Примеры композиционных приемов. Приемы композиции. Усиление и противопоставление

Существуют формальные и в то же время реальные приемы композиции и соответствующие им средства, которыми художник пользуется в процессе создания произведения.

  1. Группировка

Этот прием является самым распространенным и, в сущности, самым первым действием при составлении композиции. Сосредоточие элементов в одном месте и последовательное разрежение в другом, выделение композиционного центра, равновесие или динамическая неустойчивость, статическая неподвижность или стремление к движению - все по силам группировке. Любая картина прежде всего содержит элементы, так или иначе взаиморасположенные относительно друг друга.

Группировка вовлекает в композицию и пробелы, то есть расстояния между элементами. Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и освещенные части изображения, теплые и холодные цвета, размеры фигур, текстуру и фактуру - словом, все, что зрительно отличается одно от другого.

  1. Наложение и врезка

По композиционному действию это группировка, перешагнувшая границы фигур. Размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрытие силуэтов являются моделью композиционной схемы картины при передаче ближних, средних и дальних планов, линейной и воздушной перспективы. Особенно эффектно этот прием выглядит тогда, когда одновременно используется изменение цвета, контраста и масштаба с удалением планов.

  1. Членение

В скульптуре есть два практических метода работы. По первому методу глина частями накладывается на каркас и постепенно наращивается до нужной формы. По второму методу берется приблизительно общая масса фигуры и затем убирается вся лишняя глина, форма как бы освобождается от ненужных масс. Нечто подобное происходит и при рождении композиции. Группировка и наложение аналогичны первому методу скульптора, а членение напоминает второй метод, то есть прием членения извлекает детальную композиционную структуру из большой монотонной поверхности.

Членение - вторичный прием, он, в общем-то, является обратной стороной группировки и имеет дело с уже имеющейся композиционной основой, давая произведению ритмическую выразительность. Типичный пример построения композиции с помощью членения - живописные полотна Филонова. В них каждый фигуративный элемент композиции разбивается на ряд цветовых пятен, что придает работе особое своеобразие, и с точки зрения композиции картина воспринимается прежде всего как совокупность этих ячеек цвета, а уж потом - как изображение фигур и предметов. Прием членения широко применяется в архитектуре от античных ордеров и готических храмов до конструктивизма двадцатого века.


Независимо от конкретных художественных задач, жанров, манер, образов, нравственных посылок, художник при создании композиции использует всего несколько формальных приемов. Бесконечно широкий диапазон конкретных результатов обеспечивают те средства , те инструменты композиции, которые, оставаясь формальными, являются уже носителями эстетических категорий, отвечают нашему чувственному восприятию мира. Это и ритм, и контраст, и цвет, и чувство пропорции, и другие проявления нашего осознания порядка в природе.

    Формат

В подавляющем большинстве картины прямоугольны. Отсюда вытекают три возможных формата - вертикальный, горизонтальный, квадратный. Такие формы композиций, как центровая, скорее всего потребуют квадратного поля, линейно-ленточная - активно вытянутого формата, фронтально-плоскостная в зависимости от конкретной задачи может вписаться в любой формат. Формат, если он задан заранее, непосредственно становится одним из средств композиции, потому что соотношение сторон и абсолютный размер листа сразу определяют возможные формы композиции, степень ее детализации, дают как бы зародыш композиционной идеи. Кроме прямоугольного, формат может быть овальным, круглым, многоугольным и вообще любым, в зависимости от этого меняются и композиционные задачи.

Прежде чем приступить к анализу более глубоких слоев композиции, нам нужно познакомиться с основными композиционными приемами. Их немного; базовых всœего четыре: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Повтор - один из самых простых и в то же время самых действенных приемов композиции. Он позволяет легко и естественно ʼʼзакруглитьʼʼ произведение, придать ему композиционную стройность. Особенно эффектной выглядит так называемая кольцевая композиция, когда устанавливается композиционная перекличка между началом и концом произведения; такая композиция часто несет в себе особый художественный смысл. Классическим примером использования кольцевой композиции для выражения содержания может служить миниатюра Блока ʼʼНочь, улица, фонарь, аптека…ʼʼ:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века,

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала,

И повторится всœе, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Здесь замкнутый круг жизни, возврат к уже пройденному как бы физически воплощается в композиции стихотворения, в композиционном тождестве начала и конца.

Часто повторяющаяся деталь или образ становится лейтмотивом всœего произведения, как, к примеру, образ грозы в одноименном произведении Островского, образ воскресения Лазаря в ʼʼПреступлении и наказанииʼʼ Достоевского, строчки ʼʼДа, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племяʼʼ в ʼʼБородинœеʼʼ Лермонтова. Разновидностью повтора является рефрен в стихотворных произведениях: к примеру, повтор строчки ʼʼНо где же прошлогодний снег?ʼʼ в балладе Ф. Вийона ʼʼДамы былых временʼʼ.

Близким к повтору приемом является усиление. Этот прием применяется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта͵ когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей. Так, по принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома Собакевича в ʼʼМертвых душахʼʼ Гоголя: всякая новая деталь усиливает предыдущую: ʼʼвсœе было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелœепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - всœе было самого тяжелого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "и я тоже Собакевич!" или ʼʼи я тоже очень похож на Собакевича!"ʼʼ.

По тому же принципу усиления действует подбор художественных образов в рассказе Чехова ʼʼЧеловек в футляреʼʼ: ʼʼОн был замечателœен тем, что всœегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всœе время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верхʼʼ.

Противоположным повтору и усилению приемом является противопоставление. Из самого названия ясно, что данный композиционный прием основан на антитезе контрастных образов; к примеру, в стихотворении Лермонтова ʼʼСмерть поэтаʼʼ: ʼʼИ вы не смоете всœей вашей черной кровью Поэта праведную кровьʼʼ. Здесь подчеркнутые эпитеты образуют композиционно значимое противопоставление. В более широком смысле противопоставлением принято называть всякое противоположение образов: к примеру, Онегин и Ленский, Базаров и Павел Петрович, образы бури и покоя в стихотворении Лермонтова ʼʼПарусʼʼ и т. п. Противопоставление - очень сильный и выразительный художественный прием, на который всœегда нужно обращать внимание при анализе композиции.

Контаминация, объединœение приемов повтора и противопоставления, дает особый композиционный эффект: так называемую зеркальную композицию. Как правило, при зеркальной композиции начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. Классическим примером зеркальной композиции может служить роман Пушкина ʼʼЕвгений Онегинʼʼ. В нем в развязке как бы повторяется завязка, только с переменой положений: в начале Татьяна влюблена в Онегина, пишет ему письмо и выслушивает его холодную отповедь, в конце - всœе наоборот: влюбленный Онегин пишет письмо и выслушивает отповедь Татьяны. Прием зеркальной композиции - один из сильных и выигрышных приемов; его анализу требуется уделить достаточно внимания.

Последний композиционный прием - монтаж, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их сосœедства. Так, к примеру, в рассказе Чехова ʼʼИонычʼʼ описание ʼʼхудожественного салонаʼʼ Веры Иосифовны сосœедствует с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука. Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался воспроизвести в рассказе Чехов.

Все композиционные приемы могут выполнять в композиции произведения две функции, несколько отличающиеся друг от друга: они могут организовывать либо отдельный небольшой фрагмент текста (на микроуровне), либо весь текст (на макроуровне), становясь в последнем случае принципом композиции. Выше мы рассматривали, как организует повтор композицию всœего произведения; приведем пример, когда повтор организует строение небольшого фрагмента:

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Лермонтов. Родина

Наиболее распространенным приемом организации микроструктур стихотворного текста является звуковой повтор в конце стихотворных строк - рифма.

То же самое можно наблюдать, к примеру, и в использовании приема усиления: в приведенных выше примерах из Гоголя и Чехова он организует отдельный фрагмент текста͵ а, скажем, в стихотворении Пушкина ʼʼПророкʼʼ становится общим принципом композиции всœего художественного целого (кстати, это очень ярко проявляется в исполнении Ф.И. Шаляпиным романса П. Римского-Корсакова на стихи Пушкина).

Точно так же монтаж может становиться композиционным принципом организации всœего произведения - это можно наблюдать, к примеру, и ʼʼБорисе Годуновеʼʼ Пушкина, ʼʼМастере и Маргаритеʼʼ Булгакова и т. п.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в дальнейшем мы будем различать повтор, противопоставление, усиление и монтаж как собственно композиционный прием и как принцип композиции.

Таковы основные композиционные приемы, с помощью которых строится композиция в любом произведении. Перейдем теперь к рассмотрению тех уровней, на которых в конкретном произведении реализуются композиционные эффекты. Как уже говорилось, композиция охватывает собой всю художественную форму произведения и организует ее, действуя, таким образом, на всœех уровнях. Первый уровень, который мы рассмотрим, - уровень образной системы.

Прежде чем приступить к анализу более глубоких слоев композиции, нам надо познакомиться с основными композиционными приемами. Их немного; основных всего четыре: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Повтор - один из самых простых и в то же время самых действенных приемов композиции. Он позволяет легко и естественно «закруглить» произведение, придать ему композиционную стройность. Особенно эффектной выглядит так называемая кольцевая композиция, когда устанавливается композиционная перекличка между началом и концом произведения; такая композиция часто несет в себе особый художественный смысл. Классическим примером использования кольцевой композиции для выражения содержания может служить миниатюра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века,

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Здесь замкнутый круг жизни, возврат к уже пройденному как бы физически воплощается в композиции стихотворения, в композиционном тождестве начала и конца.

Часто повторяющаяся деталь или образ становится лейтмотивом всего произведения, как, например, образ грозы в одноименном произведении Островского, образ воскресения Лазаря в «Преступлении и наказании» Достоевского, строчки «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя» в «Бородине» Лермонтова. Разновидностью повтора является рефрен в стихотворных произведениях: например, повтор строчки «Но где же прошлогодний снег?» в балладе Ф. Вийона «Дамы былых времен».

Близким к повтору приемом является усиление. Этот прием применяется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта, когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей. Так, по принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома Собакевича в «Мертвых душах» Гоголя: всякая новая деталь усиливает предыдущую: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "и я тоже Собакевич!" или «и я тоже очень похож на Собакевича!"».

По тому же принципу усиления действует подбор художественных образов в рассказе Чехова «Человек в футляре»: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».



Противоположным повтору и усилению приемом является противопоставление. Из самого названия ясно, что этот композиционный прием основан на антитезе контрастных образов; например, в стихотворении Лермонтова «Смерть поэта»: «И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь». Здесь подчеркнутые эпитеты образуют композиционно значимое противопоставление. В более широком смысле противопоставлением называется всякое противоположение образов: например, Онегин и Ленский, Базаров и Павел Петрович, образы бури и покоя в стихотворении Лермонтова «Парус» и т. п. Противопоставление - очень сильный и выразительный художественный прием, на который всегда надо обращать внимание при анализе композиции.

Контаминация, объединение приемов повтора и противопоставления, дает особый композиционный эффект: так называемую зеркальную композицию. Как правило, при зеркальной композиции начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. Классическим примером зеркальной композиции может служить роман Пушкина «Евгений Онегин». В нем в развязке как бы повторяется завязка, только с переменой положений: в начале Татьяна влюблена в Онегина, пишет ему письмо и выслушивает его холодную отповедь, в конце - все наоборот: влюбленный Онегин пишет письмо и выслушивает отповедь Татьяны. Прием зеркальной композиции - один из сильных и выигрышных приемов; его анализу требуется уделить достаточно внимания.

Последний композиционный прием - монтаж, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» описание «художественного салона» Веры Иосифовны соседствует с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука. Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался воспроизвести в рассказе Чехов.

Все композиционные приемы могут выполнять в композиции произведения две функции, несколько отличающиеся друг от друга: они могут организовывать либо отдельный небольшой фрагмент текста (на микроуровне), либо весь текст (на макроуровне), становясь в последнем случае принципом композиции. Выше мы рассматривали, как организует повтор композицию всего произведения; приведем пример, когда повтор организует строение небольшого фрагмента:

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Лермонтов. Родина

Наиболее распространенным приемом организации микроструктур стихотворного текста является звуковой повтор в конце стихотворных строк - рифма.

То же самое можно наблюдать, например, и в использовании приема усиления: в приведенных выше примерах из Гоголя и Чехова он организует отдельный фрагмент текста, а, скажем, в стихотворении Пушкина «Пророк» становится общим принципом композиции всего художественного целого (кстати, это очень ярко проявляется в исполнении Ф.И. Шаляпиным романса П. Римского-Корсакова на стихи Пушкина).

Точно так же монтаж может становиться композиционным принципом организации всего произведения - это можно наблюдать, например, и «Борисе Годунове» Пушкина, «Мастере и Маргарите» Булгакова и т. п.

Таким образом, в дальнейшем мы будем различать повтор, противопоставление, усиление и монтаж как собственно композиционный прием и как принцип композиции.

Таковы основные композиционные приемы, с помощью которых строится композиция в любом произведении. Перейдем теперь к рассмотрению тех уровней, на которых в конкретном произведении реализуются композиционные эффекты. Как уже говорилось, композиция охватывает собой всю художественную форму произведения и организует ее, действуя, таким образом, на всех уровнях. Первый уровень, который мы рассмотрим, - уровень образной системы.

Слово "композиция" впервые встречается в школе, в дальнейшем оно становится термином, потом понятием, постепенно расширяясь до ключевого в любого плана осмыслении литературного произведения. Есть разнообразные способы и формы художественного изображения действительности, и как одна из главных формообразующих единиц рассматривается композиционный прием.

Составление

"Композиция" с латыни переводится именно так. Или "сочинение". Именно это явление даёт читателю целостное повествование и вообще любой текст. Как трактовать композиционный прием, помогающий расположить все части текста в правильном порядке, который обусловлен сугубо содержанием данного произведения? Конечно же, композиция - не просто цепочка сцен и эпизодов, в составлении частей текста присутствует гораздо более изощрённая творческая работа.

Итак, один из способов свести все элементы в композицию - составление единого целого повествования из описаний, монологов, диалогов, образной системы, вставных рассказов, авторских отступлений, характеристик героев, сюжета повествования и его фабулы, пейзажей и портретов. Это будет первый композиционный прием.

Взгляды в прошлое и будущее

Ретроспекция уводит читателя назад во времени, где автор погружает его в события, случившиеся с героем насколько угодно давно, и таким образом проясняется первопричина происходящего в настоящем. Композиционный прием ретроспекции применяется авторами очень широко и часто как в прозе, так и в поэзии.

Очень действенно создаётся интрига, когда автор чередует главы, отдавая их по очереди нескольким героям, или событиям, или местностям. Причём заканчивается каждая глава незавершённой и интригующей сценой. Огромный стимул появляется у читателя быстрее листать дальше. Такие композиционные приемы в литературе называются разрывами. Кроме того, сама композиция может быть выстроена тематически, зеркально, по кольцу или в обратном порядке событий.

Четыре приёма

Композиция любого настоящего произведения непременно многослойна, у каждого из них присутствует "двойное" и даже "тройное дно", "подводные течения" и даже водовороты. Каким образом автор добивается такой многозначности? Конечно же, используя разнообразные композиционные приемы в литературе. Их невероятное множество. Главных - четыре: монтаж, противопоставление, усиление и повтор.

Повтор - из простых и чрезвычайно действенных, он вливает в обычные слова неожиданный контекст, придаёт стройность звучанию, помогает обозначить главное. Здесь наиболее уместен известный всем пример стихотворения Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека...", где основные композиционные приемы - повтор и усиление - показывают закольцованность круга жизни и постоянный возврат к пройденному. Так же и в прозе - какая-то повторяющаяся деталь или определённый образ выводятся в лейтмотивы произведения, которое пронизывается ими и тем обретает цельность. Например, воскресение Лазаря у Достоевского ("Преступление и наказание") или образ грозы у Островского.

Усиление и противопоставление

Усиление как приём близко к повтору, но здесь больше эффекта в художественной передаче явления или события, поскольку подбираются детали или образы, схожие с первым, которые с каждым новым выходом усиливают эмоциональное напряжение читателя и быстро наполняют изображаемую картину всё новыми деталями и зримыми образами. Особенно хорош в этом приёме Гоголь (описание дома Собакевича или Плюшкина). У Чехова этот приём используется в рассказе "Человек в футляре".

Противоположный приём не менее хорош и эффективен. Противопоставление, иначе - антитеза, применение контрастных образов. С огромной силой проявляются данные композиционные приемы в стихотворениях. Вспомним Лермонтова, где чёрная кровь надменных потомков проливается рядом с поэта праведной кровью, как вздрагивает сама глубина каждого читательского сердца от таких противопоставлений. А композиционно противопоставление присутствует практически всюду, без него не обойтись: буря и покой ("Парус" Лермонтова), Онегин и Ленский. Без контраста не состоится ни одно произведение, хоть стихи, хоть проза, приём и выразителен.

Контаминация и монтаж

Это объединение двух приёмов - противопоставления и повтора. получается особо сильный эффект - зеркальная композиция. Контаминация в переводе означает смешение, так легче запомнить, как называется композиционный прием, объединяющий величины полярно разные. При зеркальной композиции повтор получается почти буквально точным, но с обратным значением. Вспомним: сцена Татьяны и Онегина с отповедью Татьяне в начале и сцена Онегина и Татьяны с отповедью Онегину - в конце романа. Зеркальная композиция - весьма выигрышное и сильное средство.

Монтаж - приём более сложный, изощрённо выискиваемый, но бьющий наповал. При чтении, однако, это ощущается как озарение, хотя наверняка автор очень долго думал, какой композиционный прием выбрать, собирал пазлы, переставляя два разных образа рядом так, чтобы от их соседства родился третий, новый смысл. Например, Павел Петрович, аристократ, у которого на столе стоит серебряная пепельница в виде лаптя. Серебряный. Лапоть. Мы теперь всё знаем об аристократе Павле Петровиче посредством оксюморона, составленного Тургеневым, который виртуозно использовал композиционные средства.

Приемы и их уровни

Все используемые приёмы выполняют одну из двух отличающихся друг от друга функций. Композиционный приём организовывает либо отдельный фрагмент текста - микроуровень, либо весь текст как принцип композиции - макроуровень. Повтор в отдельной части стихотворного текста часто пользуется такими тропами, как анафора (единоначалие) и рифма (звуковой повтор в окончаниях стихов).

Приём усиления в прозе чаще всего бывает уместен на микроуровне, в описаниях предмета или явления, а в стихотворении это прекрасный способ для создания общего единства композиции. Как пример можно вспомнить стихотворение Пушкина "Пророк" (а Римский-Корсаков настолько хорошо написал музыку к нему, что приём усиления можно, кажется, даже пощупать). Монтаж тоже иногда становится на макроуровень и организует композицию всего произведения, даже весьма объёмного, как, например, у Пушкина ("Борис Годунов") или у Булгакова ("Мастер и Маргарита").

Композиционные приёмы и эффекты

Монтаж и усиление, противопоставление и повтор - любой из основных композиционных приёмов, да и не только основных, может расширить своё значение до принципа построения композиции. Но в основе каждого такого принципа лежит прежде всего эффект. Иначе зачем весь сыр-бор с композиционными приёмами, если можно пересказать информацию по принципу телефонного справочника.

Какие композиционные хитрости добавят произведению эффект? Например, если действие начнётся не с начала событий, а наоборот - с конца, постепенно выстраивая в следующих эпизодах ход времени и разъясняя причины происшедших событий. Это так называемая обратная композиция, очень интересный приём ("Что делать?" Чернышевского). А если используется повтор строф, словно обрамляющих стихотворение, или описание, которое проходит в начале и конце произведения, кольцом замыкая композицию, этот приём так и будет называться - кольцевая композиция или композиция обрамления. Используется очень часто и в стихах, и в прозе.

Художественный образ

Великолепный организатор композиции. Гоголь, например, провёл красной нитью через всю поэму "Мёртвые души" образ дороги, который послужил чёткой схемой всего повествования: дорога в город NN, оттуда дорога в Маниловку, дорога к Коробочке, дорога к трактиру с находящимся там Ноздрёвым, дорога к Ноздрёву, дорога дальше - от дома к дому. И заканчивает Гоголь тоже дорогой. Значит, это и есть структурообразующий элемент.

Также автор может сделать организующим элементом экспозицию, как, например, Пушкин в романе "Евгений Онегин", где ею является вся первая глава. Композиционным приёмом является и симметрия эпизодов, образов, слов, а также явлений, главок, сцен - чего угодно, и этот принцип построения композиции тоже весьма популярен до сих пор. О контаминации и композиционном разрыве уже было сказано, добавить можно лишь то, что чаще всего последними пользуются авторы детективов и авантюрных романов для усиления интриги.

Тематика

Это тоже вполне композиционный приём, когда автор наиболее ярко высветляет отношения между главными героями произведения или его центральными образами. Такой способ предпочитают поэты-лирики.

Последовательность повествования, логическое рассуждение, которое развивается от мысли к мысли, приводя к финальному выводу, как, например, во многих стихотворениях Пушкина, Тютчева, Маяковского, так и называется композицией последовательной, где последовательность - приём.

    Приём рамки (или «рассказ в рассказе»).

    Приём кольца.

    Приём вставки.

    Приём предварения.

    Приём отступления.

    Приём ретроспекции.

Приём рамки (или «рассказ в рассказе») весьма распространён в сюжетосложении. Основная сюжетная линия заключена как бы в «Рамку» воспоминания, спора, развлечения анекдотами, урока и т.д. Герой при таком композиционном приёмерассказывает историю, происходившую с ним в прошлом или, напротив, фантазирует, прогнозируя будущее. В хронологическом отношении такой сюжет непоследователен. Время самого рассказа не соответствует времени, о котором повествует рассказчик.

Приём очень распространён: Л.Н. Толстой «После бала», А.Н. Некрасов «Железная дорога», А.П. Чехов Трилогия «О любви», Боккаччо «Декамерон» и т.д.

Приём кольца . Напоминает приём рамки, но существенно отличается от него.При этом приёме последний эпизод композиционно повторяет первый . Герои оказываются в тех же обстоятельствах, в том же окружении, их одолевают схожие проблемы. Они как бы ходят «по кольцу». Но нельзя упускать из вида, что смысловая нагрузка последнего эпизода в силу развития сюжета уже иная, нежели у первого. Повторяются внешние признаки, внутренне многое меняется. Приёмом кольца пользуются сюжеты-сны (Кальдерон «Жизнь есть сон»), сюжеты-побеги (Лермонтов «Мцыри»). Этим приёмом пользовался Вампилов (пьесы «прощание в июне», «Старший сын», «Дом окнами в поле»).

Приём вставки элементарен.По ходу развития сюжета «вставляются», на первый взгляд, не связанные с основной коллизией сказки, мифы, истории, басни и т.д. Самый известный приём вставки встречаем в гоголевских «Мёртвых душах»: это «Повесть о капитане Копейкине». Вставками широко пользуется в своих романах Чингиз Айтматов. Вставку можно изъять из текста, это мало повлияет на фабулу (цепь событий), но принципиально обеднит сюжет в целом.

Приём предварения распространён в психологических и мистико-религиозных произведениях.Один из эпизодов (часто сон, гадание, предчувствие, случайная встреча, видения) оказываются пророческими и предваряют грядущие события. Таков эпизод железнодорожной аварии, наблюдаемой при приезде в Москву Анной Карениной; сон Татьяны в «Евгении Онегине», сон Раскольникова в «Преступлении и наказании». Такие предваряющие эпизоды, сцены, иногда просто образы (несдающийся репей в «Хаджи - Мурате Л. Толстого) находят своё точно композиционное место в развитии основной сюжетной линии.

Приём отступления (лирического, публицистического, научного, философского) хорошо известен по «Евгению Онегину» А.С. Пушкина и «Дон Жуану» Дж. Байрона, «Молодой гвардии» А. Фадеева и «Пушкинскому дому» А. Битова.Всякого рода отступления позволяют автору полнее высказать самого себя, прокомментировать сюжет с различных точек зрения, просто «поболтать» с читателем. Отступления чаще всего обогащают сюжет, придавая ему характер энциклопедичности.

Приём ретроспекции приём хронометрического возврата, поворота сюжета к прошлому. По ходу действия герой может ретроспективно вспоминать что-либо. Ретроспекция характерна для детективных сюжетов. Приём этот известен с времён фольклора: он часто встречается в русских былинах, сказках. В современной литературе к нему не раз прибегал Юрий Бондарев («Берег», «Выбор», «Игра»).