Экскурсии в дом-музей чуковского. ПВД. Переделкино. Дача Чуковских. Здание и экспозиция

Вряд ли в России найдется хоть один ребенок, который не знает, кто такие Мойдодыр, доктор Айболит или Бармалей. И уж точно нет ни одного взрослого, кто бы не вырос на историях об этих персонажах. И все они связаны с именем знаменитого советского писателя Корнея Ивановича Чуковского.

Узнать, как и в каких условиях жил детский поэт и творил свои бессмертные произведения, можно, посетив его дом-музей в подмосковном поселке Переделкино. В достаточно просторном особняке Чуковский провел последнюю треть своей жизни – с 1938 по 1969 год. Этот дом еще называют «музеем последнего дня», так как именно отсюда писатель уехал в больницу, из которой он больше не вернулся. И создатели данной экспозиции постарались сохранить все в том виде, как оно было 45 лет назад. Даже многие вещи лежат именно на тех местах, где их оставил Корней Иванович Чуковский.

Жизнь и творчество великого писателя

Корней Иванович Чуковский (31.03.1882-28.10.1969) родился в Санкт-Петербурге. Отца своего он никогда не знал, поэтому отчество Иванович писатель выдумал себе сам. Собственно, как и имя с фамилией. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков.

Свою творческую деятельность Чуковский начинал в качестве журналиста в газете «Одесские новости», а также переводил для издания статьи с английского языка.

После Революции писатель переквалифицировался и стал заниматься монографиями. В первую очередь он написал книгу «Мастерство Некрасова», за которую был удостоен Ленинской премии. Помимо этого он изучал биографии таких известных литераторов, как Чехов и Достоевский.

Примерно в то же время Чуковский написал и свои первые детские произведения. Он сочинял их для своей дочери Маруси. В 1923 году вышли «Тараканище» и «Мойдодыр», а чуть позднее «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Краденое солнце» и другие.

Последние годы жизни писатель почти не выезжал со своей дачи в Переделкино. Он частенько устраивал встречи с детьми, посиделки у костра и т.п. Многое, что напоминает о тех днях, сохранилось и в наши дни.

Основание музея

Идея переделки дома в музей принадлежит дочери писателя Лидии Чуковской. Как она сама признавалась, слишком многие люди хотели посмотреть, как жил известный поэт. Правда, усадьбе долгое время не присваивали статус национального памятника. Дело в том, что советская цензура не жаловала произведения Чуковского, особенно детские книги. И только после того, как в дело вмешались такие люди, как Райкин, Капица и Образцов, дому был присвоен официальный статус музея. А произошло это только в 1996 году.

Помимо самого дома-музея на дачном участке в Переделкино есть еще несколько знаковых достопримечательностей. Во-первых, необычное дерево, у которого вместо листьев привязана различная обувь. Во-вторых, это небольшое строение, которое за внешний вид посетители окрестили «Пиво-Воды». Хотя на самом деле в этом одноэтажном крохотном домике Корней Чуковский любил собираться со своими друзьями. Например, частым гостем у писателя была Анна Ахматова.

Экспонаты музея

Среди экспонатов в доме почти 6 тысяч различных предметов. Подавляющее большинство – книги. Причем все они содержат различные пометки на полях, сделанные самим писателем.

Помимо этого в музее сохранилась вся мебель: кровать, кухонный гарнитур, столы и стулья, а также обстановка рабочего кабинета. Среди самых любопытных экспонатов стоит выделить тот самый телефон, который стал героем одного из произведений Корнея Чуковского. Ну тот, на который звонил и слон, и крокодил, и мартышки, и многие другие животные…

В конце октября мы решили, что пора закрывать сезон и съездить посмотреть дачу Чуковского, а заодно сделать шашлыки. Поскольку времени на возню с мясом у нас не было, то решили купить его в Ашане. Но вид их шашлыка доверия не внушал и мы купили два вида купат. Сели и поехали. 3 километра мы проехали за 30 минут, строительство Сколково создает пробки даже по выходным. Остальные 2 километра пролетели по свободным сельским дорогам. И оказались в Москве:

Переделкино с этого года уже Москва. Новые власти так торопились пометить территорию, что герб прикрутить не успели. Переделкино - это писательский поселок, возникший в 1935 году по приказу Сталина, спецслужбам так было легче вести контроль за интеллигенцией. Место для поселка выбирал Горький. Как мы помним, Пришвин не захотел, чтобы за ним так пристально следили и . А Чуковский поселился. Он писал во вступлении к Бибигону: "Я живу на даче в Переделкине. Это недалеко от Москвы."

Конечно, лучше предварительно записаться на экскурсию, но мы приехали просто так и нам повезло. Злата, как раз, успела выспаться в машине и мы вошли во двор.

"Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт".

Злата пройдя за калитку сразу закричала: "Это же чудо-дерево! Я знаю! Нам в садике про него читали".

"Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!"

Дочь выразила уверенность, что обувь на дереве растет, а не повешена людьми и очень сильно расстроилась, когда оторвала один башмак.

Дома писателей строились по немецким проектам и чем-то напоминают профессорские домики в Дубне. Чуковский бывал на даче в Переделкине с 1938 года, а после войны жил тут почти постоянно до самой смерти в 1969. Также у него была квартира в Москве, в ней сейчас живут его наследники, а дом является всенародным достоянием.

Внутри нам фотографировать не разрешили (разрешение стоит 1500 рублей, экскурсия 300), поэтому обойдем вокруг дома.

Экскурсия была ориентирована на детей (потому что все приехали с детьми) и экскурсовод отработала на отлично, хотя и сказала, что Чуковский, не детский писатель и когда дети подрастут, то хорошо было бы приехать на более серьезную экскурсию. Злата проявила себя очень хорошо на фоне остальных дошколят, хотя и была единственной трехлеткой. Только наша дочь знает "Рикки-Тикки-Тави" ("Мне папа пел такую песенку") и правильно ответила на вопрос какие сказки написал Корней Иванович. Мультфильм "Телефон" им показали усадив детей на крокодила, Злата его побаивалась и аккуратно сидела на кончике хвоста. Мультик, кстати, 1944 года.

Мы сейчас смотрим диснеевский "Бемби" 1942 года и поражаемся насколько качественной была тогда анимация на фоне штампованных "Смешариков" и "Маши и Медведя".

Забавно, что в сказке "Телефон" Чуковский тонко троллит: "ох, нелегкая это работа, из болота тащить бегемота". И я до седых волос так и думал, что да, тяжелая это работа. А ведь бегемот и живет в болотах и тащить его оттуда не надо. Еще, оказывается, что Чуковский основоположник советской литературы для родителей. После выхода в 1933 году его книги "От двух до пяти", его стали забрасывать письмами с вопросами о грудном вскармливании, пеленании и лекарствах.

У фотографии с Гагариным экскурсовод рассказала известный анекдот и спросила детей кто был первым космонавтом. Дети дружно ответили: "Белка и Стрелка!"

Еще на экскурсии детям показывали разные фокусы, самый зрелищный - это пружинка спускающаяся по ступенькам лестницы. Сейчас они учат ее подниматься и вроде бы пружинка делает успехи, дети были впечатлены и каждому ребенку на выходе родители покупали по пружинке.

Во дворе.

Гараж-сторожка. После того как в 1962 году Чуковский стал доктором литературы Оксфорда и получил Ленинскую премию, руководство страны выделило ему черный правительственный ЗиС и "Победу", возможно, что они тут и стояли.

Впервые про Переделкино я услышал когда читал воспоминаниях Пастернака. Почему-то запомнилось, что как-то он проходил мимо дачи Чуковских и увидел Лидию Чуковскую в огороде. Вот где-то тут это и произошло. А запомнилось, наверное потому, что у меня не вязалось в голове, что Пастернак и Чуковский могли быть друзьями.

Чуковский любил приглашать всяких звезд к себе на дачу (не только писателей). И устраивал для детей вечера на поляне у костра. Естественно, что вход был платный - 10 еловых или сосновых шишек.

Власти Чуковского не любили, особенно при Сталине, и всячески боролись с чуковщиной. Например Крупская писала в 1928 году:

"Что вся эта чепуха обозначает? Какой политической смысл она имеет? Какой-то явно имеет. ... Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня - неуважение к ребенку. Сначала его манят пряником - веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдет бесследно для него. Я думаю, "Крокодил" ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть."

Но трогать его боялись, а вот зятя расстреляли. На своем участке Чуковский делает частную публичную библиотеку, возможно единственную в СССР. Библиотека работает до сих пор. После смерти Чуковского на даче жила его дочь Лидия, ее за правозащитную деятельность исключили из Союза Писателей и пытались выселить с дачи, которая уже действовала к этому времени как неофициальный музей, а библиотека продолжала работать. Дачу хотели отдать какому-нибудь писателю или за жополизство у власти или за взятку, но под давлением общественности все удалось сохранить нетронутым.

Через дорогу от дачи можно наблюдать вот такой фан-арт:

Люблю распознавалку лиц в Пикасе. На этой фотографии есть маленький человечек с запорожским чубом, вероятно это и есть Бибигон! Нашли? :)

Кстати, село Передельцы (прежнее название Переделкина) известно с 17 века и получило такое название потому что тогда тут была судостроительная верфь. По глубоководной реке Сетунь сюда приходили на переделку корабли. Сейчас в это не верится, ведь Сетунь - это такой ручеёк. Да и вместо плотников на Измалковских прудах селятся другие люди:

Вполне вероятно что Чуковские и Пастернаки тоже любовались осеньем разноцветьем с этой точки.

А мы открыли сезон барбекю-2012, лучше поздно чем никогда:)

«Вдруг оказалось… людей, любящих его книги, желающих углубиться в историю русской культуры, гораздо более, чем мы помышляли… - вспоминала о зарождении музея дочь Чуковского Лидия Корнеевна. - Ни единого объявления в газете или где бы то ни было - но идут, и идут, и идут, приходят пешком, приезжают на поездах, на санаторных автобусах, в частных автомобилях».

О том, как «стихийно», как бы «сам собой», переделкинский дом стал музеем, Лидия Чуковская рассказывала так: «Затея моя - сохранить в неприкосновенности комнаты Корнея Ивановича - повернулась так, как мне и во сне не снилось: говоря по правде, сохранила я их, чтобы иногда приходить туда одной, как прихожу на могилу, - и снова видеть его стол, халат, его радио, его книги... Так же тикают часы на столе, тем же строем стоит на полке собрание Некрасова, в которое вложено им столько труда. Вот-вот и он сам войдет...»



В течение практически тридцати лет музей не только работал, но и боролся за право на существование. В 1976 году решение о внесении музея в список памятников истории и культуры было отменено, тогда на защиту музея встали Лихачев, Капица, Каверин, Образцов, Райкин, Успенский, Берестов и другие. Эта борьба за музей продолжалась долгие годы. Лишь в июне 1996 года, после капитального ремонта и больших реставрационных работ, проведенных Гослитмузеем, переделкинский дом Чуковского вновь наполнился детскими голосами, в нем начали проводить экскурсии для взрослых и детей.

Сегодня все выглядит так, как и 5 октября 1969 года, когда Корней Иванович уехал в кунцевскую больницу. Домой он больше не вернулся: писатель скончался 28 октября 1969 года...


В этом доме Корней Чуковский жил с февраля 1938 по октябрь 1969 года Сказка Бибигон так и начинается: «Я живу на даче в Переделкине...» Здесь Чуковский написал книгу о русском языке «Живой как жизнь», исследование «Мастерство Некрасова», статьи и воспоминания о Чехове, Блоке, Ахматовой, Гумилеве, Брюсове, о переводах на английский язык русской прозы и поэзии. Здесь же он получил известие о присвоении ему звания почетного доктора литературы Оскфордского университета, одного из старейших в Европе. В этом гостеприимном доме бывали Пастернак и Ахматова, Паустовский и Солженицын, Евтушенко, Бродский, Берестов и другие.

Мы не будем подробно рассказывать обо всех комнатах дома-музея Чуковского, сотрудники музея сделают это намного лучше, глубже и уж точно гораздо интереснее, чем это позволит формат Квартблога. Но без описания кабинета писателя и его библиотеки наша статья была бы неполной.

О кабинете Чуковского Вениамин Каверин писал: «Эта комната - одушевленная, сложившаяся десятилетиями вещественно воплощенная часть истории русской литературы. В ней все, как было в день его смерти, и для нас, его современников, для тех, кто пришел и еще придет ему на смену. И надо, чтобы все так и осталось, как было».



В кабинете у огромного окна стоит письменный стол писателя, на нем - его последняя статья, которая так и не была дописана - «Признания старого сказочника». «Чудо-дерево» на письменном столе - подарок учащихся 609-ой московской школы к восьмидесятилетию писателя. Под деревом - фигурки Андерсена и Бибигона, рядом два игрушечных крокодильчика из одноименной сказки Чуковского - английский белый из слоновой кости и африканский черный из железного дерева. Справа фотографии жены Чуковского Марии Борисовны и сына Николая.




На книжной полке над диваном стоит комплект грампластинок с записями стихотворений Уолта Уитмена в исполнении американских актеров и Шалтай-Болтай, подарок из Англии. Рядом, в шкафу, на полках с книгами, фотографии молодого Александра Солженицына и Юрия Гагарина.






Шкаф для архива напротив - «штуковина», как называл его сам Корней Иванович, в нем хранились рукописи и письма Александра Блока, Анны Ахматовой, альбомы с фотографиями, множество папок с еще незавершенными исследованиями. На шкафу - игрушки: Говорящий Лев и паровозик.


Особенно много в этой комнате подарков из Японии: куклы, веер, огромный полотняный карп. Японцы обожали Чуковского: в Японии дважды издавалась его книга «От двух до пяти», которую японские ученые и педагоги считают одним из лучших исследований детской психологии.







Настоящий головной убор индейского вождя из разноцветных перьев привезен писателю одним из его почитателей из Америки; в этом индейском одеянии Корней Иванович играл с детьми.




Напротив кабинета дверь в библиотеку, бывшую когда-то комнатой жены Чуковского Марии Борисовны. Зачехленная белой парусиной мебель, стена, увешанная семейными черно-белыми фотографиями и самое дорогое для членов этой семьи - книги, огромное количество книг. Всего в музейной экспозиции насчитывается более пяти тысяч книг. Особенно много на полках сказок - отечественных и зарубежных. Литературоведческие и мемуарные книги Чуковского занимают отдельную полку. Многие книги в доме Чуковского хранят следы его карандаша - отчеркивания, подчеркивания, заметки на полях. Иногда их так много, что книгу можно рассматривать как своеобразную рукопись Чуковского.



В углу, за дверью, стоит палка - бугристая коряга, которую, по рассказам экскурсовода, Корней Иванович мог поставить на указательный палец и держать, сохраняя в состоянии равновесия. Здесь же один из лучших портретов молодого Чуковского - литография Надежды Войтинской.






Простенок между кабинетом и библиотекой тоже заполнен книгами, рисунками и фотографиями. Отдельную полку занимает привезенная Чуковским из Англии в 1916 году энциклопедия «Британника».



Самая нарядная комната в доме - столовая. Она оформлена по вкусу жены Чуковского, Марии Борисовны. Темно-синие стены подчеркивают красоту мебельного гарнитура из карельской березы, который Мария Борисовна купила в комиссионке в 1939 году. На столе стоит хрустальный кувшин и таз для умывания - это подарки Сергея Михалкова и Агнии Барто. Дополняют интерьер бронзовая люстра, картины Ильи Репина, близкого друга писателя, и Константина Коровина, рисунки Бориса Григорьева.

Ножки обеденного стола в виде львиных голов тоже вызывают неподдельный интерес: если смотреть снизу, то львы улыбаются, а при взгляде сверху кажутся грозными и сердитыми. Тут же и черный дисковой телефон с буквами, по которому Корнею Ивановичу в мультфильме звонил Слон.




Напоследок прогуляемся по участку рядом с домом писателя. Здесь находится костровая площадка. Традицию проводить летние «Костры» - праздники для детей при участии писателей, актеров, певцов и фокусников - придумал сам Чуковский: он собирал детей на поляне и устраивал целые представления для них, входным билетом на которые служили десять шишек. Сейчас эта традиция бережно хранится смотрителями музея.




У калитки растет знаменитое "чудо-дерево", украшенное старой детской обувью. Рассказывают, что этот клен чуть было не спилили, решив, что он засох. Но директор музея буквально спас его от неминуемой гибели, развесив на нем разноцветные поношенные башмаки. С тех пор эта коллекция только пополняется.


При подготовке статьи использованы материалы дома-музея Корнея Чуковского, комментарии главного научного сотрудника музея Крючкова Павла Михайловича и информация сайта odintsovo.info.

Музей Корнея ЧУКОВСКОГО не создавался по крупицам через какое-то время после ухода из жизни писателя, а сохраняется в точности таким, каким Чуковский оставил дом 5 октября 1969 года, направляясь в Кунцевскую больницу. В свой дом он уже не вернулся, писатель скончался 28 октября. Дом в Переделкино стал «музеем последнего дня». Корреспондент «Одинцово-ИНФО» побывал здесь и открыл для себя такого знакомого нам с детства писателя с совершенно неожиданной стороны.

Первоначально близкие Корнея Ивановича не думали о музее. Лишь руководимые желанием приходить в его комнаты, чтобы вспоминать о нем, быть ближе к нему, сохранили в неприкосновенности его дом.


«Вдруг оказалось… людей, любящих его книги, желающих углубиться в историю русской культуры, гораздо более, чем мы помышляли… — вспоминала о зарождении музея дочь Чуковского Лидия Корнеевна. — Ни единого объявления в газете или где бы то ни было — но идут, и идут, и идут, приходят пешком, приезжают на поездах, на санаторных автобусах, в частных автомобилях».


Официально музеем дом стал лишь после долгой борьбы общественности за его государственный статус. Сегодня в это трудно поверить, но борьба с партийными бюрократами шла многие годы с переменным успехом. Не единожды судьба дома висела на волоске. За сохранение музея выступали знаменитые люди: ЛИХАЧЕВ, КАПИЦА, КАВЕРИН, ОБРАЗЦОВ, РАЙКИН и другие. В конце концов, разум победил. Отдел Государственного литературного музея — Дом-музей Чуковского открылся в июне 1996 года.


В этом доме Корней Иванович жил с февраля 1938 года по октябрь 1969 года, то есть практически последнюю треть своей долгой, насыщенной событиями жизни.

Наталия Васильевна ПРОДОЛЬНОВА, на лекции которой огромный спрос у педагогов и студентов педагогических вузов, сегодня наш гид.


Наталия ПРОДОЛЬНОВА и гости музея

Когда вы входите в дом, попадаете в переднюю с зеркалом, тумбочкой, вешалкой и шляпой Чуковского. Самая нарядная комната в доме — столовая. Она оформлена по вкусу жены Чуковского — Марии Борисовны. Дополняют интерьер бронзовая люстра, картины РЕПИНА и КОРОВИНА, рисунки ГРИГОРЬЕВА.


Стены выкрашены в темно-синий цвет, который очень гармонично подчеркивает красоту мебельного гарнитура из карельской березы.


На столе стоит хрустальный кувшин и таз для умывания — это подарки Сергея МИХАЛКОВА и Агнии БАРТО.


Из столовой можно попасть в угловую комнату, где жила дочь — Лидия Корнеевна. На детях Чуковского «природа не отдохнула»: и Лидия, и сын Николай были талантливыми писателями.

Другая комната первого этажа — комната с эркером, у нее особая история. В ней в разное время жили сын Николай, потом внук Дмитрий с женой. Позже гостил и провел последнюю перед высылкой зиму Александр СОЛЖЕНИЦЫН.


Сейчас это место, где проводятся выставки, читаются лекции посетителям музея.


Например, здесь выставлены издания книги «От двух до пяти», которую очень уважают японские ученые и педагоги и считают одним из лучших исследований детской психологии. Последняя глава книги называется «Заповеди для детских поэтов», им Чуковский и следовал. Здесь же выставлено 15-титомное собрание сочинений Чуковского, изданное в 2008 году.


Наш гид Наталья Продольнова предлагает тестовый вопрос: какой объем в собрании сочинений писателя занимают его всем нам хорошо известные с детства стихи и сказки? Предлагаем и вам, прежде, чем прочитать правильную версию, дать свой вариант ответа…

Наверно, так же как и мы, вы набросите пару-тройку лишних томов. На самом деле — это всего лишь половина первого тома. Вот что значит неслыханная популярность с детства и с детства же врезавшиеся навсегда в память ритмичные строчки:

«Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…»

Чуковский сочинял для детей 2-3-х летнего возраста. Кроме него практически никто для таких малюток не писал. Стихи МАРШАКА, например, предназначены для детей уже постарше — от 5 лет. Кстати, в рассказе о санатории «Барвиха» мы упомянули о некоторой сдержанности в отношениях между Чуковским и Маршаком. Наталья Васильевна возразила, что негативность этих отношений сильно преувеличена. «Они оба ценили друг в друге талант и индивидуальность. Резкости в отношениях не позволяли».

Вернемся к феномену детских стихов Чуковского. Каждая строка, каждая рифма у него выверена. У Корнея Ивановича был безукоризненный литературный вкус, воспитанный на русской и английской классической поэзии. Каждый стихотворный кусочек тщательно отточен, ритмичен. Поэтому его стихи так легко запоминаются. Каждые две строки могут существовать как отдельное законченное произведение, в них заключена целая самостоятельная картинка, яркий образ, без труда остающийся в памяти ребенка.


Очень существенная роль отведена глаголу. Глагол — это действие, а действие западает в память. Чуковский был против тяжеловесности в литературе для детей. Использовал традиции, свойственные сказкам, например, присутствие элемента страха, но в результате все оканчивается хорошо. И дети это знают — поэт не обманывает их ожиданий. Полностью отсутствует в его стихах нравоучение. Многие стихи Чуковский писал специально для своей особенно любимой дочки — Мурочки. Она умерла в 11 лет от туберкулеза. Это одна из самых тяжелых трагедий семьи Чуковских.


Что же занимает оставшийся объем 15-титомника? Это литературоведческие статьи, воспоминания о ЧЕХОВЕ, БЛОКЕ, АХМАТОВОЙ, КОНИ, ГУМИЛЕВЕ, БРЮСОВЕ, МАНДЕЛЬШТАМЕ, ПАСТЕРНАКЕ, мемуары, статьи о переводах (Чуковский активно занимался переводами, среди них «Том Сойер» Марка ТВЕНА, «Робинзон Крузо» Даниэля ДЕФО, сказки КИПЛИНГА и УАЙЛЬДА, новеллы О. ГЕНРИ). Как видим, Чуковский был вовсе не исключительно детским писателем, а серьезным исследователем литературы, за что ему и было присвоено звание почетного доктора литературы Оксфордского университета. До Чуковского из русских писателей такой чести удостаивались ЖУКОВСКИЙ и ТУРГЕНЕВ, а после — Ахматова.

На самом видном месте выставочного зала на первом этаже книга «Мастерство НЕКРАСОВА», за которую Корней Чуковский был награжден в 1962 году Ленинской премией. Именно Чуковский открыл и первым опубликовал многие неизвестные стихи и прозаические произведения Некрасова, написал ряд исследований, посвященных биографии поэта. Некрасовым Чуковский был увлечен серьезно и на всю жизнь.

Другая любовь для Чуковского — Александр БЛОК. Они были знакомы лично, встречались, общались. Блок для Чуковского был очень притягателен и дорог. Но сам поэт долго относился к Корнею Ивановичу весьма сдержанно, только к концу жизни стал воспринимать его как душевно близкого человека. О Блоке Чуковский написал одну из самых первых и лучших своих книг «Книга об Александре Блоке».

Все, что мы вам рассказали, открыло для нас Чуковского с совершенно другой незнакомой стороны. Первую искусствоведческую статью он опубликовал еще в 1901 году, за свою долгую жизнь видел «многое и многих». Ему посчастливилось быть последним корреспондентом Льва Николаевича ТОЛСТОГО.