Мольер произведения список самые известные. Жан-батист мольер. Значение творчества Мольера

Мольер (настоящее имя - Жан Батист Поклен) - выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии - родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 г. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении - иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.

В 1643 г. Мольер выступает организатором «Блистательного театра». Первое документальное упоминание его псевдонима относится к январю 1644 г. Дела у труппы, несмотря на название, шли далеко не блестяще, из-за долгов в 1645 г. Мольер даже дважды сидел в тюрьме, и актерам пришлось уехать из столицы, чтобы гастролировать по провинциям на протяжении двенадцати лет. Из-за проблем с репертуаром «Блистательного театра» Жан Батист сам начал сочинять пьесы. Этот период его биографии послужил прекрасной школой жизни, превратив его в отличного режиссера и актера, опытного администратора, и подготовил к будущим громким успехам в амплуа драматурга.

Возвратившаяся в 1656 г. в столицу труппа показала в Королевском театре спектакль «Влюбленный доктор» по пьесе Мольера Людовику XIV, который пришел от нее восторг. После этого труппа играла до 1661 г. в предоставленном монархом придворном театре Пти-Бурбон (впоследствии до смерти комедиографа местом ее работы был театр Пале-Рояль). Комедия «Смешные жеманницы», поставленная в 1659 г., стала первым успехом у широкой общественности.

После того как положение Мольера в Париже утвердилось, начинается период интенсивной драматургической, режиссерской работы, который продлится до самой смерти. В течение полутора десятков лет (1658-1673) Мольер писал пьесы, которые считаются лучшими в его творческом наследии. Поворотным пунктом стали комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662), которые демонстрируют уход автора от фарса и его обращение к социально-психологическим комедиям воспитания.

У публики пьесы Мольера пользовались ошеломительным успехом за редкими исключениями - когда произведения становились объектом суровой критики отдельных социальных групп, которые относились к автору враждебно . Связано это было с тем, что Мольер, ранее почти не прибегавший к социальной сатире, в зрелых сочинениях создавал образы представителей высших слоев общества, обрушиваясь на их пороки со всей мощью своего таланта. В частности, после появления в 1663 г. «Тартюфа» в обществе разразился громкий скандал. Влиятельное «Общество святых даров» запретило пьесу. И только в 1669 г., когда между Людовиком XIV и Церковью наступило примирение, комедия увидела свет, при этом за первый год спектакль демонстрировали более 60 раз. Постановка в 1663 г. «Дон Жуана» тоже вызвала огромный резонанс, но стараниями неприятелей творение Мольера больше при его жизни не ставилось.

По мере того как росла его известность, он становился все ближе к двору и все чаще ставил пьесы, специально приуроченные к придворным праздникам, превращая их в грандиозные шоу. Драматург выступил основателем особого театрального жанра – комедии-балета.

В феврале 1673 г. труппа Мольера поставила «Мнимого больного», в котором он играл главную роль, невзирая на мучивший его недуг (вероятнее всего, страдал туберкулезом). Прямо на представлении он лишился сознания и в ночь с 17 на 18 февраля умер без исповеди и покаяния. Похороны по религиозным канонам состоялись только благодаря ходатайству его вдовы перед монархом. Чтобы не разразился скандал, хоронили выдающегося драматурга ночью.

Мольеру принадлежит заслуга создания жанра классицистской комедии. В одном только «Комедии Франсез» по пьесам Жана Батиста Поклена было показано более тридцати тысяч спектаклей. До сих пор его бессмертные комедии - «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мизантроп», «Школа жен», «Мнимый больной», «Проделки Скапена» и мн. др. - входят в репертуар различных театров мира, не потеряв актуальности и вызывая аплодисменты.

искусство драматургия классицизм трагедия

Мольер (настоящее имя - Жан Батист Поклен) - выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии - родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 г. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении - иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.

Уже в первой половине XVII в. теоретики классицизма определили жанр комедии как жанр низший, сферой изображения которого были частная жизнь, быт и нравы. Несмотря на то, что во Франции к середине XVII в. были написаны комедии Корнеля, Скаррона, Сирано де Бержерака, подлинным создателем классической комедии стал Жан-Батист Поклен (сценический псевдоним - Мольер, Jean Baptiste Poquelin, Moliere, 1622--1673), сын придворного обойщика-декоратора. Тем не менее, Мольер получил превосходное по тому времени образование.

В середине 1660-х годов Мольер создает свои лучшие комедии, в которых подвергает критике пороки духовенства, дворянства и буржуазии. Первой из них стала "Тартюф, или Обманщик" (редакция 1664, 1667 и 1669 гг.). Пьеса должна была быть показана во время грандиозного придворного праздника "Увеселения очарованного острова", который состоялся в мае 1664 г. в Версале. Однако пьеса расстроила праздник. Против Мольера возник настоящий заговор, который возглавила королева-мать Анна Австрийская. Мольера обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это кары. Представления пьесы прекратили.

Комедия "Тартюф" имела большое социальное значение. В ней Мольер изображал не частные семейные отношения, а вреднейший общественный порок - лицемерие. В "Предисловии" к "Тартюфу", важном теоретическом документе, Мольер объясняет смысл своей пьесы. Он утверждает общественное назначение комедии, заявляет, что "задача комедии - бичевать пороки, и исключений тут быть не должно. Порок лицемерия с государственной точки зрения является одним из самых опасных по своим последствиям. Театр же обладает возможностью противодействовать пороку". Именно лицемерие, по определению Мольера, основной государственный порок Франции его времени, и стало объектом его сатиры. В вызывающей смех и страх комедии Мольер изобразил глубокую картину того, что происходило во Франции. Лицемеры типа Тартюфа, деспоты, доносчики и мстители, безнаказанно господствуют в стране, творят подлинные злодейства; беззаконие и насилие - вот результаты их деятельности. Мольер изобразил картину, которая должна была насторожить тех, кто управлял страной. И хотя идеальный король в конце пьесы поступает справедливо (что объяснялось наивной верой Мольера в справедливого и разумного монарха), общественная ситуация, обрисованная Мольером, представляется угрожающей.

Мольеру принадлежит более 30 комедий. Все их можно разделить на 2 группы:

  • 1) комедии характеров - в них Мольер создает типы героев, в которых в обобщенной и преувеличенной форме воплотились основные человеческие пороки: "Тартюф" - лицемерие, "Скупой" - жадность, "Мизантроп" - человеконенавистничество. Впоследствии имена мольеровских героев (Тартюф, Гарпагон, Альцест) стали нарицательными.
  • 2) комедии нравов - в них высмеиваются общественные нравы и пороки определенных слоев общества ("Мещанин во дворянстве", "Смешные жеманницы", "Школа мужей" и "Школа жен").

Несмотря на то, что Мольер был выходцем из эпохи классицизма, он всячески старался выйти за рамки этого направления, разрушить каноны классицизма, которые лишают писателя творческой свободы:

  • 1) соединил средневековый народный французский фарс с традиционной итальянской комедией "дель арте" (комедия масок) эпохи Возрождения;
  • 2) считал, что драматург-комедиограф имеет право вмешиваться в общественную жизнь и изображать пороки во имя воспитательных целей, то есть комедия должна одновременно и поучать, и развлекать людей;
  • 3) разработал новый жанр - комедия-балет, в котором драматическое действие органически сочетается с музыкой и танцами ("Мещанин во дворянстве", "Блистательные любовники", "Мнимый больной");
  • 4) смешивал "высокий" и "низкий" жанры, что привело к созданию так называемых "высоких комедий" ("Мизантроп", "Дон-Жуан");
  • 5) боролся за правдивое искусство, которое отражает реальные жизненные конфликты переход к реализму, поэтому критиковал классицистическую трагедию за оторванность от современности, за схематичные образы и надуманные конфликты;
  • 6) нарушал правило "трех единств";
  • 7) смешивал комическое и трагическое, так как считал, что в жизни одно неотделимое от другого;
  • 8) в его комедиях наравне с высокой лексикой присутствует "язык улицы" и даже площадная брань.

Первое представление комедии "Мещанин во дворянстве" (букв. перевод - "Буржуа - дворянин") состоялось в замке Шамбор 14 октября 1670 года. Комедия была написана не случайно, а по приказу короля. Мольеру и композитору Люли было поручено сочинить смешную комедию с музыкой, но с обязательным условием, чтобы в пьесе были высмеяны турки. В качестве консультанта авторам был предложен кавалер Лоран д,Арвье, который побывал на Востоке и узнал нравы и обычаи Турции. Такой приказ короля объяснялся его обидой на турецкого посла Солимана-Ага, который осенью 1669 года на приеме в Версале заявил, что конь турецкого султана украшен лучше, чем корона Людовика XIV, несмотря на то, что в тот день на короле был костюм, украшенный бриллиантами на 14 миллионов ливров.

По мере того как росла его известность, он становился все ближе к двору и все чаще ставил пьесы, специально приуроченные к придворным праздникам, превращая их в грандиозные шоу. Драматург выступил основателем особого театрального жанра - комедии-балета.

В феврале 1673 г. труппа Мольера поставила "Мнимого больного", в котором он играл главную роль, невзирая на мучивший его недуг (вероятнее всего, страдал туберкулезом). Прямо на представлении он лишился сознания и в ночь с 17 на 18 февраля умер без исповеди и покаяния. Похороны по религиозным канонам состоялись только благодаря ходатайству его вдовы перед монархом. Чтобы не разразился скандал, хоронили выдающегося драматурга ночью.

"Я знаю и люблю Мольера с ранней юности и всю жизнь у него учился. Каждый год я

перечитываю несколько его вещей, дабы постоянно приобщаться к этому

удивительному мастерству. Но я люблю Мольера не только за совершенство его

художественных приемов, а главным образом, пожалуй, за его обаятельную

естественность..." Эти слова "благодарного ученика" принадлежат Гёте, создателю

"Фауста", который оказал влияние на всю мировую литературу. Михаил Булгаков

гимназистом и студентом посмотрел оперу "Фауст" сорок один раз, что, без

сомнения, заронило первоначальную идею "Мастера и Маргариты". Но в ту пору

Булгаков, как некогда юный Мольер, мечтал стать актером, а позже, в тяжелую

полосу жизни, когда пьесы Булгакова запрещались, за подкреплением духа он

обратился к судьбе великого комедиографа и написал документальный роман "Жизнь

господина де Мольера", показав капризность фортуны и недоступную земному

пониманию справедливость вечности: удачливый Мольер, любимец короля, по злой

иронии судьбы настигнутый внезапной смертью во время исполнения роли своего

мнимого больного, тайно погребен-

ный ночью рядом с самоубийцами как великий грешник, могила которого затерялась,

а рукописи пропали, вернулся к нам. "Вот он! Это он - королевский комедиант с

бронзовыми бантами на башмаках! И я, которому никогда не суждено его увидеть,

посылаю ему свой прощальный привет!" - так Булгаков завершил свой роман.

Настоящее имя Мольера - Жан Батист Поклен. Он родился в Париже и был крещен 15

января 1622 года, как указывает запись в книге парижской церкви Святого

Евстахия. Его отец Жан Поклен и оба деда были обойщиками. Судя по тому, что отец

писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, дела

его шли прекрасно. Мать, Мари Крессе, умерла совсем молодой.

Жан Поклен видел в первенце Жане Батисте преемника своей придворной должности и

даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это

дело не требовало особой образованности, Жан Батист к четырнадцати годам едва

Клермонс-кий иезуитский колледж.

В то время это было лучшее учебное заведение в Париже. Учебная программа

включала древние языки, естественные науки, философию, латинскую словесность.

Он получил диплом лиценциата права и даже выступал несколько раз в суде как

Однако ни адвокатом, ни придворным обойщиком он не стал. Отказавшись от прав на

отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он отдался

страсти, которая полностью его подчинила - театру, мечтая стать трагическим

То было время, когда театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных

залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и

философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую

руку фарсов в пользу настоящей литературы. Тем не менее и уличный театр кое-чему

научил Мольера. Он брал уроки мастерства как в Итальянской комедии у знаменитого

Тиберио Фиорилли, более известного по сценическому имени Скарамуш (но это будет

значительно позже), так и в ярмарочных балаганах (с чего начинал).

Вместе с несколькими актерами Жан Батист создал свой театр, который, не

сомневаясь в успехе, назвал Блистательным, взял себе псевдоним Мольер и начал

пробовать себя в трагических ролях Трагедия в ту пору становилась ведущим жанром

благодаря необычайному успеху

"Сида" Корнеля (1636). Блистательный театр просуществовал недолго, не выдержав

соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие

энтузиасты, среди них одаренная трагическая актриса и нежная подруга Мольера

Мадлена Бежар, решили попытать счастья в провинции.

За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658) Мольер

переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли

пользовались особым расположением у провинциальной публики. Кроме того,

необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо,

чтобы самому сочинять пьесы. Так Мольер, мечтавший играть трагические роли

Цезаря и Александра Великого, поневоле стал комедиантом и комедиографом.

Снискав славу самой лучшей провинциальной труппы, театр Мольера (он стал его

руководителем) решил вернуться в Париж В столице, как говорится, их не ждали - в

театральном деле, как и во все времена, сцены были уже давно поделены.

Неунывающий Мольер для начала заручился покровительством брата короля, Месье,

получив для своего театра разрешение называться "Труппой Месье", а затем добился

высшей милости показать Людовику XIV постановку своей комической пьески

"Влюбленный доктор" (не сохранилась). Людовику в ту пору было всего двадцать

лет, и он сумел оценить мольеровский юмор. С тех пор "Труппа Месье" стала частым

гостем в замках короля.

Первой оригинальной пьесой Мольера, то есть пьесой, не учитывающей зрительский

года. Успех был ошеломляющим и скандальным.

Русский перевод не вполне отражает французский смысл названия. Речь идет не

просто о кокетстве и жеманницах как таковых, а о преци-озности и прециозницах,

царивших тогда в столичных салонах. По убеждению прециозниц, все, что относится

к повседневности и обыденным человеческим проявлениям, является низменным и

грубым. Им нужны были парадизы (как пел Вертинский о прециозницах начала XX

столетия), то есть неземные чувства, утонченные выражения. Они грезили

идеальностью и презирали грубую материю, а вышла уморительная комедия: "Ах, Боже

мой, милочка! Как у отца твоего форма погружена в материю!" - говорит

мольеровская героиня своей подруге. Встречаются и более "утонченные" фразы:

"портшез - великолепное убежище от нападок грязи"; "нужно быть антиподом

здравого смысла, чтобы не признать Париж"; "в мелодии есть нечто хроматическое"

Многие узнали на сцене салон маркизы Рамбулье, где собиралась парижская

фрондирующая знать. "Смешных жеманниц" вследствие за-

кулисных интриг запретили, но всего на две недели. Победило искусство, а слово

"прециозный", прежде произносимое с почтением как "изысканный", приобрело

комический оттенок и отрезвило многие "пре-циозные" умы.

девушек: деспотическом и лояльном, в пользу последнего, а также "Урок женам"

(1662), смысл которой выражает максима Ларошфуко: "Страсть нередко превращает

хитроумнейшего из людей в простака, а простаков делает хитроумными". Посвященные

увидели в пьесах отражение семейных неприятностей самого Мольера, а пуритане -

избыток непристойностей и неуважение к религии.

Неприятности у Мольера действительно были К тому времени он женился на сестре

своей прежней подруги Мадлены Бежар - Арманде, которая была вдвое моложе его.

Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлены, и осуждали

"безнравственность" Мольера, женившегося на дочери своей бывшей любовницы.

Впрочем, это не наше дело. А вот то, что причины для мрачных мыслей у него могли

быть, предположить нетрудно. Мольер, по воспоминаниям современников, был склонен

к меланхолии (как это нередко бывает у писателей комедийного жанра), нрав имел

раздражительный и ревнивый, к тому же вступил в возраст седин, Арманда же была

юной, очаровательной и кокетливой. Ко всему прочему, эта "простая история"

усугублялась сплетнями и "эдиповыми" намеками.

Всему положил конец король. Людовик XIV в ту пору был счастливо влюблен в

мадемуазель де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах. Он взял под

защиту пьесы "вольнодумца" и, кроме того, согласился стать крестным отцом

первенца Мольера и Арманды, а крестной матерью стала Генриетта Английская, что

было красноречивее любого указа о неприкосновенности.

Что же касается "непристойных шуток" в комедиях Мольера, это можно

прокомментировать остроумным замечанием Гёте. Эккерман (автор замечательной

книги "Разговоры с Гёте") переводил некоторые мольеровские комедии на немецкий

язык и сетовал, что на немецкой сцене они идут приглаженными, поскольку

оскорбляют у девушек чрезмерную "тонкость чувств", берущих начало в "идеальной

литературе" "Нет, - отвечал Гёте, - в ней виновата публика. Ну, что,

спрашивается, делать там нашим юным девицам? Им место не в театре, а в

монастыре, театр существует для мужчин и женщин, знающих жизнь. Когда писал

Мольер, девицы жили по монастырям (воспитывались там до совершеннолетия. -

Л.К.), и он, конечно же, не принимал их в расчет. Теперь девиц уже из театра не

выживешь, и у нас так и будут Давать слабые пьесы, весьма для них подходящие,

поэтому наберитесь благоразумия и поступайте как я, то есть попросту не ходите в

Следующие комедии - "Тартюф, или Обманщик" (1664), "Дон Жуан, или Каменный

гость" (1665) и "Мизантроп" (1666) - считаются вершинами творчества Мольера. Их

герои выражают три способа миропонимания: святоша Тартюф, о таких в народе

говорят "святее Папы римского", полагающий, что "для грехов любых есть

оправдание в намереньях благих"; безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и

погибающий от цепкой руки Каменного гостя, под сетованья, похожие на приговор,

своего слуги: "Ах, мое жалованье, мое жалованье1 Смерть Дон Жуана всем на руку.

Разгневанное небо, попранные законы, соблазненные девушки, опозоренные семьи...

все, все довольны Не повезло только мне. Мое жалованье!..", а также моралист

мизантроп, в азарте бичевания людских пороков преступающий все девять заповедей:

"Без исключенья я всех смертных ненавижу: / Одних - за то, что злы и причиняют

вред, / Других - за то, что к злым в них отвращенья нет, / Что ненависти их

живительная сила / На вечную борьбу со злом не вдохновила".

неприятности. "Тартюф" после первых постановок был запрещен. И иезуиты, и

янсенисты увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на Церковь.

Архиепископ Парижский грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку

познакомиться с комедией, а некий кюре предлагал святотатца-автора сжечь на

костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать

Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные

установления немного не смягчились.

"Дон Жуан" был написан Мольером после запрещения "Тартюфа", чтобы прокормить

труппу, но и с ним произошла неприятная история: после пятнадцатого

представления, несмотря на шумный успех у публики, "Дон Жуан" неожиданно исчез

со сцены После "Тартюфа" Мольер вызывал повышенное внимание ордена иезуитов и,

надо полагать, здесь тоже не обошлось без их вмешательства. Король, чтобы спасти

мольеровский "Театр Месье", повысил его в ранге, дав название "Актеры Короля", и

труппе стали выплачивать жалованье из казны.

Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое "новаторство")

намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная

раскованность, что Гете называл "обаятельной естественностью", граничила в то

время с нарушением морали, но это же и сохранило его пьесам вечную молодость

Более того, тексты Мольера читаются, не вызывая "сопротивления материала", а,

заметим, редкому драматургу удаются пьесы, которые при чтении не проигрывали бы

перед сценическими постановками.

В "Мизантропе" многие увидели отражение мрачного состояния духа самого автора,

которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. Мольер

действительно находился в тяжелой полосе жизни: не прожив и года умер его сын,

крестник короля, с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими

успехами и победами, начались конфликты, "Тартюф", которого он считал своей

самой большой удачей, был запрещен.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных

празднеств - "Принцесса Элиды" (1664), "Господин де Пурсоньяк" (1669),

"Блистательные любовники" (1670) и др, некоторые относятся к жанру семейно-

бытовых комедий, как, например, "Жорж Данден, или Одураченный муж", "Брак

поневоле", "Скупой" (все - 1668), "Плутни Скапена" (1671), "Ученые женщины"

Последние значительные комедии Мольера - "Мещанин во дворянстве" (1670) и

"Мнимый больной" (1673) - написаны как комедии-балеты. "Мещанин во дворянстве",

премьера которого состоялась в замке Шамбор на празднествах по случаю

королевской охоты, не понравилась зрителям, да и вряд ли мог понравиться в замке

обаятельный герой "из мещан" на фоне промотавшегося графа и легкомысленной

кокетки маркизы, которую к тому же отчитывает купчиха, - как говорится, не та

иерархия.

Мольер вышел на сцену, чтобы в роли Аргана веселить публику его мнимыми

болезнями. Некоторые зрители заметили, как у него начались судороги, но

восприняли это как блестящую игру. После спектакля у Мольера хлынула горлом

кровь, и он скончался. Ему исполнился пятьдесят один год

Мольера не успели соборовать, и Архиепископ Парижский, в силу обычаев того

времени, запретил предавать земле тело "комедианта" и "нераскаявшегося грешника"

по христианскому обряду Только после вмешательства Людовика XIV Архиепископ

пошел на некоторые уступки.

В день похорон под окнами дома, где жил Мольер, собралась толпа, но вовсе не

затем, чтобы проводить его в последний путь - чтобы помешать погребению. Арманда

бросала в окно деньги, пытаясь утихомирить возбужденную публику...

Хоронили Мольера ночью - "...в толпе провожавших видели... художника Пьера

Миньяра, баснописца Лафонтена и поэтов Буало и Ша-пеля. Все они несли факелы в

руках, - пишет Михаил Булгаков... - Когда прошли одну улицу, открылось окно в

доме и высунувшаяся женщина звонко спросила: "Кого это хоронят9" - "Какого-то

Молье-ра", - ответила другая женщина. Этого Мольера принесли на кладби-

ще Святого Жозефа и похоронили в том отделе, где хоронят самоубийц и некрещеных

детей А в церкви Святого Евстафия священнослужитель отметил кратко, что 21

февраля 1673 года, во вторник, был погребен на кладбище Святого Жозефа обойщик и

королевский камердинер Жан Батист Поклен"

Жан-Батист Поклен (фр. Jean-Baptiste Poquelin), театральный псевдоним - Мольер (фр. Molière; 15 января 1622, Париж - 17 февраля 1673, там же) - французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (Troupe de Molière, 1643-1680).

Жан-Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков.

Отец Жан-Батиста, Жан Поклен (1595-1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII и отдал сына в престижную иезуитскую школу - Клермонский колле́ж (ныне лицей Людовика Великого в Париже), где Жан-Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей». По окончании колле́жа в 1639 году Жан-Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав.

Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер.

После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Théâtre), новой парижской труппы из 10 актёров, зарегистрированной столичным нотариусом 30 июня 1643 года. Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже труппами Бургундского отеля и Марэ, «Блистательный театр» проигрывает в 1645 году. Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.

Скитания Мольера по французской провинции на протяжении 13 лет (1645-1658) в годы гражданской войны (фронды) обогатили его житейским и театральным опытом.

С 1645 года Мольер с друзьями заступают к Дюфрену, и в 1650 году он возглавляет труппу.

Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторской учёбы. Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье» (La jalousie du Barbouillé) и «Летающий лекарь» (Le médécin volant), принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна.

Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьес, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена», д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют, что традиция старинного фарса оказала влияние на основные комедии его зрелого возраста.

Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах - «Шалый, или Всё невпопад» (L’Étourdi ou les Contretemps, 1655) и «Любовная досада» (Le dépit amoureux, 1656), написанных в манере итальянской литературной комедии. На основную фабулу, представляющую вольное подражание итальянским авторам, наслаиваются здесь заимствования из различных старых и новых комедий, соответственно приписываемому Мольеру принципу «брать своё добро всюду, где он его находит». Интерес обеих пьес сводится к разработке комических положений и интриги; характеры в них разработаны ещё весьма поверхностно.

Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658 году, по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля, она вернулась в Париж.

В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 года в Луврском дворце в присутствии . Утерянный фарс «Влюблённый доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера.

С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, напряжённость которой не ослабевала до самой его смерти. За те 15 лет с 1658 по 1673 Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие, за немногими исключениями, ожесточённые нападки со стороны враждебных ему общественных групп.

Парижский период деятельности Мольера открывается одноактной комедией «Смешные жеманницы» (фр. Les précieuses ridicules, 1659). В этой первой, вполне оригинальной, пьесе Мольер сделал смелый выпад против господствовавшей в аристократических салонах вычурности и манерности речи, тона и обхождения, получившей большое отражение в литературе и оказывавшей сильное влияние на молодёжь (преимущественно женскую её часть). Комедия больно уязвила виднейших жеманниц. Враги Мольера добились двухнедельного запрещения комедии, после отмены которого она шла с удвоенным успехом.

23 января 1662 года Мольер подписал брачный контракт с Армандой Бежар , младшей сестрой Мадлены. Ему 40 лет, Арманде 20. Против всех тогдашних приличий, на свадьбу пригласили лишь самых близких. Церемония венчания состоялась 20 февраля 1662 года в парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа.

Комедия «Школа мужей» (L’école des maris, 1661), которая тесно связана с последовавшей за ней ещё более зрелой комедией «Школой жён» (L’école des femmes, 1662), знаменует поворот Мольера от фарса к социально-психологической комедии воспитания. Здесь Мольер ставит вопросы любви, брака, отношения к женщине и устроения семьи. Отсутствие односложности в характерах и поступках персонажей делает «Школу мужей» и особенно «Школу жён» крупнейшим шагом вперед в сторону создания комедии характеров, преодолевающей примитивный схематизм фарса. При этом «Школа жён» несравненно глубже и тоньше «Школы мужей», которая по отношению к ней - как бы набросок, лёгкий эскиз.

Столь сатирически заострённые комедии не могли не вызвать ожесточённых нападок со стороны врагов драматурга. Мольер ответил им полемической пьеской «Критика „Школы жён“» (La critique de «L’École des femmes», 1663). Защищаясь от упрёков в гаерстве, он с большим достоинством излагал здесь своё кредо комического поэта («вникать как следует в смешную сторону человеческой природы и забавно изображать на сцене недостатки общества») и высмеивал суеверное преклонение перед «правилами» Аристотеля. Этот протест против педантической фетишизации «правил» вскрывает независимую позицию Мольера по отношению к французскому классицизму, к которому он примыкал однако в своей драматургической практике.

В «Браке поневоле» (Le mariage forcé, 1664) Мольер поднял жанр на большую высоту, добившись органической связи комедийного (фарсового) и балетного элементов. В «Принцессе Элиды» (La princesse d’Elide, 1664) Мольер пошёл противоположным путём, вставив шутовские балетные интермедии в псевдоантичную лирико-пасторальную фабулу. Так было положено начало двум типам комедии-балета, которые разрабатывались Мольером и дальше.

«Тартюф» (Le Tartuffe, 1664-1669). Направленная против духовенства, этого смертельного врага театра и всей светской буржуазной культуры, в первой редакции комедия содержала три акта и изображала лицемера-попа. В таком виде она была поставлена в Версале на празднестве «Увеселения волшебного острова» 12 мая 1664 под названием «Тартюф, или Лицемер» (Tartuffe, ou L’hypocrite) и вызвала недовольство со стороны религиозной организации «Общества святых даров» (Société du Saint Sacrement). В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрещения «Тартюфа». Мольер отстаивал свою пьесу в «Прошении» (Placet) на имя короля, в котором прямо писал, что «оригиналы добились запрещения копии». Но это прошение не привело ни к чему. Тогда Мольер ослабил резкие места, переименовал Тартюфа в Панюльфа и снял с него рясу. В новом виде комедия, имевшая 5 актов и озаглавленная «Обманщик» (L’imposteur), была допущена к представлению, но после первого же спектакля 5 августа 1667 снова снята. Только через полтора года «Тартюф» был наконец представлен в 3-й окончательной редакции.

Написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» - одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.

Пьесы Мольера:

Ревность Барбульё, фарс (1653)
Летающий лекарь, фарс (1653)
Шалый, или Всё невпопад, комедия в стихах (1655)
Любовная досада, комедия (1656)
Смешные жеманницы, комедия (1659)
Сганарель, или Мнимый рогоносец, комедия (1660)
Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц, комедия (1661)
Школа мужей, комедия (1661)
Докучные, комедия (1661)
Школа жён, комедия (1662)
Критика «Школы жён», комедия (1663)
Версальский экспромт (1663)
Брак поневоле, фарс (1664)
Принцесса Элиды, галантная комедия (1664)
Тартюф, или Обманщик, комедия (1664)
Дон Жуан, или Каменный пир, комедия (1665)
Любовь-целительница, комедия (1665)
Мизантроп, комедия (1666)
Лекарь поневоле, комедия (1666)
Мелисерта, пасторальная комедия (1666, не окончена)
Комическая пастораль (1667)
Сицилиец, или Любовь-живописец, комедия (1667)
Амфитрион, комедия (1668)
Жорж Данден, или Одураченный муж, комедия (1668)
Скупой, комедия (1668)
Господин де Пурсоньяк, комедия-балет (1669)
Блистательные любовники, комедия (1670)
Мещанин во дворянстве, комедия-балет (1670)
Психея, трагедия-балет (1671, в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
Проделки Скапена, комедия-фарс (1671)
Графиня д’Эскарбанья, комедия (1671)
Учёные женщины, комедия (1672)
Мнимый больной, комедия с музыкой и танцами (1673)

Несохранившиеся пьесы Мольера:

Влюбленный доктор, фарс (1653)
Три доктора-соперника, фарс (1653)
Школьный учитель, фарс (1653)
Казакин, фарс (1653)
Горжибюс в мешке, фарс (1653)
Брехун, фарс (1653)
Ревность Гро-Рене, фарс (1663)
Гро-Рене школьник, фарс (1664)


Биография Мольера (настоящая фамилия Поклен) окутана множеством легенд и тайн. Самые смелые из них - предположения о том, что он не был автором своих пьес. Но в этом грехе обвиняли многих писателей, начиная от Шекспира и заканчивая Шолоховым. И серьезное литературоведение давно смотрит на подобные необоснованные заявления сквозь пальцы. Зато доподлинно известно, что пьесы драматурга повлияли на развитие театрального искусства всей Европы, включая Россию. Поэтому не будем очернять имя великого мастера и сомневаться в его таланте.

Ж. Б. Мольер: биография. Происхождение и ранние годы

Драматург родился 13 января 1622 года в древней буржуазной парижской семье, которая веками славилась своими ремесленниками-драпировщиками. Отец Жана Батиста служил при дворе Людовика XIII камердинером и обойщиком. Место было очень доходным, поэтому семья не бедствовала.

Маленький Мольер был отдан на воспитание в иезуитскую школу, носившую название Клермонский колледж. Это заведение в те годы было крайне популярным. Здесь Жан Батист в совершенстве освоил латынь и довольно неплохо учился по другим дисциплинам.

В 1639 году юноша окончил колледж и выдержал экзамен в Орлеане на звание лиценциата права. Однако никакого стремления делать юридическую карьеру, как и продолжать семейное дело, у него не было. Тогда Жан Батист решил попробовать себя как актер. На этом поприще ему улыбнулась удача, и в 1643 году он уже возглавлял «Блистательный театр». В это же время он взял себе псевдоним Мольер. Но вскоре труппа распалась, и актер решил попытать счастья с бродячими комедиантами.

Первые пьесы

Биография Мольера в годы скитаний по стране (1645-1658) была наполнена невзгодами и опасностями, так как в это время шла гражданская война. С 1650 года Жан Батист становится главой труппы, с которой путешествовал. Актер быстро понял, что его театру необходимы новые пьесы, это и побудило его взяться за перо. Он начал писать фарсовые пьесы, которые практически не дошли до нас. Однако многие тенденции подобных классических комедий сохранились и в зрелых произведениях Мольера.

С этих небольших работ начала расти популярность драматурга. Широкую известность уже в столице ему принесли две комедии: «Любовная досада» и «Шалый». Основной акцент в них был поставлен на интриги и комические положения, а сами характеры персонажей практически не разрабатывались автором.

Внимание короля

24 октября 1658 года дебютировал на сцене Лувра в присутствии Людовика XIV Мольер. Краткая биография и не обошлась без описания этого судьбоносного события. Драматург представил на суд монарха фарс «Возлюбленный доктор», текст которого, к сожалению, не сохранился. Пьеса имела необычайный успех и во многом предопределила судьбу автора и его труппы - Людовик разрешил актерам выступать в придворном театре Пти-Бурбон. Здесь Мольер проработал до 1661 года, пока не ушел в театр Поле-Рояль, верность которому сохранил до конца своих дней.

После невероятного парижского успеха Мольер начинает усердно и напряженно работать. Страсть к писательству не покидала его до самой смерти. Почти 15 лет он ставил свои новые пьесы, которые вызывали восторг публики и критику со стороны коллег и недоброжелателей. Но завистливые нападки не смогли погасить славу драматурга.

Парижский этап творчества

Биография Мольера этого периода сосредоточена на его театральной деятельности. Открывает новый этап творчества комедия «Смешные жеманницы», которая считается первым самобытным произведением писателя. В этой пьесе автор делает выпад против манерности и вычурности речи, которая была популярна в аристократическом обществе. Комедия имела невероятный успех, но серьезно уязвила жеманниц. У драматурга тут же нашлись враги, которые добились двухнедельного запрета на показ пьесы. Это только усилило интерес к произведению. После отмены запрета количество желающих увидеть комедию утроилось.

Мольер, биография которого представлена в этой статье, как видим, еще не отошел от приемов фарса, что придает его пьесам площадную яркость и сочность. Однако это же делало его произведения популярными среди простого народа.

Воспитательная комедия

Однако недолго простым развлекателем толпы пробыл Мольер. Биография писателя говорит о том, что в 1661 году он резко сменил направленность своих произведений. Теперь Жан Батист стал писать социально-психологические комедии воспитания. Он поднимает вопросы брака, любви, проблемы отношения к женщине. Теперь все его внимание сосредотачивается на характере персонажей, они утрачивают свою односложность и становятся психологичными. Мольер (краткая биография является тому подтверждением) делает огромный шаг от примитивного схематизма фарса к пьесе нового уровня. Примерами таких комедий стали «Школа Жен», «Школа Мужей», «Версальский экспромт».

Семейная жизнь

Решение жениться писатель принял в 1622 году. Жан Батист Мольер (биография, дошедшая до нас, сохранила мало сведений о его личной жизни) выбрал себе в жены Аманду Бежар. Эта девушка была сестрой комедиантки Мадлены, с которой драматург познакомился еще в начале своей карьеры. Именно муж этой женщины помог ему стать руководителем театра.

Разница в возрасте между супругами составляла 20 лет. То есть Мольеру на момент заключения брака было сорок, а его возлюбленной всего двадцать. Торжеству не придали большой огласке, и на свадьбе присутствовали только родственники и самые близкие друзья. Родители девушки вообще были против этого брака и до последнего пытались отговорить дочь. Вскоре после замужества Аманда прекратила с ними всякие отношения.

В браке у Мольера родилось трое детей. Однако существует множество свидетельств о том, что в этом союзе несчастливы были оба супруга. Слишком большая была между ними разница. И здесь сказался не только возраст, но и интересы. Мольер буквально «дышал» театром, в то время как Аманда не могла полностью разделить его страсти.

Комедия-балет

Биография Мольера - это история актера и писателя, для которого не было в жизни ничего важнее профессии. Не удивительно, что слава его росла. Немаловажным был и тот факт, что его все чаще приглашали ко двору на праздники и торжества. Именно для таких случаев Мольер и создал уникальный жанр - комедию-балет.

Балет был придворным видом искусства, и в подобных постановках принимали участие даже члены королевской семьи, но долгое время он не менялся. Поэтому задумка немного преобразить привычное действо имела головокружительный успех. Мольер подчинил танцевальные этюды сюжету, обрамляя их небольшими сатирическими стихами. К таким пьесам относятся:

  • «Несносные»;
  • «Брак поневоле»;
  • «Принцесса Элидская»;
  • «Мнимый больной»;
  • «Комическая пастораль»;
  • «Психея» и пр.

При этом драматург не боялся избирать объектом своей сатиры верхушку аристократического общества, включая и духовенство.

Последний этап творчества

С возрастом начинает обращаться к все более серьезным темам Жан Батист Мольер. Краткая биография невозможна без упоминания пьесы «Мизантроп». Комедия оказалась слишком серьезной для зрителей, искавших лишь развлечения, поэтому не имела успеха. Чтобы спасти положение, писатель соединил это произведение с фарсом «Лекарь поневоле». Удивительно, но чем сложнее и серьезнее становились комедии Мольера, тем чаще ему приходилось возвращаться к первоначальной простоте, чтобы привлечь публику. Социально-психологические пьесы были слишком сложны для простого народа, который обычно и посещал театр.

За такое возвращение к буффонаде Жан Батист Мольер (биография доподлинно это подтверждает) был осмеян критиками-современниками, в том числе и Буало, который считал, что нельзя потакать толпе во вред искусству. Тем не менее именно эти «низкие» комедии позднее были очень высоко оценены литературоведами и стали классикой жанра.

Своеобразие

Биография Жана Мольера говорит о нем как об удивительном человеке, который никогда не считал театр простой забавой для плебса. Поэтому он с одинаковой страстью писал как серьезные социальные пьесы, так и фарсы. Это говорит о нем как об одном из самых передовых представителей своей эпохи, который видел смысл жизни в одном - максимально познать действительность, чтобы укрепить господство человека на земле. Мольер был классическим материалистом. Он не признавал бога, но считал, что в мире существует некое сознание материальной действительности, которое и формирует человеческое миропонимание и является для людей источником добра и истины. Тех же, кто считал иначе, он нещадно высмеивал в своих пьесах. Все эти педанты, ученые-буквоеды, жеманницы, врачи-шарлатаны, святоши слишком субъективно смотрят на мир и считают, что познали его. В этом и заключается их комичность.

Художественный метод

Обладал своим уникальным художественным методом Ж. Мольер. Биография писателя убеждает нас в том, что даже человек низкого происхождения и работы (актеры в то время принижались в высшем обществе) может оставить свой след в истории и изменить мир, если он наделен талантом и упорством.

Наша статья подходит к своему завершению, но напоследок хотелось бы перечислить характерные черты художественного метода писателя:

  • Схематизация образов, особенно в ранних пьесах. Эта черта была унаследована Мольером от комедии Dell’arte. Однако в поздних произведениях он все чаще уделяет внимание психологической составляющей своих персонажей.
  • Четкая граница между отрицательными и положительными героями, постоянное противопоставление пороков и добродетели.
  • Конфликт его пьес строился на столкновении активных внешних сил с пассивными внутренними, то есть обстоятельств с моральными принципами героев.
  • Высокий динамизм комедии проявляется только внешне, персонажи остаются неизменны и не способны эволюционировать.

Смерть актера

Биография Мольера (краткое содержание не может этого не помянуть) обрывается 17 февраля 1673 года. Именно в этот день умер великий комедиант. Незадолго до смерти, уже будучи больным, Жан Батист написал комедию «Мнимый больной». И вот, когда пьесу ставили в четвертый раз, а Мольер играл одну из главных ролей, драматургу стало плохо, и он не смог доиграть спектакль.

Родные перенесли больного домой, где он и скончался через несколько часов. Архиепископ Парижа сначала вовсе запретил хоронить Мольера, так как актер был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Только вмешательство короля позволило исправить ситуацию. И то великого писателя погребли ночью за оградой кладбища, как хоронили только самоубийц. Так окончил свою жизнь Жан Батист Мольер. Краткая биография писателя обязательно должна содержать этот момент его жизненной истории.