Численность адыгов в мире на. Происхождение и расселение черкесов. Вопрос о геноциде черкесов

«На греческом и латинском языках черкесы называ ются «зихами», а на собственном языке имя им - «адыге».

Georg Interiano

Итальянский путешественник XV в.

Происхождение адыге восходит ко временам самым отда ленным... их рыцарские чувства, их нравы патриархаль- ной чистоты, их поразительно прекрасные черты ставят их бесспорно на первый ряд свободных народов Кавказа».

Fr. Bodenstedt

Die Volker des Kaukasus und ihre Freiheitskampfe gegen die Russen, Paris, 1859, S. 350.

«На основании того, что я видел, я должен рассмат- ривать черкесов, взятых в массе, как народ наиболее ес- тественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал».

James Stanislaus Bell

Journal of a Residence in Circassia During the Years 1837, 1838, 1839, Paris, 1841, p. 72.

«Храбрость, ум, замечательная красота: природа им дала все, и чем я в особенности восхищалась в их характере - это холодное и благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы».

M-me Hommaire de Hell

VoyagedansIesSteppesdelamer Caspienne et dans la Russie meridionale, 2 е ed., Paris, 1868, p. 231.

«Черкес благородно представляет на Кавказе послед- ние остатки того рыцарского и воинственного духа, ко- торый пролил столько блеска на народы средних веков».

L . с., р. 189.

I . Предыстория

«Историческое прошлое народа, характер и особен- ности его многовековой культуры определяют собой ко- эффициент научного интереса к этому народу и его куль-туре. В этом смысле черкесы представляют из себя очень замечательный объект для исследователей истории Кавка- за вообще и истории культуры в частности. Они принад-лежат к древнейшему основному населению Кавказа и первичным обитателям Европы» .

Древнейший период каменного века (палеолит) ха- рактеризуется в Черкесии погребением мертвых с согну-тыми коленями и покрытием их охрой, а конец неолита -наличием мегалитов - дольменов и менгиров. Дольменов насчитывается здесь более 1700. Характер их, найденный в них инвентарь (Майкоп, станицы Царская, теперь Но- восвободная, Костромская, Воздвиженская и др.) в эпоху меди приближают их к Тюрингской, так называемой Schnurkeramik Zivilisation . Этническая принадлежность строителей дольменов до сих пор неизвестна. Легче уста-новить авторов более новой эпохи на Кубани - века брон-зового. Эта культура полностью совпадает с дунайской, которую называют Band Keramik . Почти все археологи приписывают эту Band Keramik фракийцам и иллирий- цам, заселявшим дунайский бассейн, Балканы, Древнюю Грецию и значительную часть Малой Азии (Троя, Фригия, Вифиния, Мизия и т. д.).

Исторические данные подтверждают язык археоло- гии: древнечеркесские племена носят фракийские имена и встречаются на Балканах.

Известно также, что древняя Черкесия составляет ос- нову Босфорского царства вокруг Керченского пролива, носившего название «Босфора Киммерийского», а кимме- рийцы считаются многими древними авторами также фракийским племенем .

II . Древняя история

По утверждению ученых древняя история черкесов начинается с периода Босфорского царства, сформировав- шегося вскоре после крушения Киммерийской империи около 720 г. до Р. X . под натиском скифов.

Согласно Диодору Сицилийскому, сначала управляли Босфором «старые князья» со столицей Фанагорией, около Тамани. Но настоящая династия основывается в 438 г. до Р. X . Спартоком, родом из "старых принцев". Фракийское же имя Спартока - вполне нормальное явление при фра ко-киммерийском характере местного населения.

Власть спартокидов не утвердилась сразу на все на- селение Черкесии. Левкон I (389-349) называется «царст- вующим» над синдами, торетами, дандарами и псессами. При Перисаде I (344-310), сыне Левкона I , перечень под- властных царю народов древней Черкесии делается пол- нее: Перисад I носит титул царя синдов, маитов (меотов)и фатеев.

Кроме того, одна надпись с Таманского полуострова подчеркивает, что Перисад I правил всеми землями между крайними границами тавров и границами Кавказской земли, т. е. маиты (в их числе фатеи), а также синды (в их числе керкеты, тореты, псессы и другие черкесские племе-на) составляли основное население Босфорского царства. Лишь южные прибрежные черкесы: ахейцы , хениохи и саниги не упоминаются в надписях, но во всяком случае в эпоху Страбона они тоже входили в состав царства, со-храняя при этом своих князей «скептухов». Впрочем и другие черкесские племена сохраняли свою автономию и имели собственных князей, как-то синды и дарданы. Во-обще синды занимали особое место в царстве. Авто- номия их была настолько широка, что они имели собст- венную монету с надписью «Синдои». Вообще же, судя по монетам городов Босфора, древняя Черкесия пользовалась монетным единством.

Рядом с королем - архонтом, с автономными принцами Черкесии, с легатом в Танаисе (у устья Дона), городское управление свидетельствует о высоком развитии босфор- ского общества. Во главе города стоял градоначальник, представитель центральной власти, и коллегия, нечто вроде городской думы.

Социальный строй босфорского царства являет собой высокую ступень развития с просвещенной монархией, с административной децентрализацией, с хорошо органи- зованными купеческими союзами, с аристократией служи- лой и деловой, с здоровым земледельческим населением. Никогда Черкесия так не преуспевала культурно и эконо- мически, как при Спартокидах в IV и III вв. до Р. X . Короли Босфора по блеску и богатству не уступали современным им монархам. Страна представляла последний форпост эгейской цивилизации на северо-востоке.

Вся торговля в Азовском море и значительная часть торговли в Черном море находилась в руках Босфора Пантикапея на Керченском полуострове служила главным портом для ввоза, а Фанагория и другие города Черкесского побережья преимущественно вывозили. Южнее Цемеза (Сунджук-Кале) предметами вывоза служили: ткани, пользовавшиеся известностью в античном мире, мед, воск, конопля, дерево для стройки кораблей и жилищ, меха, кожа, шерсть и т. д. Порты к северу от Цемеза вывозили главным образом зерно, рыбу и пр. Здесь в стране маитов находилась житница, кормившая Грецию. Средний вывоз его в Аттику достигал 210 000 гектолитров, т. е. половины нужного ей хлеба.

Другим источником богатства босфорцев-черкесов было рыболовство. К востоку от Азовского моря имелись центры для посола рыб и оптовые склады.

Наряду с этим была развита и индустрия, в особен-ности производство керамики, кирпича и черепицы. Предметами ввоза служили со стороны Афин вино, олив- ковое масло, предметы роскоши и украшения.

Французский консул в Крыму Пейсонель (1750- 1762 гг.) пишет, что древние черкесы занимались не только скотоводством, хлебопашеством и рыболовством, но имели и развитое огородничество, садоводство, пче- ловодство и ремесленное производство в виде кузнеч- ного дела, шорничества, портняжества, выделки сукон, бурок, кожи, ювелирного искусства и т. д.

О хозяйственном уровне жителей Черкесии более поз- днего времени свидетельствуют размеры торговли, кото-рую они вели с внешним миром. Средний годовой вывоз из Черкесии только через порты Тамань и Каплу составлял: 80-100 тыс. центнеров шерсти, 100 тыс. штук сукна, 200 тыс. готовых бурок, 50 - 60 тыс. готовых шаровар, 5-6 тыс. готовых черкесок, 500 тыс. овечьих шкур, 50 - 60 тыс. сыромятных кож, 200 тыс. пар бычачьих рогов. Затем шел пушной товар: 100 тыс. волчьих шкур, 50 тыс. шкур ку- ньих, 3 тыс. медвежьих шкур, 200 тыс пар кабаньих клы-ков; продукты пчеловодства: 5-6 тыс. центнеров хороше- го и 500 центнеров дешевого меда, 50 - 60 тыс. окка воску и т. д.

Ввоз в Черкесию свидетельствовал равно о высоком уровне жизни. Ввозились шелковые и бумажные ткани, бархат, одеяла, купальные полотенца, полотно, нитки, краски, румяна и белила, а также духи и ладан, сафьян, бумага, порох, ружейные стволы, пряности и т. д.

Заметим кстати, что английский путешественник Эд мунд Спенсер , посетивший Черкесию в первой четверти прошлого века, и сравнивая ее с древней, пишет, что в Анапе насчитывалось более 400 магазинов, 20 больших дровяных складов, 16 хлебных ссыпок и т. д. Кроме чер- кесов, здесь жили турки, армяне, греки, генуэзцы, 50 по- ляков, 8 евреев, 5 французов, 4 англичанина. Ежегодно в Анапский порт заходило более 300 крупных кораблей под иностранными флагами. О размерах торговли в городе можно было судить хотя бы по ежегодной продаже полотна, которого в год продавалось на сумму 3 000 000 пиастров, из которых 2 000 000 приходилось на долю Англии. Ха-рактерно, что общая сумма торговых оборотов Черкессии с Россией не превышала в то время 30 000 рублей. Нельзя забывать и того, что торговля с заграницей велась не только через Анапу, но и через другие порты, как, нап-ример, Озерск, Атшимша, Пшат, Туапсе.

Со времен Сатура I греки пользовались в Босфоре особыми льготами, но и босфорцы тоже имели в Афинах свои преимущества. Параллельно с торговыми связями развивались и культурные связи между обеими странами. Древние черкесы участвовали в олимпийских играх в Греции, в праздниках Панафиней и бывали увенчаны в Афинах золотой короной. Афиняне присуждали почетное гражданство ряду босфорских царей; на народных собра- ниях золотого венца (Такими увенчанными золотыми венцами были Левкон I , Спарток II и Перисад). Левкон и Перисад же вошли у греков в галерею знаменитых госу- дарственных мужей и их имена упоминались в греческих школах.

К концу II века до Р. X . Босфор вступает в полосу кризисов, вызванных давлением со стороны скифов, нас- только, что Перисад I должен был вручить свою корону Митридату Великому (114 или 113 гг. до Р. X .). С этого момента начинается римский период Босфорского царст- ва. Цари последнего ищут протекции Рима, но население враждебно иностранному вмешательству в его дела. Неко- торые черкесские племена: хениохи, саниги и зихи зависят от Рима эпохи Адриана.

Около середины III в. после Р. X . германские племена герулы и готы или бораны вторгаются в Босфорское цар- ство.

Номинальная связь Черкесии с Римом продолжалась и тогда, когда Византия заступила его место.

В греческий и римский периоды религия древних черкесов была фрако-греческая. Помимо культов Аполло- на, Посейдона, в особенности лунной богини и т. д., по читались великая богиня мать (как у фригийцев Кибела), и бог грозы - верховный бог, соответствующий греческому Зевсу.

Интересно отметить, что черкесами почитались: Тлепш - Бог кузнец; Псэтхэ - Бог жизни; Тхаголедж - Бог плодородия; Амыш - Бог животных; Мэзытхэ - Бог лесов Трахо Р. Литература о Черкесии и черкесах, «Вестник Института по изучению СССР», № 1 (14), Мюнхен, 1955, стр. 97.

Автор не касается здесь доисторической эпохи, следы которой найдены на Кубани, так как по этому вопросу имеется фундаментальный труд - Fr . Hancar , Urgeschichte Kaukasiens , Wien , Verlag v . Anton Schroll & Co .; Leipzig , Verlag Heinrich Keller тканью палатку, воздвигнутую им на вершине Парнаса. Эту палатку похитил Геракл у черкесских амазонок и т. д.

Декларация независимости,

Адресованная Конфедерацией

Князей Черкесии

Суверенным правителям

Европы и Азии (Продолжение. Начало в левой боковой колонке.)

С тех пор черкесы не раз направляли Султану свои депутации с целью засвидетельствовать преданность и заручиться обещанием помощи. Однако всякий раз эти группы получали там довольно холодный прием. Столь же безуспешно черкесы обращались и к Персии и, в конце концов, к Мехемету Али, который, хотя и выразил им полную признательность, был далек от того чтобы оказать реальную помощь.

Во всех этих случаях депутатам Черкесии предписывалось разговаривать с теми, кто, находясь далеко, плохо представлял себе, сколь невыносимым было угнетение со стороны России, насколько враждебно она относилась к их обычаям, вере, их счастью и благополучию (иначе зачем бы черкесам так долго воевать против нее?), сколь предательски действовали российские генералы, сколь жестоки были российские солдаты.

Вывод ясен - никто не заинтересован в уничтожении черкесов. Тем не менее никто, кажется, не заинтересован в оказании реальной помощи черкесам. Те сотни тысяч человек, что рассеяны ныне по пустынным крутым отрогам и ведут войну против наших упрямых горцев, завтра ступят на ваши плодородные долины, захватывая их и обращая вас самих в пленников.

Наши горы стали защитными бастионами для Персии и Турции, но, если нам не окажут поддержки, эти же горы станут воротами в эти страны - горы сейчас единственное прикрытие для них. Эти двери дома, закрыв которые можно удержать внутри тепло. Однако, кроме всего прочего, наша кровь - черкесская кровь - течет в жилах самого Султана. Его мать, женщины его гарема - черкешенки, его министры и генералы - черкесы. Он - оплот нашей веры и нашей нации, он владеет нашими сердцами, и мы предлагаем ему нашу верность.

Во имя всего того, что связывает нас, мы призываем Султана проявить нам сочувствие и оказать поддержку. Если же он не хочет или не может защитить свои чада, своих подданных, напомните ему о Крымских ханах, чьи потомки находятся среди нас.

Именно об этом предписывалось говорить нашим депутатам там, куда они направлялись, однако никто их не принял всерьез. Впрочем, те люди не вели бы себя так, если Султан хорошо представлял, сколько верных сердец и мечей может перейти под его команду, как только он перестанет водить дружбу с Москвой.

Мы понимаем, что Россия - не единственная держава на свете. Мы знаем, что есть другие державы, более сильные, чем Россия, которые, хотя и мощны, но снисходительны; они наставляют несведущих, защищают слабых; они не дружат с Россией, но являются ее врагами: они не враждуют с Султаном, но напротив, поддерживают с ним дружеские отношения. Мы знаем, что Англия и Франция были самыми великими государствами на земле, они были самыми значительными и сильными, когда русские приплывали сюда в утлых лодочках и просили у нас позволения рыбачить в Азовском море.

Мы допускали, что Англия и Франция не проявят никакого интереса к такому простому и небогатому народу, как наш, однако мы никогда не сомневались в том, что эти просвещенные нации не причисляют нас к русским. И, хотя мы неучены, не имеем артиллерии, генералов, кораблей или сокровищ, все же надеялись, что нас считают честным народом, вполне мирным, когда нас не трогают, и мы надеялись, что эти нации знают, как мы ненавидим русских, имея на то все основания, что мы почти всегда побеждали их в бою .

Поэтому особенно оскорбительно для нас было узнать, что на всех географических картах, выпущенных в Европе, наша земля обозначена как часть России; что между Россией и Турцией были подписаны совершенно неизвестные нам договора, по которым якобы Россия благополучно получает в свою собственность тех самых воинов, которые заставляли ее дрожать, и эти горы, где не ступала нога россиянина; что российские представители заявляют Европе, что черкесы - либо их рабы, либо просто отъявленные негодяи и бандиты, которых не может смягчить доброе отношение и которые не хотят подчиняться никаким законам.

Мы призываем в свидетели Небеса и гневно протестуем против подобной лжи и досужих домыслов, похожих на женские сплетни. В течении сорока лет мы яростно сопротивлялись порабощению с помощью оружия. Эти чернила, как и пролитая нами кровь, свидетельствует о нашей независимости. Эти слова - свидетельство людей, никогда не знавших и не терпящих над собой владык, полных решимости защищать свою землю; людей, не сведущих в тонкостях дипломатии, но хорошо знающих, как употребить оружие при приближении русских.

Кто волен передавать нас кому бы то ни было? Мы предложили Султану свое подданство, свою верность, однако, если он дружит с Россией, то не может принять это предложение, Черкесия с Россией воюет. Наше предложение - свободное волеизъявление народа: это не товар, который может продавать тот, кто его и не покупал.

Пусть уж тогда такая великая держава, как Англия, к которой повернуты наши лица и протянутые руки, вовсе не принимает участие в нашей судьбе, если это приведет лишь к несправедливости по отношению к нам. Пусть уж Англия тогда благополучно не замечает уловок России, раз она затыкает уши, чтобы не слышать мольб кавказских народов. Пусть она верит клеветникам и по их словам судит о людях, которых называют варварами и дикарями.

(Окончание в правой боковой колонке.)

Адыги, общее наименование многочисленной в прошлом группы родственных по происхождению племён Сев. Кавказа, называвших себя адыте и известных в европ. и вост. лит-ре со времён средневековья под именем черкесов. Из совр. народов Кавказа к А. относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родств. языках, составляющих особую ветвь сев.-зап. (абхазо-адыгской) группы кавк. языков, и сохранившие в своей материальной и духовной культуре много общих элементов. В древности адыгские племена обитали на Ю.-З. Сев. Кавказа и Черноморском побережье. Прикубан-ские племена обычно упоминаются у античных авторов под собират. именем меотов, а причерноморские - под собств. именами; из них этнонимы зихи и кер-кеты стали позже также собирательными. Примерно в 5 в. зихи возглавили просуществовавший до 10 в. союз адыгских племён, а имя зихов вытеснило др. племенные названия адыгов. В рус. летописях с 10 в. А. именуются уже касогами, а в восточных (арабо- и персоязыч-ных) источниках - кашаками, кешеками ("к-ш-к"). Со времени монг. нашествия (13 в.) распространилось наименование черкесы (ср. этноним антич. времени - керкеты), хотя в зап. литературе иногда сохранялся и термин "зихи". В 13-14 вв. часть А. продвинулась на В. - в басе. р. Терек, где жили прежде аланы, в значит, части истреблённые во время нашествия монголов и частично оттеснённые в горы; оставшиеся на месте смешались с А. Так образовалась кабардинская народность, а из др. адыгских племён - адыгейская народность. Адыгское население Карачаево-Черкесской АО состоит отчасти из потомков зап.-адыгских (бесленеевцы) племён, отчасти из переселившихся на Кубань в 20-40-х гг. 19 в. кабардинцев.

Б. А. Гарданов.

Использованы материалы Большой Советской энциклопедии

Адыги, Адыгэ (самоназвание) - этническая общность, включающая адыгейцев , кабардинцев , черкесов. Численность в России 559.700 человек: адыгейцы - 122.900 человек, кабардинцы - 386.100 человек, черкесы - 50.800 человек. Живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и включают нередко абазин, абхазов, осетин и других выходцев с Веверного Кавказа, - в Турции (150.000 человек), Иордании (25.000 человек), Иране (15.000 человек), Ираке (5.000 человек), Ливане (2.000 человек), Сирии (32.000 человек вместе с чеченцами), всего около 250.000 человек. Общая численность свыше 1.000.000 человек.

Языки - адыгейский и кабардинский.

Верующие - мусульмане-сунниты.

Древняя история адыгов и формирование их общности связаны с районами Восточного Причерноморья и Закубанья. В первом тысячелетии до нашей эры древнеадыгские племена уже фиксируются в Восточном Причерноморье. Процесс формирования древнеадыгской общности охватывал в основном конец первого тысячелетия до нашей эры - середина первого тысячелетия нашей эры. В нем участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в том числе торетов, синдов) и другие этнически, видимо, не только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли территорию на юго-востоке от современного Новороссийска по левобережью Черного Моря и в горах вплоть до современного города Сочи.

Жители побережья занимались замледелием, но их главным промыслом был морской разбой . В VIII - X веках адыги занимали земли в Прикубанье, в том числе вблизи древнерусского Тмутараканского княжества. Известен ряд военных походов ( , ) русских князей на адыгов-касогов. В результате монгольских завоеваний XIIIвека население сконцентрировалось главным образом в горных ущельях, что привело к большой плотности населения, к малоземелью горцев. Прервалось развитие городской жизни, этническая территория сократилась, главным образом за счет Прикубанья. В XIII - XIV веках обособилась часть кабардинцев. В XVI - XVIII веках территория адыгов была ареной многочисленных междоусобиц и войн, в которых участвовали Турция, Крымское ханство , Россия, дагестанские владетели. Область расселения адыгов (Черкесия) охватывала земли от Тамани на западе до восточного побережья Каспия на востоке, включая земли в бассейне Кубани и по Восточному Причерноморью на северо-запад от современных Сочи. Однако значительная часть земель представляла собой хозяйственные угодья, в основном пастбища для кабардинского коневодства, не имела постоянного населения.

В годы Кавказской войны ( - ) происходит внутренняя самоорганизация западных адыгов - адыгейцев. В первой трети XIX века в Закубанье образуется группа адыгского (кабардинского) населения, позднее получившего название черкесы. Кавказская война и последоввшие за ней реформы во многом изменили этническую и демографическую ситуацию, особенно это связано с махаджирством - переселением горцев в Османскую империю, продолжавшимся до первой мировой войны , а также поселением горцев на равнине.

Адыги имели во многом общую социальную струкутру. В XIX - начале XX веках сохранялись многие нормы обычного права - обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, патроната, искусственного родства (молочное усыновление, побратимство). Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни простого народа; социальные различия сказывались в одежде, ее цветовой гамме, покрое. В общественном и семейном быту, помимо отбычного права (адат), действовали нормы мусульманского права (шариат). До настоящего времени адыги во многом сохранили единую традиционную культуру, различия в которой (особенно в хозяйстве, поселении, пище) определяются в основном природно-климатическими условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, многие традиции общественного быта (например, творчество певцов-импровизаторов), традиционные представления. Адыги четко осознают свое историческое единство.

Использованы материалы статьи Н.Г.Волковой в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994.

Литература:

Деопик В. Б., Адыгейские племена, в кн.; Очерки истории СССР. III- IX вв., М., 1956;

Ногмов Ш. Б., История адыгейского народа..., Нальчик, 1958.

См. также:

Адыгейцы - материалы статьи Ю.Д.Анчабадзе и Я.С.Смирновой в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994

Кабардинцы , народ в России, коренное население Кабардино-Балкарии.

100 000 (оценочно)
4 000 (оценочно)
1 000 (оценочно)
1 000 (оценочно)
1 000 (оценочно)

Археологическая культура Язык Религия Расовый тип Родственные народы Происхождение

Ады́ги (или Черкесы ) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на Кабардинцев , Черкесов , Убыхов , Адыгейцев и Шапсугов .

Самоназвание - Адыгэ .

Численность и диаспоры

Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2002 года 712 тысяч человек, они проживают на территории шести субъектов: Адыгея , Кабардино-Балкария , Карачаево-Черкесия , Краснодарский край , Северная Осетия , Ставропольский край . В трёх из них адыгские народы являются одной из «титульных» наций, черкесы в Карачаево-Черкесия , адыгейцы в Адыгее , кабардинцы в Кабардино-Балкарии .

За рубежом самая многочисленная диаспора адыгов в Турции, по некоторым оценкам турецкая диаспора насчитывает от 2,5 до 3 млн черкесов . Израильская диаспора адыгов составляет 4 тысячи человек. Существуют сирийская диаспора , ливийская диаспора , египетская диаспора , иорданская диаспора адыгов, также они проживают в странах Европы , США и в некоторых других странах Ближнего Востока , однако статистика большинства этих стран не даёт точных данных по их численности адыгских диаспор. Оценочная численность адыгов (черкесов) Сирии - 80 тысяч человек.

Есть некоторое количество в других странах СНГ, в частности, в Казахстане.

Современные языки адыгов

На настоящее время язык адыгов сохранил два литературных диалекта, а именно адыгейский и кабардино-черкесский , входящие в абхазо-адыгскую группу северокавказской семьи языков .

С XIII века все эти названия вытесняются экзоэтнонимом - черкесы .

Современная этнонимия

В настоящее время, кроме общего самоназвания, в отношении адыгских субэтносов, используемые следующие именования:

  • Адыгейцы , куда включаются следующие субэтнонимы: абадзехи , адамийцы , бесленеевцы , бжедуги , егерукаевцы , мамхеги , махошевцы , темиргоевцы (КIэмгуй), натухайцы , шапсуги (в том числе хакучи), хатукайцы , хегайки , жанеевцы (Жанэ), гуайе , чебсин (Цопсынэ), адале .

Этногенез

Зихи - называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - «адига ».

История

Основная статья: История адыгов

Борьба с Крымским ханством

Регулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться ещё в период генуэзской торговли в Северном Причерноморье , которая происходила в городах Матрега (ныне Тамань), Копа (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффе (современная Феодосия) и т. д., в которых значительную часть населения составляли адыги. В конце XV века по Донскому пути постоянно приходили караваны русских купцов в эти генуэзские города, где русские купцы совершали торговые сделки не только с генуэзцами, но с горцами Северного Кавказа, проживавшими в этих городах.

Московская экспансия в южном направлении не могла развиваться без поддержки этносов, считавших бассейн Чёрного и Азовского морей своей этносферой. Это были прежде всего казаки, донские и запорожские, религиозно-культурная традиция которых - православие - сближала их с русскими. Это сближение осуществлялось, когда это было выгодно казакам, тем более что перспектива пограбить крымские и османские владения в качестве союзников Москвы отвечала их этноцентристским целям. На стороне русских могла выступить часть ногаев, присягнувших московскому государству. Но, конечно, прежде всего русские были заинтересованы в поддержке самого мощного и сильного западно-кавказского этноса адыгов .

В период становления Московского княжества, Крымское ханство доставляло русским и адыгам одинаковые неприятности. Например имел место Крымский поход на Москву (1521) , в результате которого войска хана сожгли Москву и захватили более 100 тысяч русских в плен, для продажи в рабство. Войска хана ушли из Москвы только когда Царь Василий официально подтвердил что являеется данником хана и будет и впредь платить дань.

Русско-адыгские связи не прерывались. Более того, они приняли формы совместного боевого сотрудничества. Так, в 1552 году адыги вместе с русскими, казаками, мордвой и др. приняли участие во взятии Казани. Участие адыгов в этой операции вполне естественно, если учесть проявившиеся к середине XVI века тенденции среди части адыгов к сближению с молодым русским этносом, активно расширявшим свою этносферу.

Поэтому прибытие в Москву в ноябре 1552 года первого посольства от некоторых адыгских субэтносов было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз с самым мощным этносом С.-З. К. был нужен Москве в её борьбе с Крымским ханством.

Всего в 1550-е годы в Москве побывало три посольства с С.-З. К., в 1552, 1555 и 1557 годах. Они состояли из представителей западных адыгов (жанеевцев, бесленеевцев и др.), восточных адыгов (кабардинцев) и абазинцев, которые обращались к Ивану IV с просьбой о покровительстве. Покровительство им было нужно прежде всего для борьбы с Крымским ханством. Делегации с С.-З. К. встретили благосклонный прием и заручились покровительством русского царя. Отныне они могли рассчитывать на военную и дипломатическую помощь Москвы, а сами обязывались являться на службу великому князю-царю.

Также при Иване Грозном имел второй Крымский поход на Москву (1571) , в результате которого войска хана разбили русские войска и опять сожгли Москву и захватили более 60 тысяч русских в плен (для продажи в рабство).

Основная статья: Крымский поход на Москву (1572)

Третий Крымский поход на Москву в 1572, при финансово-военной поддержке Османской империи и Речи Посполитой, в результате Молодинского сражения, закончился полным физическим уничтожением татарско-турецкого войска и разгромом Крымского ханства http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Молодях

В 70-е годы, несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснены из него более чем на 100 лет. Правда, они продолжали считать западно-кавказских горцев, адыгов и абазин, своими подданными, но это сути дела не меняло. Горцы и понятия об этом не имели, как в свое время азиатские кочевники не подозревали, что Китай считает их своими подданными.

Русские ушли с Северного Кавказа, но закрепились в Поволжье.

Кавказская война

Отечественная война

Список адыгов (черкесов) - Героев Советского Союза

Вопрос о геноциде черкесов

Новое время

Официальная регистрация большей части современных адыгских аулов датируется 2-й половиной XIX века, то есть после окончания Кавказской войны . Для улучшения контроля территорий, новые власти были вынуждены переселить адыгов, которыми в новых местах были основаны 12 аулов, а в 20-х годах XX века - 5.

Религии адыгов

Культура

Адыгская девушка

Адыгская культура - малоизученный феномен, результат длительного отрезка времени жизни народа, в течение которого культура испытала на себе различные внутренние и внешние воздействия, среди которых длительные контакты с греками, генуэзцами и другими народами, длительные феодальные междоусобицы, войны, махаджирство, социальные, политические и культурные потрясения. Культура изменяясь, в основе своей всё же сохранилась, и до сих пор демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию. Доктор философских наук С. А. Раздольский, определяют её как «тысячелетний мировоззренческий общественно значимый опыт адыгского этноса», обладающий собственными эмпирическими знаниями об окружающем мире и передающего эти знания на уровне межличностного общения в форме наиболее значимых ценностей .

Морально-нравственный кодекс, именуемый Адыгагъэ , выступает культурным ядром или главной ценностью адыгской культуры; он включает в себя человечность, почтительность, разум, мужество и честь .

Адыгский этикет занимает особое место в культуре, как система связей (или канал информационных потоков), воплощённая в символическую форму, посредством которой адыги вступают в отношения друг с другом, хранят и передают опыт своей культуры. Причём, адыгами были выработаны этикетные формы поведения, которые помогали существовать в горном и предгорном ландшафте .

Почтительность имеет статус отдельной ценности, это пограничная ценность нравственного самосознания и, как таковая, она проявляет себя как суть подлинной самоценности .

Фольклор

За 85 лет до этого, в 1711 году, Абри де ла Мотрэ (французский агент шведского короля Карл XII) посетил Кавказ , Азию и Африку .

Согласно его официальным сообщениям (отчётам), задолго до его путешествия, то есть до 1711 г., в Черкесии владели навыками массового прививания оспы .

Абри де ла Мотрэ оставил подробное описание процедуры оспопрививания у адыгов в селении Деглиад :

Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начинали гноиться. Старая женщина произвела операцию, так как наиболее пожилые представители этого пола имеют репутацию самых разумных и знающих и они практикуют медицину подобно тому, как самые старые другого пола практикуют священство. Эта женщина взяла три иголки, связанных вместе, которыми она, во-первых, сделав укол под ложечку маленькой девочке, во-вторых в левую грудь против сердца, в третьих, в пупок, в-четвертых, в правую ладонь, в-пятых, в лодыжку левой ноги, пока не пошла кровь, с которой она смешала гной, извлеченный из оспинок больного. Затем она приложила к уколотым и кровоточащим местам сухие листья коровника, привязав сверлу две кожи новорожденных ягнят, после чего мать завернула ее в одно из кожаных покрывал, из которых состоит, как уже говорил выше, постель черкесов, и таким образом завернутую она унесла ее к себе. Мне сказали, что ее должны были держать в тепле, кормить лишь кашей, сделанной из тминной муки, с двумя третями воды и одной третью овечьего молока, ей не давали пить ничего, кроме прохладительного отвара, сделанного из воловьего языка (Растение), немного лакрицы и коровника (Растение), трех вещей, весьма обычных в стране.

Традиционная хирургия и костоправство

О кавказских хирургах и костоправах Н. И. Пирогов , в 1849 году писал :

«Азиатские врачи на Кавказе излечивали совершенно такие наружные повреждения (преимущественно следствия огнестрельных ран), которые, по мнению наших врачей, требовали отнятия членов (ампутации), это факт, подтверждаемый многими наблюдениями; известно на всем Кавказе и то, что отнятие членов, вырезывание раздробленных костей никогда не предпринимается азиатскими врачами; из кровавых операций, производимых ими для лечения наружных повреждений, известны только вырезывание пуль».

Ремесла у адыгов

Кузнечное дело у адыгов

Профессор, доктор исторических наук, Гадло А. В. , об истории адыгов в 1 тысячелетии н. э. писал -

Адыгские кузнецы в эпоху раннего средневековья, по-видимому, ещё не порвали своей связи с общиной и не выделились из неё, однако внутри общины они уже составляли обособленную профессиональную группу,… Кузнечное производство в этот период было ориентировано в основном на удовлетворение хозяйственных нужд общины (лемехи, косы, серпы, топоры, ножи, надочажные цепи, вертела, овечьи ножницы и т. п.) и её военной организации (конское снаряжение - удила, стремена, подковы, подпружные пряжки; наступательное оружие - копья, боевые топоры, мечи, кинжалы, наконечники стрел; защитное вооружение - шлемы, кольчуги, детали щитов и т. п.). Какова была сырьевая база этого производства, определить пока что трудно, но, не исключая наличия собственной выплавки металла из местных руд, укажем на два железорудных района, откуда металлургическое сырье (полуфабрикаты-крицы) могло поступать и кузнецам-адыгам. Это, во-первых, Керченский полуостров и, во-вторых, верховья Кубани, Зеленчуков и Урупа, где обнаружены явные следы древней сыродутной выплавки железа.

Ювелирное дело у адыгов

«Адыгские ювелиры владели навыками литья цветных металлов, паяния, штамповки, изготовления проволоки, гравировки и др. В отличие от кузнечного дела их производство не требовало громоздкого оснащения и больших, труднотранспортируемых запасов сырья. Как показало погребение ювелира в могильнике на р. Дюрсо, металлурги-ювелиры в качестве сырья могли использовать не только полученные из руды слитки, но и металлический лом. Вместе со своим инструментарием и сырьем они свободно передвигались от селения к селению, все более отрываясь от своей общины и превращаясь в ремесленников-отходников.»

Оружейное дело

Кузнецы очень многочисленны в стране. Они почти повсюду оружейных и серебряных дел мастера и в своей профессии очень искусны. Почти непостижимо, как они с их немногими и недостаточными инструментами могут изготовлять превосходное оружие. Золотые и серебряные украшения, которые вызывают восхищение европейских любителей оружия, изготовляются с большим терпением и трудом скудными инструментами. Оружейные мастера очень уважаемы и хорошо оплачиваются, конечно, редко наличными деньгами, а почти всегда натурой. Большое число семейств занимается исключительно изготовлением пороха и получает от этого значительную прибыль. Порох - самый дорогой и самый необходимый товар, без которого здесь никто не может обойтись. Порох не особенно хорош и уступает даже обыкновенному пушечному пороху. Он изготовляется грубым и примитивным способом, потому невысокого качества. В селитре нет недостатка, так как селитровые растения в большом количестве растут в стране; наоборот, мало серы, которую большей частью получают извне (из Турции).

Земледелие у адыгов, в I тыс. н.э

Материалы, полученные при исследовании адыгских поселений и могильников второй половины I тыс., характеризуют адыгов как оседлых земледельцев, не утративших идущих с меотских времен навыков плужного земледелия. Основными земледельческими культурами, которые возделывали адыги, были мягкая пшеница, ячмень, просо, рожь, овес, из технических культур - конопля и, возможно, лен. Многочисленные зерновые ямы - хранилища раннесредневековой эпохи - прорезают толщи ранних культурных напластований на городищах Прикубанья, а крупные красноглиняные пифосы - сосуды, предназначенные главным образом для хранения зерна, составляют основной вид керамических изделий, бытовавших на поселениях Черноморского побережья. Почти на всех поселениях встречаются обломки круглых ротационных жерновов или целые жерновые камни, служившие для дробления и размола зерна. Найдены обломки каменных ступ-крупорушек и пестов-толкачей. Известны находки серпов (Сопино, Дюрсо), которые могли использоваться как для жатвы зерновых, так и для косьбы кормовых трав для скота.

Животноводство у адыгов, в I тыс. н.э

Несомненно, видную роль в хозяйстве адыгов играло также скотоводство. Адыги разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней. Неоднократно найденные в могильниках этой эпохи захоронения боевых коней или деталей конского снаряжения свидетельствуют о том, что коневодство представляло важнейшую отрасль их экономики. Борьба за стада крупного рогатого скота, табуны коней и тучные равнинные пастбища является постоянным мотивом героических деяний в адыгском фольклоре.

Животноводство в 19 веке

Теофил Лапинский, который побывал на землях адыгов в 1857 году, в своем произведении «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» записал следующее:

Козы - численно самое распространенное домашнее животное в стране. Молоко и мясо коз, вследствие превосходных пастбищ, очень хорошие; козье мясо, которое в некоторых странах считается почти несъедобным, здесь вкуснее, чем баранина. Адыги держат многочисленные стада коз, многие семьи имеют их несколько тысяч штук, и можно считать, что этих полезных животных в стране свыше полутора миллионов. Коза находится только зимой под крышей, но и тогда она днем выгоняется в лес и сама находит себе в снегу какую-нибудь пищу. Буйволов и коров имеется много в восточных равнинах страны, ослы и мулы встречаются только в южных горах. Свиней раньше держали много, но со времени введения магометанства свинья как домашнее животное исчезла. Из птиц держат кур, уток и гусей, особенно много разводят индюшек, но адыг очень редко берет на себя труд заботиться о домашней птице, которая кормится и размножается как попало.

Коневодство

В 19 веке, о коневодстве адыгов (кабардицев, черкесов), сенатор Филипсон, Григорий Иванович сообщал:

У горцев западной половины Кавказа были тогда знаменитые конские заводы: Шолок, Трам, Есени, Лоо, Бечкан. Лошади не имели всей красоты чистых пород, но были чрезвычайно выносливы, верны в ногах, никогда не ковались, потому что их копыта, по выражению казаков «стаканчиком», были крепки, как кость. Некоторые кони, как и их всадники, имели громкую славу в горах. Так например белый конь завода Трам был почти столько же известен у горцев, как и его хозяин Магомет-Аш-Атаджукин, беглый Кабардинец и знаменитый хищник.

Теофил Лапинский, который побывал на землях адыгов в 1857 году, в своем произведении «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» писал следующее:

Прежде было много табунов лошадей во владении богатых жителей на Лабе и Малой Кубани, теперь мало семейств, которые имеют больше 12 - 15 лошадей. Но зато мало и таких, которые совсем не имеют лошадей. В общем можно считать, что в среднем на каждый двор приходится 4 лошади, что составит для всей страны около 200 000 голов. На равнине число лошадей вдвое больше, чем в горах.

Жилища и поселения адыгов в I тыс. н.э

Об интенсивном заселении коренной адыгской территории на протяжении всей второй половины I тыс. свидетельствуют многочисленные городища, селища и могильники, обнаруженные как на побережье, так и в равнинно-предгорной части Закубанья. Адыги, жившие на побережье, как правило, селились в неукрепленных поселках, располагавшихся на возвышенных плато и горных склонах вдали от берега в верховьях впадавших в море речек и ручьев. Возникшие в античный период на морском берегу поселки-торжища в раннесредне-вековую эпоху не утратили своего значения, а некоторые из них даже превратились в защищенные крепостями города (например, Никопсис в устье р. Нечепсухо в районе с. Ново-Михайловского). Адыги, жившие в Закубанье, как правило, селились на возвышенных мысах, нависавших над пойменной долиной, в устьях впадающих в Кубань с юга рек или в устьях их притоков. До начала VIII в. здесь преобладали укрепленные поселения, состоявшие из огражденного рвом городища-цитадели и примыкавшего к нему посада, иногда также огражденного с напольной стороны рвом. Большинство из этих поселений располагалось на местах старых меотских городищ, покинутых в III или IV в. (например, у хут. Красный, у аулов Гатлукай, Тахтамукай, Ново-Вочепший, у хут. Ястребовский, у пос. Красный и др.). В начале VIII в. прикубанские адыги тоже начинают селиться в неукрепленных открытых поселениях, подобных поселениям адыгов побережья.

Основные занятия адыгов

Теофил Лапинский, в 1857 году, записал следующее:

Преимущественное занятие адыга - земледелие, которое дает ему и его семье средства к жизни. Земледельческие орудия находятся ещё в примитивном состоянии и, так как железо редко, очень дороги. Плуг тяжел и неуклюж, но это не только особенность Кавказа; я вспоминаю, что видел столь же неуклюжие сельскохозяйственные орудия в Силезии, которая, однако, принадлежит к Немецкому Союзу; в плуг впрягаются от шести до восьми быков. Борона заменяется несколькими пучками крепких шипов, которые кое-как служат тому же назначению. Их топоры и мотыги довольно хороши. На равнинах и на менее высоких горах употребляются большие двухколесные телеги для перевозки сена и хлеба. В такой телеге не найдешь ни гвоздя, ни кусочка железа, но тем не менее они долго держатся и могут везти от восьми до десяти центнеров. На равнине телега приходится на каждые две семьи, в горной части - на каждые пять семей; в высоких горах она уже не встречается. Во все упряжки употребляются только быки, но не лошади.

Адыгская литература, языки и письменность

Современный адыгейский язык относится к кавказским языкам западной группы абхазо-адыгской подгруппы, русский - к индоевропейским языкам славянской группы восточной подгруппы. Несмотря на разные языковые системы, влияние русского на адыгейский проявляется в достаточно большом количестве заимствованной лексики.

  • 1855 год - адыгский (абадзехский) просветитель, лингвист , ученый , писатель , поэт - баснописец, Берсей Умар Хапхалович - внес значительный вклад в становление адыгской литературы и письменности, составив и издав в 14 марта 1855 года первый Букварь черкесского языка (на арабской графике), этот день считается «Днем рождения современной адыгской письменности» послужил толчком адыгского просвещения.
  • 1918 год - год создания адыгейской письменности на базе арабской графики.
  • 1927 год - адыгейская письменность переведена на латиницу.
  • 1938 год - адыгейская письменность переведена на кириллицу.

Основная статья: Кабардино-черкесская письменность

Ссылки

См. также

Примечания

  1. Максидов А. А.
  2. Türkiyedeki Kürtlerin Sayısı! (Turkish), Milliyet (6 июня 2008). Проверено 7 июня 2008.
  3. Национальный состав населения // Перепись населения России 2002 года
  4. Израйльский сайт ИзРус
  5. Независимые английские исследования
  6. Российский Кавказ. Книга для политиков / Под ред. В. А. Тишкова. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. c. 241
  7. А. А. Камраков. Особенности развития черкесской диаспоры на Ближнем Востоке // ИД «Медина».
  8. ст.ст. Адыги, Меоты в Большой Советской Энциклопедии
  9. Скилак Кариандский.Перипп обитаемого моря.Перевод и комментарии Ф.В. Шелова-Коведяева// Вестник древней истории.1988.№ 1. С. 262; № 2. С. 260-261)
  10. Дж.Интериано.Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование
  11. К. Ю. Небежев АДЫГСКО-ГЕНУЭЗСКИЙ КНЯЗЬ ЗАХАРИЯ ДЕ ГИЗОЛЬФИ-ВЛАДЕТЕЛЬ ГОРОДА МАТРЕГИ В XV ВЕКЕ
  12. Владимир Гудаков. Русский путь к Югу (мифы и реальность
  13. Hrono.ru
  14. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Совета КБССР от 07.02.1992 N 977-XII-В "ОБ ОСУЖДЕНИИ ГЕНОЦИДА АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ) В ГОДЫ РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (рус.) , RUSOUTH.info .
  15. Диана Ъ-Дадашева . Адыги добиваются признания своего геноцида (рус.) , Газета "Коммерсантъ" (13.10.2006).

Благодаря своему географическому расположению на стыке континентов и своей уникальной и неповторимой природе Кавказ занял видное место в истории формирования человеческой цивилизации. Люди во имя обладания этой землей начали прибегать к захватническим войнам, сметая с исторической арены целые племена. И это неудивительно. Великолепная природа: цветущие долины и величественные горы, плодородные земли, прекрасные климатические условия, разнообразие растительного и животного мира богатство полезных ископаемых – всё это обусловило тяготение людей к этой земле. Подвергаясь постоянному давлению как с севера так и с юга древние предки современных адыгов (circassian) прошли долгий и очень сложный путь исторического развития.

В позднем палеолите (40-35 тыс. лет тому назад) формируется человек современного типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служила наскальная живопись. На стены пещер смесью природной охры с животным клеем наносились изображения носорогов, мамонтов, лошадей и т.д.

В эпоху палеолита постепенно изменяются и формы человеческих сообществ. От первобытного человеческого стада - к родовому строю, который и возникает в позднем палеолите. Основной ячейкой человеческого общества становится родовая община, для которой характерна общая собственность на основные средства производства.

Переход к среднекаменному веку - мезолиту на территории Кавказа начался в XII-X тысячелетиях до н.э., а закончился в VII-V тысячелетиях до н.э. В это время человечество сделало много открытий. Важнейшим изобретением были лук и стрелы, что привело к возможности не загонной, а индивидуальной охоты, причем и на мелких животных. Были сделаны первые шаги в направлении скотоводства. Была приручена собака. Некоторые ученые предполагают, что в конце мезолита были приручены свиньи, козы и овцы. Скотоводство как вид хозяйственной деятельности сформировалось на Кавказе только в неолите, когда зародилось и земледелие. Переход к производящему хозяйству имеет такое необыкновенное значение для человечества и по масштабам каменного века произошел так быстро, что позволяет учённым говорить даже о неолитической «революции».

Расширяется и усовершенствуется ассортимент каменных орудий труда, но появляются и принципиально новые материалы. Так, в неолите было освоено изготовление керамики, ещё лепной без гончарного круга. Освоено было и ткачество. Изобретена лодка и было положено начало судоходству. В неолите родоплеменной строй достигает более высокой стадии развития – создаются крупные объединения родов – племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи.

В бронзовом веке появляется металлургия. Сначала открыли самородную медь и научились холодной и горячей ковке; потом изобрели “костровую” выплавку меди из руд и появился первый горн, работавший на естественной тяге ветра, и, наконец, освоили плавку меди и медное литьё с помощью высокотемпературного горна искусственно созданным дутьём. Медный топор оказался эффективнее каменного в три раза, медный нож превышал производительность каменного в шесть – семь раз, медное сверло – в двадцать раз.

Следующий этап экономического развития – переход от меди к бронзам – сначала мышьяковым, потом оловянным, ознаменовавший начало бронзового века. Ранний бронзовый век Кубани представлен майкопской культурой. Наиболее знаменит раскопанный в 1897 году учёным Н. И. Веселовским Майкопский курган, расположенный на перекрёстке двух улиц города Майкопа. По количеству инвентаря и уникальности всего вещевого комплекса ему нет равных на Северном Кавказе. В кургане нашли три погребения, глиняную парадную посуду, металлическую парадную посуду, в том числе серебряные и золотые сосуды (некоторые с изображениями), орудия труда, оружие. На погребенных было надето большое количество украшений из золота и серебра. Особый интерес представляют два серебряных сосуда с изображением животных: медведя, льва, лошади и других. Учёные относят майкопскую культуру к 4 – 3 тысячелетию до н э или, точнее, к 25 – 24 векам до н э.

В настоящее время найдены новые очень важные и интересные памятники майкопской культуры. Все они (Псекупский, Уляпский и др.) свидетельствуют о развитии горного дела, металлургии и металлообработки, культуры земледелия (бронзовые мотыги) и торговли на северо-западе Кавказа.

На протяжении двух тысячелетий бронзового века на территории Северо-Западного Кавказа происходили сложные процессы развития племён (дольменная культура, ямная культура, новотиторовская культура и др.). На раннем этапе Северо-Западный Кавказ стал своеобразным “мостом” в распространении восточной цивилизации (колёсный транспорт), здесь сформировался один из центров металлургии бронзы, получили развитие скотоводство и земледелие, возникли и сложились два основных типа хозяйства: оседлое земледелие и скотоводство.

В эпоху освоения кавказцами железа (1 тысячелетие до н.э. – начало 1 тысячелетия н.э.) обширные просторы их родины заселяли разные племена. Из свидетельств, оставленных античными авторами – Геродотом, Страбоном, Плинием, известно, что древнейшим народом Северного Кавказа были киммерийцы, которые представляли собой мощный племенной союз и вели завоевательные войны, захватив и области Северо-Западного Кавказа.

Основным населением в эпоху раннего железа были меоты, синды и родственные им племена Черноморского побережья. Сложение меотской культуры относится к 8 – началу 7 века до н. э. Большинство учёных уверены, что киммерийцы, меоты, синды, зихи являются предками адыгов (circassian). Синды занимали весь Таманский полуостров, левобережье низовьев реки Кубань черноморское побережье до современной Анапы. Ближе к синдам размещались тореты и керкеты, далее на юго-восток жили ажеи, зихи и гениохи. Все они приняли участие в образовании адыгского (circassian) народа.

В эту эпоху предки современных адыгов (circassian) приобрели навыки добычи и обработки железа. Это сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню лесов, изготовление орудий труда и оружия. Примитивный мотыжный способ обработки полей уступил место плужной технике, выращенное зерно убирали с помощью железных серпов. Но молотьбу производили примитивно: домашнюю скотину гоняли по току, и она вытаптывала зерно из спелых колосьев. Ведущей хлебной культурой становится просо.

Другой ведущей отраслью хозяйства было животноводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и свиней. Возросло значение коневодства, особенно в степных районах Северо-западного Кавказа. По-прежнему имели место рыбная ловля и охота, о чём говорят находки бронзовых фигурок оленя, медведя, кабана, горного козла и птиц.

На новые ступени поднялось ремесленное производство. Кузнецы усовершенствовали искусство древнейших кавказских металлургов: железные изделия – оружие и орудия труда – изготовлялись сыродутным способом. В качестве печей служили земляные ямы, в нижней части которых имелись проходы для притока воздуха. После разогрева костром ямы загружали смесью руды и древесного угля. Так выплавлялось железо. Кузнецы производили доспехи, части конского убора, украшения из бронзы; ювелиры – высокохудожественные золотые и серебряные изделия. Мастера керамических дел прочно владели искусством изготовления посуды на гончарном круге. Широко было распространено ткацкое дело, которое имело домашний характер (изготовлялись шерстяные ткани).

Хотя хозяйство меотов и синдов носило натуральный характер, но всё же обменные и торговые связи расширялись. Торговые караваны из Меотии и Синдии устремлялись на северо-запад – в области восточной Европы, к берегам Днепра и Дуная; с середины 6 века до н э тесные экономические связи налаживаются с Боспорским государством. Вывозили зерно, в особенности пшеницу, продукты животноводства, рыбу, изделия из бронзы и кожи. Ввозили расписную керамику, дорогие украшения из золота, оливковое масло, вино, оружие и пряности. Торгово-меновые связи поддерживались и со странами Закавказья, Передней и Малой Азии, Ближнего Востока (в курганах найдены урартийские мечи, стеклянные бусы из Финикии, Сирии и Египта).

Племенной союз меотов в начале 1 тысячелетия н.э. вступил в полосу кризиса и упадка, что было связано с частыми вторжениями завоевателей – сарматов и с усилением политической роли другого адыгского (circassian) племени зихов.

“Зихи – называемые так на языке простонародном, греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы , (circassian) сами себя называют “адыга”. Они живут на пространстве от реки Таны (Дон) до Азии” (из книги Дж Интериано “Быт и страна зихов, именуемых черкесами”).

К 10 веку мощный племенной союз, называемый “Зихия”, - занимал пространство от Тамани до реки Нечепсухе, в устье которой находился город Никопейя. Период с 4 по 7 веков вошёл в историю как Европы так и Северного Кавказа как эпоха Великого переселения народов, названная так потому что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивший его этнический, культурный и политический облик. Великое переселение народов сыграло как негативную, так и позитивную роль в становлении классового общества, у многих первобытных племён принявших участие в разрушении рабовладельческих государств Старого света.

К 3-4 веков нашей эры население у варваров увеличилось до такой степени, что им стало не хватать земли, что вызвало перемещение целых народов на столь значительные расстояния. Продвижение гуннов из Центральной Азии на Запад и стало началом эпохи великого переселения народов евразийского континента. В течении нескольких столетий одна волна кочевников сменяла другую и вынуждала предшественников либо перемещаться на запад Европы, либо подчиняться завоевателям.

С нашествием гуннов хозяйство адыгов переживало кризис. Нормальный процесс развития горской экономики нарушился. Наступил спад, выразившийся в сокращении хлебных посевов (хлебные нивы были превращены в пастбища для стад кочевников), обеднении ремёсел, ослаблении торговли. Но всё же движение вперёд было: к уже известным земледельческим орудиям – мотыге, плугу, серпу, зернотёрке, жерновам добавились косы. Из культур, кроме проса, ячменя, пшеницы получили распространение овёс и лён. Не были преданы забвению навыки ведения скотоводческого хозяйства, особенно овцеводства и коневодства. Именно в это время, по-видимому, началось выведение адыгского (circassian) скакуна, с которым была неразрывно связана жизнь горца-воина. Скотоводство у зихов носило отгонный характер.

В раннем средневековье адыгское (circassian) хозяйство по-прежнему носило натуральный характер. Но существовали и виды ремесла, связанные с выделкой металлических вещей и глиняной посуды. Добыча и обработка металла, кузнечное и оружейное дело, изготовление высококачественной керамики требовали совершенствования производства.

Не прерывались в эти времена и обменные и торговые связи. Проложенный в 6 веке “великий шёлковый путь” способствовал вовлечению народов Северо-Западного Кавказа в орбиту китайской и византийской торговли. Из Китая в Зихию привозились бронзовые зеркала, из Византии – богатые ткани, дорогая посуда, предметы христианского культа и пр. Бесценная соль поступала из предместий Азова. Тесные экономические отношения установились со странами Ближнего Востока (иранские кольчуги и шлемы, стеклянные сосуды). В свою очередь зихи вывозили скот и хлеб, мёд и воск, мех и кожи, лес и металл, изделия из кожи, дерева и металла.

Но экономическое развитие Зихии задерживалось жестокими вторжениями завоевателей. Вслед за гуннами в 4 – 9 веках народы Северо-западного Кавказа подверглись агрессии со стороны аваров, Византии, булгарских племён, хазар. Стремясь сохранить свою политическую независимость, адыгские племена вели ожесточённую борьбу с этими многочисленными внешними врагами.

Начиная с 13 столетия, в течение 13 – 15 веков, адыги (circassian) раздвинули границы своей страны, что было связано с освоением более совершенных форм хозяйствования и привлечением новых площадей под пашни и пастбища. Область расселения адыгов с этого времени получила название Черкеcия (Circassia), она в 15 веке простиралась с запада на восток от берегов Азовского моря до бассейнов рек Терека и Сунджи. Земледелие оставалось ведущей отраслью хозяйства. Сеяли просо, кукурузу, пшеницу, рожь, овёс, ячмень, бобовые. Земледелие было пахотным, применялись железные плужные лемеха, убирали хлеб серпами и косами, мололи жерновами, тёрками, ступами. Большое распространение имели фруктовые сады (яблони, груши, айва, абрикосы, персики). По-прежнему большое место занимало животноводство. В речных долинах и на высокогорных альпийских лугах паслись стада коров, овец, коз. Шаг вперёд сделало коневодство. В позднее средневековье широкое практическое значение приобрело пчеловодство и сбор дикого мёда. Шаг вперёд сделало и ремесленное производство: железных дел мастера изготовляли предметы вооружения, орудия труда, домашнюю утварь; ювелиры – золотые и серебряные изделия (серьги, кольца, пряжки); шорники занимались обработкой кожи и производством конской сбруи. Черкесские женщины (черкешенки) пользовались славой искусных вышивальщиц, пряли овечью и козью шерсть, ткали сукно, из войлока шили бурки и папахи.

Внутренняя торговля была развита слабо, зато внешнеэкономические связи развивались активно, они носили характер товарообмена, так как собственной денежной системы в Черкесии (Circassia) не было. Хотя агрессия монголо-татар в первой половине 13 века нанесла ощутимый удар адыгской земледельческой культуре, зихи уже во второй его половине возобновили продажу хлеба за пределы своей страны: в генуэзские колонии, Византию, в Западную Европу, в Трапезундскую империю. Вывозили также мёд, воск, лес, кожи, меха, вино, фрукты. Славились и породистые горские быки, поступавшие в большом количестве на генуэзские бойни. Широкую славу приобрели черкесские стрелы, имевшие особо закалённое острие. Торговали с Византией, откуда доставлялись разнообразные товары – шёлковые ткани, керамическая посуда, стеклянные сосуды и тому подобное, с государствами Малой Азии и ближнего Востока, с генуэзскими городами-колониями северного и восточного Причерноморья.

В начале 40-х гг. 13 в. адыгам (circassian) пришлось выдержать нашествие татаро-монголов, северокавказские степи становятся частью Золотой орды, что имело отрицательные последствия для адыгов и других народов Северного Кавказа: погибло много людей, большой ущерб был нанесён хозяйству. Во второй половине 14 столетия, в 1395 году, произошло второе вторжение монголо-татар на Черкесию (Circassia) - земли адыгов под предводительством свирепого завоевателя Тимура, но героическая борьба адыгов (circassian) против захватчиков позволила им сохранить независимость.

Вторая половина 15 века ознаменовалась мощными выступлениями адыгов против генуэзских колоний. Генуя проводила ярко выраженную колониальную политику. Итальянцы бесцеремонно вмешивались во внутренние дела адыгов, применяли интриги и подкуп, натравливали одних адыгских князей на других. Адыги отвечали отказами платить налоги, нападали на генуэзцев, оказывали вооружённое сопротивление. Важное значение имело взятие в 1457 году города Матреги (Тамани). Но наступление турок, захвативших в 1453 году Константинополь и ликвидировавших Византию, привело к упадку и полному прекращению деятельности Генуи на Северо-западном Кавказе.

В годы генуэзского проникновения на Кавказ получила значительное развитие торговля итальянцев с горцами. Важное значение имел вывоз хлеба – ржи, ячменя, проса; вывозились, также, лес, рыба, икра, меха, кожи, вино, серебряная руда.

Начиная с 18 века, земли адыгов стали подвергаться регулярному насилию со стороны российской империи, посылавшая один за одной карательные экспедиции, которые опустошали землю, уводили в плен, насаждали православие, сжигали и уничтожали целые населённые пункты, угоняли скот.

Еще 1 января 1711 г. было принято решение об организации похода на Черкессию (Cicassia), который возглавил казанский губернатор П.М. Апраксин. 17 августа П.М. Апраксин вышел из Азова и двинулся на юг. 26 августа была разорена ставка Нуреддина Бахти-Гирея - Копыл. В победной реляции П.М. Апраксин сообщил, что было побито 11 460 черкесских татар, а 21 тыс. - взята в плен. Неприятеля преследовали вдоль по течению Кубани на протяжении 100 верст, более 6 тыс. черкеских татар утонуло в реке. 6 сентября 1711 г. русские и калмыки разбили войско Бахти-Гирея из 7 тыс. черкесских татар и 4 тыс. казаков-некрасовцев. Был отбит русский полон в 2 тыс. человек. Однако поход завершить не удалось: известие о заключении Прутского мира заставило П.М. Апраксина вернуться в Азов.

В период 15-19 веков основным занятием адыгов являлось земледелие и скотоводство. Адыгские лошади, статные, лёгкие, выносливые, высоко ценились на рынках Крыма. В качестве тягловой силы применяли крупный рогатый скот. Овцы и козы обеспечивали адыгов превосходной шерстью. Скотоводство носило отгонный характер. Главными полеводческими культурами были пшеница, ячмень, рожь кукуруза и просо. В причерноморской Черкесии население занималось садоводством и виноградарством. Особым вниманием пользовалось пчеловодство. Широкое распространение получила домашняя промышленность – обработка шерсти, кожи, дерева, шитьё одежды. Выделилось в ремесло производство оружия.

Адыги активно вели торговлю с Крымским ханством и Османской империей. Высоко ценились черкесские кинжалы, ножи, стрелы и особенно панцири. Обработка полей производилась с помощью тяжёлого плуга (на равнинах) и сохи (на горных участках), использовались мотыги, серпы, косы, деревянные ступы, ручные мельницы. На приусадебных участках занимались огородничеством, разводили сады. По-прежнему большое значение имело животноводство, в частности коневодство. Князья и богатые дворяне имели крупные конские заводы. Определённое значение в экономике адыгов имело и пчеловодство. Особенных успехов адыги достигли в горном земледелии. Прямоугольные злаковые поля шапсугов, абадзехов и натухайцев, обнесённые живой изгородью из кустарников и деревьев, тянулись вдоль южных склонов гор. Для борьбы с губительными ливневыми потоками копали водоотводные каналы. Но самым замечательным было сооружение на крутых склонах гор земляных площадок для посевов – террас.

Добывающая промышленность была развита слабо. Горное дело сводилось к изысканию залежей железных и свинцовых руд. Железо выплавляли в специальных печах с применением мехов. На территории левобережной Кубани добывались медь, серебро, золото, свинец. Ремесло в основном по-прежнему носило домашний характер. Мужчины изготовляли конскую упряжь, сёдла, порох, плотничали, отливали пули. Женщины обеспечивали семьи сукном, холстом, одеждой и обувью. Черкешенки прославились как мастерицы золотой и серебряной отделки тканей. Золотошвейное искусство у адыгов самое древнее. Значительных высот достигло кузнечное дело, в нём уже существовала специализация. Одни ремесленники изготовляли ружья, другие – пистолеты, третьи – холодное оружие. Ювелиры славились тончайшим искусством украшения рукоятей пистолетов, шашек, ножен кинжалов, стволов и прикладов ружей. Значительное развитие у адыгов имело прикладное искусство. Из кости изготавливали рукоятки кинжалов, сабель и ножей. Из бычьих рогов – бокалы, украшенные серебром и золотом. Распространены были резьба по кости и по дереву, которой украшались оконные наличники, мебель. Достигла успехов и художественная обработка металлов: литьё, гравировка, чернь, зернение, филигрань, насечка. Наибольшее распространение в ювелирном искусстве имела техника чернения серебра. Чернь применяли для украшения поясов, нагрудников, колец, браслетов и других ювелирных изделий.

Особо широкое распространение у адыгов имело оружейное искусство. Адыгское оружие, отличавшееся прекрасными боевыми качествами и красивой отделкой, пользовалось большой славой за пределами Черкесии. Высоко ценили его и в России. Во время Кавказской войны и русские офицеры, и казаки охотно его покупали и носили. Опасность, которая постоянно подстерегала адыгов, вынуждала их всегда быть в полном боевом вооружении. Неудивительно, что адыги любили оружие, ценили его выше золота и серебра, гордились им.

Красивая и удобная одежда адыгов тоже пользовалась большим успехом на рынке. Её переняли буквально все народы населяющие Кавказ в том числе и казаки, а во время Кавказской войны надевали её и русские офицеры. Печорин в романе “Герой нашего времени” называл черкесскую одежду “благородной боевой одеждой” и гордился тем, что “в черкесском костюме верхом он больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы”. Носил её и герой очерка Лермонтова “Кавказец” – русский офицер, долго служивший на Кавказе, друживший с черкесами, полюбивший их “жизнь простую и дикую”, понявший “вполне нравы и обычаи горцев”… Современный адыгский поэт И. Машбаш писал о черкесской одежде: “Хотя черкеска по мне сшита, Всему Кавказу подошла”. Адыгские мастера умели делать также войлочные ковры и красивые циновки, украшая их узорами из геометрических фигур. Но позже, в начале 19 века, под непрекращающимся натиском российских колониальных войск, производство оружия и другие виды домашних ремёсел и промыслов (ювелирное, керамическое, кожевенное, седельное, золотошвейное и прочие) пришли в упадок. Сохранились лишь плетение циновок, кузнечное ремесло, производство кинжалов, ибо это оружие являлось неотъемлемой частью национального костюма, и некоторые отрасли деревообделочного производства.

Внешняя торговля развивалась успешно. Главными партнёрами адыгов в 18 – первой четверти 19 века были Турция и Крымское ханство. Из Черкесии в Турцию вывозились крупный и мелкий рогатый скот, масло, сало, кожа, пушнина, лошади. Самым трагическим за весь период истории адыгского (circassian) народа является Русско-Черкесская война, длившаяся 101 год (с 1763 по 1864 год), которая поставила адыгский (circassian) этнос численностью около 4000000 человек на грань полного исчезновения.

О характере и ходе военных действий в Русско-Черкесской войне можно судить по историческому очерку Самира Хотко – «Заключительный этап войны 1859 – 1864 гг. Аннексия территорий Черкессии»:

«Рассмотрение данного вопроса позволяет понять специфику русско-черкесской войны, а также причины того, почему российские политики и военное руководство стремилось к полному выселению адыгов, с одной стороны, и причины столь долгого и ожесточенного сопротивления последних, с другой стороны. Длительный период противостояния завершился своего рода холокостом 1856-1864 гг., когда Черкесия была уничтожена огромной военной машиной Российской империей».

Русско-черкесская война носила чрезвычайно ожесточенный характер. В конце XVIII - начало XIX в. было уничтожено около 200 населенных пунктов Большой и Малой Кабарды. Кабардинские земли были аннексированы, что повлекло значительную миграцию кабардинцев в Темиргой и Абадзехию, в пределы Адыгеи. Ответные черкесские набеги причиняли серьезный урон царским войскам.

Подобный характер война в Черкесии имела на протяжении значительного периода - с конца XVIII в. и вплоть до 50-х гг. XIX в. В конце концов, российское командование отказалось от своей традиционной тактики, преследующей целью разгромить адыгов в нескольких крупных сражениях и вынудить их тем самым капитулировать. Весь Западный Кавказ представлял собой одну огромную черкесскую крепость, захватить которую можно было лишь путем поэтапного постепенного разрушения ее отдельных бастионов. После 1856-го года, мобилизовав огромные военные ресурсы, российская армия стала откалывать от Черкесии узкие полоски земли, тут же уничтожая все адыгские села и занимая захваченную территорию крепостями, фортами, казачьими станицами. Поэтапная аннексия дала свои результаты уже к 1860 г. в виду того, что сильно стесненная Черкесия стала испытывать сильнейший продовольственный кризис: в еще независимых долинах скопились сотни тысяч беженцев. Всякий раз, эти набеги в глубинные районы Черкесии выливались в тотальный грабеж и все, что не могли унести, сжигали, посевы вытаптывались, домашняя скотина умертвлялась.

Военные действия, которые Россия вела против адыгов на Западном Кавказе, стали воплощением геноцида. «Черкеские аулы выжигались сотнями, - писал историк Е. А. Фелицын, - посевы их истреблялись или вытаптывались лошадьми, а жители, изъявившие покорность, выселялись на плоскость под управлением приставов, непокорные же отправлялись на берег моря для переселения в Турцию».

В сентябре 1861 г. Александр II прибыл в Черкесию, где имел встречу с черкесскими предводителями. Один из них, Хаджи Берзек Керендук, вручил ему «Меморандум Союза черкесских племен». Приведем выдержку из него:

«…Эти земли принадлежат нам: мы их унаследовали от наших предков, и стремление удержать их в нашей власти является причиной нашей вражды с вами. Мы приняли новое государственное устройство и наше намерение - управлять нашей страной со строгой справедливостью и человечностью, не причиняя никому несправедливости. Народ с такими добрыми намерениями должен был бы внушить симпатию такой могущественной державе, как ваша. Уничтожение такого невинного соседа не принесет вам чести. Вы выказывали, при некоторых обстоятельствах, симпатию народам, стремящимся к независимости, почему вы не хотите поступить также по отношению к нам? Мы делаем все возможное, чтобы справедливо управлять нашей страной и придерживаться новых, изданных нами законов. Мы хотим обходиться по справедливости с нашими соотечественниками и уважать жизнь и собственность иноземцев, приезжающих к нам. Что является задачей такой могущественной державы, как ваша страна, уничтожить такой маленький народ или помочь нам в проведении наших реформ? Будьте к нам справедливы и не разоряйте наше имущество и наши мечети, не проливайте нашу кровь, если вас на это не вызывают. Для могущественной державы позорно отнимать без необходимости у человека жизнь. В продолжение этой противозаконной войны захват в плен беспомощных женщин и детей является противоположностью всего справедливого и доброго. Вы вводите в заблуждение весь мир, распространяя слухи, что мы дикий народ и под этим предлогом вы ведете войну с нами: между тем, мы такие же человеческие существа, как и вы сами. Не стремитесь проливать нашу кровь, т. к. мы решили защищать нашу страну до последней крайности…».

В этом меморандуме, как и во всех предыдущих, адыги апеллируют к моральным ценностям. Исключительный по силе аргументации документ не повлиял на Александра II. Дальнейшее кровопролитие было неизбежным.

После кровопролитной войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю (по официальным данным депортировано было более 1500000 человек из них территорию Османской империи достигли всего лишь 700000) численность оставшихся на родине составляла немногим более 50 тысяч человек…

Царизм истребил и изгнал из Черкесии население, превышавшее все население Кавказа по переписи 1882 г. Главный палач адыгского народа, гр. Евдокимов, сам признавался в масштабах совершенного преступления:

«В настоящем 1864 году совершился факт, почти не имевший примера в истории, огромное горское население, обладавшее некогда большим богатством, вооруженное и способное к военному ремеслу, занимавшее обширный Закубанский край от верховьев Кубани до Анапы и южный склон Кавказского хребта от Суджукской бухты до р. Бзыба, владея самыми неприступными местностями в крае, вдруг исчезает с этой земли…».

Изгнание черкесов в Турцию обернулось для них подлинной национальной трагедией. В многовековой истории черкесов наблюдаются довольно значимые по масштабам переселения этнотерриториальных групп. Но никогда подобные миграции не затрагивали всего этноса и не оборачивались для самих переселенцев столь тяжкими последствиями.

В этой неравной борьбе Черкесия потеряла 90 процентов территории и 95 процентов своего населения, часть которого была физически уничтожена, а другая депортирована в Османскую империю. Оттуда изгнанники постепенно расселились по всему миру - в страны Азии, Африки, Европы и Америки. Освободившиеся после изгнания адыгов территории, площадью свыше 81 тыс. кв. км, с её плодородными землями, с выходом к Чёрному и Азовскому морям, по своему экономическому развитию была намного развитей многих губерний европейской России.

Отмена в России в 1861 году крепостного права и окончание военных действий в Закубанье открыли широкие возможности для заселения территории адыгов переселенцами из других губерний России. Тысячи раскрепощённых, но обездоленных и голодных крестьян южных районов европейской России устремляются в Черкесию в поисках свободных земель. Некогда процветавшая Черкесия, заключившая в 1557 году военно-политический союз с Россией и принявшая самое деятельное участие в становлении Российского государства после почти векового героического сопротивления русским войскам за свою независимость и территориальную целостность, погибла в 1864 году.