Что такое фольклор и какие жанры он включает. Особенности собирания и исследования устного народного художественного творчества в россии

Фольклор - народное творчество, в котором отображены взгляды людей, их моральные устои, особенности жизни. Он появился еще до возникновения письменной речи. Люди с давних времен сочиняют песни, сказки. Из поколения в поколение пересказываются легенды о богах, богатырях, походах и различных явлениях природы. За все время накопилось огромное количество различных произведений. По прошествии времени все примеры деятельности поэтов и писателей стал называться устным народным творчеством. Ученые систематизировали, определили состав каждого направления, дали произведениям научное название.

Формы фольклора

Выделяют две большие группы: малые и крупные жанры. К малым относится:

  • Колыбельная песня. Всегда применялась для убаюкивания и успокоения малыша.
  • Прибаутка. Короткая история в виде стиха, которую мама рассказывает ребенку.
  • Пословица. Сжатые изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание. Отличается от поговорки тем, что состоит из предложения, содержащего нравоучение.
  • Поговорка. Отображает какое-либо явление в жизни. Ее смысл всегда можно выразить другой фразой. Не является законченным предложением.
  • Считалка. Элемент игры, помогающий установить согласие к принятым правилам.
  • Скороговорка. Фраза, построенная на сочетании различных звуков таким образом, чтобы затруднить быстрое произношение.

К малым формам относят заклички, загадки, пестушки. Они предполагают небольшой объем фольклорных произведений, часто являются элементами педагогики. Многие из них позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию. Например, потешки предполагают одновременно с произносимой речью сделать массаж, физические упражнения. К наиболее знакомым относятся «Сорока-ворона», «Ладушки».

Придуманы песни и для игр, которые подразделяются на три большие группы: обрядовые, целованные, сезонные. Первые относятся к какому-либо празднику, например, масленичные гуляния. В целованные играли на вечерках, они предполагали в конце поцелуй парня и девушки. Сезонные распространены среди детей, например, «Согревалки», «Ручеек».

Детский фольклор

Одним из самых объемных считается детский фольклор. К нему относятся произведения, созданные взрослым для детей, а также сочиненные сами детьми. Структура детской литературы не отличается от взрослой. Многие жанры отображают жизнь и труд старших, поэтому в данном направлении наиболее полно озвучиваются моральные установки народа, его национальные черты.

Среди примеров есть поэзия пестования или материнская поэзия. К ней относятся сказки, песни, прибаутки, созданные для малышей. Вторая часть - произведения для детей старшего и среднего возраста. Это:

  • дразнилки;
  • шуточные или игровые песни;
  • загадки;
  • страшилки;
  • мирилки.

Практически все они отличаются своей ритмичностью. Особенностью многих произведений является сочетание художественного текста с игрой, наличие дидактической функции. Можно в них узнать познавательную, эстетическую и этическую функции.

Детский фольклор является частью народной педагогики. Его жанры основаны с учетом физических и психических особенностей детей различных возрастных групп. Особенной является и художественная форма: направлению присуща своя специфическая образная система, тяготение к ритмизированной речи или игре.

Границу между детским и материнским фольклором провести не всегда можно, поскольку с 4-5 лет дети начинают активно подражать взрослым, повторяя их тексты. Детский фольклор можно встретить в детской поэзии таких авторов, как К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. В. Михалков.

Крупные жанры фольклора

К такому виду относится:

  • сказка;
  • былина;
  • придание;
  • легенда.

Сказка

Сказка является занимательным устным рассказом, имеющий поучительную направленность. Отличительной чертой этого жанра является присутствие чуда, вымысла. Сказки бывают волшебными, бытовыми, о животных. К примерам относятся «Лягушка-царевна», «Каша и топора».

В сказках торжествуют истина и добро. В них всегда можно найти правильные решения или жизненные пути. Открываются и тайны древнего миропонимания. Сказка делает ребенка участникам фантастического мира, заставляет сопереживать героям.

Былина

Былины - древние песни, в которой наиболее полно отображаются все стороны исторической и бытовой жизни русского народа. Они поражают богатством сюжетов и мотивов, силой художественных образов.

В русском эпосе былинных сюжетов есть около ста. Записей же накопилось больше двух тысяч. Многие из них относятся к глубокой древности. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал. К самым известным героям относят Илья Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Эти персонажи являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей. Ведущим приемом в былинном повествовании является гипербола.

Предание

К примеру относится «Предание о покорении Сибири Ермаком». Это рассказ о реальных людях и событиях прошлого, который необходимо было передать будущим поколениям. Предание показывает действительность в обыденных формах, но при этом используется вымысел или фантастика. Для направления характерны ссылки на предков, старых людей. События всегда происходят вокруг исторических деятелей, которые предстают в хорошем свете.

В основе могут находиться такие факты, как война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство. Есть два пути создания преданий: обобщение воспоминаний, обобщение и оформление с применением готовых сюжетных форм. Вторая разновидность более популярна, поскольку общие мотивы переходят из столетия в столетие, но связываются с разными событиями и лицами.

Предания бывают:

  • историческими;
  • этнографическими;
  • культурологическими;
  • топонимическими и другими.

Легенда

Относится к несказочному прозаическому фольклору. Это поэтическое предание об историческом событии. Главными персонажами являются герои. Часто присутствуют в легенде боги и другие сверхъестественные силы. События нередко преувеличиваются, в них добавляется вымысел. Поэтому ученые не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами.

Русские народные легенды неоднородны по сюжету и теме. Они разделяются на несколько групп:

  • О сотворении мира. Часто связаны с библейскими сюжетами, могут быть и язычные элементы;
  • О животных. В таком повествовании рассказывается не только о происхождении определенного вида, но и об их особенностях.
  • О Христе, святых. Рассказывают об аде и рае, помощи людям.
  • О наказании злых и прощении грешников. В них можно узнать о том, как плохой человек отказал в помощи хорошему, за что был наказан. Добрые всегда получают вознаграждение.
  • О семейных ценностях. В них повествование строится на отношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами.

К примерам относятся: «Чудо на мельнице», «Бедная вдова», «Золотое стремя» и другие.

Календарно-обрядовые песни

Это песни, которые исполнялись во время различных обрядов: «Во поле береза стояла», «Коляда-коляда!», «Подавай пирога». Такие произведения связаны с трудом крестьян, явлениями природы и праздниками. Всю календарную обрядность связывают с солнцестояниями и днями равноденствия.

Обряды были направлены всегда на достижение определенной цели: излечение от болезней, рождение ребенка. Подавляющее число таких действий сопровождались календарными песнями. Иногда они сочетались с другими формами: причитаниями, плачами. Самым распространенным жанром обрядового фольклора были заговоры и заклинания. Это магические тексты, сопровождающие любой ритуал.

В заключение отметим: все произведения можно разделить на лирические и драматические. К первым относятся колыбельные, частушки, любовные и обрядовые песни. К драматическим относятся произведения фольклора, которые содержат сценические элементы представления

Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров.

Каковы же жанры русского фольклора ?

Одним из видов древнейшего творчества являлись трудовые песни с их простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы.

Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представлениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с изменемыми природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.

Этим же объяснялся и свадебный фольклор . Он пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.

Сохранились с древности и отдельные элементы детского фольклора , который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций.

Среди древнейших жанров - похоронные причитания . С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу - рекрутские причеты.

Жанры необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры (паремии ): пословицы, побасенки, приметы и поговорки . Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. "Это обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам, это житейские правила поведения… Словом, функциональность паремий охватывает едва ли не все мировоззренческие области". 9

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды . Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии - колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах - об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Жанры песенного эпоса: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи .

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора. 10

Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых .

Такой вид творчества представлен и в загадках .

К ранним видам художественного творчества относятся и баллады.

Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки .

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Художественную зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ и фольклорного театра . Он представлен во всем разнообразии жанров и видов (игры, ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр. ).

Отдельный род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор . Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.

На стыке соединения давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота .

Подробный рассказ об отдельных фольклорных жанрах будет предпринят в последующих разделах пособия.

(Poiché quanto sotto riportato è parte della mia tesi di laurea magistrale, se desiderate copiare il testo vi prego di citare sempre la fonte e l’autore (Margherita Sanguineti). Grazie. )

Фольклорные жанры отличаются также способом исполнения и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание и пр.).

С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

В фольклоре существуют жанры продуктивные , в недрах которых могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные , но продолжающие свое существование. Так, новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.

В зависимости от этапа развития, фольклор принято разделять на раннетрадиционный фольклор, классический фольклор и позднетрадиционный фольклор. Каждой группе принадлежат особые жанры, типичные для данного этапа развития народного творчества.

Раннетрадиционный фольклор

1. Трудовые песни .

Это песни известны у всех народов, которые исполнялись во время трудовых процессов (при подымании тяжестей, вспахивании поля, ручном помоле зерна и проч.).

Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной, так как они содержали команды к одновременному действию.

Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.

2. Гадания и заговоры .

Гадание – средство распознания будущего. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе , поэтому гадание осознавалось как грешное и опасное занятие.

Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обитателями «иного мира», а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятное.

В основе гаданий лежал прием истолкования «знаков»: случайно услышанных слов, отражений в воде, поведения животных и т.д. Для получения этих «знаков» предпринимались действия, в которых использовались предметы, животные, растения. Иногда действия сопровождались словесными формулами.

Классический фольклор

1. Обряды и обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые и хореографические жанры.

Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые и семейные.

1.1 Трудовые обряды: календарные обряды

Наблюдения древних славян над солнцеворотом и на связанные с ним изменениями в природе сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, закрепленных обрядами, приметами, пословицами.

Постепенно обряды образовали годовой цикл, и важнейшие праздники были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию.

Существуют зимние, весенние, летние и осенние обряды.

1.2. Семейные обряды

В отличие от календарных обрядов, герой семейных обрядов – реальный человек. Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшими были рождение, вступление в брак и смерть.

Наиболее развитым был свадебный обряд, он имел свои характеристики и законы, свою мифологию и свою поэзию.

1.3. Причитания

Это древний жанр фольклора, генетически связанный с похоронным обрядом. Объект изображения причитаний – трагическое в жизни, поэтому в них сильно выражено лирическое начало, мелодия выражена слабо и в содержание текста можно было найти много восклицательно-вопросительных конструкций, синонимических повторов, единоначатия и т.д.

2. Малые жанры фольклора. Паремии.

К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем.

Малые жанры фольклорной прозы, или паремии, очень разнообразные: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры, благопожелания, проклятия и проч.

3. Сказки (см. § 2.)

3.1. Сказки о животных

3.2. Волшебные сказки

3.3. Бытовые сказки

3.3.1. Анекдотические сказки

3.3.2. Новеллистические сказки

4. Несказочная проза

Несказочная проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее произведения приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам. Для несказочной прозы характерна невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов. В самом общем смысле можно сказать, что ее произведениям свойственна стилистическая форма эпического повествования о достоверном.

Наиболее устойчивым компонентом является персонаж, вокруг которого объединяется весь остальной материал.

Важный признак несказочной прозы – сюжет. Обычно сюжеты имеют эмбриональную форму (одномотивные), но могут передаваться как сжато, так и подробно.

Произведения несказочной прозы способны к контаминациям.

Принадлежат к несказочной прозе следующие жанры: предания, легенды и демонологические рассказы.

5. Былины

Былины – это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории.

Как и в волшебных сказках, в былинах фигурируют мифологические образы врагов, происходит перевоплощение персонажей, героям помогают животные.

Былины имеют героический или новеллистический характер: идея героических былин – прославление единства и независимости Русской земли, в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личные пороки (хвастовство, заносчивость).

6. Исторические песни

Исторические песни – это фольклорные эпические, лироэпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа.

7. Баллады

Народные баллады – это лироэпические песни о трагическом событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика. В центре баллад находятся нравственные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, преступление и раскаяние.

8. Духовные стихи

Духовные стихи – песни религиозного содержания.

Главный признак духовных стихов заключается в противопоставлении всего христианского – мирскому.

Духовные стихи – неоднородны. В устном бытовании они взаимодействовали с былинами, историческими песнями, балладами, лирическими песнями, причитаниями.

9. Лирические внеобрядовые песни

В народной лирике слово и мелодия нераздельны. Главное назначение песен – раскрывать мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей и настроений.

Эти песни выражали характерные переживания русского человека в разных жизненных ситуациях.

10. Фольклорный театр.

Фольклорный театр – традиционное драматическое творчество народа.

Специфические признаки фольклорного театра – отсутствие сцены, разделение исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение исполнителя в иной объективированный образ, эстетическая направленность представления.

Пьесы нередко распространялись в письменном виде, предварительно репетировались, что не исключало импровизации.

К фольклорному театру принадлежат: балаганы, театр передвижных картинок (раёк), народный кукольный театр и народные драмы.

11. Детский фольклор.

Детский фольклор – специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей.

Общий, родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.

Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор)

Позднетрадиционный фольклор

Позднетрадиционный фольклор – это совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.

Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художественный уровень по сравнению с классическим фольклором.

1. Частушки

Частушка – это короткая рифмованная народная песенка, которая исполняется в быстром темпе на определенную мелодию.

Тематика частушек разнообразна. Большинство из них посвящены любовной и семейно-бытовой темам. Но нередко в них находят отражение и современная жизнь народа, те изменения которые происходят в стране, содержатся острые политические намеки. Для частушки характерно шутливое отношение к своим героям, ирония, а иногда и острая сатира.

2. Фольклор рабочих

Фольклор рабочих – устные народные произведения, которые были созданы в рабочей среде или усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы именно этой среды.

В отличие от частушки, фольклор рабочих не превратился в национальное, общерусское явление. Его характерная особенность – локальность, замкнутость в пределах той или иной промышленной территории. Например, рабочие фабрик, заводов и рудников Петрозаводска, Донбасса, Урала, Алтая и Сибири почти не знали устных произведений друг друга.

В фольклоре рабочих преобладали песенные жанры. В песнях изображались тяжелые условия труда и быта простого рабочего, которым контрастно противопоставлялась праздная жизнь угнетателей – владельцев предприятий, надсмотрщиков.

По форме песни – это монологи-жалобы.

3. Фольклор периода Великой Отечественной войны.

Фольклор периода Великой Отечественной войны – это произведения различных жанров: песенные, прозаические, афористические. Они создавались самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, колхозных полей, партизанами и др.

В этих произведениях отражаются жизнь и борьба народов СССР, героизм защитников страны, вера в победу, радость победы, верность в любви и любовные измены.

В нашей работе мы будем подробнее останавливаться на фольклорном классическом жанре сказки.

Исследователи литературы выделяют определенные разновидности или виды народного творчества. Фольклор подразделяют по разным признакам, но чаще всего выделяют следующие видовые группы:

Трудовые песни
Это разновидность песенного жанра, главным признаком которой является обязательное сопровождение трудовой деятельности. Эта разновидность фольклора - метод организации коллективного, общего рабочего процесса. Ее цель - задавать ритм с помощью несложного мотива и слов.

Календарный фольклор
Основанием для формирования стали обрядовые традиции календарного года. Образ жизни крестьянина, который трудится «на земле», во многом зависел от погодных условий. Это породило большое количество различных обрядов, призванных привлекать удачу, благополучие, хороший урожай и т.д. Наиболее известными и важными праздниками являлись Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждый праздник обязательно сопровождали песни, заклички, заговоры и особые ритуалы.

Свадебное народное творчество
Свадебный фольклор подразумевает, прежде всего, песни, которые пели в трех основных обрядах: сватовстве, прощании родителей с невестой и на основном празднике.

Необрядовый фольклор
Сюда можно отнести все разновидности малых жанров устного народного творчества (частушка, запевка и т.п.). Но такой подход неоднозначен. К примеру, некоторые разновидности относят к детскому народному творчеству: пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр.

Устная проза
Подразумевает такие разновидности русского народного творчества как предания, легенды, бывальщины - краткий пересказ реальных событий, особенность которого заключается в том, что рассказчик не был свидетелем произошедшего.

Песенный эпос (героический)
Это очень древняя форма устного народного творчества, повествующая о каких-либо случившихся давно событиях в виде песни. Былина - древняя песня, которую нужно рассказывать торжественно и неторопливо.

Художественное творчество
К этому блоку относят эпические и песенные жанры, созданные в стиле народного, художественного творчества. Самый известный из них - сказка.

Фольклорный театр
Представления на улицах были очень популярны у населения старой Руси. Вертеп - вид драматического произведения, предназначенный для представлений в уличном кукольном театре. Раёк - вид картинного представления, которое осуществлялось с помощью устройства в форме коробки со сменяющими друг друга иллюстрациями. Представление сопровождалось устными историями.
Таким образом, можно увидеть, как многообразна народная художественная культура, она включает в себя различные виды (от песенного фольклора до народного театра), а также жанры (от песен и частушек до легенд, былин, сказок и т.п.).
При этом формы народного творчества всегда были связаны друг с другом: песни сопровождались танцами и хороводами, а изобразительное искусство отражало мышление и миропонимание людей.

Это народное творчество, охватывающее все культурные слои общества. Жизнь людей, их воззрения, идеалы, моральные устои - все это отражается как в художественном фольклоре (танцах, музыке, литературе) так и в материальном (одежда, кухонная утварь, жилище).

Еще в 1935 году великий русский писатель Максим Горький, выступая на Первом съезде писателей СССР, точно охарактеризовал фольклор и его значение в общественной жизни: "...наиболее глубокие героев существуют в фольклоре, устном творчестве народа. Святогор и Микула Селянинович, Василиса Премудрая, иронический Иванушка-дурачок, который никогда не унывает, Петрушка, всегда и всех побеждающий. Эти образы созданы фольклором и они являются неотделимой частью жизни и культуры нашего общества."

Фольклор ("народное знание") - это отдельная научная дисциплина, по которой проводятся изыскания, создаются рефераты, пишутся диссертации. В русской литературе 19-го века широко употреблялись термины "народная поэзия" и "народная словесность".

Устное народное творчество, жанры фольклора

Песни, сказки, легенды, былины - это далеко не полный список. Устное народное творчество - это обширный пласт русской культуры, который формировался на протяжении веков. Жанры народного фольклора подразделяется на два основных направления - необрядовое и обрядовое.

  • Календарный - песни масленичные, рождественские колядки, веснянки и другие примеры народного песенного творчества.
  • Семейный фольклор - свадебные песни, причитания, колыбельные, семейные рассказы.
  • Окказиональный - заклинания, считалки, заговоры, заклички.

Фольклор необрядовый включает четыре группы:

1. Народная драма - религиозная, вертепная, театр Петрушки.

2. Народная поэзия - баллады, былины, духовные стихи, песни лирические, частушки, детские песни-стихи.

3. Фольклорная проза делится на сказочную и несказочную. Первая включает сказки о животных, бытовые, волшебные, сказки-цепочки (например, история о Колобке). Несказочная проза - это истории из жизни, повествующие о встречах человека с образами русской демонологии - русалками и водяными, колдунами и ведьмами, упырями и вурдалаками. К этой подкатегории также относятся рассказы о святынях и чудесах христианской веры, о высших силах. Формы несказочной прозы:

  • легенды;
  • мифологические рассказы;
  • былины;
  • сонники;
  • предания;

4. Фольклор речевой изустный: скороговорки, благопожелания, прозвища, пословицы, проклятия, загадки, дразнилки, поговорки.

Жанры которых здесь приведены, считаются основными.

в литературе

Это стихотворные произведения и проза - былины, сказки, легенды. Множество литературных форм относят и к фольклору, который отражает три основных направления: драматическое, лирическое и эпическое. Безусловно, жанры фольклора в литературе на этом не исчерпываются, их гораздо больше, но перечисленные категории - это своеобразная эмпирика, наработанная годами.

Драматические образы

К драматическому фольклорному искусству относятся народные драмы в форме сказочных сюжетов с неблагоприятным развитием событий и счастливым концом. Драматичной может быть какая-либо легенда, в которой происходит борьба добра со злом. Персонажи побеждают друг друга с переменным успехом, но в итоге добро торжествует.

Жанры фольклора в литературе. Эпическая составляющая

Русский фольклор (эпический) основывается на исторических песенных произведениях с обширной тематикой, когда гусляры часами могут рассказывать истории о жизни на Руси под тихие струнные переборы. Это подлинное фольклорное искусство, передающееся из поколения в поколение. Кроме литературного фольклора с музыкальным сопровождением существует изустное народное творчество, легенды и былины, предания и сказы.

Эпическое искусство обычно тесно переплетается с драматическим жанром, поскольку все приключения былинных героев земли русской так или иначе связаны со сражениями и подвигами во славу справедливости. Главные представители эпического фольклора - это русские богатыри, среди которых выделяются Илья Муромец и Добрыня Никитич, а также невозмутимый Алеша Попович.

Жанры фольклора, примеры которых можно приводить до бесконечности, строятся на героях, сражающихся с чудищами. Иногда богатырю помогает неодушевленный предмет, обладающий сказочной силой. Это может быть меч-кладенец, одним махом рубящий головы дракону.

Эпические сказки рассказывают о колоритных персонажах - Бабе-Яге, живущей в избушке на курьих ножках, Василисе Прекрасной, Иване-царевиче, который никуда без Серого волка, да еще про Ивана-дурака - счастливого с открытой русской душой.

Лирическая форма

К этому фольклорному жанру относятся произведения народного творчества по большей части обрядовые: любовные песни, колыбельные, веселые частушки и причитания. Многое зависит от интонации. Даже приговоры, заклинания, навороты с целью приворожить любимого, и те иногда можно причислить к фольклорной лирике.

Фольклор и авторство

Произведения сказочного литературного жанра (авторские) зачастую не могут быть формально причислены к фольклору, как, например, "Сказка про Конька-Горбунка" Ершова или сказ Бажова "Медной горы Хозяйка" в силу их принадлежности перу определенного писателя. Тем не менее, эти истории имеют свой фольклорный источник, были рассказаны где-то и кем-то в той или иной форме, а затем переложены писателем в книжную форму.

Жанры фольклора, примеры которых общеизвестны, популярны и узнаваемы, не нуждаются в уточнении. Читатель легко разберется, кто из авторов придумал свой сюжет, а кто позаимствовал его из прошлого. Другое дело, когда жанры фольклора, примеры которых на слуху у большинства читателей, кем-то оспариваются. В этом случае специалисты должны разобраться и сделать компетентные выводы.

Спорные формы искусства

Бывают примеры, когда сказки современных авторов по своей структуре буквально просятся в народный фольклор, но при этом известно, что сюжет не имеет источников из глубины народного творчества, а придуман самим автором от начала до конца. Например, произведение "Трое в Простоквашино". Налицо фольклорная канва - один почтальон Печкин чего стоит. Да и сама история сказочная по сути. Тем не менее, если авторство определено, то фольклорная принадлежность может быть только условной. Хотя многие авторы полагают, что различия вовсе не обязательны, искусство - оно и есть искусство, независимо от формы. Какие жанры фольклора совпадают с литературными канонами, можно определить по ряду признаков.

Отличие фольклорных произведений от литературных

Литературные произведения, такие как роман, рассказ, повесть, эссе, отличаются размеренностью, неспешным повествованием. Читатель получает возможность на ходу анализировать прочитанное, при этом углубляясь в идею сюжета. Фольклорные произведения более импульсивные, к тому же они содержат только им присущие элементы, такие, как, говорок или запев. Нередко рассказчик замедляет действие для большего эффекта, применяет двойственность или троичность повествования. В фольклоре широко применяется открытая тавтология, иногда даже акцентированная. В ходу параллелизмы и преувеличения. Все эти приемы органичны для фольклорных произведений, хотя совершенно недопустимы в обычной литературе.

Разные народы, несовместимые по своей ментальности, зачастую объединяют факторы именно фольклорного характера. Народное искусство содержит универсальные мотивы, как, например, общее для всех желание собрать хороший урожай. Об этом думают и китайцы, и португальцы, хотя живут они на разных концах материка. Население многих стран объединяет стремление к мирному существованию. Поскольку люди везде одинаковые по природе своей, то и фольклор у них мало чем отличается, если не иметь в виду внешние признаки.

Географическая близость разных народностей способствует сближению, и этот процесс начинается также с фольклора. Налаживаются в первую очередь культурные связи, и только после духовного объединения двух народов на авансцену выходят политики.

Малые жанры русского фольклора

Небольшие фольклорные произведения обычно предназначены для детей. Ребенок не воспринимает длинный рассказ или сказку, однако с удовольствием слушает историю о Сереньком волчке, который может ухватить за бочок. В процессе воспитания детей и появились малые жанры русского фольклора. В каждом произведении такой формы содержится особое смысловое зерно, которое по ходу повествования превращается или в мораль или в небольшое нравоучение.

Однако большинство малых форм фольклорного жанра - это полезные для развития ребенка речевки, песенки, прибаутки. Выделяются 5 жанров фольклора, которые с успехом применяются при воспитании детей:

  • Колыбельная песня - древнейший способ, позволяющий убаюкать ребенка. Обычно напевная мелодия сопровождается покачиванием люльки или кроватки, поэтому важно при пении найти ритм.
  • Пестушки - простые стишки, напевные пожелания, ласковые напутствия, успокоительные причитания для только что проснувшегося ребенка.
  • Потешки - речитативные песенки, сопровождающие игру с ручками и ножками младенца. Способствуют развитию ребенка, побуждают его к действию в ненавязчивой игровой форме.
  • Прибаутки - короткие рассказики, часто в стихах, веселые и звучные, которые ежедневно рассказывает мать своим детям. Подрастающим малышам нужно рассказывать прибаутки в соответствии с их возрастом, чтобы дети понимали каждое слово.
  • Считалки - небольшие стишки, хорошо развивающие арифметические способности ребенка. Являются обязательной частью коллективных детских игр, когда нужно провести жеребьевку.