Кто такой Сергей Щукин: куратор выставки объясняет личность великого коллекционера. Щукин сергей иванович Сергей щукин меценат

Моховая, 20 - красивый четырехэтажный дом, украшенный портиком с двумя коринфскими полуколоннами, высокое крыльцо, огромные окна с частыми переплетами. Психологический институт обитает в этом здании чуть меньше века. С той, чье имя он когда-то носил, связана одна из самых красивых московских легенд.


Источник информации: журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", декабрь 1999.

Теперь так уже не строят: толстые стены, высокие потолки, широкие лестничные марши, лабиринт коридоров, в котором легко заблудиться человеку со стороны... Легенда о "даме в белом" - призрачной, тающей в воздухе фигуре, появляющейся по вечерам то в одном, то в другом конце здания, переходит от поколения к поколению работающих здесь людей. Те, кто знает историю института, рассказывают о Лидии Щукиной: ее муж, крупный промышленник и знаменитый меценат Сергей Иванович Щукин, построил в начале века это здание, чтобы ученые, многие из которых увлекались тогда спиритизмом и прочими оккультными науками, помогли ему увидеть хотя бы тень, хотя бы призрак любимой жены.

Говорят: ее дух не может успокоиться, потому что условия, на которых Щукин подарил это здание Московскому университету (на его строительство он пожертвовал около 200 тысяч рублей), не были выполнены. Институт должен был носить ее имя, в фойе вдовец хотел видеть ее портрет, день рождения Лидии Григорьевны предписано было считать официальным праздником института, имя покойницы следовало выбить на фасаде здания.

С приходом Советской власти об этом пришлось забыть. Имя Щукина, доживавшего свой век в эмиграции, в стенах института никогда не упоминалось. Его жена, память которой он так хотел увековечить, была бы напрочь забыта, если бы тех, кто работал в Психологическом институте, не тревожила странная тень, - в тридцатые годы за одно упоминание имени того, кто когда-то построил этот дом, сотрудника института вполне могли посадить. А Щукин доживал свой век надеясь на то, что в России помнят и его самого, и его жену: во Франции восьмидесятилетнему эмигранту было очень одиноко.

Глубокому старику не к лицу бояться смерти, и Сергей Иванович ждал конца со спокойным достоинством глубоко верующего человека. Он умирал в своей постели, в теплом, обустроенном доме, окруженный хлопочущей вокруг родней. Сергей Щукин оставлял им доброе имя и верный кусок хлеба - этим могли похвастаться немногие из обосновавшихся в Париже эмигрантов. Тяжелой, беспросветной нищеты, когда по мокрой мостовой хлопают оторвавшиеся подошвы и осенний ветер пронизывает подбитое рыбьим мехом пальто, Щукины не знали - деньги, что Сергей Иванович до революции держал в западных банках, обеспечили их на много лет вперед. Старый человек уходил, зная, что долг перед близкими он выполнил. Контуры комнаты дробились, сливались лица внучек, крест, который поднес к его губам священник, сверкал, как люстры в его московском дворце...

Он был самым хватким и оборотистым из пяти братьев Щукиных. Их дед пришел в Москву пешком из города Боровска, их отец сам выделывал кисею и прятал медные деньги под половицу, а потом записался сразу в первую гильдию, обзавелся большим домом, роскошным выездом и женой-меломанкой. (В Большом театре Щукин-старший особенно любил диванчик в аванложе - там ему всегда хорошо спалось.)

Дети пошли в мать - образованную и утонченную Екатерину Петровну Боткину, даму из московской купеческой аристократии. Брат Николай собирал старинное серебро, брат Петр коллекционировал фарфор, жемчужное шитье, древние книги и эмали. Со временем он построил в Москве собственный музей, пожертвовал его в казну и был пожалован генеральским чином. Брат Иван прожил жизнь в Париже - там его называли "графом Щукиным"... А сам Сергей всю жизнь приумножал семейные капиталы: деловая Москва звала Сергея Щукина "министром коммерции" и "дикобразом".

Все должно было сложиться иначе. В детстве он был самым слабым из братьев: нервным, низкорослым, заикающимся... Сергей Щукин сам настоял, чтобы его тоже учили коммерции, укрепил тело спортом, стал безжалостен и расчетлив - конкуренты рассказывали легенды о его аферах и головокружительных деловых комбинациях. (В 1905 году, когда все были напуганы революцией и коммерция не приносила доходов, Щукин скупил всю московскую мануфактуру и нажил на этом миллион.) Его жена была первой красавицей Москвы, старший сын подавал большие надежды - отец видел в нем своего преемника, средний стал ученым, и лишь младший сын Григорий, от рождения глухой, навсегда замкнувшийся в своем призрачном мире, был болью и горем семьи... Тридцать лет назад Сергей Щукин считал себя счастливым человеком - расставаясь с этим миром, он пытался понять, чем прогневал Господа, почему налаженная, благополучная жизнь рухнула и разлетелась вдребезги.

В 1905 году утопился его семнадцатилетний сын Сергей. Говорили, что он был членом существовавшего тогда клуба самоубийц: дети богатых и знатных родителей кончали с собой по жребию. Револьверная пуля, цианистый калий, прыжок под поезд - молодые люди уходили из жизни один за другим, и в конце концов очередь дошла и до его мальчика... А затем не стало и жены.

Когда он женился на восемнадцатилетней девушке, ему был тридцать один год. Лидочка Коренева происходила из старинной дворянской семьи, и московские сплетники шептались о том, что вслед за дворцом генерал-губернатора (когда-то он был дворцом Трубецких) мануфактурщик прикупил и жену-дворянку. "Добрые люди" пересказывали ему, о чем судачила вся Москва, а он только посмеивался.

Лидия Коренева, одна из первых красавиц Москвы (за глаза ее называли "шемаханской царицей"), не думала о щукинском состоянии. Она любила наряды и балы, а он вел жизнь аскета - обедал картошкой и простоквашей, спал с открытым окном и зимними утрами просыпался запорошенный снегом - им не всегда было просто вместе, но они любили друг друга.

Лидочка никогда ничем не болела, а сгорела в три дня. Врачи говорили, что дело в какой-то женской болезни. В обществе ходили слухи, что покойница отравилась. Якобы Лидия Щукина не простила мужу гибели сына, незадолго до своей смерти переставшего разговаривать с отцом. Семьи его друзей жертвовали деньги на революцию, а Сергей Щукин во время московского восстания прикармливал "черную сотню"... Тогда он пропустил это мимо ушей, но через два года покончил с собой сын Григорий. (Московские сплетники утверждали, что купца настигла Божья кара, а причиной тому - безбожные увлечения Щукина: он-де развесил в домовой церкви богомерзкую мазню Ренуара и Пикассо.) Прошло несколько месяцев, и застрелился брат Иван, долго и безуспешно просивший его о помощи. После этого мир окрасился для него в черный цвет.

Иван Щукин не любил коммерции. Он жил во Франции и читал лекции в Русской высшей школе общественных наук. Немного журналист, немного искусствовед (французы тем не менее наградили его орденом Почетного легиона), Иван менял любовниц как перчатки, держал открытый дом и собирал картины старых мастеров - его коллекция Гойи и Веласкеса была самой большой в Париже.

Последняя пассия изрядно его пощипала. Каждую неделю он дарил ей по новому платью и дорогому колье. А тут зашаталась нью-йоркская биржа, и американские медные акции, в которые их брат Николай вложил все свои средства, резко пошли вниз... Полгода еще Николай посылал Ивану деньги, потом посоветовал продать часть картин, но оценщики сказали, что большая часть собрания - подделки.

Вокруг Ивана давно вилась темная публика: ему показывали письмо из Испании - в дальнем монастыре обнаружен-де подлинник Веласкеса, можно купить его по дешевке и вывезти из страны, заменив подделкой... И Иван Щукин привозил домой фальшивку, а прибыль мошенники и настоятель делили пополам.

На брате висел огромный долг, выплатить который он не мог, помощи ждать было неоткуда. И тогда Иван решил, что будет жить как прежде. А когда остатки состояния растаяли, он в последний раз принял гостей, поздно вечером проводил их до дверей, поднялся в кабинет и пустил себе пулю в сердце. Самоубийц тогда не хоронили на кладбищах, и похороны прошли по гражданскому обряду - Ивана Щукина кремировали, и после этого Сергей Щукин поседел. Ничего более отвратительного, чем кремация, он, глубоко религиозный человек, не представлял.

Теперь пришел и его черед. Вокруг хлопотали вторая жена, свояченица, дочка... Жаль, что любимый сын Иван в далеком Бейруте - значит, они так и не простятся... Это не страшно: главное - он вырос хорошим, достойным человеком, стало быть, имя Щукиных будет жить - его вспомнят добром даже в изгнавшей их России.

Дома остались картины - десятки полотен Гогена, Моне, Пикассо, Матисса, Ренуара, Руссо, Сислея: современное искусство было его главной страстью, коллекции он отдал и жизнь, и состояние.

Пикассо и Матисс жили на его деньги - если бы он не покупал их работы, они, быть может, и не дождались бы своего признания. Из-за этого влюбленная в передвижников Москва считала его сумасшедшим: несколько лет назад Александр Бенуа сказал ему об этом в глаза. Говорили, что Щукин чудит, что его увлечение импрессионистами не что иное, как московское самодурство, дикий купеческий "чертогон"... А теперь его коллекция стоит десятки миллионов долларов. Ее национализировали сразу после Октября: его дворец стал Музеем современного искусства, а он превратился в хранителя и экскурсовода, ютившегося тут же, при своем бывшем собрании, в комнате кухарки. Не беда: главное, что ему и его семье удалось бежать из России, а коллекцию музей сохранит лучше, чем наследники.

На родине остался и его погребальный дар, который он пожертвовал после обрушившейся на него череды смертей: в 1910 году он отдал двести тысяч рублей на строительство Психологического института. Дама, с которой он тогда был близок, познакомила его с молодым киевским профессором Челпановым. Щукин решил - лучше помочь науке, чем жертвовать на храм: может быть, профессор когда-нибудь сумеет объяснить, почему богатые и красивые, совсем молодые люди решаются на самоубийство...

У парадного входа висит доска с профилем Лидии - институт носит ее имя и здесь теперь каждый год будут отмечать день ее именин... Он почувствовал, что его губ коснулись святые дары, ощутил на лбу руку священника, а затем стены комнаты раскрылись и он полетел в какую-то бесконечную, сияющую бездну - о том, как сложилась судьба сына, что произошло с его собранием и Психологическим институтом, который носит имя его жены, Лидии Щукиной, Сергей Иванович не узнал никогда.

Его сын Иван Щукин окончил Сорбонну, преподавал в Каирском университете, изучал средневековое восточное искусство. Он погиб в самолете, случайно сбитом во время Ливанской войны. (Его богатейшая библиотека до сих пор лежит невостребованной во французском посольстве в Каире.)

Музей нового европейского искусства был упразднен в сороковые годы, во время борьбы с "низкопоклонством перед Западом". Картины, которые вполне могли продать за рубеж, к счастью, удалось спасти - сейчас они находятся в Пушкинском музее. А Психологический институт до сих пор считается одним из серьезнейших научных учреждений мира, и памятная доска с женским профилем вновь висит у его парадного входа.

Сергей Щукин лежит на мон-мартрском кладбище - широкий постамент, массивная гранитная плита... Его дети погибли, правнуки рассеялись по всему свету, родового гнезда Щукиных больше не существует - но в далекой России каждый год отмечают день ангела его любимой жены.

Московский купец, коллекционер предметов искусства

Происхождение и образование. Коммерческая деятельность

С.И. Щукин родился в семье известного московского фабриканта Ивана Васильевича Щукина. Его братьями были Дмитрий, Иван и Петр Щукины, также купцы и коллекционеры предметов изобразительного искусства.

В отличие от своих братьев Сергей Щукин, страдавший заиканием, до 18 лет прожил в родительском доме, не получая никакого образования. В 1873 г. он прошел курс лечения от заикания у доктора Денгарта в Германии (г. Бургштайнфурт), и, благодаря упорству и силе воли, стал говорить лучше.

Осенью того же 1873 г. Сергей Щукин поступил в Коммерческую академию в городе Гера, в немецкой земле Тюрингия. В 1878 г. его отец Иван учредил торговый дом «И.В. Щукин с сыновьями», куда Сергей и двое его братьев, Николай и Петр, вошли как равноправные компаньоны. Именно С.И. Щукин способствовал успехам торгового дома, благодаря ему семейное предприятие развивалось и расширялось.

В 1894 г. Сергей Щукин получает звание коммерции советника за «полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности». В купеческой среде его уважительно называли «министр торговли». Оборот торгового дома «И.В. Щукин с сыновьями» был огромным. На него работали Трехгорная мануфактура Прохоровых, два крупнейших товарищества ситценабивных мануфактур «Альберт Гюбнер» и «Эмиль Циндель». Предприятие Щукиных торговало ситцем, льняными, шерстяными и шелковыми тканями, платками, бельевым и одежным товаром. Под контролем предприятия «И.В. Щукин с сыновьями» был ассортимент большинства фабрик Москвы и ее пригородов, она являлась лидером среди российских скупщиков хлопчатобумажных и шерстяных товаров и охватывала Центральную Россию, Сибирь, Кавказ, Урал, Среднюю Азию, Персию.

В 1884 г. Сергей Щукин женился на Лидии Григорьевне Кореневой (1863-1907), дочери екатеринославского помещика. В их семье было три сына - Иван, Сергей и Григорий - и дочь Екатерина.

С.И. Щукин как коллекционер

Среди всех своих братьев, увлекавшихся коллекционированием живописи, Сергей Щукин занялся этим последним, долгое время посвящая себя исключительно коммерческой деятельности. Но после покупки в 1882 г. особняка князей Трубецких в Москве в Большом Знаменском переулке С. И. Щукин распродал княжеские коллекции оружия и картины русских художников-передвижников. Затем он приобрел несколько пейзажей норвежского художника Ф. Таулова, которые и положили начало его будущей коллекции. В отличие от большинства других русских коллекционеров того времени, С. И. Щукин покупал картины, ориентируясь на собственные вкусовые предпочтения. Среди его фаворитов были импрессионисты и постимпрессионисты. Первый этап формирования коллекции С.И. Щукина приходится на 1897-1906 гг., когда он начал приобретать картины французских импрессионистов, второй - на 1906-1914 гг., когда его стали больше интересовать работы постимпрессионистов. Московский купец часто посещал Париж и Берлин, где он хранил на банковском счете сумму, необходимую для приобретения произведений искусства.

Первые покупки живописных полотен С.И.Щукин осуществил в Париже, в салоне Национального общества изящных искусств, затем он приобретал их на парижских выставках, непосредственно в ателье у художников, а также через парижских торговцев антиквариатом П. Дюран-Рюэля, А. Воллара, Д. Канвейлера. Менее чем за 20 лет С.И. Щукин приобрел 266 (по сведениям Н.Ю. Семеновой) живописных полотен.

Среди художников-импрессионистов, чьи полотна составили основу коллекции С.И. Щукина, был . Первая его картина, купленная коллекционером в 1898 г. - «Скалы в Бель-Иль» (сейчас хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина). Примечательно, что это была первая картина К. Моне, появившаяся в России. К середине 1900-х гг. С.И. Щукин приобрел одиннадцать полотен мастера, среди которых были «Сирень на солнце», «Пьеро и Арлекин». Последней картиной Моне у Щукина стала «Дама в саду», которую он купил в 1912 г. у своего брата Петра. Впоследствии его собрание пополнилось картинам полотнами Джеймса Уистлера, Пюви де Шаванна, Поля Синьяка, Анри Руссо.

С.И. Щукин приобрел для личной коллекции шестнадцать полотен . Как писал об этой части коллекции Щукина русский журнал «Аполлон», в столовой особняка Щукина картины Гогена висели в плотной развеске, т.е. были сдвинуты одна к другой так тесно, что сложно было понять, где кончается одно полотно и начинается другое, поэтому создавалось впечатление фрески или иконостаса. 11 из них происходило из собрания Густава Файе. С.И. Щукин не сразу сумел оценить талант Гогена, ограничившись лишь одним полотном. Но потом коллекционер приобрел почти весь таитянский цикл этого художника.

Одним из любимых художников Щукина был , с которым у него сложилось особенно тесное сотрудничество. Именно Анри Матиссу московский коллекционер поручил исполнить панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908 г. для столовой своего особняка. Осенью 1911 г. Матисс совершил визит в Москву, во время которого художник руководил развеской своих картин в так называемой «Розовой гостиной» особняка Щукина, превратившегося в своеобразный московский музей Матисса. Весной 1913 г. коллекционер купил «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений Матисса, а осенью «Портрет мадам Матисс», который стал для него последней, 37-ой, приобретенной картиной этого художника.

Еще одним любимым художником С.И. Щукина был . Он познакомился с его работами, посещая частные дома, в частности, салон американской писательницы Гертруды Стайн. Полотна Пикассо Щукин мог наблюдать и в собраниях ее братьев Лео и Майкла. Среди приобретенных московским коллекционером картин Пикассо были следующие: «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса» и другие работы «розового» и «голубого» периодов творчества художника. С.И. Щукин приобрел для своей коллекции и кубистические «Женщину с веером», а также «Фабрику в селении Хорта де Эбро».

Открытие коллекции Щукина для всеобщего обозрения

Московский коллекционер не собирался скрывать приобретенные им полотна от широкой публики. В 1908 г. в статье русского искусствоведа П.П. Муратова «Щукинская галерея - очерк по истории новейшей живописи» был впервые указан состав собрания и обнародована воля владельца о передаче в будущем этой коллекции в дар . С 1909 г. С.И. Щукин открыл свой особняк для посещения всех, кто желал бы ознакомиться с его коллекцией. Но в его дом-музей, открытый для всех желающих, консервативно настроенные преподаватели опасались водить своих воспитанников, отдавая предпочтение традиционному искусству. В 1910-е гг. Щукин вступил в общество «Бубновый валет», включавшее других художников, театральных деятелей, писателей и меценатов.

В 1912 г. Щукин увлекся творчеством и за два года приобрел 16 его работ, в том числе «Портрет неизвестного, читающего газету». В 1913 г. был выпущен каталог картин собрания московского коллекционера, включавший 225 номеров, а в 1914 г. журнал «Аполлон» опубликовал очерк Я. Тугендхольда «Французское собрание С. И. Щукина» и фотоснимки многих полотен.

С началом в 1914 г. собирательская деятельность Щукина остановилась. С одной стороны, у него не было возможности покупать западную живопись, с другой, он не проявлял интереса к искусству современных русских художников.

Дальнейшая судьба С.И. Щукина и его коллекции

В 1918 г. галерея Щукина, находившаяся в Москве, на основании декрета была национализирована и весной 1919 г. открыта для публичного обозрения как Первый Музей новой западной живописи. Хранителем была назначена дочь Щукина, Е.С. Келлер.

Сам Щукин в августе 1918 г. эмигрировал из России и в следующем году поселился во Франции. Несмотря на попытки ряда торговых посредников, связанных с миром искусства, склонить Щукина к продолжению собирательства, он отклонял все предложения. В эмиграции им были куплены только две работы Рауля Дюфи, а также заказаны четыре работы Анри Ле Фоконье. Отношения с художниками, чьи полотна он покупал до эмиграции, в том числе с Матиссом и Пикассо, С.И. Щукин полностью прекратил.

В конце 20-х годов, когда некоторые из русских эмигрантов начали судебные процессы о собственности на предметы искусства, оставшиеся в России. По утверждению наследников Щукина, в 1926 г. он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. Именно вопрос о существовании этого документа (нигде и никогда не публиковавшегося), впоследствии стал источником споров между наследниками Щукина и Россией. Парижский друг Щукина П.А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

В 1929 г. коллекцию Щукина объединяют с морозовским собранием, ставшим основой Второго музея новой западной живописи, и перемещают в бывший особняк И. Морозова, который получает название ГМНЗИ (Государственный музей нового западного искусства). Его расформировывают в 1948 г., а полотна передают в Государственный Эрмитаж и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Психологический институт в Москве:
российский центр психологической науки, культуры и образования

ГЛАВА I

С.И. Щукин (1854-1936) - МЕЦЕНАТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

О Сергее Ивановиче Щукине, чьи щедрые дары дали возможность создать Alma mater русской психологии - великолепный Психологический институт, готовый к проведению теоретических и экспериментальных исследований, а также к обучению студентов - следует рассказать особо.

С.И. Щукин был одним из виднейших российских промышленников и предпринимателей начала XX в., европейски образованным человеком. Он получил экономическое образование, окончив Высшую коммерческую академию в Баварии. Его отличал глубокий интерес к философским и психологическим наукам. Не чужда этому интересу была и семья Щукиных: брат Сергея Ивановича учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского Университета, а старший сын - Иван Сергеевич, - будучи студентом того же факультета, активно участвовал в работе Психологического семинария.

«Сергей Иванович Щукин, - пишет историк Н.Г. Думова, - был несомненно талантливым предпринимателем, известным своей склонностью к рискованным операциям. Он обладал почти безошибочной интуицией и смелой решительностью. В деловом мире его прозвали «министром коммерции» <...> Он играл видную роль в жизни московского купечества - был членом правления (одно время старостой) Московской купеческой управы, товарищем старшины московского купечества и почетного старосты детских приютов <...>

В 1883 г. Сергей Щукин женился на Лидии Григорьевне Кореневой, происходившей из украинского помещичьего семейства... Её "русалочья красота", по воспоминаниям дочери П.М. Третьякова В.П. Зилоти, поражала всю Москву.

<...> Дом Щукиных стал славиться в московских высших сферах роскошными приемами и домашними концертами. Приглашение туда считалось большой честью... К Щукиным съезжался цвет московского дворянства, политические деятели, иностранные дипломаты, генералы, торгово-промышленная элита, знаменитости из мира искусства и литературы. В украшенных алыми розами залах дворца , где звучала музыка Баха, Бетховена, Моцарта, собирались завсегдатаи: князь Юсупов, князь Сергей Щербатов, братья Михаил и Иван Морозовы, Николай Рябушинский, Сергей Сергеевич Боткин. В доме Щукиных бывали Станиславский и художник Серов, там пел Шаляпин и играл Рахманинов. Приезжая в Москву, обязательно наносили визиты Щукиным петербуржцы Дягилев и Бенуа. Частым гостем здесь был молодой художественный критик Анатолий Луначарский <...>

С.И. Щукин был известным коллекционером новой западной живописи - «искусства живого, активного, действенного, искусства сегодняшнего дня» (И. Грабарь) - и собрал первую в России и одну из лучших в мире коллекцию картин импрессионистов и постимпрессионистов, предугадав их будущее значение. Талантливый собиратель не получил художественного образования, но при выборе картин не без основания полагался на свое собственное мнение, так как был наделен редким даром - «чутьем изящного» (А.С. Пушкин). Со временем С.И. Щукин стал обладателем коллекции шедевров мировой живописи . В 1909г. он открыл двери своего дома на Знаменке для желающих познакомиться с его коллекцией, и чуть ли не вся московская интеллигенция прошла через его увешанные картинами залы.

В1905-1908 гг. С.И. Щукину пришлось пережить тяжелую полосу личных трагедий: он потерял брата, двух горячо любимых сыновей (Сергея, которому было семнадцать лет, и Григория - двадцати одного года); в 1907г., не оправившись от этого удара, скоропостижно скончалась Лидия Григорьевна. После смерти жены Сергей Иванович завещал свою коллекцию картин городу Москве, поставив условие, чтобы собрание хранилось и экспонировалось целиком. «Я не хочу, - говорил он сыну Ивану, - чтобы мои картины прятались где-нибудь в подвале и вытаскивались оттуда поодиночке или продавались». Впоследствии полотна из собрания СИ. Щукина составили гордость самых крупных музеев России» .

В память о жене Сергей Иванович, по совету сына Ивана, при-нял участие в создании научного института в Москве, учреждения совсем нового в России профиля - психологического.

После февраля 1917г. С.И. Щукин стал членом Московского совета по делам искусства, куда входили художники, архитекторы, искусствоведы и коллекционеры. В годы Первой мировой войны он занялся организацией отраслевых объединений торговцев и промышленников. После Октябрьского переворота в январе 1918г., в период борьбы советской власти с «капиталистами» Сергей Иванович был арестован по обвинению в экономическом саботаже, но вскоре освобожден. Ему предложили стать хранителем музея современного искусства (декрет о переходе его коллекции в собственность государства был подписан Лениным), в который был превращен его дом. Щукин дал согласие и поселился в домике привратника. В августе 1918г. он вместе с сыном Иваном уехал в Германию, а в 1919г. перебрался во Францию. В его квартире продолжали собираться соотечественники - Бенуа, Дягилев, Николай Рябушинский и многие другие. Скончался Сергей Иванович в возрасте восьмидесяти четырех лет и похоронен в Париже. Внуки и правнуки его сегодня живут во Франции и США.

ЩУКИН Сергей Иванович ЩУКИН Сергей Иванович

ЩУ́КИН Сергей Иванович (27 мая 1854, Москва - 10 января1936, Париж), русский купец, собиратель французской живописи, основатель общедоступной частной галереи. Брат Д. И. Щукина (см. ЩУКИН Дмитрий Иванович) и П. И. Щукина (см. ЩУКИН Петр Иванович) .
Образование получил в Германии. С 1878 стал помогать отцу в управлении фирмой «И. В. Щукин с сыновьями», а после смерти отца в 1890 возглавил ее. Погруженный в торговые дела, он до поры до времени не разделял увлечения своих братьев коллекционированием, приобретая картины лишь для украшения дома. Страсть к собирательству пробудилась в Сергее Ивановиче лишь в сорок с лишним лет. Зато очень быстро он определил главное направление своей деятельности как коллекционера. С творчеством французских импрессионистов (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) Сергея Ивановича познакомил брат Иван, тоже коллекционер, который к тому же постоянно жил в Париже. В Москве в это время мало кто коллекционировал современную западную живопись, а импрессионистов плохо знали и практически не ценили даже во Франции.
Первые приобретения Сергея Ивановича в Париже в 1895-96 представляли собой вполне традиционную салонную живопись. Это были пейзажи малоизвестных художников Фрица Таулова, Джеймса Патерсона, Шарля Котте, Люсьена Симона. В 1897 в его собрании появляется первая картина Клода Моне (см. МОНЕ Клод) - широко известная ныне «Сирень на солнце». Так он открыл для себя импрессионистов и с присущими ему темпераментом и азартом делового человека стал собирать их полотна.
Приобретая картины, Сергей Иванович не прислушивался ни к каким мнениям. Свой принцип выбора художественных произведений он определял так: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, - покупай ее». Новые приобретения он делал на парижских выставках, а также непосредственно в ателье у художников. Про Щукина говорили, что он покупал «свежие» холсты с еще непросохшими красками. В 1905 он приобрел несколько полотен у своего брата Петра, решившего сосредоточиться на русских древностях; среди работ была и «Обнаженная» О. Ренуара (см. РЕНУАР Огюст) .
В коллекции С. И. Щукина оказались произведения П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) , В. Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент) , Э. Дега (см. ДЕГА Эдгар) , А. Марке (см. МАРКЕ Альберт) , А. Матисса (см. МАТИСС Анри) , К. Моне (13 полотен), П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) (50 работ), К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль) , П. Сезанна (см. СЕЗАНН Поль) , П. Синьяка (см. СИНЬЯК Поль) , А. Руссо (Таможенника) (см. РУССО Анри (Таможенник)) . В общей сложности к 1918 им было собрано 256 картин.
В 1910-е годы С. И. Щукин избран почетным членом Общества художников «Бубновый валет», наряду с другими художниками, литераторами, театральными деятелями и меценатами он состоял членом Общества искусств.
Дом Щукина в Большом Знаменском переулке, где располагалась галерея, был возведен еще в екатерининское время. В 1882 он был приобретен отцом собирателя - Иваном Васильевичем, а в 1891 подарен Сергею Ивановичу. Его помещения представляли собой роскошные апартаменты с высокими потолками, обилием росписей и лепнины, наборным паркетом, дорогими люстрами. С течением времени все его стены от пола до потолка в два, а то и в три ряда, в сплошной «ковровой» развеске (рама к раме), были заняты произведениями живописи.
Центром галереи была розовая гостиная с полотнами А. Матисса (см. МАТИСС Анри) ; развесил картины сам автор, побывавший в Москве по приглашению С. И. Щукина в 1911. Здесь были собраны такие известные произведения, как «Мастерская художника», «Красная комната», «Семейный портрет», «Дама в зеленом платье», «Испанка с бубном», «Девушка с тюльпаном».
Матисс был любимым художником Сергея Ивановича, с ним у Щукина установились дружеские отношения. Они познакомились еще в 1906.
В галерее Щукина насчитывалось 38 полотен Матисса, вошедших в историю мирового искусства как «русские Матиссы». Художник выполнил по заказу коллекционера для его московского особняка два огромных панно «Танец» и «Музыка», ставших этапными в творчестве мастера.
С. И. Щукин не раз демонстрировал произведения из своей коллекции на различных художественных выставках.
После смерти жены, Лидии Григорьевны, Сергей Иванович 5 января 1907 составил завещание, по которому его коллекция должна перейти в дар Третьяковской галерее. Он желал, чтобы его собрание стало дополнением уже имевшейся в этой галерее коллекции западноевропейской живописи, собранной С. М. Третьяковым.
Еще до передачи собрания городу, с 1910, галерея Щукина стала доступна для обозрения. Посетителям разрешалось осматривать ее по воскресеньям с 11 до 14 часов. На эти воскресные просмотры собирались студенты, гимназисты, репортеры, писатели, художники, артисты, коллекционеры. Экскурсии проводил сам Сергей Иванович.
В 1915, после второй женитьбы, Сергей Иванович переехал в дом на углу Большой Никитской и Садовой, а особняк на Знаменке все более превращался в музей. После новой женитьбы изменились и его планы относительно коллекции.
После октябрьского переворота 5 ноября 1918 галерея была национализирована и весной 1919 открыта для посещения под названием «Первый музей новой западной живописи».
С. И. Щукин сначала оставался при своем музее, выполняя обязанности директора, хранителя и экскурсовода. Развитие событий заставило его покинуть Россию и поселиться в Париже, где он прожил до самой смерти.
«Музей новой западной живописи» в 1929 был слит с морозовской коллекцией и перемещен на Пречистенку, в особняк, некогда принадлежавший И. А. Морозову. В 1948 музей был расформирован. Лучшие картины из бывшего щукинского собрания находятся ныне в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Наследники Сергея Ивановича оспаривают законность национализации.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ЩУКИН Сергей Иванович" в других словарях:

    Щукин Сергей Иванович … Википедия

    Ксан. Портрет С. И. Щукина, 1915. Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Сергей Иванович Щукин (1854, Москва 1936, Париж) московский купец и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской… … Википедия

    - (1854, Москва — 1936, Париж), предприниматель, коллекционер живописи. Из купеческой старообрядческой семьи. Потомственный почётный гражданин. Брат и. Получил начальное домашнее образование, затем среднее образование в Саксонии. Окончил… … Москва (энциклопедия)

    Род. 1854, ум. 1936. Купец, основатель общедоступной частной галереи. Брат Д. И. Щукина (см.) и П. И. Щукина (см.). Собиратель французской живописи (в собрании Моне, Ренуар, Гоген, Ван Гог, Дега, Матисс, Пикассо, Писсарро, Сезанн, Синьяк и др.).… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1853 1912), русский купец, собиратель русских и восточных древностей, основатель частного общедоступного музея. Брат Д. И. Щукина (см. ЩУКИН Дмитрий Иванович) и С. И. Щукина (см. ЩУКИН Сергей Иванович) . Получил хорошее образование в России и за … Энциклопедический словарь

    - (1855 1932), русский коллекционер западноевропейской живописи. Брат П. И. Щукина (см. ЩУКИН Петр Иванович) и С. И. Щукина (см. ЩУКИН Сергей Иванович) . Образование получил в Германии. Не занимался коммерческим семейным предприятием. Первоначально … Энциклопедический словарь - Сергей Иванович Лобанов русский художник Дата рождения: 18 сентября 1887 Место рождения: Москва Дата смерти: 1942 Место смерти … Википедия

Сергей Иванович Щукин был известным коллекционером и меценатом. Собрание его картин хранится в Эрмитаже и Государственном музее Пушкина. Датой рождения владельца уникальных картин французской живописи считается 27 июля 1854 год. Умер Щукин 10 января в 1936 году.

Родители мецената

Династия Щукиных ведет свой род от калужских купцов. Умение торговать, деловая хватка и способность предвидеть будущую выгоду у Сергея Ивановича были в крови. Отец Сергея, Иван Васильевич, стал сиротой в восемнадцать лет. Получив в наследство семейное дело, Иван Щукин через непродолжительное время увеличил финансовое состояние семьи в несколько раз. Мужчина был успешен во многих начинаниях.

В жены он взял дочку купцов, торговавших чаем. В родстве с Екатериной Петровной состояло очень много известных личностей. Благодаря ей вся семья Щукиных приобщились к высокому искусству, что и повлияло на дальнейшую судьбу Сергея Ивановича.

Детство и юность

Несмотря на то, что Сергей Щукин родился в семье богатого фабриканта, до восемнадцати лет юноша образование не получал. Дело в том, что только в девятнадцать лет, будучи в Германии, он наконец-то смог вылечиться от заикания. В этом же году юноша поступает в Немецкую академию торговли и коммерции, расположенную в городе Гера. Помимо Сергея, в семье воспитывалось еще три сына: Иван, Петр и Дмитрий. Однако из всех своих братьев именно Сергей стал наиболее удачливым и талантливым практически во всем, к чему он только ни прикасался.

Вероятно, сказался комплекс неполноценности, с которым меценат боролся всю жизнь. Помимо того, что Сергей обладал совсем небольшим ростом, он всю жизнь разговаривал очень осторожно, старательно выговаривая слова. Таким образом, на его манере вести разговор сказалось заикание, которое до восемнадцати лет не могли вылечить врачи. Все сыновья продолжили дело отца. В 1878 году была создана компания «Иван Щукин с сыновьями», куда все братья вошли в качестве равноправных компаньонов.

Производственная деятельность

Дела у компании шли достаточно хорошо. Заметно выросло и расширилось производство торгового дома. Теперь в его состав входило большинство фабрик текстильного производства Москвы и окрестных городов. В те годы братья Щукины были достаточно успешными купцами. Об этом говорит не только биография Сергея Щукина, но и тот факт, что семейный Торговый дом лидировал среди скупщиков хлопчатобумажных и шерстяных изделий. Буквально через десяток лет, Сергей Иванович был удостоен звания советника коммерция.

Чины и должности

В 1891 году Щукин стал купцом первой гильдии. Кроме того, к тому времени он уже был советником коммерции, а также членом отдела совета торговли мануфактур города Москвы. Спустя шесть лет он был выбран в городскую Думу, где проработал три года. Вплоть до начала революции, Щукин занимал должность в Московском биржевом обществе, а также в купеческом кредитном сообществе города Москвы. За железную хватку его называли «дикобразом». Он имел успех как в коллекционировании, так и в предпринимательстве.

Начало собирательства

Согласно официальной биографии Сергея Ивановича Щукина, желание коллекционировать у него появилась в Париже, где он сделал свою первую покупку после приобретения особняка. Распродав хранившееся в доме ценное оружие, Щукин купил картину норвежского художника Таулова. Это было в далеком 1882 году.

Таким образом было положено начало коллекции. Все свои покупки собиратель предпочитал делать в Париже. Через восемь лет он с помощью брата Ивана приобрел несколько полотен художников-импрессионистов. За последующие шесть лет его коллекция пополнилась произведениями таких мастеров, как Клод Моне, Огюст Ренуар и Эдгар Дега. Щукин любил называть себя меценатом, поддерживающим непопулярных на тот момент художников. Впоследствии большинство полотен стали мировыми шедеврами, а их авторами восторгаются до сих пор.

Также в этот период были приобретены картины Винсента Ван Гога, Поля Гогена и Поля Сезанна. Нельзя сказать, что меценат увлекался только одним художественным направлением. Например, он часто покупал произведения искусств, созданные художниками-фовистами. С некоторыми мастерами он дружил и переписывался. В основном, все произведения покупались прямо в мастерских, и только несколько своих картин Сергей Иванович приобрел у родного брата Петра, когда тот стал нуждаться в деньгах из-за семейных обстоятельств.

Лучшие произведения

Щукина увлекали идеи авангардных художников, однако его вкус разделяли немногие. Большинство друзей и посетителей его дома в Москве были шокированы картинами, которые он привозил. Пожалуй, наиболее любимыми художниками Сергея Ивановича были Клод Моне и Анри Матисс. Первой картина Моне стала «Сирень на солнце», приобретенная в 1897 году. А последней — «Дама в саду». Несколько картин, как уже было сказано, меценат купил у своего брата Петра, когда тот нуждался в деньгах. Это были картины Суринам, Рафаэлло, Ренуара, Писсарро и Дени. За любовь к искусству и коллекционированию в 1910 году Сергей Иванович получил почетную должность в обществе художников «Бубновый валет».

Иногда он приобретал картины целыми сериями. Например, им было куплено шестнадцать полотен Гогена, большинство из которых составляла тема Таити. После покупки восьми картин Сезанна, четырех Ван Гога и шести произведений Руссо Сергей Иванович Щукин обратил внимание на Пикассо. Примечательным фактом является то, что коллекционера практически не интересовали художники прошлого. Он отдавал предпочтение молодым, иногда практически неизвестным. Ему нравились скандальные авторы, которые произвели фурор в мире искусства.

Возможно, подобное поведение объясняется купеческим взглядом Щукина на все происходящее. Одной из его любимых поговорок была: «Хорошая картина - это, прежде всего, дешевая картина». Приобретая произведения искусств, он любил поторговаться. Он знал, что в будущем коллекция принесет ему хорошие барыши и обеспечит безбедное существование потомкам. Как всегда, Щукин не ошибался. Известно, что однажды он купил пятнадцать картин за один миллион франков. Сейчас всего одна картина из этих пятнадцати стоит намного больше.

Восток в его коллекции

Коллекционер Сергей Щукин был заядлым путешественником. Причем его чрезвычайно привлекал Восток. Недаром его любимая жена Лидия обладала восточной внешностью и получила в Москве прозвище «шамаханская царица». Он очень много дел имел с компаниями в Индии, Японии и Китае. Кроме того, его предприятия торговали со всей Средней Азией и Марокко.

Олицетворением восточного мира для него был, безусловно, Анри Матисс. Одной из главных картин собрания коллекционера была «Красная комната», которая сейчас находится в музее Санкт-Петербурга. Став поклонником художника, Щукин заказал Анри Матиссу панно «Музыка» и «Танец», которыми и оформил свой дом.

Судьба собрания

Коллекция Сергея Щукина разрасталось чрезвычайно быстро. Для того, чтобы было удобнее расплачиваться с художниками, он открыл в Берлине банковский счет. Уже во время эмиграции Сергей Иванович продолжал им пользоваться. Щукин признавался своей дочери, что картины приобретал спонтанно. Стоило ему увидеть какое-либо достойное творение, у него сразу возникало желания сделать покупку. Если в начале своего коллекционирования он уделял много внимания импрессионистам, то после его взгляд переключился на постимпрессионистов.

Как гласит история, Сергей Щукин еще при жизни открыл особняк для всех желающих познакомиться с творениями великих французов. Будучи в эмиграции, он, как и многие другие фабриканты, оставшиеся не у дел, пытался через суд забрать свою коллекцию. Однако, по свидетельству друзей, смирился с потерей и решил оставить картины прежней родине. Примечательным фактом является то, что в двадцатых годах прошлого века первым директором музея стал муж дочери Сергея Щукина, которая пожелала остаться с новой властью.

К слову, вся национализированная коллекция осталась абсолютно нетронутой, и в начале ноября восемнадцатого года, то есть спустя три месяца после эмиграции владельца, перешла в музей. Начиная с весны девятнадцатого года, картины мецената Щукина можно было лицезреть в первом музее Западной живописи. После войны коллекция была поделена между Ленинградом и Москвой. Биограф Щукина утверждает, что за двадцать лет коллекционирования, меценатом было собрано почти триста картин. Полное собрание можно увидеть разве что в альбоме. Во время выставок удается выставить только половину полотен.

Личная жизнь

Знаменитый меценат Сергей Иванович Щукин был женат два раза. Каждая супруга одарила его детьми. Первая жена Лидия Коренева была дочерью екатеринославских помещиков. Лидия была настоящей красавицей. Она любила наряды, а ее увлечением была психология.

В отличие от своей жены, Сергея был настоящим аскетом и предпочитал обычную пищу и сон у открытого окна. От брака родились дочь Екатерина и сыновья Сергей, Иван и Григорий. В 1907 году Щукин овдовел и через несколько лет женился повторно. Второй женой стала пианистка Надежда Миротворцева, которая родила ему дочь Ирину. Кроме того, следуя аристократической моде, Щукины взяли в дом двух девочек-воспитанниц: Варвару и Анну.

Семейные неурядицы

Однако в биографии Щукина Сергея Ивановича были и черные полосы. К сожалению, жизнь некоторых близких сложилась неудачно. В возрасте восемнадцати лет утонул любимый сын Сергей. Через два года жена мецената, красавица Лидия, покончила жизнь самоубийством, так и не справившись с горем. Аналогичным образом поступил и другой сын Щукина - Григорий, который повесился. Однако на этом неприятности не закончились, и через время застрелился его родной и не менее любимый брат Иван.

Эти события очень тяжело отразились на психики мецената. Сергей Иванович Щукин тяжело переживал потерю близких и одно время пытался стать паломником или уйти в затворничество. Чтобы компенсировать боль утраты, Щукин стал уделять повышенное внимание своей коллекции. Именно в этот непростой период было приобретено большинство самых удачных картин.

Жизнь в эмиграции

Как вспоминает внук Щукина, Андре-Марк Делок-Фурко, жизнь деда в Париже была довольно счастливой и размеренной. Его последняя дочь родилась, когда Щукину было почти под семьдесят лет. Вся семья жила достаточно тихой и комфортной жизнью, много путешествуя и общаясь с друзьями. По некоторым сведениям, Сергей Иванович успел в 1918 году перевести приличную сумму в швейцарский банк, что позволило его родным не бедствовать.

Коллекционированием Сергей Иванович Щукин больше не занимался, ограничившись покупкой нескольких картин, которые он повесил в своей комнате. Он жил в Ницце, живописном средиземноморном городе. Несмотря на то, что революция отняла у него дело всей его жизни, он ни о чем не жалел и относился к этому факту довольно философски.

В 2016 году был выпущен документальный фильм, который так и называется: «Сергей Щукин. История коллекционера». Проект был создан во Франции. В качестве режиссера выступила Татьяна Рахманова.