Илья репин все картины. Илья Репин. Биография

"Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело" (Репин И. Е.)

Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Первый успех к Репину пришел в 1873 году на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». С этого момента слава художника только ширилась. Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883), портреты («В. В. Стасов», 1883; «П. А. Стрепетова», 1882), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876), исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891). В основу этой картины был положен исторический эпизод: в 1675 голу турецкий султан Мухамед IV предъявил казакам Запорожской Сечи что-то вроде ультиматума с требованием покориться ему и перейти в турецкое подданство. На это заявление казаки ответили посланием, где без всяких дипломатических околичностей, с юмором и злой иронией (присовокупив в конце оскорбительные титулы султану), объяснили самонадеянному владыке свою позицию. Репин запечатлел на полотне момент создания коллективного сочинения письма, где не делает акцент на отдельных личностях, а сосредотачивает внимание на всей колоритной народной массе. Но о чем бы Репин ни писал, к какому бы жанру ни обращался, поражает его художнический дар ощутить главную идею эпохи, умение увидеть отражение этой идеи в частных судьбах и характерах людей. Его творчество - это сама историческая действительность, ее боль и надежда, ее глубокие противоречия и драмы. Наиболее ярко реализм репинского искусства нашел отражение в портретной живописи. Подлинными шедеврами в этом жанре являются грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903) и «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении. Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ, характеристика модели сразу бросается в глаза, она дана метко и емко, при этом сохраняется острота и свежесть первого впечатления. Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красно-синий нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного - духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке.

Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883

Бурлаки на Волге, 1870-1873

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-1891

На дерновой скамье. Красное село, 1876

Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881

Протодиакон, 1877

Портрет писателя А. Ф. Писемского, 1880

Белорус, 1892

Портрет Л. Н. Андреева (Летний отдых), 1905

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

Не ждали, 1884-1888

Мужичок из робких, 1877

Портрет писателя Л. Н. Толстого, 1887

Актриса П. А. Стрепетова, 1882

Портрет художника В. И. Сурикова, 1877

Портрет Третьякова, 1883

В. Скляренко о творчестве Ильи Репина

Выдающийся русский художник-жанрист, портретист, исторический живописец реалистического направления. Профессор живописи (1893 г.), действительный член Петербургской академии художеств. Обладатель почетных наград: золотой медали «За экспрессию» им. Виже Лебрен за картину «Бурлаки на Волге» (1873 г.); памятной золотой медали и диплома «За особые труды и заслуги на поприще живописи и искусства» за портрет Е. Н. Корева на Всемирной выставке в Сент-Луисе (Америка). Автор воспоминаний «Далекое близкое» (1915 г., изданы в 1937 г.).

Величие Репина как художника явилось следствием гармоничного соединения врожденного таланта, глубокого осознания действительности и в высшей степени по-детски восторженного мировосприятия. Детские и юношеские годы Ильи прошли на Украине, в г. Чугуеве. Он родился в семье военного поселянина Ефима Васильевича Репина, который служил фуражистом и квартирмейстером в кавалерийском полку. Когда отец надолго уезжал по делам службы, заботу о благополучии четырех детей (двое умерли в раннем возрасте) брала на себя мать, Татьяна Степановна. Илья был на редкость любознательным мальчиком, но в школе учиться ему не довелось. Грамоте Илью обучил сельский пономарь, а арифметике - дьячок. Получив в семилетнем возрасте набор красок, он с таким восторгом и упорством рисовал, что у него кровь стала идти носом. Все соседки предсказывали, что мальчонка не выживет. Но он выздоровел и снова вернулся к краскам, чтобы уже никогда с ними не расставаться.

Проучившись несколько месяцев в Корпусе топографов, Илья в 1858 г. пошел в ученики к художнику-иконописцу И. М. Бунакову. Он быстро освоил сложную технику росписи, а в иконах давал волю своему воображению. Священникам нравились их яркие краски. Особенно удалась Илье «Мария Магдалина» - пылающие лучи и заплаканные глаза страдалицы на иконе производили сильное впечатление на верующих. Юный художник получал много заказов на росписи церквей и портреты горожан. В свои 19 лет в родном городе он был признанным мастером. В 1863 г., взяв заработанные 100 рублей, Илья поехал в Петербург штурмовать академию, о которой давно мечтал. Однако опыта провинциального живописца оказалось недостаточно для поступления. Репина подвела «тушевка». По совету художника-архитектора Петрова, у которого он снимал комнату, он поступил в вечернюю рисовальную школу на бирже. Днем Илья метался по столице в поисках заработка, а вечером успешно осваивал злополучную штриховку. Получив первый номер в школе, он справился с экзаменом в академию и в 1864 г. был зачислен вольнослушателем. Чтобы заплатить 25 рублей за первый год обучения, Илья пошел на поклон к меценату генералу Прянишникову, и тот внес необходимую сумму. Со всем пылом юности Репин постигал азы творчества. Но ему не хватало общеобразовательных знаний, и он с поразительным упорством изучал историю, литературу, анатомию, математику, физику, химию. Илья даже подумывал года на четыре отказаться от живописи, чтобы догнать «интеллектуальных богачей». Товарищи по учебе - В. Поленов, М. Антокольский, А. Шевцов, Н. Мурашко - отговорили его и старались раздобыть ему заказы на портреты, чтобы он мог заработать на жизнь. Преодолев все препятствия, уже через год и восемь месяцев обучения Репин получил Малую серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти истребляет первенцев египетских» (1865 г.). Это было для Ильи не просто признанием его успехов, но и позволило освободиться от податного сословия и телесных наказаний, получить звание художника и больше не оплачивать обучение.

Обязательные академические работы на библейские сюжеты Репина не волновали. Его вторым учителем с 1863 г. был И. Н. Крамской, а близким другом и советником стал В. В. Стасов. Проникнувшись идеями артельщиков и передвижников, равняясь на реалистическое творчество В. Г. Перова, Илья успешно исполнял задания, но душу в них не вкладывал. Он искал свою тему. И она открылась ему погожим днем 1868 г. на Неве. Фигуры бурлаков, доведенных каторжным трудом до состояния тяглового скота, их измученные лица и непокорные взгляды заслонили весь горизонт. Репин одновременно заболел сюжетом и влюбился в своих героев. Он задумал сложную, построенную на контрасте композицию: изможденные фигуры бурлаков, яркий солнечный день и стайки барышень в разноцветных платьях на берегу. Но по совету друга Ф. Васильева, Илья отказался от «назидания» в картине, а каникулы 1870 г. провел с друзьями и братом на Волге, «охотясь» за бурлаками, проникаясь их жизнью и повадками. Эскизы летних работ, разбросанные по полу конференц-зала, были лично рассмотрены великим князем Владимиром, и он оставил за собой право купить будущую картину. Репин так увлекся бурлаками, что друзья с трудом убедили его участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу. Илья долго не знал, как подойти к очередной библейской теме - «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.), пока не вспомнил о смерти сестры Усти. Он представил, как в их затихший от горя дом вошел бы человек и вернул сестре жизнь. После четырех месяцев бесплодных поисков Илья переписал картину за несколько дней, получил медаль и успешно закончил академию. Молодой художник не смог сразу отправиться в пенсионерскую поездку. Задержали неоконченные портреты, «Бурлаки» и огромный заказ на картину «Славянские композиторы» (1871-1872 гг.), которую Тургенев назвал «холодным винегретом из живых и мертвых». Картина имела огромный успех, хотя в ней все надумано, а среди выдающихся мастеров нет ни Мусоргского, ни Бородина, ни даже Чайковского.

Еще одной причиной задержки стала смена неуютной холостяцкой жизни на семейную. Невеста, Вера Алексеевна Шевцова, на глазах художника из неуклюжей девятилетней девочки, сестры друга, превратилась в нежную и вдумчивую девушку. 11 февраля 1872 г. молодые обвенчались в академической церкви, а в ноябре радовались рождению дочери. Пока маленькая Вера подрастала, чтобы осилить путешествие, счастливый отец представил зрителям полотно «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.), на котором сами за себя говорят «11 фигур - 11 горьких судеб на горячем песке под палящим солнцем раздольной русской реки». Репинское мастерство спаяло здесь спокойную мудрость, богатырскую силу, суровую доброту, тяжкие думы и отсутствие некрасовской покорности. «Нельзя не полюбить этих беззащитных... Нельзя не подумать, что действительно должны народу... Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится. А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы впечатления и не составили бы такой картины...» - писал Ф. М. Достоевский. «Бурлаки» были восторженно приняты зрителями и критикой в Петербурге и на Всемирной выставке в Вене, а затем на долгие 44 года скрыты от глаз публики в бильярдной князя Владимира...

За границу Репин уезжал прославленным мастером. С 1873 по 1876 г. художник побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Альбано, Лондоне. Долгое время жил с семьей в Париже, где родилась вторая дочь Надя. Их дом стал родным и для девятилетнего Валентина Серова, а Илья Ефимович - его первым и любимым учителем. Художник знакомился с западным искусством, написал много пленэрных пейзажей, этюдов, портреты Тургенева и дочери Веры, «Девочку-рыбачку», картину «Парижское кафе» (все в 1874 г.) и аллегоричное полотно «Садко в подводном царстве» (1876 г.). За последнюю работу Репин получил звание академика живописи. Но в России от создателя «Бурлаков» ожидали чего-то большего. Парижские работы ничего не добавили к его доброму имени. Казалось, он накапливал силы, чтобы по возвращении в Чугуев выплеснуться своеобразной летописью пореформенной России: «Под конвоем» (1876 г.), «В волостном правлении», «Возвращение с войны», «Мужичок из робких», «Мужичок с дурным глазом» (направлено на Международную выставку в Париж), «Крестный ход в дубовом лесу» (все в 1877 г.). Одним из действующих лиц «Крестного хода», стал чугуевский соборный протодиакон И. Уланов. Его же монументальную фигуру темпераментно, свободно, с исключительным богатством живописных приемов изобразил Репин в картине «Протодиакон» (1877 г.). «Да ведь это целая огнедышащая гора», - сказал о портрете Мусоргский. Эти и другие работы художник создал за один год жизни в родном городе. Ему было жаль расставаться с Украиной, но очень хотелось быть в центре российской живописи.

Прожив пять лет в Москве, Репин с семьей, пополнившейся сыном Юрием и дочерью Татьяной, переехал на постоянное место жительства в Петербург. В своей живописной мастерской художник работал сразу над несколькими полотнами. Его творческий темперамент был огромен. Он постоянно совершенствовал композиции, создавал десятки эскизов даже не к основным фигурам, искал выразительную натуру. Так, образ горделивой женщины в «Царевне Софье» (1879 г.) художник нашел, слив воедино эскизные портреты Бламберг-Апрелевой, портнихи и матери В. Серова. Критическое отношение к своим работам у Репина бывало чрезмерным. Он постоянно что-то исправлял в уже готовых картинах, а иногда заново переписывал их на том же холсте. Так, над «Явленной иконой» художник работал с 1877 по 1924 г. Долгие годы, создавая в картинах «Отказ от исповеди» (1879-1885 гг.), «Арест пропагандиста» (1880-1892 гг.), «Не ждали» (1884-1888 гг.) образы революционеров-народовольцев, Репин воспел облик человека, отдающего жизнь за высшие идеалы. Никого не оставила равнодушным многоликая толпа «Крестного хода в Курской губернии» (1880-1883 гг.), которая мерно наплывала на зрителя. В картине нет никакого благоговейного и религиозного экстаза - только чванливость, тупость, жестокость, боль и нищета. Десятки фигур, но нет ни одной лишней. Каждый образ, продуманный и десятки раз переписанный, мог бы стать отдельной картиной: от мальчика-горбуна и нищенки до толстой женщины и урядника с нагайкой. Репин даже по просьбе Третьякова ничего не изменил в картине, хотя очень часто поддавался уговорам. «Красота - это дело вкусов; для меня она вся в правде», - ответил художник знаменитому галерейщику.

Такой же жуткой по своей правдивости и реальности преступления и смерти стала картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1882-1885 гг.) - наиболее драматическое произведение Репина. «Чувства, перегруженные ужасами современности», позволили воссоздать на полотне «живую смерть», детоубийство. Художник запечатлел момент, когда в тиране Грозном пробуждается человек и отец, осознавший свой зверский поступок и горе. Слабая улыбка прощения освещает лицо умирающего. Цвет на полотне созвучен трагедии: серый фон, кроваво-красный ковер, черное одеяние Грозного и розово-золотые одежды царевича усиливают общее впечатление. Но именно мгновенная смена душевного состояния человека, бьющая из глаз царя, ошеломляет зрителя больше, чем хлынувшая из раны кровь. Картина написана «так мастерски, что не видать мастерства», и так правдиво, что Третьякову, купившему ее, от имени царя было велено не выставлять это произведение в галерее. Работа над «Грозным» забрала у художника много сил и душевной энергии. Да и в семейной жизни у Ильи Ефимовича давно не было тишины и счастья. Его частые увлечения, неуравновешенный вздорный характер доставляли немало горя жене, занятой домом и воспитанием четырех детей. Она не могла быть светской хозяйкой репинского салона. Друзья видели «затаенное страдание» этой женщины. Вера Алексеевна потребовала разрыва. Старшие дочери остались с отцом, а Юра и Таня - с матерью. Но контакта с детьми у Репина не было, они не простили ему грозовую атмосферу детства и скандалы. Тихое семейное счастье не удовлетворяло его бурную натуру. Ему требовалось состояние юношеской влюбленности, яркая и сильная страсть. В 44 года он пережил это чувство к своей одаренной ученице, Елизавете Николаевне Званцевой. Девушка не могла ответить взаимностью обремененному семьей художнику.

После душевного и семейного кризиса Репин полностью погрузился в работу над задуманной еще в 1878 г. искрометной и сочной картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891 гг.). Проникаясь стариной, художник несколько раз ездил на Украину, встречался с историком Яворницким (он изображен на картине писарем). Яркие типажи, хохочущие лица, уверенные в своей мощи фигуры, слитые в едином порыве веселья, на картине стали символом казацкой вольности и товарищества. «Запорожцев» купил царь за 35 тысяч рублей. На эти деньги Репин приобрел поместье Здравнево в Белоруссии и превратился в настоящего помещика, занятого посевами, скотом, наймом рабочих. Может быть, на этом и закончился бы великий художник, если бы Репин не попытался примириться с семьей. Но совместная жизнь опять не задалась. Художник оставил имение жене и вернулся в Петербург, где окунулся в общество высшего света, с представителей которого писал портреты. Постепенно он усвоил их взгляды, стал стыдиться своих юношеских порывов и исканий, превращаясь в салонного живописца.

Друзья по Товариществу передвижников, в правлении которого Репин то состоял, то выходил из него, не узнавали его. Художник со свойственной ему резкостью и непредсказуемостью суждений и оценок постоянно раздувал конфликты. Часто он безапелляционно подвергал критике то, в чем еще и сам не разобрался, а потом чистосердечно каялся. Но обиды оставались. Друзей-художников становилось все меньше (хотя со Стасовым, Поленовым, Суриковым дружба почти не прерывалась), а вот среди знати - все больше.

Какая-то раздвоенность поселилась в душе и творчестве Репина. Он больше не мог остановиться ни на одном интересном сюжете, испытывал чувство опустошенности. В этот период художник даже отошел от реализма: «Буду держаться только искусства и даже только пластического искусства для искусства», - писал он из Италии Стасову в 1893 г., и тот поспешил причислить его к ренегатам. Все чаще на мольберте Репина появлялись картины на ранее не любимые им библейские темы: «Голгофа», «Утро воскресения», «Неверие Фомы», «Отрок Христос в храме».

Столкновения с «мирискусниками» вернули живописца к реализму, и его «Дуэль» в 1897 г. на Международной выставке в Венеции «удивила всю Европу». Но Репину хотелось «хоть бы что-нибудь для сносного финала сделать». И все свое мастерство портретиста художник вложил в огромную, заказанную Александром II картину «Заседание Государственного совета» (1901-1903 гг.). Грандиозное многофигурное полотно, в исполнении которого помогали Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, заблистало нарядными мундирами более 80 сановников во главе с царем. Используя манеру односеансного письма, работая в стиле импрессионистов, Репин создает этюдные портреты, по силе впечатления превышающие даже саму картину. «Образы наших держиморд» потрясают своей реалистической правдой, особенно портрет Победоносцева. Лицо-маска иезуита, молитвенно сложенные руки, страшный облик уверенного в своей безмерной власти сановника. Каменное, холодное лицо человека, по чьей подсказке царь запретил показывать зрителям «Ивана Грозного». Каждый портрет - это приговор жестокости, равнодушию и хитрости. Картиной все были довольны. Очевидцы заседания считали, что она стала зеркальным отражением торжественного события, так «жизненны были лица, так характерны позы, так точно воспроизведена обстановка».

Репин недаром считался одним из лучших портретистов. Лучше всех удавались ему образы тех людей, которых он искренне любил и уважал. Живописец создал портреты целой плеяды ученых: Пирогова, Сеченова, Бехтерева, Менделеева, Павлова; русских писателей: Тургенева, Л. Толстого, Писемского, Горького, Короленко, Маяковского; композиторов: Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова; художников: Крамского, Сурикова, Куинджи, Ге, Васнецова, Серова; портреты Стасова и Третьякова, а также всех своих родных. По словам самого живописца, даже в «самый пустой портрет» он «вкладывал душу».

Можно только удивляться, как такой тонко чувствующий человека художник, непокорный и своенравный, мог связать свою жизнь (1900 г.) с сочинительницей банальных романов Натальей Нордман-Северовой и полностью подчиниться ее укладу жизни. Она в разное время была то боевой суфражисткой, то ярой феминисткой, потом проповедовала вегетарианство и самообслуживание. О ее обедах из сена ходили анекдоты. Все, что она делала, было нелепо, напыщенно, громогласно, но в то же время искренно. Илья Ефимович сносил все ее сумасбродства очень терпеливо, хотя жизнь в имении жены «Пенатах» в Финляндии была больше похожа на буффонаду, чем на творчество. Но Нордман противопоставила враждебности репинской семьи культ художника, подчинив этим Илью Ефимовича.

За 15 лет совместной жизни мир для Репина сузился до размеров одной усадьбы в Куоккале. Он прекратил преподавание в академии (1894-1907 гг.), с удивлением и обидой осознав, что теперь «оказался плохим педагогом», хотя для многих был великим учителем. Он воспитал Грабаря, Малявина, Кустодиева, Остроумову-Лебедеву, Билибина и Серова.

Художник продолжал работать в привычном для него режиме и, когда в 1907 г. отказала правая рука, писал левой, закрепив палитру специальными ремнями на теле. Когда совсем запретили рисовать, он ухитрялся при помощи окурка и туши на клочках бумаги создавать самобытные портреты посетителей и друзей. Часто принимал гостей, но вздохнул свободно только после смерти Нордман. Свое бескорыстное отношение к Репину она доказала тем, что, заболев, покинула имение, уехала в Швейцарию и там умерла в больнице для бедных, отказавшись от его помощи. В «Пенатах» были созданы: «Иди за мною, Сатано!», «Черноморская вольница», «Голгофа», «Утро воскресения», «Финские знаменитости», «Гопак». В усадьбе Репина хозяйствовала его любимая дочь Веруня, с алчностью распродавшая после смерти отца его драгоценные альбомы рисунков и эскизы. Она заставляла Илью Ефимовича подписывать каждый лист, чтобы продать подороже. Не радовала старика и дочь Надя, страдавшая тихим помешательством. Трагически сложились отношения с сыном Юрием, который был признан хорошим живописцем, но всегда находился в тени отца.

После революции в России 1917 г. Финляндия стала отдельным государством. Репин чувствовал себя человеком, которому «пойти некуда». Его звали в Россию, но, запуганный рассказами дочери о разрушенных музеях и «расправах» над его друзьями-художниками, Илья Ефимович вначале боялся ехать, а затем подвело здоровье. Репин скончался 29 сентября 1930 г. и был похоронен у «чугуевской горы» в парке «Пенат». Время сгладило неудачи и колебания последних лет, оставив чистый образ ищущего правду художника, сохранив доходчивость репинского искусства и обессмертив его имя и творчество.

И.Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19-го века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи
передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Репин не признавал "Искусства для искусства". " Я не могу заниматься непосредственным творчеством, - писал он, - делать из своих картин ковры, ласкающие глаз...приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст."

Репин был величайшим реалистом. Его искусство, основанное на глубоко реалистической основе, отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Родился Репин в 1844 году в г.Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Тронька подарил краски Илье, и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.

Начальное обучение рисованию Репин получил в школе военных топографов. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Когда ему исполнилось 19 лет, Репин смог поехать в Петербург. Здесь он сначала поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в Академию.

Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: "Чтобы погибнуть от голода, я бросался на всякую работу - красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра." Родители не могли помочь, так как сами очень нуждались.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Много учился на написании портретов близких и друзей. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно "Бурлаки на Волге", которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.

Полотно "Бурлаки на Волге" на академической выставке 1873 года стало событием общественной жизни. Художник, казалось, в простой жанровой картине сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение.

В 1871 году Репин закончил Академию художеств с Большой Золотой медалью, полученной за программное произведение на заданную тему "Воскрешение дочери Иаира". Также он получил право на пенсионерскую поездку за границу для повышения своего мастерства. За границей он пробыл 3 года, и раньше положенного срока вернулся на родину, в Чугуев. Здесь Репин много и плодотворно работает.

Еще во время работы над образами к картине "Бурлаки на Волге" художник много размышляет о несправедливом устроении жизни, о нищете и бесправии трудового люда. Стал прислушиваться к революционным идеям, которые в то время активно витали в обществе. Под влиянием этих идей Репин создает много произведений на эту тему.

Репин прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана творчеству. Он писал портреты, картины на исторические, бытовые сюжеты. К старости он так перетрудил руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке - жить и не писать он не мог.

Весьма значительна и его деятельность как педагога. Репин преподавал в Академии художеств. Также он написал талантливую книгу воспоминаний "Далекое близкое".

С 1900 года Репин поселяется на даче "Пенаты" в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни. После революции местечко Куоккала остается за границей, в Финляндии. Первое время его еще навещают русские художники, но с годами эта связь ослабевает.

Репин болезненно переживает оторванность от жизни, продолжает живо интересоваться событиями в России. Он очень хотел вернуться, но дочь Вера была категорически против, к тому же помешала болезнь. 29 сентября 1930 года его не стало.

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям.

Идея картины зародилась у Репина, когда он во время прогулки по Неве увидел ватагу бурлаков, тянущих баржу. А летом 1870 года он вместе с другими художниками отправился на Волгу, где оказался в самой гуще народной жизни. Он наблюдал бурлаков, их тяжкий труд, знакомился с ними и представлял себе свою будущую картину. До конца своих дней он не мог забыть многих бурлаков, и прежде всего попа-расстригу Канина, которого он поставил во главе бурлацкой ватаги.

Берег Волги. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка...По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. А вот Ларька в розовой драной рубахе - нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, - такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех! А за Ларькой - старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку; а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу... И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Одиннадцать человек...Опаленные солнцем лица, коричнево-красные, горячие тона одежды, песок отмели, отблески солнечных лучей на реке...И так хорошо развернута картина вширь, что зритель видит каждого бурлака в отдельности, с особыми чертами его характера и как бы читает повесть его жизни и вместе с тем жизни всей бурлацкой ватаги.

Это монументальное произведение произвело большое впечатление на зрителей, когда оно экспонировалось на академической выставке в 1873 году и стало событием общественной жизни.

Это выпускная академическая работа на заданную тему. Продвигалась очень трудно, а после "Бурлаков" и совсем застопорилась. Не лежала душа к мифологической теме и все тут! Он даже хотел бросить Академию, чтобы не писать эту картину. Однако, товарищи отговорили. А Крамской посоветовал:"Ищите свое толкование сюжета..."

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской? И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому! Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца, и начал все сначала. Работал весь день, не замечая времени. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства - смерть сестры. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Он просто "писал" человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В эту минуту в комнату вошел Христос. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Казалось, она спит. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Сейчас произойдет чудо - оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа.

Картина была встречена публикой восторженно, поклонники толпились у этой картины на первой передвижной выставке. Репин получил за нее Большую золотую медаль по окончании Академии.

Вернувшись из-за границы в родной Чугуев, Репин старался непосредственно общаться с простыми людьми, с крестьянами, чтобы почерпнуть новые образы и темы для своего творчества. "Мужичок из робких" - из их числа. Вероятно, художника заинтересовал этот крестьянин своим пытливым взглядом умных, мудрых глаз?

Один из замечательных портретов чугуевского периода - портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова - пьяницы и обжоры. С этм портретом Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Вероятно, поэтому образ протодиакона получился таким убедительным. Все в нем - мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром,глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, - обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных.

Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим.

В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Репин талантливо изобразил томящий зной, иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает "хозяев жизни" высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от "чудотворной" иконы. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией - искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний.

Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Рядом - сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Левее на скамье сидит, по словам Репина, "местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Не доносчик ли?" Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, - это, вероятно, хозяин избы. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой - с торжеством протягивает руку со связкой книг. В дверях девушка; она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика...

А пропагандист?..Ему не вырваться из рук царских прихлебателей. Он готов был к тому, что рано или поздно настанет день, и будет он арестован, брошен в тюрьму. И все-таки как трудно с этим примириться! Он знает, что не одинок, что на его место придут другие. Сколько силы, решимости в его лице, с какой ненавистью смотрит он на врагов!

Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. Но тогда было другое время и мы оцениваем картину опираясь именно на него.

Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера.

Комната небогатой интеллигентной семьи. Все заняты. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. И вдруг открывается дверь, и в комнату входит человек. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное - как-то его примут? Он идет прямо к матери. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно, исподлобья - она не помнит отца. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека - ссыльного, о котором помнили, но которого "не ждали" в семье...За окном летний день. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу...Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Картина не нуждалась в пояснениях - все в ней понятно, жизненно, правдиво. Публика принимала горячо, восторженно, с пониманием.

Первое полотно Репина на историческую тему. Софья была человеком сильным, с неукротимым характером. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, образованность и культура, и вместе с тем, "мужицкая", необузданная грубость и жестокость.

Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I.

Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы...Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница - прислужница. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

Слабый, сумрачный свет, льющийся из зарешеченного окна, усиливает тягостное настроение картины.

Однажды Репин был на концерте, где исполнялась "Месть" Римского-Корсакова. "Она произвела на меня неотразимое впечатление,- говорил Репин. - Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалосьу меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване..." И Репин принялся за работу над картиной.

Начались подготовительные работы. Надо было искать натуру. Грозный был написан с чернорабочего, похожего на царя Ивана. А для царевича позировал писатель Всеволод Михайлович Гаршин. "В лице Гаршина меня поразила обреченность, у него было лицо обреченного погибнуть. Это было то, что мне было нужно для моего царевича." -писал Репин. Следует сказать, что через 3 года после написания картины Гаршин погиб, выбросившись с пятого этажа психиатрической больницы, куда он попал по причине болезни.

Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Он сам кроил костюмы для Грозного и для царевича. Завитками расписывал высокие сапоги с загнутыми носками. "Я работал как завороженный,"- писал Репин. Не хотелось отдыхать, отвлекаться от картины.

И вот картина окончена. В один из четвергов - вечером собрались друзья, знакомые, художники. Репин отдернул занавеску...

Сумеречный полумрак царских палат, мрачные стены в темно-малиновых и темно-зеленых шашках, пол, покрытый красными узорными коврами, опрокинутое кресло. брошенный жезл и в центре две освещенные фигуры: отец и сын.

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам - жалости к отцу и прощения. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Убийство свершилось. И вот уже перед нами не царь, а отец. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь...

Как-то летом 1878 года в Абрамцеве среди друзей зашел разговор о запорожской старине. Историк Н.И.Костомаров прочел письмо, написанное в 17-м веке запорожскими казаками турецкому султану в ответ на его дерзкое предложение перейти в турецкое подданство. Письмо было с таким озорством, так издевательски написано, что все буквально покатывались со смеху. Репин загорелся и задумал написать на эту тему картину.

Репин побывал в местах, где когда-то была Запорожская Сечь. Он знакомился с обычаями местных казаков, осматривал старинные укрепления, знакомился с костюмами казаков, предметами быта. Сделал много зарисовок и этюдов. И вот наконец картина закончена.

Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все - каждому хочется сказать свое слово. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска - Иван Серко. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и "такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом". Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане - совсем Тарас Бульба. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак - виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде - не Андрий ли это, Тарасов сын?.. А вот "дидок" широко открыл рот, сморщился от смеха; молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо; за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове...

И вся эта толпа, все это сборище запорожских "лыцарей", живет, шумит, хохочет, но по первому зову своего атамана готова бросить все, идти на врага и душу свою положить за Сечь, потому что для каждого из них ничего нет дороже отчизны и ничего святее товарищества.

В безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом перед боем Репин показывает героический дух, независимость, удаль и боевой задор.

Л.Н.Толстого Репин писал несколько раз. Но самым удачным из всех получился портрет, написанный в 1887 году, в Ясной Поляне, всего за три дня. Этот портрет принадлежит к лучшим портретам Толстого и пользуется большой популярностью.

Писатель изображен сидящим в кресле, с книгой в руке. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение. Художник запечатлел Толстого с простотой и естественностью, без малейшего позирования. Поза писателя очень непринужденна.

Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой - все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны, и в то же время глубоко содержательны, индивидуальны. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное; подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, - такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.

Портрет написан в очень сдержанной, строгой серебристо-черной гамме: черная, ниспадающая мягкими складками блуза, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, белые, чуть шероховатые по фактуре листы раскрытой книги. И только лицо и частично руки вырываются из этого общего тона.

Глядя на лицо Толстого, на его тяжелые, натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде.

Репин много раз писал портреты Толстого. В 1891 году он изобразил писателя лежащим с книгой под деревом, в Ясной Поляне.

Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Солнечные зайчики, испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду - по одежде, траве, листве деревьев - придают картине неизъяснимое очарование. Репин считал сам эту картину красивой. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть, и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.

Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты. Такой - портрет жены художника.

С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа.

В начале 1881 года Репин узнал о тяжелой болезни замечательного композитора Модеста Петровича Мусоргского. Репин преклонялся перед ним, любил его, восхищался его музыкой. Мусоргский лежал в Николаевском военном госпитале на излечении. Репин пришел в больницу к композитору, который очень обрадовался приходу художника.

Мусоргский сидел в кресле в русской вышитой рубахе, в халате с бархатными малиновыми отворотами. Мартовское солнце щедро освещало больничную палату, фигуру, лицо Мусоргского. Репину вдруг стало ясно: вот так и надо его писать. Он принес краски, примостился у стола и стал писать портрет. Через три недолгих сеанса портрет был закончен.

Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза; приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская.


Имя: Илья Репин (Ilia Repin)

Возраст: 86 лет

Место рождения: Чугуев, Харьковская, Россия

Место смерти: пос. Куоккала, Россия

Деятельность: художник - живописец

Семейное положение: был женат

Илья Репин - биография

Есть картины, которые известны всем, но никто не может вспомнить фамилию художника. А с творчеством Ильи Репина такого не происходит. Полотна с бурлаками и с запорожцами, Иван Грозный, посягнувший на жизнь собственного сына, знакомы с детства, помещены во многие учебники и пособия. И создатель их со звучной русской фамилией легко запоминается.

Детские годы мастера

Илья Ефимович Репин обладает уникальной биографией. Городок близ Харькова Чугуев нельзя назвать большим. В нём и родился будущий знаменитый художник. Отец – военный поселенец. Мальчиком тринадцати лет Илья понял, что страстно полюбил живопись и охотно ею занимался. А началось всё с того, что в семилетнем возрасте он получил впервые краски, рисование его сильно увлекло, он исступлённо занимался только этим, сильно ослабел, переутомился и заболел. Всё, конечно, завершилось для его здоровья благополучно, а страсть к рисованию осталась.

С этого момента начался отсчёт страниц биографии художника Репина. Первые шаги в настоящем искусстве он осваивал с помощью Ивана Михайловича Бунакова, который слыл иконописцем и портретистом. Он помог Илье Ефимовичу найти свой собственный стиль и следовать ему всю жизнь. Всем в округе нравятся картины Ильи, он принимает решение уехать в Петербург, продолжить обучение. До этого решающего момента была биография начинающего художника, теперь настало время настоящего живописца.

Илья Репин - годы учёбы

Учёба продолжилась в так называемой Рисовальной школе. Там он нашёл своего второго наставника и учителя – Ивана Крамского. Репин всё же поступает в Академию художеств, где его уважают за талант. Через шесть лет Илье Ефимовичу удалось получить своё первое признание – Малую золотую медаль. Картина называлась «Иов и его друзья».


Художнику приходится искать вдохновение на натуре, и он предпринимает поездку на пароходе по Волге. Делает зарисовки и эскизы, воплощая их в картине «Бурлаки на Волге», которая создавалась мастером в течение трёх лет. Критики не нашли ни одного худого слова по поводу этого полотна: чёткость деталей, искренность и правдивость изображённого были тщательно выверены. Репин получает вторую золотую медаль за своё творчество.

Учился Илья Ефимович всегда с огромным упорством, жадно ловя своим пытливым умом всё, что ему говорили учителя. Ему удалось получить все медали, которые давали право стажироваться шесть лет за границей совершенно бесплатно.

Приходит настоящее мастерство

Репин решает продолжить своё образование, он уезжает в Италию и Францию. Работа художника «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» десять лет не была представлена зрителю. Доработка, уточнение деталей изображаемого занимали много времени, но шедевр всей работы поразил. Масштабность, глубокий смысл полотна был оправдан длительным сроком его написания. Илье Ефимовичу удаётся передавать своё мастерство молодому талантливому поколению, он занимался педагогической деятельностью, руководил мастерской, был назначен ректором Академии художеств.

На этом посту Репин находился больше десяти лет. Он воспитал многих известных художников. Многие из них теперь известны всему миру, репродукции с их полотен используются в школьных учебниках для проведения уроков развития речи. Их картины описывают ученики всех возрастов. Это и Игорь Грабарь, Филипп Малявин.

Особенность творчества Репина

Репин не любил рисовать отдалённо, он не боялся деталей, он ни взирал на то, кто перед ним. Любая натура для него была живой и органичной. Мастер искусства живописи писал портреты, увлекался созданием исторических сцен, интересовался и рисовал жизнь без прикрас. Великий живописец был знаком с такими же творцами, которые создавали реалистические произведения в области литературы и музыки, среди его друзей были Лев Толстой, Фёдор Шаляпин. помогал художнику в создании автобиографии, часто бывал у него в гостях.

Илья Репин - биография личной жизни

В биографии мастера и творца должна присутствовать его муза, вдохновляющая на создание гениальных полотен. Художник был женат дважды. Репин очень долго ждал, когда подрастёт предмет его обожания, с Верой они были очень дружны в детстве, он писал её портреты, когда девушке уже исполнилось 16 лет. Илья заканчивал учёбу в Академии, когда молодые люди решили пожениться. Брак продлился пятнадцать лет, родилось четверо детей. Но оставшуюся жизнь Репин не захотел прожить с необразованной женщиной, так сформулировав причину развода: низкий культурный уровень.


Но, справедливости ради, следует отметить, что художник уже был знаменит, и поклонниц было достаточно у молодого человека, чему он был рад. Не стеснялся заводить новые знакомства, переходящие в романы. Всё это повлияло на то, что супруги подали на развод.

Второй брак был тоже не во всём счастливым по меркам семейной жизни. У Натальи Нордман-Северовой были свои взгляды на реальность, её увлекала общественная работа, она много писала. Так как особой женской красотой она не отличалась, она пыталась восполнить этот недостаток своими нестандартными взглядами на окружающую действительность.

(1844 – 1930)

Пожалуй, никто из русских художников 19 века не пользовался при жизни такой славой и признанием как Илья Репин. Он занимал в художественном мире место, близкое к тому, что в мире литературном – Лев Толстой. Каждая его новая картина ожидалась с напряженным вниманием и становилась событием и знаковым произведением в истории русской живописи.

«Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» — всемирно известные шедевры Репина и этапные полотна в развитии художественной мысли в России.

Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л.Н.Толстого, М.П.Мусоргского, А.Г.Рубинштейна, Н.И.Пирогова, В.В.Стасова, П.М.Третьякова, С.И.Мамонтова и многих других великих людей русской культуры.

Наделенный необычайно острым ощущением жизни, её трудных социальных проблем и глубоких духовных запросов, он обозначил своими произведениями самые существенные стороны русского реализма. Художественный мир Ильи Репина – явление, обладающее необычайной внутренней целостностью, целостностью особой, которая существует не вопреки, а благодаря многообразию творческих задач, широте охвата действительности.

Целостность эта была органически связана с общим характером русской демократической художественной культуры второй половины 19 века, с её стремлением осознать свою социально-историческую миссию и постановке кардинальных проблем человеческого бытия.

Репина отличал поразительный дар ощутить и отразить в своих произведениях главную идею эпохи, умение увидеть её в частных судьбах и характерах людей. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы.

Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуев Харьковской губернии в семье военного поселянина. Первоначальные художественные навыки получил в Школе военных топографов в Чугуеве (1854-1857) и у чугуевского иконописца И.М.Бунакова. Вместе с иконописными артелями расписывал церкви и писал иконы для церквей Чугуева, окрестных сел и сел Воронежской губернии.

В 1863-1864 занимался в Рисовальной школе ОПХ в С.-Петербурге. Учился в Императорской Академии Художеств (1864-1871) в классе исторической живописи, где преподавали Ф.Бруни, А.Марков, П.Шамшин. Был награжден малыми и большой серебряной медалями, за программу «Воскрешение дочери Иаира» (ГРМ) был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу на шесть лет.

Одновременно с учебой в Академии продолжал занятия в Рисовальной школе ОПХ, где познакомился с И.Крамским, и начал посещать вечера Петербургской артели художников. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ.

В май 1873 года выехал за границу, посетил Всемирную выставку в Вене, был в Италии, с осени 1873 обосновался в Париже. Здесь он сблизился с кружком И.С.Тургенева и Полины Виардо, вместе с художниками В.Поленовым, А.Боголюбовым, К.Савицким и А.Беггровым летом 1874 работал в местечке Вёль в Нормандии. В июле 1876 до окончания пенсионерского срока вернулся в Россию. За исполненную в 1876 году картину «Садко» удостоен звания академика.

В 1876-1877 жил в Чугуеве, с 1877 переехал в Москву. В своей московской мастерской устраивает рисовальные и акварельные вечера. Летние месяцы в 1877-1879 годах Репин гостит в имении Абрамцево у Мамонтовых, становится членом абрамцевского художественного кружка. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1878-1890 и 1897-1918).

В сентябре 1882 года переехал в С.-Петербург, профессор-руководитель живописной мастерской ВХУ (1894-1905, 1906-1907). В 1892 получил звание профессора, с 1893 – действительный член ИАХ. Почетный член Академий и художественных обществ многих стран Европы. Неоднократно совершал поездки по России и Европе для работы над картинами и участия в выставках.

В 1895-1899 преподавал в Рисовальной школе княгини М.К.Тенишевой в С.-Петербурге и Смоленске. В 1892 приобрел имение Здравнево в Витебской губернии (ныне Дом-музей и.е.Репина), где до 1900 года работал в летние месяцы.

В 1899 купил в дачном поселке Куоккала под С.-Петербургом усадьбу, названную им «Пенаты», где с 1903 года и до конца жизни жил постоянно. С 1948 года поселок носит название Репино, здесь работает Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты».

Илья Ефимович Репин - русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Ведь некоторые герои полотен известны, а фамилии, социальный статус других позволяет узнать наименование картины.

«Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.)

К этой своей монументальной работе художник шел несколько лет. Как-то, находясь на берегу Невы, он увидел бурлаков, тянущих баржу. Недалеко от этого места прогуливались господа в праздничных нарядах. Контраст был столь велик, что живописец решил передать на полотне свои впечатления от увиденного.

Сначала он хотел построить сюжет на контрасте - богатые господа и тянущие непосильную ношу бурлаки. Мастер сделал множество этюдов. В окончательном варианте Илья Ефимович решил запечатлеть реку Волгу, по берегу которой идут уставшие бурлаки, выполняющие свою тяжелую работу.

Они тянут лямки, которые привязаны к барже. По отмели самостоятельно судно не могло пройти, поэтому люди тащили его таким образом. Видно, что за такой труд они очень мало получают, так как одежда бурлаков давно уже превратилась в лохмотья. Лица людей черные от загара и тяжелой работы.

Немного развеивают грусть от созерцания безрадостной жизни бурлаков радужные краски, которыми изображено небо и море.

Но не все картины Репина с названиями столь печальны, иллюстрации к сказке «Садко» более оптимистичны.

«Садко в Подводном царстве» (1876 г.)

В 1871 году художник написал этюд к сказке «Садко», назвав его «Женщина с кинжалом». На нем изображена гордая восточная красавица в полупрофиль. На девушке национальный головной убор и одежда. Длинные темные волосы ниспадают на плечи. Девушка держит ножны, она напряжена и сосредоточена - при малейшей опасности достанет кинжал и будет использовать его как оружие защиты.

В 1875-1876 годах появляются и другие картины Репина с названиями на данную тему. В 1875 году он создает эскиз к полотну «Садко». Но лица девушек, живущих в подводном царстве, здесь едва различимы. Но на уже готовой картине просматриваются даже мельчайшие черты лиц морских красавиц. Подводный царь хотел женить Садко на одной из них, и перед юношей предстало несколько сотен юных прелестниц.

Художнику удалось передать даже отблески воды, достоверно изобразить пузырьки воздуха. При рассматривании этого произведения искусства зрителю может показаться, что и он вместе с главным героем находится в подводном мире.

«Нищая» (Девочка-рыбачка) (1874 г.)

Творения великого русского живописца можно увидеть в Третьяковской галерее, других музеях страны и мира. Чтобы не отправляться так далеко, можно посмотреть фотографии, сделанные с оригиналов полотен.

Репин реалистично изображал то, что видел. На его полотнах навеки остались образы не только знатных господ, но и людей, не имеющих почти ничего. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века.

Нищая девочка, видимо, жила недалеко от реки и была рыбачкой. Из истории написания этого шедевра становится ясно, что ребенок жил во французском городе Вёле. Девочка позировала художникам и этим зарабатывала себе на хлеб. По словам Ильи Ефимовича, рисовать ее было непросто, так как девочка кривлялась и постоянно вертелась. Но за час мастер смог уловить ее мысли, чувства, внутреннее состояние.

Природа на полотне изображена как бы неживыми красками, все внимание привлекает ребенок: выгоревшие на солнце ресницы, брови, волосы, обветренные руки. Репину удалось передать даже мельчайшие детали нищенской одежды девчушки.

Многие художники, искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.

Картины Репина (фото) с названиями

Однако художник продолжает трудиться в разных жанрах. В этом же году появляются и другие Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.

В Париже

Живя во Франции, испытал порыв творческого вдохновения Илья Репин. Картины с названиями, которые он написал здесь, это не только «Нищенка» и «Садко в подводном царстве», но и «Дорога на Монмартр в Париже», «Парижское кафе» и другие.

В «Парижском кафе» (1875 г.) мы видим богато и стильно одетых людей. Если параллельно смотреть еще и на изображение нищей девочки, то контраст будет значительным. В кафе дамы и мужчины вкусно едят, выпивают, отдыхают.

На переднем плане изображена в черном платье. Видно, что она очень уверена в себе, так как знает о своей привлекательности. За соседним столиком сидит мужчина, он так засмотрелся на красотку, что не внемлет просьбам своей дочери. Пожалуй, только у этой девочки, сидящей рядом с нею няней с красной лентой в волосах и у молодого человека, читающего газету, настоящие, живые лица. Все остальные похожи на восковые фигуры, у которых нет подлинных человеческих чувств.

«Не ждали»

Зато много эмоций просматривается на полотне, созданном живописцем в 1884-1888 годах. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями, известными всем, невозможно не вспомнить об этой.

Сначала художник хотел передать момент возвращения в семью с учебы девушки-курсистки. Этот вариант, написанный в 1883 году, также остался, полотно имеет небольшой размер.

В 1884 году художник написал основной вариант картины. На нем изображен ссыльный, который вернулся в свою семью. Пожилая женщина на переднем плане встала с кресла навстречу сыну. Мальчик, сидящий за столом, обрадовался приезду отца. Девочка смотрит настороженно, так как не узнала в этом человеке своего папу. Быть может, она была еще совсем маленькой, когда отца сослали в Сибирь, поэтому забыла черты его лица. Женщина за роялем, видимо жена прибывшего, смотрит на него удивленно и радостно.

Картина наполнена воздухом и светом, которые подчеркивают ее позитивное содержание. Как и другие полотна великого Репина, она очень реалистично и правдиво передает все происходящее.