Сколько лет итальянской культуре. Культура и традиции италии. Традиционное жилище и костюм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культурные традиции Италии

Введение

Италия, известная как мировая "живая галерея искусств", является хранительницей огромного количества культурных ценностей. Будь то сломанная колонна, или церковь в стиле барокко, выходящая к треснувшему античному подножью форума, - вы повсюду окружены историей. В Италии на улице можно увидеть этрусские могилы, греческие храмы или обжитые кошками римские развалины. Мавританская архитектура соседствует с украшенными статуями фонтанами в стиле барокко; Италия даст вам возможность полюбоваться римскими скульптурами, византийскими мозаиками, очаровательными Мадоннами Джотто и Тициана, гигантскими склепами в стиле барокко и другими шедеврами.

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах.

Имидж страны

Италия - страна оливкового масла, мафии, спагетти, вина, римских руин и дворцов эпохи Возрождения.

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах. Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.

Культура

Сложный процесс формирования итальянской нации и многовековая политическая разобщённость отдельных частей страны привели к образованию многих этнографических групп итальянского народа, таких, как пьемонцы, кампанцы, венецианцы, сицилийцы и др. Однако постепенно, особенно после воссоединения Италии, различия в быте и культуре населения отдельных её областей в значительной степени сгладились. Наибольшее своеобразие в быту, традициях и обычаях сохраняют до наших дней национальные меньшинства Италии, особенно фриулы и сардинцы, однако и их культура после объединения страны в единое государство стала сближаться с обще итальянской, и к настоящему времени она утратила многие из своих самобытных черт. Многовековые традиции ещё сохраняются сельской архитектуре. В ряде районов страны со времени средневековья и вплоть до второй мировой войны были очень распространены дома так называемого итальянского или латинского типа. В наше время дома, близкие к ним по планировке, ещё часто встречаются в центральных областях страны. Подобный тип жилища, известный за пределами Италии под названием "среднеземноморский", бытует и в других странах Южной Европы. На севере страны до наших дней сохранился другой традиционный вид жилища - дома так называемого альпийского типа. По внутренней планировке и расположению жилых и хозяйственных помещений они близки к среднеземноморским, но отличаются от них большими размерами и присутствием деревянных элементов. Во многих сельских местностях Италии, особенно в её центральных районах, распространены усадьбы, жилые и хозяйственные постройки которых распространяются так, что образуют замкнутый четырехугольник. В центре каждый такой усадьбы, носящей название корте (двор), находится ток для обмолачивания зерна. В наши дни корти (дворы) нередко представляют собой крупные капиталистические животноводческие хозяйства. Обычно владельцы сдают их в аренду, корти является пребыванием семьи арендатора и всех сельскохозяйственных рабочих, занятых в этом хозяйстве.

Национальная одежда

В отличии от сельской архитектуры, сохранившей традиционные черты до наших дней, крестьянская традиционная одежда стала постепенно выходить из употребления ещё в конце XIX в. Дольше всего традиционный костюм носили жители южных областей и островов. В горных районах Сицилии и Сардинии и теперь можно ещё встретить крестьян в традиционной одежде. В других областях страны народный костюм можно увидеть лишь во время фестивалей песни и танца или в дни больших праздников, сопровождающихся процессиями, театрализованными спектаклями или соревнованиями по какому-либо виду местного спорта. В прошлом традиционные костюмы всех областей Италии отличались яркостью и многообразием. Однако, несмотря на отличия в расцветке, отделке и украшениях, основные элементы итальянского народного костюма и их покрой были общими для всех областей страны. В женском костюме это длинная широкая юбка с широкими рукавами и так называемый корсаж - короткая кофточка, плотно облегающая фигуру. Неотъемлемой частью женского народного костюма был передник, чаще всего длинный, из яркой ткани. Мужской традиционный костюм состоял из коротких штанов, белой, нередко вышитой рубахи и короткой куртки или безрукавки. Наиболее характерные мужские головные уборы - шляпа (различных фасонов в разных областях) и берретто, напоминающий по форме чулок. Его до сих носят крестьяне большинства южных областей и островов. В наше время итальянцы носят одежу общеевропейского покроя. Крестьяне теперь одеваются так же, как и горожане.

На сегодняшний день , Италии присуще высокое чувство стиля. Здесь практически все любят моду и, соответственно, одеваются со вкусом. А сама Италия обладает огромным чувством ценности и значимости. Итальянцы всегда замечают, как одеты другие, особенно иностранцы (по их мнению, все они одеты плохо).

Однако отношение к одежде здесь достаточно своеобразное. С одной стороны, Италия - строгая католическая страна, и в том же Риме слишком фривольная одежда не приветствуется. В шортах и футболке могут не пустить даже в магазин или отель, а уж на территорию музеев или соборов и подавно. При посещении храмов резкую неприязнь вызовут мини-юбки и открытое декольте. К явному отторжению приведут такие виды одежды и на юге, особенно на островах. Спортивный костюм считается атрибутом только стадионов и арен, а никак не улиц и площадей. Искреннее удивление вызывает также неопрятная или просто неглаженная одежда. Даже швейцары, полицейские и военные здесь выглядят как картинка из модного журнала - дизайн формы для них обычно разрабатывают лучшие кутюрье страны. Италия, пожалуй, единственная страна в Европе, где женщины предпочитают брюкам юбки, а мужчины носят галстук без стенаний по поводу его неудобства.

С другой стороны - улицы Италии полны людей в одежде самых невообразимых фасонов, начиная от изделий лучших домов высокой моды и заканчивая различными этническими костюмами, и никого это не смущает. В барах и ресторанах можно встретить как господ в строгих "тройках", так и людей в кожаных "косухах" или невообразимых рваных джинсах, за рулем дорогого "Bugatti" может восседать едва прикрытая какими-то полосками ткани дама, а из битого жизнью и итальянскими дорогами "Fiat" запросто может выйти человек в костюме от Версаче. Тут многое зависит от статуса района и отношения к жизни самого носителя костюма, поэтому по большому счету в Италии можно не беспокоиться относительно одежды - главное, чтобы она была приличной с точки зрения самого хозяина. Ну и, естественно, не нарушала норм тех мест, которые он собирается посетить.

Национальная кухня

Легко расставшись с народным костюмом, итальянцы, напротив, стойко поддерживаются своей традиционной кухни, отличающейся большим разнообразием. Почти каждая область славится каким-либо блюдом. Пьемонцы, например, по праздникам готовят так называемые аньелотти ("ангелочки") - квадратные пельмени, начиненные фаршем из телятины и овощей. Лигурия известна ароматичностью своих блюд и большими блинами из чечевичной муки, называемыми фаринате. В городах этой области их продают прямо на улице. Эмилия-Романья прославилась на всю Италию своими жирными кушаньями и большим количеством сортов колбасы. Традиционное блюдо Тосканы - бистекка алла фворентина (бифштекс по-флорентийски). Римляне славятся умением жарить поросят. Неаполитанским по происхождению блюдом считается пицца, распространённая теперь во многих других городах Италии и даже за её пределами. Это нечто вроде открытого пирога, чаще всего с сыром и томатным соусом. В Неаполе функционирует множество пиццерий, где пиццы приготавливают в присутствии посетителей в больших круглых печах прямо на поду. Можно перечислить ещё множество блюд, традиционных для тех или иных областей или отдельных городов Италии, Но при всём этом разнообразии в пищевом режиме и ассортименте блюд всех жителей Италии есть и много общего. Непременная принадлежность обеда итальянцев - виноградное вино, чаще всего сухое. Почти каждая историческая область и даже отдельные провинции славятся в стране какой-либо маркой вина, например, Тоскана-Кьянти, Лацио-вини ден Костелли, Сардиния-нурагус и др. В городах наиболее распространены блюда из макаронных изделий. Их общее название - паста. Однако сами макаронные изделия в Италии очень разнообразны. Собирательное их имя - маккерони, откуда происходит и русское слово "макароны". Разные виды макарон имеют в стране собственные названия. К пасте подают обычно томатный соус, масло и тертый сыр. Итальянские крестьяне потребляют гораздо меньше макарон, чем горожане. Паста для них воскресное или праздничное блюдо. В будние дни в деревнях чаще всего едят очень густой суп из фасоли, бобов, картофеля или других овощей. Крестьянский суп, нередко составляющий единственное горячее блюдо обеда, обычно подают на стол с размочённым в нём хлебом. Он так и называется дзаппа, что буквально означает "размоченный хлеб". Обед и ужин в Италии принято завершать также сыром, иногда в сочетании с фруктами. Сыр в стране вообще очень любят, и в магазинах можно увидеть множество его сортов: несолёный сыр ризотто, мягкий сыр из молока буйволиц - маццорелла, солёный сухой сыр из овечьего молока - пекорино и др. Хлеб пекут чаще всего пшеничный, в городах продают множество его видов. На севере принято есть также хлеб из кукурузной муки. Из этой же муки здесь готовят так называемую поленту - густо сваренную кукурузную кашу, которая подаётся на стол нарезанными ломтями. Во многих областях страны, особенно в Кампании, Сицилии и Сардинии, на обеденном столе часто присутствуют фрутти ди море - плоды моря (креветки, различные моллюски и др.). Из них готовят разные блюда, главным образом соусом и суны, а также добавляют их к основному блюду обеда, приготовленному из макаронных изделий. италия спагетти римский

Манеры и этикет

Итальянцы - очень воспитанные люди, с хорошими манерами. Большое значение они придают приветствиям, которые всегда сопровождаются рукопожатиями и поцелуями. Таким образом, они выражают бурную радость при встрече знакомых, даже если расстались с ними совсем недавно. Итальянец непременно расцелует вас в обе щеки, причем у мужчин это тоже принято. А рукопожатие несет в себе определенный символ: оно показывает, что руки, тянущиеся друг к другу, безоружны. Итальянцы очень приветливы, они часто называют друг друга "caro, cara" ("дорогой, дорогая") и "bello, bella" ("милый, милая") даже при шапочном знакомстве. Но прежде чем переступить порог, непременно спросят: "Permesso?" ("Можно войти?") "Чао" - неофициальная форма приветствия и прощания. "Buongiorno" ("добрый день") говорят часов до трех, а потом сразу переходят на "Buonasera" ("добрый вечер"). Грань между вечером и ночью у итальянцев более четкая, чем у англичан, поэтому нормальный для англо-говорящего вопрос: "Как вы провели ночь?" - итальянцу покажется нескромным. Надо спросить: "Как прошел вечер?" В обращении у итальянцев есть три формы: "tu", "voi" и "Lei". Форма "tu" употребляется среди родственников, друзей и, конечно, среди молодежи. При вежливом обращении форма "Lei" сегодня предпочтительнее, чем "voi". Незнакомых называют "синьор" и "синьора". Женщине говорят "синьора", даже если фактически она "синьорина" (незамужняя). Очень часто - гораздо чаще, чем в Англии и Америке, - пользуются профессиональными титулами. "Доктор" - вовсе не обязательно врач, а любой человек с высшим образованием; "профессорами" называют всех учителей, а не только университетских преподавателей; "маэстро" - величают не только дирижеров и композиторов, но и людей других специальностей, даже тренеров по дзюдо; "инженер" - очень почетный титул, отражающий высокий статус людей с инженерным образованием. Часто профессиональные или почетные обращения незаслуженно присваивают знаменитым людям: так, Джованни Аньелли именуют "адвокат", а Сильвио Берлускони - "кавалер". Если титул звучит почетно, никто не обидится на его несоответствие профессии. "Grazie" ("спасибо") и "prego" (пожалуйста) слышишь в Италии на каждом шагу, однако ничуть не зазорно, войдя в бар, громким голосом приказать: "Кофе!" Коль скоро ты платишь за услуги, чрезмерная вежливость считается неуместной и даже обидной. Итальянцы, в отличие от англичан, не слишком часто говорят "извините": если они не чувствуют за собой вины, то и говорить нечего; покаяние лучше оставить для исповеди.

Праздники и традиции

В Италии архаичны не только законы о браке семье, но и многие семейные традиции. Особенно стойко сохраняются обычаи, связанные со свадьбой. Их ещё придерживаются жители сельских местностей на юге страны и на островах Сицилия и Сардиния. Итальянцы - очень живой и общительный народ. Особенно ярко это проявляется в их праздниках, развлечениях и проведении досуга. В наши дни в Италии отмечают несколько светских праздников - Новый год (1 января), День освобождения (25 апреля), День провозглашения республики (2 июня), День труда (1 мая) и День примирения (4 ноября), а также очень много религиозных. Некоторые из них сопровождаются грандиозными театрализованными представлениями, спортивными играми и пышными шествиями по главным улицам городов. Ещё полвека назад итальянские дети не были знакомы с Дедом Морозом. Этот новогодний персонаж был заимствован итальянцами у немцев и англичан сравнительно недавно. Сначала он сохранял своё иностранное для Италии имя - Санта Клаус. Позднее появилось и его итальянское название - Баббо Натале, что буквально означает "рождественский папа". Очень весело отмечают итальянцы наступление Нового года. С 12 часов ночи начинается шумное празднование, которое может длиться до самого рассвета. Прежде в это время в городах на мостовую с невероятным грохотом выбрасывали негодную фарфоровую и стеклянную посуду, ломаную мебель и прочий хлам. Это очень древний обычай, в котором итальянцы символически выражали своё освобождение от всего старого и плохого. Самым большим весенним праздником в Италии считается карнавал. Так как словом "карнавал" обозначали день, с которого начинался период поста, многие учёные считают, что итальянское слово "карневале" происходит от латинского выражения "карнем леваре", что означает "оставить мясо". Есть и другие толкования: так как древние римляне предавались во время этого праздника безудержному веселью, то многие переводят латинское слово "каненвале" как "да здравствует плоть!". Непременная принадлежность карнавала - маски. Чаще всего это - Арлекин, Пульчинелла, Доктор и некоторые другие. Главное действующее лицо праздничного веселья - так называемый Король карнавала или просто Карнавал. Карнавальные гулянья и шествования проходят обычно в феврале-марте. Когда-то почти во всех городах Италии этот праздник сопровождался театрализованными представлениями. В наши дни на улицах итальянских городов можно встретить ряженными в карнавальные костюмы лишь детей. Взрослые (в основном молодёжь) ограничиваются участием в ночных костюмированных балах. Второй большой весенний праздник в Италии - пасха. В этот день итальянцы всегда стремятся быть в кругу родных и близких. Уже много веков назад традиционной пасхальной пищей у итальянцев, как у других европейских народов, стали крутые яйца. Раньше по всей стране был распространён обычай красить яйца, предпочтительно в красный цвет, и преподносить их друзьям и знакомым. В наши дни в качестве пасхального подарка, особенно в городах, фигурируют не крутые яйца, а кондитерские изделия в форме яиц разных размеров. Среди летних праздников в Италии, особенно в сельских местностях, очень популярен день Сом Джованни (соответствует славянскому Ивану-Купале), отмечаемый 24 июня. По происхождению он связан с днём летнего солнцестояния, что отразилось во многих его обрядах. Каждый итальянский город и деревня имеют и свои собственные праздничные дни, связанные с каким-либо местным событием.

Религия

Итальянцы очень набожный народ. Италия - католическая страна. По статистике 99% верующих итальянцев исповедуют католицизм. К тому же официальная перепись относит к католикам всех принявших крещение в католическом храме. Сменить веру или просто уйти из Церкви в Италии практически невозможно. Более того, каждый верующий обязан платить папе так называемый "8% налог", который при желании можно направить в казну. Вообще подобные религиозные принципы во многом обуславливаются тесной связью с Ватиканом - городом-государством на территории современной итальянской столицы - Рима, а также многочисленными соглашениями между Церковью и государством. По новому конкордату правомочными с точки зрения гражданского права признаются браки, заключенные в Церкви. А сами браки разрешено заключать мужчинам с 16, а женщинам соответственно с 14 лет. Что касается развода то ситуация здесь по меньшей мере интересна. До недавнего времени он в Италии был фактически запрещен. Эти статьи были окончательно упразднены лишь после всенародного голосования в середине 70-х.

Традиции и обычаи

Итальянцы шумны, экспрессивны и запальчивы. Совершенно незначительные мелочи могут вывести итальянца из себя, который станет кричать, размахивать руками, угрожать смертельной расправой, но никогда не ударит обидчика. Итальянские эмоции в большей степени рассчитаны на внешнюю оценку. Жестикуляция - это особый язык. Каждое телодвижение имеет не только собственное значение, но и скрытый смысл.

Непринужденность в одежде, своеобразное отношение к политике и законам, легкость в отношении к другим людям - вот примерный образ взрослого итальянца. Итальянцев отличает умение одеваться, что является предметом национальной гордости.

Крепкие напитки пьют редко. Приверженные традициям итальянцы обычно употребляют местное вино, которое является непременным атрибутом каждого обеда. Пространные тосты не приняты, и перед тем, как выпить, произносят "чин-чин".

Культура

Итальянская литература

Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.

Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии - одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в обще итальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения - Франческа Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон.

Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма - движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его "герметическая" поэзия воплощала глубоко индивидуальное начало и отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. Другие признанные представители герметизма в поэзии - Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале - в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, - Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри.

Итальянское искусство

Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения - живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти.

В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли.

В конце 15 - начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения.

Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе.

Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Среди итальянских художников 18-19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова, работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860-1880-х годов - Маккьяйоли.

Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910-1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы.

После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо "искусство нищеты" (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе.

Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини. В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви, использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.

Итальянское кино

Итальянские кинокартины получили всемирное признание в период после окончания Второй мировой войны, что благоприятствовало стабильному развитию киноиндустрии. В то время утвердилось целое направление в итальянской кинематографии - неореализм.

К числу первых образцов неореалистических фильмов относятся работы режиссеров: Роберто Росселини Рим - открытый город (1945), Чудо (1948); Витторио де Сика Шуша (1946), Похитители велосипедов (1949); Дино де Лауренти Горький рис (1950). Среди других фильмов этого жанра выделяются: Умберто (1952); Крыша (1956) и Две женщины (1961) Витторио де Сика, а также фильм Федерико Феллини Дорога (1954). Впоследствии итальянские режиссеры испытали на себе влияние французского кино новой волны. Здесь можно вспомнить фильмы Росселини Генерал делла Ровере (1959), Феллини Сладкая жизнь (1960) и Микеланджело Антониони Приключение (1961).

Показателем тематического разнообразия итальянских кинофильмов 1960-х годов являются сатирическая комедия Пьетро Джерми Развод по-итальянски (1962) и реалистический фильм Пьера Паоло Пазолини Евангелие от Матфея (1966). Феллини все более уходит в мир фантазии в таких фильмах, как Восемь с половиной (1963), Джульетта и духи (1965) и Сатирикон Феллини (1970). В 1970-е годы итальянские мастера кино начинают проявлять больший интерес к историческим сюжетам. События фашистского периода показаны в фильмах Конформист (1970) Бернардо Бертолуччи, Сад Финци-Контини (1971) Витторио де Сика, в весьма противоречивом фильме Сало, или 120 дней Содома (1976) и Семь красоток (1976) Лины Вертмюллер. Из выдающихся фильмов 1980-х - начала 1990-х годов следует выделить работы Микеланджело Антониони Идентификация женщины (1982), Франко Дзеффирелли Травиата (1983) и Отелло (1984), Федерико Феллини И корабль идет (1983) и Джинджер и Фред (1986), Лины Вертмюллер Ирония судьбы (1984), Джузеппе Торнаторе Кинорай (1989), Джанни Амелио Распахнутые двери (1990), Пупи Авати Повесть о мальчиках и девочках (1991) и Торнаторе Прекрасный для всех (1991).

Заключение

И в заключении можно сказать, что Италия - высокоразвитая страна, со своими особенностями. Славу современной Италии создают не только прекрасные средиземноморские пейзажи, белоснежные пики Альп, апельсиновые рощи Сицилии, виноградники Тосканы и Лацио, не только золотые россыпи бесчисленных памятников многовековой итальянской культуры, но и выпускаемые в стране автомобили, продукция химической промышленности, модная одежда и обувь, популярные во всем мире кинофильмы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Грузинское гостеприимство как одна из традиций страны. Самый известный, романтичный и знаменитый обычай свадьбы - похищение невесты. Приемы и особенности мужского и женского танца. Национальная одежда и кухня Грузии. Анализ значения музыки в жизни грузин.

    практическая работа , добавлен 19.01.2015

    Возрождение как культурный расцвет Италии XIV-XVI вв. Культура страны, развитие литературы, гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Виды и назначение частных и общедоступных итальянских библиотек. Строительство и интерьер читален.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Традиции и праздники Украины. Религия, национальная одежда. Культурные традиции Киевской Руси. Образование, литература и искусство. Разница между костюмами в разных частях страны. Использование мотивов национального костюма и в повседневной одежде.

    презентация , добавлен 07.11.2013

    Рассмотрение истории возникновения государственной символики независимой Греции - герба и флага; описание их основных элементов. Ознакомление с климатическими условиями и количеством населения страны. Национальная кухня, культура и традиции Греции.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Обычаи и обряды кыргызского народа, традиционная одежда, национальные жилища. Традиции народов страны; праздники, творчество, развлечения, фольклор кыргызского народа. Национальная кухня, рецепты приготовления наиболее популярных блюд кыргызской кухни.

    творческая работа , добавлен 20.12.2009

    Изучение особенностей развития итальянской моды, главной законодательницей которой в XV веке была Флоренция, а в XVI в. - Венеция. Отличительные черты ренессансной одежды - живописность сочных, ярких цветовых сочетаний тканей. Мужской и женский костюм.

    реферат , добавлен 22.01.2011

    Изучение искусства эпохи Возрождения, включающее развитие архитектуры, основоположником которой был Филиппо Брунеллески. Особенности Тосканской, Ломбардской и венецианской школ, в стилистике которых ренессансные веяния сочетались с местными традициями.

    реферат , добавлен 05.01.2011

    Особенности этикета Италии - страны контрастов и противоречий, которая привлекает своей экспансивностью, прослеживающейся во всех сферах общественного поведения. Манера общения, традиции и обычаи итальянцев. Национальные праздники, деловой этикет.

    реферат , добавлен 15.05.2014

    Расположение Испании. Сан Андрее де Тейшидо - начало паломничества. Праздники и культурные традиции Галисии, Астурии, Кантабрии, Герники, страны Басков. Фестивали, фольклорные традиции, культурные события и театральные представления провинций Испании.

    реферат , добавлен 24.10.2008

    История возникновения ювелирного искусства. Изделия светского назначения. Искусство эмалевой портретной миниатюры. Ювелирные традиции Ренессанса. Мастерство ювелиров XIV века. Применение стиля времен Эпохи Возрождения в современном ювелирном деле.

Италия, известная как мировая "живая галерея искусств", является хранительницей огромного количества культурных ценностей. Будь то сломанная колонна, или церковь в стиле барокко, выходящая к треснувшему античному подножью форума, - вы повсюду окружены историей. В Италии на улице можно увидеть этрусские могилы, греческие храмы или обжитые кошками римские развалины. Мавританская архитектура соседствует с украшенными статуями фонтанами в стиле барокко; Италия даст вам возможность полюбоваться римскими скульптурами, византийскими мозаиками, очаровательными Мадоннами Джотто и Тициана, гигантскими склепами в стиле барокко и другими шедеврами.

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах.

Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.

Литература. Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.

Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии – одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в общеитальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения – Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон.

Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку. В 16 в. творили два выдающихся итальянских поэта – Лудовико Ариосто, автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд, являющейся примером Высокого Возрождения, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим, пронизанной духом воинствующего католицизма. В 18 в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони – поэт, драматург, критик и романист – прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал Джозуэ Кардуччи. В 1906 он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы.

Постепенно итальянская художественная литература стала осваивать новые литературные жанры. Сицилийский писатель Джованни Верга, автор повестей о жизни крестьян и рыбаков Южной Италии, основал школу веризма (реализма). Его повесть Сельская честь вдохновила композитора Пьетро Масканьи на сочинение одноименной оперы. Грация Деледда, получившая в 1926 Нобелевскую премию по литературе, написала более 30 романов и несколько сборников рассказов о жизни народа на ее родной Сардинии. В начале 20 в. выделялся писатель Габриеле Д"Аннунцио, в романах которого прославлялся культ сильной личности и критиковалось итальянское общество.

Искусство. Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения – живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти. В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли.

В конце 15 – начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения.

Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе.

Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Среди итальянских художников 18–19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова, работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860–1880-х годов – Маккьяйоли.

Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910–1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы.

После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо «искусство нищеты» (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе.

Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини. В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви, использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.

Музыка. Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего развития в 16 в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства. Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. В Орфее Монтеверди впервые создал истинно современную музыкальную драму. С этого времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы.

Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 – начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи (Сельская честь), Руджеро Леонкавалло (Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье) и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо Пиццетти (Клитемнестра и Ифигения); Франко Альфано (Доктор Антонио и Сакунтала); Пьетро Каноника (Коринфская невеста и Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо Петрасси (Кордовано).

Всемирную известность приобрели «Театро дель опера в Риме» и «Ла Скала» в Милане, где ставятся оперные спектакли. Наряду со многими оперными театрами Италии они субсидируются государством. Великолепные оперные сезоны проходят в Неаполе, Палермо, Венеции, Флоренции, Болонье и Турине. В летнее время спектакли на открытом воздухе устраивают в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане, на о.Сан-Джорджо в Венеции и в «Театро Медитерранео» в Неаполе. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи; сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли.

Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки. В 11 в. монах Гвидо Д"Ареццо изобрел систему нотного письма (включая знаки ключей), ставшую предшественницей современной музыкальной грамоты. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине.

В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).

Италия - страна, подарившая миру огромное количество гениальных художников, мыслителей, композиторов и поэтов. Культура Италии считается общемировой культуры, поскольку многие достижения итальянцев в музыке, архитектуре, театре и живописи оказали значительное влияние на формирование культурных особенностей соседних стран.

Еще до образования Древнего Рима на территории современной Тосканы возникли национальные традиции этрусков, положившие начало зарождению итальянской культуры в целом. Падение Римской империи повлекло за собой ее упадок, и только лишь в середине 11 века культура Италии обрела свое второе рождение. Расцвет итальянской архитектуры, живописи и музыки приходится на оставивший миру много известных имен.

В основе понятия «культура Италии» выделяют три наиболее важных временных периода:

  • Эпоха, предшествующая Возрождению и носившая название Проторенессанса (13-14 века). Из известных имен того времени до нас дошли такие имена, как Данте Алигьери (поэт, основоположник литературного итальянского языка, автор «Божественной комедии»), Франциск Ассизский (известный деятель католической церкви), Марко Поло (путешественник и первооткрыватель из Венеции) и другие.
  • Ренессанс или эпоха Возрождения (конец 14-16 веков) известен следующими именами творцов культуры: Леонардо да Винчи (великий ученый, изобретатель, художник, скульптор), Джордано Бруно (философ, поэт, пропагандист материализма), Никола Макиавелли (мыслитель, философ, писатель, видный политический деятель), Микеланджело (живописец, поэт, архитектор, скульптор), Галилео Галилей (ученый, астроном и философ) и другие.
  • Эпоха Высокого Возрождения (конец 16 - 17 веков) стала своего рода переходным периодом от античных времен к современности. В начале 17 века культура Италии претерпевает значительные изменения, Ренессанс постепенно уступает место новому архитектурному и художественному стилю под названием «барокко», что в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы». Барокко стало не просто новым и культуре Италии. Барокко в более широком смысле - это особая наука, философия, мировоззрение человека нового времени. Человек отвергает отождествляемую с бесцеремонностью, дикостью и невежеством естественность. 17 века это непременно хорошо одетый, надушенный дорогими духами джентльмен, обладающий уверенностью в себе и спокойствием. Женщина периода барокко дорожит бледностью своего лица, не выходит в свет, не затянув талию в корсет и не надев каблуки. Основными увеселительными мероприятиями конца эпохи Высокого Возрождения стали пришедшие на смену паломничеству к святым местам прогулки по паркам и садам, балы и маскарады, сменились обычным катанием на лошадях и играми в карты.

Несмотря на небольшие размеры страны каждая из ее провинций имеет свои неповторимые традиции. Самым «итальянским» городом принято считать Флоренцию. В ней, как ни в одном другом уголке страны, отражается национальная культура Италии. Стоит только однажды прогуляться по многочисленным узким улочкам города, чтобы уловить особую атмосферу его жизни. Флоренция подарила миру такие имена, как Никола Макиавелли, Марко да Гальяно, Микеланджело, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи.

Богатое многовековое наследие предков, а также современная культура Италии привлекает в эту страну огромное количество путешественников, историков и ценителей высокого искусства. Сегодня Италия является одной из самых посещаемых туристами стран, а ее богатые культурные наследия хранятся не только в национальных музеях страны, но и в лучших галереях мира.

Италия – самая настоящая сокровищница культурных достижений человечества. Невозможно представить эту страну без знаменитого Колизея, падающей Пизанской башни, величественных соборов и церквей, уникальных музеев, галерей, монументов, фонтанов и пр. Культура Италии многогранна и разнообразна, ее история началась много веков назад, и с каждым годом эта сфера жизни государства становится еще шире и интереснее.

Страницы истории

Территория современной Италии в различные периоды истории служила местом поселения многих народов. Так, много веков до нашей эры на территории современной Тосканы проживали этруски, а солнечная южная часть Апеннин была облюбована греческой цивилизацией. Несомненно, разносортный этнический состав итальянских жителей наложил свой отпечаток на культуру страны.

Становлением итальянской культуры принято считать период появления цивилизации Древнего Рима. Этруски оставили после себя немало культурных и исторических памятников: некрополи, руины городов, предметы быта, статуэтки, фрески и многое другое. В царский период (VIII-VI века до н.э.) были созданы известные на весь мир «Законы двенадцати таблиц» и построены Великая клоака (сточный канал, действующий до сих пор), храм на Капитолий, первый цирк. В период Республики (V-I века до н.э.) были основаны Фламиниева и Аппиева дороги, возведены многочисленные форумы, термы, храмы, административные здания (их руины можно встретить во многих городах Италии). Однако большая часть исторических памятников культуры Древнего Рима была создана в период Империи. К ним относятся римский Колизей, храм Пантеон, большое количество акведуков, триумфальных арок, терм, амфитеатров, вилл, колонн, дворцов и пр. Помимо архитектуры культура древних римлян включала в себя прозу и поэзию, традиционную музыку, театральное мастерство, различные виды художеств (от простеньких орнаментов до скульптурного портрета).

Исчезновение империи Древнего Рима (476 год) принято считать временем упадка культуры Италии. Признаки духовного возрождения появились спустя шесть столетий, а его расцвет датирован историками XIII-XIV веками. Кроме того, искусствоведы выделяют так называемую «Эпоху Италии». Она относится к итальянской эпохе Возрождения и делится на три периода:

  • Проторенессанс, который в свою очередь делится на две составляющие:
  1. Дученто, который считается основоположником Ренессанса. Этот период датирован XIII-началом XIV века.
  2. Треченто – наследник Проторенессанса. Этот исторический промежуток датирован XIV веком.
  • Кватроченто, он же Ранний Ренессанс, появившийся в XV веке.
  • Чинквеченто – знаменитая эпоха Ренессанса. Она делится на два периода:
    1. Высокое Возрождение – считается классическим периодом Ренессанса и датирован концом XV – первой четвертью XVI века.
    2. Позднее Возрождение – то же Высокое Возрождение, ключевым стилем которого является маньеризм. Этот период характерен для Венеции и завершается в конце XVI века.

    Каждый исторический период истории итальянской культуры имеет свои особенности.

    Дученто тесно связан с периодом Средневековья, для которого характерны византийские, готические и романские традиции. В искусстве проторенессанса четко прослеживаются зачатки тенденций к наглядному и чувственному изображению реальности, возникновение интереса к античной эпохе, светскость. В живописи описанного периода возникает материальная убедительность форм, осязательность предметов. Для архитектуры характерны спокойствие и размеренность, а для скульптуры пластическая мощь. Самыми яркими представителями проторенессанса являются архитектор Арнольфо ди Камио, скульпторы Николло и Джованни Пизано, художники Джотто, Амброджо Лоренцетти, Пьетро Каваллини, поэт Данте Агильери.

    Это интересно! Период проторенессанса характерен только для Италии. Это течение существовало только в Риме и Тоскане.

    Период кватроченто совпал с бурным экономическим подъемом Италии. Торговая, промышленная и ростовщическая деятельность требовала наличия знаний, поэтому в это время развивались точные науки, математика, естествознание. Получая немалую прибыль, богатые и знатные люди строили пышные дворцы и загородные резиденции, украшали их наилучшими произведениями искусства. Формирование новой идеологии привело к увеличению числа образованных и творческих людей: нотариусов, врачей, историков, философов, музыкантов, архитекторов, художников и пр. Человек стал рассматриваться как индивидуальность, состоявшаяся личность с набором индивидуальных качеств. В период кватроченто появились идеи гуманизма, человеческая душа и тело были признаны гармоничными и едиными. Центром искусства Раннего Ренессанса признаны Венеция и Флоренция. Самыми яркими представителями кватроченто являются литераторы Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, скульптор Донателло, художники Мазаччо и Сандро Боттичелли, архитекторы Леон Батиста Альберти, Филиппо Брунуллески, Леонардо да Винчи, Микеланждело, Рафаэль и др.

    Это интересно! Период кватроченто считается временем расцвета итальянской живописи, архитектуры и скульптуры.

    Чинквеченто, или период Ренессанса, совмещает в себе сразу несколько составляющих, к которым относятся гуманизм, вера в разумное устройство реальности, творческие силы человека, возвышение героического подвига и гражданского долга. В то же время происходит гармоничный вид синтеза нескольких разновидностей искусства, в котором четко прослеживается равноправие живописи и скульптуры по отношению к ранее доминирующей архитектуре. Снятие этого подчинения привело к возникновению новых жанров, таких как пейзаж, портрет, историческая живопись. В различные периоды времени центром культуры Италии считались разные города: в конце XV века – Флоренция, в первом десятилетии XVI века – Рим, позже – Венеция. Самыми известными мастерами периода чинквеченто относятся Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Веронезе, Тициан, Тинторетто и др.

    Это интересно! В переводе с итальянского Чинквеченто означает пятьсот.

    XVI век в истории искусства Италии связан с эпохой маньеризма. Искусствоведы называют его антиклассическим течением, которое сложилось в 20-х-90-х годах XVI столетия. Маньеризм отказывается от гармонии между человеческим телом и разумом. Новый стиль представляет мир шатким, распадающимся и неустойчивым. Образы, созданные творцами-маньеристами, содержат в себе обеспокоенность, тревогу, напряженность, а также особый художественный прием или манеру, делающую творение чем-то сказочным и нереальным. Мастер отходит от реалистичных принципов искусства и внедряет в создаваемый образ свою «изюминку». Например, использует яркие или холодные цвета красок, добавляет необычные ромбовидные или змеевидные ритмы, произвольно вытягивает формы, подчеркивает фантастичность света и пространства, вводит ассиметричные компоненты. В начале маньеризм встречался только в живописи, а в 40-х годах XVI века появляется также в архитектуре и скульптуре. Самыми известными творцами-маньеристами являются Якопо Понтормо, Пармиджано, Аньоло Бронзино.

    Это интересно! Изначально маньеризм считался придворно-аристократическим течением в искусстве. Его родиной являются герцогства Феррары, Пармы, Модены и Мантуи. Основная часть произведений искусства в стиле маньеризм находилась во владении светской и церковной аристократии. Спустя несколько лет это течение утвердилось в Риме и Флоренции.

    Знаменитый стиль барокко родился и развивался в Италии. Художественными центрами этого течения в искусстве считают Мантую, Рим, Флоренцию и Венецию. Именно здесь появились первые барочные работы в скульптуре, архитектуре и живописи. Специалисты считают барокко кризисным стилем, появившимся из-за рождения маньеризма и постепенного отхождения от принципов гуманизма. Несмотря на мрачные и нереалистичные образы творцов-маньеристов, люди не перестали наслаждаться дарами природы, искусства и жизни в целом. Эпохе барочного искусства сопутствовали не самые радостные периоды европейской жизни: засилье инквизиции, Контрреформация, работорговля, вездесущее насилие и пр. Тем не менее, вычурность, пышность и элегантность всех разновидностей искусства выдавало истинные желания людей и аристократии.

    Барочная эпоха началась в конце XVI века, однако «отцом» этого стиля считают Микеланджело Буонарроти, творившего еще в период Возрождения (чинквеченто). Для его творений характерны сверхчеловеческий размер, усиление зданий исполинским орденом, удвоение колонн и пилястр, широкое применение карнизов. Барочные произведения искусства (в том числе архитектура) отличаются контрастностью, буйством красок, великолепием, экстравагантностью орнамента, контрастами объемов, изумительными эффектами цвета и светотени, ассиметрией созданных конструкций.

    Это интересно! В эпоху барокко появилась известнейшее музыкальное течение опера.

    В начале XVIII века искусство Италии находилось во власти позднего барокко. Только в этой стране оно смогло продержаться так долго. Стиль уже начал терять свою правдивость, в творениях мастеров этого времени можно увидеть усталость, бравурность, накопление кризисных черт, неискреннюю патетику. Тем не менее в работах некоторых провинциальных художников и декоративных живописцев имеются некоторые обновления, где образы рассказывают о чувствах человека, истории и природе. Самыми яркими творцами эпохи позднего барокко являются Карло Маратта, Витторе Гисланди, Джованни Батиста Тьеполо, Креспи.

    Это интересно! Эпоха позднего барокко ознаменовалась переходом центра духовной жизни Европы во Францию.

    Следующий этап истории культуры Италии связан со стилем рококо. Итальянцы принимали активное участие в зарождении и развитии этого течения. Для рококо характерны роскошь и желание испытывать наслаждения каждый миг. Поэтому дворцы этого периода имели роскошные интерьеры, дамы одевались в пышные платья, стали использовать большое количество косметики. Именно в это время стало модным «носить» мушки на лице. Помимо создания великолепных интерьеров, течение рококо внедрилось и в тематическую живопись, портрет, архитектуру, скульптуру. Большая часть зданий была украшена скульптурными композициями и орнаментами в форме раковины. Также ему сопутствовало развитие ювелирного дела, рисования гобеленов, ткачества и производства мебели. Художники названного течения изображали на полотнах различные увеселительные мероприятия: театральные представления, праздники, влюбленные пары, персонажей из мифологии, а на портретах все лица представлены улыбающимися и счастливыми.

    Это интересно! Несмотря на праздное настроение, бытующее в искусстве Италии в эпоху рококо, в обществе существовало немало проблем, главными из которых были бедность, высокая заболеваемость жителей сифилисом и туберкулезом, а также смертность.

    После непродолжительного культурного спада Италия вновь возвращает себе статус центра культуры Европы. Это событие произошло в первой четверти XVI века и имеет прямое отношение к развитию стиля классицизм. В это время наблюдается уменьшение ценности истории – она становится обычным теоретическим идеалом и научным объектом, на первое место выходят бытовые проблемы общества. Из-за переезда многих талантливых архитекторов в европейские государства в Италии резко сократились строительные работы. Уже в конце периода позднего барокко наблюдается отхождение от чрезмерного количества пышных форм и декора в архитектуре зданий, и проскальзывает новый стиль, имеющий ряд сходств с классицизмом – неоклассицизм.

    Лучшими мастерами эпохи классицизма признаны живописцы Андреа Аппиани, Помпео Батони, Винченцо Камуччини, скульптор Антонио Канова, архитектор Луиджи Ванвителли.

    Это интересно! По сравнению с другими европейскими государствами в Италии находится не так много образцов классицизма.

    Середина XIX века для Италии ознаменовалась возникновением конфликта с Австрийской империей. Не меньшие изменения претерпело и искусство страны. Период с 1789 по 1870 год называется Рисорджименто, что в переводе означает «обновление». Возникли такие стили как Арте повера, футуризм, трансавангард, маккьяйоли, академизм, новеченто. После объединения Италии мастера из Флоренции решили создать новое творческое объединение, которое не было похоже на стили классицизм, академизм, романтизм. Так возникла новая эпоха итальянской культуры, которую относят к течению реализма и импрессионизма. Художники из флорентийского общества поставили себе цель обновить живопись, сделать ее более современной и реалистичной. Творения мастеров этого времени не содержат сюжеты из литературных произведений и мифологических рассказов.

    Не менее интересны работы скульпторов XIX века. Основная часть скульптур посвящена королю Виктору Эммануилу, известным личностям Италии: литераторам, ученым, архитекторам, живописцам (Джотто, Джузеппе Гарибальди, Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль и пр.). По мнению специалистов, большая часть работ была помпезной и маловыразительной.

    В XX веке культура Италии вновь подверглась влиянию трагических событий государственной и мировой истории, что повлекло за собой распространение разрушительных и авангардных тенденций. Культурным центром, в котором преобладал стиль авангард, являлся Париж. Также здесь творили мастера символисты, сюрреалисты, кубисты и пр. Через некоторое время все эти стили появились и в Италии. Среди самых известных итальянцев-авангардистов находятся Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра.

    В дальнейшем искусство обратилось к эпигонским и абстракционистским направлениям. В то же время возникает немало мелких художественных направлений, которые поддержали аристократы, аукционеры, буржуазные дельцы и пр. Для них такое творчество стало одним из способов получения неплохой прибыли. Мировые войны, происходившие в XX веке, стали причиной переноса культурного центра из Франции в США и Англию.

    Также хочется отметить период правления Бенито Муссолини. В 60-х годах прошлого века в городах появилось много сооружений, которые имеют разную степень ценности. Благодаря новому правительству, состоявшему из высококультурных и образованных политиков, в Италии удалось сохранить большое количество исторических и культурных памятников прошлого страны.

    Это интересно! В XX веке итальянские скульпторы продолжали творить в стиле реализм. К ярчайшим представителям этого направления относятся Джакомо Манцу, Ренато Гуттузо, Эмилио Греко, Аугусто Мурер и др.

    Итальянское искусство

    Расцветом художественного величия страны считается XIV век. Именно в это время творил величайший ученик флорентийской школы искусств Джотто ди Бондоне. Он отказался от утвердившейся византийской манеры живописи и стал создавать свои шедевры в своеобразной натуралистической манере. На созданных им фресках в Ассизи, Флоренции, Равенне можно увидеть эмоциональность и естественное тепло изображенных фигур. Не менее великими последователями Джотто являются флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти и живописец Фра Анжелико.

    Следующий период итальянского искусства тесно связан с Флоренцией, т.к. именно этот город стал средоточием культуры государства. В этот период творил великий Донателло, создавший стоящую обнаженную скульптуру впервые со времени древних римлян. Архитектор Филиппо Бренеллески отличился тем, что перенес стиль Ренессанса в облик зданий, мастера Фра Филлипино Липпи и его наследник создавали картины, связанные с религиозными сюжетами. Искусство графики было развито благодаря таким мастерам как Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо.

    XV-XVI века связаны с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти. Первый мастер связал свою жизнь со многими видами деятельности, в том числе с изобразительным искусством. Его великолепные работы Мона Лиза и Тайная вечеря входят в число шедевров мировой живописи. Микеладжело Буонаротти известен как архитектор, живописец и скульптор. Именно он является автором проекта купола римского собора св. Петра, росписей потолка в Сикстинской капелле и скульптур Моисей, Давид, Пьета. Рафаэль прославился как истинный живописец эпохи Возрождения. К лучшим работам итальянского мастера относятся св. Георгий и дракон, Сикстинская Мадонна.

    В Венеции культурный «бум» наступил позже и имел другое воплощение. Мастера из этого итальянского города писали яркие полотна, на которых прослеживается кипение жизни, буйство красок и эмоциональная насыщенность. Великий венецианец Тициан первым использовал свободное творчество тонким красочным хроматизмом и открытым мазком. Вместе с Тицианом в это время творили Тинторетто, Джорджоне, Паоло Веронезе и Пальма Веккио.

    В XVII веке самым известным мастером был Джованни Лоренцо Бернини – архитектор и скульптор, создавший большое количество римских статуй и проект колоннад на площади перед римским собором св. Петра. Живопись этого времени обогатилась новыми направлениями благодаря инициативе Каррачи и Карваджо.

    В XVIII-XIX веках в Италии творили многие известные мастера, внесшие свой вклад в развитие искусства государства на Апеннинах. К ним относятся пейзажист Каналетто, художник Джованни Батиста Тьеполо, гравер Джованни Батиста Пиранези, скульптор Антонио Канова и др.

    XX век в искусстве Италии связан с творчеством сюрреалистов, футуристов, кубистов и пр. Например, художник Амадео Модильяни представил миру свое меланхоличное творение, на котором изображены обнаженные люди с интересными миндалевидными глазами и овальными вытянутыми лицами. Также искусство прошлого века тесно связано с живописцами Филиппо де Писис, Джорджо де Кирико, Карло Карра, Умберто Боччони и др. После Второй мировой войны в Италии появились художники, пишущие свои картины в стиле абстракционизм. Эмилио Ведова, Альберто Бурри и Лучо Фонтано стали родоначальниками стиля, называемого «искусством нищеты».
    Все составляющие итальянского искусства — будь то архитектура, живопись или скульптура, являются беспрецедентными творениями, вызывающими восхищение у жителей и гостей страны не одно столетие.

    Итальянская литература

    Литераторы из Италии являлись малоизвестными личностями в Европе. Дело в том, что итальянцы использовали латынь в качестве литературного языка до XIII века. Разговорный язык государства постепенно и очень медленно внедрялся в литературу. В XIII веке в Умбрии слагались стихотворения, связанные с религией, а в Палермо при дворе Фридриха II сочинялась поэзия в лучших традициях придворной любовной лирики. Основы итальянского литературного языка были заложены в Тоскане. Выдающимся поэтом того времени был Данте Агильери – флорентинец, написавший известную всему миру «Божественную комедию». Его не менее известным последователем стал Франческо Петрарка – создатель лирических сонетов и стихотворений, а также Джованни Боккаччо – автор новелл Декамерон.

    Это интересно! Латинский язык использовался в Италии вплоть до XVI века.

    В XVI веке выдающимися итальянскими поэтами были Торквато Тассо, написавший поэму «Освобожденный Иерусалим», и Лудовико Ариосто – автор поэмы «Неистовый Роланд». В XVIII веке итальянская литература вновь встретилась с жанром классическая трагедия, ярким представителем которой стал Витторио Альфьери, с течением комедия в лице Карло Гольдони и поэзией Джузеппе Парини. XIX век для Италии связан с реформами, борьбой за освобождение, изменением настроений народа. Такое состояние социума отразилось и на литературе. Поэт Джакомо Леопарди, романист и поэт Алессандро Мандзони стали основными рассказчиками этого времени. После них, уже в объединенной Италии, творил известный поэт Джозуэ Кардуччи.

    Это интересно! Джозуэ Кардуччи получил Нобелевскую премию за научную работу в изучении итальянской истории, а также за свои талантливые поэмы и стихотворения.

    В XX веке литература Италии обогатилась новыми стилями. Литераторы стали писать в традициях реализма и неореализма, авангардизма и неоавангардизма. Многие писатели создавали юмористические сатиры, исторические романы, повести о Родине и др. Наиболее известными итальянскими литераторами XX века были Луиджи Пиранделло, Джованни Гуарески, Карло Кассола, Итало Кальвино, Джузеппе Томази ди Лампедуза, Джорджо Басани, Диего Фаббри, поэт Филиппо Томмазо Маринетти и др.

    Итальянская музыка

    Музыка в Италии всегда была на высоте. Уже в IV веке, когда в церковном пении был распространен церковный стиль, итальянские музыканты были лидерами в создании и дальнейшем развитии новых разновидностей вокала. Именно в Италии был рожден мадригал – его создал друг поэта Данте Пьетро Казеллы. Не менее развитой была церковная музыка. В эпоху Возрождения творил великолепный композитор Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, создавший мотеты и мессы, используемые в соборах, храмах и церквях до сих пор.

    Кроме того, в XI веке была изобретена система нотного письма, которая предшествовала современной грамоте в музыке. В XVII веке Антонио Вивальди и Арканджело Корелли создали новый музыкальный стиль под названием кончерто гроссо.

    Также Италия подарила миру оперу. Ярчайшими представителями этого музыкального направления стали Якопо Пери и Клаудио Монтеверди. Опера являлась доминирующей формой музыки в Европе на протяжении всего столетия.

    Это интересно! Первая опера – Дафна Якопо Пери, была создана в 1594 году.

    XIX век стал для итальянской оперы периодом расцвета. В это время творили великие композиторы Винченцо Беллини, Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти. Популярность оперных произведений не угасала. В лучших театрах страны («Ла Скала в Милане, «Театро дель Опера» в Риме) проходили наилучшие оперные спектакли. Великолепные сезоны оперы проводились во многих итальянских мегаполисах: Неаполе, Венеции, Турине, Палермо, Болонье, Флоренции.

    В Италии работало много талантливых оперных певцов, среди которых всем известный Лучано Паваротти, Рената Тибальди, Тито Скипа, Энрико Карузо, Джузеппе Таддеи и др.

    Итальянский кинематограф

    Стабильное развитие кинематографа в Италии началось после окончания Второй мировой войны. Именно в это время итальянское кино получило всемирное признание и возникло национальное направление под названием неореализм.

    Первыми известными кинокартинами итальянских режиссеров стали «Рим – открытый город», снятый в 1945 году Роберто Росселини, «Дорога», показанный зрителям в 1954 году и снятый режиссером Федерико Феллини. В 50-х-60-х годах прошлого века итальянское кино ощутило на себе серьезное влияние обновленного кинематографа Франции. К новым фильмам итальянских режиссеров относятся «Приключение» (1961) -режиссер Микеланджело Антониони, «Сладкая жизнь» (1960 год) режиссера Феллини и «Генерал делла Ровере», снятый в 1959 году Роберто Росселини.

    Позже в кинематографе Италии появляются жанры сатиристичекая комедия, фантастика, историческое кино. На всем протяжении XX века итальянские режиссеры, сценаристы и актеры не переставали радовать шедеврами киноискусства зрителей не только своей страны, но и всего мира.

    Помимо перечисленных выше составляющих культура Италии также включает в себя национальные традиции, религию, футбол, моду и др. Итальянцы свято чтут и оберегают свои исторические памятники, произведения искусства, культурные и семейные ценности, уважительно относятся к церкви. Побывав в Италии, вы заметите, что жители этой страны образованные и культурные люди, которым хорошо известна не только история их государства, но и самые заковыристые правила этикета.

    Итак, первое, что бросается в глаза при взгляде на итальянцев – это их открытость и общительность. Да, это в основном очень позитивные, расслабленные люди, любящие наслаждаться хорошим общением, солнечной погодой, вкусной едой, терпким кофе по утрам, изысканным вином по вечерам и приятной эмоциональной атмосферой.

    Итальянцы достаточно быстро сближают дистанцию в общении с другими людьми. Как только вы познакомились с итальянцем, через некоторое время вы уже можете заметить, что непринужденно болтаете с ним как с давно знакомым человеком.

    Такая открытость, доброжелательность, приветливость и непринужденность в общении делает итальянцев очень приятными и веселыми собеседниками. При первой же встрече принято всегда пожимать руку, а при прощании даже при первом знакомстве принято поцеловаться два раза в щеки. Вообще у итальянцев принято каждый раз целоваться в щеки при встрече и прощании.

    Менталитет итальянцев отражает в первую очередь их социальность. Круг общения всегда очень широкий, общаются они как можно больше и чаще любят знакомиться с новыми людьми. Совершенно нормальным считается поболтать о жизни с продавцом, официантом или барменом.

    Социальность итальянцев порождает различные семейные и дружественные традиции. Так, в Италии повсеместно принято собираться после учебы или работы и куда-нибудь идти всей семьей или с друзьями – в ресторан, в бар или кафе, либо просто погулять по набережной, сходить в театр или на концерт. В общем, итальянцы – это в значительной степени экстравертированные люди.

    Семейные традиции в Италии

    Семейственность очень много значит для любого итальянца. Причем под семьей понимаются не только ближайшие родственники, но и отдаленные братья, сестры, племянники, тети и дяди.

    Бабушки и дедушки традиционно являются главными членами в итальянской семье, которые берут на себя роль морального авторитета. Вообще фактически в семьях развит матриархат, хотя внешне может показаться, что мужчина считается главным.

    В итальянской семье принято баловать детей. Им позволяется делать практически всё, что вздумается, самовыражаться открыто. Благодаря этому они вырастают общительными, незакомплексованными и свободными.

    Очень часто в итальянских семьях можно встретить ситуацию, когда сыновья даже старше 30 лет живут с матерями. Дело в том, что здесь принято заботливое и балующее отношение матерей к сыновьям на протяжении всей жизни, также как сыновья очень трепетно относятся к своим родителям. Таким образом, итальянцы не спешат жениться и уехать из родного дома поскорее. Ситуация, когда итальянские дети надолго остаются в родном доме, считается абсолютно нормальной.

    К слову сказать, развод в Италии представляет собой очень сложный процесс, который может длиться чуть ли не семь лет. Кроме того, нужно потратить большое количество денег на адвоката и другие расходы, связанные с разводом, плюс еще платить алименты в размере 50% дохода. Поэтом итальянские мужчины очень тщательно выбирают себе спутницу жизни и отнюдь не стремятся быстро жениться.

    Стиль жизни итальянцев – получать максимум удовольствия

    Итальянцам свойственно особое отношение к удовольствиям в жизни. Они стремятся получать максимум наслаждения от самого процесса жизни – солнечной погоды, прогулок и походов по ресторанам и барам со всей семьей или многочисленными друзьями, изысканной еды и вина, послеобеденной сиесты, и, конечно, приятного общения и получения максимума эмоций.

    У итальянских мужчин принято особое трепетное отношение к женщинам и восхищение их красотой. Здесь принято восторгаться женщинами независимо ни от чего.

    Прием пищи у итальянцев превращается в настоящий культ. В Италии серьезно относятся к выбору ресторана и времени для обеда и, конечно, приготовленным блюдам. Обычно обед в Италии считается важнее ужина и должен быть обильным, с бокалом вина. Разнообразие итальянской еды, ее качество и отменные вкусовые качества – это обширная тема для отдельной статьи!

    В целом, стиль жизни итальянцев максимально расслабленный. Поменьше тревог и забот, побольше наслаждений и приятного общения – пожалуй, это может быть девизом итальянского образа жизни. Goditi la vita!