Орландо ди лассо покаянный псалом. Биография. Смотреть что такое "Лассо, Орландо ди" в других словарях

ЛАССО ОРЛАНДО ДИ - фран-ко-фламандский ком-по-зи-тор.

В начале 1540-х годов пев-чий у кон-до-тье-ра Фер-ран-те Гон-за-ги в Ни-дер-лан-дах, в 1545 году пред-поло-жи-тель-но по-сле-до-вал за ним в Ита-лию (Ман-туя, Па-лер-мо, Ми-лан, Не-аполь), где на-пи-сал свои пер-вые со-чи-нения в «италь-ян-ской» ма-не-ре. В 1553 году ка-пель-мей-стер со-бо-ра Сан-Джо-ван-ни-ин- Ла-те-ра-но в Ри-ме. В 1554 году вер-нул-ся в Ни-дер-лан-ды, где, воз-мож-но, со-труд-ни-чал с Т. Су-за-то(по-след-ний в 1555 году осу-ще-ствил боль-шую пуб-ли-ка-цию со-чи-не-ний Лассо под op. 1). С 1556 года жил в Мюн-хе-не, был при-двор-ным пев-чим (те-нор), с 1563 года капель-мей-стер при ба-вар-ском дво-ре. За по-след-ние 30 лет жиз-ни со-вер-шил мно-го-численные за-гра-нич-ные по-езд-ки, в т. ч. в Че-хию, Ав-ст-рию, Фран-цию, Ита-лию; по-езд-ка в 1585 году в Фер-ра-ру, центр музыкального но-ва-тор-ст-ва то-го вре-ме-ни, не ока-за-ла влия-ния на музыкальный стиль Лассо. Бла-го-да-ря его ак-тив-ной профессиональной дея-тель-но-сти Мюн-хен при-об-рёл ре-пу-та-цию од-но-го из круп-ней-ших музыкальных цен-тров Ев-ро-пы.

Творческое на-сле-дие Лассо ог-ром-но, его ху-дожественная зна-чи-мость (многие со-чи-не-ния бы-ли за-каз-ны-ми) в пол-ном объ-ё-ме ещё не оце-не-на. Лассо ра-бо-тал ис-клю-чи-тель-но в во-каль-ных жан-рах, на-пи-сал свыше 60 месс (мес-сы-па-ро-дии на шан-сон, мо-те-ты и мад-ри-га-лы Я. Ар-ка-дель-та, А. Вил-лар-та, Н. Гом-бер-та, Дж. Па-ле-ст-ри-ны, К. де Ро-ре, К. Сер-ми-зи, а так-же на соб-ст-вен-ные шан-сон и мо-те-ты), ре-к-ви-ем, 4 цик-ла «стра-стей» (по всем еван-ге-ли-ям), оф-фи-ций Стра-ст-ной не-де-ли (осо-бен-но зна-чи-мы рес-пон-со-рии ут-ре-ни Ве-ли-ко-го чет-вер-га, Ве-ли-кой пят-ни-цы и Ве-ли-кой суб-бо-ты), бо-лее 100 маг-ни-фи-ка-тов, гим-ны, фо-бур-до-ны, около 150 французских шан-сон (особой популяр-но-стью в XVI веке пользовалась шансон на тему биб-лей-ской ис-то-рии о Су-сан-не «Од-на-ж-ды Су-сан-на», «Susanne un jour»), итальянские (вил-ла-нел-лы, мо-ре-ски, кан-цо-ны) и немецкие (свыше 140) пес-ни, около 250 мад-ри-га-лов. На про-тя-же-нии всей жиз-ни Лассо пи-сал мо-те-ты (все-го свыше 750, в это чис-ло вхо-дят и мо-тет-ные цик-лы) на латинские тек-сты пре-имущественно ду-хов-но-го со-дер-жа-ния, пред-на-зна-чен-ные как для цер-ков-но-го оби-хо-да, так и для свет-ско-го при-ме-не-ния (ди-дак-тические мо-те-ты, це-ре-мо-ни-аль-ные мо-те-ты «на слу-чай» и др.). Круп-ней-шая пуб-ли-ка-ция мо-те-тов под названием «Mag-num opus mu-sicum» осу-ще-ст-в-ле-на по-смерт-но (1604 год).

Твор-че-ст-во Лассо пред-став-ля-ет со-бой слож-ный, ино-гда эк-лек-тич-ный, сплав итальянского и фран-ко-фламандского сти-ле-вых иди-ом и форм. Безу-преч-но вла-дев-ший кон-тра-пунк-ти-че-ской тех-ни-кой, Лассо внёс вклад и в ис-то-рию гар-мо-нии: так, в «Про-ро-че-ст-вах си-вилл» («Prophetiae Sib-yl-larum», 1550-е годы) он соз-дал собственную экс-пе-риментальную мо-дель «хро-ма-ти-че-ско-го» итальянского сти-ля. В це-лом, од-на-ко, он при-дер-жи-вал-ся мо-даль-ной сис-те-мы на ос-но-ве 8 ла-дов («то-нов») гри-го-ри-ан-ско-го хо-ра-ла. Для Лассо ха-рак-тер-на де-таль-ней-шая музыкальная раз-ра-бот-ка тек-стов на раз-ных язы-ках, как бо-го-слу-жеб-ных, так и сво-бод-но со-чи-нён-ных. Серь-ёз-но-стью, дра-ма-тиз-мом кон-цеп-ции и зна-чительной про-тя-жён-но-стью от-ли-ча-ют-ся цикл 7-го-лос-ных ду-хов-ных мад-ри-га-лов «Слё-зы святого Пет-ра» (издан 1595 год) и «По-ка-ян-ные псал-мы Да-ви-да» (ру-ко-пись 1571 года в фор-ма-те ин-фо-лио ук-ра-ше-на ил-лю-ст-ра-ция-ми Г. Ми-ли-ха, пре-дос-тав-ляю-щи-ми цен-ный ико-но-гра-фический ма-те-ри-ал о жиз-ни ба-вар-ско-го дво-ра).

Вме-сте с тем ком-по-зи-тор не чу-ж-дал-ся юмо-ри-стических мо-ти-вов; например, в шан-сон «Раз-да-ёт-ся на пи-рах пи-тие в трёх ли-цах» («Fer-tur in con-vi-vi-is vinus, vina, vinum») пе-ре-ска-зы-ва-ет-ся ане-к-дот из жиз-ни ва-ган-тов; в зна-ме-ни-той пес-не «Ma-tona mia cara» немецкий сол-дат по-ёт лю-бов-ную се-ре-на-ду, ко-вер-кая итальянские сло-ва; в гим-не «Ut queant laxis», ис-поль-зо-вав-шем-ся в ка-че-ст-ве ос-но-вы соль-ми-за-ции, ими-ти-ру-ет-ся не-ук-лю-жее соль-фед-жи-ро-ва-ние. Ряд яр-ких ко-рот-ких пе-сен на-пи-сан на весь-ма лег-ко-мыс-лен-ные сти-хи (не-ко-то-рые из них, осо-бен-но мо-ре-ски, со-дер-жат об-сцен-ную лек-си-ку).

Издания :

Leucht-mann H., Schmid B. O. di Las-so. Seine Werke in zeit-genössischen Drucken, 1555-1687. Kas-sel; N. Y., 2001. Bd 1-3.

Современник Палестрины О. Лассо - один из самых известных и плодовитых композиторов XVI в. Его творчество вызывало всеобщее восхищение во всей Европе. Родился Лассо во франко-фламандской провинции. О его родителях и раннем детстве не известно ничего определенного. Сохранилась только легенда о том, как Лассо, певшего тогда в хоре мальчиков церкви Св. Николая, трижды похищали за его замечательный голос. В возрасте двенадцати лет Лассо был принят на службу в свиту вице-короля Сицилии Фердинандо Гонзаги, и с этих пор жизнь молодого музыканта наполнена путешествиями в самые отдаленные уголки Европы. Сопровождая своего покровителя, Лассо совершает одно путешествие за другим: Париж, Мантуя, Сицилия, Палермо, Милан, Неаполь и, наконец, Рим, где он становится руководителем капеллы собора Св. Иоанна (примечательно, что спустя 2 года этот пост займет Палестрина). Для того чтобы занять эту ответственную должность, музыкант должен был обладать завидным авторитетом. Однако вскоре Лассо пришлось оставить Рим. Он решил возвратиться на родину, чтобы навестить родных, но по приезде туда уже не застал их в живых. В последующие годы Лассо посетил Францию. Англию (предп.) и Антверпен. Посещение Антверпена ознаменовалось выходом в свет первого сборника сочинений Лассо: это были пятиголосные и шестиголосные мотеты.

В 1556 г. в жизни Лассо наступает перелом: он получает приглашение присоединиться к двору герцога Альбрехта V Баварского. Сначала Лассо был принят в капеллу герцога в качестве тенора, но уже несколько лет спустя он становится фактическим руководителем капеллы. С этих пор Лассо постоянно живет в Мюнхене, где находилась резиденция герцога. В его обязанности входило обеспечение музыкой всех торжественных моментов жизни двора, начиная от утренней церковной службы (для которой Лассо писал полифонические мессы) и кончая разнообразными визитами, празднествами, охотой и т. п. Будучи руководителем капеллы, Лассо много времени уделял образованию певчих и нотной библиотеке. В эти годы его жизнь приняла спокойный и достаточно обеспеченный характер. Все же и в это время он совершает некоторые поездки (так, в 1560 г. по приказу герцога он отправился во Фландрию с целью набрать певчих в капеллу).

Известность Лассо росла и дома и далеко за его пределами. Он начал собирать и упорядочивать свои сочинения (творчество придворных музыкантов эпохи Лассо зависело от жизни двора и было во многом обусловлено требованиями писать "на случай"). В эти годы произведения Лассо выходят в Венеции, Париже, Мюнхене, Франкфурте. Лассо удостоился восторженных эпитетов "предводитель музыкантов, божественный Орландо". Его активное творчество продолжалось вплоть до самых последних лет жизни.

Творчество Лассо огромно как по количеству произведений, так и по охвату разнообразных жанров. Композитор объездил всю Европу и познакомился с музыкальными традициями многих европейских стран. Ему довелось встретиться со многими выдающимися музыкантами, художниками, поэтами эпохи Ренессанса. Но главное было в том, что Лассо легко усваивал и органично преломлял в своем творчестве мелодику и жанровые особенности музыки разных стран. Он был поистине интернациональным композитором не только из-за своей необыкновенной популярности, но и потому, что свободно чувствовал себя в рамках различных европейских языков (Лассо писал песни на итальянском, немецком, французском языках).

Творчество Лассо включает как культовые жанры (ок. 600 месс, пассионы, магнификаты), так и жанры светской музыки (мадригалы, песни). Особое место в его творчестве занимает мотет: Лассо написал ок. 1200 мотетов, чрезвычайно разнообразных по содержанию.

При всем сходстве жанров музыка Лассо ощутимо отличается от музыки Палестрины. Лассо более демократичен и экономичен в выборе средств: в отличие от несколько обобщенной мелодики Палестрины темы Лассо более кратки, характерны и индивидуальны. Искусству Лассо свойственна портретность, порой в духе ренессансных художников, отчетливые контрасты, конкретность и яркость образов. Лассо, особенно в песнях, иногда прямо заимствует сюжеты из окружающего быта, а вместе с сюжетами - и танцевальные ритмы того времени, ее интонации. Именно эти качества музыки Лассо сделали ее живым портретом своей эпохи.

Орландо ди Лассо (около , Монс - 14 июня , Мюнхен) - франко-фламандский композитор эпохи позднего Ренессанса , певец и дирижер .

Биография

Ханс Мюлих. Орландо Лассо дирижирует камерным хором

Орландо родился в Монсе (совр. Бельгия). В детские годы пел в церковном хоре . С этим периодом жизни будущего композитора связана легенда о том, что вице-король Сицилии Фердинандо Гонзага, очарованный голосом юного певца, увез его против воли родителей в Италию. Несмотря на то, что Лассо действительно провел долгое время в Италии, случай с Фердинандо Гонзага не имеет никакого документального подтверждения. В был приглашен руководить капеллой Латеранского собора в Риме. В жил в Антверпене , где вышел первый сборник произведений, содержавший его мотеты и мадригалы. В был приглашен в Баварию руководителем Мюнхенской придворной капеллы, и остался в Мюнхене до конца жизни. С король Франции установил ему постоянный денежный пенсион, а Папа Римский наградил званием «рыцаря золотой шпоры».

Творчество

Орландо ди Лассо - один из величайших представителей полифонической музыки XVI в. Лассо изучил всё лучшее, что было создано его предшественниками (нидерландскими, немецкими, фрацузскими и итальянскими композиторами), и использовал их опыт в своём творчестве. Будучи личностью неординарной, Лассо стремился преодолеть отвлечённый характер церковной музыки, придать ей индивидуальность. С этой целью композитор иногда использовал жанрово-бытовые мотивы (темы народных песен, танцев), таким образом сближая церковную и светскую традиции. Сложность полифонической техники сочеталась у Лассо с большой эмоциональностью. Ему особенно удавались мадригалы , в текстах которых раскрывалось душевное состояние действующих лиц, например, "Слёзы Святого Петра" (1593 г.) на стихи итальянского поэта Луиджи Транзилло. Композитор часто писал для большого числа голосов (пяти - семи), поэтому его произведения трудны для исполнения.

К концу жизни авторитет Лассо в музыкальных и художественных кругах был очень высок, а слава распространилась по всей Европе. Современники прозвали Лассо «Бельгийским Орфеем» и «Князем музыки». В его творчестве представлены все жанры музыки эпохи Возрождения , с явным преобладанием светской музыки над духовной. Одна из самых его известных пьес - «Эхо» для хора. Он является автором свыше 2000 произведений.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Орландо ди Лассо" в других словарях:

    ЛАССО, ОРЛАНДО ДИ (Lassus, Orlande de; Lasso, Orlando di; Rolande de Lattre) ОРЛАНДО ДИ ЛАССО. (ок. 1532 1594), композитор, уроженец Фламандии, один из крупнейших музыкальных деятелей эпохи Возрождения. Имя его употребляется в разных формах:… … Энциклопедия Кольера

    Орландо ди Лассо Основная информ … Википедия

    Лассо Лассо инструмент американских ковбоев. Орландо ди Лассо композитор эпохи Позднего Ренессанса … Википедия

    Лассо, Лассус (Lasso, Lassus) Орландо (настоящее имя и фамилия ≈ Ролан де Ласею, Roland de Lassus) (около 1532, Мопс, ≈ 14.6.1594, Мюнхен), франко фламандский композитор. Крупнейший представитель нидерландской школы, один из величайших мастеров… … Большая советская энциклопедия

    Орландо: Орландо Роланд (итал. Orlando), герой рыцарских поэм «Влюблённый Роланд» (итал. Orlando innamorato) Маттео Боярдо и «Неистовый Роланд» (итал. Orlando furioso) Лодовико Ариосто, знаменитейший из героев французских… … Википедия

    - (ок. 1532 94) франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих европейских странах. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской… … Большой Энциклопедический словарь

    Лассо, Орландо - ЛАССО (Lasso) Орландо (около 1532 94), франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих городах Европы. Творчески претворил характерные черты нидерландской, немецкой, французской и итальянской музыки. Создал… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Lasso) Орландо (около 1532 94), франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих городах Европы. Творчески претворил характерные черты нидерландской, немецкой, французской и итальянской музыки. Создал высокие… … Современная энциклопедия

    - (наст. имя и фам. Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (ок. 1532, Монс, Бельгия 14 VI 1594, Мюнхен) Современник Палестрины О. Лассо один из самых известных и плодовитых композиторов XVI в. Его творчество вызывало всеобщее восхищение во всей Европе.… … Музыкальный словарь

    - (Lasso) (около 1532 1594), франко фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих европейских странах. Обобщил и развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской … Энциклопедический словарь

Книги

  • Искусство орнаментики , Черни Карл , В настоящем сборнике представлены этюды и упражнения Карла Черни (1791 - 1857), в которых разработаны различные варианты фактурного диминуирования и колорирования (дробления основных тонов… Категория: Разное Издатель: Изд. Шабатура Д.М. , Производитель:

Лассо родился в Монсе (ныне Бельгия). Биографы рассказывают о детстве музыканта маловероятные истории. Якобы, когда Лассо мальчиком пел в хоре кафедрального собора Монса, его чудесный голос очаровал вице-короля Сицилии Фернандо Гонзага, воевавшего в Нидерландах в армии императора Карла V, и тот против воли родителей взял ребенка с собой в Италию. Однако, в архивах собора нет никаких упоминаний о подобном факте. Верно то, что позже Лассо жил в Неаполе, по-видимому в доме другого мецената, а возможно, он посетил и Рим, где, по рассказам, в возрасте 22 лет исполнял обязанности руководителя хора в церкви Сан Джованни ин Латерано.

Позже Лассо вернулся в Монс и, узнав о смерти родителей, отправился во Францию, а по некоторым сведениям, совершил и путешествие в Англию. На какое-то время он задержался в Антверпене: там были напечатаны его первые мотеты и мадригалы. Во время пребывания в этом городе он получил приглашение от правящего герцога Альбрехта V Баварского стать музыкантом при его дворе в Мюнхене. Лассо прибыл в Мюнхен в 1556 или 1557 и вскоре получил должность придворного капельмейстера.

В эпоху, когда музыканты часто бывали просто слугами в дворянских домах (даже Бах, столетием позже, в юности носил лакейскую ливрею), Лассо быстро сумел завоевать уважение своего хозяина. Он женился на дочери одной придворной дамы и, по всей видимости, стал другом герцога и его семьи: во всяком случае, герцог принимал от музыканта приглашения на обед. Герцогская семья состояла из страстных любителей музыки, но можно предположить, что в Лассо герцог ценил не только блестящего профессионала, но и остроумного, веселого собеседника: Лассо часто развлекал хозяев оригинальными анекдотами о музыке и музыкантах и даже поставил при дворе собственную музыкальную комедию.

Жизнь Лассо текла относительно спокойно, и благодаря покровительству герцога он мог полностью отдаться сочинению и изданию своих произведений - нескончаемого потока музыки. В качестве интерлюдий можно рассматривать поездки Лассо во Францию и Италию (где папа Римский пожаловал музыканта в кавалеры ордена Золотой шпоры).

Слава Лассо распространилась по Европе, и второй его визит во Францию был связан с приглашением занять пост при дворе. Поступали предложения от короля Саксонского и разных итальянских вельмож. Однако герцог Баварский, не желая потерять музыканта, принял соответствующие меры: был подписан пожизненный контракт.

В последние годы жизни Лассо впал в меланхолию, что, очевидно, сказалось на его здоровье: герцог освободил музыканта от придворных обязанностей, дал ему высокую пенсию и подарил загородный дом. Лассо умер 14 июня 1594 и был похоронен на мюнхенском францисканском кладбище. Ныне его надгробный памятник находится в Баварском национальном музее.

Творчество. При взгляде на огромное творческое наследие Лассо - полторы тысячи мотетов, 53 мессы, сотня магнификатов и других литургических произведений, полторы сотни мадригалов, сотни французских шансон, немецких песен (Lieder), вилланел, мореск (буквально "мавританская" - музыкально-танцевальная форма; в данном случае зарисовка негров-рабов в Неаполе) и других мелких пьес - вспоминается остроумное замечание Генделя по поводу его современника Телемана: "Он мог положить на музыку любой текст, даже афишу". Лассо рассматривал музыку как зеркало, отражающее все стороны жизни.

Слава Лассо как церковного композитора связана главным образом с его непревзойденными мотетами. Его мессы прекрасны, но вряд ли могут быть названы глубоко духовными произведениями, полностью отвечающими литургическим целям. Существует мнение, что Лассо заходит иногда слишком далеко в этом направлении: например, он вводит в литургию темы песен с красноречивыми названиями "Я никогда не ем свинину", "Доброе вино", "Давай стащим ячмень", приспосабливая к ним слова Св. Писания. Одна из лучших месс Лассо написана на очаровательную мелодию песни с вполне откровенным названием "Сладкое воспоминание". Конечно, композитор не всегда использовал в церковной музыке песенные темы; несколько превосходных месс Лассо не имеют никакого отношения к светским мелодиям.

Лучшие дня

В полной мере драматические, описательные и изобразительные качества дарования композитора раскрываются в его мотетах, иллюстрирующих едва ли не все евангельские события и сцены, а также в произведениях, основанных на прозаических и поэтических текстах Божественной литургии. Высшее достижение Лассо в церковной музыке строгого стиля - Семь покаянных псалмов. В одном из мотетов - изящном трехголосном песнопении на Рождество Христово - можно обнаружить некое предвосхищение вагнеровской лейтмотивной техники: волхвы во время своего путешествия к яслям Младенца все время восклицают: "В Вифлеем!" Созданные композитором сто музыкальных версий Магнификата, образующие, по удачному выражению одного писателя, "духовный букет, преподносимый Пречистой Деве", - уникальный памятник художественного вдохновения и тоже одна из вершин творчества Лассо.

В сфере светской музыки Лассо не имеет соперников среди современников. Здесь открывается широкое поле для его склонности к шутке и сатире, и особенно это проявляется в лаконичных пьесах - зарисовках характеров и сцен из повседневной жизни. Тут и молодая жена, жалующаяся на черствость старого мужа, и смешной судейский чиновник, и молодой монах, и солдат-наемник, взывающий к даме сердца, и серенада влюбленного, и портрет возлюбленной. Уже в молодости, находясь в Италии, Лассо обратился к жанру мадригала; он черпал стихи из сокровищницы ренессансной поэзии, как итальянской, так и французской - Петрарки, Ариосто, Ронсара и их современников, и воплощал вдохновенные строки в музыке.

Лассо считается последним из нидерландских мастеров, которые главенствовали на европейской музыкальной сцене в течение более столетия; на самом деле его творчество демонстрирует слияние нидерландского и итальянского стилей. Влияние итальянских мадригалистов преображает старое нидерландское полифоническое письмо, основанное на равноправии всех голосов, в более современный и богатый возможностями стиль. Лассо - один из величайших художников той эпохи, когда на протяжении жизни двух поколений складывается новая техника гомофонно-гармонического письма (мелодия с аккомпанементом) в мажоро-минорной ладовой системе.

Его художественное и музыкальное наследие настолько велико, что до сих пор не исследовано до конца. Влияние, которое оно оказало на культуру и искусство всего человечества, просто неоценимо.

Итак, встречайте - Орландо Лассо (Orlando Lasso).

Детство

Родился будущий талантливый композитор в 1532 году в валлонском городе Монсе (Бельгия), где преимущественным языком населения являлся французский.

Имея красивый, хорошо поставленный голос, Орландо с детских лет начинает петь в церковном хоре, услаждая слух людей всех возрастов и сословий. Там же, в соборе святого Николая, маленький Орландо Ди Лассо знакомится с богослужебными учениями, проникается религиозным духом и получает некоторое представление о музыкальном искусстве того времени. Такие знания впоследствии окажут огромное влияние на жизнь и деятельность одаренного ребенка.

Это произошло, когда мальчику было двенадцать лет. На его звучное красивое песнопение обратил внимание Ферранте I Гонзага - граф и сицилийский вице-король, прославленный военачальник Священной Римской империи. Он предложил талантливому хористу место певчего в своей капелле.

Лассо Орландо воспользовался подарком судьбы. Вместе со своим господином он путешествует по Италии, посещает красивые живописные города и занимается самообразованием. Именно в этот период Лассо Орландо начинает сочинять музыку в стиле итальянского фольклора и завоевывает популярность современников.

Молодость

В возрасте семнадцати лет Орландо Лассо, биография и творчество которого являются предметом нашей статьи, переходит на службу к известному неаполитанскому меценату, маркизу делла Терцу и продолжает творить талантливо и плодотворно.

Лассо не было и двадцати лет, когда он получил ответственную и влиятельную должность капельмейстера кафедрального римского собора имени Святого Иоанна Крестителя. То, что столь юному человеку доверили такой важный руководящий пост, говорит о многом: Лассо-композитор был оценен современниками по достоинству.

В обязанности капельмейстера входило не только дирижерство оркестром и хором, но и написание музыки, приуроченной к особо торжественным случаям.

Через три года талантливый Орландо покидает свое высокопоставленное место и уезжает на родину. По некоторым сообщениям, это происходит из-за болезни матери.

Первые печатные сочинения

После смерти родителей Лассо Орландо переезжает во фламандский Антверпен, где в одном сборнике издаются его талантливые произведения. В этом молодому композитору оказывает неоценимую помощь и поддержку Тильман Сузато - известный композитор и влиятельный нотоиздатель.

В огромный сборник вошли небольшие любовно-лирические произведения в итальянском стиле (мадригалы), а также строфические вокальные произведения (французские шансоны) и произведения многоголосой фактуры (латинские мотеты).

Повышение по службе

В возрасте двадцати четырех лет Лассо Орландо, музыка которого обрела широкую известность за пределами его родины, получил судьбоносное приглашение ко двору баварского герцога Альбрехта V. Альбрехт Баварский славился своим добрым нравом и покровительственным отношением к деятелям искусства.

Вначале композитор служил в качестве певчего в хоре. Он обладал высоким тенором, брал так называемые королевские ноты. Но через семь лет талантливому певцу доверили место придворного капельмейстера.

Он очень ревностно и усердно взялся за дело. Создал необходимый коллектив из людей, обладающих не только красивым голосом, но и музыкальным слухом. Тщательно занимался обучением каждого певца или музыканта.

Очень скоро герцогский хоровой оркестр стал высокопрофессиональным музыкальным ансамблем, слава о котором пошла по всему миру, а Мюнхен - город, в котором он находился, - стал одним из важнейших музыкальных центров Европы.

Орландо Лассо, произведения которого регулярно исполнялись в баварской капелле, постепенно становясь востребованными и в других уголках земли, стал заниматься преподавательской деятельностью. Тем самым он упрочил свой талант и свое влияние среди ценителей искусства, а также увеличил свой капитал.

Отношение к композитору

В те времена великие и талантливые музыканты зачастую становились слугами людей, в домах которых они служили. Но Лассо Орландо удалось избежать такой незавидной участи.

Наделенный живым умом и прекрасным чувством юмора, известный композитор смог добиться к себе уважительного, даже почтительного отношения со стороны богачей и вельмож. Лассо был хорошим собеседником: умел внимательно слушать и вовремя вставить красноречивое или остроумное слово. Обладая познаниями в различных видах искусства, Орландо считался великим ценителем и авторитетным знатоком. Он мог затронуть сердце искренними речами или же веселыми шутками, рядом с ним остальные чувствовали себя легко и непринужденно. Поэтому неудивительно, что уже через два года после прибытия к герцогскому двору обаятельный композитор женился на дочери влиятельной дамы и вел открытую светскую жизнь, приглашая на личные приемы самого Альбрехта V.

Последние годы

Исполняя свои обязанности капельмейстера, Лассо Орландо много путешествовал по Италии, Франции и Англии. Он делился своим творчеством с другими талантливыми музыкантами, набирался в поездках новых эмоций и впечатлений, черпал из них вдохновение.

Однажды ему - уже опытному знаменитому композитору предложили почетное место в Дрездене при короле Саксонии, но он отказался от этого, как и от многих других заманчивых приглашений, так как не хотел разрушать хорошо налаженный быт и покидать двор, где он обрел успокоение и благополучие.

Говорят, что под конец жизни Лассо был облагодетельствован очень щедро и даже с избытком. Действующий герцог (а это был сын Альбрехта - Вильгельм Благочестивый) освободил его от обязанностей капельмейстера по состоянию здоровья, выделил немалое пенсионное пособие и подарил прекрасную виллу.

Становление музыкального искусства

На творчество композитора большое влияние оказали его заграничные поездки по Европе. Вникая в культуру разных стран, он глубоко размышлял над ее национальными особенностями и перенимал в свои произведения то, что считал самым ярким и самым успешным достижением того времени.

На гуманистическое мировоззрение Лассо, которое он отразил во многих своих сочинениях, повлияло его общение с такими как Ронсар и де Баиф.

Религиозное творчество

Большинство вокальных произведений Лассо - это церковная музыка, содержащая собственные стихи композитора или же переделанные рифмы, позаимствованные цитаты.

Здесь следует упомянуть о более чем шестидесяти мессах автора, его реквиеме (заупокойной или траурной крупной оратории) и четырех циклах страстей (вокально-драматических сочинений, посвященных страданиям Христа). Благозвучная и животрепещущая церковная музыка Орландо это и произведения, перечисленные ниже:

  1. Оффиций Страстной недели - особое богослужение, расписанное по часам.
  2. Более ста магнификатов, основанных на молитве (или славословии) Марии - матери Христа, взятой из Евангелия от Луки, первой главы.
  3. Более ста гимнов - песен, прославляющих библейских персонажей.
  4. Множество других духовных произведений (в стиле шансон или мадригал). Здесь также необходимо отметить талантливо выполненный шансон о еврейке Сусанне и двух порочных старцах. Популярная история для произведения взята из неканонических, или апокрифических, источников.
  5. Церковные распевы, основанные на местах из Священного Писания.
  6. Сотни духовных мадригалов и мотетов, среди которых более всего известны и значимы цикл из семиголосных небольших композиций “Слезы святого Петра” и сборник “Покаянные псалмы Давида”.

Светское творчество

Но Орландо Лассо не ограничивал свой талант лишь религиозными сочинениями. Музыка эпохи Возрождения не была бы такой прекрасной, обновленной и величественной, если бы не его исключительные, актуальные и интенсивные произведения. Среди них обязательно необходимо обратить внимание на следующие:

  1. Более ста пятидесяти вилланелл. Вилланелла - деревенская песня в неаполитанской манере, отличающаяся лирической поэзией с нотками комизма и многоголосой музыкой.
  2. Около двухсот моресок. Мореска - композиция из песни и танца, причудливо изображающая мавров.
  3. Множество канцон. Канцона - лирическая песня трубадуров.
  4. Более ста сорока немецких старинных песен.
  5. Около двухсот пятидесяти светских мадригалов, шансонов и фабурдонов.
  6. Почти пятисот мотетов. Мотет - вокальное многоголосое произведение с использованием полифонического склада. Такие сочинения Лассо были предназначены для светского обихода, в дидактических или церемониальных целях.

Юмористические произведения

Лассо также писал комические песни. Например, его застольные композиции (“Теперь можно возрадоваться” или “Боже, ты сотворил вино”) наполнены яркими юмористическими красками и легки для восприятия. Они настраивают слушателей на положительный лад, расслабляют и развлекают, что так необходимо во время пиршеств и гуляний.

Насмешливые звучания слышны и в знаменитой любовной серенаде, сочиненной Орландо, где тонким юмористическим штрихом является то, как немецкий солдат коверкает итальянские слова.

Также великий композитор создал ряд легкомысленных произведений, где в беспечной шаловливой форме описывал несерьезные, ветреные или фривольные моменты, взятые из жизненного обихода.

Здесь необходимо упомянуть его беззаботный дурашливый шансон о светской даме, рассматривающей естество мраморной статуи; или же вилланеллу о прекрасном веретене, которым торгуют на пробу. Причем под веретеном здесь подразумевается женщина легкого поведения, продающая свои ласки другим.

Среди других юмористических произведений необходимо, для объективности, обратить внимание на сочинения сомнительного содержания, прославляющие алкоголь и пьянство. Причем созданы они были как пародийные подражания серьезным церковным песнопениям.

Отличительные особенности творчества

Музыка эпохи Возрождения была бы не так ярка и многообразна, не так самобытна и прогрессивна, если бы не творческая деятельность Орландо Лассо.

Стиль Лассо - это гармоничное соединение народных мелодий и бытовых сцен с возвышенной профессиональной музыкой и духовной, поучительной тематикой.

В своем творчестве великий композитор не останавливался лишь на одной сюжетной линии или на одном жанре. Используя разные стили и композиции, Орландо писал свои произведения на светские и духовные темы, причем мир его музыки был многогранен и разнообразен. Он мог одинаково талантливо и реалистично передавать скорбные мотивы и юмористичное звучание, тонкие душевные переживания и страстные похотливые желания, философские размышления и малопристойные похождения.

Используя народные мелодии и фольклорные отзвуки, Лассо создавал композиции со сложными колоритными мелодиями большого диапазона, виртуозным изменением тембра и вибрации.

В своих песнях талантливый музыкант использовал посторонние звуки - уличные крики или семейные реплики, придавал им неповторимый драматический характер или танцевальное амплуа, что являлось некоторым нововведением для музыкального искусства того времени.

Личная жизнь

Орландо Лассо женился в возрасте двадцати девяти лет на баварской придворной знатной даме Регине Векингер. Это был долгий многодетный брак. Примечательно, что двое из сыновей великого композитора - Рудольф и Фердинанд - впоследствии стали хорошими музыкантами.

Смерть

Умер Лассо Орландо в Мюнхене в возрасте шестидесяти двух лет. Был погребен при францисканской церкви.

Сразу же после смерти ему был установлен роскошный, из красного мрамора, памятник. Надгробие изображало картину захоронения Христа, а также самого умершего с потомками мужского пола, и его вдову - с потомками женского пола.

На барельефе была выгравирована длинная хвалебная эпитафия, а также семейный герб Лассо.

Из-за массовых беспорядков, начавшихся в 1800-е годы в Баварии, судьба надгробия на данный момент неизвестна.