Отношения родителей (отцов) и детей – аргументы ЕГЭ. Проблема взаимоотношений между поколениями аргументы


На чём основываются отношения между представителями разных поколений? Именно этот вопрос возникает при чтении текста В. П. Крапивина.

Раскрывая проблему взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми, детский писатель знакомит нас с мальчиком по прозвищу Журка и его дедом Юрием Савельевым. Дед оставил Журке послание в книге «Три мушкетёра», зная, что этот роман внуку нравится. В этом послании дед делится с внуком своими детскими воспоминаниями, советует поступать по-своему, не оправдывая себя чужими правильными словами.

Прочитав это письмо, мальчик понял, тосковал дед в одиночестве, и почувствовал любовь дедушки к себе, о которой он не знал.

Позиция автора заключается в следующем: представители разных поколений строят свои отношения на любви, дружбе, взаимопонимании. Взрослые, стремясь поддержать молодое поколение, дают ему мудрые советы. Общаясь с детьми, взрослые начинают вспоминать своё детство.

Я согласна с мнением автора. Несомненно, между старшим и младшим поколениями должна существовать тесная духовная связь, не прерывающаяся с годами. Крепкой дружбе и любви между родителями и детьми способствует взаимопонимание. Часто наставления взрослых предостерегают детей от ошибок.

Старшие поколения, общаясь с младшими, погружаются в воспоминания о своём детстве, которые рождают в душе светлые чувства.

Чтобы доказать правильность наших рассуждений, обратимся к литературным аргументам. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» полное взаимопонимание и преемственность поколений показаны на примере взаимоотношений между отцом и сыном Болконскими. Старый князь Николай Андреевич Болконский, попавший в опалу при императоре Павле Первом, живёт безвыездно в своём имении в Лысых Горах, ни минуты не сидит без дела, его день подчинён строгому распорядку, который он не нарушает даже в момент приезда сына. Он признаёт только две добродетели: деятельность и ум, а пороками считает праздность и суеверие. Одобряя решение сына идти на войну с Наполеоном, старый князь даёт ему напутствие вести себя достойно, но мог бы этого и не говорить. Как и отец, князь Андрей – человек чести, ответствен, деятелен, трудолюбив, свой личный успех видит в успехе общего дела.

Пример преемственности поколений мы можем найти и в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Ожидая своего сына на постоялом дворе, Николай Петрович Кирсанов погружается в сладостные воспоминания и мечты. Когда-то и он, закончив университет кандидатом, возвращался в родительский дом, а теперь это же происходит с его сыном Аркадием. Отец мечтает об общении с сыном, о том, что тот будет помогать ему в управлении имением. Так и происходит. Освободившись от влияния нигилиста Базарова, Аркадий становится хорошим хозяином, отцом семейства. Ниточка, связывающая поколения, не прерывается, а тянется дальше.

Мы пришли к выводу о том, что отношения между поколениями строятся на взаимопонимании, любви и дружбе, только в этом случае связь между младшими и старшими поколениями не прерывается, а общество развивается эволюционным путём, совершенствуясь.

Обновлено: 2018-01-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вечная проблема отцов и детей существовала всегда. Она заключается в том, что на определенном этапе взаимодействия «взрослый-ребенок» возникает конфликт, требующий скорейшего рассмотрения и взаимовыгодного решения. Проблема поколений сама по себе является достаточно острой и конфликтной. Сторонам трудно прийти к согласию именно потому, что у каждой имеются свои собственные представления о том, как должна быть устроена жизнь.

Часто родители просто искренне переживают за своих детей, потому и стремятся во всем контролировать их действия. Дети же этого не понимают, им кажется, что их свободу ограничивают, причем намеренно. Но родитель никогда не поступает негативно по отношению к ребенку, так сказать, из вредности, в то время как отпрыск иногда готов страдать за принцип. В этом и состоит основная проблема отцов и детей. Аргументы могут быть самыми различными: от желания отстоять свою точку зрения до рьяной защиты индивидуальности.

Общие закономерности возникновения непонимания между поколениями

Самые открытые и длительные конфликты в основном порождают отцы и дети. Проблема поколений часто не дает прийти к единому соглашению, понять и услышать друг друга в противоречивой, отчаянной борьбе идеалов, смыслов, представлений. Со стороны кому-нибудь может показаться, что дети растут неблагодарными, но они просто отстаивают свою личность, желание во всем быть автономными и самодостаточными. Другой вопрос: готовы ли они к этой самостоятельности, о которой так самозабвенно кричат? Скорее всего, нет. Подростки и юноши еще в достаточной степени незрелы, чтобы начинать самостоятельную жизнь: элементарно не смогут обеспечить себя жильем, полноценным питанием.

«Я уже взрослый!»

Нередко такую фразу можно услышать от ребенка тринадцати-шестнадцати лет. Он хочет поступать так, как считает нужным, воплощать в жизнь свои смелые идеи и цели. Однако следует помнить, что подростку важнее отстоять принцип, чем в реальности что-то сделать. И спорит он с родителем чаще потому, что не умеет пока договариваться иначе. Ему важно, чтобы окружающие воспринимали его как взрослого и состоявшегося человека. При этом, по сути, он еще ребенок и не готов к полноценной самостоятельной жизни.

Проблема поколений нередко обостряется еще и тем обстоятельством, что ребенок совершенно не понимает, что значит быть взрослым. Ему кажется, что самое важное - суметь доказать в споре свою правоту, идею, но на самом деле подлинная зрелость приходит тогда, когда молодой человек готов сам себя обеспечивать и полностью жить самостоятельно. Не все оказываются готовы к такому шагу, как отделение от родителей в 18, 20, 25 лет и старше.

«Ты одеваешься вызывающе!»

Такую реплику могут услышать в свой адрес подросшие дети. Родители нередко считают, что их отпрыски взрослеют слишком быстро, носят одежду, которая их портит, излишне привлекает к себе внимание окружающих. У детей же имеется совершенно иное видение ситуации. Им кажется, что это родители излишне их опекают, не дают самостоятельно ступить ни шагу.

Что можно посоветовать родителям? Понятное дело, что вам категорически не нравится, как одевается ваш ребенок: какие-то непонятные фасоны, темные или, наоборот, слишком яркие цвета. Но лучшее, что можно сделать, - это принять выбор вашего ребенка. Уважайте в нем личность - и тогда однажды он прислушается к вашему мнению. Детям следует быть терпеливее и не слишком выпячивать напоказ свою «независимость», помня о том, что самостоятельными они еще не стали.

Примеры проблемы отцов и детей: дочь пятнадцати лет собирается на свидание, красится перед зеркалом. Мать делает ей замечание: короткая юбка, вызывающий макияж. В результате дочь обижается и демонстративно отправляется. Проблема не решена. Дочь еще несовершеннолетняя и не может сама себя содержать.

Сын шестнадцати лет любит слушать рок-музыку. Все свои карманные деньги, которые ему выделяют родители, он тратит на покупку музыкальных дисков. Отцу не нравится увлечение сына, он хотел бы видеть его в будущем преуспевающим спортсменом. При каждом удобном случае отец говорит сыну, что его увлечение ничего не стоит и не может считаться достойным настоящего мужчины. Сын обижается, хотя и не меняет своей позиции. Конфликт вялотекущий, но длительный.

Разность интересов

Важно понять, что у родителей и детей не могут быть одинаковые взгляды на жизнь, лишь за редким исключением наблюдается почти полная абсолютно нормально, и вовсе не нужно стремиться к тому, чтобы всем все нравилось. Кроме того, не следует забывать о том, что для родителей важна атмосфера тишины и покоя, в то время, как детям необходимы общение со сверстниками, гуляния, а значит - динамичность, шум.

Конфликты могут вызывать сами отцы и дети. Проблема взаимоотношений быстрее образуется там, где есть ощутимые разногласия, ярко выраженные противоречия.

Проблема отдельного жилья

Пожалуй, это самый болезненный вопрос, который только может возникнуть во взаимоотношениях «родитель-ребенок». Разумеется, это касается совершеннолетних детей, которым уже исполнилось восемнадцать-двадцать лет, и взрослых молодых людей. По мере взросления хочется самостоятельности, возникает желание видеть результаты своих трудов. В этом случае вовсе не надуманной предстает проблема отцов и детей. Аргументы более чем серьезные: ребенок должен научиться быть полностью независимым. Но далеко не у каждой семьи есть возможность заранее обеспечить ребенка всем необходимым, купить ему квартиру к тому моменту, когда он окажется готов себя обеспечивать самостоятельно. Тем, у кого нет средств на покупку квартиры, должны как-то выходить из положения: снимать отдельное жилье или продолжать жить вместе с родителями. В том случае, когда молодой человек или девушка, достигнув сознательного возраста, остаются под крышей родного дома, они должны вносить свой вклад в семейный бюджет. Ведь родители не должны кормить и содержать великовозрастных детей, это было бы крайне неправильно.

Убеждения и ценности

Проблема отцов и детей (аргументы в пользу того, что старшее и младшее поколения должны прислушиваться друк к другу, не всегда правильно воспринимаются) порождает нередко взаимные обиды и недоразумения. Родителям кажется, что если взрослый ребенок живет вместе с ними, то должен жить по их указке, во всем выполнять их волю. Молодой человек и рад бы отделиться, да пока, к примеру, не позволяют финансы.

Взгляды на жизнь, убеждения родителей и детей, даже при низкой конфликтности, будут в какой-то степени различаться. Ведь всякая личность имеет свои цели и стремления. Достижения детей далеко не сразу видны, порой требуется приложить значительные усилия.

Проблема границ и свободы

Тот, кто много лет прожил бок о бок с родителями, а потом наконец-то получил возможность приобрести собственное жилье, без сомнения, оценит все преимущества отдельного проживания. Родители могут быть самыми золотыми, но свою задачу по воспитанию детей они могут считать выполненной тогда, когда ребенок достиг хорошего уровня самостоятельности: он имеет возможность снимать жилье, питаться отдельно, обеспечивать себе быт, решать возникающие вопросы. Словом, нужно принять на себя ответственность, и только тогда приступать к взрослой жизни. Сама по себе самостоятельность требует больших вложений, преимущества не сразу заметны.

Под одной крышей, мы невольно нарушаем их личное пространство, а они ненароком вмешиваются в наше. Это нужно учитывать и понимать, если вы пока не собираетесь отделяться. Конечно, не у всех есть такая возможность, но тогда вы должны принять правила, царящие в вашей семье. Гнуть свою линию, спорить, конфликтовать с родителями, находясь у них на попечении, недостойно, некрасиво и неправильно.

в художественной литературе

Одной из самых значительных является проблема отцов и детей. Произведения русской классической литературы демонстрируют нам примеры подобных проявлений конфликта. Сразу же вспоминаются известные персонажи: Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, «сражающиеся» в словесном поединке за идею. Кроме них, есть еще герои из драмы «Гроза»: Катерина, которая не смогла жить вместе со сварливой свекровью, и ее муж Тихон, всю жизнь подстраивающийся под желания своей матушки.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день конфликты поколений существуют так же, как и много лет назад. Причинами разногласий служат разность интересов, взглядов на жизнь, воззрений, квартирный вопрос. Последний является наболевшим для многих, поскольку не иметь своего жилья для некоторых молодых людей оборачивается перспективой всю жизнь провести в неудачниках.

Никто так не стремится доказать свою правоту оппоненту, как отцы и дети. Проблема взаимоотношенийкроется часто в нежелании понимать, учитывать потребности друг друга.

Шаги к сохранению теплых, доверительных отношений

Тем, кто желает долгие годы радовать своих близких, лучше понимать мотивы их поступков и просто настроения, пригодятся наши советы. Прочной нитью связаны друг с другом отцы и дети. Проблема поколенийчаще всего заключается в том, что люди не умеют правильно понять друг друга. Они словно говорят на разных языках. Детям следует с почтением относиться к родителям, уважать их опыт и мудрость, не стыдиться перенимать какие-то полезные навыки. Родителям же пойдет на пользу искреннее доверительное общение с выросшими детьми: их знания могут не раз пригодиться. Важно научиться уважать позицию другого человека, принимать его таким, какой он есть на самом деле, и не пытаться его переделать.

Таким образом, весьма существенной и важной является проблема отцов и детей. Аргументы, свидетельствующие о наличии трудностей взаимодействия, всегда содержат в себе ключи для позитивного решения. Стоит только захотеть что-то изменить в своей жизни, как находятся адекватные и приемлемые способы для реализации этого намерения.

Проблема взаимоотношения поколений («отцов и детей») - страница №1/1

Аргументы по проблемам (из сочинений учеников)

  1. Проблема взаимоотношения поколений («отцов и детей»).

1.В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы наблюдаем конфликт старого и молодого поколений: Н.П.Кирсанов не может понять взгляды своего сына Аркадия, он пытается общаться с его приятелями, проникнуться их идеями, но эта его попытка обречена на неудачу. Друг Аркадия, Базаров, скептически относится к обоим братьям Кирсановым, дело даже доходит до ожесточенных споров по многим вопросам. Такое же полное отсутствие взаимопонимания мы наблюдаем в начале романа между Евгением Базаровым и его родителями.

2. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» главная героиня Катерина Ивановна совсем одна. Её дочь живет в Ленинграде, занимается организацией выставок молодых художников, постоянно что-то выбивает для них, а о матери не вспоминает совсем или очень редко. Даже материнское письмо ей читать недосуг. Даже известие о болезни самого родного человека её не очень-то трогает. А мать ждёт родную дочь, прощает ей эту чёрствость по отношению к себе, объясняет её равнодушие занятостью работой.
3.Хорошие взаимоотношения в семье очень важны как для детей, так и для самих родителей. А взаимоотношения эти бывают далеко не идеальными. Можно вспомнить пример из нашей истории. Император Павел I испытывал ненависть к своей матери Екатерине II. После её смерти он изменил большинство законов, которые она утвердила. Всё это он делал для того, чтобы ему ничего не напоминало о матери.


  1. Проблема деградации человеческой личности.

1.В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» мы видим это на примере помещика Плюшкина. Писатель так ярко рассказал о том, как этот когда-то умный, деятельный, гостеприимный человек постепенно превратился не то в «мужика», не то в «бабу», в «прореху на теле человечества». Человек не должен так деградировать, не должен так опускаться, потому что люди – существа мыслящие, а не животные. Эта мысль приходит в голову сразу же после прочтения главы о Плюшкине.
2.Эта проблема в центре рассказа А.П.Чехова «Ионыч». В нём дана история о том, как милый, обаятельный, умный, добрый, трудолюбивый человек, который стремится стать хорошим земским врачом, постепенно превращается в «языческого божка», для которого теперь главными в жизни стали деньги. А ведь он испытывал когда-то искреннее чувство любви к Котику, умел тонко чувствовать красоту природы. Но среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по её законам, а сам Старцев не способен сопротивляться. Вместе с характером у Дмитрия Старцева изменились и внешность, и поведение. Больные его интересуют лишь потому, что с них можно взять деньги. Как личность, он деградировал.


  1. Проблема добра, милосердия, благотворительности, сострадания, гуманного отношения к человеку, бескорыстия (и наоборот, отсутствие этого)

1.Эта проблема есть в рассказе А.Платонова «Юшка». Старый Юшка никому не нужен, он беззащитный, незлобливый, добрый, но в городе к нему относились плохо очень многие: и взрослые, и дети. Они срывали на нём свою злость, обиды, неудачи, дети дразнили его, бросали в старика палками, камнями. А ведь он никому не сделал ничего плохого. В городе даже не знали, что Юшка так плохо одевается и питается потому, что экономил деньги для приёмной дочери, которая училась на врача. У этой девушки никого не было, она сирота, Юшка жалел её и относился к ней как к собственной дочери. Он-то проявил сострадание, милосердие к совершенно чужому человеку, а вот сам очень страдал от жестокости людей.

2.В русской литературе есть немало произведений, в которых авторы писали об этих проблемах. Вспомнить хотя бы рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Матрёна, старая русская крестьянка, всю свою жизнь делала людям добро, любила людей и жалела их, хотя сама от людей добра почти не видела. Она бескорыстно помогала всем соседкам, кто просил помочь с деревенской работой, помогла другой Матрёне с воспитанием Киры, пообещала отдать половину дома Кире и даже отдаёт, хотя и с болью в сердце. Она жалеет своего постояльца и старается угодить ему и накормить его получше. Никогда ни о ком не сказала Матрёна плохого слова, ни разу никого не осудила. Сам автор назвал свою героиню «праведницей», то есть живущей правильной жизнью.
3. Жизнь современного общества жестока, беспощадна, но это не значит, что в ней нет места милосердию, состраданию. Что мы знаем о популярных артистах ? Практически ничего, кроме того, что мелькает о них в прессе. Мы завидуем их популярности, успехам, достатку. И совсем не задумываемся о том, что эти люди проявляют такое количество милосердия, сострадания, что нам, как говорится, «и не снилось». Несколько лет назад у артистки Надежды Бабкиной внезапно умер единственный родной человек, еще не старый – брат, который ей очень много помогал в жизни. Эта смерть была для неё таким шоком, Она замкнулась в себе, очень сильно похудела, у неё почти вылезли волосы, так что роскошную косу пришлось отрезать. А самое главное то, что она почти перестала петь, её ансамбль был на грани распада. Так продолжалось около года, до тех пор, пока она не побывала в детдоме. Там она увидела, что есть люди, которым живётся намного хуже, чем ей, что горя у них гораздо больше, чем у неё. С тех пор артистка постоянно бывает в детских домах с концертами, очень много помогает материально, организует для них музыкальные и хоровые кружки, Дети, которые поют с её группой – это воспитанники детского дома.
4. Недавно умер от сердечного приступа очень известный хирург-трансплантолог С.Шумаков. Всю свою жизнь он спасал человеческие жизни от смерти. Стольким пациентам он подарил ещё 10, 15 лет жизни! И делал это не за большие деньги. После его смерти показали документальный фильм о нём, о его семье. Нет у него ни огромного особняка, ни роскошной квартиры, ни накоплений в банке, потому что основным делом жизни его было – это спасение человеческих жизней, не считаясь ни со временем, ни со своим здоровьем.
5.В газете «Аргументы и факты» была напечатана статья о бабушке Тоне из города Суздаля, которая для детского дома печёт пирожки, покупает конфеты, вяжет детям варежки. Она продает на базаре яблоки, огурцы, сувенирные игрушки, а на вырученные деньги покупает для детей из детского дома продукты. В своём дворе она устроила детский городок, в котором играет вся окрестная малышня. А ведь баба Тоня получает пенсию 4 тысячи рублей, но это не мешает ей делать добро. Бабу Тоню называют в Суздале «святой» и знают и взрослые, и дети.
6.Что мы знаем о Раисе Михайловне Горбачёвой ? Что она жена экс-президента СССР, что она очень изысканно одевалась, что она сопровождала его во всех заграничных поездках, часто мелькала на экране телевизора, что она умерла от неизлечимой болезни. И мало кто из нас знает, что ещё задолго до болезни Раиса Михайловна занималась проблемами детской гематологии и трансплантологии, а когда она умерла в 1999 году от лейкемии, в память о ней был построен Институт детской гематологии и трансплантологии. И во многом благодаря её усилиям, детская смертность от лейкоза в России снизилась с 90% до 30.
7.Известная актриса Чулпан Хаматова однажды попала в больницу, где лежали дети, больные лейкозом. После этого она поняла, что не может оставаться безучастной к их судьбе. Вместе с еще одной актрисой они учредили благотворительный фонд «Подари жизнь». Вместе с другими людьми она участвует и организует концерты и акции в пользу больных детей. На адрес фонда приходят письма и переводы с разными суммами: от 10 рублей до 10 тысяч евро. Все деньги идут на закупку оборудования и лекарств для больных детей.
8.Всей стране известно имя детского хирурга Леонида Рошаля . Это он помогал спасать людей из рук террористов в Беслане и на Дубровке. Он был там потому, что так требовали террористы. Он мог отказаться, но не сделал этого, потому что знал, что от него зависят жизни детей и взрослых, хотя собственная была на волоске от смерти.
9.Газетой «Аргументы и факты» создан благотворительный фонд, который называется «АиФ. Доброе сердце». Такое же название одной газетной странички в этом издании. Фонд организует сбор средств для тех, кто очень сильно болен и требуется много денег для лечения. Нельзя без слёз читать эти статьи, особенно о детях. Фонд помог и помогает очень многим – об этом рассказывают статьи журналистов. Деньги сюда присылают в основном обычные люди, у которых маленькие пенсии и зарплаты. Это говорит о том, что в наше прагматичное время люди не забыли ни о милосердии, ни о сострадании, ни о доброте.


  1. Проблема поиска смысла жизни , своего места в жизни

1.В романе Толстого «Война и мир» два главных героя (А.Болконский и П.Безухов) постоянно в поиске ответа на вопрос: в чём смысл жизни человека, для чего нужно жить? Болконский пытается найти себя в воинской службе, на гражданском поприще. А в 1812 году он понял, что главное – быть в единстве с народом, поэтому он идёт воевать с французами.

Пьер Безухов также постоянно в поисках смысла жизни. Сначала он тратит свою жизнь на пустяки, кутя с Анатолем Курагиным, затем увлекается идеями масонов о братстве, равенстве, сам становится во главе масонов в России. Но когда понял, что для многих членов масонской организации это братство является только средством карьерного роста, то Пьер разорвал отношения с ними. Светская жизнь его не привлекает. В войну 1812 года он, абсолютно штатский человек, побывал на Бородинском поле во время битвы, перенёс тяготы плена, очень много общался с простым народом, с тем самым народом, который одержал победу над Наполеоном, но оставался в своей стране в рабстве. И Пьер приходит к мысли, что это несправедливо, что за освобождение народа нужно бороться. В эпилоге романа Пьер становится членом тайного общества, которое в будущем должно было, по замыслу писателя, организовать восстание в Петербурге на Сенатской площади 14 декабря 1925 года. Таким образом, Пьер нашёл для себя ответ на вопрос: а для чего стоит жить?


2. На одной из пресс-конференций журналисты спросили у В.В. Путина , чему он посвятит свою дальнейшую жизнь. Президент ответил, что всю свою жизнь он посвятил одному – служению Отечеству и своему народу, что в этом он видит смысл своей жизни сейчас и в дальнейшем. И это не высокие слова. Это гражданская позиция Человека с большой буквы, патриота, гражданина страны. Его служба на посту Президента страны, его дела, его замыслы на будущее говорят о том, что выбор его глубоко осознанный, что его слова не пустой звук. Именно он вытащил страну из страшного хаоса конца 90-х годов, не дал окончательно растащить её на куски, не позволил США и Западной Европе поставить страну на колени, заставил мир снова с уважением относиться к России.

  1. Проблема алкоголизма

1.Проблема алкоголизма всегда была в нашей стране очень острой. Об этом ещё писал Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» , в котором один из героев, чиновник Мармеладов, спивается от безработицы, от страшной нищеты, от бед в его семье, от безысходности. Страдают все: и старшая дочь Соня, и жена Катерина Ивановна, и её маленькие дети, и он сам. Никто не может и не хочет ему помочь, все только смеются или издеваются. Да и как можно было помочь, если в Санкт-Петербурге того времени, как писал Достоевский, на улице из 17 домов имелось 21 питейное заведение. Так что проблема эта была государственного масштаба ещё во времена Достоевского.


2. В пьесе М.Горького «На дне» мы видим босяков, которые пьют почти все: Сатин, Бубнов, Актёр, Барон, Настя. Этот список можно продолжить. Пьют от безысходности, от безработицы.

  1. Проблема чести, достоинства

1.В XVIII-XIX веках честь и достоинство мужчины отстаивали на дуэли. Дуэли есть и в романе Пушкина «Евгений Онегин», и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», и в романе Тургенева «Отцы и дети». Офицерская честь, дворянская честь – это были не пустые слова не только в романах того далёкого века, но и в жизни тоже. Пушкин стрелялся с Дантесом, защищая честь и достоинство своей жены, своей семьи. Для него эти слова много значили, поэтому он сам бросил вызов Дантесу, зная, что тот хорошо стреляет, так как был офицером и считался завзятым дуэлянтом.


  1. Проблема бережного отношения человека к природе (или наоборот)
1.Несколько лет назад за нашим селом по берегом Пьяны были чудесные луга, где трава достигала человеческого роста. Здесь пасли стада, заготавливали на всю зиму сено, сюда ходили всем селом за ягодами, за цветами, это было любимое место отдыха жителей села. А что же мы видим сейчас? Местами всё заросло бурьяном, а местами не растёт вообще ничего. Причина одна: кто-то из местного начальства решил, что не хватает пахотных земель, что луга надо распахать, чтобы посеять здесь пшеницу, рожь, ячмень. Приказ начальства выполнили, но ничего, кроме вреда, из этого не получилось. Оказалось, что луговая почва непригодна для выращивания злаковых культур. Теперь в этих местах полынь, осот и прочие сорняки. Луга пытались восстановить, но оказалось, что на это нужно годы. В местной газете была опубликована статья учёного о том, что после такого варварского отношения почве нужно восстанавливаться примерно сорок лет, да и то при условии, что сюда не ступит нога человека, не будут пасти скот, не будут ездить тракторы и машины, что, конечно же, нереально. Вот так бездумное решение одного человека нанесло природе нашего края непоправимый ущерб.

  1. Проблема совести
1.Проблема совести – нравственная проблема. Булгаков считал, что совесть просыпается даже у самых жестоких и равнодушных людей. Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита» в силу своего положения (он был прокуратором Ершалаима) часто идёт против своей совести и приговаривает безвинных людей к смерти. Но совесть его мучает, поэтому у него постоянно болит голова. Приговаривая Иешуя к смерти, Понтий Пилат надеялся на то, что в честь праздника Пасхи приговорённого отпустят, но этого не произошло. Именно совесть заставляет страдать этого героя. М.Булгаков делает вывод, что никто не сможет разбудить в человеке это чувство, если он сам не осознает свои поступки и не сделает правильные выводы.
2.Эта проблема встречается во многих произведениях русской литературы. Примером является роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором главного героя после убийства старухи и её сестры «загрызла» совесть. Он сходит с ума, бредит, у него галлюцинации. Раскольников пытается рассказать об убийстве знакомым, близким, родным. Совесть не даёт ему покоя, заставляет его идти в полицию с повинной.

  1. Проблема семейных отношений.

1.В пьесе М.Горького «На дне» много проблем, одна из них – проблема семейных отношений. В таких условиях, в которых живут ночлежники, семейная жизнь невозможна. Это мы видим на примере отношений Клеща и Анны. Клещ зол на свою жену, она ему мешает, он считает её обузой и ждёт, когда же, наконец, она умрёт. Никакой помощи, никакого сочувствия от него Анна не видит. Отношения между ними хуже, чем между врагами.


  1. Проблема гуманного отношения к человеку .

1.Проблема гуманного отношения к человеку раскрыта М.Горьким в пьесе «На дне». Обитатели ночлежки не живут, а существуют. Вокруг них царит жестокость, зло, хамство, грубость. Они постоянно скандалят друг с другом, обманывают, воруют, никого не жалеют и не любят. С появлением Луки атмосфера в ночлежки меняется. Он обращается к босякам с ласковыми словами, старается их утешить, жалеет многих из них, например Анну. Он внушает ночлежникам надежду на лучшее. Именно поэтому актёр, например, бросил пить и стал копить деньги на лечебницу, а Сатин начал произносить возвышенные речи, которые до появления Луки ни разу не произносил. То есть Лука во многих ночлежниках разбудил что-то хорошее. Это и есть гуманное отношение к человеку.


  1. Проблема свободы творчества.

1.В начале XX в. свобода творчества в нашей стране была невозможна. Всё находилось под жестоким контролем властей. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» написал, что за своё произведение мастер оказался в психиатрической больнице. Ведь образом Понтия Пилата он намекнул на современную ему власть и за это был наказан.


2.Многие произведения А.Ахматовой были запрещены при её жизни, их не печатали. А.И.Солженицын долгие годы прожил за границей, и его произведения, в частности «Архипелаг ГУЛАГ» в то время в СССР было запрещено печатать. Роман «Молодая гвардия» А.Фадееву пришлось переделывать, так как, по мнению партийных чиновников, он слабо показал в своём произведении роль компартии в годы войны. Таким образом, проблема свободы творчества была актуальной в Советском Союзе.

  1. Проблема сохранения культурного наследия страны .

1.Культурное наследие играет для страны важнейшую роль. Эта проблема была особенно актуальна в годы войны. Во время военных действий немцы захватили Ясную Поляну и хотели уничтожить дом-музей Л.Н.Толстого. Ещё до прихода фашистов местные жители успели вынести и спрятать всё самое ценное. Немцы, увидев, что музей почти пуст, устроили в нём госпиталь для своих солдат, а часть отдали под конюшни. При отступлении они подожгли дом-музей. Жители окрестных деревень, увидев дым, бросились тушить пожар. Им удалось отстоять дом. Они понимали, что значил этот музей для нашей культуры.


2.В1941 году, захватив Великий Новгород, фашистские войска разрушали лучшие творения нашего народа. В церквах они устраивали пулемётные дзоты, памятники разрушали и вывозили в Германию. Коснулось это и знаменитого памятника «Тысячелетие России». Немцы разобрали его, погрузили в вагоны и собирались уже отправить их из России. Лишь наступление Советской армии смогло остановить фашистов.

  1. Проблема сохранения памяти о войне 1941 – 1945 гг .
1.Во всех уголках нашей страны сооружены обелиски в память о погибших воинах. Каждый год 9 мая проводятся митинги, посвящённые Дню Победы. Мы помним погибших, чтим их, уважаем память о них.
2.Многие писатели и поэты сами были участниками войны. Они отразили в своих произведениях реальные события. Например, у А.Твардовского есть стихотворении е «Я убит подо Ржевом», которое поэт посвятил всем павшим воинам. Стихотворение написано от лица воина, погибшего в танковой мясорубке в 1941 году. От него ничего не осталось после прямого попадания снаряда, но солдата интересует не память о себе, а ответ на вопрос – сдали город или нет? Твардовский чувствует свою вину перед всеми погибшими, он хочет, чтобы память о них была жива.
3.Книга А.Твардовского «Василий Тёркин» - это память о войне и о тех, кто победил в этой страшной войне. Василий Тёркин – это собирательный образ русского солдата-победителя, патриота, гражданина, защитника, героя. Это книга обо всех фронтовиках.

  1. Проблема предательства.

1.Предательство – самый низкий поступок.. Во время Великой Отечественной войны генерал Власов сдал в плен целую армию. Слово «власовец» звучало как клеймо.


2.Пример предательства и негативного отношения к предателям мы можем увидеть в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Андрий ради любимой девушки забывает о родине, о товарищах, об отце, о матери. Он становится предателем, переходит на сторону поляков. Отец лично покарал своего сына, потому что предательства никто никогда и никому не прощал.

Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

4. А.Н. Островский «Гроза»

Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

6. Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.

7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.

8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

10. Б. Васильев «Завтра была война»

В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.

  • Преемственность поколений проявляется в общих нравственных ценностях детей и их родителей
  • Не всегда из поколения в поколение передаются положительные обычаи и традиции
  • Причины непонимания между поколениями обусловлены разницей эпох и нравов
  • Мировоззрение родителей может быть чуждо детям

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. Взаимосвязь ценностей детей видна по отношениями Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова со своими родителями. Молодые люди, приехавшие с обучения, являются приверженцами нигилизма – мировоззренческой теории, ставящей под сомнение все общепринятые ценности. Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, не понимает взглядов молодых людей, но стремится относиться к ним с уважением, ведь он любит сына. Павел Петрович, его брат, настроен радикально: готов спорить и отстаивать свою точку зрения. Не понимают взглядов сына и родители Евгения Базарова. Позже Аркадий Кирсанов понимает, что на самом деле не придерживается нигилизма. Для него более важны традиционные ценности: любящая семья, восхищение природой, хорошие отношения с отцом. Между поколениями все же существует преемственность, ведь взгляды Аркадия оказываются схожи со взглядами поколения “отцов”. Таким людям, как Евгений Базаров, сложно живется в мире, потому что своими теориями они прежде всего встают против общепринятых ценностей. Конфликт поколений – это прежде всего конфликт ценностей, мировоззрений и убеждений.

Э. Хемингуэй “Старик и море”. Для старого кубинского рыбака Сантьяго важно передать свои умения кому-то, кто сможет сохранить их и обучить им будущие поколения. Именно поэтому он учит мальчика Манолино всем тонкостям своего ремесла. Это самое дорогое наследство, которое старый рыбак может оставить после себя. Преемственность поколений в произведении заключается именно в передаче опыта от предка к потомку. Сантьяго вносит огромный вклад в жизнь тех, кто будет жить после него.

Н.В. Гоголь “Мертвые души”. Говоря о преемственности поколений, нужно обратиться к образу Чичикова. Внимательный читатель помнит, что именно отец научил героя беречь каждую копейку, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь. Наставление отца повлияло на характер Чичикова: он стал хитрым, расчетливым и лицемерным человеком. Герой решил купить мертвые души из жажды денег. Получается, в какой-то степени это тоже следствие совета отца. Чичиков перенял опыт отца: он усвоил, что говорил ему отец, и стал именно таким человеком, каким отец хотел его видеть.

Д.И. Фонвизин “Недоросль”. Митрофанушку мать воспитывала по своему же подобию, поэтому он вырос жадным, ленивым и глупым. Простакова добилась своего: она передала сыну лишь праздность и эгоизм. Митрофан отвечает матери черство и грубо, оставляя ее в итоге “у разбитого корыта”. Преемственность поколений очевидна, ведь сын “впитал” то, чем жила его мать и люди, ей подобные.