Теневой кукольный театр. О теневом театре. Работа со страхами. Окончание сценария

Теневой театр – волшебство, которое может поселиться в вашем доме. Создать его для ребенка можно своими руками.

Что нам понадобится:

Плотный картон
белая бумага
клей ПВА
кисточки для клея и краски
ножницы
стальная проволока 2 мм
кусачки и круглогубцы для работы с проволокой
деревянные рейки примерно 1,5 Х 1 см
ДВП примерно 14 Х 30 Х 40 см
шурупы
обойные гвозди
краска
белая ткань (хлопок) без рисунка
трубочка для коктейля
изоляционный скотч
диапроектор (фонарь, настольная лампа)
шаблоны (можно взять готовые, а можно нарисовать самим)

Нарисуйте или распечатайте шаблоны кукол и декораций.

Куклы для теневого театра могут быть маленького размера – около 5-10 см, а во время представления рост героев можно изменить, приблизив фигурку к экрану или, наоборот, отдалив.

Наклейте листы с шаблонами на картон. Старайтесь смазывать шаблон клеем без пропусков, но не слишком обильно – деталь должна сесть плотно и не покоробить картонную основу.

Высушите кукол под прессом и покройте их слоем клея ПВА – для прочности. Кисть должна быть полусухой, чтобы фигурки не покоробились.

Картонные куклы вырезать нелегко, особенно в тех местах, где есть внутренние или внешние углы. Вместо ножниц удобно использовать канцелярский нож.

Если у вас золотые руки и много терпения, канцелярским ножом можно вырезать конуры лица, глаз и мелких деталей внутри кукол. Если подклеить на фигуры прозрачную кальку, то они заиграют разными оттенками черного и серого цветов. Чтобы добавить цвета можно также использовать прозрачную цветную пленку.

Чтобы сделать подвижных кукол, необходимо отдельно нарисовать и вырезать руки, ноги и другие детали, которые могут двигаться. Динамичные детали вращаются на шурупах или проволоке, к каждой из них крепится проволочный держатель для управления.

Если куклы все-таки покоробились, положите их под пресс на несколько дней.

Держатели для кукол и декораций можно сделать съемные – для удобства. На задней стороне кукол приклейте кармашки из бумаги. Они должны быть слегка выгнуты наружу так, чтобы петля держателя входила легко.

Наиболее подходящий материал – проволока. С двух сторон кусочка проволоки сделайте кольца – одно для кармашка на «спине» куклы, другое – чтобы держатель не прокручивался в руках. У нас получились держатели длиной 13 см для кукол. Держатели для декораций получились длиной по 5 см и с колечками только с одной стороны. Диаметр колец – 1 см.

Если у вас нет проволоки, приклейте палочки от мороженого – это быстрый вариант держателей для кукол. Но у него есть недостаток – палочки огрубляют и портят силуэт кукол во время представления.

Можно сделать типовых кукол (дед, бабка, внучка, звери) и использовать их в разных спектаклях. Если вы захотите поставить новый спектакль, вам останется изготовить только недостающих героев.Наборы героев для разных сказок желательно разложить по подписанным конвертам.

Экран для спектакля бывает деревянным или картонным. Можно даже использовать вместо экрана раму для картин.

Картонный экран легче изготовить и декорировать, но он менее прочен.

Вовсе необязательно делать экран традиционно прямоугольным. Если вы серьезно увлеклись теневым театром, то можно изготовить целый набор экранов-декораций в виде замка, леса, избушки…

Наш экран сделан из деревянных реек. Его размеры таковы:

общая высота – 45 см
высота «маскировочной» ДВП – 15 см
высота экрана – 30 см
ширина рамки – 50 см
длина подставок (ножек) для рамки – 25 см.

Рамку необходимо покрасить, а нижнюю часть рамы можно украсить сюжетной картинкой.

Излюбленная тема для оформления экрана – звездное небо. Для своего театра мы обыграли сюжет сказки о золотом ключике. Украшения мы делали из изоляционного скотча серебристого цвета.

Для прочности детали можно покрыть клеем ПВА или лаком.

Экран закрывается тканью. Чтобы отмерить ткань правильно, обведите раму прямо на ткани и вырежьте прямоугольник, немного отступив от края (около 1 см по всему периметру).

С обратной стороны нижней рейки экрана приклеиваются пазы для держателей декораций. Мы использовали трубочку для коктейля, разрезанную на кусочки длиной около 3 см.

Натягиваем ткань и прикрепляем с помощью обойных гвоздиков. Чем ровнее натянуто полотно, тем четче будут контуры фигур.

За экраном, на расстоянии около 25 см устанавливается источник света – фонарь, диапроектор или настольная лампа.

Направление света – сверху и сзади, так руки кукловода будут незаметны, а тени получаются наиболее четкими. Руки кукловода находятся между экраном и источником света, а сам кукловод располагается за светом.

Советы кукловоду

Для первых представлений выбирайте простые сюжеты из народных сказок.
Хорошо отрепетируйте и изучите секреты теневого театра перед тем, как дать представление.
Если вы хотите, чтобы кукла или декорация незаметно исчезала или появлялась, поверните ее ребром к экрану и переместите.
Разложите кукол по порядку, и тогда во время спектакля зрителям не придется долго ждать выхода «артиста».
Во время спектакля включайте подходящую музыку.
Озвучивайте каждую куклу «ее» голосом.
Двигая источник света, вы добьетесь различных эффектов – изобразите ветер, бурю или снег.
В теневой театр можно играть везде, где есть яркий свет и ровная стена. Вместо кукол – пальчиковые фигурки.

В теневой театр дети влюбляются сразу. Сначала они увлеченно смотрят представления, а потом начинают изобретать сюжет сами. Пусть, независимо оттого, есть ли у ребенка режиссерские способности или нет, дома его всегда ждут овации.

Теневые фигуры

Это не мафиози, не гангстеры и не жулики. Это плоские фигурки, с помощью которых показывают представления театра теней (см. «Театр теней»).

Фигуры китайского театра теней, например, вырезались из промасленной разноцветной бумаги. (Ее специально промасливали для того, чтобы силуэты-тени на экране были прозрачными и разноцветными.)

Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола.

Шкуру долго выделывают в тонкую пластинку (1,5–3 мм) желтого цвета, больше напоминающую пергамент, а не кожу. Потом над этой пластинкой работает мастер-резчик. Эта профессия на Яве - одна из самых уважаемых. Как на Руси относились к иконописцам, так на Яве к мастерам-резчикам ваянгов (см. «Ваянг») - теневых кукол. Резчики вырезают силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой, синей, красной и черной. Затем куклы собираются: к ним приделываются руки, ноги и головы. И, наконец, к кукле прикрепляются трости управления… Таких кукол для представления нужно 100–150!

Кукол переносили в ящиках. Их аккуратно - не дыша! - перекладывали плетеными бамбуковыми циновками, чтобы краска не стиралась и фигуры не коробились, а еще - павлиньими перьями. И не для красоты, а от моли. Теневые куклы были очень дорогими. Иметь их могли позволить себе только богатые люди, и хранились они в комнатах, которые считались самым священным местом жилища. А комплект придворного теневого театра насчитывал до 600 теневых фигур (!).

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Предметы могут также влиять на отношение к человеку в силу сложившихся стереотипов.Посмотрим, как формируется при помощи одежды и различных атрибутов, то есть, по сути, знаковых систем, образ, Некоторые образы, сложившиеся исторически, стали

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХЛ) автора БСЭ

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги автора

Городошные

Из книги автора

Из книги автора

L. ФИГУРЫ Фигура (в переводе с латинского «очертание, вид, оборот речи») - синтаксическая конструкция, рассчитанная на оказание воздействия на слушателя и читателя. Если тропы являются формами мысли (см. гл. XXXV), то фигуры - это формы речи. Функция фигур - выделить,

Из книги автора

§ 222. Риторические фигуры Последняя группа фигур - собственно риторические. Их цель - усиление выразительности речи. Эффект достигается за счет использования синтаксических единиц, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.1. К ним относится прежде всего риторический

Из книги автора

Фигуры Фигуры предназначены для указания того, что судно собирается делать или делает, большинство их относится к торговым судам, и только некоторые применимы к яхтам. Единственная фигура, обычно используемая маленькими судами, – это черный шар, вывешиваемый впереди для

Из книги автора

Секрет № 82 Капустный сок для фигуры Поддерживай свою фигуру при помощи соков. Клетчатка, содержащаяся в овощах, не всегда желательна для твоего кишечника, а сок усвоится легко, к тому же это прекрасное питание.Капустный сок содержит в своем составе так называемый витамин

Спектакль – это произведение театрального искусства, которое создаётся на основе драматического или театральносценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художника и композитора. Театр – место для зрелищ Театр – род Сцена -площадка, искусства, на которой специфическим происходит представлен средством ие выражения Сцена – часть которого действия, является акта в пьесе, сценическое спектакле действие, Сцена – в возникающее в широком процессе игры смысле то актёров перед же, что театр публикой ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТИПЫ ТЕАТРОВ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВИДЫ ТЕАТР КОМЕДИИ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ТЕАТР ТЕНЕЙ

ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТРОСТЕВАЯ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ ПАЛЬЧИКОВАЯ Управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей ВИДЫ НАД ШИРМОЙ Управляется пальцами кукловода ТЕАТРАЛЬНЫХ ПЕРЧАТОЧНАЯ Управляется кистью кукловода КУКОЛ

ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ Тростевые куклы - больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения и насыщать спектакль интересными трюками и находками. Большинство кукольных театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол С. В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные системы тростевых кукол. Эти куклы называются верховыми, так как актёры во время выступления поднимают их над собой. При этом зритель видит их не в полный рост - нижняя часть скрыта ширмой. Поэтому верховых кукол часто делают без ног ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ - ВАРЕЖКИ. ВИДЫ Куклы - варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц, т. к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов. Мы можем изготовить такие "варежки" по любой сказке. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТРОСТЕВАЯ КУКЛА С ОТКРЫВАЮЩИМСЯ РТОМ. ВИДЫ Представляем Вам новые игрушки для кукольного театра. Это тростевые куклы с открывающимся ртом. Рука всовывается в рот (пасть) игрушки и управляет им. Другая рука с помощью тростей управляет « руками» куклы. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Общая высота куклы 5055 см.

КОНУСНЫЙ ТЕАТР. ВИДЫ Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо сказку иметь ширму, декорации, специально оборудованное место. Можно показать детям сказку или вместе сними разыграть пьесу на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Театр на столе - это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к комулибо. Такие куколки могут стать очаровательным сувениром для сына или дочки вашей подруги, особенно если это их любимый сказочный персонаж. Крохотные марионетки станут товарищами по играм для ребёнка уже в возрасте трёх лет. Но не стоит давать их совсем маленьким детям, чтобы они не оторвали и не проглотили приклеенные детали. Куклу ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки "Двенадцать месяцев", "Гуси- лебеди" и др. с множеством персонажей могут показывать двое или трое детей. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ШАГАЮЩИЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Эти игрушки могут служить в качестве настольного театра, предназначены для развития моторики детской руки. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ «ЖИВОЙ РУКИ» . Яркими и выразительными возможностями ВИДЫ обладает очень простая кукла с "живой" рукой. Если в перчаточных и тростевых куклах хотя бы подразумевается корпус, то тут его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью - костюму куклы. Основа имитации костюма куклы - треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 - 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.)

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ. Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец. КУКОЛ Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко. В Китае, например, где кукольное искусство необычайно развито, кукольники ухитряются закладывать руки кукле за спину или раскрывать ими крошечный зонтик. С помощью перчаточных кукол можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях в детских садиках, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера.

НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Напольные куклы - большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1, 5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит " в открытую" один или два исполнителя. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить кукловоду на шею с помощью веревок, или поместить руку кукловода в карман, имеющийся сзади на голове куклы (тогда кукла может поворачивать и наклонять голову). ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями: они ходят среди детей, зрителей, берут их за руки, могут станцевать с ними, наклониться над рисующим ребёнком и посмотреть чем он занимается, как пишет и т. д.

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ ИЛИ БИБАБО. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру. Такое "разоблачение" не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего захотят сами научиться водить такие куклы. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку куклы можно вставить не один, а два детских пальчика. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук куклы. Можно изготовить куклы и специально для детских рук. Покажите ребятам как следует двигаться кукле, как её водить на ширме. Куклы должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Но зато с ними можно создать много весёлых сценок и использовать те же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним. КУКОЛ

КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ. Куклы марионетки управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину - так называемую "вагу", где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актёр заставляет куклу двигать руками и ногами. Количество нитей может быть до тридцати штук - в этом случае куклой управляют несколько человек. Марионетки могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

НОВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ. ВИДЫ Создан новый вид игрушек для театра - игрушки с открывающимся ртом (пастью) ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Кроме вышеперечисленных кукол для кукольного театра изготавливают самые разнообразные оригинальные мягкие игрушки и сувениры, изготавливают также композиции из игрушек по любым известным сказкам и мультфильмам. Размер игрушек для композиции и их количество могут быть любыми.

ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ ТЕАТР ТЕНЕЙ Плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – силуэт. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

И зачем идти на Shadow fest?

Shadow fest – это первый международный фестиваль театров теней, которому нет аналогов в России. Как признаются организаторы, идея его провести витала в воздухе уже давно. Но то ремонт, то другие обстоятельства не позволяли реализовать ее раньше. Для зрителей это, прежде всего, хорошая возможность ближе познакомиться с жанром не только на примере российских театров, но и зарубежных гостей. Но для начала давайте разберемся, что же такое театр теней, где он родился, как развивался и во что превратился?

Для человека тень – это олицетворение чего-то мистического и потустороннего. В то же время именно теневой театр можно считать первым и самым простым в истории человечества. Ведь обычный жест при помощи костра, отбрасываемый на стену, уже нес за собой множество образов, рождавшихся в умах первобытного человека.

Этот древний вид искусства родился больше двух тысяч лет назад, но точное его происхождение неизвестно. Одни считают, что он из Китая, другие – из Индии, а кто-то упоминает Египет. Но театр теней – это немного искаженное название, потому что мы имеем дело не просто с тенями, а скорее с силуэтами изображений. В мире различают несколько видов теней; деление это очень условное, но среди них выделяют три главные: китайская, русская и испанская.


Китайская тень получается при использовании тростевой куклы . Для работы с ней нужен экран и источник света. Фигуру плотно прикладывают к поверхности экрана и управляют ей при помощи тростей, которых обычно не больше трех. Куклы делали из кожи, и выделка была настолько тонкая, что напоминала больше пергамент, – после чего уже красили. Индонезийские куклы – разновидность китайской – изготавливались из плотной кожи, поэтому они более статичные. Ее размер при этом зависел от статуса героя: демонические могли быть большими, а простолюдины, наоборот, маленькими.


В Европе работали в основном с китайскими куклами, а русскую знали мало. До сих пор она популярна только в нашей стране. У нее нет тростей, вместо этого – сложная система рычагов. Артист манипулирует куклой только при помощи коромысел, которые находятся на центральной палочке. Сама кукла находится все время на весу. При этом ее необязательно прикладывать к экрану, а, наоборот, в зависимости от того, насколько она близко или далеко расположена от полотна, может меняться для зрителя и ее размер. Также русская кукла, в отличие от восточных, может двигаться в разных направлениях.

Но самое главное изобретение в теневом театреэкран, который ни при каких обстоятельствах не должен прогибаться. В 70-е годы проводились постоянные эксперименты с материалом, чтобы достичь приемлемого результата, ведь кукла должна идеально скользить по полотну.

Еще одна особенность теневого театра – это применение разного света: китайского и русского. Китайские куклы обычно плотно прижаты к экрану и освещаются рассеянным светом. При работе с русскими куклами свет должен быть всегда жесткий и направленный – он дает совершенно четкую картину, на каком бы расстоянии кукла ни находилась.

Русскую теневую куклу мы можем видеть в Московском детском театре теней , где и была доработана окончательная конструкция с коромыслами и креплениями.

Театру теней , расположенному на Измайловском бульваре, в следующем году исполнится 79 лет. Это единственный театр, который работает со всеми видами кукол. При этом происходящее на сцене завораживает не только детей. В середине 70-х их сатирические спектакли были очень популярны среди взрослых. С тех пор репертуар изменился, но подобрать для себя спектакль можно и сейчас.

Например, спектакль “Шерлок. Продолжение” – энциклопедия театра теней и кукол. Там можно увидеть все виды кукольного и теневого театра: перчаточные, тростевые, а также большую ростовую куклу. Но помимо теневых кукол там присутствует и живой план – Шерлока и Ватсона играют два артиста.

На артиста театра теней нигде не учат. Работать приходят артисты, получившие диплом по специальности кукольного театра, а новая профессия приобретается уже на месте.

Обычно новому актеру дают партитуру хвоста. В спектакле куклой управляют сразу несколько артистов. Голову и передние лапы исполняет тот, кто озвучивает персонаж, середину – другой актер, а вот начинающему дают только вилять хвостом. При этом кукла должна работать как единый организм, чтобы никто не догадался, что происходит за экраном.

Иногда в театр приходят и драматические артисты, которые никогда до этого не играли в театре теней. Но и им приходится приобретать новые навыки – нужно четко держать профиль.


Тень человека (испанская) – это третий вид теневого театра, когда артисты находятся за экраном. Во времена инквизиции театр был под запретом, и актеры шли на любые ухищрения, чтобы продолжить выступать перед зрителями. Они стали играть за полотном, где видны были только силуэты.

Обычному зрителю попасть за экран практически невозможно. Еще в Индии туда пускали только мужчин, а женщины смотрели представление, как все зрители сейчас. Но для особо любознательных Театр теней приготовил отдельный спектакль “Где живут тени”. Именно там всем разрешают вскакивать с мест и смотреть, что происходит по ту сторону полотна, и наблюдать за работой артистов. При этом одним из них можете стать и вы – всем желающим можно попробовать управлять куклой, а в конце сделать и свою собственную из бумаги. После чего на все спектакли театра вы уже будете приходить осознанно. Зная, что же такое теневой театр.

Однажды в далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского мператора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене.
Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль выресовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса Теневого театр и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она - за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань - не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами.

С этой прекрасной легендой связывают начало появления Теневого театра - искусства, пришедшее к нам в 200 году до нашей эры, в эпоху императора Хань-Ву-ци. Далее Театр теней начал свое триумфальное шествие по земле, он появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, покорил ее, дошел до России, покорил весь Питербург, потом Москву.

Спектакли Теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете маслянной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций.


Куклы для таких спектаклей делались из шкур, шкуру выделывали до прозрачной тонкости, а потом вырезали из нее фигурку куклы, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Чаще всего кукол делали из ослиной кожи. И потому в народе театр теней еще называют - "театр кукол из ослиной кожи".

Высота куклы для Теневого театра чаще всего делалась высотой 30 сантиметров. Фигурки делались подвижные, они состояли из соединенных между собой частей. Находящейся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев,
(бамбуковых, стальных, деревянных), а зрители видели только тени кукол, которые проецировались на освещенном экране, видели движение, захватывающий сюжет, слышли музыку, пение, но не видели самого кукловода, так как свет сзади экрана, направлялся к тому под углом, что делало кукловода незаметным.

Самый известный Театр теней сейчас - Яванский, Вайанг-Кули: куклы которого до сих пор делаются из шкуры буйвола, шкура утончается так, что она становится тонкой и прозрачной, как бумага. Эти куклы так и называют бумажные куклы Вайанг-Кули. Такие куклы очень прочные. Например, куклы, что хранятся в немецком музее, до сих пор не потеряли свой цвет. Хотя им уже 1200 лет!
На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали.