Михаил Александрович Шолохов Донские рассказы (сборник)

Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Михаила Шолохова.

    В предлагаемую вашему вниманию аудиокнигу вошло несколько рассказов Михаила Александровича Шолохова из донского цикла, мастерски прочитанных его земляком Игорем Георгиевичем Тарадайкиным. Михаил Шолохов был свидетелем и участником кровавых событий гражданской войны, захлестнувшей нашу страну в начале ХХ века. Отношение казачества к революции, тяжесть выбора правой стороны и необходимость поднимать оружие на братьев – всё это было пережито самим писателем. Рассказы, вошедшие в сборник, – «Родинка», «Коловерть», «Семейный человек», «Чужая кровь» – сухие, малоэмоциональные и оттого невероятно достоверные истории жизни разных людей, попавших под беспощадные колеса революционных изменений. Даже смерть изображена с крайней обыденностью, в которой чувствуется невероятный трагизм времени, где уход из жизни привычен и непримечателен. ... Далее

  • В предлагаемую вашему вниманию аудиокнигу вошло большая часть рассказов из донского цикла Михаила Александровича Шолохова в исполнении заслуженного артиста Российской Федерации Владимира Левашева. Михаил Шолохов был свидетелем и участником кровавых событий гражданской войны, захлестнувшей нашу страну в начале ХХ века. Отношение казачества к революции, тяжесть выбора правой стороны и необходимость поднимать оружие на братьев – всё это было пережито самим писателем. Алёшкино сердце Бахчевник Двухмужняя Жеребёнок Кривая стёжка Лазоревая степь Нахалёнок О Донпродкоме и злоключениях заместителя Донпродкомиссара товарища Птицына О Колчаке, крапиве и прочем Пастух Председатель реввоенсовета республики Продкомиссар Путь-дороженька Смертный враг Червоточина Шибалково семя ... Далее

  • В аудиокнигу включены два рассказа Михаила Шолохова объединённые Великой Отечественной войны. «Наука ненависти» написана в 1942 году и опубликована 22 июня – а первую годовщину начала войны. Сюжет рассказа «Судьба человека» основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. В 1959 году рассказ был экранизирован режиссёром Сергеем Бондарчуком, сыгравшим главную роль. ... Далее

  • Михаила Александровича Шолохова многие поколения читателей знают в первую очередь как автора всенародно любимого романа «Тихий Дон» и таких произведений, как «Донские рассказы», «Они сражались за Родину», «Судьба человека». В 1965 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Роман Шолохова «Поднятая целина» входит в число самых известных произведений советской литературы. В станицу Гремячий Лог по заданию партии приезжает коммунист Давыдов. Он готов приступить к коллективизации, и его поддерживают председатель сельсовета Размётнов и секретарь партийной ячейки Нагульнов, но все трое встречают сопротивление со стороны местных жителей. Шолохов создал книгу, оставляющую далеко не однозначное впечатление: главные герои его романа – люди безусловно честные и вызывающие уважение, но вместе с тем одержимые идеей коллективизации («второй большевистской революции»), которая для многих оказалась жестокой и разрушительной. ... Далее

  • Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» – одно из наиболее значительных, масштабных и талантливых произведений русскоязычной литературы, принесших автору Нобелевскую премию. Действие романа происходит на фоне важнейших событий в истории России первой половины ХХ века – революции и Гражданской войны, поменявших не только древний уклад донского казачества, к которому принадлежит главный герой Григорий Мелехов, но и судьбу, и облик всей страны. В этом грандиозном произведении нашлось место чуть ли не для всего самого увлекательного, что может предложить читателю художественная литература: здесь и великие исторические реалии, и любовные интриги, и описания давно исчезнувших укладов жизни, многочисленные героические и трагические события, созданные с большой художественной силой и мастерством, тем более поразительными, что Михаилу Шолохову на момент создания первой части романа исполнилось чуть больше двадцати лет. ... Далее

  • В этой книге вы прочтете новеллу «Судьба человека» и «Донские рассказы». «Судьба человека» (1956–1957 гг.) – пронзительный рассказ о временах Великой Отечественной войны. Одно из первых произведений советской литературы, в котором война показана правдиво и наглядно. Плен, немецкие концлагеря, побег, возвращение на фронт, потеря близких, тяжелое послевоенное время, попытка найти родную душу, спастись от одиночества. Рассказ экранизировал Сергей Бондарчук, он же и исполнил в нем главную роль – фильм начинающего режиссера получил главный приз Московского кинофестиваля в 1959 году. «Донские рассказы» (1924–1926 гг.) – это сборник из шести рассказов, описывающих события Гражданской войны. Хотя местом действия остается Дон, с его особым колоритом и специфическим казачьим духом, очевидно, что события в этих новеллах могут быть спроецированы на всю Россию – война обнажает чувства, именно в такое кровавое время, когда стираются границы дозволенного, яснее становится, кто смог сохранить достоинство и остаться Человеком, а кто нет. ... Далее

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам. Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ - «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь - дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков. До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них. Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, - чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый - это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа - небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

Главный герой рассказа - Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла. Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его. А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.

Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия - погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.

Евгении Григорьевне Левицкой

члену КПСС с 1903 года

Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.

В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановскую. И расстояние небольшое - всего лишь около шестидесяти километров, - но одолеть их оказалось не так-то просто. Мы с товарищем выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку. Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стегнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались белые пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком щедро смазанной конской сбруи.

Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался хрустально поблескивавший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку.

Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр. Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. Подручными средствами конопатили ненадежную посудину и вычерпывали из нее воду, пока не доехали. Через час мы были на той стороне Еланки. Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло:

Если это проклятое корыто не развалится на воде, - часа через два приедем, раньше не ждите.

Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли.

Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень. Я присел на него, хотел закурить, но, сунув руку в правый карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка «Беломора» совершенно размокла. Во время переправы волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой. Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько досадуя на свою оплошность, я бережно извлек из кармана раскисшую пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне влажные, побуревшие папиросы.

Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

Здорово, браток!

Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

Беда мне с этим пассажиром! Через него и я подбился. Широко шагнешь - он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком. - Он помолчал немного, потом спросил: - А ты что же, браток, свое начальство ждешь?

Мне было неудобно разуверять его в том, что я не шофер, и я ответил:

Приходится ждать.

С той стороны подъедут?

Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?

Часа через два.

Порядком. Ну что ж, пока отдохнем, спешить мне некуда. А я иду мимо, гляжу: свой брат-шофер загорает. Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, брат, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка лучше моего крепачка закурим.

Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы».

Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Я хотел было спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу, но он опередил меня вопросом:

Ты что же, всю войну за баранкой?

Почти всю.

На фронте?

Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше.

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Выломав из плетня сухую искривленную хворостинку, он с минуту молча водил ею по песку, вычерчивая какие-то замысловатые фигуры, а потом заговорил:

Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь! - И вдруг спохватился: ласково подталкивая сынишку, сказал: - Пойди, милок, поиграйся возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдется. Только, гляди, ноги не промочи!

Еще когда мы в молчании курили, я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой».

Михаил Александрович Шолохов - один из известнейших русских периода. Его творчество охватывает самые важные события для нашей страны - революцию 1917 года, Гражданскую войну, становление новой власти и Великую Отечественную. В этой статье мы немного расскажем о жизни этого писателя и постараемся рассмотреть его произведения.

Краткая биография. Детство и юность

Во время Гражданской войны был у красных и дослужился до командира. Затем, уже после ее окончания, перебрался в Москву. Здесь он получил свое первое образование. После переезда в Богучар он поступил в гимназию По окончании снова вернулся в столицу, хотел получить высшее образование, но не смог поступить. Чтобы прокормить себя, ему пришлось устроиться на работу. В этот недолгий период он сменил несколько специальностей, продолжая заниматься самообразованием и литературой.

Первое произведение писателя было напечатано в 1923 году. Шолохов начинает сотрудничать с газетами и журналами, пишет для них фельетоны. В 1924 году в «Молодом ленинце» выходит рассказ «Родинка», первый из донского цикла.

Настоящая слава и последние годы жизни

Список произведений М. А. Шолохова следует начать с «Тихого Дона». Именно эта эпопея принесла автору настоящую известность. Постепенно она стала популярной не только на территории СССР, но и в других странах. Вторым большим произведением писателя стала «Поднятая целина», удостоенная Ленинской премии.

Во время Великой Отечественной Шолохов был В это время он написал немало рассказов, посвященных этому страшному времени.

В 1965 год стал для писателя значимым - ему была присуждена Нобелевская премия за роман «Тихий Дон». Начиная с 60-х Шолохов практически перестал писать, посвятив свободное время рыбалке и охоте. Большую часть своих доходов он отдавал на благотворительность и вел спокойный образ жизни.

Скончался писателя 21 февраля 1984 года. Тело было захоронено на берегу Дона во дворе его собственного дома.

Полна необычных и причудливых событий жизнь, что прожил Шолохов. Список произведений писателя мы представим ниже, а сейчас еще немного поговорим о судьбе автора:

  • Шолохов был единственным писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения власти. Автора также называли «любимчиком Сталина».
  • Когда Шолохов решил посвататься к одной из дочек Громославского, бывшего казачьего атамана, тот предложил взять в жены старшую из девочек, Марью. Писатель, разумеется, согласился. В браке чета прожила почти 60 лет. За это время у них родилось четверо детей.
  • После выхода «Тихого Дона» у критиков возникли сомнения в том, что автором такого большого и сложного романа действительно является столь молодой автор. По распоряжению самого Сталина была учреждена комиссия, которая провела исследование текста и вынесла заключение: эпопея действительно было написана Шолоховым.

Особенности творчества

Неразрывно с образом Дона и казачества связаны произведения Шолохова (список, названия и сюжеты книг являются тому прямым доказательством). Именно из жизни родных мест он черпает образы, мотивы и темы. Сам писатель так говорил об этом: «Я родился на Дону, там рос, учился и формировался как человек…».

Несмотря на то что Шолохов основное внимание уделяет описанию жизни казачества, его произведения не ограничиваются областническими и местными темами. Напротив, на их примере автору удается поднять не только проблемы страны, но общечеловеческие и философские. В произведениях писателя нашли отражение глубокие исторические процессы. С этим связана еще одна отличительная черта творчества Шолохова - желание художественно отразить поворотные периоды жизни СССР и то, как чувствовали себя люди, попавшие в этот водоворот событий.

Шолохов был склонен к монументалистике, его привлекали вопросы, связанные с общественным изменениями и судьбами народов.

Ранние произведения

Очень рано начал писать Михаил Александрович Шолохов. Произведения (проза всегда оставалось для него предпочтительней) тех лет были посвящены Гражданской войне, в которой он сам принимал непосредственное участие, хотя был еще совсем юношей.

Осваивал писательский навык Шолохов с малой формы, то есть с рассказов, которые были изданы в трех сборниках:

  • «Лазоревая степь»;
  • «Донские рассказы»;
  • «О Колчаке, крапиве и прочем».

Несмотря на то что эти произведения не выбивались за рамки социального реализма и во многом прославляли советскую власть, они сильно выделялись на фоне других творений писателей-современников Шолохова. Дело в том, что уже в эти годы Михаил Александрович особое внимание уделял жизни народа и описанию народных характеров. Писатель старался изобразить более реалистичную и менее романтизированную картину революции. В произведениях есть жестокость, кровь, предательство - Шолохов старается не сглаживать суровость времени.

При этом автор нисколько не романтизирует смерть и не поэтизирует жестокость. Он по-другому расставляет акценты. Главным остаются доброта и умение сохранить человечность. Шолохов хотел показать, как «безобразно просто гибли донские казаки в степях». Своеобразие творчества писателя заключается в том, что он поднимал проблему революции и гуманизма, интерпретируя поступки с точки зрения нравственности. И больше всего волновало Шолохова братоубийство, которое сопровождает любую гражданскую войну. Трагедия многих его героев заключалась в том, что им приходилось проливать родную кровь.

«Тихий Дон»

Пожалуй, самая известная книга, что написал Шолохов. Список произведений продолжим именно ею, так как роман открывает следующий этап творчества писателя. За написание эпопеи автор взялся в 1925 году, сразу после публикации рассказов. Изначально он не планировал настолько масштабное произведение, желая только изобразить судьбу казачества в революционное время и его участие в «подавлении революции». Тогда книга получила название «Донщина». Но Шолохову не понравились написанные им первые страницы, так как рядовому читателю не были бы понятны мотивы казаков. Тогда писатель решил начать свою историю с 1912 года, а закончить 1922-м. Смысл романа изменился, как и название. Работа над произведением велась 15 лет. В окончательном варианте книга была опубликована в 1940 году.

«Поднятая целина»

Еще один роман, который создавал несколько десятилетий М. Шолохов. Список произведений писателя невозможен без упоминания этой книги, так как она считается второй по популярности после «Тихого Дона». «Поднятая целина» состоит из двух книга, первая была окончена в 1932-м, а вторая - в конце 50-х.

В произведении описывается процесс коллективизации на Дону, свидетелем которого был сам Шолохов. Первую книгу вообще можно назвать репортажем с места событий. Автор очень реалистично и красочно воссоздает драматизм этого времени. Здесь есть и раскулачивание, и собрания хуторян, и убийства людей, и забой скотины, и расхищение колхозного зерна, и бабий бунт.

Сюжет обоих частей строится на противостоянии классовых врагов. Начинается действие с двойной завязки - тайного приезда Половцева и прибытия Давыдова, и также оканчивается двойной развязкой. Вся книга держится на противостоянии красных и белых.

Шолохов, произведения о войне: список

Книги, посвященные Великой Отечественной:

  • Роман «Они сражались за Родину»;
  • Рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека»;
  • Очерки «На юге», «На Дону», «Казаки», «В казачьих колхозах», «Гнусность», «Военнопленные», «На юге»;
  • Публицистика - «Борьба продолжается», «Слово о Родине», «Не уйти палачам от суда народов!», «Свет и мрак».

В годы войны Шолохов работал военным корреспондентом в «Правде». Рассказы и очерки, описывающие эти страшные события, имели некоторые отличительные черты, которые определили Шолохова как писателя-баталиста и даже сохранились в его послевоенной прозе.

Очерки автора можно назвать летописью войны. В отличие от других писателей, работающих в этом же направлении, Шолохов никогда не высказывал прямо своего взгляда на события, за него говорили герои. Лишь в конце писатель позволял себе подвести небольшой итог.

Произведения Шолохова, несмотря на тематику, сохраняют гуманистическую направленность. При этом немного меняется главный герой. Им становится человек, который способен осознать значимость своего места в мировой борьбе и понять, что он несет ответственность перед соратниками, родными, детьми, самой жизнью и историей.

«Они сражались за родину»

Продолжаем разбирать творческое наследие, что оставил Шолохов (список произведений). Писатель воспринимает войну не как фатальную неизбежность, а как социально-историческое явление, которое испытывает моральные и идейные качества людей. Из судеб отдельных персонажей складывается картина эпохального события. Такие принципы легли в основу романа «Они сражались за родину», который, к сожалению, так и не был закончен.

По замыслу Шолохова, произведение должно было состоять из трех частей. В первой должны были описываться предвоенные события и борьба испанцев с фашистами. А уже во второй и третьей была бы описана борьба советского народа с захватчиками. Однако ни одна из частей романа так и не была опубликована. Выходили лишь отдельные главы.

Отличительной чертой романа является наличие не только масштабных батальных сцен, но и зарисовок бытовой солдатской жизни, которые часто имеют юмористическую окраску. При этом солдаты прекрасно осознают свою ответственность перед народом и страной. Их мысли о доме и родных местах становятся трагическими, так как их полк отступает. Следовательно, они не могут оправдать возложенных на них надеж.

Подводя итоги

Прошел огромный творческий путь Шолохов Михаил Александрович. Все произведения автора, особенно если рассматривать их в хронологическом порядке, подтверждают это. Если взять ранние рассказы и поздние, то читатель увидит, насколько выросло мастерство писателя. При этом ему удалось сохранить многие мотивы, такие как верность своему долгу, человечность, преданность семье и стране и пр.

Но произведения писателя имеют не только художественную и эстетическую ценность. В первую очередь стремился быть летописцем Михаил Александрович Шолохов (биография, список книг и дневниковые записи это подтверждают).

Цели:

  • Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.
  • Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
  • Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», видеофайлы из фильма «Судьба человека» 1959 г., режиссёр С.Бондарчук.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. В те годы только вера каждого человека позволила нашему народу победить. На эту войну сегодня на уроке мы посмотрим глазами М.А. Шолохова, и поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека».

А начать наш урок я хотела бы с таких слов: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.

Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

(О главных героях рассказа, о войне, о силе русского народа, почему именно так отозвались о рассказе в газете).

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Мы с вами тоже попытаемся сегодня найти ответ на этот и остальные вопросы. И начнем мы, по традиции, с рассказа об авторе произведения. Но до того, как мы с вами начнем говорить о жизни М.А. Шолохова, я хотела бы поиграть с вами в игру «Верно - не верно». Я вам называю факты из жизни писателя, а вы мне отвечаете, были они в его биографии или нет.

Он был внебрачным сыном дочери крепостного крестьянина Анастасии Черниковой и не бедного разночинца Александра Шолохова.

Был в плену у батьки Махно.

Был обвинен в плагиате. Многие не верили, что 23-летний малообразованный человек, не обладающий достаточным жизненным опытом, мог создать первую книгу «Тихого Дона»

Посватался к младшей сестре, а женился, по совету ее отца, на старшей.

Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга.

Стал одним из немногих советских писателей, получивших Нобелевскую премию.

(Учащиеся выдвигают свои версии по поводу данных фактов).

Истинность или ложность этих фактов мы с вами выясним в течение урок. Итак, начинаем.

2. Сообщение учащегося. Михаил Александрович Шолохов. Жизнь и творчество писателя.

Подготовленный ученик рассказывает о биографии М.А. Шолохова, сопровождая свое сообщение презентацией. Заодно рассказывая об эпзоде в Ахматовой и о Нобелевской премии.

Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга. Шолохов станет единственным, кто в 1965 году получит Нобелевскую премию с одобрения советской власти.

3. Актуализация знаний о биографии.

Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта.

Над Доном лежит станица Вёшенская. Здесь долгие годы жил и работал замечательный писатель Михаил Александрович Шолохов. Он, действительно, был внебрачным ребенком. Его мать вышла замуж не по своей воле, а потом ушла к его отцу. До 12 лет Михаил Александрович носил фамилию Кузнецов, и только после смерти мужа своей матери был усыновлен родным отцом и получил фамилию Шолохов.

В Вёшенской гимназии учился будущий писатель, а затем уехал в Москву и сблизился с молодыми литераторами, вступив в литературную группу журнала «Молодая гвардия». В Москве вышли «Донские рассказы», принесшие М.А.Шолохову литературную известность.
В 1926 году писатель вернулся в родные места, где «дышал чудесным степным воздухом над бескрайним простором, и Тихий Дон отражался в его сердце». В 20-е годы Шолохов «комиссарил» во главе продовольственного отряда. Весь отряд попал в плен к Махно. Шолохов ждал расстрела, но после беседы с батькой был отпущен. Вернувшись домой, он женится на Марии Громославской. Правда, изначально Михаил Александрович якобы посватался к ее младшей сестре – Лидии. Но отец девушек, бывший казачий атаман, посоветовал жениху присмотреться к старшей и пообещал сделать из Шолохова человека. Вняв настоятельной «рекомендации» Михаил женился на старшей. Брак «по указке» окажется счастливым – Шолохов станет отцом четверых детей и проживет с Марией Петровной 60 лет.

В конце 1926 начинает писать роман «Тихий Дон». Это к слову о плагиате. В этом же году вышли «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». В 1932 году выходит в свет «Поднятая целина». Но жизнь писателя не была тихой, спокойной и счастливой. И при участии в продразверстке был пойман за превышение полномочий и приговорен к условному сроку, и на войне воевать ему пришлось.

4. Об истории создания произведения.

Что касается истории создания этого произведения, то эту историю услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра », рассказал свою историю о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал писать рассказ. Но только через 10 лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 г. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакции, на радио, в станицу Вёшенскую.

5. Анализ произведения.

Жанр нашего произведения – рассказ. Что вы знаете о рассказе?

В рассказе ведется повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа.

Как вы считаете, почему о композицию этого произведения называют рассказ в рассказе?

Варианты ответов учеников.

В начале рассказа дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая».

Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию.

В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.

Давайте прочтем начало произведения.

Со слов «Первая послевоенная весна…» до «С тяжелой грустью…».

В чём смысл такого построения рассказа?

Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика?

Создаётся впечатление особой достоверности, документальности .

В чем вы видите плюсы именно такого повествования?

1) Позволяет дать портретную характеристику Андрею Соколову. Зачитываем вслух портрет главного героя. Со слов «Он положил…».

Портрет героя.

Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит».

2) Рассказ от первого лица создает впечатление необыкновенной достоверности и документальной точности.

3) Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей.

С чего начинается рассказ?

Начало рассказа - описание природы.

Как мотив борьбы зимы и весны, жизни и смерти соотносится с событиями и судьбами героев рассказа, с авторским отношением к жизни?

Широкая картина дружной, напористой весны символична- это первая послевоеннная весна - пробуждение земли и пробуждение души человеческой, освободившейся от фашистского ига.

Итак, рассказ начинается со сцены встречи автора у речной переправы с человеком, который поведал ему о своей судьбе. Тем самым определилась и жанровая форма повествования – сказ. Андрей уже не молод. Он рядовой и на фронте, и после войны. Всё, что выпало простому человеку в гг. лихолетья, он испытал на себе. И потому в его судьбе так ощутима судьба народная. Ему, признаётся Андрей, в жизни «повезло»: каждый день в течение 2-х лет, находясь рядом со смертью, он остался в живых.

Анализ эпизодов.

Анализ эпизодов производим по группам, заранее получившим задание.

А. Жизненный путь героя.

На сколько частей можно разделить жизненный путь героя?

(на 3 части: до войны, война, после войны)

Какой жизнью жил герой до войны?

В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

На этот вопрос нам ответит 1 группа.

(Довоенная жизнь небогата событиями: голодная юность, женитьба на сироте, дети. Герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, осуждает себя за грубость, пристрастие к выпивке)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (Они же)

(В мае 1942 года он подвозит снаряды. На минном поле подрывается. Контуженный, он попадает в плен).

Б. Эпизод в церкви.

(Показ кинофрагмента) .

2-я группа производит анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)?

Какая позиция ближе Соколову?

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова.

Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.

В. Поединок с Мюллером.

Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером мы услышим в исполнении 3 группы.

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

«Я же голодный, как волк, отвык от человечьей пищи, а тут столько добра перед тобою… Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу

«Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова, - меня как будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»

«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»

Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становится жизненным кредо Соколова.

Г. После бегства из плена.

4-я группа ответит на вопросы:

Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: «Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах».

Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убило в нем «человека».

Д. Встреча Соколова с Ванюшкой.

5-я группа расскажет нам:

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку?

Что общего в их судьбе?

Какую роль в рассказе «Судьба человека» играют описания природы, образ дороги, портретные описания?

- После встречи с мальчишкой, у которого «глазёнки - как звёздочка после дождя», у Соколова «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло». Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Е. Подвести итог нам поможет 6-я группа .

В чем смысл названия и финала рассказа «Судьба человека»?

Как вы понимаете слово СУДЬБА?

Почему А. Соколов видит свою вину в том, как сложилась его судьба?

Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а выбрал другие слова «судьба». Самое прекрасное в жизни (а она неистребима) – человек, труженик, народ.