Речевые клише для написания вступления. Клише для сочинения егэ

Напомним направления:

  1. «Верность и измена»
  2. «Равнодушие и отзывчивость»
  3. «Цели и средства»
  4. «Смелость и трусость»
  5. «Человек и общество»

А теперь сами клише.

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  1. Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.
  2. над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему
  3. Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет автор цитаты.
  4. Честь... Человеческое достоинство... Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в...
  5. Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:
  6. Проблема сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.

2. КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

  1. «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».
  2. «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) …
  3. Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

3. АРГУМЕНТАЦИЯ

  1. Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали
  2. Вспомним хотя бы …
  3. известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п.
    Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.
  4. Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова... Все они стремились стать лучше, добрее, чище...

4. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

  1. на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.
  2. NN открыл для меня новый взгляд на проблему..., помог мне по-новому взглянуть на.... Словно повторил мои мысли о..., выразил близкие мне чувства о... и т.д.
  3. Следовательно, таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о и др
Сохранить ссылку:

При работе над сочинением очень помогают стандартные наборы фраз – клише, использования которых нельзя избежать ни выпускникам школ, ни даже матерым авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей.

Как бы ни ругали критики клишированные тексты, без клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку обойтись невозможно. Для чего же нужны эти банальные речевые штампы?

  1. Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно выбить из головы даже волнение, характерное для всех экзаменующихся.
  2. Клише лучше воспринимают проверяющие, которые заведомо настроены увидеть шаблонную, а не креативную работу.
  3. Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:

Для вступления

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга - быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Для формулировки проблемы

  • Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
  • Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
  • Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
  • Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…

Для комментариев

  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о.... никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…
  • Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…

Для выражения собственного мнения

  • Я вполне согласен с точкой зрения автора…
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
  • Мне близка позиция повествующего…

Для аргументов

  • Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
  • Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
  • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

Для вывода

  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать... Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.


Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:

I. Вступление - формулировка темы.
Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.

II. Основная часть - раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения.
Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис - литературный аргумент- мини-вывод.

III. Заключение - обобщение ваших мыслей.
Заключение - последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению.
Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.

Часть сочинения

Клише

Вступление

С давних времён люди задумывались над вопросом …

Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

Как следует относиться к …?

Я считаю, что…

На мой взгляд, ….

Переход от вступления к основной части

Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

Основная часть

Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

Аргумент

Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Писатель описывает…

Писатель рассказывает о …

В этом произведении в центре стоит…

Главный герой (героиня) …

Поэт думает, что…

Писатель обращает внимание читателя (на что?) …

Переход ко второму литературному примеру

Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод: …

Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

В заключение хочется отметить…

Мне бы хотелось верить, что…

Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Давайте будем….

Пример работы над темой сочинения


Для примера обратимся к теме, предложенной для написания учащимся в 2017 году.

Одна из тем звучала следующим образом: «Какой поступок можно назвать бесчестным?»

Для начала следует написать план сочинения.

I. Вступление.
Тема сочинения представлена в форме вопроса, поэтому начать свою работу в данном случае легче всего именно с постановки этого вопроса. Например:
Какой поступок можно назвать бесчестным? Я считаю, что каждый из нас хотя бы раз задумывался над этим вопросом. На мой взгляд, бесчестным поступком можно считать … (далее следует мысль, которую в дальнейшем вам необходимо будет доказать). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

II. Основная часть.
Сначала вам необходимо определить, какие художественные произведения подходят для доказательства темы. Можно обратиться к примерам из произведений школьной программы - «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Затем следует написать тезисный план основной части сочинения. Он должен выглядеть примерно так:
А) Честь и бесчестие в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дуэль Петра Гринёва и Швабрина.
Б) Захват Белогорской крепости Пугачёвым. Измена Швабрина.
В) Честь и бесчестие в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Взаимоотношения Печорина и Грушницкого.
Г) Дуэль Печорина и Грушницкого.

III. Заключение.
В последнем пункте своего сочинения вы резюмируете свои мысли, можно воспользоваться одним из клише, процитировать чьи-то мудрые слова и построить на них заключительные размышления. Например, можно обратиться к следующим словам:
«Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер)
«Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (У. Шекспир)
После написания плана сочинения приступайте непосредственно к написанию самой работы. Не забывайте о критериях проверки сочинения.

Раздел 1

ОСОБЕННОСТИ НАПИСАНИЯ ЛЮБОГО СОЧИНЕНИЯ

Композиция сочинения

Рассмотрим значение слова «сочинение»: в его состав входит корень -чин-, имеющий значение «поря­док, иерархия». То есть сочинение - это последовательное изложение мыслей, приведение их в надле­жащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, включающий в пер­вую очередь письменный анализ литературных произведений. Точно так же, как и художественное
произведение, ваше сочинение должно представлять собой стройное по своей композиции высказыва­ние. С древнейших времен композиция произведения строится примерно по одной и той же модели.
Вероятно, это действует некоторый универсальный закон, согласно которому одни и те же элементы вы­полняют сходные функции как в древних текстах, так и в современных произведениях. Композиция ху­дожественного произведения играет важную роль в понимании смысла текста.

Давайте вспомним, что такое композиция.

Композиция (от лат. compositio - составление, соединение) - это строение, структура произведения, соединение частей, или компонентов, в целое; структура литературно-художественной формы.

Композиция художественного произведения состоит из нескольких элементов. Давайте их перечис­лим.

Элементы композиции художественного произведения:

1. Экспозиция - некоторая исходная ситуация, главной отличительной чертой которой является рав­новесие, неподвижность. Экспозиция выполняет следующую функцию: знакомство читателя с ме­стом действия, временем, героями.

В том случае, если экспозиция идёт в начале текста, то она называется прямой, а если появляется по ходу повествования, то задержанной.

2. Завязка - это мотив, нарушающий исходное равновесие сюжета.

3. Развитие действия - повороты действия от хорошего к плохому и наоборот на протяжении всего повествования. Именно это придаёт динамику тексту и событиям.

4. Кульминация - самое яркое событие, высшая точка в решении конфликта, заложенного в произве­дении, после которого действие поворачивается к развязке.

5. Спад действия - ряд событий, которые приводят к разрешению конфликтных ситуаций, поти­хоньку двигая сюжет к развязке.

6. Развязка - это ситуация, симметричная завязке, призванная восстановить нарушенное равнове­сие.

Помимо вышеперечисленных элементов композиции, в тексте могут присутствовать факультативные (добавочные) элементы: пролог и эпилог.

Пролог кратко повествует о событиях, предшествующих действию в тексте.

Эпилог (послесловие) - это краткое повествование о событиях, последующих за развязкой текста.

Отсюда следует, что и ваше сочинение должно иметь чёткую структуру - композицию! Назовём его «конфеткой»:

Вступление. Общее высказывание. Высказывание по теме (тезис)

Основная часть

Аргументы. Мостики. Микровыводы.

Заключение.

Высказывание по теме. Общее выскавание.

Итак, любое сочинение имеет определённую структуру:

1. Вступление. (Здесь вы выдвигаете какой-то тезис - основную мысль сочинения, которую в дальнейшем бу­дете раскрывать,
доказывать.)

2. Основная часть. (Доказательства тезиса и примеры.)

3. Заключение. (Здесь вы делаете вывод всего своего сочинения, основываясь на предложенном в пер­вой части сочинения тезисе.)

Помните, что в любом сочинении должно быть не менее трёх абзацев!

Конечно, в зависимости от требований, предъявляемых к разным видам работы над сочинением (обычное сочинение по литературе, экзаменационное сочинение по литературе и по русскому языку на ЕГЭ, итоговое сочинение, являющееся допуском к ЕГЭ), структура может немного варьироваться. Но абзацев, так же, как и минимального количества частей, должно оставаться не менее трёх!

Соотнесите объёмы вступления, заключения и основной части. Самой большой по размеру должна быть основная часть, вступление - примерно вполовину меньше, заключение же - самое небольшое по объёму. Помните, что любое несоблюдение соразмерности частей сочинения может также негативно повлиять на конечный результат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работая над сочинением, даже если вы анализируете только эпизод, состав­ляйте план рассуждений.
Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развёрнутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.

При проверке любого сочинения у проверяющего всегда имеются критерии оценивания. Так вот, среди них один критерий всегда будет оставаться неизменным: «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». Проверяющие должны охарактеризовать работу учащегося не просто с точки зрения смысловой цельности, но и с точки зрения логики изложения, последовательности, на­рушения абзацного членения.

Поэтому очень важно соблюдать следующие правила.

Сочинение должно быть основано на знании текста.

Сочинение должно демонстрировать знание произведений школьной программы по выбранной теме (как правило!).

В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, кото­рая вами используется.
Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.

Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т. д.) должны быть доказаны. Главным (как правило) аргу­ментом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, днев­ники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику возможны там, где это допускается условиями написания сочинения.

Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению. Не забудьте, что эпиграф - украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем - за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.

Составление плана сочинения

В некоторых случаях бывает необходимо составить план. Это делать не обязательно, но желательно, так как план приводит в порядок ваши разрозненные мысли, выстраивает чёткую систему и помогает из­бежать логических ошибок.

Каждый пункт вашего плана должен быть одним из доказательств главной мысли сочинения.

План может быть простым и сложным. Обратимся к форме сложного плана, который строится по следующей схеме:

I. Вступление.

II. Основная часть.

III. Заключение.

Сочинение должно иметь строго продуманную трёхчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.

Писать в плане слова «вступление», «основная часть» и «заключение» не следует, потому что цифры I, II, III уже обозначают соответствующие разделы плана сочинения.

Очень многие лингвисты задумывались над тем, с чем можно сравнить план-схему сочинения. На­пример, Н.П. Морозова считает, что схема плана может напоминать построение математической тео­ремы, где во вступлении говорится о том, «что дано», в основной части - «что требуется доказать», по­сле идёт несколько пунктов - аргументов-доказательств. Причём оптимальное количество пунктов ос­новной части должно быть не меньше 3-5, так как это позволит полно и глубоко раскрыть тему сочи­нения. Больше пунктов делать не надо, но если такая необходимость возникает (такое бывает при харак­теристике какого-то сложного явления), то лучше ввести подпункты, но не меньше двух, так как один подпункт не выносится отдельно. И, наконец, в заключении подводится итог всему вышесказанному - «что и требовалось доказать».

Составление плана - один из главных и важных этапов работы над сочинением. Хотите проверить, насколько удачен ваш план, дайте прочитать его вашему однокласснику. Если по этому плану он пой­мёт, какова идея вашего сочинения, каков ход доказательств этой идеи, какова логика повествования, значит, вы достигли цели, ваш план удачен. Вы можете теперь наполнять его основным содержанием и писать сочинение.

В любом случае помните: написание сочинения - это труд, тяжёлая интеллектуальная работа, кото­рую сразу же на отлично выполнить очень трудно! Никто за вас не сможет прочитать произведение, по­думать над ним, сделать выводы, подобрать аргументировать свою точку зрения на проблему. Нужно только ваше желание и ваш труд. Всё зависит от вас!

Вступление к сочинению

Не раз мы слышали от учеников: «Я не знаю, с чего начать», «не могу написать первое предложение» и т. д. На самом деле начинать что бы то ни было - всегда трудная задача. Но её по силам решить. Главное, знать основные правила.

Как же начать писать сочинение? Напоминаю, что во вступлении обязательно нужно опираться на тему и на те ключевые слова, которые в формулировке натолкнули вас на идею сочинения. Не надо сразу вдаваться в долгие рассуждения. Сначала сформулируйте те проблемные вопросы, на которые можно отвечать в русле вашей темы. После выбирайте самый для себя привлекательный, «удобный» во­прос, пытайтесь обосновать причину своего выбора и пытайтесь ответить на него - это и будет основ­ной тезис вашего сочинения. Не забудьте ввести необходимые термины, раскрыть их, если это важно для рассмотрения темы вашего сочинения. Иногда во вступлении можно охарактеризовать эпоху создания произведения, или рассказать об эпизоде биографии писателя, или привести ещё какие-либо факты, ко­торые важны для раскрытия темы или для анализа какого-то важного аспекта характеристики. Но не за­бывайте, что лишней информации (той, что не относится к раскрытию темы) вводить не нужно!

Виды вступлений

Выделяют несколько видов вступлений. Давайте разберём их подробнее.

Биографическое вступление

Если вы хорошо ориентируетесь в биографии писателя, у вас хорошая память на даты, места и дру­гие подробности, то этот вид вступления для вас. Оно будет уместно, если биография писателя каким-то образом могла повлиять на развитие темы в его творчестве или произведение сыграло определённую роль в творческой судьбе писателя. Так, например, и М.Ю. Лермонтов, и А.С. Пушкин создавали свои произведения, неминуемо отражая в них эпизоды, события своей жизни. И в этом случае, если вы захо­тите коснуться творчества, например уже упомянутых поэтов, это будет уместно.

Сравнительное вступление

Хорошо использовать такой вид вступления, если тема сформулирована по принципу «1-й герой и 2-й герой» или просто дана, например, цитата, а в скобках указаны произведения или авторы, которые касались предложенной темы. В этом случае автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных героев произведений между собой.

Аналитическое вступление

Уместно тогда, когда в формулировке темы сочинения встречаются литературоведческие, философ­ские, нравственные термины, требующие пояснения. Например, «образ дороги в художественной лите­ратуре», «образ маленького человека в произведениях русских писателей», «честь и достоинство», «что такое дружба» и т. д. Во вступлении к такому сочинению мы можем говорить об эволюции образов (до­роги, маленького человека и т. д.), давать объяснение понятиям, приводить определения из словарей и другой научно-популярной литературы, от которых в дальнейшем будем отталкиваться.

Историческое вступление

Оно уместно тогда, когда в сочинении вы собираетесь затрагивать историческую тематику. Воз­можно, оно будет посвящено какой-то исторической эпохе или касаться её в ходе сюжета, или вы сосре­доточите своё внимание на произведении, которое само по себе, по сути своей является историческим. Так, например, говоря о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», невозможно не коснуться эпохи Александра I и Наполеона. А говоря в своём сочинении о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», будет уместно во вступлении рассказать о событиях грозной эпохи, формирующей характер не только одного человека, но и всей страны в ХХ веке.

Лирическое вступление

Это вступление - своеобразный ответ на вопросы: «Почему я выбрал эту тему? Что интересует в ней именно меня? Почему именно эта тема заставила меня задуматься над...?». Именно в этом вступлении лучше всего отражается ваша творческая индивидуальность. Но это под силу, скорее всего, именно твор­ческим натурам, которые хорошо владеют пером и могут рассуждать на тему, не отходя от сути вопроса.

Вступление - перекличка с современностью

Здесь ваша задача рассказать, почему тема, на которую вы собираетесь рассуждать, остаётся злобо­дневной и в наши дни. Что роднит произведение, героя, проблемы, о которых вы пишете, с сегодняш­ним днём?

Вступление традиционное

Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимо­сти данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

Вступление может содержать:

Ответы на поставленные тематические вопросы;

Личное мнение учащегося, если в названии сочинения есть предпосылка к выражению собственного взгляда («что, по вашему мнению, хотел донести до читателя автор в произведении...»);

Сформулированное понимание темы судьбы или образа героя, если данная цель отражена в названии работы.

Необходимость использования разных типов вступления можно показать на примере лирики А.С. Пушкина.

1. Историческое введение (характеристика «жестокого века» - 20-30-х годов Х!Х столетия), если тема направлена на осмысление гражданской, политической свободы в лирике А.С. Пушкина.

2. Аналитическое введение (размышление о свободе поэта в условиях несвободного общества).

3. Философское введение (осмысление понятия свободы как философской категории), если тема на­правлена на раскрытие проблемы индивидуальной, личной свободы Пушкина-поэта.

4. Биографическое введение (рассказ о лицейских друзьях поэта, друзьях-декабристах, женщинах, кото­рым поэт посвящал стихи, няне Пушкина - Яковлевой Арине Родионовне).

5. Сравнительное введение (сопоставление взглядов предшественников (Ломоносова, Державина) и со­временников (Рылеева, Баратынского, Лермонтова) на назначение поэта и поэзии).

В своей книге «Как сдать экзамен по литературе» известный педагог Е.Н. Ильин рекомендует пять воз­можных вариантов зачина:

1. Академический. «Писатель родился в... году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в... году...».

2. От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения...».

3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «...Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов...».

4. Дневниковый. «Болконский... Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испыты­ваю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно...».

5. Цитатный. «Что вы, что вы с собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они приме­нимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов... все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь...».

Если типы вступления, выделенные Н.П. Морозовой, можно условно назвать типами вступления по со­держанию, то типы введения по Е.Н. Ильину - вступлениями по форме. Обратите внимание, что вступле­ние, аналитическое по содержанию, может быть академическим, дневниковым, цитатным по форме. И то же можно сказать, анализируя другие типы.

В любом случае написать хорошее вступление - задача очень сложная: в небольшой объём (а всту­пление и заключение, вместе взятые, должны занимать 3 часть сочинения) следует вместить ёмкое со­держание.

Речевые клише для написания вступления

Приведём несколько речевых клише, которые помогут вам написать хорошее вступление.

1. Риторические вопросы.

Эти вопросы всегда волновали человечество. О... размышляет в своей статье... .

Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.

Некоторые считают, что... . Другие подчёркивают... . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье... .

Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с... .

2. Приём «Ниточка»: начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(Высказывание)», - так начинается статья... . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О... много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают... .

3. (Определить проблему в виде вопроса.)

4. Приём «Ключевое слово»:

1) определить тему текста;

2) выделить ключевое понятие;

3) раскрыть смысл этого понятия.

5. Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо кон­кретным примером.

6. Приём «Цитата». «...», - писал известный... . В этих словах звучит... . Действительно, ... .

7. Использование конструкций.

Всем известно, что... . Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушённые подростки, и умудрённые опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст... тоже по­свящён... .

О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы... - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё остаётся только на уровне формальных знаний.

Люди часто размышляют о том, что... . (О том, что... , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новей­шей истории).

Что мы знаем об...? (каждый из нас когда-нибудь...). Чаще всего наши знания об... ограничиваются самыми общими
представлениями: ... .

«...», - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста... .

Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. За­тем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас..., то, наверное, мы от­ветим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что... .

Основная часть сочинения

Основная часть сочинения, в зависимости от вида работы (обычное сочинение по литературе разных видов, экзаменационное сочинение по литературе и по русскому языку на ЕГЭ, итоговое сочинение, яв­ляющееся допуском к ЕГЭ), представляет собой логическую систему доказательств, которые вы приводи-
те из разных источников: из художественных произведений (из одного или нескольких) или из жизнен­ного опыта. Но в любом случае - это ваши аргументы (один-два или несколько) для доказательства ос­новной мысли - тезиса всего вашего сочинения. Поэтому будет логично, если в основной части будут примеры героев, эпизодов, в которых раскрываются их характеры; эпизоды из художественных произве­дений, ярко характеризующие то, что вы хотите доказать в сочинении; цитаты (но не очень большие, и их не должно быть очень много - 2-4 цитаты или же цитаты-словосочетания).

Раздел 1

Основная часть - это развёрнутый и доказательный ответ на вопросы, сформулированные во вступле­нии.

Чтобы правильно написать сочинение, вполне можно воспользоваться приёмом спора с воображае­мым оппонентом или методом от противного. Важно показывать своё отношение к фактам, анализиро­вать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения.

В основной части следует избегать:

Пересказа литературного произведения;

Изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение ло­гично, аргументированно и стилистически грамотно излагать мысли.

Основная часть - это проверка того, насколько верно вами понята тема.

1. Этап подбора и отбора материала

Когда вы выбираете аргументы, то важно понять, откуда их необходимо брать. Всё зависит от того, как сформулирована тема:
по конкретному произведению или произведения надо подобрать самим для доказательства вашего тезиса.

На этом этапе следует рассмотреть три случая:

В формулировке темы даётся произведение или произведения;

Формулировка темы оставляет за вами право выбрать и автора, и произведение.

Если произведение темой задано, определено, то подбор материала будет направлен на выбор его отдельных эпизодов, фрагментов, содержание которых вы должны активизировать в своей памяти.

Если выбор зависит от вас, то вы должны знать, что для раскрытия темы, для убедительного доказа­тельства идеи сочинения необходимо проанализировать 2-3 стихотворения или 2-3 небольших эпи­ческих, драматургических произведения.

К моменту написания экзаменационного сочинения постарайтесь знать содержание и уметь анали­зировать как можно больше небольших по объёму произведений: рассказов, повестей, романов. Выби­райте произведения, которые «работают» на несколько тем. Можно составить своеобразные блоки на разные темы: экологическая, нравственная, историческая, военная и т. д. В каждом блоке должно быть 3-4 произведения. Эти блоки должны быть подвижными: одно и то же произведение может входить в состав разных блоков. Не секрет, что почти на всех экзаменах нельзя пользоваться художественными текстами, как, впрочем, и всякой другой литературой, поэтому запоминайте наизусть отдельные фраг­менты. Это тоже входит в этап подбора и отбора материала.

2. Логика изложения

Во время написания основной части не отклоняйтесь от темы: желательно держать план перед гла­зами в течение всего процесса написания сочинения. Это даст вам возможность контролировать себя. В процессе работы над сочинением вас могут посетить мысли, которые не совсем подходят к теме, они правильные, но не совсем точно передают основную мысль сочинения, поэтому ими можно пожертво­вать, чтобы не уклониться от темы. В то же время, если в процессе работы логика сочинения потребует перестановки аргументов, то это необходимо сделать: не стоит следовать плану слепо, но придержи­ваться логики изложения нужно. Однако такая корректировка должна быть проведена ещё в черновике: старайтесь, чтобы сочинение соответствовало плану. Старайтесь сделать всю работу по выстраиванию логических частей, системы доказательств (подбору аргументов) на черновике. Это нужно сделать для того, чтобы вам не пришлось тратить на это время тогда, когда вы будете переписывать сочинение в бланк.

Соразмерность частей

Соблюдайте соразмерность частей сочинения. Если для доказательства идеи вы используете два, три, четыре, пять аргументов, то главная часть вашего сочинения должна состоять, соответственно, из трёх, четырёх, пяти абзацев, примерно равных между собой. Если части неравны, постарайтесь сделать их со­размерными. Если вы в тезисе заявляете мысль, которая содержит несколько подразделов или противо­положных утверждений, то для аргументов необходимо приводить такие, которые отражают эти подраз­делы.

Например, вы пишете сочинение на тему: «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». В качестве те­зиса вы приводите утверждение: «Нет, не всегда. Одним людям она действительно приносит благо, счастье, а дру­гим - минуты огорчений, а иногда даже делает жизнь трагичной». В этом случае в качестве аргументов обяза­тельно нужно привести не менее двух аргументов. Причём один должен доказывать, что любовь - это счастье, а другой - что любовь может быть трагедией. Соответственно, подбирать надо эпизоды из произведений, демонстрирующие оба ваши утверждения. Не нужно переходить на пересказ, так как таким образом вы демонстрируете, что не умеете анализировать нужный эпизод, а значит, не владеете навыками текстуального анализа. Избегайте прямого пересказа: пересказ обязательно должен быть дополнен вашими комментариями и направлен на раскрытие темы, доказательство идеи сочинения.

Цитирование

Цитата - дословное воспроизведение отрывка из какого-либо текста.

Цитирование необходимо:

Для подтверждения своей собственной мысли;

Для опровержения чужого, неверного, на ваш взгляд, мнения в целях аргументированного наглядного доказательства верной мысли;

Для демонстрации дискуссионных точек зрения на проблему, осмысляемую вами в сочинении;

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.

При цитировании необходимо соблюдать ряд условий:

Не цитируйте общеизвестные и банальные истины, вводите в сочинения оригинальные и парадоксаль­ные мысли и суждения;

Не искажайте смысл цитаты в угоду собственной идее: смысл цитаты, даже после значительного её сокращения, должен быть сохранён;

Не перегружайте сочинение цитатами, особенно большими, используйте фрагментарное цитирова­ние.

Помните, что цитата не повторяет, а доказывает мысль.

Цитата становится лишней, если она дублирует мысль, выраженную своими словами (чаще всего это встречается в сочинениях, связанных с анализом лирического текста). О притягательности и опасности цитат хорошо сказал немецкий философ Фридрих Ницше : «Юные авторы не знают, что любое удач­ное выражение, любая удачная мысль хороши только в совокупности с другими, подобными им, выра­жениями и мыслями, что превосходная цитата может обратить в ничто целые страницы, даже целую книгу. Она как бы предостерегает читателя, говорит ему: “Будь внимателен: я драгоценность, а всё ос­тальное рядом со мной - олово, простое жалкое олово”. Всякое слово, всякая мысль должны нахо­диться, так сказать, в подходящем для них обществе».

В сочинении можно использовать различные приёмы цитирования:

Полное цитирование (используется при небольшой по объёму цитате, грамматически оформляется как прямая или косвенная речь);

Частичное (фрагментарное) цитирование (используется при больших цитатах, в текст включаются отдельные слова и выражения из цитаты);

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может стоять:

Перед цитатой, если она приводится не с начала фразы (после многоточия цитата начинается со строч­ной буквы);

В середине цитаты, если пропускается какая-то её часть;

В конце цитаты, если она обрывается и не исчерпывает всего высказывания автора.

При введении цитаты можно использовать такие глаголы, как думает, полагает, утверждает, считает, пишет, отмечает, поясняет; такие вводные конструкции, как по мнению, по словам, по мысли, с точки зрения, на взгляд и т. д.

Употребляйте в экзаменационном сочинении только те слова и выражения, которые вам хорошо из­вестны и в написании которых вы уверены. Не употребляйте слов, в написании которых вы хоть в малой мере сомневаетесь! Поверьте, когда в работе проверяющий, наряду с речью «школьника», встречает «за­умные выражения» или термины, в толковании которых в сочинении допущены ошибки, то это произ­водит не очень благоприятное впечатление на экзаменатора.

Проверка написанного

Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их. Обязательно проверяйте то, как ваши мик­ровыводы к каждой части доказательства соответствуют тому тезису, который вы заявили в первой части-вступлении, перекликаются ли они, являются ли они ответами на вопрос (если тезис сформулирован в виде вопроса).

6. И напоследок прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме. Прочитайте ещё раз формулировку темы, тезис, микровыводы и вывод (о том, каким он должен быть, рассказывается в сле­дующем разделе). Все ли они соответствуют друг другу? Проверьте грамотность. И только после этой проверки переписывайте сочинение в специальный бланк, чтобы избежать в нём исправлений.

И ещё один ценный совет. Иногда бывает лучше начать своё сочинение с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более чётко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на
них. Можно использовать способ доказательства от противного. Но такой способ не всегда подходит. Например, если вам уже предложена формулировка темы, где утверждение-тезис присутствует, то на
подготовительном этапе работы вы уже подобрали аргументы-произведения, эпизоды, героев из произ­ведений, отвечающих заданной мысли, и поэтому в этом случае логичнее начинать не с основной
части, а с вступления. При этом обязательно подумайте над тем, к какому выводу вы хотите прийти в процессе умозаключений и доказательств, чтобы лучше ориентироваться в подборе базы доказательств.

Например, при написании сочинения на тему: «Какого человека можно назвать героем своего времени?» лучше сначала заняться подбором аргументов для того, чтобы выявить те черты, которыми должен обла­дать герой времени, а потом уже выдвигать тезис, в котором вы определяете основную мысль при ответе на поставленный вопрос. В этом случае логичнее поступать именно так для того, чтобы не уйти от темы или совсем не отклониться от неё, переходя на конкретные, например, исторические периоды и т. д.