Трагическая история любви анны павловой

Анна Павлова – великая балерина, символ эпохи, творческая личность, без которой русский балет никогда не обрел бы многочисленных поклонников по всему миру. Эта хрупкая женщина пожертвовала всем во имя любви к искусству, а ее занятие благотворительной деятельностью спасло немало человеческих жизней.

В ее честь голландцы вывели прекрасный сорт ослепительно белых тюльпанов, а австралийцы создали восхитительный десерт под названием «Анна Павлова»; Павлова стала музой известного скульптора, вдохновительницей многих поколений танцоров. Она умела впитывать культуру других стран и воплощать ее через свой танец, не отступая от канонов классического балета. Балерины с таким широким диапазоном являются настоящим сокровищем мирового танцевального искусства.

Детство великой примы

Несмотря на известность, Анна Павлова не любила рассказывать о себе, считая, что ее личная жизнь должна оставаться тайной для окружающих. Балерина старалась не давать интервью, жила достаточно закрыто, считая смыслом своей жизни только балет. Самую известную книгу о ней напишет неофициальный муж Виктор Дандре – «Анна Павлова. Биография», где раскроет благородство души и самопожертвование великой примы русского балета.

Точная дата рождения Анны Павловой неизвестна – согласно церковной книге записей, это было 12 февраля 1881 года, а метрики о рождении содержат дату 31 января того же года. С отчеством балерины также нет определенности: по одним данным, она была Лазаревна, по другим – Матвеевна. Матерью Анны Павловой была Любовь Федоровна Павлова, женщина невероятно красивая, умная, служившая прачкой у богатого банкира Лазаря Полякова.

Плодом незаконной страсти стала маленькая Аня, однако во избежание позора официально признать ее банкир не мог, а потому разрешил дать дочери только свое отчество. Поэтому отцом балерины по документам стал супруг Любови Федоровны – простой солдат Матвей Павлович.

Анечка родилась слабой, недоношенной девочкой, часто болела, а потому была невероятно бледной и худенькой. В своих воспоминаниях о детстве Анна Павлова говорит, что жили они с матерью крайне бедно, однако та всегда находила способ обрадовать любимую дочурку. Однажды, когда балерине исполнилось восемь лет, они с мамой отправились в Мариинский театр на чудесный спектакль «Спящая красавица». Происходившее на сцене действо так очаровало Павлову, что та решила непременно стать танцовщицей, связать свою жизнь с балетом навсегда.

Когда мама привела юную Анну в балетную школу, директор решительно заявил о том, что примет девочку только тогда, когда ей исполнится десять лет. По воспоминаниям балерины, это время ожидания стало для нее настоящим испытанием: мечта быть на сцене и танцевать, как волшебная фея, ни на минуту не оставляла ее.

Вскоре Анна Павлова была зачислена в Императорскую школу балета, где провела девять лет, без устали занимаясь на пределе сил по девять часов в сутки. Тяжелый режим, больше похожий на монастырский, не только не сломил волю великой балерины, но помог ей окончательно определиться с будущей профессией.

Слабое здоровье балерины давало о себе знать не лучшим образом, однако бойцовский характер не позволял Анне сдаться и отказаться от танцев. В 1898 году состоялся выпускной концерт, на котором балерина вдохновенно танцевала в балете «Мнимые дриады» партию дочери дворецкого.

Экзаменаторы были очарованы необычностью, точностью ее движений, умением в рамках классического подхода выразить свою индивидуальность. Овладев классической техникой балетного танца, Павлова по окончании училища получила диплом с титулом лучшей танцовщицы, а затем была зачислена штатной балериной в Мариинский театр.

Творческий путь примы

Дебют на большой сцене состоялся в балете «Тщетная предосторожность», где Павлова танцевала вместе с двумя другими балеринами. Анна Павлова была чудесно сложена: длинные руки и ноги, высокий подъем, невероятная хрупкость балерины очаровывали, восхищали поклонников, а ее мастерские па на сцене заставляли замирать даже самых требовательных ценителей балета.

Балет стал смыслом ее жизни, однако чтобы танцевать первые партии, ей нужно было овладеть техникой «стального носка». Занимаясь частным образом с известными хореографами Э. Чекетти и К. Беретта, Павлова значительно повышает свое мастерство, что позволяет ей обойти знаменитых итальянских балерин и получить первые роли в спектаклях Петипа.

Не имевшей протекции Анне Павловой приходилось добиваться всего самой, пробивать путь на сцену собственным упорством и мастерством. И вот в 1900 году ей доверяют исполнить партию Флоры в «Пробуждении Флоры», где ее партнером становится известный хореограф Фокин. Балет имел оглушительный успех, и предложения исполнить ведущие женские роли следовали одно за другим:

  • Павлова станцевала партию Никии («Баядерка») таким образом, что судьба героини обрела особую трагичность и смысл.
  • Жизель Анны была так хороша, что публика аплодировала стоя.
  • Пахита, исполненная Павловой, сделала этот балет мировым достоянием.
  • Китри стала одной из самых удачных танцевальных партий для балерины, благодаря этой роли Павлову назвали первой балериной Мариинского театра.

В 1908 году начинается гастрольная деятельность балерины, вспоминая о которой она отмечала, что публика принимала их труппу чрезвычайно благосклонно, осыпала овациями и цветами. Анна Павлова исполнила главную роль в балете «Лебединое озеро», произведя небывалый фурор, а затем в Париже балерина присоединилась к труппе Дягилева и танцевала балет «Сильфида».

Однако надолго в «Русских сезонах» Павлова не задержалась, душа балерины требовала творческой свободы, и около 1910 года прима основала свою труппу. Начался новый этап в жизни балерины и сотрудничество с Фокиным, поставившим для нее спектакль «Дочери горного короля».

Психологическая наполненность и завершенность ролей, исполненных Павловой, давала спектаклям новую жизнь, как это произошло, например, с танцем умирающего лебедя. С гастролями великая балерина Анна Павлова объездила весь мир, побывав даже во многих городах Америки, где публика принимала ее с восхищением и осыпала дорогими подарками.

Финансовые разногласия с руководством Мариинки привели к разрыву контракта с балериной, однако в 1914 году после длительных уговоров Павлова возвращается в Россию и радует публику своими выступлениями. После отъезда за границу Павлова уже никогда не вернется домой, однако после революции прима не осталась безучастной к бедам родины: она отправляла благотворительные посылки, жертвовала значительные суммы на помощь нуждающимся, финансово помогала балетному училищу в Петербурге.

Последние годы примы

Личная жизнь Анны Павловой была насыщенной, однако мужчины никогда не были смыслом ее жизни. Доподлинно известно о четырех ее романах, однако официально Павлова никогда не была замужем и не имела детей.

Избранником Павловой стал некий Виктор Дандре, горный инженер, занимавший в обществе положение гораздо выше, чем у нее, а потому не помышлявший о женитьбе на простой мещанке. Когда власти обвинили его в растрате огромной суммы и посадили под арест, Павлова, узнав об этом, направила гонорар за спектакль на спасение любовника.

Дандре выехал тайно за границу без паспорта и жил долгое время в поместье Анны Павловой в Англии. В дальнейшем он стал импресарио балерины и добился немалых успехов на этом поприще, организовав выступления ее труппы в Америке и Европе. Для Дандре личная жизнь его спасительницы не была тайной, он знал о ее романах с танцовщиками, однако безропотно сносил многочисленные измены.

В 1931 году великая балерина прибыла с гастролями в Нидерланды, однако в поезде Павлова простудилась, к тому же в пути на нее упал кофр и сильно ударил по ребрам. Павлова никому не рассказала о травме, однако, прибыв в отель, чувствовала себя разбитой и потеряла сознание.

К ней сейчас же прислала своего личного врача королева Вильгемина, и тот поставил неутешительный диагноз – плеврит. Другой доктор, прибывший из Парижа, застал ее без сознания и пытался спасти, сделав дренаж легких, но 21 января 1931 года балерина погибает, не дожив до своего пятидесятилетия всего пару дней. Автор: Наталья Иванова

, Гаага , Нидерланды) - русская артистка балета , одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании , постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, впервые представив искусство балета во многих странах.

Биография

Анна Павлова родилась в дачном посёлке Лигово под Петербургом. Незадолго до рождения дочери её мать, Любовь Фёдоровна Павлова, обвенчалась с отставным солдатом Преображенского полка Матвеем Павловым; этот брак вскоре распался. Кто был настоящим отцом балерины, доподлинно неизвестно. По утверждениям нескольких современников, в том числе двух её единокровных братьев, отцом Анны Павловой являлся один из крупнейших московских банкиров, землевладелец Лазарь Поляков . Балерина скрывала своё происхождение до самой смерти .

В детстве жила вместе с матерью в собственном доме на Николаевской улице .

Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным.

Смерть

По легенде последними её словами были: «Приготовьте мой костюм лебедя!». В 2009 году эти слова были вынесены в заголовок российского фильма. [значимость факта? ] .

Признание


  • Во время австралийского турне Анна Павлова произвела на публику такое впечатление, что её именем назвали очень популярное пирожное , которое и по сей день подают на десерт в ресторанах Австралии и Новой Зеландии.
  • В честь Анны Павловой названа группа гаптофитовых водорослей Pavlovophyceae
  • Именем «Анна Павлова» назван один из самолетов MD-11 (регистрационный номер PH-KCH) национальной авиакомпании Нидерландов KLM Royal Dutch Airlines
  • В её честь назван венец Павловой на Венере .
  • Музыкальный эпизод «Умирающий лебедь» фигурировал в моноспектакле Андрея Денникова «Исповедь хулигана» (Театр имени Образцова , 2002-2011), символизируя как образ самой Анны Павловой, так и судьбу послереволюционной русской эмиграции.
  • В лондонском Palace Theatre до сих пор есть два места, билеты на которые не продают: они предназначены для призраков Анны Павловой и актера Айвора Новелло.

Адреса в Санкт-Петербурге

Память

  • На стене дома № 5 по Итальянской улице Санкт-Петербурга в 2002 году была установлена мемориальная доска (скульптор В. И. Трояновский, архитектор Т. Н. Милорадович) с ошибочными датами в тексте: "Анна Павлова великая русская балерина жила в этом доме в 1909 году".
  • В 2009 году в Ломоносове (Санкт-Петербург) появилась улица Анны Павловой .

Киновоплощение

Напишите отзыв о статье "Павлова, Анна Павловна"

Примечания

Литература

  • Красовская В. М. Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы. - Л.: М.: Искусство, 1964. - 220 с. - (Корифеи русской сцены). - 70 000 экз.
  • Н. Аркина . . - М .: Знание, 1981. - 56 с.
  • Виктор Дандре. Анна Павлова. Жизнь и легенда. - М .: Вита Нова, 2003. - 592 с. - ISBN 5-93898-043-7 .
  • Альджеранов Х. Анна Павлова: Десять лет из жизни звезды русского балета М .: Центрполиграф, 2006

Ссылки

  • // Библиографический ресурс «Чтобы помнили»
  • // Национальная портретная галерея, Лондон.
  • // The Ballerina Gallery
  • // Мастера музыкального театра
  • Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 09.12.1998 N 1219-р об установке мемориальной доски А. П. Павловой.

Отрывок, характеризующий Павлова, Анна Павловна

Долго Ростовы не имели известий о Николушке; только в середине зимы графу было передано письмо, на адресе которого он узнал руку сына. Получив письмо, граф испуганно и поспешно, стараясь не быть замеченным, на цыпочках пробежал в свой кабинет, заперся и стал читать. Анна Михайловна, узнав (как она и всё знала, что делалось в доме) о получении письма, тихим шагом вошла к графу и застала его с письмом в руках рыдающим и вместе смеющимся. Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых.
– Mon bon ami? – вопросительно грустно и с готовностью всякого участия произнесла Анна Михайловна.
Граф зарыдал еще больше. «Николушка… письмо… ранен… бы… был… ma сhere… ранен… голубчик мой… графинюшка… в офицеры произведен… слава Богу… Графинюшке как сказать?…»
Анна Михайловна подсела к нему, отерла своим платком слезы с его глаз, с письма, закапанного ими, и свои слезы, прочла письмо, успокоила графа и решила, что до обеда и до чаю она приготовит графиню, а после чаю объявит всё, коли Бог ей поможет.
Всё время обеда Анна Михайловна говорила о слухах войны, о Николушке; спросила два раза, когда получено было последнее письмо от него, хотя знала это и прежде, и заметила, что очень легко, может быть, и нынче получится письмо. Всякий раз как при этих намеках графиня начинала беспокоиться и тревожно взглядывать то на графа, то на Анну Михайловну, Анна Михайловна самым незаметным образом сводила разговор на незначительные предметы. Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что нибудь касающееся брата, и что Анна Михайловна приготавливает. Несмотря на всю свою смелость (Наташа знала, как чувствительна была ее мать ко всему, что касалось известий о Николушке), она не решилась за обедом сделать вопроса и от беспокойства за обедом ничего не ела и вертелась на стуле, не слушая замечаний своей гувернантки. После обеда она стремглав бросилась догонять Анну Михайловну и в диванной с разбега бросилась ей на шею.
– Тетенька, голубушка, скажите, что такое?
– Ничего, мой друг.
– Нет, душенька, голубчик, милая, персик, я не отстaнy, я знаю, что вы знаете.
Анна Михайловна покачала головой.
– Voua etes une fine mouche, mon enfant, [Ты вострушка, дитя мое.] – сказала она.
– От Николеньки письмо? Наверно! – вскрикнула Наташа, прочтя утвердительный ответ в лице Анны Михайловны.
– Но ради Бога, будь осторожнее: ты знаешь, как это может поразить твою maman.
– Буду, буду, но расскажите. Не расскажете? Ну, так я сейчас пойду скажу.
Анна Михайловна в коротких словах рассказала Наташе содержание письма с условием не говорить никому.
Честное, благородное слово, – крестясь, говорила Наташа, – никому не скажу, – и тотчас же побежала к Соне.
– Николенька…ранен…письмо… – проговорила она торжественно и радостно.
– Nicolas! – только выговорила Соня, мгновенно бледнея.
Наташа, увидав впечатление, произведенное на Соню известием о ране брата, в первый раз почувствовала всю горестную сторону этого известия.
Она бросилась к Соне, обняла ее и заплакала. – Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет, – говорила она сквозь слезы.
– Вот видно, что все вы, женщины, – плаксы, – сказал Петя, решительными большими шагами прохаживаясь по комнате. – Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни! ничего не понимаете. – Наташа улыбнулась сквозь слезы.
– Ты не читала письма? – спрашивала Соня.
– Не читала, но она сказала, что всё прошло, и что он уже офицер…
– Слава Богу, – сказала Соня, крестясь. – Но, может быть, она обманула тебя. Пойдем к maman.
Петя молча ходил по комнате.
– Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил, – сказал он, – такие они мерзкие! Я бы их побил столько, что кучу из них сделали бы, – продолжал Петя.
– Молчи, Петя, какой ты дурак!…
– Не я дурак, а дуры те, кто от пустяков плачут, – сказал Петя.
– Ты его помнишь? – после минутного молчания вдруг спросила Наташа. Соня улыбнулась: «Помню ли Nicolas?»
– Нет, Соня, ты помнишь ли его так, чтоб хорошо помнить, чтобы всё помнить, – с старательным жестом сказала Наташа, видимо, желая придать своим словам самое серьезное значение. – И я помню Николеньку, я помню, – сказала она. – А Бориса не помню. Совсем не помню…
– Как? Не помнишь Бориса? – спросила Соня с удивлением.
– Не то, что не помню, – я знаю, какой он, но не так помню, как Николеньку. Его, я закрою глаза и помню, а Бориса нет (она закрыла глаза), так, нет – ничего!
– Ах, Наташа, – сказала Соня, восторженно и серьезно глядя на свою подругу, как будто она считала ее недостойной слышать то, что она намерена была сказать, и как будто она говорила это кому то другому, с кем нельзя шутить. – Я полюбила раз твоего брата, и, что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.
Наташа удивленно, любопытными глазами смотрела на Соню и молчала. Она чувствовала, что то, что говорила Соня, была правда, что была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Она верила, что это могло быть, но не понимала.
– Ты напишешь ему? – спросила она.
Соня задумалась. Вопрос о том, как писать к Nicolas и нужно ли писать и как писать, был вопрос, мучивший ее. Теперь, когда он был уже офицер и раненый герой, хорошо ли было с ее стороны напомнить ему о себе и как будто о том обязательстве, которое он взял на себя в отношении ее.
– Не знаю; я думаю, коли он пишет, – и я напишу, – краснея, сказала она.
– И тебе не стыдно будет писать ему?
Соня улыбнулась.
– Нет.
– А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
– Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
– А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
– Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
– Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
– Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
– C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
– О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
– Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…

«Она не танцует, но летает по воздуху», – так писала петербургская газета «Слово» о величайшей балерине прошлого века Анне Павловой. Ставшая легендой при жизни, она сделала необыкновенно много для того, чтобы слава о русском балете пронеслась по всему миру.

Павлова переосмысляла затанцованные роли, сохранила очарование романтизмом. Ее манера исполнения дала новый этап в истории русского балета. Классический балет, едва не погибший, обретает современность, оттого и вечную ценность. Ее отличное от других танцовщиц толкование Жизели, Никии, Одетты перенято последующими поколениями. Поэтому именно на русской сцене сохранилось то неумирающее, вечное, что было присуще Анне Павловне Павловой. В ее день рождения предлагаем рассмотреть некоторые необычные факты из биографии великой балерины.

Очарование балетом

Кажется, что Анна Павлова танцевала всегда. Она будто родилась, уже очарованная балетом. Но настоящая любовь к балету пришла лишь после увиденного в девятилетнем возрасте утреннего представления «Спящей красавицы». Интересно, что это была премьера спектакля, поставленного Петипа. Балет произвел настолько сильное впечатление на Павлову, что, от природы застенчивая и мягкая, она впервые высказала свою твердую волю избрать карьеру балетной танцовщицы. Можно представить, сколько девочек, также пришедших на представление, сказали: «Когда я вырасту, то буду танцевать, как принцесса Аврора!» И только одна сдержит слово.

Туфли Анны Павловой

Анне Павловне было трудно подобрать обычные туфли. Поэтому она всегда возила с собой чемоданчик на 36 пар, который периодически пополнялся новыми. Старые же туфли раздавались.

Та же проблема была и с балетной обувью. Анна Павлова предпочитала заказывать ее у известного итальянского мастера Ромео Николини. Балерина очень внимательно относилась к балетной обуви, ведь от ее качества и удобства зависело, насколько удастся тот или иной пируэт. Поэтому туфли часто приходилось переделывать. Однажды Николини даже сказал: «Да, это большая честь, что Анна Павлова моя заказчица. Но если бы у меня было две Павловых, я бы погиб».

Удивительно, но во времена Анны Павловой пуант как таковых не существовало. Это объяснялось тем, что техника танца был несколько проще, чем сейчас. Поэтому форма танцевальных туфель была ближе к бальной, но, конечно, без каблука. Они были мягче, чем современные туфли, тонкой работы, отличались изяществом. Но это вовсе не означает, что раньше балерины танцевали на цыпочках. Они учились как бы зависать и сохранять равновесие на кончиках пальцев. Для этого порой носок балетной туфли мог быть прошит для большей устойчивости балерины.

Павлова и Дягилев

Многие уверены, что именно Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии еще за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет (первые «Русские сезоны» были исключительно оперными). Дягилев изначально не верил в то, что европейцам, а тем более парижанам, понравится русский балет. Дягилев долго не соглашался, но после одобрения некоего комитета он все же решился попробовать включить балет в «Сезоны». Стоит отметить, что тогда условием показа русского балета в Париже был приезд Анны Павловой в составе труппы Дягилева.

Павлова и Чаплин

Чарли Чаплин был большим поклонником Анны Павловой. «Мы похожи с вами, Анна! – как-то сказал Чаплин. – Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят...».

Впервые они встретились на банкете, устроенном в честь Анны Павловой. Чаплин, обращаясь к танцовщице, сказал, что английский язык не может передать те чувства, которые он к ней испытывает, и выразить то величие, которое являет собой Павлова. Поэтому он намерен говорить по-китайски. С этими словами Чаплин, имитируя китайскую речь, войдя в раж, поцеловал руку Павловой. Так и завязалась их дружба. Позже Чарли Чаплин выступал в роли консультанта Анны Павловой при записи ее номеров на кинопленку.

Благотворительность Анны Павловой

Во время Первой мировой войны везде, куда приезжала Анна Павлова, устраивались спектакли в пользу Красного Креста. По окончании же войны она давала концерты в «Метрополитен-опера» и на всю выручку отсылала посылки с продуктами в Петербургское и Московское училище. Позже она стала посылать деньги в Россию для раздачи более нуждающимся артистам петербургской и московской труппы.

В Париже Анна Павлова решила устроить приют для русских детей, оставшихся сиротами. В итоге она организовала женский приют в Сен-Клу. Теперь большая часть денег, вырученных от спектаклей, шла на приютские нужды. Анна Павлова была озабочена не только тем, чтобы девочки имели кров, но и получили образование, практическую подготовку к жизни, а по выходе из приюта – работу. Все девочки учились или в русской гимназии, или во французских колледжах. Каждой Павлова предоставляла свободу выбора специальности.

Портрет Анны Павловой

Многие ошибочно думают, что Анна Павлова в своем известном номере «Умирающий лебедь» вдохновилась грацией своего лебедя. Это не так, ведь номер был поставлен задолго до появления ее любимца. И первоначально танец назывался просто «Лебедь», и лишь через несколько лет появился эпитет «умирающий».

Непривычно пустынная сцена. Нет кордебалета, декораций. Нет оркестра. Нет аккордов вступительной вариации. Вспыхивает беспощадно резкий, концертный свет. Танцовщица стоит в дальнем углу сцены, опустив голову, уронив скрещенные руки. После одного такта вступления арфы, с первым звуком виолончели она поднимается на пальцы и тихо и грустно плывет через сцену.

Фокин вкладывал в номер тему лирического покоя. Танец сам был музыкой. Это был монолог. И пускай в конце Лебедь все же умирал, но его смерть была умиротворенной.

Но облик Лебедя меняется с приходом войны и революций. Анна Павлова, проникая своим танцем в души, как бы вбирала в себя их отклик. Постепенно лиризм Лебедя окрашивался трагизмом. Менялся смысл движений. Поступь ног становилась напряженнее, резче обозначались повороты головы и тела. Руки-крылья поднимались, падали и вдруг приникали к груди, где теперь в белом оперении кроваво пылал рубин. На грудь склонялось лицо.

Ксения Тимошкина

Биография и эпизоды жизни Анны Павловой. Когда родилась и умерла Анна Павлова, памятные места и даты важных событий ее жизни. Цитаты балерины, фото и видео.

Годы жизни Анны Павловой:

родилась 31 января 1881, умерла 23 января 1931

Эпитафия

«Минуточку постой,
Бегущий неустанно,
Чтоб поклониться той,
Что называлась Анной».
Из стихотворения Эрика Виллиса памяти Анны Павловой (в переводе Т. Юфит)

Биография

Она посвятила свою жизнь балету и прославилась на весь мир. Удивительно, но первые ее педагоги были уверены, что девочка не создана для тяжелой балетной школы, но Анна сумела доказать всем - если усердно трудиться и жить тем, что ты любишь, успех неизбежен. Биография Анны Павловой - история жизни великой женщины, имя которой известно любому поклоннику балета.

В детстве жизнь Павловой была непростой - она даже не знала, кто ее отец, а мать еле сводила концы с концами. Но несмотря на тяжелое положение, однажды, чтобы порадовать дочь, мать Павловой повела ее на «Спящую красавицу» в Мариинский театр. Позже в своей автобиографии Павлова вспоминала, что замерла с первых же нот - балет очаровал ее. В тот вечер она поняла, чем хочет заниматься всю жизнь. Первым, кто увидел в Павловой талант, стал великий балетмейстер Мариус Петипа: «Пушинка на ветру - она будет летать на сцене». Сразу же после окончания училища Павлова была принята в Мариинский театр, который когда-то решил ее судьбу, и вскоре стала его ведущей танцовщицей. Когда на благотворительном вечере она впервые исполнила миниатюру «Лебедь» («Умирающий лебедь»), то не могла даже догадываться, что эти 130 секунд танца станут позже символом русского балета. Сам композитор Камиль Сен-Санс, автор сюиты «Карнавал животных», на пьесу из которой был поставлен «Лебедь», пожелал встречи с Павловой, чтобы сделать признание: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!». Мировая известность в жизнь Павловой пришла вместе с ее участием в «Русских сезонах», которые устроил в Париже Сергей Дягилев, русский театральный деятель. Вскоре Анна отправилась гастролировать по всему миру с собственной труппой. Когда же в России произошла революция, а затем началась гражданская война, Павлова решила больше не возвращаться на родину.

К тому времени, когда Павлова окончательно перебралась за границу, у нее уже был любимый человек, Виктор Дандре. Павлова давно любила его, но богач и аристократ не отвечал ей взаимностью. Когда Дандре ввязался в неприятности и потерял все свои деньги, Павлова, по слухам, и решила подписать контракт с нью-йоркским театром. Она вызволила своего любимого из тюрьмы, а он, наконец, увидел в ней любящую женщину и также искренне полюбил ее. Павлова и Дандре купили дом в пригороде Лондона, в пруду которого плавали белые лебеди, один из которых, по имени Джек, всегда ждал свою хозяйку из ее длительных гастролей.

Гастролировала же русская балерина неустанно. За свою жизнь Анна Павлова объездила почти весь мир, побывав в Америке, Китае, Японии, Индии, на Филиппинах и даже в Австралии. Костюмы к ее спектаклям создавали самые известные художники, женщины подражали ее манере одеваться, а гонорары ей назначались баснословные. А она продолжала тосковать по России. И хотя не могла туда вернуться, постоянно отсылала деньги труппам российских театров и продукты голодающим соотечественникам.

Смерть Павловой наступила во время ее очередных гастролей - в Гааге. Причиной смерти Павловой стала пневмония. Похороны Анны Павловой состоялись в Лондоне - сначала прошло отпевание тела Павловой в русской церкви, затем оно было сожжено в лондонском крематории. Могила Павловой в соответствии с ее завещанием должна была находиться в России. Но муж воспрепятствовал исполнению воли балерины, заявив, однако, что не против захоронения Павловой на родине, если ему пообещают создать для этого должные условия. Так или иначе, но урна с прахом Павловой до сих пор хранится в колумбарии английского крематория.

Миниатюра «Умирающий лебедь» в исполнении Павловой стала классикой мирового балета

Линия жизни

31 января 1881 г. Дата рождения Анны Павловны (Матвеевны) Павловой.
1889 г. Окончание императорского театрального училища, поступление в труппу Мариинского театра.
1906 г. Ведущая танцовщица труппы.
1907 г. Первое исполнение Павловой миниатюры «Лебедь», ставшей позже одним из символов русского балета.
1909 г. Участие Павловой в «Русских сезонах» в Париже.
1910 г. Гастроли Павловой за рубежом с собственной труппой.
1913 г. Последнее выступление Павловой в Мариинском театре.
1914 г. Последнее выступление Павловой в России.
1921-1925 гг. Гастроли по США, выступление в Индии.
23 января 1931 г. Дата смерти Павловой.
29 января 1931 г. Похороны Павловой.

Памятные места

1. Лигово, где родилась Павлова.
2. Дом Павловой в Санкт-Петербурге, где она жила в 1910 году и где сегодня установлена мемориальная доска Павловой. Итальянская улица, д. 5.
3. Дом Павловой в Лондоне (Ive House), в котором она жила в 1912-1931 гг.
4. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой (бывшее императорское театральное училище), где училась Павлова.
5. Мариинский театр, в труппе которого танцевала Павлова.
6. Театр Метрополитен-опера в Нью-Йорке, с которым Павлова работала по контракту.
7. Театр Шатле в Париже, где Павлова выступала во время участия в «Русских сезонах».
8. Крематорий Голдерс-Грин в Лондоне, где похоронена Павлова (урна с прахом хранится в колумбарии крематория).

Эпизоды жизни

Анна Павлова дружила с Чарли Чаплином. Поговаривали, что великий комик и режиссер был влюблен в балерину и мечтал сделать ей предложение, но так и не решился. Когда они встречались, то Чаплин бронировал для Павловой целый ресторан. Он также выступал в роли консультанта балерины, когда ей было необходимо записать свои номера на кинопленку.

Умирая, Павлова попросила всех уйти из комнаты, с ней осталась только служанка. Балерина кивнула девушке на платье, которое купила недавно у модного парижского кутюрье, и сказала: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Детей у Павловой никогда не было, она говорила о русских девочках-сиротах, которых давно взяла на содержание. Женский приют она организовала в Сен-Клу, поселив детей в особняке. С тех пор большая часть ее заработков шла на то, чтобы дать девочкам не просто кров и еду, но и образование. Она также заботилась, чтобы каждая из ее воспитанниц могла после выхода из приюта получить достойную работу.

Когда 23 января стало известно о смерти Анны Павловой, в лондонском театре «Аполлон» во время представления решили почтить ее честь. В зале выключили свет, и луч прожектора в темноте под музыку Сен-Санса прочертил тот путь, что балерина проделывала в своей миниатюре «Умирающий лебедь». Весь зал молча встал - весь мир уже знал о смерти великой балерины.

Завет

«Если вы преследуете одну и ту же цель, вы обязательно откроете тайну успеха».


Документальный фильм памяти Анны Павловой из цикла «Жизнь и легенды»

Соболезнования

«Если мы посмотрим ее знаменитую запись „Умирающего лебедя“, то можем, конечно, заметить, что сейчас балерины более техничны, быть может, даже более красивы, выглядят по-другому… Но вот того трепета, который был присущ Анне Павловой, я думаю, сегодня нет ни у одной балерины. Даже из числа самых великих и знаменитых. Ей удалось передать и эпоху, и какое-то одухотворенное внутреннее состояние в своем танце. И я уверена, что любая балерина, посмотрев сегодня ее записи и сравнив со своим танцем, поймет, что все же чего-то не хватает. А это „что-то“ — нечто неуловимое, какая-то внутренняя сила, которая была присуща только этой балерине. Так что, несмотря на весь прогресс, есть что-то необъяснимое в танце людей прошлого, чего нам, к сожалению, возможно, уже не обрести…»
Евгения Образцова, балерина

«Искусство Анны Павловой рождалось и умирало вместе с ней — чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой».
Андрей Левинсон, балетный критик

«Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух».
Марина Цветаева, поэтесса

Родилась одна из величайших актрис балета Анна Павлова в 1881 году в Петербурге. Существуют две версии относительно того, кто был ее отцом. Первая из них гласит о солдате-караиме по имени Матвей Павлов (настоящее имя Шабетай Шамаш). Косвенно подтверждает этот факт и место рождения Анны — госпиталь лейб-гвардии Преображенского полка, где служил Матвей. Вторая версия повествует о неком банкире еврейского происхождения, в доме которого мать Анны – Любовь Федоровна — служила гувернанткой. Якобы именно он приходится отцом девочки. Документальных подтверждений данному факту нет, а потому эта информация используется скорее в качестве легенды.

Зарождение огромной любви

Впервые побывать на балетном представлении маленькой Ане удалось в возрасте восьми лет. Тогда на сцене Мариинского театра, который через много лет станет для нее родным, шло представление «Спящая красавица». Анна с первых минут поняла, — быть балериной – ее призвание. С тех самых пор в доме только и было разговоров что о танцах, хореографии и грации легких, как пушинки, балерин. Мать, видя огромное стремление дочери, отвела ее в балетную школу. В возрасте 10 лет Анна стала ученицей престижного Императорского театрального училища. Девочка демонстрировала неплохие успехи, и еще будучи ученицей, не раз выходила на сцену «мариинки». В 1899 году Павлова успешно сдала выпускные экзамены и была зачислена в состав труппы Мариинского театра.

Изначально, конечно, Анне доставались небольшие и «невыразительные» роли, — начинающая актриса, что говорить. Но с каждым годом мастерство юной красавицы оттачивалось, и уже в 1903 году ей доверили главную роль – она сыграла Жизель в одноименной постановке. Ей удалось поразить всех не только грациозностью и красотой исполнения каждого движения, но и глубиной понимания образа ее героини. Готовясь к роли, Павлова буквально сутками не покидала студию, а ее негласным наставником стал Мариус Петипа, к которому она обращалась за советами для более детальной проработки образа.

Далее были главные роли во многих постановках, среди которых «Дон Кихот», «Корсар» и другие. В 1906 году, в возрасте 25-ти лет, Павлова была удостоена звания балерины Императорской сцены, что говорило о том, что отныне она – ведущая танцовщица.

Одним из самых плодотворных творческих союзов Павловой можно выделить работу с Михаилом Фокиным, учившимся на курс старше. От других балетмейстеров его отличал нетрадиционный взгляд на балет, он в свое время не стал отделять танец от пантомимы, а его целью было введение в постановку импровизации. Импровизация, по его мнению, вполне могла стать основой балетного искусства, избавив зрителя от необходимости наблюдать исполнение готовых форм, связок и комбинаций.

В одной из первых постановок Фокина — «Виноградная лоза» — он танцевал па-де-де с Анной. И постановка в целом, и работа танцоров, вызвали самые положительные эмоции и отзывы, а также были отмечены выдающимися деятелями, в том числе и Мариусом Петипа. Павлова участвовала и в последующих постановках Фокина, таких как «Эвника», «Шопениана», «Павильон Армиды» и других. Особое внимание привлекла поставленная Фокиным специально для Павловой миниатюра «Лебедь». Исполненная на благотворительном вечере в Мариинском театре, она поразила многих до глубины души и уже совсем скоро стала одним из символов русского балета XX века.

Гастроли

Впервые оказаться за границей Павловой посчастливилось в 1097 году в составе небольшой труппы. Они колесили по европейским городам, первым из которых оказался Стокгольм. В 1909 году Анна Павлова приняла участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, а спустя некоторое время уже блистала на премьерах постановок «Сильфида» и «Клеопатра». В том же 1909 году впервые Павлова сочинила собственную лирическую миниатюру, продолжив делать это и в дальнейшем. Время, проведенное в зарубежных командировках, способствовало становлению Павловой как самостоятельного балетмейстера, в дальнейшем ее жанр будет назван Юрием Беляевым как «хореографическая мелодекламация». Со своими танцовщиками и музыкантами Павлова объездила весь мир: Индия, Северная и Южная Америка, Филиппины и Европа – ей везде рукоплескали стоя, приклоняясь перед ее талантом.

Личная жизнь

У талантливой и привлекательной Анны с самого начала ее деятельности было огромное количество поклонников. Возвращаясь со сцены в гримерку, изо дня в день она находила десятки шикарнейших букетов, и в каждом из них по записке- с предложением провести вместе вечер. Гордая и непокорная, Анна один за другим отправляла их в мусорную корзину. И лишь перед одним букетом она устоять не смогла – это были цветы от Виктора Дандре.

Дандре был аристократом – выходец из дворянского рода, интеллигент, знавший несколько языков и великолепно разбирающийся в искусстве. Юная балерина была сражена. Тогда же молодой человек взял покровительство над балериной, что в то время было очень даже модно среди представителей богемы. Только если Анна уже представляла дальнейшую совместную жизнь с Виктором, день ото дня влюбляясь в него все сильнее, то он не торопился звать ее под венец. Он снял для балерины апартаменты, обеспечивал лучшими контрактами и дарил невероятные подарки, но о женитьбе речи не шло. И тогда она просто ушла – собрав всю волю в кулак, Анна покинула квартиру снятую ей как содержанке. Она с удвоенной силой приступила к работе – тренировалась, ставила представления, гастролировала. Но даже это не спасло ее – даже находясь в Париже, она все еще продолжала думать о нем.


В это же время, в Питере, Дандре ожидали большие неприятности – его обвинили в финансовых махинациях, взятках и аферах, не забыв упомянуть при этом и Анну, которая якобы и уехала заграницу, дабы не быть причастной к темным делишкам покровителя. Вскоре Виктор появился на пороге лондонского отеля, в котором остановилась труппа Анны. И она не смогла устоять – Дандре был прощен, влюбленные снова были вместе.

В то время Павлова уже покончила с Дягилевым и подписала контракт с агентством «Браффл». По окончанию контракта с лондонским агентством, Анна занялась организацией деятельности собственной группы, в чем ей неплохо помог ее возлюбленный – предпринимательская хватка Виктора пригодилась мягкой Анне как никогда. Ради Виктора, которому навсегда был заказан въезд на Родину, Анна отказалась от жизни в столь горячо любимом Питере — пара обосновалась в Лондоне. Последний визит великой балерины на родину припал на 1914 год – тогда она вместе со своей группой выступала с гастролями в Москве и Питере.

Не стало Анны Павловой январским днем 1931 года – актриса скончалась вследствие перенесенной пневмонии в Гааге (Нидерланды), так и не побывав больше на родине.

  • Среди многочисленных поклонников Анны Павловой был сам Чарли Чаплин. Однажды он сказал балерине «Мы похожи с вами, Анна! Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят…».
  • Анна вела активную благотворительную деятельность. Во времена Первой мировой войны, куда бы она не приезжала с гастролями, в любом городе она давала представление в пользу Красного Креста. По окончанию войны балерина часть денег, вырученных с представлений, отправляла на Родину – для возобновления учебных заведений.
  • Анна безумно любила животных, а еще больше — птиц. В ее поместье даже жил настоящий лебедь, звали которого Жак. Многие ошибочно думают, что именно он вдохновил артистку на такое чувственное исполнение «Умирающего лебедя», однако это не так – Жак появился гораздо позже всемирно известного выступления.