Татарское декоративно-прикладное искусство республики татарстан. Канитель и филигрань. Почему татары утратили свои уникальные промыслы

ВВЕДЕНИЕ

Тема исследовательской работы: Народные художественные промыслы: роспись по дереву и история возникновения росписи в республике Татарстан

Цель: Анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов республики Татарстан.

Задачи:

1. воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие нашего края;

2. прививать любовь к народным традициям;

3. формировать навыки работы по сложившимся традиционным народным методам росписи по дереву.

Методы: - метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном изучении художественной росписи по дереву;

метод лонгитюдного исследования (проводимого на протяжении длительного времени) основывался на изучении литературы по искусству РТ, посещении краеведческих музеев, с целью ознакомления с татарскими промыслами; практические занятия на кружке изобразительного искусства.

Объект исследования: роспись по дереву

Предмет исследования: технология росписи

Участники исследования: учащиеся школы

Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество.

Актуальность: Народные художественные промыслы Республики Татарстан - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры татарского народа. Народные художественные промыслы нашей Родины являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов республики Татарстан.

Теоретическая часть.

1.1. Особенности народного промысла нашего края.

История возникновения росписи по дереву

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Археологи утверждают, что зодчество казанских татар восходит к городским постройкам и усадьбам древних булгар. Одно из достоинств этого зодчества - искусство орнаментации в технике резьбы по дереву. Образцы такой орнаментации поры древней Булгарии до нашего времени не дошли. Однако о высоком мастерстве её резчиков свидетельствует найденная в селе Билярск на месте булгарского города Биляра дубовая облицовочная накладка от деревянного надгробия XII века (она хранится в Национальном музее Республики Татарстан). Лицевая сторона накладки украшена по бордюру резным орнаментом растительного характера, свидетельствующим об опыте и высоком художественном уровне обработки дерева.

Замечательный знаток татарского народного орнамента, первый в Поволжье доктор искусствоведения Фуад Валеев (1921-1984) писал, что орнаментика татарского жилища в различные исторические периоды выполнялась в разной технике: для конца XVIII - начала XIX века была характерна выемчатая и контурная резьба, в XIX веке особенно широкое распространение получила резьба "глухая" и контурная, с конца XIX столетия - пропильная европейского происхождения.

Основные средства декорирования татарских построек - стрельчатые и килевидные фронтонные ниши, пилястры, колонны, узоры в виде сетки прямоугольного или квадратного очертания, круглых розеток цветочного характера, треугольные или ромбические пирамидки, жгуты и т.д. Чудо художественной обработки дерева канне мора - создание за счёт за счёт мелкого и частого рельефа мягкой игры светотеней. Ещё одно - своеобразная полихромная (полосатая) раскраска.

Используя простейшие прямые и криволинейные геометрические, а также цветочные узоры и их комбинации, татарский мастер восхищает способностью создавать с помощью трафарета сложные и причудливые композиции в украшении дома, ограды, ворот.

Во второй половине XIX века широкое распространение получило цветное остекление нижних частей оконных переплётов на фасаде и на фронтоне, а в городе - балконов и террас. Наиболее предпочитаемые цвета - красный, жёлтый, фиолетовый, зелёный, голубой и их оттенки. Увлечение деревенских богатеев - роспись по дереву плоскости фронтонных ниш по фасаду; наиболее ходовые сюжеты росписи - "древо жизни" и пышные цветочные букеты. Впрочем, эта мода поры становления российского капитализма на самом деле была лишь возрождением искусства росписи, развитого во времена Золотой Орды.

Татарская орнаментация резьбой по дереву и другие способы украшения жилища в процессе своего развития испытывали влияния местных традиций народов тюркского и финно-угорского происхождения, а позднее и русских. Роспись по дереву развивалась в современном народном искусстве республики в некоем новом качестве – в виде татарской «хохломы», получившей распространение в создании сувенирной продукции.

Изделия отличались от традиционно хохломских, как по назначению, так и форме, цветовой гамме. Мастера при росписи изделий используют мотивы татарского орнамента и цветовую гамму, характерную для национального искусства. (см. приложение)

1.2. Особенности татарского орнамента

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала. Существует несколько разновидностей орнамента:

1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.

2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции.

3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества.

Система построения узоров была знакома человеку с давних времен.

Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.

В орнаменте встречаются следующие композиции: ленточная композиция образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие, геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси.

Сетчатая (ковровая).

Центрально-лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей.

Композиция в виде цветочного букета.

Цвет:

Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.

В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркость, а общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна.

Практическая часть.

2.1. Практическая значимость росписи по дереву

Что необходимо мастеру:

Материалы. Основной материал для росписи - краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Инструменты.

Основной инструмент мастера росписи - кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров: - круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской), - круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски,

Плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком. Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий - он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Палитра нужна, чтобы смешивать краски, снимать с кисти лишнюю краску.

Окончательная отделка расписанного изделия. Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы-олифа, лак, мастика -придают изделию дополнительный декоративный эффект. Обработка изделия лаком - тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для работы. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой.

Вывод:

Итак, подводя итоги исследования, мы делаем вывод, что национальная роспись изменяет сам образ изделия. Он становится более выразительным на уровне цветовой гаммы, ритмичности линий и пропорциональности. Является неотъемлемой частью самобытности татарского народа. Роспись по дереву издавна привлекало внимание народных мастеров в архитектурном искусстве. К счастью, в республике Татарстан на сегодня сохранились и развиваются различные виды росписи по дереву, перекликаясь с народами России, и приобретая, свою национальную особенность в предметах быта.

Заключение

Мы убеждены, что следует, как можно раньше, приобщаться к народной культуре. Овладевая специальными навыками и особенно умениями, с увлечением включаешься в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

В процессе выполнения работы мы расписывали декоративные доски, научилась приёмам росписи. Наша задача состояла в том, чтобы познакомиться с историей развития художественного промысла татарского народа, пробудить интерес у сверстников к народному искусству, подарить радость творчества, с чем мы успешно справились.

Богатство и многообразие художественного таланта татарского народа наиболее ярко выражено в декоративно-прикладном искусстве. Сама окружающая природа, условия жизни, уклад семьи татарского народа влияли на создание и развитие народных художественных промыслов и ремесел.

Раушания САУБАНОВА, директор Профессионального училища №40

Золотым фондом татарской культуры являются художественные промыслы по обработке дерева, производство вышитых головных уборов, кожаная мозаичная обувь, ювелирные изделия, вышивка.

Фольклорные и экзотические мотивы в резьбе по дереву, в кожаных изделиях, золотном шитье, вышивке - все это стало сейчас суперсовременным, модным и востребованным.

Предположим, есть у человека желание научиться делать молитвенные коврики «намазлык» с золотым шитьем или с кожаной мозаикой; головные уборы: тюбетейки, каляпуши, калфаки расшитые золотом, бисером, канителью; или научиться шить современную одежду с применением вышивки, а также вырезать художественные изделия из дерева, или лепить из глины. Куда ему с этим желанием податься? В Казани есть такое профессиональное учебное заведение, где можно получить перспективную, востребованную на рынке труда профессию ‑ это Профессиональное училище №40, которое находится по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, 9.

Это училище, можно сказать, уникальное, оно сосредоточило в себе два взаимодополняющих профиля: торговый и художественный. Профессиональное училище ведет качественную подготовку специалистов в области декоративно-прикладного искусства: резчиков по дереву, вышивальщиц (с умением выполнять золотошвейные работы), портных, художников-оформителей, изготовителей художественных изделий из кожи, изготовителей художественных изделий из керамики, а также подготовку продавцов.

Профессиональное училище №40 было организовано в октябре 1963 года по торговому профилю. С 1992 года училище перепрофилировано в училище народно-художественных промыслов и торговли.

Сейчас перед училищем стоит задача возрождения татарских народных промыслов. Это, прежде всего, - вышивка тамбуром и золотное шитье, искусство мозаики по коже, резьба по дереву, роспись по дереву, керамика.

У истоков возрождения национальной вышивки стояла Софья Даниловна Кузьминых - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. В Музее профессионального мастерства училища представлены эксклюзивные работы данного мастера.

Продолжателем народных традиций в ручной вышивке является мастер производственного обучения Лейсан Рашитовна Хазиева, которая стала победителем конкурса «Мастер года-2010» и является дипломантом конкурса научно-исследовательских работ в номинации «Педагог XXI века».

Творческий педагогический коллектив училища возглавляет Раушания Киямутдиновна Саубанова, кандидат педагогических наук, доцент. Она инициативная, творческая, энергичная, деловая личность.

Раушания Киямутдиновна за небольшой отрезок времени успела многое

‑ организовала Музей профессионального мастерства, создание web-сайта училища, электронный музей, красочное оформление фасада училища.

Понимая важность возрождения и сохранения народных художественных промыслов в Республике Татарстан, опираясь на Республиканскую целевую программу сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в РТ на 2009-2011 гг., Р.К. Саубанова добилась решения вопроса о реорганизации Профессионального училища №40 и Профессионального лицея №34 в форме слияния и создания ГБОУ НПО РТ «Профессиональный лицей народных художественных промыслов».

Директор учебного заведения Раушания Саубанова считает, что без поддержки и помощи правительства Республики Татарстан невозможно будет решить вопросы сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в республике.

Коллектив училища неоднократно награждался дипломами региональных, всероссийских, и международных специализированных выставок-ярмарок: «Алтын куллар», «Город мастеров», «Снежный барс», «Арт-галерея», «Казанский кот», «Кузьминки», «Образование. Карьера», «Вятские мастера», «Этномириада», «Этнодар», «Каравон» ‑ за творческий подход, за активную работу по возрождению татарских народных художественных промыслов, за пропаганду народных ремесел.

В 2013 году в Казани будет проходить Универсиада. Руководство учебного заведения понимает важность этого события и актуальность изготовления сувенирной продукции. В связи с этим в училище активно ведется работа по улучшению материально-технической базы, укрепляется педагогический коллектив, вводятся новые специальности, такие как реставратор строительный, изготовитель художественных изделий из металла, мастер народных художественных промыслов (кружевница, вышивальщица), закройщик, модистка головных уборов, ювелир.

В училище большое внимание уделяется культуре свободного времени обучающихся. Воспитательную работу успешно ведет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Алексеевна Пелитминцева, удостоенная гранта Правительства Республики Татарстан в номинации «Опора и авторитет». В учебном заведении более пяти лет действует студенческий клуб «Перекресток», где подростки с удовольствием занимаются общественной работой. Они активные участники всех культурно-массовых мероприятий: КВНов, смотров художественной самодеятельности, конкурсов декоративно-прикладного искусства, профессиональных конкурсов «Золотые руки», Всероссийского конкурса творческой молодежи «Пропилеи искусства», Международного конкурса «Между Волгой и Уралом».

Художественный экспертный совет Палаты ремесел РТ по народным художественным промыслам неоднократно отмечал творческую работу коллектива Профессионального училища №40 почетными грамотами и дипломами.

Александр ИВАНОВ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Выполнила: воспитатель I категории Хакимзянова Лилия Габдрауфовна

2 слайд

Описание слайда:

История национальных костюмов татар Одежда – наиболее значимый атрибут той или иной нации. В средние века одного беглого взгляда на человека было достаточно, чтобы определить, кто он по нации, богат он или беден, женат или нет. Конечно, со временем одежда теряет свой национальный «окрас», однако по-прежнему остается одной из основных и жизненно-важных вещей в жизни человека. Традиционная одежда татар времен средневековья - распашные рубахи, женские платья, головные уборы, халаты, обувь – как у простых людей, так и у аристократов во многом совпадали. Родовые, племенные, социальные и клановые различия в одежде выражались в основном в стоимости используемых материалов, богатстве декора, и в количестве надеваемых предметов гардероба. Одежда, создававшаяся веками, была очень красива, и более чем нарядна. Это впечатление создавалось за счет отделки одежды дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и люрексом, позументными лентами.

3 слайд

Описание слайда:

Стоит отметить, что большое влияние на традиционную одежду татар оказал, в первую очередь, кочевой образ жизни. Татарские умельцы придумывали и шили одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, была достаточно теплой в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом. Как правило, для шитья одежды использовали такие материалы как кожа, мех, тонкий войлок из верблюжьей, или бараньей шерсти, сукно, которые они сами же и изготовляли. Одним словом, в качестве материала использовалось все то, что постоянно было под рукой у людей, испокон веков занимающихся скотоводством.

4 слайд

Описание слайда:

Давайте посмотрим, как менялась одежда татарина с его рождения и в процессе врубашку надевали не раньше, чем через полгода. И уже только в возрасте 3–4 лет детей начинали одевать в одежду очень похожую на одежду взрослых. Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Не было «девчачьей» и «мальчишечьей» одежды, а различие полов проявлялось в украшениях и аксессуарах и цветах. Одежда девочек и женщин, как правило, была ярких тонов цветущей природы: красный, голубой, зеленый. Что же касается мальчиков, а также мужчин, – в их одежде в основном использовались черный и синий цвета. Девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, то есть, достигнув брачного возраста, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками.

5 слайд

Описание слайда:

Период зрелости татарских мужчин и женщин отмечался не только максимальным набором украшений, но и изменениями в костюме. Менялся крой обуви, халатов, платьев, головных уборов. Женщины в возрасте 50–55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам.

6 слайд

Описание слайда:

Традиционным головным убором у мужчин была тюбетейка (тубятай), представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бурек), войлочные шляпы (тула эшляпа),ритуальные уборы (чалма). Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусферическую форму. Для сохранности формы и из гигиенических соображений (способ вентиляции) тюбетейку простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодежи, а более скромные - старикам. Более поздний тип (кяляпуш) с плоским верхом и твердым околышем - первоначально получил распространение у городских казанских татар, вероят о, под влиянием турецко-исламских традиций (фяс).

7 слайд

Описание слайда:

Верхние головные уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроеные из 4-х клиньев с меховым околышем (камалы бурек), которые носили и русские, в частности в Казанской губернии. У горожан были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля (кара бурек), из серой бухарской мерлушки (данадар бурек). Головные уборы татарских женщин, кроме основного назначения еще и указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они различались в разных племенах и кланах, а вот девичьи были однотипны. Незамужним девушкам принято было носить «такия» - маленькую шапочку из ткани, и «бурек» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.

8 слайд

Описание слайда:

Национальной обувью татар считаются кожаные сапоги- ичиги. Именно их татары носили повсеместно и всесезонно. Для зимы это были высокие сапоги, с широким голенищем, для лета сапоги делали из сыромятной мягкой кожи с высокими каблуками и загнутым носком. Женская обувь украшалась вышивкой и аппликацией. Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей.

9 слайд

Описание слайда:

Ювелирные женские украшения - показатель материального достатка и общественного положения семьи. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь. Женщины носили кольца, перстни, браслеты разных видов, разнообразные застежки ворота «яка чылбыры», накосники. Еще в конце XIX века была обязательна нагрудная перевязь - синтез оберега и украшения. Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры - «комешче» - работали обычно по индивидуальным заказам, что обусловило большое разнообразие дошедших до наших дней предметов. Традиционно татарка одновременно надевала несколько предметов - всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками.

10 слайд

Описание слайда:

Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала XX века. После завоевания московским княжеством татарских ханств, началось внедрение русской культуры. Пришла мода на круглые фетровые шапочки с плоским верхом – фески. Зажиточные татары носили феску, а более укороченную феску – тюбетейку, носили бедные слои населения. На сегодняшний день современные татары носят европейскую одежду. Правда, современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски надевают европейскую одежду, смешанную с исламской одеждой XVIII в. и начала XIX века, на голову - тюбетейку и танцуют, пляшут, поют песни, убеждая людей, что они выступают в национальных татарских одеждах.

Культурное наследие Татарстана - это культура многонационального народа проживающего в Республике. Но многочисленная татарская диаспора проживает за пределами современного Татарстана. В большинстве случаев эту диаспору как часть татарского народа не учитывают рассматривая вопросы сохранения,развития и возрождения культуры и искусства Татарстана. .
Но проживая за пределами исторической Родины мы никогда не считали себя элементами другой культуры. Многонациональная политика бывшего Советского Союза разбросала представителей разных национальностей по всей территории СССР. В Узбекистане с начала 20 века проживала достаточно многочисленная диаспора казанских татар. Число переселившихс

в Узбекистан татар резко возросло после установления Советской власти.
Мы смогли интегрироваться в местную специфику жизни, воспринять культуру и обычаи региона. Но для всех живущих здесь мы всегда оставались в первую очередь именно казанскими татарами. То что татары - " казанские "- непременно подчеркивалось, что бы провести грань между проживающими здесь крымскими татарами переселенными в Узбекистан в период Великой отечественной войны. Мы сохранили свои обычаи, язык, культуру,образ жизни, национальные блюда...и многое другое, что считали своим, родным, неотрывным от самого Татарстана. Возможно о нас и не так часто вспоминали в самом Татарстане, считая что мы тут живем наверное сами по себе.... Но мы не просто жили, а образом своей жизни показывали и пропагандировали коренному населению, да и многим другим народам живущим в Узбекистане наш татарский образ жизни и нашу татарскую культуру.
Одно из приоритетных направлений в развитии Татарстана - возрождение, сохранение и развитие национального культурного наследия, народных промыслов, декоративно прикладного искусства. Возможно Вам было бы интересно то, как сохраняются и возрождаются народные промыслы в диаспорах татар проживающих вне Татарстана. Для просмотра ассортимента моей сувенирной продукции по тематике Татарстана пройдите по ссылке татарские кожаные сувениры nbsp; или сувениры ручной работ . На основе представленных работ видно что все они разработаны на основе татарского фольклорного и этнографического наследия.
«Портмоне кожаное сувенирное. »

«Кожаная сувенирная сумочка с гербом Казани. » Народное творчество являясь одним из проявлений национального самосознания показывает на неразрывность связи культур татар проживающих в диаспорах, с культурой исторической Родины.
У нас здесь (в Ташкенте) есть и другие татары занимающиеся народными промыслами и ремеслами. Возможно в будущем на одной из выставок или каком либо ином мероприятии Палате ремесел Татарстана будет интересно на нашем примере показать сохранение, возрождение и развитие декоративно-прикладного искусства татар в диаспорах вне пределов исторической Родины.
_________________

Традиционные ремесла у всех народов передавались из поколения в поколение. Среди татар было много ремесленников, почти в каждом селении были свои мастера. К сожалению, многие виды ремесел были навсегда утеряны: перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Но остались мастера, которые продолжают вышивать золотом на головных уборах — тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева, резать по дереву, вышивать и ткать, занимаются ювелирными работами, в том числе, — чернением по серебру, изготавливают кожаную мозаичную обувь. Сохранились такие ремесла, как золотое шитьё, кожаная мозаика, национальная вышивка, изготовление узорной обуви, ткачество, войлочное ковроделие, резьба по дереву, кружевоплетение, ювелирный промысел, керамика.

Татарские мастера на деревянных станках вручную ткали узорные полотна из разноцветных льняных, конопляных и шерстяных нитей. У каждой мастерицы были свои ткацкие приемы, каждая рукодельница знала как правильно заправить нити в станок, чтобы получился сложный узор. На ручных станках мастерицы ткали не только полотна ткани, но и половики и яркие ковры. На коврах орнаменты обычно были крупные, геометрические в зелёно-голубых и золотисто-жёлтых тонах. Для контраста фон ковра, чаще всего, старались сделать тёмным. Ткали обычно несколько полотнищ, которые затем соединяли и обшивали каймой. Ковры и настенные панно также делали из войлока.

Одним из самых древнейших видов рукоделия татар считается вышивка. Ею украшали предметы быта и одежду. Золотым шитьём украшали головные уборы, платья и камзолы, покрывала и хасите (нагрудная перевязь). При шитье использовали не только металлические золотые и серебряные нити, но и канитель — тонкую проволоку закрученную в спираль. Со временем нити из серебра и золота стали применять реже и для вышивки использовали медные нити с покрытием.

Широко распространено было кружевоплетение. Изготавливались кружевные салфетки, дорожки, воротники.

Одним из старинных татарских промыслов, получившим мировое признание, является кожаная мозаика. В основном мастера делали узорные сапоги (ичиги) из разноцветных кусочков кожи, собранных в растительный или цветочный орнамент. Позже стали делать туфли, подушки, кисеты и другие изделия в технике кожаной мозаики.

Было развито у татар и керамическое ремесло. Мастера изготавливали посуду для повседневного использования, а также облицовочную глазурованную плитку с геометрическим и растительным узорами и декоративные кирпичи, которые использовали для оформления в строительстве. Посуду обычно покрывали белой, красной или серой глиной, наносили полосы, с помощью которых создавали рисунок. Каждый мастер клеймил свою работу, по этому знаку можно было узнать руку умельца.

Знамениты татарские мастера и художественной обработкой металла. Из меди, бронзы, серебра делали домашнюю утварь, украшения для одежды, оружия, конской упряжи. Мастера использовали разные техники: литьё, чеканку, тиснение, штамповку, гравировку по металлу.

Также хорошо развит среди татарских ремесленников был и ювелирный промысел. Многие мастера в совершенстве владели техниками чернения, литья, гравировки, чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, гравировки на самоцветах, огранки драгоценных камней.

Не оставляли без внимания татарские умельцы такой материал как дерево. Поэтому было развита резьба по дереву. Мастера делали из дерева бытовую утварь: сундуки, посуду, прялки, конские дуги, тележки. Для этих изделий были характерны нарядные резные орнаменты и яркая цветная роспись.