Урок по литературному чтению "Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». план-конспект урока по чтению (2 класс). Чтение рассказа про себя

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №12 г. Борисова»

План - конспект урока

по литературному чтению

с использованием стратегии

на тему:

«В. Драгунский «Что я люблю»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Ю.В.Филиппович

Борисов, 2015

ТЕМА: ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ

«ЧТО Я ЛЮБЛЮ»

Цель :

    формирование навыка осознанного и правильного чтения;

    совершенствование навыка чтения вслух и молча;

    совершенствовать умение выделять главных действующих лиц произведения;

    актуализировать и расширять представления детей о творчестве В. Драгунского;

    соз­давать условия для формирования умения устно отвечать на вопросы;

    способствовать формированию уважительного отношения к людям, желания помогать членам своей семьи.

Оборудование: магнитофон, портрет В. Драгунского, выставка книг В. Драгунского, микрофон, карточки для речевой разминки, «солнышки», коробка с цветами

Ход урока

I. Организационный момент

Вы, ребята, отдыхали,

Веселились и играли,

Но позвал вас всех звонок.

Начинать пора урок.

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают наизусть стихотворение Э. Успенского «Если бы я был девчонкой».

III . Дыхательная и речевая разминка (звучит мелодия)

Прочитайте слова, которые Вы видите на доске, выделяя голосом ударный слог:

баран

снегири

олень

сапоги

шляпа

топор

уголок

звери.

Упражнение «Свеча», «Цветок»

IV. Вступительное слово учителя

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения составляем мнение о себе, о чертах своего характера, о человеческих качествах. Каждый человек имеет мно­жество характерных черт и качеств, которые делают его индиви­дуальностью - неповторимым, непохожим на других, а также множество качеств, которые объединяют его с другими людьми. Люди нужны друг другу, и в силах каждого из нас сделать так, чтобы тем, кто находится рядом, было хорошо.

V. Игра «Десять моих "Я"»

У Вас лежат на партах солнышки с 10 лучиками: я Вам предлагаю в середине солнечного круга крупно на­писать букву Я, а на лучах - качества своего характера (злой - добрый, жадный - щедрый, лживый - честный, трусливый - смелый, замкнутый - общительный, ленивый - трудолюбивый, неряшливый - аккуратный, глупый - умный и т. п.).

После выполнения задания проводится анализ работ, уча­щимся задаются вопросы:

Какие качества назывались чаще всего - положительные пли отрицательные?

Какие качества выбирали чаще всего?

Какое качество легче признать в себе - хорошее или плохое? Почему?

Важно уметь видеть и свои достоинства и свои недостатки, то есть объективно себя оценивать. Нельзя видеть в себе одни до­стоинства - это самолюбование, признак неверной, завышенной самооценки. Но нельзя видеть и одни недостатки - это говорит о неуверенности в собственных силах, о заниженной самооценке. И помните, если вам очень чего-то хочется и вы этого упорно бу­дете добиваться, то желание обязательно исполнится.

Физкультминутка(под музыку)

VI. Подготовка к восприятию произведения

Так случилось и с Виктором Юзефовичем Драгунским. Сначала он был артистом, затем режиссером (снимал кино), а когда у него родился сын Денис, стал писателем. С Денисом все время случались разные смешные истории, и Драгунский стал эти истории записывать. Так появилась книга «Денискины рассказы». И сегодня в гости к нам пришёл автор этих замечательных Денискиных рассказов Виктор Юзефович Драгунский. Давайте поприветствуем его (вывешиваю портрет)

Сейчас мы с Вами на мгновение превратимся в журналистов и отправимся на пресс-конференцию к В. Драгунскому, чтобы узнать всё, что Вас интересует о его жизни (учащиеся, используя микрофон, задают различные вопросы).

VII. Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Что я лю­блю»

1. Чтение рассказа учителем (с. 92).

2. Проверка первичного восприятия произведения.

Понравился ли вам мальчик? Чем?

3. Вторичное чтение текста

Чтение текста учащимися («цепочкой»)

4. Обсуждение прочитанного.

Что вы любите так же, как любит мальчик?

Какие отношения у Дениса с отцом?

5. Самостоятельное чтение.

Определите черты характера Дениски. Подтвердите это примерами из текста.

6. Выборочное чтение.

Прочитайте, почему Дениска любит ходить в зоопарк?

В каких действиях мальчика выражается его любовь к маме?

Физкультминутка для глаз

VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия

Кто к нас сегодня приходил на урок? С каким его произведением мы познакомились? Какую книгу написал В. Драгунский?

Сегодня на уроке вы убедились, что каждый человек не­повторим. Доброе в себе надо укреплять, недостатки - изжи­вать. Важно научиться рассказывать о себе честно, не унижая себя, но и не скрывая своих недостатков. Если человек научится разбираться в себе, он научится разбираться и в других людях. А это поможет избежать многих ошибок в жизни.

Игра «Подари цветочек»

Ребята берут из коробки цветок и дарят однокласснику со словами: «Я дарю тебе цветочек, потому что ты... (положитель­ная черта характера того, кому делается подарок).

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Ознакомить с творчеством В. Драгунского
  2. Учить определять тему
  3. Учить выразительному чтению по ролям
  4. Развивать мышление, память, умение передавать содержание произведения
  5. Воспитывать доброту, умение сопереживать
  6. Развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения

Оборудование : портрет В. Драгунского, словарь синонимов, выступление о сборнике «Денискины рассказы», выставка книг В. Драгунского, книга для чтения «В одном счастливом детстве» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей.

«Тайное становится явным»

Прочитайте название урока

Когда так говорят детям? (Когда маленький ребёнок совершил что- то плохое и не сказал об этом взрослым)

Кто написал рассказ с таким названием? (В. Драгунский)

О ком и для кого писал эти рассказы В. Драгунский? (рассматриваются книги с выставки)

Рассказ о сборнике «Денискины рассказы» (рассказывает подготовленный ученик)

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973). Более всего известны советскому читателю и пользуются популярностью детские «Денискины рассказы». В 1960-х большими тиражами выходят книги из серии «Денискины рассказы». В них он изобразил своего сына, показывая его наивным, простодушным, романтиком, вместе с тем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками.

III. Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

1. До чтения.

Назовите ваше любимое произведение В. Драгунского

Скажите, кто является главным героем?

К какому жанру относится это произведение?

Прочитайте название произведения. Каким синонимом можно заменить слово явным?

Работа с иллюстрацией

Каким вы видите героя на иллюстрации, что произошло?

2. Чтение рассказа про себя.

Узнаёте ли вы себя и своих друзей в Дениске?

В чём комичность, юмор ситуации?

Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши? Что вас рассмешило?

3. Составление цитатного плана.

«Видеть не могу манную кашу»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«А я остался с кашей наедине»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

4. Чтение рассказа вслух по частям цитатного плана.

Что мы узнаём о Дениске?

Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

Зачем мама заставляла сына есть кашу?

Что испытывал Дениска, когда «усовершенствовал» вкус каши?

Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Какое выражение использует автор?

Что испытала мама, увидев пустую тарелку?

Какое чувство испытал Дениска, увидев милиционера и пострадавшего?

Почему вам смешно, когда читали рассказ пострадавшего?

Хорошо ли Дениска знал свою маму?

Почему Дениска боялся посмотреть в глаза своей мамы?

Осуждаете ли вы Дениску?

Вопросы ко всему рассказу.

Что вы можете сказать о Дениске из рассказа?

Какие отношения у Дениски с мамой?

Чем интересен рассказ В. Драгунского? (в произведении содержится юмор)

IV. Закрепление изученного. Работа со словарём синонимов.

В тексте встречалось выражение, «раскромсал яйцо», как понимаете это выражение? Подобрать к словам синонимы

Раскромсал (яйцо), бухнулась, ладилось, лопнутый (круг), гамкнула (собака), плюха.

Почему дети так говорят? (маленькие дети не умеют выражать свои мысли)

V. Итог урока.

С какой целью написал это произведение В. Драгунский?

VI. Домашнее задание.

Выразительное чтение.

Разделить текст на части, озаглавить их.

Подобрать пословицы соответствующие к частям.

Список литературы:

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 8 издание.- М.2007 г.
  2. Бунеева Е.В. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», методические рекомендации. – М.: 2000.
  3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- М.:ВАКО, 2006.

После уроков мы с Мишкой собрали свое имущество и пошли домой. На улице было мокро, грязно и весело. Только что прошел сильный дождь, и асфальт блестел как новенький, воздух пах чем-то свежим и чистым, в лужах отражались дома и небо, а если идти с горы, то сбоку, возле тротуара, мчался бурный поток, вроде горной речки, красивый поток, коричневый, с водоворотами, завихрениями и бурунами. На углу улицы в землю была вделана решетка, и здесь вода совершенно распоясалась, она плясала и пенилась, булькала, как цирковая музыка, или, наоборот, журчала и шкворчала, словно жарилась на сковородке. Просто прелесть…

Мишка сейчас же, как все это увидел, полез в карман и вытащил спичечный коробок. Я помог ему достать спичку для мачты, дал ему листок бумаги, мы сделали парус и воткнули все это в коробок. Сразу получился не коробок, а кораблик. Мы его спустили на воду, и он тут же поплыл с ураганной быстротой. Его вертело туда-сюда и бросало, он подпрыгивал и несся вперед, то задерживаясь ненадолго, а то давая сто узлов в час. Мы сейчас же начали озвучивать это дело, потому что мы сразу стали капитаном и штурманом - я и Мишка. Мы кричали, когда кораблик садился на мель.

Задний ход - чух-чух-чух!

Полный задний - чух-чух-чух!

Полнейший задний ход - чух-чух-чух-чах-чах-чах!

И я пальцем направлял корабль куда надо, а Мишка орал:

Пошел! Ух жжмет! Вот это дает! Полный вперед! Чух-чух-чих!

И так с дикими воплями мы бежали за корабликом как сумасшедшие и добежали до угла, где решетка, и вдруг наш кораблик завертелся, закружился в водовороте, и мы оглянуться не успели, как он клюнул носом, хлюпнул и провалился в решетку.

Мишка сказал:

Жалко как. Утонул…

И я сказал:

Да. Его поглотила бушующая стихия. Давай новый запустим?

Но Мишка покачал головой:

Нельзя. Сегодня мне опаздывать из школы нельзя. Сегодня папа дежурный.

Я сказал:

По чему?

Его очередь, - ответил Мишка.

Нет, - сказал я, - ты не понял. Я спрашиваю, по какому делу твой папа дежурный? По чему? По уборке? Или по накрыванию на стол?

По мне, - сказал Мишка. - Папа дежурит по мне. Они с мамой так установили очередь: один день мама, другой папа. Сегодня папа. Уж небось приехал с работы кормить меня обедом, а сам спешит, ведь ему обратно надо!

Ты, Мишка, не человек! - сказал я. - Ты своего отца сам должен обедом кормить, а тут занятой человек ездит с работы кормить такого оболтуса! Ведь тебе уже восемь лет! Жених!

Это мама мне не доверяет, ты не думай, - сказал Мишка. - Я помогаю, вон в прошлую пятницу я им за хлебом сходил…

Им! - сказал я. - Им! Они, видите ли, едят, а наш Мишенька одним воздухом питается! Эх, ты…

Мишка весь покраснел, как синяя свекла, и сказал:

Пошли по домам!

И мы прибавили шагу. А когда стали подходить к нашим домам, Мишка сказал:

Я каждый день свою квартиру не нахожу. Все дома одинаковые, просто путаются в глазах. А ты находишь?

Нет, я тоже не нахожу, - сказал я, - не узнаю свое парадное. То зеленое, и это зеленое, все одинаковые, новенькие, и балкончики тоже один в один. Прямо беда.

Так как же ты поступаешь? - сказал Мишка.

Жду, пока мама на балкон выйдет.

Ну, так может и чужая чья-нибудь выйти! Ты вполне можешь к другой попасть…

Ты что, - сказал я, - да я из тысячи чужих свою маму узнаю.

А как? - спросил Мишка.

По лицу, - сказал я.

На прошлом родительском собрании были все родители, и Костикова бабушка шла домой с моим папой, - сказал Мишка, - так Костикова бабушка сказала, что твоя мама самая красивая в классе.

Ерунда, - сказал я, - твоя тоже красивая!

Конечно, - сказал Мишка, - но Костикова бабушка сказала, что твоя самая красивая.

Тут мы подошли вплотную к нашим домам. Мишка стал беспокойно оглядываться по сторонам и тревожиться, но в это время с нами поравнялась какая-то старушка и сказала:

А, это ты, Мишенька? Что? Не знаешь, где живешь, да? Вечная история. Ну пойдем, соседушка, уж доведу тебя.

Она взяла Мишку за руку, а мне сказала:

Мы с одной лестничной клетки.

И они пошли. Мишка очень охотно поволокся за ней. А я остался один в этих одинаковых переулках без названий, среди одинаковых домов без номеров и совершенно не представлял себе, куда идти, но решил не унывать и стал подниматься по лестнице на четвертый этаж первого же попавшегося дома. Ведь этих домов и всего-то восемнадцать, так что если я даже все подряд их обойду, то через часок-другой наверняка буду дома, это уж точно.

Во всех наших подъездах, на каждой двери, слева привинчен звонок с красной кнопочкой. Вот я влез на четвертый этаж и нажал кнопку. Дверь открылась, оттуда высунулся длинный кривой нос и крикнул в дверную щель:

Макулатуры нет! Сколько раз повторять!

Я сказал «извините» и сошел вниз. Ошибся, что поделаешь. Тогда я пошел в следующий подъезд.

Не успел я тихонько дотронуться до звонка, как из-за двери раздался такой хриплый и страшный лай, что я не стал дожидаться, пока меня съест какой-нибудь волкодав, а просто моментально скатился вниз.

В следующем подъезде, на четвертом этаже, дверь открыла высокая девушка и, когда увидела меня, весело захлопала в ладоши и закричала:

Володя! Папа! Марья Семеновна! Саша! Все сюда! Шестой!

Из комнат высыпала куча народу, они все смотрели на меня, и хохотали, и прихлопывали в ладоши, и подпевали:

Шес-той! Ой-ой! Шестой! Шестой!..

Я глядел на них во все глаза. Сумасшедшие, что ли? Я даже стал обижаться на них: тут есть хочется, и ноги промочил, и к чужим вместо дома попал, а они смеются… Но девушка, видно, поняла, что мне не весело.

Тебя как звать? - сказала она, и присела передо мной на корточки, и заглянула мне в глаза своими синими глазами.

Денисом, - ответил я.

Она сказала:

Ты не обижайся, Денис! Просто ты сегодня уже шестой мальчик, который пришел к нам. Все они тоже заблудились. На-ка вот тебе яблоко, съешь, подкрепи истощенные силы.

Я не стал брать.

Возьми, пожалуйста, - сказала она, - для меня. Сделай мне одолжение.

Ну, я сделал ей одолжение.

Послушай, - сказала девушка, - мне кажется, что я видела тебя выходящим из подъезда, что прямо напротив нашего. Ты выходил с одной очень красивой женщиной. Это может быть?

Конечно, - сказал я, - моя мама самая красивая в классе.

Тут они все снова рассмеялись. Без всякой причины. А девушка сказала:

Ну, беги. И если хочешь, приходи к нам в гости.

Я сказал «спасибо» и побежал, куда показала высокая девушка. И не успел я нажать кнопку, как дверь открылась, и на пороге стояла моя мама! Она сказала:

Вечно тебя надо ждать!

Я сказал:

Это ужасная история! Я промочил ноги! Потому что я не могу найти двери нашего дома. Я не знаю, где наш подъезд, он похож на все остальные, как капля воды на все другие. И у Мишки такая же история! Никто не может найти свой дом! Я сегодня шестой… и есть хочу!

И я рассказал маме про кривой нос с макулатурой, и про рычащего волкодава, и про высокую девушку и яблоко.

Надо устроить для тебя какую-нибудь примету, - сказал папа, - чтобы ты безошибочно узнавал свой дом.

Я обрадовался:

Папа! Я уже придумал! Повесь, пожалуйста, на наш дом мамин портрет! Я уже издалека буду знать, где я живу!

Мама рассмеялась и сказала:

Ну, не выдумывай!

А папа сказал:

В конце концов, а почему бы и нет’ Вполне здоровая мысль!.








Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №4

Технологическая карта учебного занятия

Учитель : Каргалова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Сокурская СОШ № 19.

Предмет : Литературное чтение.

Класс: 2 класс.

Тема: Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Основные технологические приёмы и формы работы: обращение к личному опыту, работа со словарем, составление кластера, чтение с остановками, чтение-разведка, прием синестезии (соощущение, совосприятие, вживание в образ), анализ текста, «Задай вопрос», «Верные и неверные утверждения», работа в парах.

Планируемые результаты

Предметные результаты: развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Уметь работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные результаты:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные результаты:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Формирование УУД:

УУД

Базовый уровень

Повышенный уровень

Предметные

Использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), ориентироваться в содержании прочитанного, участвовать в обсуждении прочитанного или прослушанного текста, определять основную мысль текста, объяснять значение слова с опорой на контекст с использованием словарей, устанавливать взаимосвязь между событиями, мыслями, чувствами

Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно - следственные связи.

№ п/п

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (личностные, метапредметные УУД)

Организационный этап

Цель: Определение готовности обучающихся к уроку.

Здравствуйте, ребята!

Ученики занимают свои места, приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Личностные : формирование мотивации к обучению.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

Мотивация учебной деятельности

Цель : учить самостоятельно определять тему и цель урока.

На каждом уроке вы узнаёте все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям, и у нас обязательно всё получится. А начнём наш урок с пословицы. Прочитайте её: «Шило в мешке не утаишь».

Предположите, что могут означать эти слова? (О правде всегда узнают).

В конце урока мы с вами еще вернемся к этой пословице и решим – верно ли было наше предположение. Как вы думаете, почему именно с этой пословицы мы начали наш урок? (будем читать новое произведение, в котором главное-говорить правду).

Учащиеся слушают учителя.

Высказывания учеников.Приём «Верные и неверные утверждения».

Самоопределение к деятельности

Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня будем знакомиться.

Ребята, любите ли вы тайны?

Что такое тайна?

Подберите слова, близкие по значению к слову «тайна».

Иметь тайны хорошо или плохо?

А для чего тайны нужны человеку?

тайное».

А что означает слово «явное»?

Назовите синонимы к слову « явное».

Тайное – явное. Как мы можем назвать эти слова?

Составляют кластер. Тайное:неразгаданное, неизвестное, секретное, скрытое, никому не сказанное

Работа со словарями русского языка

Составляют кластер. Явное:очевидное понятное, открытое, настоящее, известное.

Ответы учеников.

Актуализация опорных знаний .

Цель: Мотивация к учебной деятельности

Задача: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Физминутка

Первичное чтение. Чтение с остановками.

Просмотр фрагмента фильма до слов «Ложись–ка ты спать!».

Вам главный герой кого-нибудь напоминает из рассказов В.Ю.Драгунского?

Что вы можете сказать о Дениске, какой он?

Почему мальчик заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становится явным»

Вы смогли бы ему объяснить эту фразу?

2.Чтение до слов «…я ею давлюсь), (слушают аудиозапись)

Из-за чего произошел конфликт между мамой и сыном?

ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы.

МАЛЬЧИКИ – позицию сына.

Кто прав?

Как вообще можно разрешить конфликт?

3.Чтение до слов «…съесть все до дна!» (слушают аудиозапись)

Как разрешили конфликт мама и Дениска?

4.Чтение – разведка.

А сейчас вы пойдёте в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. Вы прочитаете ту часть рассказа, которая выделена. И после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал мальчик, чтобы каша была вкуснее. Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте. Кто первым возвращается из разведки, молча, встаёт и ищет глазами иллюстрации к рассказу.

Что мальчик сделал с кашей, чтобы она была вкуснее?

Что означает слово «Хрен»?

Объясните образное выражение «Глаза на лоб полезли и остановилось дыхание».

От чего у Дениски глаза на лоб полезли?

Зачитайте отрывок с использованием слова «хрен».

Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?

5.Чтение учителем. Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части.

Какие вопросы у вас возникли в ходе чтения?

У меня есть вопросы. В какой момент вам было смешно?

А что чувствовал дяденька в этот момент?

Прочитайте, как выглядел дяденька?

А что Дениска при этом чувствовал?

А кому вы сочувствовали? Почему?

Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? Найдите и прочитайте. .(“...глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а это верная примета, что мама рассердилась”)

Почему мама «смотрела долго-долго на сына? (хотела понять, что чувствует Денис)

Давайте проследим, как менялось настроение мамы?

Как менялось настроение Дениски?

Будет ли продолжение разговора у Дениски с мамой? Почему?

Как, по-вашему, что такое «взаимопонимание между родителями и детьми»?

Подведём итог: Почему мама не стала наказывать Дениску?

Понял ли он мамины слова?

Почему вы так считаете?

Ребята, давайте еще раз вернемся к пословице, с которой мы начали наш урок. Правильным ли оказалось наше первоначальное предположение или теперь вы понимаете эту пословицу по-другому?

Работа с текстом.

Ответы учеников.

Это Дениска.

Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным.

Ответы детей.

Приём синестезии.

Мама: полезно, надо утром есть кашу, заботится о сыне.

Сын: не любит, невкусно.

Уступить, договориться.

Работа с текстом.

Договорились.

Работа с текстом. Чтение с пометками.

Выполняют физминутку. Ищут газами иллюстрации к рассказу (упражнения для глаз).

Зачитывают ответы.

- пошлёпал ложкой;
-посолил;
-посыпал сахару;
-долил кипятку;
-вылил в кашу всю баночку хрена.

Работа с крылатым выражением.

Составляют вопросы. Приём «Задай вопрос» (толстые и тонкие вопросы)

Ответы на вопросы.

Зачитывают ответы.

Ответы на вопросы.

Хотела понять, что чувствует Дениска.

Выстраивают цепочку, отражающую внутреннее состояние героев. Работа в парах.

Мама: радость, веселье, гнев, печаль, огорчение. Денис: довольный, страх, стыд.

Каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали.

Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей.

Познавательные : ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности

Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в жизни. Какой урок сегодня вы получили?

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины. И я хочу поблагодарить вас за активную творческую работу на нашем уроке.

А теперь я попрошу вас показать, насколько интересно вам было на уроке. У вас на партах лежат лучик и облако. Если вам было на уроке комфортно. Всё понятно, то подойдите прикрепите на солнышко лучик, если урок вызвал затруднение, то прикрепите облако.

Оценивают своё эмоциональное состояние.

Личностные: владеют знаниями основных моральных норм поведения.

Познавательные: анализируют, обобщают и перерабатывают полученную информацию; делают выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Информация о домашнем задании.

Цель: Сообщение объема и содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Вспомните, была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Рассказать о ней вы можете на следующем уроке. Это и будет вашим домашним заданием.

Записывают домашнее задание.

Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебное задание в соответствии с уровнем своего развития


Урок - чтения

Тема: В. Драгунский « … Бы»

Цели:

Образовательная: познакомить учеников с ещё одним рассказом В. Драгунским « … Бы»; продолжить работу по формированию навыка чтения.

Воспитательная: Воспитывать почтение, уважение к родителям

Развивающая: формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы; развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих и автора

Оформление доски: тема урока, цели, портрет Драгунского, его даты жизни (1913 - 1972), портрет Дениски, обложка книги Драгунского

Ход рока:

1. Организационный момент. Введение в урок (1 мин.).

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.

2. Проверка домашнего задания (6 мин.).

А теперь проверим Ваше домашнее задание:

а) Чтение наизусть стихотворений Э. Успенского.

б) Рассказы детей «Когда семья вместе».

Бывает ли так, что вы в чем-то не соглашаетесь с родителями? Послушайте стихотворение Э. Успенского.

Речка, поле, черный лес.

Голубая даль небес.

Яхта, шхуны, океаны.

Извержения, вулканы.

Ах. Северный полюс,

Ах. Южный.

Он каждому мальчику нужный.

Ну а мама говорит:

Пусть он дома посидит.

Он без супа пропадет.

К нему врач сейчас придет...

Он свалился с табуретки,

Ему выпишут таблетки.

Со своей любимой мамой

Я, боюсь, несчастный самый.

Как бы вы озаглавили стихотворение? Сам автор его назвал так: «Жалобы юного мальчика».

На что жалуется герой стихотворения?

- Мальчик мечтает о пу­тешествиях, подвигах. Мама в нем видит только маленького сына и оберегает его от всего. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых.

Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой?

Что случилось бы, если бы дети стали взрослыми, а мамы и папы - детьми?

Сегодня мы с Вами познакомимся с рассказом Драгунского « … Бы».

Какие цели на данный урок мы поставим?

- Познакомиться с рассказом В. Драгунского « … Бы»; продолжить работу по формированию навыка чтения, уважительно относиться к мнению других, уважительно относиться к родителям.

Работа над рассказом В. Драгунского « ... Бы».

3. Работа с текстом рассказа до чтения (6 мин.).

Прочитайте заглавие. Что оно означает?

Почему перед словом стоит многоточие? О чем это говорит?

Подставьте подходящие слова.

- Купался бы, прыгал бы...

Когда мы употребляем в речи частицу бы?

- Когда нужно условие для выполнения чего-либо

Значит, из произведения узнаем о чьих-то мечтах.

- Драгунский

Кто-нибудь может рассказать об этом писателе?

Виктор Юзефович Драгунский (30 ноября 1913 г., Нью-Йорк, в семье эмигрантов из России - 6 мая 1972 г., Москва) - советский актер и писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские»

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979 г.) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973 г.). Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно - так назвали сына.

Однако Виктор Драгунский писал прозаические произведения для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны.

Кто герой его произведений?

- Денис Кораблев.

Рассмотрите иллюстрацию. Что могло произойти?

Чтение текста про себя.

4. Работа с текстом после чтения (7 мин.).

Почему вы смеялись, когда читали?

О чем же мечтал Дениска?

В чем оправдались наши предположения?

Чтение вслух по абзацам и комментарии по ходу чтения. 1-й абзац.

- Кто это я? Из каких слов видно, что это ребенок?

Что надумал Дениска?

Возможно, Дениска об этом подумал после того, как мама веле­ла сделать что-то, чего исполнять ему не хотелось.

2-й и 3-й абзацы.

- Почему слово понравилось заключено в кавычки?

Что узнали о семье Дениски?

Почему Дениска такие слова сказал бы маме?

- Он повторяет ма­мины слова, которые она не раз говорила Дениске.

О каких привычках Дениса вы узнали? Хорошие это привычки или плохие?

- Решительно, энергично, в приказном тоне.

4-й и 5-й (включая диалог) абзацы.

- Как Дениска встретил бы папу?

Что чаще всего слышал Дениска от папы? Как вы догадались?

О какой папиной привычке вы узнали? Как вы к ней относитесь?

Кто все эти советы, правила слышал от своих родителей?

Интересно, а где бабушка? Как к ней относится Дениска? 6-й и 7-й абзацы.

Что значит «как шелковые»?

- Послушные, исполнительные .

Как Дениска встретил бы бабушку? Что значит заголосил?

- Гром­ко, заговорил с причитаниями.

Вы представили эту сцену? Почему улыбаетесь?

Как бабушка относится к внуку? Что узнали?

- Она любит Денис­ку, заботится о его здоровье.

8-й абзац.

- Мы узнаем, чему Дениска завидовал. Прочитайте это предложение.

Сравнимо ли кино и мороженое?

- Нет. Родители думают, что мо­роженое для Дениски желаннее, чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино.

9-й и 10-й абзацы.

- Вы догадались, что говорили родители на настойчивые упраши­вания Дениски?

Почему этот абзац заканчивается многоточием?

11-й абзац.

Кто прервал мечты мальчика?

Можете ли вы продолжить речь мамы? Вопросы после чтения:

О чем же этот рассказ?

- Не только о мечтах мальчика, но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребенком.

- Мама с Дениской говорит, папа иногда кричит, бабушка голосит и т.д.

Кто следит за чистотой и порядком в доме? Как вы догадались?

Почему в тексте большинство предложений короткие? состоят из 2-3 слов?

- Это предложения-команды; лаконичные и ясные.

5. Физкультминутка (4 мин.):

(сидя за партой)

    И.п. - руки на краю парты, встать, сесть.

    И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону.

    И.п. - руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.

(стоя за партой)

    И.п. - руки на поясе большими пальцами вперед. Наклониться назад, прогнувшись, вернуться в и.п.

    И.п. - руки на поясе. Два пружинящих наклона вправо и влево.

    И.п. - руки за спиной. Сделать полуприседание, вернуться в и.п. Каждое упражнение повторять 6-8 раз.

6. Работа по содержанию текста (6 мин.).

Выразительное чтение.

Повторное обращение к заглавию и иллюстрации.

Как художник передал мечты Дениски? Озвучьте иллюстрацию.

В сборнике рассказов В. Драгунского у этого произведения я про­читала другое название - «Шиворот-навыворот». Какое название вам нравится больше и, на ваш взгляд, соответствует содержанию текста?

Об идее рассказа, о его герое.

- Будьте внимательны друг к Другу. Как хорошо было бы, если бы взрослые и дети понима­ли друг друга.

Что вы узнали о Дениске?

- Он большой фантазер и мечтатель, имеет чувство юмора. Он любит свою семью, хорошо знает привыч­ки домочадцев, на редкость наблюдателен и артистичен.

Только ли для детей написан этот рассказ? Кому бы вы посовето­вали его прочитать? Почему?

Как вы думаете, а В. Драгунский понимает детей?

7. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин).

Понравился ли Вам рассказ? Что показалось для Вас самым смешным? Самым интересным?

8. Домашнее задание (2 мин).

1) Подготовить выразительное чтение рассказа, прочитать его ро­дителям.

2) Подготовить пересказ близко к тексту.