Биография марка шагала. Марк Захарович Шагал Chagall, Marc

Марк Шагал – талантливый человек, писавший стихи, занимавшийся графикой и иллюстрацией изданий, создавший уникальные мозаики и фрески. Но мировую славу и признание принесла ему живопись. Живопись была делом всей его жизни.
Рисовал Мойша Сегал (а именно это имя дано было ему при рождении) всегда. И всегда придерживался своего стиля, не пытаясь подражать знаменитым художникам, благодаря чему стал одним из самых ярких представителей авангардного течения.
Друг и учитель Г. Апполинер, которому он посвятил картину «Памяти Аполлинера», придумал специально для него название стиля — сюрнатурализм. Сюрреалисты и экспрессионисты называли Марка Шагала своим предшественником.
Его произведения почитают за честь выставить самые знаменитые музеи мира. До сих пор не существует полного каталога его произведений, но даже самые ранние его картины бесценны.


Картина одновременно и реалистична, и наполнена разнообразными символами. С первого взгляда все предельно ясно – бабка-повитуха с новорожденным на руках, женщина, только что в муках ставшая матерью, муж, сидящий рядом с ними на полу. Ширма, отделяющая таинство рождения от остального пространства картины, красного цвета – символ женского лона? Несколько мужиков в другом углу комнаты ведут разговор, они ярко освещены – на них снизошло озарение? Роженица, по сравнению с остальными персонажами, совсем небольшая, а младенец и вовсе маленький, но именно они являются центром всей картины, именно к ним притягивается взгляд. Это главное в жизни.


Картина, написанная художником в 1908 году во время учебы в Санкт-Петербурге, понятна каждому с первого взгляда. Работа реалистична, в ней все понятно: смерть, горе, боль видны сразу в голосящей и плачущей женщине. Темные краски подчеркивают мрачность темы. Черная дорога, покойник, лежащий в гробу, грязно-желтое небо, бедные домики городской окраины.
Индивидуальный, своеобразный взгляд художника на мир выдает скрипач на крыше, вроде неуместный для этого грустного события, но очень органично смотрящийся на картине. Он играет, наверное, свои печальные мелодии.


Картина из цикла работ, сделанных во время учебы художника во Франции. Прекрасно ассимилировавшись в Париже, Шагал не забывает родину.

В этом немного нереальном полотне без труда угадывается сельская местность. Женщина, доящая корову, мужчина с косой на плече разговаривает с девушкой, на заднем плане улица с разноцветными
домиками.

Узнаваемый автор на первом плане, напротив него, глаза в глаза, белый ягненок. Ощущается единение с природой, любовь к своей родине, своему городу Витебску (а это именно он). Белая ветвь, вся такая пушистая и чистая – символ мира, добра. Картина написана с элементами кубизма. О применение приемов фовизма свидетельствуют нарушенная перспектива и нереальные размеры, цвета естественны и ярки, что свойственно импрессионизму. Талантливый художник использует в своем творчестве все, что видит и чему учится.



Эта работа была сделана Шагалом под впечатлением от старинных русских и византийских икон.Картина написана в стиле неопримитивизма, она одновременно и реалистична, и в тоже время от нее веет мистикой. Персонажи и действие легко узнаваемы, хоть и выглядят неестественно и несовершенно. Христос распят на кресте, который только визуально угадывается, но воображение сразу дорисовывает его целиком. Лица людей больше похожи на маски, но сюжет таков, что каждый из персонажей картины легко узнаваем. Художник не изменяет своему видению мира и вовлекает в этот мир своих почитателей.


Сам Марк Шагал рассказывал, что набросок картины был им сделан по наитию, в считанные минуты. Когда жена, решив порадовать, принесла ему цветы, вдохновение сразу настигло мастера. Полностью доработал он картину позже, но идея, замысел родились в одно мгновение, и получилась эта интересная работа.
Это очередной нестандартный автопортрет художника со своей женой и букетом цветов. Обычная комната, обыденные, повседневные вещи из быта любого человека. Пейзаж за окном такой знакомый каждому, живущему в маленьком городке. И необычная сцена проявления любви и благодарности.


Светлая, солнечная картина, она полна оптимизма. Пикник на крыше под самым небом. Как высоко забрались эти влюбленные, они выше всех и счастливей всех. Без труда угадывается в молодом, широко улыбающемся человеке, сам художник. Он держит за руку свою воспарившую супругу, свою сбывшуюся мечту. Им хорошо вместе, в этот момент они не думают о плохом. Им так хорошо и легко, что они готовы вместе улететь.


Сказочная картина, яркий и красивый сон, полет над городом в обнимку с любимой. Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем. Город внизу маленький, нереальный. Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное — где-то там. Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка. А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна.
Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене. Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица. В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким.

.

В годы, предшествующие второй мировой войне, антиеврейские настроения, предчувствие близкой и страшной трагедии накладывают отпечаток на его работы. В это время основной темой его творчества становится распятие.

«Белое распятие» — одна из самых пронзительных работ художника. Это квинтэссенция страданий всех людей от фашистской идеологии. На этой картине распятый Христос – символ страданий еврейского народа в годы войны. Сцены на заднем плане изображают погромы и убийства еврейских семей. В этой работе нашли отображение горе и боль еврейского народа так, как это видел один из его сыновей.

Это совсем небольшая часть работ художника, известного во всем мире. Его картины выставлены в крупнейших музеях России, Франции, США. Самые известные коллекционеры спорят на аукционах за право обладать работами мастера.

Кем должен был стать один из восьми детей, родившихся в конце девятнадцатого столетия в маленьком местечке под Витебском в семье бедного еврея - разносчика селедки? Наверное, мировой знаменитостью. Так и случилось. И если кто-то еще не догадался, о ком идет речь, знайте - это известный художник Марк Шагал. Краткая биография его детства, конечно, не содержит никаких намеков на звездное будущее. И тем не менее, имя этого человека на сегодняшний день достаточно популярно.

Начало творческого пути

Будучи ребенком, Шагал начал обучаться в еврейской начальной школе, а затем отправился в государственную, где уроки уже проводились на русском языке. После освоения азов образования в школе, до начиная с 1907 по 1910 год он успел немного поучиться живописи в Петербурге. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина "Смерть", которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.

Затем молодой Марк Шагал переехал в Париж, в студию на окраине города Богемии, в известный район под названием Ля Руш. Там он встретил несколько известных писателей и художников, в том числе Гийома Аполлинера, Роберта Делоне и других. В этой компании приветствовалось экспериментирование, и Шагал быстро начал развивать поэтические и инновационные тенденции, находясь под влиянием импрессионистов и постимпрессионистов.

Возвращение в родные места

И с этого времени только начинается его творческая биография. Марк Шагал полюбил Париж навсегда. Художник называл его вторым Витебском. Французская столица была центром мировой живописи, и там Марк неожиданно для себя приобрел известность. Именно Париж Марк Захарович считал источником своего вдохновения. И здесь его практически объявили одним из основоположников такого жанра живописи, как сюрреализм. Но он уезжает.

После берлинской выставки Марк Захарович возвращается в Витебск, где, впрочем, не намерен оставаться слишком долго, только чтобы успеть жениться на своей невесте Белле. Однако застрял в связи с началом Первой Мировой войны, так как российские границы были закрыты на неопределенный срок.

Но, вместо того чтобы впасть в отчаяние, Марк Шагал продолжает творить. Женившись на Белле в 1915 году, он создает такие шедевры, как "День рождения" и игривое акробатическое полотно под названием "Двойной портрет с бокалом вина". Все произведения этого периода выступают в качестве свидетелей радостного состояния художника в течение первых лет его супружеской жизни.

Революционный период в жизни художника

У евреев были все основания любить революцию. Ведь она уничтожила черту оседлости и дала возможность многим представителям этой национальности стать комиссарами. А как относился к революции Марк Захарович? И какие сведения об этом периоде содержит его биография? Марк Шагал тоже пытался любить революцию. В своем родном Витебске в 1918 году он даже стал комиссаром по культуре, а затем основал и руководил художественной школой, которая становится очень популярной.

Марк Захарович вместе с учениками украсил город к празднованию первой годовщины Октября. Чиновники были не так довольны оформлением торжества, как сам художник. И когда представители новой власти стали спрашивать у мастера, почему его коровы зеленые, а лошади летают по небу, и самое главное - что у персонажей Шагалова общего с великими революционными принципами и Карлом Марксом, увлечение революцией быстро исчезло. Тем более, что большевики установили новую черту оседлости, и не только для евреев.

Переезд в столицу и решение покинуть Россию

Чем же стал заниматься Шагал Марк Захарович? Биография его по-прежнему связана с Россией, и теперь он переезжает в Москву, где начинает обучать рисованию сирот революции в детской колонии. Это были дети, не раз подвергавшиеся ужасному обращению со стороны уголовников, многие помнили блеск стального лезвия ножа, которым были зарезаны их родители, оглушенные свистом пуль и звоном выбитых стекол.

Однажды, проходя мимо Кремля, Марк Захарович увидел, как из машины выходит Троцкий. Тяжелым шагом он направлялся в свои апартаменты. Тогда художник понял, как он устал, и остро почувствовал, что больше всего на свете хочет писать свои картины. Ни царской, ни советской власти, по его мнению, он не был нужен.

Марк Шагал принимает решение забрать свою супругу и уже появившуюся к тому времени дочь и уехать из России. Он становится первым комиссаром, который уезжает из нового государства для того, чтобы не только спасти жизни близких людей, но и душу свою от несвободы.

Новая жизнь, или Отношение к творчеству художника за рубежом

Марк Шагал, биография и творчество которого теперь больше не связаны с Родиной, ехал во Францию - навстречу своему бессмертию. В последующие годы к его имени прибавляли словосочетания "гений века", "патриарх мировой живописи". Французы объявили Марка Захаровича главой Парижской художественной школы. А в это же время в Германии в огромном костре сожгли полотна Шагала. Почему же одни считали его живопись вершиной современного искусства, а другим она мешала воплощению их "людоедских" замыслов.

Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Где бы ни жил Шагал - в Витебске, Нью-Йорке или Париже - он всегда изображал почти одно и то же. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух... Корова, петух, лошадь или осел, несколько музыкальных инструментов, цветы, крыши домов родного Витебска. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Описание картин показывает не только повторяющиеся образы, но и практически ничем не отличающиеся друг от друга сюжетные линии.

Сон наяву, или О чем говорят картины Марка Захаровича

И все же знатоки и ценители поражались. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича - обычные детские сны. В них - неудержимое желание летать. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Марк Шагал - художник, который передавал в своих произведениях то, что хоть раз в жизни ощущает каждый человек. Это единение с большой Вселенной.

Этот человек известен по всему миру

Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Он написал сотни полотен. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Его работы - это еще и десятки витражей в соборах Европы и в зданиях по всему миру, где живет множество людей, которые знают, кто такой Марк Шагал. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Даже в Организации Объединенных Наций присутствуют элементы живописи этого талантливейшего художника.

Творческая биография. Марк Шагал и мировая известность

Когда пришел к власти Гитлер, стали выражать тревогу художника по поводу дальнейшей судьбы человечества. Это "Одиночество", где еврейские и христианские символы смешиваются с нацистской толпой, терроризирующей евреев. Марк Захарович эвакуируется в Соединенные Штаты и уже там продолжает свое творчество.

Стоит отметить еще один период в творчестве художника, который описывает его биография. Марк Шагал в 1944 году потерял свою супругу, и, конечно, это отразилось в его произведениях. Белла появляется на таких полотнах художника, как "Ноктюрн" и другие: в нескольких формах, с привидениями, в виде ангела или призрака невесты.

Возвращение в Париж

В 1948 году Марк Захарович Шагал снова поселился во Франции, на Лазурном берегу. Здесь он получает множество заказов, разрабатывает декорации и костюмы к балетам. В 1960-м он начинает создавать витражи для синагоги медицинского центра Хадасса.

Позже он берет на себя создание больших проектов в оформлении собора в Цюрихе, церкви Святого Стефана в Майнце в Германии и в церкви Всех Святых в Объединенном Королевстве. Умер величайший художник Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года, оставив после себя обширную коллекцию работ в ряде отраслей искусства.

Марк Шагал стал одним из символов двадцатого столетия, но не его темных разрушительных сторон, а любви, стремления к гармонии, надежды на обретение счастья. Его бессмертие - в умении передать присутствие Божественного духа в каждом предмете окружающего мира.

Россия в судьбе и творчестве Марка Шагала

Жизнь Марка Шагала - это история целой эпохи, в которой вмещаются все главные события мировой истории ХХ века. Все, что было пережито в прошлом столетии, отразилось в богатом творчестве этого художника.

Среди множества сюжетов есть один, который сопровождает все творчество Шагала, - это родной город Витебск. Дома с двускатными крышами, Спасо-Преображенский храм, который виднелся из родительских окон, скрипачи на крышах, козы и коровы - все эти образы из детства переходят из картины в картину и вместе создают тот особый шагаловский мир на холсте.

Тема России в творчестве Шагала отражается не только в сюжетных мотивах, но также в особом укладе жизни начала ХХ века, который во многом был воспринят Шагалом от своих учителей - русских художников.

Обучение в России

Первым учителем Шагала стал художник Юрий Пэн, открывший в Витебске частную художественную студию. Он был выходцем из императорской академии искусств в Санкт-Петербурге, воспитанником Павла Чистякова и развивал реалистические традиции в живописи.

В своей автобиографической книге Шагал утверждает, что обучался у Пэна два месяца, однако многие исследователи сходятся во мнении, что на самом деле срок его обучения составил около пяти лет (он начал посещать студию в четырнадцать лет и занимался в ней до девятнадцати лет). Несмотря на то, что собственный стиль у Шагала еще не сформировался, этот период очень важен в становлении Марка как художника.

Юрий Пэн обращал внимание своих учеников на этнографические детали, призывал их запечатлевать окружающий мир во всем его многообразии: покосившиеся от времени заборы, складки талеса, которые покрывают морщинистое лицо старого еврея, множество бытовых сценок - он доказал на примере собственных работ, что подобные сюжеты могут стать объектом искусства.

Юрий Пэн. "Домик с козочкой" (1920-е годы)

Однако Шагала не удовлетворял академический стиль, прививаемый Пэном. Живопись, которую он хотел создавать, отличалась от нарочитого реализма, унаследованного его учителем от передвижников. Поэтому он покидает родной город и приезжает в Петербург.

Не поступив в Академию Штиглица в 1907 году, Шагал отправляется в школу Общества поощрения художеств, руководимую Николаем Рерихом. Художник и участник самого знаменитого художественного объединения своего времени "Мир искусств" Рерих провел глобальную реформу образовательной программы ОПХ.

Он ввел такой предмет, как история искусств, организовывал на регулярной основе экскурсии по русским деревням для знакомства учеников с мастерами кустарного дела, открыл мастерские керамики, деревянной скульптуры, витражной росписи, а также классы музыки и хорового пения. Кроме того, Рерих в это время находился под большим влиянием искусства Гогена (чьи картины он впервые увидел в Париже в 1901 году). Яркость цвета, декоративные мотивы и выбор экзотичного сюжета - вот то, чем вдохновлял французский живописец.

Николай Рерих. "Заморские гости". Серия "Начало Руси. Славяне" (1901 год)

Восхищение учителя творчеством Гогена не прошло незаметным для Шагала. Об этом можно судить по двум работам, которые он создает в 1908 году: "Автопортрет с красной маской" и "Портрет девочки на диване" (ныне обе работы находятся в собрании Центра Жоржа Помпиду).

На портрете, где Марк изображает себя, есть одна деталь, которая не сразу бросается в глаза, - это борода и усы, которых в то время не было у Шагала. А на автопортрете Гогена 1889 года, который находился в собрании у Сергея Щукина, есть те самые признаки маскулинности, которые приписывал себе Шагал. Кроме того, у Гогена краска на холсте распределена неравномерно, сквозь масляный слой можно видеть жесткую фактуру грубого холста. Такой же прием можно разглядеть и в работе Шагала.

Другая картина Шагала "Девочка на диване" (второе название - "Портрет сестры Марьяски") близка к работе Гогена "Цветы Франции" 1891 года. Об этом говорят схожие композиции: фигуры изображены на фоне плоской стены и расположены в левой части холста, напротив - ваза с цветами.

Изображая свою сестру с короткими волосами и в шляпе, Шагал уподобляет ее герою картины Гогена - юноше с короткой стрижкой и в соломенной шляпе.

Поль Гоген. "Цветы Франции" (1892 год)

Достаточно быстро Шагал решает покинуть Общество поощрения художеств. В книге "Моя жизнь" он напишет: "Два года ушли даром". Такой вывод можно объяснить главным образом тем, что Шагал ощущал свою избранность, а беспристрастное отношение учителя к работам своего ученика вызывало у него разочарование в самой системе образования.

Тем не менее за время обучения у Рериха он знакомится со своим будущим покровителем, влиятельным депутатом Думы Максимом Винавером. Благодаря его материальной поддержке Шагал поступает в престижную художественную школу им. Е.Н. Званцевой.

Марк Шагал. "Букет возле окна" (1959 1960 годы)

Здесь его учителем и кумиром был Лев Бакст, известный театральный художник, прославившийся своими декорациями для балетов Дягилева. В это время Бакст находился под впечатлением от поездки в Грецию, куда он отправился в 1907 году вместе с Валентином Серовым. Искусство Древней Греции так сильно подействовало на него, что он решил пересмотреть свои взгляды на классическое искусство.

Так появилась концепция "искусства будущего", ориентированная на творчество архаичных художников: рисунок должен быть свободным, как у детей, а цвета яркими и будоражащими. Бакст превозносил символическое значение художественных форм, способных, по его словам, возвысить простые предметы, как это можно увидеть в детских рисунках и примитивистском искусстве.

"Новые художники должны быть наглыми, дерзкими и грубыми… Новое искусство должно быть примитивным и грубым, оно не может переносить изысканности и эстетства", - утверждал Бакст. Однако его работы не походили на примитивистское искусство. Скорее, они отличались особой рафинированностью и изяществом линий.

И все-таки именно в это время Шагал выбирает для своего творчества стиль примитивизма. При этом сюжетом его картин становятся такие философские понятия, как "смерть" и "рождение".

Марк Шагал. "Наваждение" (1943 год)

Так, в картине "Покойник", где впервые цвета у Шагала становятся символичными, выбор сюжета связан одновременно с событиями, свидетелем которых он стал в детстве, а также с театральными постановками, где герои умирают, чтобы затем выйти на поклон аплодирующим зрителям.

Вы смотрите на картину и видите не ужас смерти, а настоящий спектакль со множеством ироничных деталей: женщину с поднятыми руками, скрипача на крыше, мужчину, ныряющего в деревянную избу, и равнодушного дворника, который, несмотря ни на что, продолжает выполнять свою ежедневную работу. За примитивистским планом этой картины скрывается множество символических деталей, связанных с русским фольклором и образами памяти. Синтез этих компонентов составляет в дальнейшем художественный язык Марка Шагала. Как писал один из первых биографов Яков Тугендхольд, "Шагал в маленьком провинциальном быту улавливает… некое великое бытие".

Итогом петербургского периода можно рассматривать картину "Рождение". Здесь есть и грубоватая житейская прозаичность - художник с откровенностью показывает бытовые детали торжественного появления человека на свет, и в то же время здесь легко считывается аллюзия на евангельский мотив Рождества Христова. Канонический христианский сюжет разыгрывается здесь в жанрово-местечковом исполнении. При этом рождение представлено художником как акт великого жизнетворчества, преображающий житейскую обстановку.

Марк Шагал. Триптих "Сопротивление. Воскресение. Освобождение" (1937 1952 годы)

Рождение в Париже

Конечно, когда в школе объявили о скором отъезде Бакста в Париж (для оформления дягилевских балетов), Шагал был обескуражен. Любимый преподаватель покидает Россию - что тогда остается его ученику? Ответ на этот вопрос был для него очевиден, и поэтому Шагал решает отправиться вслед за своим кумиром в Париж.

Художественные достоинства мировой столицы искусств не вызывали сомнения, Шагал не ошибся: Париж стал его "вторым Витебском". Он обрел свой стиль, палитра стала ярче, и главное - здесь сформировался тот особый круг тем, который тесным образом связан с жизнью в России.

В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Прежде всего он отправляется в Лувр. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Немного позже произошло знакомство с произведениями современников - представителей парижской школы тех лет. И спустя полгода после переезда Шагал имел в своей мастерской несколько полотен, отражавших опыт освоения кубизма. Но художнику было чуждо хладнокровное разложение окружающего мира на геометрические формы, кубизм нужен был Шагалу для передачи необычных образов из памяти, которые наслаивались бы друг на друга, создавая ощущение видений из "прошлой" жизни в России.

Так, в его программной работе парижского периода "Я и деревня" 1911 года композиция построена по принципам кубизма. Здесь есть разделение на сектора и просвечивание одного сюжета в другом. Голова ягненка становится пространством для сцены дойки коровы, дома, люди перевернуты с ног на голову, лицо главного персонажа окрашено в зеленый цвет - все детали этой картины созданы из памяти и подчиняются той высшей реальности, что стоит за видимым миром, где воспоминания становятся символами.

"Однажды в Париже мне, наконец, удалось выразить радость, похожую на удовольствие от еды, которую я иногда чувствовал в России, - радость моих детских воспоминаний о Витебске", - пишет Шагал.

Выставка "Шагал. Мастер модерна" в музее Кунстхаус в Цюрихе, 2013 год

Несмотря на то, что Шагал живет в Париже в мастерских La Ruche ("Улей"), где собирались художники и скульпторы со всего света (здесь работали Модильяни, Хаим Сутин, Осип Цадкин и др.), витебский мастер практически ни с кем не общается из своих скандальных соседей. Зато он достаточно быстро сводит знакомство с поэтами-авангардистами. Сандрар Блез, Гийом Аполлинер становятся близкими друзьями художника, они помогают ему в организации выставок и активно продвигают Шагала на страницах местных СМИ.

В благодарность за оказанную поддержку Шагал создает картину "Посвящается Аполлинеру". Основу композиции составляет гигантский круг с разделением на сегменты, на его фоне изображен гермафродит, чье туловище сверху разделяется на мужскую и женскую фигуры. Эзотерический смысл этой работы давал самые разные прочтения - в этом отражается стремление Шагала изучать искусство из самых разных культурных источников.

Как пишет о Шагале поэт Андре Бретон в работе "Генезис и художественная перспектива сюрреализма": "Тотальный лирический взрыв восходит к 1911 году. Именно с этого момента метафора, только у него, отмечает свой триумфальный вход в современную живопись".

Марк Шагал. "Желтая комната" (1911 год)

Всплеск художественного самовыражения связан не только с освоением уроков фовизма и кубизма, но и в первую очередь с определением собственного стиля, который смог выдержать все теоретические испытания и сохранить свою индивидуальность. Особенность языка Шагала - это выбор определенных тем: мотивы России, портреты родственников-евреев, пейзажи родного города Витебска. Каждую свою работу художник наполняет особой духовностью, символикой и мистицизмом, которым отличается сама русская культура.

В 1914 году Шагал возвращается в Витебск. Он вновь в кругу близких на родной земле. Он женится на Белле, с которой познакомился еще до своего отъезда в Париж и о которой мечтал все эти годы разлуки. Именно с ней связан один из самых совершенных образцов любовной лирики ХХ века.

Марк Шагал за мольбертом в своем ателье. Художнику позирует его жена Белла, позади мастера - его дочь Ида. Париж, 1927 год

Берта Розенфельд (именно так звучит ее настоящее имя) была незаурядной женщиной. Она получила прекрасное образование, занималась актерским мастерством в студии Константина Станиславского, но не смогла продолжить обучения из-за травмы спины и вынуждена была вернуться в родной Витебск, где и встретила будущего мужа.

Ощущение личного счастья запечатлено Шагалом в картинах "Над городом", "Прогулка" и "День рождения".

Марк Шагал. "Над городом" (1918 год)

После революции 1917 года у евреев появляются новые возможности и права - они получают паспорта и могут участвовать в политической жизни России. Кажется, теперь счастье станет всеобщим.

Анатолий Луначарский, с которым Шагал познакомился еще в Париже, ныне народный комиссар просвещения, которому поручено осуществлять в России Ленинский культурный план. Он предлагает Шагалу должность уполномоченного по делам искусств в Витебске. Шагал не раздумывая соглашается.

Не покладая рук он работает на создание первого художественного музея Витебска и первой художественной школы. Приглашает для преподавания своего первого учителя Юрия Пэна, Эля Лисицкого (также ученика Юрия Пэна), Казимира Малевича. С последним происходит конфликт, который заканчивается отъездом Шагала в 1920 году в Москву. Однако при анализе творчества двух художников становится ясно, что антагонизм был неизбежен.

В Москве Наркомпрос дает Шагалу возможность устроиться с семьей в небольшом подмосковном поселке Малаховка, где с 1919 года находилась колония для детей-сирот, оставшихся без родителей после еврейских погромов на Украине 1919 года. Здесь он преподает рисование и параллельно начинает работать над созданием декораций для камерного еврейского театра.

Марк Шагал на уроке рисования в колонии для беспризорных детей. Малаховка, 1921 год

Руководители театра Алексей Грановский и Абрам Эфрос поручили Шагалу расписать интерьер их первого здания. На исполнение работ ему дали полтора месяца, и за этот короткий срок он создал собственный мир, или, как говорили современники, "шагаловскую шкатулку".

Главным панно было "Введение в еврейский театр", напротив него - фриз "Свадьба", под ним в простенках между окнами находились четыре вертикальные картины: "Музыка", "Танец", "Театр", "Литература". Слева от входной двери - панно "Любовь на сцене".

В ансамбль также входили плафон и занавес. Когда зритель попадал в зал, он оказывался как бы внутри разноликого волшебного мира. Для Шагала, как и шекспировского героя, "весь мир - театр". Его вселенная пляшет, танцует и радуется простому бытию.

Панно "Введение в еврейский театр" (1920 год)

Видимо, предчувствуя свой скорый отъезд, Шагал вкладывает в последнюю работу на родине всего себя. В панно есть истории из личной биографии, есть и сам Шагал, которого вносит на руках в театр Абрам Эфрос, есть портреты любимых - Беллы и дочери Иды, есть надписи на идише - это имена предков Шагала. Метафорический мир театра становится аллегорией самой жизни художника.

К сожалению, эти работы ни режиссер, ни зрители не смогли оценить по достоинству. Разочарованный в новом режиме и в неприятии им искусства магии и волшебства Шагал навсегда покидает Россию. Теперь связь с родиной будет существовать только в живописных образах его картин и личных воспоминаниях.

Марк Заха́рович (Моисе́й Ха́цкелевич) Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш ‏מאַרק שאַגאַל‏‎; 7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Белоруссия) - 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) - российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863-1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871-1915). У него был один брат и пять сестёр. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824-?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844-?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: "Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1909-1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек - школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я - вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, её глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Марк Шагал. Над городом. 1918 г. , Москва

Картины Марка Шагала (1887-1985 гг.) сюрреалистичны, неповторимы. Его ранняя работа «Над городом» – не исключение.

Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла, летят над их родным Витебском (Белоруссия).

Шагал изобразил самое приятное чувство на свете. Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг. Когда просто летишь от счастья.

Предыстория картины

Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Но 4 из которых они провели в разлуке.

Он – сын бедного еврея-разнорабочего. Она – дочь богатого ювелира. На момент знакомства совершенно неподходящая кандидатура для завидной невесты.

Он уехал в Париж учиться и делать себе имя. Вернулся и добился своего. Они поженились в 1915 году.

Вот это счастье и написал Шагал. Счастье быть с любовью всей своей жизни. Несмотря на разницу в социальном статусе. Несмотря на протесты семьи.

Главные герои картины

С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.

Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.

Марк Шагал. Над городом (фрагмент). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва

А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.

Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.

А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.

Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Образ города

Вроде мы видим все признаки городка, вернее большого села, которым был 100 лет назад Витебск. Здесь и храм, и дома. И даже более помпезное здание с колоннами. И, конечно, много заборов.


Марк Шагал. Над городом (деталь). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва

Но все же город какой-то не такой. Домики намеренно скособочены, как будто художник не владеет перспективой и геометрией. Этакий детский подход.

Это делает городок более сказочным, игрушечным. Усиливает наше ощущение влюбленности.

Ведь в этом состоянии мир вокруг существенно искажается. Все становится радостней. А многое и вовсе не замечается. Влюблённые даже не замечают зеленую козу.

Почему коза зелёная

Марк Шагал любил зелёный цвет. Что не удивительно. Все-таки это цвет жизни, юности. А художник был человеком с позитивным мировоззрением. Чего только стоит его фраза «Жизнь – это очевидное чудо».

Он был по происхождению евреем-хасидом. А это особое мировоззрение, которое прививается с рождения. Оно зиждется на культивировании радости. Хасиды даже молиться должны радостно.

Поэтому ничего удивительного, что он себя изобразил в зеленой рубашке. И козу на дальнем плане – зелёной.


Марк Шагал. Фрагмент с зеленой козой на картине «Над городом».

На других картинах у него даже лица зеленые встречаются. Так что зелёная коза – это не предел.


Марк Шагал. Зелёный скрипач (фрагмент). 1923-1924 гг. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Но это не значит, что если коза, то непременно зелёная. У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».

И там коза – красная. Картина создана в 1917 году, и красный цвет – цвет только что вспыхнувшей революции, проникает в палитру художника.


Марк Шагал. Автопортрет с палитрой. 1917 г. Частная коллеция

Почему так много заборов

Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.

В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.

Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.

Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.

И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.


Марк Шагал. Деталь картины «Над городом».

Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?

Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.

И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.

Почему Шагал так неповторим

Чтобы понять Шагала, важно понимать его, как человека. А его характер был особенным. Он был человеком легким, отходчивым, говорливым.

Он любил жизнь. Верил в настоящую любовь. Умел быть счастливым.

И у него действительно получалось быть счастливым.

Везунчик, скажут многие. Я думаю, дело не в везении. А в особом мироощущении. Он был открыт миру и доверял этому миру. Поэтому волей-неволей притягивал к себе правильных людей, правильных заказчиков.

Отсюда – счастливый брак с первой женой Беллой. Удачная эмиграция и признание в Париже. Долгая-очень долгая жизнь (художник прожил почти 100 лет).

Конечно, можно вспомнить очень неприятную историю с Малевичем, который буквально «отобрал» у Шагала его школу в 1920 году. Переманив всех его учеников очень яркими речами о супрематизме*.

В том числе из-за этого художник с семьей уехал в Европу.

Но Малевич невольно спас его. И неудача обернулась удачей. Представьте, что было с Шагалом и его зелёными козами после 1932 года, когда единственно верной живописью был признан соцреализм.


Марк Шагал. День рождения. 1915 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк, США

Хотя бы немного представляя, каким был Шагал, начинаешь понимать его удивительные работы. Его страсть к полетам. И заодно его картину «Над городом».

Вконтакте