Богатыри земли русской. Сценарий классного часа "богатыри земли русской" Сценарий богатыри земли русской для детского сада

Материалы и оборудование:

мультимедийная установка;

д/и «Пазлы»;

музыкальные инструменты;

теннисные мячи и цели.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова « Богатыри » ,«Витязь на распутье» ; И. Я. Билибина ; И. В. Симакова « Русский богатырь Святогор тянет суму переметную» ; К. Васильева «Дар Святогора» и др.

Чтениерусских былин и сказок :«Как Илья Муромец богатырём стал » ,«Илья Муромец и Соловей-разбойник» ,«Вольга Всеславьевич» ,«Микула Селянинович» ,«Алёша Попович и Тугарин Змеевич» ,«Святогор» ,«Никита Кожемяка» ,«Садко» и др.

Составление предложений по схеме.

Проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу » ,«Сколько слогов?» .

Изодеятельность« Богатыри » .

Под песню группы »Цветы» «Богатырская наша сила» участники входят в зал и садятся на стулья.

Ведущая . Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня, накануне великого Дня Победы мы поговорим о богатырях – защитниках нашей страны. А как называется наша страна?

Дети . Россия.

Ведущая. Правильно! Мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран есть на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит, родная, как мама и папа. Вот она, посмотрите. (слайд)

Ведущая. Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наша страна была меньше и называлась она Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Дети. Богатыри.

Воспитатель. Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Много славных подвигов совершали русские богатыри, оберегая свою землю. Об их подвигах, об их доблестной славе слагались былины и легенды.

Ребёнок. Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Ведущая. А каких самых главных русских богатырей вы знаете?

Дети . Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Ведущая. Правильно. Вот они, посмотрите. (слайд)

Ребёнок. Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Ведущая. Ну что ж пришла пора сразиться в турнире богатырей между двумя командами, а судить этот турнир будет компетентное жюри в составе…

Современные дети мало времени уделяют прогулкам, играм на свежем воздухе. Компенсировать этот недостаток помогают спортивные праздники, которые проводятся на свежем воздухе – в парке, на площадке или на школьном стадионе. Этот праздник можно проводить как летом, так и зимой. Организация не требует материальных затрат и зависит только от желания и умения организовать оздоровительную работу в школе.

Основным содержанием такого мероприятия являются подвижные игры, объединенные общим сюжетом.

Подготовка к проведению

Продумав сценарий праздника, его организаторы составляют Положение, инвентарь, наградной материал, принимают заявки, выбирают подходящую площадку и празднично украшают ее, подбирают специальные музыкальные заставки, танцевальные номера, назначают ведущих – скоморохов, богатырей, шутов.

Организаторы

Эту функцию выполняют учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, родительский комитет.

Участники

В празднике участвуют ученики разных классов, их классные руководители и родители.

Праздник можно провести между учащимися одной параллели или разных возрастных групп: младшие, средние и старшие классы. Команды могут быть и разновозрастными.

Участники команд должны иметь спортивную одежду для занятий на свежем воздухе с отличительными деталями: например, шарфики одного цвета, повязки, жилетки и т.д.

Сроки и условия проведения

Праздник проводится на спортивной площадке зимой.

Продолжительность

Время проведения праздника – 1 ч 30 мин. Продолжительность праздника для детей разных возрастов можно менять за счет количества состязаний, игр.

Определение победителей

Команды-победительницы определяются по наибольшему количеству набранных очков в эстафетах, играх. Отдельно награждаются победители в индивидуальном зачете.

Сценарий

Выходит ведущий в костюме богатыря.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости и уважаемые друзья-болельщики! Мы очень рады видеть вас на празднике состязаний и игр наших предков. Мы вместе совершим путешествие в прошлое к нашим дедушкам и бабушкам, узнаем, какие игры и соревнования увлекали наших предков. Самое интересное – наши команды будут соревноваться с помощью необычного инвентаря, вы познакомитесь с чудесами. Оценивать ваши успехи будет жюри: Забава Путятична, Иван – царский сын и Илья Муромец. А теперь под звуки марша приветствуем команды богатырей.

Статья опубликована при поддержке Московской 57 школы. Среди учителей школы доктора и кандидаты наук, школа показывает высокие результаты в городских, республиканских и международных олимпиадах, выпускники школы поступают в лучшие университеты мира. Школа набирает группы развивающего обучения. Ознакомиться с информацией о школе, стоимости обучения и расположении Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: www.нашашкола57.рф .

Команды совершают почетный круг по площадке.

Ведущий. А сейчас слово предоставляется председателю жюри Илье Муромцу.

Зачитываются правила состязаний, эстафет, игр.

Ведущий. А теперь, юные богатыри, готовы ли вы размять свои ноженьки резвые, руки сильные, тело крепкое перед состязаниями богатырскими? Богатырь Добрыня Никитич, покажи разминку нашу, а вы, детинушки, за ним повторяйте, не отставайте!

Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот».

Все участники повторяют упражнения за Добрыней.

Скоморохи

Мальчишки, девчонки и наши богатыри,
На наше поле бранное скорей спешите вы!
Здесь будут состязания представлены всем нам,
Кто будет победителем, потом расскажем вам.

Выходят Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Добрыня. Алешенька, хочу узнать: как ты силушку свою испытывал, ножки быстрые, руку крепкую да глазки острые?

Алеша. Да людям добрым помогал, водицу в бочках носил, снопы разом собирал, булаву кидал да в поле плуг таскал.

Добрыня. Ой да силу земля-матушка дала, а мы приумножали на радость людям земли нашей! А давай, друг мой Алешенька, испытаем наших богатырей сегодня. Я думаю, не перевелись богатыри на земле нашей, а?

Алеша. Нет, не обеднела земля русская богатырями! А ну, выходите состязаться, покажите скорость ног сильных, богатырских!

Бег с ведрами

В конкурсе принимают участие по одному человеку от каждой команды.

На стартовой линии стоят пустые ведра. Задача участников – добежать до места разворота (30 м), набрать полное ведро снега и вернуться к стартовой линии. За первое место команда получает 3 балла, за второе место – 2 балла, за третье место – 1 балл.

Добрыня. Алеша, ножки быстры, а ручки сильны? Проверим?

Алеша. Это же просто!

Тачка в валенках

В конкурсе принимают участие по два человека от каждой команды. По сигналу ведущего первые номера принимают положение упор лежа, на руки надевают валенки, а вторые номера держат их за ноги. В таком положении пары начинают движение, преодолевая расстояние 8 м до разворота. На этом месте партнеры меняются ролями и возвращаются к стартовой линии.

Добрыня. Хочу, Алеша, я узреть, как наши дети смогут быть быстрыми в больших сапогах от больших богатырей. Сапоги-скороходы не просты – убегать с ног они хитры! А ну, выходи, кто не потеряет сапоги!

Сапоги-скороходы

В конкурсе может принимать участие по несколько человек от команды. Участники распределяются по забегам (по два человека). Для конкурса понадобятся две пары сапог большого размера. Игроки выстраиваются на линии старта, каждый надевает сапоги на ноги. Задача участников – добежать до финиша быстрее всех и не потерять сапоги-скороходы.

Победитель забега приносит своей команде один балл.

Добрыня. Ох вы, детушки, ох вы, милые, да задам я вам задание и увижу вашу силушку, как и мы ранее, в годы юные, друг у друга силу мерили.

Борьба на кушаках

В конкурсе могут принимать участие по несколько человек от команды. Участники распределяются по парам. Каждому повязывается пояс-кушак. Борцы встают лицом друг к другу, и каждый, захватив противника за пояс, старается поднять его так, чтобы ноги оторвались от земли. Побеждает игрок, выигравший в двух поединках из трех. Он приносит своей команде один балл.

Алеша. А вот и еще одно наше древнее состязание.

Наши сани едут сами

В конкурсе принимают участие два человека от каждой команды. Для игры понадобятся санки и веревка. Середина веревки крепко привязывается к столбу так, чтобы ее концы оказались равными и имели длину не менее 5–6 м. Концы веревки разводят в разные стороны и привязывают к ним санки. По сигналу два игрока садятся в них, берут в руки концы веревки и, подтягивая их к себе, доезжают до столба. Тот, кто быстрее дотронется до него рукой, приносит своей команде один балл.

Алеша. А вот мы, бывало, на санях и ловкость испытывали.

Уральские горы

Для проведения конкурса требуются санки и шишки. Участвуют по два человека от команды. На склоне горки, с правой и левой стороны санного спуска, организаторы праздника раскладывают еловые шишки или другие мелкие предметы на расстоянии 5–6 м один от другого. Задача участников игры – съезжая с горы, собрать наибольшее число предметов, не снижая скорости. Побеждает тот, кто соберет больше предметов.

Звучит музыка (заставка).

Выходят девочки с одинаковыми ведрами. Участники конкурса, отдыхая, любуются на хоровод.

Добрыня. Да, Алеша, и такое бывало – загадывали нам загадки красны девицы. Погляди, они не просто несут ведра – плывут, как лебедушки!

Алеша. Согласен, знаю, что девицы-красавицы придумали!

Царская охота

Девочки оставляют ведра на расстоянии 8 м перед каждой командой. Участники команд вынимают из ведра снежки и начинают бросать их в ведра, стараясь отодвинуть их как можно дальше. Побеждает команда, у которой при равном количестве бросков ведра окажутся дальше, чем у другой.

Добрыня. Алеша, а давай-ка предложим детушкам посостязаться в метании копья. А ну-ка, богатыри, возьмите копья острые да постарайтесь в цель попасть!

Метание копья

В конкурсе могут принимать участие все желающие. Участники команд берут лыжные палки и по очереди метают их на дальность. Победитель конкурса приносит своей команде один балл.

Добрыня. Друг ты мой Алеша, припомни мне: какое состязанье зимой самое любимое у деток и взрослых?

Алеша. Ого, да я думаю, и по сей день его детки малые знают, и допытываться не надо!

Алеша. А ну, богатыри, становитесь да за дело беритесь! Кто из вас быстрее бабу снежную слепить горазд?

Снежные бабы

В конкурсе участвуют все ребята. Звучит музыка, и каждый начинает лепить снежную бабу, а окончив работу, встает рядом с ней. Жюри подводит итоги и отмечает лучших.

Добрыня и Илья. Молодцы вы, богатыри юные! Молодцы, детушки добрые! Вот вы нас и потешили, играми, состязаньями утешили. А как в старину бывали забавы-забавушки, молодцы-удальцы, – усадите вы девиц-подружек да на сани расписные! Сами катайте, а девиц не потеряйте. Задача забавы-потехи – не перевернуться и не столкнуться с другой парой.

Пока дети катаются на санках, жюри подсчитывает баллы, набранные каждой командой, и отмечает особо отличившихся участников соревнований.

Награждение

Скоморох

Вот летят минутки,
Времечко бежит,
Сердце замирает,
Сердце так и ждет –
На площадку с поздравленьем
Илья Муромец идет!

Илья Муромец. Ах вы, братья мои милые, настала светлая минутка – объявить победителей, да с награждением!

Начинается церемония награждения. Звучит веселая зимняя песня «Ах, снег, снежок, белая метелица». Девочки надевают платки и танцуют веселую плясовую, приглашая всех желающих.

Подвижные игры зимой на улице для детей и взрослых – это всегда праздник, а если включить фантазию, то можно организовать незабываемый праздник. Предлагаемый сценарий может послужить основой и для летних игр и состязаний.

Цель: укрепление здоровья обучающихся, повышение интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, военно-патриотическое воспитание.

1. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках физкультуры, в усложненных условиях.

2. Развитие ловкости и быстроты движений, ориентирования в пространстве, скоростно-силовых способностей.

3. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание правильного поведения при проведении спортивных мероприятий.

Межпредметные связи: литература и история, изобразительное искусство.

Участники: мальчики 4-х классов (2 команды по 8 человек).

Место проведения: спортзал.

Жюри: учителя физкультуры, учащиеся (5 человек).

Художественное оформление: эмблемы команд (готовятся детьми), плакаты с названием праздника, подбадривающими текстами, изображения Соловья-разбойника, двуглавого змея на листах ватмана, презентация “Богатыри Руси Великой”:

“Три богатыря”. Художник В.М. Васнецов ,

Иллюстрация к “Слову о полку Игореве”. Художник В. Фаворский,

“Богатырский скок”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Святогор-богатырь”. Художник С.П. Панасенко (Михалкин) 1990,

“Волхв-Всеславович”. Художник Б. Ольшанский,

“Вольга и Микула”. Художник К. Васильев,

“Святогор”. Художник К. Челушкин,

“Волхв Всеславич”. Художник В. Корольков,

“Один в поле воин”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Микула Селянинович”. Художник Н.К. Рэрих,

“Бой со змеем”. Художник К. Васильев,

“Пересвет на Куликовом поле”. Художник Б. Ольшанский,

“Добрыня Никитич и Татарский богатырь”. Художник Г. Юдин,

“Илья муромец и Соловей - разбойник”. Художник И.Я. Билибин,

“Илья Муромец и Идолище поганое”. Художник Г. Юдин.

Музыкальное оформление: русская народная музыка в современной обработке, песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”, песня группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

Литература: Былины / Составитель: Селиванов Ф.Б. - М: Советская Россия, 1988 - (Библиотека русского фольклора; Т. 1.)

Ход проведения

1. Организация. Сказ о богатырях русских. Приложение 1 (Презентация “Богатыри Руси Великой”) <Слайд 1>

<Слайд 2> Под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила” (Приложение 2) и аплодисменты зрителей участники заходят в спортзал.

<Слайд 3>

1 ведущий.

“Гой еси вы наши гости добрые!” - это былинное пожелание здоровья, от слова “гоить” - исцелять, живить. Былины – это русские песенные сказания.

<Слайд 4>

Особенно много преданий сложил народ про богатырей, защищавших Киевскую Русь.

<Слайд 5>

2 ведущий.

Первый среди них – крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Тридцать лет на печи лежал, а потом стал атаманом богатырской заставы. Он смелый, честный, верный, беззаветно любит Родину. Былины рассказывают о великой силе Ильи Муромца, о его борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым…

“Стал он силушку татарскую конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую,
А он силу бьет, будто траву косит”.

<Слайд 6>

3 ведущий.

Рядом с Ильей на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич, дерзкий и насмешливый Алеша Попович.

<Слайд 7>

1 ведущий.

Добрыня Никитич, роду боярского. Он статен и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, и прозвали его “тихий Добрынюшка”.

<Слайд 8>

2 ведущий.

Алеша Попович – поповский сын. Он и храбр, и умен, да нравом сварлив. Он не так силен, как напуском смел.

<Слайд 9>

3 ведущий.

Были и старшие богатыри: Святогор, Волх Всеславьевич, Микула Селянинович.

<Слайд 10>

1 ведущий.

“Святогор едет старый по святым горам. Тут колеблется мать сыра земля”.

<Слайд 11>

“Когда народился в Киеве могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич:
Подрожала сыра земля.
Стряслося славно царство Индейское,
А синее море сколыбалося.
Обучился он разным хитростям: соколом по небу летать, серым волком обертываться, оленем по горам скакать”.

<Слайд 12>

2 ведущий.

Микула Селянинович – пахарь, его любит мать сыра земля, на плече носит сумочку, а в ней вся тяга Земная. Управляется он с громадной сохой, которую “не сдвинуть 30 молодцам без единого”.

<Слайд 13>

3 ведущий.

Герои былин во много раз сильнее обычного человека. Даже конь богатырский скачет “выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего”.

1 ведущий.

У могучих богатырей страшные противники: Соловей Разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, Идолище поганое.

“Но, богатыри всегда сильнее их.
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря.
Широко раздолье по всей земле.
А сильные, могучие богатыри на славной Руси!”.

2. Представление команд. Представление членов жюри. Обмен приветствиями. Форма судейства сообщается перед каждым видом соревнований.

2 ведущий.

А теперь, давайте попробуем посоревноваться, померяться силушкой, как настоящие богатыри!

<Слайд 14>

3. Один в поле – воин! (Скакуны)

Одна команда (бегуны) занимает место внутри квадрата 8x10 м, другая (скакуны) становится за линией, ограничивающей квадрат.

Капитан команды скакунов посылает первого игрока своей команды в “поле”. Прыгая на одной ноге. Игрок старается салить игроков другой команды, которые спасаются от преследования, бегая на двух ногах. Осаленные покидают площадку. По команде “ Домой!” (через 15-20 с) игрок возвращается на свое место в шеренгу. И капитан посылает следующего. Игра продолжается до тех пор, пока все скакуны не побывают в “поле”. После этого команды меняются местами. Победитель определяется по количеству осаленных игроков. (1 балл)

  1. Игрок, которого коснулся скакун, покидает “поле”.
  2. Скакун, оступившийся на обе ноги, выходит за пределы площадки.
  3. В поле не могут находиться одновременно два скакуна.
  4. Теряет право участвовать в игре любой игрок, выбежавший за пределы поля.

<Слайд 15>

4. Победи двуглавого змея.

“Ветра нет, да тучу нанесло.
Тучи нет, да будто дождь дождит.
А дождя-то нет, да только гром гремит,
Гром гремит да свищет молния.
Как летит Змеище Горынище
О тыех о двух головах”.

Метание теннисного мяча в цель. Заранее к стене спортзала прикрепляется изображение двуглавого змея, нарисованное на листе ватмана. У каждого участника 1 попытка. Выигрывает команда, у которой количество попаданий больше.

<Слайд 16>

5. Встречная эстафета всадников .

“А теперь славные мои богатыри святорусские,
Вы скорешенько седлайте-ко добрых коней,
Да садитесь вы на добрых коней,
Поезжайте-ко раздольицем чистым полем”.

По команде учителя “Внимание!” вторые номера садятся верхом на спину партнеров, стоящих спереди. По команде “Марш!” первые пары начинают движение вперед к противоположным колоннам. Когда они достигнут стартовой линии, движение начинают следующие пары. Выигрывает команда, участники которой быстрее перебегут на противоположную сторону. Поменяются ролями и вернутся на свое место. (1 балл)

<Слайд 17>

6. Викторина. Вопросы задаются болельщикам. За правильный ответ - 1 балл.

Вопросы для болельщиков 1команды.

  1. Какую дань собирали с народа в стародавние времена? (Меха, холсты, деньги, мед, рыбу)
  2. Кто такая Забава Путятична, что с ней однажды приключилось? (Племянница князя Владимира, Змей унес её в пещеру)
  3. Сколько лет сидел на печи Илья Муромец, и как он вылечился? (30, вылечили его старички, которым он подал милостыню)
  4. Какими играми увлекались богатыри? (Шахматы, шашки)
  5. Знаете ли вы, как одевались древние воины, с каким оружием они воевали?
  6. Как называется железная одежда богатыря из металлических колец, которые мешают в бою и надежно защищают от ударов противника? (Кольчуга)

Вопросы для болельщиков 2 команды.

  1. Откуда родом Илья Муромец? (Из Мурома, из села Карачаева)
  2. Где жил Соловей-разбойник? (Сидел на дубу, у речки Смородины около города Чернигова)
  3. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка Косматушка)
  4. Что ели и пили богатыри русские по былинам? (Гусей-лебедей, серых уточек печеных, жаворонков жаренных, ковриги хлеба, пили квас, медовуху, зелено вино)
  5. Назовите старое оружие, которым делалась “секир башка”. (Секира)
  6. Почему щит и меч – неразлучны, но известные враги? (Меч - для нападения, щит – для защиты)

<Слайд 18>

7. Достань Соловья - разбойника .

Заранее к стене спортзала на расстоянии двух метров от пола прикрепляется изображение Соловья - разбойника, нарисованное на листе ватмана. Из самоклеющейся бумаги вырезаются стрелы, размером с ладонь.

“Сидит Соловей- разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей- разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по - соловьему,
Он кричит, злодей – разбойник, по-звериному.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Тёмны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей – то все мертвы лежат” .

Задача участников в прыжке с места вверх прикрепить стрелу к правому глазу Соловья Разбойника, т.к. по приданию Илья Муромец “стрелил в того-то Соловья-разбойника, ему выбил право око со косицею”. Звучит песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”. Приложение 3

<Слайд 19>

8. Цепная борьба. Игроки 4А строятся в шеренгу на средней линии зала, между игроками 4Б, лицом в разные стороны. Все играющие берутся под руки.

По сигналу преподавателя команда, не разжимая рук, стремиться сдвинуть противника за 3- метровую линию волейбольной разметки. Та команда, которой это удалось, считается выигравшей. (1 балл)

<Слайд 20>

9. Подведение итогов, награждение. Восстановление.Русский народный танец в исполнении девочек 4 классов.

Учитель физической культуры.

Дорогие ребята! Важно расти не только сильными и красивыми физически, но и добрыми, научиться уважать своих близких, уметь защитить их в трудную минуту. А это не так легко, как кажется. Что же поможет нам вырасти здоровыми и сильными, как богатыри? Правильно, воспитывая свою волю, каждое утро необходимо делать утреннюю гимнастику, посещать спортивные секции, закаливать свой организм и, конечно, всегда посещать уроки физкультуры.

Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!

Организованный уход из зала обучающихся под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

МАДОУ №23»Золотой ключик»

Сценарий спортивного праздника

«Богатыри земли русской» для детей

Старшего возраста и родителей

Выполнила Каминская Н.П.

Берёзовский

Цель: привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи: способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

Обеспечивать высокую двигательную активность.

Развивать физические качества: быстроту, силу, выносливость.

Расширять представление детей о государственных праздниках, воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: 2 каната, 4 круга, 2 кастрюли, муляжи фруктов и овощей, 4 обруча, дуги, сундук, яйцо, свиток, 6 воздушных шаров, 2 стойки.

Герои:

Ведущая, Баба Яга - взрослые;

Три богатыря - мальчики, Василиса Прекрасная – девочка (заранее подготовленные дети)

Ход.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Скоро наша страна будет отмечать праздник – День Защитника Отечества.

Все может родная земля! Накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить свое красотой! И только защитить себя не может.

Давным - давно, на высоком холме, стоял древний город. Окружал его земляной вал, да глубокий ров. С зеленых холмов города, далеко было видно. Видны были широкая река, пахотные земли, да сосновые леса. Без устали разъезжали там богатыри на могучих конях, зорко смотрели: не видно ли вражеских костров, не слышно ли топота чужих коней. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в День Защитника Отечества решили мы вспомнить про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую.

Звучит запись «Богатырская симфония» А. Бородина, выходит Илья Муромец.

Илья: Я – могучий богатырь!

Больше всех и вверх, и вширь!

Я герой большой картины,

Той, где три богатыря,

Отгадайте, кто же я!

Вы не видели моих друзей – богатырей! (ответы детей)

Выходят Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Добрыня: К вам на праздник из былины

Торопились мы не зря!

Алеша: От Князя Владимира послание

Привезли мы вам друзья! (отдает свиток ведущей)

Ведущая: (читает послание) «Горе случилось у нас! Кощей похитил красоту русскую – Василису Прекрасную. Послал я богатырей своих знатных – собрать дружину славную, на смертный бой с Кощеем пойти. Но прежде, испытают вас богатыри на силу, ловкость и смекалку. А коле освободите Василису Прекрасную, да одолеете Кощея Бессмертного, награжу щедро!»

Князь Владимир

Илья: Разудалы, добры молодцы!

Собирайте вы дружины славные,

Да попробуйте вы, силу богатырскую!

Ведущая: а мы две дружины организуем: мальчики – «удальцы», а папы – «молодцы». Мальчики – «удальцы» покажите свою силушку богатырскую.

Спортивная композиция «Богатырская наша сила»

(индивидуальный номер с мальчиками)

Ведущая: а теперь, папы «молодцы», покажут свою силу.

« Конкурс «Кто сильнее?»

(конкурс для пап, за столом, мерятся силой рук)

Добрыня: Что ж, богатыри, внимание,

Второе состязание!

Для начала разомнитесь!

По верёвочки пройдитесь!

Конкурс «Ловкость богатырская»

(пройти по канату с мешочком на голове, участвует команда пап и команда мальчиков)

Алёша Попович: хочу проверить ваш ум, да смекалку!

Ведущая: а вы, девицы, не сидите – добрым молодцам помогите.

Состязание в смекалке

1. Кто из сегодняшних героев – богатырей, имел прозвище «Тихий»? (Добрыня Никитич).

2. Кто из богатырей, сам себе ковал оружие? (Илья Муромец).

3. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка).

4. Как называется головной убор богатырей? (Шлем).

5. Главное оружие Соловья разбойника? (Свист).

6. Кто из богатырей умел играть на гуслях? (Добрыня).

7. Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец? (Кольчуга).

8. Оружие, для удара по противнику, состоящие из рукоятки и тяжёлой круглой ударной части? (Булава).

Ведущая: Ну, что, богатыри, годятся наши воины для вашей дружины? Берите два отряда в свою дружину.

Богатыри : Ладно, хватит развлекаться, в путь пора нам собираться!

Ведущая: Подождите, дайте молодцам передохнуть перед дорогой трудной. Наши девицы – красавицы для вас хоровод заведут.

Хоровод «Матрёшки»

Ведущая: Ну, вот теперь можно дружине в путь отправляться. Стройся за Добрыней и вперёд марш! (под музыку, проходят один круг по залу и останавливаются). Добрались мы с вами до Огненной реки. А река эта коварная - кто коснётся её воды, тот сразу сгорит. Давайте думать, как на тот берег перебраться.

«Переправа на плотах»

(2 команды, перебираются на противоположную сторону с помощью двух кругов)

В зал влетает Баба Яга на метле.

Баба – Яга: Ох, русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес набрело! А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите?

Ведущая: Здравствуй, Баба Яга, ты бы нас накормила, напоила, а потом уж и вопросами изводила!

Баба Яга: Да как же я вас всех накормлю? Вас вон сколько а я одна.

Ведущая: Да ты посмотри, сколько помошниц тут сидит (обращает внимание на девочек).

Баба Яга: А что, они умеют?

Ведущая: Да всё, что положено уметь девочкам, умеют.

Конкурс для девочек «Хорошая хозяйка»

(одна команда варит борщ – отбирают из обруча в кастрюлю овощи, другая команда варит компот – отбирают фрукты)

Баба Яга: И вправду всё делать умеют. Спасибо красавицы, помогли старушке.

Ведущая: Идем, Баба Яга, с Кощеем биться, Василису Прекрасную из темницы вызволять.

Баба Яга: Ох, соколики мои, боюсь я, и вам не советую, не справиться с Кощеем, не одолеть вам его силой богатырскою. Он вед бессмертный, вам надо его смерть найти. А находится она в яйце, а яйцо в сундуке, а сундук спрятан и охраняет его сам Змей Горыныч. Ведут к нему две дороги. Одна длинная, но безопасная, а вторая короткая, но с преградами и трудностями.

Ведущая: Трудностей мы не боимся, показывай короткую дорогу, нам торопиться надо.

Баба Яга: Да вот она дорога – то, ой, проболталась, старая (убегает).

«Полоса препятствие»

(перепрыгнуть дуги, пролезть в обруч, пройти по гимнастической скамейке)

Перебрались, видят, стоит сундук, а рядом «Змей Горыныч»(стойка, на ней три воздушных шара с нарисованными мордочками).

Ведущая: Ну, вот мы и добрались до заветного сундука. Посмотрим, что тут?

Победи «Змея Горыныча»

(дротиком, необходимо попасть в шар и проколоть его)

Ведущая (берёт сундук, достаёт яйцо). А вот и Кощеева смерть, что же надо сделать с этой иглой? (переломить, ломает) Ну вот и всё, Кощея больше нет!

В зал входит Василиса Прекрасная.

Василиса: Спасибо вам, добры молодцы, что спасли меня, Не запятнали честь богатырскую!

Ведущая: Все сегодня удальцы,

Все сегодня молодцы,

Состязались все с задором.

Вы сражались дружно,

Победила дружба!

Награждает Князь Владимир наших пап медалями за участие в нашем празднике, а ребятам дари золотые сладкие монетки.

Давайте, ребята, поздравим пап с праздником и посвятим им песню.

Исполняют песню «Про папу»

Ведущая: Праздник весёлый удался на славу,

И, думаю, всем он пришёлся по праву.

Всем до свиданья, все счастливы будьте,

Здоровы, добры и про нас не забудьте!


Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Сценарий праздника в детском саду, посвященный Дню народного единства.

Цель: Воспитание любви к своей Родине, воспитание интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Задачи:

1. Знакомство детей с отдельными эпизодами истории страны через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы.

2. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.

3. Развитие диалогической и монологической речи детей, обогащение словарного запаса детей.

4. Развитие коммуникативных навыков детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми.

5. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.

Предварительная работа:

1. Социально-коммуникативное развитие:

  • беседа о истории памятника « Минину и Пожарскому»;
  • беседа - рассуждение на тему: « Какими должны быть богатыри?»;
  • сюжетно - ролевая игра « Богатыри»;
  • драматизация « Три богатыря».

2. Речевое развитие:

  • составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
  • аппликация на тему « Богатырь»;
  • пластилинография « Русь моя вольная»;
  • слушание русских народных песен и инструментальных мелодий, песни « Богатырская наша сила»(муз.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова);
  • разучивание «Песни о Родине» (муз.Алексеева, сл. И. Лейме и В. Рысай).

3. Познавательное развитие:

  • просмотр презентаций «Богатыри земли Русской»;
  • просмотр мультфильма «Илья Муромец», «Сказание о Евпатии Коловрате».

4. Физическое развитие:

  • перетягивание каната;
  • проведение русских народных подвижных игр(«Золотые ворота», «Горелки»)

Оборудование: Презентация по сюжету сценария. Компьютер, экран, проектор, для конкурса: надувные воздушные шары, дротики для копья; картинки с изображением атрибутов богатырей 2 комплекта, разрезная картинка богатыря 2 шт., аудиоаппаратура, кони на палках.

Ход праздника

1 Дети под музыку «Толь берёзка, толь рябина» змейкой входят в зал (на заднем плане - деревушка, лес, речей, сбоку волшебный камень указатель.)

Ведущий: В давние-давние времена нашу родную землю защищали от нападения врагов русские войны - славные богатыри. Много ратных подвигов было на счету богатырском! Поэтому сегодня, по прошествии многих лет и веков, в канун праздника Дня народного единства, мы решили вспомнить про дела ратные, прочесть богатырскую, про удаль молодецкую.

Ребята хотите узнать, в честь какого события отмечается праздник День Народного единства?

Ребята, а каких ещё богатырей вы знаете? (ответы детей: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

Хотите, ребята, отправиться в Древнюю Русь и познакомиться с богатырями?

Ведущий: Только как нам попасть в древнюю Русь?

Дети предлагают варианты ответов: на самолёте, вертолёте, поезде…

Ведущий: Нет, на современных видах транспорта нам туда не попасть.

Дети: на машине времени.

Ведущий: Её ещё нужно сделать. А перенести нас в Древнюю Русь способно только волшебство, а точнее старинны музыкальный инструмент. Какие старинные музыкальные инструменты вы знаете?

Дети: ложки, барабан, бубен, гусли.

Ведущий: Гусли! Вот что нам поможет (достаёт гусли и под звуки музыки гуслей начинает свой рассказ) 2 слайд4

Расскажу сейчас вам сказку,

Сказку вам я расскажу!

Как бывало в древнем прошлом

Вам сейчас я покажу!

Покажу вам неразлучных

Сильных, смелых трёх друзей,

Открывайте свои ушки

И послушайте скорей!

(под аудиозапись песни «Богатырская наша сила» появляется на коне Илья Муромец.)3

Илья Муромец: Я Илья Муромец из города Мурома. Жду друзей своих

Под музыку «Богатырская наша сила» выезжает на коне Добрыня Никитич.3

Добрыня Никитич: Я Добрыня Никитич из города Владимира. Здравствуй Илья Муромец.

Илья Муромец: Здравствуй Добрынюшка. Не видал ли ты нашего друга - верного Алёшу Поповича?

Добрыня Никитич: Нет, не видал, Илья Муромец.

Илья Муромец: Куда же он запропаститься - то мог?

Под музыку грусти выходит Алёша Попович без коня4

Алёша Попович: Здравствуйте, други мои верные, богатыри русские!

Илья Муромец: Здравствуй Алёша Попович! Где же твой конь богатырский?

Алёша Попович: Нет у меня больше коня богатырского, забрало его лютое Лихо Одноглазое!

Добрыня Никитич: А где же твой меч булатный?

Алёша Попович с горечью: и его тоже нет, отнял его Змей Горыныч.

Добрыня Никитич: А где же твоя невеста Василиса Прекрасная?

Алёша Попович с тоской: А невесту - Василису Прекрасную похитил Соловей - разбойник.

Добрыня Никитич: Какой же ты теперь Алёша Попович богатырь? Без коня смелого, меча булатного?

Алёша Попович печально: Никакой я теперь не богатырь.

Илья Муромец: Что ж делать то нам? Надо бы помочь Алёше всё вернуть. Но справимся ли мы с тобой Добрынюшка, с Лихом Одноглазым, Змеем Горынычем, да Соловьём - разбойником? Сильны они каждый по своему.

Ведущий: Не печальтесь Богатыри русские! Мы с ребятами поможем вам одолеть нечисть проклятую. Ведь дети наши сильные, умные и смелые.

Илья Муромец: Спасибо большое, но хотелось бы посмотреть много ли вы знаете о богатырях?

Игра «Да - нет»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции и умение отвечать только словами «да» и «нет».

Наша родина сильна (да)
И у нас она одна (да)
На Руси богатыри есть (да)
Им всегда хвала и честь (да)
Илья Муромец герой (да)
Он был самый молодой (нет)
Соловья он победил (да)
Из автомата подстрелил (нет)
Алеша Попович тоже герой (да)
Он сильный, смелый, молодой (да)
Карабаса в бою победил (да)
На танках боролись богатыри с врагом (нет)
Они воевали с мечом и копьем (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
Он змея сумел победить своей силой (да)
Гордимся мы нашими богатырями (да)
Хотим ли быть такими же сами (да)

Илья Муромец: Вижу -вижу, что вы умные.

Алёша Попович: А внимательные ли вы?

Ведущий: Конечно наши внимательные! Докажем это ребята?

Игра «Собери богатыря в поход»

Цель: упражнять в умении выделять характерные детали одежды, доспехов и вооружения богатыря. Воспитывать интерес к предметам одежды наших предков.

Детям дается изображение доспехов, одежды и вооружения, нужно выбрать только необходимое снаряжение богатыря.

Ребята делятся на две команды, и каждый игрок по очереди подбегает к столу берёт картинку с тем предметом, который нужен богатырю.Если предмета такого нет то брать не чего не нужно, а просто быстро возвратиться к своей команде.

Илья Муромец: Вижу - Вижу что годитесь вы в помощники. Берём вас с собой.

Слайд 5 Ведущий: И поехали богатыри навстречу Лиху Одноглазому, змею Горынычу да Соловью - разбойнику. Ехали они, ехали и добрались до камня заветного. А на камне том написано:

«Прямо поедешь - коня потеряешь!

Направо поедешь- меча лишишься!

Налево поедешь друзей потеряешь!»

Стали богатыри думать, какую дорожку выбрать.

Добрыня Никитич: Ну что ж поедем прямо. Лучше коня потерять, чем меч да друзей.

Слайд 6 Ведущий: И поехали они прямо. Едут, едут, а вокруг лес чернеет, услышали тут богатыри шум да гам и выскочило им навстречу… Лихо Одноглазое! (звуки леса 5)

Слайд 7 Лихо: А-а-а! Кто пожаловал ко мне! Отдавай своих коней!

Алёша Попович: Это оно- Лихо Одноглазое - коня у меня отобрало!

Добрыня Никитич: Как ему это удалось?

Лихо Одноглазое: А я предложил с ним в одну игру интересную сыграть,хотите с вами сыграю, если не выполните задание заберу ваших коней а коль выполните так и быть отдам Алёшиного коня. Согласны?

Ведущий: Ребята, нужно помочь богатырям справиться с заданием.

Ребята делятся на команды и выбирают по три игрока для выполнения задания: «сложи богатыря из шести частей.

Слайд 8 -9 Лихо Одноглазое: Ну что ж, вы победили. А уговор есть уговор, забирайте Алёшиного коня.

Слайд 10 Ведущий сели богатыри на своих коней и поскакали дальше. И снова оказались у заветного камня.

Илья Муромец: По одной дороге мы поехали - коня вернули. Теперь поедем на право - только берегите свои мечи.

Слайд 11 Ведущий: И отправились богатыри по правой дорожке. Едут и слышат шипение змеиное, крыльев стрекотание и спускается к ним Змей Горыныч, да такой огромный, что только одну голову и видно, а туловище где то под облаками скрывается.(звуки леса5)

Слайд 12 Змей Горыныч: Здравствуйте богатыри славные, доставай те свои мечи булатные да отдавайте их мне поскорее!

Добрыня Никитич: Не отдаст богатырь русский меч свой врагу!

Ведущий: Ребята снова пришла пора помочь богатырям справиться с злодеем.

Ребята выбирают три участника от каждой команды для выполнения задания «Сразись с драконом»

Слайд 13-14Ведущий: Молодцы ребята, помогли богатырям победить Змея Горыныча и вернуть Алёше меч (показ слайда)

Слайд 15-16 Добрыня Никитич: Осталась нам одна дорожка- налево.

Ведущий: и отправились богатыри по левой дорожке, едут и слышат посвисты молодецкие, улюлюканья. (свист 6)

Слайд 17 Видят: выходит Соловей - разбойник, а за собой Василису Прекрасную ведёт.

Соловей разбойник: А-а-а, Алёшенька! Зачем пожаловал, аль ещё одна невеста имеется?

Алёша Попович: Я приехал сюда с друзьями, чтобы вернуть Василису Прекрасную.

Соловей разбойник: Ну, для этого покажи мне свою силу богатырскую.

Ведущий: Ребята, покажем соловью-разбойнику нашу силу?

Команды выбирают мальчиков для отжимания на руках (кто больше отожмётся).

Следующее задание: «Перетяни богатыря»

Дети в роли богатырей встают напротив друг друга у черты, берутся за руки, другая рука должна быть за спиной, стараются перетянуть друг друга за линию. Тот богатырь, который первый переступил черту, проигрывает.

Соловей разбойник: Вижу, что сильны Алёша твои друзья, отдам я тебе Василису, если выполнишь ещё одно задание, но не простое, а музыкальное.

Ведущий: Давайте ребята покажем нашу удаль молодецкую.

Хороводный танец-игра (Этот танец лёгонький 7)

Алёша Попович: Выполнили мы и второе твоё задание, отдавай - Василису Прекрасную.

Соловей - разбойник: Ладно Алёша, твоя взяла. Забирай свою невесту.

Слайд 18 Подошёл Алёша к Василисе и освободил её от оков.

Слайд 19 Ведущий: Вот что удаль, смелость, верность и честь русская делает! Благодаря этому Русь - матушка держится!

А, и сильные, могучие богатыри на святой Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит- не шелохнётся!

Ребята, богатырям пора по своим ратным делам, а нам пора возвращаться в детский сад, и помогут нам в этом наши гусли (звучит музыка)

Слайд 20 Гусли, гусли вы играйте,

Ребят обратно возвращайте!

Вот мы и дома, понравилось вам путешествие? А что больше всего запомнилось?