Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала России в ХХI веке. Юдина А.А. Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала России в современных экономических условиях Глава II. Проблема развития человеческого потенциал а в условиях со

Человеческий потенциал будет одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и будет необходимым ресурсом, без кᴏᴛᴏᴩого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

В 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) — Human Development Index (HDI) Индекс развития человеческого потенциала позволяет (в какой-то мере) учитывать не только экономическую, но и социальную эффективность стран, качество жизни населения.

ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех равнозначных компонентов:

  1. дохода , определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США на душу населения;
  2. образования , определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);
  3. долголетия , определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни)

Регионы (страны) с индексом ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития; 0,5-0,8 — средний уровень; 0,8 и больше — высокий уровень развития. Данные расчетов публикуются в ежегодных докладах о развитии человека. По ϶ᴛᴏму показателю в 2005 г. США занимали исключительно 10-е место. Лидируют страны Северной Европы, для кᴏᴛᴏᴩых характерен высокий уровень социализации рыночной экономики. РФ входит в группу стран со средним уровнем развития. Значение коэффициента не превышает 0,7-0,8. СССР по ϶ᴛᴏму показателю относился к развитым странам мира. В последние годы за счет увеличения душевого ВВП и уровня образования ИРЧП РФ имеет тенденцию к росту. В 2004 г. России занимала 57-е место среди 177 стран, по кᴏᴛᴏᴩым был проведен расчет индекса, рядом с Болгарией и Малайзией. Внутри России самый высокий ИРЧП наблюдается в Москве, Петербурге, в Тюменской области, Башкирии, Татарстане.

Место в рейтинге Страна ИРЧП
1 Норвегия 0,963
2 Исландия 0,956
3 Австралия 0,955
4 Люксембург 0,949
5 Канада 0,949
6 Швеция 0,949
7 Швейцария 0,947
8 Ирландия 0,946
9 Бельгия 0,945
10 США 0,944

ООН рекомендовала всем странам мира в качестве нормативов ИРЧП применять максимальную продолжительность жизни (85 лет) и минимальную (25 лет) и при расчете развития человеческого потенциала. Ведется сравнение фактической продолжительности жизни человека с максимальной и минимальной нормой. Уровень ВВП также имеет ϲʙᴏи границы (от 100 долларов США, до 40000 долларов на душу населения)

Отметим, что тенденции ИРЧП свидетельствуют, что никакой автоматической или явной взаимосвязи между состоянием экономического процветания и процессом развития человека не существует . Значение ИРЧП у двух стран с одинаковым уровнем дохода на душу населения может быть диаметрально противоположным; у стран с одинаковым значением ИРЧП могут быть совершенно разные уровни доходов.

При всем этом, если рейтинг страны по ИРЧП выше, чем рейтинг по ВВП , тогда делается вывод, что данной стране удалось преобразовать экономическое процветание в процессе расширения возможностей человека с максимальной пользой. И напротив, если темпы прироста ИРЧП ниже темпов прироста ВВП на душу населения, — экономическое процветание в такой стране не привело к ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующему повышению качества жизни населения.

Человеческий потенциал России

Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин — 63 года, у женщин — 74. Снижение коэффициента рождаемости привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, кᴏᴛᴏᴩые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием кᴏᴛᴏᴩого происходит размещение человеческого потенциала страны, будет размещение производства. Стоит заметить, что оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве ϲʙᴏем он носит незаконный характер. Стоит сказать, для пресечения миграции был принят ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий закон, кᴏᴛᴏᴩый вводит значительный объем штрафов предприятиям, кᴏᴛᴏᴩые используют нелегальную рабочую силу.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Важно знать, что большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось качество жизни населения, что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала

Проблема развития человеческого потенциала - ϶ᴛᴏ проблема ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

При этом развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в ϶ᴛᴏм плане демонстрируют развивающиеся страны, кᴏᴛᴏᴩые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно ϶ᴛᴏ обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Физические качества человека

Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности , состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на рабочую силу и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. При всем этом возможности для ϶ᴛᴏго существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых трудовых ресурсов происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.

Образование как элемент человеческого потенциала

Не стоит забывать, что важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов будет уровень общего и профессионального образования . Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между экономическим ростом и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека », причем рентабельность таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

Отметим тот факт - что в современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций . Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США — ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России — 3,8%. При всем этом в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. К примеру, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии — 1,9.

Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо — 1 год, Мозамбике — 2,25 года, Индии — 5 лет, Нигерии — 5,77 года, Бразилии — 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах)

Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары — 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки — 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. К примеру, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине — 56%, Гамбии — 63%, Сенегале — 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш — 51%.

Реализация человеческого потенциала в национальной экономике на современном этапе происходит в пространстве действия взаимосвязанных

противоречий:

Между постоянно усложняющимися экономическими условиями существования и неадекватным сужающимся человеческим потенциалом;

Между потенциально выросшими возможностями реализации человеческого потенциала в условиях экономической свободы и реальной разрушающейся материально-технической базой общества;

Между достижениями информационных технологий и интернационализации производительных сил общества и дезинтеграцией общества;

В обществе обострились противостояния между собственниками и наемными работниками, социальное расслоение достигает огромных размеров, возникла и закрепилась массовая бедность.

Для исправления сложившейся ситуации нам видится необходимым направить усилия, как государства, так и домохозяйств и местных органов самоуправления на сохранение и развитие человеческого потенциала.

Улучшения ситуации сложившейся в области реализации человеческого потенциала можно достигнуть при помощи выработки предложений, направленных на повышение качества реализации человеческого потенциала в украинском обществе. Эти предложения направлены на создание благоприятной институциональной среды, которая бы способствовала активному развитию основных составляющих человеческого потенциала в украинском обществе. Государственная политика должна быть направлена на становление новой системы ценностей, норм и правил, влияющих на развитие и реализацию человеческого потенциала. С этой целью необходимо:

Разработать систему мер, направленную на снижение дифференциации доходов в обществе. Это видится нам возможным благодаря внедрению принципа взаимозависимости между уровнем дохода индивида и его человеческим капиталом;

Разработать правила и нормы, с помощью которых можно было бы адаптировать современную украинскую систему образования к мировой системе и рынку труда. Такую адаптацию следует производить не с помощью простого копирования мировых стандартов образования в украинское законодательство, а при помощи учета национальных особенностей, менталитета людей и в контексте синтеза культур;

Разработать нормы и правила, способствующие реформированию системы здравоохранения.

Это реформирование должно быть направлено в русло решения проблем связанных с вопросами увеличения продолжительности жизни населения страны и сокращением уровня смертности в стране, пропагандой здорового образа жизни, а также увеличением физического и психологического здоровья населения страны путем активной политики в области социально-психологических факторов, которые имеют непосредственное влияние на среду жизнедеятельности.


ВЫВОДЫ

Таким образом, Украина имеет определенные проблемы в управлении человеческим и социальным развитием, которые типичны для стран постсоветского пространства. Одновременно ей присущи специфические особенности решения этих проблем, которые представляют научный и практический интерес для использования в социальном управлении на государственном и региональном уровнях. Они направлены: на совершенствование реализации Концепции человеческого развития, на формирование методики оценки человеческого развития в региональном разрезе, на становление институционального обеспечения человеческого развития, на внедрение мониторинга человеческого развития на основе сочетания статистической и социологической информации и др. Нежелание мириться с негативными процессами в социальной сфере в Украине, наличие мощного человеческого капитала в стране, толерантность и трудолюбие нации являются главными предпосылками для реализации надежд в части обеспечения эффективного управления человеческим и социальным развитием.

Итак, для формирования условий и возможностей сохранения и обеспечения человеческого развития в Украине необходимо:

– внести дополнения и изменения и включить в Конституцию Украины, в Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины», Стратегию национальной безопасности положения, регламентирующие сохранение и развитие человеческого потенциала Украины;

– разработать Стратегию развития Украины, Основные направления социальной политики Украины с конкретизацией положений по человеческому развитию в государстве и регионах;

– обосновать и разграничить социальные функции государства и регионов относительно полномочий, обязательств и ответственности за состояние и перспективы человеческого и социального развития;

– обеспечить реализацию государственных и договорных социальных стандартов и гарантий, неотвратимость ответственности за их непредставление, использовать денежную компенсацию как инструмент законодательно установленных социальных прав и гарантий с конкретизацией источников компенсационных выплат;

– обеспечить сбалансированность достижения стратегических социальных ориентиров при условии соблюдения экономического роста и инновационного развития;

– обеспечить усовершенствование научно-методической базы оценки и измерения человеческого потенциала на основе одновременного использования стратегической и социологической информации.

В основе ряда глобальных проблем лежат процессы постиндустриализации с ее повышенным вниманием к человеку (человеческому капиталу, человеческому потенциалу).

Проблема человеческого потенциала в современных условиях

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е.

Трудовыми ресурсами и главное -" их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации и трудовой морали.

На формирование человеческого потенциала все большее влияние оказывает возрастающая интернационализация жизни человечества. Знания, вкусы и эстетические представления благодаря современным средствам связи и транспорта распространяются с небывалой быстротой. Они образуют новый сложный, часто противоречивый сплав с традициями и ценностями, существующими в национальном обществе, порождают материальные й культурные основы явления, которое называют «современным образом жизни», «современной цивилизацией».

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время вза- имопереплетающихся тенденций. C одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе (постоянном или временном) для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные, требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На проце ссы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Так, по прогнозам экспертов ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), на рубеже XX-XXI вв. только в африканских странах СПИД поразит до 25% рабочей силы.

Еще по теме Проблема развития человеческого потенциала:

  1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
  2. Кровш С.Ф., канд. экон. наук, доцентФИНАНСИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ И ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
  3. 1. Некоторые тенденции развития высшего образования в 1990-е годы
  4. 2.3. Принципы оценки уровня развития национальной экономики
  5. Глава 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-РЫНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  6. ПОДГОТОВКА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИХ БЮДЖЕТНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ

Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

Человеческий потенциал России

Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин — 63 года, у женщин — 74. Снижение привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является . Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось , что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

Однако развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Физические качества человека

Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности , состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. В то же время возможности для этого существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.

Образование как элемент человеческого потенциала

Важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов является уровень общего и профессионального образования . Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека », причем таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

В современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций . Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США — соответственно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России — 3,8%. В то же время в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. Например, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии — 1,9.

Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо — 1 год, Мозамбике — 2,25 года, Индии — 5 лет, Нигерии — 5,77 года, Бразилии — 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах).

Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары — 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки — 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. Например, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине — 56%, Гамбии — 63%, Сенегале — 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш — 51%.

Расчет индекса развития человеческого потенциала

На международном уровне в рамках ООН во второй половине 1980-х гг. формируется понятие «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), в котором учитываются возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величине ИРЧП по странам, входящим в ООН. В этих расчетах она определяется как среднее арифметическое из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП (валовой внутренний продукт).

ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долл. США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долл. США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:

  • I — индекс данного вида;
  • D ф — фактическое значение показателя;
  • D min — значение показателя, принятое как минимальное;
  • D max — значение показателя, принятое как максимальное.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни рассчитывался следующим образом. Исходя из достигнутых значений ожидаемой продолжительности жизни в начале 1990-х гг. (Япония — 79 лет, Швеция — 78, Канада и Франция — 77, США и Великобритания — 76, Чили — 72, Мексика — 70 лет), при расчете ИРЧП в 1994 г. были приняты значения: максимум — 85 лет, минимум — 25 лет. В России ожидаемая продолжительность жизни в 1994 г. — 63,8 года. При этих данных индекс ожидаемой продолжительности жизни для России составил:

I п.ж = (63,8 — 25/85 — 25) = 0,646

Индекс уровня образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3).

В 1994 г. уровень грамотности взрослого населения России составил 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1%
(26 млн учащихся в средних и высших учебных заведениях при 52,9 млн человек в возрасте до 24 лет). При этих данных и нормативном диапазоне (100% — 0%) индексы грамотности и доли учащихся в 1994 г. составили соответственно:

Учитывая веса этих индексов, получаем индекс уровня образования для России в 1994 г.:

I обр = 0,984* 2 / 3 + 0,491* 1 /з = 0,819.

Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьего из приведенных показателей ИРЧП — индекса, характеризующего среднедушевой ВВП. Авторы методики ООН учитывали, что в 1994 г. значения среднедушевого ВВП могут быть в диапазоне от 40 тыс. долл. до 100 долл. Учитывалась также «полезность» 1 долл. США в различных странах. Исходя из этого проводилась корректировка номинальной величины душевого ВВП в данной стране по паритету покупательной способности (ППС). В 1994 г. корректировка проводилась при величине душевого ВВП,составлявшей 5100 долл. При расчете ИРЧП максимум этой величины был принят равным 5448 долл., а минимум — 100 долл. В России душевой ВВП за 1994 г. составил 1044,5 долл. При этих данных индекс душевого ВВП составил:

На основе полученной совокупности рассчитывается индекс развития человеческого потенциала.

Для России в 1994 г. он составлял:

Эта величина соответствует 119 месту из 174 стран, дня которых в 1994 г. рассчитывался ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849, что соответствовало 52 месту; в 2005 г. по этому показателю Россия оказалась на 67 месте (ИРЧП = 0,802). Наиболее высокие значения ИРЧП в 2005 г. — у Исландии, Норвегии, Австралии, Канады, Ирландии.

Список стран по рейтингу ИРЧП

Индекс развития человеческого потенциала дает сводную оценку человеческого процесса и охватывает три параметра: 1) долголетие, измеряемое как ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; 2) уровень образования — как комбинация индекса грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся среди населения в начальных, средних и высших учебных заведениях; 3) уровень жизни — на базе реального ВВП на душу населения. При построении ИРЧП для каждого из перечисленных показателей были даны минимальные и максимальные значения: продолжительность жизни — 25 и 85 лет; грамотность взрослого населения — 0 и 100%; совокупная доля учащихся — 0% и 100%; ВВП на душу населения — 100 и 40 000 долл.

Доклад ПРООН 2005 г. свидетельствует, что из 174 стран, для которых рассчитывался ИРЧП, в большинстве государств увеличилась средняя продолжительность жизни, возрос удельный вес населения, получающего образование, наблюдались положительные тенденции в динамике ВВП. Из них 45 относятся к категории стран с высоким уровнем развития (ИРЧП > 0,800), 94 страны — к категории со средним уровнем (0,500-0,799) и 35 стран — с низким уровнем (< 0,500).

Список стран по рейтингу ИРЧП возглавляет Канала, затем идут Норвегия, США, Австралия, Исландия, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония, Великобритания; Россия занимает 60-е место, а замыкают его Сьерра-Леоне, Нигер и Эфиопия. Причем расхождение по ИРЧП огромно: индекс Канады составляет 0,935, и это более чем в три раза превышает показатель Сьерра-Леоне — 0,262. Интересен тот факт, что первые места в этом рейтинге занимают страны, которые отнюдь не испытывают наплыв желающих поселиться там (за исключением США), напротив, Канада и Австралия, и даже США проводят активную политику по привлечению иммигрантов. Между тем Германия и Франция, не вошедшие в первую десятку, активно отбиваются от прибывающих.

1.7. Проблема развития человеческого потенциала

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное - их качеством. Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки». На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок

Безусловно, были перечислены не все проблемы, которые необходимо решить для эффективного развития авиационного грузового потенциала России, но, думается, наиболее важные. Нужно четко понимать...

Влияние коррупции на социально-экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки

В контексте социологических наук коррупция рассматривается с точки зрения феномена, влияющего показатели человеческого развития и в качестве одной из причин бедности населения...

Глобальные социально-экономические проблемы мировой экономики

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) -- индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г...

Иностранные инвестиции для развития экспортного потенциала

Россия должна решить комплекс крупномасштабных и взаимосвязанных задач по завершению формирования основ конкурентоспособной рыночной экономики...

На протяжении многих лет в качестве одного из основных целевых показателей развития, применявшихся при разработке политики, выступал экономический рост. Считалось...

Концепция человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

По определению ПРООН, «Человеческое развитие - это процесс обеспечения людей более широким выбором. Принципиально, этот выбор может быть бесконечным и изменяться со временем...

Концепция человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

Практически одновременно с возникновением концепции развития человека встала проблема количественной оценки достижений в области улучшения жизни людей во всем мире...

Модели экономического развития развивающихся стран

Основные черты мировой экономики на рубеже ХХ–ХXI веков

Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений...

Политика стимулирования экспорта

Растущее противодействие со стороны многих стран использованию их торговыми партнерами мер по стимулированию экспорта, типа субсидий, а также предстоящее вступление России в ВТО ставят вопрос о том...

Проблемы включения стран "третьего мира" в мировое хозяйство

Страны, которые развиваются, являют собой интересный объект для исследования форм и методов стратегии экономической стабилизации и характеризуются большим разнообразием последних. К тому же...

Стратегические основы развития внешнеторговых связей Украины со странами СНГ

Украина, став на путь рыночной трансформации, оказалась в конкурентной внешней среде, к которой ее экономика оказалась не очень подготовленной. Несбалансированность структуры производства, недостаточный учет потребительского спроса...

Человеческий капитал Республики Татарстан как потенциальный фактор устойчивого развития

Теория и методология измерений капитала и государственного регулирования социально-экономических процессов, разработанная Дж.М. Кейнсом, В.В. Леонтьевым, Р. Стоуном и другими учеными мира, вошла в нашу повседневную жизнь...

Человеческий потенциал стран Азии

Ежегодно, начиная с 1990 г., в Докладе о развитии человека публикуется Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который выходит за рамки ВВП и построен на более широком определении благосостояния...

Энергетическая безопасность и проблемы ее обеспечения в современной мировой экономике

Согласно имеющимся прогнозам, мировое энергопотребление может возрасти на треть за ближайшие 15 лет, и примерно на 45% - в предстоящем двадцатилетии. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, сможет возрасти к 2025 г. на 35 млн...