Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное году литературы. Внеклассные мероприятия по литературе Внеклассное мероприятие по литературе

Литературный турнир.
Внеклассное мероприятие по литературе для 10 класса.
Проведено в рамках предметной недели русского языка и литературы учителем 1 категории Хорубко Е.А. МКОУ СОШ №4 с. Московского Ставропольского края.
Данное мероприятие предназначено для учителей русского языка и литературы. Можно использовать как внеклассное мероприятие в 9-11 класса в рамках Недели русского языка и литературы, в конце года как повторение и закрепление изученного материала.
Цели и задачи:
- расширить и углубить знания учащихся о литературе 19 века
-развитие творческих способностей, логического мышления детей;
-повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
-повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
-формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
-формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
-воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Формируются две команды по 6-8 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.

Ход турнира:
I. Организационный момент. Вступление.

Чтец: I.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Слово ведущего:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом, литературой. Мы растем, идем в школу, поступаем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Мы можем гордиться русским языком и русской литературой. Нашими соотечественниками созданы замечательные произведения литературы и искусства. Сегодня мы прикоснемся к их красоте и непреходящей ценности.
Давайте вместе приоткроем таинственный занавес - проведем турнир знатоков литературы среди учащихся 10 класса. Команды будут бороться за звание победителя.
В жюри - ученики 11 класса:

II. Турнирная программа.

1 тур «Представление команд».
Название, девиз, состав команд.

2 тур. Литература каждого народа начинается с устного народного творчества. Второй тур называется «Продолжи пословицу». Каждой команде предлагается продолжить пословицу (команды по очереди продолжают пословицы, названные ведущим):

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).
Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).
Кто обжёгся на молоке,(дует на воду).
Баба с возу - (кобыле легче).
Двум смертям не бывать, (а одной не миновать).
Голова завита, (да делом не занята).
Хочешь есть калачи - (не сиди на печи).
Бодливой корове (бог рог не дает).
В чужой монастырь (со своим уставом не лезь).
Ворон ворону(глаз не выклюет).
Всяк сверчок (знай свой шесток).

3 тур. «Шерлок Холмс» (очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ).
Ведущий: - По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:
1) Острижен по последней моде, как денди лондонский одет. (Онегин)
2) Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт. (Ленский).
3) Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива. (Татьяна).
4) «Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени. Умен, хорошо образован. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался. Что он на Кавказе у нас недавно.. Славный был малый, только немного странен.»
Ответ: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
5) «Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке. Герасим И.С.Тургенев «Муму».

6)В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным.
Чичиков Гоголь «Мертвые души»

7) Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
Штольц Гончаров «Обломов»

8)в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: "теперь я подожму немного губу и задумаюсь -- я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги"...
Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Ольга Ильинская Гончаров «Обломов»

4 тур « Вспомним известные стихотворения»
Ведущий: - Сейчас прозвучат слова из строк известных стихотворений. Задача команд - в течение 1 мин. вспомнить и прочитать строфу этого стихотворения, название автора.
1. Что кинул он в краю родном? (Лермонтов Белеет парус…)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
2. Я не хочу печалить вас ничем. (Пушкин. Я вас любил)
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

5 тур«Чёрный ящик». Вы должны угадать, что лежит в ящике и кому принадлежит.
1. Это предмет, с помощью которого злая мачеха хотела погубить царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (Яблоко).
2. «Он в том покое поселился,\nГде деревенский старожил\nЛет 40 с ключницей бранился,\nВ окно смотрел и мух давил».\nВ черном ящике находится приспособление, с помощью которого дядя Евгения Онегина давил мух. рюмка
1.Этот предмет забыла Ольга Ильинская, когда приходила к Обломову на квартиру. «На другой день Захар, убирая, комнату, нашел на письменном столе этот предмет, долго разглядывал его, усмехнулся, потом подал Обломову.
— Должно быть, Ильинская барышня забыла, — сказал он.»
2. Это предмет, отправленный героиней романа Пушкина своему возлюбленному. Письмо Татьяны к Онегину.
1. В черном ящике находится то, о чем французский писатель Ги де Мопассан сказал: "Так прелестно, это безмолвное биение крыльев, белых, пестрых и черных, которые трепещут, словно попавшие в плен ночные бабочки" ВЕЕР
2. Ч то с досадой бросила Ольга на свидании с Обломовым? «Он опять пошел тихонько по той же аллее и до половины ее дошел тихо, набрел на ….., которую она сорвала и с досадой бросила.» ветку сирени
6 тур Восстановить стихотворные строки по рифмам.
1 команда:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
2 команда
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Ответы: А.С.Пушкин «К Чаадаеву», М.Ю.Лермонтов «Пророк».

7 тур. По отрывку из произведения узнать название литературного произведения и назвать автора. Для ответа на вопрос дается 30 секунд. Правильные ответы оцениваются 1 баллом.
1. . «Многие дамы хорошо были одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как …, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие….Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся, виляют туда и сюда. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно, крепко, так что скорее место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят…».
Гоголь «Мертвые души»
2. «Что, ваше благородие?» - сказал он мне. - «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось… А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват» , - продолжал он, - «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда я принужден был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?» Пушкин «Капитанская дочка»
3. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… посмотри в окно…
Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

4. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Лермонтов «Смерть поэта»

8 тур «Узнай меня!»
Командам выдаются карточки, на которых написаны названия литературных произведений, а также имена писателей. Задача команд - соотнести эти карточки с портретами писателей.
1 команде: М.Ю.Лермонтов: Михаил Юрьевич, «Герой нашего времени», «Мцыри».
Н.А.Некрасов: Николай Алексеевич, «Кому на Руси жить хорошо?»,
«Дед Мазай и зайцы».

Л.Н.Толстой: Лев Николаевич, «Война и мир»
«Анна Каренина» «После бала»
2 команде:
А.С.Пушкин: Александр Сергеевич, «Руслан и Людмила» ,«Дубровский»,
А.П.Чехов: Антон Павлович, «Толстый и тонкий» ,«Чайка».

Ф.М.Достоевский: Федор Михайлович, «Преступление и наказание»,
«Братья Карамазовы».

9 тур «Афиша» .
Командам нужно определить по рисунку, к какому произведению нарисована афиша. Необходимо написать на афише автора и название пьесы.
Фонвизин «Недоросль»
Гоголь «Ревизор»
10 тур Конкурс капитанов

Капитанов просим выйти на сцену.

Блиц - турнир.
1. Кличка коня Казбича (Карагёз)
2. Противник Пушкина на дуэли (Дантес)
3. Автор картины «Бурлаки на Волге» (Репин)
4. Как звали жену Пушкина (Наталья Гончарова)
5. Товарищ Жилина (Костылин)
6. Автор рассказа «Хамелеон» (А.П.Чехов)
7. Няня Пушкина (Арина Родионовна)
8. Назвать эпиграф к повести «Капитанская дочка»
9. Автор поэмы «Мороз, Красный нос. (Некрасов)
10. Автор комедии «Горе от ума» (Грибоедов)
11. Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.
(Гипербола.)
12. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)

Вот и закончен наш литературный турнир.
Жюри подсчитывают результаты.
Пока жюри подводит итоги, ребята расскажут стихотворение. Стихи -8 человек.

Спасибо всем участникам турнира, зрителям и жюри. Надеемся, что наше мероприятие вдохновило вас на дальнейшее знакомство с русской литературой.

Единый урок литературы, посвященный году литературы

Внеклассное мероприятие по литературе для 9 класса к году литературы

«Литературная шкатулка»

Цели и задачи:

    развитие творческих способностей, логического мышления детей;

    повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

    повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

    формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

    формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

    воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Форма работы:

    работа в группах.

Организация игры и правила:

Игра состоит из трёх раундов по 25 вопросов в раунде и финального раунда из 1 вопроса. Вопросы первого, второго и третьего раундов сгруппированы в 5 тем по 5 вопросов. Стоимость вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов - в первом раунде; 200, 400, 600, 800, 1000 баллов - во втором; 300, 600, 900, 1200, 1500 - в третьем.

В первых трёх раундах вместо любого вопроса игрокам может выпасть "кот в мешке" или "аукцион". Если игрокам достался “Кот в мешке” -необходимо передать команде соперников.

Если идёт ва-банк (ставка, при которой игрок ставит на кон все имеющиеся у него очки), то перебить его ставку можно только большим ва-банком. Торги начинают делать игроки, выбравшие “Вопрос-Аукцион” (в случае, если счёт меньше стоимости вопроса, ставка - номинал), затем идёт та из команд, у кого сумма на табло меньше.

Игрокам предлагается 7 возможных тем финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте) убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется последняя. Победитель тот, кто набрал большую сумму по итогам игры.

Инструкция по навигации:

    При вопросах “Кот в мешке” и “Аукцион” нажимать на блок-схемы слева направо.

    В финале, после того, как останется одна тема, нажимать рядом с оставшейся фигурой.

    После обычного вопроса через 15 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа.

    После вопроса “Кот в мешке” и “Аукцион” через 20 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа.

    После финального вопроса звучит мелодия длительностью 35 секунд, после которой поступит звуковой сигнал об окончании размышлений.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Слово ведущего:

Доброе утро, дорогие друзья! 2015 год провозглашен в нашей стране годом литературы. О значении литературы можно говорить много.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: “Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, ... сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие”.

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

В:-Сегодня состоится необычное состязание:
Для этого вам понадобятся по предметам знания!
Для вас, кто литературу и русский любит,
Главным оружием знания будут!
Победа сильнейшему – вот награда!
Вас ждут серьёзные испытания!

Скрытые таланты, вашу эрудицию, интеллект

Помогут выявить различные задания.

Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Я вам сейчас ее напомню.

Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному он дал пять талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому - три, третьему – один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю... Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им заработанные таланты. А у нерадивого раба отобрал и последние. Так и появилось выражение “зарыть свой талант в землю”.

Сегодня вы будете зарабатывать таланты, приумножать их своими талантами.

II. Конкурсная программа. Игровые задания.

1 раунд “В мире литературы”

Тема 1 Биография поэтов и писателей

100 . Где родился (в каком имении) Лев Николаевич Толстой? (В имении Ясная Поляна Тульской губернии).

200 По мнению А.П.Керн, она была единственной женщиной, которую поэт А.С.Пушкин “истинно любил”. Кто она? (Няня поэта – Арина Родионовна)

300 Назовите любимое дерево Сергея Есенина. (Берёза).

400 Назовите псевдоним писателя второй половины XIX века, который создал сказки “для детей изрядного возраста”. (Салтыков).

500 О каком писателе сентименталисте писал В.Г.Белинский: “К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено - журналистике, критике, повести- роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. (Карамзине).

Тема 2 “Рядиться никогда не поздно”

100 Эта героиня: Муза А.С. Пушкина. С ней поэт познакомился в 1819 году – затем встретился через 6 лет. Ей Пушкин посвятил стихотворение – в названии - первая буква фамилии. (Анна Керн)

200 Аукцион. Этот герой:

Появляется как в “оборванных татарских шароварах, так и в красном кафтане на белом коне”;

Получил в подарок “ заячий тулуп совсем новёшенький” и надел его”, распоров по швам”;

Отблагодарил дарителя, пожаловав “ лошадь и шубу с своего плеча”. (Емельян Пугачёв)

300 Этот герой: По силе и мощи его можно сравнить с фольклорным богатырём. Он имел двух сыновей. Для него Запорожье – родной дом. Заканчивает свою жизнь трагически, на костре. (Тарас Бульба).

400 Кот в мешке. Эта героиня: Имя её с греческого означает “мудрость”. Она умна, образованна, много читает. Первая объявляет о сумасшествии героя. (Софья, “Горе от ума”).

500 Этот герой: Любил людей, но взрослые и дети над ним издевались, а он им ничего не делал.

Вырастил сироту, которая стала врачом и помогала людям. Когда он умер, людям без него стало жить хуже. (Юшка, “Юшка” А.А.Платонова).

Тема 3 Всё о литературе

100 Как зовут персонажа романа “Капитанская дочка”, рассказчика? (Пётр Гринёв)

200 Назовите лермонтовскую героиню “Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”. (Бэла)

300 Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой рассказа А.П.Чехова? (Овсов)

500 На каком языке между собой разговаривали Казбич и Печорин? (Дважды встречаясь друг с другом (на свадьбе сестры Бэлы и в крепости, куда Казбич пригонял на продажу баранов), Печорин и Казбич ни разу не разговаривали; кроме того, в крепости только Максим Максимыч “понимал по-ихнему”, а Казбич не говорил по-русски).

Тема 4 “Всё наоборот”

100 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Восстановите зашифрованное истинное название “Пёс босиком” (“Кот в сапогах”).

200 Кот в мешке. В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Железный замочек” (“Золотой ключик”).
300 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Быль о железной курочке” (“Сказка о золотом петушке”).
400
Известную по смыслу цитату заменили на противоположную. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное значение “Лежит корова неподвижно и лёжа смеётся”. (“Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу”)

Тема 5 Литературные ребусы

100 Первая часть слова - это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова “покровский”. Чья фамилия получилась? (Маяковский.)

200 Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют листья; замените первую букву на букву, которой оканчивается вторая нота, и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного. Получилась фамилия поэта. Какая? (Есенин.)
300 Первый слог фамилии - междометие. Второй - дающая жизнь всему сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса? (Ахматова.)

400 К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют царем зверей. В целом фамилия в переводе с латинского означает “смиренный”. Кто он? (Гумилёв.)

500 К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит “эго”. К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Что это за поэт? (Северянин.)

Тема 6 “Пословицы”.

Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

200 Кто глянется, к тому оно и тянется. И у курицы оно есть. Оно не камень – тает. Ему не прикажешь. (Сердце).

400 Не расти ему на елке. Кто его в день съедает, у врача не бывает. Здоровое оно с ветки не падает. Красному ему червоточинка не в укор. (Яблоко).

600 Её и доверие теряют только один раз. Она на коленях позорнее смерти. Её прожить – не поле перейти. (Жизнь).

800 Если люди объединятся, они смогут связать и его. Не буди спящего его. (Лев).

1000 Её за деньги не купишь. Она не пожар: загорится – не потушишь. (Любовь).

Тема 7 “Переводчик”.

Переведите на современный язык устаревшие слова.

200 Выполните задание. Каково ваше порекло? (прозвище)

400 Выполните задание. Покажите потылицу (затылок).

600 Выполните задание. Покажите длани (ладони).

800 Выполните задание. Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое рамо. (плечо)

1000 Кот в мешке. Выполните задание. Помашите десницей (правая рука).

Тема 8“ Догадайся”.

Толкование каких слов приводится в “Словаре живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.

200 Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла.)

400 Аукцион. Р оговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих. (Волосы.)

600 Обвертка строения или крыша. (Кровля.)

800 Зеница,зерно,человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок.)

1000 Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст).

Тема 9 “Фразеологизмы”

200 По лексическому значению “вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать” назовите фразеологизм (Водить за нос)

400 По лексическому значению “необоснованно преувеличивать что-либо” назовите фразеологизм (Делать из мухи слона)

600 По лексическому значению “ в двух разных направлениях действовать” назовите фразеологизм. (На два фронта)

800 По лексическому значению “не обращать ни какого внимания, не замечать” назовите фразеологизм (В ус не дуть)

1000 По лексическому значению “не чем не выделяющийся заурядный человек” назовите фразеологизм (Ни рыба ни мясо)

3 раунд “Ассорти”

Тема 10 “Узнайте пословицы и поговорки”

300 В нижних конечностях правды нет. (В ногах правды нет).

600 Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики).

900 Аукцион. Центральный орган кровообращения не подчиняется его распоряжениям. (Сердцу не прикажешь).

1200 Некто неспешно передвигается со скоростью, присущей пресмыкающемуся в костном панцире. (Ползет, как черепаха).

1500 Сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла).

Тема 11 “ Подумай”

300 Каким словом одинаково названы женский шарф из меха или перьев и крупная южноамериканская змея семейства удавов? (Боа).

600 Глагол в повелительном наклонении, в форме второго лица единственного числа и птица тропических стран с ярким оперением. Назовите их. (Попугай).

900 Из букв, входящих в название птицы дергач, составьте вопросительное наречие. (Где).

1200 С предлога начинается, отрицательной частицей заканчивается. Как это млекопитающее называется? (Пони).

1500 В каком значении употребляются выражения: медвежий угол, медвежья услуга, медвежья болезнь, медвежьи объятия? (захолустье; неловкая помощь; расстройство кишечника при волнении, испуге; тяжелые и неловкие).

Тема 12 “Знаете ли вы?”

300 Аукцион. В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское слово, которым называют бездельников, тунеядцев. Что это за слово? (Лодырь)

600 Имя у него такое же, как у героя русской народной сказки “По щучьему велению”, фамилия – как у примадонны российской эстрады, а в произведении Пушкина ему подарили заячий тулуп, который на нем “разошелся по швам”. (Емельян Пугачёв)

900 Им пришлось встретиться не только на Бородинском поле, но и в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”. (Наполеон и Кутузов).

1200 О какой героине идет речь? На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Молвит слово – соловей поет;
.................................
В семье родилась она купеческой,
Прозывается...

(Алена Дмитревна из поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про... купца Калашникова”)

1500 Кипренский написал портрет этого поэта. Портрет настолько понравился поэту, что он написал следующие строки:

Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

О каком поэте идет речь? (Пушкин).

Тема 13“Всё о литературе”

300 Определите жанры произведений: “Русский язык” Тургенева, “Бедная Лиза” Карамзина, “Слово о полку Игореве”, “Медный всадник” Пушкина, “Море” Жуковского. (Стихотворение в прозе, повесть, слово, поэма, элегия)

600 Определите название произведения и автора по финальным строкам.

“... Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.” (Н.В.Гоголь “Ревизор”)

900 Узнай произведение по его началу, назовите автора.

Немного лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь... (“Мцыри” М.Ю.Лермонтов)

1200 Кот в мешке. Назовите автора данных произведений: “Людмила”, “Кубок”. (В.Жуковский)

1500 Назовите полные имена литературных героев: капитанская дочка, Чацкий, купец Калашников. (Маша Миронова, Александр Андреич, Степан Парамонович).

Тема 15 “Это интересно”

300 Перу какого писателя принадлежат эти произведения:“Обоз”, “Волк на псарне”? (И.А.Крылов)

600 Кот в мешке. Зачитывают представители команды

Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку”. (Д.И.Фонвизин “Недоросль” Митрофанушка).

900 (Повесть о Петре и Февронии Муромских).

1200 “Эта книга про бойца без начала и конца”. О каком это произведении?

(“Василий Теркин” Твардовский).

Финал

1. Всякая всячина. Убери горячее – останется холодное: Киайпястобекрг (Кипяток, айсберг).

2. Математика. Сколько племянников было у дядьки Черномора? (Тридцать три богатыря).

3. География. У какой реки происходит действие повести И.С.Тургенева “Ася”? (У реки Рейн).

4. Биология. Из какого растения мужик из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сплел веревку, которой генералы его привязали на ночь к дереву? (Из дикой конопли).

5. История. О каком сражении повествуют эти пушкинские строки: “Ура! мы ломим; гнутся

шведы...”? (О Полтавском, поэма “Полтава”)

Блиц-опрос”

1 . Как правильно назвать того, кто плетёт интриги? (Интриган).

2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (Орфоэпический)

3.К какому типу лексических единиц относятся слова клёвый, тусовка, крутой пацан ? (Жаргонизмы)

4. Какого рода существительное зубрила ? (Общего)

5. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово пол-литровый ? (Через дефис)

8. Ж а люзи или жалюз И ?

9. Пароним к слову эффективный. (Эффектный)

10. Продолжите: Онегин- Татьяна, Ленский-…., Петр Гринев-…, Февронья-…

11. Любимое дерево Сергея Есенина (Береза)

12. Со школы или из школы? (Из школы)

13. Разносклоняемое существительное м.р.? (Путь).

14. Покажите чело (лоб).

15. Какого цвета у вас ланиты?

16. Правой рукой заденьте выю (шея).

17. Обхватите свое чрево (живот)

18. Поднимите шуйцу (левая рука).

III. Итоги игры.

Заключительное слово учителя.

В:- Дорогие ребята, наша и интеллектуальная игра подошла к концу. Вы молодцы, настоящие эрудиты, знатоки литературы и русского языка. Читайте, развивайтесь, думайте, пишите сами стихи, рассказы, повести. Помните о том, что хорошая книга откроет вам новый, удивительный и мудрый мир! Итак, слово нашему жюри!

Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку

Определите произведение древнерусской литературы. “Благоверный же князь Петр повелевает: “Везите меня к этой девице”. И привезли его, и послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил о награде за излечение. И сказала девица без обиняков: “Если не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его”. И вернулся человек тот, и передал смиренному, чистосердечному князю ее слова”.

Эта книга про бойца без начала и конца”. О каком это произведении?

11 февраля у нас в школе прошла очередная метапредметная олимпиада, на этот раз посвящённая книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» и связанной с ней Викторианской эпохой. В актовом зале школы собрались участник соревнования: ученики 5-8 классов. Суть метапредметной олимпиады в том, что в команды собираются разновозрастные ребята, по ходу мероприятия они учатся взаимодействовать, проявлять себя, свои лидерские качества, креативность, коммунникабельность, чувство коллективизма, то есть все те качества, которые сейчас нужны в современной жизни. Названия команд были по именам героев сказки Кэрролла: Чеширский Кот, Дама Червей, Птица Додо, Черепаха Квази. Как вам такие названия?

На первом этапе игры ребятам было предложено три задания. Первое - соотнести предметы с их английскими названиями, перевести английские названия на русский язык. Были представлены изобретения, авторами которых были англичане. Это циркуль, термос, градусник, сифон, туалетная бумага.

Второе задание для творческих ребят. Сочинить лимерик. Вы не знаете, что это такое? Мы тоже не знали, но, оказывается, Л. Кэрролл со своими подружками сочинял вот такие:

Бородатый старик из Бангора

Говорил: «Не неси мне позора!

Разве знал я, что птицы

Куры, совы, синицы –

В бороде заведутся так скоро?»

Ну, вы понимаете, что у англичан своеобразное чувство юмора. Ребята сочинили интересные варианты своих лимериков и дополнили их иллюстрациями.

Третье задание для математиков. Попробуйте решить задачку, в которой надо перевести футы и дюймы в сантиметры. Честно признаемся, что правильно эту задачу решила только одна команда.

Во втором туре ребята готовили и защищали проект – коллаж одной из английских колоний времён королевы Виктории. Это Канада, Австралия, Индия и Африка. Во-первых, надо было угадать, что в предложенном наборе картинок лишнее, отобрать нужное, используя материалы интернета, нарисовать коллаж и «защитить» его.

Все работали сплочённо и очень активно, даже ребята из 5-ых классов не отставали. В итоге победила команда Чеширский Кот, с чем мы её и поздравляем!




Композиции и викторины по литературе

Есенинский фестиваль

К 120-летию С. А. Есенина мы подготовили в школе Есенинский фестиваль. К работе были подключены все учителя русского языка и литературы, ребята всех 5-11 классов. Кто-то готовил выразительное чтение стихов, кто-то - мини-проекты в виде видеороликов, виртуальных экскурсий, кто-то пел, кто-то танцевал. Хочу здесь показать чтение стихотворений Есенина. Многие мальчики просто поразили, как они продекламировали их. Мы можем как угодно высокомерно относиться к фильму "Есенин" с С. Безруковым в главной роли, но надо отдать должное этому фильму: он пробудил интерес школьников к личности Есенина, они смотрят фрагменты, берут в руки книгу, многие учат стихи, копируют исподволь манеру чтения Безрукова.

Посмотрите несколько фрагментов с репетиций фестиваля. Сразу оговорюсь: это не мои ученики.

Салон З. Волконской

мероприятие, посвящённое теме любви в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества А. С. Пушкина. Рекомендовано для учащихся 9-ых классов. Развивает творческий потенциал учащихся, знакомит с окружением Пушкина, с адресатами его любовной лирики: Анной Олениной, Амалией Ризнич, А. П. Керн; даёт возможность окунуться в эпоху начала XIX века. Стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе, МХК.

Спектакль о жизни и творчестве А. Блока

Литературно-музыкальная композиция рассказывает о любви Александра Блока к трём женщинам: Л. Д. Менделеевой, Н. Волоховой, Дельмас. Музыкальным сопровождением к спектаклю служат записи из спектакля Эфроса "Незнакомка" в исполнении В. Высоцкого, М. Казакова, О. Анофриева.

Спектакль, посвящённый М. Ю. Лермонтову

Данная разработка была опубликована когда-то в 70-е годы прошлого века в журнале "Литература в школе". Я только лишь чуть сократила сценарий. Это мероприятие требует большой подготовки. Хорошо, если в зале есть прожектор, но его можно заменить диапроектром. Голос из динамика олицетворяет Власть.

Игры и викторины по литературе

Игра по роману "Герой нашего времени"

Игра по творчеству Л. Н. Толстого в 10 классе

создавалась к юбилею писателя и состоит из нескольких конкурсов. Блиц-турнир по биографии писателя, угадай героя, конкурс, посвящённый портретам Л. Н. Толстого и иллюстрациям к его произведениям. Заранее ребята готовят домашнее задание: представление героя, ребус, инсценировку.

Игры и мероприятия по русскому языку

Сценарий спектакля по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" я написала в первые годы работы в школе, так как самый первый свой урок литературы давала на практике в институте именно по "Ночи" - моей любимой повести.

Этот спектакль проводился в 5 классе, в кабинете физики, а не в актовом зале на день Святого Валентина (вот такие у нас праздники теперь!)

Зрители сидели за столиками - это были родители ребят. К спектаклю записали фонограмму. Например, полёт Вакулы на чёрте в Петербург шёл под музыку Грига к "Пер Гюнту" (танец троллей) Девочки пели колядки. Ребята старших классов на картоне нарисовали две избушки, они же были и кулисами. Повесили чёрный шёлковый занавес - на его фоне и летел Вакула. Слова от автора тоже шли под фонограмму. А ещё у нас был осветитель: одна девочка сидела рядом с диапроектором и направляла луч на исполнителей. Было достаточно впечатляюще. Но эта съёмка не очень хорошего качества, так как цифровых камер тогда не было.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 55»

города Саратова Саратовской области

Внеклассное мероприятие по литературе
в 5-6 классах

Знатоки

подготовила

учитель русского языка и литературы

Кулакова Флюра Фарвазовна

г. Саратов

2013

Внеклассное мероприятие по литературе

Возраст: 5-6 классы. Количество участников: две команды игроков, зрители. Место проведения: класс.

Сценарии проведения

    Конкурс
Дети! Помогите исправить пословицы эти! Дорогой ученик! Пособи, помоги побыстрей попарно собрать сапоги!

    Конкурс

Присмотрись, подумай малость, дорисуй, чтоб рифмовалось.

    Конкурс «Сказки»

Вспомните сказки А.С. Пушкина. Ответьте на вопросы и назовите сказку

    Из трёх девиц одна стала царицей, другая ткачихой. А кем стала их сестра? (Поварихой. «Сказка о царе Салтане») Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы? (Нет. «Отпустил всех трёх домой». «Сказка о царе Салтане»). Сколько лет жил старик со старухой в землянке у самого синего моря? (Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»). Кто помог Елисею найти невесту? (Ветер. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
    Конкурс

В библиотеку привезли новые сказки. Послушайте названия сказок, по моему, здесь что-то напутано. Исправьте ошибки в названии.

    «Царевна-индюшка». («Царевна-лягушка»). «По собачьему велению». («По щучьему велению»). «Красная шкура». («Красная Шапочка»). «Лапша из топора». («Каша из топора»). «Мальчик с кулачок». («Мальчик с пальчик»). «Иван-царевич и зелёный волк». («Иван-царевич и серый волк»).
    Конкурс «Буриме»
    Конкурс «Литературные произведения»

Назовите жанры произведений.

Задание для первой команды:
    «Илья Муромец и Соловей-разбойник». (Былина). «Василиса Премудрая». (Сказка).
Задание для второй команды:
    «Ворона и Лисица». (Басня). «Майская ночь, или Утопленница». (Повесть).
    Конкурс «Сказка в сказке»


Ключ: «Репка»; «Серебряное копытце» (П.П. Бажов); «Курочка Ряба»;

«Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С. Пушкин); «Петухан Куриханыч»; «Чёрная курица» (А. Погорельский); «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкин); «Конёк-горбунок» (П.П. Ершов); «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Царевна-лягушка»; «По щучьему велению»; «Сивка-Бурка»; «Теремок»; «Сказка о царе Салтане…» (А.С. Пушкин); «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин); «Сказка о мёртвой царевне…» (А.С. Пушкин).

Список использованной литературы

1. Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом». Автор заимствования неизвестен.

2. Н.А. Шаульская «Поиграем в эрудитов». Ростов на Дону. «Феникс», 2005 г.

3. О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин «Литературное образование». М.: «Дрофа», 2000 г.


Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию»

Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; научить работать в команде.

Задачи : повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.

Оборудование: компьютер, мультимедиа,выставка книг и детских иллюстраций к прочитанным книгам. презентация, наглядный материал.

Правила игры: игра проводится между тремя командами. В каждой команде по 5 человек. В каждой команде выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему («Умники и умницы», « Знатоки», «Путешественники»)

Ход игры

Вступительное слово учителя;

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный.

Ты полюби ее, как любишь мать,

Всежаждущим умом, большой душою,

Она поможет мир тебе узнать,

Она пред взором многое откроет.

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А.М.Горький считал книгу. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, будущее и настоящее…Книга – верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К.Г.Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!».

Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие в мир книги, в волшебную страну, которая называется «Литературия». Вам предстоит пройти несколько испытаний на звание самого активного читателя.

В нашей игре принимают участие три команды: «Умники и умницы», «Знатоки», «Путешественники». У каждой команды есть красивая эмблема и капитан, который принимает решение в самый трудный момент.

Условия игры простые: выполняя задания, отвечая на вопросы, вы приносите своей команде очки. Игроки внимательно слушают вопрос до конца, потом отвечают.

Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается той команде, которая первой подняла вот эту сигнальную ладошку.

В итоге выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

А чтобы не было неразберихи и путаницы, судить нашу игру будет компетентное жюри в составе:…………………………………………………….

Итак, мы начинаем!

1 конкурс. Разминка.

Сейчас мы посмотрим, как вы готовы к игре.

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

Вопросы команде «Умники и умницы»

    Отгадайте загадку: « Без рук, а рисует, без зубов, а кусает» (мороз)

    Знаменитый русский баснописец. (Крылов)

    Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)

    Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

    С каким врагом сражался Илья Муромец на прямоезжей дорожке в Киев?(Соловей-разбойник)

Вопросы команде «Путешественники»

    Отгадайте загадку: «Летит - пищит, сядет - молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет» (комар)

    Какому событию в жизни нашей страны посвящены стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»? (ВОВ)

    Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)

    Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)

Вопросы команде «Знатоки»

    Отгадайте загадку: «Долговязый Тимошка бежит по узенькой дорожке. Его следы - твои труды» (Карандаш, ручка)

    Мальчик с деревянным носом. (Буратино)

    Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка)

    Что за чудесная сказка о девочке, которая смогла принести из леса подснежники? Кто написал эту сказку? («Двенадцать месяцев» .С.Я.Маршак)

    Как греки называли свои сказки? (мифы)

(Жюри подводит итоги 1 конкурса)

Итак, размялись, а теперь в путь!

2 конкурс «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений и авторов (вразброс). Необходимо правильно подобрать автора к произведению, пока звучит музыка. Время – 3 минуты.

Список произведений

    «Демьянова уха» (И.А.Крылов)

    «Руслан и Людмила» (А.С.Пушкин)

    «Бородино» (М.Ю.Лермонтов)

    «Алые паруса» (А.С.Грин)

    «Муму» (И.С.Тургенев)

    «Кавказский пленник» (Л.Н.Толстой)

    «Лошадиная фамилия» (А.П.Чехов)

    «Медной горы хозяйка» (П.П.Бажов)

    «Робинзон Крузо» (Д.Дефо)

    «Снежная королева» (Х.К.Андерсен)

    «Светлана» (В.А.Жуковский)

    «Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)

    «Уроки французского» (В.Г.Распутин)

    «Васюткино озеро» (В.П.Астафьев)

3 конкурс «Мир вещей»

Из каких произведений данные предметы? (одна вещь на отдельном слайде) Указать полное название произведения и автора.

Первой отвечает команда, которая быстрее всех подняла сигнальную ладошку. За каждый правильный ответ можно набрать 2 балла, если названо и произведение, и автор.

    кольцо – «Дубровский» А.С. Пушкин

    блоха – «Левша» Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе Н.С.Лесков

    пряник с рисунком - «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев

    макароны - «Уроки французского» В.Г. Распутин

5.забор и кисть – «Приключения Тома Сойера» Марк Твен

6. рецепт – «Чудесный доктор» А.И.Куприн

7. сыр – «Ворона и лисица» И.А.Крылов

8. зеркальце - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

9. хлеб – «Теплый хлеб» К.Г.Паустовский

10. деревянные башмачки – «Снежная королева» Г.-Х. Андерсен

(жюри подводит итоги 2и 3 конкурсов)

4 конкурс. «Дерево мудрости».

Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах находятся чистые листы бумаги и ручки, на дереве мудрости висят листочки, на обратной стороне которых написаны вопросы.

По сигналу ведущего начинается конкурс. Члены команды по одному подходят к дереву мудрости, выбирают листок с вопросом, ответ записывают на обратной стороне. Каждый имеет право ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Если ответа нет, то отдают капитану пустой листок. Листочки собирает капитан и несет их жюри. Оценивается быстрота ответа и правильность. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Список вопросов

    Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А.П.Чехов)

    Сын Тараса Бульбы, предатель (Андрий)

    Какой рассказ И.С.Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)

    Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина? (Королевич Елисей)

    Как звали учителя в повести А.Пушкина «Дубровский»? (Дефорж)

    К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

    Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

    Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)

    Стихотворение А.С. Пушкина о свободе, которое мы изучали? (« Узник»)

    В кого превратился гадкий утенок? (В прекрасного лебедя)

    Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Музыкой, живописью)

    Библия – греческое слово. Что оно означает? (Книга)

    Где учился А.С. Пушкин? (в лицее)

    Кто не мог заснуть на 20 тюфяках и 20 пуховиках, т.к. под ними лежала горошина? (Принцесса)

    Мифологический герой древней Греции? (Геракл)

5 конкурс. «Галерея»

На слайдах презентации находятся 6-8 портретов знакомых детям писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно назвать писателей. Оценивается правильность и быстрота ответа.

За каждый правильный ответ дается 1 балл.

(портреты: И.С.Тургенев, А.П.Чехов, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, А.С.Грин, Антоний Погорельский)

(жюри подводит итоги 4 конкурса)

6 конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий читает описание, команды (кто быстрее) поднимают сигнальные ладошки.

    Русский барин, его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, соседи были рады угождать малейшим его прихотям, губернские чиновники трепетали при его имени; в домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного… (5ирилла Петрович Троекуров «Дубровский» А.С.Пушкин)

    Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами. (Валек «В дурном обществе» «Дети подземелья» В.Г.Короленко)

    Коса ссизачерная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.(Хозяйка медной горы «Медной горы хозяйка» П.П.Бажов)

    …Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. (Павлуша. «Бежин луг» И. С. Тургенев)

    Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На ногах щтаны и башмачки, на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина «Кавказский пленник» Л.Н.толстой)

    …Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. (Герасим «Муму) И.С.Тургенев)

    …Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый чиновник «Толстый и тонкий» А.П.Чехов)

(жюри подводит итоги 5 и 6 конкурсов)

За одну минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.

Вопросы команде «Умники и умницы»:

    Кому Пушкин посвятил строки «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Пущину И.)

    Как прославился Левша? (подковал блоху)

    Как называлась игра, за которой проводили время ребята на окраине райцентра? (чика)

    Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

    Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)

    Как называется картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

    Закончи пословицу: «Один в поле…» (не воин)

    Кто написал стихотворение «Железная дорога»? (Н.А.Некрасов)

    Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

    Кто был отцом Геракла? (Зевс)

    закончи пословицу: «Семь раз отмерь …» (1 отрежь)

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

    От кого убежала посуда? (От Федоры)

    В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите эту сказку. (Три медведя)

Вопросы команде «Путешественники»:

    Из-за чего поссорились Дубровский и Троекуров? (шутка псаря)

    Как называется разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

    Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)

    Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ?

(М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

    В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин «Уроки французского»)

    Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)

    Закончи пословицу: «Делу время - ……» (потехе час)

    Кто написал стихотворение «Узник»? (А.с.Пушкин)

    За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

    Закончи пословицу: «После драки …»(кулаками не машут)

    Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)

    В какой сказке людоед превращается в мышку и кот ее съедает?
    (Кот в сапогах)

    Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси-лебеди» у бабы Яги?
    (Золотым яблочком)

    Что посоветовал Муравей Стрёкозе в басне «Стрекоза и Муравей»?
    (Поплясать)

    Кто спас Муху-цокотуху?
    (Комар)

Вопросы команде «Знатоки»:

    Почему умер Левша? (спился во время обратной дороги)

    Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван Московский университет? (М.В.Ломоносов)

    Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

    Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)

    Закончи пословицу: «Без труда…» (не выловишь и рыбку из пруда)

    Кто написал стихотворение «Рассказ танкиста»? (А.Т.Твардовский)

    Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

    Кто такие кентавры? (Мифологические существа, получеловек- полулошадь.)

    В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

    Из чего солдат варил кашу? (Из топора)

    В кого превратились 11 братьев-принцев из сказки Г.Х. Андерсена?
    (В лебедей)

    Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»?
    (Сказка о рыбаке и рыбке)

(жюри подводит итоги 7 конкурса)

8 конкурс «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

На одном слайде 5-6 пронумерованных иллюстраций из произведений. Игроки должны угадать, какое произведение проиллюстрировано и кто его автор. За каждый правильный ответ 1 балл. Листочки с ответами капитаны сдают жюри.

    «Уроки французского» В.Г.Распутин.

    «Парус» М.Ю.Лермонтов.

    «Железная дорога» Н.А.Некрасов.

    «Васюткино озеро» В.П.Астафьев.

    «Робинзон Крузо» Д.Дефо.

    «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.

9 конкурс «Черный ящик»
Угадайте, что у меня в этом ящике? Ведущий задает вопросы, команды отвечают на них (кто быстрее). Из ящика достают предметы, когда игроки отгадают их по описанию.

1.За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2.Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3.Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
4.Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
5.Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (комок,клубок)
6.Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
7.Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)

(жюри подводит итоги 8 и 9 конкурсов)

10 конкурс «Капитан, капитан, подтянитесь…»

А сейчас я объявляю конкурс капитанов. Я читаю начало отрывка из произведений А.С.Пушкина, а капитаны по очереди продолжают, правильный ответ - один шаг к ключу от двери в страну «Литературию». Кто первый возьмет этот ключ, тот и принесет своей команде целых 5 баллов! Итак, капитаны, готовы?

1капитан. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

2 капитан. Там ступа с бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

3 капитан. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

1 капитан. И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна, спору нет,

Но живет без всякой славы

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя милей».

2 капитан. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

3 капитан. Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

1 капитан. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

2 капитан. Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

3 капитан. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Слово учителя. Молодцы, капитаны, не подвели свои команды! А наша игра подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, давайте подумаем, что нового узнали, чему научились, что понравилось.

(Ответы игроков)

Слово жюри. Подведение итогов, награждение.