Интервью с верховным шаманом тувы. Тувинские шаманы

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы рассмотрим древнее и очень интересное явление – шаманизм в Туве. Предки тувинцев – среднеазиатские тюрки. Их первым верованием было шаманство.

В XIII веке на территорию нынешней Тувы проник . Но шаманство не исчезло. Пятью веками позже оба эти верования были объявлены государственной религией.

Бо̒льшая часть населения исповедует обе религии. Они тесно переплелись и оказывают друг на друга взаимное влияние и по сей день. Для буддиста в Туве известной практикой является получение лечения и помощи в предотвращении жизненных невзгод у шаманов.

Как их называют?

Тувинцы называют шамана словом «хам». У некоторых других сибирских народностей тюркского происхождения оно видоизменилось на «кам». Соответственно, действие – шаманить, образованное от этого корня, звучит как «камлать».

А само слово «шаман» пришло из тунгусского языка. В нём оно произносится как «саман». Значение слова может переводиться как «тот, кто любит знания» или «танцующий, совершающий движения человек».

В русском языке оно присутствует со второй половины XVIII века. А добавили слово «шаман» в общепринятую научную лексику наши путешественники и учёные, которые исследовали быт сибирских народов. Затем оно стало общеупотребительным и в мировой литературе.

Истоки веры и её развитие

История гласит, что прародитель тувинского шаманства – это тенгрианство. Тенгрианством называют самые древние мифологические представления среднеазиатских народов. Тюрки, как анимисты, верили в бога Тенгри, который был Небом, но, в то же время, и обитал там. По-тувински Тенгри – это Дээр.

Мужское духовное начало Дээра повелевало людьми и целыми народами и странами, и ещё представляло собой сонм богов. Боги занимали каждый свою ступень в небесной иерархии и имели как положительные, так и отрицательные характеристики. Всё зависело от того, над чем они властвовали.

Тувинцы выражали многогранность сущности Тенгри числами, при этом наибольшую значимость имела девятка и все производные от неё числа. С древности народ Тувы полагал, что его благоденствие зависит от Девяти Небес, что по-тувински звучит Тос Дээр. Универсум рассматривали как три мира:

  • небесный, которым управляет Курбусту-хан,
  • земной, где имена покровителей Отец-Луна и Мать-Солнце.
  • нижний, где властвует Эрлик Ловун-хан и злые духи.

После смерти человека и захоронения его тела, душа обретала новое воплощение. При этом в нижнем мире смертными считались три греха:

  • самоубийство,
  • убийство отца и матери,
  • причинение вреда природе.


Вплоть до начала XX столетия в Туве проводились групповые моления, в которых предметом почитания являлись горы. Духам гор посвящали домашних животных, для чего отличали их от других особым знаком, носившим общее название «ыдык». Это могла быть косичка в гриве коня или ошейник с цветными ленточками у оленя.

Особо чтили Солнце, как дающее тепло, свет, энергию и рождающее ветер.Считалось, что в земном мире живёт множество духов-хранителей. Общаться с ними получалось только у некоторых людей – шаманов. Поэтому остальные жители доверяли им осуществлять эту духовную связь.

С приходом революции на шаманизм, равно как и на другие религии, начались гонения. Но тувинскийнарод пронёс свою веру сквозь время и лишения до наших дней. Её не удалось искоренить, потому что никаких организаций она не имела, а просто передавалась из поколения в поколение в виде народных традиций, которые после 90-х годов XX века стали снова возобновляться в этих местах.

Как и раньше, возле гор совершают обряды и сооружают кучи из камней под названием «оваа» на обочинах дорог и горных перевалах, чтобы умилостивить духов-хозяев. Так же почитаются и важные природные места, которые значимы для шаманов при проведении обрядов, например, сросшиеся деревья или одно дерево, которое имеет два ствола.


У тувинцев принято тщательно оберегать истоки ручьёв. Лечебные ручьи, с водой минерального или радонового состава называются аржаанами. Полагают, что они могут излечить не только на физическом, но и на духовном уровне.

Местность вокруг аржаана неприкосновенна. Здесь нельзя:

  • выпасать скот,
  • косить ему траву,
  • обламывать ветки деревьев,
  • обрывать листву,
  • приближаться к истоку,
  • загрязнять его.

Даже просто переступить ручей – недопустимо. Каждое лето шаман проводит обряд поклонения и открытия источника.


У адептов шаманизма на первом месте по-прежнему культ предков. Похороны сопровождаются специальными погребальными обрядами. В честь предков делаются жертвоприношения.

Шаманисты культивируют особенную, уважительную атмосферу в семье. Они чтят не только своих родителей, но и место, где те родились, а детей воспитывают на личном примере и стараются их не наказывать. Такое же тёплое отношение проявляют они к растительному и животному миру, так как их создал Дээр.

Считается, что в Туве шаманизм сохранился, практически, в первозданном виде, так как она, благодаря географическому положению, изолирована горными хребтами от соседей и их влияния. Кроме того, здесь находится центр Азии, а это имеет для тувинцев сакральное значение.

Шаманская болезнь

Как же становятся шаманами? Существует такое понятие как «шаманская болезнь».У неё, как и у других болезней, есть определённые симптомы. Они показывают, что у данного человека есть способности заниматься этим делом.


Но заразиться ею нельзя. Проявится болезнь только в том, в кого вселится дух. Он-то и будет насылать болезненные симптомы, вынуждая человека реализовать своё призвание.

Дух принимает решение о том, кому подходит это занятие. Обычному человеку невозможно стать шаманом просто потому, что он так хочет. Так гласят поверья тувинцев.

Чаще всего тувинские шаманы передают свои способности в пределах своего рода. Линия преемственности не обязательно продолжится через их детей, дар может унаследовать кто-то из будущих родственников. Занятие это не из лёгких, поэтому родители не особо радуются, когда замечают первые признаки шаманской болезни у своего ребёнка.

Духи начинают одолевать избранного, избежать этого призвания невозможно. Если избранник не прислушается к ним, не начнёт перенимать азы шаманской практики, может на всю жизнь остаться глупым, больным.


Так как не все люди с предначертанием понимают сразу, что с ними происходит, то духи делают их жизнь дискомфортной, подталкивая к скорейшему принятию решения стать шаманом. Это может быть:

  • болезненность неопределяемой природы;
  • иллюзорные слуховые ощущения;
  • мнимые зрительные образы;
  • лунатизм;
  • потеря аппетита.

Если же человек откладывает принятие решения, могут последовать и более суровые наказания:

  • беспрерывная головная боль;
  • судороги;
  • проблемы с кожей;
  • впадение в летаргический сон.

Избранник может болеть годами, медицина в этом случае бессильна. Но как только он прислушается к предупреждениям, все симптомы сразу станут менее мучительными и постепенно уйдут, по мере продвижения человека по стезе своего предназначения. Это касается и мужчин, и женщин.

Роль шаманов в жизни тувинцев

Как было сказано, шаман служит посредником между своими земляками и потусторонними силами. Эта практика распространена в Туве повсеместно и существует с древних времён. Конечно, рассказать в двух словах о том, что входит в компетенцию шамана, невозможно.

Круг его умений очень широк и разнообразен. В общем, это все дела, в ход которых могло вмешаться нечто сверхъестественное. Хам и служит своим землякам, и является их духовным лидером, поэтому его социальную роль в жизни соотечественников трудно переоценить.

Попробуем перечислить его главные функции:

  • излечение;
  • привлечение здоровья, благополучия, удачи;
  • охрана соотечественников при жизни;
  • проводы их в мир иной после смерти;
  • гарантирование успешной охоты и рыбалки, плодородия и хороших погодных условий;
  • отведение опасностей и бед, стихийных бедствий;
  • успешный поиск исчезнувших людей, имущества и скотины;
  • установление контакта с душами мёртвых;
  • извещение живых родственников о том, что они им передали;
  • в очень редких случаях – предсказание предстоящих событий;
  • установление настоящей причины какой-либо беды, устранение её или совет, как этого добиться самому;
  • благословение дома и его жильцов по праздникам, например в Новый Год – Шага.


Обряд Сан Салыр Шагаа

Как происходит действо

Среди многообразия причин, приводящих к различным несчастьям, только шаману, с его сверхъестественными способностями и таинственными ритуалами, под силу обнаружить ту, которая является истинной и дать рекомендации для избавления от некомфортной ситуации.

Шаманы полагают, что болезнь возникает, например, из-за неправильного выбора своего местожительства духом, который просто-напросто заблудился. Поэтому бороться нужно с причиной – духом, а не следствием его неправильных действий – болезнью. Последнюю можно

  • заработать по наследству;
  • приобрести в результате порчи, сглаза
  • или потеряв защиту своего духа-хранителя.

Для получения положительного результата шаману необходимо войти в транс, то есть в изменённое состояние сознания. Пребывая в нём, он легко находит «виновника» и устраняет его. Как это делается?

  1. Прежде всего он может извлечь духовную сущность из больного человека и поместить её в другое место. Чаще всего это вылепленная из теста кукла, приготовленная заранее.
  2. В случае сглаза или порчи он возвращает пострадавшему часть утраченной души.
  3. Третий способ заключается в проведении ритуала, способствующего укреплению невидимой связи заболевшего с его духом-защитником и силы последнего.

Шаманит хам почти всегда одинаково, с некоторыми вариациями. Он одевается в затейливый костюм, берёт свою колотушку и бьёт в бубен, пытаясь достучаться до духов, чтобы «поговорить» с ними.


Бубен переносит хама в потусторонний мир, а затем назад. Шаман, прикрыв глаза, исступлённо исполняет ритуальный танец, черты его лица в этот момент могут быть искажены устрашающей гримасой. Постепенно удары учащаются, это показывает скорость передвижения в загробном мире, их звук становится громким и ритмичным – начинается «разговор».

После его завершения, хам часто падает обессиленный, ему нужно прийти в чувство и восстановиться. Приободрившись, он делится со зрителями тем, что же сказали ему духи. И советует, как поступить в данной ситуации.

Вообще, атрибуты очень важны при камлании.Оно не обходится без выкуривания трубки с табаком. Дым помогает хаму попасть в загробный мир. Бубен ассоциируется у шамана с конём. Он подносит трубку и ему, чтобы «конь» прикурил и оживился.

Костюм хама напоминает то ли зверя, то ли птицу. Плечи и рукава снабжены металлическими полосками – костями. Низ плаща выполнен в форме птичьего хвоста.

Пластинки на спине свободно свисают и тоже напоминают перья. Плащ шит из оленьей или лосиной шкуры. А на обуви и рукавицах зверь вышит, или пришит его металлический силуэт.

Раньше на шапке или задней части плаща имелись еще пришитые рога оленя или лося, теперь есть лишь их металлическая имитация. А с шапки свисают ленты, закрывающие две трети лица. Душа и жизнь шамана находятся в неразрывной связи с его бубном и костюмом.

Хотя камлание можно проводить круглосуточно, тувинские шаманы считают лучшим временем вечернее и ночное.

Шаманская иерархия

Несмотря на то, что древняя вера считает, что шаманом стать нельзя, пока тебя не выберут, жизнь вносит свои коррективы в шаманские постулаты. Сейчас в Туве около трёхсот шаманов, и пятая часть из них учится в австрийских и американских шаманских центрах.

Для обучения этому занятию в республике сейчас нет ни единого препятствия, им может стать буквально каждый. Всеми шаманамив Туве раньше руководил главный шаман, а теперь – Верховный.


Верховный Шаман Тувы Кара-Оол Тюлюшевич Допчун-Оол

Каждый десятый шаман живёт в Кызыле. В иерархии хамов есть пять ступеней. Они делятся на светлых и тёмных, каждая группа занимается своим предназначением.

Представители этой профессии имеются и в преподавательском составе средних и высших учебных заведений – они наравне с адептами других религий проводят лекции для учащихся и студентов.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время в Туве и буддийское учение, и шаманизм находятся на подъёме. Лидеры обоих течений испытывают неподдельную гордость по поводу уникальности местной веры.

Вместе с местными политиками и представителями тувинской интеллигенции они утверждают, что именно эта вера будет способствовать процветанию тувинцев в будущем.

На этом, друзья, прощаемся с вами. Спасибо за то, что активно поддерживаете блог — делитесь ссылками на статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту.

Чтобы научиться горловому пению, нужно освоить определенные дыхательные техники, уметь погружать организм в такое состояние, когда внутри все буквально вибрирует и звук, способный остановить даже время и продлить человеку жизнь , идет от всего тела.

Кто такие шаманы и чем они занимаются?

Шаманы – это люди, которые понимают силу души и силу духа, развитие души и духа человека. Притягивают прошлое и будущее, чтобы создать равновесие в душе человека. Создают связь между сознанием человека и сознанием вселенной. Шаман – просто помощник, проводник сознания в другие миры.

Шаманизм появился вместе с появлением людей на земле. До религии. Поэтому во многих странах его фундамент не исчезает. Шаманизм не управляет массовым сознанием. Это индивидуальная помощь человеку.

Шаманизм – это мост с Землёй и вселенной.

Вы общались с разными шаманами в Европе и Америке. Чем отличается шаманизм в России?

Шаманизм везде одинаковый – и задачи, и действия. Отличие в том, что в России только начинают изучать: что такое шаманизм. При социализме этим интересовались только учёные.

А людей, которые действительно имеют «силу», очень мало. Те, кто много испытал в жизни, много страдал, начинают изучать себя и начинают видеть «шире», чем обычные люди.

Бывают разные вещи и разные взгляды. Разве можно создать анализ по взгляду шаманизма – что такое любовь? Мы любим Бога, любим близких. Но сама любовь – что это такое? Как можно использовать силу любви? Просто жить в «слепой любви» или сознательно с её помощью делать жизнь лёгкой и открытой?

Что такое дух человека? Может быть, это и есть любовь? Что такое душа человека? Может быть, это и есть разрушение? Душа человека всегда торопится: создавать или разрушать…

Шаман – это человек, который ищет силу души и силу духа, помогает понять их и управлять ими. Помогает прийти к балансу души и духа.

Многие думают, что шаманы гоняются за духами. Но это не так. Многие думают, что шаманы могут двигать облаками и менять погоду. Шаман – создаёт гармонию вселенной, гармонию природы. Он не использует силу для решения «мелких вопросов», управления стихиями.

Шаман направляет человека на изучение самого себя. Позволяет заглянуть в прошлое: детство или рождение, или даже период в утробе матери. Человек начинает понимать смысл своих перерождений.

Как Вы вошли на путь шаманизма?

Это долгая история. Я работал много лет в искусстве, потом начал заниматься звуком и ощутил у себя голос. Начал учиться и через 3 года, в 1989 году, стал лауреатом Международного симпозиума хоомей, присоединился к обществу шаманов "Бубен". Мы много ездили по миру. Совершенно случайно вокруг меня стали появляться люди и говорить о шаманстве, утверждать, что я сам обладаю большой силой, которая пока просто спит, но вскоре должна проснуться. Год я учился у Олега Тойдука, известного тувинского шамана и целителя. В 1993г Монгуш Борахович Кенин-Лопсан (профессор – этнограф, доктор исторических наук, исследователь шаманизма) приглашает меня по Европе: в Германию, Италию, Швецию. После возвращения я вышел из круга шаманов и начал работать самостоятельно.

Я езжу по миру. Даю звук. Раньше пели только мужчины, а женщинам запрещалось. Теперь же поют и женщины.

Какие музыкальные инструменты Вы используете?

Игиль, бубен и варган. Их музыка исцеляет человека. Шаманы считают игиль магическим инструментом. При общении с духом тайги или источником священных вод на нем играют и входят в измененное состояние сознания.

Игиль – тувинский национальный инструмент. Длинный гриф с резной конской головой сверху, на корпусе натянута кожа. Две струны. Полукруглый смычок.

Хомус или варган. Это металлическая дуга с язычком, ее вставляют в рот и издают звуки – описать невозможно, но в документальных фильмах про чукчей звучит всегда.

При горловом пении вибрация исходит не только из голосовых связок – звучит все, и лобные, и гайморовы пазухи, и глубоко в груди. Пение получается многоголосное. Вибрация мощнейшая.

В чём целительская сила горлового пения?

Чтобы чего-то достичь, человек должен очень хорошо изучить себя. Горловое пение помогает в этом. Такой звук дает вибрацию в пространстве, которая очищает человеческое тело, открывает энергетику. Все тело начинает петь и помогает сознанию. Начинаются изменения на тонком уровне, как и в цигун, и в китайских боевых искусствах. Изучая себя, человек приходит к духовности, начинает освобождаться от ненужных поступков и вещей. В жизни появляется больше общения, больше творчества. Приходит здоровье, долголетие. Чем здоровее становятся суставы, тем больше энергии в теле и дольше живёт человек.

Город Кызыл — не только столица Тувы, но и центр духовной жизни всей Юго-Восточной Сибири. С точки зрения религиозных традиций здесь сложилась абсолютно удивительная ситуация: тибетский ламаизм тут гармонично уживается не только с христианством, но и с традиционным тувинским шаманизмом.

Не менее важно, что в отличие какой-нибудь от Латинской Америки, где шаманские практики давно перешли в категорию развлечений для туристов, в Туве общение с духами — серьезное и почетное занятие, а шаман — такая же уважаемая профессия, как учитель или врач. Впрочем, если рассуждать логически, ничего странного в этом нет, ведь туристы в Юго-Восточной Сибири встречаются редко, зато те путешественники, что, презрев трудности и расстояния, все-таки попадают в Кызыл, оказываются вознаграждены сверх меры, ведь они получают уникальную возможность прикоснуться к той самой аутентичной культуре тувинских шаманов, которая здесь сохранилась в практически не искаженном современностью виде.

Добраться до столицы Тувы, действительно, непросто. Ближайшая крупная железнодорожная станция находится в Абакане, что в соседней Хакасии, то есть, в 390 километрах от Кызыла. Прямого авиасообщения с Москвой тоже нет. Для того, чтобы попасть сюда, нужно вначале долететь до Красноярска, Иркутска или Новосибирска, а затем пересесть на рейс, следующий в сердце Азии. Сердце Азии, в данном случае, не метафора, ведь Тува — географический центр этой части света, и, согласно одной из существующих систем подсчета, столица республики Кызыл расположена как раз в непосредственной близости от заветной точки X — об этом свидетельствует символический обелиск «Центр Азии», созданный по проекту бурятского художника Даши Намдакова и установленный на городской набережной близ другой скульптурной композиции «Царская охота».

На фото: скульптура Даши Намдакова «Царская охота» в Кызыле

Кстати, река Енисей берет свое начало как раз в столице Тувы, и многие приверженцы шаманизма усматривают в этом дополнительный сакральный смысл. Дело в том, что, согласно местным верованиям, могущественные духи любят обитать у истоков рек, вероятно, поэтому-то городской культурный центр шаманизма «Ай-Чурек» устроен по соседству с тем местом, где Большой Енисей сливается с Малым.

Основала центр потомственная шаманка и целительница Ай-Чурек Оюн, происходившая из древнего и очень уважаемого рода «Девять курганов». Местные жители приходят сюда не только ради ритуалов, но и чтобы поправить здоровье, ведь при центре открыта клиника нетрадиционной медицины «Тосс Дээр» , название которого переводится, как «Девять небес», где трудятся все лучшие местные целители. Кстати, подобная концентрация шаманов в одном месте — не совсем типична для Тувы с точки зрения традиций. Дело в том, что раньше представители этой древней профессии конкурировали друг с другом и занимались клиентами исключительно индивидуально, но новое время диктует суровые правила рыночной экономики, вот шаманам и приходится подстраиваться под современные реалии и создавать совместные предприятия.

Прием в «Тосс Дээр» — платный, но отбоя от желающих посетить центр нет. Сюда идут и коммерсанты, чтобы совершить обряд на удачу накануне важной сделки, и девушки, желающие узнать все о своем потенциальном суженом, и старушки — погадать на будущее внуков с помощью волшебных камушков хуваанак, что добывают из зоба улара или глухаря. В каждом кабинете центра сидят два шамана, у всех над столами — лицензии, подтверждающие классификацию специалистов. Однако, если вы думаете, что в центре занимаются одними лишь магическими или целебными практиками, то будем вынуждены вас удивить. Не меньшее внимание в «Ай-Чуреке» уделяют защите святых мест края, сохранению традиций и духовных ценностей Тувы.

Словом, тувинский шаман — профессия сложная и многозадачная. Представитель этого древнего ремесла должен не только камлать, призывать духов или очищать силовые центры человека с помощью ритуалов с шаманским бубном, но и в совершенстве владеть горловым пением, а также уметь безошибочно предсказывать будущее и заглядывать в прошлое. Если же говорить о техниках исцеления, то суть их в следующем: шаманы лечат при помощи природной энергии, помощи бубна они настраиваются на пациента, например, входят в резонанс с его сердечным ритмом, который затем ускоряют или замедляют. Также воздействие на больного происходит с помощью древних мелодий и горлового пения, а усиливают эффект уже, можно сказать, традиционными методами: отварами из целебных трав, ароматерапией и массажами.

Также в списке обязательных навыков профессионального шамана значатся: искусство привлечения здоровья и богатства, великолепное знание техник массажа, способность встречать души новорожденных и провожать души умерших в мир иной из серединного, где, как считается, мы живем сейчас. Кстати, священный бубен — это не просто главный ритуальный инструмент. Тувинские шаманы относятся к нему, как к живому человеку. Например, чтобы бубен начал обладать волшебными свойствами, его не просто освящают, а оживляют, если же инструмент портится или теряет свою магическую силу, его не выбрасывают на помойку, а торжественно хоронят.

Костюм каждого тувинского шаманов — совершенно уникальный в своем роде, и двух повторяющихся вы просто не сможете увидеть. Весь секрет в том, что обрядовую одежду каждый шаман делает самостоятельно и в полном соответствии с теми инструкциями, которые он получает напрямую от духов. Помимо разноцветных плетенных подвесок, веревочек и всевозможных сакральных предметов длиннополые кафтаны шаманов традиционно декорируется лапками животных или кусочками невыделанных шкур. А вот с головными уборами все более или менее стандартно, они всегда сделаны из перьев. Кстати, в шаманской традиции считается, что перья — это самый настоящий дар богов.

На фото: шаманский костюм в музее Хельсинки

На особенно высоком уровне шаманская активность в Туве держится ровно три месяца в году: в мае, июне и июле. Именно в этот период здесь проходят массовые ритуалы по освещению рек, гор, долин и священных рощ, считается, что они способны усилить магические свойства природы. Во время камлания шаманы сжигают на ритуальных кострах печенье, сладости, мясо и прочую снедь, дабы явившиеся на зов духи были сыты и довольны, а сопровождается магическое действо танцами, пением и, само собой, игрой на бубнах.

Непосвященные на ритуал допускаются, проходят массовые камлания чаще всего в священных рощах, которые отличить от рощ обыкновенных — проще простого. Шаманы верят, что если из корня одного дерева вырастают два ствола разных пород, значит, это дерево — волшебное, если же в каком-то месте концентрация раздвоенных деревьев особенно высокая, то и вся роща получает статус магической. Кстати, в такие места очень часто приходят женщины, мечтающие о детях, о своем желании стать матерью они сообщают духам следующим образом — повязывают на ветки чаламы — шарфы или лоскуты яркой ткани. Словом, увидите подобное, знайте, вы в священном для тувинских шаманов месте.

«Медведь, будучи родственником человека, способен стыдиться. Женщины при встрече с ним должны обнажаться, тогда он убежит, сгорая от стыда и смущения».

Тувинское поверье

Тувинские мужчины и женщины обращаются к шаманам по-разному. Если тувинка бежит к ним даже по небольшим поводам, то мужчина — «только когда совсем припрет».

В Кызыле страждущих принимают в «Дунгуре» — или, если официально, Кызылской местной религиозной организации тувинских шаманов «Дунгур» («бубен» по-нашему). Прием ведут несколько шаманок среднего возраста и один молодой шаман. Старых шаманов в Кызыле почти не осталось. Все разъехались по деревням.

Среди многочисленных посетителей я и впрямь не увидел ни одного мужчины, если не считать мальчика лет десяти, подглядывавшего за ритуалом сквозь занавеску. Впрочем, по словам шаманов, иногда к ним приходят целые спортивные команды перед всероссийскими соревнованиями — вероятно, проводить ритуалы от дурного глаза арбитра, некстати видящего нарушения правил.

В шаманском доме четыре помещения — прихожая, примыкающие к ней две приемные шаманок и комната для ритуалов очищения, куда прямого входа нет. Шаманка первым делом вручила мне горстку камушков, велев прошептать над ней фамилию, имя, отчество, год рождения и прочие анкетные данные.

Заполнив анкету для духов, я отдал камни, и она тут же принялась раскладывать их на столе, то выдавая разнообразные факты о моем прошлом, то обещая светлое будущее. При этом сведения о минувшем имели довольно общий характер («за последние четыре года у тебя умер родственник или близкий человек»), но все равно не всегда оказывались верными.

Дважды нас прерывал телефонный звонок — мобильник в сумочке шаманки ворочался, как крохотный мерцающий идол, и бормотал новомодную песню на английском языке.

На плате она не настаивала, но я оставил небольшое пожертвование. Когда сеанс уже заканчивался, в дальней комнате зазвучал бубен — гулкий, отрывистый, в такт ударам сердца.

– Ритуал очищения начался, — пояснила шаманка. — Посиди снаружи, послушай.

Я вышел и уселся среди девушек.

– Ты зачем тут бубен слушаешь? — сердито спросила другая шаманка из соседней приемной. — Ступай отсюда, а то вред тебе большой может быть!

…Вечерело. Мы сидели с первой шаманкой на скамеечке у ритуального кострища. Голубь, курлыкая, вприпрыжку носился за голубкой, клевавшей остатки пожертвований. Вышел шаман — в накидке из ленточек, шапке из перьев и джинсах из ларька, — побрызгал молоком на четыре стороны света.

– Это — молоко матери-земли, — сказала шаманка, затягиваясь сигаретой. — Люди сейчас кому только ни поклоняются. Деньгам поклоняются, богу поклоняются, монахам поклоняются, шаманам поклоняются. Медведев Путину поклоняется, самому Медведеву — чиновники, этим чиновникам — чиновники помельче. А кому сам Путин поклоняется, кто знает? Все чему-то поклоняются. Только о земле никто не помнит. А ведь когда-то даже вы, русские, говорили — «мать сыра земля». Вот кому нужно поклоняться, кого любить.
– Что, даже шаманам поклоняться не нужно? — уточнил я.
– И шаманам не нужно, — улыбнулась она. — Только земле, матери природе. Посмотри — она здесь такая красивая…

Тыва. Тоджинское кольцо.Фото: Владимир Севриновский

Пожизненный президент тувинских шаманов

«Однажды известный на всю Тоджу шаман-фокусник Арыкай встретил местного начальника и сказал ему:

– Если ты действительно великий человек, покажи мне медведя.

Когда начальник развел руками, Арыкай рассмеялся:

– Ты — всего лишь болтливый начальник, а я — настоящий шаман!

Сказав это, он хлопнул в ладоши, и тут же перед ним встали в шеренгу семь волков и семь медведей. Бедный начальник от страха бухнулся в обморок, а шаман, довольный демонстрацией своего могущества, удалился.

Очнувшись, начальник не стал хлопать в ладоши, дабы явить свою власть. Вместо этого он отправил небольшую бумажку куда следует, и шамана Арыкая посадили ровно на семь лет».

История из собрания М.Б. Кенин-Лопсана

– Повтори, как тебя зовут. Со мной нежнее говорить надо.

Монгуш Борахович Кенин-Лопсан , доктор исторических наук и Верховный шаман Республики Тыва, сидит в маленьком деревянном доме в самом центре Кызыла. Здесь он работает уже 48 лет, и попасть к нему, при некотором везении, может любой желающий. Дверь открыта, в прямом и переносном смысле. Домик принадлежит республиканскому музею, и сам обладатель звания «Живое сокровище шаманизма», присвоенного Американским фондом шаманских исследований, действительно выглядит как живой экспонат.

Олицетворение десятков поколений сибирских шаманов, умевших выживать и сохранять свое ремесло в самых невероятных условиях.

– Слышу я плохо. А вот зрение до сих пор острое.

Глаза шамана и вправду глядят с нестарческой ясностью. Ему 86 лет, но до сих пор каждое утро ходит на работу. Разумеется, в те дни, когда не читает лекции где-нибудь в Австрии или США. Шаманы живут долго — в собранной Кенин-Лопсаном книге мифов некоторым рассказчикам под сотню лет.

– Когда я впервые приехал в Америку, мне сразу предложили остаться. Сан-Франциско, кажется. Знаешь такой город? Там много кто интересуется шаманизмом. Конгресс был, одних китайцев человек пятьсот приехало. Обещали дать американское гражданство. Я все думал, как это. Но мне один друг объяснил, что тогда все мои знания и культура будут принадлежать США. И я вежливо так, спокойно отказался.

Он дает мне горсть камушков — крупных, светлых, почти одинаковых. Совсем не похожих на те, что вчера были у шаманки.

– Отдай судьбу!

Я послушно пересыпаю камни в его ладони. Шаман раскладывает их на столе, попутно сверяясь с листочком, на котором записаны мое имя, адрес и дата рождения.

– Ты ведь кролик? Кроликов лекарства не берут. Лес, природа — твое лекарство. Как заболеешь — уезжай из города, и все само пройдет. О Тыве ты напишешь три статьи. Здесь твоя душа раскроется. Говори, с кем хочешь, никого не бойся. Все будет хорошо. А в Монголию поедешь — душа останется закрытой. На коне там будешь скакать…

Когда я предложил переслать материалы в музей по электронной почте, Кенин-Лопсан покачал головой:

– Я — человек сталинской эпохи. Никаких интернетов не знаю. Вот, видишь — старый телефон, его мне достаточно.

Шаманизм и сталинская эпоха — сочетание показалось мне удивительным. Равно как и то, что в главном музее республики с брежневских времен работал практикующий шаман. Некоторую ясность внесло краткое жизнеописание моего собеседника.

> М.Б.Кенин-Лопсан, Верховный шаман Республики Тыва.
Фото: Владимир Севриновский

Родился будущий Верховный шаман 10 апреля 1925 года, в маленькой деревне у реки Хондергей. Начинал юноша как поэт и переводчик Пушкина на тувинский язык, еще до присоединения республики к России в 1944 году. Затем — Восточный факультет ЛГУ, преподавание в училище, сбор фольклора, первый большой роман и последовавшие за ним десятки книг, названных в одной из рецензий странным, но звучным словом «этноэпические»…

Где же в этой действительно советско-сталинской биографии то, что после падения Советского Союза прославило Кенин-Лопсана в столь необычной ипостаси? Ведь даже описание шаманских обычаев тогда не слишком приветствовалось. Как выживали шаманы, приспосабливаясь к государственному атеизму? Так же, как они веками приспосабливались к изменчивой природе и прихотям баев?

Думаю, ответ дает одна из старых фотографий в краеведческом музее Кызыла. На ней изображен типичный шаман во время ритуала (лицо искажено, на голове — венец из орлиных перьев, в руках вибрирует бубен). Надпись под снимком гласит: «Ученый-этнограф проводит имитацию вызова дождя». Вероятно, по просьбе жадных до научных знаний жителей деревни, которая, в силу странного совпадения, страдала от жестокой засухи.

– Не ценят меня по-настоящему, — пожаловался мне тот, кого в Республике Тыва признали Человеком столетия. — Вот лет через двадцать поймут…

Он качает головой.

– На стуле, где ты сейчас сидишь, до тебя сидели Далай-Лама и представитель Клинтона. Великие люди! Ельцин три раза сидел.

Шаман с видимым удовольствием произносит названия высоких титулов и регалий. Их у него много, от официальных российских орденов до самых экзотических званий. Есть и титулы-прилипалы вроде звания академика пресловутой Нью-Йоркской Академии Наук.

– А как Вы с Далай-Ламой познакомились?
– О, это смешно получилось. Во время его визита в Тыву выяснилось, что он давно уже читал мои труды. Ему их в Лондоне передали. Пообщались мы с ним. Интересный человек, очень образованный.

На фотографиях в музее — Монгуш Кенин-Лопсан в Австрии, на съезде психотерапевтов, проводит лекцию о лечебном эффекте звуков бубна. Другой век, другая страна. На смену шаманам-этнографам пришли шаманы-психотерапевты.

– Я и сейчас должен был в Америку ехать, но что-то ноги не ходят.

Он аккуратно прячет листок с моим именем и координатами в картотеку. Напротив фамилии — изображения камушков, как они легли во время гадания. Денег он с меня не берет, но в конце аудиенции я покупаю за тысячу рублей книгу мэтра. Кенин-Лопсан пишет мне длинное посвящение («в Америке моя подпись пять долларов стоит, а тебе — бесплатно дам!») и ставит сразу две печати. Одна — основанного им шаманского центра «Дунгур», другая — на которой написано его имя и звания: «Доктор исторических наук, Пожизненный президент тувинских шаманов, Человек века».

– Правой бери! — поправляет он меня, протянувшего за книгой левую руку.
– А можно Вас сфотографировать? — осторожно спрашиваю я, помня, как негативно реагируют на камеру некоторые шаманы.
– Что ж, давай, — говорит он, оценивающе поглядев на меня.

Я достаю фотоаппарат и делаю пару снимков.

– Работай, работай! — подбадривает меня Верховный шаман.

Он то приветливо улыбается, то придает лицу суровое, даже высокомерное выражение.

– Плохо работаешь! Давай, старайся! Работай!

Видно, как нравится ему это слово.

Я едва успевал менять ракурсы, включать и выключать лампочки для смены освещения (в этом мне помогал сам шаман, имевший, по-видимому, немалый опыт общения с фотографами). Кенин-Лопсан оживился, глаза загорелись. Он швырнул на стол свою маленькую круглую шапочку и задорно встряхнул седыми волосами:

– Работай как следует! Чтобы все женщины увидели меня и полюбили! Так! Молодец! Хорошо работаешь!
– Повезло тебе, — смеясь, сказал он напоследок. — Я иногда таким коварным бываю, но сейчас — в добром настроении. У тебя сегодня хороший день.

И в этом он был, без сомнения, прав.

Продолжаем движение по Туве. Наш путь лежит от поселка Кызыл-Хая через столицу Тувы - город Кызыл в Монголию. Помимо незабываемых пейзажей в пути, нас также ждет встреча с тувинской шаманкой.

Проезжаем хребет Бармен и любуемся горами необычной формы и цвета.

Едем весело: машины загружены пивом, водкой и колой (некоторые предпочитают коктейли, понимаешь). Все это употребляется в процессе езды, плюс периодически кто-то просит остановить, так как "вот от сюда просто офигенский вид". Наши машине не снабжены средствами комфорта вроде кондиционеров и это реально проблема. Если попытаться открыть окно, то, помимо того, что получишь по башке от хозяина машины: "на кочках стекла отваливаются, потом чинить гемор", так и пыль столбом на дороге: через секунду в салоне не видно от пыли друг - друга! Мастерим дыхательные повязки из подручных материалов, песо как можем высыпаем на остановках. К вечеру волосы без всякого шварцкопфа приобретают стильную укладку и надежную фиксацию.

Высоты все еще ваше 1500 метров... Наш Кэмерон, хоть и не совсем твердо стоит на ногах, но "свою работу добре знает".

Ночуем на реке Кырга прямо около трассы, недалеко от села Мугур-Аксы (если кому интересно: там ловит телефон). Наш главарь научил нас пить по-алтайски с "Чуй-чуем" (Чой-чоем). Стакан с бухлом идет по кругу и каждый, отпив, говорит какие-то крайне умные и крайне нужные в этом момент задушевные слова и со словом Чуй-чуй" передаёт следующему. Кстати, хоть вода и не сильно комфортной температуры, но наше желание расчесать волосы было непоколебимо. с утреца подъехали два тувинца на мопеде со спущенными шинами, попросили насос. И хоть колесо и продолжало спускать, заверив нас, что это совсем-совсем фигня, умчались вдаль.

Вот и вид на долину Кырги с перевала. Если поехать вправо по картинке, можно приехать в в то самое село Мугур-Аксы, где-таки ловит соту (если это, блин, хоть кому-то интересно). Как и было обещано, Мунгун-Тайгу видно в Туве отовсюду.

На перевале произошла очередная встреча с пограничниками, которые, подивившись на наличие у нас всех необходимых документов, пожелали нам счастливого пути и отправились дальше, видимо, на какое-то очень важное задание. Кстати, вот там в кустиках их гнездо - погранзастава.

Из широченных долин типа "мечта клаустрофоба" въезжаем в ущелье реки Барлык типа "кошмар клаустрофоба".

Кафешка местных дальнобойщиков. Ее именем "Шайлаарак "Кашпал"" можно именовать многие точки российского общепита (особенно шайлаарачную "Чуй-оозы" на чуйском тракте). Однако, несмотря на такое суровое название, столовка могла похвастать съедабельным качеством блюд и богатым их ассортиментом. Например, нам на выбор было предложено 2 (два!) блюда (хвала яку, зарезанному накануне нашего визита - твоя смерть не была напрасной!) Также было в меню блюдо из свинины с картофелем. Баранина, как и на Алтае, деликатес для лиц приближенных не меньше чем к Шойгу Кожугетовичу. :) После небольших переговоров из белого здание был извлечен фрагмент тела яка (нога около 10 кг) и сдан нам в качестве гуманитарной помощи за символические 2 тыс рублей.

Этот як избежал такой участи, но долго ли он протянет на горе? Рано или поздно ему придется спуститься...

Вот примерно так мы и ехали в сторону села Саглы. Можно при просмотре фоток напевать гимн Тувы в полголоса:

Арт-арттың оваазынга
Дажын салып чалбарган
Таңды, Саян ыдыынга
Агын өргээн тыва мен.

ПРИПЕВ:
Мен - тыва мен
Мөңге харлыг дагның оглу мен.
Мен - тыва мен
Мөңгүн суглуг чурттуң төлу мен.

2. Өгбелерим чуртунда
Өлчей тарып иженген,
Өткүт хөөмей ырынга
Өөрүп талаан тыва мен.

3.Аймак чоннар бүлези
Акы-дуңма найыралдыг,
Депшилгеже чүткүлдүг
Демниг чурттуг тыва мен.

Возможно, сорвало ветром с головы. ноу комментс...

Численность населения Тувы по данным 2011 года составляет 308 160 чел. Удельный вес городского населения - 53,1 % (2010). Показатель естественного прироста населения по республике в целом в 2011 г. достиг 15,3 %. К чему я это? Ах да! В Туве есть пять городов. Еще есть поселок городского типа. А еще есть 12 сел с населением больш 3000 человек. Однако, село Саглы не входит в число 12 избранных. Если че, писать сюда: 668141, Республика Тыва, Овюрский район, с. Саглы

С очередного перевала открывается вид на монгольское озеро Увс-Нуур. Озеро является результатом усыхания внутреннего водоёма, чья площадь в ледниковый период достигала 16 тыс. км². Регион озера был заселён несколько тысяч лет назад. Множество курганов, оленных камней, петроглифов и рунических надписей оставили после себя племена кочевников - хунну, монголы и енисейские кыргызы. Любителям пляжного отдыха на заметку: с октября по май озеро покрывается льдом, летом градиент температуры составляет от 25 °C на поверхности до 19 °C на дне. Годовое колебание температуры воздуха может составлять от −58 °C зимой до 47 °C летом. И смысл ехать в турции? Очень богат животный мир озерной котловины - здесь обитает 173 вида пернатых и 41 вид млекопитающих, включая таких редких животных как ирбис, аргали, сибирский горный козёл. 29 различных видов рыб обитает в озере Убсу-Нур, и один из них, алтайский осман, употребляется в пищу человеком.

С каждым днем тема, затронутая в журнале, становилась все актуальнее.

Вот и доехали до леса! У первого же ручья бросили якорь.

Трофейная рулька яка пошла на шурпу...

Ну а шурпа уже просто пошла...

На утро, доев на завтрак остатки шурпы с пивом/коктейлем, тронулись...

Стали появлятся первые заправки... По асфальту просто поперли

Рядом мясной рынок и у пернатых полное взаимопонимание...

Кстати, это один из тех пяти тувинских городов - Шагаан-Арыг (население 11,4 тыс. чел.) центр Улуг-Хемского кожууна. По простому - Шагонар. Город был основан в 1888 году. При заполнении Саяно-Шушенского водохранилища город оказался в зоне затопления и был перенесён на новое место, в 7 км от старого. Одно из немногих мест в Туве, где есть что-то вроде промышленности: малое производство стройматериалов индивидуальными предпринимателями (кирпич шлакоблочный строительный, пилорама), мелкие предприятия пищевой промышленности (хлебопекарни). Судя по развалинам, раньше тут был индустриальный центр Тувы. Ну а сейчас только произрастает конопля - ценное сырье при производстве многих видов продукции. Конопля посевная описана в 19-ом и 20-ом томах «Естественной истории» Плиния Старшего, который упоминает её использование как прядильного, пищевого и лекарственного растения. Упоминается что конопляные семена - хорошее средство для лечения запора у домашних животных, сок травы помогает от отита, а корень можно использовать в качестве припарок от боли в суставах, подагры и ожогов. Конопля имеет богатую историю использования человечеством в качестве: пищи (семена), материала для изготовления бумаги, одежды, обуви, верёвок, канатов, тросов и ниток.

Енисе́й (эвенк. Ионесcи «большая вода», хак. Ким, тув. Улуг-Хем «великая река», кет. Хук, селькуп. Пӱӱл Тяас-қолд, нен. Енся’ ям’) - река в Сибири, одна из величайших рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Начинаясь слиянием рек Ка-Хем и Бий-Хем (Большой и малый енисей) в самом центре Кызыла, превращается во 2-ю по величине реку России (после Оби)

Большая река. От Шагонара начинается Саяно-Шушенское водохранилище, образованное плотиной Саяно-Шушенской ГЭС.

На горизонте - город Кызыл...

Город Кызыл - город республиканского подчинения в России, столица Республики Тува. Население - 110,0 тысяч человек (в 2010 году). Город располагается в точке географического центра Азии. Географический центр Азии - гипотетическая точка, отмечающая географический центр Азии. Расположение центра зависит от определения границ Азии и главным образом определяется выбранной методикой подсчёта, а также тем, включаются ли удалённые острова в список крайних точек Азии или нет.
Таким образом, на звание географического центра Азия претендует несколько мест. Кызыл, Тува, Россия - обелиск «Центр Азии» на набережной имени Кужугета Шойгу (51°43′30″ с. ш. 94°26′37″ в. д. (G) (O)); Юнгфен, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай - монумент «Географический центр континента Азия» (43°40′37″ с. ш. 87°19′52″ в. д. (G) (O)).

Вот и начало Енисея. Как уже было сказано, он начинается на набережной папы Шойгу. Кужугет Серээвич Шойгу (1921-2010) (урождённый Кужугет Шойгу Серее оглу: родовое и личное имя поменялись местами по ошибке паспортиста) в дальнейшем работал в партийно-советских органах, был секретарём Тувинского обкома КПСС и вышел на пенсию первым заместителем председателя Совета министров Тувинской АССР. Также возглавлял тувинский госархив и шесть лет проработал редактором газеты «Шын» («Правда») на тувинском языке, написал повести «Время и люди», «Перо чёрного грифа» (2001), «Танну-Тыва: страна озёр и голубых рек» (2004)

Это не первый памятник, существующий на территории Тувы и символизирующий ее центральное георафическое положение. Долгое время считали, что центр Азии определил английский топограф и разведчик Александр Дуглас Каррутерс, посетивший Туву в 1910 г. Однако это не так. Впервые о нем упоминает В.М. Родевич - начальник партии по исследоанию Верхнего Енисея. В опубликованном в 1910 г. "Очерке Урянхайского края (Монгольского бассейна реки Енисей)" он пишет: "В 90-х годах, однако, приехал Урянхай английский путешественник со специальной целью видеть центр Азии, который по его определению пришелся возле усадьбы Г.П. Сафьянова балдам, на Енисее. Столб в садике усадьбы знаменует этот примечательный пункт. Англичанин, по его словам, уже посетил центры Европы, Африки и Австалии". Усадьба Г.П. Сафьянова стояла на левом берегу Улуг-Хема в 25 км выше слияния Бий-Хема и Ка-Хема. Позже каменный столб, символизирующий центр Азии, был перенесен из Салдама в Кызыл и установлен на берегу Енисея. Этот первый памятник не дошел до нашего времени, очевидно, он был унесен паводком, и лишь его каменный постамент долгое время сохранялся во дворе бывшей электростанции (ныне здесь располагается Тувинская судоходная компания). Затем на берегу Енисея, немного восточнее того места, где стоял каменный столб, был сооружен монумент в виде небольшой усеченной пирамиды. Сначала он был бетонным монолитом, без облицовки и имел весьма скромные размеры. В 1984 г. в честь празднования сорокалетия вхождения Тувы в состав СССР по проекту архитектора М. Куулара была произведена реконструкция памятника. При сохранении композиции в целом монумент был поднят на подиум и облицован мрамором. Одновременно была очищена и обустроена территория, прилегающая к памятнику, а также смотровая площадка и спуск к реке.

Кстати, Шойгу в Туве даже в бытность министром МЧС был суперкрут. На фотках в музее местный президент лично проводит экскурсия Кожугетычу. И вообще, фотка с Шойгу - обязательный атрибут власти местных чиновников. Справедливости ради, отметим, что под чутким патронажем министра МЧС город цветет и пахнет.

По рассказам местных, как и повсюду в бывшем СССР в городе происходили межнациональные столкновения, короче, мочили русских. Однако сейчас город в этом плане выглядит вполне благополучным, по крайней мере на улицах славяне и тувинцы держатся вместе.

В городе расположен Национальный музей им. Алдан Маадыр (60 богатырей), располагающий богатейшей коллекцией археологических находок. В 2008 году было сдано новое здание музея, являющегося одним из красивейших в городе. Это позволило большую часть коллекции представить к экспонированию на 4 этажах комплекса. В музее также хранится «золото Скифов» и другие находки из всемирно известного кургана «Аржаан 2».

Музей политических репрессий, куда ж без него...

Памятник непокоренному тувинцу. Вот тут смысл несколько мутноват... Возможно, относится к периоду династии Цин.
Установлен на пересечении с ул. Комсомольской. Автор - скульптор Т.Ч. Ондар. Скульптура, которую он создал в 1992 г. и называл первоначально "Не сдался", прежде была установлена на ул. Ленина у Дома художника. На нынешнее место перенесена в 1997 г.

В целом, город выглядит даже получше некоторых других областных/республиканских центров.

Ну а на турбазе на берегу Бий-Хема нас ожидала встреча с тувинской шаманкой Татьяной Кирилловной...

Кстати у Енисеев очень быстрое течение и он хорош для семейного сплава. Теплая вода (около +15), солнце и водный джакузи - что еще надо для отдыха изможденных трудом кызыльцев!

Нас ждала комфортабельная турбаза с душем (деревянная юрта), электричеством, рестораном и обогревателями в каждой юрте. Мечта!

Татьяна Кирилловна появилась в желтых брюках. Ребята попросили переодеть что-то понейтральнее, так как они снимали документальный фильм. Ритуал описывать не буду - все есть на видео, просто держите в уме, что это не реальное камлание, а по сути демонстрация.

Вот сам ритуал. Снято, конечно, фиговенько, но уж что есть... Не обессудьте, что про шаманов такой куцый рассказ: тема общирная и как не пиши получится либо занудно, либо неполно. Так что, заинтересовавшихся темой отправляем на поиски в инет.

Костюмы шаманов могут сильно различаться, скажем, в музее Кызыла их несколько видов совершенно другого кроя. Головной убор с перьями - общая черта всех костюмов. Также, общим являются подвески из бус, закрывающие глаза шамани (также они есть на куртке), предназначенные для защиты камлающего шамана от злых духов.

Тувинские шаманы сейчас очень популярны, добрая половина туристов едет только для того, чтобы посмотреть на них. За ними охотятся фотографы крупнейших агентств мира. Да и сами они уже побывали в Германии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Италии, Венгрии, Австрии, Америке. Шаманские гимны, алгыши (благопожелания), переводят на немецкий, английский языки. Все лето рядом с шаманами - ученые из Италии, Австрии, Германии.

Раньше шаманы никогда не камлали вместе, более того, встреча двух шаманов всегда вызывала соперничество. Но нынешняя экономическая ситуация заставила и шаманов объединяться. Кроме шаманов, живущих в отдаленных районах, все кызыльские шаманы объединены в общества "Тос дээр" ("Девять небес"), "Дунгур" ("Бубен"), "Адыг-ээрен" ("Дух медведя"), в Ак-Довураке "Солангы-ээрен" ("Дух рудуги").

К шаманам идет довольно много людей. Идут старушки - погадать на свое недолгое будущее или попросить о здоровье для внука. Идут коммерсанты - благословить сделку или партию товара. Бывает, правоохранительные органы обращаются - человека пропавшего найти. Верить? Не верить? Но люди идут. Шаманы сидят, как адвокаты: по два человека в комнате. Сверху - халат, а снизу - брюки "адидас" и кроссовки. На голове - шапка с перьями. Перед каждым нехитрые шаманские атрибуты, а листок с фотографией и надписями на тувинском языке - это лицензия. Подходишь к кассиру, говоришь, что тебя волнует, платишь деньги, он говорит номер комнаты, в которую тебе надо идти. Точь-в-точь как в сельской поликлинике. Основные атрибуты гадания - мелкие, похожие на черные семечки, одинаковые камушки - хуваанак. Эти камешки добывают из зоба улара или глухаря. Шаман бросает их на носовой платок и видит твою судьбу. Как прошлую, так и будущую.

На фотках можно рассмотреть детали костюма. Опять-таки, это не значит, что таковы костюмы всех тувинских шаманов.

Орудия культового служения шамана: бубен (дунгур), состоящий из круглого деревянного обода диаметром 60-70 см, одна сторона которого была обтянута сыромятной кожей марала или самца косули, и колотушка (орба). Бубен имел деревянную вертикальную рукоятку из березы, на которой вырезалось изображение человека (шамана, по одним объяснениям, и "хозяина" бубна - по другим), ниже которого вырезались изображения нескольких змей.

Когда мы прощались, она поинтересовалась куда мы направляемся и, когда мы сказали, что завтра должны уже быть в Моголии, как-то невзначай бросила, что завтра мы туда не попадем. Мы обратили внимание на ее слова только на следующее утро, когда выяснилось, что у одной из машин оторвало амортизатор. Однако это нас не тревожило, так как рядом Кызыл и поменять амортизатор дело получаса. Однако, несмотря на такую простую поломку, на сервисе провозились почти 4 часа (то, се, нет детали, мастера) и мы действительно не успели до закрытия пограничного перехода. Прямо мистика! :)

Ведь можем же прямые дороги строить:)