Сопоставительный анализ онегина и печорина. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (Передовые люди XIX века)


Между героем романа Лермонтова «Герой нашего времени» и героем романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин» есть ряд сходств, но также и существенные отличия.

Печорин и Евгений Онегин – довольно интересные личности. Их незаурядность выражена в том, что в сравнении с другими людьми того же социального поколения, что и они, главные герои романов Пушкина и Лермонтова кажутся читателю умными, тонко чувствующими, но и в то же время достаточно жестокими и рассудительными.

Они хорошо изучили людей, что помогает им умело обращаться с чувствами окружающих. Печорин разочаровался в людях, потерял всякий интерес к жизни, однако на протяжении всего романа пытается найти его, при этом больно задевая чувства окружающих. Общество сделало его холодным и жестоким:

«Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Евгений Онегин устал от жизни. Он быстро насытился всеми прелестями жизни, и скоро они утомили его. Онегин пытается найти себя в разных сферах занятий, однако ничего не трогает его душу. Он охладел к жизни, стал циничным и ленивым; его разум и душа требуют заинтересованности в чем-либо, однако не получают этого.

«Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать».

Но между Онегиным и Печориным также есть отличия.

Онегин, уставший от жизненных забот, не пытается найти смысл своего существования, развеять скуку.

Он ленив, его сердце уже давно ничего не трогает, и, кажется, он ведет бессмысленное существование. Онегина не забавляют балы, театры, он остыл к жизни и делает все скорее потому, что такой порядок у него выработался за несколько лет.

«Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были предмет его привычных дум;

Измены утолить успели;

Друзья и дружба надоели…».

Печорин предстает перед читателями как образ романтичного, но в то же время эгоистичного молодого человека. Хотя в нем все еще горит желание найти смысл жизни и свое предназначение в ней, все его попытки сделать это не приносят ему успехов.

«Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».

Черты сходства и различия главных героев показывают различный психологизм романов. «Евгений Онегин» - произведение, в котором заключен скрытый оптимизм; «Герой нашего времени» - трагический роман, вводящий читателя в долгое рассуждение о вечных вопросах жизни.

Обновлено: 2017-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В литературе каждого народа есть произведения, героев которых, положительных или отрицательных, человек помнит всю жизнь, а есть персонажи, которые со временем стираются из человеческой памяти. Если говорить о русской литературе, то произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. С. а «Евгений Онегин» — это выдающиеся романы, главные герои который Григорий Печорин и Евгений Онегин остаются в нашей памяти до конца жизни. Это довольно противоречивые персонажи с яркими характерами, которых знает каждый, кто хоть немного знаком с русской литературой.

Героев романов А. С. а и М. Ю. Лермонтова разделяет меньше десяти лет. Будь они реальными людьми, они бы легко могли встретиться на приеме в одной из гостиных, на одном из балов или в ложе одной из красавиц на премьере какого-нибудь спектакля.

Однако, попробуем разобраться, чего больше в Онегине и Печорине – различий или сходства. Ведь различия в характерах, образе жизни и поведении порой разделяет людей сильнее, чем целое столетие.

Евгений Онегин уже с первой главы романа предстает перед нами в образе сложившегося светского молодого человека, не хуже и не лучше других своих современников. Хорошее домашнее образование, солидное наследство, легкий и приятный ум, светский лоск, умение изящно изъяснятся и находить с кем угодно общий язык. В дополнение к этому основательные знания вопросов моды и умение организовывать холостяцкие обеды – вот и все, чем живет Евгений Онегин. А. С. подробно описывает один день из жизни Онегина – подъем, завтрак, туалет, обед, театр и сон. И этого описания вполне достаточно, потому что жизнь Онегина проходила спокойно и равномерно, а каждый новый день был похож на предыдущий.

«До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера…»

Такая размеренность его жизни, повторение одного и того же, скрытого за внешним разнообразием и яркостью – это бессмысленная трата времени, пустота, в которой герой романа не отдает себе отчет. Он пытается всю жизненную силу отдать женщинам, но там, где нет любви, страсть очень быстро превращается в привычку.

Лишь немного оживляет переезд Онегина в деревню, он пытается там что-то изменить, применить на практике прогрессивные знания, однако у него ничего не выходит и скоро он приходит в уныние. Однако ский персонаж все же отличается от своих сверстников, от типичных прожигателей жизни, которыми тогда было заполнено светское общество. У него есть

«Мечтам невольная преданность,

неподражательная странность

и резкий, охлажденный ум».

Внимательно присмотревшись к Онегину, можно увидеть, что это незаурядная личность с задатками сильного человека с ярким характером, который заключен в границах данностей того времени и у которого не хватает сил, а скорее недостает желания оттуда вырваться. Все его устремления порывисты, он не понимает, что лишь «труд упорный» позволит построить настоящую жизнь. Идя на поводу у легких решений, он поневоле становится соблазнителем и убийцей. Но в то же время, порядочность и благородство, которое он проявляет к Татьяне, несколько обнадеживают и заставляют верить, что Онегин хоть и ведет пустую жизнь, в душе он не пустой. И поэт дает ему шанс на воскрешение. У Онегина просыпается все человеческое благодаря настоящей любви, показавшей ему, что на земле есть истина, а что остается ложью. Мы расстаемся с Онегиным, видя его еще не ожившим, но все же не падшим и не пропащим. предоставляет нам возможность самим додумать, станет ли Онегин духовно богатым человеком и будет ли по-настоящему жить, или так и останется до конца своих дней бездушным прожигателем жизни.

Что касается Григория Печорина, то он несколько моложе Онегина. Он моложав и очень свеж – именно таким представляет нам его Лермонтов. Он весьма хорош и выделяется в окружающем его обществе. Но уже с первых минут знакомства с этим персонажем мы видим его бесконечную усталость и вялость, присущую лишь старикам, прожившим долгую и трудную жизнь. И если об Онегине рассказывает автор романа, то о Печорине мы больше узнаем из его дневника. Мы ничего не знаем о его детстве и юношеских годах. Но повзрослев, он стал человеком, трезво оценивающим свои силы и слабости, свои достоинства и недостатки. Печорин знает, а скорее чувствует, что «ведь, верно, было у меня назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Однако он растратил свои силы, свою жизненную энергию впустую, «увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных». И если Онегин ищет смысл жизни, то Печорин уверен, что его не существует. Сила его личности, его влияние на других настолько велико, что он запросто может управлять ситуациями и людьми, запросто может получать все, что пожелает. Но получив желаемое, он мгновенно охладевает, понимая, что нужно ему совсем другое. Такая порывистость Печорина весьма похожа на поведение и поступки Онегина.

Печорин не боится гибели, он равнодушен к жизни. И если Онегин, став невольным убийцей, был удручен и потрясен, то Печорин – удивительно хладнокровный убийца, для которого люди не более, чем тени. Можно очень легко задеть его самолюбие, но не душу и сердце, потому что Печорин считает, что душа его мертва. Два времени, два героя, которые очень похожи друг на друга. Но если бы им довелось встретиться, то, несмотря на свою схожесть, они скорее могли бы стать врагами, чем превратиться в друзей. Каждый из них ищет смысл жизни, но ищет в одиночку, пренебрегая другими людьми и не видя окружающий их мир.

Евгений Онегин и Григорий Печорин имеют много общего. Главное их сходство и самое выделяющееся - это тип "лишнего человека". Лишний человек - это литературный герой, который не может найти применение своим талантам и способностям. Это как нельзя лучше описывает этих двух героев. Однако сначала следует рассказать и о том, и о другом отдельно.

Евгений Онегин - богатый дворянин, принадлежит высшему сословию. В молодости был увлечен светской жизнью, хорошо владел правилами поведения, ухаживал за девушками. Но ему быстро это надоело: образ жизни, одни и те же вещи, повторяющиеся изо дня в день, балы и пустые разговоры. Герой устает и разочаровывается, теряет интерес к жизни, становится скучающим и апатичным:

"Короче: русская хандра им овладела понемногу..."

Григорий Печорин - молодой офицер, не так богат, как Онегин, но и не беден. Светская жизнь его избаловала. Его характер очень противоречив. Он полон чувств, но он не может их реализовать. Эгоист, у которого нет цели в жизни. Однако он активно ее ищет, доказательство тому - вечные эксцентричные выходки и поступки, которые втягивают окружающих его людей в неприятности. Чтобы развеять скуку, готов разрушить жизнь другого.

Что общего у этих героев романов Пушкина и Лермонтова? Онегин и Печорин одиноки и несчастны, оба никому не нужны, их характер делает их лишними везде. Они оба умны и талантливы, но не применяют на деле своих способностей или применяют неудачно. Герои не в состоянии принести пользу или какое-то благо окружающим. Персонажи не могут найти ничего, что бы могло дать им стимул в жизни, смысл. У них нет места в этом мире, они лишние, общество отвергает их. Окружающие считают их странными.

Им обоим также не везет в любви. Хотя дело не в везении, а в их характерах. Онегин полюбил Татьяну, когда было уже поздно, заставив девушку сильно страдать; Печорин использовал множество девушек, но как только они ему становились неинтересны, он от них отворачивался. Лишь Веру Печорин по-настоящему любил, но их любовь тоже оказалась несчастной.

Схожи их отношения и с друзьями. Как Онегин ради развлечения посмеялся над любовью своего друга Ленского, так и Печорин играет на чувствах Грушницкого к Мери. И у того, и у другого "дружба" заканчивается дуэлью и смертью приятеля.

Чем же герои отличаются друг от друга? Насчет различий персонажей Белинский писал следующее:

"Онегин - эгоист скучающий, Печорин - страдающий".

Если Онегин не обращал внимания на свою скуку, воспринимая ее как нечто неизбежное, то Печорин влезал в разные ситуации, творил разные безрассудности и создавал неприятности, надеясь таким образом найти какой-то интерес, обрести надежду.

Таким образом, у героев "Евгения Онегина" и "Героя нашего времени" много общего, в том числе отношение их к окружающему миру, отношение общества к ним, некоторые черты характера и особенности, однако они, все-таки, разные люди.

(387 слов, таблица в конце статьи) Тип «лишнего человека» довольно популярен в русской литературе. Наши писатели в изобилии представляют нам героев, разочарованных в жизни и не нашедших своего предназначения. Эти люди могут быть совершенно различны: пылкими интеллектуалами, как Чацкий, или скучающими и уставшими от жизни сластолюбцами, как Онегин и Печорин. Последние двое образуют один тип человека, ведь различий между ними немного. Если составить сравнительную характеристику, то можно заметить, что один из героев является новой версией другого, ведь не зря Белинский называет Печорина «Онегиным нашего времени».

Сходство можно проследить уже на уровне имен. Лермонтов называет Печорина по тому же принципу, что и Пушкин: опираясь на название реки. Печора — бурная, шумная горная река, Онега же — спокойная и ровная, что в какой-то мере отражает характеры героев.

Обучение наукам «быстро наскучило» Печорину, как и Онегину, который «рыться не имел охоты / в хронологической пыли», и оба пустились наслаждаться светской жизнью, чтобы развеять скуку, но так же быстро разочаровались в этих радостях. Одному «наскучил света шум», и он «к жизни вовсе охладел», другой же «дичится» общества и считает себя «небольшой потерей для мира». Печорин переживает это намного трагичней, чем Онегин, в связи с тем, что герои живут в разных эпохах, но общее разочарование в себе и окружающем мире присуще обоим героям, поэтому они быстро становятся циничными эгоистами. Окружающие относятся к ним с интересом, потому что видят в них загадку, женщины любят их, так как оба искусно овладели «наукой страсти нежной». Но, несмотря на их цинизм, у обоих есть единственно любимая, с которой им не суждено быть вместе. Так, Онегин теряет Татьяну, а Печорин — Веру. Друзья страдают рядом с ними: по схожим причинам умирают от их рук Ленский и Грушницкий.

Это «байронические герои», утратившие флер романтизма, который их идеализировал. Онегин из тех молодых людей, которые верили в идеалы революции, Печорин же — человек другого времени, когда эти идеалы не просто пошатнулись, а разрушились в связи с крахом декабризма. Герои во многом похожи, но результат их сходства различен. Онегин — праздный повеса, резко пресытившийся жизнью из-за лени. Совсем не таков Печорин, который ищет себя, «бешено гоняется за жизнью», не веря в бессмысленное предназначение. Можно сказать, что Онегин остался в «водяном обществе», из которого Печорин поспешил сбежать.

Пушкин и Лермонтов показали двух типичных представителей следующих друг за другом десятилетий, поэтому образы героев не могли кардинально различаться. Они дополнили друг друга, а авторы создали настоящую картину действительности того времени, которая менялась под воздействием кризисных обстоятельств.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В жизни не всегда всё складывается так, как хотелось бы. Это мы наблюдаем в реальном мире, этому нас учат великие книги. Предложенная тема понравилась мне, потому что я очень люблю А.С. Пушкина , а, читая роман «Евгений Онегин», можно изучить не только поэму, но и историю дворянского общества XIX века.

Главные герои обоих произведений – молодые люди. О чем же мечтало молодое поколение того времени? Евгений Онегин , являясь обаятельным, красивым дворянином, получил «французское» воспитание, однако автор подчеркивает не сильные способности к математическим наукам, иностранным языкам, а больше к «науке страсти нежной», жил обыкновенной разгульной жизнью молодого поколения: следил за модой, блистал на балах, проводил время в театрах в компании повес. Но, в конце концов, вся эта «мишура» жизни надоедает ему, он разочаровывается и в жизнях, и в людях. В душе у него – пустота, холод, безразличие. Он болен. И имя этой болезни – «хандра».
Онегин начинает сторониться общества, всех презирает, со всеми высокомерен. Так бы и продолжалось, если бы не смерть его дяди и его последующее знакомство с Ленским и семьей Лариных.

Ларины – чудесные, открытые, добрые и простые люди. Ленский – образованный человек, который учился в Германии, романтический поэт, имеющий высокие идеалы и романтическую душу и способный на большую любовь. Семья Лариных встретила Евгения Онегина с родительской заботой, как родного человека. Понемногу, душа его стала оттаивать, но в целом он остался тем же. Но ведь трагедия произведения – то, когда Татьяна Ларина влюбилась в Онегина, но была отвергнута и высмеяна им.

Татьяна мечтала обрести в Онегине супруга, ждет от него возвышенной любви, будучи начитанной французских романов, сразу же видит в нем свою мечту» романтического героя, но ошиблась и, в конце концов, вынуждена была выйти замуж за «старика», богатого человека с высоким чином. Ленский мечтал о свадьбе со своей возлюбленной Ольгой, но погибает на глупой и бессмысленной дуэли от пули друга.

Старики Ларины мечтают о спокойной старости, о покое, о счастье их дочерей, но реальность противоречит мечтам. Евгений Онегин вынужден скитаться по разным странам после дуэли с Ленским, но жизнь опять преподносит сюрприз: на балу он встречает роскошную, светскую даму, законодательницу мод, которая, кроме всего прочего, находится в центре внимания всего высшего общества и блистает своей красотой, манерами, умом и в ней узнает Татьяну: «Ужель та самая Татьяна?» Он поражен, его сердце пронзило любовь, он был болен от любви!

Онегин мечтал о Татьяне, страдал, понял, какую большую ошибку он совершил, не оценив в ней её настоящих достоинств: доброту, чистоту души, внутреннюю красоту. Но Татьяна Ларина благородна и честна, она не может предать своего мужа, хотя до сих пор любит Евгения Онегина. Это произведение проанализировано тысячами критиков разных стран, так, оно остается актуальным и в наши дни. Не только как изучение высшего общества того времени и нравов Москвы, Петербурга, провинциальной России тех времен, но и как взаимоотношение между мужчиной и женщиной.

Таким образом, здесь появляется сторона Онегина, как «лишнего человека», никому не нужного.

Тот же мотив «лишнего человека» описан и в произведении Лермонтова «Герой нашего времени », где внутренний мир героя Печорина , живущего в другом поколении, похож на мир Онегина тем, что он тоже разочарован в жизни, мрачен, циничен, странен.

Печорин так же, как Онегин олицетворяет собой целое поколение своего времени, однако включает в себя такие стороны характера, как злобу, зависть, одновременно с великодушием и добром. Весь трагизм Печорина в том, что он не может любить, найти применение своим силам и талантам, он бы хотел служить Родине, но Россия находилась в состоянии реакции, любые свободные мысли карались, и он метался в поисках применения себя. Это объединяет его с Онегиным, так как он тоже мог участвовать в развитии России, а не метаться в суете жизни.

Это потенциальный герой, который мог бы принести много пользы обществу, но в этом не было нужды, и он свою энергию растрачивал на глупые, необдуманные, а также порочащие его поступки: дуэль с Грушницким, отношение к княжне Мэри и Бэле. Трагедия Печорина как и трагедия Онегина – это трагедия многих их современников, схожих с ними по образу мыслей, по положению в обществе. Это трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после поражения декабристов.