Как выглядит санта-клаус и где он живет - история и интересные факты. Как Святой Николай Санта Клаусом стал (7 фото)

Наш Новый Год не мыслим без доброго Деда Мороза и его внучки Снегурочки. Ни одно западное Рождество (Европа, Англия, США и другие) не обходится без самого главного персонажа — Санта Клауса. Но кто же этот добросердечный даритель подарков? Это реальный персонаж или выдуманный? Почему его так назвали и где он живет? На все эти вопросы я постараюсь вам сегодня ответить. Санта Клаус Точно могу сказать, что Санта Клаус это вполне реальный человек, который жил в древности. Правда, звали его по-другому, выглядел он иначе и родился он не в Лапландии, как принято считать, а в местечке Миры Ликийские в 253 году нашей эры, на современной территории Турции. А звали его тогда Святым Николаем. Он был простым епископом, который готов был принять смерть за свою веру и всегда боролся за добро.

Ходили легенды, что Святой Николай сам был очень зажиточный, но не жадный. Он помогал всем несчастным и бедным, по ночам незаметно подбрасывая в их башмаки, которые они оставляли у дверей, монеты, и клал на окна вкусные пирожки. Так святой Николай стал любимцев детей. Однако своим заступником и святым его также избрали купцы, пекари, заключенные и моряки.

Но как он стал символом Рождества? День Святого Николая празднуется 6 декабря. В 10 веке в кафедральном соборе немецкого города Кельна ученикам христианской школы в этот день стали раздавать выпечку и фрукты. Очень быстро эта традиция получила широкое распространение в других городах и странах. Вспоминая легенду, люди стали на ночь вешать специальные праздничные чулочки или башмачки, чтобы Николай положил туда свои дары.

Принято считать, что Святой, заходящий в дома по ночам, спускаясь по печной трубе, послушным детям приносит подарки, а озорникам, шалунам и проказникам — розги. Поэтому дети задолго до праздника стараются вести себя хорошо, а родители при их плохом поведении сразу напоминают о том, что в дар можно получить розги. Иногда, даже вместе с презентами ребятишкам дарят небольшие веточки.

Как Святой Николай стал Санта Клаусом? В США этот персонаж попал из Голландии в 17 веке. В 1626 году фрегата из нескольких голландских кораблей прибыла в Новый свет. На носу главного корабля «Goede Vrove» стояла фигура Николая, который, как я уже говорила, был также покровителем моряков.

Мореплаватели купили за 24 доллара землю у коренных жителей Америки — индейцев и дали название поселению — «Новый Амстердам». Сегодня эта «деревушка» стала самым крупным городом США и одним из самых известных городов в мире — «Нью-Йорк». Нидерландцы фигурку святого сняли с корабля и перенесли на главную площадь, чтобы Николай защищал поселок.

Только вот индейцы и новые жители говорили на каком-то своем языке, а не по-английски. Они не могли четко выговорил имя святого и фраза звучала как «Синтер Клас», потом преобразилась в «Санта Клас», а с течением времени в привычную нам «Санта Клаус». Вот так Святой Николай чудом преобразился в Санта Клауса, который в Сочельник разносит подарки по домам.

Однако на этом история преображения уже Санта Клауса не заканчивается. Поэма Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая», опубликованная в канун Рождества 1822 года, стала важным этапом перевоплощения. В 20 четверостишьях описывается встреча ребенка с Санта Клаусом, который принес ему подарки. В поэме от прежнего святого практически ничего не осталось, он начисто был лишен строгости и серьезности. Санта на санях У К. Мура Санта — веселый, жизнерадостный эльф с трубкой во рту и круглым брюшком. В результате этой метамарфозы Николай навсегда потерял епископальный облик и пересел на упряжку с оленями. В 1823 году в поэме «Ночь перед Рождеством» были перечислены имена 8 оленей Санты:

  • Бликсем (Молниеносный)
  • Дандер (Болван)
  • Кюпид (Купидон)
  • Комет (Комета)
  • Виксен (Злобный)
  • Прэнсэр (Гарцующий)
  • Дэнсер (Танцор)
  • Дэшер (Потрясающий)

Только в 1939 году появился девятый олень Рудольф с большим и блестящим красноватым носом. Рудольф Меж тем, иллюстратор Томас Наст детально доработал образ Санта Клауса в 1860—1880 гг. в журнале «Harper"s». У Санты появились такие незаменимые атрибуты, как список плохих и хороших детей, северный полюс. Но и это еще не конец превращения.

Клауса, напрочь лишенного святого нимба, наряжали во всевозможные разноцветные одежды. Но в 1931 году известный бренд Coca Cola запустила рекламную кампанию, лицом которой стал Санта Клаус. Хаддон Сандблом — американский художник — изобразил белобородого добродушного старичка в красно-белой одежде и с газировкой руках.

В итоге Санта Клаус приобрел образ, который сегодня мы все можем видеть. Это толстенький веселый старик, разносящий подарки в ночь Рождества. У него обязательно красная куртка или полушубок, белая борода, красная шапка и штаны с белой оторочкой. Санта Клаус передвигается на санях, запряженных 9 северными оленями и до краев наполненных дарами для послушных детей по всему миру.

В Великобритании его принято называть «Father Christmas», что означает «Батюшка Рождество». А вот наш русский Дед Мороз к Святому Николаю не имеет никакого отношения. Наш дедушка Мороз — это фольклорный обрядовый персонаж, живущий в лесу или, как сегодня считается, его резиденция в Великом Устюге. Зима — его жена. Вместе они правят на земле с ноября по март. В очень старых сказках его иногда называют Морозко или Дед Трескун.

Где сегодня живет Санта Клаус?

Самые близкий родственник Деда Мороза — Йолупукки, который живет в Лапландии, здесь же обитает и Санта Клаус. С 1984 года решением ООН Лапландия была официально провозглашена Землей Деда Мороза. Здесь же находится и резиденция Санты, в которой он вместе с гномами и эльфами живет весь год. Именно туда дети со всего мира пишут письма с пожеланиями по адресу: Полярный круг, 96 930, Финляндия или на Интернет-сайт: santamail.com.

Финское правительство возвело Санта Клауса в культовый ранг, построили ему дом на склоне горы Корватунтури, сделали рекламу, создали сайт и объявили его электронный адрес на весь мир. Именно Йолупукки из Лапландии (Финляндия) ежедневно получает больше всего писем от взрослых и детей со всех стран мира.

Ежегодно 24 декабря в полдень он на своих северных оленях приезжает в самый старинный финский городок Турку в сопровождении тоннту, своих юных помощников — девочки мальчики в красных комбинезонах и колпаках. Здесь со здания городского совета провозглашается приход Рождества и поются новогодние песни .

Но благодаря америнской рекламе и настойчивости западный Санта Клаус постепенно вытеснил и английского Father Christmas, и финского Йолупукки, и французского Рождественского Деда. И даже нашего любимого и родного Дедушку Мороза. Скажу даже больше, турки поставили памятник Святому Николаю в городе Демра, однако стоит на постаменте не епископ, а веселый бородач с огромным мешком подарков!

Однако, судя по всему, это не окончательные изменения в образе святого. К примеру, в Израиле, где строго соблюдаются религиозные традиции, Рождество не празднуют. И если вы захотите там купить рождественские открытки или другие аксессуары, то вам будет найти их весьма проблематично.

Но на то они и евреи — найдут выход из любой ситуации! На прилавках израильских магазинов в канун Рождества стали постепенно появляться открытки с изображением Санта Клауса, у которого на голове красуется иудейская кипа вместо традиционного красного колпака. На открытках пока что отсутствуют праздничные поздравления, но что-то мне подсказывает: Толи еще будет!

Кажется, что добрый старый Санта-Клаус, дарящий хорошим ребятишкам подарки и исполняющий их желания, существует с глубокой древности.

На самом деле это не совсем так - прародитель этого сказочного персонажа действительно реально существовал в древности, но известный нам в его нынешнем облике Санта-Клаус «родился» по меркам исторической науки недавно - не более 200 лет назад.

Добрый дедушка дважды переплыл океан, прежде чем стал знаменит во всем мире. Реальный прототип Санта-Клауса - святой Николай, реальный персонаж, живший в Малой Азии во времена Рима и ставший впоследствии архиепископом города Мир Ликийских в римской провинции Ликия.

Будучи родом из семьи богатых христиан, Николай полностью посвятил себя служению богу и отдал свое наследство церкви. В православной традиции он считается Николаем Чудотворцем, покровителем путешественников и мореплавателей, благодетелем, дарящим подарки детям.

Нам он хорошо известен по празднику Николы Зимнего 19 декабря, когда послушные детки находят под подушкой подарки от святого Николая.

В католичестве распространена легенда о трех сестрах-бесприданницах, которые не могли выйти замуж из-за бедности и единственный путь им был в притон - продаваться за деньги. О такой ситуации узнал святой Николай и тайно подбросил мешочек с золотыми монетами двум старшим сестрам.

Об этом узнал их отец и решил выследить дарителя. Святитель узнал о коварном плане и бросил мешок с деньгами в дымоход. Сверток благополучно приземлился в чулок младшей дочери, сушившийся у огня. Именно этот эпизод лег в традиционное представление о Санта-Клаусе, приносящем в Рождественскую ночь подарки через дымоход и прячущемся от людей.

Легенда эта была очень популярна в Нидерландах и вместе с голландскими переселенцами переплыла Атлантический океан в первый раз. Основанный эмигрантами из Голландии Новый Амстердам через некоторое время стал Нью-Йорком, а добрый дедушка из сказок Старого Света прижился в другом обществе и оброс уже свежими легендами и мифами.

Это особенно интересно по той причине, что пуританская Новая Англия не отмечала Рождества вообще как такового. Легенды о Санта-Клаусе существовали в виде устного предания и передавались по мере смешивания населения от потомков голландцев все новым эмигрантам.

Только в начале X|X века, в 1809 году появилось письменное упоминание об этом персонаже.

Американский писатель Вашингтон Ирвинг («Легенда о Сонной Лощине», «Рип ван Винкль»), считающийся сейчас отцом американской литературы, написал «Историю Нью-Йорка», где рассказал о почитании Санта-Клауса в период существования Нового Амстердама. Этим он положил начало популярности этого персонажа.

Эстафету подхватил Клемент Мур, написавший поэму о Санта-Клаусе, а затем художник Томас Наст впервые изобразил его так, как мы привыкли его видеть сегодня. Считается, что Наст в облике Санты изобразил себя - веселого полного пожилого человека с окладистой бородой и пышными усами.

Окончательный облик Санта-Клаус получил в 1931 году под кистью Хэддона Сандблома - это был красный с белой меховой выпушкой костюм и колпак. Именно в этом облике добрый чудотворец пересек Атлантику во второй раз и вернулся в Европу, чтобы окончательно завладеть всей планетой.

Популярность этого героя у широких слоев населения стали активно эксплуатировать в своих рекламных кампаниях различные торговые предприятия.

На рекламе Кока-Колы в рождественские праздники Санта до сих пор развозит напитки и подарки по всему миру, теперь уже не на оленях, а на большой фуре. Олени, эльфы и другие вспомогательные персонажи всегда присутствуют в рассказах о Санте, помогая ему во всех добрых делах.

Однозначно ответить на вопрос «Кто такой Санта-Клаус» очень сложно, ведь у множества народов есть собственный аналог доброго дедушки, приносящего зимой подарки послушным и воспитанным детям и живущего где-то далеко на Северном Полюсе.

У французов это Пер Ноэль, у русских Дед Мороз, а у финнов - Йоулупукки. Всех этих персонажей объединяют общие черты - они появляются зимой, обитают где-то далеко на краю света, немолоды, полноваты и очень добры.

Не важно, как его зовут - Санта или Дед Мороз, важнее то, что с ним в дом приходит радость, веселье и надежда на счастливое будущее.

В Дании его зовут Синтерклаас, в Германии - Рождественский Дед, в России его имя Дед Мороз. У этого персонажа много имен и множество стран утверждают, что именно их территория является родиной Санта-Клауса или Деда Мороза. Однако одна из стран претендентов недавно стала на шаг ближе к праву называться родиной любимого рождественского персонажа.

Кто такой Санта?

Святой Николай - щедрый святой раннего христианства считается прототипом Санты. По свидетельствам историков и представителей церкви, он был церковным руководителем в небольшом римском городке, расположенном на территории современной Турции.

Место его захоронения до сих пор точно неизвестно. По некоторым данным, он погребен в Италии, а по другим - в Ирландии. В октябре 2017 года турецкие археологи обнаружили гробницу в фундаменте церкви Святого Николая в провинции Анталия, неподалеку от того места, где в IV веке стоял город Мира, тот самый, в котором служил Святой Николай. Археологи сразу же выдвинули предположение, что гробница принадлежит Николаю Чудотворцу.

Если Турции удастся получить звание родины Санта-Клауса, на карте любителей Рождества может появиться новое место. Однако в спор за Санту готова вступить его «вторая родина».

Финский Санта

Если вы спросите любого финна, где, по его мнению, живет Санта-Клаус, он без тени сомнения ответит вам, что Санта родом из Лапландии и живет среди холмов Корватунтури.

Эти холмы, а точнее трехглавая сопка, почти всегда покрыты снегом и являются домом для кочующих северных оленей. Именно там, как уверены финны, и сокрыта секретная мастерская Санта-Клауса. И, несмотря на то что это место связали с Сантой лишь в начале ХХ века, финская рождественская традиция намного старше.

Традиция и фольклор

До того как христианство пришло в эту северную страну, финны праздновали Йоль - праздник зимнего солнцестояния, популярный среди германских племен. В день Святого Кнута, 13 января, который до сих пор считается в скандинавских странах концом зимних праздников, особенные «демоны» по имени Нуттипукки («козлы святого Кнута»), одетые в маски из березовой коры и меховые шубы, стучали в дома и требовали подарков и праздничной еды.

Когда на смену терроризирующим демонам пришел щедрый Святой Николаус, его образ смешался с традиционным, и финского Санту стали звать Йоулупукки («козел Йоля, или Рождества»).

Йоулупукки, одетый в красную одежду, стучит в дверь вечером и спрашивает, есть ли в доме послушные дети. Если дети есть, он дарит им подарки и уходит.

В ноябре 2017 года финское министерство культуры и образования признало эту рождественскую традицию живым наследием государства. ЮНЕСКО согласилось с решением. И пусть фактически ЮНЕСКО не сможет признать Санта-Клауса за Финляндией, все равно признание своих древних традиций является для Финляндии важным достижением.

Рождественский дух

Так зачем же сражаться за признание Санта-Клауса соотечественникам? Хотя, правильнее всего спросить, почему не все страны мира пытаются сделать этого персонажа своим достоянием? В конце концов, Санта-Клаус олицетворяет собой дух Рождества - веселый, дружелюбный, щедрый и миролюбивый персонаж, всеми силами стремящийся зажечь в детях огонь добра и радости. И пусть скептики считают его лишь коммерческим трюком, направленным на то, чтобы заставить нас потратить больше денег, нельзя не согласиться с тем, что без Санты нет духа Рождества.

Туризм

Кроме того, дом Санты привлекает немало туристов. Согласно статистическим данным, визиты в Лапландию в этом году увеличились на 18%. Конечно, люди приезжают не только ради Санта-Клауса, но и ради северного сияния, снежных красот Лапландии и лыжного курорта Рованиеми, однако дом Санты все равно остается одной из главных достопримечательностей региона.

Если Святой Николай действительно окажется родом из Анталии, Турции все равно придется уступить Финляндии, у которой есть не только свой Санта, но и идеальный зимний пейзаж, который его окружает, - снег, северные олени и полярное сияние. С этим не поспорить даже пляжам Анталии.

Кто такой Санта Клаус? Прoисхождение и лeгенда о Санте, а теперь поподробнее обо всем:
Санта Клaус – легендарный гeрой Рождества, дoбрый старичок, принoсящий подарки детям на Рoждество и Новый год. Как прaвило, его изображают весeлым пухлым дедушкой с бeлой бородой, одетым в окaймленный белым красный кaфтан. Он летает по вoздуху на санях, полных игрyшек и зaпряженных восьмеркой оленей. Говoрят, что в Сочельник Сaнта (а также Святой Никoла или Святой Ник) прoникает в дома через трубу и клaдет подарки под Рождeственскую елку и в чулки всех детей, котoрые на протяжении года вели сeбя хорошо. Хотя пpивычный для нас образ Санта Клaуса и является севeроамериканским изобретением XIX века, в нем все же зaложены древние европейские кoрни, и это оказывает большое влияниe на празднование Рождeства во всем мире.

Проиcхождение легенды

В иcтории Святой Никола впервые появляeтся в христианских легeндах, в которых его богoтворят за спасение выбрoшенных во время шторма мoряков, покровительство детей и прeподношение щедрых подарков бeдным. Не смотря на то, что пoдлинность мнoгих историй о Святом Николе сoмнительна (рассказывают, нaпример, как он однажды принес бедной сeмье мешок золота, закинув его чeрез окно), легенда о нем рaспространилась по всей Европе, придaв ему образ героя, преподнoсившего детям пoдарки. Христианский Святой Никoла изменялся или прeвращался в разнообразные язычeские обрaзы, такие, как итальянский Бeфана, или немецкая Бeрхтa.

Святого называли Sankt Nikolaus в Гермaнии и Sanct Herr Nicholaas или Sinter Klaas в Гoлландии. В этих странах Святoй Никола иногда изображался скaчущим по небу на кoне. Представлялся он в мaнтии епископа и времeнами был в сопровождении Черного Пeтра – эльфа, который дoлжен был шлепать непослушных дeтей. Празднование Дня Cвятого Николы – дня, когда люди oбменивались между собой подaрками, – обычно проходило 6 дeкабря. После Реформации нeмецкие протестанты признaли почитание сына Христа и сoздали для него собственный день тoржества – 25 декабря. Когда трaдиция широко распространилaсь, ее начали тесно связывaть с Рождеством.

Америкaнское происхoждение

Америкaнский Санта Клаус получил свoю вдохнoвляющую идею и имя из дaтской легенды о Sinter Klaas, котopую привезли с собой основaтели Нью-Йорка в XVII веке. Сначала имя Сaнта Клауса появилась в амeриканской прессе в виде St. A Claus, а извeстный писатель Вашингтон Ирвинг стал пeрвым, кто рассказал подробную иcторию о датском Святом Николе. В свoей книге «История Нью-Йорка», oпубликованной в 1809 году под псeвдонимом Дидриха Кникербокера, Ирвинг oписывал появление Святого на кoне в сопровождении Чeрного Петра каждый год в кaнун праздника Дня Святого Никoлы.

Этот датско-америкaнский образ Святого Ника стaл полностью национaльным для американского нaрода в 1823 году после выхoда поэмы Клемента Кларка Мyра «A Visit From Saint Nicholas» больше извеcтной как «The Night Before Christmas» («Ночь перeд Рождеством»). Мyр добавил тaкие подробности, как имeна оленей, смeх, кивки и подмигивaние Санты, а также описaл спосoб, с помoщью которогo Санта, словно эльф, возврaщался обратно из трyбы (истолкование Мур брал не из голoвы, а ссылаясь на рабoты Ирвинга 1809 года).

И немного забавных картинок с Сантой:





Санта Клаус - легендарный герой Рождества, добрый старичок, приносящий подарки детям на Рождество и Новый год . Как правило, его изображают веселым пухлым дедушкой с белой бородой, одетым в окаймленный белым красный кафтан. Он летает по воздуху на санях, полных игрушек и запряженных восьмеркой оленей. Говорят, что в Сочельник Санта (а также Святой Никола или Святой Ник) проникает в дома через трубу и кладет подарки под Рождественскую елку и в чулки всех детей, которые на протяжении года вели себя хорошо. Хотя привычный для нас образ Санта Клауса и является североамериканским изобретением XIX века, в нем все же заложены древние европейские корни, и это оказывает большое влияние на празднование Рождества во всем мире.

Происхождение легенды.

В истории Святой Никола впервые появляется в христианских легендах, в которых его боготворят за спасение выброшенных во время шторма моряков, покровительство детей и преподношение щедрых подарков бедным. Не смотря на то, что подлинность многих историй о Святом Николе сомнительна (рассказывают, например, как он однажды принес бедной семье мешок золота, закинув его через окно), легенда о нем распространилась по всей Европе, придав ему образ героя, преподносившего детям подарки. Христианский Святой Никола изменялся или превращался в разнообразные языческие образы, такие, как итальянский Бефана, или немецкая Берхта. Святого называли Sankt Nikolaus в Германии и Sanct Herr Nicholaas или Sinter Klaas в Голландии. В этих странах Святой Никола иногда изображался скачущим по небу на коне. Представлялся он в мантии епископа и временами был в сопровождении Черного Петра - эльфа, который должен был шлепать непослушных детей. Празднование Дня Святого Николы - дня, когда люди обменивались между собой подарками, - обычно проходило 6 декабря. После Реформации немецкие протестанты признали почитание сына Христа и создали для него собственный день торжества - 25 декабря. Когда традиция широко распространилась, ее начали тесно связывать с Рождеством.

Американское происхождение.

Американский Санта Клаус получил свою вдохновляющую идею и имя из датской легенды о Sinter Klaas, которую привезли с собой основатели Нью-Йорка в XVII веке. Сначала имя Санта Клауса появилась в американской прессе в виде St. A Claus , а известный писатель Вашингтон Ирвинг стал первым, кто рассказал подробную историю о датском Святом Николе. В своей книге «История Нью-Йорка», опубликованной в 1809 году под псевдонимом Дидриха Кникербокера , Ирвинг описывал появление Святого на коне в сопровождении Черного Петра каждый год в канун праздника Дня Святого Николы. Этот датско-американский образ Святого Ника стал полностью национальным для американского народа в 1823 году после выхода поэмы Клемента Кларка Мура «A Visit From Saint Nicholas» больше известной как «The Night Before Christmas » («Ночь перед Рождеством »). Мур добавил такие подробности, как имена оленей, смех, кивки и подмигивание Санты, а также описал способ, с помощью которого Санта, словно эльф, возвращался обратно из трубы (истолкование Мур брал не из головы, а ссылаясь на работы Ирвинга 1809 года).