Биография главных героев евгения онегина. «Евгений Онегин» главные герои

Роман в стихах Евгений Онегин, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным, является центральным в его творчестве. В произведении множество ярких, по-своему уникальных героев, в том числе и сам Александр Сергеевич, который ввел себя в роман в качестве персонажа.

Евгений Онегин

Евгений Онегин – один из главных героев романа, относится к типу «лишнего человека» в литературе. «Лишний человек» - это литературный герой, имеющий исключительные таланты, но не способный реализовать их в обществе, не находящий для них нужного применения.

Онегин – молодой богатый дворянин, живущий в Петербурге. Евгений родился «на брегах Невы», он был обычным ребенком в совершенно обычной дворянской семье. Отец не занимался его воспитанием, а француз «учил его всему шутя».

Юность героя проходит в столице. Онегин модно одет, подстрижен, изъясняется по-французски и танцует мазурку. Евгений не имеет образования, но отличается начитанностью, остроумием и широким кругозором. Герой интересуется культурными, историческими и политическими вопросами. Окружающие решают, что Онегин «умен и очень мил». Однако свет не интересовался внутренними качествами героя, люди смотрели лишь на его оболочку, они не знали, каким на самом деле он был человеком.

Автор не идеализирует Евгения Онегина, наделяя его такими чертами характера, как лицемерие, эгоистичность, равнодушие, холодность. Хандра, неудовлетворенность жизнью, скука, однообразие разочаровывает героя.

Онегин душевно пуст, подвержен хандре, его жизнь однообразна и скучна, потому что напрямую зависит от мнения фальшивого высшего света. Онегину скучно, «упорный труд ему тошен».

Переломным моментом в жизни героя становится убийство Ленского. Онегин вдруг начинает понимать ничтожность своего прежнего существования. Он отправляется в путешествие в надежде измениться и успокоить свою совесть. Возвращается в Петербург он уже совершенно другим человеком. На этом развитие характера главного героя обрывается, Александр Сергеевич оставляет финал открытым.

Татьяна Ларина

Еще одна главная героиня романа в стихах – Татьяна Ларина. Это девушка из небогатой семьи, живущая в провинции. Пушкин делает героиню своей любимицей, наделяя скромностью, невзрачностью, простотой, наивностью, но вместе с тем глубоким внутренним миром.

Татьяна предстает перед читателем поэтичной молодой девушкой, познающей мир вокруг себя через страницы своих любимых романов. Она замкнута и погружена в собственные чувства.

В детстве Татьяна не любила играть в куклы и гулять с подружками, ей было по душе слушать рассказы своей няни, вышивать или сидеть в одиночестве за книгой.

Увидев Евгения Онегина и сравнив его с байроническим героем своего любимого романа, Татьяна поддалась порыву чувств, что совершенно ей не свойственно, и призналась любимому в любви. Татьяна Ларина, будучи наивной, нежной и кроткой, не ожидала услышать отказ. И это разбило ей сердце.

В конце романа читатель видит уже совсем другую Татьяну Ларину. Эта Татьяна повзрослела, превратилась в красивую, мудрую, рассудительную, благородную женщину. Она держится гордо, ровно и холодно, так как полагается в высшем обществе. Татьяна продолжает любить Онегина, но старательно скрывает чувства, глубоко уважая своего мужа. Чувство долга и собственного достоинства она ставит превыше всего, сохраняя честь и верность моральным принципам.

Владимир Ленский

Владимир Ленский представлен в романе как антипод Евгения Онегина. Он совсем еще молодой, наивный, по-своему глупый, сентиментальный поэт-романтик. Ленский, выучившись в Германии, возвращается домой, полный надежд и стремлений.

Несмотря на противоречивые характеры и разные взгляды на мир, Ленский легко сходится с Онегиным и становится его лучшим другом: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...».

Владимир еще не поддался влиянию развращенного света, она искренен, стыдлив и робок, краснеет от улыбки любимой девушки, позволяя себе только коснуться края ее одежды или волос.

Ленский, этот вспыльчивый, нежный, романтичный, вдохновленный жизнью поэт, погибает на дуэли от рук Онегина: «Чуть из младенческих одежд, увял!».

Ольга Ларина

Ольга Ларина – полная противоположность Татьяны Лариной, ее младшая сестра. Ольга имеет ветреный характер, беспечна, кокетлива, отличается от сестры «невинной прелестностью». Героине нравится заигрывать с Ленским, хотя она и не принимает его всерьез. Ольга не отличается глубоким внутренним миром, «в чертах у Ольги жизни нет», глупая, легко увлекается мужчинами. Она не тоскует по погибшему Ленскому и совсем скоро после его гибели выходит замуж. Автор создает образ красивой, но глупой и пустой куклы.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин достоверно показал картину типичной дворянской жизни, образ мышления, моральные принципы и ценности этого общества.

Персонажи романа

Роман "Евгений Онегин" был написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1831 году. Это произведение актуально и до сих пор. И неудивительно, ведь в нём поднимаются очень важные и актуальные по сей день проблемы. Кроме того, роман примечателен яркими персонажами, характеры которых не только влияют на сам сюжет, но и являются средством автора, чтобы показать читателю, какими разными бывают люди. Рассмотрим основных героев более подробно.

Главный герой - Евгений Онегин . Молодой повеса, уставший от всего, прожигатель жизни, который присытился светским обществом. Именно в этом обществе он и вырос, именно в нём приобрёл свои качества. Евгений холоден, равнодушен, коварен и, отчасти, умён. Он чтит науку, идёт в ногу со временем, но в то же время читатель понимает, что это всего лишь следование моде, которая принята в высшем свете. Даже отношение к любви у Онегина основывается на идеалах светского мира. Можно ли назвать Онегина благородным? Ничуть, но он как Печорин в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" является героем современности Пушкина. Поэтому, нельзя с уверенностью говорить о том - плох моральный облик главного героя романа или всё-таки нет.

Про Евгения Онегина, в частности, можно отметить, что он способен к дружбе. Взаимоотношения с Ленским были самой настоящей дружбой, когда один человек полностью дополняет другого. Но только равнодушие Онегина, вспыльчивость Ленского и ветреность Ольги привели к тому, что Владимир умер, а Евгений лишился, возможно, единственного своего друга. Также, история с Татьяной хоть и печальна, но вина полностью лежит на Онегине, и он это понимает. Читатель может только посочувствовать главному герою и сделать вывод, что порой хладнокровие, принципы, которые не соответствуют человеческой натуре и равнодушие могут привести к трагичным последствиям.

Второй главный персонаж этого романа - несомненно Татьяна Ларина . Старшая дочь в семье Лариных, "серая мышка", чувственная, нежная и очень искренняя натура. Татьяна мила не только автору, но и читателю, ведь она совместила в себе качества простой русской девушки и качества дочери знатного дворянина. Также она показала то, как может измениться человек в новых условиях и в то же время остаться самим собой.

Выйдя замуж за генерала Татьяна стала подлинной аристократкой, но сохранила свои личные качества. Она осталась всё той же романтичной натурой, ранимой и слегка печальной. Никто не может сомневаться в том, что любовь Лариной старшей к Онегину была самой настоящей и искренней любовью, на которую только способны люди. Однако отказ Евгения не только до боли разочаровал Татьяну, но и преподал ей жизненный урок. Так, при повторной встрече с Онегиным, она предпочла брак бурному роману с тем, кого она так горячо любила. Это свидетельствует о том, что Татьяна человек принципа и благородства.

Яркий второстепенный персонаж - Владимир Ленский . Он молод, горяч, вспыльчив, страстен и мечтателен. Онегин - его полная противоположность, и именно это привлекает юного поэта к столичному повесе. У Владимира была невеста - заурядная хохотушка Ольга. Смею предположить, что из-за её легкомыслия и принципиальности Ленского произошла смертельная дуэль. Владимир во время неё, но читатель изначально понимает, что оба друга не хотят стрелять друг в друга, но конфликт - дело принципа. Также, стоит отметить, что в знаменитых строчках о стихах и прозе, льде и пламени - Ленский выступает в роли всего страстного и живого.

В дружбе с совершенно ледяным и прозаичным Евгением Владимир - горячее слово поэзии, приносящее оживление и действие. Можно сделать вывод, что смерть Ленского была самой большой трагедией Онегина, а также, что любовь между Ольгой и Владимиром была что ни на есть кратковременным порывом. Доказательством этого является тот факт, что Ольга практически сразу после смерти ушла к офицеру.

И последний персонаж, о котором сказали так много и не сказали ничего - Ольга . Младшая сестра Татьяны, любимица в семье Лариных. Если бы Татьяна была луной, то Ольга - самым ярким солнцем. Юнна, обворожительна и просто прекрасна. Все эти качества Ольги приводят к тому, что она всегда находится в центре мужского внимания. И, как говорилось ранее, из-за её неразумных действий погиб её жених, и погиб он от рук собственного друга. Но Ольга, предположительно, не берет грех на свою душу, и, недолго погоревав, выходит замуж за перспективного офицера.

Также, основными второстепенными героями нельзя не называть супругов Лариных . Именно они породили двух прекрасных и абсолютно разных меж собой девушек. На момент развития истории отца, Дмитрия Ларина, уже нет в живых. Читатель знает о нём только то, что он был человечным и добрым дворянином в чине бригадира. Его жену, Прасковью Ларину, выдали насильно замуж, по принципу "стерпится-слюбится". И в самом деле между Лариными возникла любовь, а её плодами были две сестры. Супруги крайне близки к своим крепостным и традициям русского народа. Это разительно отличает их от светского дворянства. Но это не противоречит тому факту, что Ларины - добрые, гостеприимные люди, у которых мораль и принципы стоят превыше всего.

В заключение, хочется сказать, что именно персонажи романа "Евгений Онегин" дают краски этому произведению. Их контраст, образы, качества и характеры - всё это способствовало тому логичному ходу событий. Кроме того, через образы главных и второстепенных героев Александр Сергеевич Пушкин показал читателю, каковы последствия могут быть от того или иного характера поведения.

Заключение

Библиография

I. Тема и идея произведения, особенности композиции

Все вложено в эту книгу: ум, сердце,

молодость, мудрая зрелость,

минуты радости и горькие часы

без сна - вся жизнь прекрасного,

гениального и веселого человека.

Н. Долинина

(Из книги " Прочитаем "Онегина" Вместе")

В основу художественного построения романа "Евгений Онегин" положен принцип, который впоследствии позволил назвать его "энциклопедией русской жизни". "Пушкин - поэт действительности", - говорил Керенский. Гениальный Пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской, как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную, исторически сложившуюся к этому времени дилемму. Время Пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года, не привидится. В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий

вариант - бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенциал личности оказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещения общества, создав целый ряд образов " лишних людей". Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии "Горе от ума" образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе " Евгений Онегин".

Коровин считал: " Права личной свободы, человеческое достоинство, честь, наслаждение природой и красотой искусства неизмеримо выше любых политических программ, так или иначе подчиняющих человека своей переходящей и узкой нормативности".

Пушкин был реалистичен и верен исторической и художественной правде, он не способен был облекать свой общечеловеческий идеал в конкретные формы. Александр Сергеевич не принимал бывших социальных порядков, отталкивался от них, замечал при этом, что во время его жизни не существует условий для примирения различных слоев внутри страны и народов разных стран. Это произведение о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, о духовных исканиях лучших людей.

В романе " Евгений Онегин" между Россией образованной и Россией простонародной, между Россией столичной и провинциальной пролегла пропасть.

Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания - жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема, перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Произведению " Евгений Онегин" поэт посвятил девять лет, оно является одним из крупнейших и интереснейших в его творчестве. В этом произведении отражены мысли и чувства самого поэта. Личность автора сказалась и в выборе темы, сюжета романа, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования, лиричном, ироничном. Автор оценивает определенные сюжетные ситуации: письмо Татьяны, встречу Татьяны с Онегиным, дуэль, прерывает повествование лирическими отступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателями мыслями о настоящем, о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицом романа (рассказывая о своих встречах с Евгением, предлагая прочитать имеющиеся у него письма Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия одного главного героя - Онегина со своими интересами, отмечая некоторое сходство и различие.

Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и "дворянское множество". Александр Сергеевич подчеркивает, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед описанием последней встречи Онегина с Лариной писатель вспоминает свой жизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагично выглядит судьба Евгения. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с завершением романа не заканчивается, она продолжается, озаряясь дальнейшим светом.

II. Главные герои романа в стихах

Каждый созданный образ дорог и любим поэту по - своему. Одним из таких образов является Таня Ларина. Таня, любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: " … Я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ не выдуманный, а взятий им из реальной жизни.

Таинственный образ Лариной можно объяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня. Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именно благодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-то степени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья, верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фоне других девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет "задумчивость", которая украшала" теченье сельского досуга" героини. Также была отмечена и непохожесть Татьяны на остальных членов семьи:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Загадочность Тани Лариной заключается в формировании необычайного характера. Ведь семья Лариных - самая обыкновенная семья типичных представителей поместного дворянства. Татьяна как бы "питалась" от самой природы, она человек, который имеет "корни", связан с национальной "почвой", именно поэтому она занята формированием своего внутреннего мира, "ей скучен" внешний шум.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И, вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

Александр Сергеевич указывает на "русскую душу" Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.

Татьяне были чужды "детские проказы", она рано приобщилась к романам, которые "ей заменили все". Никто не руководил чтением девушки, и она воспринимала окружающий мир в соответствии с тем образом, который ассоциировался с образом, появившимся у нее при чтении книг. В частности, представление о любви у нее тоже было книжное, и идеал будущего избранника составился на основе прочитанных романов: " Душа ждала… кого - нибудь", "пора пришла, она влюбилась".

Появление Онегина, схожего с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди, резко изменяет жизнь героини: у нее появляется надежда на исполнение своих тайных желаний. Герои прочитанных ею романов

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

Самым близким другом Татьяны является няня, которой она доверяет тайну своего сердца. Это тоже является основным свойством девушки: чувство ее слишком глубоко и серьезно: " Татьяна любит не шутя", чтобы она могла поведать о нем кому-нибудь менее близкому.

Выбор в качестве предмета страсти Онегина оказался предопределен не только романами. Сказались романтические черты характера, которые Таня унаследовала от матери: когда-то та тоже была влюблена в "героя романа", но потом была выдана замуж за Дмитрия Ларина и быстро забыла о прежнем чувстве: "привычка усладила горе". Забегая вперед, скажу, что чувство Тани Лариной оказалось настолько глубоко, что она сохранила его на долгие годы.

Татьяна пишет Евгению письмо: так поступила бы любая героиня прочитанных ею романов. Автор отзывается с восхищением о письме, в котором раскрываются чувства Татьяны к избраннику:

Кто ей внушил и эту нежность,

И слов любезную небрежность?

Перед читателем встает еще один вопрос: правильно или неправильно поступила героиня, написав любовное письмо человеку, которого совсем не знала. Многие ломают голову над загадкой, является ли поступок Лариной нравственным. Однако для Татьяны не было нравственного выбора в этой сцене, ведь ей кажется, что она хорошо знает героя своего романа: она столько о нем читала. Кроме того, все героини романов: Клариса, Юлия, Дельфина, испытывающие такие же чувства: " тайный жар", "мечты", " восторг", " грусть" - писали любовные письма, и были вознаграждены за это, неудивительно, что и Таня поступила так, следуя их примеру, совершенно не сомневаясь в правильности своего поступка. Факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, пренебрегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих.

Онегин, умом понимающий благородство души и глубину чувств Татьяны, не готов к ответному чувству. Несомненно, он сразу же оценил ее незаурядность, ее возвышенно - романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не замечает и отдает свое предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. "Этому охлажденному, равнодушному человеку, - писал Белинский - стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтобы понять разницу между обоими сестрами, - тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простая девочка, которая совсем не стоила того, чтобы за нее рисковать и убивать приятеля или самому быть убитым".

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» стал прорывом в литературе того времени. В тот период русский язык находился в стадии активного развития и пополнения новыми фразовыми единицами. По словам того же Пушкина, каждый человек, пишущий на русском, уже априори был писателем – для того, чтобы изъясниться нужно было придумать определенный речевой оборот, ведь в языковом запасе таких вариантов не существовало. Поэтому появление произведения значимого объема привлекло внимание читателей.

Определение жанра

«Евгений Онегин» – это роман. На это указывают несколько факторов.

Широкая система действующих персонажей

Всех героев можно разделить на главных и второстепенных. Некоторые из них единожды появляются в тексте и то на несколько мгновений. Основной массив событий приходится на 12 персонажей. Не все они активно принимают участие в возникшем конфликте, некоторые из них представлены косвенным действием.

Изображение множества жизненных аспектов

Жизнь главных героев описывается с разных сторон, многогранно. Читатель может увидеть действие персонажа в разных жизненных ситуациях, узнать, как он проявляет себя в других социальных ролях. Например, как член семьи – другими словами, как он относится к своим родственникам, как социальный субъект – так персонаж действует в обществе, как работник – как человек, выполняющий определенные должностные требования и прочее.

Временной промежуток

События романа охватывают временной промежуток в несколько лет. Такая продолжительность действия также является характеристикой романа как жанра.

Количество сюжетных линий

В романе всегда несколько сюжетных линий. Максимально допустимого значения для сюжетных линий нет. В «Евгении Онегине» главная сюжетная линия заключена во взаимоотношениях Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Также существуют две побочных – первая касается дружбы Ленского и Онегина; вторая – любовного чувства между Ольгой Лариной и Владимиром Ленским.

Лирические отступления и пояснения автора

Характерной чертой романа также является и наличие лирических отступлений или дополнительной информации в самом тексте, позволяющей глубже понять суть происходящего. Самыми яркими проявлениями «Евгения Онегина» в этом плане является сон Татьяны, песни девушек, поэзия Владимира Ленского.

Особенности жанра

Роман Пушкина «Евгений Онегин» носит элементы социально-психологического романа. Александр Сергеевич активно изображает внутреннее состояние героев, их душевные сомнения и поиски.

Неожиданные, порой экстремальные, события в жизни персонажей позволяют полнее понять их особенности характера. Обличение снов, мечтаний, скрытых желаний – способствуют анализу подсознательной части личности.

Еще одной особенностью является то, что роман написан в стихотворной форме, другими словами – это роман в стихах.

Особенности строфики

Так как роман имеет поэтическую форму, то следует рассмотреть и основные особенности поэзии.
Произведение было написано особенной строфой. Ее рифменная схема изображается таким образом: AbAb CCdd EffE gg. Расшифруем ее.

Четыре первых строки связаны перекрестной рифмой. При этом первая и третья строки представлены женской рифмой, а вторая и четверная – мужской.

Следующие четыре строки объединены смежной рифмой, то есть рифмуются по две строки. Первые две из них – женская рифма, последующие две – мужская.

Следующие четыре строки связаны кольцевой рифмой – первая строка (она же 9 в общем списке строк стиха романа) рифмуется с 4-ой (12 в общем списке), и являет собой женскую рифму, а 2-я с 3-ей (10 и 11 соответственно), и представлена мужской рифмой. Последние две строки рифмуются между собой мужской рифмой.

Такой вид строфы был назван Онегинская строфа, так как первоначальное ее выявление было произведено именно в этом романе.

Структура романа

Первоначально Пушкин очертил объем романа в 9 глав, но позднее изменил свое намерение, сократив их количество до восьми. Дело в том, что восьмая глава должна была описывать поездку Онегина в Одессу, но объекты, изображенные Пушкиным в этой главе, могли бы навлечь гнев властей, поэтому Александр Сергеевич не только отказывается от идеи публиковать ее, но и уничтожает частично текст главы.

Характерной особенностью глав было то, что каждая из них по своей сути является законченным произведением и позволяет оборвать повествование на любой из них. Таким образом было подчеркнуто сходство с манерой фрагментарного изложения Байрона.

Герои романа

Система героев романа довольно проста – в центре событий находится пара, объединенная влечением друг к дружке. К ним примыкают несколько групп второстепенных персонажей, которые способствуют развитию конфликта, возникшего между двумя главными героями. В тексте также присутствуют эпизодические персонажи – их влияние на развития сюжета сведено к минимуму, они созданы автором для создания определенного настроя общества.

Главные герои романа

Главными героями романа Пушкина являются Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Евгений Онегин – дворянин по происхождению, состоятельный молодой человек, по стечению обстоятельств приехавший к своему умирающему дяде. Его жизнь типична для молодых людей того периода – балы, званые обеды, театры. Он весьма популярен в петербуржском обществе.

Татьяна Ларина также дворянка, но ее семья не столь богата и известна. На момент начала развития событий ей 17 лет. Татьяна, на момент развития основных событий, была лишена возможности активно бывать в светском обществе, вела тихую и уединенную жизнь в деревне вместе со своими родителями и сестрой.

Второстепенные герои романа

Список второстепенных героев романа Пушкина более объемный.

  • Владимир Ленский – друг Евгения Онегина, дворянин. Он поэт и романтик. Ленский погибает от рук Онегина на дуэли;
  • Прасковья Ларина – мать Татьяны и Ольги. Милая и добрая женщина преклонного возраста;
  • Дмитрий Ларин – помещик, отец Татьяны и Ольги. Он умер его до начала повествования;
  • Ольга Ларина – младшая дочь Прасковьи Лариной и сестра Татьяны. Легкомысленная и кокетливая девушка. Ее поведение становится предпосылкой к развитию конфликта между Ленским и Онегиным и, как следствие, дуэли;
  • Фильпьевна – крепостная крестьянка, няня Татьяны Лариной. Добродушная и ласковая старушка;
  • Князь N – помещик, муж Татьяны Лариной, родственник Евгения Онегина;
  • Зарецкий – помещик, секундант Ленского на дуэли, его друг и товарищ Евгения Онегина;
  • Княжна Алина – кузина Прасковьи Лариной. В ее доме останавливаются Прасковья и Татьяна Ларины, по приезду в Москву.

История написания и публикации

Роман «Евгений Онегин» не относится к произведениям, написанным на одном дыхании. Для создания повествования Пушкину потребовалось больше семи лет. По подсчетам самого автора, точный период написания составляет 7 лет, 4 месяца и 17 дней.

Работу над текстом романа Пушкин начал в Кишиневе 9 мая 1823 года. На ее написание ушло больше 5 месяцев – закончена глава была 22 октября. Этот текст не был окончательным вариантом и впоследствии подвергся множеству доработок и изменений. Впервые эта глава увидела свет в 1825 году.

Написание второй главы не было таким длительным процессом. К 8 декабря того же 1823 года она была уже готова, правда, как и в случае с первой главой, это не стало окончательным вариантом – текст поддался коррекции и впервые был опубликован в 1826.

К написанию третей главы Пушкин приступил незамедлительно. Процесс ее написания был довольно долгим – около 8 месяцев и 2 октября 1824 она была написана полностью. С публикацией главы Пушкин не торопился, читатели увидели ее только в 1827.


Написание четверной главы время от времени прерывалось. Пушкин отвлекался на написание других произведений, поэтому весь процесс занял год и три месяца. Текст был закончен в январе 1826. Опубликована она была в 1828 одновременно с пятой главой.

Пятая глава романа также писалась с перерывами. Пушкин начал работу над ней за два дня до окончательного варианта четвертой главы. По длительности написание заняло 10 месяцев. В ноябре 1826 – глава уже была готова.

Рукопись шестой главы не сохранилась, поэтому достоверных дат, свидетельствующих о периоде ее написания, нет. Скорее всего, работу над ней Пушкин начал сразу же после окончания работы над пятой, а закончил в августе 1827. Напечатана она была в марте 1828.

Даты написания седьмой главы также приблизительны. Известно, что Пушкин начал написание в августе – сентябре 1827, а закончил в ноябре 1828.В марте 1830 она была напечатана.

Восьмая глава рассказывала о путешествии Онегина, окончание работ ее припало на сентябрь 1830, но в свете политических событий Пушкин отказался от идеи размещения ее в составе романа. К нам дошли только незначительные фрагменты главы, опубликованные по ходу написания. Полный текст рукописи был Пушкиным уничтожен.


Место удаленной главы заняла новая. На ее создание понадобилось 9 месяцев. Готова она была в сентябре 1830, а опубликована в 1832 с пометкой «Последняя глава «Евгения Онегина»».

Кроме фрагментов 8 главы, до нас дошел еще черновой вариант 10-ой главы. Предположительно, эта глава должна была рассказывать о поездке Онегина на Кавказ и его смерти, но абсолютной уверенности в такой позиции нет.

Отдельной книгой «Евгений Онегин» был выдан в 1833, следующая его публикация состоялась в 1837 году.

Прототипы «Евгения Онегина»

Роман «Евгений Онегин» лишен точных посылок на реально существующих людей. Многие предполагаемые прототипы были обнаружены литераторами и литературными исследователями спустя некоторое время и базируются на схожести тех или иных событий или качеств характера.

Прототипом Онегина вполне вероятно мог стать Чаадаев. Он имеет некую биографическую схожесть с Онегиным. Также, может быть и то, что этот образ возник под впечатлениями от Чайлд Гарольда и Дон Жуана – героев произведений Байрона.

В образе Ленского легко прочитывается сходство с Кюхельбекером.

Другие персонажи лишены прототипов (либо же их прототипы не были обнаружены или оглашены автором) и являются собирательными образами.

Байронизм и понятие «лишнего человека»

Александр Сергеевич Пушкин восхищался работами Дж. Байрона, поэтому не удивительно, что некоторые элементы, характерные творчеству Байрона, Пушкин перебрал себе.

Александр Сергеевич планировал написать роман в рамках реализма, но полностью осуществить намеренное у него не получилось – первые главы романа обозначены вкраплениями романтизма, а главный герой подобен классическому Байроническому герою.

Евгений Онегин находится в поисках себя и своего смысла жизни. Он не может найти утешение в общепринятых занятиях и, в результате прожигает свою жизнь.

Байронизм Пушкина умело воссоединился с уникальным явлением русской литературы – понятием “Лишнего человека”. Черты такого явления воплощены в образе Евгения Онегина.

Герой, подобно общепринятым традициям, ведет свою жизнь. Он получил приличное образование, обладает талантом красноречия, вполне востребован в обществе. Он ведет праздный способ жизни – для того времени – это не новшество, а норма, но вскоре такое положение вещей его начинает тяготить. Так как образ Онегина лишен усердия к трудолюбию – он занимается чем-то только в период увлечение новым процессом. Как только новизна отступает на второй план, Онегин утрачивает интерес к занятию. Такое положение вещей не позволяет ему достичь значительных результатов в каком-либо виде деятельности, что усиливает состоянии тоски и сплина.

В конце повествования Лишний человек умирает (в большинстве случаев это происходит по причине болезни). Планировал ли Пушкин убивать своего героя, сказать точно невозможно. Сохраненные обрывки 10 главы дают возможность допустить такую вероятность.

Темы и проблемы романа

Как и любой роман, «Евгений Онегин» имеет разноплановую проблематику и тематику.

Возможность реализовать себя в обществе

Как найти свое место в жизни и обществе, организовать себя и свой досуг? В чем смысл человеческой жизни? «Евгений Онегин» не лишен философской основы. Пушкин рассматривает и анализирует жизнь и принципы современной ему аристократии, пытается определить путь развития человека.

Толерантность по отношению к другим

Человек – социален. Его деятельность неприметно связана с взаимодействиями других людей. В романе ярко показано, как игнорирование такого принципа как толерантность и умение деликатно высказать свою позицию может стать причиной необратимых трагических последствий.

Дружба

Общение людей нередко переходит границы знакомства. Время от времени, под влиянием общих интересов, взглядов, или наоборот несхожести героев, при активном интересе одно из них к другим видам деятельности, не известных или малоизвестных ему.

Любовь

Романтические чувства нередко становятся причиной душевных переживаний и личных трагедий. Что происходит, когда один персонаж играет чувствами другого и возможно ли полноценно жить после разочарования первой любви? – на эти вопросы Пушкин активно ищет ответы.

Долг, гордость и честь

Жизнь аристократа неотъемлема от таких понятий как долг, гордость и честь. Поступки и слова представителя высшего общества не должны выходить за рамки приличия, он должен поддерживать должный уровень чести и не опускаться до постыдных поступков.

Привязанность к общественному мнению

Многие поступки люди совершают под воздействием общественного мнения. Плачевный результат такой деятельности продемонстрирован в эпизоде с дуэлью Ленского и Онегина. У молодых людей еще есть время объясниться, помириться и избежать дуэли, но они не делают этого, так как это противоречит общественному мнению.

Таким образом, роман Александра Сергеевича Пушкина написан в реалистичной манере, но не лишен элементов, характерных для романтизма. Широкая структура образов позволяет в полной мере раскрыть проблемы и темы, интересующие автора.

Роман “Евгений Онегин” Пушкина: анализ, характеристика героев, материалы для сочинений

5 (100%) 1 vote

Евгений Онегин как персонаж

Роман в стихах «Евгений Онегин» считается одним из важнейших произведений, значительно повлиявших на русскую литературу . Знаменитая поэтесса Анна Ахматова называла роман «Онегина воздушная громада». Но кто он такой, Евгений Онегин?

Онегин - главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «Наследник всех своих родных», как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нём весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его «»хорошести»», как-то: манеры, способности вести разговор, все эти положительные качества даются как-то иронично. Автор, с каким-то неповторимо корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же время всегда остаётся капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным, что поэту нравятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней...

Мне самому, Онегин показался законченным эгоистом, что в принципе немудрено: отец почти не обращал на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня, лишь («слегка за шалости бранили», «не докучали моралью строгой»), что естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его острый язык и подлость характера стали причиной гибели Ленского. Пушкин хорошо сказал о его злом и остром языке: «Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм»

Противоречия в характере Онегина, сочетания в нем безусловно положительных черт с резко отрицательными, обнаруживаются на протяжении всего романа; четко видны изменения Онегина: ему надоедает жизнь городского франта, ему наскучивает эта роль и он переселяется в поместье, оставленное ему в наследство от дяди. Там он на некоторый промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему наскучивают через пару деньков. События, происходящие в последних главах, сильнее всего действуют на него: первое его изменение - смена привычного эгоизма и пассивного невнимания к окружающим приходит вместе со смертью его друга, Ленского, которая происходит по вине Онегина. В этот момент, он уже не тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный эгоист. Он буквально приходит в ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. Убийство Ленского то и переворачивает всю его жизнь. Он не переносит воспоминаний об этом зловещем преступлении, которые приносят знакомые места, он мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не увенчиваются успехом. Он возвращается после долгого путешествия по России. Он познаёт все муки любви, сидя запершись у себя в кабинете. Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал только о самом себе...

Мы видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож прежнего Онегина. Он стал гораздо серьёзнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, которые задевают его до глубины души. Вернувшись, Онегин вновь встречает Татьяну. И вот теперь-то он, пораженный ее умом, благородством, сильными душевными качествами, сдержанностью в выражении чувств, влюбляется в Татьяну, как больной, заболевающий болезнью. Как же далек этот, переживающий свою любовь человек от Онегина, из первых глав романа!

Центральный персонаж «Евгения Онегина», романа в стихах, именем которого произведение и названо, уроженец Петербурга, молодой дворянин, избалованный светскими вечерами и приёмами. Он холост и способен составить достойную партию любой из «элитных» невест. Манеры Евгения не просто хороши, они «вылощены» до блеска. И ему ничего не стоит вскружить голову даже самой избирательной даме.

Онегин хорош собой, обходителен, образован, одет по последней моде и внимательно следит за внешним видом. Несмотря на то, что герой прожил на свете чуть больше четверти века и постоянно находится в кругу шумных друзей, его существование отравлено депрессивным состоянием. Эта «благородная» хандра связана с неопределённостью, в которой живёт Евгений. Он тяготеет к вольной, ничем необремененной жизни, но среди праздной толпы чувствует себя одиноким. Чему хотел бы посвятить свою жизнь, пушкинский герой ещё не знает. Непостоянство в отношениях, званые вечера, светские беседы, где герою нет равных, ему порядком надоели. Но для того, чтобы посвятить себя упорному труду, Онегин слишком ленив. Возможно, так к молодому барину подкрался «кризис 30-ти лет».

Находясь на перепутье, он приезжает в глубокую провинцию, чтобы вступить в наследство, оставленное ему умирающим дядюшкой. Евгений останавливается в новом имении. И от неспешного деревенского быта начинает ещё больше хандрить. Чтобы как-то развеяться, он заводит дружбу с соседом, местным романтиком и поэтом Владимиром Ленским, который знакомит его с семьёй Лариных. Ленский сватается к их младшей дочери Ольге. Онегин же сразу отмечает, что её старшая сестра намного интереснее. Татьяна влюбляется в городского гостя буквально с первых минут знакомства. Воспитанная на французских романах, девушка пишет избраннику своего сердца письмо на французском языке, где признаётся ему в любви. Но пылкость девушки Евгений отвергает, так как понимает, что такая партия, как Татьяна Ларина, создана исключительно для отношений в браке. Жениться герой пока не готов.

Спустя некоторое время, Ленский привозит Онегина на званый вечер в доме Лариных. Справляются именины Татьяны. Евгению становится скучно, он злится на юного друга и ради «юмористической» мести танцует и флиртует с его невестой. Ленский из ревности вызывает городского пижона на дуэль. Шутка обращается трагедией — молодой поэт умирает во время поединка. Онегин покидает деревню и отправляется в длительное путешествие.

Вернувшись в Петербург через два года, герой встречается на балу с Татьяной, теперь уже замужней дамой. Продолжая любить его, девушка дала согласие на брак с богатым человеком, князем N. Теперь она холодна и неприступна для Онегина. Увидев её другой, Евгений понимает, что влюблён. Он пишет и передаёт Татьяне письма, но не получает ответов. Добившись личной встречи, Онегин пылко признаётся в любви. Но «новая» Татьяна твёрдо ему отказывает, объяснив, что он опоздал, и она никогда не нарушит клятвы верности супругу. Герой остаётся один и слышит, как приближаются шаги князя N.

Цитаты Онегина

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть...

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей...

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей...

Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова...

Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян...

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!...

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!...

Слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела...

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел...

Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай...

Любви все возрасты покорны...

Я думал: вольность и покой
Замена счастью.
Боже мой! Как я ошибся…