Какие народы и народности вышли с индии. Народы Индии. Типы населения

Расположенная на полуострове Индостан в Южной Азии Индия занимает в мире седьмое место по площади (более 3 млн км2) и второе место по численности населения (1 млрд 130 млн). Эта огромная колоритная страна вмещает на своих просторах многообразие национальных интересов и норм поведения. Различные народы Индии, проживающие на одной общей территории, порой очень отличаются своими верованиями, традициями и культурой.

Население Индии

Самым распространенным языком в этой стране является хинди, им пользуются более трехсот миллионов человек. А в северных штатах Индии он имеет статус официального. Также народы Индии разговаривают на таких индоарийских языках, как бенгали и орийя, ассами и кашмири, конкани и непали, гуджарати и маратхи, пенджаби. Мусульмане на Севере и Юге Индии говорят на урду. В связи с наличием многих пакистанских эмигрантов на территории штата Гуджарат, граничащего с Пакистаном, здесь распространен язык синдхи.

В южной части Индии среди населения в основном преобладает дравидийская языковая группа. Четыре языка, входящих в ее состав, имеют статус официально признанных. К ним относятся телуджу, каннада, тамильский, малайялам.

На северо-востоке государства по большей части разговаривают на манипури и остальных тибетских языках.

Индийские традиции

Нужно отметить, что обычаи и традиции народов Индии довольно-таки отличаются от европейских. Особенностью страны является и наличие нескольких религий: индуизм, христианство, буддизм, ислам, которые привносят свои особенности в стиль жизни населения.

В отличие от европейского населения в Индии очень редко пожимают руки, а объятия и поцелуи вообще не полагаются. Приветствуя друг друга, индусы складывают ладони вместе и произносят фразы «Рам» или «Намасте». С женщинами здороваться за руки вообще не принято. А вот родителей в этой стране приветствуют поклонами в ноги.

Все народы, населяющие Индию, свято чтут и уважают коров. Они здесь считаются Употреблять в пищу говядину строго запрещено, а за убийство либо причинение вреда коровам в этой стране грозит даже пожизненное заключение. Также в Индии очень почитаются обезьяны.

В священных местах поклонения и храмах обязательно снимается обувь. При входе она оставляется на хранение, либо же приобретаются чехлы для ног, похожие на бахилы. В положении сидя нельзя направлять стопы ног на других людей и алтарь. В Индии также не принято выставлять напоказ различную религиозную атрибутику.

Одежда народов Индии

Народы Индии уделяют немалое значение своей одежде. Ее стиль обусловлен своеобразностью культуры и быта, многообразием национальностей и религиозных конфессий. Эти особенности хоть и сказываются на одежде населения, но некоторые общие черты все же присутствуют.

Как правило, изготавливается она из легких тканей с преобладанием белого цвета. Мужской головной убор является пестрой и разнообразной частью костюма.

Женщины, одетые в нарядные сари, часто предпочитают различные украшения, такие как браслеты, кольца, серьги и ожерелья.

Однако бедные народы Индии чрезвычайно просто одеты. Довольно часто их тело окутывает лишь белое полотнище, а обувь вообще отсутствует.

Несмотря на то, что Индия отстает от Китая по численности населения, она упорно держит свои позиции числом жителей более 1,2 миллиардов человек. Потомки современных индийцев, как правило, переправлялись сюда через Гималаи, или приплывали из океана. Это были жители Востока, Средиземноморья и даже Австралии. Именно поэтому не стоит удивляться такому разнообразию народностей, традиций, исторических корней, которые сохранились в Индии и по сей день радуют путешественников безумной национальной палитрой. Среди многочисленных народностей можно встретить хиндустанцев, телугу, бенгальцев, маратхи, пенджабцев, каннара и так далее. На сегодняшний день в Индии сохранилась древняя кастовая система, только благодаря которой население смогло сохранить свой богатый состав.

Больше 75% населения составляют индо-арийцы, наиболее похожие на европейцев. Ученые выдвинули предположение, что современные индусы пришли на эту землю с севера, а именно с Ближнего Востока и даже Европы. Эти народы обитают в северной части Индии. Юг страны населяют потомки дравидского народа и монголов. В горах и предгорьях можно встретить большое число маленьких народностей, которых осталось по несколько сот человек.

Индия - удивительная страна, ведь только здесь индусы могут сильно отличаться друг от друга. В одной части страны это могут быть низкорослые и практически черные индусы, а вот на другом краю они уже будут высокого роста и со светлой кожей. У каждой народности есть свой язык, традиции и богатая история. Так познакомимся с некоторыми индийскими народностями.

Народ Телугу

Это народность индийского штата Андхра Прадеш. Располагается она в долине рек Кришна, Годавари и Тунгабхадра. Численность населения составляет более 70 миллионов человек. Потомками народности были дравидийцы, андхра и калинга. В 3 веке до н. э. на территории нынешних телугов появился буддизм. В 7 веке здесь стала править династия Чалукьев, которая очень сильно повлияла на развитие архитектуры. Очень многие сооружения, которые мы можем видеть сегодня, датированы временем правления династии.

На сегодняшний день телугу занимаются сельским хозяйством, выращивают разные сорта перца, рис, джовар, баджру, сахарный тростник, хлопок, кунжут и табак. Есть некоторое ответвление народа, которое занимается овцеводством. Среди населения распространены ремесла: гончарное, ткацкое, ювелирное и лаковое.

Спустя столько лет существования, народ сохранил кастовое деление. Касты разделяются по родовым группам, где сохраняются многие семейные обычаи, например брак между ближайшими родственниками. Также у телугу запрещены разводы, а вдовы не имеют права выходить повторно замуж. У телугу, исповедующих ислам, тоже существует деление по кастам.

Поселения народности имеет ряд особенностей. Все деревни разделяются на кварталы, каждый из которых населяет определенная кастовая группа. Семьи из высших каст имеют большие каменные дома с внутренними дворами. В южной части дома всегда располагается спальня, а в противоположной - святыня. Вся остальная территория занята гостевой комнатой и кладовыми. Представители средних каст живут в домах из глины с одной комнатой. Иногда пристраивается веранда, но это редкость. Низшей касте вообще не повезло, хижины у людей построены из бамбука, реже глины. Основной пищей телугу является рис и блюда из фасоли и других бобовых. Из приправ выделяют скисшие молочные продукты, маринованный манго, лайм и некоторые классические специи. У мусульман принята североиндийская кухня.

Народность телугу имеет богатую историю и необычайный колорит, поэтому здесь развито народное творчество, живопись и исполнительное искусство. В 20 веке на базе местной пантомимы на религиозную тему, был создан танец кучипуди.

Тамилы

Это население штата Тамил Наду. Его численность составляет примерно 65 миллионов человек. Некоторое число тамилов обитает также на Шри-Ланке. Проживают они там с начала 19 века. В целом народность проживает повсеместно во всех районах Индии, однако среди остального скопления людей, увидеть их будет довольно трудно.

Большая часть тамилов - индуисты, но немало среди них мусульман, шиваитов, вишнуитов и христиан. Происходит народность от дравидийцев в 3 веке до н.э. Связано появление тамилов с переселением дравидийского народа с северо-запада к югу и образованием целой цивилизации Инди. Но, к сожалению, данных о дальнейшей судьбе народа совсем мало, поэтому судить наверняка об их истории никто не решается.

На сегодняшний день тамилы процветают, занимаются пашенным земледелием, выращивают рис, просо, масличные культуры, а также следят за огромными плантациями чая и хлопка. Городское население занимается всеми видами ткацкого ремесла, ювелирным искусством, а также созданием корзинок, ковриков и так далее. Тамилов можно назвать современным народом. В городах и деревнях развита промышленность, сфера обслуживания, наука, культура. Населенные пункты также делятся по кастовому признаку. Дома сильно отличаются друг от друга. Как правило, они состоят из глины или кирпича с несколькими крышами. Также, практически в каждом доме есть веранда, которая используется хозяевами во время проведения досуга. Жилые дома оснащены просторным внутренним двором. В жилищах богатых тамилов обязательно установлены качели. Спят и сидят жители всегда на циновках.

В пищу народ употребляет всевозможные вариации с крупами и бобовыми. Это и каши, и тушеные овощи, и различные бульоны. Любимым блюдом считаются рисовые лепешки с разными начинками и рисовые колобки, приготовленные на пару. В приготовлении блюд часто используется растительное масло, специи и экзотические фрукты. Всю еду подают на банановых листьях.

Тамилы славятся своими театральными труппами каттейкутту и театром кукол. На сцене очень часто ставятся драматические постановки и нередки масочные спектакли. На базе древнейшего искусства девадаси в прошлом веке был создан национальный танец бхарата-натьям.

Синдхи

Этот народ проживает в Индии, в частности в штате Раджастхан. Численность населения составляет более 2 миллионов человек. Язык синдхов очень интересен, в нем очень много заимствований из персидского и арабского диалектов. Большую часть синдхов составляют индуисты, но можно встретить также мусульман.

Главным занятием сндхов считается земледелие и выращивание круп. В основном во время возделывания применяется искусственное орошение. Жители деревень скот, в основном буйволов и лошадей. В дельте рек развито рыболовство. Ремесла не так развиты, но от предков осталось ткачество, выделка ножей и производство ковровых покрытий. С каждым годом появляется все больше синдхов, занимающихся умственным трудом.

Жилища в деревнях глинобитные с особой обмазкой, а вот у зажиточных семей дома построены полностью из кирпича и отгорожены высоким забором. Крыши плоские и крыты пальмовыми листьями.

В пищу синдхи употребляют лепешки из проса и разнообразные похлебки из гороха. По руслу рек основным компонентом пищи является рыба. Также к похлебкам всегда подается мясо: говядина, птица. Среди напитков популярен чай.

Сингалы

Эта народность заселяет Шри-Ланку, в основном предгорные районы острова, и хорошо развита экономически. Помимо Индии их можно встретить в Сингапуре, Австралии. Численность населения составляет 13 тысяч человек. По этническим группам сингалов можно разделить на горных и прибрежных. И те и те разговаривают на сингальском языке, но есть явные различия. Практически все сингалы - мусульмане. Про все остальные религии писать нет смысла, так как их количество исчисляется единицами. В современном исламе можно проследить влияние древнего индуизма и традиций народа. Основу народа составили индоарийцы, которые по легенде относились к львиному роду. В развитии сингалов огромное влияние оказали веды.

Зачатки государственного строя появились на острове в первые века нашей эры. Именно тогда на всей его площади распространился буддизм. В 15 веке местное государство Канди отбила свою независимость сначала у португальцев, а потом у голландцев. Многие годы длилась борьба за территорию острова. Закончилась она лишь в 1948 году.

Сегодня большая часть народа сингалов проживает в деревнях и занимается пашенным земледелием. Основными сельскохозяйственными культурами считаются пшеница и рис. Жители побережий занимаются рыболовством. Большую роль в жизни сингалов играет разведение кокосов, садоводство и огородничество. В последние годы население острова стало активно заниматься промышленностью.

Жилища не имеют каркасной основы, а строятся на земле из тростника, а покрываются пальмовыми листьями. Пол всегда застелен циновками. В пищу люди употребляют рис в сочетании с тушеными овощами в соусе карри.

Не обошлось в поселениях без кастового деления. Только у сингалов отношения имеют лишь сельско-общинную направленность. Народность занимается художественным ремеслом, а именно чеканкой по дереву, резьбой, скульптурой и живописью. Сингалы занимаются фольклором, ставят спектакли с использованием масок и танцуют.

Малаяли

Это основное население штата Керала, составляющее 35 миллионов человек. В мизерных количествах эту народность можно встретить и в других странах Азии.

В 1 веке до нашей эры малаяли образовали свое государство Чера, на современный манер Керала. В период средневековья его территория многократно распадалась на маленькие провинции. Такая вот раздробленность сохранялась вплоть до 1056 года - года образования современного штата Керала. Основная часть малаяли исповедуют индуизм. Среди них немало христиан и мусульман.

Главным занятием народа считается земледелие. Выращивают рис, маниок, кофе, овощи и фрукты. Также малаяли заняты разведением кокосов и каучукового дерева. Помимо растениеводства, индийцы занимаются животноводством. В основном выращивают крупный рогатый скот и птицу. В зависимости от региона, меняется и основной вид животного. Из ремесел малаяли занимаются созданием лодок, рыболовных орудий. Из растительного сырья малаяли создают циновки и корзинки.

Все дома в деревнях имеют непрерывную застройку, то есть одно жилище плавно переходит в другое. Для высших каст дома строятся из дерева в несколько этажей с черепичной крышей. Около дома всегда есть хозяйственный двор с дополнительными постройками. В каждом жилище всегда есть молельня, колодец и нередко люди создают убежища для змей.

Дома крестьян намного проще. Он состоит из нескольких комнат, крытых пальмовыми листьями. На окнах в обязательном порядке установлены деревянные решетки. Хижины самых бедных малаяли полностью построены из тростника на основе из бамбука.

В пищу народ употребляет чаще всего блюда из круп, рисовые лепешки, молочные продукты, морепродукты и разнообразные специи.

У малаяли есть культ матерей, в честь которых построены многочисленные храмы. Также они не забывают о предках и священных животных - змеях. Не обходится и без ритуалов с жертвоприношениями. Самым главным праздником считается онам, отмечающийся в конце лета сразу же после сбора урожая.

Ораоны

Эта народность в основном населяет штат Бихар, хотя ее также можно встретить в Бангладеше, но в мизерном количестве. Численность населения составляет более 200 тысяч человек. Большая часть ораонов придерживаются индуизма, а четверть - христиане. По некоторым данным пришли они из Южной Индии.

Главным занятием считается пашенное земледелие. В горных районах оно подсечно-огневого характера. Выращивают только рис. Из животных разводят мелкий рогатый скот, кур и уток. В долинах рек сохранилось рыболовство и собирательство. Сегодня очень многие ораоны работают на полях или участвуют в строительстве дорог. Среди населения немало и представителей интеллигенции. Живут ораоны в деревнях в традиционных домах со стенами, промазанными глиной. Крыша покрыта либо черепицей, либо тростников, все зависит от достатка семьи. Управление поселением осуществляется советом во главе с махато. В деревне можно встретить так называемые дома холостяков. Их можно сравнить с современными общежитиями, где живут только девушки, либо только мужчины. Народность уникальна тем, что спустя многие годы сохранила деление на тотемические роды. В каждой деревне существует хижина с тотемами, изображающими предков. Регулярно жители приносят им в жертву молодых цыплят и всячески оберегают их.

Шина

Обитает народность в долине реки Гилгит и ближайших горных районах. Численность населения составляет 120 тысяч человек. Большинство шина исповедуют ислам и буддизм. До 14 века территория была поделена на княжества, которые постоянно воевали друг с другом. Нередки были случаи рабства и продажи людей на невольничьих рынках. Практически все деревни из-за частых нападений установили защитные сооружения, сохранившиеся до сих пор.

Основное занятие в деревнях - ручное земледелие. Выращивают рис и прочее зерно, а также овощи, фрукты. В дельте Гилгита растят виноград. Так как плодородных земель мало, шина проживают впритык друг к другу, и предпочитает не ссориться. Связано это с тем, что между соседними поселениями часто возникают торговые отношения, например, меняют зерно на овощи, если существует такая нехватка. Жители гор занимаются разведением мелкого рогатого скота, а также добывают золото. Культуры совсем нет, так как народ живет обособленно и фактически бедствует. На сегодняшний день сохранилась сельская община, а брачные отношения контролируются нормами шариата.

Лепча

Это малочисленная народность, не превышающая 65 тысяч человек. Проживает она в штате Сикким и Бенгалии, а также можно встретить представителей в Непале. По историческим данным, лепча - автохтонное население Гималаев, которое в некоторых документах упоминается как киранти. На сегодняшний день лепча занимаются террасным земледелием и выращивают рис, кукурузу, гречиху и просо. Из животных распространены козы, куры, свиньи и крупный рогатый скот. Охотой народ занимался вплоть до 19 века. А вот с ремеслами совсем туго, их просто нет.

Проживают местные жители большими семьями в деревянных добротных домах. Несколько поселений составляют общину, которую возглавляет староста. У народа сохранился культ гор, они до сих пор верят в злых духов и богов.

Народы, касты и племена Индии

На Индию приходится большая часть населения Индийского субконтинента: 1 млрд. 210 млн. из 1 млрд. 578 млн. – 77 % на 2011 г. Свыше 80 % жителей страны принадлежат к 20 большим народам, каждый насчитывает десятки миллионов человек. В Индии зарегестрировано свыше 400 племен и малых народов, численностью от нескольких тысяч до 3–4 млн. человек. Большие народы севера и центра страны говорят на индоарийских языках. Основными являются: хинди, бенгальцы, маратхи, гуджаратцы, панджабцы, раджастханцы, ория, синдхи, ассамцы. Крупные дравидские народы населяют южную Индию. К ним относятся тамилы, телугу, каннара, малаяли. Малые народы и племена, живущие в лесах, горах, и полупустынях, известны под названием адиваси, что означает первопоселенцы. Адиваси говорят на языках разных языковых групп: австроазиатских – мунда, санталы, дравидских – гонды, кхонды, панья, тода, индоарийских – бхилы, и тибето-бирманских: монпа, нага, куки-чины.

Миллиард индийцев – 986 млн. (81,5 %), исповедуют индуизм. Второй большой религией является ислам. По числу мусульман – около 180 млн. (15 %), Индия уступает лишь Индонезии. Мусульман много на севере и северо-востоке страны. Молекулярно-генетические исследования показали, что большинство мусульман – это принявшие ислам индусы, но в некоторых группах заметна персидская и среднеазиатская примесь. Христиан в Индии 24 млн. (2 %). Христианство распространено на юге и среди горцев Ассама. В Индии живут 19 млн. сикхов (1,9 %). Сикхизм как религия возник в XVI в. в Северо-Западной Индии. Большинство сикхов и поныне живет в Пенджабе. Свыше 9 млн. буддистов живут в Бенгалии и Ассаме. Около 5 млн. приверженцев джайнизма – учения, возникшего в VI веке до н. э. Грехом у джайнов считается причинение вреда живым существам. Они процеживают питьевую воду, чтобы случайно не заглотнуть букашку, и не ходят во тьме, чтобы не раздавить муравья или червяка. Есть немногочисленные зараострийцы (парсы), бахаи, иудеи. Среди племен – адиваси (8,1 %), много анимистов.

В Индии около 4 тыс. каст. Касты сложились между 1000 и 200 лет до н. э. в рамках описанных в Ведах сословий – варн: брахманов - жрецов, кшатриев – воинов, вайшьи - крестьян, торговцев, ремесленников и шудры - слуг и батраков. Брахманы, кшатрии и вайшья – «чистые» арии, считались дваждорожденными. Шудры считались рожденными один раз. Ниже каст располагались потомки покоренных племен – «неприкасаемые», выполнявшие самые грязные и неприятные работы. Отдельные касты сформировались на основе местных общин – джати, различающихся по роду занятий. Принадлежность к касте определяла всю жизнь человека: его профессию, женитьбу, еду, право на богослужение. Жениться дозволено только внутри своей касты, чаще – подкасты. Что касается еды, то любой может принять ее из рук брахмана, но брахман будет осквернен, приняв еду от члена низшей касты. Нельзя принимать еду из рук неприкасаемого; даже его тень оскверняет брахмана. У брахманов существуют жесткие пищевые запреты – большинство каст брахманов вегетарианцы. В современной Индии касты отменены, но индийцы придерживаются кастовых традиций в выборе партнеров по браку.

В Индии тысячелетиями шло смешение австралоидов и европеоидов, в результате чего преобладают популяции с промежуточными признаками. Известны и народы, сохранившие первоначальный тип. Таковы онжи Андаманских островов – мужчины ростом 148 см, чернокожие, с курчавыми волосами. Андаманские пигмеи берут начало от племен, участвовавших в Великой прибрежной миграции из Африки в Австралию. К потомкам прибрежных мигрантов относят и племена Южной и Центральной Индии – австралоидов веддоидного типа. Они невысокие, хрупкого сложения, с черной или темной кожей, волнистыми волосами, широким носом, утолщенными губами. Все же гораздо чаще австралоиды смешаны с европеоидами. Среди крупных дравидских народов преобладает метисная южноиндийская раса. У южноиндийцев темный цвет кожи, волнистые или прямые волосы, черты лица близки к европейским, но губы толще и нос шире. Веддоидная и южноиндийская расы распространена и среди индоарийских народов, особенно, низших каст.

Наиболее европеоидным являются народы Северо-Западной Индии – кашмирцы, панджабцы, синдхи и сикхи. Для них характерны признаки индо-афганской малой расы: высокий рост, черные волосы и глаза, смуглая кожа, прямой нос. Доля индо-афганской расы постепенно снижается к югу и востоку, причем, как правило, высшие каст сохраняют европеоидность, а низшие и средние касты становятся все более австралоидными. Даже у дравидов высшие касты намного более светлокожи, чем низшие касты. Тибето-бирманские горцы северо-востока Индии относятся к монголоидной расе. Воинственные нага напоминают индейцев – меднокожие и нередко горбоносые, они любят украшать себя перьями и в недавнем прошлом снимали скальпы. Незначительная монголоидная примесь заметна у племен мунда, преимущественно веддоидов.

Генетические исследования подтвердили данные антропологии. Анализ аутосомного ДНК у 25-и групп населения Индии показал, что они, кроме андаманцев и тибето-бирманцев, произошли от смешения двух популяций – евразийской, родственной народам Ближнего Востока и Европы, и южноиндийской (протоавстролоидной). Негритосы андаманцы отделилились от южноиндийцев около 48 тыс. лет назад. Тибето-бирманские племена (нага и др.) генетически близки китайцам. Остальные народы различаются по пропорции генов, унаследованных от евразийских и южноиндийских предков. Евразийские гены преобладают в Северо-Западной Индии (70–75 %), а в Южной Индии их доля снижается до 45–38 %. У дравидов высших каст доля евразийских генов – 50–55 %, выше, чем у низших каст индоарийцев (43 %), В другом исследовании показано, что народы Индии получали южноиндийские гены, преимущественно по материнской линии, а евразийские гены – по отцовской линии.

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Как возникли касты В те далекие времена формируются касты. На Алтае, за Байкалом, а также на Южном Урале создаются «артели» металлургов и литейщиков, а также всех прочих ремесленников, которые обслуживают нужды кочевников и добывают необходимое для своей работы рудное

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Половецкие касты Весьма интересно, что у половцев были сословия или касты: жрецы, воины, ремесленники, скотоводы, земледельцы. Своеобразную «касту неприкасаемых» составляли колодники, или пленники. Разделение на касты роднит этот степной народ с древними ариями.Главным

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

3. Финансовая структура, касты Великой Империи, средневековое иудейство Остановимся на интересном вопросе о финансовой системе Империи и о сословии казначеев. Новая хронология существенно меняет наши представления, например, о месте иудеев в средневековье. Этот вопрос

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Пять первичных языков древней Британии. Какие народы говорили на них и где эти народы жили в X–XII веках? На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщается важная информация:«На этом острове (т. е. в Британии - Авт.) было пять языков:Английский (English),Британский или

Из книги Очерки истории цивилизации автора Уэллс Герберт

Глава четырнадцатая Народы моря и народы торговли 1. Первые корабли и первые мореплаватели. 2. Эгейские города в доисторическую эпоху. 3. Освоение новых земель. 4. Первые торговцы. 5. Первые путешественники 1Человек строил корабли, конечно же, с незапамятных времен. Первые

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

12. Пять первичных языков древней Британии Какие народы на них говорили И где эти народы жили в XI–XIV веках На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщаются важные сведения. «На этом острове (то есть в Британии - Авт.) было пять языков:Английский (ENGLISH),Британский

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Испанистское общество: его касты и экономика Социальная иерархия испанской Калифорнии была основана на цвете кожи. Пастухами, батраками, домоправительницами, ремесленниками, торговцами или солдатами были индейцы и метисы. Белая олигархия, или считавшаяся таковой,

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

автора Резников Кирилл Юрьевич

Глава 11. Народы Индии 11.1. Южная Азия Земля Южная Азия, известная также как Индийский субконтинент, занимает территорию 4,5 млн. км? – 10 % всей Азии и 3 % всей суши мира, но ее население – 1 млрд. 578 млн. (в 2011 г.), составляет 40 % населения Азии и 22 % населения мира. Географически

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

11.2. Народы Индии Народы, касты и племена Индии На Индию приходится большая часть населения Индийского субконтинента: 1 млрд. 210 млн. из 1 млрд. 578 млн. – 77 % на 2011 г. Свыше 80 % жителей страны принадлежат к 20 большим народам, каждый насчитывает десятки миллионов человек. В

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Готры и касты. Кастовая система Древнейшей социальной системой древней Индии была так называемая система готр, восходящая к древнему родовому строю. Готры напоминали собой родовые группы, характеризующиеся экзогамией. Так, в законах Апастамбы говорится о том, что

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Племена и народы Какие же племена населяли Восточно-Европейскую равнину еще до образования Древнерусского

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Племена и народы Центральной Азии Кочевники Центральной Азии со второй половины I тысячелетия до н. э. начинают играть все большую роль в жизни Европы и Азии. Географические условия сильно тормозили развитие населявших эти области племен. От Дуная до Хуанхэ тянется пояс

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индоарии в Индии. «Ведийский период» в истории Индии Древние носители диалектов индоарийской ветви (самоназванием их было просто «арья», и в науке их называют индоариями, чтобы отличить от родственных им ираноязычных племен с тем же самоназванием) в середине II тыс. до

Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович

Что говорят о нем разные племена и народы У многих, очень многих народов сохранилось до сих пор предание, что когда-то на земле был всемирный потоп.Говорят, весь земной шар был тогда покрыт водою, даже самые высокие горы скрылись под волнами, а все растения, все животные,

Из книги Русская правда [Язычество - наш «золотой век»] автора Прозоров Лев Рудольфович

Глава 4 Касты в Древней Руси Как у солнышка Владимира все Славьича Начинался почестей пир, На князей-бояр, На богатырей, На всех на гостей на торговыих, Да на тех ли мужичков чернопахотных… Былина «Роды»-касты в Древней Руси. Священный царь. Волхвы. Витязи. Хозяева.

Индия – страна в Южной Азии. Она занимает второе после Китая место по численности населения, на данный момент здесь проживает 1 290 583 264 человека.

Народы, населяющие Индию – многонациональны. Ученые выделяют здесь 5-6 этнических групп. Основная масса это индоевропейская (северная и центральная Индия) и дравидская (южная Индия) группы. В стране много различных религий, основной считается индуизм, также присутствуют ислам, христианство, сикхизм, буддизм.Наиболее распространенные народы Индии: хиндустанцы, телугу, бенгальцы, джат, гуджаратцы, каннара, панджабцы. Хиндустанцы проживают на севере страны, их около 244 млн. Выращивают пшеницу, просяные культуры, рис, тростник. Язык – хинди. Телугу располагаются в южной Индии, насчитывают около 74,5 млн. представителей. Главный вид деятельности – земледелие, занимаются гончарным, ткацким, ювелирным ремеслом. Бенгальцы – народ многочисленный не только в Индии, по и во всем мире. Так же как почти все народы Индии имеют ведущий вид деятельности - земледелие, скотарство развито мало. Исповедуют ислам и индуизм.

Джат – народность, проживающая в северной части страны. Считаются одними с самых обеспеченных этносов Индии. Религии – индуизм, сикхизм. Гуджаратцы – около 40 млн. человек, помимо привычных для этих территорий видов занятости, большую часть времени уделяют профессиональному развитию литературы и музыки. Имеют специфические свадебные обряды. Каннара – основная часть проживает в штате Карнатака, развиты такие отрасли: сельское хозяйство, фармацевтика, строительство. Панджабцы – приблизительная численность – около 120 млн. человек. Могут гордиться достижениями в области науки и техники, квалификацией работников.

Народы Индии разнообразны, на первый взгляд очень походы между собой, но на самом деле, каждый имеет свои особенности, уникален по своей истории, традициям, верованиям.

Индия – страна многонациональная. По этно-лингвистическому признаку отличается исключительным многообразием. В ходе проводимых каждые десять лет переписей были зафиксированы 1652 языковые формы: литературные и разговорные языки, диалекты, говоры. Однако языков с числом носителей более миллиона человек насчитывается не более 30.
На территории Индии распространены языки четырех семей: индоевропейские, преимущественно индоарийские, – 73,4%, дравидийские – 24,5%, аустроазиатские – 1,4% и тибетобирманские – 0,7%. Три четверти населения страны принадлежит к народам индоевропейской семьи. По численности эти народы различны. Население так называемого «хиндиязычного пояса», в состав которого включаются североиндийские штаты Раджастхан, Харьяна, Химачал Прадеш, Уттар Прадеш, Бихар, Мадхья Прадеш, Джаркханд, Уттаранчал и Чаттисгарх, составляет 45,5% всех говорящих на индоарийских языках. В то же время население этого «пояса» не сложилось в определенную этническую общность. Хотя в социальном общении и в средствах массовой информации, а также на официальном уровне все большее число представителей этого населения пользуется языком хинди (и частично урду), в сельских районах средством массового общения на бытовом уровне являются многочисленные диалекты хинди, порой значительно отличающиеся друг от друга, причем некоторые из них имеют литературную традицию, например, майтхили, авадхи, брадж и т. п.
В публицистике и научном обиходе хиндиязычное население иногда называется «хиндустанцами», но это название не имеет хождения среди самого населения. Развитию этнических процессов в данном регионе препятствует его разобщенность границами нескольких штатов, его относительная социально-экономическая отсталость и низкая географическая мобильность населения, а также межкастовые и межрелигиозные конфликты (особенно между индусами и мусульманами), которые принимают все более острые формы. Кроме того, в таких штатах, как Химачал Прадеш, Бихар и Мадхья Прадеш среди большинства хиндиязычного населения вкраплены другие, подчас значительные по численности этносы (бхилы, пахарцы, гонды, мунда и т. д.), отличающиеся от окружающего населения по происхождению, языку, культуре и жизненному укладу. За годы независимости представители верхних прослоек этих народностей разного происхождения (по принятой в Индии терминологии – «племен» или «адиваси») получили образование и доступ к политической жизни. Являясь носителями этнического самосознания, они выдвигают требования об автономии и самоопределении, получающие все более широкую поддержку соплеменников.
Упомянутые явления получили развитие лишь в независимой Индии. В колониальный период этно-национальные процессы были в значительной степени искажены и замедлены. Крупные по численности и относительно развитые народы были разобщены между административными единицами Британской Индии (президентствами и провинциями) и феодальными княжествами. Такое положение отвечало интересам колониальной администрации, которая не поддерживала усилия различных «туземных» организаций по развитию своих культур и языков, заботясь лишь о насаждении английского языка преимущественно среди элитарных групп индийского общества. До настоящего времени английский язык остается законодательно закрепленным средством межнационального общения на уровне государственного аппарата, крупного бизнеса, а также в культурном обмене, средствах массовой информации, в системе высшего образования, в армии, хотя по разным данным этим языком владеет 2–5% индийцев.
Официальным языком Индийского Союза по конституции объявлен хинди на алфавите деванагари (Статья 343). Центральное правительство и правительства хиндиязычных штатов принимают меры по расширению сферприменения этого языка, развитию его функциональных стилей (например, делового, юридического, научного). Этот процесс в целом развивается успешно, однако попытки искусственно ускорить его наталкиваются на сопротивление, особенно на юге страны.
В первые годы независимости под давлением национальных движений в различных этнических районах, пришедших на смену определенному единству в период национально-освободительной борьбы, правительство Индии осуществило мероприятия по ликвидации института феодальных правителей и интеграции княжеств с соседними территориями. В 1956 г. в соответствии с рекомендациями специальной парламентской комиссии правительство Дж. Неру осуществило радикальную реформу административно-политического деления на основе этно-лингвистического размежевания и создания так называемых лингвистических штатов. Эти шаги ускорили процессы национальной консолидации, поскольку лингвистические штаты, особенно те, что созданы по принципу «один штат – один язык», можно рассматривать как форму национальной государственности. Они имеют выборные законодательные собрания и управляются правительствами во главе с главными министрами. По Конституции Индии к компетенции штатов отнесено 66 вопросов политического, социально-экономического и административного характера. За центром оставлено 97 вопросов, и 47 вопросов находится в совместной компетенции центра и штатов.
Реформа 1956 г. не решила всех проблем этно-лингвистического размежевания. Формирование новых штатов продолжается до сегодняшнего дня.
В отличие от «хиндиязычного пояса» другие народы, говорящие на индоарийских языках, живут в более или менее четких этнических границах, совпадающих по большей части с границами штатов. На востоке страны это Западная Бенгалия, Орисса и Ассам, населенные соответственно бенгальцами, ория и ассамцами. На западе следует упомянуть о пенджабцах (штат Пенджаб), маратхах (штат Махараштра), гуджаратцах (штат Гуджарат) и конканцах (штат Гоа), говорящих на близком маратхи языке конкани.
На юге Индии, населенном народами, говорящими на языках дравидийской семьи, создано 4 штата: Андхра Прадеш, населенный телугу, Тамилнад – тамилами, Карнатака – каннарцами и Керала – малаяльцами.
Кроме перечисленных, в Индии проживают еще более десяти малочисленных народностей дравидийского происхождения и относимых обычно к категории «племен». Можно упомянуть о следующих: гонды, живущие в Андхре, Мадхья Прадеш, Ориссе и Махараштре; тулу (Карнатака, Керала и Махараштра) и ораоны, говорящие на языке курукх и населяющие смежные районы штатов Бихар, Мадхья Прадеш, Западная Бенгалия и Орисса. Эти народы разобщены территориально, а также существенными диалектными различиями и воздействием значительно отличающихся друг от друга культурных и религиозных комплексов окружающего иноязычного населения. У этих народов пока что не отмечено заметных стремлений к самоопределению или автономии, поскольку их консолидация затруднена перечисленными выше обстоятельствами, а также социально-экономической отсталостью. Правда, среди них появились группы, выступающие за сохранение традиционных ценностей, культуры, обычаев, религиозных взглядов (по преимуществу близких к анимистическим). Эти стремления находят поддержку у организаций по развитию «племен», созданных правительствами различных штатов.
Несколько особняком стоят курги – народность, говорящая на дравидийском языке кодагу и проживающая компактно в гористом районе штата Карнатака с центром в г. Меркара. Кургов отличает высокий уровень этнического самосознания, сохраняющийся от века в век уклад жизни, высокий уровень развития культуры.
Перечисленные этносы в лингвистических штатах проживают на компактных территориях и обладают довольно широкой автономией в области самоуправления. У каждой из них исторически сложились национальные языки и культуры. Предметом их гордости являются национальные герои, писатели, религиозные деятели, полководцы и святые. Многие народы являются наследниками древних и средневековых государств, которые сейчас рассматриваются как период их наивысшего расцвета, как своего рода «золотой век» этих народов, например, Маратхская конфедерация, империя Виджаянагар у телугу, империя Чола и тамилов, Ахомское государство у ассамцев и т. д.
Определенную роль в национальной жизни многих из перечисленных народов играют так называемые «малые традиции» индуизма, то есть этнически окрашенные разновидности этой религии со своим «национальным» пантеоном, культами и праздниками. У телугу распространен культ бога Вишвамитры, а среди бенгальцев – культ богини Кали или Дурги, а фестиваль «Дурга пуджа» отмечается бенгальцами как национальныйпраздник по всей Индии. В Ориссе популярен культ Джаганнатха. Ежегодно в его честь отмечается праздник «Джаганнатх ятра» (в европейской литературе его называют «колесница Джагернаута»). Маратхи поклоняются своим богам – Витхобе, Садобе, Кхандобе и другим, не входящим в пантеон большой традиции индуизма, но с энтузиазмом празднуют также фестиваль общеиндийского бога со слоновьей головой – Ганеши. Данные праздники в независимой Индии все больше приобретают характер не столько религиозного, сколько национально-культурного действия.
В то же время религиозные различия могут быть серьезным препятствием на пути этнической консолидации. Примером служат пенджабцы, среди которых различия между сикхами и индусами служили одной из причин затяжного и кровопролитного конфликта в штате Пенджаб.
Правительства этнически однородных штатов, как правило, проявляют большую заботу о развитии национальных языков и культур. Оказывается материальная и иная помощь литературным и культурным обществам. Создаются национальные киностудии и театральные общества, радиостанции, осваивается телевидение и видеотехника. Поощряется внедрение национальных языков в делопроизводство на уровне штата, в работу местных фирм и банков. В ряде штатов сформировались местные политические партии с националистическими программами, например, Телуту десам в Андхре, Каннада деша в Карнатаке, ДМК и АИАДМК в Тамилнаде, Асом гана паришад в Ассаме, Акали дал в Пенджабе. Шив сена в Махараштре выступает с откровенно шовинистических позиций. Деятельность подобных партий содействует дальнейшему оживлению национальной жизни в лингвистических штатах.
Пестрая этническая картина сложилась на северо-востоке Индии, где проживают народы главным образом тибето-бирманской группы. Ландшафт этой местности в основном гористый. Горы покрыты густыми лесами. Средства сообщения до недавнего времени практически отсутствовали, а железных дорог нет и сейчас. Это определило раздробленность и изолированность существования групп населения. Кроме того, в колониальный период почти весь этот регион был практически отрезан от остальной Индии и развивавшихся там процессов: национально-освободительного движения, становления демократических институтов, складывания внутренних рыночных связей. Колониальные власти отделили этот регион так называемыми «правилами внутренней линии», которые ограничивали движение населения и товарообмен с другими районами со всеми вытекающими последствиями. Здесь особенно активно действовали западные христианские миссионеры. В результате значительная часть населения северо-восточных районов исповедует христианство, а местное духовенство пользуется большим, в том числе политическим, влиянием.
В первые десятилетия независимости в этих районах возникли сепаратистские движения, принявшие форму вооруженной борьбы партизанского типа. Этому содействовало наличие здесь больших запасов оружия, оставленного японской армией после ее капитуляции в Бирме в конце второй мировой войны, а затем – поддержка сепаратистов извне, со стороны некоторых держав. В течение длительного времени по решению центрального парламента северо-восточные районы контролировались индийской армией, выполнявшей и многие функции государственного управления. В то же время начиная с правительства Дж. Неру, индийские власти добились заметных успехов в нормализации обстановки в этих районах, вовлечения населения в общеиндийский политический процесс, в постепенную хозяйственную интеграцию. Сепаратистские настроения и вооруженные отряды здесь все еще существуют, но движение к политической стабильности становится доминирующим явлением.
Первым права штата на северо-востоке получил ранее входивший в состав Ассама район, населенный народностью нага, получивший название Нагаленд. Этот народ разделен на более чем 25 кланов, имеющих свой сложившийся бытовой уклад, верования и ритуалы, а также говорит на своем диалекте – ао, сема, коньяк, тангкхул, ангами и т. д. Эти диалекты сильно отличаются друг от друга, что затрудняет складывание общего языка. По свидетельству этнографов, в Нагаленде постепенно складывается общий наддиалектный нага-ассамский язык. Тем временем в качестве официального языка штата принят английский. Этническая консолидация среди нагов находится на начальной стадии, но ощущение общности судьбы достаточно сильно.
Другой народ тибето-бирманской группы – манипурцы населяют штат Манипур и говорят на языке мейтхеи, имеющем длительную литературную традицию. В отличие от нага большинство манипурцев исповедует индуизм вишнуитского толка. Этот штат ранее был феодальным княжеством и не включался в сферу действия«внутренней линии». Поэтому он в большей степени, чем соседние штаты, интегрирован с остальной Индией. Показательно, например, что местный стиль танцев «манипури» и местный театр популярны по всей стране.
Штаты Трипура и Мизорам населены соответственно трипурцами, находящимися под сильным влиянием бенгальского культурного комплекса, и народом мизо, самоназвание которого ранее было «лушеи» («охотники за головами»). Теперь это название перенесено только на их язык.
Народы аустроазиатской группы – санталы, хо, мунда, корку и другие – населяют в основном районы центральной и частично восточной Индии. Подобно дравидийским малым народам, они также не имеют своих административных единиц, оставаясь разобщенными. В 60–70-х гг. набирало силу движение за самоопределение санталов и создание так называемого «Санталистана» из смежных районов Бихара и Западной Бенгалии. В настоящее время это движение на спаде, возможно, потому, что среди этнически и политически активных санталов нет единства и его трудно достигнуть. Среди санталов работают миссионеры и часть этого народа приняла христианство. Другие части признают своей религией индуизм. Третьи остаются верными исконной анимистической вере. Попытки создать единый алфавит для языка сантали также не принесли результатов. В зависимости от языка окружающего населения сантальские издания используют алфавит деванагари, бенгальский или латинский. Отдельные группы этого народа постепенно ассимилируются в местном населении.
Значительную силу обрело движение аустроазиатских народов хо и мунда за создание штата Джаркханд на стыке штатов Бихар, Орисса, Западная Бенгалия и Мадхья Прадеш. Показательно, что наиболее активно с таким требованием выступали молодежные и студенческие организации этих народов, придававшие ему довольно острый характер. Проблема Джаркханда стала важным элементом политической жизни в упомянутых штатах. Однако события стали развиваться по другому сценарию. В 2000 г. индийский парламент принял решение о создании штата Джаркханд со столицей в городе Ранчи. В его состав вошли 18 дистриктов Южного Бихара. Южная часть нового штата – плато Чхота Нагпур, заселенное малыми народами и племенами, которые говорят на своих племенных языках.
Выступления малых народов за ту или иную форму автономии становятся одной из характерных черт этнической ситуации в современной Индии. Такое развитие событий представляется закономерным. Оказывает воздействие демонстрационный эффект экономического, политического и культурного развития национальностей, обладающих государственностью в виде лингвистических штатов. Субъектами такого воздействия, как правило, становится молодое поколение, представители которого получают образование, становятся более подвижными, политически активными, нетерпеливыми в достижении целей. Она опирается на поддержку и других слоев малых народов, которые постепенно вовлекаются в контакты с окружающим населением, в товарооборот и обмен идеями. В автономии они видят возможность ускорения развития своего народа и своего этнического района. Первыми на этом пути успеха добились непальцы-гуркхи округа Дарджилинг. Их борьба, принимавшая насильственные формы, привела в конечном итоге к созданию автономного горного округа в рамках штата Западная Бенгалия. По существу появилась новая форма административного устройства.
В штате Ассам молодежь народности бодо тибето-гималайской группы добивается автономии в виде выделения их этнической территории в отдельную единицу. Активисты этого движения также прибегают к вооруженному насилию, что создает в Ассаме напряженную ситуацию. Сходная ситуация складывается в северных районах штата Мизорам, где активисты тибето-бирманской народности хмар требуют превращения населяемого ими дистрикта в автономный.
Выше говорилось о том, что принцип «один штат – один язык» был осуществлен не везде, остались штаты полиэтнические. Речь идет не о наличии национальных меньшинств, возникших в результате подвижек населения или из-за несовершенства границ. Такие меньшинства присутствуют в большинстве штатов. Полиэтнические штаты возникли в исторических или традиционных границах. Штат Джамму и Кашмир сохранился в границах бывшего княжества. Он разделяется на три четко очерченных региона: Кашмирская долина с центром в г. Сринагар, населенная кашмирцами – народом отдельной дардской ветви индоарийской семьи, по религии в подавляющем большинстве мусульманами; расположенный южнее регион Джамму населен дограми – народом, говорящим на близком пенджаби языке догри. Самый северный регион Ладакх (центр – г. Лех), называемый часто «малым Тибетом», населен горными народами, говорящими на языках тибето-бирманской группы – балти, ладакхи, лахаули и исповедующими в основном буддизм ламаистского толка. В Джамму и Ладакхе активно действуют сторонники выделения их в самостоятельные административные единицы.
Созданный в 1970 г. на северо-востоке Индии штат Мегхалая включает в свои границы этнические территории двух народов примерно равных по численности – кхаси аустроазиатской группы и гаро тибето-бирманской группы. Эти народы проживают на своих исконных территориях, практически не смешиваясь. Они разделены на кланы, и среди них сохраняются значительные элементы матриархальных отношений. Показательно, что практически сразу же после создания штата возникли конфликты между кхаси и гаро, не нашедшие разрешения до настоящего времени. Трения вызваны спорами по поводу распределения постов в государственном аппарате и правительстве, мест в учебных заведениях, а также политическим соперничеством. При этом гаро жалуются, что более образованные кхаси оттесняют гаро на второй план.
Сикким, присоединившийся к Индии в 1975 г., также относится к числу полиэтнических штатов. Но он не делится на регионы. Его основное население – это народы тибето-бирманской группы бхотиа и лепча, а также более значительная по численности группа мигрантов из Непала.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что этническая ситуация в независимой Индии всегда была динамичной. Таковой она, очевидно, сохранится и в ближайшем будущем. Этническое разнообразие в этой стране следует оценивать на только по горизонтали, то есть по площади расселения тех или иных этносов. Эти этносы находятся в состоянии взаимодействия друг с другом. Но они различаются и по вертикали – по уровню экономического развития, по насыщенности национальной жизни, по объему реально достигнутой автономии. Поскольку эти вертикальные показатели различны, некоторые этносы полагают себя в чем-то ущемленными и вступают в борьбу за достижение равноправия.
В последние годы в этнических отношениях появился новый раздражитель. Экономическое развитие, более активное движение труда и капитала, расширение старых и создание новых промышленных центров привели к возрастанию географической мобильности индийцев. Прибывающие в тот или иной штат иноязычные мигранты создают конкуренцию местному населению на рынке труда. Возникает соперничество, одним из выражений которого стало появление лозунга предоставления преимущественных прав так называемым «сыновьям земли», коренному населению за счет ограничения прав пришельцев. Такой подход подпитывает националистические и шовинистические настроения.
Этнические проблемы в независимой Индии решаются в целом на демократической основе, но достижение гармонии, идеала полного этнического равноправия остается делом будущего.