Принципы периодизации. основные особенности и значение классической литературы «золотого века. Периодизация мировой литературы Серебряный век русской литературы

Историко-литературный процесс - совокупность общезначимых изменений в литературе. Ли­тература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми худо­жественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие « историко-литературный процесс ». Развитие литературного процесса определяется следующими ху­дожественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы - очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературно­го процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс - это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974.

Литературное направление - устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы целостный и органически связанный круг основных особенностей литературного творчества, выражающийся как в характере отбора явлений действительности, так и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.

Литература. 8 класс: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. - М.: Дрофа, 2000.

Литературное направление - конкретно-историческое проявление продуктивного творческого метода внутри художественной системы, а также произведения, созданные на основе одного непродуктивного творческого метода. Творческий метод - основные художественные принципы оценки, отбора и воспроизведения действительности в произведении.

Историко-литературный процесс - совокупность общезначимых изменений в литературе. Ли­тература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми худо­жественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие «историко-литературный процесс ». Развитие литературного процесса определяется следующими ху­дожественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы - очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературно­го процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.
Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых лрежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология л т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс
- это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.


Литературные направления и течения:
классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

В современном литературоведении термины «направление» и «течение» могут трактоваться по-разному. Иногда они употребляются как синонимы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм называют как течениями, так и направлениями), а иногда течение отож­дествляется с литературной школой или группировкой, а направление - с художественным мето­дом или стилем (в этом случае направление вбирает в себя два или больше течений).

Как правило, литературным направлением называют группу писателей, сходных по типу ху­дожественного мышления. О существовании литературного направления можно говорить в том случае, если писатели осознают теоретические основы своей художественной деятельности, про­пагандируют их в манифестах, программных выступлениях, статьях. Так, первой программной статьей русских футуристов стал манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором были заявлены основные эстетические принципы нового направления.

В определенных обстоятельствах в рамках одного литературного направления могут образовы­ваться группы писателей, особенно близких друг другу по своим эстетическим взглядам. Такие группы, образующиеся внутри какого-либо направления, принято называть литературным тече­нием. Например, в рамках такого литературного направления, как символизм, можно выделить два течения: «старшие» символисты и «младшие» символисты (по другой классификации - три: декаденты, «старшие» символисты, «младшие» символисты).


Классицизм
(от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII ве­ка. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сю­жеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образ­ца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений ис­кусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения луч­ших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведе­ния на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все ха­рактеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту ха­рактера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (напри­мер, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпи­ческая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изобра­жались «образцовые» герои - монархи, полководцы, которые могли служить примером для по­дражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблю­даться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая дра­матургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения не должно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить» . Итак, характерные черты литературного классицизма:

  • чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких - трагические и возвышенные);
  • чистота языка (в высоких жанрах - высокая лексика, в низких - просторечная);
  • строгое деление героев на положительных и отрицательных , при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;
  • соблюдение правила «трех единств» ;
  • утверждение положительных ценностей и государственного идеала .
Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство - а не человек - бы­ло объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просве­щенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества. Русские классицисты, во­одушевленные петровскими реформами, верили в возможность дальнейшего совершенствования общества, которое представлялось им разумно устроенным организмом. Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки». Так же рационалистично классицисты относились и к природе человека. Они полагали, что при­рода человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию.


Сентиментализм
(от английского sentimental - чувствительный, от французского sentiment - чувство) - литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену клас­сицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда - интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).

В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а че­ловека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов - мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Неслучайно они утверждали превосходство «природного», «естественно­го» человека, то есть живущего в гармонии с природой.

Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов инте­ресуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные - рас­четливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими - пред­ставители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства).

Одно из основных открытий сентиментализма - индивидуализация героя и изображение бога­того душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах. Новое содержание потребовало новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.

В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители - Радищев и Ка­рамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нрав­ственное превосходство первого.

Романтизм - художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе. Предпосылками возникновения были кризис рацио­нализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм), Великая Французская революция, немецкая классическая философия.

Появление этого литературного направления, как, впрочем, и любого другого, неразрывно связа­но с социально-историческими событиями того времени. Начнем с предпосылок формирования ро­мантизма в западноевропейских литературах. Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе оказала Великая Французская революция 1789-1799 годов и связанная с ней переоценка просветительской идеологии. Как известно, XVIII век во Франции прошел под знаком Просвещения. В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провоз­глашали идею естественного (природного) равенства всех людей. Именно эти просветительские идеи и вдохновляли французских революционеров, лозунгом которых были слова: «Свобода, равенство и братство». Результатом революции стало установление буржуазной республики. В итоге в выиг­рыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству), остальные же остались «у разбитого корыта». Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и брат­ство. Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции, глубокая неудовлетво­ренность окружающей действительностью, что и стало предпосылкой для возникновения романтиз­ма. Потому что в основе романтизма лежит принцип неудовлетворенности существующим порядком вещей. Затем последовало возникновение теории романтизма в Германии.

Как известно, западноевропейская культура, в частности французская, оказывала огромное влияние на русскую. Эта тенденция сохранилась и в XIX веке, поэтому Великая Французская революция потрясла и Россию. Но, кроме того, существуют и собственно российские предпосыл­ки возникновения русского романтизма. В первую очередь это Отечественная война 1812 года, со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Между тем, как до войны, так и после нее основная масса народа, крестьяне, по-прежнему оставались крепостными, по сути, рабами. То, что и раньше воспринималось прогрессивными людьми того времени как несправед­ливость, теперь стало казаться вопиющей несправедливостью, противоречащей всякой логике и нравственности. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Так возникла почва для появления романтизма.

Термин «романтизм» применительно к литературному направлению является случайным и не­точным. В связи с этим с самого начала своего возникновения он осмыслялся по-разному: одни по­лагали, что он происходит от слова «роман», другие - от рыцарской поэзии, созданной в странах, говорящих на романских языках. Впервые слово «романтизм» как наименование литературного направления стало употребляться в Германии, где была создана первая достаточно обстоятельная теория романтизма.

Очень важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия . Как уже было сказано, неприятие, отрицание действительности - основная предпосылка возникновения романтизма. Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романти­ческого двоемирия. Мир для романтиков делился на две части: здесь и там . «Там» и «здесь» - это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Пре­зираемое «здесь» - это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» - некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реаль­ной действительности. Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытесненные из общественной жизни, все еще сохранились в душах людей. Отсюда их внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм. Души людей - это их «там». Например, Жуковский искал «там» в потустороннем мире; Пушкин и Лермонтов, Фенимор Купер - в свободной жизни нецивилизованных народов (поэмы Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», романы Купера о жизни индейцев).

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Это принципиально новый герой, подобного ему не знала прежняя литература. Он находится во враж­дебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновен­ный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - вопло­щение романтического бунта против действительности.

Реализм (от латинского realis - вещественный, действительный) - метод (творческая уста­новка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях:

  1. реализм как метод;
  2. реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке.
И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, роман­тик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики - желаемое.

Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма это­го времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап просвети­тельский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоев­ский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятель­ностью «натуральной школы».

Основные требования реализма: соблюдение принципов

  • народности,
  • историзма,
  • высокой худо­жественности,
  • психологизма,
  • изображение жизни в ее развитии.
Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социаль­ных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма - соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподоб­ное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация ха­рактеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность ре­алистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.
Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern - новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX-XX веков.

Этот термин имеет различные толкования:

  1. обозначает ряд нереалистических направлений в искусстве и литературе рубежа ХIХ-ХХ ве­ков: символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, сюрреализм, абс­тракционизм, импрессионизм;
  2. используется как условное обозначение эстетических поисков художников нереалистических направлений;
  3. обозначает сложный комплекс эстетических и идеологических явлений, включающих не только собственно модернистские направления, но и творчество художников, полностью не вписывающихся в рамки какого-либо направления (Д. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка и другие).
Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акме­изм и футуризм.

Символизм - нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, со­средоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постига­емых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860-1870-е годы в поэтическом творчестве А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме. Затем через поэзию символизм связал себя не только с прозой и драматургией, но и с другими видами искусства. Родоначальником, основателем, «отцом» символизма считают французского писателя Ш. Бодлера.

В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать ре­альность. Символисты утверждали, что цель искусства - не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намере­вались с помощью символа. Символ - выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений, возникшее в России. Первым манифестом русского символизма стала статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», опубликованная в 1893 году. В ней были обозначены три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация и «расширение художественной впечатлительности».

Символистов принято делить на две группы, или течения:

  • «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и другие), дебютировавшие в 1890-е годы;
  • «младшие» символисты, которые начали свою творческую деятельность в 1900-е годы и сущест­венно обновили облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие).
Следует отметить, что «старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Символисты считали, что искусство - это прежде всего «постижение мира иными, не рассу­дочными путями» (Брюсов). Ведь рационально осмыслить можно лишь явления, подчиненные закону линейной причинности, а такая причинность действует только в низших формах жизни (эмпирическая реальность, быт). Символистов же интересовали высшие сферы жизни (область «абсолютных идей» в терминах Платона или «мировой души», по В. Соловьеву), неподвластные рациональному познанию. Именно искусство обладает свойством проникать в эти сферы, а обра­зы-символы с их бесконечной многозначностью способны отразить всю сложность мирового уни­версума. Символисты полагали, что способность постигнуть истинную, высшую реальность дана только избранным, которые в моменты вдохновенных прозрений способны постигнуть «высшую» правду, абсолютную истину.

Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты, - это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя - в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развер­тывания смыслов. Эту его черту неоднократно акцентировали сами символисты: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов); «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб).

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) - модернист­ское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву. Эстети­ческая программа была сформулирована в статьях Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» и Мандельштама «Утро акме­изма».

Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «не­познаваемому»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще» (Горо­децкий). Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова. Символизм зиждется на неприятии действительности, а акмеисты считали, что не следует отказываться от этого мира, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов.

Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго - около двух лет (1913-1914) - и было связано с «Цехом поэтов». «Цех поэтов» был создан в 1911 году и сначала объединял довольно большое количество людей (далеко не все они в дальнейшем ока­зались причастны к акмеизму). Эта организация была гораздо более спаянной, чем разрозненные символистские группы. На собраниях «Цеха» анализировались стихи, решались проблемы поэ­тического мастерства, обосновывались методы анализа произведений. Идея нового направления в поэзии была впервые высказана Кузминым, хотя сам он в «Цех» не вошел. В своей статье «О прекрасной ясности» Кузмин предвосхитил многие декларации акмеизма. В январе 1913 поя­вились первые манифесты акмеизма. С этого момента и начинается существование нового направ­ления.

Задачей литературы акмеизм провозглашал «прекрасную ясность», или кларизм (от лат. claris - ясный). Акмеисты называли свое течение адамизмом , связывая с библейским Адамом пред­ставление о ясном и непосредственном взгляде на мир. Акмеизм проповедовал ясный, «прос­той» поэтический язык, где слова прямо называли бы предметы, декларировали свою любовь к предметности. Так, Гумилев призывал искать не «зыбких слов», а слов «с более устойчивым содержанием». Этот принцип наиболее последовательно был реализован в лирике Ахматовой.

Футуризм - одно из основных авангардистских направлений (авангардизм - крайнее прояв­ление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные поло­жения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшеству­ющей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных эле­ментов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Кру­ченых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провоз­глашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.

Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:

  1. «Гилея» , которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых и другие);
  2. «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);
  3. «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);
  4. «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).
Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она опреде­лила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), «Взял» (1915).

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «не­избежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Худо­жественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продол­жением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами - контраст комического и трагического, фантас­тики и лирики.

Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Долго работая в школе учителем литературы, мне пришло в голову то, что мою работу можно смело совмещать с дополнительным заработком на бесплатных игровых автоматах по адресу: avtomaty-vulkan.club . У меня все получилось, и теперь все это совмещая, я издаю вам очередную интересную статью с творчества Твардовского.

К моменту создания поэмы «Страна Муравия» Александр Твардовский был уже сложившимся поэтом.

Упорная литературная учеба, дружеская помощь товарищей по перу, прежде всего М. Исаковского, способствовали росту Твардовского как художника.

Мотив путешествия, когда писатель отправлял своего героя в странствие, не нов ни в русской, ни в западноевропейской литературе («Путешествие Гулливера» Свифта, «Дон Кихот» Сервантеса, « » Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Мистерия-буфф» Маяковского, «Бруски» Панферова и др.). Этот прием позволяет сравнивать, сопоставлять, анализировать жизнь в самых разнообразных ее срезах.

Твардовский создает оригинальную поэму со своим неповторимым героем. Никита Моргунок - собирательный образ крестьянина-середняка - настолько непосредственный, живой, а развитие сюжета происходит так естественно, жизненно, что полуфантастическое путешествие героя выглядит абсолютно реальным.

Собирательность образа героя не мешает ему быть реально-конкретным в разных жизненных ситуациях.

Размышления, сомнения Моргунка - это раздумья, мысли реального лица; его речь - язык русского крестьянина. Жанр путешествия позволил Твардовскому показать ярко, красочно нравы, обычаи, традиции русской деревни той поры. Введение поговорок, присказок, пословиц, песен углубляет это впечатление о поэме как истинно народной.

«Стихи» (1937), «Дорога» (1938), «Про Деда Данилу» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941). Все основные процессы, характерные для деревни эпохи 30-х годов, запечатлены в стихах поэта: это и преображение родной земли («Гость», 1933; «Смоленщина», 1935), и строительство новых домов, школ («Усадьба», 1934), и красота труда в коллективе, новые общественные отношения и формирование у человека чувства собственного достоинства, чувства хозяина жизни («Мужичок горбатый», 1937; «Встреча», 1936; «Путник», 1936).

Продолжая традиции Некрасова, Твардовский создает образ русской женщины. О большой душевной красоте ее поведал поэт в стихотворениях «Встреча», «Не стареет твоя красота...» и др.; глубоко лиричны строки, посвященные матери-труженице («Песня», 1936; «Матери», 1937).

Если домашнее задание на тему: » Периодизация литературы оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
    • Свежие новости

      • Категории

      • Новости

      • Сочинения по теме

          ? S (Включая Острова И Ледники) = 13 177 Тыс. Км? ? S (Без Островов) = 13 087 Тыс. Км? ? Самая Газовая смесь содержит СО2, СО, О2 и N2. При анализе 100 мл смеси методом химического поглощения получены следующие результаты. Детские летние игры. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В любое время года под соснами можно найти много опавших иголок. Они бывают разного оттенка

Итак, 1-й период русской литературы 19 в. охватывает 1801-1815 гг. В 1801г. никаких художественных произведений, способных ознаменовать начало нового литературного периода, не появилось. Жуковский и Батюшков выступают в печати с романтическими стихотворениями во 2-й половине первого десятилетия. Но некоторые события 1801 г. могут рассматриваться как выражение новых тенденций в литературе. В 1801 г. по инициативе молодых литераторов возникают два литературных общества, организация которых свидетельствовала о стремлении объединить силы в этих поисках. Дружеское литературное общество (Москва) и Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (Петербург) => зарождение в литературе тех идей и принципов, которые в дальнейшем развитии должны были привести к романтизму. Литературная жизнь данного периода характеризуется все более обостряющейся борьбой нового и старого. В первые годы нового столетия господствующее положение в литературе занимает сентиментализм. И классицисты пытаются отстаивать старые литературные позиции. Одновременно в творчестве поэтов-просветителей продолжают развиваться традиции гражданской поэзии. Не прекращается процесс формирования русского реализма. Самое значительное явление данного периода – это возникновение русского романтизма как нового литературного направления, начало которого Белинский справедливо связывает с именем Жуковского. Ранний русский романтизм, нашедший выражение в творчестве Жуковского и Батюшкова, составляет основное завоевание 1-го периода русской литературы 19 в.

2-й период охватывает 1815-1816 гг. В этот период в русской литературе на основе дворянской революционности оформляется новое революционно-романтическое направление, достигающее высшего подъема в 1-й половине 20-х гг в творчестве Пушкина и поэтов-декабристов. Продолжает существовать романтизм Жуковского и его последователей. Работой Грибоедова над комедией «Горе от ума» и Пушкина над первыми главами «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» завершается процесс формирования реалистического художественного метода. Поэтому 1825 год становится переломным для русской литературы: кончается господство романтического направления, торжествует свои первые победы русский реализм.

3-й период 1825-1842 г. - утверждение реализма, образование реалистического направления. Но и после этого продолжают существовать романтические течения. Наиболее характерными и значительными для этого периода были реалистические произведения Пушкина, повести и комедии Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова. Появлением в 1842 г. первого тома «Мертвых душ» этот период завершается.

Таков общий ход русского литературного процесса первой половины 19 в. Начавшийся романтизмом, этот процесс характеризуется далее постепенным переходом к реализму и завершается утверждением реалистического направления в русской литературе.

Принципы периодизации

Есть два основных способа периодизации: хронологический и основанный на самой яркой личности. Первый обнаруживает особое «лицо» каждого деся­тилетия: романтическое - у 20-х гг., народно-фольклорное - у 30-х, романтический идеализм 40-х годов, позитивизм и практи­цизм 50-60-х и т.д. Деление литературного процесса на десяти­летия подкреплялось типологией художественных образов.

Второй вариант персонального принципа основан на его зави­симости от творчества выдающегося поэта или писателя, как бы консолидирующего литературное движение и открывающего наи­более привлекательные пути развития художественного твор­чества. Еще В.Г. Белинский выделял ломоносовский период, карамзинский, пушкинский; И.В. Киреевский включал между дву­мя последними период Жуковского, а Н.Г. Чернышевский присоединял к пушкинскому иериод гоголевский. Это как бы «ро­мантический» принцип периодизации. Литература идет за гения­ми. Получалась довольно стройная система, несущая в себе мно­гие важнейшие приметы: смену эстетических вкусов, ориентации, стилей. Естественно, это очень условная периодизация.

Самая адекватная же периодизация по литературным направлениям: от сентиментализма к романтизму (с начала века по 1825 г.) и от романтизма к реализму (от 1826 г. до середины столетия).

Обащая характеристика литературного процесса

Если говорить о литературном процессе, то в это время отживал свое классицизм. В это время делались попытки приспособить его к новым историческим условиям, отыскать в нем целесообразное в социально-этическом и худо­жественном отношениях. В рассматриваемое время шел процесс дифференциации внутри этого литературного направления, ко­торый вел к распаду системы.

Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, надолго его пристанищем сделался жанр трагедии. Творения в этом жанре классицистов XVIII в., особенно А.П. Сумарокова, не сходили со сцены. Однако в классицистической трагедии начала XIX в. обна­руживаются новые явления, которые наиболее очевидны в драма­тургии В.А. Озерова, который уже тяготел к предромантизму.

Эволюция серьезных жанров классицизма к предромантизму, перерастающему в романтизм, отразилась не только в драматур­гии Озерова, но и в раннем творчестве декабристов - Ф.Н. Глин­ки и П.А. Катенина, В.Ф. Раевского и К.Ф. Рылеева; этот процесс заметен в таких произведениях Пушкина-лицеиста, как «Воспо­минания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе», «К Лицинию», в оде Тютчева «Урания», посвящении «На новый 1816 год» и у многих других поэтов. Гражданственный пафос поэзии Ломоно­сова и Державина не утрачивал своей притягательной силы и в первой четверти нового столетия. Их традиции сохранялись, по­лучая новое эстетическое бытие, включаясь уже в иную эстети­ческую систему - гражданский романтизм.

Вопрос периодизации русской литературы является дискуссионным и сложным. Современное литературоведение имеет возможности расширить рамки литературного процесса XIX века, вернуть забытые имена, направления, вернуть истинный облик многим писателям и поэтам (это касается и XX века, наверное, в большем смысле). В основе современной периодизации – особенности историко - литературного развития.

Литература I трети XIX века. Это период с 1800 по 1840 гг. Именно в этот период закладывались основы всей русской классической литературы, ее основные темы, проблемы, эстетическое богатство и совершенство. В этот период можно выделить три вершинных имени: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Логика развития литературного процесса связана с этими тремя именами и переоценить их значение невозможно. Писатели более позднего периодов в своем художественном творчестве ориентировались на особенности литературы начала XIX века.

Литература II трети XIX века. Это литература 40-60-х гг. Время формирования реализма как типа художественного сознания.

1842 г. выходят «Мертвые души» Гоголя, 1845 – сборник «Физиология Петербурга», ставший манифестом «натуральной школы». Вершинными именами этого периода можно считать Тургенева, Гончарова, Островского, Фета, Тютчева, Лескова, Некрасова, А.К.Толстого и других.

Литература III трети XIX века. Это 70-80(90)-е гг. Время рубежное в истории и культуре России. Страна находилась в преддверии нового исторического идеала. Современники отмечали «дыханье завершения, итога». В тоже время это период расцвета великих гениев «дыхания рубежности»: Л.Н.Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова

Выводы

Литература всей той эпохи, это особенное явление, оно исключительное, очень уникальное и несравненное. В самом начале золотого века искусство начало отделяться от серых масс, поэзия стала расцветать. В русской литературе 19 века было много законодателей произведений и стихов того времени , именно поэтому те времена стали называют «Золотым веком » русской классической литературы. Наши классики стали создавать действительно ценные творческие и художественные образы. Стоит отметить, что и критики также начали свою деятельность. Сейчас мы можем наслаждаться их результатами и изучать их деятельность той эпохи.

Направления у русской литературы конца 19 века были самими разными, каждый писатель создавал свой истинный необычайный смысл своих рассказов. В итоге образовалось множество так называемых течений, которые были связаны с направлением в лирической поэзии. Литература действительно развилась очень серьёзно. 19 век можно считать тем лучшим временем русских классиков. В основном весь расцвет приходится на последние уходящие десятилетия.

  1. Литературно-общественные движения

1 Литературно-общественное движение первой четверти XIX века (1800-25гг). Период ограничен датами царствования Александра I. Важно отметить, что годы его правления имеют две разные тенденции и делятся на 2 периода. Рубеж – 1812 г. – Отечественная война. Первая половина срока его правления позволяет нам говорить об Александре как о царе-реформаторе. Об этих годах правления Пушкин говорил: «Дней Александровых прекрасное начало».

«Гроза 1812 г.» - с одной стороны, невероятный по своему духу патриотический подъем, с другой – резкая утрата иллюзий. Политика Александра резко «поправела», он не только не продолжал либеральные реформа, но и отменил то, что сделал. Вместо Сперанского правой рукой царя стал Аракчеев, и мыслящие люди ощутили невероятную нравственную утрату.

В политической и идеологической жизни утрата иллюзий выразилась в формировании оппозиционных настроений, кружков, обществ, печатных изданий. Пестель писал «ума клокотали». Формируется движение декабристов. Яркие полемики разворачивались на страницах многочисленных журналов. Центрами журналистики становятся Петербург («Сын Отечества») и Москва («Вестник Европы», «Русский вестник»).

Приметой времени становится создание литературных обществ, салонов, кружков (Общество Шишкова, «Общество любителей русской словесности», общество «Арзамас» и др.)

В 30-е годы образовались кружки разной направленности – политической, литературной и философской (Герцена, Огарева, Станкевича, Белинского, Лермонтова). Их организаторы были сосланы на каторгу, отправлены в ссылку, в солдаты, исключены из университета. В это время закрывались многие передовые журналы и трудно было получить разрешение на печать. С большим трудом Пушкин издает «Современник». Абсолютно точный портрет эпохи дает Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

На этот период приходится творчество Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Огарева и др. В это время начинает развиваться русская проза.

2 Литературно-общественное движение 40(50) гг. XIX века (1840(42)-55 гг) 1842 г. – восходит поэма Гоголя «Мертвые души», возвращается из ссылки Герцен.

В 1855 г. – развивается эстетика Чернышевского, умирает Николай I. Время наружного рабства и внутреннего освобождения. Рабство – в политике Николая I и феодально-крепостнических отношениях, внутренняя свобода проявилась в появлении социальной оппозиционной критики.

Со смертью царя и окончанием Крымской войны заканчивается I половина XIX в. В 40-е гг. возникло два важных магистральных течения русской общественной мыли – западничество и славянофильство, идеологическая борьба между которыми определила развитие общественной мысли на многие десятилетия. Славянофилы – предлагали особый самостоятельный путь развития, который заключался в том, чтобы вернуться к допетровской Руси, стать на патриархальный путь развития (Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Самарин, Погодин, Языков, Шевырев, выражали свои взгляды в журнале «Москвитянин»)

Западники - за европеизацию России (Белинский, Огарев, Герцен, Тургенев, главный печатный орган – «Отечественные записки», «Современник» Панаева и Некрасова).

Общественная жизнь отражается в журнальной полемике. «Соременник», созданный Пушкиным в 1836 г., с середины века становится одним из главный журналов. В это время завершается формирование русского реализма (творчество Гончарова, Лескова, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Фета и Тютчева).

3 Литературно-общественное движение 70 -х гг. XIX века (1866-81 гг). В это время обнаруживается грабительский характер реформ, возникают народные бунты, всеобщая неопределенность нарастает. Это один из самых трагичных и героических периодов русской истории. Это возникновение, развитие и исход народнического движения. Это оппозиционное движение рождалось на соединении трезвого понимания реальной действительности и утопической веры в возможность ее моментального преображения. Народническая теория оспаривалась в публицистике и критике. Ведущим журналом были «Отечественные записки». На это десятилетие приходится творчество народников, С.-Щедрина, Гл.Успенского и др., появляется народническая литература, поэзия и проза.

1 марта 1881 г. – народовольцами «казнен» Александр II. Начинается эпоха реакции, закрываются газеты и журналы, учебные заведения. Ведущая фигура – Л.Толстой. Заканчивает свое существование русский реализм XIX века, и творчество Чехова, Гаршина, Короленко и др. обуславливается поисками новых жанровых форм, появляются неореалистические тенденции, постепенно заканчивает свое существование «золотой век» русской литературы.

В 80 – 90 -х гг. XIX века. Центральная проблема литературы – взаимоотношения человека и общества. Главный вопрос – как найти личности опору в мире? Все чаще анализ современной жизни соотносится с идеалами вечными, общечеловеческими. Эпическое повествование становится невозможным. Возникает сверхтипический реализм – это художественное познание современности и оценка идеалов своего времени с точки зрения общечеловеческих ценностей, ведущая к сближению реалистического и романтического типов творчества.

Выводы

На примере тенденций развития русской литературы 19 века видно отражение общественной деятельности в литературных произведениях.

Важнейшие исторические события, сыгравшие особую роль в развитии общественно-политической жизни России в первой половине XIX века: Отечественная война 1812 года и декабристское движение закономерно обусловили ход литературного процесса, сложность которого заключается в том, что на рубеже веков (конца XVIII и начала XIX века) наблюдается смешение разных литературных стилей, становление новых эстетических систем, выработка новых художественных методов.

Нельзя не заметить, что такое интенсивное развитие русской литературы, многообразие литературных школ, в полемическом азарте обсуждавших вопросы своеобразия русского национального языка, проблему национального характера, проблему народности, вопросы целей и задач литературы определяют довольно сложную картину литературной борьбы, в результате которой и намечались исторические пути развития литературного процесса.