  1. Социальное окружение.
  2. Условия воспитания.
  3. Физическое развитие.

Подростки начинают тщательно осматривать свою внешность. Девушки стремятся быть стройными и грудастыми, а парни – высокими и накачанными. Если кто-то выбивается из норм, ему приходится другими способами доказывать свою важность для социума. Одни подростки уходят в «подполье», их называют белыми воронами. Другие начинают через девиантное поведение показывать свое превосходство: драться, совершать противоправные поступки, курить, пить алкоголь и пр.

Проблемой формирования девиантного поведения психологи считают то, что физически человек созревает быстрее, чем психологически. Он замечает, что становится взрослым, что происходит в момент полового созревания. При этом на уровне психики он продолжает оставаться ребенком.

Эмоциональная неустойчивость, отсутствие развитых психологических качеств взрослого человека, но наличие взрослого тела, готового к размножению и подверженного гормональным влияниям, — все способствует совершению поступков, которые будут порицаться обществом и родителями.

Признаки девиантного поведения

По каким признакам можно распознать девиантное поведение?

  • Оно отличается от общепринятого.
  • Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям.
  • Оно подвергается резкой и негативной оценке общества.
  • Оно несет ущерб либо себе, либо окружающим, либо социальному благополучию.
  • Оно приводит к постоянной смене друзей и конфликтам с людьми.
  • Оно приводит к неуспеваемости в школе, рассеянности внимания, неспособности довести дело до конца.
  • Оно развивает инфантильность. Человек не способен обеспечивать себя и отвечать за свою жизнь в целом.
  • Оно развивает страхи, фобии, депрессивные или нервные расстройства.
  • Оно провоцирует развитие низкой самооценки и комплексов.
  • Оно выражается в конфликтности и неспособности «держать удар». Частые уходы из дома.
  • Оно развивает многочисленные психологические защиты и импульсивное поведение.
  • Оно характеризуется психосоматическими болезнями.
  • Оно выражается агрессией и упрямством.
  • Оно выражается нетипичными и разрушительными интересами, наклонностями, хобби.

Положительным признаком девиантного поведения является проявление одаренности. Если социум не обеспечивает одаренного человека благоприятной средой, тогда у него развиваются нервные и психические расстройства, нарушение в физическом развитии, комплекс жертвы.

Яркими примерами девиантного поведения, направленного в ущерб себе, являются:

  1. Шрамирование или нанесение пирсинга, татуировок.
  2. Нанесение увечий.
  3. Уничтожение своего творчества.
  4. Нарушение питания.

Формы девиантного поведения

Следует понимать, что девиантное поведение не является статическим значением. Многое зависит от того общества, в котором подросток живет. Если в социуме приемлемым являются вымогательства или получение взяток, то на уровне общественном оно будет порицаться, но на уровне межличностном процветать. Типичными формами девиантного поведения являются:

  • Уголовная преступность.
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Азартные игры.
  • Проституция.
  • Самоубийство.
  • Психическое расстройство.

Р. Мертон выделяет 4 типа девиации:

  1. Инновация – достижение социальных целей не принятыми в обществе методами:
  • Финансовые пирамиды.
  • Проститутки.
  • Великие ученые.
  • Шантажисты.
  1. Ритуализм – отрицание общественных целей и чрезмерная абсурдность способов их достижения. Например, скрупулезные люди, которые по многу раз проверяют свою работу, забывая о конечной цели.
  2. Бунт – отрицание и целей, и способов их достижения, желание заменить их чем-нибудь новым. Это так называемые революционеры.
  3. Ретретизм – бегство от необходимости достигать целей. Например, бомжи, наркоманы, алкоголики.

Другими формами девиантного поведения подростков являются:

  • Гиперкинетическое расстройство – импульсивность, неспособность довести дело до конца, безрассудность, склонность к попаданию в несчастные случаи. Характеризуется отсутствием дистанции со взрослыми и низкой самооценкой.
  • Социализированное расстройство – построение плохих взаимоотношений с теми, у кого есть власть. Они проявляют агрессию в их отношении, при этом имеют подавленные качества: депрессия, потеря интересов, сильные страдания и пр.
  • Расстройство поведения, которое ограничивается семьей – агрессивное и антисоциальное поведение в отношениях с родственниками. Например, поджоги, воровство, жестокость.
  • Несоциализированное расстройство – недоверительное отношение абсолютно ко всем людям, желание отгородиться от них. , жестоким, драчливым, грубым. В редких случаях устанавливаются хорошие взаимоотношения, но в них отсутствует доверие.
  • Делинквентное нарушение – проявление поступков, которые нарушают правила или закон. Например, кражи, мошенничество, спекуляция.

Отдельно следует отметить половое девиантное поведение. Дети рано созревают, испытывая половое влечение. Те, кто достигает позднего полового развития, часто становятся объектами для издевательств. Могут раздевать догола, играть их половыми органами, требовать сношения с животными и т. д. Если со временем такое поведение не меняется, тогда оно превращается в привычку, которую отыгрывает человек уже во взрослом возрасте.

Причины девиантного поведения

Многие причины девиантного поведения кроются в семейных отношениях ребенка с родителями. Неполные семьи являются самыми распространенными факторами, которые формируют у подростков негативные качества. Когда одна мать (реже отец) занимается воспитанием ребенка, отыгрывается одна модель поведения. Ребенок не имеет разнообразия и целостной картины мира.

Не редкостью являются трудные подростки из полных семей. Здесь причины девиантного поведения кроются исключительно во взаимоотношениях родителей с детьми или между самими родителями. Внешне некоторые семьи могут выглядеть исключительно благополучными и счастливыми. Однако если в их семье вырастает ребенок, проявляющий девиантное поведение, тогда это указывает на то, что в отношениях между родственниками что-то не так.

Девиантное поведение может быть следствием плохого поведения самих родителей. Мама и папа сами проявляют антисоциальные повадки, поэтому ребенок за ними повторяет. Часто трудные подростки вырастают в конфликтных семьях, где родители и дети постоянно конфликтуют. Для них такое поведение уже становится нормальным.

Отдельное внимание следует уделить «алкогольной» семье. Если родители пьют или в семье есть хронический алкоголик, это будет негативно сказываться на развитии ребенка.

Девиантное поведение является зачастую результатом различных психологических проблем, которые развиваются в ребенке в результате воспитания или обстановки в семье:

  • Страхи.
  • Комплексы.
  • Недостаточный надзор.
  • Невыраженная агрессия.
  • Мечтательность и фантазерство.

Не следует исключать девиантное поведение, которое спровоцировано различными психическими расстройствами у самого ребенка либо у кого-то из его близких. В первом случае подросток может не до конца оценивать правильность собственного поведения. Во втором случае подросток испытывает некоторое давление извне, что заставляет его убегать от неприятностей.

Классификация девиантного поведения

Разные типы девиантного поведения разделены на 3 классификации:

  1. Криминогенный уровень – совершение уголовно-наказуемых поступков:
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Преступность.
  • Самоубийство.
  1. Докриминогенный уровень – не представляют опасности для общества:
  • Мелкие проступки.
  • Употребление токсических, алкогольных, наркотических веществ.
  • Нарушение норм морали.
  • Уклонение от общественной деятельности.
  • Нарушение поведения в общественных местах.
  1. Преддевиантный синдром – факторы, развивающие устойчивое девиантное поведение:
  • Агрессивное поведение.
  • Аффективное поведение.
  • Антисоциальные формы поведения.
  • Негативное отношение к учебе.
  • Низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Психологи отмечают, что профилактика девиантного поведения намного лучше, чем необходимость лечить или устранять такие проявления подростков. Однако профилактику достаточно трудно провести, поскольку речь идет обо всем социальном устройстве.

Многое начинается с семьи. Если родители конфликтуют, ущемляют права и свободу ребенка, курят, пьют или употребляют наркотики, являются преступниками или совершают асоциальные поступки, то непременно у ребенка разовьются подобные проявления. Не стоит удивляться, что в неблагополучной семье растет трудный подросток. Чем сложнее ситуация в семье, тем труднее становится ребенок.

На уровне общественном существует множество проблем, которые не помогают отдельному индивиду вырасти социально адаптированным и психически здоровым. Активно процветает бродяжничество (нищета), алкоголизм и наркомания. В стране с упадническим экономическим уровнем просто невозможно обойтись без преступных действий. Сначала ребенок все это видит, потом сам доходит до мысли о том, чтобы попробовать такие формы поведения, которые в обществе порицаются, но помогают достичь душевного равновесия в условиях неблагополучной обстановки в стране.

Родители, воспитатели и учителя являются теми проводниками, которые должны развивать в ребенке положительные и нравственные качества. Однако не стоит забывать о том, что:

  1. Сами эти проводники являются людьми, которые могут обладать негативными качествами характера.
  2. Сами эти проводники могут формировать ситуации, из которых детям невозможно выйти благими поступками.

Следует понимать, что ребенок исходит из благого намерения сделать себе хорошо, сохранить свое здоровье и психическое равновесие. Если он пребывает в ситуации или обстановке, от которой следует убегать, тогда он будет искать различные способы достижения цели. Если только асоциальными и аморальными поступками ему удается сделать себя счастливым, тогда это станет его моделью поведения. А обстановка или ситуация зачастую формируется родителями, воспитателями и учителями в детском возрасте и обществом, страной – во взрослом.

Прогноз

Говорить о том, что можно воспитать здоровое общество не приходится, поскольку данный аспект затрагивает все уровни и сферы жизни людей. Прогноз становится неутешительным, поскольку ни один ребенок не сможет вырасти здоровым и благополучным. Даже если родители создадут идеальные условия для его проживания, не следует забывать о том, что социальный мир покажет другую сторону медали, и ребенок будет вынужден учиться вести себя по-другому, а не так, как дома.

Девиантное поведение нельзя назвать исключительно негативным явлением. Многое зависит от поступков, которые человек совершает, от целей, которые достигает, и мотивов, которыми руководствуется. Девиантное поведение – скорее чужое мнение на счет того, как себя ведет человек. Не сам человек оценивает свои поступки, а окружающие. Говорить о том, насколько его поступки неоправданны и плохи, абсурдно, поскольку все исходят исключительно из собственных интересов и пожеланий.

Игнорировать и оставлять без внимания девиантное поведение подростков также не следует. Итог может быть неприятным, поскольку девиантное поведение вскоре переходит в привычку, которая может жестко наказываться обществом. Ребенку следует помочь в исправлении собственного поведения. Если родители не могут сами справиться с проблемой, тогда следует воспользоваться услугами психолога.